Дуализм информации как категории права. Дуализм и мысли о противостоянии двух параллельных миров

Когнитивный дуализм визуализации дидактических объектов

Рапуто А.Г., Московский Финансово-Промышленный Университет, [email protected]

Проблема визуализации знания является одной из серьезнейших гносеологических проблем современного образовательного сообщества. Экспликацией знания в данной работе являются применяемые в процессе обучения визуальные дидактические объекты.

Рациональнее внедрение визуальных подходов в образовательную практику затрудняется гносеологическими проблемами, обусловленными особенностями визуального восприятия:

    Тем, что визуальное обращается в основном к подсознательному,

    Тем, что подсознательное имеет иррациональный характер,

    Проблемами, вызванными гипертрофией визуальной продукции,

    тем, что визуальная деятельность обладает существенно многомерной сложностью.

Настоятельное требование исследования природы и функционирования визуального продиктована происходящим на наших глазах быстрым переходом в человеческом сообществе (и, в частности, в образовательном пространстве) от превалирования текстов к информационно емким визуальным изображениям (термины «pictorial turn» и «iconic turn» - «иконический поворот» фиксируют отход в средствах коммуникации от вербальных к визуальным). Стремительно меняется окружающая человека среда. Изменения приводят к появлению целых новых направлений в гуманитарных и технологических областях человеческого знания (инфографика, когнитивная графика, медиафилософия, виртуальная реальность, компьютерная графика и т.д.). Медиа становятся самостоятельными, и в пределе единственными онтологическими условиями существования человека.

В данной работе нами предложена модель когнитивного дуализма многомерных визуальных дидактических объектов, которые одновременно включают в себя как текстовую, смысловую информацию, таки образную, эстетическую, эмоциональную. Предлагаемая модель является логическим продолжением во первых - ставшей уже классической теории двойного кодирования А Пайвио (1), предлагающую разделение процессов обработки информации на два независимых и взаимодействующих канала – вербальный и визуально-образный (рисунок 1) . Модель А. Пайвио описывает взаимодействие о сосуществование двух систем – вербальной и невербальной. Гипотеза двойного кодирования - гипотеза, объясняющая динамику мыслительного процесса преимущественной опорой либо на визуальные элементы, либо на вербальные.. Приложение этой гипотезы к психолингвистике дает следующий анализ построения языковых предложений: конкретные предложения обрабатываются в рамках образной системы кодирования, а абстрактные - в рамках вербальной. Это подтверждено в экспериментах, в которых показано, что в конкретных предложениях быстрее обнаруживаются изменения смысла, чем порядка слов, в абстрактных - наоборот. При запоминании и обработке информации обе системы работают независимо.

Рисунок 1. Модель теории двойного кодирования А. Пайвио

Во вторых – продолжением модели теории двойного кодирования А. Пайвио когнитивной модели обучения Р.Майера (2) , в которой имеется деление процесса обработки информации человеком на два канала – канал слышимых слов и канал видимых изображений (рисунок 2).

Рисунок 2. Когнититивная модель обучения Р. Майера.

Представленная на рисунке модель хорошо иллюстрирует обработку информации человеком в случае мультимедиа в виде презентации со звуковым сопровождением. Для случая же мультимедиа в виде текста с иллюстрациями верхний канал должен быть также визуальным и тогда неясно, в чем состоит механизм двухканальности процесса обработки. Как ни странно, в работах Майера нет схемы когнитивной модели обучения для случая мультимедиа в виде текст + иллюстрации, хотя им были исследованы именно эти визуальные мультимедийные среды. То есть работа по разработке когнитивной модели обучения для визуальный сред еще впереди.

Наш подход к моделированию процесса обработки информации человеком конкретно нацелен на описание повсеместно встречающейся практической задачи объединения в одной визуальной плоскости как дискретных, вербализуемых элементов так и континуальных, художественно-эстетических, плохо вербализуемых элементов. Эти задачи характерны для информационного дизайна, Web- дизайна и инфографики -нового прогрессивного направления в информатике и управлении знаниями/

В общем случае визуальное изображение создается (и воспринимается) на двух ментальных уровнях:

1. Континуальный уровень. Передача с помощью визуальных образов невербализуемой информации, эстетических переживаний, имплицитного смысла.

2. Дискретный уровень. Передача конкретной смысловой вербализуемой, текстовой информации, передача эксплицитного смысла.

Очевидно, что полностью дискретный уровень, прагматичный уровень фактически исключает в силу своего предназначения использование художественных закономерностей и не обладает эстетическими, эмоциональными, образными свойствами Представленный ниже рисунок иллюстрирует дуализм образной, континуальной информации (эстетики, художественности, образности, знания) и дискретной информации (текст, слово, цифра, данные)

Рисунок 3. Схема взаимоотношений дискретной и континуальной визуальной информации.

Чем больше изображение содержит континуальной, образной информации, тем больше возможности применять эстетические, изобразительные, художественные средства и наоборот, при передаче только дискретных данных эстетические потребности человека и целостное визуальное восприятие отходят на второй план. Точные методы представления данных ограничивают эстетические свойства изображений, а визуальные модели, полученные с помощью большой свободы изображения часто недостаточно информативны. Представляется возможной и обратная зависимость - то есть чем эстетичней, художественней изображение, тем меньше оно может содержать или меньше (хуже) воспринимается точной, дискретной информации, тем ближе к дискретному уровню будет тяготеть и процесс мышления.

Согласно нашему представлению информация в процессе обработки представлена в двух своих основных формах, а именно дискретной (прагматической, вербализуемой) и континуальной (образной, художественной, невербализуемой). Именно дуализм информации и представляет основную трудность при создании и восприятии визуальных объектов, таких как веб-страницы, полиграфический дизайн и объекты, созданные в русле стремительно набирающей ускорение нового направления, названного инфографика, служащего для визуальной организации представления любого типа служебной, учебной и научной информацию (особенно больших ее объемов) созданных с применением как дискретных, смысловых элементов, так и художественно-эстетических Отметим, что имеющий место сегодня факт раздельного существования целых направлений визуализации – визуализации учебного материала и инфографики достаточно сильно тормозит развитие обеих направлений.

Отличие нашего подхода от подходов А. Пайвио (вербальная составляющая) и Р. Майера (текст) в том, что в нашей модели в качестве текстового или вербального аудио компонента выступают дискретные смысловые единицы, находящиеся в плоскости визуального изображения (буквы, надписи, обозначения, данные), а в качестве образного (по А.Пайвио) выступают континуальные элементы мышления, такие как ментальные образы, эмоции, чувства, в основном невыражаемые в вербальном виде. При этом мы отталкиваемся от содержательной области визуального представления дидактической информации – она представляется на плоскости в виде текста или рисунков. Причем за дискретной единицей, порцией может быть слово, предложение, символ, точная порция информации, если она представляет законченный вербализуемый смысл. И невербализуемый элемент Предлагаемые нами модели когнитивного дуализма многомерных визуальных дидактических имеют вид (рисунок 4, 5, 6).

Рисунок 4. Схема когнитивного дуализма дидактических объектов (аналогично схеме Р. Майера) с учетом различных каналов

Рисунок 5. Схема когнитивного дуализма дидактических объектов с учетом дискретного и континуального уровней мышления

Отметим, чти согласно экспериментам по определению траектории движения глаз мозг мгновенно выбирает из целостной картины наиболее значимый элемент и с него и начинается траектория анализа изображения. То есть континуальные элементы, целостное изобаржение мозг анализирует качественно по другому, чем дискретные, пропозициональные элементы, которые поступают для анализа последовательно. Однако, если для дискретных элементов типа слов их определение и выявление не вызывает сомнений, континуальные элементы определить пока затруднительно.

Рис. 6. Схема когнитивного дуализма дидактических объектов, учитывающая последовательную обработку визуальной информации.

Как показывает практика, модель когнитивного дуализма дидактического материала хорошо адаптирована к актуальным проблемам дизайна страниц с дидактическим содержанием, эскизирования дидактического материала, анализа многомерных визуальных дидактических объектов и к проблемам инфографики, нового направления, который включает упомянутые области визуального отображения информации.

Литература

1. Sadoski M., Paivio A. A dual coding theoretical model of reading // Ruddel R. B. & Unrau N. J. (Eds.) Theoretical models and processes of reading – Newark, DE: International Reading Association. 2004. – pp. 1329–1362

3. Рапуто А.Г. Дескриптивное моделирование образного мышления при репрезентации дидактических объектов. Институт информатизации образования, Сборник «Ученые записки», М:.ИИО РАО. 2011, выпуск 34, с. 114-116

Рапуто А.Г. Когнитивный дуализм визуализации дидактических объектов // Научный электронный архив.
URL: (дата обращения: 31.03.2019).

Розанов Филипп Иванович

канд. филос. наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Братский государственный университет», филиал в г. Усть-Илимск, г. Усть-Илимск

Устанавливая, что объектом гражданских прав может быть информация, закон, тем не менее, не дает оснований для однозначного суждения о том, что информация как правовая категория может представать исключительно в виде объекта права (правоотношения) и ни в каком ином. Данное суждение влечет за собой необходимость выяснить, только ли категория объекта является тем звеном, которое связывает это понятие в естественнонаучном смысле с правом. С функциональной точки зрения информация является сведениями о предметах и явлениях окружающей субъекта действительности и именно с этой точки зрения информацию определяет закон . Однако возможность передачи информации предполагает возможность для одних субъектов получать информацию от других субъектов. Это позволяет автору сделать вывод об объективизации информации и рассматривать ее отвлеченно, как реально существующий в действительности объект.

В связи с этим можно определить, что информация есть знание, облеченное в знаковую форму и представляющее собой явление объективной действительности благодаря возможности информационной коммуникации между людьми. В последнее время в юридической науке преобладает тенденция рассматривать право не только в узком смысле, с точки зрения позитивистской школы, как систему правовых норм, но и в широком смысле - как систему не только правовых норм, но и правовых идей, и правовых отношений, объединяя, таким образом, все стадии жизни права . Определение категории информации позволяет автору сформулировать и более четкое понимание категории правовых норм. Как система знаков (букв и цифр) на бумажном или ином материальном носителе они не более чем символы, содержащие в себе смысл, который проявляется уже в сознании человека. Это позволяет автору утверждать, что сами нормы также являются информацией, как и правовые идеи. В этой связи следует, безусловно, согласиться с идеей Д.В. Огородова относительно разграничения информационного действия права и правового регулирования отношений в информационной сфере .

В современной научной юридической литературе исследователи выделяют довольно много свойств информации, которые могут быть отнесены к естественным свойствам информации. Среди них называют­ся такие, как системный характер, субстанциональная несамостоятель­ность, преемственность, неисчерпаемость, трансформируемость, универсальность (В.Н. Лопатин, И.Л. Бачило, Е.А. Зверева), селектив­ность, массовость, способность к ограничению (И.Л. Бачило, В.Н. Лопа­тин), релевантность (Е.А. Зверева), физическая неотчуждаемость, тиражируемость, экземплярность, обособляемость, свойство информационной вещи (В.А. Копылов) .

С точки зрения автора, нельзя не согласиться с тем, что информация системна, трансформируема (может находиться на различных носителях и быть представлена в виде различных знаков, не теряя своего содержания), обособляема, физически неотчуждаема, универсальна (может представлять собой любые сведения), неисчерпаема (способна находится одновременно у нескольких субъектов). Стоит также выделить дополнительно такое свойство информации как способность к передаче.

В то же время следует отметить, что в ряде случаев при выявлении свойств (системность, селективность) информация имеется в виду в философском, а именно онтологическом, аспекте. По мнению автора, следует разделять понятия информации в различных аспектах, и рассматривать свойства информации в аспекте применения ее в человеческой жизнедеятельности. Подобное же смешение свойств информации в различных ее аспектах в одной классификации методологически неверно. В иных случаях (например, при выделении свойств тиражируемости, экземплярности, информационной вещи, организационной формы) имеет место подмена свойств информации свойствами материального носителя. Эти свойства, очевидно, были выделены на основе позиции в отношении самой категории информации как объекта прав, заключающейся в том, что информация не может участвовать в правоотношениях иначе, как зафиксированной на материальном носителе.

Что касается социальных свойств информации, то это, скорее, возможность осуществлять по отношению к объекту определенные действия, предопределенные свойствами объекта с точки зрения социальных представлений и имеющие социальные последствия. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что естественные свойства детерминируют социальные свойства, преломляясь через социальные представления.

Любое явление действительности становится объектом прав, лишь приобретая соответствующую правовую форму, что аналогично определению субъекта прав. Человек, являясь биологическим существом, индивидуумом, участвует в правоотношениях, приобретая юридическую форму субъекта прав, характеризуясь при этом уже другими параметрами - правоспособностью и дееспособностью, принадлежащими ему субъективными правами. Точно также и какое-либо явление, становясь объектом прав, приобретает вместе с тем и правовую форму, правовую характеристику именно как объекта прав. Так предметы материального мира становятся для права вещами, объединяемыми вместе с работами, услугами (т. е. действиями), имущественными правами под термином имущество.

Способность информации передаваться предопределяет способность ее находиться в гражданском обороте. Это свойство позво­ляет осуществлять с информацией действия по ее распоряжению, в том числе возмездному. Именно стоимость информации, определяющая ее ценность, позволяет информации участвовать в эквивалентно-воз­мездных отношениях, в числе других являющихся предметом гражданс­кого права. Очевидно, передачей информации может удовлетворяться имущественный интерес по вводу информации в гражданский оборот и извлечению из нее экономической (меновой) стоимости.

Очевидно, что для того, чтобы извлекать имущественную ценность из информации, необходимо этой информацией владеть (т.е. знать ее), причем так, чтобы иметь возможность беспрепятственно распоряжаться информацией. Субъект должен иметь такую монополию на информацию, чтобы никто не мог ему помешать распорядиться информацией. Таким образом, помимо указанных интересов можно предположить наличие интереса по установлению своеобразного «господства» над информацией.

Имущественная ценность может извлекаться и использованием информации. Человек может принимать на основе информации опреде­ленные решения, способствующие увеличению дохода и уменьшения расходов. В этом случае, имущественная ценность выражается не в меновой стоимости, а в стоимости получаемого с помощью использования информации дохода (либо уменьшения убытков).

Меновая стоимость конкретной информации будет зависеть, разумеется, от ряда характеристик, которые могут наличествовать у информации, а могут и не быть. Они предопределены действиями, которые можно совершать по отношению к информации. Так, информацию можно создать; передать (в том числе, неограниченному кругу лиц и различными способами); использовать для создания новой информации или принятия решений, оптимизирующих поведение по отношению к внешним условиям жизни субъекта, обладающего информацией; фиксировать на материальном носителе. Причем, у одной информации какая-то характеристика может проявляться в большей степени, чем у другой.

Неимущественная ценность информации должна быть связана с личностью, должна проявляться, прежде всего, в способности служить личным интересам, например, способствовать развитию личности, ее самоутверждению, повышению социального статуса путем создания соответствующего представления о личности у окружающих. Информация действительно может способствовать развитию личности, поскольку человек может развиваться, лишь приобретая знания. Однако подобное использование полученной информации не может быть предметом правового регулирования, поскольку самосовершенство­вание это, в основном, мыслительный процесс, на который право непосредственно повлиять не может и ограничивается в отношении такого использования общим запретом не совершать действий, нарушающих права и законные интересы других граждан. Очевидно, самоутвердиться возможно и путем создания информации (например, научного труда). Однако создание информации также является мыслительным процессом, не регулируемым в принципе, почему весь правовой механизм и ограничивается провозглашением свободы мысли.

На основании проведенного исследования автор делает вывод о фундаментальной двойственности природы информации: информация как сведения и информация как знание. Информация как сведения об окружающем мире представляет собой нерегулируемую сферу, поскольку являются неотъемлемой частью психической активности индивида и ограничивать информацию для мышления и развития личности нельзя ни физически, ни по этическим соображениям. Поэтому информация-сведения должна являться общедоступной и абсолютно свободной. Регулирование здесь возможно только в плане обеспечения свободного доступа людей к информации.

Информация как знание не имеет самостоятельной ценности, поскольку ее ценность определяется конкретными технологиями, объектами, процессами, сведениями, о которых у нас имеется информация. Такая информация является ценностью поскольку является отражением реальных феноменов материального мира, обладающих самостоятельной ценностью и, вследствие этого, нуждаются в строгой правовой защите. Например, знание химической формулы полимера или знание технологии его изготовления представляет собой реальную ценность, поскольку реальной ценностью обладают и сам полимер и технология его изготовления.

Таким образом, главный вывод, который делает автор в данной статье, состоит в том, что для современной правовой науки принципиальное значение имеет разработка категории информации как объекта права, что обусловлено переходом к информационному обществу, где информация является главной ценностью и средством человеческой деятельности.

Список литературы:

  1. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б.Н. Топорнина. - СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2001.
  2. Зверева Е.А. Информация как объект неимущественных гражданских прав // Право и экономика. 2003. № 9.
  3. Копылов В.А. Информационное право: Учебник. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Юристъ, 2002.
  4. Огородов Д.В. Правовое регулирование отношений в информационной сфере. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. юр. наук. - М., 2002.
  5. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001.
  6. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (с изм. и доп. от 10 января 2003 г.). // Российская газета. 22 февраля, 1995. № 39.
  7. Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене". // Российская газета. 11 июля, 1996. № 129.

Аннотация

Парадигма дуализма -- это новое понимание сущности всех процессов и явлений в мироздании, которое стало возможным благодаря открытию нового нематериального свойства материи -- информации.

Это открытие привело к созданию нового научного направления -- общей теории информации, в рамках которой дуализм мироздания нашел свое реальное подтверждение и представлен в форме "Таблицы дуализма явлений Природы".

Рассмотрение "Таблицы дуализма" ...(Подробнее) с учетом основных информационных законов, сформулированных в рамках физических основ общей теорией информации, позволило классифицировать все явления природы на 2 класса -- статические явления, связанные со статическим пространством, и кинетические явления, протекающие в абсолютном времени. Доказана независимость пространства от времени.

В книге показано, как парадигма дуализма, опираясь на физические основы общей теории информации, позволяет объяснить сущность гравитации, электричества и магнетизма, функционально объединить гравитационное, электрическое и магнитное поле в Единое энергетическое поле Вселенной.

Читателям будет предложено новое понимание мироустройства, новое представление о сущности материи, объяснение действия механизмов движения материи в пространстве, в том числе при формировании вещества и развитии материального мира.

Книга предназначена для всех читателей, желающих ознакомиться с объективными закономерностями существования и развития природы, в том числе с целью их использования в научной и практической работе.

От издательства
Предисловие
Рецензия (В.В.Нечаев)
Введение
1 Физические основы общей теории информации
1.1. Что же такое информация
1.2. Физические свойства информации
1.2.1. Нематериальность и неизмеримость информации
1.2.2. Независимость информации от времени
1.2.3. Содержание информации
1.3. Основные информационные законы
1.3.1. Закон сохранения информации
1.3.2. Основной информационный закон формообразования и развития материи
1.3.3. Второе начало в специфической информационной трактовке
1.3.4. Принцип минимума диссипации
1.4. Информация и управление
1.5. Информационный дуализм
1.6. Теорема основания информации (ТОИ)
2 Дуализм материального мира
2.1. Таблица дуализма явлений Природы
2.2. Дуализм в методологии научных исследований
2.3. Абсолютное, относительное и бесконечное
3 Теория времени И.Ньютона
3.1. Абсолютное время
3.2. Относительное время
3.3. Скорость
3.4. Парадокс времени (кинематического движения)
4 Энергия
4.1. Механическая энергия
4.1.1. Механические силы
4.1.2. Масса
4.1.3. Потенциальная энергия
4.1.4. Кинетическая энергия
4.1.5. Движение в механике
4.2. Электромагнитная энергия
4.2.1. Электричество
4.2.2. Заряд
4.2.3. Инертная масса
4.2.4. Магнетизм
4.2.5. Движение в электромагнитном поле
4.3. Инерция
5 Пространство
5.1. Абсолютное пространство
5.2. Относительное пространство
5.2.1. Пространственные измерения
5.2.2. Принцип относительности
5.3. Пространство как физическая сущность
5.3.1. Гравитомаги
5.3.2. Спин
5.4. Энергия и информация фундаментальных полей
6 Облик мироздания
6.1. Большой взрыв
6.1.1. Критика теории "Большого взрыва"
6.1.2. Информационная трактовка реликтового излучения
6.2. План мира
Заключение
Литература

Эта книга родилась в результате открытия автора, которое зафиксировано в Сертификат-лицензии Международной регистрационной палаты информационно-интеллектуальной новизны в 1996 году и определило информацию как всеобщее свойство материи.

Появление нового фундаментального нематериального свойства материального мира неминуемо привело к необходимости пересмотра действующей научной парадигмы материализма. Материальные свойства мироздания стали сочетаться с нематериальными. Появился дуализм "энергия -- информация" -- важнейшая составная часть принципа дуализма.

Так зародилась современная парадигма дуализма.

Парадигма дуализма в своем развитии потребовала пересмотра всех основных категорий современной науки, таких как: пространство, время, энергия, силы, движение, т.е. фундаментальных понятий современного мировоззрения человека. Это означает, в конечном итоге, пересмотр самого понимания материи как вездесущей основы Вселенной. Появилась новая концепция мироустройства.

Сложность этого пересмотра состояла в том, что почти все названные категории имели общепринятое толкование, широко использовались в различных областях науки и техники и закономерности их взаимодействия, как правило, подтверждались определенными практическими результатами. Правда, в понимании этих физических категорий оставалось много неясного, спорного, а порою и просто надуманного. Большое количество реальных физических явлений не имело научного объяснения.

Поскольку парадигма дуализма изменяет фундамент мировоззрения людей, она затрагивает в той или иной мере всю сумму человеческих знаний. Естественно, автор не стремился, да и не мог, рассмотреть все многообразие следствий, которые вытекают из парадигмы дуализма для различных научных дисциплин. Более того, огромные области знаний, в которых используются указанные научные категории, широко и плодотворно используются в практике, являются творческим достижением огромного числа ученых нашей цивилизации, а так как практическая деятельность человека является важнейшим критерием для оценки научных результатов, научный пересмотр этих областей знаний требует серьезной практической проверки. Поэтому автор сосредоточил свое внимание на методологической стороне использования парадигмы дуализма, на научном анализе "Таблицы дуализма Природы", которая показывает реально существующие дуальные отношения важнейших физических категорий и на базе которой построена вся парадигма дуализма.

Учитывая это, в понимании основ используемых сегодня научных знаний автор стремился опираться на мнение лучших представителей мировой науки, прежде всего основоположников рассматриваемых научных направлений, -- Ньютона, Максвелла, Фарадея, Ампера, лауреатов Нобелевской премии Борна, Фейнмана, а также других известных физиков двадцатого столетия.

Особенно часто в книге цитируется Р.Фейнман, который, по мнению автора, в своих известных лекциях по физике дал наиболее удачное и понятное толкование современного уровня физических знаний.

Что касается физических основ общей теории информации, то они изложены автором в объеме, необходимом для понимания методологии научного исследования, а потому несколько шире, чем при первоначальном изложении в его монографии "Информационная теория экономики" (М.: Палев, 1996).

Безусловно, новое понимание и новое толкование известных научных категорий у каждого человека, знакомого с их современной трактовкой, вызовет определенные трудности и многочисленные вопросы, а учитывая консерватизм человеческого мышления даже и отторжение нового.

Следует обратить внимание на формулировку рекомендации -- проработать , именно проработать, а не прочитать , так как новизна концепции, появление относительно большого количества новых терминов и особенно естественный консерватизм человеческого мышления требуют серьезной работы над изложенным материалом.

В то же время автор предостерегает от понимания излагаемой парадигмы дуализма как новой физической теории. Используя исторический подход в изложении представляемого материала, автор старался подчеркнуть приемлемость в развитие научных знаний, становление новой научной парадигмы как результата накопления человечеством огромного объема различных естественных знаний, при котором количество неминуемо должно было перейти в качество. Парадигма дуализма призвана зафиксировать этот переход.

Особую благодарность автор выражает вице-президенту Международной Академии информатизации, академику РАЕН, доктору физико-математических наук, профессору В.В.Нечаеву, который много лет поддерживал исследования автора в области физических основ теории информации и проделал огромный труд по рецензированию этой книги, высказав при этом ценные замечания и предложения. К сожалению, некоторые из них, требующие серьезных дальнейших специальных исследований, автор не реализовал в рамках предлагаемой работы, учитывая ее, прежде всего, методологическую направленность.

Понятие "парадигма" (от греческого paradeigma -- пример, образец) в античные и Средние века использовалось философами для характеристики взаимоотношения духовного и реального мира. В XX в. это понятие было введено в науку американским ученым-науковедом Т.Куном, при этом смысл его изменился, и оно стало означать совокупность теоретических и методологических предпосылок, на базе которых строится научная практика на определенном этапе научных знаний в обществе. Парадигма -- это, с одной стороны, строгая научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности, а с другой, -- исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения.

Концептуальные взгляды на сущность мироздания начали формироваться на заре появления научных знаний в период зарождения философии в Древней Греции. Основоположником этих взглядов был Фалес из Милета (около 624--547 гг. до н.э.).

Считается, что Фалес первым ввел такие понятия, как "наука", "физика", "материя". Фалеса можно считать основоположником западной науки.

До Фалеса никто на Западе и на Ближнем Востоке не пытался ответить на вопрос: что такое вещи? Для этого нужно было отойти от мифологии, от божественного взгляда на мир. Фалес предположил, что бесконечное разнообразие того, что существует в мире, структурировано настолько, что позволяет дать ответ на вопрос: Что такое бытие?

До него люди задавали вопрос: Как возник мир? И давали ответ, кто сделал мир, но никогда не задумывались, что представляет собой мир, что объединяет все вещи.

У Фалеса появилась материя. Материя Фалеса была жидкой, подвижной и живой, так как обладала душой ("психе"), и эта "психе" служило средством управления движением.

Древнегреческая философия возникла более 2500 лет тому назад, но и сегодня ученые, исследователи в различных областях знаний продолжают обращаться к этому великолепному интеллектуальному наследию человечества.

Почему так ценятся знания и мнения греческих философов? Прежде всего, потому, что они были профессиональными мыслителями, их изощренный ум не был отягощен мелочами бытия, повседневной суетой человеческой жизни, их жажда знаний во много раз превышала обывательские потребности, доставшиеся людям от животного мира.

Они стремились познать мироздание в единстве и взаимодействии материальных проявлений. И это было их главной жизненной целью. Их не отвлекали тысячи не ясных вопросов третьего, а то и пятого порядков, которые сегодня возникают в практике использования научных знаний. Их видимость мира не была обременена догмами авторитетов, а потому они воспринимали мир масштабно, всеохватывающе, выявляя наиболее общие закономерности мироздания.

Древнегреческие философы создавали, прежде всего, логику человеческого мышления, а открытые ими законы логики оказались законами развития материи, а потому приносили им выдающиеся успехи в познании мира.

Философы Древней Греции сформулировали ряд принципов познания мироздания, которые и сегодня должны играть решающее значение в научных исследованиях. Один из важнейших среди этих принципов звучит так: "Ничто не возникает из ничего и ничего не переходит в ничто". Этот принцип в более узком смысле называют сегодня принципом причинности. У древних греков он носил более широкий характер. Принцип причинности в его современном понимании разработан Аристотелем и является принципом действия. Он утверждает, что всякое действие имеет следствие, которое обусловлено причиной или суммой причин. "Широкий принцип причинности", который использовал в своем научном арсенале, прежде всего, Демокрит: "Ничто не возникает из ничего и ничего не переходит в ничто" -- это принцип развития мироздания. Он утверждает, что у всякого наблюдаемого нами явления есть предшествующее начало. А это означает, что любое самое сложное явление в природе есть результат развития материи, и рождается из простых элементов, из их взаимодействия. А так как ничего не переходит в ничто, то должно существовать начало всех начал. У Демокрита, например, это был атом.

Этот принцип касается и свойств материального мира, в том числе нематериальных. Он не допускал, например, возникновения человеческой души из ничего, а потому совершенно естественным выглядит предположение о существовании нечто подобного душе у всех материальных тел природы, как предполагали древнегреческие философы. И это свойство в их понимании управляло движением.

Таким образом, уже на заре появления научных знаний люди представляли себе материальный мир не просто подвижным, но и имеющим средство позволяющее управлять движением и это средство было нематериальным. При таком подходе материальное сочеталось с нематериальным, ибо душа, как понимали греки и как понимаем мы сегодня, явление не материальное. Такой дуализм мироздания -- сочетание материального и нематериального -- был естественным переходом от мифологии, божественного взгляда на мир к его философскому осмыслению.

Дуализм в понимании сущности мироздания в Древней Греции окончательно утвердился после философских работ Парменида.

Парменид обнаружил принцип, имеющий первостепенную важность: если признано, что существовать могут только непротиворечивые объекты, истинность обобщений можно выяснить, проверяя их на отсутствие противоречия. Бытие не может терпеть никакого внутреннего противоречивого. Это основное правило логического рассуждения. Парменид укрепил формализм, показав, что действительность и абстрактная логическая форма тесно связаны между собой.

Так родилось строгое логическое правило -- закон исключения третьего. После Парменида те, кто истолковывал понятия бытия и изменения, перешли от монизма, т.е. от попытки найти одно начало, лежащее в основе всей действительности, к плюрализму.

Даже, когда Левкип и Демокрит (около 400 г. до н.э.) создали новое направление в философии -- материализм, дуализм в сущности понимания мира в Древней Греции не исчез, ибо Платон, который считается основоположником объективного идеализма, развил в своем "Пармениде" диалектику "одного" и "иного": если есть одно, то всегда есть и иное. Это еще один важнейший принцип познания, созданный древнегреческой философией, который исключал монизм из средств изучения природы. Этот принцип можно было бы назвать принципом дополнительности. Такой принцип в начале XX в. снова пытался ввести в науку Н.Бор, но его усилия так и не привели к практическим результатам.

В Древней Греции же на основе этого принципа Аристотель объединил материализм Демокрита с формализмом Платона, показав, что мир -- это сообщество индивидуальностей: форма и материя, сочетаясь друг с другом, дают в результате сплав -- индивидуальную вещь. Аристотель доказал, что его философия объединяет два предыдущих философских направления -- Платона и Демокрита. Этот синтез был величайшим достижением греческой философии, но, к сожалению, не был понят философами следующих поколений и не получил дальнейшего развития.

У Аристотеля материя -- это лишь возможность, без которой не может существовать никакая вещь, она сама по себе не обладает никакими качествами и лишена всякой определенности. Для того чтобы возникла конкретная вещь, необходимо соединение материи с неким другим активным началом -- формой, которая придает материи определенность -- качество этой вещи, превращает возможность в действительность.

Процесс превращения возможности в действительность, процесс соединения материи с формой есть движений. Такое движение приобретает "осмысленный", а не случайный характер.

Форма, возникающая как результат движения материальной субстанции, являла собой тот реальный повседневно наблюдаемый людьми дуализм в развитии мира, который был положен в основание человеческого познания гением Аристотеля. Это была блестящая научная парадигма дуализма, сочетающая взаимодействие материального и нематериального в развитии всей природы. Но она была не понята и забыта на два с половиной тысячелетия, сдерживая тем самым развитие научных знаний.

Правда, в XII в. главные сочинения Аристотеля были переведены на латынь и даже приняты в качестве философской основы христианства, однако, толкователи Аристотеля старались приспособить учение Аристотеля к своим религиозным взглядам, и использовали это учение не для поисков истины, а для обоснования веры.

В XVII--XVIII вв. возник другой дуализм (от лат. dualis -- двойственный) -- философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу, двух начал -- духа и материи, идеального и материального. Одним из наиболее крупных представителей этого учения был Р.Декарт, разделивший бытие на "мыслящую субстанцию (дух) и протяженную (материя)". Такой дуализм не мог получить строгого научного обоснования, а потому неизбежно вызвал разногласия между клерикалами и последователями строгих научных знаний. Эти разногласия порой перерастали в гонения инакомыслящих, доходящие до физического уничтожения.

Результаты этой борьбы привели к тому, что вопреки открытому древнегреческими философами принципу дуализма в науке утвердился монизм -- материализм, в различных его проявлениях.

Слово материя переводится с латинского как вещество. Веками, находясь в окружении различных вещественных тел, люди, в том числе и ученые, отождествляли два этих понятия. Но даже, когда в XIX в. Максвелл создал теорию электромагнитного поля, а Герц обнаружил электромагнитные волны, ярко выраженный дуализм световых волн так и не нашел физического объяснения. Появился новый вид материи -- поле, которое по своим свойствам во многом отличается от вещественных тел, но подход к изучению электромагнитного поля остался чисто материалистическим -- поле было объявлено разновидностью материи.

Господствующий до настоящего времени в науке материализм, представляет собой парадигму монизма, построенную на сугубо энергетической концепции мироустройства. Это неизбежно упрощает сущность процессов и явлений, происходящих в мироздании, и делает сумбурным и хаотичным процесс человеческого познания.

Этот монизм усугубляется пространственно-временным монизмом теории относительности Эйнштейна.

В свое время Кант, который в исследованиях всегда отдавал предпочтение опыту, утверждал (1781), что время и пространство -- это формы интуиции, данные нам априорно, предшествующие всякому опыту и, безусловно, предопределяющие возможность самого опыта.

В какой-то мере Кант прав: первоначальное понимание людьми наличия пространства и времени было больше интуитивным, чем осмысленным. Однако сама интуиция является обобщением общечеловеческого опыта, результатом использования знаний, накопленных человеком как homo-sapiens. И по мере накопления знаний, человек все больше и больше переходил от интуиции к выявлению закономерностей, основанных на опытных проверках. То, что не совпадало с опытом человек, как правило, отвергал, хотя трактовка результатов опытов могла быть различна, особенно когда рассматривалось только то, что можно было наблюдать. И в этом источник многих "научных" ошибок. Пример оценки сущности пространства и времени, в этом плане, является очень показательным -- и пространство, и время непосредственно в природе не наблюдаются. Именно это обстоятельство привело к тому, что в современной трактовке понятий пространства и времени ученые отошли от основополагающего принципа всех научных исследований человечества -- принципа причинности, даже в его современном понимании.

Отказ от принципа причинности во многом явился следствием развития такого мощного языка человеческого познания мира, как математика. Однако здравомыслие говорит о том, что отказ от принципа причинности на основании одних только математических результатов может привести к неправильным научным выводам, тем более, что и само здравомыслие как основа принципа причинности при научных исследованиях, тоже часто отторгается в угоду неоднозначным выводам математики. Некоторые ученые перестали понимать: там, где заканчивается причинность, заканчивается наука. Там может существовать религия, но религия -- это не наука.

Понимание роли пространства и времени для науки чрезвычайно важно, ибо любая научная парадигма должна начинаться с толкования этих фундаментальных научных категорий. Пространство и время -- это те изначальные физические условия , в которых всегда существовал и развивался мир. Дуализм "пространство -- время" -- основание парадигмы дуализма, ибо он касается любого процесса и явления в мироздании.

Отказ от дуализма пространства-времени -- это отказ от принципа дополнительности, от принципа причинности, от принципа здравого смысла, отказ от более чем двухтысячелетнего научного опыта, от результатов титанической умственной деятельности лучших, гениальных представителей нашей цивилизации.

Все большее число ученых утверждается в мысли, что наука XX в. поторопилась с отторжением этого великого наследия.

Дуализм пространства-времени утверждает, что все виды материи всегда существуют в одних и тех же, одинаковых физических условиях, но эти условия не определяют физические свойства материи, они определяют, прежде всего, граничные условия взаимодействия материи, и предотвращают появление именно беспричинных природных явлений. Отказавшись от дуализма "пространство -- время", специальная теория относительности Эйнштейна вынуждена была отказаться от принципа причинности, лишившись тем самым своей научной обоснованности.

Действующая парадигма монизма не позволяет науке сегодня понять многие из фундаментальных свойств Мироздания еще и потому, что монизм не позволяет отделить развитие от размножения. Монизм вынужден трактовать материю как субстанцию, являющуюся основой бесконечного множества форм, объектов и систем. Но при бесконечном множестве различных энергетических взаимодействий материя может размножаться, но не может развиваться, ибо любое развитие всегда предусматривает вполне определенные ограничения, предотвращающие "раковую форму" этого развития, т.е. неограниченное размножение формы или системы.

При этом природа в развитии не просто ограничивает бесконечность, но использует в своем творчестве конечное многообразие проверенное бесконечным опытом развития. Это подтверждает тот факт, что все, что наблюдает человек во Вселенной, состоит из ограниченного числа вполне определенных элементов таблицы Менделеева, а многочисленные попытки физиков создать новые элементы только убеждают в отсутствии жизнеспособности вновь созданных структур. Развитие не возможно без такого явление как память. Но память и энергия понятия разноплановые, независимые.

Более того, современный материалистический монизм, построенный на энергетической концепции, не может даже ответить на вопрос: Что такое энергия? Не говоря уже о том -- что такое движение!

Сложившееся сегодня научное положение в познании мироздания прекрасно описал Р.Фейнман: "До сих пор мы только описывали, как Земля обращается вокруг Солнца, но ни слова не сказали о том, что заставляет ее двигаться. Ньютон не строил догадок об этом; ему было достаточно открыть, что происходит, не входя в механизм происходящего. Но и никто другой с тех пор никакого механизма не открыл. Все физические законы отличаются в этом отношении своим абстрактным характером. Закон сохранения энергии -- это теорема о величинах, которые нужно вычислить и сложить, не думая о причине этого; точно так же и великие законы механики представляют собой количественные математические закономерности, о внутреннем механизме работы которых никаких данных нет. Почему мы можем пользоваться математикой для описанных законов, не зная их причины? Никто этого не знает. Мы продолжаем идти по этой дороге, потому что на ней все еще происходят открытия".

Но в современной науке уже гораздо больше появляется непонятных вопросов, чем серьезных открытий. Наука все больше и больше превращается в набор различных научных дисциплин и научных концепции, не связанных между собой. Эта тенденция обостряется даже в главной науке точных наук -- в физике.

Один из выдающихся ученых XX в. Н.Винер в книге "Я -- математик" писал так: "Нынешняя физика представляет собой ряд отдельных теорий, которые еще ни одному человеку не удалось убедительно согласовать между собой. Кто-то очень хорошо сказал, что современный физик по понедельникам, средами пятницам -- специалист по квантовой теории, по вторникам, четвергам и субботам -- по теории относительности; в воскресенье он уже совсем не специалист, а просто грешник, истово молящийся богу, чтобы он вразумил, желательно, конечно, его самого, и помог как-нибудь примирить эти две точки зрения".

К сожалению, такое положение вещей не только в физике: монизм, господствующий в науке, стал тормозом в развитии знаний современной цивилизации о сущности Мироздания, в том числе и знаний о развитии самого человеческого общества. Без использования парадигмы дуализма дальнейшее развитие науки становится проблематичным.

Современная парадигма дуализма по существу представляет собой развитие парадигмы дуализма Аристотеля, основанной на принципе дополнительности Платона, и принципе причинности Демокрита. В своем современном понимании дуализм -- это соединение количественной стороны материи, которая носит энергетический характер, с ее качественной стороной, которую Аристотель определяет как форму, утверждая одновременно, что эта качественная сторона носит активный характер.

К сожалению, до конца XX в. активная сторона формы наукой не изучалась. Для этого не было даже достаточных научных предпосылок.

Такие основания появились в середине XX в. в результате работ Н.Винера и его последователей в области теории информации. Используя этот задел, в конце XX в. в России были созданы физические основы общей теории информации, которая доказывает, что информация является всеобщим свойством материи.

Так появился важнейший дуализм материального мира -- "энергия -- информация", который наряду с дуализмом "пространство -- время" позволил сформировать совокупность теоретических и методологических предпосылок, на базе которых должна строится научная практика на современном этапе научных знаний в обществе. Эта совокупность теоретических и методологических предпосылок и представляет собой предлагаемая читателю книга "Парадигма дуализма: пространство -- время; информация -- энергия".

На протяжении длительного периода времени в науке господствовал воинствующий материализм. Однако, монизм материализма далеко не всегда позволял давать научно обоснованные и логически непротиворечивые объяснения процессам, явлениям, фактам природы и мироздания. Неполнота и недостаточность существующих научных объяснений не давали возможности создания единой целостной научно обоснованной теории мироздания на основе парадигмы материализма. Наиболее остро ограниченность материалистического монизма ощущалась в существующих и вновь создаваемых физических теориях.

На протяжении веков пытливые умы ощущали, что существует "нечто", противоположное материи, но неотделимое от нее и образующее с ней одно единое целое. Только во второй половине XX века появились работы, в которых "нечто" стали связывать с нематериальным, а идеальным - информацией. В этой связи хотелось бы упомянуть справочно-энциклопедическую работу А.И. Лисина "Идеальность: реальность идеального", фундаментальную работу по теории информационного поля А.А. Денисова, оригинальную монографию А.И. Демина "Информационная теория экономики". Хотелось бы отметить и тот отрадный факт, что появились первые публикации по практическому применению физических основ теории информации, в частности, статья "О физическом обосновании явления потери устойчивости конструкций при упруго - пластических деформациях" Ю.М. Мулера и В.И. Перлика (ГКБ "Южное", г. Днепропетровск, Украина).

Рецензируемая рукопись А.И. Демина "Парадигма дуализма: "пространство-время", "информация-энергия"" в определенном смысле является развитием в информационном аспекте упомянутой выше монографии автора.

Рукопись изложена на 254 страницах формата А4. Помимо машинописного текста она включает 22 рисунка и 4 таблицы. Структурно монография состоит из: предисловия, введения, 6 глав основного материала, а также - заключения и списка цитируемой литературы, включающего 18 наименований.

Во введении проводится краткий экскурс в предисторию и историю возникновения и развития научных взглядов и целостных мировоззрений, начиная с работ Платона, Демокрита и Аристотеля, которые системно анализируются с современных научных позиций. Опираясь на результаты такого анализа, автор монографии развивает, с точки зрения физических основ мироздания, фундаментальные теоретические представления об информации как дуальной компоненте материи.

В первой главе, имеющей заголовок "Основы общей теории информации", автор на 56 страницах рассматривает комплекс фундаментальных вопросов: что такое информация, ее физические свойства, формулирует основные информационные законы, в частности - закон сохранения информации, анализирует механизм соответствия информации и управления, вводит и формулирует на основе определяемых ранее категорий "первичная" и "вторичная" информация понятие информационного дуализма. В последнем разделе главы (параграф 1.6) автор формулирует теорему основания информации.

В целом первая глава монографии отражает идеологическую концепцию автора на возникновение, существование, назначение и изменение информации как дуальной по отношению к материи категории, как качественного формообразующего аспекта мироздания.

Вторая глава посвящена исследованию дуализма материального мира на основе результатов, полученных в первой главе по общей теории информации. Центральными моментами в этой главе являются "Принцип дуализма" (стр. 61) и "Таблица дуализма явлений природы" (стр. 63). Используя принцип дуализма и таблицу дуализма, автор подробно рассматривает дуализм в методологии научных исследований, в частности роль и значение математических методов (моделей).

Помимо указанных, важным результатом исследований, представленных в данной главе, безусловно, является анализ с позиций дуализма (в информационной трактовке) основополагающих категорий: абсолютное, относительное и бесконечное, которые используются в последующих главах.

Исследованию категории "время" посвящена третья глава монографии. Анализируя основополагающие научные работы по данной проблеме, исходя из общей теории информации и парадигмы дуализма, автор предлагает собственную модель времени, которая развивает и дополняет модель времени И. Ньютона и полностью удовлетворяет требованиям парадигмы дуализма. При этом, время подразделяется на абсолютное и относительное. Абсолютное время рассматривается как физическое условие существования материи, а относительное - как характеристика любого физического движения. Связь абсолютного и относительного времен реализуется через установленный человеком стандарт, на основе которого относительное время измеряется в единицах абсолютного. Детальный анализ абсолютного и относительного времен позволил автору с новых позиций рассмотреть и категорию "скорость", в первую очередь скорость света как характеристику движения электромагнитных колебаний.

В заключительной части главы, с позиций полученных ранее результатов, исследуется кинематическое движение и делается вывод о различии физической и видимой скоростей, а также об абсолютной независимости времени от материи.

Следующая, четвертая глава монографии, изложенная на 70 страницах, посвящена анализу, трактовке и описанию энергетических процессов с позиций физических основ теории информации и парадигмы дуализма.

Предметами анализа выступают механическая (параграф 4.1) и электромагнитная (параграф 4.2) энергия. В разделе "Механическая энергия" автор дает информационные трактовки категориям механические силы, масса, потенциальная и кинетическая энергия, а также механическое движение. Во втором разделе главы, посвященном электромагнитной энергии, с информационной точки зрения излагается взгляд автора на природу электричества, электрического заряда, инертной массы, движения в электромагнитном поле и инерции. Общий акцент делается на существовании в природе двух статических информационных полей -гравитационного и магнитного, а также информационной структуры, соединяющий эти поля, причем в качестве механизма "соединителя" рассматривается инертная масса, имеющая электромагнитную природу. Следует отметить, что в этой же главе вводится и используется понятие Единого энергетического поля Вселенной, а также формулируется фундаментальный закон движения.

В главе пятой анализируется сущность пространства, определяющего условия существовании материи. Автор исходит из предпосылки, что "в физическом проявлении пространства находит свое отражение такое свойство материи как информация". Следуя И. Ньютону об абсолютном и относительном пространствах, автор на основе собственных, изложенных в предшествующих главах, теоретических представлениях проводит научный анализ этих категорий. Пространство в авторской трактовке рассматривается как физическая сущность. Нематериальное абсолютное пространство конкретизируется как физическая реальность, связанная с его материальным наполнением.

Особо важным аспектом данной главы следует считать обоснование и введение в рассмотрение в качестве носителей гравитационной и магнитной информации общих для этих информационных полей нейтральной материальной частицы - гравитомага , как элемента, определяющего структуру Единого энергетического поля (ЕЭП). Заключительный раздел главы содержит научный анализ и описание энергетических и информационных аспектов фундаментальных полей. При этом автор делает основополагающий фундаментальный вывод о том, что "основу любого вещества составляют физические кванты". Физический квант в авторском представлении - элементарная частица - первичный носитель энергии и формы. Он обеспечивает движение материи, перенос всей необходимой для развития материи информации и выступает в качестве строительного материала для формирования вещественных тел. При этом, вещественная материя, следовательно, рождается из полевой формы ее существования и не может существовать вне этих полей.

Заключительная, шестая глава по своей сути является интегрирующей полученные ранее результаты. Автор предпринял попытку сформировать на базе физических основ общей теории информации и парадигмы дуализма научно обоснованный облик мироздания.

Критический анализ гипотезы "большого взрыва" приводит автора к ее опровержению. Далее исследуются причины возникновения реликтового излучения и дается информационная трактовка этому феномену, опирающаяся на идею генерации электромагнитных волн радиодиапазона, которые, в свою очередь, генерируют потоки свободных электронов. В схематически сконструированном облике мироздания космологические представления автора направлены на снятие существующих противоречий, на объяснение открытых вопросов, на создание единой целостной картины мира. При этом, автор не занимается мифотворчеством, а опирается на научно обоснованные, доказанные и подтвержденные длительной практикой научные теории.

Рецензируемая монография не вписывается в традиционные представления, а, следовательно, ее рецензирование вызывает определенные трудности. Прежде всего, следует отметить тот факт, что автор по всем затрагиваемым в монографии проблемам как при анализе существующих теорий и их приложении, в том числе практических формул и соотношений, так и при формулировании собственных взглядов стоит строго на научных позициях. Он не отвергает и не опровергает полученные многими поколениями ученых фундаментальные результаты, но в ряде случаев их дополняет. Исключение составляет фрагменты общей теории относительности А. Эйнштейна и гипотеза "большого взрыва". В идейном плане и теорико-логической реализации этих идей автор в достаточной мере строго дает их научные обоснования. Данное заключение представляется обоснованным, если не следовать догматически уже сформулированному мировоззрению на обсуждаемые проблемы. Заключение. В целом рукопись монографии "Парадигма дуализма: пространство-время, "информация-энергия"" несомненно важная пионерская научная работа, содержащая новые взгляды и подходы, направленные на создание физических основ общей теории информации, а на основе такой теории и парадигмы дуализма - формирование новой авторской научной трактовки проблем мироздания.

Монография безусловно будет полезна ученым и специалистам, а также всем любознательным читателям, интересующимся новыми достижениями науки. Рекомендую рукопись "Парадигма дуализма: "пространство-время", "информация-энергия"" А.И. Демина к опубликованию в открытой печати.

Рецензент: Вице-президент Международной Академии информатизации, действительный член РАЕН, заведующий кафедрой "Интеллектуальные технологии и системы" МИРЭА (ТУ), доктор физико-математических наук профессор В.В. Нечаев.

Александр Иванович ДЕМИН

Член-корреспондент Международной академии информатизации. Научные интересы -- теория информации, экономика.

Автор книги "Информационная теория экономики", в которой экономика поставлена на новое научное основание: "энергия--информация", что позволило рассматривать ее не как гуманитарную науку, а перевести в разряд строгих естественных наук.

А.И.Демин является основоположником нового научного направления в физической науке -- общей теории информации. В 1996 году Международная регистрационная палата информационно-интеллектуальной новизны МАИ выдала ему Сертификат-лицензию на открытие информации как всеобщего нематериального свойства материи. Им сформулированы основные информационные законы, которые определяют информационную сторону всех видов взаимодействия материи в природе.

Понятие «информация», как уже было сказано ранее, использу­ется многими научными дисциплинами, имеет большое количество разнообразных свойств, но каждая дисциплина обращает внимание на те свойства информации, которые ей наиболее важны. В рамках нашего рассмотрения наиболее важными являются такие свойства, как дуализм, полнота, достоверность, адекватность, доступность, актуальность. Рассмотрим их подробнее.

Дуализм информации характеризует еедвойственность. С одной стороны, информацияобъективна в силу объективности данных, с другой -субъективна, в силу субъективности применяемых методов. Иными словами, методы могут вносить в большей или меньшей сте­пени субъективный фактор и таким образом влиять на информацию в целом. Например, два человека читают одну и ту же книгу и полу­чают подчас весьма разную информацию, хотя прочитанный текст, т.е. данные, были одинаковы. Более объективная информация при­меняет методы с меньшим субъективным элементом.

Полнота информации характеризует степеньдостаточности дан­ных для принятия решения или создания новых данных на основе имеющихся. Неполный набор данных оставляет большую долю неопределенности, т.е. большое число вариантов выбора, а это потребует применения дополнительных методов, например, экспертных оценок, бросание жребия и т.п. Избыточный набор данных затруд­няет доступ к нужным данным, создает повышенный информацион­ный шум, что также вызывает необходимость дополнительных мето­дов, например, фильтрацию, сортировку. И неполный и избыточный наборы затрудняют получение информации и принятие адекватного решения.

Достоверность информации это свойство, характеризующее сте­пень соответствия информации реальному объекту с необходимойточностью. При работе с неполным набором данных достоверность информации может характеризоваться вероятностью, например, мож­но сказать, что при бросании монеты с вероятностью 50 % выпадет «орел».

Адекватность информации выражает степень соответствия созда­ваемого с помощью информации образа реальному объекту, процес­су, явлению. Полная адекватность достигается редко, так как обыч­но приходится работать с не самым полным набором данных, т.е. присутствует неопределенность, затрудняющая принятие адекватно­го решения. Получение адекватной информации также затрудняется при недоступности адекватных методов.

Доступность информации - это возможность получения инфор­мации при необходимости. Доступность складывается из двух состав­ляющих: из доступности данных и доступности методов. Отсутствие хотя бы одного дает неадекватную информацию.

Актуальность информации. Информация существует во времени, так как существуют во времени все информационные процессы. Информация, актуальная сегодня, может стать совершенно ненуж­ной по истечении некоторого времени. Например, программа теле­передач на нынешнюю неделю будет неактуальна для многих теле­зрителей на следующей неделе.

    1. Понятие количества информации

Свойство полноты информации негласно предполагает, что име­ется возможность измерять количество информации. Какое количество информации, содержится в данной книге, какое количество инфор­мации в популярной песенке? Что содержит больше информации: роман «Война и мир» или сообщение, полученное в письме от това­рища? Ответы на подобные вопросы не просты и не однозначны, так как во всякой информации присутствует субъективная компонента. А возможно ли вообще объективно измерить количество информа­ции? Важнейшим результатом теории информации является вывод о том, что вопределенных, весьма широких условиях, можно, пренебре­гая качественными особенностями информации, выразить ее количество числом, а следовательно, сравнивать количество информации, содер­жащейся в различных группах данных.

Количеством информации называют числовую характеристику информации, отражающую ту степень неопределенности, которая исчезает после получения информации.

Рассмотрим пример: дома осенним утром, старушка предполо­жила, что могут быть осадки, а могут и не быть, а если будут, то и форме снега или в форме дождя, т.е. «бабушка надвое сказала – то ли будет, то ли нет, то ли дождик, то ли снег». Затем, выглянув в окно, увидела пасмурное небо и с большой вероятностью предполо­жила – осадки будут, т.е., получив информацию, снизила количество вариантов выбора. Далее, взглянув на наружный термометр, она уви­дела, что температура отрицательная, значит, осадки следует ожидать в виде снега. Таким образом, получив последние данные о темпера­туре, бабушка получила полную информацию о предстоящей погоде и исключила все, кроме одного, варианты выбора.

Приведенный пример показывает, что понятия «информация», «неопределенность», «возможность выбора» тесно связаны. Получа­емая информация уменьшает число возможных вариантов выбора (т.е. неопределенность), а полная информация не оставляет вариан­тов вообще.

За единицу информации принимается одинбит (англ.bit-binarydigit- двоичная цифра). Это количество информации, при котором неопределенность, т.е. количество вариантов выбора, уменьшается вдвое или, другими словами, это ответ на вопрос,требующий односложного разрешения -да или нет.

Бит - слишком мелкая единица измерения информации. На практике чаше применяются более крупные единицы, например, байт, являющийся последовательностью из восьми бит. Именно во­семь битов, или один байт, используется для того, чтобы закодиро­вать символы алфавита, клавиши клавиатуры компьютера. Один байт также является минимальной единицей адресуемой памяти компью­тера, т.е. обратиться в память можно к байту, а не биту.

Широко используются еще более крупные производные едини­цы информации:

1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт = 2 т байт,

1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт = 2 20 байт,

1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт = 2 м байт,

1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 2 т байт.

За единицу информации можно было бы выбрать количество информации, необходимое для различения, например, десяти равно­вероятных сообщений. Это будет не двоичная (бит), а десятичная (дит) единица информации. Но данная единица используется редко в компьютерной технике, что связано с аппаратными особенностя­ми компьютеров.

Дуализм информации характеризует ее двойственность. С одной стороны, информация объективна в силу объективности данных, с другой - субъективна , в силу субъективности применяемых методов. Иными словами, методы могут вносить в большей или меньшей сте­пени субъективный фактор и таким образом влиять на информацию в целом. Например, два человека читают одну и ту же книгу и полу­чают подчас весьма разную информацию, хотя прочитанный текст, т.е. данные, были одинаковы. Более объективная информация при­меняет методы с меньшим субъективным элементом. Полнота информации характеризует степень достаточности дан­ных для принятия решения или создания новых данных на основе имеющихся. Неполный набор данных оставляет большую долю не­определенности, т.е. большое число вариантов выбора, а это потре­бует применения дополнительных методов, например, экспертных оценок, бросание жребия и т.п. Избыточный набор данных затруд­няет доступ к нужным данным, создает повышенный информацион­ный шум, что также вызывает необходимость дополнительных мето­дов, например, фильтрацию, сортировку. И неполный и избыточный наборы затрудняют получение информации и принятие адекватного решения. Достоверность информации - это свойство, характеризующее сте­пень соответствия информации реальному объекту с необходимой точностью. При работе с неполным набором данных достоверность информации может характеризоваться вероятностью, например, мож­но сказать, что при бросании монеты с вероятностью 50 % выпадет герб. Адекватность информации выражает степень соответствия созда­ваемого с помощью информации образа реальному объекту, процес­су, явлению. Полная адекватность достигается редко, так как обыч­но приходится работать с не самым полным набором данных, т.е. присутствует неопределенность, затрудняющая принятие адекватно­го решения. Получение адекватной информации также затрудняется при недоступности адекватных методов. Актуальность информации. Информация существует во времени, так как существуют во времени все информационные процессы. Информация, актуальная сегодня, может стать совершенно ненуж­ной по истечении некоторого времени. Например, программа теле­передач на нынешнюю неделю будет неактуальна для многих теле­зрителей на следующей неделе. Доступность информации - это возможность получения инфор­мации при необходимости. Доступность складывается из двух состав­ляющих: из доступности данных и доступности методов. Отсутствие хотя бы одного дает неадекватную информацию.

1.5. Информационные процессы - это отражение объективной реальности.Информационный процесс – это совокупность операций, связанных со сбором, хранением, передачей, обработкой, поиском и выдачей информации.

mob_info