Христианство как истинная религия. Самая истинная религия

Ты можешь всё! Правдина Наталия Борисовна

Какая религия истинная?

Какая религия истинная?

Вопрос

В мире существует столько различных религий: христианство, ислам, буддизм, индуизм, иудаизм, конфуцианство. Значит ли это, что приверженцы какой-то определенной религии знают истину? И как поступать, когда твоя вера подвергается гонениям и насмешкам со стороны тех, кто не разделяет твои взгляды или является материалистом?

Ответ

Будь хорошим человеком. Будь добрым, будь любящим. Посылай любовь всем живым существам. Это главное, что даст тебе единство с Богом. Тогда ты проживешь жизнь праведника. Не национальность и не отправление определенных ритуалов важно, а важно твое намерение. Важно, чтобы ты делал это с чистым сердцем, с чистыми намерениями.

Если же твои взгляды и вера подвергаются сомнению либо осуждению, не стоит спорить с теми, кто знает, что лучше для тебя. Ты все знаешь сам. Не опускайся до гнева.

И старайся не критиковать тех, у кого вера отличается от твоей. У каждого свой путь. Бог приемлет все пути, потому что все пути в итоге ведут к Богу.

На одном из островов в Северном море жили три старца-отшельника. Молва разошлась по стране о том, что де старцы эти чудеса творят молитвами своими, дела дивные, больных исцеляют, по воздуху летают. На поклон к ним многие специальные суда с верующим людом снаряжались.

Слухи эти дошли и до архимандрита. Решил он проверить, в чем же сила этих старцев-отшельников заключается. Сел он на корабль и поплыл в море, чтобы острова того далекого достигнуть.

Долго ли, коротко ли плыл, приплыл наконец на остров. Вышли к нему навстречу три старца с белоснежными бородами и с кристально чистыми, как небушко после дождя, глазами. Глаза те любого до глубины души могли достать и все потаенные мысли прочитать.

– С превеликим нашим удовольствием, батюшка, – хором ответили старцы и запели такую молитву: «Трое нас, трое вас, помилуй нас».

– Это что же за молитва такая? – осерчал архимандрит. – Вы что, совсем из ума выжили, слова забыли?

И научил он старцев правильным молитвам. Научил и с легким сердцем в дорогу собрался.

– Спасибо тебе, батюшка, – говорили старцы. – Теперь правильно молиться будем, дай Бог тебе здоровья и пути легкого.

– Вы же не забудьте, – наставлял он их, – только эти молитвы правильные, остальное все ересью зовется.

– Не забудем, не забудем, кормилец, все, как ты сказал, делать будем!

Плывет наш посланник по морю домой и думает: «До чего же молва неправдой обратиться может. Вот и старцы эти – чудотворцы – обычными старичками оказались, из ума выжившими, чепуху какую-то повторяющими…» Только видит он, как над водой какие-то тени белые бегут. То ли чудится, то ли вправду. И то правда – это старцы бегут по воде, яко посуху. Догнали корабль, выросли над кораблем огромные старцы, до неба достигают.

– Ты уж прости нас, неразумных, память подвела, батюшка. Какие слова ты правильными назвал? Взялись мы молиться, и опять нашу только молитву язык и говорит: «Трое нас, трое вас, помилуй нас», а твою молитву запамятовали совсем.

– Да Господь с вами, старче, молитесь уже так, как привыкли. Видно, и ваша молитва Богу угодна, коль по воде, яко посуху ходите и неба достигаете.

– Вот спасибо тебе, батюшка, и вправду мы уже так привыкли, и получается ведь все!

Вопрос

Почему многие молитвы остаются без ответа? Мне бы очень хотелось знать также, почему в практике фэншуй результаты у всех разные? Ведь все люди стремятся к одному и тому же – к счастью, процветанию, к любви. Что мешает всем в равной степени наслаждаться плодами просвещенного разума?

Ответ

Не стоит пытаться изменить жизнь многих сразу, даже если это твоя миссия здесь, на земле. Укажи путь, а остальное – дело самого человека.

Прежде всего – все молитвы исполняются. Скорость их исполнения зависит от степени чистоты и приближенности к Богу конкретного человека. Иными словами, от кармы. Если иному кажется, что его молитвы не доходят до Бога, то стоит посвятить свое время улучшению кармы. Это значит сознательно, ежедневно совершать добрые дела. Какие – придумай сам. Иногда достаточно, идя по улице, желать каждому встречному счастья и добра. Когда это превратится в привычку, то глаза твои станут добрыми и лучистыми, ты станешь не такой, как все. Ты станешь излучать любовь. А любовь, которую ты передаешь миру, обязательно вернется к тебе приумноженной. Начнут происходить маленькие и большие чудеса. Заплати за кого-то в транспорте, подбери пластиковые бутылки в парке, отнесись к уставшему официанту, как к родному брату, приюти бездомную кошку, и твои акции во всемирном вселенском банке возрастут. Чудеса для знающего человека – вполне нормальны и являются свидетельством того, что тебя слышат, что ты принят в общество друзей Света.

Щедрость души – правильный шаг на пути исправления кармы. Когда ты делишься с другим человеческим существом вещами, деньгами или даже просто временем или вниманием, ты включаешь важную цепь причинно-следственных связей, которая созвучна с вибрациями Вселенной, главные из которых – любовь и добро. Ты становишься частью гармоничного мира, и тогда твое собственное преуспевание, благополучие и удача – лишь вопрос времени. Запомни: твое благосостояние напрямую зависит от следования духовным законам Вселенной! Признаки хорошей кармы – это удача во всех начинаниях, радость, здоровье, любовь и материальное благополучие . Создавай свой собственный духовный опыт, делясь с другими тем, что у тебя есть, и не жди благодарности – тебя отблагодарит сама жизнь. По-царски.

Будь терпелив. Если ты будешь сознательно улучшать свое настоящее и исправлять прошлые ошибки, тебе потребуется терпение. В сложные моменты жизни практикуй медитацию и дыхательные упражнения. Если ты будешь делать это, у тебя все будет получаться, и все молитвы будут исполняться. Это закон Божественного разума, и он работает для всех живущих.

Из книги Я выбираю счастливую жизнь! Формулы исполнения сокровенных желаний автора Тихонова – Айыына Снежана

Какая красивая у меня мамочка! Очень часто после рождения детей молодая мама буквально погружается в бытовые проблемы, забывая о самом главном человеке на Земле – о себе! Она уже не замечает, в чем она ходит, как она выглядит. Ей некогда посещать салоны красоты,

Из книги Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун. автора Хоушен Линь

203. Какая польза в упражнениях цигуна для здорового человека Широко известно, что физкультура и спорт способствуют укреплению здоровья. Цигун также является одним из видов спорта и также может способствовать физическому здоровью. Особенно следует выделить статический

Из книги Ужас. Иллюстрированное повествование о нечистой силе автора Винокуров Игорь Владимирович

Мистика какая-то… Но вернёмся из комфортабельной ленинградской квартиры в могильный холод Кашкулакской пещеры, где исследователи решили проверить, не связаны ли аномальные показания магнитометров с аномальным поведением человека? Что же при этом обнаружилось?

Из книги Там избы ждут на курьих ножках... автора Вихарева Анастасия

Глава 18. Какая монета в ходу у духовенства Дьявола На утро она проснулась, относительно здоровая, вышла с полотенцем и мылом к колодцу - во дворик, образованный избушками. Засмотрелась на стаю волков, которые резвились недалеко от избы, соображая, бежать в избу или

Из книги Число жизни. Код судьбы. Прочти эту книгу, если ты родился 3-го, 12-го, 21-го или 30-го числа автора Харди Титания

Какая именно ваша цифра «3» Конечно, каждый человек, чьей цифрой дня является «3», обладает теми качествами и особенностями, о которых шла речь выше. Тем не менее очень интересно было бы узнать, как тройка изменяется в зависимости от ее воплощений.Как правило, наибольшее

Из книги Число жизни. Код судьбы. Прочти эту книгу, если ты родился 4-го, 13-го, 22-го или 31-го числа автора Харди Титания

Какая именно ваша цифра «4» Каждый человек с цифрой дня «4» проявляет многие черты характера из тех, которые были перечислены выше. Однако между четверками существуют определенные различия. Например, резко видна разница между теми, кто родился 4-го числа (и представляет

Из книги Курс чудес автора Уопник Кеннет

22. КАКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ИСЦЕЛЕНИЕМ И ИСКУПЛЕНИЕМ? 1. Между Искуплением и исцелением связи нет; они идентичны. Чудеса не различаются по степени трудности, ибо нет степеней в Искуплении. Это единственная совершенная концепция возможная в этом мире, ибо она - источник целиком

Из книги Число жизни. Код судьбы. Прочти эту книгу, если ты родился 5-го, 14-го или 23-го числа автора Харди Титания

Какая именно ваша цифра «5» Каждый рожденный под цифрой «5» сможет лично убедиться в проявлении вышеописанных характеристик. Однако очень интересно проследить, как пятерка изменяется в зависимости от ее воплощений. Между пятерками существуют определенные различия.

Из книги Обрести здоровье, деньги и любовь! Вам поможет талисман Звезда Эрцгаммы автора Левшинов Андрей Алексеевич

Какая вода лучше всего подходит для кодирования Для зарядки оптимальна вода, не содержащая никакой информации. Такому требованию удовлетворяет вода, прошедшая цикл заморозки-разморозки, как при естественном круговороте воды в природе, то есть талая. Ведь «просто воды»

Из книги Большая книга целебных свойств воды. Как лечить себя водою автора Стефания Сестра

Какая вода используется для программирования Для программирования, или приготовления личной воды, подходит любая чистая питьевая вода. Можно использовать сырую воду из-под крана. Если вы не пьете сырую воду, сгодится и кипяченая. Если вы покупаете специальную воду для

Из книги Чертовщина. Истории о сверхъествественном и потустороннем автора Масалов Александр Александрович

ХОТЬ КАКАЯ-ТО ПОЛЬЗА ОТ НИХ... История пятнадцатая 1- Кто это?- Экстрасенс.- Я понял, что экстрасенс. Сюда вы его зачем притащили?-Чтоб помог.- Кому?!- Следствию.Прокурор тупо поглядел на мужичка неопределённого возраста, одетого в застиранные джинсы и свитер. Мужичок

Из книги Любовь побеждает: Книга о рае, аде и судьбе каждого человека автора Белл Роб

Глава 7 А какая у вас история? По воскресеньям, когда я читаю в нашей церкви проповедь, я после службы устраиваюсь на краю подиума и беседую с прихожанами.И каждый раз одна и та же женщина подходит ко мне и вручает мне клочок бумаги. Этому ритуалу уже несколько лет. Она

Из книги За гранью земной жизни. Доказательство Рая, подтвержденное очевидцами автора Миллер Стив Дж.

Какая из гипотез более нелепа? Если Блэкмор считает, что нелепо изобретать другие миры для того, чтобы объяснить ОСП, я предполагаю, что объяснять ОСП, отрицая окружающий нас сейчас мир, вплоть до отрицания того, что существуем мы сами, не менее… экстравагантно. В конце

Из книги Путешествие души автора Шереметева Галина Борисовна

Глава 16 Смерть, какая она?

Из книги Возвыситься над суетой автора Аллен Джеймс

Из книги Как назвать вашу собаку автора Хигир Борис Юрьевич

Какая собака вам больше подходит по имени ДЛЯ ЖЕНЩИН – ХОЗЯЕВ СОБАК Ада лангхаар, леонбергер, английский сеттер, ирландский сеттер Дик, Джон, Дина, Доли, Том Алевтина черный терьер, фокстерьер, эрдельтерьер Мэй, Ник, Гриф, Гордон, Том, Моника, Энни Александра мастино,

Уже две тысячи лет существует Христианская Церковь. Возникнув сначала в среде личных учеников Господа нашего Иисуса Христа – апостолов, христианство после веков гонений и запретов стало утверждать себя на всей земле, подтверждая одну из заповедей блаженства, данную Иисусом Христом: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5, 5). Проповедуя слово Божие, апостолы и миссионеры, борясь с языческими религиями, прежде всего отмечали ложность, ошибочность этих верований, подчеркивая истинность христианства. В разные эпохи и в разных краях люди принимали христианство, веря в его истинность на основании разных критериев, но прежде всего ища истинного своего спасения, понимая, что «никто не приходит к Отцу, как только через» Иисуса Христа (Ин. 14, 6).

Сейчас времена иные. Для многих людей религия является либо заблуждением, пережитком темного прошлого, с которым надо в наш научный век расстаться, либо личным делом человека, относящимся скорее к области его вкуса, чем к вопросу об истине. Религию себе выбирают так, как выбирают костюм, – согласно моде, национальным обычаям, вкусам начальства и т.п. И в первом, и во втором случаях христианство не считается истинной религией: в первом потому, что все религии ложны, а во втором – потому что все религии, так сказать, «истинны», в том числе и взаимоисключающие друг друга.

Чтобы разобраться, так ли это, посмотрим, отвечает ли христианство тем критерия истины, которые принимаются в современной науке и философии.

Очень часто приходится слышать фразу, которая звучит вполне правильно, но в то же время как-то легковесно, как бы отмахиваясь: а зачем нам говорить, что такое истина, ведь даже Иисус Христос не ответил на этот вопрос Пилата, сказав в другом месте: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Поэтому незачем искать ответа на вопрос, что есть истина, надо знать – Кто есть Истина. Однако слова Спасителя, сказавшего: «Я есмь путь и истина и жизнь», – подразумевают, что человек, слышащий эту фразу, понимает смысл терминов, входящих в нее, т. е. понимает, что есть истина. Поэтому чтобы понять, Кто есть Истина, необходимо все же уяснить, что такое истина, и тогда наше знание о христианстве как истинной религии будет гораздо полнее и точнее.

Слово «истина» является одним из тех слов, которые по критериям современной позитивистской философии являются псевдопонятиями. Тем не менее оно используется в любой научной теории. Почему я говорю о псевдопонятии? Потому что оно не отвечает критерию семантической однозначности. Любой термин должен быть однозначным. Термин «истина» тоже кажется однозначным, но если приглядеться, то мы увидим, что он весьма расплывчат. Мы употребляем слово «истина» и производные от него слова («истинный») в достаточно широком контексте. Мы можем говорить: истинная теория, истинное высказывание, истинный друг (т.е. верный друг), истинное произведение искусства (т. е. настоящее), истинное удовольствие и т.д. Значений много, и их будет еще больше, если мы попытаемся понять это слово со стороны его антонимов. У слова «истина» существуют по крайней мере три антонима. Это термины «заблуждение», «ошибка» и «ложь». Причем термин «заблуждение» оттеняет метафизическую сторону слова «истина», «ошибка» - логическую его сторону, а «ложь» - нравственную. Таким образом, получается, что в термине «истина» сокрыто и метафизическое его значение, и логическое и нравственное. К этому мы вернемся через некоторое время, а сейчас более подробно поговорим о том, что означает истина в общепринятом смысле этого слова.

Чаще всего под словом «истина» имеется в виду соответствие высказываний, или мыслей, действительному положению вещей. У родоначальника такой точки зрения, Платона, сказано: «Если кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину. Тот же, кто говорит о них иначе, лжет». Аристотель говорит в «Метафизике»: «Говорить о сущем, что его нет, или о не сущем, что оно есть, значит говорить ложное. А говорить, что сущее есть и не сущее не есть, значит говорить истинное». Истина есть соответствие мыслей действительности. Такая концепция называется классической, или корреспондентской, концепцией истины.

В классической концепции истины имеется в виду, во-первых, что действительность и мысль существуют; во-вторых, подразумевается и утверждается адекватность, тождественность мысли и действительности. Действительность существует объективно, независимо от человека, а мысли – в его разуме. Далее, истина всегда выражается в суждении. Соответствие мысли и действительности означает, что суждение, т.е. порядок слов, сформированный по всем правилам синтаксиса, соответствует порядку вещей.

Отсюда возникают соответственно и проблемы классической концепции истины. Как показывала философия на протяжении всего своего развития, человек в своей познавательной деятельности всегда имеет дело с явлениями, а не с самой действительностью, а явления всегда могут быть сведены к субъективным восприятиям. Поэтому разделение на действительность и мысль о ней оказывается достаточно эфемерным, философия так и не смогла его преодолеть. Другая проблема связана с языковым выражением истины. Когда мы говорим, что истина есть соответствие мысли действительности, а мысль формируется в суждении, то как понять соответствие суждения действительности? Что означает тождественность суждений, т. е. слов, связанных некими грамматическими правилами, некоей материальной действительности? Когда я говорю, что гора состоит из камней, то одно дело гора и камни, а другое дело слово «гора» и слово «камни». И когда гора состоит из камней, это одно, то фраза, составленная из слов «гора», «состоит» и «камни», это совсем другое.

Далее. На основании какого критерия человек делает вывод о том, что его мысли и в самом деле соответствуют действительности? Ведь человек всегда ограничен рамками своего собственного мышления, а в мышлении и формируется суждение об истине. Человек никогда не может встать на место объекта, он всегда остается субъектом. Поэтому сказать, что мое суждение соответствует действительности, совершенно необоснованно. Каков критерий, каким образом я узнаю, что это суждение соответствует действительности, т. е. что оно истинно? Я должен иметь собственный критерий истинности, чтобы знать, так это или нет. Т. е. у критерия истины должен быть собственный критерий истины и т. д. до бесконечности. И если даже некое мое высказывание соответствует какой-то действительности, то как быть с высказываниями науки, которые имеют всеобщий характер? Как проверить истинность всеобщих высказываний на основании данного критерия? Стало быть, они соответствуют некой иной действительности, которая не дается в ощущениях.

Таким образом, становится ясно, что человек не может выйти за пределы своего собственного рассудка, и поэтому определить истинность своих высказываний на основании этого критерия тоже не может.

На основании этого в XVII – XVIII вв. была предложена другая теория истины, получившая название когерентной (когерентность означает логическую последовательность, связность). В качестве необходимого требования истины выдвигается требование логической связности высказывания. Истинным является то высказывание, которое логически непротиворечиво. Соответственно с этим когерентная теория истинности имеет две разновидности. Одна разновидность - это теория Гоббса, который утверждал, что логическая непротиворечивость есть критерий в классической теории истины. Другую разновидность мы находим в учении Канта, который утверждал, что действительность вообще непознаваема и речь идет только о явлениях, о мысли, которая сама диктует законы действительности, и поэтому критерием истины и самой истиной является именно непротиворечивое высказывание.

Но здесь снова возникают проблемы. Что значит непротиворечивость? Эта концепция просто утверждает истинность законов логики, не исследуя ее происхождение, и тем самым просто постулирует, что логическая непротиворечивость есть истина. Тем более непонятно, почему непротиворечивое высказывание действительно соответствует реальному положению вещей.

Концепция Гоббса также имеет свою западню, ибо на основании какого критерия утверждается, что логическая непротиворечивость есть критерий, гарант того, что наши мысли действительно соответствуют объективному миру? Появляются проблемы, которые возникали и в первом случае, в классической теории, - вопрос о том, что действительные вещи связаны теми же самыми законами, что и понятия в моем разуме, но ведь понятно, что законы разума и порядок вещей сущностно отличаются друг от друга.

Итак, получается замкнутый круг: когерентная теория истины требует для себя в качестве дополнения классическую, а классическая – когерентную. Поэтому в XIX – XX вв. были предложены некоторые другие концепции истины, отличающиеся от этих двух наиболее распространенных концепций. В конце XIX в. английскими и американскими философами была предложена так называемая прагматическая концепция истины: истина - это то, что полезно. Тем самым создатели прагматической концепции попытались освободиться от зависимости концепции истины от законов логического мышления, от связи между словами. Такая категория, как полезность, может быть применима и для материального субъекта, и для материального мира. Но оказалось, и философы это сразу заметили, что прагматическая концепция сужает само понятие истины. Бертран Рассел привел такой пример. Есть два высказывания, которые совершенно различны, но с точки зрения прагматической концепции истины тождественны:

1. Истинно, что другие люди существуют.

2. Полезно верить, что другие люди существуют.

Более того, в теории полезности истины сама истина оказывается субъективной: если нет деятельного человека, то и самой истины не существует. Не существует и такого понятия, как «истинная теория». С точки зрения прагматической теории не могут рассматриваться на предмет истинности многие положения теоретических наук, особенно таких, которые касаются космологических проблем, математических вопросов и т.п. (какая людям польза от общей теории относительности? от неэвклидовых геометрий?). Между тем эти теории, которым невозможно найти полезного применения в реальных условиях жизни, имеют вполне понятный ученым свой критерий истинности.

Близка к прагматической концепции и марксистская концепция истины, которая утверждает, что критерием истины является практика. Маркс заметил проблему критерия истины и совершенно правильно сказал, что критерий истины не должен находиться в самом разуме, ибо сам разум не может сказать, соответствует он действительности или нет. Следовательно, критерий истины должен находиться где-то вовне, объединяя и разум и действительность. Поэтому Маркс предложил такой критерий истины, как практика. Истина выдвигается на суждение по традиционным критериям, классическим и когерентным, а затем практика проверяет истинность этих высказываний. Несмотря на то, что такая концепция вдалбливалась в наши умы на протяжении нескольких десятков лет, у любого нормального человека, который получал естественнонаучное образование, всегда возникало внутреннее отторжение от нее, ибо проблемы, которые возникали с прагматической концепцией истины, переходят и на марксистскую. Какая практика может проверить теорию относительности, правильность четырехмерного пространства-времени Минковского, положения математики Лобачевского или Римана? Понятно, что практика тоже может быть неким частным критерием истины, но только лишь в отдельных случаях, и потому не может претендовать на всеобъемлемость, как ни стремились показать это сторонники марксизма.

В результате в современном позитивизме львовско-варшавской школы была предложена так называемая семантическая теория истины. Главная задача этой теории состояла в том, чтобы преодолеть недостатки классической и когерентной концепций, т. е. проблему появления парадоксов (типа парадокса лжеца) и проблему соответствия непротиворечивой теории действительности. Семантическая теория утверждает, что любая истинная теория должна отвечать двум критериям: она должна быть материально адекватной и формально непротиворечивой, а чтобы не возникало парадокса лжеца, она должна строиться на некоем искусственном языке, лишенном многозначных терминов – по примеру математического. Сама истина существует только в той науке, в которой создан некоторый специальный, идеальный язык, исключающий появление парадоксов.

Тем не менее и здесь проблемы не снимаются, потому что семантическая теория, выдвигая требование специального языка, создает проблему истинности этого языка. Чтобы оценить его истинность, необходимо создание некоего мета-языка, в котором язык науки рассматривался бы как его частный случай. Возникает построение типа бесконечной матрешки. Проблема истины в таком построении окончательно не решается.

К концу XX в. возникает ситуация, которую предвидел в конце XIX в. Фридрих Ницше, говоривший, что истины не существует и что все познание человека есть просто его интерпретация, а существуют одни заблуждения. Учение об истине - это одно из великих заблуждений человечества, поэтому познание есть только лишь приспособление человека к действительности, проявление его воли к власти. Само же понятие истины - это ошибочное понятие, псевдо-понятие, говоря языком позитивистов.

Существуют еще несколько концепций истины, или скорее некоторых представлений, совершенно ненаучных, но тем не менее существующих среди людей. Эти концепции особенно расплодились в XX в., в век демократии, когда каждый человек считает, что он может делать все, что его душе угодно, не оценивая свои действия с точки зрения их неистинности. Возникают различные мистические течения, пышным цветом расцветает . И многие люди верят в то, что все это правильно, хотя истина как таковая в этих концепциях никогда не присутствовала. Главное, что интересует заказчиков и исполнителей так называемых магических процессов, - это их действенность. Когда таким людям объясняют, что их взгляды неистинны и не научны, они отвечают: но ведь это же действует! Перед нами просто наглядный пример прагматической концепции истины: если действует, значит это можно принимать. Истина здесь рассматривается только как полезность или бесполезность для человека, и вопрос об истинности магии просто не ставится.

Также не ставят этот вопрос и различные восточные учения индуистского типа, потому что главное, о чем говорят мистики, это то, что в достигаемом ими мистическом экстазе происходит растворение, исчезновение самого субъекта и слияние его с неким мировым абсолютом, возникает ощущение тождественности и слияния человеческого «я» с неким «божественным» духом. Поскольку здесь нет субъект-объектного отношения, говорить об истинности такого слияния также не представляется возможным, ибо истина всегда требует соответствия наших мыслей действительности. Поэтому мистический союз человека с превосходящим его абсолютом в православном богословии называется прелестью, высшей формой гордыни, когда человек сам себя приравнивает к Богу, а это является самым серьезным грехом для христианина.

Таким образом, мы видим, что такой легкий с виду вопрос об истине оказывается чрезвычайно сложным при попытках его решения и даже не просто сложным, а практически невозможным для решения на языке философии. Наука не может ответить на этот вопрос, потому что она всегда занимается своим собственным предметом и наивно считает проблему истины очевидной. Однако проблема истины выходит за пределы науки, и потому естественно предложить рассмотреть эту проблему философам. Но и философия, как мы видим, тоже ничего не смогла предложить, кроме бесконечных противоречий, возникающих в различных теориях истины.

Однако очевидно, что понятие истины, непостижимое наукой, не улавливаемое философией и отсутствующее в оккультно-мистических концепциях, тем не менее существует, что непосредственно ощущается каждым человеком - будь он нобелевский лауреат или простой крестьянин.

Почему же возникает способность человека оценивать истину и неумение ее понять? Очевидно, потому, что человек по своей собственной природе как существо, умеющее оценить истинность или ложность любого высказывания, любой теории, несет критерий истины в себе. Это означает, что человек своей природой возвышается над субъект-объектным отношением, иначе невозможно было бы говорить ни о чем, кроме личного, субъективного восприятия. Если же человек с уверенностью утверждает истинность или ложность какого-либо высказывания или теории, то это означает, что он действительно возвышается над самим процессом познания, над самим отношением субъекта и объекта. Иными словами, это показывает, что человек, если он познает истину, уже не является только лишь составной частью нашего материального мира, как не является и только лишь разумным, мыслящим существом. Конечно, это необходимо, человек является и материальным и разумным существом. Но оценить истинность высказывания на основании только лишь наличия разума невозможно. Значит, человек имеет способность, не осознаваемую и не понимаемую им, которая возвышает его над материальной и над разумной действительностью. Если же человек может оценить некий совершенный им поступок с точки зрения его нравственности или безнравственности, то это становится возможным также благодаря наличия в человеке способности нравственной самооценки, совести.

Это можно понять только в русле христианской догматики, которая говорит, что человек есть образ и подобие Божие. Человек не просто существо, состоящее из тела и имеющее разум (разумное животное), а существо, возвышающееся по своей природе над этим миром, как возвышается над ним Бог, и несущее в себе природу этого мира, как принял ее в Себя Иисус Христос – «путь и истина и жизнь».

Не может быть истинной та религия, в которой бог противостоит миру. Это религия, в которой сама концепция истина оказывается упраздненной, мир оказывается противостоящим богу, чуждым ему и нетождественным. Не может быть истинным и та религия, где бог тождествен миру. Как не может быть истинным и учение, вообще отрицающее существование Бога - самой объективной истины! Только христианство утверждает неслиянное и нераздельное существование мира и Бога. Поэтому только лишь христианская концепция истины оказывается достроенной до конца. Те противоречия, которые существуют в различных философских теориях, снимаются в христианстве. Христианство достраивает те обрывочные суждения, которые различные философы в различные века предлагали для рассмотрения думающему человеку. Отсюда важное следствие о необходимости существования человека в Церкви как Теле Христовом, о необходимости евхаристической жизни как приобщения Истине не только разумом, но телесной природой, ведь истина существует не только для разума, но и для чувств, т. е. для целостного человека. Все богатство христианского учения, весь догматический его строй оказывается гармоничным образом порождающим философское и научное учение об истине. И тогда действительно становится понятным, почему истина имеет три составляющих: метафизическую, логическую и нравственную. О нравственности можно говорить только применительно к существу, имеющему свободную волю, т. е. применительно к личности, имеющему совесть, способность к самооценке. Поэтому учение об истине может быть только там, где есть учение о личном Боге и о личном ответственном за свои поступки человеке. Понятно, почему учение о нравственном аспекте истины совпадает с логическим и с метафизическим, т. е. собственно отвечающим на вопрос о критерии истины вопросом. Ведь истина - это и личность, единая Божественная Личность Иисуса Христа, в Котором неслитно и нераздельно соединены божественная и человеческая, тварная, природы, это и разум, слово, Логос. Таким образом, высказывания «что есть истина?» и «Кто есть Истина?» не исключают одно другое, а взаимно дополняют и проясняют друг друга.

Из вышеизложенного вытекает, что христианство как истинная религия не может противоречить и другим истинным учениям. Более того, как показала двухтысячелетняя история развития христианской Церкви, именно догматы христианства явились исходным пунктом в создании современного математического естествознания, именно христианство явилось источником истинной нравственности в обществе, именно христианство явилось культурообразующим фундаментом для большинства современных цивилизованных стран, и, главное, именно христианство дает истинную надежду человеку обрести жизнь вечную через веру в Иисуса Христа - Богочеловека, действительно жившего, умершего за нас и воскресшего, как об этом и повествуют истинные книги - Евангелия.

В нашем Мире более 7 миллиардов человек, в каждом из которых возникают различные мысли, чувства, вера. Поэтому, в Мире появилось достаточно большое количество религий, в связи с этим, люди выбирают разные религии, в большинстве из них есть вера в Бога, но некоторые народы не верят в него.

Когда мы думаем о слове «религия», в нашем сознании появляются некоторые мысли, как некая жестикуляция, как убеждение, видение о человечестве во всём Мире и системе вероисповедания к различным религиозным культурам. Интересен тот факт, что согласно различным исследованиям и Книге рекордов Гиннеса, ислам является наиболее быстро растущей религией мира из-за большого количества обращения к исламу каждый год.

какая религия истинная? + мыкитка Просветленный (22337), закрыт 4 года назад

Дополнен 4 года назад

Рассмотрев эти основные религиозные системы, можно обнаружить значительные различия:
Последователи индуизма верят в триста тысяч богов;
Буддисты отрицают божественность;
Последователи движения «Новый век» считают, что Богом является каждый из них;
Мусульмане верят в могущественного, но обособленного Бога;
Христиане верят в любящего и достижимого Бога.
Одного ли Бога прославляют все эти религии? Давайте рассмотрим это. Движение «Новый век» говорит, что каждый должен достичь центра космического сознания, но для мусульманина это означало бы отказаться от своего Бога, для индуса - отказаться от множества богов, а буддисту пришлось бы признать, что Бог существует.
Каждая из основных мировых религий (индуизм, движение «Новый век» , буддизм, ислам, христианство) по-своему уникальна. Но только…

Существует ли единственная истинная религия?

Ответ Иисуса:

Ответ на вопрос, есть ли только одна единственная истинная религия: «И да, и нет».

Есть только одна истинная религия, но эта религия – универсальная, внутренняя религия Бога. На планете Земля нет такого явления, как одна истинная религия. Есть много истинных религий, потому что есть много религий, которые учат элементам универсального пути.

Я ранее говорил, что существует много способов для выражения Божьей истины. Следовательно, может быть много религий, которые все учат определенной версии Божьей истины и универсальному пути, ведущему к царству Божьему.

Возможно, ни одна религия не может дать вам полного понимания Бога. Это понимание просто вне слов. Если вы задумаетесь над этим, то поймете, почему. Священные писания утверждают, что, если все, что я сказал или сделал, необходимо было бы записать, самому миру не вместить бы написанных книг. Это небольшое преувеличение со стороны автора этого…

Как узнать, какая из всех религий является правильной?

Вопрос: Как узнать, какая из всех религий является правильной?

Ответ: Нет никаких сомнений, что при таком количестве различных религий в мире определение того, какая из них правильная, является задачей не из легких. Во-первых, давайте рассмотрим некоторые мысли на общие темы, а затем посмотрим, как подойти к нашей задаче таким образом, чтобы можно было реально сделать правильный вывод о Боге. Проблема наличия разных ответов на конкретный вопрос не является присущей лишь сфере религии. Например, вы можете посадить сотню студентов, дать им сложную задачу по математике и, вполне вероятно, что многие из них получат неправильный ответ. Но значит ли это, что правильного ответа не существует? Вовсе нет. Тем, кто получил неправильный ответ, просто нужно найти ошибку и знать методы, необходимые, чтобы прийти к правильному решению.

Как мы приходим к правде о Боге? Мы применяем систематическую методологию,…

Что собой представляет такое понятие, как религия? Это особое восприятие мира, которое основывается на вере в сверхъестественные силы. Верующие имеют свод определенных законов, моральных правил, а также свои особые обряды. Они объединяются для служения Богу в определенных сооружениях, к примеру, христиане – в церкви, мусульмане – в мечетях, и т.д. Самая распространенная религия в мире – это христианство. Есть также и другие, менее численные, но не менее значимые. Любая религия основана на вере в то, чего нельзя увидеть и подтвердить научными фактами. Верующие люди полагаются на своё внутреннее зрение, их убеждения нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

Какие учения существуют

Самая распространенная религия в современном мире, как уже было написано выше, это христианство. Кроме него, существует ещё две мировые религии – это ислам и буддизм.

Для христианства характерна вера в то, что Бог един, но находится в трех ипостасях; Бог принёс искупительную жертву, отдав…

Иисус основал только одну религию - истинную. Ее можно сравнить с доро гой, которая ведет к вечной жизни. Иисус сказал, что лишь немногие находят эту дорогу (Матфея 7:14). Бог одобряет только то поклонение, которое основано на его Слове, Библии. Все истинные служители Бога объединены одной верой. (Прочитайте Иоанна 4:23, 24; 14:6; Эфесянам 4:4, 5.) Иисус предупредил, что появятся ложные пророки, которые извратят христианство. Их не всегда легко отличить от истинных христиан. Ведь они считают себя последователями Христа и называют свои церкви христианскими. Но понять, кто есть кто, все-таки возможно. Как? Только истинная религия приносит хорошие плоды - христианские дела и качества. (Прочитайте Матфея 7:13-23. Истинные христиане верят, что Библия - это Слово Бога. Они стараются жить по библейским принципам. Этим истинная религия в корне отличается от всех религий, которые основаны на учениях и взглядах людей (Матфея 15:7-9). У настоящих христиан слова не расходятся с делами….

рТПУНПФТ РПМОПК ЧЕТУЙЙ: оЕХЦЕМЙ ЙУМБН УБНБС ЙУФЙООБС ТЕМЙЗЙС?

уФТБОЙГ: 2 3 4 5

27-08-2011, 19:58

нПЕЗП ДТХЗБ ПВТБФЙМЙ Ч ЙУМБН(ОП ЕНХ РПМЕЪОП- ПО ТБОШЫЕ РЙМ НОПЗП,Б ФЕРЕТШ ОЕ РШЈФ…РПЛБ). фЕРЕТШ ДТХЗ УЮЙФБЕФ ЮФП НЕОС ОБДП УРБУФЙ Й ФПЦЕ УДЕМБФШ НХУХМШНБОЙОПН.с ОЕ РТЙОЙНБА,ФБЛ ЛБЛ ОЕ ХЧЕТЕО Ч ЙУФЙООПУФЙ ЙУМБНБ.
ч ДПЛБЪБФЕМШУФЧП ЙУФЙООПУФЙ ДТХЗ РТЙЧПДЙФ БТЗХНЕОФЩ ЮФП СЛПВЩ лПТБО УПЪДБО ОЕ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙН ТБЪХНПН. уЛПМШЛП ХЮЈОЩИ ВЙМЙУШ,Б ЮФП-ФП РПДПВОПЕ лПТБОХ ОЕ РТЙДХНБМЙ.
фЙРБ Ч лПТБОЕ Й ОБРЙУБОП»рТЙЧЕДЙФЕ ЦЕ УХТХ, РПДПВОХА ЬФПНХ, Й РТЙЪЩЧБКФЕ, ЛПЗП ЧЩ НПЦЕФЕ, РПНЙНП бММБИБ, ЕУМЙ ЧЩ РТБЧДЙЧЩ»
с ЮФП-ФП ОЕ ЧЕТА Ч ЙУФЙООПУФШ ЙУМБНБ.

ЬФП ЙЪЧЕЮОЩК УРПТ, Х ЧУЕИ ТЕМЙЗЙК ЛПТЕОШ ПДЙО

27-08-2011, 20:38

йУФЙООЩ ОЕ ТЕМЙЗЙЙ, ЙУФЙОЕО вПЗ.

й ТЕМЙЗЙПЪОЩ ФПЦЕ МАДЙ, ОП ОЕ вПЗ.

вПЗ, ФБЛ ЦЕ, ЛБЛ Й цЙЪОШ, РПЧУАДХ, ЧП ЧУЕН, ЮФП ОБУ ПЛТХЦБЕФ.

йУФЙОБ РТПУФП ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ УПУТЕДПФПЮЕОБ ФПМШЛП Ч ПДОПН НЕУФЕ, Ч…

Религия
Определение. Форма поклонения кому-либо или чему-либо; совокупность духовных представлений, верований и обрядов отдельного человека или организации. Как правило, религия подразумевает веру в Бога или нескольких божеств; объектом почитания также могут быть люди, предметы, желания или сверхъестественные силы. Многие религиозные представления - это результат познания человеком окружающего мира; также есть богооткровенная религия. Религия может быть истинной или ложной.
Почему существует так много религий?

Согласно одному отчету, в мире насчитывается 10 основных религий и около 10 000 сект, из которых около 6 000 встречаются в Африке, 1 200 - в США и сотни - в других странах.

На появление и развитие новых религиозных течений влияют многие факторы. Некоторые считают, что в основе всех религий лежит одна религиозная истина, просто разные религии выражают ее по-своему. Но если сравнить их учения и обряды с тем, чему учит Библия, то становится понятно:…

Динамика численности религий в мире

Сегодня население Земли составляет 6 055 049 000 человек. За ХХ век количество людей выросло почти в 4 раза, а за ближайшие 50 лет вырастет ещё на треть. По расчетам специалистов к 2050 году на Земле будут проживать около 9 000 000 000 человек.

Самой большой, но не доминирующей религией является Христианство (33.0 % общего населения).

Пятая часть населения Земли исповедует Ислам (19.6 % населения Земли).

13.4 % исповедуют Индуизм.

6.4 % Китайская этническая религия .

5.9 % Буддисты.

3.6 % Этнические религии.

1.7 % Новые азиатские религии.

Менее одного процента составляют следующие малые религиозные группы

Сикхисты (Sikhs) – 23 млн. человек, ок. 0.3 %.

Иудаисты – 14 млн. человек, ок. 0.2 %.

Бахаисты – 7 млн. человек, ок. 0.1 %.

Каждая из этих религий соответствует или превышает население средней европейской…

Сколько в мире религий

Науке известно около пяти тысяч религий. Наибольшее количество приверженцев насчитывают несколько мировых религий.

Христианство. Последователи Иисуса Христа объединены в более чем 100 церквей, течений и сект. Это восточно-католические церкви. Старокатолицизм. Протестантизм. Православие. Духовное христианство. Сект. Это самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 миллиардов, так и по географической распространенности – почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Ислам распадается на 7 течений: сунниты, шииты, исмаилиты, хариджиты, суфизм, салафиты (ваххабизм в Саудовской Аравии), радикальные исламисты. Приверженцев ислама называют мусульманами. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным, до 1,5 миллиарда человек.

Буддизм состоит из трех основных и множества местных школ: тхеравада – самая консервативная школа буддизма;…

Какие существуют мировые религии?

Религия — это система взглядов, основанная на вере в существование Бога или нескольких божеств. У каждой религии есть свои обряды и святыни.

В мире было и продолжает существовать много религий. В большинстве своем они учат людей добру и определенным нравственным нормам.

Что такое Религия?

Боги — сверх существа, якобы обладающие безграничным могуществом. У древних греков были сопит богов, по одному для каждого явления жизни и природы — например, боги моря, ветра и любви. Подобное собрание богов принято называть пантеоном. Многие народы, в том числе викинги и древние египтяне, имели пантеоны богов. К вере в одного Бога впервые пришли иудеи 4000 лет назад. Христиане и мусульмане тоже верят в единого всемогущего Бога.

Религии и пророки

Некоторые религии основываются на откровениях — передаче Богом или богами священных знаний людям. В основе ислама лежит учение о Боге (Аллахе), которое проповедовал пророк…

ДОБРО И ЗЛО > Статьи и отрывки

Ю. Новиков

Почему религий много?

Один из самых распространенных вопросов, который возникает у людей, изучающих различные религии и вопросы выбора между добром и злом, состоит в следующем. Религий на Земле существует множество. Во многом они схожи между собой, но есть и существенные отличия между ними. С чем это связано? Может быть, как утверждает наука, религии придумываются самими людьми, и поэтому сколько народов, культур, стран, столько может быть и разных религий? А если признать, что религии все-таки даются людям Богом через пророков, то почему тогда пророков много, почему Богу нужно посылать нескольких пророков в разные времена и в разные страны? Что же, меняется истина, меняется отношение Бога к людям? Или для каждого народа у Бога своя истина?

Вопрос сложный, ясный ответ на него найти непросто. И главная трудность связана с тем, что последователи каждой из религий именно свою религию обычно объявляют…

Мировые религии

В настоящее время в мире существует много религий, а также их классификаций. В религиоведении принято выделение следующих типов: племенные, национальные и мировые религии.

Буддизм

Буддизм - наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть - удел всех людей. Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло…

Какая религия – правильная?
Если в религии присутствуют Четыре Благородные Истины и Благородный Восьмеричный Путь, то её можно назвать правильной.
Людям очень трудно разобраться, почему существует так много разных религий, и какая из них – истинная. Последователи каждой религии стараются показать её превосходство над другими. Разнообразие дало толчок определённому развитию, но в отношении исповедуемой религии люди смотрят друг на друга с завистью, ненавистью и презрением. Самые почитаемые обряды в одних религиях называются нелепыми в других. Для проповеди возвышенных и мирных учений некоторые люди скатываются до использования оружия и развязывания войн. Не осквернили ли они доброе имя религии? Похоже, что некоторые религиозные учения стали причиной разделения людей, вместо того, чтобы объединять их. Сегодня имеется предостаточно религий, в которых последователям рекомендуется ненавидеть другие религиозные учения, а религий, в которых проповедуют уважение чужих убеждений,…

Е.М. Чайтанья Чандра Чаран, фрагмент интервью "Открой Себя".

Вопрос: Какая из религий истинная?

Ответ: Ответ заключается в том, что все религии ложны и все религии истинны. Любой религией можно воспользоваться как истинной, а можно сделать из нее что-то ложное. Религия проявляется в поведении людей. Если религиозные люди начинают взрывать дома, то мы начинаем бояться такой религии. Но сама религия - это милосердие, чистота, аскетизм и правдивость. Именно этого мы ожидаем от религии. Сначала милосердия, любви, понимания, а потом уже какого-то закона.

Те, кто не научился любить Бога и своих ближних, требуют исполнения закона: «Побить камнями!» Но Иисус сказал: «Кто без греха, пусть первый бросит камень». Сначала - любовь. Религиозный фанатизм очень опасное проявление религии. Сначала должен быть хотя бы здравый смысл. На самом деле, религия дает жизнь всему человеческому обществу. Как Ганга - прекрасная полноводная река. По ее берегам бурлит жизнь. Но вырастают на этих берегах и колючий кустарник, и прекрасное манговое дерево. Так и религию можно превратить в яд, в колючки, если постоянно с кем-то враждовать. Есть люди, которые вообще склонны к тому, чтобы враждовать и религия здесь и не при чем.

Дерево познается по плодам. Если мы хотим понять, что такое настоящая религия, мы должны смотреть на великие примеры. Иисус Христос, пророк Мухаммед, Шри Чайтанья - это самые великие святые. Мы должны смотреть на них - тогда мы не будем сбиты с толку. Так что это наш выбор: что мы выберем в религии. Если мы выбираем самую чистую часть любой религии - это истинная религия.

Чтобы претендовать на истинность религии, нужно следовать ее заповедям. Но большинство людей не следуют, а просто спорят, чья религия лучше, но суть не в этом. Выбирай то, что тебе по сердцу. Затем ты должен следовать тому, что выбрал. Затем развить добродетель. Затем обрести духовные качества. Затем принести благо всему миру - такова последовательность.

Истинная религия - та, которая удовлетворяет Бога.

Если удовлетворен желудок - все части тела получают энергию. Нам не хватает счастья, блаженства, творческой энергии? Значит, мы не удовлетворяем Бога. Желудок принимает не любую пищу. Если мы хотим предложить Богу наше вожделение, вражду, войну - Он это не принимает. Начинаются социальные катаклизмы, все не удовлетворены… Сейчас совершается столько всякой деятельности - но все не удовлетворены. Когда человек ощущает полное удовлетворение от своей деятельности, избавляется от зависти, жадности, похоти - это деятельность угодная Богу. Казалось бы, зачем поливать корень дерева? Можно поливать ветви и листья. Зачем люди собираются и молятся? Сколько земли успели бы вскопать за это время! Но нет, мы должны знать, как удовлетворить Бога. Это принесет наилучшие результаты. Бог скрыт в нашем сердце, как корень дерева скрыт в земле.

Вопрос: Если Бог един, почему религий так много?

Ответ: Если мы постараемся смешать и объединить все - мы потеряем разнообразие и вкус. Если же мы будем подчеркивать только различия - это приведет к противоречиям. Мы должны понять одновременное единство и различие. Всему нужно дать свое место. Мы должны признать, что любая религия - это творческое развитие души. Бог дает вдохновение какому-то пророку - и возникает целое движение, на тысячи лет вперед. Потом оно угасает из-за людских недостатков - и начинается новое. Каждые пятьсот лет кто-то приходит на землю, чтобы поддерживать процесс развития души. Каждая религия имеет свое предназначение. Мы никогда не должны быть высокомерны по отношению к другим людям. Мы должны сохранять смиренную позицию служения. Это объединяет.

Я вам сейчас назову одну вещь, которую стоит запомнить и на которую стоит обратить внимание. Вы знаете, что только христианство имеет аргументы, подтверждающие его истинность? Когда вам придется вести разговоры с представителями других религий, спросите: «А какие у вас есть аргументы, подтверждающие истинность вашей веры?». Вы даже себе не представляете, насколько серьезный и насколько убийственный этот вопрос для всех религий, за исключением христианства. Христианство имеет целый ряд объективных , вы слышите, я подчеркиваю, объективных аргументов, свидетельствующих о нем как о религии истинной . Когда я говорю «объективных», то я говорю о следующем: речь идет не просто уже о внутренних переживаниях, на которые вам сошлется представитель любой религии. Речь идет совсем не об этом.

Христианство имеет объективные доказательства, я говорю «аргументы», своей истинности. Один из этих аргументов я затронул, но говорил о другой его стороне, поэтому вы могли не обратить внимания. Речь идет о первом аргументе - мученичестве . Просто само по себе мученичество, ну, как понять, почему это - аргумент? А вот давайте с вами посмотрим, при каком условии могло произойти это явление, я говорю о гигантском по своим масштабам явлении мученичества в истории христианства. О чем оно говорит? Оно говорит о том, что переживание Бога как величайшего блага , блага перед которым все земное, в том числе страдания и пытки, оказываются ничтожными. Такое переживание свидетельствует ни о чем ином, как об истинном Боге, открывающемся человеку, о Боге, который действительно действует в этом человеке, и который дает ему подобное мужество. Вообще, тот, кто читал жития святых, представляет себе, каким мукам подвергали христиан. В житиях святых конечно нет сообщений, а история сообщает, что сколько было отпадших, т.е. христиан, которые отрекались, их было тоже очень много. Вы что думаете, что все христиане так пострадали до смерти? Нет. История Церкви говорит об отпадших. Были даже специальные каноны приема этих отпадших обратно в лоно Церкви. Они же отрекались от Христа… Специальное время было на покаяние, на особые подвиги… Не отрекались от Христа те, кто своей праведной жизнью (праведной, т.е. правильной жизнью ) делал себя способным к переживанию Бога, к вхождению Бога в его душу. Вот кто не отпадал от Бога. По существу это кто, это какие люди? Это люди действительно с чистым сердцем , т.е. не лукавые. Это очень важно. Второе, важнейшее, что это люди смиренные , ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Вот эта категория чистоты, с одной стороны, чистоты, целомудрия; с другой стороны, смирения,- все это вкупе, делало людей способными к восприятию Бога. Они были способны на эти страдания, потому что, то благо, та радость, которую им давал Господь в их душу, все покрывали. Великомученик Евстратий, когда с него сдирали кожу железными скребками, вдруг неожиданно для своих мучителей воскликнул: «Мучение это - радость рабам Твоим!» Они были потрясены: потоки крови текут по его спине, и вдруг он произносит такие слова. Подобные же слова произнесла одна из мучениц (Вера, Надежда, Любовь), одна из них, то же самое. Это еще девочка - и тоже такие слова! И сколько таких случаев! Что было бы сейчас, если бы, например, вот мы сейчас здесь сидим, и заходит какое-нибудь начальство и объявило бы: «Только что передали по радио, что каждый исповедующий христианство, будет подвергнут самым жестоким пыткам». Я думаю, тогда б мы немножко поняли, что значит верить просто так, думать, что есть Бог, предполагать, или действительно от всей души обратиться к Богу. И Бог тогда дает человеку такую радость, такое переживание, перед которым, действительно, все земное становится за ничто. Один из аргументов истинности христианства заключается в том, что оно, христианство, показало беспрецедентное свидетельство мученичества. Такое свидетельство, которое не имела ни одна религия мира.

Посмотрите, как развивалось христианство, в каких условиях? Вождь, как апостол Павел его называет, и Начальник нашего спасения жесточайше убит, распят. Все Его ученики, за исключением Иоанна Богослова, погибли в жестоких муках. «Христиан ко львам!» И вдруг, несмотря на это… Вы представьте себе, государственная власть издает закон, по которому само имя христиан вне закона. Каждый должен быть уничтожен, и не просто уничтожен, а «ко львам христиан!» Скажите, сколько времени может существовать такая религия? Сколько? Год? Два? Очевидно, что очень скоро должна быть уничтожена… Вне закона! Вы же понимаете. А что мы видим в истории? Триста лет бесчеловечных гонений окончилось чем? Победой. Я говорю, объяви сейчас о гонениях, мы бы увидели, сколько осталось бы христиан… Христианство должно бы в силу логики нашей жизни, должно было быть уничтожено в первые годы своей жизни. В первые же несколько лет оно должно было быть уничтожено! На это и рассчитывали. А вместо этого - торжество христианства. Я говорю об историческом факте. Интересно, как его объяснят представители иных религий? Объясните!

Вот это один из объективных аргументов, объективных, т.е. тот, на который человек может посмотреть, верит он или не верит, христианин он или какой другой веры. Я привел вам один только из аргументов, объективных аргументов, свидетельствующих об истинности нашей религии.

Существуют еще несколько очень серьезных аргументов. Заключаются эти аргументы в следующем.

2) Христианство предлагает такое учение о Боге , такое учение о Христе, такое учение о спасении, которого во всю эпоху дохристианского существования человечества ни в одной религии и ни в одной философской системе не было. Вы скажете: ну и что из этого? Новая религия - новая система… А вот, что из этого. Кто явился родоначальником христианства? Иисус Христос. Он даже не учился. Он даже профессором не был, представляете? Ни фарисеем, ну на наш язык перевести, ни монахом, ни первосвященником даже, т.е. не архиереем… Никто, простой необразованный странник. Апостолы - рыбаки , а мы знаем, кто такие рыбаки и что они могли бы сказать о философии или Боге, комментариев не требуется. И это апостолы - рыбаки, они-то предложили такую систему? Такое учение о Боге-Троице ? Все те типы триад, которые имели место в дохристианскую эпоху - это жалкая картинка по сравнению с тем, что предлагает христианство. Учение о Боговоплощении практически ничего общего не имеет с тем, о чем говорили дохристианские религии, у которых боги воплощались и чего только не делали. Ничего общего! Тоже самое и учение о спасении . То учение , повторяю вам, которое предлагает христианство принципиально, не как-нибудь, а принципиально отличается от всего того, что имело место в дохристианскую эпоху. Откуда это взялось, скажите? Кто это такие за «мыслители», что за философы? Даже Энгельс, уж такой критик христианства, такой столп атеизма, и то вынужден был написать: «Христианство, возникнув, вступило в резкое противоречие со всеми существовавшими до него религиями». О каком противоречии идет речь? Конечно речь идет не о какой-то внешней борьбе. Речь идет об учении, об учении по всем основным пунктам. Я вам скажу, это сильнейший объективный аргумент. Никакими человеческими факторами вы этого не объясните. Или мы признаем, что христианское учение во всех своих истинах является сверхъестественным учением, или должны поставить такой огромнейший знак вопроса: откуда ж оно тогда возникло? На него никто во веки веков не ответит. Ни одна религия другая не имеет объективных аргументов, подтверждающих ее истинность . Именно это соображение является одним из самых сильных, которое в наш век мы можем предложить людям сомневающимся, не знающим, что делать, не знающим, на какой религии остановиться. Ну, хорошо.

Православие и другие конфессии

Видите, у нас все тоньше становится область исследования. Христианство одно, конфессий - много. А чем они отличаются друг от друга? Может по существу ничем? Может у каждой своя индивидуальность, как у каждого из нас свой рост, свой нос, свои глаза? Нет, нет… Вопрос этот в наше время приобретает исключительную важность, поскольку пользуясь современным состоянием нашего государства, ослабленным и разбитым, пользуясь тем, что сама Церковь Православная, историческая наша Церковь, не имеет ни соответствующих кадров, ни соответствующих средств, западные христианские неправославные миссионеры, из которых самым главным является, конечно, католическая церковь, затем протестантские различные направления, пользуясь всем этим пытаются насадить свою веру с тем, чтобы духовно нас изменить по своему образу и подобию. Вопрос в высшей степени важный, действительно ли Православие, католицизм, протестантизм есть просто разновидности равноценные и равнозначные разновидности христианства, или же по существу это вещи не совместимые? Насколько я с ними знаком - это совершенно разные религии!

Католицизм. Я даже не хочу касаться догматической системы, нам сейчас с вами трудно об этом говорить, по крайней мере знайте одно, что вся догматическая система, догматическое верование является только базой, только основой для правильной религиозной жизни, сама по себе эта система ничего не значит, сама по себе, в отрыве от жизни, она имеет значение только когда дает направление к правильной жизни. И в этой жизни, в соответствующей духовной жизни, и выражается все существо каждой религии, каждой конфессии. В чем существо католицизма? Поскольку тут (Московская Духовная семинария ), я уверен, католиков нет (если бы они были, я бы выражался помягче), то я буду немножко прямолинейнее, да извинят они меня, если услышат, у меня нет намерений никого оскорблять. Никого и никогда. Но это мое искреннее убеждение на основании того, что я читал, с кем встречался, с кем общался, что видел и что слышал - католическая религия превратилась, точно, вы слышите, в игру, в роман со Христом . Что там происходит? Церковь узнается по своим святым , посмотрите, какие святые, и мы узнаем, во что верит церковь. Какие католические святые? Становится подчас неприлично даже говорить, что там творится. Величайшие святые в католической церкви имеют степень «доктор богословия», «ангельский доктор», «вселенский доктор», «вселенский учитель». Вселенские учителя - Катарина Сиенская, Тереза Авильская… Сейчас вот маленькая Тереза Папой (Иоанном Павлом II ) канонизирована. Скончалась в двадцать с небольшим лет. Чем она прославилась? Чем она успела так прославиться, что не просто причислена к лику святых, а возведена на высший уровень в католической церкви - вселенского учителя , - т.е. на уровень с Иоанном Златоустом, Василием Великим, Григорием Богословом, с этими величайшими отцами Церкви, - чем она прославилась? Она украшала портреты, ну иконы, маленького Иисуса цветочками. Она заявляла: «Я хочу быть святой. Я буду великой святой. Я знаю, что я слаба, но я надеюсь на милость Божию, я буду великой святой!» Не просто даже святой. Что там Евангелие говорит: думайте о себе, что вы рабы неключимые? Что там говорил фарисей, а что говорил мытарь: «Боже, милостив буди ми грешному»? Что там Христос говорит: не праведные имеют нужду во враче, но больные, и Я пришел призвать грешников на покаяние ? Что вы! «Великой святой»! Катарина Сиенская пишет королю Франции: «Слушайте волю Божию и мою!». Знаете вот, как атмосфера бывает в комнате спертая, и люди сидят и не чувствуют, приходит другой: «Что у вас творится тут, топор вешать можно!» Можно оказывается привыкнуть. Не видят этого! Франциск Ассизский перед смертью говорит: «Я не сознаю за собой ни одного согрешения, которого не искупил исповедью и покаянием». Ничего себе! Пимен Великий умирает, его лицо просветилось как солнце, и он умоляет Бога, в присутствии братии, дать еще время на покаяние. В чем дело? Дело в том, что перед лицом Всесвятого Бога любая наша святость - это карикатура на святость. И чем святее человек, тем больше он видит эту карикатурность своего состояния, потому и умоляет Бога… Франциск уже безгрешен… А Тереза? Я вам сказал уже, что романы, настоящие романы. У нас в библиотеке есть книжечка, возьмите, католическая святая, католическая, не подумайте, что это какие-то выдумки, «Откровения блаженной Анжелы». Какие там излияния к Иисусу Христу? Как ее обнимает распятый Христос рукою? Какие тут романтические словеса и прочее? Стыд и срам буквально, что происходит с ними. Могут сказать, ну а что у вас, у православных, сумасшедших нет что ли? Отвечаем: «Есть… Сколько угодно. Но они у нас так и называются - сумасшедшие, а у вас они святыми называются и учителями Церкви. Это что такое? «О, Бог мой, супруг мой!» - кричит Тереза Авильская, этот «учитель Вселенской Церкви». Подумайте только! «О, Бог мой, супруг мой! Наконец-то я увижу тебя!» Анжела плачет и кричит: «Куда ушел возлюбленный мой?» Ее уж хватают в костеле и уносят монахини, а она начинает бить себя и терзать… Это жуткая вещь! Там любовь христианскую превратили по образу и подобию той, о которой все фильмы, все книги и все романы исписаны. И это называется любовью, и это называется святыней. Мне больше ничего не надо, никаких догматов, чтобы уже увидеть всю ложь католицизма. Ничего больше не надо. Недаром Игнатий Брянчанинов пишет, когда один православный помещик, увидев в руках своей дочери книгу «Подражание Христу» Фомы Кемпийского, вырвал ее из рук и сказал: «Перестань играть в романы со Христом!» Точно сказал. Больше ничего мне не нужно.

Протестантизм - законнорожденное дитя католицизма, доведшее эти абсурды вероучения до предела. Я вам назову этот предел. Вам все станет ясно сразу. Я вам почти цитирую: верующему грех не вменяется в грех. Вы знаете, такие вещи, когда читаешь, в тупик приходишь! Ладно, когда читаешь, а когда сидишь: нас пять-семь человек, их столько же (профессоров-протестантов ), все вот с такими головами! Огромными! Там набиты целые энциклопедии! И вдруг выплевывают такое! Думаешь: что случилось? Как это можно? «Верующему грех не вменяется в грех…» Мы, оказывается, оправдываемся только верою. Так они поняли апостола Павла. Какой ужас! Поэтому там произошло полное обмирщение, обмирщение христианства. Христианство превратилось в некий придаток жизни, чисто бытовой , даже не бытовой, нет,- в быту никакого христианства нет - чисто эстетический, это обычай и больше ничего . Я не хочу сказать, что там нет искренне верующих людей. Не подумайте! Там есть искренне верующие люди, и среди католиков, и среди протестантов. Я говорю о протестантизме о католицизме как таковых! И основная масса их действительно следует этому широкому потоку. Что такое западное христианство? Это «освобождение», в кавычках, христианина от всех заповедей Христовых . И такая красота, так хорошо быть христианином, так сладко, просто невозможно! Приезжаю в семинарию одну, помню, католическую, молодые ребята играют в волейбол. Я ректора спрашиваю: «Как, это все будущие священники?». «Да, да, да, это будущие наши священники». Я говорю: «Целибаты, да?» «Да», - он уже, смотрю, насторожился. Я говорю: «Ну, а как у вас посты… Какие-нибудь есть, нет?» Замолчал, а потом уже совсем скромно: «Да. У нас в пепельную среду (у них начинается пост Великий не в понедельник, а в среду) и страстную пятницу учащиеся едят один раз в день и-и-и - без мяса!». Я не помню, наверное, я сидел, поэтому не упал. Полное обмирщение. Все эти вещи выброшены. Ну, не хватает у тебя добродетелей, для этого есть сверхдолжные заслуги Христа, Богоматери, святых. В святой год, который бывает сейчас каждые 25 лет, достаточно посетить Рим, четыре, а лучше семь базилик, т.е. основных храмов, и побыть на приеме у папы. Что значит прием? Получить благословение у папы, когда собираются там сотни тысяч людей, или тысячи, а если вы сможете, если вас небольшая группа людей, и говорить нечего, вы получаете полную индульгенцию. Я уже однажды был таким святым, помню. Приехал в Академию и требовал, чтобы мне целовали туфлю. Но такой тут народ темный, ничего не понимают, отказались и все, еще смеялись…

Ну, хорошо. Так что если говорить вот об этих двух направлениях христианства, основных западных направлениях, как католицизм и протестантизм, то, даже не вдаваясь в детали, их можно оценить, как глубокое извращение христианства, как такое приспособление христианства к нашему «ветхому» человеку, плотскому человеку (когда ничего на свете не надо, только попить, поесть, повеселиться), при котором христианство нисколько не мешает ему жить. Вот эта задача осуществлена, и христианство приобретает мирской, проще говоря, языческий характер.

Чем же характеризуется Православие в отличие от этих направлений христианства ? Я попытаюсь вот сейчас вам немножко сказать о сущности Православия, о сущности христианства. Собственно, Православие - это и есть христианство, и больше ничего. Православие еще сохраняет христианство, правда, в практической жизни, в своем историческом осуществлении, увы, мы и в Православии видим столько нагромождений, подчас столько греха, столько отступлений, как в прошлом, так и в настоящем, что уж этим хвастаться не будем. Но когда мы говорим о Православии, как выражающем именно существо христианства, то мы говорим о том, что в Православии еще сохраняется правильное понимание того, что совершил Христос, что должны сделать мы, чтобы воспользоваться тем, что сделал для нас Иисус Христос. Православие еще сохраняет это. На западе это уже искажено, так, что даже человек ищущий не найдет у них ответа на этот вопрос, правильного ответа. Ответы есть, но они лживые. Он не найдет там ответа. В Православии мы еще можем найти. Первое и основное, на чем может стоять еще Православие, на чем еще оно стоит - то, что именуется в богословии Священным Преданием Церкви . Что подразумевается под этим, когда мы произносим эти слова? Мы подразумеваем то, что истинное познание, Богопознание и правильная христианская жизнь конечно же осуществлена теми, кого мы называем святыми. У нас еще есть вера этим святым. Мы верим и благоговеем перед ними, мы их стараемся изучать, и, насколько возможно, следовать. Не новым учителям, а тем, которые проверены всем опытом Церкви; из новых только тем, которые следуют тому же пути жизни Церкви. Вот это Священное Предание, т.е. голос отеческий, святоотеческий голос, и тот путь жизни, который они оставили, составляют самое ядро и суть того, что еще сохраняет Православие православным. Правда, должен вам сказать, что и здесь процесс размывания идет с очень большой силой. Идет общий процесс обмирщения. Это факт. Я бы сказал так: по счастью, Православие находится в хвосте вот той колонны, которая уходит, или отходит все дальше от Христа. Мы еще все-таки в хвосте, еще оглядываемся, еще пытаемся зацепиться за что-то, но общий процесс идет. Игнатий Брянчанинов пишет: «Христианство, Православие наше подобно цветущему древу, зеленеющему древу, но которое изнутри сгнило. Первая же буря повалит его». В чем эта гнилость? Гнилость в той жизни, которую ведут православные христиане и в некоторых других вещах…

В чем же существо христианской жизни, в чем вот то самое главное в духовной жизни, о чем говорит Православие? Вы сами понимаете насколько это важный вопрос и как важно иметь правильное представление об этом. При очень богатой картине, я вынужден сейчас остановиться только на чем-то. Попытаюсь назвать самое главное. Самое тяжелое, что в нас прибывает, это неведение и непонимание того, ради чего же пришел Христос. Ведь теоретически легко понять, правда же? Вы подумайте только, если человек заболел, например, пальчик порезал, пойдет он к врачу? - скорее нет; что-то посерьезнее, ладно уж, зайдет, «мё дсестра» ему что-нибудь там помажет; еще серьезнее - положат в больницу, там, глядишь, врач подойдет; еще серьезнее - консилиум тут врачей; еще серьезнее - надо мировых светил звать. Вы понимаете, чем более серьезная степень заболевания, тем более высокие эксперты и специалисты нужны. Тот факт, вы только задумайтесь, тот факт, что для спасения человека пришел не пророк, и даже не величайший из пророков, не какой-нибудь там святой, а пришел сам Бог Воплотившийся, свидетельствует о том, что состояние человека, т.е. каждого из нас, таково, что уже никто другой не мог его исцелить. По-моему, логика такова. Зачем же прилетать кому-то из Америки, когда тут действительно самая простая фельдшер может излечить? Правда, смешно было бы? Ясно каждому. Логика понятна, если пришел сам Бог Воплотившийся, следовательно, мое состояние , не только моего соседа (что у моего соседа ужасное, это понятно), а оказывается и мое состояние настолько худое, что потребовалось прийти Христу! В чем дело? Должен вам признаться, что я этого не вижу в себе. Поразительная вещь, действительно! Где ни нажми на меня - одни болезни, а я вижу себя превосходным, лучше меня нет. Всех осуждаю, всех критикую - и я хороший человек. Вот он центр, центр всех страстей, всех наших падений, всех нестроений, если хотите, всех бед нашей жизни и личной, и общественной, и мировой! Больной до тех пор, пока не видит своей болезни, лечиться не будет : «Я больной? Сам ты больной!» Оказывается, самая большая беда, если хотите, самая страшная болезнь, источник всех болезней - это поразительная слепота. Не вижу, не вижу… Да сними очки! А что мне снимать очки, сам сними! Не вижу и видеть не хочу! И если мне кто-то что-то скажет, что я нехороший человек, я его возненавижу, и сразу покажу, какой источник любви и доброты присутствует в моей душе, в моем сердце. Правильно ж сказано, есть источники горькие, есть источники сладкие. Дерево узнается по плодам, не правда ли? И когда из меня истекает желчь, то как-то трудно подумать, что я весь медовый, ну никак тут не подумаешь. Тем не менее, я думаю. Извините, что я так много говорю, но это самое страшное и самое великое зло, которое присутствует в нас - не видим! Вся духовная жизнь в Православии, правильная духовная жизнь, сводится к тому, что человек начинает постепенно видеть: и правда, я в общем-то не так хорош, как казалось раньше. Один из святых, Петр Дамаскин, пишет: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской» . Я на исповедь приду раз-два-три и обчелся. В общем, все, у меня и грехов-то нет собственно. Ну, так у кого их нет? Правильная духовная жизнь открывает мне себя, мое состояние. Каким образом? Какая это правильная жизнь? Каким образом увидеть себя? Как мне снять эти ужасные, эти убийственные розовые очки, не дающие мне увидеть, что во мне есть? Оказывается способ только один, один способ, - сравнить себя с тем, кто действительно свят. Кто это свят? Где найти это сравнение? Каким образом? Мы, я говорю христиане, имеем то, чего не имеют другие. Мы имеем Евангелие, имеем заповеди, заповеди которые показывают нам свойства нормального человека, вы слышите, свойства нормального человека. Какой же нормальный человек? Это тот, в ком есть любовь, радость, мир со всеми, долготерпение (терпение недостатков других людей, потому что у меня их полно), милосердие, сострадание, кротость, воздержание. Вот нормальный человек-то оказывается кто. Мы не нормальны - это то, о чем говорит христианство. Почему так возненавидели Христа, постановили убить Его, потому что он говорит: «Вы змеи и порождения ехиднины». Это кому он говорит? Тем, кто ни на одну йоту не сомневались, что они праведники и первые люди.

Христианство говорит, что мы глубоко больны. И первая задача, основная задача, сравнивая себя с Евангелием, увидеть себя на самом деле, кто мы есть. Только понуждение себя к исполнению Евангелия в своей жизни, исполнению заповедей Христовых, дает мне возможность увидеть себя. Понуждение себя к исполнению заповедей очень скоро обнаруживает, кто я есть. Отсюда, понуждает меня к покаянию, понуждает меня к обращению к Богу с молитвою. Молитва превращается не в болтологию и вычитывание - это хуление Бога под час, а в искренний зов души, потому что я вижу, как меня мучает. Ну подумайте, зависть мучает? Мучает. Страдает человек от этого? Страдает. Исправиться не могу. Господи, помоги мне.

Слово страсть происходит от какого слова? Страдание. Любая страсть приносит страдание человеку, мучает человека. Нет такой страсти, которая бы не мучила человека. Вот, когда человек увидит это в себе, болезни, и когда обратится ко Христу, тогда он только и увидит помощь Христову, оценит любовь Христову. Самое важное при этом что происходит? Человек, понуждающий себя к исполнению заповедей Христовых, начинает смиряться , нос свой опускать, перестает осуждать других. Разве в больнице осуждают друг друга за болезни, скажите? Это ж смешно просто говорить. Только помогают друг другу. Мы все находимся в больнице, говорит христианство. Земная жизнь - это есть время, данное нам для познания себя и для возможного излечения себя. Вот это видение греха своего, видение своей греховности, своей никчемности, - оно постепенно смиряет нашу гордыню.

Вот этот процесс - правильный процесс. Он избавляет человека от так называемой прелести. Ведь в чем состоит прелесть, т.е. самообман, лесть себе? В видении себя праведником, в видении себя хорошим. Не случайно Симеон Новый Богослов говорит, что весь мир человеческий находится в глубокой прелести. Этот термин имеет еще и другой смысл. Для человека неправильно подвизающегося имеется очень большая опасность возомнить о себе. Глупый! От того, что ты вычитываешь, или выстаиваешь молитвы, разве от этого ты лучше становишься? Чистота души должна быть! Дьявол явился к Антонию и говорит: «Антоний, ты мало спишь? Я совсем не сплю. Ты мало ешь? Я совсем не ем. Не этим ты победил меня. Ты победил меня смирением». (Не возгордится ли хоть здесь Антоний Великий?) И себя выдал, и в то же время опять попытался, не возгордится ли Антоний своим смирением! Все очень ловко, почему и называется «лукавым».

Так вот, друзья мои, самое существо христианской жизни, оно сводится к тому, весь аскетизм, он сводится к тому, чтоб постепенно увидеть, что я болен так, что ради этого пришел Христос. Я начинаю понимать, почему пришел Христос-то оказывается! Вот почему! Он же Величайший Врач! И действительно же оказывается, что я - величайший больной. Вот этот человек, который увидит всю свою неправедность, всю свою болезненность, который начнет с сожалением, с милосердием относиться и к другим людям, - этот человек становится на правильный христианский путь. На этом пути он может стать христианином. Вы скажете, как христианином? А до этого кем же я был? До этого кем был? Ну… Тем, кто верил в Бога, правда бесы тоже верят и трепещут, но остаются бесами. Христианином становится человек только тот, кто увидит, что он нуждается во Христе, кому Христос нужен. Кто Христос? Спаситель. Кому нужен? Погибающему . Погибающему, а не гордящемуся своими достоинствами, своею праведностью, своею святостью. Вот суть христианства. Во Христе. Вот кто становится христианином - кто увидел, что ему нужен Спаситель. Здесь открывается человеку великая область духовной жизни, и тех духовных благ, о которых уж нам говорить сейчас не приходится.

mob_info