Как погрузиться в глубокую медитацию. Путь к себе: система координат

Думаю, что о медитации слышали все и при этом каждый, скорее всего, разное. Медитировать можно всего несколько минут в день, а можно уходить в специально отведенные для этого места и просветляться в течение нескольких недель. И последний вариант особо интересен, так как это можно сравнить чуть ли не с перерождением.

Нет ничего сложного и волшебного

Как показывает мой опыт, медитация считается чем-то волшебным, мистическим. Чем-то недоступным каждому. Чем-то, чем люди занимаются в индийских ашрамах или в залах для йоги. Это совсем не так. Медитация больше похожа на умственную зарядку, а вернее даже разрядку. Что-то вроде чистки зубов.

Медитация всего лишь тренирует способность вырываться из непрерывного потока мыслей, в который обычно погружены люди. Учит останавливать внутренний диалог. Останавливать то, что люди называют «накручиванием себя».

Огромное число техник медитации не добавляет ясности. Действительно, есть сотни способов достичь «безмыслия», от очень простых до очень сложных, и далеко не всегда люди натыкаются на простые методы. В результате у них ничего не получается, и вера в то, что это может хоть как-то работать, пропадает.

Моя техника

Итак, техника глубокой медитации .

Скорее всего вы уже встречали слово «мантра». Оно означает слово, набор слов, или просто звуков, которые человек непрерывно повторяет. Это позволяет вытеснить из сознания другие мысли, тем самым подавив внутренний диалог. Именно с использованием мантры мы и будем медитировать.

Yogani предлагает использовать словосочетания «I AM» (айем, переводится как «я есть»). Причём предлагает работать именно с этим сочетанием, независимо от вашего родного языка, так как важен не смысл, а просто звуки. На самом деле вообще ничего не важно и вы вполне можете использовать любую другую мантру, будь то «я есть», «Родина» или «Господи помилуй».

Вам понадобится 20 минут, во время которых никто не будет вас отвлекать. Сядьте в удобное место в удобной позе. На кресло или на диван. Совсем не обязательно садиться на коврик для йоги в падмасане. Более того, я рекомендую вам этого не делать даже если вы умеете. Вам просто нужно будет расслабиться. Однако не стоит пытаться медитировать лёжа. Очень часто это приводит к погружению в сон.

Поставьте таймер или будильник на срабатывание через 20 минут. Выберите наиболее мягкий, спокойный сигнал. А можете и не ставить вовсе. Просто убедитесь, что с места, в котором вы сидите, хорошо и без лишних движений видны часы.

Закройте глаза, расслабьтесь. Вглядитесь в темноту и цветные пятна, которые будут мелькать на закрытых веках. Не волнуйтесь, вам не надо ничего там разглядеть, это просто хаотичные пятна. Сделайте пару спокойных вдохов-выдохов. Произнесите про себя вашу мантру. Прислушайтесь к внутреннему молчанию, которое наступит после этого.

Ваш мозг немедленно вернётся к размышлениям, которые пойдут своим чередом. Это нормально. Это обычное дело. Как только вы поймёте, что в вашей голове есть мысли — опять произнесите мантру. Спокойно, не торопясь. Послушайте тишину. Мозг опять вернётся к размышлениям.

Не стремитесь полностью очистить голову от мыслей. Вряд ли это у вас получится. И самое главное, не расстраивайтесь и не осуждайте себя, если вам будет казаться, что вы слишком долго не замечали, что отвлеклись от мантры. Слишком поздно не бывает. Важно заметить и произнести её, не важно когда.

У вас обязательно будут мысли «мне надоело тут сидеть», «может на сегодня хватит?». Это нормально, просто произнесите мантру про себя очередной раз.

Не надо связывать произнесение мантры с вдохами или выдохами. Не обращайте на дыхание внимание. А если обратили, просто произнесите мантру.

Возможно кто зайдёт в комнату, позвонит по телефону и вы будете вынуждены общаться. Ничего страшного, просто добавьте потраченное на это время к времени медитации.

Существует столько способов медитации, сколько медитирующих людей на свете, поскольку процесс медитации весьма индивидуальный. Однако похожие признаки имеются во множестве ее форм. Например, они схожи непосредственным содержанием медитирования. А также методикой вхождения в состояние, которого пытаются достичь с помощью какой-либо техники. Чтобы это многообразие упорядочить, ученые и психологи рекомендуют уникальную систему, с помощью которой можно доступнее и точнее описать различные способы, применяемые в медитировании.

По методам исследования медитации делятся на трансцендентальную, содержательную, концентрирующую, пассивную, активную, раскрывающую.

Трансцендентальная медитация

Такой медитацией сможет легко овладеть и начать заниматься каждый желающий, поскольку она практически не требует предварительных условий, так как не зависит от определенного образа жизни, а также не связана с какими-либо религиозными или политическими условностями. Ее опорой служат физические и психические закономерности, например, такие, как стремление к улучшению своего самочувствия.

Трансцендентальная медитация - это вид медитации без созерцания или концентрации внимания, при котором ум воспринимает все более глубокие уровни мысли, постепенно выходя за эти пределы и воспринимая сам источник мыслей. За последние пятьдесят лет этой технике обучилось около четырех миллионов человек.

Эта техника очень проста и не требует больших усилий. Ею достаточно заниматься в течение 20 минут утром и 20 минут вечером, причем это можно делать в любом месте, не отвлекающем от процесса медитации.

Благодаря технике трансцендентальной медитации человек пребывает в состоянии бодрствования в покое, при этом тело получает необычайно глубокий отдых. В результате исчезают стрессы и напряжения, раскрываются творческие способности человека, развиваются умственные способности. Клинически доказано, что медитация способствует омоложению организма на 5-12 лет. Ученые также утверждают, что именно трансцендентальная медитация дает человеку более глубокий отдых, чем сон, занятия релаксацией или прогулка.

Еще одним из преимуществ данной практики является то, что она не несет религиозный характер, в ней отсутствуют философские доктрины. Она универсальна, не требует изменения образа жизни.

Обучиться этому виду медитации очень легко. Обучение проходит под индивидуальную мантру, чтобы улучшить погружение в медитацию. Эта мантра повторяется перед самой медитацией, а затем, в процессе выполнения данной техники, ум периодически вновь обращается к ней.

Занятия трансцендентальной медитацией позволяют человеку добиться положительных результатов на всех уровнях своей жизни благодаря тому, что человек становится уравновешенным, целостным, счастливым. Укрепляется также здоровье, улучшаются взаимоотношения с людьми, улучшается память, наблюдается приток новых сил.

При желании трансцендентальную медитацию можно дополнить асанами, пранаямой, исследованием пульса, прослушиванием медитативной музыки. Однако в целом достаточно сидеть прямо в удобной позе, но при этом не прислоняться ни к чему головой, чтобы не уснуть.

Затем человек произносит несколько раз мантру и погружается все глубже внутрь себя. Такое погружение постепенно позволяет ему услышать голос своего сердца, из которого и исходят все мысли.

Чтобы в процессе медитации ум не отвлекался на посторонние объекты, человек вновь может произнести индивидуальную мантру, которая возвращает его в состояние покоя.

Трансцендентальная медитация - уникальная, практичная и эффективная процедура развития сознания, раскрытия своего умственного и творческого потенциала для полнейшего практического использования его в повседневной жизни.

У каждого человека есть опыт содержательной медитации. Это происходило в основном на природе при созерцании неба и плывущих по нему облаков.

Довольно большое количество людей, глядя на огонь, воду или другие природные явления, начинают погружаться в естественную медитацию. Учителя медитации такое состояние применяли для анализа и на этой основе развили формы содержательной медитации. Какое-либо природное явление или предмет используется, как отправная точка для погружения во внутреннюю сосредоточенность. Медитирующий начинает постигать глубину определенного предмета и тем самым погружается в основополагающие взаимосвязи человека и природы.

В качестве средства содержательной медитации могут быть использованы изображения, фотографии или рисунки. Можно также медитировать с помощью специальных стихов, притчей, текстов и метафор, взятых из священных рукописей. При этом все внимание человека сосредоточивается на них. Медитирующий раскрывается, постигает глубокий смысл изображения, принимает его «послание». К этому виду относится мандала-медитация, о которой мы расскажем более подробно далее. Содержательная медитация посредством изображения помогает охватить разумом глубинные измерения наблюдаемого, развивает способности к наблюдению.

Еще одним видом содержательной медитации является музыкальная медитация. Когда звучит музыка и вы сосредоточенно ее слушаете, в вашем сознании начинают появляться различные картины, и вы вдруг открываете для себя новый неожиданный мир красоты звуков. К музыкальной медитации нужно относиться так же, как и к медитации с использованием изображения. Только такая медитация обостряет не зрение, а слух. Это особенно важно в обычной жизни, из которой многое ускользает потому, что вы еще не научились слушать правильно. С помощью музыкальной медитации такая способность слушать приобретается, и ситуация схватывается человеком только по восприятию звуков и шумов.

Все негативное (неприязнь, обиды) теряет в подобной медитации свое значение. Отношение к другому человеку меняется, что позволяет воспринять его по-новому и поддержать.

Глубокая медитация

Глубокая медитация основывается на простых формулах или мантрах, которые постепенно утихают в процессе успокоения психики, идущего естественным путем, пока наконец не наступит полное душевное успокоение, после которого человек погружается в самого себя. При этом границы сознания расширяются. При глубокой медитации тело быстро приходит в особое состояние покоя.

Методы глубокой медитации, так же как ее воздействие, исследованы учеными обстоятельно, в отличие от техники содержательной медитации. Опираясь на опыт сегодняшних дней, ее можно считать достаточно простым методом.

Концентрирующая медитация

Концентрацией называют фокусировку и (частично) фиксацию внимания на каком-нибудь внешнем или внутреннем объекте, например на словах, монотонных звуках, биении сердца, молитвах, геометрических символах или дыхании. Концентрацию различают в зависимости от того, на чем сосредотачивается внимание медитирующего, - на духовном или физическом объекте.

Например, в начальных упражнениях по дзен-медитации от ученика требуют считать от одного до десяти вдохи и выдохи, а затем сначала. Если он сбивается со счета, а это часто случается у начинающего, то ему приказывают снова начинать с единицы. Таким образом, счет связывается с дыханием. На нечетные числа приходится вдох, а на четные - выдох. Идет двойная концентрация на дыхании и счете, что, с одной стороны, ограничивает возникновение различных отвлекающих мыслей, а с другой - не препятствует погружению на более глубокие уровни сознания, не являясь слишком сложным действием. Одновременно блокируются из внешней среды все возможные помехи.

Концентрирующая медитация освобождает человеческое сознание от зависимости от мечтаний и мыслей, человек на какое-то время выпадает из повседневной жизни, наступает психическое и физическое успокоение. Направленное наружу активное состояние сознания плавно переходит в более пассивное, в основном ориентированное вовнутрь.

Раскрывающая медитация

Такая форма медитации связана с активной повседневной деятельностью в большей степени, чем даже концентрирующая. Эта медитация требует от медитирующего, чтобы он сознательно относился ко всякой деятельности, то есть, необходимо сформировать сознание, которое относится именно к данной реальности, к данному моменту. Таким образом, сознание начинает раскрываться во время действия. Сложно представить себе некую деятельность, которая расширяла бы собственное сознание. Тот, кто медитирует, должен лишь наблюдать ход собственного действия.

Пассивная медитация

Пассивными являются большинство форм медитации, так как их цель - достижение состояния погруженности, без какой бы то ни было эмоциональной или умственной активности. Примерами подобного пассивного метода самопогружения являются медитационные формы традиционной индийской йоги.

Активная медитация

В разнообразных практиках йоги, в высших ритуалах дзен-буддизма, в упражнениях танцевальных традиций суфи можно встретить медитационные формы, которые требуют активного внимания. Применение таких форм может довести медитирующего человека до экстаза. Основой этого метода являются определенные движения тела, танцевальные формы, позы. Состояние экстаза при выполнении активной медитации достигается путем целенаправленного повышения возбуждения. Экстаз при этом служит выражением сверхчистого возбуждения, которое не сохраняется долго и, как правило, заканчивается изнеможением.

Одним из признаков, по которому можно различать формы медитации, является способ, который помог ими овладеть. Медитационной форме следует быть простой для исполнения и обучения. Медитация при всей простоте должна опираться на упорядоченную систему обучения, которая базируется на надежных традициях. Иначе нельзя гарантировать, что все ваши ощущения будут правильно объяснены и начнется формирование целостностной личности.

Медитация с самого начала не должна требовать изменения жизненных привычек, поскольку это мешало бы регулярным и длительным занятиям ею. Она должна просто включиться в обыденную жизнь, то есть, по возможности, быть применимой без особых затруднений в имеющихся бытовых условиях. Это относится также к затратам времени: продолжительным упражнениям сложно найти место в сегодняшних условиях нашей жизни.

Чтобы медитации не утомляли, обязательно нужно внимательно следить за своим самочувствием. Утомление вступало бы в противоречие с основополагающим ощущением покоя, которое и характеризуется отсутствием усилий и активных действий.

Нужно выбирать такие медитативные формы, которые приведут к ощутимым результатам с самого начала занятий. Вы поймете, что медитировать необходимо только тогда, когда эффективность вашей медитации проявится непосредственно. Иначе вы будете ощущать лишь то, что напрасно потеряли время. Отличительными критериями действенной, успешной медитации могут быть, к примеру, такие: улучшение физического самочувствия, растущая удовлетворенность жизнью, уравновешенность.

Медитация памятования

Многие буддисты убеждены, что существует два типа медитации: медитация памятования (осознанности) и медитация сосредоточения. Медитацию памятования сравнивают с прямым путем, а методику сосредоточения - с извилистой дорогой. Но если глубже вдаваться в учение Будды, обе эти практики являются частями единого целого. Каждая из них помогает в продвижении по пути ума к устойчивому состоянию.

Чтобы овладеть техникой памятования существует ряд буддийских наставлений.

Наши деяния - единственный источник страданий. Необходимо следить за своими поступками.

Нужно выработать привычку оставаться спокойными и разумными. Если вы будете находиться в таком состоянии, то сможете правильно реагировать, не действовать эмоционально.

Насилие и ненависть отдаляют от счастья.

Действия, основанные на гневе, свидетельствуют об отсутствии самообладания.

На ситуацию необходимо смотреть с точки зрения оппонента. Тогда вы сможете увидеть решение проблемы.

Необузданное мышление не может быть мудрым и сосредоточенным. Без этих качеств невозможно обрести спокойствие. Без спокойствия нельзя быть счастливым.

Не имитируйте чувства. Не давайте враждебным мыслям руководить вами. Это породит ответную вражду. Такая ситуация - худшая из возможных. Необходимо стремиться избегать их.

Контролируя себя, вы сможете совершенствоваться. Этот путь ведет к самопознанию и освобождению.

Сострадание и любовь - две важнейшие составляющие жизни. Имея их, вы обретете все.

Если вы искренне воспитываете свой разум, то непременно придете к успеху и спокойствию.

Постижение искусства медитации поможет совершенствовать ваше тело, речь и ум.

Покой нужно искать внутри, а не снаружи.

Упражнения в медитации должны быть регулярными. Они должны войти в привычку.

Если искать самого себя, то не сможете найти. Это означает, что вы существуете иначе, чем как вы себе это представляете.

Чтобы освоить медитацию памятования, внимание должно быть сосредоточено на кончике носа или на точке над верхней губой. Здесь наиболее ощутим поток воздуха во время дыхания. В начале практики медитирующий должен сосредоточить внимание на вдохах и выдохах. Но исключить мысли о них.

Разум и тело начинающего медитировать не должны быть напряжены, и при этом он должен находиться в бодром состоянии. Лучше выбирать место со слабым освещением. Положение «лотоса» может оказаться не самым удобным для начинающих.

Поэтому можно для начала выбрать просто удобный стул или кресло с прямой спинкой. Найдите позу, в которой вы сможете находиться долго, но при этом не сможете уснуть. Как только тело привыкнет находиться в позе со скрещенными ногами, переходите в эту позицию на пол.

Будьте готовы принимать и отдавать энергию. Раскройте ладони и обратите их вверх.

Суть медитации памятования состоит в обучении правильной технике дыхания, которая поможет лучше воспринимать тело и его возможности. Сочетание практики памятования с обучением ощущать собственное тело не должно вызывать проблем. Это состояние равновесия и спокойствия.

Будда объединил в своем учении первые четыре шага медитации дыхания:

  1. Длинное дыхание - делая длинный вдох, вы распознаете длинный вдох, делая длинный выдох - ощущаете длинный выдох.
  2. Короткое дыхание - делая короткий вдох, распознавайте короткий вдох, делая короткий выдох - ощущаете короткий выдох.
  3. Осознание собственного тела при вдохе и выдохе. Тренируйтесь ощущать собственное тело на вдохе и выдохе.
  4. Успокоение дыхания в теле - тренируйтесь, вдыхая и выдыхая, успокаивать свое тело. Вы должны учиться видеть себя изнутри и снаружи.

В учении о памятовании сказано, что существует три этапа познания собственного разума и тела, к которым приводит практика медитации памятования.

На первом этапе познания вы должны научиться созерцать тело, саму его суть. Нужно отбросить алчность и уныние, отбросить любые причины для беспокойства, ощутить свое нахождение в теле. Это один из способов установления памятования. Нужно пытаться держаться за него. Каждый раз возвращайте свой разум к такому ощущению. Рано или поздно вы придете к моменту, когда вам будет по силам удерживать дыхание. Начиная с этого времени, вы сможете отрешиться от всего лишнего, что может пересекать границы сознания. Тогда вы всегда будете пребывать с вашим телом, которое станет главным способом достижения медитации памятования. Все лишнее может приходить и уходить, вы осознаете это.

На втором этапе познания вы начинаете приходить к пониманию причин и следствий. Они приходят как поток, приносящий свои результаты. Ваши идеи, эмоции, чувство, что вы существуете, тоже являются частью потока. Это прозрение ослабит привязанность к иллюзорному процессу.

Ваш разум приходит в состояние идеального равновесия на третьем этапе познания. Вы должны прийти к такому ощущению, когда перестанете привносить что-либо в действительность. Тогда нужно остановить свое участие в этом состоянии и в этом моменте. Именно в это время ваш ум будет открыт всем явлениям.

К описанному этапу нужно идти медленно. Начните обретать восприимчивость к тонким материям, которые вы раньше не могли замечать. Вы научитесь отсекать детали соучастия до такой точки, когда сами по себе явления приходят в равновесие. Придет ощущение избавления и освобождения.

Поэтому следует помнить о необходимости проходить все этапы практики памятования. Нужно понимать роль практики сосредоточения. Если не опираться на эти этапы, невозможно развить навыки, приводящие к пониманию разума. Именно в процессе овладения памятующим сосредоточением можно обрести способность настоящего прозрения.

В первую очередь медитация памятования будет полезна тем людям, которые страдают заболеваниями, вызванными стрессом. Также дыхательная практика помогает вылечить астму, заболевания дыхательных органов.

Дзадзен

Дзадзен - это один из ведущих методов медитации, практикуемых в буддизме. Как и все медитативные техники, он направлен на достижение гармонии. Основной целью является так называемое «успокоение тела». Философская основа дзадзен - понимание принципов существования и достижение через медитацию просветления. Она позволяет посмотреть на свои ощущения с другой стороны, заново открыть себя.

Поток сознания во время медитации приостанавливается, теряются ощущения времени и пространства, под которыми скрывается бытие. Техника медитаций дзадзен проста и эффективна, что подтверждают множество японских монахов, практикующих эту медитацию в своих храмах в качестве единственной практики.

Это традиционная сидячая медитация японской школы сото, которая практикуется в специально подготовленных помещениях храмов (дзендо). Ее также используют в комплексе с медитацией кинхин - медитативной прогулкой.

Сеанс и завершение дзадзена обозначают ударами в колокол: три удара в начале и один удар в конце. Начинается медитация с традиционного приветствия (гассе) - ритуального поклона учеников и мастера.

В Японии залы для проведения медитации оборудованы специальными соломенными матами, на которые помещаются подушки для медитаций (дзабутон).

Существуют следующие традиционные позиции для дзадзен:

  • позиция лотоса - кэккафудза;
  • позиция нераскрывшегося лотоса - ханкафудза;
  • сидение «по-турецки» - агура;
  • классическая японская позиция - сэйдза.

Во время медитации используется правильный брюшной тип дыхания, называемый хара. Практикующий держит спину ровно, так чтобы позвоночник был прямым, а уши и плечи находились параллельно друг другу - это один из главных принципов выполнения дзадзен.

Положение рук называется космической мудрой. Они сложены на линии пояса в красивый овал, ладонь правой руки находится под левой ладонью, а большие пальцы слегка соприкасаются, как будто в них вложен лист тонкой бумаги.

Для того чтобы практиковать дзадзен в домашних условиях, вам понадобится немного свободного времени и пространства.

Примите позицию для медитации. Для этого вы можете использовать небольшую подушечку или же обойтись без нее, если вы предпочитаете позицию стоя. Среди вариантов позиций можно выбирать - позу лотоса, нераскрывшегося лотоса, сидя на коленях, позицию стоя или сидя по-турецки.

Сделайте руками космическую мудру: сложите руки на уровне пояса, чтобы ладонь левой руки была сверху правой, а большие пальцы касались друг друга. У вас должен получиться овал правильной формы.

Закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании, больше ни о чем не думайте. Медленно отсчитывайте каждые вдох и выдох по 10 раз. Если вам мешают ваши мысли, то «признайте» их и снова сконцентрируйтесь на дыхании. Продолжайте так 10-15 минут, пока мысли не перестанут мешать счету.

Открыв глаза, разомните конечности, это восстановит кровообращение в норму.

Постепенно увеличивайте время медитаций до часа - чем регулярнее будут ваши занятия, тем спокойнее вы будете, а ежедневные проблемы и стрессы будут вам не страшны.

Во время медитаций не пытайтесь дышать каким-то особым способом, если вам это тяжело, дышите так, как вы привыкли. Лучше постарайтесь провести исследования спокойствия и неподвижности, тишина вам в этом поможет.

Медитация дзадзен - это отличный способ отвлечься от ежедневной суеты и сконцентрировать внимание на своих чувствах и ощущениях, она приносит гармонию и спокойствие.

Медитация на пустоте

Медитация на пустоте - одна из самых сложных медитативных практик, которая требует предельной концентрации от того, кто ее практикует. Данный тип медитации присутствует во многих восточных школах и в своей основе имеет общую философию.

Медитация на пустоте вобрала в себя классические японские традиции и индийскую мудрость. Ее философия полагается на познании «ничто», для достижения которого необходимо время.

Медитация на пустоте - это древняя восточная традиция, которой посвящено множество буддийских трактатов, описывающих ее классическую практику по всем канонам буддизма. Она до сих пор практикуется в храмах по всему миру, хоть и не является приоритетной.

В основе практики лежат три основных ступени:

  • Первая - это остановка внутреннего диалога, когда поток мыслей в голове останавливается и человек концентрируется на дыхании. Эта ступень присуща всем медитативным практикам.
  • Вторая - остановка картинок, которые рисует мозг, когда диалог продолжается уже не словесно, а визуально. Это работа воображения, которое должно уснуть на время медитации. Для этого необходимо следить за тем, чтобы внутренний взор оставался чистым, что и требует самой большой концентрации.
  • Третья ступень - это так называемое «успокоение тонких движений». Его механизм достаточно сложен для понимания, так как при остановке воображения и внутреннего голоса резко ощущается потребность в действии. Тело дает команду к пробуждению от медитации, его чувствительность к внешним факторам возрастает. На этой ступени очень важно не выходить из состояния медитации, а попытаться отказаться от ощущений тела, представив, что их не существует.

Достигнув состояния, которое характеризуется тем, что нет ничего извне и нет ничего внутри, появляется ощущение пустоты, которое лежит в философской основе данной техники.

Этой медитативной практике можно обучиться самостоятельно, поскольку никто не сможет проконтролировать работу вашего воображения и мозга так, как это сделаете вы.

Все, что понадобится, - это следовать простым медитативным рекомендациям для концентрации на пустоте. Вначале необходимо принять позу для медитаций, для нее подходят позиции раскрывшегося и нераскрывшегося лотоса.

Затем идет концентрация на дыхании и отстранение мыслей. Когда концентрация на дыхании достигает нужного уровня - все мысли прекращаются, их не существует. Не существует и ничего другого в воображении.

Ощущение и признание пустоты вокруг и внутри себя является ключевым моментом для достижения успеха в медитативной практике, здесь главными будут не сенсорные ощущения, а отстраненность сознания от них. С этого момента начинается познание «ничто» и главная часть медитации.

Медитация на пустоте почти никому не дается с первого раза, она требует определенной духовной подготовки и выполнения других простых медитаций. Занятия медитацией на пустоте следует начинать с 10-15 минут в день и постепенно увеличивать время до одного-полутора часов. Ее конечный результат не менее эффектен, чем у медитаций на дыхание и внутренне ощущение своего Я.

Кундалини-медитация со сосредоточением на чакрах

Согласно древним знаниям, человек обладает особой энергией, которая сосредоточена в основании позвоночника и, поднимаясь по нему вверх, способна пробудить каждую его чакру (центры, генерирующие и распределяющие духовную, физическую и эмоциональную энергию человека).

Существует семь основных чакр:

  • Муладхара - расположена в основании позвоночника.
  • Свадхистхана - расположена в области таза.
  • Манипура - расположена на уровне солнечного сплетения.
  • Анахата - расположена между лопатками.
  • Вишудха - расположена в основании горла.
  • Аджна - расположена между бровями.
  • Сахасрара - расположена в затылочной части.

Энергия кундалнии. находящаяся в муладхаре, традиционно изображается в виде змеи, которая, как считается, дремлет в каждом человеке и дает нам внутренние силы для контроля и развития собственной жизни. Как и любая другая техника медитации, кундалини призвана привести в тонус наше тело, сознание и дух. Кроме того, духовные практики утверждают, что данная методика раскрывает также и творческий потенциал человека. При этом кундалини-медитации не требуют большого количества времени.

Эффективность любой медитации достигается только при условии регулярных занятий, поэтому советуем проводить практики ежедневно. Но важно не спешить и медитировать в спокойном состоянии и в комфортной обстановке.

Позаботьтесь о том, чтобы ничего не могло отвлечь вас от занятий: ни телефонные звонки, ни члены семьи, ни внешний шум.

Постарайтесь медитировать натощак (сытость стимулирует циркуляцию крови в пищеварительных органах, что негативно влияет на способности концентрироваться), в удобной одежде в утренние часы после пробуждения или, наоборот, перед сном.

Существует несколько упражнений для практикующих данную технику медитации. Каждое из них предназначено для высвобождения потока энергии кундалини и, как уже говорилось ранее, пробуждения энергетических центров. Помните, ваша задача - концентрация внимания на своих ощущениях и чувствах, что позволяет привести сознание в ясное состояние, стать бодрее и жизнерадостнее.

Техники, о которых будет говориться ниже, стоит осваивать постепенно. Рекомендуем начать с первой. И когда, при условии ежедневных практик, вы почувствуете уверенность в ее овладении, то сможете добавить к ней следующую. Как правило, на освоение одной техники требуется один месяц. Хочется также сказать, что в спешке при изучении всего комплекса техники кундалини-медитации нет совершенно никакого смысла.

Медитация по чакрам

Этап 1. Духовные практики советуют проводить данную медитацию не меньше, чем в течение получаса. Но при желании вы, конечно же, можете продлить сеанс. Примите сидячую позу, выпрямите спину и скрестите ноги, руки положите на колени. Вам должно быть удобно, поэтому в начале своего пути освоения кундалини-медитации не привязывайтесь к позе лотоса.

Подойдет любая поза со скрещенными ногами, вы также можете сесть на колени. Для большего комфорта рекомендуем сидеть на подушке. Закройте глаза и рот, кончиком языка коснитесь верхнего нёба. Дышите ровно и через нос. Но при этом не обязательно делать глубокие и длительные вдохи. Расслабьте мышцы лица, плеч и живота. Постарайтесь максимально успокоить свое сознание, ровное дыхание поможет вам в этом. Сохраняйте его во время всего сеанса медитации.

Этап 2. Приступаем к работе с чакрами. Вы начнете с самой нижней и будете продвигаться вверх по позвоночнику. Останавливаясь на чакре, не забывайте о ровном дыхании, представляйте, что поток воздуха при вдохе-выдохе проходит именно через нее. Работа с каждой чакрой должна длиться 3-4 минуты. Максимально прочувствуйте ту часть своего тела, в которой расположена чакра, эта область должна быть полностью расслаблена.

Начинаем с муладхары. Сконцентрируйте все свое внимание на области вашего тела между анусом и гениталиями в самом основании позвоночника, именно в этом месте находится данная чакра.

Затем устремите свое внимание на вторую чакру - свадхистхану. Она также расположена внизу позвоночника, на уровне половых органов.

После мысленно продвигайтесь к третьей чакре - манипуре, находящейся в области солнечного сплетения, и далее - к анахате. Она занимает место между лопатками, передняя проекция - центр грудной клетки.

Следующая точка - чакра вишудха, которая расположена в основании горла.

Шестой пункт продвижения - чакра аджна, или, как еще говорят, третий глаз. Аджна - это точка у переносицы, между бровями.

И затем переместите свое внимание на последнюю чакру - сахасрару, расположенную в затылочной части головы. Попытайтесь представить, как макушка вашей головы светится энергией.

Этап З. Сконцентрируйтесь на пространстве, окружающем ваше тело, ауре - обволакивающей его энергетической оболочке. С каждым вдохом представляйте, как аура напитывается, насыщается энергией.

Этап 4. Расслабьтесь, но спина должна оставаться прямой. Дышите медленно и размеренно. Попытайтесь максимально успокоить и освободить свой ум. Не ждите новых ощущений или появлений непривычных чувств. Находясь в данном моменте времени, полностью осознайте его, насладитесь им. Обратите внимание на ваше дыхание, потоки воздуха вокруг вас, запахи и образы. Но не стоит зацикливаться на них, пусть они существуют без вашего участия.

Находясь в таком состоянии ума, сделайте один или два глубоких вдоха. Затем разотрите руки и движением, как будто вы умываетесь, протрите руками лицо. Медленно откройте глаза и, пребывая в расслабленности некоторое время, завершайте упражнение.

Медитация серебряного шнура

После того как вы научитесь работе с чакрами, можете приступать к освоению следующей ступени кундалини-медитации.

Оставаясь в прежнем положении (сидя, скрестив ноги) всецело обратите свое внимание на позвоночный столб. Через самый центр позвоночника наряду со спинным мозгом проходит энергетический канал, который называется «сушумна» или, по-другому, «серебряный шнур». Именно по нему течет энергия Кундалини, заряжая все чакры.

Ощущая свой позвоночник по всей его длине, представьте серебряный шнур с ярко-алой сердцевиной, сконцентрируйтесь на нем. Не забывайте о ровном дыхании.

Медитация Нада-йоги

Нада - это поток звука и вибраций, передаваемый абсолютно через все. Поэтому практиковаться лучше в тихом месте.

Вы можете оставаться в сидячей позе или лечь. В последнем случае вытяните ноги, не скрещивая их, руки должны занять положение вдоль тела, ладони поверните вверх. Глаза и рот, по-прежнему, закрыты. Кончик языка прижат к верхнему нёбу. Расслабьтесь.

Устремите внимание внутрь вашей головы и тщательно прислушивайтесь. Сначала звук должен появиться в правой части головы, у внутреннего уха. Это может быть звон, жужжание или любой другой звук. По мере практики он будет становиться громче и может разделиться на несколько звуков разной высоты. Выберите один из них, со временем вы почувствуете, как он проходит через все ваше тело. Следует сказать, что звук может видоизменяться, это нормально. Медитируйте 15-20 минут, затем расслабьтесь и «отпустите» свое сознание на некоторое время.

Объединение техник

Постарайтесь сконцентрироваться на серебряном шнуре, находясь в звуковом потоке, почувствуйте энергию, текущую по позвоночнику.

При этом вы одновременно будете стимулировать собственный энергетический канал и благодаря звуковому потоку окажетесь в источнике разума и всей энергии. Продолжайте медитацию не меньше 15-20 минут.

Цикл ответов: «Айфааровские медитации»

Сейчас вы читаете адаптированную версию оригинального ответа Ориса. Ссылку на оригинал вы найдёте в конце статьи.

ВОПРОС ОРИСУ:
Если кто-то будет утверждать, что он является специалистом по медитациям, в том числе глубинной, но при этом ему не удаётся настраиваться и получать информацию посредством медитации на Звуковые Космические Коды*, можно ли говорить, что он не владеет методикой глубинной Медитации***? Является ли кодовая медитация мостиком к практике глубинной Медитации?

У меня способность к глубинной Медитации*** проявилась после пяти лет занятий по методике, напоминающей дзадзэн. Только я, сидя на толстой подушке с вытянутыми вперёд ногами (так как была проблема с менисками коленей), опирался о стену ровной спиной (она болела из-за полученной в кумитэ травмы позвоночника) и не мигая, ни о чём не думая, полчаса-час смотрел на маленькую чёрную точку, нарисованную в центре белого листа ватмана. Минут через пять точка «исчезала» из моего поля зрения, и моё сознание «погружалось» во что-то мягкое и тёплое, как в невесомости. Состояние глубинной Медитации «пришло» внезапно, во время дзадзэн - я даже немного испугался. Спустя какое-то время (примерно через год) я мог уже свободно совершать так называемые «астровыходы», в результате которых появились книги «Странствия Души», «Душа в астрале», «Антимиры», «Душа в Зодиаке», «Душа и космос» и другие.

Звуковые Космические Коды (ЗКК) ** появляются в глубинной Медитации автономно, как будто сами по себе, без моего на то желания. Причём, когда я их затем вспоминаю, чтобы записать и пояснить смысл, они чётко «горят» золотисто-индиговым, серебристо-бирюзовым, лимонно-изумрудным или другим «живым» свечением перед глазами, как на экране, и не исчезают, пока я полностью не запишу и не перепроверю каждый из них. В процессе глубинной Медитации они появляются в разных «точках» пространства в ответ на любой, спонтанно возникающий у меня, вопрос: «А что это означает?».

Когда я начинаю обращать на появившийся ЗКК более пристальное внимание, он начинает плавно растворяться, а вместе с ним изменяется и текущая картина окружающей меня «реальности», в более конкретной форме (Формо-Образе) отражая Суть данного ЗКК**. Причём в силу наличия Свойства Сллоогрентности (многомерной взаимосвязанности) Информации в Медитации на любой ЗКК можно «выйти» на другие, нужные вам сведения, не касающиеся данных мною характеристик данного конкретного Кода. Только это будет более длинный путь, чем Медитация на конкретный Код, более синхронизированный к тому, что вас детально интересует. Поэтому иногда в словаре могут попадаться разные Звуковые Космические Коды, которые я в разное время примерно одинаково интерпретировал по их содержимому.

Если человек, выйдя из Медитации на ЗКК*, не может дать конкретную Информацию по изучаемому им Коду, то он просто не знает, что такое глубинная Медитация, поскольку одно от другого неотделимо, - большинство из Формо-Образов имеют свой идентификационный вибрационный Код, во взаимосвязи которого вибрационно как бы «вписаны» все остальные ЗКК (и наоборот - его эфирная Конфигурация является частью голографичности общей эфирной-Конфигурации Мироздания) . Глубинная Медитация - это и есть последовательная и целенаправленная демонстрация через механизм ИЛЛГРИИ-ТО-О («Биомаятник» с биоэкраном Самосознания) содержимого всех Кодов, так или иначе связанных с генерируемым вами текущим Интересом.

То есть механизм «считывания» Формо-Образов у глубинной Медитации и ЗКК-Медитации один и тот же. Способность к осознанному манипулированию этими Формо-Образами и к запоминанию полученной Информации - это всего лишь вопрос времени и нарабатываемого при этом опыта. Поэтому, я думаю, через упорные и регулярные попытки ЗКК-Медитаций* можно однажды выйти на те состояния Самосознания, которые свойственны глубинной Медитации. Мне кажется, что главными и определяющими факторами достижения успехов в этом процессе являются наличие волевого потенциала и постоянная активизация высоковибрационных зон дорсо- и вентролатеральных областей префронтальной коры мозга, обеспечивающих условие, что исключаются любые возможности нанесения медитирующим какого-либо вреда получаемой им Информацией.

Непонятно почему, но далеко не все наблюдаемые мною в глубинных Медитациях события и Формо-Образы проявляются вместе со своим Кодом. Это при том, что сами Звуковые Космические Коды (их классификатор) имеют собственный Код - АИИЙВВФФ. Или могут неожиданно проявиться через многие годы. Например, я никак не мог найти ЗКК Космических Сущностей, функционально продолжающих развитие ллууввумического (Человеческого) типа сознания после ЛЛУУ-ВВУ-Сущности (охватывает диапазон от 3,0 до 9,0 мерности) . А в 2015 году во время глубинной Медитации на вопрос по совсем другому моему Интересу вдруг появился Код ЛЛААЙММА, посредством которого я смог последовательно выйти на остальные недостающие звенья, обеспечивающие структуру Нашего типа эволюции в пределах вибраций до 36-38-й мерности.

Благодаря этому я смог, наконец-то, составить эволюционный ряд ллууввумического (Человеческого) Направления развития: ЛЛУУ-ВВУ-Сущность (от 3,0 до 9,0 мерности) , ЛЛААЙММА-Сущность (до 12,0-14,0 мерности) , ЛЛУОЛЛССМ-Сущность (до 16,0-18,0 мерности) , РРААЛЛСМ-Сущность (до 24,0-26,0 мерности) , АИЙ-ЙЯ-Сущность (до 36,0-38,0 мерности) .

____________________________________

*** Глубинная Медитация - изменённое состояние сознания, характеризующееся синхронизацией тета- и гамма-ритмов работы мозга. Подробнее читайте здесь: «О глубинной медитации », «Гамма-ритмы мозга и глубинная Медитация », « ».

Оригинальный текст Ориса адаптирован:
Сллаайграулла -
Уулларг -
_________________________________
Внимание! Оригинальный (неадаптированный) вариант статьи расположен на сайте Центра Интеллекта и Альтруизма “Айфаар”:

Надо знать, что при глубокой медитации вы становитесь сверх­чувствительными к окружающим условиям, которые сильно влия­ют на процесс вашей медитации. Цвета, звуки, температура ок­ружающей среды - все это фиксируется в вашем сознании и под­сознании и влияет на вашу энергию.

Во время медитации все резкие звуки должны быть сведены к минимуму: отключите те­лефон, не заводите будильник.

Помните: внешний шум во время глубокой медитации - это удар по всей системе.

Попросите близких не входить в комнату, где вы проводите медитацию. Можно написать крупными буквами плакат и повесить его с внешней стороны двери комнаты:

Прошу не мешать, я медитирую с... ч до... ч

Воздух здесь должен циркулировать свободно, температура должна быть умеренной. Слишком холодный воздух может повре­дить телу во время глубокой медитации, а слишком высокая температура приведет к засыпанию. Кроме того, при высокой тем­пературе ухудшается циркуляция воздуха.

Сидеть лучше на шерстяном одеяле (можно на хлопчатобу­мажном или шелковом), поскольку оно является антистатичес­ким и изолирует ваше психо-электромагнитное поле от электро­магнитного поля Земли. (Допускается сидеть на деревянном си­денье.) Использовать эту подстилку следует только для медита­ции, через некоторый период времени подстилка будет поглощать вибрации динамической медитации. И в дальнейшем стоит вам только расположиться на ней, как она будет немедленно помо­гать вашим усилиям.

Одежда должна быть чистой, свободной, легкой, удобной, без пояса. Примите холодный либо контрастный душ. Пусть поток чис­той воды очистит ваше сознание от тревожных мыслей. Активи­зируйте свое кровообращение, чтобы очистить тело. Принимая душ, промассируйте все тело, особенно стопы ног, кисти рук, уши и лицо. Массаж можно провести с использованием любого расти­тельного масла.

Примечание: независимо от времени проведения перед меди­тацией следует почистить зубы, вымыть и промассировать уши.

Когда вся физическая подготовительная часть упражнения вы­полнена, убедитесь, что вы правильно настроили свой разум. Настрой должен быть положительным. Если ваши мысли положи­тельны и созидательны утром, то вы будете хорошо себя чувство­вать весь день.

Режим вашей жизни подскажет вам наиболее оптимальное для медитации время. Утром, после пробуждения, натощак, между 4 и 8 часами медитация наиболее полезна.

Днем ее можно проводить в любое удобное для вас время, но не раньше чем через два часа после еды, особенно если она была обильной, поскольку процессы пищеварения помешают вам оста­ваться расслабленным и в то же время не впасть в дремоту.

Вечером-между 19 и 20 часами, можно и перед отходом ко сну, если ужин не был особенно плотным и поздним, но меди­тация не должна сразу переходить в сон, так как организм активизируется и должен пройти хотя бы один час активного вре­мени.

Рис. 2. Динамическая медитация на мантре «СО - ХУМ»

Продолжительность сеанса медитации на мантре «СО - ХУМ» 20 мин. При медитации на мантре «СО - ХУМ» можно сидеть в любой удобной для вас медитативной позе.

Тем, кто занимается хатха-йогой, лучше всего медитировать сидя на полу на шерстяном (хлопчатобумажном, шелковом) одеяле в любой удобной для вас медитативной позе.

Позвоночник должен быть выпрямлен, тело расслаблено. Мож­но медитировать сидя в кресле, однако необходимо правильно выбрать кресло-оно должно быть такое, чтобы вы чувствовали себя расслабленно и в то же время могли соблюдать полное внимание. Кресло должно твердо поддерживать вас. Слишком большое и мягкое кресло может оказаться неудобным для дли­тельной медитации. Спинка кресла может использоваться для поддержки, если она прямая. Общая ошибка - свободное свисание ног. Важно, чтобы стопы стояли на полу с равномерной нагрузкой. Равномерная нагрузка обеспечивает устойчивость для бедер и поясницы. Допускается медитировать сидя на жестком стуле с прямой спинкой или табуре­те (рис. 2). Проследите за тем, чтобы ваши голова, шея и позво­ночник составили прямую линию. При выполнении медитации в большинстве древних индийских текстов рекомендуется положение лицом на север или восток. Се­вер-это страна всяческих восхождений, крайняя точка подъема солнца, при «северном» его пути-летнее солнцестояние.

Современная наука обосновывает интуитивно найденные йоговские положения в пространстве. Известно, что на поверхнос­ти земного шара от экватора к полюсам проходят электромагнит­ные течения, влияющие на живые организмы. Придавая опре­деленную ориентацию организму, мы можем энергию земного магнетизма сделать действенным средством как для целей профилактики, так и для поднятия производительности труда-повы­шения скорости чтения.

Руки при медитации должны быть максимально расслабле­ны-лежать на коленях ладонями вверх. Руки человека имеют не только функциональное назначение, но оказывают прямое воз­действие на работу мозга. С самого начала жизни мы исследуем мир при помощи рук. Если вы взглянете на ладони, то увидите, что линии образуют замысловатые рисунки. Помните, что для вас руки - это энергетическая карта вашего сознания и здоровья, через пальцы рук проходят энергетические каналы. Руки харак­теризуют состояние отдельных частей тела или мозга и соответ­ствующих рефлексов.

Вход в состояние медитации. Принять удобную для медитации позу (позвоночник прямой, голова, шея и позвоночник составляют прямую линию, затылок не касается спинки кресла, если вы си­дите в кресле). Закрыть глаза. Посидеть спокойно 30 с.

Процесс медитации на мантре «СО - ХУМ». Медитацию сле­дует начинать с возможно полного выдоха; с физиологической точки зрения это оправдано,- максимальный выдох нужен для удаления из легких застоявшегося воздуха. После такого провет­ривания в активные части легких сможет попадать более чистый воздух.

Сделать вдох носом с одновременным внутренним произнесе­нием звукосочетания «СО», затем сделать выдох через нос с одно­временным произнесением звукосочетания «ХУМ».

Направить свое внимание на дыхание, одновременно в ритме дыхания повторять про себя звукосочетание «СО - ХУМ». Вни­мание на протяжении всего сеанса медитации должно быть направлено на неменяющийся источник стимуляции-звукосочета­ние «СО - ХУМ» совместно с процессом дыхания.

Хотя мантра «СО - ХУМ» произносится про себя, эхо ее зву­ков безмолвно вибрирует вокруг вас. Все эти звуки вокруг вас, вибрации от них распространены в эфире. Если вам удастся уло­вить тонкий звук, он понесет вас без вашего усилия за границы сознания тела в высшие сферы «Я» и блаженства.

Нельзя допускать, чтобы дыхание совершалось с усилием, оно должно быть полным, ровным и свободным, в комфортном для вас индивидуальном ритме. Крайне нежелательно прерывать состояние медитации звонком будильника, желательно научиться определять продолжительность медитации по своим внутренним часам, со временем это начнет у вас получаться. На первых порах пусть это будет не 20 мин, а, например, 15-25 мин.

Выход из состояния медитации. Как только вам покажется, что время, отведенное на медитацию, закончилось, прекратите концентрировать свое внимание на дыхании и мантре «СО - ХУМ». Посидите спокойно с закрытыми глазами еще 30 с, затем медленно их откройте.

Если в процессе медитации у вас исчезнет эффект произнесения мантры, т. е. вы как бы потеряете мантру, это нормально, она снова к вам вернется через какое-то время.

После медитации на мантре «СО - ХУМ» вы должны глубоко расслабиться и отдохнуть.

Во время расслабления следует накрыть тело одеялом, чтобы не замерзнуть. Время, которое вы проводите в глубоком расслаб­лении, зависит от вашего распорядка, обычно нужно отдыхать от 10 до 20 мин. Способность к релаксации (расслаблению) -это бесценный дар.

Во время медитации происходит не только изменение созна­ния, меняется режим работы желез внутренней секреции, а также кровеносной системы и мозга. Вы можете заниматься мысленными упражнениями, видеть живые сны, можете вообще ничего не вспоминать после того, как закроете глаза. Вы, однако, не должны переходить в обычный сон, когда окончите процесс медитации.

Эффект от медитации на мантре действует в течение длитель­ного времени. Необходимо дать время для того, чтобы энергии, которые вы освободили в теле и разуме, прошли необходимую циркуляцию и пришли в равновесие. Энергия знает, куда она должна попасть. Это делается автоматически.

Глубокая медитация хорошо и расслабляющее действует на психику, помогает найти себя, услышать свое естество. В ее основе лежат мантры, простые формулы, молитвы или движения, которые во время полного успокоения медленно угасают, и человек погружается в особый мир, расширяя границы своего сознания. Так, тело при глубокой медитации находит специфическое состояние, наполненное покоем. Этот процесс подобен нахождению под водой в глубинах океана. Принимая ритм внешнего мира, человек учится понимать и принимать себя таким, какой он есть.

Отличия глубокой от содержательной медитации будет заключаться в том, что состояние на заключительном этапе ее не имеет объекта, то есть человек не должен что-либо охватывать или достигать какого-то конкретного состояния. Происходит, по сути, высвобождение сознания и погружение в себя, в исток своего «Я».

К глубокой медитации относится шикантаза, широко принятая у буддистов. Традиция шикантазы, бессознательной сидячей медитации приводит к чистому восприятию мира. Если методы содержательной медитации еще не были качественно исследованы учеными, то воздействие глубокой, широко изучены, поэтому на сегодняшний момент она один из наиболее простых вариантов.

Рассмотрим основные принципы и попытаемся научиться одной из самых простых и эффективных глубинных медитаций.

Медитация Надабрама

Выполнять медитацию следует рано утром, лучше всего с группой единомышленников, чтобы повысить степень вовлеченности в процесс. Конечно, самое лучшее место для погружения — это природа или другое место лишенное резких и громких шумов.

Процесс будет правильным, если выполнять его на пустой желудок, в течение одного часа. Весь период делится на три части.

1. Стадия длится полчаса. Нужно выбрать удобное положение и максимально расслабиться. Глаза закрыты, губы сомкнуты. Постарайтесь найти приятный тон и начать интенсивно и громко гудеть так, чтобы другие могли услышать. При этом чувствуется вибрация тела, которая и говорит о том, что все выполняется правильно. В определенный момент гудение будет идти само по себе, а вы останетесь всего лишь слушателем этих звуков. Дыхание тоже при этом становится особенным, а высоту звучания можно понижать или повышать. Очень хорошо, если захочется совершать медленные раскачивания корпусом, не сопротивляйтесь этому, можно поймать свой особенный ритм.

2. Стадия вторая, длящаяся 15 минут разделяется на два этапа, каждый из которых длится около 7 минут. Начинайте движения руками, направленными ладонями вверх, по дугам. От пупка обе руки идут вверх и описывают два больших симметричных круга. Двигаются руки очень медленно, чтобы было незаметно сторонним наблюдателям. При этом надо чувствовать, как вы делитесь энергией с вселенной и отдаете свою часть миру.
Затем, вторые 7 минут, руки начинают движение в противоположном направлении. Они начинают расходиться в стороны и соединяться в конце траектории у центра живота. Движение также медленное, практически незаметное.

3. Стадия заключительная (15 минут). На этом этапе вы просто тихо и неподвижно сидите, наблюдая за собой. Цель — отключение внутреннего диалога и погружение в безмолвие.

mob_info