Распространение вероучений религиозной группы евангельские христиане баптисты. Баптисты в России

Евангельские христиане-баптисты – самая многочисленная протестантская деноминация в России и вторая по величине христианская конфессия нашей страны, их церкви и общины имеются во многих городах нашей страны. Поэтому слово «баптист» не является чем-то новым и чуждым для российского гражданина. Сегодня в России проживает около 150.000 христиан-баптистов. Общая численность баптистов более 120 млн.человек, проживающих в 200 странах мира – это одна из самых крупных христианских конфессии в мире. Но, несмотря на все это, и сегодня многие спрашивают: «Кто такие баптисты? Какова их вера? Христиане ли они?

Формально христиане-баптисты ведут свою историю из Голландии, где в 1609 году возникла община людей, крестившихся по вере в сознательном возрасте и по личной вере. Все они были англичане. А в 1612 году первая община возникла и в Англии. В России баптисты появились в середине 19 века одновременно на юге России, на Украине и в Санкт-Петербурге, в среде высших слоев аристократии.

Что означает слово «баптист»?
Оно берет свое начало от греческого слова «баптизо», что значит крещение. Так, например Иоанн Креститель – предтеча Иисуса Христа – в греческом оригинале Святого Евангелия назван Иоанном Баптистом. Поэтому сегодня баптистами именуются верующие христиане, исповедующие крещение по вере.

Они убеждены на основании учения Библии, что водному крещению должна предшествовать личная вера крещаемого, иначе это святое таинство превратиться всего лишь в ничего не дающий и не значащий обряд. Сам Господь Иисус Христос, перед Своим вознесением, дал следующее наставление Своим ученикам – Апостолам: «Кто будет веровать и креститься спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Ев. от Марка 16:16). Само же крещение есть видимое выражения свершившейся внутренней перемены человека, его готовность и желание жить христианской жизнью, видимый знак его духовного соединения со Христом и Его Вселенской Церковью.

Чем отличаются евангельские христиане-баптисты от других христианских церквей?
Если посмотреть на отличия, то все они связаны с тем, что их вероучение полностью основывается только на Библии, принижая при этом Священное Предание.

Признавая доктрину первородного греха, баптисты понимают, что человек не может спастись ни через крещение, ни через добрые дела, ни через церковь, а только через личную веру в спасительную жертву Сына Божия – Иисуса Христа. Поэтому они верят в оправдание по вере.

Баптисты убеждены в том, что единственным посредником между Богом и человеком является Богочеловек Иисус Христос (1Тим.2:5) . Поэтому они не почитают Богородицу и святых.

Важным отличием также является принцип всеобщего священства, отсутствие деления членов церкви на духовенство и мирян. Всякий христианин в силу крещения получает и посвящение на служение. благодать Божия дается всем крещаемым по вере. Поэтому все члены могут играть активную роль в поместных церквях. Церкви избирают и призывают специальных служителей – диаконов, пресвитеров, проповедников, благовестников, пасторов, епископов, с последующем рукоположением.Баптисты провозглашают принцип свободы совести. Человек ответственен за свои убеждения только перед Богом.

Взаимоотношения Церкви Евангельских Христиан – Баптистов С Русской Православной Церковью.

В 1994 году в Москве в Свято-Даниловом монастыре прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с председателем Союза евангельских христиан-баптистов России Петром Борисовичем Коновальчиком. Стороны договорились о дальнейшем сотрудничестве «На основе христианского взаимоуважения».

Взаимоотношения Церкви ЕХБ с государством
Председатель Союза ЕХБ России Коновальчик П.Б, является членом консультативного Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, куда входят также представители Православной, Католической и других Церквей и общин, зарегистрированных в России.

Как баптисты относятся к христианам других исповеданий?

Баптисты убеждены, что спасает не принадлежность к какой-либо церкви, а только личная связь с Господом Иисусом Христом. Поэтому они не утверждают, что будущий рай будет только баптистским, и готовы уважать жизнь во Христе представителей других церквей. С церквями же, отрицающими апостольский символ веры, баптисты братского общения не имеют.

Называют баптистами. Название это происходит от слова baptize, что переводится с греческого как “окунать”, “крестить, погружая в воду”. Согласно данному учению, принять крещение нужно не в младенчестве, а в сознательном возрасте путем погружения в освященную воду. Одним словом, баптист - это христианин, который сознательно принимает свою веру. Он верит, что спасение человека заключается в беззаветной вере в Христа.

История возникновения

Общины приверженцев баптизма стали формироваться в начале семнадцатого века в Голландии, однако их основателями были не нидерландцы, а английские конгрегационалисты, которые были вынуждены бежать на материк, чтобы избежать преследования англиканской церкви. И вот, во втором десятилетии 17-го века, а именно в 1611 году, было сформулировано новое христианское учение для англичан, которые волей судьбы проживали в столице Нидерландов - Амстердаме. Через год и в Англии была создана церковь баптистов. Тогда же возникла первая община, исповедующая эту веру. Позже, в 1639 году, и в Северной Америке появились первые баптисты. Секта эта получила широкое распространение в Новом Свете, особенно в США. С каждым годом число ее приверженцев росло с неимоверной быстротой. С течением времени евангелисты-баптисты также распространились по всему миру: в страны Азии и Европы, Африки и Австралии, ну, и обеих Америк. Кстати, в период гражданской войны в Америке большинство чернокожих рабов приняли данную веру и стали ее ярыми последователями.

Распространение баптизма в России

До 70-х годов 19-го века в России практически не знали, кто такие баптисты. Что за вера объединяет людей, которые именуют себя таким образом? Первая община приверженцев этой веры появились в Санкт-Петербурге, ее члены называли себя евангельскими христианами. Сюда баптизм попал из Германии вместе с иностранными мастерами, архитекторами и учеными, приглашенными русскими царями Алексеем Михайловичем и Петром Алексеевичем. Наибольшее распространение это течение нашло в Таврической, Херсонской, Киевской, Екатеринославской губерниях. Позже оно дошло и до Кубани и Закавказья.

Первым баптистом в России был Никита Исаевич Воронин. Он принял крещение в 1867 году. Баптизм и евангелизм очень близки друг к другу, однако они тем не менее считаются двумя отдельными направлениями в протестантизме, и в 1905 году в Северной столице их приверженцы создали Союз евангелистов и Союз баптистов. В первые годы власти Советов отношение к любым религиозным течениям стало предвзятым, и баптистам пришлось уйти в подполье. Однако в годы Отечественной войны как баптисты, так и евангелисты опять активизировались и объединились, создав Союз Евангельских христиан-баптистов СССР. К ним же после войны присоединилась секта пятидесятников.

Идеи баптизма

Главным устремлением в жизни для приверженцев этой веры является служение Христу. Церковь баптистов учит, что надо жить в гармонии с миром, но быть не от мира сего, то есть подчиняться земным законам, но сердцем почитать только Иисуса Христа. В основе баптизма, возникшего как радикально-протестантское буржуазное течение, лежит принцип индивидуализма. Баптисты считают, что спасение человека зависит только от самой личности, и что церковь не может быть посредником между ним и Богом. Единственным истинным источником веры является Евангелие - Священное писание, только в нем можно найти ответы на все вопросы и, выполняя все заповеди, все правила, заключенные в этой священной книге, можно спасти свою душу. В этом уверен каждый баптист. Это для него неоспоримая истина. Все они не признают церковного таинства и праздников, не верят в чудодейственную силу икон.

Крещение в баптизме

Приверженцы этой веры проходят через обряд крещения не в младенчестве, а в сознательном возрасте, поскольку баптист - это верующий, который полностью осознает, для чего ему нужно крещение, и относится к этому как к духовному возрождению. Для того чтобы стать членом общины и принять крещение, кандидатам нужно пройти Позже они проходят через покаяние на молитвенном собрании. Процесс крещения включает окунание в воду, затем идет обряд хлебопреломления.

Эти два ритуала символизируют веру в духовное единение со Спасителем. В отличие от православной и католической церквей, которые считают крещение таинством, то есть средством спасения, для баптистов этот шаг демонстрирует убеждённость в правоте своих религиозных взглядов. Только после того как человек полностью осознает всю глубину веры, только тогда он будет иметь право пройти через обряд крещения и стать одним из членов баптистской общины. Духовный лидер совершает этот обряд, помогая своему подопечному окунуться в воду, только после того как он смог пройти через все испытания и убедить членов общины в незыблимости своей веры.

Установки баптизма

Согласно этому учению, греховность мира за пределами общины неизбежна. Поэтому они ратуют за неукоснительное соблюдение норм морали. Евангельский христианин-баптист должен полностью отказаться от употребления алкогольных напитков, использования ругательств и проклятий и т. д. Поощряются взаимоподдержка, скромность и отзывчивость. Все члены общины должны заботиться друг о друге, оказывать помощь нуждающимся. Одной из главных обязанностей каждого из баптистов является обращение инакомыслящих в их веру.

Баптистское вероучение

В 1905 году в Лондоне состоялся Первый Всемирный съезд христиан-баптистов. На нем основой вероучения был утвержден Символ Апостольской Веры. Были также приняты следующие принципы:

1. Приверженцами Церкви могут быть только люди, прошедшие через крещение, то есть евангельский христианин-баптист - это духовно возрожденная личность.

2. Библия - это единственная истина, в ней можно найти ответы на любые вопросы, это непогрешимый и незыблемый авторитет как в делах веры, так и в практической жизни.

3. Вселенская (невидимая) церковь едина для всех протестантов.

4. Знание о Крещении и Вечерня Господня преподаются только крещеным, то есть возрожденным людям.

5. Поместные общины в практических и духовных вопросах независимы.

6. Все члены поместной общины равноправны. Это значит, что даже рядовой баптист - это член общины, который имеет такие же права, как проповедник или духовный лидер. Кстати, ранние баптисты были против однако сегодня они сами создают что-то наподобие рангов внутри своей церкви.

7. Для всех - как верующих, так и неверующих - существует свобода совести.

8. Церковь и государство должны быть отделены друг от друга.

Члены евангелистских общин несколько раз в неделю собираются для того, чтобы послушать проповедь на ту или иную тему. Вот некоторые из них:

  • О страданиях.
  • Небесный замес.
  • Что такое святость.
  • Жизнь в победе и в избытке.
  • Умеете ли вы слушать?
  • Доказательства Воскресения.
  • Секрет семейного счастья.
  • Первое в жизни хлебопереломление и др.

Слушая проповедь, приверженцы веры пытаются найти ответы на мучавшие их вопросы. Проповедь может читать каждый, однако только после специальной подготовки, получения достаточных знаний и навыков, для того чтобы публично выступить перед большим отрядом единоверцев. Главное богослужение у баптистов проводится еженедельно, в воскресный день. Иногда община встречается и в будние дни, для того чтобы молиться, изучать и обсуждать информацию, найденную в Библии. Богослужение проходит в несколько этапов: проповедь, пение, инструментальная музыка, чтение поэм и стихотворений на духовную тематику, а также пересказ библейских рассказов.

Праздники баптистов

Последователи этого церковного течения или секты, как принято его называть в нашей стране, имеют свой особый календарь праздников. Их свято чтит каждый баптист. Это перечень, который состоит как из общехристианских праздников, так и из присущих только этой церкви торжественных дней. Ниже приведен их полный список.

  • Любой воскресный день - день воскрешения Иисуса Христа.
  • Первое по календарю воскресенье каждого месяца - день хлебопереломления.
  • Рождество.
  • Крещение.
  • Сретение Господне.
  • Благовещение.
  • Вход Господа в Иерусалим.
  • Страстной Четверг.
  • Воскресение (Пасха).
  • Вознесение.
  • Пятидесятница (сошествие на апостолов Святого Духа).
  • Преображение Господне.
  • Праздник Жатвы (исключительно баптистский праздник).
  • День Единства (отмечается с 1945 года в память об объединении евангелистов и баптистов).
  • Новый Год.

Знаменитые во всем мире баптисты

Последователями этого религиозного течения, которое нашло распространение в более чем 100 странах мира, причем не только в христианских, но и мусульманских, и даже буддистских, также являются знаменитые на весь мир писатели, поэты, общественные деятели и др.

Например, баптистами были английский писатель (Баньян), который является автором книги «Путешествие Пилигрима»; великий правозащитник, Джон Мильтон; Даниэль Дефо - автор одного из самых знаменитых произведений мировой литературы - приключенческого романа "Робинзон Крузо"; Мартин Лютер Кинг, который был ярым борцом за права чернокожих рабов в Соединенных Штатах. Кроме этого, баптистами были крупные бизнесмены братья Рокфеллеры.

Материал из Энциклопедия евангельских христиан-баптистов

Статья из Википедии.
Вы можете улучшить статью, исправив и дописав ее.

Ева́нгельские христиа́не-бапти́сты - основная деноминация, придерживающаяся баптистского вероучения на территории России, Украины, Белоруссии, иных стран постсоветского пространства.

Православные, вступающие в члены баптистской общины, должна были предоставить подобное удостоверение для исключения их из православных метрических списков

Наименование «евангельские христиане-баптисты» исторически сложилось из названий двух родственных христианских направлений: баптистов, общины которых возникли в 60-х годах XIX века на юге России, и евангельских христиан , образовавшегося в 70-е годы XIX века на севере страны. Объединение данных течений состоялось в октябре 1944 года, когда в Москве был образован Всесоюзный совет евангельских христиан и баптистов (с 1945 года - Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов).

История образования

Основное развитие в Российской империи общины евангельских христиан и баптистов получили во второй половине XIX века на Кавказе, на востоке и юге Украины (Таврическая губерния) и в Петербурге.

На Украине средой для возникновения баптистских общин стало движение штундистов . Среди наиболее видных проповедников-штундистов, внёсших большой вклад в развитие баптизма, стали крестьяне Херсонской губернии Ф. Онищенко и И. Рябошапка.

В Закавказье зарождение баптистских церквей произошло в среде молоканства . Здесь первым активным проповедником нового учения стал житель города Тифлиса молоканский пресвитер Никита Воронин . Также среди молокан и при непосредственном участии миссионеров с Кавказа были основаны первые баптистские общины в Таврической губернии .

Одна из жертв «борьбы с религией». Мария Яковлевна Янц (1895 г.р.). Арестована 23.06.1935 г. Осуждена на 3 года ссылки. 11.07.1938 г. тройкой НКВД приговорена к расстрелу. Круглыми сиротами остались четверо детей.

Если на Украине и в Закавказье первые общины формировались из крестьян, ремесленников, купцов, то в «Северной столице» инициатором движения евангельских христиан стала высшая петербургская знать. Отставной гвардейский полковник, аристократ В. А. Пашков , графы М. М. Корф. А. П. Бобринский , княгини Е. И. Черткова , Н. Ф. Ливен , В. Ф. Гагарина устраивали публичные духовные собрания с проповедью Евангелия в столичных особняках и в своих родовых имениях. Впоследствии последователи основанного ими направления получили наименование пашковцев.

30 апреля - 1 мая 1884 года в с. Нововасильевка Таврической губернии на съезде баптистов 12 южных губерний основано первое объединение баптистов России - Союз русских баптистов Южной России и Кавказа , председателем которого стал выходец из меннонитов И. Вилер . Через два года его преемником на этом посту стал бывший молоканин Д. Мазаев .

Деятельность петербургского центра евангельского движения тесно связана с именем Ивана Степановича Проханова - выходца из молоканской семьи, в 1888 году присоединившегося к пашковцам. В 1909-1910 годах он создал и он возглавил Союз евангельских христиан , объединивший христианские общины, исповедовавшие баптистское вероучение, но не входившие в Союз баптистов (преимущественно, в северных губерниях страны) .

Активная миссионерская деятельность, а также политика царского правительства по высылке сторонников баптизма, привела к быстрому распространению баптистских общин за пределы центров зарождения движения. Так, в 1896 году переселенцами с Кавказа основана первая община баптистов в Западной Сибири, а уже в 1907 году образуется Сибирский отдел Всероссийского союза баптистов с центром в Омске.

В 1905-1906 годы в России были приняты законодательные акты, провозглашавшие веротерпимость, что смягчило положение баптистов и евангельских христиан, однако в годы Первой мировой войны преследования со стороны государственной власти возобновились и прекратились только с победой Февральской революции 1917 года.

Если на первоначальном этапе существования советской власти евангельские и баптистские общины пользовались относительной свободой деятельности, в частности, имели возможность проведения богослужебных собраний, издания и даже приобретения за рубежом духовной литературы и т. п., то уже ко второй половине 1920-х годов положение указанных деноминаций начало осложняться.

Официально поворот в политике был закреплён постановлением ВЦИК, СНК СССР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях», давшим правовое основание для резкого ограничения прав верующих на исповедание религии. В последовавшим за этим периодом репрессий уголовному преследованию подверглись практически все значимые фигуры объединений евангельских христиан и баптистов, а также значительное число служителей отдельных общин и просто активных верующих. По имеющимся подсчётам, около 22 тысяч осуждённых членов обоих движений из лагерей не вернулись. Практически все здания молитвенных домов, за исключением одного в Москве и одного в Новосибирске, были закрыты, что вынуждало верующих организовывать богослужебные собрания нелегально и давало властям новые поводы к репрессиям .

Следствием проведения указанной политики стал формальный роспуск в 1935 году Союза баптистов и фактическое прекращение существования в тот же период Союза евангельских христиан.

Вновь изменился подход советского государства к отношениям с религиозными объединениями в годы Великой Отечественной войны, когда интенсивность репрессивной политики по отношению к церковным служителям снизилась, и ряд руководителей союзов евангельских христиан и баптистов был освобождён из мест заключения.

В октябре 1944 года на совещании представителей обеих деноминаций было принято решение об объединении, урегулировании спорных вопросов и формировании Всесоюзного совета евангельских христиан и баптистов (с 1945 года - Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов), который получил официально признание со стороны Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР .

Позднее к ВСЕХБ присоединилась часть общин других действовавших в СССР христианских конфессий, включая пятидесятников и братских меннонитов .

Развитие движения в послевоенный период

После Великой Отечественной войны в СССР имелось около 5 тысяч общин, как евангельских христиан, так и баптистских. Из них в 1945-1948 гг. официальную регистрацию получили лишь 1696, что ставило прочие церкви в положение действующих нелегально . Ещё более осложнилось положение церквей евангельских христиан-баптистов в период Хрущёвской антирелигиозной кампании . В общинах росло недовольство позицией ВСЕХБ, который, согласно мнению ряда служителей и активных верующих, пренебрегал своей обязанностью по защите права евангельских христиан-баптистов на свободу вероисповедания, проявляя чрезмерный конформизм в отношениях с государством.

В ноябре 1965 года группой пресвитеров, выразивших недоверие ВСЕХБ в связи с принятием последним решений, существенно ограничивавших миссионерскую активность церковных общин и расширявших возможности для государственного вмешательства во внутренние дела церквей, был создан независимый координирующий орган Совет церквей евангельских христиан-баптистов , ставший центром второго по величине баптистского объединения в стране. Данная структура не была признана государством, её деятельность рассматривалась советскими органами власти, как незаконная .

В последующий период баптисты продолжали подвергаться репрессиям, причём наиболее жёсткие меры применялись к сторонникам СЦ ЕХБ . Многие лидеры и церковные активисты были приговорены к наказаниям в виде лишения свободы . Практиковались и такие формы давления, как принудительное помещение в психиатрические стационары, а также незаконное лишение родительских прав .

Тем не менее, несмотря на противодействие миссионерской деятельности и религиозному воспитанию, движение продолжало пополнять свою численность, как за счёт новообращённых, так и за счёт детей верующих родителей (в баптистских семьях широко распространена многодетность). Согласно данным Всемирного баптистского альянса , в 1975 г. в СССР насчитывалось 535 тысяч баптистов (включая посещающих богослужения детей) .

Некоторые семьи евангельских христиан-баптистов, спасаясь от религиозных преследований при Советской власти, были вынуждены эмигрировать, преимущественно в США и Канаду, где ими основаны объединения церквей в эмиграции (Тихоокеанское объединение евангельских христиан-баптистов США и др.), богослужение в которых проводится на русском языке. Часть таких общин входит в МСЦ ЕХБ .

Современность

Евангельские христиане-баптисты (ЕХБ) - вторая по численности после православия христианская конфессия в России . Крупнейшее религиозное объединение евангельских христиан-баптистов России - Российский союз евангельских христиан-баптистов . Наряду с ним продолжают действовать общины Международного союза церквей евангельских христиан-баптистов (бывший СЦЕХБ), ряд небольших объединений и автономных церквей, не входящих в какие-либо сообщества. Сотрудничество между РСЕХБ и другими действующими в стране христианскими объединениями, придерживающимися баптистского вероучения, осуществляется через Общественный совет евангельских христиан-баптистов.

Господь Иисус Христос два тысячелетия назад явился на землю, чтобы спасти все человечество от проклятия, греха и смерти, которые стали его спутниками с того момента, как согрешили его прародители Адам и Ева. И теперь для того чтобы глубже понять, кто такие баптисты с точки зрения православия, необходимо обратиться к моменту образования Истинной Церкви, когда Бог с помощью своих учеников-апостолов создал Церковь как Свое некое мистическое тело, а через церковные таинства стало происходить общение с Ним. Поэтому верующие во Христа люди стали ходить в церковь и через действие Святого Духа получали исцеление тела, умиротворение и покой в душе. Но тогда кто такие баптисты, откуда же они взялись?

Раскольники, еретики и сектанты

Для сохранения единства веры Церковь ограничила и установила законы и правила своего существования. Всех, кто нарушал эти законы, называли раскольниками или сектантами, а проповедовавшиеся ими учения - ересью. Церковь на расколы смотрела как на один из самых великих грехов, совершившихся против нее.

Святые отцы приравнивали этот грех к убийству человека и к идолопоклонничеству, даже кровь мученика не могла загладить этого греха. В истории Церкви известно бесконечное количество расколов. Начинают нарушаться церковные правила - сначала одно, потом автоматически другое, и в итоге искажается Истинная Православная Вера.

Божья благодать

Все это неминуемо приведет к погибели, как та бесплодная лоза виноградника, о которой говорил Господь, которая будет сожжена.

Самое страшное здесь то, что от таких раскольников отступает Благодать Божья. Эти люди уже не могут разобраться в Истине и думают, что делают Божие дело, распространяя ложь о Церкви, не зная, что таким образом они идут против Самого Бога. Всякого рода секты создаются в большом количестве, и так же много их распадается. Поэтому нет возможности перечислять их по названиям, датам создания и лидерам, возглавляющим их, остановимся только на самых главных, но об этом чуть позже.

Кто такие баптисты с точки зрения православия

Чтобы спасти свою душу, каждый человек должен сделать нужные выводы об истинной православной вере и не попадаться на удочку раскольников и сектантов, а получать Благодать и быть со всем православным миром в единстве.

После всех этих фактов, которые обязательно надо знать, можно подходить к теме о том, кто такие баптисты.

Итак, с точки зрения православной церкви, баптисты - это сектанты, заблудшие в своих взглядах, которые не имеют никакого отношения к Церкви Христовой и спасению Божьему. Библию, по мнению православной церкви, они трактуют превратно и ложно, как и все остальные сектанты и еретики. Обращаться к ним есть большой грех для души человеческой. Некоторые не имеют четкого представления о том, кто такие баптисты, фотографии разных сект дают примерный ответ, но постараемся и мы дальше глубже рассмотреть этот вопрос.

Святые отцы Церкви есть истинный и единый источник духовного просвещения, это касается и Священного Писания.

Кто такие баптисты? Секта?

На территории Восточной Европы наибольшее распространение получил баптизм. Баптисты представляют собой протестантскую секту, которая была создана в Англии в 1633 году. Сначала они называли себя «братьями», затем - «баптистами», иногда - «катабаптистами» или «крещеными христианами».

Ответ на вопросы о том, кто такие баптисты и почему так называются они, можно начать с того, что само слово «баптисто» переводится с греческого как «погружаю». Возглавил эту секту в ее первоначальном образовании Джон Смит, а когда значительная часть ее представителей переселилась в Северную Америку, там ее возглавил Роджер Вилиам. Эти секты стали подразделяться сначала на две, а потом - еще на много разных фракций. И этот процесс до сих пор никак не останавливается, так как сообщества, объединения или общины не имеют обязательных символов, не терпят никаких символических книг, не обладают административной опекой. Все, что они признают, это Апостольский Символ Веры.

Баптистское учение

Главное, на чем основывается баптистское учение, - признание Священного Писания как единственного источника вероучения. Они отвергают крещение детей, только благословляя их. По баптистским правилам, крещение должно совершаться только после пробуждения личной веры у человека, после 18 лет и отказа от греховной жизни. Без этого у них этот обряд не имеет силы и просто недопустим. Баптисты считают крещение внешним знаком исповедания, и таким образом они отвергают участие Бога в этом главном таинстве, что низводит процесс к простым человеческим действиям.

Служба и управление

Прояснив немного, кто такие баптисты, попробуем разобраться с тем, как же проходят их службы. Еженедельное богослужение они проводят в воскресенье, читаются проповеди и импровизированные молитвы, проходят пения с использованием инструментальной музыки. В будни баптисты тоже могут дополнительно собираться для молитвы и обсуждения Библии, чтения духовных стихотворений и поэм.

По своему устройству и управлению баптисты подразделяются на самостоятельные отдельные общины, или конгрегации. От этого они могут носить название конгрегационалистов. Продолжая тему «Евангельские христиане (баптисты) - кто такие?», нужно отметить, что какое бы название они ни носили, все баптисты ставят выше учения нравственную выдержку и свободу совести. Брак они не считают таинством, но благословение признают необходимым, получая его через должностных лиц общины или пресвитеров (пастырей). Имеются и некоторые формы дисциплинарного взыскания - это отлучение от церкви и публичное увещевание.

Задаваясь вопросом о том, кто такие баптисты, на чем основывается их вера, стоит отметить, что мистицизм секты выявляется в преобладании чувств над разумом. Все вероучение построено на крайнем либерализме, в основу которого вложено учение Лютера и Кальвина о предопределении.

Отличие баптизма от лютеранства

Баптизм отличается от лютеранства безоговорочным и последовательным проведением в жизнь главных положений лютеранства о Священном Писании, о Церкви и о спасении. Баптизм отличает и большая враждебность к Православной Церкви. Баптисты больше, чем лютеране, склонны к анархии и иудаизму. И вообще у них отсутствует как таковое учение о Церкви, они ее отвергают, как и всю церковную иерархию.

А вот чтобы получить полный ответ на вопрос о том, кто такие христиане-баптисты, окунемся немного во времена Советского Союза. Именно там они получили наибольшее распространение.

Евангельские христиане-баптисты

Надо отметить, что основное развитие общины баптистов получили после второй половины XIX века. Это происходило в основном на Кавказе, на юге и востоке Украины, а также в Петербурге.

Согласно царской политике, из-за активной миссионерской деятельности баптистов отправляли в ссылки в Сибирь, подальше от центров их образования. За счет этого в 1896 году баптистами-переселенцами с Кавказа была образована первая община в Западной Сибири, центром которой стал Омск.

Чтобы ответить точнее на вопрос о том, кто такие баптисты-евангелисты, отметим, что прошло несколько десятков лет, прежде чем случилась деноминация - появились евангельские христиане-баптисты (ЕХБ), которые придерживались баптистского вероучения на территории бывшего СССР. Их направление сложилось из двух течений, возникших на юге России из общин баптистов 60-х годов XIX века и евангельских христиан 70-х годов XIX века. Их объединение произошло осенью 1944 года, а уже в 1945 году в Москве был образован Всесоюзный совет евангельских христиан и баптистов.

Кто такие отделенные баптисты

Как говорилось выше, секты постоянно видоизменяются и дальше раскалываются на новые образования, поэтому баптистские общины, вышедшие из состава Совета церквей ЕХБ, называются отделенными или автономными. В 70-80 годах они были зарегистрированы как автономные общины, которых уже к 90-м появилось огромное количество за счет активной миссионерской деятельности. И они так и не вступили в централизованные объединения.

Что касается темы «Кто такие отделенные баптисты в Сухуми», то именно таким образом образовалась и данная община. Она, отделившись от главного центра, стала вести свою автономную деятельность на территории Абхазии с главным центром в Сухуми.

То же самое касается и вопроса о том, кто такие отделенные баптисты в Мухуми. Все это отдельные баптистские общества, которые никому не подчиняются и ведут самостоятельную жизнь в соответствии со своими правилами.

Новообразованные баптистские общины

Недавно наметилось новое направление тбилисской баптистской общины. Что интересно, она в своем вероучении пошла еще дальше, практически изменив все до неузнаваемости. Ее новшества весьма и весьма удивляют, так как во время богослужения у всех присутствующих задействованы пять органов чувств, пастыри носят черные одежды, в обряде используются свечи, колокольный звон и музыка, а еще баптисты осеняют себя крестом. Практически все в духе Православной Церкви. Эти баптисты даже организовали семинарию и школу иконописи. Отсюда понятна радость раскольника и преданного анафеме Филарета - предстоятеля Украинской Православной Церкви Киевского патриархата, который однажды даже вручил орден лидеру этой общины.

Баптисты и православные. Различия

Баптисты, как и православные, считают, что они - последователи Христа, и их вера истинна. И у тех, и у других Священное Писание - единственный источник учения, однако баптисты полностью отвергают Священное предание (письменные документы и опыт всей Церкви). Баптисты толкуют книги Старого и Нового Завета по-своему, как кто понимает. У православных обычному человеку это запрещается делать. Толкование священных книг написано святыми отцами под особым воздействием Святого Духа.

Православные верующие считают, что лишь нравственным подвигом достигается спасение, и гарантированного спасения не бывает, так как человек дар этот растрачивает по грехам своим. Православный приближает свое спасение посредством очищения души через таинства Церкви, благочестивой жизни и соблюдения заповедей.

Баптисты утверждают, что спасение уже свершилось на Голгофе, и теперь для него ничего не требуется, при этом даже не имеет значение то, насколько праведно живет человек. Они также отвергают крест, иконы и другие христианские символы. Для православных же эти составляющие - абсолютная ценность.

Баптисты отвергают небесную святость Богоматери и не признают святых. Для православных же Богоматерь и святые праведные - защитники и ходатаи о душе перед Господом.

У баптистов нет священства, в то время как у православных службу и все церковные таинства может совершать только священник.

У баптистов нет и особой организации богослужения, молятся они своими словами. Православные по четкому последованию служат Литургию.

При крещении баптисты погружают крещаемого один раз в воду, православные - трижды. Баптисты отвергают мытарства души после смерти и поэтому не отпевают усопших. У них он, умирая, сразу попадает в рай. У православных существует специальный чин отпевания и отдельные молитвы по умершим.

Вывод

Хотелось бы напомнить, что Святая Церковь - это не клуб по интересам, а то, что нисходит к нам от Господа. Церковь Христова, созданная его учениками-апостолами, была едина на земле целую тысячу лет. Но в 1054 году от Единой Христовой Церкви отпала ее западная часть, которая изменила Символ Веры и объявила себя римско-католической церковью, именно она дала плодотворную почву всем остальным образовывать свои церкви и секты. Теперь же, с точки зрения православия, отпавшие от Истинной Православной веры и проповедующие веру во Христа не одинаково с православием не принадлежат к Единой Святой и Апостольской Церкви, основанной самим Спасителем. К огромному сожалению, это происходит от того, что многие не осознают величия и высоты своего христианского звания, они не знают своих обязанностей и живут в нечестии как язычники.

Святой апостол Павел писал в своей молитве: «Поступайте достойно звания, в которое призваны, иначе будете детьми не Божьими, а сатаны, исполняющими его похоти».

История и происхождение евангельских христиан-баптистов

Баптизм - одно из направлений протестантизма. Евангельские христиане-баптисты являются одной из конфессий, традиционно присутствующих на территории нашей страны. Баптисты получили своё название вследствие того , что взрослые люди принимали крещение по осознанной вере. Первая баптистская община сформировалась в 1609 г. в Амстердаме, в среде беженцев из Англии. Отсюда баптизм проник на Британские острова, а затем в Америку.

В XIX в. баптизм становится поистине всемирной конфессией. Баптистские общины возникают в Канаде, Австралии , Индии, в большинстве европейских стран, в том числе и в России. По данным на 2008 г., в мире насчитывается более 105 000 000 баптистов. В России первые евангельские христиане-баптисты появились в XIX в., когда Российским библейским обществом была издана переведённая на русский язык Библия. Первым русским баптистом стал Никита Исаевич Воронин, принявший крещение по вере в 1867 г. Произошло это не вдруг, поскольку Воронин из семьи молокан (старинная разновидность русского христианства, отличавшаяся от православия тем, что признавала равноправие верующих перед Богом, отрицала сложную символику храма и уделяла особое внимание изучению Библии). Особым образом на Воронина повлиял протестантский миссионер Яков Деля-ков и литовский немец-баптист Мартын Кальвейт. Увидев сходство своих взглядов с взглядами Кальвейта , Воронин попросил его позволения креститься. Уже к концу XIX в. баптизм получает распространение по всей Российской империи. Однако лишь в 1905 г., после 20 лет жестоких преследований, баптисты получили наконец официальное признание и возможность свободно исповедовать и распространять свою веру. Они вместе со сформировавшимся в начале XX в. родственным течением евангельских христиан продолжали численно увеличиваться.

Основная разница между евангельскими христианами и баптистами заключается лишь в том, что одни появились в Санкт-Петербурге, а другие - на Украине и Кавказе, а потому немного по-разному проводили богослужения и понимали некоторые вопросы культа. Но эти различия были столь незначительными, что вскоре оба течения слились в одно.

Первое десятилетие советской власти баптисты и евангельские христиане пользовались свободой вероисповедания. Однако в годы правления Сталина баптисты и евангельские христиане, как и верующие других конфессий , подвергались жесточайшим преследованиям, приостановившимся только во время Великой Отечественной войны. В 1944 г. был создан единый Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов, объединивший верующих на всей территории СССР, церкви которых официально регистрировались государственными органами. С 1961 г. происходит формирование альтернативного движения, которое действовало нелегально, не желая находиться под жёстким контролем государственных органов. Это движение известно как Совет церквей евангельских христиан-баптистов. После распада Советского Союза зарегистрированные церкви объединились в Российский Союз евангельских христиан-баптистов, а Совет церквей ЕХБ (незарегистрированный) был переименован в Международный союз церквей ЕХБ. МСЦ ЕХБ и сегодня продолжает отказываться от государственной регистрации.

Основные убеждения евангельских христиан-баптистов

Евангельские христиане-баптисты разделяют все базовые общехристианские доктрины, основанные на Библии. Они верят в Троицу (Единого Бога в трёх Лицах), Спасителя Иисуса Христа - истинного Бога и истинного Человека, в загробную жизнь, рай и ад. Вместе с тем баптисты не почитают икон, не используют свечей и не имеют иных традиций, которые прямо не предписаны Библией.

Особую роль у баптистов играет учение о спасении. Баптисты верят в то, что каждый человек может спастись , поверив, что Христос умер за него. Поэтому баптисты настаивают на необходимости личной веры, так как именно через веру человек получает спасение. При этом они опираются на слова апостола Павла: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Послание к Ефесянам, 2:8).

Евангельские христиане-баптисты считают, что подлинная духовная жизнь начинается с того , что человек признаёт себя грешником и хочет начать новую жизнь. Это рассматривается как духовное рождение (рождение свыше), после этого уверовавший человек допускается до крещения и после становится членом церковной общины.


С точки зрения евангельских христиан-баптистов, человек не принадлежит к церкви или к вере по рождению. Каждый человек должен осознанно и лично принять решение о том, желает ли он быть христианином и к какой церкви он хочет принадлежать. Свобода совести (право личного выбора в отношении религии) является одним из важнейших вероучительных убеждений баптистов.

Моральные установки и ценности евангельских христиан-баптистов

Соблюдение нравственных норм считается обязательным для всех членов баптистских церквей. Они крайне негативно относятся к добрачному сексу, супружеским изменам, разводам и абортам. Для баптистов характерен полный отказ от спиртного, они не курят , не употребляют нецензурной лексики. Нарушители этических норм призываются к порядку, а в случае отсутствия исправления отлучаются от церкви.

Евангельские христиане-баптисты уделяют особое внимание семейным ценностям. В основном баптистские семьи крепкие, нередко многодетные. Баптисты, как правило, находят себе пару среди единоверцев. Духовное единство супругов , семейная молитва, совместное посещение богослужений ценятся очень высоко. Трезвый и нравственный образ жизни способствует сплочённости супругов, душевной близости родителей и детей. В семьях баптистов воспитывается не только почтение к матери, но и уважение к отцу как к главе семьи. Важнейшие решения , в том числе касающиеся детей, в баптистских семьях обычно не принимаются без мужа. Евангельские христиане-баптисты не стремятся к изоляции своих детей от сверстников, хотя стараются оградить их от курения, алкоголя, наркотиков , порнографии и других пороков. Обычно баптисты стремятся дать детям как духовные знания, так и светское образование.

Церковное устройство евангельских христиан-баптистов

Для евангельских христиан-баптистов большую роль играет конкретная церковная община. Каждый баптист принадлежит к конкретной церкви (общине). Каждая община, в свою очередь, представляет собой сложившийся коллектив. Причём это касается не только совместного богослужения и общения, но и совместной ответственности за общинную жизнь. У баптистов каждая община автономна, т. е. самоуправляема. Важнейшие решения, относящиеся к внутренней жизни церкви, принимаются на общем собрании членов общины, поскольку все верующие считаются священниками. У баптистов нет служителей, подобных православным священникам, которые считаются своеобразными посредниками между Богом и паствой. Баптисты верят в полное равноправие перед Богом каждого верующего, имеющего возможность лично общаться с Ним и обязанного нести ответственность перед общиной. Это не означает, что в баптистских общинах нет руководителей. Напротив , каждая община сама избирает своих служителей - пресвитеров (пасторов) и дьяконов. Служители в церквях ЕХБ занимаются наставлением верующих, а также решают дисциплинарные и хозяйственные вопросы. Для осуществления межобщинных контактов и координации поместные церкви (общины) объединяются в региональные организации во главе со старшим пресвитером, а на уровне страны - в Российский Союз евангельских христиан-баптистов, возглавляемый председателем, избираемым всероссийским съездом представителей общин. Ныне Российский Союз объединяет около 80 000 верующих. Наряду с Российским Союзом на территории России действует несколько других, меньших по численности объединений баптистов, работающих самостоятельно (в настоящее время около 50 000 человек).

Духовная практика и богослужение евангельских христиан-баптистов

В жизни баптистов большую роль играет молитва. Они обязательно молятся в начале и в конце каждого дня , при каждом приёме пищи и по желанию в любое время суток. Баптисты молятся своими словами, так как в Библии не содержится специальных образцов молитвы. Исключение составляет только молитва Господня «Отче наш», содержащаяся в Евангелии. Баптисты считают , что Богу нужна прежде всего искренняя молитва, идущая от сердца, а не красивые слова, сочинённые кем-то другим.

Каждое воскресенье баптисты собираются на богослужение (богослужебные собрания). Баптисты обязательно участвуют в каждом воскресном богослужении, если только этому не препятствует болезнь или иные серьёзные обстоятельства. Кроме воскресных дней , баптисты празднуют и главные общехристианские праздники, такие, как Пасха, Рождество, Троица. Осенью баптисты отмечают праздник Жатвы, посвящённый благодарению Богу за урожай. Многие церкви собираются на дополнительные богослужения среди недели.

Богослужения баптистов состоят из проповедей на тексты из Библии, молитв и пения духовных гимнов. У баптистов нет специального богослужебного языка или сложных непонятных церемониалов, поэтому их богослужебная практика доступна и демократична. Баптисты считают, что богослужение должно быть понятным и назидательным. Они не практикуют экстатических молений и избегают излишней эмоциональности. Богослужения баптистов открыты для посещения всеми желающими.

Наряду с богослужебными собраниями баптисты совершают и другие церемонии. Наиболее важными из них являются крещение и хлебопреломление. Крещение, как уже отмечалось, совершается над взрослыми верующими, пережившими опыт духовного обращения (покаяния). Личное покаяние необходимо даже в том случае, когда человек вырос в баптистской семье и с детства приобщён к церковной жизни. Крещение обязательно совершается полным погружением в воду. Оно совершается в открытом водоёме или специальном бассейне (баптистерии). Хлебопреломление (Вечеря Господня, причащение) - это воспоминание страданий и смерти Христа, во время которого верующие едят хлеб , разломанный на небольшие куски, и отпивают глоток вина из общей чаши. Хлеб и вино символизируют Тело и Кровь распятого Господа Иисуса Христа. Кроме того, евангельские христиане-баптисты совершают благословение детей (младенцев не крестят, так как они ещё не могут веровать), бракосочетание и некоторые другие церемонии.

Евангельские христиане-баптисты и общество

Евангельские христиане-баптисты не стремятся к самоизоляции - они очень толерантны. Баптистские церкви принимают участие в большом количестве самых разнообразных благотворительных проектов.

В 1968 г. в СССР по разрешению государства были организованы Заочные Библейские курсы (ЗБК). Значимость ЗБК состоит в том, что на тот период это было единственное протестантское учебное заведение в СССР, где учились представители всех протестантских направлений. Кроме того, ЗБК послужили основой для возникновения Московской Богословской семинарии ЕХБ - основного учебного заведения евангельско-баптистского братства России.

Российские церкви ЕХБ готовят своих служителей в Московской Богословской семинарии, в Новосибирской семинарии, в Санкт-Петербургском христианском университете и библейских колледжах в разных регионах страны. В России многие церкви ЕХБ участвуют в создании христианских теле- и радиопрограмм («Свет Жизни», «Библия и современность», программы Трансмирового Радио и др.), Российский союз и многие церкви имеют свои веб-странички (www.baptist.org.ru , www.mbs.ru ). Христианские издательства (такие, как «Библия для всех», «Посох», «Мирт», «Шандал» и др.), учреждённые ЕХБ, выпускают книги, газеты, журналы, пособия и материалы для воскресных школ, доступные для всех.

Баптистские церкви находятся вне политики, но верующие участвуют в выборах. Верующие сами решают, в какой степени и в каком качестве они хотят участвовать в общественной и политической жизни. Баптисты законопослушны , считают необходимым повиноваться государственной власти. При этом евангельские христиане-баптисты стремятся проповедовать учение Христа и быть хорошим примером для окружающих. Поэтому, несмотря на уверенность в правильности собственного мировоззрения, баптисты очень толерантны.

mob_info