Таро и аналитическая психология. Дмитрий Невский - Таро и психология

Дмитрий Невский

Таро и психология. Психология и Таро. Теория, практика, практичность

Вступление

Таро и психология? Какая между ними может быть связь? С одной стороны – психология, официально признанная наука, получившая этот статус в XIX веке, имеющая древние корни и зародившаяся еще во времена Гиппократа, Платона и Аристотеля (300–400 гг. до н. э.). С другой – Таро, которое официально и публично было признано в XIX веке (совпадение?), но неофициальная история признания уходит корнями аж в I век до нашей эры, когда впервые упоминаются критерии и формы, ставшие частью структуры Таро. Получается, что возраст возникновения, а также наличие или отсутствие общественного признания не могут служить доводом к тому, чтобы признавать или отвергать ту или иную точку зрения, выраженную в форме определенной концепции.

Так что же поможет понять и верно оценить совместимость или несовместимость Таро и психологии? На что можно опереться для сравнения того, что не так просто сравнить?


Нормы и меры

Любая наука, любое философское или эзотерическое воззрение – это прежде всего точка зрения на какой-либо процесс, ситуацию, форму. Она задает определенный круг вопросов и отвечает на эти вопросы согласно своему базису, который существует на данный момент времени. Какие вопросы ставит перед собой Психология и какие вопросы ставит перед собой Таро? Давайте попробуем беспристрастно ответить.

Психология – наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснения поведения человека и животных, психологических особенностей отдельных людей либо их групп.

Психология отвечает на вопросы:

– Каковы психические процессы (внутренние эмоционально-интеллектуальные процессы), происходящие в человеке?

– Какие творческие процессы существуют в человеке и как они развиваются?

– Как человек воспринимает окружающий мир и почему?

– Какова природа неосознанной составляющей человека?

– Какова связь между осознанной и неосознанной составляющей человека?

– Какие существуют типажи личностей?

Это общий перечень вопросов, которые затрагивает психология, основываясь на научных и эмпирических данных, собранных за историю науки.

Таро отвечает на вопросы:

– Почему человек ведет себя так или иначе?

– Каковы внутренние (эмоциональные или интеллектуальные) процессы, происходящие в человеке?

– Что может достичь человек, основываясь на своих возможностях?

– Каковы способности человека и от чего они зависят?

– Как взаимодействует человек и окружающий мир? Каковы итоги взаимодействия?

– Что творится в душе человека?

– Какие существуют поведенческие типажи личностей?

Как вы видите, перечень вопросов и тем, которые раскрывает Таро как эзотерическое учение, ничуть не меньше, чем у Психологии. А темы настолько схожи, что возможно было бы утверждать, что мы говорим об одном и том же, просто другими словами.

Так ли это? И да и нет.


Формы оценки

В отличие от Психологии, которая основывается на ограниченном (официальными требованиями) круге ответов, которые «можно» дать человеку, Таро ограничивает себя лишь базой – опорными формами или, как говорят в эзотерике, Архетипами, которые трактуются и толкуются в зависимости от ситуации.

Ключевая оценка Таро основывается на внутреннем восприятии человека – как он воспринимает окружающий мир и как он адаптирует тот или иной процесс, исходя из своих убеждений и стремлений. Не форма, а человек ставятся во главу угла.

Почему так ведет себя человек? Спрашивает психология.

Что может достичь человек, ведя себя так, как он себя ведет? Спрашивает Таро.

В одном случае интерес распространяется на статичное определение личности, в другом – на проявление личности «в движении».

В одном случае важно то, как личность себя ощущает, в другом – что личность достигает, реализуя свое ощущение.


Свобода и рамки

Как и в психологии, ограниченной рамками «официального ценза», в Таро присутствует подобная форма. Сама форма оценки – карта, которая является ограничителем значения. Но в отличие от психологии, рамки Таро гораздо более либеральные, нежели в психологии.

Что нужно психологу в первую очередь? Знания предмета и меры оценки.

Что нужно тарологу в первую очередь? Хорошее мироощущение (интуиция), знание предмета и умение делать (или ощущать) выводы.

Разница есть? Безусловно, но она не столь разительна, как может показаться с первого взгляда.


Вульгарно и упрощенно

Большинство воспринимают Таро как некую «цыганско-бытовую» схему работы с ожиданиями людей. Мол, что хочет человек, то карты и покажут. И действительно может сложиться такое впечатление, если «идти на поводу» у карт или человеческих стремлений, оценивая ситуацию субъективно. Так выглядит Таро через призму бульварных тестов или книг «Стань тарологом за 3 дня».

Но Таро – это видимый краешек системы эзотерических знаний, тесно связанных и с философией, религией, Каббалой. Все это «включено» в структуру Таро.

И если опираться только на видимое, то, безусловно, на этой странице все может и закончиться. Но если постараться «погрузиться» в тему вопроса, понять, как и какую именно информацию предоставляет Таро, то, возможно, суждение может измениться.


Кто делает выводы

Итак. Я привел несколько доводов в пользу Таро. Привел несколько сравнений для того, чтобы если это и не примирит две формы исследования человека, то позволит посмотреть на Таро с иной стороны, без предвзятости и с минимальным уровнем критичности. Возможно, кто-то захочет попробовать воспользоваться знаниями Таро, чтобы помочь тем, кто действительно нуждается в помощи.

Ведь на самом деле цель Таро и цель психологии – помощь человеку. Разумная, своевременная, адекватная. И если это может дать еще какой-то инструмент, не входящий в «обойму» социально-разрешенных, то почему бы и нет?

Таро и психология. формы оценки

Прежде чем приступить к практической работе с картами Таро и начать использовать значения карт, расклады с целью определения тех или иных психологических составляющих личности, необходимо уделить несколько слов тому, как Таро, а вернее эзотерика, оценивает человека. Ведь не секрет, что оценка со стороны официальной науки психологии и со стороны не официальной науки эзотерики отличаются. Но настолько ли сильно?

В самом начале мы дадим общие определения оценочным формам, к которым прибегают в эзотерике, а затем, выделив каждую форму в отдельную главу, подробно опишем. Это крайне важно, поскольку оценочная форма, как верно настроенный микроскоп, позволит увидеть все детали и нюансы личности.

Формы оценки:

1. Психологические типажи – 4 поведенческих типажа, определяемых природной формой поведения и выраженные в Картах Двора.

2. Базовые формы Личности – неизменные и вложенные компоненты, продемонстрированные в виде карт Старшего Аркана.

3. Уровни реакции – цифровые карты Младшего Аркана Таро, выраженные в виде карт от 1 до 10.

4. Детализация информации относительно пола человека – понимание адаптации форм, описанных в п. 1–3 в мужском и женском типажах.

5. Поведенческая адаптация данных – использование информации, полученной относительно предыдущих пунктов в исследовании личности, использование психологических раскладов Таро.


После того как мы описали предстоящий план подготовки к работе с Таро в среде психологии человека, можно приступить к рассмотрению каждого из пунктов плана.

Масти как отражение определенных типажей

Огонь, вода, воздух, земля. Пики, червы, трефы, бубны. Мечи, кубки, жезлы, динарии. Все это перечисления обозначения различных личностных типажей, объединенных в группы, в зависимости от природы поведения человека. (Вы сможете заметить эту особенность при описании карт Двора.) Это необходимо вынести в отдельную тему, поскольку это, по мнению эзотерики, является краеугольным камнем поведения человека в тех или иных ситуациях.

Каждая из групп обладает своей неповторимой характеристикой и каждая в состоянии продемонстрировать нам те или иные особенности поведения. По сути, зная, к какой из групп относится человек, вы можете сказать о нем очень многое, даже не прибегая к картам и к детальному изучению его характера.


Стихия

Стихия – это форма ассоциативного сравнения поведения человека, соотнесенная с определенной стихией. Важно понимать следующие факты, относя человека к той или иной стихии:

1. Стихия принадлежности человека является постоянной от рождения и до смерти. Например, рожденный «водой», то есть обладающий чувственной и эмоционально восприимчивой природой, человек не сможет стать «огнем» – жестким, целеустремленным и прямолинейным. Человек не сможет изменить свою природную стихию рождения.

Тест по Старшим Арканам таро: твоя задача на данном этапе жизни.

Мы живем в интересное время глобализации и интегарции. Все больше пересечений и обмена между, казалось бы, разными областями, в том числе в науке. А также — между наукой и тем, что раньше считалось эзотерикой и мистикой. И в психологии теперь используется работа с картами таро.

Структура таро. Каждая колода таро имеет четкую структуру, в рамках которой возможны самые разные вариации. Зайдя в современный эзотерический магазин, вы увидите на полках десятки всевозможных вариантов: от уже ставших классическими «Марсельского таро», «Таро Уайта» до колод, сделанных по мотивам приключенческого фильма «Пираты Карибского моря» и японских мультфильмов аниме… Но все они подчинены единым правилам, структуре.

Колода таро должна содержать 78 карт. Из них 22 являются Старшими Арканами, у каждого свой номер, обозначаемый латинскими цифрами (от I до XXI и 0), свое название и значение. Нумерация идет в строго определенном порядке: так, первый Старший Аркан – Маг, его нельзя по своей прихоти объявить пятнадцатым или двадцатым… В разных колодах могут быть лишь незначительные расхождения в нумерации.

Остальные 56 карт называются Младшими Арканами. Они делятся на 4 группы по мастям (стихиям): кубки (вода), жезлы (огонь), монеты (земля), мечи (воздух). Каждая группа имеет следующее строение и иерархию:

— номерные карты от туза (единицы) до десятки, с использованием арабских цифр. На них изображены небольшие сюжеты, иллюстрирующие значение карты, ии одна картинка не повторяется.

— фигурные карты, то есть карты, изображающие фигуру – конкретный человеческий образ: паж, рыцарь, королева и король. 3 мужских и 1 женский образ в каждой группе.

Таро в психологии. К.Г.Юнг изучал архетипические символы, их проявления в той или иной культуре – с последующей возможностью использования в психологической работе. Архетипическую символику К.Г.Юнг обнаружил при изучении карт таро – в Старших Арканах. Именно поэтому система таро смогла пронести через столетия – она затрагивает глубинные пласты нашей психики. Каждый из Старших Арканов символизирует собой тот или иной архетип: и тех, и других – 22. А значит, эту часть колоды можно использовать в психологической работе. Каждый Старший Аркан содержит универсальную для всего человечества архетипическую символику, поэтому воспринимается всеми людьми одинаково, вне зависимости от нашего возраста, пола, характера и исторической Эпохи, а так же вне зависимости от степени знакомства с таро.… А вот Младшие Арканы были К.Г.Юнгом проигнорированы как не несущие глубинную символику.

Современными психотерапевтами Младшие Арканы все же используются в работе с клиентами, но как обычные проективные картинки, пробуждающие воображение клиента. Они не обладают глубиной и универсальностью символики Старших Арканов, зато могут иметь для клиента символику личную, вызвать у него определенные ассоциации… Некоторые современные колоды содержат яркие сюжеты и представляют богатую возможность для такого рода проективных исследований. Например, «Таро сказок» поднимает регрессивный (детский) материал из глубин Подсознания, а такие сексуализированные колоды как «Мановар» и «Таро наслаждений» помогают выявить любовный сценарий клиента.

Каждый из Старших Арканов имеет свой номер: от I до XXI и 0 (карта Шут может занять любое положение в колоде). Таким образом, Старшие Арканы идут в строго определенной последовательности. Это отображает тот путь, который должна проделать личность в своем развитии. По К.Г.Юнгу, цель человеческой жизни и цель психотерапии – индивидуация , путь к себе, достижение архетипа Самости, абсолютной целостности, тождественности себе, и тогда наступает полная гармония с собой и с миром. Последний Аркан так и называется – Мир, это окончательный итог, соединение со своей Самостью и с миром вокруг себя. Последовательность Старших Арканов отображает человеческую жизнь – путь индивидуации. Каждый шаг – встреча с тем или иным архетипом. Мы должны усвоить связанный с этим архетипом урок, тогда можно двигаться дальше.

Впоследствии среди тарологов и психологов появилось множество сторонников юнгианской традиции, развивающих его идеи. Уже хрестоматийной стала замечательная книга Хайо Банцхафа (Hajo Banzhaf) «Таро и Путешествие героя». Х.Банцхаф (1949-2009) – немецкий эзотерик, таролог, писатель, филолог, лингвист. Его книги переведены на 15 языков, в том числе на русский. В России он бывал и лично. В своей работе «Путешествие героя» Банцхаф описывает эзотерическую и психологическую символику каждого Старшего Аркана, каждый шаг «героя», то есть личности, решившейся на развитие, на движение вперед.

Происхождение таро. По одной из версий, Младшие Арканы породили потом знакомую нам игральную колоду, где кубки стали червами, жезлы – трефами, монеты – бубнами, а мечи – пиками. Другая версия диаметрально противоположна: это Младшие Арканы были заимствованы из итальянской карточной игры «тароччи». Расхождение между Старшими и Младшими Арканами в значениях и значимости позволяет ряду исследователей предполагать: в действительности это две независимые друг от друга колоды, имеющие разные истоки, развивавшиеся независимо друг от друга, и лишь потом объединенные в единое целое.

Старшие Арканы, как явствует из названия, имеют более глубинную символику и серьезное значение. В гадательной системе работы с таро они символизируют внутреннее состояние и ключевые моменты жизни, тогда как Младшие Арканы рассказывают о внешних, не столь значительных событиях.

О происхождении карт таро известно довольно много мифов и прискорбно мало фактов. Пожалуй, самый распространенный миф о происхождении таро приводит нас в Древний Египет и приписывает идею создания таро Гермесу Трисмегисту . Гермес Трисмегист считается древним магом, философом, теософом, основателем герметизма (герметической философии) и порой даже – богом! Египетская традиция связывала Гермеса Трисмегиста с Тотом – богом мудрости, знаний и письма. Возможно, одним из реальных прототипов был храмовый жрец бога Тота. По легенде, он провел 40 дней в пустыне, и ему явились знаки. Эти знаки, зарисованные по возвращении из пустыни Трисмегистом, стали основой таро. Еще один миф связывается таро с египетской «Книгой мертвых» (III тыс. до н.э.). Это сборник гимнов, историй, религиозных советов, облегчающих путешествие души по загробному миру «к свету». Поэтому он помещался в гробницу – в помощь ушедшему. «Книга мертвых» была для наглядности иллюстрирована, некоторые сюжеты изображались на стенах гробниц. Возможно, эти рисунки потом оказались перенесены в таро.

Каббалистическая версия связывает таро с Каббалой: 22 Старших Аркана и 22 буквы еврейского алфавита считаются неслучайным совпадением. Моисей принес знания о таро из Египта, вызволяя свой народ из плена, впоследствии это знание усовершенствовалось и расширилось. Многие тарологи занимались очень внимательным изучением связи карт таро с Каббалой. И чем больше изучали, тем больше находили: тайные знаки, значимые совпадения…

Что касается фактов , то они таковы: упоминание о первой колоде засвидетельствовано во Франции, в конце 14 века . На троне тогда восседал Карл VI Валуа (1368 – 1422), прозванный Безумным за прогрессирующее психическое заболевание, по иронии судьбы – сын Карла V Мудрого. Первая колода таро теперь известна как «Таро Карла VI», или «Таро Грингонье» — по имени художника Жакмина Грингонье. Есть предположение, что художник был связан с одним из тайных орденов, хранящих древние знания. А значит, история карт таро действительно могла начаться задолго до появления на свет этой первой известной историкам колоды. Однако оригинал не сохранился, в Национальном музее есть лишь срисованная с него 100 лет спустя колода. Самой давней сохранившейся колодой является итальянская колода таро, 15 века . Она называется «Таро Висконти-Сфорца» , по именам аристократических семейств, которым она принадлежала (Милан, около 1450 г.). В своем теперешнем виде таро известно с 16 века, и тогда же впервые в документально упоминается слово «таро».


Название.
Вокруг названия не меньше дискуссий, чем вокруг происхождения. Этимология так до конца и неизвестна. Возможно, «Таро» — древнеегипетское слово или словосочетание, означающее «царский путь». Или же название происходит от итальянской карточной игры тароччи. Есть версия арабской этимологии, при этом как изначальное слово называют варианты «турук» (пути), «тарака» (бросать), «тарх» (вычитание»).

В начале 20 века появляется самая на сей день известная и популярная колода таро. Автором ее идеи выступил Артур Эдвард Уайт (1857–1942), художницей стала американка Памела Колман Смит (1878-1951), издателем – Уильям Райдер в своем издательстве «Райдер». Поэтому колода вошла в историю под несколькими именами разом: «Таро Уайта», «Таро Райдера», «Таро Райдера-Уайта», «Таро Райлера-Смит» и т.д. Она была впервые издана в 1909 г. Ее разработчик А.Уайт был англичанином американского происхождения (именно так, а не наоборот), мистиком, оккультистом, автором множества книг по эзотерике.

«Колода Уайта» уже более 100 лет остается самым признанным и популярным вариантом таро. Всего же в мире существуют даже не сотни, а тысячи вариантов таро. Некоторые созданы серьезными оккультистами: например, «Таро Тота» (1944 г.) английского оккультиста, мага Алистера Кроули (1975-1947). Но многие колоды представляются в большей степени развлекательными и не несут серьезную символику (карты, созданные по мотивам современных фильмов и мультфильмов и др.).

Со временем К.Г.Юнг создал свой собственный вариант колоды таро, так называемое «Юнгианское таро». При помощи Роберта Вэнга – американского психоаналитика и художника. Впоследствии Роберт Вэнг предложил систему упражнений для работы с этими картами, что способствовало популяризации колоды. В 1988 г. были опубликованы его комментарии к колоде. Однако отношение к юнгианскому таро в психологическом мире неоднозначное. Чаще для работы с архетипами специалисты используются более раннюю колоду Уайта, а юнгианскую – для работы со снами.

Мы также предлагаем Вам в нашем тесте колоду Уайта как наиболее универсальную из всех колод таро.

Психологический тест на основе таро. Психология – не эзотерика, тест – не гадание. Вы обращаетесь к собственному Бессознательному. Оно дает подсказку – что с Вами происходит сейчас, в данный период Вашей жизни. И на какой этап вы вступите в ближайшее время.

Жизнь состоит из витков спирали, определенных задач развития. Мы решаем их постепенно. На каждом витке спирали свои трудности, с которыми мы должны справиться, чтобы перейти на следующий виток. И свои ресурсы для их решения.

Наш тест поможет Вам понять, на каком витке спирали вы находитесь сейчас, какие базовые задачи развития решаете, на какие сложности стоит обратить внимание, какими ресурсами вы обладаете.

Вам нужно выбрать одну карту, которая по каким-либо причинам больше всего понравилась – это отображает актуальный для вас этап жизни.

И одну, которая не нравится больше других – на этот виток спирали вы дальше перейдете.

Выбрал(а)? Итак, отгадка.

  1. Та, что больше всего нравится – задача, которую ты решаешь сейчас на своём жизненном пути.
  2. Та, что больше других не нравится – задача, которую тебе предстоит решать в будущем.

Что это за задачи? Вот психологические значения Арканов:

  1. Шут: творчество, начало нового.

В твоей жизни начинается кардинально новый этап. Меняется все, ты словно начинаешь жизнь с нуля. Это может пугать, но все закономерно — ты вступаешь на начало следующего витка спирали. Время ставить новые цели, планировать и мечтать. Время для неожиданных желаний и фантазий. Дерзай! Только тот, кто создаёт мечты, способен воплотить хотя бы некоторые из них в реальность. Время начинать, дерзать, пытаться освободиться от привычных рамок и шаблонов, следовать своим собственным путём. Отказаться от прописанных сценариев и проверенных путей. Сейчас ты формируешь новый взгляд даже на привычные вещи. Лёгкость, смелость, непредсказуемость — вот твои козыри. Сейчас благодатный период для творчества, даже в мелочах — не обязательно создавать гениальные фуги и поэмы.

Освобождение от привычного, осознанное начало нового — вот твои задачи.

  1. Маг: самостоятельность.

Пришло время взять свою жизнь в свои руки. Сейчас, как никогда, будущее зависит от тебя самого. Перед тобой открыты многие пути, возможности, ты свободен в выборе, но несешь за него ответственность. Пришло время для осознания своей зрелости, самостоятельности, для принятия ответственности за себя и за свою жизнь.

Это период, когда нужно максимально узнать свои возможности и таланты. И принять решение — как с ними обойтись, что ты хочешь реализовать, что не хочешь; что хочешь, но не решаешься… А кроме этого, нужно узнать и свои ограничения, слабые места, область затруднительного и область невозможного лично для тебя. Самостоятельность и самореализация не подразумевают всемогущество! Напротив, более успешная реализация ждет того, кто адекватно оценивает свои способности и неспособности. Знание ограничений своей силы дарит настоящую силу.

Тебе нужно максимально честно и полно узнать себя и реализовываться, быть зрелым, активным и самостоятельным. Сейчас нельзя плыть по течению.

  1. Жрица: контакт со своим Глубинным Бессознательным.

Сейчас не время для социальных игр, светской активности, построения карьеры и активной реализации в обществе. Все наоборот: ты встречаешься со своим Глубинным Бессознательным, погружаешься в себя. Обрати внимание на сны, всплывающие воспоминания, на неожиданные фантазии, желания. В них может содержаться важное послание от твоего Бессознательного, идущее из глубин личности.

Это время для установления контакта со своими ранее неизвестными частями личности. Они могут пугать, твоё поведение сейчас может быть неожиданным для тебя самого. Надо не пугаться, а изучать, знакомиться с собой. Сейчас ты более эмоционален, чем раньше, и это закономерно. Доверься своему Бессознательному, и оно откликнется благодарностью: ты станешь более интуитивным, у тебя раскроется способность к предчувствиям, творчество станет более глубоким. Сейчас твоя система ценностей меняется: социальные ценности карьеры, денег, власти, успеха не важны. На первом месте — духовное развитие, личностный рост. Ты можешь чувствовать интерес к психологии, эзотерике, религии, шаманизму, восточным практикам медитации…

Твоя задача: прислушиваться к себе, своим глубинным переживаниям, желаниям, предчувствиям. Довериться своему Бессознательному. Конечно, не следовать слепо всем его желаниям, но хотя бы слышать их и уважать их.

  1. Императрица: наслаждение земной жизнью, забота о других, принятие своих чувств, проработка отношений с мамой и с женщинами.

Императрица — настоящая женщина, прекрасная, добрая, заботливая. Вне зависимости от своего пола, ты сейчас отправляешься в поле женских энергий, чтобы лучше их понимать, чувствовать, освоить, переосмыслить. И так как первая женщина в нашей жизни — мама, то сейчас время для того, чтобы перестроить отношения с ней. В идеале отношения взрослого человека с матерью подразумевают: уважать мать, любить, простить все ошибки, оставить в прошлом обиды. Обрести независимость от неё: иметь собственное мнение, жить отдельно, заботиться о себе самому. Подумай, что из этого ещё является для тебя проблемой?

Выбор Императрицы женщиной говорит о том, что сейчас есть большая потребность в подругах, в доверительном поддерживающем контакте с другими женщинами, совместности, взаимоподдержке. При выборе Императрицы мужчиной, самое главное сейчас — отношения с партнёршей, будь то ее поиск, выбор или гармонизация уже существующих отношений.

Поле женских энергий, которое ты сейчас осваиваешь, подразумевает установление контакта со своей женской частью, которая есть у каждого человека, даже у мужчины. Это значит — принятие своих эмоций, развитие гибкости, адаптивности, компромисности, мягкости. Так как женщина — мать, то развитие главного материнского качества: заботливости. Период, когда надо заботиться о других, быть эмпатичным, сопереживающим, поддерживающим, помогающим…

  1. Император: рациональность, умение быть логичным и структурированным, проработка отношений с отцом и с мужчинами.

Пришло время переосмыслить отношения с отцом, чтобы в итоге придти к равновесию: любить, уважать, брать благодарным и при этом независимым. Научиться обходиться без отцовской поддержки, примириться, решить конфликты. Перестроить отношения с мужчинами так, чтобы они стали более равновесным и гармоничными. Мужчина, выбирающий Императора, нуждается в поддержке друзей-мужчин, в общности, совместности. Ему важно находиться сейчас именно в мужских сообществах. Если Императора выбирает женщина, для неё главное сейчас — партнёр, будь то его поиск, выбор из имеющихся вариантов или гармонизация существующих отношений. На этом этапе важно развить уважение к мужчинам и вцелом, и в частности — к отцу, к окружению… И к своей внутренней мужской части! Она есть даже у женщин.

Сейчас надо быть рациональным, логичным, хорошо структурировать информацию, планировать и жить по правилам. Не время поддаваться эмоциям и быть импульсивным. Время расчётов, четкой структуры.

  1. Иерофант: развитие интуиции, «доверие внутреннему голосу».

Эту карту также называют Жрецом. Она символизирует внутренний голос, интуицию. Мудрую часть Бессознательного, которая действует тебе на благо, является мудрым подсказчиком. Обращай внимания на свои предчувствия, неожиданные идеи, фантазии. Вот только «слушать» и «слушаться» — разные понятия. Ты должен поступать как мудрый восточный шах, который сперва выслушает каждого визиря, а потом сам примет решение. К интуиции надо прислушиваться, но решение принимать, исходя из самых разных факторов, не только этого. Тебе нужно научиться слышать свой внутренний голос и превратить его в «визиря», который лишь даёт совет, которому ты можешь следовать — или не следовать.

Ты можешь тренироваться в мелочах: почаще обращаться к своим предчувствиям. Если раньше ты ими пренебрегал(а), то сейчас самое время развивать интуицию.

  1. Влюбленные: проработка партнерских отношений, умение делать правильный выбор – в соответствии с «внутренней правдой».

У каждого из нас в жизни бывают ключевые выборы, так называемые «рэпперные точки», после которых жизнь кардинальным образом меняется. Это так называемый архетип «витязь на распутье». Помнишь сказочный сюжет? Герой должен выбрать верную дорогу среди открывшихся перед ним возможностей. Сейчас в твоей жизни именно такой этап. Это важная точка, ведь от твоего выбора зависит будущее. И сделать этот выбор непросто. Но сделать его надо, от выбора нельзя отказаться, если герой застрянет у былинного камня, ему придётся столкнуться с тяжкими последствиями. Отказ идти вперед, развиваться наказуем жизнью. Там, где нет развития, начинается деградация, и если в озере не обновляется вода, возникает болото. Сделать выбор нам мешает страх ошибиться и нежелание брать на себя ответственность. Ошибки, которые ты можешь совершить: отказаться от движения вперёд или начать спрашивать совета, попросить кого-то другого сделать за тебя выбор. Но этот выбор должен сделать ты сам. Как? Прислушиваясь к себе, к так называемой «внутренней правде», которую знаешь лишь ты и которая может противоречить логике. Эта внутренняя правда толкает нас на неожиданные поступки и решения, но именно они оказываются единственно верными. Что-то заставило банковского клерка Гогена бросить все и уехать, начать рисовать… И мир обрёл гениального художника.

Твоя задача сейчас — научиться чувствовать выборы, правильные именно для тебя. И принимать решения, в соответствии с ними.

  1. Колесница: активное развитие, работа над собой, самосовершенствование.

Сейчас период интенсивного развития, движения вперёд. Тебе нужно осуществлять задуманное, не откладывая на потом. Не время для сомнений и промедления. Надо действовать, уж лучше — ошибаться, но действовать! Страх ошибки не должен сдерживать тебя, ошибаться — нормально. Иногда надо дойти до конца улочки, чтобы понять: это тупик. И это тоже — результат. Ошибки — часть жизненного опыта, как говорится, » Ошибаться — нормально, ты ведь живёшь в первый раз».

Важны целеустремленность и последовательность, настойчивость, то самое «не отступать и не сдаваться». Не беспокойся, если ты пока не видишь плоды своих усилий, сейчас надо сеять, урожай будет позже, наши усилия никогда не проходят впустую. Сейчас есть все возможности для развития: и в социальной сфере, и в личной, и в духовной. Достаточно сил, энергии и других ресурсов.

Движение вперёд, но не хаотичное, а целеустремленное, нацеленное на результат. Движение, приводящее к развитию, к качественному скачку. Вот что сейчас важнее всего.

  1. Сила: принятие своей внутренней силы, правильное ее использование – в соответствии с необходимостью.

У каждого из нас, вне зависимости от возраста, пола и физических габаритов, спортивной подготовки, есть внутренняя сила — душевная, энергетическая. То, что называется «силой духа». Как ни парадоксально, но своей силы мы боимся даже больше, чем слабости. Почему? Осознать свою силу — значит перестать быть слабым, перестать искать самооправдания. Вместо этого — принять ответственность, заявить о своей зрелости и самостоятельности.

Сейчас ты осваиваешь свою внутреннюю силу. Ощути ее, свои возможности, свою защищенность. Подумай: куда ты хочешь ее применить, на что направить… Истинная сила направляется на созидание, а не на разрушение. Сила нужна, чтобы защищать(ся), а не нападать. Тебе нужно увидеть в себе Силу и научиться правильно ей распоряжаться. чтобы ты управлял(а) ей, а не наоборот. Если раньше, глядя в зеркало, ты видел(а) котёнка, пришло время увидеть льва. Сейчас ты больше, чем раньше, отвечаешь за применение своей Силы. Нельзя ее не использовать, но использовать нужно правильно.

  1. Отшельник: самодостаточность, раскрытие внутренних ресурсов.

Сейчас не время для внешней активности. Ты погружаешься во внутренний мир, уединяешься. Скорее всего, тебе хочется больше времени проводить дома, на природе, в тихих местах покоя. Твоя потребность в общении сокращается — пришло время общаться с самим собой. Не пугайся, этот период пройдет, твоё взаимодействие с внешним миром потом вновь станет более полным. Просто сейчас пришло время для изучения мира внутреннего, расширения образа себя, для освоения собственных ресурсов, для обретения самодостаточности. У тебя уже есть все, что нужно тебе для счастья, осталось это осознать.

Это период для встречи с одиночеством — и для принятия своего одиночества. Тогда оно превратится в уединение — возможность устанавливать самодостаточный контакт с самим собой. После прохождения этапа Отшельника мы перестаем бояться одиночества, взамен страха начинаем плодотворно использовать уединение для развития.

  1. Колесо Фортуны: принятие ответственности за свою жизнь.

Взять на себя ответственность за свою жизнь так просто, и так сложно… и так страшно. Ведь это означает — принять на себя взрослую позицию, перестать быть послушным ребёнком или бунтующим подростком. Самому строить свою жизнь, а не в соответствии с чьим-то советами или назло, в противоречие этим советам. Когда обретаешь свободу, встаёт вопрос: что с ней делать? И на него надо ответить тебе же самому. Свобода выбора означает и ответственность за выбор. Ты можешь строить свою жизнь так, как хочешь, но ты отвечаешь за каждое своё движение, за каждый свой выбор. Уже нельзя никого винить и притворяться жертвой обстоятельств.

Колесо Фортуны на изображении — как руль, который у тебя в руках. Ты — капитан в лодке своей жизни. Твоё будущее многовариантно, и больше всего оно зависит от тебя самого. Твоя задача — осознать свою свободу. Ты словно корабль, который свободен плыть по морям так, как ему вздумается. Откажись от шаблонов, подумай — как именно ты хочешь строить свою жизнь и распоряжаться свободой. И какую цену ты заплатишь за каждый свой выбор. Управляй своей жизнью сам.

  1. Справедливость: формирование собственное системы ценностей, совесть, самоконтроль, нравственность и мораль.

Есть Закон и Уголовный кодекс как социальная система регуляции поведения, ограничения. А есть закон внутренний — Совесть. И если закон общественный ещё можно обмануть и что-то скрыть, то сам себя не обманешь и от себя не скроешь. Это иллюзия, что со своей совестью можно договориться — она беспощадна и бескомпромиссна. Наша внутренняя Немезида, от которой мы не сможем спрятаться. Люди, пошедшие против своей совести, сами себя не прощают и наказывают: бессознательно ставят в сложные ситуации и т.д. Поэтому Совесть нужно уважать и следовать ее правилам, недаром есть устоявшееся выражение — «жить по совести». Совесть важнее писаных правил, она как Суд Присяжных, чье мнение ставится выше Закона.

Сейчас пришло время для того, чтобы ты познакомился со своей Совестью. Осознал(а) внутренние правила, по которым ты живёшь, свою систему ценностей. Если ты перед кем-то виноват(а), нужно это искупить, хотя бы символически, как — решать тебе. Иногда достаточно попросить прощения, иногда нужно нечто большее. Если в силу каких-либо причин ты не можешь обратиться к этому человеку напрямую, можно провести символическое искупление, посвятив пострадавшему добрый поступок.

Как никогда раньше, тебе важно контролировать своё поведение, не идти против совести. Причём искренне, прислушиваясь к ее голосу, а не игнорируя его. Научиться слышать этот самый голос совести.

  1. Повешенный: нестандартный взгляд на мир, переосмысление привычного, правильное жертвование своими интересами во имя других (не чрезмерное).

Как и герой сюжета, ты смотришь на мир вверх ногами. Это странно с точки зрения привычных шаблонов, и полезно для переосмысления жизни. Причём переосмысление с тобой происходит глобальное: меняется взгляд даже на привычные вещи. Главное, в итоге сформировать новую систему мировоззрения и вернуться в привычное положение, а не застрять в нестандартности, иначе «Повешенный» может стать «помешанным».

Сейчас твой ведущий архетип — так называемый архетип «сын Божий» (это название дал сам К.Г.Юнг). Его суть — жертвенность. Отказ от своих интересов во имя других, но эта жертва должна быть правильной. Что это значит? Во-первых, жертва должна быть осознанной: ты должен понимать, что сейчас ты жертвуешь, чем жертвуешь и во имя чего. Во-вторых, соразмерной: ведь самое ценное для тебя может быть лишь пустяком для другого. Жертвуя, ты не должен чувствовать себя ущемленным. В-третьих, жертва должна быть бескорыстной, иначе жертва превратится в торг и сделку. Умение правильной жертвенности — важная часть духовного развития.

  1. Смерть: перемены, трансформация.

Этот аркан таро имеет название, пугающее многих — Смерть. На самом деле, Смерть — закономерная часть Жизни, причём отнюдь не итог. Символически смерть встречается в течение жизни неоднократно. Потому что смерть символизирует перемены, причем глобальные перемены: умирает старое и рождается новое. Подобно тому, как гусеница переходит в куколку, а куколка — в бабочку; мы умираем как дети — и рождаемся как взрослые. Окончание школы, вступление в брак, начало родительства и т.д., все эти кардинальные перемены в жизни являются символической смертью. Только распростившись со старым, можно впустить в жизнь новое. Часто перемены и развитие становятся невозможными именно из-за трудностей с опусканием старого. Но пока из чашки не выльется старый холодный чай, невозможно налить новый, вкусный.

В твоей жизни сейчас пришла пора «вылить старый чай». Время для перемен, глобальных изменений. Какими бы они ни были, они будут как лучшему, приведут к развитию, личностном росту. Если, конечно, ты не испугаешься и не станешь им противиться. Меняешься ты сам, поэтому поменяется и твоя жизнь. Процесс перемен станет более эффективным, если будет сопровождаться осознанностью. Подумай: что бы ты хотел(а) поменять в себе и своей жизни? И, главное, на что? Путешественнику важно знать не только из какой точки он отправляется, но и куда он движется. Перемены пугают, но без них невозможно развитие!

  1. Умеренность: обретение внутреннего спокойствия и спокойное исполнение того, что должно.

Период затишья, внутренней устойчивости и равновесия. Даже если снаружи плещут бури, на твоё душевное спокойствие они не повлияют. Что бы ни происходило, ты готов(а) встретить их стоически. Сейчас время для отдыха, пауза, накопление сил. Надо просто «исполнять то, что должно, и будь, что будет». Ты находишься на своём месте и в своё время. Предыдущие выборы были правильными, именно они подвели тебя к нынешней точке покоя. Тебе удалось достичь гармонии, не торопись двигаться вперёд, надо ей насладиться и отдохнуть. Не давай пустякам вывести тебя из себя. Будь спокойным и устойчивым, как персонаж рисунка. Сейчас тебе удалось примирить внутренние противоречия, такие периоды покоя бывают не так часто. Душевный покой — огромная ценность. Помните М.Б.Булгакова? «Он не заслужил свет. Он заслужил покой». Наслаждайся покоем!

  1. Дьявол: проработка Тени – встреча со своими «негативными» качествами, раскрытие сексуальности.

У каждого из нас есть отчуждаемая, непринимаемая сторона. Мы не хотим ее в себе видеть, но она есть. Эту часть К.Г.Юнг назвал Тенью. Ведь она темна, и она преследует нас по пятам. Сейчас ты знакомишься с ней. Это сложно и даже больно, ведь Тень — это наши страсти, пороки, искушения… Нужно их в себе увидеть, но не потакать им. Признать, что в тебе это есть, но принимать сознательные решения о том, как с ними обойтись. Так, в каждом человеке есть импульсы к воровству, ведь мы — приматы, но не всякий человек идёт у них на поводу и совершает кражу. Твоя задача: видеть в себе не только добро, но и зло. И не потакать ему! Это поможет тебе не быть наивным, лучше знать людей, уметь вовремя разглядеть в них зло…

Но в Тени есть и такая ресурсная часть как сексуальность. Интенсивное раскрытие сексуальности — вот что с тобой происходит. Эта карта символизирует в том числе и сексуальность. В тебе сейчас поднимаются сексуальные энергии, поведение становится соблазняющим. Важно осознавать свою сексуальность и ее проявления. Принимать ее, ведь сексуальность — естественная часть жизни, такая же, как питание или дыхание. Решить, как именно ты будешь ее реализовывать. «Сексуальность» и «секс» — не тождественные понятия. В нашей жизни, в силу разных причин, бывают периоды без секса, но это не помеха для реализации сексуальности. Сексуальные энергии могут выражаться во всем: в движении, взгляде, голосе, творчестве, танце… Сейчас ты заряжен(а) сексуальными энергиями, и важно оптимальным образом ими распорядиться.

  1. Башня: отказ от старого отжившего, построение нового, проработка гордыни.

Время для постановки и реализации новых планов, начала нового этапа в жизни. Ты сам строишь свою жизнь, подобно башне, камешек за камешком. Важно терпение и старание. И нужно иметь готовый план, по которому строишь свою жизнь — некие цели, ориентиры. На этом этапе новое не приходит само по себе — важны собственные усилия, активность. Результат будет зависеть от тебя самого.

Но важно не возгордиться. Гордиться, но не возгордиться. Найти баланс между чувством собственного достоинства и гордыней. Это значит: понимать свою ценность, но не сравнивать себя с другими. Сравнение себя с другими всегда неверно, неправильно по своей сути, люди слишком разные, чтобы это было возможным. Можно сравнивать по некоему конкретному параметру: кто быстрее бегает, выше прыгает… Но нельзя сравнивать личности вцелом, не бывает людей «хуже» или «лучше». Неправильно считать себя лучше других, и так же неправильно считать себя хуже других.

Чувствовать свою ценность, уникальность, строить свою жизнь самому, открыться для нового — вот твои задачи сейчас.

  1. Звезда: постановка новой цели и следование к ней, несмотря на трудности.

Ты мечтаешь, строишь планы, и это сейчас правильно. Тебе нужно выбрать новую цель, действительно важную, не сиюминутную, а ту, что наполнит твою жизнь смыслом. И следовать за этой целью, невзирая на препятствия. Время надеяться — и сохранять надежду.

Часто мы сами отказываемся от мечты, потому что считаем ее несбыточной. В действительности гораздо больше желаний исполнимо, чем нам кажется. Нас ограничивает собственный страх ошибиться, потерпеть неудачу, столкнуться с трудностями… Но сейчас тебе нужно преодолеть свои страхи и смело мечтать. Даже если не все мечты осуществляются, пробовать стоит. Помнишь экранизацию книги Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»? Герой Джека Николсона пытается сбежать, единственный из всех, а когда у него не получается, говорит: «Я хотя бы пытался!»

Твоя задача — мечтать и пытаться. И довериться своей интуиции в следовании за мечтой. Интуиция поможет тебе найти верную дорогу, главное — верить в себя и верить в мечту!

  1. Луна: пауза, отдых, временная остановка для накопления сил и переосмысления.

Настал период неопределенности в жизни, но такие периоды тоже важны. Не надо торопиться, время все расставит на свои места, а тебе нужно научиться ждать. То, что кажется непонятным в сумерках, раскроет свои тайны на рассвете — дождись его. Сейчас не время для активных действий и принятия решений, сделай паузу, отдыхай и выжидай. Копи силы. Это карта расслабленности, пассивности. За внешним бездействием могут скрываться интенсивные внутренние процессы созревания, подобно тому как под землёй зерна готовится дать всходы. Не жди определенности на этом этапе, твоя жизнь подобна размытым полотнам импрессионистов. Неопределенность может вызывать у тебя тревогу, это закономерно. Но тревожиться не знает. Возможно, тебя утешит мысль, что жизнь скоро расставит все по своим местам, отделить зерна от плевел, истинное от ложного. Наслаждайся пока паузой, отдыхом. Не предпринимай активных действий.

  1. Солнце: радость от жизни во всех ее проявлениях, благодарность.

Просто живи и радуйся жизни. Радуйся всему, даже мелочам, подобно тому, как ребёнка удивляет и радует все, с чем он сталкивается. Сейчас не время для перемен, кардинальных решений. Твоя жизнь тебя устраивает, в ней есть определенность. Нужно остановиться и насладиться тем, что есть, плодами предыдущих деяний. Радость от жизни — вот что тебе сейчас нужно освоить. Научиться быть довольным, без всяких оговорок вроде: «Да, но…» Важно научиться быть благодарным жизни, своим близким, да даже случайным людям, с которыми сводит жизнь и с которыми ты получаешь некий опыт. Благодарность — признак духовного развития и личностной зрелости, только ребёнок воспринимает добро по отношению к нему как нечто должное. Выражай радость, проявляй благодарность. Важно не только испытывать благодарность как внутреннее переживание, нужно о ней говорить, ведь никто точно не знает, что у тебя на душе.

Будь таким, как ребёнок на изображении: радостным, открытым, искренним, наслаждающимся жизнью!

  1. Суд: подведение итогов, анализ, умение учиться на своих ошибках.

Время подводить итоги, пожинать плоды, делать выводы. Обернуться назад и посмотреть: что сделано, что нет, и почему так… Что можно в будущем делать более оптимально… Глядя в прошлое, нужно честно признаться: в чем моя ответственность? Почему в настоящем результаты именно таковы? Не быть в ложном чувстве вины и при этом не заниматься самооправданием. Рационально оценить: в чем я ошибся, в чем был прав. Что в моей жизни случайность, а что — следствие моих выборов и поступков. Подведение итогов позволяет нам учиться на своих ошибках, расширять картину мира и представление о себе, предохраняет от будущих ошибок. Умение учиться, интегрировать новый опыт — вот что в первую очередь отличает зрелого человека, позволяет развиваться. Пройдя правильно этот урок, ты сможешь в дальнейшим вступить на новый этап жизни более осмысленно, пройти следующий урок более эффективно.

  1. Мир: гармония с собой и с окружающими, безоценочное принятие всего, что происходит.

Наша жизнь — движение по спирали, переход с этапа на этап. И у тебя подходит к концу очередной виток спирали, скоро начнётся новый период, но пока надо достойно завершить предыдущий. Сделать выводы, усвоить уроки, отдохнуть, насладиться пройденным, а главное — ощутить свою целостность и единение с миром. Сейчас в твоей жизни — редкий благодатный период внутренней гармонии и гармонии во взаимоотношениях с миром. Даже неприятности и конфликты тебе удаётся воспринимать как закономерную часть жизни. В конце витка спирали мы обретаем не только опыт, но и мудрость как закономерное следствие интеграции опыта. Твоя задача — быть в этом, делать выводы и безоценочно их принимать. Безоценочное принятие жизни — вот что сейчас важнее всего. Понимание того, что мир многомерен и разноцветен, не все укладывается в модель «черное-белое» или «хорошо-плохо». Есть то, что происходит просто потому, что происходит: как смена времён года. Старайся безоценочно, с любовью и принятием воспринимать себя, других, происходящие события… Сохранять душевное равновесие. Сейчас у тебя есть все ресурсы для этого.

Составила Ирина Соловьева — практический психолог, для журнала «Наша психология»

ПОДЕЛИЛИСЬ

Многие проводят параллели между работой тарологов и психологов. И это неудивительно, ведь и те, и другие специалисты помогают клиентам находить выход из сложной жизненной ситуации. Особый интерес вызывает вопрос, как используются карты Таро в работе психолога. Вы, наверное, не раз слышали о специальных метафорических колодах, созданных для консультаций. Но не только ассоциативные карты становятся инструментом психотерапевтов - некоторые мастера психологического консультирования вполне успешно применяют в своей практике традиционное Таро. Давайте поговорим об этом подробнее.

Чем отличается работа психолога с Таро от работы таролога?

Если мы откинем в сторону «колдовской» антураж, которым славятся некоторые гадальщики, то увидим, что профессии психолога и таролога во многом схожи. Клиент обращается со своей проблемой, а специалист её успешно решает. Психолог - с помощью полученного образования и накопленного опыта, таролог - с помощью анализа проведённого расклада.

На самом деле, Мастер, работающий с картами, тоже вполне может называться психологом, поскольку глубокое понимание архетипов, стоящих за Арканами, подключение к своему подсознанию и использование интуиции - это навыки, без которых психологическое консультирование просто немыслимо. Единственное, чего не достаёт многим тарологам - это высшего профильного психологического образования.

Но мы собирались поговорить не о сходстве, а о различии. Давайте посмотрим, как используются карты Таро в работе психолога и таролога. Таролог без карт фактически слепой - только по ним он может ориентироваться в ситуации, с которой обратился клиент. Сейчас мы не берём в расчёт тех Мастеров, которые, помимо работы с картами, имеют настоящее экстрасенсорное восприятие - они прекрасно справятся и без магической колоды. У психолога же все необходимые «инструменты» находятся в голове, поэтому, Таро для психологов - это всё-таки больше дополнение, чем обязательная составляющая консультации.

Таро как инструмент психологического консультирования

Мы все - тарологи, очень много знаем о нашей профессии, знаем, как используются Арканы, как их можно читать. А вот какое практическое значение имеют карты Таро в работе психолога? Что же эти специалисты в них видят? Зачем они вообще им нужны, если у них в голове и так хранятся огромные справочники по психологии? Давайте разбираться.

Начнём с элементарного - как? Методика работы с Таро у психологов, конечно же, отличается от привычной нам практики. Они не делают раскладов, не заставляют клиента вытаскивать из закрытой колоды случайные карты - они работают проще. Перед пациентом просто выкладывается вся колода картинками вверх и специалист просит человека выбрать из Арканов те карты, которые лучше всего характеризуют состояние его души, описывают проблемную ситуацию, с которой он пришёл.

Зная, что каждый Аркан представляет собой определённый архетип, психолог делает свои предположения о проблеме пациента. Впрочем, иногда достаточно даже не копаться в архетипах, а просто посмотреть на сюжет карты, чтобы понять суть ситуации. А ведь огромное значение имеет не только сам сюжет, но и цвет, общее настроение, поведение персонажей. Одним словом, при желании, информации можно выудить море.

Ещё одна методика использования карт Таро в работе психолога основана на науке соционике. Ещё Карл Густав Юнг предположил, что все люди делятся на шестнадцать типов, каждый из которых будет вести себя определённым образом в личных отношениях, проблемных ситуациях и вообще по жизни. После Юнга соционикой занимались и другие исследователи - и, надо сказать, в представленных ими типологиях существуют некоторые различия, но в данный момент это не так важно. Важно то, что некоторые специалисты по Таро соотносят эти шестнадцать соционических типов с шестнадцатью картами двора. Психологи же, зная о поведении определённых людей, предлагают своим пациентам выбрать из придворных карт те, которые им наиболее приятны или, наоборот, неприятны. Также распространена практика, когда пациент выбирает те придворные карты, которые ассоциируются у него с ним самим, супругом, родителями и т.д. Из этих взаимосвязей специалист может подчерпнуть важную информацию.

Помимо Таро, в работе психолога также используются специальные метафорические или ассоциативные карты. Такая колода не имеет привычной нам структуры и деления на Старшие и Младшие Арканы, но, тем не менее, очень чётко отражает определённую область. Существуют метафорические карты, посвящённые страхам, детским переживаниям, взаимоотношениям в паре и многим другим жизненным аспектам, понимание которых - важная часть психологической работы.

Колоды Таро для психологической работы

Итак, мы узнали, что карты Таро для психологов - очень удобный дополнительный инструмент. Теперь давайте рассмотрим колоды, наиболее подходящие для психологической работы. Классику мы пока оставим в стороне - всё-таки карты Райдера-Уйэта или Алистера Кроули можно встретить на столе психотерапевта довольно редко. Чаще встречаются именно абстрактные колоды, наполненные глубоким символизмом.

Из подобных колод первыми мне пришли на ум следующие:

  • Ошо Дзен Таро - колода, позволяющая заглянуть во внутренний мир человека и увидеть, что происходит в его душе здесь и сейчас
  • Таро Пространства Вариантов Вадима Зеланда - карты, иллюстрирующие все основные принципы и понятия трансерфинга. Очень хороши для анализа поведения
  • Таро Изменения Формы - глубокие, медитативные Арканы, которые можно использовать для анализа душевного состояния и сновидений
  • Таро Николетты Чекколи - прекрасный образец, пробуждающий воспоминания из детства, подсознательные страхи, комплексы, желания
  • Таро Алиции Хшановской, раскрывающее глубинную связь подсознания со сверхсознанием
  • Таро ПМП Феликса Эльдемурова - колода с очень необычной структурой. В неё входят три набора Старших Арканов разной расцветки. Один набор используется для рассмотрения бытового плана, второй - психологического, третий - магического. Такие карты Таро в работе психолога тоже могут быть очень полезны

А какие психологические колоды можете вспомнить вы? Поделитесь в комментариях!

Таро и аналитическая психология

Прежде чем говорить о Таро, следует сказать о том влиянии, которое оказала аналитическая психология на оккультное сообщество. Не будет преувеличением утверждать, что открытиями аналитической психологии для эзотерической науки началась новая эпоха. Впервые со времен картезианской революции вся глубина символической и духовной Вселенной, отвергнутая рационалистами как предрассудок, получила возможность триумфального возрождения в новом качестве, как сокровищница внутренней бесконечности нашей психики, которая, оказывается, едина с миром.

Вхождение аналитической психологии Юнга в силу фактически разделило весь западный оккультизм на два непримиримых лагеря. Наиболее разумные и культурные эзотерики, желающие диалога с академическим миром и интеграции в академическую реальность, приняли открытия Юнга и стали использовать его модель как одну из базовых карт, позволяющих понять природу оккультного познания. Самыми яркими примерами такого подхода являются супруги Цицеро, Израэль Регарди, Стефан Хёллер (епископ Гностической католической церкви) и многие другие эзотерические авторитеты.

Маргиналы же, дорожившие своей «исключительностью» и предпочитавшие выдавать свой доморощенный оккультизм за Единственную Истину, шарахались от Юнга и юнгианской психологии, как от чумы, ибо он «субъективизировал их великие истины».

Это противостояние, в одинаковой степени актуальное для западного мира и современной России, имеет глубокие психологические корни. Точно так же, как средневековому человеку было сложно принять, что не Земля центр Вселенной, а обывателю XIX века осознать, что человек - лишь звено в цепи эволюции, многие люди не могут принять относительность своих идей и мнений. Рабство духа компенсируется псевдогосподством позы непререкаемого духовного учителя, владеющего абсолютным и священным знанием, либо ученика такого учителя, который, хоть и в статусе ученика, приобщен к тому, что делает его выше всех когда-либо живших людей - делает обладателем Единственной Истины.

Это комплекс власти, лежащий в основе большинства базовых животно-инстинктивных программ человека, не имеет никакого отношения ни к поиску истины, ни к тому уровню знания реальности, которое мы при всей ограниченности нашего познания имеем.

Соблюдая интеллектуальную честность, попробуйте ответить: какие данные доказывают вам, что ваш Орден, Группа или Школа обладает Единственной Истиной, а все остальные пребывают во мраке заблуждения? Историк «малой традиции»<$FТо есть совокупности культурных оппонентов доминирующей в христианском мире парадигмы («большой традиции»).> найдет десятки различных противоречащих друг другу идей, так что при ближайшем рассмотрении окажется, что любые притязания на эксклюзивность - это субъективизм, провинциальность и нелепость.

Подобно Будде, Юнг предпочитает хранить благородное молчание относительно объективной или субъективной природы оккультных феноменов. Заметим, что он никогда не утверждал, что это «только психическое» в смысле «принадлежащее психике отдельного индивида». Феномены синхронистичности, предвидения, телепатии и др. позволяют уйти от наивного позитивистского образа «Эго, инкапсулированного в кожу». Однако, и в этом Юнг непреклонен, мы не можем безусловно объективировать каждый психический опыт. Ибо любой опыт - субъективен и относителен.

Это и есть та неопределенность, которую по достоинству может оценить только настоящий аристократ духа. Понятия объективного и субъективного вообще весьма относительны; с точки зрения буддизма, например, весь наш объективный мир не обладает ни малейшей онтологической реальностью.

Впрочем, мы слегка забежали вперед. Раскрывая значение юнгианской психологии для новой оккультной революции, мы забыли сказать, что же такое психология Юнга и почему он для нас так важен.

Все началось с того, что в 1875 году в швейцарском местечке Кесвиль родился Карл Густав Юнг - человек, которому было предначертано полностью изменить сами основания картины мира.

С раннего детства Юнг видел сны и даже видения наяву, которые любой его, да и наш современник счел бы странными. В три года - жуткий сон с пещерой, в которой находится ритуальный фаллос с глазом. В семь - раздвоенность и воспоминания из предположительно прошлой жизни сто лет назад. В двенадцать - видение, в котором Бог разрушает собор куском дерьма. Юнг хорошо понимал, что его видения не вписываются в картину мира его семьи, и предусмотрительно их скрывал даже от самых близких людей.

Сами по себе эти видения не делают Юнга исключительным - в истории было предостаточно визионеров и мистиков. Уникальность Юнга в том, что, в отличие от большинства таковых, он обладал удивительно цепким и сильным аналитическим умом. Поэтому вместо того, чтобы воспринимать послания бессознательного буквально и сойти с ума (либо стать очередным «пророком»), Юнг в поисках ответа к семнадцати годам перечитывает всех доступных ему философов и теологов от Платона до Шопенгауэра.

Самое большое впечатление произвел на него Кант. У Канта есть очень важная идея «вещи в себе». Согласно Канту, мы не можем знать сущность явлений; мы можем знать только то, как эти явления проявляют себя в нашем восприятии. Наше восприятие может быть физическим (наблюдение внешних объектов) или психологическим (наблюдение объектов внутренних), но в любом случае мы наблюдаем лишь проявление, феномен , а не ноумен . Вещь в себе, истинная причина причин, остается для нас сокрытой.

Это и есть гносеологическая скромность, которой так не хватает 99 % занимающихся оккультными практиками. Позиция гносеологической скромности является лучшей защитой от любого впадения в безумие, гордыню или другую одержимость - состояния, которые Юнг называл «психической инфляцией».

Выбирая профессию, Юнг чувствует острый внутренний конфликт между потребностью в чисто духовной, абстрактной теологии и в эмпирической науке. В последний момент выбор падает на психиатрию.

Итак, Юнг становится психиатром, практикует несколько лет под руководством доктора Блейлера, пока наконец не становится партнером и другом Зигмунда Фрейда. Союз их длится около десяти лет, но в конце концов они со скандалом расходятся и более никогда не встречаются.

На этом стоит остановиться поподробнее. Разрыв между Фрейдом и Юнгом - это не просто конфликт двух старых друзей, которые не поделили прекрасную даму по имени Сабина Шпильрейн. Это конфликт мировоззрений, установок, культур, который скрыто существовал с первой встречи, но вырвался на поверхность только через восемь лет сотрудничества.

В чем же состоят эти различия? И Фрейд, и Юнг знали, что человеческая психика - это не только сознание, не только то «дневное» Эго, которое говорит о себе «Я». И Фрейд, и Юнг согласились бы с тем, что психика - это множество пластов бессознательного, о котором зачастую наше Эго не только не знает, но и не догадывается.

Но для Фрейда бессознательное ограничивается телесными и инстинктивными реакциями. И бессознательным оно становится только потому, что наше Эго не желает о нем ничего знать. Эго по Фрейду - это страус, навсегда погрузивший голову в песок. И кто бы спорил, что так бывает! Беда только в том, что по Фрейду бывает только так. Поэтому и искусство, и религию, и науку, и политическую жизнь Фрейд понимал как определенные формы сублимации подавляемой и осуждаемой сексуальной энергии.

Странная теория. Более того - теория, имеющая весьма неприятный привкус пуританства. Дескать, культура и творчество возможны, только если сексуальность подавлена, а Эго находится в состоянии расщепления и комплекса вины. Но скажите мне, что подавлял император Адриан, когда приказал строить Пантеон? Да и вообще в Римской империи взгляды на секс были далеко не викторианские. А какая культура родилась! А античность? А Древний Египет? Достаточно посмотреть документальные фильмы о древних цивилизациях, чтобы понять, что отношение к сексу у них было куда более естественным и адекватным, чем у современного человека, отравленного фантазией о грехе. И какие были цивилизации, какая архитектура, какое искусство! А что, господа фрейдисты, подавлял великий бабник и повеса Александр Сергеевич Пушкин, для того чтобы стать гением номер один? Вопросы, на которые в рамках фрейдизма невозможно дать адекватный ответ.

Так что, хотя Фрейд и обвинял Юнга в пуританстве за то, что тот не принял его теорию, на самом деле пуританином, верящим в обязательность репрессивного подавления сексуальности культурой, был сам Фрейд.

Юнг не мог принять столь одностороннего понимания бессознательного. Он не спорил с тем, что Фрейд открыл важную истину: он просто не хотел соглашаться, что к этому можно свести всю палитру психической жизни. Беда Фрейда в том, что он выдает часть за целое, писал Юнг, и был прав. Ибо даже столь важная штука, как секс, не может объяснять все. Впрочем, ближе к концу жизни это понял и сам Фрейд, когда предложил концепцию двух движущих сил человека - Эроса и Танатоса, полового влечения и влечения к смерти. Но разве их всего две? А как же, например, Воля-к-Власти или инстинктивное любопытство, свойственное даже животным? Нет ли в примитивизации фрейдовской модели остатков психического монотеизма, когда к одной причине возводили все следствия?

Наблюдая многие годы за людьми, Юнг открыл, что за личным бессознательным - всем тем, к чему подход Фрейда вполне применим, - скрывается еще один уровень. Тот, который Юнг назвал коллективным , или объективным , бессознательным .

Это объективное бессознательное, в отличие от личного, или субъективного, обладает удивительными свойствами. Во-первых, структуры, которые в нем находятся, не приобретаются в результате личного опыта. Они там есть изначально. Априори. И именно они создают, оформляют и активируют наше восприятие всего, что нас окружает и что с нами происходит. Нечто подобное более двух с половиной тысяч лет назад предположил Платон, говоря об идеях, или эйдосах , но для Юнга архетип - это не просто интеллектуальная идея. Это данность внутреннего опыта.

Интересно, что совпадение мифологий происходит не только на уровне образов (в конце концов, все мы видим Солнце, и что удивительного, если разные народы решают ему поклоняться?), но на уровне того, как образы образуют сеть мифологических объяснений, структур, концепций. Например, такой сложный мифологический сюжет, встречаемый и в Индии, и в Скандинавии, как сотворение мира из тела убитого или умершего великана (или Бога). Или сюжет о странствии героя ради спасения принцессы. Или миф об утраченном золотом веке. Антропологи часто объясняют эти сюжеты определенными социальными обычаями и ритуалами, но для нас важно то, что даже современные дети, понятия не имеющие о реалиях жизни в древности, спонтанно начинают порождать фантазии по тем же самым законам. Подробнее эти сюжеты мы будем рассматривать позднее, когда перейдем к Таро, которое воистину дает ключ к сокровищнице общечеловеческого наследия.

Но это - только внешняя сторона учения Юнга. В конце концов, в самом наличии общечеловеческих архетипов нет ничего невероятного. Из маленького сперматозоида всегда развивается существо с заданным набором рук, ног, зубов. Что принципиально невероятного в том, что психические образы и символы могут иметь один и тот же набор «генов»?

Самое удивительное в том, что, когда чистый архетип поднимается на поверхность сознания, меняется и внешняя, окружающая реальность. Иными словами, пока мы находимся в границах личного бессознательного, наших сознательных и бессознательных надежд и страхов, комплексов, - мы находимся в привычной реальности. У нас есть четкая граница - граница между «я» и «другим», между внешним и внутренним, между желаемым и запретным. Но когда происходит прорыв архетипа, сознание оказывается «затопленным» (поэтому прорыв архетипа часто сопровождают метафоры воды) - сама реальность начинает вести себя, как будто подчиняясь этому архетипу, этой идее.

Звучит невероятно, не правда ли? Наша привычная материалистическая картина, в которой каждый атом является полностью отделенной от всех остальных атомов частицей, рушится, как карточный домик. И тем не менее, это так. Более того - эта картина мира имеет существенную поддержку в научном сообществе. Почти одновременно с Юнгом квантовая физика пришла к очень схожим выводам совсем с другого конца. Простейшие частицы ведут себя в зависимости от ожиданий наблюдателя. Понимаете, что это значит? Современная наука оказывается куда более магической, чем может показаться недалекому материалисту.

Да и в самом деле - когда настоящая наука была так жестко материалистична, как это предполагают редукционисты? Ключевые открытия, которые легли в основу западной цивилизации, ученые делали, устанавливая связь с бессознательным. Вспомним философию Декарта, основанием идей которого стал его сон; яблоки, приснившиеся Ньютону; таблицу Менделеева; или открытие частицы нейтрино лауреатом Нобелевской премии и добрым другом Юнга Вольфгангом Паули.

Для поверхностного человека наука, как одноногий солдатик, опирается только на рациональное. Но многие ли знают, что ракетное топливо, позволившее американцам долететь до Луны, разрабатывал маг, оккультист и последователь Алистера Кроули - Джек Парсонс? Многие ли знают, что Ньютон писал алхимические труды, существование которых вынуждена признавать даже официальная наука? Многие ли понимают, какое колоссальное влияние оказывают сны на ключевые открытия нашей жизни?

Отношение к науке - пограничная линия, разделяющая два вида оккультизма. Одни, отвергая Юнга, отвергают идею академизма, мечтая вернуться в золотой век прошлого, свободный от этой «ужасной бездуховной науки». Увы, часто этот «золотой век» оказывается очередной антиутопией, (примером чему служат Гитлер с его «Аненербе», а также некоторые русские оккультисты из круга Дугина, формирующие современную репрессивную политику). Впрочем, все эти господа презирают науку только на словах, что вполне понятно - презирать науку и ругать прогресс гораздо приятнее за новеньким «макинтошем», перемещаясь в самолете на очередное обнаруженное «место силы». Ну да Хоронзон с ними! Другие, напротив, всецело приветствуют научный прогресс рассматривая научное и оккультное познание как два разных способа познания, которые (как мы видели выше из примеров) часто пересекается.

Впрочем, это лирическое отступление подводило нас к одной из важнейших идей Юнга - к идее, которую Юнг обнародовал лишь ближе к концу жизни. Речь о понятии синхронистичности - то есть осмысленной связности внешних событий и внутренних процессов.

Давайте рассмотрим классический пример, который Юнг приводит в обоснование своей гипотезы.

1 апреля 1949 года. Сегодня пятница. На завтрак у нас рыба. Кто-то в разговоре со мной упомянул об обычае «апрельской рыбы». В то же самое утро я занес в свой блокнот надпись, которая гласила: Est homo totus medius piscis ab imo («Человек целостный есть рыба, извлеченная из глубины»). Днем одна из моих бывших пациенток, которую я не видел уже несколько месяцев, продемонстрировала мне несколько впечатляющих картин с изображениями рыб, которые она нарисовала за то время, что мы не виделись. Вечером мне показали кусок гобелена с вытканными на нем рыбоподобными чудовищами. Утром 2 апреля другая пациентка, с которой я не виделся уже несколько лет, рассказала мне сон, в котором она стояла на берегу озера и увидела большую рыбу, которая подплыла прямо к ней и выбросилась из воды к ее ногам. В это время я занимался изучением истории символа рыбы.

Обратите внимание на последнюю строчку цитаты. На самом деле для Юнга «занимался изучением истории символа рыбы» означало полноценное погружение и сосредоточение сознания на этом простом образе. Пока образ оставался лишь личной интеллектуальной конструкцией, никаких синхроний не происходило (согласно другим записям, Юнг до этого работал с этим символом уже год), но, как только сосредоточение достигло своего пика, произошел прорыв - и вместо концепции рыбы Юнг сталкивается с чистым архетипом.

Переживание архетипа можно безошибочно отличить по особого рода состоянию «нуминозного», или «священного». Чувство нуминозного отличается сложным сочетанием парадоксальных эмоций - страха и восторга, ужаса и экстаза. Будучи захвачены архетипами, мы можем испытывать ужас перед этой многократно превосходящей все сознательные представления Силой и одновременно наполняться восторгом и экстазом от причастности к ней.

И, наконец, самый важный момент открытия Юнга. Любой архетип - двойственен. И сразу, автоматически, несет в себе свою противоположность. Это можно принять логически - почитав Гегеля или хотя бы Веллера. Но на самом деле на уровне переживания мы все равно будем оставаться в плену дуальной картины. Добро - зло. Свет - тьма. Аскеза - гедонизм. Обычное сознание незыблемо убеждено в разделении противоположностей и потому не в состоянии понять, каким образом в ОДНОМ архетипе могут заключаться два противоположных содержания. Почему любое утверждение автоматически несет в себе противоположность. Как только мы провозглашаем некий идеал - мы автоматически создаем его противоположность как компенсацию.

Единство противоположностей легко проиллюстрировать на множестве примеров. Например, политика. Пока у власти циники, жить при такой власти можно. Но как только к власти приходят идеалисты, вдохновляемые утопией, антиутопия начинается буквально сразу. Или мораль. Пуританин, пытающийся вытеснить секс из своей жизни, в конце концов начинает находить сексуальными даже ножки стула - и надевать на них чехлы. Человек, клянущийся, что любит всех, и постоянно заявляющий об «абсолютном позитиве», в итоге оказывается таким моральным тираном, что неприкрытый деспот покажется меньшим злом. Если мы не одержимы одним из архетипов, эти примеры покажутся нам самоочевидными, но... когда доходит до личного, мы также начинаем терять целостную картину.

Архетип биполярен и сизигичен. Эго и Тень образуют пару. Анима и Анимус образуют пару. Архетип старца и младенца - образуют пару. В Боге скрывается Дьявол, в Дьяволе - Бог. Бинер по определению - фундаментальный принцип. Поэтому после самых возвышенных экстазов монах сталкивается с демоническими искушениями. Одно порождает другое, хотя сам монах совершенно не осознает этого. Медаль с одной стороной невозможна. В одной из своих работ Юнг делится забавным эпизодом. Однажды ему довелось познакомиться с человеком, который показался воплощением совершенства. Юнг даже позавидовал такому исключению из правил. Но на следующий день он увидел его жену. Которой, по всей видимости, пришлось воплотить все, что было вытеснено у этого субъекта.

Итак, любая архетипическая структура бинарна. Что это значит применительно к Таро? Мы уже упоминали, что в Таро большие арканы соответствуют архетипам. Итак, вытаскивая, к примеру, карту Император, мы не можем знать, предстоит ли нам назначение на роль директора фирмы, которой нам придется править железной рукой, или наоборот - нам доведется оказаться в жестком подчинении у нового авторитарного лидера, который станет директором. Ясно, что проявлен архетип власти, а в каком модусе вы находитесь по отношению к нему - это уже тема для медитации. Другой пример. Аркан Башня может сулить разрушение клетки иллюзий, построенной «по собственным чертежам», или крах всех надежд и стремлений. Иными словами, есть некая первичная идея (скажем, идея власти или идея разрушения, если говорить об Императоре и Башне) но какая ее грань проявится в данном конкретном случае, остается под вопросом.

Однако, помимо того, что архетип биполярен (это, пусть с трудом, но еще может вместить обычный разум), он еще и голографичен. Иными словами, хотя каждый из архетипов выражает некую универсальную идею, парадокс в том, что эта идея, будучи рассмотрена абстрактно, как оказывается, включает в себя все остальные. Применительно к нашей теме это значит, что каждый большой аркан потенциально содержит в себе все остальные 21. В работе «Прорицание и синхрония » Мария Луиза Фон Франц приводит интересную мысль, которая может показаться сложной неподготовленному читателю, но представляется мне очень важной:

Коллективное бессознательное представляет собой поле психической энергии, а активизированными точками являются архетипы. И таким же образом, как определяются соотношения в физическом поле, они могут быть определены в поле коллективного бессознательного.

Например, возьмем архетип Мирового Древа или Великой Матери, которые весьма часто объединяют. В гробнице древнеегипетского царя Сета I изображено Мировое Древо, из ствола которого пьет царь. Древо изображает Космическую Мать, питающую царя. Или, например, существуют саги, согласно которым души неродившихся младенцев живут в тени Мирового Древа, откуда их возвращают на Землю, где они и рождаются. Итак, Древо представляет собой своего рода материнское чрево, в котором Земля черпает искру жизни для неродившихся детей. Существует множество мифов, согласно которым Солнце рождается каждое утро из Древа или же описывается как золотое яблоко на Древе Жизни. Иными словами, Солнце - плод Мирового Древа. Древо также сравнивается с источником. В большинстве мифов фигурирует источник, находящийся под Мировым Древом, родник, дающий жизнь.

Источник часто представляет собой своего рода материнское чрево Великой Матери и обладает женскими, материнскими свойствами. Великая Мать связана и с представлениями о смерти. Например, на днище древнеегипетских гробов изображалась Исида, а на крышке - Нут; умерший находился в объятиях Великой Матери. При захоронении человека укладывали в положение эмбриона, что, по-видимому, связано с представлением о том, что человек возвращается во чрево Матери Земли, чтобы потом возродиться.

Итак, Великая Мать является также Матерью-Смертью. В римской мифологии смерть изображалась в виде темной фигуры матери, уносившей своих детей с Земли. Древо связано также и с представлениями о смерти, у многих народностей захоронения сопряжены с обращением к деревьям. Некоторые северные племена (эскимосы, тунгусы, чукчи) гроб с покойником вешают на дерево, возвращая его таким образом матери. Тот факт, что гроб в большинстве случаев изготавливался из древесины, является символом, ибо дерево - мать, принимавшая умершего и сулившая ему возрождение.

Представление о смерти также связано с источником. Существуют саги, в которых описано, как человек прыгает в источник и попадает в царство мертвых, в подземный мир.

Иногда ствол дерева символизировал фаллос, поэтому дерево - не только Великая Мать, но и Отец. Например, некоторые ацтекские племена представляли свое происхождение как выход всего племени из сломанного ствола дерева. Возможно, вы видели средневековые изображения сновидения Авраама, который лежит в постели, а из его пениса вырастает дерево, ветви которого символизируют предков Христа. Дерево - это фаллос и символ отцовства. Великая Мать также наделена фаллическими символами: метлы, огромные носы и т. п.

Все архетипы влияют друг на друга. Поэтому, по моему мнению, вполне целесообразно использовать идею поля применительно к коллективному бессознательному. Тогда можно сказать, что бессознательное - это поле, в котором активизированные точки являются архетипами, между которыми можно установить взаимосвязь. Архетип Великой Матери я выбрала совершенно случайно. С таким же успехом я могла бы выбрать архетип Солнца и сформировать вокруг него так называемое поле.

Итак, думаю, уже понятно, к чему я веду. Большие арканы Таро и есть те самые базовые архетипы, о которых писал Юнг. С одной стороны - каждый из них абсолютно индивидуален, с другой - из каждого можно вывести все остальное.

Но открытие феномена синхронистичности наводит нас на другой момент. Наличие таинственных смысловых связей всего со всем (о чем свидетельствуют и древний герметизм, и современная квантовая физика) полностью легитимизирует идею прорицания. Всякий раз, когда мы обращаемся к Таро с целью прорицания, мы как бы настраиваемся на эту волну всесвязности и всеединства, и те образы и символы, которые нам выпадут, будут нести те смыслы, которые нам нужны. По большому счету, правильно понятая практика прорицания - это упражнение в интуиции. Преимущество использования Таро еще и в том, что колоссальная многозначительность больших арканов позволит вам, получив свой ответ, интуитивно выхватить именно то, что соответствует вашей ситуации. Прорицание - это не пассивный процесс, но некое сотворчество с Богом, разговор с Самостью или, если угодно, - игровое взаимодействие с внутренней бесконечностью.

Поэтому - играйте. Ибо Игра есть начало всего.

mob_info