Как рыцари служили прекрасным дамам. Служение прекрасной даме: любовь рыцаря

Александр Блок . Ушел в вечность последний поэт-романтик. Умолк последний менестрель и верный рыцарь "Прекрасной Дамы". Далек и близок одновременно был он нашей эпохе. И его неудовлетворенная душа томилась в тисках мещанства, того мещанства, что "в холодной воде эгоистического расчета потопило порывы набожной мечтательности и рыцарского воодушевления и не оставило между людьми никакой связи, кроме бессердечного чистогана". Он жаждал идеала и гармонии, и в его душе поднимались мятежные порывы против бескрасочной жизни буржуазного века. Но выхода искал он не там, где ищет его наше время. Он искал слияния с космосом, а не с человечеством. Жил предчувствием тайны и чуда. Чужды были ему методы упорного строительства и планомерного преобразования общественных отношений. Чуждо было внимание к миру конечных вещей, и непобедима была в нем метафизическая потребность выйти за пределы своего ограниченного земного существа. Одиноким и загадочным казался он на фоне суровой борьбы. Словно о себе сказал он: "Увы, не долетают жизни звуки к утешенным весной небытия". И словно об его душе сказал другой поэт: "И звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли". Он был бы среди своих в кругу невских романтиков. Его песни созвучны томлению Вакенродера и грезам Новалиса. Но в те времена романтическая ирония еще позволяла поэту возвышаться над миром конечных вещей. В наше время, после столетия беспримерных научных и социальных завоеваний, власть этого мира над душой человека стала неотразима, и нельзя безнаказанно уйти в царство мечты. В этом - трагическая судьба Блока. Запоздалый романтик и слишком ранний предтеча грядущего человека, освобожденного для творческой радости, - он молил небо избавить его от тернистого пути поэта, от его мученического венца. Он обращался к музе: "Я хотел, чтоб мы были врагами, так за что ж подарила мне ты <нрзб> с цветами и твердь со звездами - все проклятье твоей красоты". Для других она "муза и чудо". Для него она "мученье и ад". Революцию он встретил восторженно. Еще незадолго до нее твердил он: "Жизнь прошумела и ушла... все будет так... исхода нет". Теперь он знал: "Жизнь прекрасна... Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию". В ее громовых раскатах он слышал ту "великую музыку будущего, звуками которой наполнен воздух" и призывал "не выискивать отдельных визгливых и фальшивых нот в величавом реве и звоне мирового оркестра". Он написал поэму "Двенадцать", переведенную на все языки, волнующую и загадочную поэму, быть может, наиболее глубокое из поэтических отражений Революции. За ее окровавленным ликом, за ее цинично обнаженным телом, он, мистик и верующий, узрел Христа, как некогда другой поэт увидал его благословляющую руку в безобразной нищете России. Последние месяцы его жизни были сплошной мукой. Жизнь стала жестокой, а для мечтателей беспощадной. Всем наносило удары наше "испепеляющее" время. Для того, кто не умеет приспособляться, бороться, эти удары должны были стать смертельными. Он умер в ужасных страданиях. Да и мог ли остаться на земле поэт, случайно забредший к нам и взволновавший нас, как тот бродячий жонглер, что смутил душу графини Изоры своей призывной песней. Он увял, как "голубой цветок" Новалиса, перенесенный с знойного юга в снежные вихри севера. Очищающий огонь Революции зажег его сердце пламенным восторгом, но буря оказалась слишком сильной для хрупкого сердца поэта. Он умер, едва достигнув сорокалетнего возраста. Быть может, никогда еще механически катящееся колесо истории не настигало жертву, столь драгоценную. И если что может смягчить боль о великой утрате, - только мысль о грядущем мире, который уже строится на крови и страданиях современности, - о мире, в котором творческий гений получит полный простор для своего полета и избавится от цепей, сковывавших его в эпоху неразрешенных общественных противоречий. Источник текста:

Рыцарство было порождением Средневеквья. Носить оружие и сопровождать сеньоров на войну считалось высокой честью, которая оказывалась избранным. Обычно рыцарями становились знатные молодые люди, отличавшиеся храбростью. Девизом рыцарей были слова: «Будь мужествен!» Таким был Роланд, храбрость и верность которого своему повелителю Шарлеманю описана в древней «Песне о Роланде». Существовала особая церемония посвящения в рыцари. После молитвы юноша получал оружие из рук своего господина, ударявшего его мечом плашмя по плечу и принимавшего клятву. Юноша-рыцарь клялся сражаться честно, защищать вдов и сирот, церковь и духовенство, оставаться верным своему господину. Кроме того, рыцарь должен был поклоняться и хранить верность даме, за чью честь он сражался. Рыцарь становился ее защитником. В эпоху Крестовых походов рыцарство переросло в наследственную аристократию. Возвращаясь из крестовых походов, рыцари привозили из арабского Востока пудру, белила и румяна, а также знания о способах наведении красоты, и женщины вновь начали усердно заботиться о своих лицах. Пройдя через опалу Средневековья, косметика получила вторую жизнь в эпоху Возрождения.

Первый крестовый поход.


Первый крестовый поход был организован в 1095 году по инициативе римского папы Урбана II с целью освобождения священного города Иерусалима и Святой земли от мусульман.Первоначально обращение римского папы было адресовано только французскому рыцарству, но впоследствии поход превратился в полномасштабную военную кампанию, а его идея охватила все христианские государства Западной Европы и даже нашла горячий отклик в Польше и княжествах Киевской

Руси. Феодалы и простой народ всех национальностей по земле и морю выдвигались на Восток, по пути освободив от власти турок-сельджуков западную часть Малой Азии и устранив мусульманскую угрозу Византии и в июле 1099 года завоевали Иерусалим. Во время 1-го крестового похода было основано Иерусалимское королевство и другие христианские государства, которые объединяются под названием Латинского Востока.


Культ Прекрасной Дамы.

Средневековье - время чудес. Именно к области чудесного можно отнести волшебное преображение женского образа из малозаметной детали семейного обихода в загадочную и обожаемую Даму Сердца. Культ Прекрасной Дамы зародился в южной Франции, в графстве Прованс из особого поклонения Деве Марии. В ее честь возносились горячие молитвы, слагались стихи. Она именовалась «кроткой Дамой небес», «небесной королевой», ее изображения на иконах стали облекаться в драгоценные одежды, увенчиваться короной. Такое поклонение Богородице возвеличивало в свою очередь и земную женщину. Земная любовь к ней получала все более возвышенный, более духовный характер и окрашивалась особыми поэтическими тонами. Окружая почитанием какую-либо «даму сердца», рыцарь, в сущности, служил не ей, а какому-то отвлеченному идеалу красоты и непорочности, который он создавал в своей душе. По установившимся взглядам того времени, рыцарь и не должен был стремиться к разделенной любви, дама сердца должна быть для него недосягаемой, недоступной. Такая любовь, как считалось, становилась источником всяческой добродетели и входила в состав рыцарских заповедей. «Редкие достигают высшей добродетели, храбрости и доброй славы, - гласило одно из поучений, - если они не были влюблены».

Эстетический идеал красоты. «Бель дам сан мерси».

После возникновения Франкского государства, появился пышный королевский двор.В высоких залах звучали тысячестрофные романы в стихах придворных певцов – трубадуров. Они воспевали не только подвиги древних героев, но и красоту нежных чувств. Пели о женщинах; пели и сами женщины. Иногда столь активно, что в наставлениях хорошего тона того времени женщинам советовалось не заставлять себя долго упрашивать, но и не утомлять своим пением, т.е. соблюдать разумные пределы. Огромная популярность любовной лирики породила один из самобытных феноменов средневековья – рыцарское служение даме.


Каждая благородная дама могла иметь одного или нескольких поклонников-рыцарей, которых законный супруг обязан был признавать без ревности.
Одним из положительных результатов рыцарского служения даме было культурное развитие мужчин, в чем заслуги женщин несомненны. Первая жена императора Священной Римской империи Оттона I научила супруга читать, вторая – латинскому языку и хорошим манерам. На смену игре в кости и попойкам пришло музицирование и исполнение саг. О внешности женщины эпохи трубадуров можно составить представление по любовной лирике той поры.Средневековая аллегорическая поэма «Роман о розе» давала вполне чёткие установки относительно того, как должна выглядеть девица благородного происхождения. Идеализированная дама сердца была хрупкой и нежной, как лепесток розы, походка у нее была легкой и воздушной, ножки маленькие, пальцы длинные и тонкие, шея лебединая, золотые локоны падали до бедер. Лицо хранило детски невинное выражение, взор скромно потуплен. Руки она держала скрещенными на груди (размахивать руками считалось признаком дурного тона). Кожа у нее была белоснежная, щеки румяные – совсем как в сказке о Белоснежке. В действительности же достичь такого идеального облика было трудно. Особенно трудно было добиться белоснежной кожи лица на юге Европы – разве что с помощью грима. Грим использовали в таком количестве, что священнослужители даже жаловались богу на то, что женщины изводят все краски и их не хватает на иконопись. В Англии дамы, чтобы добиться интересной бледности, пили смесь уксуса и золы. Можно лишь догадываться о том, что влекло за собой питье этого зелья. Румянец на щеках возникал от обильного питья вина, но от этого, к сожалению, краснел и нос. Чтобы не загорали руки, женщины и летом носили перчатки. Невинный облик помогали создать также тонкие выщипанные брови и прямые зачесанные назад волосы. Девушки носили волосы распущенными, женщины заплетали их в косы. Позже по требованию церкви женщины стали прятать их под головной убор, который символизировал подчиненность жены мужу, ибо только законный супруг имел право видеть ее с непокрытой головой. Дамы носили вуаль, но она была так тонка, что великолепные прически под нею казались еще более притягательными. Если волосы не отличались особой густотой, женщина надевала парик. Из вуали позднее сформировались интересные головные уборы – в форме тюрбана, короны или венка, завязываемого под подбородком тесемками.Ради такой женщины ломали копья на рыцарских турнирах, сочиняли сонеты и совершали прочие безумства. Вместе с тем критерии касательно красоты и поведения женщин были слишком строги и определялись традиционными для средневекового рыцарства культом «бель дам сан мерси», то есть «дамы, не знающей снисхождения».



С расцветом рыцарства связан и расцвет культа Прекрасной Дамы, одно из самых знаменитых и возвышенных проявлений рыцарства. Дело в том, что и женщина стала совсем другой, разительно изменилась сама ее роль в обществе.

В раннюю эпоху рыцарства, до крестовых походов, даже в самых знатных родах она занимала починенное, достаточно униженное положение. Барону-феодалу было, как правило, все равно, на ком жениться, лишь бы за невестой дали много земель. Сеньоры нередко выдавали своих дочерей замуж насильно - за тех, кто был им особенно полезен.

Короли тоже охотно раздавали свободные лены вместе с их богатыми наследницами тем баронам, что им верно служили. Церковь мало вмешивалась в семейные отношения, потому что на женщину смотрела, как на орудие дьявола, соблазнительницу рода человеческого, смирялась с браком, как с неизбежным злом, и ставила безбрачие много выше брака.

Жены баронов коротали свое время в особых женских покоях за рукоделием да чтение и появлялись перед посторонними мужчинами лишь в редких торжественных случаях.

Законы того времени гласили, что женщина не могла ни выступать в суде, защищая свои интересы, ни заключать никаких сделок без ведома и согласия своего супруга. Муж же считался ее полновластным повелителем, и в законах были даже определены случаи, когда барон имел полное право бить жену за какие-нибудь провинности.

Однако два века спустя положение женщины переменилось в корне. Из прежних, скромных и незаметных хозяек и рукодельниц женщины стали царицами общества, госпожами, руководительницами и законодательницами новой придворной жизни.

От женщины, Прекрасной Дамы, теперь требовались вкус к изящному, обходительность в обращении, умение занять гостей, интерес к поэзии, чуткость, отзывчивость. Женщина оказалась восприимчивее к новой культуре, чем мужчина, и сама стала причиной ее дальнейшего развития, увлекая за собой все светское общество.

Зародился культ Прекрасной Дамы в южной Франции, в графстве Прованс, и оттуда быстро распространился по всей Западной Европе.

В одном из старинных источников можно найти такие слова: «Рыцари имеют многообразные достоинства: одни - хорошие воины, другие отличаются гостеприимством и щедростью; одни служат дамам, другие блистают костюмом и вооружением; одни смелы в рыцарских предприятиях, другие приятны при дворе».

Что касается провансальских рыцарей, то они особенно блистали щедростью, гостеприимством, костюмами, да самозабвенно служили дамам и при дворе чувствовали себя лучше, чем на поле битвы.

Прованс был богат, просвещен, здесь процветали торговля и ремесла, развивалась литература. И положение дамы в Провансе тоже было несравненно более высоким, чем в каких-либо других графствах, герцогствах и королевствах. Она могла сама распоряжаться своим имуществом, была абсолютно равна во всех правах с мужчиной.

Культ Прекрасной Дамы зарождался с особого поклонения Деве Марии. В ее честь возносились горячие молитвы, слагались стихи. Она именовалась «кроткой Дамой небес», «небесной королевой», ее изображения на иконах стали облекаться в драгоценные одежды, увенчиваться короной.

Такое поклонение Богородице возвеличивало в свою очередь и земную женщину. Земная любовь к ней получала все более возвышенный, более духовный характер и окрашивалась особыми поэтическими тонами. Окружая почитанием какую-либо «даму сердца», рыцарь, в сущности, служил не ей, а какому-то отвлеченному идеалу красоты и непорочности, который он создавал в своей душе.

По установившимся взглядам того времени, рыцарь и не должен был стремиться к разделенной любви, дама сердца должна быть для него недосягаемой, недоступной. Такая любовь, как считалось, становилась источником всяческой добродетели и входила в состав рыцарских заповедей. «Редкие достигают высшей добродетели, храбрости и доброй славы, - гласило одно из поучений, - если они не были влюблены».

Идеальный рыцарь теперь - честен, умен, скромен, щедр, набожен, смел, вежлив и непременно влюблен.

Служение Прекрасной Даме сделалось всеобщим обычаем, никто из рыцарского сословия не мог от него уклониться. Каждый после посвящения в рыцари должен был избрать себе даму, знатную или незнатную, замужнюю или нет, и добиться у нее дозволения служить ей.

Само же служение заключалось в постоянном ношении цветов ее герба, сражениях в ее честь на войне или на турнире, прославлении ее имени и готовности исполнить малейшую ее прихоть.

При этом выборе, однако, рыцарь далеко не всегда руководствовался истинной любовью и привязанностью. Часто он лишь следовал принятому обычаю или тешил свое самолюбие, стараясь добиться расположения какой-либо знатной дамы или знаменитой красавицы.

От верного служения Прекрасной Даме рыцаря не избавляли даже семейные узы. При этом, любопытно, собственная супруга почти никогда не выбиралась повелительницей и предметом обожания.

Но добиться расположения выбранной дамы было, как правило, нелегко. Нужно было совершить ряд подвигов во славу избранницы, одержать громкие победы на турнирах, и только тогда, когда подвигов по ее мнению набиралось достаточно, приходило время особого обряда: дама принимала воздыхателя в свои рыцари.

Почти в точности повторял вассальную присягу сеньору. И основным условием тоже была верность избраннице. Но дама не брала на себя никаких обязательств, — обещались только благоволение и милость. Эта духовная связь рыцаря со своей Прекрасной Дамой должна была оставаться тайной для всех, однако ее, как правило, совсем не скрывали. Нередко рыцарь служил знатной даме с прямого согласия ее мужа.

Правила поклонения и служения становились все более утонченными. Провансальские поэты обозначили здесь даже целый ряд ступеней. На первой стоит робкий рыцарь, который уже носит в сердце тайную любовь, однако не смеет еще открыться своей избраннице. Когда он решается на признание, то поднимается на вторую ступень и называется «молящим». Если же дама наконец допускает его к служению себе, рыцарь становится «услышанным», ну и так далее…

Однако красавицы, избалованные всеобщим почитанием, привыкли играть чувствами и нередко оказывались очень капризными. От служащих им рыцарей они требовали самых невероятных порой подвигов в свою честь. Приказ немедленно отправиться на Восток - на подмогу продолжающим сражаться с неверными крестоносцам, - был еще не самым трудным заданием. Недаром провансальский поэт XII века высмеивал капризы Прекрасных Дам такими строками:

«То я должен достать красавице из огня саламандру, то выстроить на море дом из слоновой кости, то перенести сюда из Галилеи гору, на которой сидел Адам… Одна надежда осталась у меня: если гора растает, как снег, тогда ответит она мне любовью…»

Источник — Владимир Малов «Рыцари» и ряд других источников
Выложил — Мэлфис К.

(Из цикла "Стихи Прекрасной Дамы")

Как жаль, что лишь небесный идеал
Я для тебя невольно воплощаю,
Деревья только расцветают в мае,
И час для урожая не настал.

Когда пора цветения пройдет,
То нужно время, чтоб плодов дождаться,
А ты со мной торопишься расстаться,
Для подвигов торопишься в поход.

Как трудно чьим-то идеалом быть!
Как трудно мне тебя не подводить,
Всегда быть доброй, сдержанной и нежной,
И ждать тебя послушно и прилежно,

И лишь одной поэзией питаться,
Чтобы не мог ты разочароваться.

Рецензии

Танюш, сразу бросается в глаза искренность и душевная чистота Автора. А так - же хорошо скрытая грусть обычной семейной малоустроенности или разочарования в чём-то и попытке сохранить хрупкое. Не скромно с моей стороны, но я очень прилежный читатель и просто отписаться не могу. Рад был заглянуть в открытую душу и сделать для себя открытие
нового таланта. Спасибо и всего доброго. :-)))))))))))

РОМАН В РОМАНСАХ
Часть 1. Королева и Колдунья

............."Пусть другие Вам руки целуют.."
.............................Г. Панченко

Действующие лица:
.............……...Королева Альбиона
..............……..Колдунья
.........…….......Паж

1.1. РОМАНС КОРОЛЕВЫ
(Дворец. Королева - одна.)

Пускай другие Вам теперь целуют руки! -
Сказали Вы в сердцах, о, мой прекрасный друг.
В какие страшные, немыслимые муки
Навеки душу Вы мою повергли вдруг!

Пускай другой стоит пред Вами на коленях,
Пускай другие дарят Вам теперь цветы. -
Но никогда я не терзала Вас изменой
И не губила Вашей золотой мечты.

И вот, окружена притворными друзьями,
Влачить в печали дни и ночи я должна.
Зачем же пропасть пролегла, мой друг, меж нами?
Зачем страдаю я без Вас, в тиши, одна?

Зачем мне трон, зачем нужна моя корона? -
Ведь я не вижу больше образ чудный Ваш! -
Так тосковала Королева Альбиона,
Когда её любовь не принял юный Паж.

1.2. РОМАНС КОЛДУНЬИ
(Придорожный трактир. Колдунья и Паж)

О, не гони меня, жестокий мой мучитель!
Позволь остаться здесь всего на полчаса.
Потом вернусь в свою смиренную обитель,
Где не слышны почти людские голоса.

О, пожалей меня, коварный обольститель!
Дай мне иллюзию душевного тепла! -
Я унесу её в смиренную обитель, -
И жизнь покажется не слишком тяжела.

О, приласкай меня, жестокий мой мучитель!
Зачем нужны тебе страдания мои?
О, дай мне счастья, мой коварный победитель!
О, дай восторг, забвенье пламенной любви!


........................................

(В сторону):
- Теперь ты встанешь предо мною на колени -
Смиренный раб, мой бедный, слабенький глупыш!
Я для тебя навеки буду Королевой,
Хотя Колдунья я неопытная лишь...

И т.д.

Этот «Роман в романсах» написан о разных людях. Действующие лица – Королева Альбиона, Колдунья, Паж, Нищий. Принц. У каждого из них – своя судьба, свой характер.

Вообще, при анализе произведений даже самодеятельных авторов не всегда следует отождествлять лирического героя с личностью автора. Иначе можно прийти к парадоксальным выводам. Например, у меня есть такие стихи:

******************************
(Из цикла "Волшебные сны"
)

На Земле мы хозяева были
И царили в морях и лесах,

Мы парили тогда в небесах.

Динозаврами нас называют,
Находя кости предков в песке,
И в музеях потом выставляют, -
И мы слышим об этом в тоске.

Но мы не Динозавры - Драконы,
Нам неведом пред бурями страх,
Мы смеемся над грозным циклоном,
А живем в Гималайских горах.

Мы, Драконы, - семья небольшая,
Слишком рыцари нас истребили,
И теперь мы ночами летаем
На могучих и огненных крыльях.

В темноте наши крылья сияют,
Чтоб рассеялось мрачное зло,
Только нас почему-то считают
Не Драконами, а НЛО.

Иногда на Луну улетаем
И оттуда на Землю глядим,
И печально тогда вспоминаем,
Как жилось нам привольно одним:

На Земле мы хозяева были
И царили в морях и лесах,
На могучих и огненных крыльях
Мы парили тогда в небесах.

******************************

Исходя из них, Вы могли бы сказать, что я – Дракон? И личность автора Вам не показалась бы такой искренней и чистой…

Надеюсь, я не разочаровала Вас?

С уважением,
Татьяна

mob_info