Кого не отпевают в церкви. Что такое отпевание и как правильно поминать усопших

Русские люди придавали большое значение таинству смерти в соответствии с канонами православия, по которым отпевание и отпущение грехов нужно было ещё заслужить. В состав ритуала отпевания входят строго определенные чередования стихир, канона, чтение Апостола и Евангелия. Значительная часть молитв не читается, а именно поётся, поэтому обряд носит название отпевания.

Экстремалы и самоубийцы

Церковь накладывала запрет на отпевание самоубийц. Считалось, что убивая себя, человек добровольно отринул дар Божий: жизнь. Причём мнение церкви в этом вопросе могло не совпадать с официальной версией. Так, по мнению следствия, Сергей Есенин наложил на себя руки, но его отпевали, и похоронен он на Ваганьковском кладбище в Москве.

Самоубийц не только не отпевали: их не хоронили на церковном кладбище, имена таких погибших нельзя было упоминать в панихиде. Однако рекомендовались домашние молитвы, раздача милостыни и творение добрых дел в помощь душе неправедно усопшего.

В наше время могут возникнуть проблемы с отпеванием экстремалов, погибших при реализации своих отчаянных предприятий, по той логике, что человек знал что может погибнуть, но сознательно пошёл на этот риск.

Не отпевали разбойников, убийц, и другие категории, ведущие с точки зрения православия нехристианский образ жизни. Однако Православная церковь считала основной задачей спасти души людей, поэтому в случае покаяния неправедные люди получали предсмертное напутствие, которое помогало пройти через испытания, ожидающие после смерти.

Православная церковь не отпевала иноверцев, атеистов и некрещёных, включая младенцев. Младенец, умерший некрещёным, был пятном на совести родителей, поэтому детей крестили как можно раньше. Особый обряд совершался над детьми до семи лет, умершими после крещения. Их души считаются безгрешными, детей отпевают только с молитвами о принятии в Царство Божие. Также священник молится об утешении родителей ребенка и о том, чтобы безгрешная душа стала заступником перед лицом Господа за души своих родных и близких.

Особые варианты отпевания

Считалось большим несчастьем умереть без церковного напутствия. Таким образом душа умершего лишалась посмертного покоя и возможности встречи в близкими в «горнем мире».

Благой милостью Господней считалась смерть в глубокой старости, в кругу семьи, после исповеди и отпущения грехов. Среди князей и аристократии было в обычае предсмертное пострижение в монашество. Схиму принимали с целью снискать покой своей душе. Похороны происходили не под тем именем, с которым человек прожил всю жизнь, а под монашеским, полученным на смертном одре. Этот обычай пришёл на Русь из Византии – считалось, что схима облегчает расплату за земные грехи, невольно совершаемые власть имущими.

Считалось, что за умерших «правильно», надо радоваться – ведь человек благодаря своей праведной жизни и смерти поднялся к Божественному престолу. Однако далеко не всегда имелась такая возможность. Внезапные смерти без покаяния и причащения на Руси случались довольно часто. Спустя какое-то время после сражений местные крестьяне находили останки погибших, нередко объеденных волками, но с нательными крестиками на шее или в полусгнившей руке… Крестики передавали в церковь, и по ним было возможно идентифицировать останки. По мертвецам служили заупокойную панихиду и хоронили: воин, погибший за отчизну, несомненно был праведником, и его христианское погребение было долгом, а не милостью. Эта традиция сильна до сих пор, и существуют отряды энтузиастов, которые по историческим документам разыскивают места гибели воинов Великой Отечественной, останки по возможности идентифицируются и захораниваются.

При взятии городов вражеской армией, во время эпидемий чумы или стихийных бедствий, люди массово умирали без покаяния, и даже имена их бывали неизвестны. Таких покойников складывали в общие могилы – скудельницы, и отпевали сразу всех, молясь за их души.

Возможно было заочное отпевание в случае, если человек пропал без вести, но шансов выжить у него было крайне мало: допустим, при кораблекрушении или в дальнем походе. Если говорить точнее, заочно о погибших служится панихида, ибо отпевание подразумевает церковный ритуал над телом, которое являлось вместилищем души.

Неправильные погребальные обряды с точки зрения Церкви

В соответствии с Православной традицией, неправильными похоронами можно повредить душе человека в её вознесении на небеса. В числе таких ошибок - отголоски языческих традиций в виде помпезных погребальных торжеств, обилие венков, алкоголь на поминках. Считается, что музыка и пышные похороны отвлекают душу усопшего от её задачи перехода в Царство Божие.

Что, по православной традиции, происходит с душой в результате неправильной смерти

Если человек был праведником, жил по совести, его душа и без отпевания попадёт в Царствие небесное. Но жизнь есть жизнь, и человек всегда грешит в той или иной степени. Эти грехи задерживают душу и причиняют ей страдания. Если же человек провёл свою жизнь, совершая злые поступки - обижал близких, тиранил слабых, способствовал их преждевременной смерти – его душа может стать неприкаянной и превратиться в упыря. Такие явления в русской традиции назывались «нежить», они питались энергией живых людей и становились врагами всего живущего.

Русские люди придавали большое значение таинству смерти в соответствии с канонами православия, по которым отпевание и отпущение грехов нужно было ещё заслужить. В состав ритуала отпевания входят строго определенные чередования стихир, канона, чтение Апостола и Евангелия. Значительная часть молитв не читается, а именно поётся, поэтому обряд носит название отпевания.

Экстремалы и самоубийцы

Церковь накладывала запрет на отпевание самоубийц. Считалось, что убивая себя, человек добровольно отринул дар Божий: жизнь. Причём мнение церкви в этом вопросе могло не совпадать с официальной версией. Так, по мнению следствия, Сергей Есенин наложил на себя руки, но его отпевали, и похоронен он на Ваганьковском кладбище в Москве.

Самоубийц не только не отпевали: их не хоронили на церковном кладбище, имена таких погибших нельзя было упоминать в панихиде. Однако рекомендовались домашние молитвы, раздача милостыни и творение добрых дел в помощь душе неправедно усопшего.

В наше время могут возникнуть проблемы с отпеванием экстремалов, погибших при реализации своих отчаянных предприятий, по той логике, что человек знал что может погибнуть, но сознательно пошёл на этот риск.

Не отпевали разбойников, убийц, и другие категории, ведущие с точки зрения православия нехристианский образ жизни. Однако Православная церковь считала основной задачей спасти души людей, поэтому в случае покаяния неправедные люди получали предсмертное напутствие, которое помогало пройти через испытания, ожидающие после смерти.

Православная церковь не отпевала иноверцев, атеистов и некрещёных, включая младенцев. Младенец, умерший некрещёным, был пятном на совести родителей, поэтому детей крестили как можно раньше. Особый обряд совершался над детьми до семи лет, умершими после крещения. Их души считаются безгрешными, детей отпевают только с молитвами о принятии в Царство Божие. Также священник молится об утешении родителей ребенка и о том, чтобы безгрешная душа стала заступником перед лицом Господа за души своих родных и близких.

Особые варианты отпевания

Считалось большим несчастьем умереть без церковного напутствия. Таким образом душа умершего лишалась посмертного покоя и возможности встречи в близкими в «горнем мире».

Благой милостью Господней считалась смерть в глубокой старости, в кругу семьи, после исповеди и отпущения грехов. Среди князей и аристократии было в обычае предсмертное пострижение в монашество. Схиму принимали с целью снискать покой своей душе. Похороны происходили не под тем именем, с которым человек прожил всю жизнь, а под монашеским, полученным на смертном одре. Этот обычай пришёл на Русь из Византии – считалось, что схима облегчает расплату за земные грехи, невольно совершаемые власть имущими.

Считалось, что за умерших «правильно», надо радоваться – ведь человек благодаря своей праведной жизни и смерти поднялся к Божественному престолу. Однако далеко не всегда имелась такая возможность. Внезапные смерти без покаяния и причащения на Руси случались довольно часто. Спустя какое-то время после сражений местные крестьяне находили останки погибших, нередко объеденных волками, но с нательными крестиками на шее или в полусгнившей руке… Крестики передавали в церковь, и по ним было возможно идентифицировать останки. По мертвецам служили заупокойную панихиду и хоронили: воин, погибший за отчизну, несомненно был праведником, и его христианское погребение было долгом, а не милостью. Эта традиция сильна до сих пор, и существуют отряды энтузиастов, которые по историческим документам разыскивают места гибели воинов Великой Отечественной, останки по возможности идентифицируются и захораниваются.

При взятии городов вражеской армией, во время эпидемий чумы или стихийных бедствий, люди массово умирали без покаяния, и даже имена их бывали неизвестны. Таких покойников складывали в общие могилы – скудельницы, и отпевали сразу всех, молясь за их души.

Возможно было заочное отпевание в случае, если человек пропал без вести, но шансов выжить у него было крайне мало: допустим, при кораблекрушении или в дальнем походе. Если говорить точнее, заочно о погибших служится панихида, ибо отпевание подразумевает церковный ритуал над телом, которое являлось вместилищем души.

Неправильные погребальные обряды с точки зрения Церкви

В соответствии с Православной традицией, неправильными похоронами можно повредить душе человека в её вознесении на небеса. В числе таких ошибок - отголоски языческих традиций в виде помпезных погребальных торжеств, обилие венков, алкоголь на поминках. Считается, что музыка и пышные похороны отвлекают душу усопшего от её задачи перехода в Царство Божие.

Что, по православной традиции, происходит с душой в результате неправильной смерти

Если человек был праведником, жил по совести, его душа и без отпевания попадёт в Царствие небесное. Но жизнь есть жизнь, и человек всегда грешит в той или иной степени. Эти грехи задерживают душу и причиняют ей страдания. Если же человек провёл свою жизнь, совершая злые поступки - обижал близких, тиранил слабых, способствовал их преждевременной смерти – его душа может стать неприкаянной и превратиться в упыря. Такие явления в русской традиции назывались «нежить», они питались энергией живых людей и становились врагами всего живущего.

По этой же теме:

Кого Русская Православная церковь не разрешала отпевать Кого запрещала отпевать Русская Православная церковь Почему Православная церковь запрещала держать в доме собаку

Отпевание – это проводы покойного в загробный мир по пути, который будет предопределен его прижизненными поступками. Отпевание нельзя считать ключом, который откроет перед усопшим врата в Царствие Небесное, но отпустить грехи новопреставленному, в которых тот не успел исповедоваться, оно может. Разрешительная молитва в данном случае выступает как знак прощения.

Священник вкладывает в правую руку покойного свиток с молитвой. Если отпевание проходило заочно (например, когда человек умер из-за инфекционной болезни), то свиток также можно вложить в руку покойного, но при этом отпевание проходит дома или на кладбище. А если он был погребен без отпевания, то молитву можно закопать в могильный холм.

Если в вашей семье или коллективе случилось горе, то вы можете обратиться за помощью в специализированное ритуальное агентство, которое займется организацией похорон. Наше агентство предлагает полный спектр услуг в данной ситуации, а также все необходимые атрибуты для проведения похорон. На памятники и надгробия цены оптимальные, на всю остальную ритуальную продукцию тоже. В нашем лице вы найдете надежного помощника!

Кого нельзя отпеть в церкви?
Церковь позволяет отпевать не всех и руководствуется в данном случае общими православными канонами. Некоторые епархии также могут устанавливать определенные правила и не отпевать тех, кто умер в результате наркотического или алкогольного опьянения. Однако для всех епархий общим является запрет на отпевание приверженцев иной веры, а также христиан других конфессий и тех, кто не был крещен (даже маленького ребенка). Нельзя отпеть в храме мертворожденного и убитого во чреве матери младенца. За успокоение души некрещеных людей обращать молитвы к Богу могут только их родные у себя дома (келейно).

Широко известно, что не отпевают в церкви и самоубийц. Они не могут быть упомянуты ни во время церковной молитвы за Литургией, ни на панихиде. Кроме того, их даже запрещено хоронить на церковных кладбищах. Исключение архиереи могут сделать только для тех умерших, которые покончили с собой в состоянии психического расстройства либо в результате трагической ошибки (напр., человек случайно упал с высоты, отравился и проч.).

Люди, которые пожертвовали своей жизнью, чтобы спасти других, также могут быть отпеты церковью. Прошение об отпевании нужно подавать на имя архиерея. В нем нужно будет подробно рассказать об обстоятельствах смерти. Отпеть можно также и тех самоубийц, которые успели покаяться в содеянном перед смертью.

Отпева́ние – совершаемый священником заупокойный чин; , посредством которого провожает усопшего в мир инобытия, молитвенно ходатайствуя о нём, испрашивая у Бога прощения его и дарования ему упокоения в . Отпевание – народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что большая часть молитв в нем поется. В отпевание именуется «последованием мертвенным».

Богослужебные книги Русской Православной Церкви содержат 6 видов последования мертвенного:
1. младенцев - для христиан не достигших 7-летнего возраста;
2. мирских человек;
3. монашеское - для монахов (в том числе иеромонахов);
4. иерейское - для лиц в иерейском сане, а также епископов;
5. архиерейское — по завещанию таковых (св. синод от 13.12.1963);
6. в первую седмицу Пасхи.

В чём смысл отпевания?

В службе погребения есть три основных темы: тема обязательной молитвы за усопшего, тема памяти смертной и - надежда на воскресение. Евангельское чтение на отпевании и апостольское - говорят именно о воскресении!

На какой день совершается отпевание?

Отпевание cовершается в храме, обычно на третий день после ; первым днем считается сам день кончины (то есть, если человек преставился в среду, то хоронить его принято в пятницу).

По особому чину совершается отпевание в дни Светлой Пасхальной седмицы: вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи.

В день Светлого Христова Воскресения и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают, перенося его на следующий день.

Как совершается отпевание?

Совершается отпевание усопшего единожды, в день его погребения. Если точно не известно – был отпет или нет умерший когда-то человек, то возможно заказать заочное отпевание. В состав чинопоследования входят , чтение и . Отпевание должно совершаться в храме. С давних времен, по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтирь (см. ).

Приходя в храм, следует помнить, во-первых, о том, что отпевание и нужны для молитвы. А искренне молятся обычно те, кому покойный был по-настоящему дорог, то есть близкие ему люди, те, которые переживают за душу умершего. Во-вторых, было бы хорошо, если бы стоящие в храме люди брали текст чинопоследования (можно скачать заранее в Интернете) и понимали, что поет хор. Понимание происходящего усилит молитву и поможет душе близкого.

У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в её Святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Бумажный венчик на голове покойного – символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани.

Все провожающие усопшего молятся с зажженными свечами, знаменующими Невечерний Свет вечности. При прощании целуется иконка на груди и чело () усопшего. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

Кого нельзя отпевать?

Священник может отказать в отпевании нецерковного человека или . Неверующие, атеисты, агностики, оккультисты сделали свой выбор еще при жизни. И мы должны уважать этот выбор, пусть даже он кажется нам ужасным. Встреча со Святым Богом принесёт им только мучение.

Не отпеваются некрещеные (в том числе и младенцы), инославные и иноверные, также убитые при совершении преступления и самоубийцы.

В последнем случае усопший может быть отпет, если покончил с собой в состоянии невменяемости или сумасшествия. Для этого родственники могут испросить письменное разрешение у правящего , подав ему прошение с приложенным медицинским заключением о причине смерти их близкого.

Можно ли отпеть в морге?

Можно ли отпеть заочно?

Возможно, но только в исключительных случаях (когда тело не найдено, погребено другими людьми, или до обращения желающих отпеть к Богу).

Даёт ли отпевание гарантию спасения?

Бессмысленно отпевать человека, который при жизни не исповедовал . Отпевание не является «пропуском в Рай», магическим актом, при котором усопшему автоматически прощаются грехи или его душа обязательно попадёт в Царство Божие. Одновременное отпевание нескольких покойных не является нарушением богослужебных правил.

Чем ещё можно помочь душе усопшего?

Чем отпевание отличается от «обыкновенной» молитвы за усопшего?

В наше время нередко приходится сталкиваться с недоумением: если Бог слышит и отвечает на наши молитвы вообще, то конечно же, отвечает и на молитвы об усопших; для чего же тогда существует чин отпевания? неужели Богу недостаточно «простых» молитв?

Следствием недопонимания смысла и важности отпевания умерших является то, что многие относятся к этому действу всего лишь как к формальному, старинному, народному обряду, не более значимому, чем, например, поминальное застолье или обычай бросать мелочь в могилы.

Другие, напротив, подходят к этому действию механически или магически, полагая, что коль скоро отпевание совершено, то усопший автоматически удостоится высших Небесных Даров.

В действительности ни первое, ни второе суждение не отвечает подлинному характеру и целям христианского отпевания.

По большому счёту отпевание является таинством (хотя и не именуется Церковным в строгом значении этого слова). Как таинство оно включает в себя последовательный ряд символических действий и молитв. Кроме того, во время отпевания читаются псалмы, Апостол, Евангелие.

Это помогает участникам таинства лучше настроиться на молитвенный лад, способствует более искреннему, сосредоточенному, напряженному молению. Этому же способствует и присутствие (перед собравшимися родными, близкими, знакомыми…) гроба с телом покойного.

В отличие от частных молитв, молитвы при отпевании, подразумевающем множество прощающихся (провожающих), носят соборный характер. А где хотя бы двое или трое собраны во имя Христово, там Он посреди них ().

В знак того, что почивший был верен (в той или иной мере) Христу и предал Ему свою душу, ему на грудь кладется святая . Это - символ и знамение того, что он пребывает под покровом Христа.

Такое же смысловое значение имеет покрытие тела покойного белым покровом - саваном. Опять же, белый цвет ассоциируется со светом Христовым, нравственной чистотой.

Бумажный венчик, располагаемый на голове почившего, символизирует венец воина Христова.

Всё это вкупе благоприятно отражается на участи усопшего, в том числе сказывается во время прохождения им (его душой) страшных испытательных .

В соответствии с церковной традицией, отпевание уместно совершать на третий день после смерти. По учению ряда святых отцов, в это время заканчивается срок пребывания отделившейся от тела души на земле. Однако, как правило, продолжительность мытарств доходит до сорока суток (в земном измерении) (в условиях нынешней жизни срок погребения умерших нередко отодвигается на несколько дней в силу различных причин, как то: затягивание со вскрытием, с составлением заключения о причине смерти и пр.).

При окончании отпевания ближние отдают покойному последнее целование и прощание. Затем священник посыпает тело покойного землей; гроб закрывается и предаётся земле (в случае, если гроб закрыт, целуется крест на его крышке).

Дня особого поминовения усопших, настоятель храма Живоначальной Троицы в Кожухово протоиерей Алексий Митюшин ответил на несколько вопросов, связанных с отпеванием.

Что такое отпевание?

Протоиерей Алексей Митюшин

Любые дела, от самых, казалось бы, незначительных до более важных, христианин сопровождает молитвой, обращаясь к Богу за Его благословением. Когда мы просыпаемся, отходим ко сну, садимся за трапезу, мы читаем молитвы; когда мы рождаем ребенка, мы крестим его и тем самым вводим в вечную жизнь, когда женимся – совершаем таинство венчания и так далее. Тем более, когда наш близкий человек умирает, мы усиленно за него молимся. Мы не знаем, раскаялся ли человек в своих грехах перед смертью, не забыл ли покаяться в чем-то важном. И поэтому просим о том, чтобы его душа была прощена и вошла в Царствие Небесное.

Душа усопшего переходит в новый, совершенно иной мир, и проводить ее туда, дать “последнее целование”, нужно достойно. Таинство смерти, как часто его называют, сопровождается особым молитвенным чином – и отпевание является самым важным и, можно сказать, торжественным моментом при погребении тела человека. Отпевание – это то, что приносит пользу душе усопшего. Эту пользу не принесут ни, скажем, минута молчания, какие-то особенные ритуальные принадлежности – венки, цветы и прочее, потому что это что-то упрощенное, а бывает и показное. Отпевая же усопшего, мы, действительно, совершаем для него благое дело.

Кроме того, чин отпевания полезен и для нас. Мы и понимаем, что смерть – это начало вечной жизни, но если Сам Господь плакал, когда его друг Лазарь умер, как не плакать и нам? Ведь случается, что мы хороним не только людей, умирающих от старости, но и детей, супругов, друзей, что кажется нам противоестественным, несправедливым и прочее. Молитвы, которые поются во время отпевания, являются утешением для человека, который находится в скорби.

Еще, совершая отпевание, мы соприкасаемся с вечностью, представляем себя лежащими во гробе, думаем о том, как мы пойдем на Суд к Богу. Бывает, например, что некоторые девушки рассуждают так: я буду, грешить, а потом, как Мария Египетская, покаюсь. Конечно, такая точка зрения недопустима, но, кроме того, мы можем попросту не успеть. Поэтому отпевание назидательно: оно напоминает нам, что нужно быть христианами.

Зачем отпевать усопших?

Молясь за человека, мы верим, что Господь услышит наши молитвы. Тем более, что Сам Иисус Христос сказал нам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20) . Поэтому мы надеемся, что когда мы соборно молимся на отпевании о прощении человеку грехов “вольных и невольных”, поем “Со святыми упокой, Христе, душу раба твоего”, Господь пребывает посреди нас.

Важно понимать, что отпевание – это звено в большой цепи духовного делания, которое нам необходимо совершить за наших умерших, любимых людей. Поэтому недостаточно просто прийти на отпевание, постоять с угрюмым лицом и с гвоздиками в руках и снова начать заниматься своими житейскими делами. Все начинается с приуготовления человека к таинству смерти – с причастия умирающего Святых Христовых Таин (если это возможно). Дальше, когда человек умирает, читается канон на исход души – чтобы душа человека укрепилась в такой трепетный час. Перед отпеванием в храме совершается панихида – краткое молитвословие за умершаго. И вот наступает сам чин отпевания – самый важный чин молитв. Опять же, этим ничего не кончается: впереди у нас 40 дней очень важных молитвословий за человека, чтения псалтири дома и молитв на Божественной Литургии.

mob_info