Православный храм часовня в пицунде. Пицундский храм, Абхазия: описание, история, расписание и интересные факты

Расположен вблизи городища Пицунды. Его купол и гладкие стены бело жёлтого цвета, хорошо просматриваются между зелеными пирамидальными кипарисами. Храм является крупнейшим ранне-средневековым храмом Абхазии и относится к типу трехапсидных, крестовокупольных, трехнефных.

В плане имеет размеры: 43,3 метра на 22,7 метров. Стены имеют толщину в 1.5 метра, а высота его вместе с куполом 29 м. Храм возведен из двух материалов - кирпича и камня, распределение которых имеют свой определенный порядок

Вниз стены Пицундского храма - цоколь, выложен каменными блоками, выше в кладке присутствуют оба материала - кладка приобретает смешанный характер: присутствуют как ряды камня так и кирпича. Чем выше стена, тем прослойки из камня становятся тоньше, кирпичные же наоборот толще.

Барабан и лежащий на нем купол, а также верхняя часть стен, внутренние столбы - полностью сложены из кирпича разного размера. В арках он тоньше. В устоях стены и в несущих частях - он гораздо толще.

В верхних частях западной и южной стены можно видеть декоративные вставки из кирпичей выложенных поперёк, причём в одних рядах - одиночных, в других рядах - парных.
Толстым кирпичём выложены кресты. Их можно видеть между окнами, снаружи на центральной алтарной апсиде. А вот северная стена, снаружи вовсе не имеет декоративных элементов.

На западной стене видны следы заложенной в древности двери, на уровне хор, через неё женщины, допускавшиеся к богослужению и входили только через такие хоры. Позднее ведущая на хоры наружная лестница была разобрана, а внутри возведена другая. Пицундский храм просто наполнен воздухом и светом, его стены гладко оштукатуренные и некогда украшенные фресками, теперь сохранили лишь пояс медальонов в алтаре. Каждый вошедший сюда ощущает, что храм создан для праздничных, торжественных богослужений.

В XVI веке внутри собора в западном помещении была возведена усыпальница, в которой находится гробница. Гробница устроена для Андрея Первозванного и Симона Кананита, на это указывают расположенные под куполом фресковые изображения апостолов. Их насчитывается в количестве десяти. Потолок и стены храма, были богато расписаны, предположительно, мастерами из Старого Афона. Среди сюжетов росписи более значимы сцены "Несения креста", "Распятия" и "Плача".

Пицундский собор во второй половине XVI века был обновлен, вокруг него были возведены оборонительные сооружения.
Об этом говорит сохранившаяся греческая надпись: "Помяни, Господи, раба своего Пароскева Зографа (живописца), который создал это святилище и сей турлеон (башню) во время владычества тирана и католикоса Евдемона. Ты, господи, ведаешь все и исполни их милостью своею".

В результате угрозы нападения со стороны турок и междоусобиц, резиденция абхазских католикосов в XVII веке, размещавшаяся до этого в Пицунде, переместилась в Гелати. Собор оказался заброшенным, но продолжал привлекать к себе как местное население, так и чужеземцев. Они приходили к его стенам - давать клятвы.

Упадок времен Османской империи. Возрождение Пицундского храма.

Пицундский храм построенный в честь апостола Андрея Первозванного был известен далеко за пределами Кавказа. В храм приезжал монах-театинец Кастелли Кристофоро, который в своих рисунках отразил всю его красоту.

После появления Османской империи на Кавказском побережье, Пицунда стала постепенно приходить в упадок. Могущественный Пицундский храм запустел, его разграбили и частично разрушили. Стены храма поросли кустарником и травой.

В 40-х годах XIX века под руководством академика Норова В. С. приступили к восстановлению Пицундского храма. Реставрацию завершили только к 1869 году, Ещё через один год в Пицундском соборе был учрежден мужской монастырь

Чем еще привлекает храм в Пицунде, так это своей контрастностью. Внешне сооружение отличается некоторой массивностью, характерной для многих религиозных строений средневековья. Но если Вы зайдете внутрь Пицундского храма, то будете просто поражены его «воздушностью».

Непроизвольно создается ощущение, будто храм состоит исключительно из света и воздуха. От давящей массивности не остается и следа! Назвать храм скромным вряд ли получится, поскольку сохранившиеся настенные фрески и надписи придают ему скорее торжественный и роскошный вид.

К сожалению, сегодня в Пицундском музее туристы могут наблюдать лишь копии орнаментов мозаики и некоторые уцелевшие памятники, связанные с историей этого города. Почему? Все дело в том, что советские годы негативно отразились на культурном наследии Абхазии, оригиналы которого были вывезены в Грузию и на сегодняшний день представлены в тбилисском музее.

В настоящее время попав в Пицундский храм, можно полюбоваться фресками и послушать божественные звуки органа, выступления хоровых капелл и оперных певцов.

Органная музыка в Пицундском храме.

Акустические свойства Пицундскского храма - удивительны. Благодаря им несколько голосов звучат как будто поёт целый хор. После реставрационных работ, в 1975 году, храм используется как концертный зал и основной достопримечательность его является орган. Он был изготовлен потсдамской органной фирмой «Александр Шуке». В соборе ежегодно проходят фестивали и конкурсы органной и фортепианной музыки, концерты оперных певцов Абхазии и России, выступления хоровой капеллы Абхазии.

Величественный Пицундский храм Святого апостола Андрея Первозванного, сохранивший свои царственные архитектурные формы тысячелетней давности, - один из наиболее важных памятников Абхазии. Он имеет огромнейшую историческую, художественную и религиозную ценность для всего Кавказа и мировой культуры.

22 ноября, 2011

Конечно он впечатляет! Еще бы, такая старина! Сложно даже представить сколько событий видели эти стены.
Сколько людей, судеб... Мне повезло много раз бывать здесь. Приезжал и просто так - погулять по Пицунде. И специально для того, чтобы попасть внутрь Храма. Несколько раз был на концертах органной музыки и Государственной хоровой капеллы Абхазии.

Расскажу понемногу обо всём. Что то запомнилось из рассказов экскурсоводов, что то знал и раньше, а теперь хочу рассказать вам, что то вычитал в интернете. Кстати, завидую я современным школярам. Что может быть проще - написать сочинение, реферат или какую нибудь курсовую работу... Открывай браузер, гугли и обобщай себе... Бедные преподаватели.))) Ну это я отвлекся.

Решил же - понемногу обо всём.

Вначале о Храме. Вот он какой - красавец! Пицундский Патриарший Собор в честь апостола Андрея Первозванного.


(Не обращайте внимания на даты снимков. Разных лет фотографии использовал).

А знаете что!?... Запустите это видео, чуть убавьте звук, чтобы было комфортно читать и... Добро пожаловать в гости к Пицундскому храму и его знаменитому Органу.

Вивальди. Адажио. Исполняют: Арташ Терзян (Виолончель) - Марина Шамба (Орган). Органный зал Храма в честь Апостола Андрея Первозванного города Пицунда, 1992 год

Собор построен из камня и кирпича, причем в распределении этих материалов наблюдается определенный порядок. Стены храма от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нем купол, внутренние опоры-столбы сложены полностью из кирпича неодинакового размера. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами выложены толстым кирпичом кресты.


Внутри собора, в западной его части, находится усыпальница, в которой видны две гробницы. Эти гробницы устроены апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чем свидетельствуют фресковые изображения двух апостолов внутри усыпальницы.

В VIII в. н.э., после образования Абхазского царства, храм в Пицунде стал престольным храмом Абхазии. Во многом это стало возможным благодаря тому, что Абхазская церковь обрела автокефалию. В Х веке на месте храма-базилики было решено построить новый храм, который стал религиозным центром Абхазии того времени.

Собор в Пицунде признали крупнейшим храмом раннего средневековья.

Правда Православным этот Храм назвать теперь нельзя. А все из за органа.
Несовместимые это вещи - орган и Православный Храм.

Отец Виссарион (временный управляющий Абхазской православной церкви) вообще его, (орган) Сатаной называет и требует убрать из здания Собора.
А как убрать и куда? Ведь строился этот орган в Германии, на одной из лучших органостроительных фирм - "Александр Шуке" (A. Schuke) специально, с расчетом архитектуры именно этого здания. История строительства органа настолько интересна, что приведу отрывок из рассказа заведующей отделом древней истории и археологии Абхазского Государственного музея М.К.Инал-Ипа, разбавляя текст фотографиями.

Зарождение идеи

В 60-е и в начале 70-х годов прошлого века в бывшем Союзе пробудился необычайный интерес к органной музыке. Во многих его центрах стали приобретать и устанавливать органы, и случилось так, что во время посещения Пицундского собора Председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным, им было высказано пожелание установить орган и в нем.
Неизвестно было ли это обычное посещение с целью ознакомления с замечательным памятником старины или для осмотра его как концертного зала для будущего органа. Вероятно, среди сопровождавших главу правительства лиц, были специалисты - архитекторы или музыканты, уже ранее обратившие внимание на уникальную акустику храма и подсказавшие ему эту мысль. Предложенная таким высоким лицом идея тут же была подхвачена.


В качестве научного консультанта в Пицунду был приглашен для осмотра и оценки здания глава Московской органной школы Заслуженный деятель искусств СССР, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского Леонид Исаакович Ройзман, входивший в плеяду выдающихся исполнителей органной музыки международного уровня. Прославленный маэстро - один из лучших знатоков органа, член Совета по органостроению при Министерстве культуры СССР, сразу же понял, какие возможности таит в себе это уникальное архитектурное сооружение и что звуки классического инструмента будут гармонировать с его строгим и тоже классическим интерьером.

По совету Ройзмана было принято решение обратиться к одной из лучших органостроительных фирм в Германии - фирме "Александр Шуке" (A. Schuke). Получив приглашение, глава фирмы Ганс Иоахим Шуке в конце 1973 года приехал в Пицунду для ознакомления на месте с условиями, необходимыми для установки инструмента. Он высоко оценил и "благородную и смелую простоту стиля" и "восхищающие глаз пропорции". Войдя же внутрь храма, он залюбовался обширной апсидой и куполом, величественно покоящимся на четырех арках, опирающихся на могучие столбы.

Тогда же он стал продумывать, каким должен быть облик инструмента, который органично вписался бы в строгий интерьер, лишенный какой-либо вычурности.



Вскоре была проведена техническая проверка и оценка акустических возможностей собора. Исследования, проведенные сотрудниками Московского института акустики, установили необычайно высокие показатели. Собранные материалы и документация дали уже возможность подготовить заключение договора между фирмой "А. Шуке" и Центральным Советом по Управлению курортами. Наконец был подписан контракт по изготовлению органа и установке его к концу 1975 года.


Подготовка храма

Вскоре директор Объединения пансионатов курорта Пицунда, Энвер Эрастович Капба, получил распоряжение Центрального Совета по Управлению курортами профсоюзов, в котором, наряду с другими требованиями ему вменялось в ближайшее время провести реставрацию Пицундского храма, а также приобрести и установить в нем орган. Серьезная реставрация храма была крайне необходима. Сколько погромов и ограблений он испытал за свою длинную историю! Когда-то в нем был устроен пороховой склад, затем - хозяйственный, а во время Великой Отечественной войны, в 1943 и в начале 1944 гг., там располагался 248-й стрелковый полк...
К исполнению высокого распоряжения приступили немедля. Работы, связанные с самим храмом и сооружениями, расположенными на прилегающей территории, под руководством инженера-строителя Джото Авидзба осуществляли сотрудники Абхазского отделения Кутаисской реставрационной мастерской Управления Охраны Памятников Министерства Культуры Грузии, при консультациях ее специалистов.




Изготовление органа

Прославленная, существующая с 1820 года, фирма с воодушевлением принялась исполнять заказ. В 1974 году в Пицунду вновь приезжает Г. И. Шуке, но уже с консультантами - с главным конструктором фирмы Тиллем и архитектором-реставратором Леваком. Теперь необходимо было сконструировать орган, изготовить, перевезти и установить. За изготовление инструмента принялся уже тяжело больной сам глава фирмы Г.И.Шуке. Это был один из наиболее выдающихся мастеров органостроения современности. В прессе и в специальной литературе его часто называли "талантливейшим и вдохновеннейшим" "Зильберманом ХХ века". Вряд ли, даже в наше время, можно получить более высокую оценку, чем сравнение с непревзойденным органострителем, современником Баха, Готфридом Зильберманом. К счастью, он успел сконструировать и установить в храме орган, который был признан одним из самых лучших на территории бывшего СССР и может по праву считаться одной из вершин творческого наследия его создателя. В то же время это была лебединая песня великого мастера. Он как будто вдохнул свою отходящую душу в последнее свое детище, чтобы она продолжала голосом вечности жить в чарующих звуках его творения. По словам Л.И.Ройзмана, Пицундский орган будет бесконечно петь "память мастеру и во славу великому музыкальному искусству".

Установка органа

Все как будто бы шло своим чередом, однако, в феврале 1975 года в Москву неожиданно был вызван заместитель директора Объединения пансионатов курорта Пицунды инженер-строитель В.Ч.Джонуа. Ему было поручено срочно выехать в Германию, в Потсдам, где находится фирма "А.Шуке". От него требовалось уговорить руководство фирмы завершить изготовление органа и установку на полгода раньше указанного в договоре срока, чтобы он был готов к эксплуатации к концу мая 1975 года. В.Ч.Джонуа было сообщено, что это секретное требование секретаря ЦК КПСС, члена Политбюро А. П. Кириленко.

В Потсдаме В.Ч.Джонуа с трудом удалось уговорить руководство сократить сроки, указанные в контракте. Был составлен график работ всех частей инструмента и определен срок его монтажа в Пицунде. В результате был подписан протокол соглашения с приложением чертежей фундамента органа и перечислением необходимых предварительных работ. Тогда же в Венгрии заказали 364 мягких кресла, которые затем болтами были вмонтированы в металлический каркас, уложенный на полу храма. Фирма сдержала условие протокола, и орган вступил в эксплуатацию, но не в июне, как требовали власти, а осенью, 1 ноября 1975 года.

Заключение комиссии

После установки инструмент принимала солидная комиссия, в которую от Министерства культуры СССР входили такие известные в музыкальном мире имена, как профессор Л.И.Ройзман и член Совета по органостроению и заведующая органной мастерской и преподаватель Московской консерватории, Председатель Союза органистов СССР, концертирующая органистка Наталья Владимировна Малина, народная артиска грузинской ССР профессор Тбилисской консерватории Этери Мгалоблишвили, народный артист Абхазии профессор Астраханской консерватории Лев Джергения и министр культуры Абхазии Иван Кецба. С немецкой стороны комиссию представлял сам Г.И.Шуке, и другие лица, среди которых был и главный интенировщик этого органа Вальбрехт.

Завершив прием, все члены комиссии пришли к единому мнению: несмотря на то, что каждый орган обладает своими особенностями, пицундскому органу удачная и интересная диспозиция создает исключительно яркую индивидуальность, а мягкий серебристый тембр инструмента в сочетании со строгой архитектурой придают пицундскому концертному залу особую неповторимость, и что древние стены с фрагментами фресковых росписей, в основном XIV века, уже к началу концерта будут располагать зрителей к романтическому настрою чувств и глубокому восприятию божественных звуков. Члены комиссии не ошиблись, их мнение подтвердило время.

Итак, многогранная значимость Пицундского храма и как памятника абхазской школы византийской архитектуры IX века, и как памятника христианской культуры Абхазского царства VIII-X вв. обогатилась еще одной исторической ценностью. На карте музыкальных концертных залов с органами появился новый центр.

А это, в сопровождении и под аккомпанемент органа выступает Государственная хоровая капелла Абхазии, художественный руководитель и главный дирижер народный артист РА Нора Аджинджал.

И это совершенно другая история...
(Продолжение следует...)

Абхазия, Пицунда, ул. Гицба, 2, +7 (84023)49-29, +7 (84023)75-49

В центре Пицунды на территории Государственного историко-архитектурного заповедника «Великий Питиунт» находится уникальных храм - Патриарший собор в честь Апостола Андрея Первозванного, построенный в начале X века. Храм является главным объектом монастырского комплекса, и на протяжении десяти веков он был и остается национальной гордостью, материальной и духовной культурой народов Абхазии.

Храм имеет вид удлиненного прямоугольника с выступающими полукруглыми апсидами. Высота собора вместе с куполом 29 метров, длина 39 метров, ширина 25 метров, а толщина стен до 1,5 метров.

Пицундский храм построен из кирпича и камня, выложенных в определенном порядке. Стены построены исключительно из камня, затем кладка становится смешанной: каменные ряды чередуются с прослойками из кирпича. И чем выше, тем ряды из камня становятся тоньше, а кирпичная кладка толще. Верхняя часть стен, барабан, купол, внутренние опоры выложены целиком из кирпича. С внешней стороны между окнами из толстого кирпича выложены кресты. Стены храма внутри покрыты штукатуркой, которую в древние времена украшали фрески. Сегодня многое не сохранилось.
Внутри Пицундского храма находится усыпальница, в которой расположены две гробницы, устроенные апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту. Об этом свидетельствуют фрески с изображениями апостолов внутри усыпальницы.

Особую ценность представляет фресковая живопись Пицундского собора. К сожалению, сохранилась лишь небольшая часть росписи. В XIX веке храму был нанесен непоправимый урон неграмотными реставрациями. Так, в 1845 году в результате реставрации памятника по итальянскому образцу, как решил архитектор Норов, были выбелены ценнейшие фрески. Во времена русско-турецкой войны 1877-1878 годов собор в Пицунде был разграблен. XX век также принес разрушения. В 1970 году было решено превратить храм в концертный зал, и в ходе строительных работ были заштукатурены росписи XIV века, другие росписи были разрушены вместе со штукатуркой в процессе работ по улучшения акустики помещения. И только в советское время Патриарший собор в честь Апостола Андрея Первозванного в Пицунде был взят под охрану государства.
В результате всех разрушительных действий относительно хорошо сохранились только изображение Христа внутри купола, семь фигур ангелов, а также изображения шестикрылых херувимов. Над алтарем частично сохранились более ранние фрески, предположительно, XII века.

В 1975 году в созданном концертном зале собора был установлен немецкий орган. Инструмент состоит из 4,5 тысяч трубок, 59 регистров, 3 мануалов и клавиатуры для ног. Высота органа 11 метров, а вес 20 тонн. В Пицундском храме проводятся концерты органной музыки, а также мастеров классического вокального искусства из разных стран.И в наши дни здесь проходят выступления артистов из России, Абхазии . На сцене собора в рамках ежегодного фестиваля «Хибла Герзмава приглашает» выступали такие известные на весь мир артисты и музыкальные коллективы, как пианист Денис Мацуев, меццо-сопрано Елена Образцова, Московский камерный оркестр Musica Viva, Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением В. Спивакова и др. Храм обладает потрясающей акустикой, благодаря гармоничным архитектурным пропорциям. Музыка и вокал, звучащие здесь, имеют особые оттенки.

Орган Пицундского храма стал причиной разгоревшегося в 2010 году спора. Абхазская епархия настаивала, что храм в Пицунде — это резиденция древнего Абхазского епископата, поэтому клавишно-духовому музыкальному инструменту здесь не место. Однако, под влиянием общественного резонанса споры вокруг органа утихли.

Сегодня многие ценные экспонаты Пицундского храма хранятся в Музее искусств Грузии. Среди них мозаичный пол, позолоченная Пицундская (Бичвинтская) икона Божьей Матери, печать царя Константина Абазгского.

В 2006 году на территории храма в Пицунде были раскопаны фундамент и стены патриаршего дворца.

Время работы храма: ежедневно с 10:00 до 19:00
Стоимость посещения: 50 рублей. Разрешены фото- и видеосъемка (бесплатно).
Как добраться: храм находится в центре Пицунды напротив автобусной остановки маршрутных такси.

Храм в городе Пицунде известен не только благодаря своей интереснейшей истории, но и органу, послушать который приезжают как туристы, так и местные жители со всей округи. В этой публикации мы расскажем о достопримечательностях этого города, которые удивят каждого путешественника.

История города

История города Питиунта, который ранее стоял там, где сейчас находится современная Пицунда, начинается с основания купцами греческого происхождения. Еще во II столетии нашей эры римлянами здесь было построено оборонительное сооружение с помощью наиболее современных в тот период технологий. Уже в IV столетии территория была дополнена древнехристианским храмом - базиликой.

Пицундский храм

В конце V - начале VI столетия храм-базилику украшали с помощью великолепной расписной мозаики, которая состояла из узоров и рисунков с различными замысловатыми сюжетами. Юстиниану Первому, который властвовал в то время над Пицундой (VI век), хотелось придать Питиусу статус важной со стратегической точки зрения крепости кавказского черноморского побережья. В VI столетии на территории сооружения там, где стоял уже в тот период обветшалый храм, согласно его приказам возвели здание нового еще более величественного храма. 541 год был отмечен первым в истории крещением абхазов, и именно на этом месте была расположена епископская кафедра. Остатки некоторых средневековых церквей в Пицундском комплексе обнаружили археологи в середине прошлого столетия. Когда уже Абхазское царство достигло эпохи своего расцвета, в IX-X вв. соорудили новую церковь, которая была построена с использованием кирпичей.

В XVI столетии Пицундский храм был обновлен, а на территории западного крыла возвели усыпальницу с богато расписанными стенами и узорчатым потолком. Уже в XVII веке во время угрозы турецкой атаки, абхазские католикосы перенесли свою кафедру в грузинский город Гелати. Здание собора оказалось заброшенным, однако, как и прежде, местные и иностранцы приходили давать клятвенные обеты в Пицундский храм. История его на этом не закончилась. На его территории останавливалось запорожское войско на пути к турецким землям. В XIX веке храм снова освятили и реконструировали. Здание часовни, которое находилось неподалеку от него, было построено новоафонскими монахами с помощью остатков, которые хорошо сохранились. На сегодняшний день уже 25 лет на ее территории проходят службы. Новоафонские священнослужители проводят литургию, а также крестят местных.

Орган в Пицундском храме

В 1975 году в церкви установили орган, который создала фирма Щуке в Потсдаме. Кроме того, тогда же было отстроено помещение концертного зала. И до сих пор в древнем здании собора можно услышать произведения, который написал И. С. Бах и другие великие композиторы. Здесь проводятся концерты абхазских и российских артистов, которые собирают тех, кто любит академическую музыку. Церковная сцена и территория древней постройки каждый год приглашает на фестиваль «Хибла Герзмаву» членов Московского камерного оркестра Мьюзика Вива, которым управляет Александр Рудин, а также Камерного оркестра при московской консерватории под управлением дирижера Феликса Коробова. Здесь звучат произведения в исполнении Елены Образцовой, знаменитого пианиста Дениса Мацуева, оркестра «Виртуозы Москвы» с во главе и других известных артистов, исполняющих классическую музыку. Святослав Бэлз - несменный ведущий фестивальных выступлений вот уже который год. Кроме того, он является известным российский музыковедом.

Спорный вопрос

Шесть лет назад, в 2010 году, абхазское общество обсуждало спорные моменты насчет органа в Пицундском храме. Члены епархии заверяли властей, что собор является резиденцией старого епископата, а потому инструмент следует перенести. Однако из-за влияния мнения общества вопрос Пицундского храма отложили. В бюджете предусмотрели больше ста тысяч евро для капитального ремонта органа. Этот момент свидетельствовал о том, что вопрос переноса инструмента в какую-то другую будущую постройку откладывается. Собственно, как и возвращение епископату древнего Пицундского храма. Орган является уникальным на территории На его защиту встало большое количество известных музыкантов, включая всех лучших органистов, а также таких знаменитых представителей искусства, как Елена Образцова, В. Спиваков и Х. Герзмава.

В Государственный концертный зал в Пицундской церкви пришли специалисты, чтобы отремонтировать орган. Это происходило в 2011 году под руководством той самой фирмы из Потсдама. Инструмент создал один из наиболее известных мастеров в немецком классическом органостроении - Ганс Иохаим Щуке.

Знаменитые музыканты, дававшие концерты в органном зале

Концерты в Пицундском храме с тех пор, как был открыт зал, давали члены абхазской Государственной капеллы, которой руководила Народная артистка республики Адыгеи Нора Аджинджал, а также присутствовали ведущие солисты Государственной Филармонии Абхазии. Выступления проводились при участии следующих музыкантов: Г. Татевосяна, А. Отрбы, Г. Авидзбы; кроме того, представителей Государственного симфонического оркестра под управлением А. Хагбы и В. Айбы, и многих других. В зале Пицундского храма абхазские артисты могут продемонстрировать свой талант. Также это делают и российские музыканты. На концерты приходит большое количество отдыхающих, которые съезжаются сюда послушать произведения классических композиторов, а также местные жители.

Расписание концертов

На сегодняшний день в соборе играют как приглашенные артисты, дающие концерты, которые можно увидеть на афишах, так и постоянные музыканты. Одним из них является Лука Гаделия, который играет в церкви как один из участников камерного оркестра каждый четверг. Также музыку в его исполнении можно услышать сольно в воскресенье, если прийти в Пицундский храм (расписание воскресных концертов постоянное - начало выступления в 17 часов).

Патриарший собор в Пицунде , он же Собор Андрея Первозванного - большой крестово-купольный храм в центре города Пицунда , рядом с античными руинами. Один из нескольких крупных храмов Абхазии, по этот самый знаменитый ввиду своего расположения посреди курорта на виду у всех. Храм несколько подпорчен советским ремонтом, превратившим его в концернтный зал. О необходимости исправить последствия этого ремонта идут разговоры уже лет шесть.

История

Первый храм на этом месте был построен при императоре Юстиниане I. Существует мнение, что он появился уже после сооружения Софийского Собора в Константинополе. В этом случае пицундский был построен между 537 и 565 годами. Тот первый собор простоял лет 500 и уже в самом конце Х века на его фундаменте был возведен новый - тот, что мы видим сейчас. Обычно возведение собора приписывают грузинскому царю Баграту III, который в 978 году получил Абхазское царство в наследство от матери. Это был тот самый царь, что построил храм Баграта и Никорцминду . Иногда пишут, что собор был построен вначале Х века кем-то из абхазских царей. Таким царем в принципе мог быть Гиоргий II, который построил много всего. Но постройки Георгия обычно хорошо известны, и привязаны к его имени весьма надежно. А про причастность Гиоргия к постройке этого собора не сказано ничего совсем. Так что Баграт кажется более вероятным претендентом в основатели.

Храм получился немного не похожим на прочие грузинские храмы того времени: в этом слишком много кирпича, он не триконх, и купол у него не пирамидальный. Причем современный вид собора примерно соответствует тому, как он выглядел до реставрации (сохранились гравюры), только крыльцо у южной стены исчезло.

С момента постройки храм стал кафедральным храмом Абхазского католикосата. Он оставался им до XVI века, когда христианская культура ушла из Абхазии и нахождение епископа в Пицунде потеряло смысл. Епископ уехал в Гелати, а Пицунда препратилась в языческое поселение. Иногда дехристианизацию связывают с появлением в Черном Море Турции, но турки появились только в 1578 году, ненадолго захватив Сухуми, а потом появлялись время от времени, интересуясь только Сухуми и его окрестностями.

В языческую эпоху произошло интересное: в купол собора ударила молния, а по языческим понятиям той эпохи священным считалось всё, куда попала молния. Так собор стал почитаемым местом у абхазов-язычников.

Сама Пицунда почти исчезла с лица земли, и только в середине XIX века собор отремонтировали и освятили как Успенский. Наверное, именно в это время его основательно "русифицировали", замазав штукатуркой старые фрески. Потом наступила советская эпоха и собор снова закрыли.

В 1975 году он пережил очередной ремонт и превратился в концертный зал. Алтарная часть превратилась в сцену, около которой установили немецкий орган. Кому довелось побывать в Пицунде с 80-е годы, те хорошо помнят те концерты, и легкие алкогольные напитки, которые продавали там же в храме.

С тех пор в принципе ничего не изменилось.

Современность

Сейчас собор представляет собой классический, без всяких странностей, крестово-купольный храм высотой 29 метров, длиной - 37 метров и шириной - 25 метров.

Единственная его особенность заключается в кладке: его нижняя часть, метра на два от земли, сложена из камня, затем идут перемежающиеся полосы камня и кирпича, причем полосы камня становятся все тоньше и тоньше. Купол кирпичный полностью. Из-за такого сочетания материалов он лишён украшений фасада, которые были так популярны в те времена. Удивительно, но собор простоял до XIX века и у него ничего не рухнуло: на гравюре 1840 года мы видим и купол, и крышу сводов. То есть даже циркулярные своды, которые решились почти всегда, в данном случае устояли. Но и тут есть загадка. Свод собора, который находится над алтарной частью, имеет легкий элемент стрельчатости. Можно предположить, что как минимум этот участок свода все же был перестроен в поздние эпохи.

Храм интересен, в частности, довольно большим пространством на хорах. Туда наверх ведёт каменная лестница, а наверху установили кресла для прослушивания органа.

В путеводителях часто пишет, что там присутствует некая особая атмисфера и аура. Так вот - ничего этого нет. Храм вообще не похож на храм. Это был концертный зал, концертным залом он и остался - все те же оштукатуренные стены, плюшевые кресла и общая атмосфера советского учреждения. В Абхазии его не с чем сравнить (разве что с Моквой), но на фоне храмов Грузии и Армении он, разумеется, сильно проигрывает.

Как найти

Храм искать особенно не надо - он находится в самом центре города, на территории музейного комплекса. По этой причине он фактически платный. Билет позволяет увидеть не только храм, но и краеведческий музей, но факта платности храма это не отменяет, хотя и слегка маскирует.

mob_info