Древняя и современная Греция: религия и ее особенности. II

урок разработан учителем истории и обществознания

Топоровой Валентиной Ивановной

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллективизма ;

4. формировать общее историческое мировоззрение на мифологию Древней Греции;

5. повысить через разные формы и методы познавательный интерес к истории Древней Греции.

План урока:

1. Изучение новой темы:

p Обожествление греками природы

p Олимпийские боги

2. Закрепление материала:

p Работа с учебником

p Работа с документом

p Игра«Угадай-ка»

p Соотношение богов и их покровительства

p Развитие логического мышления«Да или нет»

p Конкурс юных детективов

p Исторический диктант с ошибками

p «Принципиальный» ряд

3. Итог урока

4. Домашнее задание

Ход урока:

І. Организационный момент

Учитель: Сегодня мы с вами будем изучать религии древних греков (ознакомление с целями и задачами урока). А эпиграфом нашего урока станут слова Еврипида:

На небе боги есть…Так говорят.

Нет! Нет! Их нет! И у кого крупица

Хотя бы есть ума, не станет верить.

А мы сегодня попытаемся доказать, что в Древней Греции боги были! (постановка проблемы)

ІІ. Изучение новой темы

Рассказ учителя «Обожествление греками природы»:

Древние греки обожествляли природу. Они считали, что небо, вода, земля населены множеством богов. Они верили, что в каждой роще обитают лесные божества, оберегающие ее. Их называли сатирами и изображали в виде обросшей шерстью людей с козлиными ногами и ушами. Греки верили, что в каждом ручье и роднике живут богини воды – нимфы.

Ночь, луна, заря, солнце тоже в представлении греков имели своих богов. Вот как они их себе представляли.

Богиня ночи Нюкта выезжает по вечерам на небо и своим темным покровом окутывает землю. За нею на небе появляется колесница вечно печальной богини луны Селены. Запряженная круторогими быками, она медленно катит по темному небосклону.

С приближением утра повозка богини луны спускается с небосвода и на востоке появляется богиня утренней зари – Эос. Она взлетает в небо на своих розовых крыльях, и оно окрашивается в такой же нежно-розовый цвет. В руках Эос – золотой сосуд, из которого на землю льется роса. А вскоре просыпающаяся земля приветствует восходящего бога солнца – Гелиоса, который в своем лучезарном венце мчится по небу в золотой колеснице, запряженной четверкой крылатых коней. При виде его звезды бегут с небосклона, и наступает утро.

А теперь давайте запишем в тетради основные понятия:

p Сатиры – лесные божества

p Нимфы – богини любви

p Богиня ночи – Нюкта

p Богиня луны - Селена

p Богиня утренней зари – Эос

p Бог солнца – Гелиос

2.Рассказ учителя по схеме «Олимпийские боги»


Эллины (греки) верили, что главные боги живут на горе Олимп.

Три брата – Зевс, Посейдон, Аид – поделили между собой власть над миром. Зевс стал властвовать на небе, Посейдон – на море, Аид – «в царстве мертвых».

У Зевса было много детей-богов:

Афина – богиня мудрости и знаний

Аполлон – бог солнечного света и искусства

Артемида – покровительница охоты

Арес – бог войны

Самой прекрасной из олимпийских богинь была покровительница любви и красоты Афродита.

Греки верили, что у каждого занятия есть свой бог-покровитель:

Деметра – богиня плодородия

Дионис – бог виноделия

Гефест – покровитель кузнецов

Гермес – покровитель купцов и торговцев

ІІІ. Закрепление материала

О богах сложено очень много мифов

· Работа с учебником:

Миф о Деметре и ее дочери Персефоне

(краткий пересказ обучающихся)

· Работа с документом

«Миф о Прометее»

Воспоминания о каком времени в человеческой истории сохранил этот миф?

Физкультминутка:

Изучали Аполлона,

Ну и мудрую Афину,

Бога моря Посейдона,

Совершенство Афродиты,

Бога Зевса на горе,

И Ареса на войне

Снова сядем изучать,

И потом получим «пять»

· Игра «Угадай-ка»(устно):

https://pandia.ru/text/78/453/images/image005_114.gif" width="691" height="383 src=">

Попробуйте угадать, кто есть кто из этих богов:

А. Посейдон – бог моря

Б. Афродита – богиня любви

В. Зевс – бог богов

Г. Афина – богиня мудрости

(слева направо: а, г, б, в)

· Индивидуальное письменное задание (работа выполняется в тетради)

1.Деметра а. бог войны

2.Зевс б. богиня охоты

3.Арес в. богиня плодородия

4.Артемида г. бог подземного царства

5.Аид д. царь богов

(взаимопроверка: 1г, 2д, 3а, 4б, 5г)

· Коллективная устная работа «Историческая задача: согласны ли вы с утверждением?»:

1.Главные боги живут на вершине горы Олимпа (да)

2.Богом всех богов является Гефест (нет)

3.Подобно греческой знати, олимпийские боги проводят время в пирах и развлечениях (да)

5.Дионис – бог плодородия (нет)

6.Персефона была выдана замуж за Аида (да)

7.Царство Посейдона защищал Цербер, трехглавый пес (нет)

8.Прометей похитил огонь в кузнице своего друга бога Гефеста и принес его людям (да)

· Конкурс юных детективов (Кто рассказывает так о себе на пиру?)

1.Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса. (Гера)

2.Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей моё царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. Трехглавый пес Цербер сторожит вход в царство мертвых. (Аид)

3.По решению Зевса две трети года – весну и лето - Персефона поводит со мной на земле. В это время цветут цветы, деревья, поля дают хлеб, а на треть Персефона спускается под землю к мрачному Аиду, и земля замирает. (Деметра)

4.С колчаном за спиной, с луком в руках я преследую дичь по горам и лесам. Мои любимые спутницы – нимфы и наяды. Охотники приносят мне в жертву первых убитых животных. (Артемида)

· Исторический диктант с ошибками

Миф «Ночь, луна, заря и солнце»

Медленно едет по небу в своей колеснице, запряженной черными конями, богиня утренней зари Астрея . Круторогие быки медленно везут богиню ночи Эос по небу.

Все ближе утро. Вот открыла богиня – заря Селена ворота, из которых скоро выедет лучезарный бог солнца Эндимион

· «Логический принципиальный ряд»: по какому общему принципу образованы ряды?

1.Зевс, Аид, Посейдон (братья)

2.Афина, Артемида, Арес (дети Зевса)

3.Деметра, Гефест, Дионис (боги-покровители хозяйства)

ІV. Вывод урока:

Греки, как и другие народы древности, обожествляли силы природы. Их религия была языческой – так называется вера во множество богов. Зевс почитался богом грома и молнии, Посейдон – моря, а Гелиос – богом солнца. Имели своих богов и почти все занятия древних греков.

Из мифов о богах мы можем узнать очень многое о жизни самих греков. Ведь по их представлениям, жизнь богов мало чем отличалась от жизни смертных.

V. Домашнее задание:

p Написать сочинение «Так живут боги»

(написать о своем видении жизни на горе Олимп)

    Формы:

    Организационный момент:

    Актуализация знаний:


    Бросали на людей с Олимпа Боги.
    Их забавлял, сей человечий быт -
    Понять решили - из чего он состоит
    Взял Зевс Богов Гермеса с Аполлоном
    И в колеснице едут к нам со склонов.

    Вопросы классу:

    План урока:

    1. Где жили боги.

    1. Послание

    Благодарю тебя за трепетное отношение к записям, которые восстанавливают страницы истории из жизни планеты. Мы жили на Земле более 300 веков назад, но по космическим меркам - это миг. Олимп - место Священное и сегодня я предлагаю наслаждаться величием Олимпа.

    Сколько лет назад боги Олимпа жили на Земле. (300 век. Сколько в 1 веке лет - 100, следовательно 100? 300 =30000 лет назад )

    Где жили в древности боги?

    Т.о. в Греции есть 2 места с похожим названием: одно - это гора Олимп на Северной Греции, где согласно верованиям, на вершине Олимпа находились дворцы богов.

    Другое место - Олимпия, в Южной Греции, где греки раз в 4 года устраивали знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса.

    2. Три поколения богов.

    Из Хаоса произошла богиня Земля - Гея и бог неба - Уран. 6 сыновей и 6 дочерей могучих, грозных титанов было у Урана и Геи. Младший из них, коварный Крон низверг своего отца и отнял у него власть.

    Вопрос классу. - 1. На кого были боги похожи своей внешностью?

    Посейдон бог моря.

    Деметра

    Музы

    Т.о. сделаем вывод по уроку:

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Религия древних греков" »

Религия, ее роль в жизни древних греков

Цель урока : обучение исследовательской работе путем частично- поискового и проблемного метода

Образовательные задачи:

    Способствовать усвоению знаний о богах Древней Греции на эмпирическом уровне, особенностях религиозных представлений (на основе внутрипредметных связей по истории Древнего Египта, Древнего Междуречья, других государств). Изучить мифы о древнегреческих богах, актуализировать и дополнить признаки понятия “религия”, “многобожие”, “боги”, Сформировать образное представление о божественном пантеоне Древней Греции.

    Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, выделять главные факты (анализировать миф как исторический источник). На основе актуализации знаний по истории и религии Древнего Египта способствовать развитию у учащихся умений анализа, сравнения, сопоставления. Способствовать утверждению понимания закономерности о взаимосвязи религиозных верований с занятиями

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Организационный момент:

Актуализация знаний:

На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей цивилизации Древней Греции. Давайте вспомним, где находится Древняя Греция и её природные условия?

Ребята, давайте вспомним о чем шла речь на предыдущем уроке? (Поэма «Одиссея»).

Когда была написана данная поэма по предположению ученых? (в 8в. до н. э.)

Давайте вспомним некоторых действующих лиц поэмы «Одиссея»

    Имя, под которым Одиссей представил себя циклопу Полифему? (Никто).

    Сын Одиссея и Пенелопы? (Телемак).

    Царь отважных мореходов, которому Одиссей рассказал о своих скитаниях? (Алкиной).

    Вещество, благодаря которому спутники Одиссея не услышали пение сирен? (воск).

    С кем расправился Одиссей, когда прибыл домой? (с женихами).

Ребята, посмотрите на экран и послушайте стихотворение, но вы слушайте внимательно, для того, чтобы узнать о ком оно.

С древнейших пор взгляд неподкупно строгий
Бросали на людей с Олимпа Боги.
Их забавлял, сей человечий быт -
Понять решили – из чего он состоит
Взял Зевс Богов Гермеса с Аполлоном
И в колеснице едут к нам со склонов.

Вопросы классу:

1. Итак, о ком же это стихотворение?

Имена, каких богов упоминаются?

В какое количество богов верили греки?

В какой стране ранее вами изученной тоже верили в нескольких богов?

А какой народ, в отличие от древних греков, египтян верил только в одного бога, создавшего весь мир?

2. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Дайте определение понятию “религия”. (Это вера человека в сверхъестественные силы)

Почему появляются религиозные верования? (Человек не мог объяснить явления природы)

Таким образом, тема исследования нашего урока:

Тема урока: “Религия, ее место в жизни древних греков”

План урока:

    Где жили боги.

    Как греки представляли себе богов.

    Каким стихиям и занятиям боги покровительствовали.

    Отражение в религии общественных отношений.

Попытаемся извлечь нужные сведения из картин. Работать с картой и текстом учебника..

Ребята, посмотрите на экран. Нам пришло послание. Давайте узнаем от кого оно?

1. Послание

Здравствуй, Наша благословенная Земля

Благодарю тебя за трепетное отношение к записям, которые восстанавливают страницы истории из жизни планеты. Мы жили на Земле более 300 веков назад, но по космическим меркам – это миг. Олимп – место Священное и сегодня я предлагаю наслаждаться величием Олимпа.

Вопросы классу: 1. От кого пришло это послание?

Сколько лет назад боги Олимпа жили на Земле. (300 век. Сколько в 1 веке лет – 100, следовательно 100? 300 =30000 лет назад )

Где жили в древности боги?

1. Найдите г.Олимп. В какой части Греции она расположена?

2. Посмотрите на южную часть Греции (Пелопоннес), найдите подобное название

Т.о. в Греции есть 2 места с похожим названием: одно – это гора Олимп на Северной Греции, где согласно верованиям, на вершине Олимпа находились дворцы богов.

Другое место – Олимпия, в Южной Греции, где греки раз в 4 года устраивали знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса.

Ребята, а сейчас в наше время проводятся Олимпийские игры. А может кто-то скажет, где будут проходить Олимпийские игры в 2014 г?

Т.о. боги жили на г. Олимп, а как же появились в Греции боги?

По греческим мифам в начале существовал лишь вечный, безграничный, Хаос. Именно из него возник весь мир и бессмертные боги.

2. Три поколения богов.

Из Хаоса произошла богиня Земля – Гея и бог неба – Уран. 6 сыновей и 6 дочерей могучих, грозных титанов было у Урана и Геи. Младший из них, коварный Крон низверг своего отца и отнял у него власть.

Но Крону было предсказано, что у него отнимут власть его дети. Зевс вырос и восстал против своего отца. В жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.

Вопрос классу. – 1. На кого были боги похожи своей внешностью?

Чем боги отличались от людей? (бессмертны)

Почему всех своих богов греки изображали в облике людей. (Верили в силу человека. Греки верили, что боги как люди могут любить и ненавидеть, гневаться и переживать.)

Посмотрите на схему на с.130 и ответьте на вопрос: покровителем какой стихии является Зевс?

4. Почему именно этот бог играл самую важную роль в религии греков? (дождь смывал почву в горах, молнии взывали пожар).

5. А почему в Египте не было бога грома и молнии? (почти не бывает дождей.) (разные природно-климатические условия, в которых жили греки и египтяне)

Посейдон бог моря.

6. Почему в Египте не было бога моря как в Греции (Средиземное море не играла в Египте большого роли в хозяйственной жизни страны)

7. А справа от Зевса находится бог Аид, который охранял царство мертвых.

8. С 129 прочитайте миф о Деметре и ее дочери Персефоне.

Какие явления природы она олицетворяла (смену времен года).

Деметра

Что держит в руках богиня Деметра? (колосья).

Следовательно она является покровительницей (земледелия)

10. Можно ли по изображению богов сделать вывод о занятиях людей?

Какие занятия у греков были основными.

Музы

Помимо хозяйственной жизни, в Греции высокого уровня достигла духовная жизнь. Поэтому, именно в Греции, появились 9 муз, покровительницы искусств и наук.

Они водили хороводы, а с наступлением ночи спускались на землю, ближе к людям, и распевали чудесные песни, проявляя богов-олимпийцев. Им было известно прошлое, настоящее и будущее людей. Они покровительствовали певцам и музыкантам.

Давайте обратимся к мифу о Прометее

Что можно узнать из этого документа? (какие порядки царили в мире богов)?

Как и на земле у богов были законы, за нарушение которых нарушители несли наказание.

Т.о. сделаем вывод по уроку:

Что у нас было темой урока и нашего исследования

(религия, ее роль, общественные отношения)

Мы с вами ответили интересующие нас вопросы? Следовательно, план урока выполнили?

заполнить схему “Родословие богов” используя отрывок из стихотворения и схему на с.130 в учебники.,

до конца заполнить таблицу «Боги Древней Греции»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кировская средняя общеобразовательная школа»

Пристенского района Курской области

Тема урока: «Религия древних греков».

Урок истории в 5 классе

Дата: 19.01.17.

Учитель: Селиванов Владимир Юрьевич

пгт. Кировский-2017

МКОУ «Кировская СОШ»

Урок истории в 5классе

Дата: 19.01.17.

Учитель: Селиванов Владимир Юрьевич

Тема урока: «Религия древних греков».

Цели:

Дать представление об особенностях религии древних греков, характерных чертах древнегреческого пантеона богов;

Развивать умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенностями их сознания, анализировать литературные произведения древности и делать выводы;

Воспитывать интерес к античной культуре.

Планируемые результаты:

Предметные: выявить причинно-следственные связи между условиями жизни древних греков и их занятиями, оценить ключевые события и явления, памятники культуры крупнейших цивилизаций Древней Греции;

Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; владеть общим приемом решения учебных задач; находить в дополнительных источниках информацию по теме «Древнегреческая мифология»; готовить тематические сообщения и проекты;

Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; оценивать роль мифологии в истории человечества; осознать важность изучения истории.

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, ноутбук, реквизит для сценки.

Тип урока: урок открытия новых знаний с элементами развивающего контроля.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационно-целевой этап.

Ребята, вы уже слышали о могучем силаче и герое Древней Греции Геракле. Он совершил 12 подвигов. Сейчас я познакомлю вас с одним из его подвигов.

Царь города Микены поручил Гераклу принести три золотых яблока из волшебного сада Гасперид на краю света. Геракл этого сделать не мог, так как войти туда мог только бог. Тогда великан Атлант согласился сделать это за Геракла, если тот подержит за него небесный свод. Тяжелый груз опустился на плечи Геракла, пот покрыл его тело… Вернулся наконец Атлант. Предложил, что сам отнесет яблоки в Микены. Притворившись будто согласен, Геракл лишь пожелал сделать себе подушку из травы, чтобы положить ее на плечи. Встал великан на свое место, а Геракл взял яблоки и сказал: «Прощай, Атлант, только одному тебе под силу держать небесный свод!».

Выражение «Держать небесный свод» вошло в нашу жизнь. Как вы думаете, что оно означает? (выполнять тяжелую работу).

Представляете, у нас сегодня на уроке есть корзина с яблоками из волшебного сада Гасперид.

Скажите, они похожи на волшебные? (нет, яблоки красные).

Это яблоня из волшебного сада и яблоки не простые, а с секретом. Вы уже знаете, что в каждом мифе Древней Греции есть сложное задание, проблема. Только после того как мы ответим на все вопросы этого дерева, яблоки станут золотыми и подарят нам много знаний.

Дети по очереди называют номер яблока, которому соответствует вопрос. После ответа на него яблоко вешается обратно золотой стороной к зрителям.

1. Что означает выражение «Нить Ариадны»? (Помощь в сложной ситуации).

2. Что означает выражение «Между Сциллой и Харибдой»? (Между двумя врагами).

3. Решите историческую задачу. Поэмы «Одиссея» и «Илиада» Гомер написал в 8 веке до н. э. Сколько лет назад это было. Отметьте дату на ленте времени.

4. Чудовище с туловищем человека и головой быка. (Минотавр).

5. Какое животное помогло захватить Трою? (Деревянный конь).

6. Одноглазый великан. (Циклоп).

7. Что означает выражение «Ахиллесова пята»? (Уязвимое место).

8. Картинка (Лабиринт)

Теперь плоды на яблоне стали золотыми - это знания, которые нам еще предстоит сегодня вкусить.

Посмотрите, а вот еще одно яблоко. На нем написано … «Прекраснейшей!».

Подумайте, что это за яблоко? Ответить на этот вопрос нам помогут актеры.

Выходят в центр кабинета подготовленные дети и играют сценку по мифу «Яблоко раздора».

Сценка «Яблоко раздора»

На одном пиру богиня раздора Эрида решила отомстить богам за то, что не позвали её на пиршество. Она взяла золотое яблоко из далёких садов; одно лишь слово написано было на нём - “прекраснейшей”. Незаметно для всех бросила на стол яблоко. (Кладёт его на стол)

Гера (взяла яблоко) Прекраснейшей, я уверена, что яблоко принадлежит мне, ведь на Олимпе все знают, что я самая прекрасная. Я главная богиня, я жена Зевса.

Афина (забирает яблоко) Да, все знают, что ты красива, но я богиня мудрости и справедливой войны, в честь меня назван красивейший город Греции, поэтому яблоко должно принадлежать мне!

Афродита (забирает яблоко себе) Почему тебе, я тоже дочь Зевса, я родилась из морской пены, я богиня молодости и любви, нет никого прекраснее меня!

(обратились к Зевсу.)

Гера (держа яблоко): Зевс, скажи, кто из нас прекраснейшая?..

Зевс: Не дело мне решать женские распри. Пусть лучше этим занимается человек.

Гера: Кто же он?

Афродита и Афина: Да, кто?

Зевс: Парис, сын царя Трои Приама. Он самый справедливый из смертных. (Уходит. Выходит Парис)

Парис: Прекрасные богини, вы звали меня?

Гера: Возьми яблоко, Парис, (отдаёт ему яблоко) прочитай надпись и реши, кто из нас троих самая прекраснейшая.

Парис: Да не знаю я. Вы каждая прекрасна.

Гера (отводит в сторону Париса): Скажи, что я, и будешь властвовать над Азией. Я всего лишь хочу сделать тебя царём царей. Великие страны покорятся тебе. Сила и власть в обмен на маленькое яблоко.

Афина (берёт за руку Париса и отходит с ним в другую сторону): Красоты, отваги и силы тебе не занимать. Послушай, не хотел бы ты стать мудрым полководцем, не знающим поражений. Обещаю военную славу и победы, если назовёшь меня.

Парис: подожди, но я ещё не выслушал Афродиту.

Афродита: Выбери меня. Я отдам тебе в жёны прекраснейшую из смертных женщин, Елену Спартанскую, дочь Зевса и Леды.

Парис: Спасибо, великодушная Гера, но я и так богат. Благодарю и тебя, справедливая Афина, но слава и так со мной, я известен и в Греции, и в Азии. А вот жены у меня нет. А она красива, Елена Спартанская?

Афродита: Она не просто красива, она самая красивая из смертных. Прекраснейшая женщина в мире будет твоей! Или ты не веришь обещанию богини любви?

Парис: Я верю тебе, Афродита. Да, да, прекраснейшая из богинь - это Афродита!!! (Отдаёт ей яблоко)

Гера: Дорого заплатишь ты, Парис, за такой выбор!

Афина: Погубишь ты Трою и весь народ!! (Уходят).

Как повествует миф, в результате этого спора началась одна из самых страшных войн в истории Греции – Троянская война.

Скажите, а кто это выступал перед нами? (боги).

Какая тема урока? (Религия древних греков).

Что мы сегодня узнаем? (Какие были боги и во что верили древние греки).

Чему научимся? (Получать информацию о жизни греков из мифов).

Физминутка.

Какими личными качествами обладают боги и богини которых мы видели? (ум, хитрость, коварство, расчетливость…).

Они этим похожи на людей? (Да).

Прошу всех встать. Давайте представим, что мы рабы и вынуждены постоянно работать на своего господина. Наши спины согнуты и напряжены.

Теперь мы свободные граждане Греции. Спина прямая, плечи расправлены. У нас есть дом и занятия. А теперь мы боги! Мы живем высоко на Олимпе. Голова гордо поднята. Свысока мы наблюдаем за жизнью смертных.

А теперь вы ученики 5 класса. Садитесь на свои места. Продолжаем урок.

III. Работа по теме урока.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока.

Религия древних греков

1. Знакомство с богами.

Боги, как считали греки, населяли нашу землю более 3 тысяч лет назад. Жили они на вершине высокой горы Олимп. Они мало чем отличались от людей. Они никогда не старели и не умирали, за что были прозваны бессмертными. Они обладали сверхъестественными способностями и могли легко менять свое физическое обличье, превращаясь в мужчину, женщину, животное и т. д., и использовали эту замечательную способность чаще всего для того, чтобы провести людей и сыграть с ними злую шутку. Как и знатные люди, олимпийские боги были равнодушны к горестям и страданиям простых людей. Они завистливы и жестоки, способны на бесчестный поступок, но в тоже время помогают своим любимцам из людей. Но все боги различались по могуществу и значимости. То есть, мы поговорим о пантеоне греческих богов. Запишите в тетради:

Пантео́н - группа богов, принадлежащих к одной религии.

Откройте стр. 135. Здесь изображены основные боги Древней Греции. Они разделены по на четыре группы:

1-я группа – самые могущественные;

2-я группа – ближайшие родственники самых могущественных богов;

3-я группа – покровители какого-либо дела;

4-я группа – низшие божества – сатиры и нимфы.

Сейчас работа с тестом параграфа пункт 1-2 или иллюстрацией заполните в группе таблицу богов и чему они покровительствовали. У каждой группы свои боги.

Имя бога (богини)

Чему покровительствовал(а)

Зевс

Бог неба, царь богов и людей

Посейдон

Бог морей

Аид

Бог царства мертвых

Гера

Царица богов и защитница семейного очага

Артемида

Богиня природы и покровительница охоты

Аполлон

Бог солнечного света, покровитель искусств

Афина

Богиня мудрости, покровительница ремесла и городской жизни.

Афродита

Богиня красоты и любви

Деметра

Богиня плодородия

Дионис

Бог виноделия

Гефест

Бог огня и кузнечного дела

Гермес

Вестник богов, покровитель дорого и путников

Арес

Бог войны

4-я группа – низшие божества – сатиры и нимфы

Сатиры

Духи леса, покровители плодородия

Нимфы

Прекрасные девы, защитницы рек, озер, растений.

См.приложение1

По готовности начинают представление богов с высших. Пантеон богов дублируется на экране.

2. Пересказ текста по опорным словам.

Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Я раздам каждой группе карточку с опорными словами. Вам надо совместно (вчетвером) по словам узнать о чем этот миф и рассказать. В помощь вам рисунок на лицевой стороне, здесь же и надо написать название мифа. Работайте совместно, но пересказывать будет один представитель от каждой группы.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Лабиринт

Дедал

Ахилес

10 лет

Тесей

Икар

Пятка

Троя

Ариадна

Воск

Стрела

Конь

Минотавр

Минос

Троя

Одиссей

Эгейское море

Крылья

Фетида

Хитрость

Крит

Солнце

Парис

Афина

См. приложение 2

Ученики, получив карточки, готовят ответы и по готовности представитель от каждой команды выходит отвечать.

А если эти карточки с мифами сложить вместе, что получится? (Книга).

Как можно назвать эту книгу? (Мифы Древней Греции).

Посмотрите на эти книги, если кто заинтересуется мифами и захочет побольше узнать о богах Древней Греции, то можете прочитать одну или несколько из этих книг. Взять вы можете их в библиотеке, или приобрести в магазине.

Книги выставляются в ряд на доске.

3. Чтение пункта параграфа.

Откройте стр. 136, пункт 2. Давайте мы его прочитаем. Читать будем по абзацам. Следите.

Дети прочитывают пункт.

Ответьте на вопрос. Какое природное явление описано в этом мифе? (Смена времен года).

Действительно, все природные явления древние греки приписывали деятельности богов.

4. Просмотр фрагмента мультфильма.

А сейчас, я предлагаю вам отдохнуть и посмотреть фрагмент замечательного мультфильма. Сядьте поудобнее.

Дети смотрят мультфильм.

Чем помог Прометей людям? (научил обрабатывать камень, подарил огонь).

IV. Закрепление изученного материала.

А теперь пришло время вернуться к нашим волшебным золотым яблочкам.

Чтобы их съесть надо ответить на вопрос.

1. Что означает выражение «Яблоко раздора» (Причина конфликта).

2. Что означает выражение «Держать небесный свод» (Выполнять тяжелую работу).

3. Как звали главного бога? (Зевс).

4.Что подарил Прометей людям? (Огонь).

5. Где жили боги? (Гора Олимп).

6. Чем боги отличались от людей? (Сверхспособностями).

7. Чем боги были похожи на людей? (Поведением, характером).

8. Картинка (Цербер).

V. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке, мы выяснили в каких богов верили древние греки, эту информацию мы получили из древнегреческих мифов. Теперь мы знаем какой сверхъестественной силой обладали боги и то, что черты характера у них были человеческие.

VI. Оценивание и домашнее задание.

Вы сегодня большие молодцы, вы прекрасно работали, теперь запишем домашнее задание:

Для всех - §28, ответить на вопросы.

Для средних – сравнить богов Египта и Греции

Для сильных – составить кроссворд о богах.

А теперь самостоятельно поставьте оценки, поверните дневники ко мне, а я распишусь.

VII. Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

Что вам понравилось?

Что было сложно?

Урок окончен, спасибо за внимание!

Приложение 1

Имя бога (богини)

Чему покровительствовал(а)

1-я группа – самые могущественные

Зевс

Посейдон

Аид

Имя бога (богини)

Чему покровительствовал(а)

2-я группа – ближайшие родственники самых могущественных богов

Гера

Артемида

Аполлон

Афина

Афродита

__________________________________________________________________________________

Имя бога (богини)

Чему покровительствовал(а)

3-я группа – покровители какого-либо дела

Деметра

Дионис

Гефест

Гермес

Арес

____________________________________________________________________________________

Приложение 2

Урок истории

5 класс

Тема: Религия древних греков.

Цель урока :

    Способствовать формированию представлений о древнегреческой мифологии, причинах возникновения религии у греков и ее роли в жизни людей в древности;

    Создать условия для реализации умений готовить сообщения на основе различных источников, и умение представлять свою работу.

    продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, умение выделять главное.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Мотивационный этап : приветствие учителя, проверка подготовленности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид), организация внимания.

Актуализация знаний :

На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей цивилизации Древней Греции. Давайте вспомним, где находится Древняя Греция и её природные условия?

Ребята, давайте вспомним, о чем шла речь на предыдущем уроке? (Поэма «Одиссея»).

Когда была написана данная поэма по предположению ученых? (в 8в. до н. э.)

Давайте вспомним некоторых действующих лиц поэмы «Одиссея»

    Имя, под которым Одиссей представил себя циклопу Полифему? (Никто).

    Сын Одиссея и Пенелопы? (Телемак).

    Царь отважных мореходов, которому Одиссей рассказал о своих скитаниях? (Алкиной).

    Вещество, благодаря которому спутники Одиссея не услышали пение сирен? (воск).

    С кем расправился Одиссей, когда прибыл домой? (с женихами).

Постановка учебной задачи (целеполагание)

Ребята, посмотрите на экран и послушайте стихотворение, но вы слушайте внимательно, для того, чтобы узнать о ком оно.

С древнейших пор взгляд неподкупно строгий
Бросали на людей с Олимпа Боги.
Их забавлял, сей человечий быт -
Понять решили – из чего он состоит
Взял Зевс Богов Гермеса с Аполлоном
И в колеснице едут к нам со склонов.

Вопросы классу:

1. Итак, о ком же это стихотворение?

Имена, каких богов упоминаются?

В какое количество богов верили греки?

В какой стране ранее вами изученной тоже верили в нескольких богов?

А какой народ, в отличие от древних греков, египтян верил только в одного бога, создавшего весь мир?

2. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Дайте определение понятию “религия”. (Это вера человека в сверхъестественные силы)

Почему появляются религиозные верования? (Человек не мог объяснить явления природы)

Определите тему и цель нашего урока. (ответы учащихся)

Тема урока: “Религия древних греков”

Попытаемся извлечь нужные сведения из картин. Работать с картой и текстом учебника..

Ребята, посмотрите на экран. Нам пришло послание. Давайте узнаем от кого оно?

1. Послание (на слайде)

Здравствуй, Наша благословенная Земля

Благодарю тебя за трепетное отношение к записям, которые восстанавливают страницы истории из жизни планеты. Мы жили на Земле более 300 веков назад, но по космическим меркам – это миг. Олимп – место Священное и сегодня я предлагаю наслаждаться величием Олимпа.

Вопросы классу: 1. От кого пришло это послание?

Сколько лет назад боги Олимпа жили на Земле? (300 веков назад)

Сколько в 1 веке лет? –(100, следовательно 100? 300 =30000 лет назад )

Где жили в древности боги? (на горе Олимп)

2. Работа с иллюстрацией учебника стр 135, иллюстрация «Боги и богини Греции»

Вопрос классу.

    На кого были боги похожи своей внешностью?

    Чем боги отличались от людей? (бессмертны)

    Почему всех своих богов греки изображали в облике людей. (Верили в силу человека. Греки верили, что боги как люди могут любить и ненавидеть, гневаться и переживать.)

    Посмотрите на схему и ответьте на вопрос: покровителем какой стихии является Зевс?

    Почему именно этот бог играл самую важную роль в религии греков? (дождь смывал почву в горах, молнии вызывали пожар).

    А почему в Египте не было бога грома и молнии? (почти не бывает дождей.) (разные природно-климатические условия, в которых жили греки и египтяне)

    Почему в Египте не было бога моря как в Греции (Средиземное море не играла в Египте большого роли в хозяйственной жизни страны)

    А справа от Зевса находится бог Аид, который охранял царство мертвых.

3. Самостоятельная работа с текстом учебника

Класс разделить на 2 группы. Каждая группа получает задание.

1 группа. Прочитайте миф о Деметре и ее дочери Персефоне. Стр 136-137

Какие явления природы она олицетворяла (смену времен года).

Что держит в руках богиня Деметра? (колосья).

Следовательно, она является покровительницей (земледелия)

Аполлон? (покровитель искусства)

Артемида? (покровительница охоты, животных)

Можно ли по изображению богов сделать вывод о занятиях людей?

Какие занятия у греков были основными.

2 группа . С. 137 – 138 учебник. Прочитать миф о Прометей

Что можно узнать из этого документа? (какие порядки царили в мире богов)?

Как и на земле у богов были законы, за нарушение которых нарушители несли наказание.

4. Закрепление материала.

Задания в рабочей тетради №11,12 , 13 стр 10

5. Рефлексия.

Ладошка
Учащиеся обводят свою ладошку и на каждом пальце фиксируют:
1.Большой – о чем шла речь на уроке (лучше – ЦЕЛЬ)
2.Указательный – что узнал
3.Средний – над чем еще нужно поработать
4.Безымянный – психологическая атмосфера
5.Мизинец – мне здесь не хватало…

заполнить таблицу «Боги Древней Греции»

«Боги ль на землю сошли и явили свой образ или на небо мы сами богов узреть восходили?»

Филипп Фессалийский

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов развития религиозных представлений людей.

Задачи:

  • Образовательные : создать у учащихся представление об особенностях древнегреческой религии, характерных черт древнегреческого пантеона богов.
  • Развивающие : способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенности их сознания использовать как источник литературные произведения древности, уметь анализировать их и делать выводы.
  • Воспитательные : воспитывать интерес к античной культуре.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приёмы: исследовательский, иллюстративно-демонстрационный, эвристически, приемы критического мышления.

Оборудование: тексты древнегреческих мифов «Олимп», Эдит Гамильтон «Мифы и легенды», аппликации по истории древнего мира, презентация. Карта «Древняя Греция»

Предварительная подготовка:

1. Несколько учащихся, по желанию, должны из источников («Мифы Древней Греции» А. Немировский М. 1996 г) подготовить выступления.
2. Перед уроком учащиеся контролируются учителем

Новые понятия: пантеон

ХОД УРОКА

I. Текущий контроль знаний и умений

Учащиеся получают распечатанное тестовое задание по содержанию поэмы Гомера «Одиссея». Задание выполняется на заранее приготовленных листах. На выполнение задания отводится 7 минут.

Задание 1. Выберите правильный ответ.

1. Одиссей возвращался из Трои на остров...

а) Делос
б) Итака
в) Родос

2.. Одиссей отправился в путь на... кораблях

а) 7
6)11
в) 12

3. На родину вернулись...

а) все корабли
6) 2 корабля
в) один Одиссей

4. Странствие продолжалось...

а) 1 год
б) 5 лет
в) 10 лет

5. Другое название горда Троя.

а) Микены;
б) Илион;
в) Афины

6. Жену Одиссея, ожидавшую возвращения мужа из-под Трои

а) Амфитрита
б) Андромаха
в) Пенелопа

7. Циклоп, один из персонажей «Одиссеи»

а) Эфор
б) Полифем
в) Гоплит

8. Сын Одиссея:

а) Менелай
б) Телемах
в) Геракл

Ключ: 1 – б; 2 – в; 3 – в; 4 – в; 5 – б; 6 – в; 7 – б; 8 – б.

Задание 2. Объясните крылатые выражения: «Между Сциллой и Харибдой», «Троянский конь», «Со щитом иль на щите».

II. Изучения нового материала

1. Слова учителя: Сегодня мы продолжаем знакомиться с духовным миром древних греков, его важнейшей частью – религией. Вы уже имеете представление о религии первобытных людей, религии Древнего Востока. Назовите, пожалуйста, ассоциации, которые возникают у вас при слове «религия».

2. Выполнение коллективно кластера

Слово «религия» записывается в центре доски, ассоциации, которые называют учащиеся, размещаются вокруг. (Слайд 2)
Затем из всех ассоциаций выделяется одна, самая главная, характерная для любой религии – вера в бога (богов).
Учащимся предлагается в тетрадях закончить предложение: «Бог – это…» (Слайд 3)
Учащиеся зачитывают свои предложения…
На доске размещаются аппликации-изображения богов Древнего Востока – и задается вопрос: «Из чего складывался у людей образ бога?» Обобщая ответы, делает запись на доске: ПРИРОДА + ОБРАЗ ЖИЗНИ + СВЕРХЕСТЕСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА. (Слайд 4)

3. Постановка цели урока

– Сегодня мы с вами выясним особенности древнегреческой религии, характерные черты древнегреческих богов и попытаемся объяснить, почему в Греции появились именно такие боги. (Слайд 5)
– Ребята, давайте вспомним какие природно-климатические условия на Балканском полуострове?
– Очень тепло.
– Мало рек и осадков.
– Есть много гор, Эгейское море, Ионическое море.
– Мало плодородной земли и богатых пастбищ. (Предполагаемые ответы)
– А теперь назовите основные занятия греков, исходя из природно-климатических условий?

  • Выращивали виноград и оливки;
  • мореплавание и морская торговля;
  • разведение овец и коз, (для крупных не хватало пастбищ);
  • ремесло;
  • войны (борьба за господство в Эгейском море).

– Сегодня мы с вами познакомимся с богами Древней Греции, которым поклонялись жители Греции. И найдем ответ на вопрос: Почему именно эти божества появились в Древней Греции. Как связаны религия, природные условия и занятия Древних Греков? (Слайд 6)

Этот вопрос целесообразно вынести на доску.

4. Работа с картой

– Показать страну Фессалию, на севере Греции. Гору ОЛИМП.
На севере земли, населённой эллинами, находится страна Фессалия. На границе с Македонией, среди гор, со всех сторон окружающих фессалийскую равнину, возвышается гора Олимп – самая высокая из всех гор Эллады. Склоны её покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, вечнозелёный кустарник. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны её обрывисты, на вершине лежит вечный снег. (Слайд 7)
В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Там в вышине – золотые чертоги бессмертных богов. Смертному невозможно проникнуть в них. В царстве богов всегда лето и в чертогах светло. С неба льётся яркий голубой свет. В чертогах пируют бессмертные боги. Место, посвященное всем богам, называют пантеоном.

5. Словарная работа

Учащиеся записывают в рабочую тетрадь новое историческое понятие.

ПАНТЕОН – место, посвященное всем богам.(Слайд 8)

6. Работа с учебником

– Найдите в учебнике рисунок «Боги и богини Греции» (стр. 130), внимательно рассмотрите его. Так выглядели боги Древней Греции. Обратите внимание: каждый из них имеет свой символ. Используя иллюстрации, слушая объяснения учителя и выступления ребят, учащиеся должны к концу урока заполнить таблицу.

Работа учащихся в рабочих тетрадях. Заполнение таблицы. (Слайд 9)

7. Слово учителя: На высоком золотом троне сидит Зевс – царь богов и людей. Рядом с ним его супруга Гера – царица богов и защитница семейного очага. Здесь же дети Зевса – близнецы Аполлон и Артемида, Афина, Гермес, Арес и Гефест. Каждому из богов подвластны дела и судьбы людей.

Милые, смутные призраки славы минувшей,
Увы, последние из прежде живших богов...
Вы дышите воздухом тех, что дышали они.
Из небесных чертогов, утраченных с Олимпа высот.

Греки не верили, что вселенная создана богами. По их представлениям, всё произошло как раз наоборот: вселенная создала богов. Прежде всего, появились бог Неба и богиня Земли. Они и стали первыми родителями. Их детьми были титаны, а внуками – боги-олимпийцы.

Ученики рассказывают о греческих богах, выступления сопровождаются слайд-программой. Примерный текст выступлений в Приложении 1 . (Слайды 11-22). После каждого выступления работа с классом: назвать символы бога.

8. Физминутка

Физминутка составлена с учетом повторение ранее изученного материала по теме «Религия древних египтян»

Встали дружно, потянулись
Богу солнца улыбнулись!
Богу ГЕБУ наш поклон
Многократным будет он.
Руки вверх к богине НУТ
Пусть немножко отдохнут.
Тело наше сделай круг
Повтори АМОНА путь
Готовы из знаний
Плести сотни сот
Поможет нам в этом
Бог мудрости ТОТ.

К концу урока таблица должна выглядеть следующим образом

Аид Правитель царства мертвых
Гера Царица богов, защитница семейного очага.
Артемида Богиня природы и покровительница охоты
Аполлон Бог солнечного света, покровитель искусств.
Афина Богиня порядка и разума, покровительница ремесла, городской жизни.
Афродита Богиня любви и красоты
Деметра Богиня плодородия
Дионис Бог виноделия
Гефест Бог огня и кузнечного дела
Гермес Покровитель дорог и путников
Арес Бог войны

III. Закрепление пройденного материала

Учащимся предлагается выполнить задание, которое заранее подготовлено учителем на доске. (Слайд 23)

Задание: Подбери пару – имена греческих богов и их символы

1. Зевс а) лань, золотой лук и стрелы
2. Гермес б) колосья пшеницы
3. Афродита в) крылатые сандалии
4. Гера г) кифара, лавровый венок
5. Артемида д) копье, щит, сова, гранат
6. Аид е) колесница запряженная черными лошадьми
7. Посейдон ж) молот, наковальня
8. Дионис з) голубь, яблоко
9. Гефест и) трезубец, дельфин
10. Аполлон к) молния, орел
11. Афина л) жезл, увитый виноградной лозой
12. Деметра м) гранат

Ключ: 1 – к; 2 – в; 3 – з; 4 – м; 5 – а; 6 – е; 7 – и; 8 – л; 9 – ж; 10 – г; 11 – д; 12 – б

IV. Подведем итог нашему уроку:

– Еще раз назовите богов Древней Греции. Прочитайте вопрос который мы с вами поставили в начале урока.

Ответы детей…

1. Вывод: В религиозных верованиях греков получили отражение прежде всего те природные явления, от которых зависела жизнь людей, и боги появились те которые покровительствовали основным занятиям древних греков. (Слайд 24)

2. Слово учителя: Боги Древней Греции могущественны и коварны, – так считали древние греки. Они боялись и почитали своих богов, потому что боги покровительствовали их занятиям. Что бы задобрить своих богов греки приносили жертвы богам, возводили в их честь храмы, создавали о них сказания.
Таковы греческие боги. Они прекрасны и могущественны. Прошли столетия. Опустели склоны горы Олимпа, исчезли густые леса. Люди больше не молятся олимпийским богам, как не молятся и богам древних египтян. От веры в олимпийских богов остались только легенды, или мифы, как мы их называем. Изучая мифы древних греков, учёные доказали, что в образах богов люди поклонялись могучим силам и грозным явлениям природы, которые не могли правильно объяснить.
Изучая мифологию древних греков, можно узнать много полезного. Без знания древнегреческой мифологии нельзя изучать искусство, так как на протяжении многих веков замечательные художники и скульпторы, писатели и поэты всех стран использовали древние мифы в живописи, скульптуре, музыке, литературе.

3. Домашнее задание: параграф 28; подготовить для пересказа один из мифов о богах; нарисовать рисунок к любому мифу о древнегреческих богах.

mob_info