Что значит игумен в православии. Роль психологии в православной вере

Отличие иеромонаха от «обычного» монаха в одном: иеромонах может вести богослужение, а монах нет. Или иными словами: иеромонах это священник, который является еще и монахом.

Иеромонах может служить литургию, причащать, исповедовать, отпевать, соборовать, служить молебен и т.д. Иных отличий от монаха у него нет - ни в обетах, ни в одежде-облачении.

Подобные «составные» названия санов - как иеромонах или иеродиакон - происходят от того, что монашество и право служить никак друг с другом не связаны. То есть:

  • это не всегда человек, который может вести службу,
  • а священник, который ведет службы, совершенно не обязательно является монахом и может быть мирским, женатым (или, как принято говорить, «белым» священником).

Черный и белый священник - в чем отличие?

Название черного и белого священства происходит от того же: является священник монахом или нет.

Черный священник это иеромонах (у монахов - черное облачение, от этого - черный).

Белый священник - это священник не монах. То есть, священник, который имеет семью и не имеет монашеских обетов.

Это абсолютно не значит, что священник-монах в чем-то лучше белого священника. Наоборот, в некоторых случаях, - например, в вопросах семейной жизни и некоторых ее сторон - лучше сможет дать совет именно священник, имеющий опыт жизни в семье и в мире - то есть не монах. Просто хотя бы потому, что он с ней сталкивался воочию - с практической стороны.

И те, и те становились в истории Церкви великими подвижниками и канонизировались как святые.

Не поленитесь: найдите и почитайте о них или их творения - это удивительные примеры духовной жизни:

Известные «белые» священники в XX веке:

  • святой праведный Иоанн Кронштадтский
  • святой праведный Алексий Мечев
  • святой протоиерей Сергей Мечев

Известные иеромонахи в XX веке

  • архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
  • архимандрит Кирилл (Павлов)
  • игумен Никон (Воробьев)
  • схиигумен Иоанн (Алексеев)

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1909) - один из самых известных пастырей в истории Русской Церкви. Пример, как можно жить святой жизнью, не уходя в монастырь.

Кто может стать иеромонахом?

Решение о том, что вот именно этот монах может служить и исповедовать, принимает только настоятель монастыря, руководствуясь своим духовным опытом и рассуждением.

Это не значит, что монах, которого рукоположили в иеромонахи, лучше «простого» монаха - это значит, всего-лишь, что по тем или иным качествам или обстоятельствам этот монах может или должен служить таинства в монастыре. Например, потому что больше некому. Или потому что - хоть кто-то должен.

Для монастыря все в братии равны, и монах, который внимательно следит, допустим, за кухней или за состоянием огорода/зданий, так же важен, как монах, который служит Литургию.

Как «в миру» - ученый, доктор, пожарный: это разные профессии, каждая из которых важна и кто-то должен быть врачом, а кто-то - пожарным.

Иеромонах - где он служит?

Иеромонах, как и любой монах, живет (или как принято говорить: является насельником) монастыря - является частью его братии. Там же он и служит.

Однако настоятель монастыря может отправить любого монаха (и иеромонаха) жить или служить в другое место: если это будет полезно или для духовной жизни самого монаха.

Например иеромонаха могут отправить служить и восстанавливать храм в какое-нибудь дальнее село страны.

Один из самых замечательных пастырей-монахов в XX веке - архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Как обращаться к иеромонаху?

Так же, как и к обычному священнику: «отец» (Отец Михаил, отец Александр и т. д.), «батюшка».

Иеродиакон - кто это?

По аналогии с иеромонахом, иеродиакон - это диакон-монах. То есть, он помогает иеромонаху вести богослужения (ведет некоторые части служб), но не может совершать таинства - например, причащать или исповедовать.

К нему тоже нужно обращаться - «отец». Но - не «батюшка».

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Игумен - это сан в духовенстве, который присваивается настоятелю в православном монастыре. Само слово переводится с греческого языка, как предводительствующий, идущий впереди. В древности игуменом обозначали начальника в любом монастыре, а со второй половины 18 столетия - только если монастырь считался третьеклассным.

Он обладал точно такими же правами и обязанностями, как и любой другой настоятель. Главное его отличие от архимандрита (главного в монастыре первого и второго класса) только в том, что во время богослужения он облачен в простую мантию монаха и набедренник. Архимандрит же одет в мантию со "скрижалями", палицу и митру.

В миру известный как Николай Николаевич Воробьев, будущий игумен монастыря родился в конце 19 века в Тверской области в большой и дружной семье крестьян. С юных лет был очень серьезным, честным и добрым, всех жалел и пытался постигнуть смысл жизни. Семья была лишь поверхностно религиозна, поэтому маленький Коля вскоре окончательно потерял веру.

Поиски себя

Тогда он бросился изучать науки, философию в поисках но очень быстро понял, что и там их нет. Он поступил в психоневрологический институт в Петрограде, но не доучился, осознав, что учебное заведение не имеет никакого отношения к изучению человека как личности, а лишь рассматривает физиологические процессы, протекающие в организме.

В возрасте 20 лет, полностью отчаявшись от бесполезных скитаний в поисках знаний, он внезапно вспомнил про детскую веру и впервые обратился к Богу с просьбой дать ему знак, если тот действительно существует. Он его получил, и с того момента жизнь его сильно поменялась. Николай стал аскетом. Роль путеводителя по жизни он доверил святоотеческим писаниям, при прочтении которых его душа наполнялась радостью и светом.

Из Николая в Никона

В 36 лет, пройдя серьезные испытания, он принимает и становится Никоном. Вскоре он получает чин иеромонаха. В 30-е годы его ссылают в Сибирь на 5 лет. По возвращению из лагерей, не имея возможности вернуться в религию, он становится помощником врача. С началом Великой Отечественной войны многие церкви вновь заработали, и Никон сразу же вернулся к работе священнослужителя.

В 1944 году Калужский епископ Василий утвердил иеромонаха на должность настоятеля церкви в городе Козельске. Затем было несколько переводов из одного храма в другой. В итоге, оказавшись в глубинке, в захудалой церквушке, игумен это расценил как очередную ссылку. На новом месте пришлось ему очень трудно, так как материальной помощи ждать было неоткуда. Его имуществом были священные книги да личные вещи первой необходимости.

Незадолго до смерти на долю игумена Никона выпало еще одного тяжелое испытание в виде болезни. На протяжении трех месяцев ему было разрешено пить только молоко, но это его не огорчало. Вплоть до последнего дня жизни он помогал людям, наставлял их на путь истинный. Он призывал выполнять библейские заповеди и придерживаться троп, не уводящих от Бога. Умер игумен Никон в 63 году 20-го столетия 7 сентября.

Настоятель современного общества

Игумен Евмений - единственный в своем роде человек, соединивший религию, психологию и духовные практики. Пришел в этот мир он в 1969 году. 30 лет спустя в Киево-Печерской Лавре получил священный сан и был назначен служителем православной церкви, с 92 года является настоятелем расположенного в поселке Ремша Ивановской области. Здесь он создал центр реабилитации для наркозависимых людей.

Деятельный игумен - это объект для осуждений

Из-за своего лояльного отношения к различным проявлениям христианства игумен Евмений подвергался неоднократно осуждению и резким высказываниям. В результате в 2006 году его обвинили в том, что он проживает неправильную монашескую жизнь и сняли с должности

С того времени он является сотрудником Миссионерского отдела при патриархате Москвы, руководит программой "Путь". Он продолжает вести работы реабилитационного центра для наркоманов. Несмотря на свои позитивные труды, отца Евмения по-прежнему подвергают критике, главной причиной которой стала программа "Альфа-курс". Игумен это религиозное направление позаимствовал у англичан, смыслом его является знакомство молодежи в основами веры. Измененный под особенности православия, курс получил благословение от архиепископа Иоанна и по сей день собирает слушателей на различных столичных площадях.

Роль психологии в православной вере

Игумен считает, что каждый пастырь должен владеть основами психологии. Ведь его основная задача - помогать людям беседой, дельным советом или напутствием, взятым из собственного жизненного опыта или профессиональных знаний. Отец Евмений акцентирует внимание на том, что психология позволяет найти индивидуальный подход к каждому пришедшему покаяться. Основными причинами для осуждения психологических приемов являются консервативные взгляды церковнослужителей, особенно в отношении нейро-лингвистического программирования (НЛП).

Роль игумена в современном обществе велика, но и очень противоречива. Его деятельность подвергается гонениям, осуждениям. Только сильный духом человек может не растерять свой запас энергии и продолжить миссионерскую работу по спасению не только наркоманов, но и других заблудших душ.

Многие не раз сталкивались с таким словом, как игумен. Что же оно значит? Кто такой игумен? В чем суть его деятельности, и для кого она? Какую ответственность несет игумен? Может ли он создать семью? Ответы на эти и другие вопросы изложены в данной статье.

Слово греческое

Каково значение слова "игумен"? Оно происходит от греческого "hegumenos". И переводится как "идущий впереди", "ведущий".

Ведущий кого?

Что такое игумен? Вернее сказать, кто он такой? Это настоятель православного мужского монастыря. То есть, переводя на современный язык, начальник над монахами.

В женских монастырях тоже есть начальница. И зовется она игуменьей.

Чем занимается игумен?

Кто несет ответственность за весь монастырь и за каждого монаха? Это игумен. Он осуществляет дисциплинарный надзор за монахами. Для каждого из монашествующих игумен должен быть любящим отцом и строгим учителем. Своим примером он показывает братии монастыря, как должно жить настоящей монашеской жизнью.

Кроме попечения над братией, у игумена есть административная ответственность. Именно он взаимодействует с органами государственной власти и является представителем монастыря. Игумен - это связующее звено между монастырем и миром. Совмещать административную и духовную деятельность совсем не просто. Да и внутри монастыря игумен должен успевать повсюду. С ним согласовываются монашеские послушания, на его плечи ложится ответственность по хозяйственной части (реже на помощника игумена - благочинного). Все траты монастыря проходят через игумена, все пожертвования тоже. Он распоряжается и тем, что подадут монахам на трапезе, и тем, что нужно отремонтировать в монастыре, и тем, как встретить почетных гостей обители. В общем, все заботы несет на своих плечах отец игумен.

Кто может получить сан?

Игумен - это не просто высокий сан. До него еще нужно "дорасти". Кто может стать игуменом? Человек смиренный, не гоняющийся за славой, не любитель денежных средств. Будущий игумен должен отличаться добрым нравом и любовью к людям. Что касается сана, то в 2011 году Архиерейский собор РПЦ постановил возводить в сан игуменов иеромонахов, архимандритов и архиереев.

Атрибуты игумена

Атрибутика игумена - это жезл (посох). Жезл является символом власти. И власть эта не такая, как представляется. Это служение насельникам монастыря, любовь и забота о них.

Кроме посоха, отец игумен носит наперсный крест. Крестом он благословляет братию и любого другого, испросившего благословения.

Где живет отец наместник

Игумен - это по-другому наместник. И где же живет "начальник" монастыря? Как правило, в отдельном домике, расположенном на монастырской территории. Там же живет и благочинный. Помогает игумену его келейник. Келейник - это название прислужника при лицах в том или ином сане. В его обязанности входит обеспечение бытовых нужд отца игумена. Обычно роль келейника выполняет монах, но иногда это может быть инок или послушник.

Может ли он жениться?

Ответ однозначный - нет. Игумен - это монах. Монахи не имеют права жениться после принятия этого чина. Основа данного слова - "монос", что значит "один" (с греческого). При принятии монашества даются обеты, один из которых - безбрачие. Поэтому женатым игумен быть никак не может.

Заключение

Игумен - это человек, который всего себя посвящает служению ближнему. Он несет ежедневный груз ответственности за каждого брата в своем монастыре, за все внутреннее устроение вверенной обители. Игумен общается и с внешним миром, являясь связующим звеном между ним и монастырем. Ко всему прочему, у него особое молитвенное правило.

Кому многое дано, с того много и спросят. Принимая столь высокий сан, будущий настоятель монастыря понимает, что ответственность ему придется нести не только на земле. За каждого брата он отвечает перед Богом. Как отец несет ответственность за чад своих, так и игумен отвечает за души монашествующих перед лицом Отца Небесного.

Словарь церковных терминов:

ИГУМЕН (греч. ведущий) первоначально - начальник монастыря. В древности игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась практика избирать игуменов из числа иеромонахов. В настоящее время игуменство дается в награждение монашествующему священству (соответствует протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывается с участием в управлении монастырем. О поставлении в игумены см. посвящение. Игумен, являющийся начальником монастыря, обладает правом ношения посоха.

Словарь синонимов русского языка:

Игумен - см. духовенство

Современный энциклопедический словарь:

ИГУМЕН (греческое hegumenos, буквально - ведущий), настоятель православного монастыря (в женских - игуменья). Обычно в сане архимандрита.

Большой энциклопедический словарь:

ИГУМЕН - название город Червень в Белоруссии до 1924.

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова:

ИГУМЕН, игумена и (устар. и обл.) игумна, м. (греч. hegumenos, букв. предводительствующий) (церк.). Настоятель мужского монастыря.

Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой:

Игумен
м.
Настоятель мужского православного монастыря.

Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля:

ИГУМЕН м. игуменья ж. настоятель, -ница монастыря. Игумен саном ниже архимандрита. | Игумен м. сиб. небольшая птица из рода куликов, короваек. Не всем чернецам (или не всякому старцу) в игуменах быть. Знает про то игумен, который звонок бубен. Ты дочь попова, да я и сам игумнов сын, меня не надуешь. Это игумен, вокруг гумен. Такой игумен, что ходит по гумнам. Попадья умрет, поп в игумны; а поп умрет - попадья по гумнам. За что игумен, за то и братья. Каков игумен, таковы и братья. Игумен за чарку, братья (чернецы) за ковши. Игуменья за чарочку, сестры за ковши. Игуменов или игумнов; игуменьин, им принадлежащ. Игуменский, им свойственный, к ним относимый. Игуменство ср. сан, званье, должность игумена и игуменьи. Он сидит на игуменстве десятый год. Игуменить, игуменствовать, быть игуменом или игуменьей, править должность эту.

В том числе Русской до 2011 года, также используется как иерархическая награда .

История

Изначально игумен не обязательно был священником , позже стали избираться только из числа иеромонахов либо посвящать избранного игуменом монаха в пресвитера .

При православных монастырях были детские приюты, дети которых получали фамилию Игуменовы (Игумновы). Такая фамилия берёт своё начало от покровительства Игумена монастыря над сиротами, детьми погибших героев отечества, которые имели охранную грамоту от Игумена. Их называли неприкосновенными, Игуменовыми.

В связи с тем, что общее число монастырей сильно сократилось, сан игумена стал наградой для монашествующего духовенства (сан соответствовал протоиерею в белом духовенстве), и не обязательно связывался с управлением монастырём. Данная практика закрепилась в XX веке, когда после революции были закрыты все монастыри в СССР, а после Великой отечественной войны действовало незначительное их число. Только игумен, являвшийся начальником монастыря , обладал правом ношения посоха .

См. также

  • Архимандрит - настоятель большого монастыря.
  • Аббат - настоятель католического монастыря.
  • Авва - наименование настоятеля монастыря в восточной традиции

Напишите отзыв о статье "Игумен"

Примечания

Ссылки

  • // Православная энциклопедия . Том XXI. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2009. - С. 168-172. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 978-5-89572-038-7
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Игумен

Как ни странны исторические описания того, как какой нибудь король или император, поссорившись с другим императором или королем, собрал войско, сразился с войском врага, одержал победу, убил три, пять, десять тысяч человек и вследствие того покорил государство и целый народ в несколько миллионов; как ни непонятно, почему поражение одной армии, одной сотой всех сил народа, заставило покориться народ, – все факты истории (насколько она нам известна) подтверждают справедливость того, что большие или меньшие успехи войска одного народа против войска другого народа суть причины или, по крайней мере, существенные признаки увеличения или уменьшения силы народов. Войско одержало победу, и тотчас же увеличились права победившего народа в ущерб побежденному. Войско понесло поражение, и тотчас же по степени поражения народ лишается прав, а при совершенном поражении своего войска совершенно покоряется.
Так было (по истории) с древнейших времен и до настоящего времени. Все войны Наполеона служат подтверждением этого правила. По степени поражения австрийских войск – Австрия лишается своих прав, и увеличиваются права и силы Франции. Победа французов под Иеной и Ауерштетом уничтожает самостоятельное существование Пруссии.
Но вдруг в 1812 м году французами одержана победа под Москвой, Москва взята, и вслед за тем, без новых сражений, не Россия перестала существовать, а перестала существовать шестисоттысячная армия, потом наполеоновская Франция. Натянуть факты на правила истории, сказать, что поле сражения в Бородине осталось за русскими, что после Москвы были сражения, уничтожившие армию Наполеона, – невозможно.
После Бородинской победы французов не было ни одного не только генерального, но сколько нибудь значительного сражения, и французская армия перестала существовать. Что это значит? Ежели бы это был пример из истории Китая, мы бы могли сказать, что это явление не историческое (лазейка историков, когда что не подходит под их мерку); ежели бы дело касалось столкновения непродолжительного, в котором участвовали бы малые количества войск, мы бы могли принять это явление за исключение; но событие это совершилось на глазах наших отцов, для которых решался вопрос жизни и смерти отечества, и война эта была величайшая из всех известных войн…
Период кампании 1812 года от Бородинского сражения до изгнания французов доказал, что выигранное сражение не только не есть причина завоевания, но даже и не постоянный признак завоевания; доказал, что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже на в армиях и сражениях, а в чем то другом.
Французские историки, описывая положение французского войска перед выходом из Москвы, утверждают, что все в Великой армии было в порядке, исключая кавалерии, артиллерии и обозов, да не было фуража для корма лошадей и рогатого скота. Этому бедствию не могло помочь ничто, потому что окрестные мужики жгли свое сено и не давали французам.
Выигранное сражение не принесло обычных результатов, потому что мужики Карп и Влас, которые после выступления французов приехали в Москву с подводами грабить город и вообще не выказывали лично геройских чувств, и все бесчисленное количество таких мужиков не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его.
mob_info