Церковный Православный праздник июля. Праздник приятных неожиданностей

В России имеется большое количество праздников из-за разнообразие которых зачастую приходится весьма непросто за ними следить. Имеются не только профессиональные и государственные праздники, но еще и православные.

Церковные праздники представляют из себя отдельную категорию. В них входит также внушительное количество поводов для того, чтобы вспомнить того или иного святого, либо же знаменательное в православном календаре событие. Сегодняшний день в этом отношении не является исключением, так как 14 июля церковь чтит память двух бессребреников - братьев Космы и Дамиана, которые жили в Риме при царе Карине.

Какой сегодня православный праздник, 14 июля: память святых Космы и Дамиана

В пятницу 14 июля 2017 года Православная Церковь празднует память святых мучеников, чудотворцев и бессребреников братьев Космы и Дамиана, в Риме пострадавших (III век).

Родом они были из Рима, по профессии - врачами. Родители-христиане воспитали братьев благочестивыми и целомудренными, а Бог наградил их даром исцеления болезней.

Свой дар, а также образование врачей, Косма и Дамиан направили на помощь людям, исцеляя всех, кто к ним обращался и не беря за это денег. При этом они говорили людям: «Не своей силой мы врачуем болезни, а силой Христа, Истинного Бога. Веруйте в Него и будете здоровы».

Распространившиеся слухи о врачах-христианах, которых называли «безмездными врачами», привлекли внимание римского императора Карина, который послал за ними воинов.

Услышав об этом, христиане просили святых Косму и Дамиана укрыться на время ради тех, которые прибегали к их помощи. Но, не найдя братьев, воины схватили других христиан. Тогда святые Косма и Дамиан сами отдали себя в руки римских воинов, попросив отпустить взятых вместо них заложников.

Сначала святых братьев посадили в темницу, а потом привели на суд к императору. Косма и Дамиан исповедовали свою веру во Христа, а также рассказали о том, что лечили всех бесплатно и никому не причиняли вреда, при этом они отказались принести жертву языческим богам.

Однако император продолжал настаивать, но по молитве святых братьев, Бог поразил его внезапной болезнью, чтобы он на себе испытал всемогущество Господа, не прощающего хулы на Святого Духа.

Люди, видевшие чудо, говорили: «Велик Бог христианский и нет другого Бога, кроме Него!» Многие уверовавшие просили святых врачей исцелить императора, и сам он умолял святых, обещая обратиться к Истинному Богу Христу Спасителю. Святые исцелили его. После этого святые Косма и Дамиан были с честью отпущены на свободу и снова начали лечить людей.

Однако старый врач-наставник, завидовавший братьям и их славе, призвал Косму и Дамиана, будто бы для собирания редких лекарственных трав и, заведя их далеко в горы, убил, а тела бросил в реку. Мученическую кончину святые браться приняли примерно в 283-284 годах. По молитвам к ним во все времена происходили разные чудеса исцелений.

14 июля (1 июля по церковному юлианскому календарю, который в России лишь в феврале 1918 года на государственном уровне был заменен календарем западным).

Пятница 6-й седмицы по Пятидесятнице (шестой недели после дня Святой Троицы, Пятидесятницы ). Церковный монашеский Устав сегодня благословляет на трапезе только пищу с растительным маслом, хотя в реальной жизни бывают послабления, которые человеку воцерковленному важно согласовывать с духовником.

14 июля в Русской Православной Церкви совершается память семерых святых, о которых далее пойдет речь в этом материале.

Святые мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан, в Риме пострадавшие . Страдальцы за Христа и Его Церковь, мученически погибшие в III веке от Рождества Христова, одних из трех пар тезоименитых братьев-целителей. В их числе также - Косма и Дамиан Асийские и Косма и Дамиан Аравийские, чья память также глубоко почитается в Русской Церкви, и которым посвящено немало православных храмов. А о святых Косме и Дамиане Римских и уникальном московском храме, освященном в их честь, вы сможете прочесть в нашем .

Святой мученик Потит . Христианский подвижник, пострадавший за веру во II веке от Рождества Христова при императоре-язычнике Антонине, царствовавшем в 138-161 годах . Тринадцатилетним юношей святой Потит уверовал во Христа, и, несмотря на противодействие родственников, не только крестился, но и отправился проповедовать Слово Божие.

Господь даровал юноше дар чудотворений и исцелений, в числе исцеленных им была и супруга сенатора, благодаря чему все ее семейство приняли христианство. Впоследствии святой Потит исцелил от беснования даже дочь императора Антонина, однако гонитель, вместо благодарности, приказал вырвать мученику язык, ослепить, а затем и обезглавить.

Преподобный Петр Константинопольский, патрикий . Святой IX столетия от Рождества Христова. Сын знатного константинопольского патриция, будущий святой в юности служил в Имперской армии, был одним из ведущих военачальников в походе против болгар, где попал в плен, откуда его чудесным образом освободил сам апостол-евангелист Иоанн Богослов.

Вернувшись в Константинополь, преподобный Петр принял монашеский постриг, после чего оставшиеся десятилетия своей земной жизни провел в строгих монашеских подвигах, заслужив искреннее почтение монастырской братии и многих верующих. Почил святой старец в 854 году от Рождества Христова.

Праведная Ангелина, деспотисса Сербская . Святая XV - начала XVI столетий от Рождества Христова, одного из самых тяжелых периодов в истории Православной Сербии, когда она была захвачена турками. Праведная Ангелина была дочерью албанского князя Георгия и супругой сербского короля Стефана, вместе с которым претерпела изгнание и многие страдания.

Своих сыновей, святых Максима и Иоанна, праведная Ангелина, несмотря на изгнание, воспитала в подлинно православном духе, а после смерти мужа приняла монашеский постриг. Святая совершала строгие аскетические и молитвенные подвиги, строила храмы, помогала нищим и обездоленным. Сербский народ еще при жизни называл праведницу своей "матерью".

Священномученик Аркадий Гаряев, пресвитер . Новомученик, служивший в Никольском храме села Боровское (ныне - территория Курганской области) погибший в самом начале большевистских богоборческих гонений. Вот, как рассказывает о мученической кончине батюшки строки его жития:

"14 июля 1918 года отец Аркадий совершал в храме венчание. Звон церковных колоколов во время венчания привлек внимание въехавшего в село отряда красногвардейцев, и они, повернув к храму, спешились и вошли в него. Обвинив отца Аркадия в контрреволюции, красногвардейцы вывели его в ближайший овраг и велели вырыть могилу. Когда могила была готова, священнику приказали лечь в нее лицом вниз, после чего он был проколот шестью штыками. Красногвардейцы запретили хоронить священника, а тело его бросили в яму, куда сбрасывался падший скот".

Священномученик Алексий Дроздов . Подмосковный протодиакон из орехово-зуевского храма Рождества Пресвятой Богородицы. Отец Алексий провел несколько лет в тюрьмах и лагерях и скончался в Сусловском отделении Сиблага 14 июля 1942 года , после чего был погребен в безвестной могиле.

Поздравляем всех православных христиан с памятью сегодняшних святых! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, также особенно рады поздравить с именинами!

И чудотворцы Косма и Дамиан, посетите немощи наши; даром вы получили , даром подайте и нам.

Кондак бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану Римским, глас 2

Благода́ть прии́мше исцеле́ний,/ простира́ете здра́вие су́щим в ну́ждах, вра́чеве,/ чудотво́рцы пресла́внии,/ но ва́шим посеще́нием ра́тников де́рзости низложи́те,// мир исцеля́юще чудесы́.

Перевод: Получив благодать исцелений, простираете вы здравие пребывающим в бедах, врачи, чудотворцы славные; но вашим посещением и врагов дерзости низложите, мир исцеляя чудесами.

Молитва бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану Римским

К вам, святи́и безсре́бреницы и чудотво́рцы Космо́ и Дамиа́не, я́ко к ско́рым помо́щником и те́плым моли́твенником о спасе́нии на́шем, мы, недосто́йнии, прекло́ньше коле́на, прибега́ем и, припа́дающе, усе́рдно вопие́м: не пре́зрите моле́ния нас, гре́шных, немощны́х, во мно́гая беззако́ния впа́дших и по вся дни и часы́ согреша́ющих. Умоли́те Го́спода, да проба́вит нам, недосто́йным рабо́м Свои́м, вели́кия и бога́тыя Своя́ ми́лости; изба́вите нас от вся́кия ско́рби и боле́зни, вы бо прия́ли есте́ от Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́ неоску́дную благода́ть исцеле́ний, ра́ди тве́рдыя ве́ры, безме́зднаго врачева́ния и му́ченическия кончи́ны ва́шея. Услы́шите нас, моля́щихся, и благоприя́тным хода́тайством ва́шим испроси́те у Христа́ Бо́га правосла́вным лю́дем на враги́ побе́ду и одоле́ние. Па́ки, припа́дающе, приле́жно мо́лим: испроси́те нам от Го́спода вся благополе́зная, я́же в животе́ на́шем вре́меннем, наипа́че же ко спасе́нию ве́чному служа́щая, да сподо́бимся моли́твами ва́шими улучи́ти кончи́ну христиа́нскую, безболе́зненну, непосты́дну, ми́рну, и да изба́вимся от ко́зней диа́вольских и ве́чныя му́ки, безконе́чнаго же и блаже́ннаго Ца́рствия Небе́снаго насле́дницы бу́дем. Ей, уго́дницы Бо́жии, не преста́йте моля́щеся за ны, с ве́рою к вам притека́ющия. А́ще бо по мно́жеству грехо́в на́ших и не́смы досто́йны милосе́рдия ва́шего, оба́че вы, ве́рнии подража́телие человеколю́бия Бо́жия су́ще, сотвори́те, да принесе́м плоды́ досто́йны покая́ния и в ве́чный поко́й дости́гнем, хва́ляще и благословя́ще ди́внаго во святы́х Свои́х Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, и Пречи́стую Ма́терь Его́, и ва́ше те́плое заступле́ние, всегда́, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Блаженной Ангелине Сербской

Тропарь блаженной Ангелине Сербской, глас 8

В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу,/ приимши бо крест, последовала еси Христу/ и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Ангелино, дух твой.

Перевод: В тебе, матерь, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо, взяв свой крест, ты последовала за Христом, и делом учила пренебрегать плотью, как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, Ангелина, дух твой.

Кондак блаженной Ангелине Сербской, глас 8

Вышняго живота желающи сподобитися,/ нижнюю пищу тщательно оставила еси,/ и богатство твое расточила еси нищим,/ и Небесное богатство прияла еси,/ и по смерти нас освящавши,/ и чудеса твоя, всехвальная Ангелино, источаеши./ Темже твое успение святое почитаем, взывающе:/ радуйся, мати прехвальная.

Перевод: Небесной жизни желая удостоиться, земные наслаждения ты поспешила оставить и богатство свое раздала нищим, получив Небесное богатство, и после смерти нас освящаешь, и чудеса твои, достойная всяческих похвал Ангелина, источаешь. Потому твое святое успение почитаем, взывая: «Радуйся, матерь всеми прославляемая».

Молитва вторая блаженной Ангелине Сербской

О, великая угодница Христова и преславная мати наша Ангелино! Ты на небеси душею своею у Престола Божия предстоиши и славословие Ему непрестанно возносиши, обрати взор свой на нас сирых и скорбящих и помолися за нас ко Господу, да наставит нас на путь истины и благочестия, коим возможем и мы по скончании жития нашего в Отечество наше небесное взойти и с тобою Богу поклонитися. Ей, преподобная наша мати, зриши с небеси, яко время тяжкое безбожное наста и души наша скорбию исполнишася. Несть спасающаго, несть помогающаго, токмо Бог Единый, на Него же уповаем и Ему же славу возсылаем со Отцем и Сыном и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва блаженной Ангелине Сербской

О, преподобная Ангелино, мати наша добрая и милостивая, помози нам, чадом твоим непослушливым. Ты еси матерь наша благая, скорбное житие на земли пожила еси, обаче с помощию Божией, победы в битвах храбро стяжала еси и душа твоя в свет Царствия Небеснаго радостно вселися. Твоя домашния Церковь Христову украсиша и позолотиша твоими святым супругом Стефаном и сынами Иоанном и Максимом. Имела еси сердце неизмеримо большое и сострадательное ко всем, находящимся в беде. Посему благочестивый сербстий народ звал тебя лучшим из слов дарованных Богом - матушка. Яко ты еси мати всех нас, сербов, твоих, которые, аще и согрешиша много, обаче любим тя и почитаем и к тебе за помощью притекаем.
Кая бо матерь детей своих возненавиде, аще и согрешат зело? Ни, но мудро наказует их, любити же не престает. Поэтому и ты, мати наша добрая, накажи нас с небес, бичом Божиим, но не оставляй нас без твоея любви. Десницей правды Божией покарай нас, а десницей любви укрепи и верни с путей неправедных на путь истины и добра.
Молимся тебе, мати добрая, молитвами твоими испроси нам благословение небесное: болящим здравие, немощным силу, отчаявшимся надежду, голодным хлеба насущнаго, безплодным чад, гонимым кров и утешение, и всем молящимся тебе подай по великой милости твоей просимое. Но и еще больше даруй нам, мати наша добрая, благ небесных души очищающих, укрепляющих нас в исполнении заповедей Божиих, ведущих нас к добру и уводящих от всякаго зла. Ибо аще не бежим от зла в мире сем, како убежим от него в ином мире, аще не очистимся здесь от грязи, како сможем там, где смотрят на то что отсюда несем.
Помози нам умрети миру сему, якоже и ты миру мертва бысть, возжелавши блага непреходящаго и вечнаго. Пусть и наше благо на небесех будет, дабы и сердца наши на небесех были, а не здесь, идеже все гниет и исчезает, идеже вор крадет, и моль и ржа тлит. Аще бо все силы своим положим на блага мира сего, за горсть праха земнаго, юже ниже с собой возьмем, тем и ты нам помощи не возможеши, мати наша благая. Аще же немного потрудимся, хотя мало возопиим ко Господу чрез тебя, невесту Его небесную, таже помощь твоя изольет неисчислимые блага небесные, иже укрепят нас на узком пути спасения, аще и сотни смертей нам предстанут.
Воистину душа наша вся грехами разодрана и бедна добродетелью, милосердный же Господь уготова лекарство - покаяние. Да родится в нас, хотя малая часть того истиннаго покаяния, еже Господу принесла еси, мати наша святая. Оживи божественное в душах наших твоими теплыми слезами, яже изливаеши на всяк день о роде сербстем, да уразумеем бездну долгов наших пред Богом, Он же прощает долги наши, аще искренно и слезно попросим Его о прощении.
Темже смилуйся, матушка наша Ангелино, крушедольская святая игумения, и помози нам спастися ото всякаго зла, дабы однажды твоими молитвами ко Господу, вошли в покой Царства небеснаго, идеже вси благодарно прославляют Святую Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

«Кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника» () . Этим решаются все недоразумения при подаянии милостыни.

Доброхотство в отношении к бедным, почти всегда если не пресекается, то значительно сокращается вопросами: кто просит и куда пойдет поданное? Господь говорит таковым: в каком смысле примешь ты просящего и поможешь ему, в том и награда тебе будет. Не на просящего смотри, а на свои при том помышления. Каковы будут эти последние, такова будет и цена дела твоего.

Какие же мысли иметь о бедном, это определяется другим словом: милующий нищего взаймы даёт Богу; или «если сотвори ли вы одному из них, то Мне сотвори ли» () . Итак, принимай всякого нуждающегося как Господа, и делай для Него, что можешь сделать с тою мыслию, что делаешь для Бога, и получишь мзду не пророка только и праведника, но Господню.

Притча дня

В Египетской пустыне близ города Диолка в древности проживало множество монахов. Среди них своей святостью выделялся пресвитер авва Аммон.

Однажды во время Литургии он увидел около жертвенника ангела, который что-то писал в раскрытой книге. Присмотревшись, пресвитер Аммон заметил, что ангел записывает имена причащающихся монахов. Имена же отсутствовавших за Евхаристией вычёркивает. Подвижник подумал: «Что бы это могло означать?» Его недоумение разрешилось через три дня: все, кто отсутствовал за Евхаристией, скончались.

Наверное, Господь решил, что больше незачем жить на земле христианам, забывшим своё призвание.

Святых братьев Косму и Дамиана, врачей-бессребреников, живших во второй половине III — начале IV века, почитает и православная, и католическая церковь.

В житийной литературе известны три пары святых врачей с такими именами, живших в разных местах: одни, по преданию, родились, жили и пострадали в Риме — в 284 году при императоре Карине, Аравийские (по происхождению), казненные в Киликии между 287-м и 303 годом, и Азийские (или Асийские), уроженцы малой Азии, жившие и мирно скончавшиеся в IIIвеке и похороненные в Феремане.

А поскольку все они жили в III веке, а сведения о них скудны и во многом совпадают, издавна возникали путаница и сложности с соотнесением их мощей, иконописных изображений и посвященных им храмов.

Католическая церковь почитает только Косму и Дамиана Аравийских, православная — все три пары.

14 июля — память Космы и Дамиана, живших и принявших мученическую смерть в Риме при императоре Марке Аврелии Карине, правившем в 283-285 годах. Они родились в христианской семье и, став врачами, прославились не только своей высокой профессиональной квалификацией, но и тем, что никогда не брали денег с пациентов. Естественно, растущая популярность врачей-христиан рано или поздно должна была привлечь внимание властей, считавших христианство опасной "тоталитарной сектой". По преданию, узнав, что за Космой и Дамианом послали стражу, соседи-христиане их предупредили, и братья успели скрыться. Но когда услышали, что вместо них начали арестовывать соседей-единоверцев, вернулись и добровольно сдались в обмен на освобождение заложников.

Их обвинили в колдовстве, они обвинения не признали, исповедали веру в Христа, но, согласно житию, в самый разгар судебного процесса император внезапно заболел и они его вылечили. Конечно, после этого братьев отпустили. А погибли Косма и Дамиан от руки коллеги-врача, из зависти зазвавшего их в горы собирать лекарственные травы и столкнувшего их в реку.

Их тезки и коллеги из Асии (в Малой Азии) родились в семье грека-язычника и христианки. Отец умер, когда они были еще маленькими, и воспитывала их мать. Считается, что жили они не позднее IV века, потому что в первой половине V века, при императоре Феодосии младшем, во имя этих святых уже строили храмы. Кроме того копты, отделившиеся от православия со времен Халкидонского собора (431 г), признают их святыми.

Косма и Дамиан Аравийские — которых почитают католики — почти современники Римским: они были обезглавлены во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане.

С IV века храмы во имя святых бессребреников Космы и Дамиана стали появляться в Иерусалиме, Египте, Месопотамии, а когда император Юстиниан построил им церковь в Константинополе и перенес в нее мощи братьев-врачей, захороненные в сирийском городе Кир и считавшиеся чудотворными, она стала местом паломничества. А в Риме папа Феликс IV посвятил святым Косме и Дамиану базилику в Форуме Веспасиана, в которой сохранились мозаики VI века, иллюстрирующие их житие.

На Руси врачей-бессребреников Косму и Дамиана кроме 14 июля (Римских, мучеников) издавна поминают еще 30 октября (Аравийских, мучеников) и 14 ноября (Асийских), причем церковные службы, составленные в их честь, за исключением некоторых песнопений, совершенно разные — еще одно подтверждение, что речь идет о разных людях.

Но поскольку документальных свидетельств о них не осталось, трудно определить, кого имеет в виду то или иное местное предание. Так, например, в воззвании комитета по сооружению Владимирского собора в Херсонесе Таврическом (в Севастополе) в 1861 году говорится: "Сюда были сосланы на заточение святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан, довольно потрудившиеся в этом языческом городе в проповеди евангельской". Какая из трех пар братьев-врачей побывала в Крыму, сказать трудно, но память о них там жива и сегодня: их именем назван источник у подошвы Чатыр-Дага, а близ него расположен Космо-Дамиановский монастырь.

14 июля отмечается один православный церковный праздник. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 14 июля

Бессребреников мучеников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших

День чествования святых братьев Космы и Дамиана, которые предавались мукам в Риме при императоре Карине (III в.). Были они врачами по профессии, обладали даром исцеления от болезней. Убиты из зависти своим врачом-наставником.

Святые мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан – родные братья, родом из Рима, врачи по профессии, приняли мученическую кончину в Риме при императоре Карине (283-284). Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они вели строгую, целомудренную жизнь и были удостоены от Бога благодатного дара исцеления болезней.

Своим добрым и бескорыстным отношением к людям, соединенным с исключительным милосердием, братья многих обращали ко Христу. Святые обычно говорили больным: «Не своей силой мы врачуем болезни, а силой Христа, Истинного Бога. Веруйте в Него и будете здоровы». За бескорыстное лечение больных святых братьев называли «безмездными врачами».

Действенное служение ближнему, духовное воздействие на окружающих, многих приводившее в Церковь, привлекло внимание к братьям римских властей. За врачами были посланы воины. Услышав об этом, христиане просили святых Косму и Дамиана укрыться на время ради тех, которые прибегали к их помощи. Но, не найдя братьев, воины схватили других христиан в селении, где жили святые. Тогда святые Косма и Дамиан покинули убежище и отдали себя в руки римских воинов, попросив отпустить взятых вместо них заложников.

В Риме святых вначале заключили в темницу, а затем повели в судилище. Святые братья открыто исповедали перед римским императором и судом свою веру во Христа Бога, пришедшего на землю спасти человечество и искупить грех мира, они решительно отказались принести жертву языческим богам. Они говорили:

«Мы никому не причинили зла, мы не занимаемся волшебством и чародейством, в чем вы нас обвиняете. Мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больным потому, что Господь завещал Своим ученикам: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8).

Однако император продолжал настаивать. По молитве святых братьев, исполненных благодатной силой, Бог поразил Карина внезапной болезнью, чтобы он на собственном опыте испытал всемогущество Господа, не прощающего хулы на Святого Духа. Люди, видевшие чудо, восклицали: «Велик Бог христианский и нет другого Бога, кроме Него!» Многие уверовавшие просили святых врачей исцелить императора, и сам он умолял святых, обещая обратиться к Истинному Богу Христу Спасителю. Святые исцелили его. После этого Косма и Дамиан были с честью отпущены на свободу и вновь принялись за врачевание болезней.

Но чего не могли сделать ненависть язычников и жестокость римских властей, совершила черная зависть, одна из сильнейших страстей греховной природы человека. Старый врач-наставник, у которого в свое время святые братья изучали врачебное искусство, стал завидовать их славе. Доведенный до исступления этой коварной, все иссушающей страстью, он призвал святых братьев, когда-то любимых своих учеников, будто бы для собирания редких лекарственных трав и, заведя их далеко в горы, убил, а тела бросил в реку.

Так мученически окончили свой земной путь безмездные целители – святые братья Косма и Дамиан, всю свою жизнь посвятившие христианскому служению ближним, избежавшие римского меча и темницы, но предательски убитые учителем.

Господь прославил Своих угодников. И ныне по молитвам святых бессребреников получают от Бога исцеление все, с верою прибегающие к их святому заступничеству.

mob_info