Основы философии лекции для колледжа. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Учебник создан в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по всем специальностям, ОГСЭ.01 «Основы философии».
В учебнике в доступной форме представлена философия как отрасль культуры, охарактеризованы ее основные проблемы в их становлении начиная с античности и до XX века включительно: что есть истина, в чем смысл жизни, каково соотношение свободы и ответственности человека и др. Курс разбит на два раздела: первый посвящен историческому развитию философии, а второй - ее специфике, методам, внутреннему строению.
Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Может быть интересен всем, увлекающимся философией.

Предмет философии .
Предметом называют то, что изучает данная дисциплина. Относительно философии можно сказать, что ее предметом являются наиболее общие и фундаментальные вопросы происхождения и функционирования природы, общества и мышления. Это совокупность тех проблем, которые частично упоминались выше: каково происхождение и устройство мира; что такое человек; как он познает мир; что есть истина, добро и красота; в чем смысл жизни и т.п.
Аристотель, один из первых философов, четко определивших ее предмет, писал, что «философия исследует самостоятельно существующее и неподвижное»4. Здесь Аристотель имеет в виду, что философия должна исследовать сущность вещей (в его понимании сущности), а не сами вещи, представляющие собой подвижное единство формы и материи и изучаемые физикой и математикой.


Предисловие.

Введение. Что такое философия?.
Основные понятия.
Становление философии из мифологии.
Смерть Сократа.
Рациональность философии.
Предмет философии.
Определение философии.
Часть I. История философии
Глава 1. Предпосылки философии в Древней Индии.
Реинкарнация и карма.
Единое и майя.
Добро и зло.
Веды и Упанишады.
Глава 2. Предпосылки философии в Древнем Китае.
Философское представление о природе.
Значение ритуала.
Лао-цзы.
Конфуций.
Мо-цзы.
Глава 3. Становление философии в Древней Греции.
Миф и осевое время.
Сократ.
Майовтика.
Платон.
Мир идей.
Душа.
Аристотель.
Материя и форма.
Метафизика.
Законы логики.
Скептики.
Упадок.
Глава 4. Философия Древнего Рима.
Лукреций. Стоики.
Сенека.
Эпиктет.
Марк Аврелий.
Секст Эмпирик.
Глава 5. Средневековая философия.
Особенности средневековой философии.
Августин.
Мусульманская философия.
Фома Аквинский.
Реалисты и номиналисты.
Скептицизм.
Значение средневековой философии.
Глава 6. философия Нового времени.
Эпоха Возрождения.
Субъект и объект.
Теория познания.
Р.Декарт.
Б.Спиноза.
Г.Лейбниц.
Ф.Бэкон.
Дж.Локк.
Д. Юм.
И.Кант.
Глава 7. Философия XIX века.
И. Фихте.
Ф.Шеллинг.
Г.Гегель.
Законы диалектики.
Материализм.
Позитивизм.
Эволюционизм.
Воля к власти.
Философия бессознательного.
Глава 8. Философия XX века.
Экзистенциализм.
Психоанализ.
Неопозитивизм.
Прагматизм.
Скептицизм философии XX века.
Глава 9. Русская философия.
Особенности русской философии.
«Слово о законе и благодати».
Эволюция русской идеи.
И.В.Киреевский.
В.С.Соловьев.
Н. А. Бердяев.
Советская и постсоветская философия.
Значение русской философии.
Часть II. Основные разделы философии
Глава 10. Этапы и закономерности развития философии.
Античность.
Средние века.
Новое время.
XX век.
Прогресс философии.
Глава 11. Методы и внутреннее строение философии.
Формально-логический (метафизический) и диалектический
методы.
Прагматический метод.
Структурализм.
Системный подход и функциональный анализ.
Метод и принцип.
Специальные философские дисциплины.
Глава 12. Происхождение и устройство мира.
Что изучает онтология?.
Спор философов.
Глава 13. Человек и смысл его существования.
Что изучает философская антропология?.
Сходство человека с другими живыми существами и отличие от них.
Философские представления о совершенном человеке.
Смысл человеческого бытия.
Глава 14. Познание мира и истина.
Что изучает гносеология?.
Античные концепции истины.
Концепции истины Нового времени.
Соотношение абсолютной и относительной истины.
Соотношение истин в различных отраслях культуры.
Глава 15. Этика и проблема свободы.
Киренаики и киники.
Диоген.
Аристипп.
Этика Аристотеля.
Этические проблемы развития науки и высоких технологий. Свобода и ответственность.
Глава 16. Социальная философия.
Что изучает социальная философия?.
Идеальное государство как семья: Конфуций.
Идеальное государство как душа: Платон.
Типы общества.
Ненаправленная динамика.
Цикличное развитие цивилизаций.
Направленное развитие.
Общественный прогресс.
Глава 17. Философия и глобальные проблемы современности,.,
Проблема предотвращения термоядерной войны.
Экологическая проблема.
Глобальный экологический кризис.
Экологическая философия.
Глава 18. Отличие философии от науки, искусства, религии, идеологии и ее место в духовной культуре.
философия и наука.
Философия и искусство.
Философия и религия.
Философия и идеология.
Философия как синтез науки, искусства и религии.
Заключение.
Список обязательной литературы по всему курсу.
Краткий словарь терминов.
Приложение.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы философии, учебник для студ. учреждений среднего профильного образования, Горелов А.А., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Главная > Курс лекций

ГОУ СПО КАС №7

курс лекций по дисциплине

«Основы философии»

преподаватель Бычков К.А.

Москва 2010

    Введение

Определение, функции и методы философии. Мировоззрение.

    Философия Индуизма

    Философия Конфуцианства

    Античная философия

Определение, источники, периодизация. Первовещество древних греков. Гераклит Эфесский. Софисты. Сократ. Платон. Аристотель. Эллинистический период. Стоицизм. Эпикуреизм. Скептицизм. Эклектизм. Неоплатонизм.

    Средневековая философия

Патристика. Схоластика.

    Философия возрождения

    Философия нового времени

Эмпиризм. Рационализм.

    Немецкая классическая философия

Иммануил Кант. Иоганн Фихте. Фридрих Шеллинг. Георг Гегель.

    Постклассическая философия

Марксизм. Позитивизм. Иррационализм. Артур Шопенгауэр. Фридрих Ницше. Сёрен Кьеркегор.

    Русская философия

Владимир Соловьев (1853 - 1900), Николай Бердяев (1874 - 1948), Василий Розанов (1856 - 1919),

    Современная философия

Экзистенциализм. Жан Поль Сартр. Карл Ясперс. Социальная философия. Хосе Ортега-и-Гассет. Теория психоанализа. Зигмунд Фрейд. Карл Густав Юнг. Вильгельм Райх. Альфред Адлер.

    Философия о человеке и бытие

Происхождение сущности человека. Основные отношения человека. Проблема «Я». Фундаментальные характеристики человека. Основополагающие характеристики человеческого бытия.

    Философия о знании и познании

Знание и классификация знаний. Способы получения и приобретения знаний. Границы познания.

Философия (φιλοσοφία - любовь к мудрости).

Наука - то, что мы знаем, философия - то, чего мы не знаем. Бертран Рассел

Определение, функции и методы философии.

Философия это дисциплина, изучающая общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как теория или наука, одна из форм мировоззрения, форма человеческой деятельности, особый способ познания.

По отношению к любой сфере человеческой жизни и деятельности философия может занимать следующие позиции:

    Исследовательская позиция. Философия как наиболее общая наука исследует данную сферу. Критическая и методологическая позиция. Критикует деятельность данной сферы и предписывает ей правила. Позиция активного вмешательства. Претендует на то, чтобы заменить собой данную сферу деятельности.

В целом философия претендует на выполнение следующих функций:

Мировоззренческая функция : помогает сформировать целостную картину мира. – Воспитательная и образовательная функция : участвует в формировании личности. – Функция социальной критики : осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей. – Идеологическая функция : создаёт представление о желательном политическом и общественном устройстве. – Футурологическая функция : отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее. – Эвристическая (поисковая) функция : создаёт новые области теоретического исследования. – Методологическая функция : формулирует правила познания для всех частных наук.

Основными методами философии являются:

Диалектика – метод, при котором явления, рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично (игнорируются изменения, самодвижение, саморазвитие), однозначно (поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям).

Догматизм – восприятие мира через призму догм – принятых убеждений. Присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций. Часто применяется для обоснования взглядов, идей, привлекательных для массового сознания.

Мировоззрение.

Мировоззрение это система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.Виды мировоззрения:

    Мифологическое – все объясняет, не имеет ничего общего с реальностью.

    Религиозное («credo quia absurdum») – базируется на вере, т.е. не требует доказательств.

    Научное («ничто на веру») – базируется лишь на фактах, но не все может быть измерено, изучено и доказано.

    Философское – доискивание до первопричин, попытка обозреть мир в целом и ответить на вечные вопросы.

    Бытовое («не мы такие – жизнь такая») – отказ от поиска истины, принятие мира как данность.

Философия индуизма.

Основные принципы:

    вера в конечную реальность;

    вера в принципы кармы и сансары, а также в конечное достижение мокши; к этому часто добавляют исполнение дхармы, правильное поведение и соблюдение кастовых обязательств.

Карма – закон действия и воздаянияСансара – жизнь души в череде перерожденийМокша - (санскр.- освобождение), в инд. религ.-филос. мысли освобождение как высшая цельЦель – выход из цепи перерождений за счет отказа от неверной деятельности и достижение Нирваны .Конечные цели духовной практики:

    Осознание своего единства с Богом

    Достижения чистой любви к Богу

    Осознание единства всего бытия

    Осознание своего истинного «Я»

    Достижение совершенного умиротворения

    Полная свобода от материальных желаний

Философия конфуцианства.

Основные принципы: – Понятие благородного мужа– Человеколюбие– Почитание старшихБлагородный муж - это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали.Главная задача благородных мужей - воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие.

Человеколюбие включает в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами.

Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по - доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам.
Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
Благородный муж живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.
Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается.
Секрет доброго правителя: правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном.
Благородный муж помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот.
К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что повзрослев, они стану выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.

Проецируясь на политическую сферу, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.

Античная философия.

Определение, источники, периодизация.

Античная философия это совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и Риме в период с VI в до н. э. по VI в. н.э. Условными временными границами этого периода принято считать 585 до н.э. (когда греческий ученый Фалес предсказал солнечное затмение) и 529 н.э. (когда императором Юстинианом была закрыта неоплатоническая школа в Афинах). Основным языком античной философии был древнегреческий, со II – I вв. началось развитие философской литературы также на латыни.Античная философия является продуктом нетрадиционного типа культуры, основанного на динамичном социальном развитии и формировании критического мышления. Для такого типа культуры специфично оформление внутри него особого мета-уровня (мета-культуры), ориентированного на рефлексивное первое мысление глубинных мировоззренческих оснований и универсалий традиционной культуры, преодоление мифологических стереотипов мышления и выработку на базе этого новых способов видения мира, причем характерная для нетрадиционных культур установка на плюральность знания делает возможным параллельное сосуществование различных версий миропонимания.Стены иногда украшают изречениями, но не теоремами механики. Людвиг Витгенштейн Источники: – Эпиграфика– Выдержки из поздних авторов– Переписанные пергаменты– Свитки из Геркуланума

Периодизация античной философии:

    Досократическая натурфилософия (VI - сер. V вв. до н. э.)

    Классическая (кон. V – IV вв.)

    Эллинистический период (кон. IV в. до н. э. - I в. до н. э.)

    Эклектика (I в. до н. э. - III в. н.э.)

    Неоплатонизм (III в. до н. э. - VI в. н.э)

Первовещества древних греков.

    Вода – Фалес Милетский

    Воздух – Анаксимандр Милетский

    Земля – Гераклит Эфесский

    Огонь вместе с землей, воздухом и водой – Парменид Элейский

    Цифры – Пифагор Самосский

Высказывания, цитаты и афоризмы Пифагорa

    Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.

    Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день.

    Неразумные при выпивании вина доходят до опьянения, а при несчастьях - до совершенной потери ума.

    Никто не должен преступать меру ни в пище, ни в питии.

    Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей.

    Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.

    Полезнее наобум бросить камень, чем пустое слово.

    Прежде всего не теряй самоуважения!

Гераклит Эфесский (544 – 483 гг. до н.э.)

Единство и борьба противоположностей, война отец всего – она созидает, одних делая героями, а других трусами.

Софисты (VIII-VII вв. до н. э.)

СОФИСТЫ (от греч. sophistes - искусник, мудрец, лжемудрец), в античной Греции люди, сведущие в какой-нибудь области: 1) профессиональные учителя философии и красноречия 2-й пол. V - 1-й пол. IV вв. до н. э. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий и др.). Для софитов характерно перемещение интересов от поисков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека "без предрассудков" в обществе (критика традиционной морали, скептическая теория познания, риторическая, логическая и лингвистическая теория "убедительной речи"). Учили жизненному успеху, его критерием было материальное богатство. Главной наукой у софистов была риторика, так как по их мнению, только владея речью, человек мог достигнуть совершенства и богатства.

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.)

Сократ философствовал бесплатно, исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения. Его взгляды знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Приговорён к смерти за «развращение молодежи» и «непочитание богов».

    степень абстракции, к которой стремится мысль, должна быть абсолютной и совершенной, сведенной средствами диалектики к «идее как таковой»; 2) в человеке кроется мыслящая сила, способная к осуществлению этой задачи. Эта сила – псюхэ. С чего начинается познание? Псюхэ чувствует притяжение («эрос») к другой псюхэ и «совокупляется» с ней посредством «логоса» (слова), порождая последовательность мыслей, которые очищаются затем методами диалектики.

Платон (428 – 347 гг. до н. э.)

Платон («Широкоплечий», настоящее имя Аристокл) – ученик Сократа, основатель идеалистического направления мировой философии.Платон брал деньги за обучение и, в отличии от своего учителя, признавал роль государства и считал существовавший порядок единственно правильным.Платон верил в высшую силу сотворившую мир и называл создателя Демиург . Признавал материю как высшую форму небытия.Утверждал, что первые истины не доказываются, но непосредственно постигаются умом и каждая вещь состоит из чувственно-материальной уничтожимой части и вечной, постигаемой умом сущности.Согласно теории Платона реален только мир идей (вечных сущностей), а земной мир это просто отражение и подобие. Душа бессмертна и должна стремиться к созерцанию красоты реального мира идей.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)

Аристотель был учеником Платона и наставником Александра Македонского. Основал собственную школу которую назвал Ликей (Лицей). Был основоположником формальной логики и создал всестороннюю систему философии, охватывавшую все сферы человеческого развития.Аристотель во многом соглашался со своим учителем, но не признавал преумножение сущностей сверх необходимого. Высшая сила управляющая миром у Аристотеля носила имя Логос .

Эллинистический период.

После побед Александра Македонского и завоевания им всего известного античным людям мира, философия обратилась к внутреннему миру человека и особенно к этике. Появились школы стоиков , эпикурейцев и скептиков .

Стоицизм.

Основатель – Зенон Китийский (333 – 264 гг. до н.э.) Был учеником школы Киников (Циников) до 300 года до н.э.

Мир – огненное начало управляющее всем, его нельзя изменить, но к нему можно приспособиться. Жизнь нужно воспринимать такой, какая она есть. СЕНЕКА ЛУЦИЙ АННЕЙ (Младший) (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.):

    Высшее богатство - отсутствие жадности.

    Высшее богатство - отсутствие прихотей.

    Если хочешь быть любимым, люби.

    Если хочешь, чтобы о чем-то молчали, молчи первый.

    Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинка в реке: они не идут, их несет.

    Есть приличие и в горе. И в слезах должно знать меру. Только неразумные люди бывают неумеренны в выражениях как радости, так и скорби.

    Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости.

    Жизнь долга , если она полна... Будем измерять ее поступками, а не временем.

    Жизнь - единственное благо.

    Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна.

Эпикуреизм.

Основатель – Эпикур Самосский (342 – 271 гг. до н.э.)Эпикуреизм не ставит цели поиска истины, а ищет способ избавления человека от страдания и достижения им удовольствия. Для счастливой жизни человеку необходимо:

    Отсутствие телесного страдания

    Невозмутимость души

Основной этический принцип – уравновешенное удовольствие как благородное спокойствие. Желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.

Скептицизм.

Основатель – Пиррон из Элиды (360 – 270 гг. до н.э.)Любое суждение подлежит сомнению, так как истина недостижима. Лучший путь это воздержание от суждений и сдержанное отношение ко всему.

Эклектизм.

Философское направление, строящее свою концепцию путём сочетания различных, признаваемых истинными, положений, заимствованных из разнообразных философских систем. Поиск незамутненного учения. Появление эклектизма ознаменовало собой начало упадка античной философии.

Неоплатонизм.

Учение об иерархически устроенном мире, порождаемом от запредельного ему первоначала, учение о «восхождении» души к своему истоку. Возникло в следствии христианизации общества.

Средневековая философия.

Средневековая философия это европейская философия с V по XV век. Включает в себя Патристику и Схоластику .Средневековье - время господства религиозного мировоззрения выраженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция - истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога.

Патристика (II – VIII вв.)

Философия отцов церкви полностью опирающаяся на Святое Писание. Для объяснения Святого Писания существовало Святое Учение – работы самих святых отцов.Основные постулаты патристики:

    Вся мудрость сосредоточена в священном писании.

    Все жизненные ситуации и проблемы объясняются священным писанием.

    Так как священное писание нужно объяснять, объяснением служат работы святых отцов.

Схоластика (VI – XV вв.)

Схоластика представляла собой синтез христианского богословия и логики. «Я не уразумеваю дабы поверить, а верю дабы уразуметь»Основные принципы:

  1. Размышление

    Умение делать выводы

Схоластическая логика формальна.Пример классического схоластического вопроса: «Вы уже раскаялись в том, что продали свою душу дьяволу?»Уильям Оккам:«Non sunt entia multiplicanda praeter necessitatem» , что можно перевести как: «Не нужно множить сущности без необходимости». Поздные схоласты считали, что не надо прибегать к сложным объяснениям там, где вполне годятся простые.

Философия возрождения (XV – XVI вв.)

Направление в европейской философии, характеризующееся интересом к человеческой личности. Этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт + польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.Основные представители: – Эразм Роттердамский– Мишель Монтень– Николо Макиавелли– Николай Кузанский– Франческа Петрарка

– Томас Мор

Эразм Роттердамский. Похвала глупости (фрагмент)

Не зарываясь в бесчисленные подробности, скажу кратко, что христианская

вера, по-видимому, сродни некоему виду глупости и с мудростью совершенно

несовместна. Ежели хотите доказательств, то вспомните прежде всего, что

ребята, женщины, старики и юродивые особенно любят церковные обряды и

постоянно становятся всех ближе к алтарю, покорные велениям своей природы.

Во-первых, позвольте спросить: кто такие были основатели христианства? Люди

удивительно простодушные, жестокие враги всякой учености. Засим, среди

глупцов всякого рода наиболее безумными кажутся те, кого воодушевляет

христианское благочестие. Они расточают свое имение, не обращают внимания на

обиды, позволяют себя обманывать, не знают различия между друзьями и

врагами, в ужасе бегут от наслаждений, предаются постам, бдениям, трудам,

презирают жизнь и стремятся единственно к смерти, коротко говоря, -- во всем

действуют наперекор здравому смыслу, словно душа их обитает не в теле, но

где-то в ином месте. Что ж это такое, если не помешательство? Удивляться ли

после того, что апостолов принимали порою за пьяных и что Павел показался

безумным судье Фесту 1 . Но поскольку я уж начала рассуждать, то

продолжу и докажу вам, что блаженство, которого христиане стараются

достигнуть ценою стольких мучений и трудов, есть не иное что, как некая

разновидность безумия

Философия нового времени (XVII - XVIII вв.)

Период развития философии в западной Европе в эпоху научной революции. Два главных направления:

    Эмпиризм (сенсуализм) - Великобритания

    Рационализм – Франция, Германия, Нидерланды

Эмпиризм.

Основные представители: – Френсис Бэкон– Джон Локк– Джордж Беркли– Томас ГоббсВ разуме нет ничего такого, чего не было бы в чувствах. Чувства и опыт источники знания, разум лишь систематизатор чувственных данных.Индуктивный метод познания: в основе наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент.Джон Локк утверждал что 9/10 людей являются таковыми в силу своего воспитания и что дети – зеркало семьи. Разработал концепцию чувственного познания.

Рационализм.

Основные представители: – Рене Декарт– Готфрид Лейбниц– Бенедикт Спиноза– Георг ГегельГлавный источник знания – мысли и понятия, присущие уму от рождения или в виде задатков предрасположенностей ума.Принципы рационализма:

    Каждую сложную проблему необходимо расчленять на частные задачи.

    Начинать движение следует от простого к сложному.

    Во всех областях знания составлять общий обзор фактов, чтобы ничего не упустить.

Дедуктивный метод познания: опирается на достоверные, интуитивно постигаемые аксиомы и на принципы рационализма.

Готфрид Лейбниц создал учение о

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Новосибирской области

НОВОСИБИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Конспект лекций для студентов по курсу «Основы философии».

Разработала:Микичур Е.А.

Новосибирск 2012 г.

    Пояснительная записка …………………………………….стр.3

    План-конспект лекции 1 «Характер философского знания и задачи философии»……..стр.4-8

    План-конспект лекции 2 «Философия как учение о человеке» ….стр.8-10

    План-конспект лекции 3 «Философия как учение о человеке обществе и природе» ….стр.10-12

    План-конспект лекции 4 «Философия как учение о бытии и сознании» ….стр.12-15

    План-конспект лекции 5 «Философия как теория познания, научное познание» ….стр.15-19

Пояснительная записка.

Конспект лекций составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по дисциплине «Основы философии» для средних специальных учебных заведений и рабочей программы, разработанной Микичур ЕА. на основе типовой программы по данной дисциплине.

Цель работы заключается в том, что бы познакомить учащихся с базовыми философскими понятиями, содействовать формированию навыков теоретического анализа проблем, стоящих перед обществом и человеком в современном мире.

План-конспект лекции 1. Характер философского знания и задачи философии.

Основные вопросы лекции:

1. Определение философии.

2. Философия и мировоззрение.

3. Философия и наука

4. Специфические черты философского знания.

5. Предмет и методы философии.

6. Структура философии.

7. Функции философии.

1. Происхождение и предмет философии .

Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Однако это не означает, что философия чисто древнегреческое «изобретение». Философия возникла в 800-600 гг. до н.э. одновременно и на Западе (среднеземноморская, греческая культура) и на Востоке (Индия, Китай).

Философия- учение о мире в целом, о его сущности и общих закономерностях его бытия и познания .

Философия как система миропонимания возникла из потребности людей в обобщенном и целостном представлении об окружающем мире, его наиболее общих свойствах и структурных характеристиках.

Общепринятого определения философии, равно как общепринятого представления о предмете философии, не существует. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами. В самом общем виде под философией понимают деятельность, направленную на поиск и нахождение всеобщих оснований бытия и ценностных ориентаций человека.

2. Философия и мировоззрение .

Мировоззрение – этоcистема общих взглядов человека на мир и свое место в этом мире, совокупность жизненных принципов и идеалов.Как сложное ду­ховное явление оно включает в себя:убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстети­ческие воззрения и др.

Мировоззрение формируется не только философией, но и научными (естественными, техническими, обществен­ными) дисциплинами, а также различными формами об­щественного сознания - политическим, религиозным и др. Однако целостный и завершенный вид ему придает только философия, которая интегрально объединяет и обобщает все мировоззренческие установки, формирующи­еся в сознании человека из различных источников.

Три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия.

мифология – исторически первая форма мировоззрения. Мировоззрение древнего общества, содержащее в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В мифах соединены зачатки знаний, элементы верований, этические установки, догадки, вымыслы.

Основные черты мифа: очеловечивание и одушевление природы; нерасчлененность мира, невыделенность человека из Космоса; наличие фантастических богов, их активное и непосредственное взаимодействие с человеком; отсутствие рефлексии – абстрактных размышлений; практическая направленность мифа на решение конкретных задач (хозяйство, защита от стихии, болезней и т.д.); эмоционально-образная форма выражения; описательный характер.

Религия. Она определяется как вера в существование сверхъестественных сил (богов), которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Во многом схожа с мифологией (наличие богов и эмоционально-образное бездоказательное восприятие действительности): включает в себя мифы. Однако, для религии характерно наличие строгого вероучения (индивидуальной для каждой из религий картины бытия и системы догм), жесткой религиозной организации и обязательного религиозного культа (обряды и традиции). Она носит более обязательный и систематичный характер, чем мифология.

Философия. Это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Философия в отличие от мифологии и религии основана не на догадках, вымыслах и вере, а на разуме. Она строит рациональную картину бытия, использует понятийный аппарат, стремится к систематичности и внутреннему единству, пытается найти законы и общие принципы бытия и оформляется в виде теории (т.е опирается на доказательства в обосновании своих положений).

В учебнике раскрыты вопросы, которые осознанно или подсознательно волнуют каждого: что такое человек, в чем смысл жизни, что такое добро и зло, может ли человек обладать достоверным знанием о мире, каковы критерии правильного мышления и правильного поведения, почему мы должны подчиняться законам и др. В издании изложен полный курс философии. Рассмотрены общие проблемы истории философии и основных разделов философии. Учебник включает контрольные вопросы, которые позволят студентам проверить качество усвоения теоретического материала.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
mob_info