Брахман и Атман в "Гите". Тема "жертвоприношения Брахмана" (IV,24)

Философия Индии во все времена вызывала особый интерес. Она считается одной из самых древних на земле. имеет самое большое распространение и насчитает огромное количество последователей. В основе периодизации положены разные источники мысли, большинство из которых известны миру с самой древности. Рассмотрим далее некоторые .

Этапы развития

Философия Индии в своем развитии прошла несколько стадий. Ими являются:

  1. XV-VI в. до н. э. Этот этап называют ведическим периодом - стадией ортодоксальной философии.
  2. VI-II вв. до н. э. Эту стадию именуют эпическим периодом. На этом этапе были созданы и "Махабхарта". В них затронуты многие проблемы эпохи. На этом этапе появляется джайнизм и буддизм.
  3. II в. до н. э. - VII в. н. э. В этом периоде были созданы краткие трактаты - сутры, рассматривающие конкретные проблемы эпохи.

Ключевые признаки

Они перечислены в труде Датта и Чаттержди "Адвайта Веданта". Основными характеристиками являются:

Трактаты

Первоначально мысли получили свое каноническое, ортодоксальное выражение в виде сборников. Они насчитывали больше тысячи гимнов, которые включали в себя приблизительно 10 тыс. стихов. Священные книги основывались на традициях ариев и были оформлены в середине II в. до н. э. Но первые 4 сборника впоследствии были объединены под общим наименованием "Веды". Дословно это название означает "знание". Веды представляют собой религиозно-философские трактаты. Они создавались племенами арийцев, пришедшими в Индию после XV в. до. э. из Поволжья, Ирана, Ср. Азии. Обычно трактаты состояли из:

  1. "Священного писания", религиозных гимнов (самхитов).
  2. Описания ритуалов, сочиненных жрецами и использовавшихся ими при отправлении обрядов.
  3. Книг лесных отшельников (Араньяков).
  4. Комментариев к трактатам (Упанишад).

В настоящее время сохранилось 4 сборника:

  1. "Ригведа". Это основополагающий, старейший сборник. Он был оформлен примерно к 1200 г. до н. э.
  2. "Самаведа". В нем собраны песни и священные заклинания.
  3. "Яджурведа". В этом сборнике записаны жертвенные формулы-заклинания.
  4. "Атхарваведа". В нем собраны магические формулы и заклинания, которые сохранились с доарийских времен.

Наибольший интерес вызывают у исследователей комментарии, которые содержит философия. Упанишад дословно переводится как "сидение возле ног учителя". В комментариях приводится трактовка содержания сборников.

Брахман

Такие как ислам, христианство, иудаизм, под понятием Бог подразумевают определенную созидательную силу. Вместе с тем они рассматривают Творца как невыразимую, в некоторой степени, антропоморфную сущность. Он выступает в качестве объекта для моления и духовного общения. В этом плане мышление индусов кардинально отличается от мировосприятия представителей прочих конфессий. На общественном (экзотерическом) уровне сознания присутствуют тысячи богинь и богов. В классическом пантеоне насчитывается 330 млн. Все они обладают определенной сферой влияния, географической принадлежностью либо покровительствуют определенному виду деятельности. К примеру, считается, что бог со слоновой головой - Ганеша - способствует успеху и приносит удачу в научных исследованиях. В этой связи ученые относятся к нему с трепетом и уважением. Особое место отведено в пантеоне триаде. Она представлена тремя богами в функциональном и онтологическом единстве: творец мира - Брахма, хранитель - Вишну, разрушитель - Шива. Венцом триады является концепция Брахмана. Она выражает Абсолютную Реальность. Под ней подразумевают всю полноту (пустоту) вселенной со всем множеством богинь и богов. Брахман рассматривается в виде непроявленной реальности всего сущего. Второстепенные боги представляют собой только функционально ограниченные и второстепенные его аспекты. Цель жизни состоит в единении с вселенной, так как его духовная сущность имеет все свойства, которыми обладает и Брахман. Таким образом, провозглашается тождество человека и творца мира.

Атман

Это в философии как раз и есть то внутреннее в человеке, которое обладает свойствами Брахмана. При этом оно не является какой-то мистической химерой. Атман - это вполне доступное, очевидное переживание своего присутствия в данный момент времени. Оно является психической реальностью, ощущением бытия. В чистом виде оно переживается в форме безграничной свободы. Мыслители используют это слово для обозначения Высшего Я . Оно представляет собой личностный аспект. Атман - это то, что человек переживает прямо сейчас, тот миг, в котором есть жизнь. Чем четче будет связь с ним, тем сильнее ощущение реальности.

Пояснения

Днем человек бодрствует, выполняет какую-то рутинную деятельность. При этом он находится относительно в сознании. Между тем, если человека попросить пересказать, что с ним происходило на протяжении дня, включая и ментальную деятельность, движения, чувства и все ощущения органов восприятия, он не сможет вспомнить и доли процента. Люди запоминают только основные, нужные ему в дальнейшем моменты. Они связаны с проекциями их малого "я". Остальная же память уходит в бессознательное. Из этого следует, что повседневная осознанность человека - явление относительное. Во время сна ее уровень еще больше падает. После пробуждения человек может припомнить только очень немногое, только самые яркие моменты сна, а чаще всего - ничего. В этом состоянии ощущение реальности значительно снижается. В результате оно практически никак не фиксируется. В противовес сну существует сверхсознательное состояние. В сравнении с ним, даже дневное бодрствование может показаться отсутствием жизни и сном.

Цель восприятия

Зачем нужно осознание Высшего Я ? Обыватель почти не осознает свое существование. Он воспринимает все через те или иные косвенные переживания. Так, человек умом фиксирует определенные объекты и делает выводы о том, что он действительно есть, поскольку в противном случае было бы некому этот мир воспринимать. Вопросы о практической ценности осознания психической реальности порождает сущность , крепко зацепленная на уме. Внимание в таком случае не в состоянии оторваться от разума и отправиться в глубину, причину, суть процессов, происходящих в данный момент. Когда возникают вопросы о практической ценности осознания, необходимо обратить внимание на следующий парадокс. В момент их появления сам вопрошающий отсутствует. Какой смысл спрашивать о следствиях, если отсутствует понимание исконной причины явления? В чем суть вторичных проявлений "я", если человек его вовсе не осознает?

Сложности

Атман - это четкое осознание присутствия. У людей в обычной жизни появляются смутные ощущения мягкого, вкусного, твердого, скучного, важного, те или иные картинки, чувства, множество поверхностных мыслей. Однако где среди этого всего Атман? Это вопрос, который заставляет оторваться от обыденности вещей и посмотреть вглубь сознания. Человек может себя, конечно, успокоить. Например, он может принять как истину, что я - это совокупность всего. В таком случае где грань, которая отделяет присутствие от отсутствия? Если человек понимает свое я, то получается, их два. Одно наблюдает за другим или они оба друг за другом смотрят. В таком случае возникает третье я. Оно наблюдает за деятельностью двух других. И так далее. Все эти концепции - это игры разума.

Просветление

Дух (душа) для человека считается запредельной реальностью. Она и есть Бог. Даже секундное осознание этой связи дает радость и осознание свободы, которая ни от чего не зависит. Атман - это и есть жизнь в ее абсолютном аспекте, незримый фон - истинная суть человека. В эзотерическом учении принятие психической реальности называется просветлением. "Адвайта Веданта" говорит об осознании как о том, кто действительно, истинно есть. В йоге принятие своего присутствия описывается как Пуруш. Он характеризуется как тонкий, безначальный, познающий, сознательный, вечный, запредельный, созерцающий, вкушающий, незапятнанный, бездействующий, ничего не порождающий.

Процесс осознания

Для открытия Атмана нет необходимости что-то делать, к чему-то стремиться, напрягаться каким-то образом. Сначала это происходит в форме естественного расслабления. Состояние похоже на погружение в сон, но при этом человек бодрствует. После этого распахивается индивидуальная реальность, она открывается тому, что существует, всегда существовало и всегда будет. В этот момент человек осознает, что ничего другого и не было и не могло быть. Это - сама жизнь, естественность, неизменная духовная сущность, которой ничто не в состоянии препятствовать. Она просто есть, вмещает в себя разные мгновения. Но вместе с этим ничто не может затрагивать ее. На сознательном уровне человек понимает, что энергия не имеет ни начала, ни конца. Реальность не может прибавиться или убавиться. Не существует привязанности к чему-то, неприятия чего-либо, поскольку все, что происходит - это спонтанная река, в созерцании которой все принимается так, как оно есть, без искажения Истины и даже ее интерпретации. Человек только наслаждается голосом потока, отдает себя ему. Единственное, что нужно - довериться жизни. Все течет естественным образом, происходит само.

Сомнения

Они иллюзия. Сомнения приковывают человека к ментальной деятельности, к ограниченному частному знанию. Они заставляют переживать и бояться, порождают неудовлетворенность, неустойчивость. Доверие к жизни сделает сознание вкушающим, проницательным, подарит озаряющее интуитивное мышление. Оно является проявлением связи относительного и парадоксального мира, человека и высшего "Я".

Заключение

Индивидуальность - то, что человек считает собой - происходит внутри него, но это не он сам. Личность и имя - это герой, персонаж игры. Он действует в мире вместе с другими формами. Реальность составляет только то, что существует на фоне высшего "Я". Окружающие люди - различные части человеческого сознания. Реальность существует, она просто есть. Она является истинной обителью человека. Выделять те или иные объекты, чтобы полностью отдавать им внимание, сравнимо с выбором одной точки в бесконечности, чтобы посвятить ей всего себя. Она не имеет никакого значения на фоне реального, абсолютного существования. Действительность будет отрывать человека от нее на бесконечное расстояние. Но он, пугаясь потери, будет рваться к ней. Так поступает человек, когда отдал себя отождествлению с переходящими формами. Он упускает что-то несоизмеримо более важное, величественное, всеобъемлющее - саму жизнь. Существование бытия как такового, любой формы - необъяснимое чудо. Для обывателя осознание этого может показаться бессмысленным и сложным. Для последователей индуизма понимание существования бытия и своего присутствия в мире является естественным.

В Индии европейца поражает все, и прежде всего - кастовость общества. Даже в нашем столетии люди продолжают делиться на варны. Представители этих каст занимаются определенными профессиями. Особенно бросается в глаза экзотический вид людей в белых или шафрановых одеждах, лоб которых украшает «тилак», особый знак. Если вы увидите такого человека, знайте: это брахман. Его одежда не всегда богата, но он представитель самой верхушки сословного общества. В Индии брахманы могут носить и вполне современную, европейскую одежду. И в этом нет ничего удивительного - на дворе XXI век. Появилось много профессий, которых не было не то что в древности, но даже 20-30 лет назад: программисты, клип-менеджеры и т. д. Из каких каст черпают человеческий ресурс данные профессии? Чтобы разобраться во всех этих тонкостях, необходимо более глубоко изучить учение о варнах, которое, хоть уже и с трудом, продолжает разделять индийское общество. Почему в этой стране до сих пор существуют «боги во плоти» и обездоленные, которым запрещено пользоваться даже общественным транспортом?

Такое разделение общества на касты происходит из идей Упанишад. Согласно священным для всякого индуиста текстам, существует вечное безликое начало - Брахман. Все люди наделены индивидуальной душой, которая носит название атман. Но это субъективная субстанция. Когда человек умирает, его тело истлевает, а душа вселяется в другую плоть. Так происходит чередование рождений и смертей, называемое в индуизме сансарой. Когда же человек через познание самого себя приходит к выводу, что ничего вокруг нет, кроме единого начала, Брахмана, это побуждает его возвратиться к абсолюту, порвать с субъективным «Я», кануть, как капля в безбрежный океан, в вечность. Но возможно ли это для атмана, который обитает в теле грубого, неграмотного крестьянина, все заботы которого сводятся к насыщению брюха да продолжению рода? Индуистская религия считает, что достичь слияния с божественным началом может только тот, кто всю жизнь провел в молитвах и религиозном служении.

Касты в Индии

В средневековом обществе Европы также существовало деление на сословия. Были «те, кто молится» (то есть монахи и священники), «те, кто воюет» (аристократия) и «те, кто работает» (крестьяне и ремесленники). Но первое сословие - клирики - всегда пополнялось за счет двух других. К тому же христианское учение о создании Богом каждой индивидуальной души отрицало веру в реинкарнацию. А вот понятие Брахмана, наоборот, обосновало веру в некую общественную пирамиду, нерушимую и статичную. Индуисты считают, что все люди появились из плоти первочеловека Пуруши. Его уста, славящие Бога, стали брахманами. Руки, держащие меч и щит, превратились в касту воинов-кшатриев. Из ног, твердо стоящих на земле, произошла варна ремесленников и земледельцев вайшьи. Ну а стопы Пуруши, месящие грязь, - это шудры, слуги и батраки. Кроме этих четырех варн, в Индии существуют еще и «далиты», неприкасаемые, которые, кстати, сейчас составляют около 17 процентов всего населения страны. Они вообще не имеют отношения к Пуруше и считаются нечистыми. Даже тень далита, брошенная на брахмана, может его осквернить.

Сегрегация и современная Индия

Идеологическую основу для делений людей на касты дают сами священные тексты. Так, Кришна произносит в «Бхагавад-Гите» (4:13): «Я разделил живущих в соответствии с их качествами на роды занятий». Конечно, сейчас появилось множество профессий. А потому и варны подразделяются на разные субкасты. Но такая сегрегация очень тормозит развитие общества. Считается, что только три варны - брахманы, кшатрии и вайшьи - могут читать Веды (да и в целом учиться грамоте). Совершенно не учитываются индивидуальные способности человека. Получается, что рожденный кшатрием должен быть или военным, или управленцем, хотя очень часто у него нет таких способностей, тогда как талантливые шудры или далиты никогда не смогут себя реализовать. Согласно индуистской религии, брахманы - это атманы, достигшие высшей ступени, максимально приблизившиеся к Богу. Можно ли назвать всех представителей этой касты клиром, на манер средневекового европейского общества?

Брахманы в древности

Да, можно сказать, что жизненным предназначением представителей этой варны было служение Богу. Они с малолетства изучали санскрит, знали наизусть священные тексты. Но за что индийцы почитали брахманов, если это были простые «попы»? Считалось, что этим людям открылась наивысшая мудрость, и у них часто спрашивали совета по любым житейским делам. Брахманы считались воплощением высшей духовной силы в простом человеческом теле. Убить представителя этой касты считалось раньше тягчайшим преступлением. Поклоняться брахману, одаривать его означало для представителей других варн возможность в следующей жизни подняться на ступеньку выше, стать не вайшьей, а кшатрием. До сих пор эта каста - самая закрытая в Индии. Ее члены придерживаются эндогамии, то есть браки заключаются исключительно с представителями своей варны. Но в отличие от европейского клира, брахманом нельзя стать - им можно только родиться.

Шесть обязанностей

Но не стоит думать, что представители этой варны живут в роскоши и неге, окруженные беспрекословным уважением. Какие же обязанности возлагает на них индуизм? Брахман мужского пола должен с малолетства изучать Веды. Когда он вырастет, то должен будет передавать полученные знания другим (быть религиозным наставником, учителем, советником). Третья обязанность - проводить ритуалы поклонения Богу (ягьи) от себя лично. Четвертая - обучать таинствам других брахманов. Индуизм вменяет в обязанность жрецу принимать пожертвования от представителей других варн и благословлять их. Ведь все люди хотят обратиться к божеству. И обязанностью брахмана является быть посредником, совершать религиозные ритуалы. Наконец, шестой долг - давать пожертвования всем нуждающимся.

Запреты

Варна брахманов очень почитаема, потому что - как считают индуисты - эти люди приблизились к абсолюту и вышли из-под бремени сансары. Но это не значит, что представители касты автоматически сливаются с Абсолютом. Они должны избегать осквернения. А таковые подстерегают на каждом шагу. Начнем с того, что брахману нельзя есть блюда, приготовленные представителями других варн. Обязанность куховарить и шить одежду для жрецов возлагается на женщин высшей касты. Ведь, согласно индуистским верованиям, последним прибежищем атмана перед слиянием с Абсолютом должно быть тело мужчины-брахмана. Но в пище жрецы должны придерживаться умеренности, чуть ли не аскетизма. Они строгие вегетарианцы, поскольку отвергают всякое насилие, а поедающий мясо - соучастник убийства животного. Они не пьют напитки, вызывающие привыкание. Из животных продуктов им разрешены лишь молочные. Корове в индуизме отведено почетное, чуть ли не святое место. Поэтому брахмана не может осквернить молоко, даже надоенное шудрой.

Повседневная жизнь брахманов

Как видим, путь мальчика, рожденного в высшей касте Индии, уже предопределен. Чувствует он религиозное призвание или нет, но с самых ранних лет он должен посещать гурукулу. В этой школе мальчики из семей брахманов постигают основы духовного служения, дхарму Бхагавату. Внутри варны существует деление, которое уже зависит от личного выбора юноши. Можно сделаться саньяси - монахом, отрекшимся от всяких мирских благ. Они одеваются в шафрановые накидки. Одежда брахманов, которые остаются «в миру», белого цвета. Эту подкасту можно сравнить с православными священниками, поскольку они женятся и заводят детей. Правда, супругу юноше подыскивают родители не только из варны брахманов, но еще и из той местности, откуда вышел семейный род. На этом наживаются специальные брачные агентства, которые берутся исследовать генеалогические древа и находить подходящих невест. Но есть и небольшой процент юношей, которые не хотят посвящать свою жизнь дхарме, служению Богу. Они обычно занимают новые профессиональные ниши, связанные с умственным трудом. Более 90 % айтишников, дизайнеров и дипломатов современной Индии - выходцы из семей брахманов. Ярким представителем такой субкасты был премьер-министр Индии Джавахарлал Неру.

Варны и законодательство

Кастовость запрещена конституцией страны. Еще английские колонизаторы пытались противодействовать системе варн, но им это не удалось. Проповедовал выход за рамки кастовости и такой безоговорочный авторитет в Индии, как Махатма Ганди. Правительство делает эффективные шаги по позитивной дискриминации. Так, во всех штатах Индии существует квота для поступления в госучреждения детей из шудр и неприкасаемых. Но до сих пор 90 процентов браков заключаются внутри варны.

Современность и брахманы

Естественно, равноправия более всего желают те, кто обездолен. Привилегированные брахманы до сих пор сражаются за признание себя элитой социума. И им в этом помогают суеверия и неосведомленность традиционного общества. Брахманы с молоком матери усваивают привычку всех поучать, вымогать подарки. Раньше на законодательном уровне было закреплено, что смертная казнь не могла применяться к представителям высшей варны, даже если они совершали тягчайшие преступления. Самое большое наказание, которое могло их ожидать, было изгнание из общины. Сейчас все граждане Индии равны перед законом, что очень не нравится кастовым брахманам. Они утверждают, что служить Богу, проповедовать и совершать ритуалы может только тот, кто рожден в варне жрецов.

Немного статистики

Современный уклад жизни постепенно сам разрушает кастовость индийского общества. Но брахманы - это последняя цитадель традиционализма. Около 75 процентов мужчин этой варны продолжают исполнять духовные функции. Они могут быть монахами в шафрановых одеяниях, но чаще всего носят широкополые белые рубахи и штаны. Такой костюм называется дхоти. Брахманы составляют всего около трех процентов населения Индии. Это самая малочисленная варна. Но при этом она, как и другие касты, разбита на мелкие группы. Они объединены по религиозным направлениям или географическому происхождению. Брахмана определяют по некоторым общим чертам (шафрановые или белые одежды, тилак на лбу, вегетарианство). Но в остальном они могут существенно различаться. Так, есть брахманы, которые употребляют в пищу рыбу, пьют чай и даже курят.

Есть ли будущее у варны

Брахманы в Индии до сих пор пользуются уважением. Правда, уже не таким безоговорочным, как раньше. Появились проповедники и служители Богу из других социальных групп, которые своей святой жизнью доказали, что необязательно родиться в варне жрецов, чтобы достичь Брахмы, слияния с Абсолютом.

Дух – есть Атман, Брахман, Изначальное Божественное.

Когда Единое Божественное проявляет извечно присущее ему многообразие, изначальный Дух, или Атман, становится в этом процессе проявления и развертывания центральным существом, господствующим и контролирующим сверху эволюцию индивидуальных существ и земных жизней в нашем мире, оставаясь в то же время вечной частицей Божественного, предшествующей земной манифестации, – par? prak?tir j?vabh?t? . На нашем, более низком уровне бытия, apar? prak?ti , эта вечная божественная частица выступает в виде души, искры Божественного Огня, поддерживающей индивидуальную эволюцию, ментальное, витальное и физическое существа.

Психическое существо – это искра, перерастающая в Пламя, которое развивается с ростом сознания. Поэтому психическое существо находится на уровне эволюции, а Дживатман предшествует эволюции и внеположен ей.

Но человек не воспринимает Дживатмана, или дух, он осознает лишь свое эго, или свое ментальное существо, контролирующее его жизнь и тело. Для человека доступно более глубокое осознание своей души или психического существа как своего истинного центрального существа, Пуруши в сердце. Психическое – есть центральное существо в эволюции; оно есть представитель Дживатмана и его эманация, извечная частица Божественного. При достижении полноты сознания Дживатман и психическое соединяются воедино.

Шри Ауробиндо

Душа, являясь представителем центрального существа и искрой Божественного, поддерживает бытие всех индивидуальных существ в Природе; психическое существо есть сознательная эволюционирующая форма этой души, вовлеченная в общий процесс развития жизни в Материи и разума в жизни; и этот процесс развития будет продолжаться до тех пор, пока в конечном счете разум не разовьется до уровня сверхразума, а сверхразум, в свою очередь, – до уровня супраментальной Истины. Душа поддерживает природу в ее эволюции на этих этапах, но сама по себе не имеет к ним непосредственного отношения и не является ими. Низшая Природа, apar? prak?ti , есть наша внешняя объективная, а также поверхностная субъективная проявленная Природа, составляющая все эти ментальные, витальные и физические тела. Высшая Природа, par? prak?ti , скрытая за обличьем низшей Природы, есть сама природа Божественного, высшее Сознание-Сила, проявленное в многообразии Божественного как множество Его форм. Это множество проявленных форм есть не что иное, как многообразие вечных «я» Всевышнего в его высшей Природе, par? prak?ti . Здесь, по отношению к этому миру они проявляются как Дживатмы, поддерживающие эволюцию природных форм бытия, sarva-bh?t?ni , в преходящем Становлении и представляющие Кшара (подвижного) Пурушу. Джива (или Дживатма) и индивидуальные создания, sarva-bh?t?ni , – это не одно и то же. Дживатмы стоят выше проявленного мира, хотя и связаны с ним; отдельные формы-создания, sarva-bh?t?ni , являются творениями Природы. Человек, птица, зверь, рептилия – это творения Природы, но индивидуальное «я» в каждом из них никогда не является конкретно человеком, птицей или рептилией; в своей эволюции их индивидуальное «я» остается тем же самым духовным существом, дающим согласие на игру Природы, несмотря ни на какие изменения в конкретных формах.

Бытие, как аспект Божественного, всегда остается изначальным и вечным; Становление, как другой аспект Божественного, – это то, что Божественная Сила раскрывает и развивает в состояниях сознания, в энергиях, формах и т. д. Извечное Божественное есть Бытие; вселенная во Времени и все, что в ней проявлено, есть Становление. Вечное Бытие в своей высшей природе, Пара Пракрити, одновременно и множественно, и едино; но извечная множественность Божественного, когда она проявляется в отдельных творениях природы, sarva-bh?t?ni , выступает в виде Дживы или, как мы говорим, становится Дживой, par? prak?tir j?vabh?t? . С другой стороны, в психическом существе присутствует два аспекта – психическое бытие, или душа (внутренний аспект), и индивидуальная форма, принимаемая этой душой в эволюционном цикле Природы (внешний аспект).

Душа, или психическое существо, – непреходяща лишь в том смысле, что она содержит в себе возможности Божественного, но она должна развивать эти возможности, принимая в своей эволюции форму психической индивидуальности и участвуя таким образом в общем эволюционном процессе и в развитии проявленной индивидуальной Пракрити. Искра Божественного Огня, скрытая за обличьем разума, жизни и физического тела, растет и крепнет с помощью психического существа до тех пор, пока не сможет трансформировать Пракрити Неведения в Пракрити Знания. Поэтому это эволюционирующее психическое существо никогда не является отражением и вместилищем всего того, что несет и заключает в себе душа или сущность психического бытия; в психическом существе в рамках времени и индивидуальности происходит преломление всех вечных и трансцендентных по существу возможностей, заключенных в этой проекции духа.

Центральное существо контролирует и управляет земными рождениями человека, следующими одно за другим, но само остается вне плана земных воплощений, так как не переходит в тело воплощенного существа, оставаясь всегда сверху, над ним. Оно объединяет в единое целое ментальное, витальное и физическое существа человека, равно как и различные компоненты его личности, управляя жизнью воплощенного человека либо с помощью ментального существа и его разумной мысли и воли, либо с помощью психического в зависимости от того, какое из них – ментальное или психическое – лучше развито и является преобладающим в природе человека. Если центральное существо не контролирует жизнь воплощенного человека, то его сознание пребывает в большом беспорядке и расстройстве и каждая составляющая его личности функционирует сама по себе без четкости и последовательности мыслей, чувств и действий.

Психическое существо находится не сверху, а внутри воплощенного человека, оно расположено непосредственно за физическим сердцем; его сила не в знании, но в духовном чувстве. Оно обладает обостренным чувством и ощущением Истины; это чувство присуще ему по своей природе, суть которой заключается в постоянной духовной ориентации. Психическое существо скрыто глубоко в нас и поддерживает все остальные уровни бытия, ментальный, витальный и физический, которые в значительной степени затеняют его деятельность. Психическое оказывает лишь незначительное влияние на ментальное, витальное и физическое существа, не реализуя своего суверенного права прямого воздействия на них. Непосредственное воздействие психического существа становится преобладающим и нормальным только на высших этапах развития личности или благодаря йоге. То, что вы иногда интуитивно предчувствуете какие-то вещи или предвидите неблагоприятный исход определенных действий, не имеет никакого отношения к психическому существу; эти интуитивные предчувствия зарождаются во внутреннем существе, иногда во внутреннем ментальном, иногда – во внутреннем витальном или, может быть, во внутреннем, или тонком физическом, Пуруше. Внутреннему существу – внутреннему ментальному, витальному, внутреннему, или тонкому физическому – известно многое из того, что неведомо внешнему ментальному, витальному и физическому существу, так как внутреннее существо находится в непосредственном контакте со скрытыми силами Природы. Психическое существо – это самая сокровенная часть человеческой природы; способность ощущения и восприятия истины является неотъемлемым свойством его сознания, ему присуще глубокое чувство добра, правды, красоты и Божественного.

Центральное существо – Дживатман, который не рождается и не эволюционирует, но осуществляет контроль над индивидуальным воплощением и его эволюцией, – на каждом уровне сознания создает определенную субстанцию, которая является его представителем. На ментальном уровне – это истинное ментальное существо, manomaya puru?a , на витальном уровне – истинное витальное существо, pr??amaya puru?a , на физическом уровне – истинное физическое существо, annamaya puru?a . Каждый человек поэтому во время своего пребывания в Неведении так или иначе строит всю свою жизнь вокруг ментального, витального или физического Пуруши, в зависимости от того, на каком уровне в жизни он преимущественно пребывает, и тогда его истинное ментальное, витальное или физическое становится его центральным существом. Но истинным представителем Дживатмана всегда остается психическое существо, скрытое за ментальным, витальным и физическим существами.

С приходом внутреннего знания мы начинаем осознавать свое психическое существо, которое выступает на первой план и берет на себя руководство садханой. Мы также начинаем осознавать Дживатмана, неделимое «я» или Дух, находящийся выше проявленного мира и представленный здесь в человеке психическим существом.

Шри Ауробиндо

Дживатман, душа-искра и психическое существо – это три различные формы одной и той же реальности, и их не следует путать, так как это нарушает ясность внутреннего опыта.

Дживатман или дух, как его обычно называют в английском языке, существует независимо от проявленного мира или внешнего инструментального существа и находится выше его. Он внеположен рождению и смерти, всегда неизменен – это наше индивидуальное высшее «Я», или Атман. Он – есть вечное истинное существо каждого человека.

Душа – это искра Божественного, которая нисходит на уровень проявленной природы для поддержания эволюции в материальном мире. Она выступает сначала как чистая энергия Божественного Сознания, содержащая в себе все возможности, которые еще не успели проявиться, оформиться и получить свое выражение в ходе эволюции. Эта искра присутствует во всех живых существах, от низших до самых высоких.

Психическое существо формируется душой в процессе ее эволюции. Оно поддерживает разум, жизнь и физическое тело, растет и развивается за счет получаемого ими опыта и несет сущность этого опыта от одной жизни к другой. Это и есть психическое, или caitya puru?a . Сначала оно затмевается ментальным, витальным и физическим существами, но по мере своего роста и развития оно становится способным выйти на первый план и взять на себя руководство разумом, жизнью и телом. При обычном уровне развития психического существа в человеке ему не хватает средств самовыражения, и оно не может свободно использовать составляющие части человеческой природы. Жизнь живых существ находится либо на животном, либо на человеческом уровне, но не на божественном. Когда психическое в результате садханы выходит на поверхность человеческого существа и приобретает способность свободно управлять своим инструментарием, тогда устремленность к Божественному в человеке становится полной, и появляется возможность не только освобождения, но и трансформации разума, жизни и физического тела.

Поскольку «Я» Атмана по своей природе свободно и стоит выше рождения и смерти, то опыт переживания Дживатмана и его единства с высшим или универсальным Духом приносит ощущение освобождения, необходимое для высшей духовной реализации. Но для трансформации жизни и природы непременным условием является пробуждение психического существа и его господство над всей человеческой природой.

Психическое существо осознает свое единство с истинным существом, с Дживатманом, но не сливается с ним. Символически можно представить себе Дживатмана, частицу Божественного, как bindu (точку) над головой. Внутренняя устремленность, сосредоточенная в этой точке, будет иметь своей целью раскрытие высшего сознания, для того чтобы человек мог пребывать на более высоком уровне бытия, а не находиться в Неведении. Дживатман в действительности представляет собой одно целое с Божественным, но человеческое сознание должно прийти к реализации этого факта.

Устремленность психического направлена на открытие Божественному всей нашей низшей ментальной, витальной и физической природы, имея своей целью достижение любви Божественного и единства с ним в своем сердце, чтобы осуществить трансформацию разума, жизни и тела путем восприятия нашим внешним инструментальным существом и природой высшего сознания.

Необходимым и обязательным условием нашей йоги является устремленность к осознанию и контакту как с психическим существом, так и с Дживатманом. Когда психическое существо подчиняет разум, жизнь и тело присущей ему устремленности к Божественному, тогда эта устремленность психического передается всей нашей внешней природе, что воспринимается как устремленность низшего человеческого существа к высшим уровням сознания. Устремленность Дживатмана к высоким планам сознания и к реализации человеческим существом Единого ощущается над головой и взаимодополняет устремление психического. Внутренняя устремленность низшего человеческого существа к высшим уровням сознания на начальном этапе неизбежно перемежается с периодами инертной апатии, которые вызываются противодействием со стороны обычного человеческого сознания. Устремленность низшего существа к высшим уровням сознания в результате садханы должна приобрести ярко выраженный и четкий характер несгибаемого и настойчивого стремления нашего ментального, витального и физического существа.

Шри Ауробиндо

Из книги Тень и реальность автора Свами Сухотра

Брахман Этот санскритсткий термин происходит от корня бри, что означает «расти» или «эволюционировать, развиваться». В «Чхандогья-упанишад» (3.14) Брахман описывается как таджалан то есть то (тат), из чего возникает (джа) мир, во что он возвращается (ла) и чем поддерживается

Из книги О Небесах, о мире духов и об аде автора Сведенборг Эммануил

Божественное (начало) Господа на небесах есть любовь к Нему и любовь к ближнему 13. Божественное (начало), исходящее от Господа, называется на небесах Божественной истиной по причине, о которой будет сказано впоследствии. Эта Божественная истина, по Божественной любви

автора Махарши Рамана

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Атман

Из книги Будь тем, кто ты есть! автора Махарши Рамана

Из книги О различении сознания и изначального осознавания. О сущности Татхагаты автора Дордже Третий Кармапа Ранджунг

2.2.1.1.2.1. Изначальное осознавание, знающее [природу] как есть Первое – это изначальное осознавание медитативного погружения, знающее не проявляющуюся и окончательную сущность всех дхарм-явлений (chos nyid) как она есть (ji lta ba). Как сказано в «Двух истинах»: Поскольку, когда

Из книги Веда. Постижение Руси. Начало XXI века автора

2.2.1.1.2.2. Изначальное осознавание, знающее [всё многообразие] сколько бы ни было Непосредственное восприятие всех без исключения разнообразных вещей – всех, охватываемых тремя временами явлений, как подобных магической иллюзии, – это изначальное осознавание

Из книги Рамана Махарши: через три смерти автора Ананда Атма

Хагалаз. Градина. Изначальное зерно творения

Из книги Универсальный ключ к осознанию Себя. Адхьятмаджнянача Йогешвар автора Сиддхарамешвар Махарадж

Из книги Смотри в природу ума. Классический учебник по практике Махамудры автора Дордже Вангчуг

Брахман Когда результат этой глубокой различающей мысли проявляется внутри, ощущение «Я есть Брахман» (Ахам Брахмасми), который есть Знание Самости в пра-причинном теле, или состоянии турий, тоже начинает отступать, чтобы в конце концов полностью исчезнуть. Тогда «я»

Из книги Истинное восприятие. Путь дхармического искусства автора Трунгпа Ринпоче Чогьям

2.1.2. Указание на изначальное мышление Ученик снова садится в позу медитации перед Мастером, и последний произносит:«Позволь уму оставаться таким, как он есть. Когда мысли успокоились сами собой, ум является неосязаемой ясной пустотой. Не отвлекайся и смотри прямо в

Из книги Есть Я – Я Есть. Беседы автора Ренц Карл

2.1.3. Указание на изначальное воспринимаемое Для этого упражнения требуется такая же поза и те же условия. Учитель предлагает:«Находясь в неподвижности естественного состояния, начни отчетливо воспринимать какую-нибудь видимую форму – например, гору или дом. Смотри

Из книги Области человеческого бессознательного: Данные исследований ЛСД [с рисунками пациентов!] автора Гроф Станислав

Из книги В поисках души нетленной. Фрагменты работ автора Ауробиндо Шри

Есть Я – Я Есть – это непрерывная вездесущность того, что ты есть В: Существуют два вида осознавания?К: Да, осознавание и осознавание осознавания. Осознавание осознавания не знает осознавания. Но осознаванию, которое ты можешь знать, необходим один (знающий) – получается

Из книги Ты сам творишь свою судьбу. За гранью реальности автора Мелик Лора

Из книги автора

Атман, Дживатман и психическое существо Необходимо четко понимать разницу между эволюционирующей душой (психическим существом) и Атманом, высшим существом, чистым духом. Чистый дух не подлежит рождению и смерти, не зависит от тела, разума, жизни или других проявлений

Из книги автора

Бог есть Свет, Бог есть Любовь, Бог ЕСТЬ Бог един, едины и философские основы религий.Известно семьдесят два имени Бога, о чём говорит в немецком труде XVI века гравюра.В книге Кирхера «Эдип Египетский» есть гравюра. На ней показаны семьдесят два имени Бога на разных языках,

Брахман и Атман вместе выражают одну из основных идей упанишад. Атман – индивидуальная душа, субъективное духовное начало, «Я». Брахман – универсальная, безличная мировая душа, основа бытия, объективное духовное начало, из которого возникает весь мир с его элементами. Универсальность брахмана достигается им через познание самого себя. Т.е. Атман - нечто личностное; Брахман - нечто объективное. Под Брахманом понимается высшая объективная реальность, безличное, абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится. Вместе с тем, все, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Брахмане. Он вне пространства, вне времени, вне причинно-следственных связей, свободен от качеств и действий, внеположен феноменальному миру и не выразим в положительных терминах и в рамках логики. Поэтому чаще всего Брахман определяется отрицательно. Понятие Брахмана обычно выражается существительным среднего рода, но его можно встретить и в мужском роде, обозначающем идею бога-творца, служащего проявлением высшего начала, абсолюта. Вне Брахмана ничего нет, но все, что есть в бытии, заключено в Брахмане как в зародыше. Брахман – это зародыш всего сущего. В большинстве текстов Брахман — это абсолютная первооснова, субстанция, первопричина всего существующего, начало и конец всех вещей, всех существ, то есть то, из чего эти существа рождены, то, в чем они живут после рождения, и то, куда они уходят после своей смерти. В Брахмане не бывает изменении, хотя всякое изменение основано на нем. Нет ничего вне его, нет ничего отличного от него. В Брахмане помещается вся множественность мира.

Атман — «душа» происходит от корня «as» — дышать, который в санскрите дал одну из форм глагола «быть». Дыхание — это та тонкая нить, которая не позволяет совсем отрешиться от материальных условий бытия. Дыхание — это то, чего не видно, но оно есть бытие наше и прекратись оно, прекратится и жизнь. Учение об Атмане восходит к Ригведе, где Атман не только дыхание как таковое, но и жизненный дух, принцип жизни как метафизическая сущность дыхания. Атман в Упанишадах — это обозначение субъективного психического начала — души. Он может пониматься как в личном плане, так и в универсальном. В этом последнем значении Атман — основа всего, он пронизывает все сущее, он одновременно меньше ядра просяного зернышка и больше всех миров. Атман — это вечная и неизменная, деятельная сущность мира; в соответствии со своими истинными желаниями и замыслами он постоянно активен в мире, особенно в теле человека.

Таким образом, понятие Атмана, мира-души, развившееся из понятия мира — Пуруши, вырастает в Упанишадах в безличную причину всего сущего — в Брахмана, а Брахман, в свою очередь, есть материализованная во всех существующих вещах сила, которая создает, поддерживает, сохраняет и возвращает к себе обратно «все миры», всю природу. «Все есть Брахман, и Брахман есть Атман». Они противоположны друг другу и одновременно тождественны. На высшем уровне развития субъективного «Я» мир и сознание индивида сливаются воедино.

Индуизм - соединение Атмана с Брахманом


По большому счёту индуизм - это не отдельная религия, а целое собрание разных религий, связанных единой Картиной Мира. На ритуалистическом уровне в индуизме не счесть богов и богинь, да и морально-этические нормы разных течений сильно разнятся между собой, но на филосовском уровне все боги есть проявления одного верховного божества, называемого Брахманом, а все моральные нормы направлены на достижение Божественного. Ниже следует отрывок из Упанишад - священной книги индусов:
"До сотворения Брахман существовал, не проявляя себя. Из непроявленного он сотворил проявление. Из себя он сделал себя. Поэтому он существует сам по себе."
В "Бхагаватгите" Брахман говорит устами Шри-Кришны:
"Люди, чья проницательность притупилась из-за мирских страстей, установили тот или иной ритуал или культ и обращаются к различным божествам под воздействием своих врожденных влечений. Но не важно, какое божество верующий выберет для поклонения. Если у него есть вера, я делаю её непоколебимой. Наделенный ниспосланной мной верой, он поклоняется этому божеству и получает от него все, о чем молит. В действительности даю только я."
Брахман проявляется в каждом существе как Атман:
"Я Атман, который обитает в душе каждого смертного существа. Я есть начало, сама жизнь и конец всего."
Верующие могут достичь Брахмана многими способами, но самый эффективный из них - медитация. В сутрах Патанджали-Йоги читаем:
"Форма поклонения, которая заключается в созерцании Брахмана, превосходит ритуалистическое поклонение с материальными жертвоприношениями."
Существуют две основные группы техник, берущие начало в индуизме и простирающиеся до буддизма: йога и тантра. При всей кажущейся их противоположности друг другу (йога стремится к полному контролю тела и духа, к всевозможному воздержанию и самодисциплине, тогда как тантра - к потаканию желаниям тела и максимально насыщенному проживанию жизни), они стремятся к одному: к гармонизации отношений тела и духа, к устранению их извечного конфликта и избавлению от привязанностей к физическому существованию. В первом случае это осуществляется за счёт активного культивирования духовного, во втором - за счёт "сжигания" физических желаний путём их тотального проживания.

Йога - Союз с Богом.Одним из способов достичь Бога, или Брахмана, является йога, которая означает союз с Богом. Хотя она очень интенсивно используется индусами для духовного развития, в действительности йога не носит религиозного характера, и люди различных вероисповеданий могут применять её с пользой для себя.
Есть много видов йоги: хатха-йога, бхакти-йога, мантра-йога, янтра-йога, раджа-йога и т.д. Раджа-йога считается высшей и учит познанию Бога через медитацию. Патанджали, отец йоги, выделяет восемь этапов совершенства:

1.Яма - воздержание от злых дел.
2.Нияма - соблюдение чистоты, целомудрия, дисциплины, размышления и посвящение себя Богу.
3.Асана - статическая поза.
4.Пранаяма - контроль за дыханием.
5.Пратьяхара - направление сознания внутрь.
6.Дхарана - сосредоточение.
7.Дхиана - медитация (созерцание).
8.Самадхи - Просветление.

Первые пять этапов связаны с моральной и психической подготовкой, а три последние касаются развития ума.
Развитие ума начинается с сосредоточения, которое ведет к медитации, медитация же - к Просветлению. Свами Парамананда сказал:
"Ключ к сосредоточению - стремление удержать внимание на одном предмете... Когда ум уравновешен и хорошо сконцентрирован, становится видимым высшее "я" человека. Это означает ощущение единства с Богом. Высшая форма медитации - сосредоточиться на Абсолютной Реальности, на Неизменном."
Философия йоги различает ум (Читта) и душу (Атман). Согласно Свами Будхананда:
"Ум - это тонкое тело внутри большого. Физическое тело - лишь оболочка ума... Выше ума - Атман - истинное "я" человека. Тело и ум материальны, Атман же - чистый дух. Ум - это не Атман, но нечто другое."
В индуизме любое материальное проявление иллюзорно. Следовательно, высшая цель для индуса - очистить свой дух и освободиться от иллюзий {майя}

IX. БРАХМАН И АТМАН

Пары - объективное и субъективное, Брахман и Атман, космические и психические начала - рассматриваются как идентичные. Брахман есть Атман . "Тот, кто является этим Брахманом в человеке и кто является им в солнце, едины". Трансцендентное понятие бога, содержащееся в Ригведе, здесь превращается в имманентное {24} . Бесконечное находится не за пределами конечного, а в конечном. За это изменение ответственен субъективный характер учения упанишад. Тождество субъекта и объекта было установлено в Индии еще до рождения Платона. Дойссен говорит об этом так: "Если мы освободим эту мысль от, различных форм, в которых она появляется в ведантийских текстах, форм, в высшей степени символических и нередко экстравагантных, и будем рассматривать ее исключительно в ее философской простоте, как тождество бога и души, Брахмана и Атмана, то окажется, что она обладает значением, выходящим далеко за пределы упанишад, того времени и страны; более того, мы утверждаем, что она имеет неоценимое значение для всего человечества. Мы не в состоянии заглянуть в будущее, мы не знаем, какие откровения и открытия предстоят беспокойному человеческому духу исследования; но одно мы можем заявить с уверенностью - как бы ни были новы и неожиданны пути философии будущего, этот принцип останется навсегда непоколебленным и никакого отклонения от него не может быть. Если когда-либо будет достигнуто общее решение великой загадки, которая обнаруживает себя перед философом в природе вещей со все большей ясностью по мере развития нашего знания, то ключ к такому решению может быть найден только там, где тайна природы открывается нам изнутри, то есть в нашем сокровенном я. Именно здесь впервые самобытные мыслители упанишад, и в этом их бессмертная заслуга, нашли его, когда они признали нашего Атмана, наше сокровенное индивидуальное бытие, Брахманом, сокровенным бытием универсальной природы и всех ее явлений" . Это тождество субъекта и объекта является не смутной гипотезой, а необходимым выводом из всего сознательного мышления, чувствования и воли. Человеческое я не могло бы мыслить о природе, побеждать и любить ее, если бы она была невообразима, непобедима и недостойна любви. Природа является объектом субъекта, совершенно разумной, до конца понятной, поддающейся контролю и достойной любви. Она существует для человека. Звезды, как фонари, освещают его путь, а темнота покоит его сон. Природа призывает нас к признанию духовной реальности жизни и отвечает на нужды души. Она образуется, оживляется и направляется духом. С самого начала размышления об этом единстве субъекта и объекта, о существовании одной центральной реальности, всепроникающей и всеобъемлющей, составляли доктрину верующих. Религиозный мистицизм и глубокая набожность свидетельствуют об истине великого изречения: "То ты еси", "Тат твам аси". Мы не можем понять этого, но это не дает достаточного права отрицать его…

Различные теории о Брахмане не соответствуют различным идеям об Атмане, и наоборот. Стадии бодрствования, сна со сновидениями, сна без сновидений и понятие об экстазе я ясно выделены в более поздних ведийских произведениях и ясно различаются в теориях о Брахмане. Высшим Брахманом, который есть ананда, является именно Атман, как это выявлено в четвертом, или турия , состоянии. Объект и субъект там едины. Провидец, видящий глаз и видимый объект сливаются в одно целое. Когда мы отождествляем Атмана с индивидом, наделенным самосознанием, Брахман рассматривается как самосознающий Ишвара, наделенный силой, противоположной Ишваре. Как самосознающий индивид, будучи отделен от некоего содержания или объекта, от которого он получил свое бытие, будет простой абстракцией, так равно и Ишвара требует элемента, противоположного ему. Понятие Ишвары - это высший объект религиозного сознания. Когда Атман отождествляется с мысленным или жизненным я человека (манас и прана) . Брахман низводится до Хираньягарбхи, или космической души, которая находится между Ишварой и душой человека. Этот Хираньягарбха рассматривается как имеющий такое же отношение ко вселенной, какое индивидуальна ядуша имеет к своему телу. Мы видим здесь влияние Ригведы. Мир предполагается имеющим сознание и волю. Дух всегда идет с телом, более обширная душа соответствует более обширному телу. Мир, в котором мы живем, имеет свой собственный дух, и этот дух и есть Хираньягарбха. Это понятие мировой души появляется в упанишадах под различными наименованиями и формами. Оно называется Карья Брахма, или бог-следствие, Брахма, или Natura Naturata, как отличное от Карана Брахма, или Причинного бога, Ишвары, или natura naturans. Этот бог-следствие представляет собой совокупность всех созданных существовании, частью которой являются все конечные объекты. Сознательная сумма всех результатов - это Брахма, или Хираньягарбха. Он не отличается радикально от Брахмана. Брахман является простым, индивидуальным, абсолютно самоидентичным, Единым, без чего-либо другого. Он рассматривается или как творец - Ишвара, или как творение - Хираньягарбха. Даже этот Брахма происходит от Брахмана - "Он - источник Брахмы"; совершенная объективная вселенная поддерживается познающим субъектом. В то время как индивидуальные субъекты уходят, он живет, созерцая мир. Когда мы отождествляем Атмана с нашим телом, Брахман становится Космосом, или Виратом. Вират - это все, это гипостатизация понятия о мире как целом. Это вся совокупность вещей, сумма всего существующего. "Это он, внутренний Атман всех созданных вещей, чья голова - Агни, чьи глаза - солнце и луна, чьи уши четыре направления, чья речь - веды, которые исходят от Него, чье дыхание Ваю, чье сердце - весь мир и от чьих ступней произошла земля" . Тело Вирата создано из материальных объектов в их совокупности. Он - проявившийся бог, чьи чувства - направления, чье тело состоит из пяти стихий и чье сознание сияет чувством "я - все". До эволюции Вирата должна была произойти эволюция Сутратмана, космического разума, Хираньягарбхи, имеющего своим носителем совокупность тончайших тел. Вират входит в бытие после Хираньягарбхи. В форме Вирата Хираньягарбха становится видимым. Пока действие развивается, этот Сутратман становится сознанием, соединенным с тончайшим телом (сукшма шарира) . Он пребывает как простая возможность разума и движения (виджняна и Крия) в первопричине. Вират - это универсальное я, проявляющееся в грубой физической материи мира, а Брахма такое же проявление, но в тончайшей материи вселенной. Сутратман - это Хираньягарбха. Верховное я, находящееся за пределами причины и следствия, - это Брахман; но когда он благодаря противостоящему не-ego становится самосознающим, мы имеем Ишвару . Это видно из следующей схемы:

Субъект (Атман)

Объект (Брахман)

1. Телесное я (вишва). 1. Космос (Вират, или Вайшванара).

2. Жизненное я (тайджаса). 2. Душа мира (Хираньягарбха).

3. Интеллектуальное я (праджня). 3. Самосознание (Ишвара).

4. Интуитивное я (турия). 4. Ананда (Брахман).

Если допустить логическую оценку, мы можем сказать, что Брахман упанишад это не метафизическая абстракция, не неопределимое тождество, не пустота молчания. Он являет собой наиболее полное и наиболее реальное бытие. Это живой динамический дух, источник и вместилище безгранично разнообразных форм реальности. Различия, вместо того чтобы исчезнуть как иллюзорные, преобразуются в высшую реальность. Буквенное сочетание "AUM", обычно употребляемое для обозначения природы Брахмана, выявляет его конкретный характер . Это символ верховного духа, "эмблема самого высокого" . "AUM" - это символ конкретности, а равно и полноты. Он выражает три основных качества верховного духа, олицетворенного в позднейшей литературе в Брахме, Вишну и Шиве. "А" - это Брахман-творец, "U" - это Вишну-охранитель и "М" - это Шива-разрушитель . Иша упанишада призывает нас почитать Брахмана как в его проявившихся, так и в непроявившихся состояниях . То, что предлагают упанишады, не является абстрактным монизмом. Имеется как различие, так и общность. Брахман является бесконечным не в том смысле, что он исключает конечное, а в том, что он представляет собой основу всего конечного. Он вечен, но не в том смысле, что это нечто находящееся по ту сторону всякого времени, как если бы были два состояния - временное и вечное, одно из которых исключает другое, - но что он вечная реальность всех вещей во времени. Абсолют - это ни бесконечное, ни конечное, ни я или его проявление, ни единая жизнь, ни ее разнообразные выражения, но это реальность, включающая и превосходящая я и его проявление, жизнь и ее выражение. Это духовный росток, который распадается, расцветает и дифференцируется в бесчисленное количество конечных центров. Слово "брахман" означает рост и подразумевает жизнь, движение, прогресс, но не смерть, тишину, застой. Первичная реальность описана как сат, чит и ананда - существование, сознание и бесконечность. "Познание, сила и действие являются ее природой". Она является самопричиной . Тайттирия говорит, что Брахман это существование, сознание и бесконечность. Это позитивная реальность, "полно и то, полно и это" . Очевидно, что первичная реальность - это не мысль, или сила, или исключительное бытие, но живое единство сущности и существования, идеального и реального, познания, любви и красоты. Но, как мы уже говорили, она (первичная реальность) может быть описана нами только негативно, хотя и не является негативным неопределимым началом.

Из книги Шри Чайтанья Шикшамрита автора Тхакур Бхактивинода

Из книги Джайва-дхарма (том 1) автора Тхакур Бхактивинода

автора Тхакур Бхактивинода

Брахманы (ед. брахман) Мудрецы, ученые и жрецы, составляющие одну из варн (см. Варна), члены первого из четырех духовных классов ведического

Из книги Шесть систем индийской философии автора Мюллер Макс

Брахман Безличный аспект Абсолютной Истины.

Из книги Ранний буддизм: религия и философия автора Лысенко Виктория Георгиевна

БРАХМАН, АТМАН, ТАД ЭКАМ Сделаем теперь еще один дальнейший шаг в этом направлении. Рядом с тем направлением мышления, которое мы до сих пор проследили, шло и другое сильное движение, постулировавшее с самого начала большее, чем бог над богами, но и среди них. По мнению

Из книги Проект Атман [Трансперсональный взгляд на человеческое развитие] автора Уилбер Кен

АТМАН Далее мы должны приступить к исследованию слова атман. По своему значению оно уступает только слову брахман; оба эти слова можно назвать столпами, на которых покоится все сооружение индийской философии, и в особенности систем веданты и санкхьи.Уже во времена

Из книги Джайва-дхарма (том 2) автора Тхакур Бхактивинода

ПРАДЖАПАТИ, БРАХМАН, АТМАН Таким образом, в гимнах и брахманах вед развились три понятия – Праджапати, Брахман и Атман – и каждое из них заключало в зародыше целую философию или мировоззрение. В Праджапати мы видим признание личного и высшего существа, бога над богами,

Из книги Четыре йоги автора Вивекананда Свами

АТМАН И ПУРУША Различие между единым Брахманом веданты и многими пурушами санкхьи гораздо больше, чем различие между незнанием (авидьей) и недостатком различений (авивека) как причинами мира. По мнению Шанкары, индивидуальных душ нет, а по мнению Капилы, они существуют. По

Из книги автора

АТМАН Отвечая на вопрос, что есть знание, Готама совершенно ясно говорит в этом месте, что действительное знание принадлежит атману (я, душ). Оно не может принадлежать чувствам и их объектам (индрияртха), так как знание остается даже тогда, когда чувства подавлены и

Из книги автора

Атман - это не эмпирическое «эго» Под аргументами Будды против отождествления атты с чувствами, телом, умом, сознанием, охотно бы подписались и брахманисты, сторонники учения о высшем Атмане. Мишель Юлен полагает, что буддисты не проводили различия между идеей вечного,

Из книги автора

13. ПРОЕКТ АТМАН Мы уже поняли, что психологическое развитие у людей имеет ту же цель, что и природная эволюция: порождение все более высоких степеней единства. Предельным Единством является Будда, Бог или Атман (если использовать эти термины в самом широком смысле

Из книги автора

Вариации проекта Атман Если попытаться определить то, чему мне хотелось бы посвятить данный раздел, то это - описание природы проекта Атман с нескольких различных точек зрения, в абстрактной форме, чтобы лучше понять его общую и целостную структуру. В последующих главах

Из книги автора

АТМАН: ЕГО НЕСВОБОДА И СВОБОДА Философия адвайты учит, что лишь одно реально во вселенной, и это она называет Брахманом. Все остальное нереально, явлено и сотворено из Брахмана силой майи. Наша цель заключается в том, чтобы возвратиться в состояние Брахмана. Мы, каждый из

mob_info