Церковный Православный праздник мая. мая какой праздник в этот день в России, Украине, Беларуси, Казахстане, Болгарии, Иране, Ялте, мире, по церковному календарю

Услышав колокольный звон 22 мая 2016, многие заинтересуются: а какой сегодня церковный праздник? Церковный праздник 22 мая – День Николая Угодника, самого почитаемого у православных святого. Ему посвящены две даты – зимняя (19 декабря) и весенняя, майская. С весенним праздником Николая Чудотворца связаны множественные народные приметы и обычаи. В этот день ничего нельзя делать лишь для самого себя: обязательна помощь другим людям.

Какой церковный праздник 22 мая 2016 отмечается православными?

22 мая 2016 года отмечается церковный праздник Николая Угодника, называемого Чудотворцем. Святой Николай покровительствует путешественникам, морякам и детям, гонимым и попавшим в беду людям. Весенний праздник посвящен событию, произошедшему еще в 1087 году. Тогда венецианские купцы фактически похитили мощи Николая Чудотворца, перенеся их из места его упокоения Мир Ликийских в итальянский город Бари. Воровство практически спасло мощи святого старца, ибо церковь, где были захоронены мощи архиепископа Ликийского Николая, неоднократно подвергалась набегам и разрушениям. Мощи были перезахоронены в Италии, где и по сей день пребывают в городах Венеция и Бари. К Николаю Чудотворцу обращаются с молитвами и в горе, и в радости.

Истории известные тысячи случаев исцелений и чудес, произошедших после прикосновения к мощам старца и его образу. Особой силой обладает чудотворная икона Николая Чудотворца, находящаяся в Москве, в Храме Христа Спасителя. Художник, писавший икону, находился рядом с мощами архиепископа, и проникся благостью, исходящей от них. Сегодня к иконе с молитвами обращаются верующие христиане, моля Николая об чуде исцеления, о безопасной дороге, о рождении здоровых детей. С помощью иконы осуществляется незримая связь со святым, и он действительно помогает по-настоящему нуждающемуся в помощи людям.


Что нельзя делать в церковный праздник 22 мая, а что нужно?

В церковный праздник Николая Угодника 22 мая ни в коем случае нельзя делать все только лишь для себя. Человека, отвергающего просьбу о помощи в этот день, в течение семи лет будет преследовать неудача и убытки. Считается, что в этот праздник нужно сделать как минимум пять добрых дел, и тогда год будет удачным. Благодеяния 22 мая просты, но нужны тем, кто беден и голоден. Подарите игрушки и сладости нуждающимся детям. Испеките вкусное печенье и раздайте угощение дворовой ребятне. Окропите святой водой углы своего жилища, и год будет счастливым и богатым. Помолившись, попросите Николая о чем-то обязательно добром и хорошем, и Ваше пожелание сбудется, хотя и не сразу. Помогите сироте или нищему одеждой, едой и деньгами, и Ваш поступок порадует Николая Угодника. Вечером устройте веселье, танцы, накройте праздничный стол, пригласите к себе в гости знакомых детей и их друзей. 22 мая нужно веселиться и всячески помогать другим людям.

Приметы церковного праздника 22 мая


Благоприятной приметой церковного праздника 22 мая считается утренний дождь. Считается, что с этого дня наступает настоящее летнее тепло. Лягушки, квакающие ранним утром, «сообщают» о хорошем урожае овса. Дождь на Весеннего Николая обещает отличное, теплое лето. Однако, другая примета говорит о том, что тепла летом можно ждать лишь в случае наступления погожих дней через 12 дней после 22 мая. Если этого не произойдет, то особых благостей от погоды можно не ждать аж до середины сентября! Говорят, что Весенний Николай – последний день расчета с Вашими долгами. Если Вы не успеете отдать то, что занимали до 22 мая, долги Вас будут преследовать целый год. Праздник Николая Угодника – день примирений. Вам легко будет примириться даже с заклятым врагом, а друзья, приглашенные в Ваш дом 22 мая, станут еще ближе.


Церковный праздник 22 мая, посвященный Николаю Чудотворцу, относится к самым любимым и почитаемым в народе. Даже не воцерковленные люди втайне верят, что Николай действительно творит диво. Да и как тут не верить: приметы церковного праздника сбываются, а люди, обращающиеся с молитвами к образу святого старца, получают от него благословение в виде чудес. Теперь и Вы, зная о том, что нужно делать 22 мая 2016 года, а чего нельзя, можете убедиться в верности примет и силе молитвы, обращенному к Богу и к Николаю Угоднику.

Май богат на церковные празднества. На этот месяц приходится день памяти одного самого почитаемого святого - Николая Чудотворца. До нас дошли скудные сведения о жизни святителя Николая. Известно, что родился он около 250 года в состоятельной христианской семье, жившей в Ликийском городе Патрах. С младенчества Николай совершал различные чудеса. Свидетельствуют, что во время крещения, будучи младенцем, он простоял несколько часов на ногах. А в отрочестве Николай принял решение посвятить себя служению Богу. Во время паломничества в Палестину, Николай Чудотворец сумел укротить страшную морскую бурю, спасти корабль и воскресить одного из погибших матросов, а также вернуть к жизни 3 маленьких мальчиков, убитых во время голода хозяином постоялого двора.

День похорон Николая Мирликийского 19 декабря также является днем его памяти. Этот день в народе называется Зимним Николой.

По возвращении на Родину благодаря своему преданному служению христианской вере Николай получил архиепископский сан и вошел в историю христианства под именем Николая Мирликийского, то есть Николая из Миры Ликийской. Он дожил до преклонного возраста и скончался в Мирах около 350 года.

Перенесение мощей святителя Николая в Бари

В 1087 году сарацины произвели набег на восточные области Римской империи. Опустошили они и Ликию, родину Николая Угодника, и город Миры, где была его епископская кафедра, и где святитель Николай был похоронен.

Город Бари находился на юге Италии, в Апулии, издавна населенной греками. В XI веке власть в Апулии принадлежала норманнам, которые в религиозную жизнь местного населения не вмешивались. Одному из священнослужителей города Бари было видение, в котором ему явился святитель Николай и повелел перезахоронить его в Бари.

Николаю Угоднику следует молиться об удачном замужестве, счастье детей, избавлении от материальной нужды и болезней, а также о совершении чуда.

Немедля жители города снарядили 3 корабля, которые доставили мощи Николая Чудотворца из Миры Ликийской в город Бари. 9 мая 1087 года по старому стилю (или 22 мая по новому) мощи в богато украшенной раке торжественно поместили в церковь Иоанна Предтечи в Бари. А через 3 года в городе возвели храм святителя Николая, куда и перенесли мощи святого.

Майский Николин день считался на Руси добрым и веселым праздником. В народе говорили: «На Николу и друга зови и недруга – все друзья будут». С этим днем связано множество примет. К примеру, дождь на Николу считается великой божьей милостью.

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий угодник Божий. Всё об этом почитаемом святом Вы узнаете из данной статьи!

Какой сегодня праздник: 22 мая 2018 года отмечается церковный праздник День Святого Николая Чудотворца

Сегодня 22 мая отмечается День Святого Николая Чудотворца. Накануне вечером в храм Христа Спасителя в Москве из итальянского Бари доставили частицу мощей Николая Чудотворца.

22 мая 2018 года в народе почитают Святого Николая. Согласно народному календарю, в году есть два праздника, посвященного Николаю Чудотворцу - Никола зимний 19 декабря и Никола весенний (летний) – 22 мая.

Николая Чудотворца чтут также на Западе, а в России даже далекие от Церкви люди знают Николая Угодника как самого почитаемого русским народом святого. Кроме посвященных ему особых праздников память святителя Никола Чудотворца Церковь отмечает каждый четверг. Часто поминается святой Николай на богослужениях и в другие дни недели.

Николай Чудотворец: в чем помогает

Святителя Николая особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям.

День Святого Николая Чудотворца 22 мая: почитание на Руси

Николаю Угоднику на Руси посвящено немало храмов и монастырей, в честь его имени святой Патриарх Фотий крестил в 866 году Киевского князя Аскольда - самого первого русского князя-христианина, а над могилой Аскольда в Киеве святая равноапостольная Ольга построила первый на русской земле храм святителя Николая.

Народные традиции

На Руси Николая Угодника считали «старшим» среди святых. Его называли «милостивым», в честь него строили храмы и называли детей.

На Николу Зимнего люди устраивали праздничные трапезы - пекли пироги с рыбой, варили брагу и пиво, а на Николу Летнего, или Вешнего крестьяне устраивали крестные ходы - с иконами и хоругвями шли в поля, совершали молебны у колодцев - просили о дожде.

Кому покровительствует удивительный и известный святой?

Николай Чудотворец признается покровителем детей, а в Европе даже именуется прототипом Санта-Клауса. Он также благосклонен к путешественникам, всем морякам, торговцам и тем, кому для исцеления необходимо настоящее чудо.

Почему Святого Николая именуют Угодником?

Такое имя святой получил за свое угодное служение Богу. Николай Угодник молился с такой силой и верой, что даже после смерти его мощи оставались не тронутыми тленом. Они мироточили, и от этой благодати исцелялись сотни верующих.

Как правильно праздновать 22 мая?

22 мая – День Святого Николая – Чудотворца славят и чествуют в самых разных церквях и приходах. Верующие в этот праздник стараются отказаться от мяса и яиц, накрывая столы с рыбными блюдами.

Ранее, когда сельское хозяйство было развито больше, на Николу Вешнего христиане организовывали массовые шествия с вереницами икон и образов. Верующие люди участвовали в молебне, просили о милости и дожде. Обычно, крестные ходы заканчивались в полях или возле водозаборных колодцев. Считалось, что милостивый Николай может подсобить в борьбе с засухой и непогодой.

Сегодня в данный день можно посетить храм, где обязательно будет проводиться служба. Можно также помолиться дома, прося Николая Угодника о помощи в каком-либо деле.

Вечером нужно собраться всей семьей за праздничным столом и провести общую благодарственную молитву святому за его заступничество. Это христианское торжество не связано с трагическими событиями, поэтому праздновать можно легко и весело.

В день памяти Николы Вешнего ничего не стоит делать для себя лично. Так как святой все отдавал людям, то и верующим в такой день стоит отдать что-то на благотворительность, подать милостыню или деньги на строительство церкви. Приветствуется помощь сиротам и детским домам, а также бедным семьям.

Легенда о появлении праздника

Святого Николая славят 22 мая и 19 декабря. На Николу Зимнего принято одаривать друг друга презентами. А во время весеннего торжества можно ограничиться красивыми поздравительными открытками и словесными пожеланиями счастья, добра и мира.

Святой Николай почитаем всеми христианами. Его очень часто вспоминают при ежедневных службах и отводят ему особенное место в христианской иерархии святых.

Существует легенда о том, что когда один крестьянин застрял со своей телегой в грязи, он попросил о помощи проходящего мимо Святого Касьяна. (37.112.220.246) . Но тот отказал, сославшись на то, что торопится к Господу. Когда же рядом с крестьянином проходил Святой Николай, он помог тому вытащить телегу из канавы и явился к Господу весь в грязи. Там у святого спросили, почему он так испачкался и задержался, на что он ответил, что помогал человеку, по информации на 23:05:17. С тех пор Николая Угодника восхваляют дважды в год, а христианского Святого Касьяна раз в четыре года.

О зимнем празднике, посвященном Николая Угоднику, также есть свое сказание. Еще при жизни святой узнал, что в его городе есть бедняк, который решился на страшный грех. Чтобы выбраться из бедности и выдать замуж двух дочерей, человек задумал отдать третью девушку в бордель. Тогда Николай Чудотворец пробрался ночью в дом бедняка и подкинул ему мешок с золотом. Бедный человек не мог поверить своему счастью и выдал замуж старшую дочь. Затем Николай Угодник пробрался в дом бедняка с мешочком золота во второй раз, и мужчина сыграл свадьбу для средней дочери. Бедняку было интересно, кто же его благодетель? Поэтому в третий раз он выследил епископа и бросился за ним, чтобы поблагодарить того за невиданную щедрость. А затем выдал замуж и третью дочь, стало известно Рос-Регистр. С тех пор на 19 декабря закрепился обычай дарить подарки и небольшие сувениры, которые тайно размещаются ночью возле камина или елки.

За свои земные годы данный святой сотворил множество невероятных чудес и свершил огромное количество добрых дел. Он не отказывал в помощи ни верующим, ни язычникам, побуждая в них раскаяние и наставляя на истинный путь.

Верующие люди знают, что 22 мая – День Святого Николая. Они с радостью ходят на службу, помня о заступничестве архиепископа. И верят, что даже после смерти святой оберегает их с небес, дарит им защиту и надежду на исцеление недугов. Удивительный человек и популярный в народе святой одинаково известен как в России, так и за границей. В его честь возведено много храмов и церквей. Его знают не только христиане, но и люди иной веры. Святого помнят и славят в своих молитвах все верующие в православии и католики.

Когда празднуется память святителя Николая Чудотворца

Святителю Николаю в православном церковном календаре посвящен не один праздник. 19 декабря по новому стилю вспоминается день смерти святого, 11 августа - его рождение. В народе эти два праздника называли Никола Зимний и Никола Осенний. 22 мая верующие вспоминают перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, которое произошло в 1087 году. На Руси этот день имееновали Никола Вешний (то есть весенний), или Никола Летний.

Все эти праздники непереходящие, то есть даты их фиксированы.

В чем помогает Николай Чудотворец

Святителя Николая называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

Житие (биография) Николая Чудотворца

Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым - ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством - разрушал идолов и капища, и защитник христианства - обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода - своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах - точная дата неизвестна.

Мощи святителя Николая

Святитель Николай Чудотворец отошел ко Господу в 345-351 годах - точная дата неизвестна. Его мощи были нетленными. Первое время они покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

В 1087 году часть мощей святого перенесли в итальянский город Бари, в церковь святого Стефана. Спустя год после спасения мощей там возвели базилику во имя святителя Николая. Сейчас у мощей святого могут помолиться все желающие - ковчег с ними по сей день хранится в этой базилике. Спустя несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию, а в Мирах осталась небольшая частица.

В честь перенесения мощей Николая Угодника установлен особый праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 22 мая по новому стилю.

Почитание святителя Николая на Руси

Николаю Угоднику на Руси посвящено немало храмов и монастырей. Во имя него святой Патриарх Фотий крестил в 866 году Киевского князя Аскольда - самого первого русского князя-христианина. Над могилой Аскольда в Киеве святая равноапостольная Ольга построила первый на русской земле храм святителя Николая.

Во многих русских городах именем архиепископа Мир Ликийских называли главные соборы. Новгород Великий, Зарайск, Киев, Смоленске, Пскове, Галич, Архангельск, Тобольск и многие другие. В Московской губернии было построено три Никольских монастыря - Николо-Греческий (Старый) - в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Кроме того Никольской названа одна из главных башен столичного Кремля.

Иконография святителя Николая

Иконография святителя Николая сложилась в Х-XI веках. При этом самая древняя икона, а именно фреска в церкви Санта Мария Антиква в Риме, относится к VIII веку.

Есть два основных иконографических типа святителя Николая - ростовой и поясной. Один из классических примеров ростовой иконы - фреска из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, написанная в начале XII века. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее. На этой фреске святитель изображен в рост, с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке.

Иконы поясного иконографического типа изображают святителя с закрытым Евангелием на левой руке. Древнейшая икона такого типа в монастыре святой Екатерины на Синае относится к XI веку. На Руси самый ранний из сохранившихся подобный образ относится к концу XII века. Иван Грозный привез его из Новгорода Великого и положил в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Сейчас эту икону можно увидеть в Третьяковской галерее.

Иконописцы создавали и житийные иконы Николая Угодника, то есть изображающие разные сценки из жизни святителя - порой до двадцати разных сюжетов. Самая древние из таких икон на Руси - это новгородская из погоста Любони (XIV век) и коломенская (сейчас хранится в Третьяковской галерее).

Тропарь святителю Николаю Чудотворцу

глас 4

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Перевод:

Правилом веры, образцом кротости, воздержания учителем показала тебя жизнь твоя пастве твоей. И потому смирением ты приобрел величие, нищетой – богатство: отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак святителю Николаю Чудотворцу

глас 3

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Перевод:

В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий: евангельское учение Христа исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных избавил от смерти. Потому и освятился, как великий служитель таинств Божией благодати.

Молитва первая Николаю Угоднику

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!

Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.

Молитва вторая святителю Николаю Чудотворцу

О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае!

Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поколоняемого Бога во веки веков. Аминь.

Молитва третья святителю Николаю Чудотворцу

О всехвальный и всечестивый архиерею, великий Чудотворче, Святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звезда осиявающая и освещающая всю вселенную: ты еси праведник, яко финик процветший, насажденный во дворах Господа своего, живый в Мирах, миром облагоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источая.

Твоим шествием пресвятый отче, море осветися, егда многочудная твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалите имя Господне.

О преизящный и предивный Чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудрого учителя, алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, больных врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткого наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упоение, нищих и убогих изобильное богатство.

Услыши нас, молящихся тебе, и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему, и исходотайствуй твоими богоприятными молитвами, вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущая от всякого озлобления помощию твоею:

Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведного поспешествуя во благое: тебе же праведнаго, по преблагословенной Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбях наших, подавай нам руку помощи, и отверзи двери милосердия Божия, понеже недостойна есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших, связаны узами греховными, и николи же воли Создателя нашего сотворимох ни сохранихом повелений его.

Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческого заступления к Нему просим:

Помоги нам Угодниче Божий, да не погибнем со беззакониями нашими, избави нас от всякого зла, и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом мне даст ми пожити в веке сем, и избавит мя шуяго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.

Молитва четвертая святителю Николаю Чудотворцу

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших.

Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам.

На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

Молитва пятая святителю Николаю Чудотворцу

О великий заступниче, архиерею Божий, Николае преблаженне, иже подсолнечную осиявый чудесы, призывающим же тя скорый услышатель являйяся, ихже присно предваряеши и спасаеши, и избавляеши, и от бед всяческих изъимаеши, от Бога данною ти чудес и даров благодатию!

Услыши мя недостойнаго, с верою тя призывающа и молебное тебе приносяща пение; тебе бо ходатая на умоление ко Христу предлагаю.

О пресловущий в чудесех, святителем высото! яко имеяй дерзновение, скоро Владыце предстани, и преподобнии свои руце молебне к Нему простри о мне грешнем, и от Него щедроты благости подаждь ми, и приими мя в свое заступление, и от всех бед и зол мя избави, от нашествия врагов видимых и невидимых свобождая, и тех всех наветы и злохитрства погубляя, и борющих мя во всей жизни моей отражая; прегрешением же моим прощение испроси, и спасена мя Христу представи и Царствия Небеснаго сподоби улучити за множество того человеколюбия, емуже подобает всяка слава, честь и поклонение, со безначальным его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Молитва шестая святителю Николаю Чудотворцу

О, всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению, и теплою молитвою тебя призывающих, скоро потщися, и избави Христово стадо от волков губящих е, сиречь от нашествия латинян лукавых, востающих на ны.

Огради и сохрани страну нашу, и всяку страну в Православии сущую, святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, меча, нашествия иноплеменников, от междуусобныя и кровопролитныя брани.

И якоже помиловал еси триех мужей в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и избави Великия, Малыя и Белыя Руси народ православный от пагубныя ереси латинския.

Яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог, да воззрит милостивным оком Своим на люди в невежествии сущия, иже десницы ни шуйцы своея не познаша, паче же юныя, киим обольщения латинския глаголются во еже отвратити от веры православныя, да просветит разум людей Своих, да не соблазнятся же и не отпадут от веры отеческия, совесть, суетными мудрованьми и невежествиими усыпленную, да пробудит, волю обратит ко хранению святыя веры Православныя, да помянет убо веру и смирение отцев наших, живот свой за веру Православную положивших, приемлющи моления теплыя святых угодников Своих, в земли нашей просиявших, соблюдающих нас от прелести и ереси латинския, да сохранивши нас во святем Православии сподобит нас на страшнем Судищи Своем деснаго стояния со всеми святыми. Аминь.

Что можно есть в день памяти Николая Чудотворца

19 декабря по новому стилю приходится на Рождественский, или Филиппов, как его еще называют, пост. В этот день можно есть рыбу, но нельзя есть мясо, яйца и другие продукты животного происхождения.

Чудеса святителя Николая

Николай Чудотворец считается покровителем, заступником и молитвенником о плавающих и, вообще, всех, кто путешествует. Например, как говорит житие святителя, в юные годы, путешествуя из Миры в Александрию, он воскресил моряка, который во время жестокой бури сорвался с мачты корабля и, упав на палубу, разбился насмерть.

Митрополит Сурожский Антоний. Слово, произнесенное на всенощной под праздник святителя Николая, 18 декабря 1973 г., в храме его имени, что в Кузнецах (Москва)

Мы празднуем сегодня день смерти святителя Николая Чудотворца. Какое это странное совмещение слов: праздник о смерти… Обычно, когда кого-нибудь застигнет смерть, мы тоскуем и плачем об этом; а когда умрет святой - мы об этом ликуем. Как же это возможно?

Возможно это только потому, что когда умирает грешник, у остающихся тяжело лежит на сердце чувство, что настало время разлуки, хотя бы временной. Как бы ни была крепка наша вера, как бы надежда нас ни окрыляла, как бы мы ни были уверены в том, что Бог любви никогда окончательно не отделит друг от друга тех, которые любят друг друга хоть несовершенной, земной любовью - все-таки остается грусть и тоска о том, что мы не увидим в течение долгих лет лица, выражения глаз, светящихся на нас лаской, не прикоснемся к дорогому человеку благоговейной рукой, не услышим его голоса, доводящего до нашего сердца его ласку и любовь…

Но наше отношение к святому не совсем таково. Даже те, кто был современником святых, уже при их жизни успели осознать, что, живя полнотой небесной жизни, святой не отделился от земли при жизни, и что когда он телом почиет, он все равно останется в этой тайне Церкви, соединяющей живых и усопших в едино тело, в един дух, в едину тайну вечной, Божественной, победившей все жизни.

Умирая, святые могли сказать, как Павел говорил: я подвигом добрым подвизался, веру сохранил; теперь готовится мне награда вечная, теперь я делаюсь сам жертвоприношением…

И вот это сознание - не головное, а сознание сердца, живое чувство сердца о том, что святой не может от нас отлучиться (так же как от нас не отлучается ставший для нас невидимым Христос воскресший, так же как не отсутствует невидимый нам Бог), вот это сознание позволяет нам радоваться в день, когда, как говорили древние христиане, человек родился в вечную жизнь. Он не умер - а родился, вошел в вечность, во весь простор, во всю полноту жизни. Он - в ожидании новой победы жизни, которой мы все чаем: воскресения мертвых в последний день, когда уже все преграды разделения падут, и когда мы возликуем не только о победе вечности, но о том, что Бог и временное вернул к жизни - но во славе, новой сияющей славе.

Один из древних отцов Церкви, святой Ириней Лионский говорит: слава Божия - это человек, до конца ставший Человеком… Святые являются такой славой для Бога; глядя на них, мы изумляемся тому, что Бог может совершить над человеком.

И вот, мы радуемся в день смерти того, кто на земле был небесным человеком, а войдя в вечность, стал для нас предстателем и молитвенником, не отлучившись от нас, оставаясь не только таким же близким, становясь еще более близким, потому что мы делаемся близкими друг другу по мере того, как делаемся близкими, родными, своими Живому Богу, Богу любви. Радость наша сегодня так глубока! Господь на земле пожал, словно зрелый колос, святителя Николая. Теперь он торжествует с Богом, на небесах; и как он любил землю и людей, умел жалеть, сострадать, умел окружить всех и встретить каждого изумительной ласковой, вдумчивой заботой, так и теперь он молится о нас всех, заботливо, вдумчиво.

Когда читаешь его жизнь, поражаешься, что он не только о духовном заботился; он заботился окаждой человеческой нужде, о самых скромных человеческих нуждах. Он умел радоваться с радующимися, он умел плакать с плачущими, он умел утешить и поддержать тех, кому нужно было утешение и поддержка. И вот почему народ, мирликийская паства его так полюбила, и почему весь христианский народ так его чтит: ничего нет слишком ничтожного, на что он не обратил бы внимание своей творческой любви. Нет ничего на земле, что казалось бы недостойно его молитв и недостойно его трудов: и болезнь, и беднота, и обездоленность, и опозоренность, и страх, и грех, и радость, и надежда, и любовь - все нашло живой отклик в его глубоком человеческом сердце. И он нам оставил образ человека, который является сиянием Божией красоты, он нам в себе оставил как бы живую, действующую икону подлинного человека.

Но оставил он нам ее не только для того, чтобы мы ликовали, восхищались, изумлялись; он нам оставил свой образ для того, чтобы мы от него научились, как жить, какой любовью любить, как забывать себя и помнить бесстрашно, жертвенно, радостно всякую нужду другого человека.

Он нам оставил образ и того, как умирать, как созреть, как встать перед Богом в последний час, отдав Ему душу радостно, словно возвращаясь в отчий дом. Когда я был юношей, мой отец мне раз сказал: научись в течение твоей жизни так ожидать смерть, как юноша трепетно ожидает прихода своей невесты… Вот так ждал и святитель Николай часа смертного, когда раскроются смертные врата, когда падут все узы, когда вспорхнет душа его на свободу, когда ему дано будет лицезреть Того Бога, Которому он поклонялся верой и любовью. Так и нам дано ждать - ждать творчески, не ждать оцепенело, в страхе смерти, а ждать с радостью того времени, той встречи с Богом, которая нас сроднит не только с Живым Богом нашим, со Христом, ставшим человеком, но и с каждым человеком, потому что только в Боге мы делаемся едины…

Отцы Церкви нас призывают жить страхом смертным. Из столетия в столетие мы эти слова слышим, и из столетия в столетие мы их превратно понимаем. Сколько людей живет страхом того, что вот-вот наступит смерть, и за смертью - суд, а за судом - что? Неизвестно. Ад? Прощение?.. Но не об этом страхе смертном говорили отцы. Отцы говорили о том, что если бы мы помнили, что через мгновение можем умереть, как бы мы спешили делать все добро, которое мы еще можем успеть сделать! Если бы мы думали постоянно, трепетно о том, что стоящий рядом с нами человек, которому мы сейчас можем сделать доброе или злое, может умереть - как бы мы спешили о нем позаботиться! Не было бы тогда никакой нужды, ни большой, ни малой, которая превосходила бы нашу способность жизнь посвятить человеку, который вот-вот умрет.

Я уже сказал нечто о своем отце; простите - я скажу еще одно личное. Моя мать три года умирала; она это знала, потому что я это сказал ей. И когда смерть вошла в нашу жизнь, она жизнь преобразила тем, что каждое мгновение, каждое слово, каждое действие - потому что оно могло быть последним - должно было быть совершенным выражением всей любви, всей ласки, всего благоговения, которые между нами были. И вот три года не было мелочи и не было крупных вещей, а было только торжество трепетной, благоговейной любви, где все сливалось в великое, потому что и в одном слове можно заключить всю любовь, и в одном движении можно выразить всю любовь; и это должно быть так.

Святые это понимали не только по отношению к одному человеку, кого они любили особенно ласково и на протяжении каких-то малых лет, на которые у них хватало духа. Святые умели так жить в течение целой жизни, изо дня в день, из часа в час, по отношению к каждому человеку, потому что в каждом они видели образ Божий, живую икону, но - Боже! - порой такую оскверненную, икону такую изуродованную, которую они созерцали с особенной болью и с особенной любовью, как мы созерцали бы икону, затоптанную в грязь перед нашими глазами. А каждый из нас грехом своим затаптывает в грязь образ Божий в себе.

Подумайте над этим. Подумайте над тем, как славна, как дивна может быть смерть, если только мы проживем жизнь, как святые. Они - подобные нам люди, отличающиеся от нас только смелостью и горением духа. Если бы мы подобно им жили! И как богата могла бы быть для нас память смертная, если вместо того, чтобы называться, на нашем языке, страхом перед смертью, она была бы постоянным напоминанием, что каждое мгновение есть и может стать дверью в вечную жизнь. Каждое мгновение, исполненное всей любовью, всем смирением, всем восторгом и крепостью души, может распахнуть время к вечности и нашу землю сделать уже местом, где явлен рай, местом, где живет Бог, местом, где мы едины в любви, местом, где все дурное, мертвое, темное, грязное побеждено, преображено, стало светом, стало чистотой, стало Божественным.

Дай нам Господь вдуматься в эти образы святых, и не друг друга, даже не себя спрашивать о том, что же делать, а обратиться прямо к ним, к этим святым, из которых некоторые были поначалу разбойниками, грешниками, людьми страшными для других, но которые сумели величием души воспринять Бога и вырасти в меру возраста Христова. Станем их спрашивать… Что с тобой случилось, отче Николае? Что ты сделал, как ты раскрылся силе Божественной любви и благодати?.. И он нам ответит; он своей жизнью и своей молитвой сделает для нас возможным то, что нам кажется невозможным, потому что сила Божия в немощи совершается, и все нам доступно, все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе.

Митрополит Сурожский Антоний. О призвании христианина.

Слово, произнесенное на литургии в день памяти святителя Николая 19 декабря 1973 г., в храме его имени, что в Кузнецах (Москва)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Поздравляю вас с праздником!

Когда мы празднуем день такого святого, как Николай Чудотворец, которого не только русское сердце, но вселенское Православие восприняло как один из самых совершенных образов священства, делается особенно трепетно и служить Божественную литургию и предстоять ей; потому что прежде чем он стал сотаинником апостолов, святитель Николай был подлинным, истинным мирянином. Сам Господь открыл, что именно его надо было поставить священником - за чистоту его жизни, за подвиг его любви, за его любовь к богослужению и храму, за чистоту его веры, за его кротость и смирение.

Все это было в нем не словом, а было плотью. В тропаре ему мы поем, что он был правило веры, образ кротости, учитель воздержания ; все это его пастве явилось самим делом, сиянием его жизни, а не только словесной проповедью. И таким он был еще мирянином. И таким подвигом, такой любовью, такой чистотой, такой кротостью он стяжал себе высшее призвание Церкви - быть поставленным архиереем, епископом своего града; быть перед глазами верующего народа (который сам является телом Христовым, местом пребывания Святого Духа, божественным уделом), среди православного народа стоять, как живая икона; чтобы можно было, взирая на него, в его глазах видеть свет Христовой любви, в его действиях видеть, воочию пережить Христово божественное милосердие.

Мы все призваны следовать одним путем. Нет двух путей для человека: есть путь святости; другой путь - путь отречения от своего христианского призвания. Не все достигают той высоты, которая нам явлена во святых; но все мы призваны быть настолько чистыми своим сердцем, своим помышлением, своей жизнью, своей плотью, чтобы мы могли быть как бы воплощенным присутствием в мире, из столетия в столетие, из тысячелетия в тысячелетие, Самого Христа.

Мы призваны быть так совершенно, так полно отданными Богу, чтобы каждый из нас стал как бы храмом, где живет и действует - и в нас и через нас - Святой Дух.

Мы призваны быть дочерьми и сынами нашего Небесного Отца; но не иносказательно только, не потому только, что Он с нами обращается, как отец обращается с детьми. Во Христе и силой Святого Духа мы призваны подлинно стать Его детьми, подобными Христу, приобщившись Его сыновству, получив Духа сыновства, Духа Божия, так, чтобы наша жизнь была сокрыта со Христом в Боге.

Этого мы не можем достигнуть без труда. Отцы Церкви нам говорят: пролей кровь и получишь Дух… Мы не можем просить Бога о том, чтобы Он вселился в нас, когда сами мы не трудимся над тем, чтобы приготовить Ему святой, очищенный, богопосвященный храм. Мы не можем Его звать в глубину нашего греха вновь и вновь, если не имеем твердого, пламенного намерения, если мы не готовы, когда Он к нам снизойдет, когда Он нас взыщет, как заблудшую овцу, и захочет понести обратно в отчий дом, быть взятыми и унесенными навсегда в Его Божественных объятиях.

Быть христианином - это быть подвижником; быть христианином - это бороться за то, чтобы преодолеть в себе все, что является смертью, грехом, неправдой, нечистотой; одним словом - преодолеть, победить все то, из-за чего Христос был распят, убит на Кресте. Грех человеческий Его убил - мой, и ваш, и наш общий; и если мы не избываем и не изживаем греха, то мы приобщаемся либо тем, которые небрежением, холодностью, безразличием, легкомыслием отдали Христа на распятие, либо тем, которые злобно Его хотели уничтожить, стереть с лица земли, потому что Его облик, Его проповедь, Его личность были их осуждением.

Быть христианином - это быть подвижником; и однако самим нам спастись невозможно. Наше призвание настолько высоко, настолько велико, что человек своими силами не может осуществить его. Я уже говорил, что мы призваны быть как бы привитыми к человечеству Христа, как веточка прививается к животворному дереву - с тем, чтобы жизнь Христова била ключом в нас, чтобы мы были Его телом, чтобы мы были Его присутствием, чтобы наше слово было Его словом, наша любовь - Его любовью, и наше действие - Его действием.

Я сказал, что мы должны стать храмом Святого Духа, но больше чем вещественным храмом. Вещественный храм содержит в себе присутствие Божие, но не пронизывается им; а человек призван так соединиться с Богом, как, по слову святого Максима Исповедника, огонь пронизывает, проникает железо, делается с ним одно, и можно (говорит Максим) резать огнем и жечь железом, потому что больше нельзя различить - где горение и где горючее, где человек и где Бог.

Этого мы не можем достичь. Мы не можем стать сынами и дочерьми Божиими только потому, что мы сами этого хотим или об этом просим и молим; мы должны быть приняты Отцом, усыновлены, должны стать, по любви Божией ко Христу, тем, чем Христос является для Отца: сынами, дочерьми. Как же нам этого достичь? Ответ на это нам дает Евангелие. Петр спрашивает: Кто же может спастись? - И Христос отвечает: Невозможное человеку возможно Богу. ..

Подвигом мы можем открыть свое сердце; охранить от нечистоты свой ум и душу; мы можем направить свои действия так, чтобы они были достойны нашего призвания и нашего Бога; мы можем плоть нашу сохранить чистой для приобщения Тела и Крови Христовых; мы можем открыться Богу и сказать: Прииди, и вселися в ны … И мы можем знать, что если мы искренним сердцем этого просим, этого хотим, то Бог, Который хочет нам спасения больше, чем мы умеем сами себе его хотеть, нам егодаст. Он же Сам в Евангелии нам говорит: Если вы, будучи злыми, умеете добрые подарки давать своим детям, насколько больше Отец ваш Небесный даст Духа Святого просящим у Него…

Поэтому будем всей силой нашей человеческой немощи, всем горением нашего тусклого духа, всей надеждой нашего сердца, тоскующего по полноте, всей нашей верой, которая вопиет к Богу: Господи, верую, - однако помоги моему неверию! , всем голодом, всей жаждой нашей души и тела будем просить Бога о том, чтобы Он пришел. Но вместе с тем, всеми силами нашей души, всеми силами нашего тела будем приготовлять Ему храм, достойный Его прихода: очищенный, посвященный Ему, охраненный от всякой неправды, злобы и нечистоты. И тогда - придет Господь; и совершит, как Он обещал нам, с Отцом и Духом, Тайную вечерю в наших сердцах, в нашей жизни, в нашем храме, в нашем обществе, и воцарится Господь во век, Бог наш в род и род.

Санта-Клаус

В западном христианстве образ святителя Николая Чудотворца соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на день святителя Николая, но чаще - на Рождество Христово.

У истоков традиции дарить подарки от имени Санта-Клауса - история о чуде, которое совершил Николая Угодник. Как говорит житие святителя, он спас от греха семью бедного человека, который жил в Патарах.

У бедняка было три прелестных дочери, и нужда заставила его задумать страшное - он хотел отправить девушек заниматься проституцией. Местный архиепископ, а им как раз служил Николай Чудотворец, получил откровение от Господа о том, что в отчаянии задумал его прихожанин. И решил спасти семью, причем тайно ото всех. Однажды ночью он завязал в узелок золотые монеты, которые достались ему в наследство от родителей, и бросил мешок бедняку в окошко. Отец дочерей обнаружил дар только утром и подумал, что это сам Христос послал ему подарок. На эти средства он выдал замуж за хорошего человека свою старшую дочь.

Святитель Николай возрадовался, что его помощь принесла добрый плод, и так же, тайком, закинул второй мешочек с золотом в окно бедняку. На эти средства тот сыграл свадьбу средней дочери.

Бедняку не терпелось узнать, кто же его благодетель. Он не спал ночами и ждал, не придет ли тот, чтобы помочь третьей дочери? Святитель Николай не заставил себя долго ждать. Услышав звон узелка с монетами, бедняк догнал архиепископа и узнал в нем святителя. Упал к его ногам и горячо благодарил его за то, что тот уберег семью от страшного греха.

Никола Зимний, Никола Осенний, Никола Вешний, «Никола Мокрый»

19 декабря и 11 августа по новому стилю православные христиане вспоминают, соответственно, смерть и рождество святителя Николая Чудотворца. По времени года эти праздники получили народные названия - Никола Зимний и Никола Осенний.

Николой Вешним (то есть весенним), или Николой Летним, называли праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, который отмечается 22 мая по новому стилю.

Словосочетание «Никола Мокрый» происходит от того, что этот святой во все века считался покровителем моряков и, вообще, всех путешествующих. Когда храм во имя Николая Угодника строили мореходы (часто - в благодарность за чудесное спасение на водах), в народе его называли «Никола Мокрый».

Народные традиции празднования дня памяти Николая Угодника

На Руси Николая Угодника почитали «старшим» среди святых. Николу называли «милостивым»; в честь него строили храмы и называли детей - с древности и вплоть до начала XX века имя Коля было самым популярным среди русских мальчиков.

Про Николу Зимнего (19 декабря) в избах в честь праздника устраивали праздничные трапезы - пекли пироги с рыбой, варили брагу и пиво. Праздник считался «стариковским», самые уважаемые люди села собирали в складчину богатый стол и вели долгие беседы. А молодежь предавалась зимним развлечениям - каталась на санках, водила хороводы, пела песни, готовилась к святочным посиделкам.

На Николу Летнего, или Вешнего (22 мая), крестьяне устраивали крестные ходы - с иконами и хоругвями шли в поля, совершали молебны у колодцев - просили о дожде.

К сожалению, не все православные верующие знают, какой церковный праздник отмечается 22 мая 2019 года. Вместе с тем эта праздничная дата посвящена одному из самых чтимых в нашей стране святых – Николаю Чудотворцу.

Расскажем подробнее, какой праздник отмечают православные христиане 22 мая. Святитель Николай, который родился в III веке в христианской семье, проживавшей в Ликийском городе Патрах, с детства изучал Священное Писание и проводил все дни в храме. Еще в отрочестве он принял решение посвятить себя служению Богу.

Епископ, который посвящал Николая в священнослужители, предсказал его славное будущее: «Вот, братие, я вижу новое солнце, восходящее над концами земли, которое явится утешением для всех печальных.

Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря! Хорошо он будет пасти души заблудших, питая их на пажитях благочестия; и всем, находящимся в бедах, явится теплым помощником!»

Николай Чудотворец считается покровителем путешественников, моряков. Он также прославился тем, что исцелял больных, заступался за невинно осужденных и помогал бедным. Он укреплял в вере христиан, обращал к истинной вере язычников и вразумлял еретиков.

Как верят многие люди, он по сей день совершает чудеса. Ему посвящено немало преданий, самым известным из которых является следующее: Николай оставил приданое трем девушкам из бедной семьи, благодаря чему они смогли выйти замуж.

Какой церковный праздник отмечается 22 мая?

Он носит название День перенесения мощей святого Николая. Известно, что на Руси этот праздник отмечали с ХI века. По свидетельствам очевидцев, его мощи оставались нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей.

В 1087 году они были перенесены из города Мира в Ликии, на который напали сарацины, в итальянский город Бари на юге этой страны, в Апулии.

Это произошло после того, как одному из священников Бари было видение, в котором ему явился святитель Николай и повелел перезахоронить его именно здесь. Согласно множеству свидетельств, после этого в Бари произошло немало чудес.

Как отмечается православный праздник 22 мая 2019 года? В этот день в храмах проходят церковные службы, верующие читают молитвы, обращенные к Николаю Чудотворцу.

Ему отведено особое место в православной иерархии святых – с давних времен на Руси его считали «старшим» среди них. Нет ни одного города, в котором не было бы Никольского храма. Поволжские и сибирские народы России даже называли этого святого «Никола – Русский Бог».

Иконы святого угодника в православных храмах располагают рядом с образом Спасителя и Божьей Матери. Считается, что особой силой обладает чудотворная икона, находящаяся в Храме Христа Спасителя в Москве.

К святому Николаю обращаются люди, оказавшиеся в трудных жизненных ситуациях, желающие восстановить здоровье, сохранить семейный мир и благополучие. Также его просят об удачном замужестве, счастье детей, избавлении от материальной нужды, о совершении чуда.

В народе говорят: «Кто Николая любит, кто Николаю служит, тому святой Николай во всякий час помогает».

Приведем одну из молитв ему:

«О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози ми, грешному и унылому, в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми, окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Каковы традиции христианского праздника отмечающегося 22 мая?

По сложившейся традиции в этот день нельзя выполнять тяжелую работу, делать уборку в доме, стирать. Не следует ссориться, ругаться. Также нужно уделять больше времени своим родным и друзьям. Этот день считается днем примирений, когда могут наладить отношения друг с другом даже заклятые враги.

После службы в храме следует подать милостыню нуждающимся. Можно перечислить деньги на строительство церкви, оказать помощь детским домам, бедным семьям. Как гласит поверье, если сделать в этот день пять добрых дел, то весь следующий год будет удачным.

А человека, отвергшего просьбу о помощи на Николу вешнего, как называют этот праздник в народе, в течение семи лет будет преследовать неудачи и он будет нести убытки. Если не отдать до этого дня долги, то можно остаться должником еще в течение года.

Вечером православные семьи должны собраться вместе за праздничным столом и прочесть общую благодарственную молитву святому за его заступничество. К столу можно подать блюда из рыбы и другие кушанья.

В старину на Николу вешнего крестьяне устраивали крестные ходы – они шли с иконами и хоругвями в поля, прося святого ниспослать дождь, и совершали молебны у колодцев.

На Руси святителя Николая считали покровителем лошадей, и этот день считался мужским праздником, так как в это время подростки и парни впервые отправлялись в ночное. Для них готовили специальное угощенье – пироги с кашей.

Позднее к парням присоединялись девушки, и гулянье продолжалось всю ночь. Крестьяне заказывали молебны с водосвятием, чтобы святой Николай даровал лошадям здоровье и уберегал их от диких зверей.

Какие погодные приметы связаны с праздником 22 мая?

С Николой вешним связано немало сельскохозяйственных и погодных примет. Говорили: «До Николы не стриги овечки, не сей гречки», «Хвали зиму после Николина дня».

Если в Николин день дождь, то лето не будет засушливое и хлеба уродятся. Если утро выдавалось влажным и туманным, то нужно было умыться росой: это сулило людям здоровье, а земле – богатый урожай.

Наш рассказ о том, что за праздник отмечается церковью 22 мая, будет неполным, если не упомянуть о том, что Николаю Чудотворцу посвящены и другие праздники:

  • 19 декабря (6 декабря по старому стилю) отмечается день смерти святого («Никола зимний»),
  • 11 августа (29 июля) – рождество святителя Николая.

Существуют также праздники в честь посвященных ему чудотворных икон.

22 мая отмечается 5 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 22 мая

Пророка Исаии

День святого Исаии. Пророчил пришествие Христа Спасителя. Обладал даром чудотворения. Испытал мученическую смерть — по приказу иудейского царя Манассии был перепилен деревянной пилой.

Святой пророк Исаия жил за 700 лет до Рождества Христова и происходил из царского рода. Отец Исаии, Амос, воспитал сына в страхе Божием и в законе Господнем. Достигнув зрелого возраста, пророк Исаия вступил в брак с благочестивой девицей-пророчицей (Ис. 8,3) и имел сына Иасува (Ис. 8, 18).

К пророческому служению святой Исаия был призван Богом в царство Озии, царя Иудейского, и пророчествовал около 60 лет при царях Иоафаме, Ахазе, Езекии и Манассии. Начало его служения было ознаменовано следующим видением: он видел Господа Бога, сидящего в величественном небесном храме на высоком престоле. Его окружали шестокрылые Серафимы. Двумя крылами они закрывали лица свои, двумя — прикрывали ноги и двумя летали, взывая друг ко другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнены небо и земля Славы Его!» Столпы храма небесного потрясались от их восклицаний, и в храме разносилось курение фимиама. Пророк в ужасе воскликнул: «О, окаянный я человек, я сподобился видеть Господа Саваофа, имея нечистые уста и живя посреди нечистых людей!» Тогда послан был к нему один из Серафимов, имевший в руке раскаленный уголь, который он взял клещами от алтаря Господня. Он прикоснулся к устам пророка Исаии и сказал: «Вот, я прикоснулся к твоим устам и отымет Господь беззакония твои и грехи твои очистит».

После этого услышал Исаия голос Господа, обращенный к нему: «Кого пошлю и кто пойдет к иудеям, кто пойдет для Нас?» Исаия отвечал: «Вот я, пошли меня, Господи, я пойду». И послал его Господь к иудеям убеждать их обратиться от путей нечестия и идолопоклонства и принести покаяние. Тем, которые покаются и обратятся к Истинному Богу, Господь обещал милость и прощение, а упорным предназначены кары и казни Божий. Тогда Исаия спросил Господа, долго ли продолжится отступление иудейского народа от Бога. Господь отвечал: «До тех пор, пока не запустеют города, не будет людей в домах и эта земля не сделается пустыней. Впрочем, когда срубят дерево, то от пня его идут новые побеги, так и по истреблении народа останется святой остаток, от которого возникнет новое племя».

Мученика Христофора Ликийского

Считается днем памяти святого Христофора (настоящее имя — Репрев). Жил в III веке. Распространял христианство среди язычников. Пострадал за веру по указу императора Декии в Ликии (голову отсекли мечом).

Небесным покровителем Паломнической Миссии «Христофор» является святой мученик Христофор - защитник путешественников и моряков.

Святой мученик Христофор жил в III веке и пострадал около 250 года, при императоре Декии (249-251). О жизни и чудесах его существует много различных сказаний, память его чтится и в Восточной, и в Западной Церквах. (Память св. Христофора особенно чтится в Испании, где к его молитвам прибегают при заразных болезнях.)

Святой Христофор был человеком высокого роста и необычайной силы. По преданию, святой Христофор первоначально имел красивую наружность, но, желая избегнуть соблазнов для себя и окружающих, просил Господа дать ему безобразное лицо, что и исполнилось.

До своего Крещения он носил имя Репрев (негодный), что было связано с его обезображенной внешностью. Еще до Крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Репрев работал на речной переправе, чтобы послужить Христу. Гигант помогал людям пересекать опасную воду, он перевозил путников на своей спине.

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки гигант ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир и испугался, как бы они оба не утонули. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка ему явился Сам Христос.

Никола Вешний

Перенесение мощей святителя и Чудотворца Николая

Церковь чествует святого Николая, перенесение его мощей из Ликии в город Бар. Данное событие произошло в 1087 году. В честь святителя Николая построено много монастырей и храмов, сохранилось до наших дней множество чудотворных икон.

Народный праздник Никола Вешний отмечается 22 мая 2018 года (по старому стилю – 9 мая). По церковному календарю в этот день отмечают перенесение святых останков святителя Николая из Мир Ликийских в Бар. «Вешним» и «Теплым» праздник назвали в противовес Николе Зимнему, Холодному, который отмечается 19 декабря.

История

Святой Николай – великий угодник Божий, святитель и чудотворец. Он умер в середине IV столетия. Его имя известно во всех уголках земного шара. В честь святого называли и продолжают называть храмы, соборы, монастыри. В России трудно найти город, в котором нет Никольского храма или церкви св. Николая.

Мощи святого хранились в Ликийском кафедральном храме, пока в конце VIII столетия в Греции не наступили тяжелые времена. Турки постоянно разоряли ее территории, грабили и сжигали города, оскверняли святые места. Они стремились уничтожить останки святого Николая, которого глубоко чтил весь христианский народ.

В 1087 году жители города Бар приехали в Миры специально, чтобы забрать мощи святого. Для этого им пришлось связать охранников-монахов. 8 мая судно прибыло в город, а на следующий день мощи святого торжественно внесли в храм святого Стефана, где они находятся и поныне.

Преподобного Шио (Симеона) Мгвимского

День памяти одного из 12 избранных учеников святого Иоанна. Основатель Мгвимского монастыря. Автор 160 поучений для монашеской общины.

Шио-Мгвимский монастырь (შიომღვიმე) — старинный монастырь в 9 километрах от города Мцхета по тупиковой дороге. Высота от уровня моря — около 750 метров. Основан где-то после 560 года святым Шио, одним из ассирийских отцов, известным как Шио Мгвимский (შიო მღვიმელი). Более трехсот лет находился под покровительством князей Амилахвари и являлся их фамильной усыпальницей.

Родился в Антиохии Сирийской. Родители его были христианами и воспитывали своего сына как единственного наследника. Юноша получил хорошее образование, изучил Священное Писание и уже в ранние годы был одарен способностью толкования Слова Божия. Узнав о святом подвижнике Иоанне, Шио тайно покинул родительский дом и направился к святому. Преподобный Иоанн отправил юношу к родителям, предсказав, что его родители станут иноками. Предсказание скоро исполнилось: Шио роздал наследство и принял постриг от святого Иоанна.

Спустя 20 лет преподобный Шио, в числе 12 других избранных учеников святого Иоанна, отправился в Грузию для проповеди Слова Божия. По благословению Католикоса Грузии Евлавия и своего учителя преподобный Шио поселился в пещере, западнее города Мцхеты, где нес суровый аскетический подвиг, за который удостоился чудесных видений. Об уединенной жизни подвижника стало известно, и вскоре место подвига святого превратилось в обитель, в которой преподобным был основан храм во имя Пресвятой Троицы. Позже были возведены другие храмы: в честь Божией Матери и Иоанна Предтечи. Все храмы были освящены Католикосом Макарием. Число братии возрастало, и преподобный благословил основать для них Мгвимскую обитель, а сам продолжал подвиг спасения в затворе.

Преподобного Иосифа Оптинского

Приурочен святому Иосифу (настоящее имя — Иван Литовкин). Годы жизни: 1837-1911. Старец монастыря Оптина пустынь, иеромонах.

mob_info