Блажен кто верит что значит. Понять значение сказанного

Среди крылатых выражений есть те, чье значение со временем видоизменялось. К ним относится и кто верует". Широкому кругу обывателей оно известно из произведения "Горе от ума" А. Грибоедова, но использовал его учитель из Назарета намного раньше, на заре нашей эры.

В устах Чацкого

Все, кто читал бессмертное произведение Александра Грибоедова "Горе от ума", помнят яркий образ Александра Чацкого. Молодой человек - максималист, умный и глубокий, честный и прямой, искренне удивлен тому, как могла Софья полюбить другого, и кого - Молчалина, глупого и двуличного карьериста.

Приехав в Москву и первым делом посетив дом Фамусова, Чацкий понимает, что ему не очень-то и рады, и высказывает эту претензию Софье. Она же отвечает, что, мол, ждали каждый день, каждый шорох, каждый гость вызывал надежду. У Чацкого нет времени и, наверное, желания размышлять о том, насколько искренни эти слова. И тогда автор вкладывает в его уста выражение, вполне описывающее состояние влюбленного юноши, который не потерпит и тени сомнения в отношении своего чувства: блажен, кто верует.

Значение этих слов в том, что ему приходится (и даже так легче) просто поверить, нежели анализировать и критически осмысливать происходящее. Поэтому лучше поверить на слово и забыть эти сомнения, которые могут терзать грудь. Здесь можно увидеть перекличку с Пушкинскими строками "...Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад".

Конечно, блажен тот, кто верует. Это избавляет от множества страданий, но не всегда дает правильное понимание происходящего, как с Чацким. Кстати, интересно сравнить название комедии Грибоедова, которая провозглашает, что от ума происходит горе, с выдвинутой цитатой - блаженство от веры.

Негативный смысл выражения

Данное крылатое выражение чаще всего используется в общественной жизни в негативном контексте. Например, многие статьи в Интернете, направленные на критику существующей политической власти, цитируют слова Чацкого иронически, с сарказмом: "Блажен, кто верует, тепло ему на свете!" Здесь высмеивается излишняя доверчивость и простота народа, которому так легче жить, верить, что все будет в порядке, довериться правительству, обещаниям. Блаженны - означает счастливы. "Счастливы" те, кто не видят достаточно, чтобы возникли сомнения, кто не анализируют, не разочаровываются, проще говоря, те, кто живут "в Заметим, что слово "счастливы" мы используем в кавычках, намекая на его переносный смыл.

В устах Христа

В Евангелии нет в чистом виде дословного выражения "блажен, кто верует". Но в тоже время с уверенностью можно сказать, что источник данного высказывания - именно там.

Иисус Христос проповедовал истины о Царстве Божьем в селениях Палестины. Одна из записанных его проповедей называется Своим учением он переворачивал все представления людей того времени о счастье. Например, он говорил что блаженны плачущие, нищие духом, алчущие и жаждущие правды, и так далее.

Но особый смысл фраза "блажен, кто верует" приобретает в другом эпизоде. После крестной смерти и воскресения Иисус являлся ученикам. Те рассказывали остальным, что видели учителя. Один же из них, всеми известный с тех пор как Фома Неверующий, говорил: "...пока не увижу Иисуса собственными глазами и не вложу пальцы свои в раны от гвоздей - не поверю". Вскоре, когда ученики были собраны вместе, явился посреди них Господь. Первым делом он подошел к Фоме и предложил проверить свои раны от крестных мучений. Конечно, Фома упал к ногам Христа с признанием: "Господь мой и Бог мой"! В ответ Иисус произнес знаменитую фразу: "Блаженны не видевшие, но уверовавшие".

Евангельский смысл

Из выше изложенного становится ясно, что вере Иисус уделял большое значение. Дело в том, что и народ, и правители постоянно требовали знамений и чудес, то есть доказательств. Несмотря на то, скольких больных исцелил Христос, воскресил, насытил голодных парой лепешек, большинство так и не признали в нем Мессии. Поэтому однажды он поставил посреди толпы на возвышенность малое дитя и сказал, обратившись к окружающим, что если не будете, как дети - не войдете в Царство Отца. А кто же более открыт искреннему доверию, нежели дети? Вот в истинном смысле содержание выражения "блажен, кто верует"!

Понять значение сказанного

Итак, мы выяснили, что рассматриваемое выражение может иметь совершенно противоположный смысл, в зависимости от окружающего словесного фона. Оно ни в коем случае не говорит в пользу или в осуждение веры. "Блажен, кто верует" - кто сказал эту фразу, в каком контексте - это первое, что надо выяснить, чтобы понять смысл выражения. Если мы читаем или слушаем христианскую проповедь, либо это говорит священнослужитель или просто верующий человек - тогда она звучит в евангельском смысле. Если же с помощью данной фразы хотят подчеркнуть нежелание кого-то вникнуть в проблему, разобраться в ней - тогда с иронией и сарказмом, больше в негативном плане используются слова Чацкого.

Блажен кто верует, тепло ему на свете.
А. С. Грибоедов

Да, с верой легче жить,
На все всегда одна причина,
как воля нашего Творца
Лишь воле высшей угодить -
Вот эта истина едина,
для тех кто верит до конца.

В добре и зле, в здоровье и несчастии
Кто верует, тот знает, лишь спроси -
Приход, исход, причину той напасти:
Все, все - Расплата за грехи.

Расплатой за грехи содеянные вами...
Еще и теми, что свершил Адам...
Вся жизнь вблизи, вдали -
Начертана а Писании...
Которое писал Он несомненно сам.

Но если знает Он, что точно будет,
И неизбежно все свершится все равно,
Зачем же ждать, когда споткнешься безрассуден?
Карай, прощай же сразу, все одно.

Что будет, есть - Его есть воля,
Все, что творишь - Он это уже знал...
Такая видно наша доля
Грехами заполняем план.

А может к нам Он просто безразличен?
Махнул рукой - возьми их бес...
Хоть взгляд подобный неприличен
Жизнь отражает лучше всех.

Лишь так возможно обьяснить
Невинных жертв, где даже дети
Тех, кто не успел пожить, дожить...
Кого отправили в те печи.

Те испытания огнем,
Погромами и Бабьим Яром,
Где вере выстрел был в висок
Последней точкою кровавой.

У каждой веры есть свой бог
У каждой веры есть примеры,
Где Он вмешаться вроде б мог,
Но нет, страдали все без меры.

И вот итог, что мы Ему
Все совершенно безразличны..
И те кто верит - по всему
Себе покоя только ищет.

P. S.
Все, что написано вверху
Вид философский отмечает.
И к теологии, к Творцу
Претензий здесь не принимает.

O. K.
Feb 8, 2015

Рецензии

***
Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливый твоим,
Не хочу и славы;
Слава - нас учили - дым;
Свет - судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье - лживый сон;
Счастье - пробужденье».
О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана...
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется;
В ней душа как ясный день;
Ах! да пронесется
Мимо - бедствия рука;
Как приятный ручейка
Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.
© Жуковский Василий Андрееевич, «Светлана»

Во дни душевнаго мученья
Одна ты другом мне была
И от печального паденья
Меня, как ангел, берегла.
Я был забыт, унижен всеми,
От мук и горя изнемог
И даже был поруган теми,
Кого лелеял и берег.
Но ты меня не покидала!
Ты говорила мне: “живи”,
“Терпи” - и в душу ты вливала
Слова божественной любви.
Крепился дух, мужала сила,
Светлели мрачныя мечты,
И от безвременной могилы
Неслись к Престолу красоты.
И отлетали прочь сомненья
И жизнь влекла, пленяя вновь,
То – Вера в благость Провиденья,
А с ней надежда на любовь.
© монах Аристоклий

Чем меня привлекают стихи? Я часто нахожу в них ответы на свои вопросы. Когда-то возник один вопрос… Стих Николая мне ответил, через время…:

Тайна любви всемогущая -
это ларчик.
А ключик - прост:
верить в лучшее в человеке!
В самое-самое лучшее!

И звездой оно вспыхнет -
в ответ! -
среди звезд…
© Николай Рустанович

Многие авторы меня ругают за то, что пишу рецензии чужими стихами. Но я не умею писать стихи, нет такого дара, не всегда умею красиво сказать поэту и прозой, не хватает словарного запаса, кругозора и образования, не имею чёткой точки зрения на тему стихотворения. Я имею всего лишь своё зрение и отражаю его чужими стихами, фразами, которые подбираю под своё внутреннее мировоззрение. Поэтому, Оскар, и Вы на меня не обижайтесь за развёрнутые замечания, рецки с чужими произведениями. Я хорошо знаю, что авторы подобного не любят – это отвлекает других читателей от произведения Автора. Вы всегда можете всё удалить, это право Автора. А для меня, читателя, такие рецензии - это мои же мысли, образы, только выраженные через чужие стихи (текст). Чтобы мне самой сформулировать чётко и кратко выводы на определённую тему(темы), требуется часто больше времени и знаний, а первое впечатление от прочитанного – дополняется другими произведениями для более полного понимания темы, которая заинтересовала.

И читатель пишет, когда чувствует доверие к себе со стороны произведения и его автора. При малейшем отторжении со стороны автора или при ощущении чужой неискренней игры, заставляющей играть читателя по навязанным правилам, читатель уходит. В конце-то концов, у читателя тоже есть выбор, маленький, но его - читать или не читать, выбирать из произведений - по своей вере.

С уважением,
читатель

«…не вполне выраженные мысли или чувства тем более действуют на душу читателя, что в ней, в сокровенной глубине ее, скрываются те струны, которых автор едва коснулся, нередко одним намеком,— но его поняли, все уже внятно, и ясно, и сильно» А.С.Грибоедов

Я люблю гениальные произведения. В них в одной фразе может оказаться столько «струн», что хватит на симфонический оркестр!

Предложите тем, кто рядом, продолжить «Блажен, кто верует …». Многие (очень многие!) скажут «…легко ему на свете». На самом деле у Грибоедова: «…тепло ему на свете». Почему? Ведь «легко» просится и, кажется, отражает смысл, заложенный в афоризм. Размер стихотворный тоже не меняется. Почему вместо слетающего с языка «легко» вдруг появилось неожиданное «тепло»?

У гениев «просто так» ничего не бывает. Фраза эта тоже умеет много гитик.

Блаженны - так начинаются заповеди из Нагорной проповеди.

Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь.
Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах.

Среди них, блаженных по Евангелию от Луки - есть нищие духом, но нет верующих, нет, тех, кто верует. Чацкий в своей шутливой фразе - дополнил Христа? Едва ли. Грибоедов не вкладывал в него ни религиозности, ни, Боже упаси, афеизму - «на словах». Это Фамусов Господа поминает к месту и не к месту, а Александр Андреич - один раз, и то всуе, призывая господню кару на чрезмерно франколюбивых «княжон». Так с чего бы этот явно евангельский отсыл в гениальном афоризме из гениальной комедии?

Помните ли вы, что в Евангелии от Луки перечисление тех, кто блажен, продолжается перечислением тех, кому - горе.

Горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё.

Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете.

Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

Нет среди них тех, кому горе - от ума… Вот она - эта перекличка! Кому блаженство - кому горе!

Но. Что же суждено от Бога Чацкому по мнению Грибоедова - блаженство или горе? Или и то и другое. А может быть это одно и то же? Грибоедов обращает Чацкого за время комедии из смеющегося вначале - в нищего духом и плачущего сердцем в конце комедии. Гордыня Александр Андреича унижена и уничтожена, смех его обращен в страдание. Но по Нагорной проповеди нет горя ему от Бога - ибо не говорят о нем хорошо, но возненавидели его люди - и отлучили его. Значит дали - блаженство по Божьему завету.

Увы. Так, но не так. Не получается по Грибоедову блаженства для Чацкого. Не верит он! Не про него сказано «кто верует»! Да и вера у Грибоедова в этой комедии - не Вера с большой буквы, а вера с маленькой. Громкие фразы со словом "вера" Грибоедов и приписал-то двум таким меленьким персонажам как Репетилов и Заболоцкий. Обесценил слово.

С блаженством в этом смысле еще более сложно. Про него говорит Грибоедов еще раз в не менее громкой фразе Чацкого: «Молчалины блаженствуют на свете». Такой вот итоговый ответ судьбы на его изначальную шутку-афоризм: «Блажен кто верует…». Молчалин - верует? Во ЧТО?!!! Тогда за что ему блаженство? За нищету духа? Не знаю. Может быть, здесь-то и таится самый глубокий пласт смыслов комедии - бывает ли несправедливость от Бога? Для человека начала 19 века такое сомнение в Господе - это революция для самого себя. Вот такие "струны" души...

Однако, между двумя фразами вопроса-ответа Чацкого на тему блаженства у Грибоедова есть еще и пожелание Фамусова: «Не блажи!» Странно, да? Грибоедов сцепил сильно отличающиеся семантические поля для блажи-блаженства. Когда блаженный - это и счастливый, и слабоумный, и самодурный… Какой же?

Вот тут и появляется «тепло» вместо «легко». То, что быть блаженным и верующим - нелегко, вы уже почувствовали. Поэтому и нет этого «легко» в афоризме! Тогда, что же это за награда за веру блаженным присуждается Грибоедовым - вместо легкости бытия? Что за тепло?

Тепло -противоположность холоду. Холод же в комедии - это не за окном. Это в душе и в сердце.

Убийственны холодностью своею!

Смотреть на вас, вас слушать нету сил.

Не думать о любви, но буду я уметь

Теряться по свету, забыться и развлечься.

Опять сложность! Видно теперь, что холодность - не однозначно плохо. Когда-то она убийственна, когда-то спасительна. А тепло? Его ценность для человека однозначна ли? Блажен ли тот, кому тепло? К кому питают теплые чувства - счастлив ли? Или всего лишь - глуп? Может быть, это зависит от того, откуда - тепло.

Кстати, а кто действительно источает это тепло? Откуда и где оно? Тепло ему - «на свете». Вроде бы здесь второго смысла нет. Свет=мир. Тепло ему «на свете» - значит «везде». Ан нет. Холодность аристократического света, как устойчивое словосочетание тогдашнего времени - это холодность очень малой части мира. Эта часть мира - тот самый свет (высший?), который осмеял блаженного Чацкого. Вы скажете, что тогда было бы не «на свете», а «в свете», но этот скрытый смысл - на то и скрытый, чтобы не бросаться сразу в глаза. Читатели-современники Грибоедова такую ассоциацию почувствовать должны были сразу. Это ведь их «холодный свет» - мелькнул здесь, сопровождаемый пушкинским (явная аллюзия!):

Блажен, кто с молоду был молод,
Блажен, кто во-время созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел...

Вот так и получается, что «Блажен кто верует - тепло ему на свете» из простенькой фразочки-шутки превратилось в афоризм с множеством скрытых смыслов и острых ассоциативных связей. Будьте осторожней, его употребляя. И перечтите Горе от ума.

Или Женитьбу Фигаро.

«…не вполне выраженные мысли или чувства тем более действуют на душу читателя, что в ней, в сокровенной глубине ее, скрываются те струны, которых автор едва коснулся, нередко одним намеком,- но его поняли, все уже внятно, и ясно, и сильно» А.С.Грибоедов

Я люблю гениальные произведения. В них в одной фразе может оказаться столько «струн», что хватит на симфонический оркестр!

Предложите тем, кто рядом, продолжить «Блажен, кто верует …». Многие (очень многие!) скажут «…легко ему на свете». На самом деле у Грибоедова: «…тепло ему на свете». Почему? Ведь «легко» просится и, кажется, отражает смысл, заложенный в афоризм. Размер стихотворный тоже не меняется. Почему вместо слетающего с языка «легко» вдруг появилось неожиданное «тепло»?

У гениев «просто так» ничего не бывает. Фраза эта тоже умеет много гитик.

Блаженны – так начинаются заповеди из Нагорной проповеди.

Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь.

Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения.
А Ларчик просто открывался.
Аппетит приходит во время еды.
Архитектура — это застывшая музыка.
А судьи кто?

Без бумажки — ты букашка, а с бумажкой — человек.
Безумству храбрых поем мы песню!
Благими намерениями дорога вымощена в ад.
Блажен, кто верует, — тепло ему на свете!
Блажен, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.
Братья наши меньшие.
Будь готов!
Бумага не краснеет.
Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей.

Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.
Век живи — век учись.
В жизни всегда есть место подвигам.
В здоровом теле — здоровый дух.
Видеть легко — трудно предвидеть.
В карете прошлого далеко не уедешь.
Война всех против всех.
Во всем нужна мера.
Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.
В одну телегу впрячь неможно коня и…

Из пьесы «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795-1829). Слова Чацкого (действ. 1, явл. 7).
Вероятно, это выражение представляет собою парафраз из Евангелия от Марка (гл. 16, ст. 16): «Кто будет веровать и креститься, спасен будет».
Иронически: о том, кто излишне, безосновательно доверчив или о том, кто слишком обольщается своими радужными планами и надеждами.

Ссылка для форума (bb-код):
СЛОВАРИ ОНЛАЙН | Блажен, кто верует, тепло ему на свете!

для сайта или блога:
http://slovarionline.ru/slovar_kryilatyih_slov_i_vyirajeniy/page/blajen_kto_veruet_teplo_emu_na_svete.249/

Блажен, кто верует: тепло тому на свете,
Воистину блажен! Воистину тепло!
Блажен, кто миновал предательские сети;
Кого на миг смутить сомненье не могло,
Как ни жилось ему – легко иль тяжело
Блажен, кто в вере твёрд и прост, как просты дети.

Когда спокойны мы и счастливы, когда
Наделены от благ земных мы щедрой мерой.
Когда бегут от нас и горе и нужда,
О, как отрадно нам тогда пылая верой
От дум и дел земных отринуться порой
И к Богу вознестись, воспрянувши душой.

Но большей радости и большего нет счастья,
Как веру уберечь в дни скорби и ненастья.
Чтоб в тяжкий час, когда приходится,
Всё, чем красна земная наша доля,
С нелицемерною покорностью сказать:
«Да будет, Господи, Твоя святая воля!»

mob_info