Андрей первозванный икона значение. Святой апостол Андрей Первозванный (†ок.62)

В Житии святого апостола Андрея Первозванного упоминается, что Андрей и его брат Симон (будущий св. Петр) были галилейскими рыбарями, родившимися и росшими в Вифсаиде (городе на берегу Генисаретского озера), в семье еврея Ионы. В Евангелии от Иоанна (1:42) Иисус говорит будущему св. Петру: «Ты – Симон, сын Ионин; ты наречёшься Кифа, что значит: „камень“ (Пётр)».

Эта северная часть Святой земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее – добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей – греческое и в переводе значит «мужественный». Повзрослев, братья перебрались в Капернаум, где обзавелись собственным домом и продолжали заниматься рыбной ловлей.

Еще в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил всё и отправился к нему. Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя.

Евангелисты Матфей и Иоанн по-разному описывают встречу Андрея с Иисусом. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Андрей впервые увидел Спасителя, когда святой Предтеча указал на идущего Иисуса Христа и произнес: «Вот Агнец Божий». Услышав это, Андрей вместе с другим учеником Предтечи, имени которого евангелист не приводит, оставил Крестителя и последовал за Христом. Потом Андрей нашел своего брата Симона (Петра) и тоже привел его к Иисусу. Согласно Евангелию от Иоанна (1:41), именно от Андрея св. Петр впервые узнал о том, что нашли Мессию (Христа).

Матфей же повествует о том, как Спаситель встретил Андрея и его брата Симона на берегу Генисаретского озера, где братья ловили рыбу, забрасывая сети в воду. Иисус обратился к ним со словами: «Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». И они последовали за ним, оставив свои сети.

Писание доносит до нас весьма скудные сведения об апостоле Андрее, но его жизнеописание говорит само за себя. В Евангелии от Иоанна сказано о том, что во время чуда умножения хлебов Андрей указал на мальчика, имевшего «пять хлебов ячменных и две рыбки» (Ин. 6:8–9). Он же показал Спасителя язычникам, пришедшим в Иерусалим для поклонения истинному Богу (Ин. 12:20–22). По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырех учеников Иисуса, которым Он на горе Елеонской открыл судьбы мира (Мк. 13:3).

Святой Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов и учеников Иисуса Христа. До последнего дня земного пути Спасителя следовал за ним его Первозванный апостол. После крестной гибели Господа святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. В день Пятидесятницы (то есть через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса) в Иерусалиме произошло чудо сошествия на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Так, вдохновляемые Духом Божиим, апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных наречиях о великих делах Господа.

Двенадцать учеников Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников ко Христу. Святому Андрею выпали по жребию обширные земли Вифинии и Пропонтиды с городами Халкидон и Византия, также земли Фракии и Македонии, простирающиеся до Чёрного моря и Дуная, кроме того, земли Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи, города Аминс, Трапезунд, Ираклия и Амастрида.

Святой Андрей прошел эти города и страны, неся язычникам евангельскую проповедь. Почти всюду, где оказывался апостол, власти встречали его жестокими гонениями, он претерпевал множество скорбей и страданий. Пройдя через Босфорское царство, апостол Андрей предпринял морское путешествие во фракийский город Византию, где первым проповедовал учение Спасителя и основал Церковь – будущий центр Восточного христианства.

Далее его путь пролегал вверх по Днепру до места, где стоит теперь город Киев. Автор «Повести временных лет» Нестор пишет о том, как апостол пристал на ночь к Киевским горам и, поднявшись утром, пророчествовал, что на этих горах «воссияет благодать Божия» и что будет здесь великий город, где Господь воздвигнет много церквей и просветит святым крещением всю эту землю. Взойдя на горы, апостол благословил их и водрузил там крест. Это место было «ознаменовано в Киеве храмом во имя его».

(«…Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру…» («Повесть временных лет» в переводе Д.С. Лихачёва).

Далее святой Андрей отправился в Новгород, где воздвигнул крест около нынешнего села Грузино на берегу Волхова. Оттуда апостол доплыл до Ладожского озера, а потом – до острова Валаам. Предание гласит о том, как святой установил на острове каменный крест и истребил капища богов Велеса и Перуна (капище – культовое сооружение у славян; Велес и Перун – боги славянской языческой мифологии), обратив в христианство языческих жрецов. Таким образом, Андрей Первозванный прошел путь, названный в дальнейшем «Из варяг в греки», сея первые семена христианского учения среди разноплеменного населения древней Руси.

После апостольского служения в землях будущей России святой Андрей посетил Рим, откуда возвратился в греческую страну Эпир. Как и в начале пути, апостол прошел через Фракию, где снова и снова проповедовал учение Иисуса.

Житие апостола повествует о многих случаях воскрешения им усопших (Житіе святаго Апостола Андрея Первозваннаго. Переводъ съ грузинской рукописи Давидгареджійскаго монастыря; Книга о чудесах блаженного апостола Андрея Георгия Флоренция Григория, епископа Турского).

В ахайском городе Патры святому Андрею суждено было закончить свой земной путь, приняв мученическую смерть. Он был отправлен на казнь римским проконсулом Егеатом.

По Преданию, в Патрах святой Андрей остановился у одного уважаемого человека по имени Сосия и избавил его от тяжелой болезни, после чего обратил в христианство жителей всего города. Множество горожан святой Андрей в это время излечил возложением рук от различных болезней. Однако сам правитель не принял проповедь апостола. Предание подробно говорит о встрече апостола с правителем Патр (Деяния св. апостола Андрея Первозванного).

Не мог понять Егеат слова и смысл учения святого Андрея и повелел бросить апостола в темницу. Толпы людей, верных своему учителю, стекались к месту заключения святого Андрея. Они были готовы встать на его защиту. Однако святой удерживал их своей вдохновенной проповедью. Он просил их не производить «возмущения во имя Иисуса Христа». Напоминал о том, как Спаситель, будучи предан на смерть, показал великое терпение. Он не прекословил своим палачам, не вырывался из их рук. Святой Андрей призывал своих последователей к спокойствию и молчанию, увещевал их вести себя, подобно воинам Господа, которые умеют страдать, не жалуясь и не ропща. Он просил собравшихся не препятствовать выпавшим на его долю испытаниям – ведь не земных мук нужно бояться, а тех, которые не имеют конца. Устрашения же и угрозы человеческие подобны дыму: явившись, они внезапно исчезают. Святой Андрей провел всю ночь, благовествуя людям, собравшимся у места его заточения. Он учил их не бояться временных страданий: они легко переносятся, если незначительны, если же они велики, то оканчиваются со смертью телесной, но ее ли бояться тем, кто уверовал в бессмертие души. С любовью обращаясь ко слушавшим его в ту ночь, святой Андрей призывал их быть готовыми через временные скорби перейти к вечной радости, в вечное Царство Христово.

Вокруг места казни собралось множество народа; святой Андрей, будучи на кресте, укреплял своей проповедью веровавших во Христа и призывал их терпеть временные мучения, уча, что никакое мучение ничего не стоит по сравнению с будущим воздаянием. Два дня проповедовал апостол с креста.

Собравшиеся вокруг него люди сочувствовали ему от всей души и требовали, чтобы святого сняли с креста. Егеат, опасаясь всеобщего гнева, попытался прекратить казнь, апостол стал усердно молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти, подобной той, которую пережил Он Сам, а потому воины, которые по приказу проконсула пробовали снять его с креста, никак не могли этого сделать – руки их переставали повиноваться им, когда они протягивали их к святому. И когда распятый апостол произнес слова хвалы Господу Иисусу Христу и попросил, чтобы Он принял дух первозванного Им ученика, то перед разлучением души святого с телом небесный свет осиял крест Андрея, и в его блистании апостол отошел в вечное Царство Божие. После этого Максимилла, супруга Егеата, сняла с креста тело апостола-мученика и с почестями, достойными его подвига, погребла его. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 70 года после Рождества Христова.

Апостол Андрей Первозванный почитается основателем и небесным покровителем Константинопольской православной церкви. В 357 году при императоре Константине Великом святые мощи апостола Андрея Первозванного из Патр были перенесены в Константинополь со всеми торжествами по этому случаю и упокоены в храме Святых Апостолов рядом с мощами евангелиста Луки и апостола от 70-ти Тимофея, друга и ученика святого апостола Павла.

По Преданию, в VIII веке монах Регулус перевез мощи Андрея Первозванного в Шотландию, отчего она сейчас также включена в список стран, где апостола почитают небесным покровителем. Мощи пребывали в кафедральном соборе города Сент-Эндрюса – в переводе на русский Святого Андрея. Сент-Эндрюс до сих пор сохранил почетное звание церковной столицы Шотландии. Есть предположение, что это была только часть мощей, поскольку, когда крестоносцы в 1208 году взяли Константинополь, его мощи были изъяты из собора Святых Апостолов и перенесены в итальянский город Амальфи.

Истоки русского Православия берут преемственное начало из византийской веры. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. Император Петр I в 1699 году учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства за особые заслуги. Первым, кто был его удостоен, стал дипломат Ф.А. Головин. С петровских времен Русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, под сенью которого русские одержали множество побед.

В России в ХVIII–ХIХ вв. были построены великолепные соборы и храмы во имя Святого Андрея Первозванного. Гениальный архитектор Растрелли построил знаменитую Андреевскую церковь в Киеве на том месте, где, по Преданию, св. Андрей водрузил крест.

В 1805 году в присутствии императора Александра I был заложен каменный Андреевский собор в Кронштадте. 26 августа 1817 года состоялось освящение храма во имя Святого апостола Андрея Первозванного. Колокольня Андреевского собора имела 10 уникальных колоколов, самый старый из которых отлит в 1752 году. Собор был богат церковными достопримечательностями. Среди них медальное изображение св. апостола Андрея Первозванного, вырезанное из слоновой кости императором Петром Великим, серебряные лопатка и молоток, которыми император Александр I в 1805 году осуществлял закладку собора, и др. В соборе были похоронены выдающиеся флотоводцы и адмиралы России, в том числе и первооткрыватель Антарктиды – адмирал Ф.Ф. Беллинсгаузен. К сожалению, этот собор, не без оснований считавшийся украшением Кронштадта, не сохранился – в 1932 году храм был взорван, а на его месте был установлен памятник В.И. Ленину.

В Российском военном флоте было и несколько кораблей, носящих имя св. Андрея. Последний из них, линейный корабль «Андрей Первозванный», вступил в состав Балтийского флота в 1912 году. Интересно отметить, что и первое в мире научно-промысловое судно также носило имя «Андрей Первозванный» и обеспечивало экспедиционные работы в Баренцевом море по выявлению его рыбных запасов в 1898–1910 годах.

С революцией 1917 года флаг, изображавший синий косой крест на белом поле, исчез с кормы кораблей Русского флота, учрежденный Петром Великим орден также был забыт. Его место заняли другие ордена, ставшие не менее почетными в России. Но Андреевский флаг снова был поднят в 1994 году, а с 1998 года и орден Святого апостола Андрея Первозванного вновь стал одной из высочайших наград Российской Федерации.

Какое чудо произошло

Как и прочие апостолы, апостол Андрей был удостоен Господом даром чудотворения – исцеления тяжких недугов и воскрешения умерших, подобно воскрешению Лазаря из Вифании (Ин. 11, 1–45) или дочери Иаира (Мф. 9, 16–18; Мк. 5, 21–43; Лк. 8, 41–56). Предание оставило нам несколько свидетельств об этих давних событиях.

Вот несколько из них. В городе Амасеев им был воскрешен сын некоего Деметрия, мальчик Египтий, умерший от лихорадки. В Никомидии во время погребального шествия собаки разорвали мальчика, но апостол воскресил его. В Патрах, городе, где апостол принял мученическую кончину, во время его проповедей случилось следующее. Во время одной из проповедей апостола волна вынесла на берег бездыханное тело жителя Македонии Филопатра, который плыл в Патры с целью узнать больше о новом – христианском – учении. Когда Филопатр пришел в себя, восстав из мертвых, он попросил апостола Андрея воскресить и его спутников, погибших в пучине. Святой апостол вознес молитву Господу, и на берег волной выбросило еще 39 человек. Присутствовавшие при этом чуде также приступили к апостолу с просьбой воскресить несчастных. Тела утопших положили рядом, апостол прочел над ними молитву, и все они воскресли. Но чудо ли это в Господних глазах, ибо «дивен Бог во святых Своих»? Только для нас – чудо. Странно, что мы не удивляемся другому.
Путь святого апостола Андрея Первозванного «Из варяг в греки», одна из долгих дорог его апостольского служения, протянулся незримой связующей нитью между Византией и Россией и стал духовной предтечей будущей победы Православия на Руси. Победой, которая чудесна тем, что вознеслась над Русью в самые тяжелые для нее времена. Русь, раздробленная на княжества и ослабленная междоусобицами, Русь, плененная с востока Золотой Ордой, осаждаемая то с запада польско-литовскими католиками, то с севера шведами, за несколько тяжелейших для нашей Отчизны столетий стала и осталась – Первозванной в Православной вере.

Это ли не удивительное историческое диво, свершившееся силой русского патриотизма, вдохновленного Господней волей. Наша родная православная вера – самое большое чудо, которое по промыслу Божию Андрей Первозванный принес и оставил нам как спасительное духовное наследство, явленное нам промыслом Божиим через Его верного апостола.

Значение иконы

Икона Святого Андрея Первозванного находится едва ли не в каждой русской церкви. Его почитание на Руси начинается еще со времен апостольских деяний, по сути, христианскую веру на языческую Киевскую Русь принес именно он, и именно с его приходом Святой Дух Христовой веры по воле Божией стал постепенно укрепляться в сердцах наших предков, населявших эти просторы.

Зерно Христовой Веры, Истины Святого Духа, принесенное нам апостолом, оказалось благотворным и глубоко закрепленным в дальнейшей истории духовного развития Родины: вспомним, что крестивший Русь святой князь Владимир Святославич был воспитанником его бабки княгини Ольги, которая была благочестивой христианкой. И сегодня, стоя перед иконой Святого апостола Андрея Первозванного, не стоит ли вознести ему благодарную молитву за то, что он по воле Божией принес нам удивительную возможность открыть в себе жизнь духовную, которая делает людей людьми, причаститься высоких Божественных тайн, которые несут нам свет, защиту, помощь, совет и главное – Любовь Господа?

А на иконе мы видим длиннобородого старца, сжимающего крепкой рукой крест, который одновременно – его дорожный посох по пути духовному и по пути земному, пройденному им много веков назад ради духовного спасения наших предков и ради нас с вами.

Апостол Андрей Первозванный - один из наиболее почитаемых православных святых.

Св. Андрей назван "первозванным" потому, что прежде других апостолов, первый из апостолов решился последовать за Христом.

Апостол Андрей был родом из Галилеи. Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее - добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей - греческое и в переводе значит “мужественный”.

Когда Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном Заведеевым последовал за пророком, надеясь найти ответ на свои духовные вопросы. Многие думали, что Иоанн Креститель и есть ожидаемый Мессия, но он объяснил людям, что он не Мессия, а послан только приготовить Ему путь.

В то время Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения, и тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: “Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира”. Услышав это, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: “Что вам надобно?” Они сказали: “Равви (Учитель), где Ты живешь?” - “Пойдите и увидите”, - ответил Иисус, и с того времени они стали Его учениками. В этот же день апостол Андрей пошел к своему брату Симону Петру и сказал ему: “Мы нашли Мессию”. Так Петр присоединился к ученикам Христовым.Однако апостолы не сразу всецело посвятили себя апостольскому званию.

Братья Андрей и Симон Петр и братья Иоанн и Иаков должны были на какое-то время вернуться к своим семьям и заняться своей обычной работой - рыбной ловлей. Несколько месяцев спустя Господь проходя мимо Галилейского озера и увидев их ловящими рыбу, сказал: “Идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков”. Тогда они оставили свои лодки и сети и с того дня стали неотлучными учениками Христовыми.Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, получил наименование Первозванного. Он пребывал с Христом в течении всего периода Его общественного служения.

После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо.

После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. После смерти, воскрешения и вознесения Иисуса Христа, св. Андрей, приявши, вместе с прочими апостолами Св. Духа, отправился проповедовать слово Бoжиe, насаждать Христову веру.

Он по жребию получил в свой удел:

  • малоазиатскую область Вифинию, омываемую с севера Черным морем, а с запада Мраморным,
  • города, лежащие на юге Чернаго моря: Понтиский город Трапезунд, Вифинийский - Гераклию Понтийскую (ныне Пентераки), Пафлагонский - Амастр и другие.
  • в Европе - Вязанию и другие земли, омываемые Мраморным морем и Архипелагом, т. е. Фракию, Македонию (до реки Дуная и Чернаго моря), Фессалию, Элладу и Axaю.
Bсе эти города и страны св. Андрей довольно времени просвещал светом христианского учения. Проповедуя Христово имя, он перенес немало скорбей и страданий, которые переносил с радостью, будучи подкрепляем всесильною помощию Того, чье имя он проповедывал.

Больше всего св. Андрей претерпел мук в городе Синопе, лежащем на берегу Чернаго моря. Там нечестивые противники Христовой веры, распростерши его на земле, влачили за руки и ноги, били палками, бросали в него каменьями, вырывали зубы и пальцы; но святый мученик и проповедник, будучи осеняем благодатию Спаса и Учителя своего Иисуса Христа, несмотря на все эти страдания, оставался целым и невредимым.

Из Синопа св. Андрей направился в Неокесаpию Понтийскую и Сирийский город Самосамы, а за сим посетил Алапы, Авасги и Зикхи. Посетив посли этого страны Боспортскии, он, наконец, прибыл в Византию. Тут он первый проповедывал Христа; научив многих людей Христовой вере, он поставил в этой стране многих Иереев. Стахия же, о котором упоминает апостол Павел в своем послании к римлянам (Рим. XVI, 9), св. Андрей рукоположил во епископа.

После сего, продолжая свои труды в благовестии Слова Божия, св. Андрей обошел берега Черного моря, был в Скифии и Херсониде и, наконец, достигнув реки Днепра, пристал к горам Киевским.

Св. Андрей переночевал у подошвы их, а на другой день, обратясь к ученикам своим, сказал:

"Видите ли эти горы? Поверьте мне, на них воссияет благодать Божия, и будет здесь великий город. Господу угодно воздвигнуть тут множество церквей и просвятить святым крещением все эти страны". Сказав это, св. Андрей взошел на горы, благословил их и водрузил на них крест, предуказывая этим,

что земля эта получит Христову веру от им основанной Византйской Церкви.

На сей возвышенности ныне красуется величественный храм, посвященный имени первозванного апостола.

От гор Киевских св. апостол направился далее на север и посетил то место, где ныне находится Новгород. После сего Андрей был в Риме, а оттуда возвратился в Грецию и посетил Епир и Фракию. Здесь он утверждал христиан вере, поставил им епископов и учителей.

В таких трудах по распространению и утверждению Христовой веры св. Андрей прошел многие страны и достиг Пелопонеса, где, остановившись в Ахайском городе Патрах у благочестивого мужа, по имени Сосия и исцелил его от тяжкой болезни. Это чудо так поразило жителей города, что они все обратились ко Христу. Жена проконсула Егеата Максимилла, получивши от св. Андрея скорое исцеление своей болезни, также уверовала во Христа. Уверовал также во Христа и брат проконсула премудрый Стратоклий. В числе уверовавших во Христа было множество таких, которые через возложение апостольских рук получили исцеление различных недугов.Проконсул Егеат, видя такие успехи проповеди апостола Андрея, разгневался до неистовства. Он приказал схватить проповедника Христовой веры и распять его на кресте. Это происходило в 80 году по Рождестве Христовом.

Апостол, нисколько не устрашившись приговора, во вдохновенной проповеди раскрыл перед собравшимися духовную силу и значение крестных страданий Спасителя.

Правитель Егеат не поверил проповеди апостола, назвав его учение безумием.

Затем он велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал.

Святого Андрея привязав ко кресту наподобие буквы X, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. Несправедливый приговор Егеата вызвал в народе возмущение, тем не менее этот приговор остался в силе. Вися на кресте, апостол Андреи непрестанно молился. Перед разлучением его души с телом небесный свет осиял крест Андрея, и в его блистании апостол отошел в вечное Царство Божие. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 62 года после Рождества Христова.

Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России.

Император Петр I учредил в честь апостола Андрея Первозванного первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства.

С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, на белом фоне голубой крест формы X, под сенью которого русские одержали множество побед.

Спустя много лет мощи святаго апостола Андрея были перенесены в Константинополь, по повелению царя Константина, учеником Артемием. Там они были положены в храме во имя святых апостолов, внутри священного жертвенника, рядом с мощами св. евангелиста Луки и св. апостола Тимофея, ученика св. апостола Павла.

Апостола Андрея Первозванного считают первым проповедником Христовой веры наших земель, поэтому перед его иконой молятся о защите Отечества.
Святой Андрей много трудов положил для распространения веры Христовой, он — очень сильный помощник в деле ее укрепления, а также в защите от козней и нападок злых сил.
Апостол может помочь в исцелении от недугов — «Всюду Именем Господа Иисуса болящия исцеляя, мертвыя воскрешая, бесы изгоняя… » (слова из )

До призвания Андрей Первозванный был простым рыбаком, поэтому он считается покровителем рыбаков и людей, которые связаны с морем.

Морской флот России всегда находился под покровительством Андрея Первозванного, на флотском боевом знамени изображен Андреевский крест. Перед выходом в море военные моряки и их родные служат молебен для Андрея Первозванного , чтобы он покровительствовал им в походах и помогал возвращению домой.

Еще апостол Андрей Первозванный , по народным преданиям, помогает девицам в поисках хорошего жениха, а родители молятся ему о том, чтобы их дочь вела целомудренный образ жизни.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

Андрей Заведеев, будущий апостол Андрей Первозванный, был обычным рыбаком. Андрея очень интересовали ответы на многие духовные вопросы, поэтому он стал учеником Иоанна Крестителя. Тогда многие стали считать Предтечу Самим Мессией, который был предсказан в Библии, но он утверждал, что он тот, кто готовит Ему путь. Вместе со своим братом Иоанном, Андрей следовал за пророком и однажды, во время крещения людей в Иордане, он, наконец, увидел, как их учитель указал на Человека и сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира ».
Святитель Иоанн Златоуст в «Похвальном слове святому апостолу Андрею Первозванному» писал:
«Воспоминаемый ныне Андрей, когда нашел Господа всех как некоторое сокровище света, восклицал, обращаясь к своему брату Петру: “Мы нашли Мессию”. Тогда Петр тоже присоединился к ученикам Христовым. Но все же они еще не были полностью посвящены служению Господу, а продолжали жить с семьями и ловить для пропитания рыбу.

Через несколько месяцев Господь проходил, как написано в Евангелие, мимо Галилейского озера, увидел братьев и сказал им: «Идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним ».
Апостола Андрея назвали Первозванным — он первым последовал за Христом. В Писании мало сведений об Андрее, в основном мы знаем о его деятельности из Жития и Деяний.
В Евангелие сказано, что именно апостол Андрей показал на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбами, которые потом Иисус Христос умножил и ими были накормлены несколько тысяч человек.
Святой апостол Андрей был со Спасителем в течение всей Его земной жизни, на Тайной вечере, при встречах с Господом после Его , видел и на него тоже сошел Святой Дух на .

После Пятидесятницы апостолы по жребию определили страны, в которых они должны были проповедовать христианскую веру. Апостолу Андрею досталось нести Евангелие народам на побережье Черного моря и далее, на север, к скифам.
Нет точных данных, насколько далеко географически продвинулся апостол Андрей в своем служении. Историки считают, что он побывал на территории Крыма, части Украины, на Кубани и Кавказе, но точных подтверждений этому нет.
Одно, несомненно: апостол Андрей Первозванный – первый проповедник благой вести в «наших краях» и возможно, поэтому он незримо присутствует в истории России в течение многих веков.

Отовсюду апостол Андрей, также как и все остальные апостолы, получал сопротивление от язычников, его деятельность сопровождали страдания. Об этом так написал апостол Павел: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем » (2 Кор. 4: 8–10).

Много чудес, исцелений и даже воскрешений из мертвых совершилось по молитвам Андрея Первозванного в разных краях и городах. Большое количество людей перешло в христианскую веру после этих чудес и проповедей апостола Андрея.
Через некоторое время, как раз во времена начала гонений на христиан, Андрей возвратился в Рим, а затем оказался на греческом полуострове Пелопоннес, где стал защищать, рискую жизнью, Христову веру перед римским наместником Эгеатом. Он считал, что совсем неправильно поклоняться тому, кто умер позорной смертью на кресте. Не понимал, почему он сам «мертв» и зачем ему необходимо было спасаться и обретать свою душу. В конце концов, споря, Эгеат пригрозил Андрею крестной смертью, такой же, какою принял ее Иисус Христос.

Как и Учитель, апостол Андрей не испугался угроз, его посадили в темницу, где он стал ожидать казнь. Народ понимал, что он невиновен и никаких проступков не совершал, люди даже готовы были поднять бунт, а Андрей объяснял им, что эти страдания во славу Христа приведут его к вечной славе.

Два дня висел в мучениях апостол Андрей на косом кресте в форме буквы Х (такой крест получил название Андреевский), продолжая проповеди людям и призывая их к вере и смирению. Приняв мученическую смерть, примерно в 70-х годах первого века, Андрей первозванный отошел ко Господу.

Уже в самом начале обращения к христианству, в XI веке, на Руси глубоко почитали Андрея Первозванного.
В 1030 году младший сын князя Ярослава Мудрого, Всеволод Ярославич, был крещен с именем Андрей, а в 1086 году он основал в Киеве Андреевский монастырь, первый женский монастырь Руси. Примерно в те же годы в Новгороде был основан первый храм во имя святого Андрея Первозванного.

В день основания Санкт-Петербурга, Петр Первый заложил в основание крепости ковчег с частицей мощей апостола Андрея — заступника этого города.

Орден Андрея Первозванного является высшим орденом государства. Это был самый известный русский орден, который стал высшей наградой Российской империи до 1917 года, а с 1998 года – и Российской Федераци, а знамя с Андреевским крестом и сейчас считается флагом военного флота России.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, апостоле Христов Андрее, и чтим болезни и труды твоя,
имиже трудился еси во благовестии Христове.

ВИДЕОФИЛЬМ

Видеофильм об апостоле Андрее

13 декабря Церковь совершает память апостола Андрея. Он стал первым из призванных учеников Христа, в связи с чем его именуют Первозванным.Апостол Андрей упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф.10:2), от Марка (Мк. 3:18), от Луки (Лк. 6:14), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13).

Собор двенадцати апостолов. Византийская икона XIV века в собрании ГМИИ им. Пушкина в Москве.

Происходивший, как и апостол Филипп, из Вифсаиды (Ин. 1, 44), Андрей Первозванный жил в Капернауме (Мк. 1, 29) в одном доме вместе с братом Симоном Петром (Мф. 4, 18; Мк. 1, 16). Отца Петра и Андрея Первозванного звали Иона (Мф. 16, 17; Ин. 1, 42) (некоторые древние рукописи Евангелия от Иоанна предлагают иной вариант его имени - Иоанн).

Апостол Петр и Апостол Андрей. Современная икона. Архимандрит Зинон (Теодор).

Согласно Евангелию от Иоанна, Андрей Первозванный был одним из тех 2 учеников св. Иоанна Предтечи, которые после свидетельства последнего о Христе в Вифании последовали за Спасителем (Ин. 1, 35–40). Став первым учеником Христа (отсюда его традиционное прозвание - Первозванный) и проведя с Ним день, Андрей Первозванный затем привел к Нему брата (Ин. 1, 41–42).

Современная икона. Выполнена в иконописной мастерской Екатерины Ильинской. Москва.

Андрей приводит Симона к Иисусу (Ин. 1, 40-42); Болгария. Тырново; XIV в.; памятник: Четвероевангелие царя Иоанна Александра, 1356г.

Согласно евангелистам Матфею и Марку, Андрей Первозванный и Петр занимались рыбной ловлей, во время которой они вместе с Иаковом и Иоанном были призваны Спасителем на берегу Геннисаретского озера (Мф. 4, 18; Мк. 1, 16). При согласовании данного сообщения с Евангелием от Иоанна это призвание обычно считается 2-м, пр оисшедшим после возвращения Иисуса из пустыни.

Призвание Симона и Андрея. Мозаика церкви Аполлинария Нового. Равенна. VI век.

В дальнейшем в Новом Завете об Андрее Первозванном сообщается эпизодически. Он упоминается среди 12 учеников Христа, где занимает 2-е, после апостола Петра (Мф. 10, 2; Лк. 6, 14), или 4-е, после Петра, Иакова и Иоанна (Мк. 3, 18), место. Вместе со своим земляком апостолом Филиппом, Андрей Первозванный, возможно, занимал какое-то особое место в общине апостолов: при чудесном насыщении 5 тыс. чел. именно он сообщает Иисусу об имеющихся 5 хлебах и 2 рыбах (Ин. 6, 8-9), а в истории с эллинами, пришедшими в Иерусалим на Пасху, Филипп, к которому они вначале обратились, передал их просьбу Андрею Первозванному, и уже вместе они пошли к Иисусу (Ин. 12, 21–22).

Апостол Андрей Первозванный. Фрагмент иконы «Собор двенадцати апостолов».

Андрей Первозванный вместе с 3 избранными учениками Христа, Петром, Иаковом и Иоанном, был участником беседы Спасителя на Масличной горе о грядущем конце мира (Мк. 13, 3).

Апостол Андрей Первозванный. Греческая фреска, о. Кипр, XI в.

В числе 12 учеников Андрей Первозванный присутствовал на Тайной вечере и при явлениях Христа апостолам после Воскресения, а также при Вознесении Спасителя (Деян. 1, 13). Последнее, что известно об Андрее Первозванном из Нового Завета,- это его участие вместе со всеми в выборе 12-го апостола вместо Иуды Искариота и присутствие при схождении Святого Духа на праздник Пятидесятницы (Деян. 2, 1).

Моление о Чаше. Миниатюра рукописи Дионисиу. Афон. Конец XI в.

Тайная Вечеря. Из праздничного чина. Мастерская Андрея Рублева. Москва, XV в.

Уверение ап. Фомы. Дионисий. Из Павлова-Обнорского монастыря, 1500 г. Русский музей.

Вознесение Христово. Икона из праздничного ряда иконостаса Кирилло-Белозерского монастыря. Конец XV века

Пятидесятница. Мозаичный свод. Фрагмент. Осиос Лукас, Греция. XII век

Христос Лоза Истинная (Христос Виноградная Лоза). Греция. Крит; XV в.;

«Повесть временных лет» говорит о посещении Андреем Первозванным земель, на которых впоследствии возник Киев, прослеживается путь апостола до Новгорода и до северных русских земель.

Ап. Андрей благословляет киевские горы. Водружение креста на месте основания города. Миниатюра Радзивиловской летописи. Кон. XV в.

Также об апостоле Андрее рассказывают 2 апокрифические книги – «Деяния апостола Андрея» и «Деяния апостолов Андрея и Матфия в городе людоедов». Церковная история Евсевия Кессарийского в 1 главе описывает где проповедовал каждый из апостолов. Согласно ей, апостолу Андрею по жребию выпала Скифия. Однако, все сведения, которые существуют в настоящее время, не позволяют говорить о том, что апостол Андрей был в Киеве и Новгороде. Но важный является то, что Русь – жребий апостола Андрея и он, несомненно, является ее покровителем.

Святой апостол Андрей прошел Малую Азию, Фракию, Македонию. На своем пути Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола, Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство. Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры.

Св. ап. Андрей Первозванный; XVII в.

Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в городе Патры. Недужные исцелились, слепые прозревали. По молитве апостола, выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий. Совершенные апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города Патры. Немного оставалось язычников в Патрах, среди них был правитель города Эгеат – он приказал распять апостола. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: «Господи, Иисусе Христе, приими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его. По преданию, крест на котором был распят апостол, имел Х – образную форму.

Распятие апостола Андрея. Мозаика. Кафедральный собор святого Апостола Андрея Первозванного в Патрах. XX в.

Часть креста Святого апостола Андрея Первозванного.

Именно поэтому апостол на иконах часто изображается на фоне косого креста.

Апостол Андрей. Современная икона.

Распятие апостола Андрея — миниатюра из Минология Василия II. Ватикан. Начало XI в. изображает апостола Андрея распятого на прямом кресте.

Несколько столетий спустя, при императоре Константине Великом, мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла — апостола Тимофея.

Мощи святого апостола Андрея Первозванного. Кафедральный собор святого Апостола Андрея Первозванного в Патрах.

Имя апостола Андрея Первозванного проходит через всю русскую историю, связуя эпохи и человеческие судьбы. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый российский орден, который был высшей государственной наградой. В 1998 году орден святого Андрея Первозванного был восстановлен как высшая государственная награда новой России. С петровских времен стягом русского флота стал Андреевский флаг. Царь собственноручно определил, как он будет выглядеть: «Флаг белый, через который синий крест святого Андрея, того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение».

Андреевский флаг.

Иконография.

(Ирина Шалина. Образ Андрея Первозванного в византийской и древнерусской иконографии)

Сложение иконографии апостола Андрея относится к очень раннему времени, о чем свидетельствуют фрески катакомб в Кармузе (Египет), датируемые IV–VI веками; диптих слоновой кости 450–460 гг. (Музей Виктории и Альберта, Лондон) и христианские ампулы.

Диптих. Слоновая кость.

Особый импульс появлению новых изображений святого придало перенесение его мощей из места мученической кончины в Патрах (Греция) – в Константинополь. В 357 г. по поручению императора Констанция II останки Андрея (за исключением честной главы) были перенесены военачальником (впоследствии мучеником) Артемием в столицу и помещены в основание храма свв. апостолов.

Ап. Андрей. Современная перегородчатая эмаль. Грузия.

Ап. Андрей. Современная перегородчатая эмаль. Грузия.

Интерес к иконографии Андрея Первозванного должен был усилиться и после событий VI века, когда при императоре Юстиниане I обретенные при разборке ветхого храма мощи свв. апостолов Андрея, Луки и Тимофея были торжественно перенесены в новый храм свв. апостолов и погребены под престолом. «Преложение мощей апостолов» – как особый праздник – был занесен в греческий синаксарь под 20 июня. Редчайшим и древнейшим примером отражения этих событий является миниатюра на папирусном листе утраченной хроники IV или V века, где было описано и, соответственно, проиллюстрировано перенесение реликвий апостолов Луки и Андрея в Константинополь. Композиция представляет собой наиболее лаконичный вариант такой иконографии, которая позже станет традиционной для сцен перенесения мощей святых: две фигуры юношей, держащих реликвии, приближаются к городским стенам столицы.

Андрей Первозванный, апостол; Византия. Греция. Македония; XIV в.

По свидетельству Епифания Монаха, составившего между 815 и 843 годами одно из агиографических описаний жизни святого, в это время существовали древние и даже чудотворные образы апостола Андрея: один из них, написанный на мраморе, находился в часовне в Синопе, другой – над вратами дома Иоанна Схоластика близ Пердикса в Константинополе. Тот же автор оставил яркое описание внешности первого ученика Христа, который «был высок, носат, броваст, немного сгорблен».

Ап. Андрей.

Действительно облик Андрея, облаченного в традиционный апостольский хитон с клавом и гиматием, уже в самых ранних памятниках выделяется среди других апостолов ярко выраженными индивидуальными особенностями. Можно даже сказать, что Андрей, наряду с Петром и Павлом, получил самый яркий и запоминающийся образ, наиболее эмоционально выраженный характер. Подобно ветхозаветному пророку, он часто изображается крайне экспрессивным, патетически взволнованным, с растрепанными или развевающимися белыми волосами, что в целом вообще нехарактерно для иконописной традиции.

Такой образ нередко встречается даже в официальных памятниках раннехристианского искусства в Равенне: купольной мозаике Баптистерия православных (сер. V в.), или в оратории Архиепископской капеллы (494–519).

Апостолы Петр, Андрей и Иаков Заведеев (общий вид); Италия. Равенна; V в.;

Ап. Андрей. Мозаика оратория Архиепископской капеллы. Равенна. 494–519 гг.

В апсиде кафоликона монастыря вмч. Екатерины на Синае (550–565) Андрей представлен на самом почетном месте, в паре с апостолом Павлом, и отличается задумчиво-сосредоточенным выражением лика. Иконография апостола с Евангелием в руках известна также по фрескам апсид капеллы в Бауите (Египет, VI в.) и церкви Санта Мария Антиква в Риме (705–707) и некоторым другим памятникам.

Ап. Андрей. Мозаика апсиды кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 550–565 гг.

Апостол Андрей. Мозаика из церкви Сан-Витале, Равенна. VI в.

Ап. Андрей. Фреска церкви Санта Мария Антиква в Риме (705–707)

Выделение образа апостола Андрея в иконографических программах монументальных циклов становится особенно заметным в константинопольских памятниках начиная с IX века. Петр и Андрей, как родные братья и одновременно наиболее близкие Христу ученики – один первоверховный, другой – первозванный, изображены рядом друг с другом на мозаике у входа в помещение над юго-западным вестибюлем Софии Константинопольской (ок. 870), предназначенное для пребывания там патриарха. Самое почетное место отведено этим апостолам в сцене «Сошествие Святого Духа» в иллюстрациях рукописи гомилий Григория Назианзина (ок. 880–883). В отдельно стоящей фигуре Андрея часто подчеркиваются атрибуты его проповедничества или миссионерства: так в мозаиках нартекса Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-х годов XII века апостол Андрей изображен со свитком в руке, а на мозаике апсиды церкви Санта Мария Ассунта в Торчелло (Италия), около 1130 г., – с крестом на длинном древке.

«Сошествие Святого Духа» в иллюстрациях рукописи гомилий Григория Назианзина (ок. 880–883)

Ап. Андрей. Мозаика базилики Марторана в Палермо 40-50-е гг. XII в.

Апп.Иоанн и Андрей. Монастырь Хосиос Лукас, Фокида. XII в. Нартекс храма.

Апп. Андрей и Лука. Конец XI - начало XII вв. Церковь св. Георгия (Ротонда), Салоники, Греция

Ап. Андрей. Мозаика ц. св. Феодора в Сере (Греция). Нач. XII в.

Ап. Андрей. Мозаика в апсиде. Собор в Чефалу. Сицилия. 1148.

Акцент на его изображении в славянских странах понятен, поскольку уделом апостольской миссии Андрея была, как известно, Скифия, под которой в то время понимали все славянское содружество. Между тем иконографическое выделение его в искусстве этих стран происходит лишь начиная с середины XII. В церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1294–1295) прямо перед апсидой изображены Петр, поддерживающий на плечах модель церкви, и Андрей с кресчатым жезлом.

В Македонии на протяжении второй половины XII и XIII веков мы находим четыре примера редкой сцены Целования апостолов, которая нарушает традиционную схему композиции Причащения апостолов. В церкви св. Пантелеимона в Нерези, расписанной в 1164 г. по заказу императора Алексея Комнина, обращенные друг к другу Андрей и Лука совершают аспасмос, литургический поцелуй, имеющий место в богослужении перед принятием клиром причастия. Сходный пример находим в церкви св. Иоанна Богослова в Веррии первой половины XIII века. Согласно ранней традиции, этот сюжет известен как прерогатива апостолов Петра и Павла. Изменение ее в сербских и македонских памятниках в пользу Андрея заставляет рассматривать сцену установления в церкви ее главного таинства как непосредственно связанную с личностью миссионера славян.

В те же годы образ апостола Андрея заметно выделяется в живописи Сербии. Так, в Сопочанах он занимает первостепенное место среди апостолов в сценах «Отослание на проповедь», «Сошествие Св. Духа», «Уверение Формы» и «Причащения апостолов», то есть в композициях, иллюстрирующих акт основания Христовой Церкви на земле. Особая роль апостола Андрея во фресках Сопочан, созданных накануне Лионской унии (1272–1274), когда византийский император серьезно угрожал автокефалии Сербской церкви, была связана с идеей защиты ее самостоятельности.

Фрески церкви Святой Троицы. Монастырь Сопочаны. Сербия.

Гораздо раньше, чем в других славянских странах, отмеченная черта появляется на Руси, принявшей христианство непосредственно из рук Константинополя. Закономерно, что древнерусская иконография уделяет пристальное внимание апостолу Андрею, а сам его образ занимает важнейшее место среди учеников Христа. И в первую очередь, это вновь касается сюжетов, связанных с актом основания на земле Церкви Христовой и апостольской проповеди Слова Божьего.

Фигура апостола Андрея заметно выделяется уже в самых ранних русских памятниках. В мозаиках центральной апсиды Софийского собора в Киеве (1046), главного кафедрального храма новокрещеной Руси, важнейшее место занимает сцена причащения апостолов, которая представляла собой не просто историческую иллюстрацию евангельского рассказа о Тайной Вечере, а символическую композицию, акцентирующую таинство Евхаристии и установление Церкви на земле.

Ап. Андрей. Мозаика апсиды собора Св. Софии в Киеве. Фрагмент композиции «Евхаристия». 1-я пол. XI в.

Сцена размещена в центральной апсиде храма прямо над алтарем, где во время Литургии находятся Святые Дары. К стоящему перед престолом Христу-священнику, изображенному дважды: с одной стороны держащему просфору, а с другой – потир с вином, размеренным шагом, величаво и торжественно подходят его ученики для причастия.

Мозаика апсиды собора Св. Софии в Киеве. Фрагмент композиции «Евхаристия». 1-я пол. XI в

Возглавляют шествие Петр и Павел (справа), за ними попарно изображены четыре евангелиста, прямо вослед которым ступает апостол Андрей. Пышная прическа из голубовато-седых взлохмаченных волос позволяет сразу вычленить его среди других учеников Христа. По сравнению с застылыми участниками таинства, его энергичная поступь, сосредоточенный и чуть экзальтированный образ передает душевное волнение апостола. Он чутко улавливает и постигает мистическую значимость происходящего действа. Большие распахнутые глаза, открытый доверчивый лик наделяют образ характером непосредственного свидетеля чуда, живого участника таинства. Широкое распространение в Византии и на Руси сцены «Причащение апостолов» было, по-видимому, усилено событиями схизмы 1054 г. В этой связи выступление двух верховных апостолов Петра и Павла впереди процессии и следующих за ними апостолов, авторов Священного Евангелия, носило программный характер. Выступающий прямо за евангелистами Андрей, тем самым рассматривается как миссионер, распространитель евангельского слова, и появление его в древнерусских памятниках на этом месте стоит рассматривать как особую местную традицию.

В составе той же композиции образ Андрея встречается в другом киевском памятнике – в мозаиках Михайло-Златоверхого собора (1112). Украшающая центральную апсиду собора мозаика в основном повторяла схему Киевской Софии. В этом княжеском монастырском соборе, усыпальнице князя Святополка, как и в кафедральном соборе Софии, второй регистр апсиды занимала сцена «Причащение апостолов».

Фрагмент мозаичного изображения апсиды Михайловского Златоверхого собора. Евхаристия. XII в.

В той же последовательности изображены здесь и сами апостолы, приступающие к причастию. Андрей шествует вослед Павлу, евангелистам Матфею и Марку. И здесь его образ даже среди столь индивидуализированных фигур апостолов заметно выделяется необычной позой и внутренней сосредоточенностью. Правая рука приложена к груди (знак принятия и благодарения), а левая оставлена в положении деисусного предстояния – жест Андрея показывает глубочайшее смирение и готовность, постижение и переживание таинства, приобщение чуду. Кажется, что древнерусский тип изображения Андрея более чем где бы то ни было уподобляет его образ ветхозаветному пророку, а его экзальтированное состояние – пророческому видению. Эта до сих пор не отмеченная особенность в изображении апостола, на наш взгляд, отражает неоднозначный и весьма необычный характер восприятия святого на Руси.

В древнерусской исторической литературе мы встречаем принципиально иную, чем в Византии картину. Если там идеологическая значимость почитания Андрея была уделом неофициальной апокрифической литературы, то на Руси уже в XI веке ей противостоит богатая летописная и литературная традиция «Хождения Андрея», получившая развитие не только в апокрифах, но в чтениях Пролога – краткого и официального ежедневного церковного чтения. Эти чтения, как и ежегодные церковные службы апостолу Андрею 30 ноября, засвидетельствованы в русской рукописной традиции не позже конца XI века. Начало официальной летописной традиции почитания Андрея как апостольского проповедника Руси положило включение в состав Повести временных лет рассказа о посещении Андреем русских пределов. Характерно, что летопись не говорит ни о проповеди Андрея, ни о крещении им русских, она отмечает лишь, что апостол, стоя на высоком берегу Днепра, благословил горы и предрек, что на «на сих горах воссияет благодать Божия, будет град великий» и воздвигнуться по Божественной воле многие святые церкви. В соответствии с ветхозаветными пророчествами он предвозвещает будущую благодать. Как кажется, именно этим характером появления Андрея на Руси, не его апостольской миссией, но скорее миссией пророка, предопределилось отношение к святому, как к тому, кому было дано увидеть будущее России. Начало пророческой миссии русского православия заложено в этих кратких летописных словах и в самом образе Андрея Первозванного.

Официальное отношение к идее о посещении Андреем русских земель и Киева отразилось в изображении этого события в одной из миниатюр Радзивиловской летописи конца XV века. Композиция с изображенным дважды Андреем, водружающим на горе крест и благословляющим место будущего Киева, сопровождает соответственный летописный текст. Он дословно передает сказание Повести временных лет о посещении апостолом русских пределов – «Словом о Крещении русской земли святым апостолом Андреем, како приходил на Русь». Примечательно, что иконография повторяет известную композиционную схему икон Воздвижения Креста, с иерусалимским патриархом Макарием, воздвигающим или демонстрирующим народу Голгофскую святыню, обнаруженную, согласно преданию, царицей Еленой в 326 г. на месте Распятия Христа. Даже фигура копающего мальчика в коротком красном платье дословно цитирует тот извод сцены чуда обретения Креста. Особенно близка она самому раннему изображению этого эпизода, известному по ростовской иконе «Воздвижения» из погоста Лядины первой трети XVI в., где представлена редкая подробность – Иуда выкапывает из Голгофской расщелины крестное древо. Вряд ли можно считать случайным тот факт, что на месте легендарного стояния апостола Андрея на Киевских горах была поставлена церковь Воздвижения Креста Господня. А уже в XIX веке во время предпринятых археологических раскопок под ее основанием были обнаружены два деревянных древка, признанных за остатки креста, некогда водруженного Андреем.

Во второй половине XI века предание о хождении апостола Андрея, безусловно связанное в Киеве с утверждением культа святого на древнерусской почве, было закреплено официальной княжеской властью, что снова отличает ситуацию на Руси от византийской. Особое почитание апостола Андрея и его «Хождение на Русь» получает в семье киевских князей Мономаховичей, при них происходит активное строительство храмов и составляется церковная служба в честь святого. Родившийся в 1030 г. сын Ярослава Мудрого Всеволод наречен в крещении Андреем, что отразило уже существовавшую религиозную ориентацию на апостола, подобно тому, как среди византийских императоров не случайно было имя Константин, напоминавшее о первом христианском императоре, равноапостольном Константине Великом. В дальнейшем в семье Мономаховичей один за другим появляются князья с именем Андрей. И соответственно изображение апостола распространяется на великокняжеских печатях-моливдовулах, которыми русские князья скрепляли свои важнейшие документы. На нескольких таких печатях, обнаруженных в Киеве или прикиевских землях, на лицевой стороне представлено поясное изображение апостола Андрея, облаченного в апостольские одежды с жезлом в руке, древко которого завершается небольшим крестом. При этом упомянутое на их оборотной стороне имя апостола Андрея, как святого патрона владельца печати, хотя и связывалось с конкретным носителем из семьи Мономаховичей, помещается все же на символе государственной княжеской власти. Сопровождающие печати надписи «архонт великой Руси» свидетельствуют о церковно-политической значимости образа Андрея, который воспринимался не только как личный покровитель князя, но как могущественный патрон русских князей вообще.

В 1086 г. сын Ярослава Мудрого, строителя Софийского собора в Киеве, основывает Андреевский монастырь в Киеве, а в конце того же столетия – храм в Новгороде. В 1089 г. переяславский митрополит Ефрем освящает построенный им в Переяславле каменный собор во имя Андрея Первозванного. Для всех этих несохранившихся храмов должны были создаваться большие местные иконы с образом апостола, а фресковые росписи, украшавшие стены этих храмов, наверняка содержали подробные циклы его жития и деяний.

Экклезиологическая роль апостола Андрея подчеркивалась в древнейшей иконе Киево-Печерского монастыря «Успение Богоматери», написанной около 1073 г. Образ не сохранился и известен теперь лишь по копиям XVII века: наиболее известными иконными повторениями являются «Успение» в Сергиев-Посадском музее, написанное в 1671 г. Симоном Ушаковым, и образ Кирилла Уланова, 1702 г., с эмалевым окладом на полях (ГТГ). В ее композиции особо выделены четыре апостола: припавший к изголовью Богородицы Иоанн Богослов, апостол Петр с кадилом, обнимающий изножие ложа Павел и, наконец, патетически жестикулирующий Андрей.

Совершенно особенно решен облик апостола Андрея в росписях Дмитриевского собора во Владимире.

Фреска зап. стены Дмитриевского собора во Владимире. 1195 г.

Яркая индивидуальность апостолов, сидящих на престоле в сцене Страшного суда с раскрытыми книгами Евангелия, пришедшими судить живых и мертвых.

Ап. Андрей. Фреска зап. стены Дмитриевского собора во Владимире. 1195 г.

Благородный удлиненный лик Андрея, исполненный греческой красоты, передает образ подчеркнуто интеллектуальный, благородный, возвышенно одухотворенный. Вдумчивый внимательный взгляд этого аристократически утонченного святого, его высокая духовная озаренность лишний раз доказывают, насколько по-разному могло воспринимать его византийское и древнерусское искусство.

Ап. Андрей Первозванный. Из деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире. 1408 г.

Интенсивное развитие преданий об апостоле Андрее приходится на Руси на эпоху сложения высокого русского иконостаса. Начиная с конца XIV и до второй половины XV века возникает большое число литературных вариантов легенды о хождении Андрея и посещении им русской земли. Постепенно складывается мысль об апостоле как небесном ходатае и защитнике, предстателе за русский народ перед высшим Божественным престолом. Особенно эти идеи были актуальны в эпоху ожидания Страшного суда, второго Христова пришествия на землю, когда просьба о защите и ходатайстве перед Вседержителем приобрела особый смысл. Деисусный чин включал все чины святости, расположенные в строгой иерархической последовательности, и тем самым выражал идею молитвенного предстояния Вселенской церкви за весь мир, за все человечество. Однако каждая автокефальная церковь стремилась обрести в этом чине своего ходатая – просветителя, крестителя, основателя церкви. Включение в русский деисусный чин в больших кафедральных соборах и малых монастырских церквах образа апостола Андрея как молитвенника, в начале XV века, кажется программным.

Впервые его образ встречается в иконостасе 1408 г. Успенского собора Владимира, созданном Андреем Рублевым и его учениками. Примечательно, что в деисусном шествии он составляет пару с Иоанном Богословом, тайнозрителем Царства Небесного, автором Апокалипсиса и выступает вслед за апостолом Павлом.

Икона плохо сохранилась, но все же очевидно существенное изменение облика апостола Андрея, происшедшее за истекшие столетия. Ни следа не осталось от экспрессивных черт пророка-боговидца. Духовный мир апостола Андрея, созданный Андреем Рублевым, эпически сосредоточен, благостен, полон гармонии, внутреннего достоинства и благородства. Святого отличает чувство ученической верности, братской любви, покоя.

Ап. Андрей Первозванный. Деисусный чин. Ростов. XV в.

Те же пары – Петр и Павел, Иоанн Богослов и Андрей вошли в деисусный чин других иконостасов. Его образ сохранился среди икон Ферапонтова монастыря, созданного прославленным Дионисием и его учениками в 1490 г., в деисусном чине Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, написанного в 1497 г. Разрозненные чиновые иконы конца XV–XVI веков сохранились в разных собраниях России, например в музее Ростова Великого, где апостол изображен со свитком, как проповедник.

Большой интерес представляет сложение на Руси особого деисусного чина, состоящего из тринадцати икон: Спаса Вседержителя и двенадцати апостолов, получившего название «апостольского чина». Неотъемлемой частью его было и изображение апостола Андрея. Самым ранним примером является чин из церкви Успения с Пароменья во Пскове, 1444–1445 годов. Апостол Андрей как обычно – в паре с евангелистом и любимым учеником Христа Иоанном Богословом.

Апп. Иоанн и Андрей. Апостольский деисусный чин из церкви Успения с Пароменья во Пскове, 1444–1445 годов.

В некоторых случаях святой изображался не с традиционным свитком в руках, а с книгой. На такие образы оказали воздействие развивающаяся во второй половине XV века литературная традиция легенды о хождении Андрея, появление различных вариантов этого текста, увеличивается и число апокрифических сочинений о проповеди Андреем Слова Божьего в различных славянских и греческих странах, где все чаще звучит мысль об учительной роли апостола на Руси.

К середине – концу XV столетия фигура апостола Андрея выделяется в сценах двунадесятых праздников, особенно в тех, где речь идет об установлении таинств и создания церкви на земле. Чудо воскресения Христа, в котором необходимо было удостовериться Фоме, прекрасный одухотворенный образ Андрея постигает действительно как чудо, бережно передавая его своим собратьям.

Уверение Фомы. Икона – таблетка. XV в.

Незначительная иконографическая деталь на маленькой иконе-таблетке, середины XV века, которую в праздник Фомина воскресения клали на аналой для целования и поклонения, позволяет мастеру незаметно, но очень ясно показать свое отношение к личности апостола. Свиток в руках Христа, написан так, что создается ощущение передачи его Андрею, который словно демонстрирует другим апостолам свое преимущественное право стоять рядом с воскресшим Спасителем, получая из Его рук благодать священства и учительства.

Монументален и величествен его образ на иконах Кирилловского иконостаса 1497 г., «Омовение ног» и «Тайная вечеря», где возвышенно-проникновенный лик Андрея хорошо читается на фоне архитектурной стены.

Омовение ног. Праздничный чин иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год.

Тайная вечеря. Праздничный чин иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год.

Особое место занимает святой и на новгородской миниатюре «Сошествие Святого Духа» в рукописи Апостольских чтений 1540-х годов из собрания РНБ. Символический образ Храма, созданного Словом Божьим, предстает пред нами как реальный план баптистерия, в центре которого изображен креститель Руси св. Владимир, окруженный стенами возводимой крещальни, тело которой представляют реальные тела апостолов. При этом прямо за спиной Владимира возвышаются фигуры верховных апостолов Петра и Павла, а справа, по его правую руку прямо над словами «Основание церкви Слова», написанными на стене баптистерия, представлен Андрей, читающий слово Божье. Идея Крещения Руси, проповеди Евангелия и создание Вселенской апостольской церкви соединены миниатюристом воедино.

Распространенность образа апостола Андрея в древнерусском искусстве определила достаточно устойчивый иконографический тип святого, описанного многими иконописными подлинниками. Согласно их составителям, Андрей должен был представляться седым, с раздвоенной и не очень длинной бородой, в желто-зеленых апостольских одеждах, со свитком в руках. Так, например, описывает его русский иконописный подлинник XVI века: «Святого славнаго и всехвальнаго апостола Андрея Первозваннаго, власы густы, аки Флоровы, брада подоле Богословли, седа, надвое мало, риза санкиръ з белилом, от пояса вохра з белилом, свиток держит, завит обеими руками, с левую руку ризы спахнуты, ноги босы» .

Минея — Ноябрь (фрагмент). Русь. Начало XVII в.

Строгановский иконописный лицевой подлинник. 30 ноября (фрагмент). Русь. Конец XVI — начало XVII в.

Поскольку имя апостола было одним из популярных на Руси, особенно в княжеских и боярских семьях, нередки был случаи частных заказов на иконы, в которых апостол изображался как небесный патрон заказчика. Ярким примером такой иконографии является московская икона «Архангел Михаил и апостол Андрей Первозванный» (третья четверть XVI в.) из музея Троице-Сергиевой лавры.

Арх. Михаил и ап. Андрей. XVI в.

В данном случае идея предстояния небесного покровителя за некоего Андрея усиливается введением фигуры архангела Михаила, водителя человеческой души по загробному миру. Монументальный стиль памятника свидетельствует о времени его создания в эпоху Ивана Грозного, когда первый венчанный царь всея Руси вновь обращается к идее апостольского происхождения Русской церкви. Она усиливается благодаря падению Византии, наследницей которой считалась в это время Русская церковь, а Москва осознается как Новый Константинополь и Третий Рим. В 1580 г. иезуит Антонио Поссевино пытался убедить царя в необходимости унии Русской церкви с Римской. В споре с ним Иоанн Грозный, подчеркивая независимость Русской церкви, в отличие от греческой, принявшей унию, говорил, что «верит не в греков, а во Христа». Самостоятельность в церковных делах царь обосновывал апостольской традицией на Руси: «Мы уже с самого основания христианской Церкви приняли христианскую веру. Когда брат апостола Петра Андрей пришел в наши земли, затем отправился в Рим, а впоследствии, когда Владимир обратился к вере, религия была распространена еще шире. Поэтому мы в Московии получили христианскую веру в то же самое время, что и вы в Италии. И храним мы ее в чистоте <…>».

К типу небольших камерных икон, явно служивших предметом личного благочестия христианина, относится аналойный образ 1661 г. из Николо-Коряжемского монастыря на реке Вычегде, вложенный туда, согласно надписи на обороте доски, епископом Вятским и Великопермским Александром. Получивший в схиме имя Андрея Первозванного, владыка покинул кафедру и ушел на покой в родной Никольский Коряжемский монастырь, где в свое время принял постриг. Видимо, до вложения эта икона была келейным моленным образом новопостриженного Андрея.

Особенное распространение иконография апостола и сцен его страстей, мучения и распятия получает в XVII в., когда в Россию с Афона были доставлены частицы мощей святого. Для хранения реликвий создаются ковчеги-мощевики, а все выдающиеся иконописцы того времени считали за честь написать икону апостола со сценами его страданий и смерти.

Частицы мощей апостола Андрея Первозванного из Константинополя неоднократно привозились в Москву в дар русским самодержцам и святителям. В XVI–XVII вв. в числе привезенных святынь мощи Андрея упоминаются пять раз. Среди важнейших реликвий – правая рука святого, принесенная в дар и благословение царю Михаилу Федоровичу Константинопольским патриархом Парфением и Солунским архимандритом Галактионом в 1644 г.В серебряной раке, исполненной по царскому приказу Бориса Федоровича Годунова в 1603–1604 гг., хранится часть бедренной кости. Рака относится к типу закрытых реликвариев, повторяющих форму рак для целокупных мощей русских святых, изготовлявшихся в те годы в Москве и Новгороде. На крышке высоким рельефом отчеканен образ Андрея Первозванного, представленный, как и подобает для древнерусского надгробного портрета в фас, «аки жив », с открытыми глазами, но в образе прославленного святого – с нимбом и преображенным Святым Духом ликом. «Надгробный образ» Андрея повлиял на развитие его иконографии в русском искусстве XVII века, где отныне предпочитали такой торжественный репрезентативный образ святого, изображенного не в деисусном предстоянии, а фронтально. Именно таким предстает он на иконе написанной придворным художником Оружейной палаты Федором Зубовым в 1669 г. для Михайловского Чудова монастыря в Москве.

В это же время на ярославской иконе «Воскресение Христа» конца XVII века появляется дополнительный сюжет с явлением Христа на берегу Генисаретского озера и призванием апостолов. В миниатюрно исполненной сцене Христос показан идущим навстречу рыбарям, ловящим сетью рыбу. Петр выходит из воды навстречу Христу, а Андрей как кормчий держит весло в руках и слушает повеление Иисуса. Его образ составляет с кораблем-церковью, спасаемой в водах жизни гласом Христа, одно целое. Экклезиологическая роль апостола Андрея в истории России осознавало

Орден Св. ап. Андрея Первозванного

сь и тогда, когда страна, казалось бы, уже прощалась со своими вековыми устоями.

В 1698 г. царь Петр учреждает орден Андрея Первозванного. В знаке ордена, приобретшего свой статус в 1720 г., использовалась иконография кульминационной сцены страстных мучений апостола – его распятие на косом, так называемом андреевском кресте. С этого времени форма наложенного на двуглавого орла косого креста с изображением апостола Андрея стала восприниматься как государственная символика России.

Тема страстной смерти замученного и распятого в Патрах Андрея становится одной из самых популярных в эпоху XVII – начала XVIII веков, когда внимание к страстной тематике было вообще особенно острым. В это время в русском искусстве складывается новая иконография, получившая название «Апостольские деяния и страдания» или «Распятие Христа с апостольскими страстями». Наиболее ранним и ярким примером последнего извода служит образ письма «государева иконописца» Феодора Рожнова 1699 г. из церкви Двенадцати апостолов Московского Кремля. На иконе, написанной около 1717 г. для местного ряда иконостаса церкви Иоанна Предтечи в Рощенье в Вологде, по заказу местных купцов Ивана Смурова и Андрея Шапкина, рядом с величественной фигурой апостола Андрея, патрона одного из заказчиков, изображен целый цикл его деяний в нескольких ярусах. Он начинается с призвания братьев Петра и Андрея на апостольское служение, беседой их с Христом, затем, следуя евангельскому тексту, иллюстрируется эпизод предстояния Иисуса с Петром и Андреем перед Иоанном Предтечей. Далее изображается одно из прижизненных чудес Андрея – исцеление им царевой жены. После чего начинаются страсти апостола – влачение его по улицам города в стране антропофагов, где проповедовал Андрей и спасал своего собрата апостола Матфея, побиение его камнями, распятие на кресте.

Текст «Слова о Крещении русской земли святым апостолом Андреем, како приходил на Русь» свидетельствует также, что апостольская миссия привела Андрея в землю словен, где позднее возник Новгород. Там, в местечке Грузино, апостол якобы воздрузил и оставил свой жезл. Поэтому в новгородском искусстве, а позднее и в наследовавшей его культуре Петербурга его образ занимал столь заметное место. На иконе 1830-х годов (ГРМ) он изображен на фоне имения графа А. А. Аракчеева в селе Грузино как небесный предстатель и покровитель этого дома. Архитектурно-пейзажный фон средника является точным воспроизведением вида имения, каким оно известно по литографии, исполненной в 1833 г. по заказу Аракчеева в одной из петербургских типографских мастерских. Имя Андрей было семейным именем аракчеевых – его носили дед, отец и брат графа Алексея Андреевича. Идея, положенная в основу иконографии, глубоко традиционна и заставляет вспомнить многочисленные иконы русских святых, основателей монастырей, изображенных на фоне их обителей. Примечательно, что Андрей изображен предстоящим не Христу, а образу «Богоматери Знамения», чудотворной иконе и палладиуму Новгорода, поскольку Аракчеевское поместье Грузино принадлежало Новгородской епархии. Предстояние святыне древнего Новгорода усиливает идею покровительства апостола, чей крест, который он утвердил сначала на Киевских горах, а потом, согласно легенде, и в Новгороде, используется как художественный и символический мотив в памятнике Александру I, показанному перед Андреевской церковью в Грузино. Царственная эпоха освободителя Европы императора Александра смыкается с образом Андрея, пророчествовавшего о благодатном процветании будущего русского государства.

Поскольку Петр I считал Андрея своим небесным покровителем, его образ получает широкое распространение в иконописи Петербурга первой четверти XVIII века, причем фигура святого играет особую роль в имперских идеологемах новой столицы России. С основанием Петербурга меняется иконография апостола: в его облике начинают преобладать черты царственного величия, барочной парадности, официозности. На иконе из Эрмитажа, написанной в первой четверти XVIII века, апостол Андрей, подобно императорской особе, облокотившись на античную колонну с возложенной на ней книгой, показан на фоне классического портика смотрящим далеко вперед, словно провидящим будущее России. Он изображен в красном платье и зеленом плаще на фоне морского петербургского пейзажа с парусными кораблями, в мачтах которого варьируется тема креста. Вдали, на высокой горе, вновь появляется фигура апостола, держащего в руке, подобно царю Константину и крестителю Руси Владимиру огромный крест. Официальный образ апостола, проповедника, крестителя, пророка и небесного патрона русского самодержавного государства, получает здесь окончательный и зримый образ. Такой иконографии императоры Византии, которым так и не удалось сделать из Андрея своего официального патрона, конечно, знать не могли.

Современные иконы Апостола Андрея Первозванного:

Солдатов А.Н. (Иконописная школа при МДА, Сергиев Посад). 2002 год.


Ап. Андрей. Иконописная школа при СПбДАиС. Работа преподавателя – Кусов И.А.


Ап. Андрей. Иконописная школа при СПбДАиС. Работа студентки 2 курса – Рыдиковой Марии.

Ап. Андрей. Иконописная школа при СПбДАиС. Работа студента 2 курса — Князева Глеба. http://www.patriarchia.ru

Апостол Андрей был родом из Галилеи. Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее — добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей — греческое и в переводе значит «мужественный».

Когда Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном Зеведеевым (происходившим с ним из одного города — Вифсаиды) последовал за пророком, надеясь в его учении найти ответ на свои духовные вопросы. Многие начали думать, что может быть Иоанн Креститель и есть ожидаемый Мессия, но он объяснил людям, что он не Мессия, а послан только приготовить Ему путь. В то время Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения, и тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира». Услышав это, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: «Что вам надобно?» Они сказали: «Равви (Учитель), где Ты живешь?» — «Пойдите и увидите», — ответил Иисус, и с того времени они стали Его учениками. В этот же день апостол Андрей пошел к своему брату Симону Петру и сказал ему: «Мы нашли Мессию». Так Петр присоединился к ученикам Христовым.

Однако апостолы не сразу всецело посвятили себя апостольскому званию. Из Евангелия мы знаем, что братья Андрей и Симон Петр и братья Иоанн и Иаков должны были на какое-то время вернуться к своим семьям и заняться своей обычной работой — рыбной ловлей. Несколько месяцев спустя Господь проходя мимо Галилейского озера и увидев их ловящими рыбу, сказал: «Идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков». Тогда они оставили свои лодки и сети и с того дня стали неотлучными учениками Христовыми.

Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, получил наименование Первозванного. Он пребывал с Христом в течении всего периода Его общественного служения. После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо.

После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т. е. Земля, на которой позднее образовалась Россия. Согласно преданию, апостол Андрей проповедовал на Таврическом полуострове, потом по Днепру поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев. «Верьте мне, — сказал апостол своим ученикам, — что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей». Затем апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси.

После возвращения в Грецию апостол Андрей остановился в городе Патрос (Патра), расположенном у Коринфского залива. Здесь через возложение рук он многих людей исцелил от недугов, в том числе и знатную Максимиллу, которая от всего сердца уверовала во Христа и стала ученицей апостола. Так как многие жители Патры уверовали во Христа, местный правитель Егеат возгорелся ненавистью против апостола Андрея и приговорил Его к распятию на кресте. Апостол, нисколько не устрашившись приговора, во вдохновенной проповеди раскрыл перед собравшимися духовную силу и значение крестных страданий Спасителя.

Правитель Егеат не поверил проповеди апостола, назвав его учение безумием. Затем он велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея привязав ко кресту наподобие буквы X, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. Несправедливый приговор Егеата вызвал в народе возмущение, тем не менее этот приговор остался в силе.

Вися на кресте, апостол Андрей непрестанно молился. Перед разлучением его души с телом небесный свет осиял крест Андрея, и в его блистании апостол отошел в вечное Царство Божие. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 62 года после Рождества Христова.

Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, на белом фоне голубой крест формы X, под сенью которого русские одержали множество побед.

mob_info