Философия как методологическая основа естествознания. Естествознание - философия и наука

Введение

В наши дни ни один человек не может считаться образованным, если он не проявляет интереса к естественным наукам. Обычное возражение, согласно которому интерес к изучению электричества или стратиграфии мало что дает для познания человеческих дел, только выдает полное непонимание человеческих дел.

Дело в том, что наука -- это не только собрание фактов об электричестве и т. п.; это одно из наиболее важных духовных движений наших дней. "Тот, кто не пытается понять это движение, выталкивает себя из этого наиболее знаменательного явления в истории человеческой деятельности... И не может быть истории идей, которая исключала бы историю научных идей".

Естествознание - наука о явлениях и законах природы. Современное естествознание включает многие естественнонаучные отрасли: физику, химию, биологию, а также многочисленные смежные отрасли, такие как физическая химия, биофизика, биохимия и многие другие. Естествознание затрагивает широкий спектр вопросов о многочисленных и многосторонних проявлениях свойств объектов природы, которую можно рассматривать как единое целое.

Что такое естествознание

Естествознание - это раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорией или эмпирических обобщений, описывающих природные явления.

Предмет естествознания -- факты и явления, которые воспринимаются нашими органами чувств. Задача ученого -- обобщить эти факты и создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы. Следует различать факты опыта, эмпирические обобщения и теории, которые формулируют законы науки. Явления, например тяготение, непосредственно даны в опыте; законы науки, например закон всемирного тяготения -- варианты объяснения явлений. Факты науки, будучи установленными, сохраняют свое постоянное значение; законы могут быть изменены в ходе развития науки, как, скажем, закон всемирного тяготения был скорректирован после создания теории относительности.

Значение чувств и разума в процессе нахождения истины -- сложный философский вопрос. В науке признается истиной то положение, которое подтверждается воспроизводимым опытом.

Естествознание как наука изучает все процессы и явления, происходившие и происходящие в реальном объективном мире, географической оболочке, космическом пространстве. Это раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке (проверке на практике) гипотез и создание теорий, описывающих природные явления и процессы.

Многие достижения современного естествознания, составляющие базу для наукоемких технологий, связаны с всесторонним изучением объектов и явлений природы. С привлечением современных технических средств эксперимента именно такое изучение позволило не только создать сверхпрочные, сверхпроводящие и многие другие материалы с необычными свойствами, но и по-новому взглянуть на биологические процессы, происходящие внутри клетки и даже внутри молекулы. Большинство отраслей современного естествознания, так или иначе, связано с молекулярным исследованием тех или иных объектов, которое объединяет многих естествоиспытателей, занимающихся узкоспециализированными проблемами. Результаты подобного рода исследований - разработка и производство новой высококачественной продукции, и прежде всего товаров повседневного спроса. Для того чтобы знать, какой ценой дается такая продукция - важнейшая составляющая экономики, каковы перспективы развития современных наукоемких технологий, тесно связанных с экономическими, социальными, политическими и другими проблемами, нужны фундаментальные естественнонаучные знания, в том числе и общее концептуальное представление о молекулярных процессах, на которых основаны важнейшие достижения современного естествознания.

Современные средства естествознания - науки о фундаментальных законах, природных явлениях и разнообразных свойствах объектов природы - позволяют изучать многие сложнейшие процессы на уровне ядер, атомов, молекул, клеток. Плоды постижения истинных знаний о природе именно на таком глубинном уровне известны каждому образованному человеку. Синтетические и композиционные материалы, искусственные ферменты, искусственные кристаллы - все это не только реальные объекты разработок ученых-естествоиспытателей, но и продукты потребления различных отраслей промышленности, производящих в широком ассортименте товары повседневного спроса. В этой связи изучение естественнонаучных проблем на молекулярном уровне в рамках основополагающих идей - концепций - вне всякого сомнения, актуально, полезно и необходимо для будущих специалистов высокой квалификации естественнонаучного и технического профиля, а также для тех, чья профессиональная деятельность не имеет прямого отношения к естествознанию, т. е. для будущих экономистов, специалистов управления, товароведов, юристов, социологов, психологов, журналистов, менеджеров и др.

Естествознание изучает факты и явления из области философии, астрофизики, геологии, психологии, генетики, эволюции и подразделяется на комплекс наук, каждая из которых имеет объект своего исследования.

Естествознание подразделяется на:

1. фундаментальные науки;

2. прикладные науки;

3. естественные науки;

4. технические науки;

5. социальные науки;

6. гуманитарные науки.

1. Фундаментальные науки

К фундаментальным наукам относятся химия, физика, астрономия. Эти науки изучают базисную структуру мира.

Физика - наука о природе. Делится на механическую, квантовую, оптическую физику, физику проводников, электричество.

Химия изучает строение вещей и их структуру. Делится на 2 больших раздела: органическая и неорганическая. Выделяется также физическая химия, физколлоидная химия, биохимия.

Астрономия изучает строение и структуру космического пространства и подразделяется на астрофизику. Астрологию, космологию, астронавтику и космонавтику.

2. Прикладные науки

Прикладные науки изучают фундаментальные науки с практическим применением, внедрением в жизнь теоретических открытий. К прикладным наукам относятся металловедение, физика полупроводников.

3. Естественные науки

Естественные науки изучают процессы и явления девственной природы. Делятся на геологию, географию, биологию.

Геология, в свою очередь, делится на динамическую геологию, историю, палеографию.

География состоит из 2 больших разделов: физическая и экономическая география.

Физическая география делится на общее земледелие, климатологию, геоморфологию, почвоведение, гидрологию, картографию, топографию, ландшафтоведение, географическое районирование, мониторинг.

К экономической географии относят страноведение, географию населения, географию мирового хозяйства, географию транспорта, географию сферы услуг, мировую экономику, статистику, международные экономические отношения.

Биология - это наука о живых организмах. Делится на ботанику, зоологию, физиологию человека и животных, анатомию, гистологию (наука о тканях), цитологию (наука о клетке), экологию (наука о взаимоотношениях человека и окружающей среды) этологию (о поведении), эволюционное учение.

4. Технические науки

К техническим наукам относятся науки, изучающие созданные человеком приборы и предметы. К ним относятся информатика, кибернетика, синергетика.

5. Социальные науки

Это науки, изучающие правила и структуру общества, и объекты, живущие по его законам. К ним относятся социология, антропология, археология, социометрия, обществоведение. Наука "Человек и общество".

6. Гуманитарные науки

К гуманитарным относятся науки, изучающие сущность, строение и духовное состояние человека. К ним относятся философия, история, этика, эстетика, культурология.

Существуют науки, находящиеся на стыке целых блоков и разделов науки. Так, например, на стыке естественных и общественных наук находится экономическая география, на стыке естественных и технических - бионика. Междисциплинарной наукой, включающей в себя общественные, естественные и технические науки является социальная экология.

Как и другим сферам человеческой деятельности, естествознанию присущи специфические черты.

Универсальность -- сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.

Фрагментарность -- изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры; сама же делится на отдельные дисциплины. Вообще, понятие бытия как философское не применимо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес

Общезначимость - в том смысле, что получаемые ею знания пригодны для всех людей, и ее язык - однозначный, поскольку наука стремится как можно более четко фиксировать свои термины, что способствует объединению людей, живущих в самых разных уголках планеты.

Обезличенность - в том смысле, что ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

Систематичность - в том смысле, что она имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

Незавершенность - в том смысле, что хотя научное знание безгранично растет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.

Преемственность - в том смысле, что новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносится со старыми знаниями.

Критичность - в том смысле, что всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты.

Достоверность - в том смысле, что ее выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам.

Внеморальность - в том смысле, что научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.

Рациональность - в том смысле, что получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.

Чувственность - в том смысле, что ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, и только после этого признаются достоверными.

Методы исследования, используемые в естествознании

В основе методов естествознания лежит единство эмпирических и теоретических сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их разрыв или хотя бы преимущественное развитие одной за счёт другой закрывает путь к правильному познанию природы: теория становится беспредметной, опыт -- слепым.

Методы естествознания могут быть подразделены на группы:

а) общие методы касаются всего естествознания, любого предмета природы, любой науки. Это -- различные формы диалектического метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени. Например, метод восхождения от абстрактного к конкретному и др. Те системы отраслей естествознания, строение которых соответствует действительному историческому процессу их развития (например, биология и химия), фактически следуют этому методу.

б) Особенные методы также применяются в естествознании, но касаются не его предмета в целом, а лишь одной из его сторон (явлений, сущности, количественной стороны, структурных связей) или же определенного приёма исследований: анализ, синтез, индукция, дедукция. Особенными методами служат: наблюдение, эксперимент, сравнение и как его частный случай измерение. Исключительно важны математические приёмы и методы как особые способы исследования и выражения количественных и структурных сторон и отношений предметов и процессов природы, а также методы статистики и теории вероятностей. Роль математических методов в естествознания неуклонно возрастает по мере всё более широкого применения счётно-вычислительных машин. В целом происходит быстрая математизация современного естествознания. С ней связаны методы аналогии, формализации, моделирования, промышленного эксперимента.

в) Частные методы -- это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли естествознания, либо за пределами той отрасли естествознания, где они возникли. Так, методы физики, использованные в других отраслях естествознания, привели к созданию астрофизики, кристаллофизики, геофизики, химической физики и физической химии, биофизики. Распространение химических методов привело к созданию кристаллохимии, геохимии, биохимии и биогеохимии. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета. Например, молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики в их взаимосвязи.

В ходе прогресса естествознания методы могут переходить из более низкой категории в более высокую: частные -- превращаться в особенные, особенные -- в общие.

Важнейшая роль в развитии Е. принадлежит гипотезам, которые и являются "формой развития естествознания, поскольку оно мыслит..."

Место естествознания в обществе

Место естествознания в жизни и развитии общества вытекает из его связей с другими социальными явлениями и институтами, прежде всего с техникой, а через неё с производством, производительными силами вообще и с философией, а через неё с борьбой классов в области идеологии. При всей внутренней целостности, вытекающей из единства, как самой природы, так и теоретического взгляда на неё, естествознание представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, нередко противоречивыми. Естествознание не входит ни в базис, ни в идеологическую надстройку общества, хотя в своей наиболее общей части (где формируется картина мира), оно связано с этой надстройкой. Связь естествознания через технику с производством, а через философию с идеологией довольно полно выражает наиболее существенные социальные связи естествознания. Связь естествознания с техникой складывается в силу того, что "техника... потому и служит целям человека, что ее характер (суть) состоит в определении ее внешними условиями (законами природы)".

В современную эпоху естествознание опережает технику в своём развитии, т. к. его объектами всё чаще становятся совершенно новые, неизвестные ранее вещества и силы природы (например, атомная энергия), а потому, прежде чем может встать вопрос об их техническом применении, требуется "фронтальное" их изучение со стороны естествознания. Тем не менее, техника с её потребностями остаётся движущей силой развития естествознания.

Классификация наук по предмету исследования

По предмету исследования все науки делятся на естественные, гуманитарные и технические.

Естественные науки изучают явления, процессы и объекты материального мира. Этот мир иногда называется внешним миром. К данным наукам относятся физика, химия, геология, биология и другие подобные науки. Естественные науки изучают и человека как материальное, биологическое существо. Одним из авторов представления естественных наук как единой системы знаний был немецкий биолог Эрнст Геккель (1834-1919). В своей книге «Мировые загадки» (1899) он указал на группу проблем (загадок), которые являются предметом изучения, по существу, всех естественных наук как единой системы естественно-научных знаний, естествознания. «Загадки Э. Геккеля» можно сформулировать следующим образом: как возникла Вселенная? какие виды физического взаимодействия действуют в мире и имеют ли они единую физическую природу? из чего в конечном итоге состоит все в мире? чем отличается живое от неживого и каково место человека в бесконечно изменяющейся Вселенной и ряд других вопросов фундаментального характера. На основании вышеизложенной концепции Э. Геккеля о роли естественных наук в познании мира можно дать следующее определение естествознания.

Естествознание - это система естественно-научных знаний, создаваемая естественными науками в процессе изучения фундаментальных законов развития природы и Вселенной в целом.

Естествознание является важнейшим разделом современной науки. Единство, целостность естествознанию придает лежащий в основе всех естественных наук естественно-научный метод.

Гуманитарные науки - это науки, изучающие законы развития общества и человека как социального, духовного существа. К ним относятся история, право, экономика и другие аналогичные науки. В отличие, например, от биологии, где человек рассматривается как биологический вид, в гуманитарных науках речь идет о человеке как творческом, духовном существе. Технические науки - это знания, которые необходимы человеку для создания так называемой «второй природы», мира зданий, сооружений, коммуникаций, искусственных источников энергии и т. д. К техническим наукам относятся космонавтика, электроника, энергетика и ряд других аналогичных наук. В технических науках в большей степени проявляется взаимосвязь естествознания и гуманитарных наук. Создаваемые на основе знаний технических наук системы учитывают знания из области гуманитарных и естественных наук. Во всех науках, о которых говорилось выше, наблюдается специализация и интеграция. Специализация характеризует глубокое изучение отдельных сторон, свойств исследуемого объекта, явления, процесса. Например, эколог может посвятить всю свою жизнь исследованию причин «цветения» водоема . Интеграция характеризует процесс объединения специализированных знаний из различных научных дисциплин. Сегодня наблюдается общий процесс интеграции естествознания, гуманитарных и технических наук в решении ряда актуальных проблем, среди которых особое значение имеют глобальные проблемы развития мирового сообщества. Наряду с интеграцией научных знаний развивается процесс образования научных дисциплин на стыке отдельных наук. Например, в ХХ в. возникли такие науки, как геохимия (геологическая и химическая эволюция Земли), биохимия (химические взаимодействия в живых организмах) и другие. Процессы интеграции и специализации красноречиво подчеркивают единство науки, взаимосвязь ее разделов. Разделение всех наук по предмету изучения на естественные, гуманитарные и технические сталкивается с определенной трудностью: к каким наукам относятся математика, логика, психология, философия, кибернетика, общая теория систем и некоторые другие? Вопрос этот не является тривиальным. Особенно это касается математики. Математика, как отмечал один из основателей квантовой механики английский физик П. Дирак (1902-1984), - это орудие, специально приспособленное для того, чтобы иметь дело с отвлеченными понятиями любого вида, и в этой области нет предела ее могуществу. Знаменитому немецкому философу И. Канту (1724-1804) принадлежит такое утверждение: в науке столько науки, сколько в ней математики. Особенность современной науки проявляется в широком применении в ней логических и математических методов . В настоящее время ведутся дискуссии о так называемых междисциплинарных и общеметодологических науках. Первые могут представлять свои знания о законах исследуемых объектов во многих других науках, но как дополнительную информацию. Вторые разрабатывают общие методы научного познавания, их называют общеметодологическими науками. Вопрос о междисциплинарных и общеметодологических науках является дискуссионным, открытым, философским.

Теоретические и эмпирические науки

По методам, используемым в науках, принято делить науки на теоретические и эмпирические.

Слово «теория» заимствовано из древнегреческого языка и означает «мыслимое рассмотрение вещей». Теоретические науки создают разнообразные модели реально существующих явлений, процессов и объектов исследований. В них широко используются абстрактные понятия, математические вычисления и идеальные объекты. Это позволяет выявить существенные связи, законы и закономерности исследуемых явлений, процессов и объектов. Например, для того чтобы понять закономерности теплового излучения, классическая термодинамика использовала понятие абсолютно черного тела, которое полностью поглощает падающее на него световое излучение. В развитии теоретических наук большую роль играет принцип выдвижения постулатов.

Например, А. Эйнштейн принял в теории относительности постулат о независимости скорости света от движения источника его излучения. Этот постулат не объясняет, почему скорость света является постоянной, а представляет собой исходное положение (постулат) данной теории. Эмпирические науки. Слово «эмпирический» произведено от имени-фамилии древнеримского медика, философа Секста Эмпирика (III в. н. э.). Он утверждал, что только данные опыта должны лежать в основе развития научных знаний. Отсюда эмпирический означает опытный. В настоящее время это понятие включает в себя как понятие эксперимента, так и традиционные методы наблюдения: описание и систематизация фактов, полученных без использования методов проведения эксперимента. Слово «эксперимент» заимствовано из латинского языка и означает в буквальном переводе проба и опыт. Строго говоря, эксперимент «задает вопросы» природе, т. е. создаются специальные условия, которые позволяют выявить действие объекта в этих условиях. Между теоретическими и эмпирическими науками существует тесная взаимосвязь: теоретические науки используют данные эмпирических наук, эмпирические науки проверяют следствия, вытекающие из теоретических наук. Нет ничего более эффективного, чем хорошая теория в научных исследованиях, и развитие теории невозможно без оригинального, творчески продуманного эксперимента. В настоящее время термин «эмпирические и теоретические» науки заменен более адекватными терминами «теоретические исследования» и «экспериментальные исследования». Введением этих терминов подчеркивается тесная связь между теорией и практикой в современной науке.

Фундаментальные и прикладные науки

С учетом результата вклада отдельных наук в развитие научного познания все науки подразделяются на фундаментальные и прикладные науки. Первые сильно влияют на наш образ мыслей, вторые - на наш образ жизни.

Фундаментальные науки исследуют самые глубокие элементы, структуры, законы мироздания. В XIX в. было принято называть подобные науки «чисто научными исследованиями», подчеркивая их направленность исключительно на познание мира, изменение нашего образа мыслей. Речь шла о таких науках, как физика, химия и другие естественные науки. Некоторые ученые XIX в. утверждали, что «физика - это соль, а все остальное - ноль». Сегодня такое убеждение является заблуждением: нельзя утверждать, что естественные науки являются фундаментальными, а гуманитарные и технические - опосредованными, зависящими от уровня развития первых. Поэтому термин «фундаментальные науки» целесообразно заменить термином «фундаментальные научные исследования», которые развиваются во всех науках.

Прикладные науки, или прикладные научные исследования, ставят своей целью использование знаний из области фундаментальных исследований для решения конкретных задач практической жизни людей, т. е. они влияют на наш образ жизни. Например, прикладная математика разрабатывает математические методы для решения задач в проектировании, конструировании конкретных технических объектов. Следует подчеркнуть, что в современной классификации наук учитывается также целевая функция той или иной науки. С учетом этого основания говорят о поисковых научных исследованиях для решения определенной проблемы и задачи. Поисковые научные исследования осуществляют связь между фундаментальными и прикладными исследованиями при решении определенной задачи и проблемы. Понятие фундаментальности включает следующие признаки: глубина исследования, масштаб применения результатов исследования в других науках и функции этих результатов в развитии научного познания в целом.

Одной из первых классификаций естественных наук является классификация, разработанная французским ученым (1775-1836). Немецкий химик Ф. Кекуле (1829-1896) также разработал классификацию естественных наук, которая обсуждалась в XIX в. В его классификации основной, базовой наукой выступала механика, т. е. наука о самом простейшем из видов движения - механическом.

ВЫВОДЫ

1. Э. Геккель рассматривал все естественные науки как фундаментальную основу научного знания, подчеркивая, что без естествознания развитие всех других наук будет ограниченным и несостоятельным. В этом подходе подчеркивается важная роль естествознания. Однако на развитие естествознания оказывают существенное влияние гуманитарные и технические науки.

2. Наука - это целостная система естественно-научных, гуманитарных, технических, междисциплинарных и общеметодологических знаний.

3. Уровень фундаментальности науки определяется глубиной и масштабностью ее знаний, которые необходимы для развития всей системы научных знаний в целом.

4. В правоведении теория государства и права относится к фундаментальным наукам, ее понятия и принципы являются основными для правоведения в целом.

5. Естественно-научный метод является основой единства всех научных знаний.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И СЕМИНАРОВ

1. Предмет исследования естественных наук.

2. Что изучают гуманитарные науки?

3. Что исследуют технические науки?

4. Фундаментальные и прикладные науки.

5. Связь теоретических и эмпирических наук в развитии научного познания.

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Основные понятия: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука, естественно-научная картина мира, развитие науки до эпохи Нового времени, развитие науки в России

Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука

Исследователи, изучающие науку в целом, выделяют три формы исторического развития науки: классическую, неклассическую и постнеклассическую науку.

Классической наукой называют науку до начала ХХ в., имея в виду научные идеалы, задачи науки и понимание научного метода, характерные для науки до начала прошлого века. Это прежде всего вера многих ученых того времени в рациональное устройство окружающего мира и в возможность точного причинно-следственного описания событий в материальном мире. Классическая наука исследовала две господствующие в природе физические силы: силу тяготения и электромагнитную силу. Механическая, физическая и электромагнитная картины мира, а также концепция энергии, основанная на классической термодинамике, являются типичными обобщениями классической науки. Неклассическая наука - это наука первой половины прошлого века. Теория относительности и квантовая механика являются базовыми теориями неклассической науки. В этот период разрабатывается вероятностная трактовка физических законов: абсолютно точно нельзя предсказать траекторию движения частиц в квантовых системах микромира. Постнеклассическая наука (фр. post - после) - наука конца ХХ в. и начала XXI в. В этот период уделяется большое внимание исследованию сложных, развивающихся систем живой и неживой природы на основе нелинейных моделей. Классическая наука имела дело с объектами, поведение которых можно предсказать в любое желаемое время. В неклассической науке появляются новые объекты (объекты микромира), прогноз поведения которых дается на основе вероятностных методов. Классическая наука также использовала статистические, вероятностные методы, однако она объясняла невозможность предсказания, например, движения частицы в броуновском движении большим количеством взаимодействующих частиц, поведение каждой из которых подчиняется законам классической механики.

В неклассической науке вероятностный характер прогноза объясняется вероятностной природой самих объектов исследования (корпускулярно-волновой природой объектов микромира).

Постнеклассическая наука имеет дело с объектами, прогноз поведения которых с некоторого момента становится невозможным, т. е. в этот момент происходит действие случайного фактора. Такие объекты обнаружены физикой, химией, астрономией и биологией.

Нобелевский лауреат по химии И. Пригожин (1917-2003) справедливо отмечал, что западная наука развивалась не только как интеллектуальная игра или ответ на запросы практики, но и как страстный поиск истины. Этот трудный поиск находил свое выражение в попытках ученых разных веков создать естественнонаучную картину мира.

Понятие естественно-научной картины мира

В основе современной научной картины мира лежит положение о реальности предмета изучения науки. «Для ученого, - писал (1863-1945), - очевидно, поскольку он работает и мыслит как ученый, никакого сомнения в реальности предмета научного исследования нет и быть не может». Научная картина мира - это своеобразный фотопортрет того, что есть на самом деле в объективном мире. Иначе говоря, научная картина мира - это образ мира, который создается на основе естественно-научных знаний о его строении и законах. Важнейшим принципом создания естественно-научной картины мира является принцип объяснения законов природы из исследования самой природы, не прибегая к ненаблюдаемым причинам и фактам.

Ниже дается краткое изложение научных идей и учений, развитие которых привело к созданию естественно-научного метода и современного естествознания.

Античная наука

Строго говоря, развитие научного метода связано не только с культурой и цивилизацией Древней Греции. В древних цивилизациях Вавилона, Египта, Китая и Индии происходило развитие математики, астрономии, медицины и философии. В 301 г. до н. э. войска Александра Македонского вошли в Вавилон, в его завоевательных походах всегда участвовали представители греческой учености (ученые, медики и т. д.). К этому времени вавилонские жрецы располагали достаточно развитыми знаниями в области астрономии, математики и медицины. Из этих знаний греки заимствовали деление суток на 24 часа (по 2 часа на каждое созвездие зодиака), деление окружности на 360 градусов, описание созвездий и ряд других знаний. Кратко представим достижения античной науки с точки зрения развития естествознания.

Астрономия. В III в. до н. э. Эратосфен из Киренаи вычислил размеры Земли, и достаточно точно. Он же создал первую карту известной части Земли в градусной сетке. В III в. до н. э. Аристарх из Самоса высказал гипотезу о вращении Земли и других известных ему планет вокруг Солнца. Он обосновывал эту гипотезу наблюдениями и вычислениями. Архимед, автор необыкновенно глубоких работ по математике, инженер, построил во II в. до н. э. планетарий , приводившийся в движение водой. В I в. до н. э. астроном Посидоний вычислил расстояние от Земли до Солнца, полученное им расстояние составляет примерно 5/8 действительного. Астроном Гиппарх (190-125 гг. до н. э.) создал математическую систему кругов для объяснения видимого движения планет. Он же создал первый каталог звезд, включил в него 870 ярких звезд и описал появление «новой звезды» в системе ранее наблюдаемых звезд и тем самым открыл важный вопрос для обсуждения в астрономии: происходят ли какие-либо изменения в надлунном мире или нет. Лишь в 1572 г. датский астроном Тихо Браге (1546-1601) вновь обратился к этой проблеме.

Система кругов, созданная Гиппархом, была развита К. Птолемеем (100-170 гг. н. э.), автором геоцентрической системы мира. Птолемей добавил к каталогу Гиппарха описание еще 170 звезд. Система мироздания К. Птолемея развивала идеи аристотельской космологии и геометрии Евклида (III в. до н. э.). В ней центром мира являлась Земля, вокруг которой вращались известные тогда планеты и Солнце по сложной системе круговых орбит. Сопоставление месторасположения звезд по каталогам Гиппарха и Птолемея - Тихо Браге позволило астрономам в XVIII в. опровергнуть постулат космологии Аристотеля: «Постоянство неба - закон природы». Имеются свидетельства также о значительных достижениях античной цивилизации в медицине . В частности, Гиппократ (410-370 гг. до н. э.) отличался широтой охвата медицинских вопросов. Наибольших успехов его школа достигла в области хирургии и в лечении открытых ран.

Большую роль в развитии естествознания сыграли учения о строении вещества и космологические идеи античных мыслителей.

Анаксагор (500-428 гг. до н. э.) утверждал, что все тела в мире состоят из бесконечно делимых малых и неисчислимо многих элементов (семян вещей, гомеомерии). Из этих семян путем беспорядочного их движения образовался хаос. Наряду с семенами вещей, как утверждал Анаксагор, существует «мировой ум», как тончайшее и легчайшее вещество, несоединимое с «семенами мира». Мировой разум создает из хаоса порядок в мире: однородные элементы соединяет, а неоднородные отделяет друг от друга. Солнце, как утверждал Анаксагор, это раскаленная металлическая глыба или камень во много раз больше города Пелопоннеса.

Левкипп (V в. до н. э.) и его ученик Демокрит (V в. до н. э.), а также их последователи уже в более поздний период - Эпикур (370-270 гг. до н. э.) и Тит Лукреций Кара (I в. н. э.) - создали учение об атомах. Все в мире состоит из атомов и пустоты. Атомы вечны, они неделимы и неуничтожимы. Атомов бесконечное число, форм атомов также бесконечно, одни из них круглые, другие крючковатые и т. д., до бесконечности. Все тела (твердые, жидкие, газообразные), а также то, что называют душой, состоят из атомов. Многообразие свойств и качеств в мире вещей явлений определяется многообразием атомов, их числом и видом их соединений. Душа человека - это тончайшие атомы. Атомы нельзя создать или уничтожить. Атомы находятся в вечном движении. Причины, вызывающие движение атомов, заложены в самой природе атомов: им свойственны тяжесть, «трясучесть» или, говоря на современном языке, пульсирование, дрожание. Атомы - это единственная и настоящая реальность, действительность. Пустота, в которой происходит вечное движение атомов - это лишь фон, лишенный структуры, бесконечное пространство. Пустота - необходимое и достаточное условие для вечного движения атомов, из взаимодействия которых образуется все как на Земле, так и во всей Вселенной. Все в мире причинно обусловлено в силу необходимости, порядка, изначально существующего в нем. «Вихревое» движение атомов является причиной всего существующего не только на планете Земля, но и во Вселенной в целом. Миров существует бесконечное множество. Поскольку атомы вечны, их никто не создавал, и не существует, следовательно, начала мира. Таким образом, Вселенная - это движение из атомов в атомы. В мире нет целей (например, такой цели, как возникновение человека). В познании мира разумно спрашивать, почему нечто произошло, по какой причине, и совершенно неразумно спрашивать, для какой цели это произошло. Время - это разворачивание событий из атомов в атомы. «Люди, - утверждал Демокрит, - измыслили себе образ случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность».

Платон (IV в. до н. э.) - античный философ, учитель Аристотеля. Среди естественно-научных идей философии Платона особое место занимает концепция математики и роли математики в познании природы, мира, Вселенной. Согласно Платону науки, основанные на наблюдении или чувственном познании, например физика, не могут привести к адекватному, истинному знанию мира. Из математики Платон считал основной арифметику, поскольку идея числа не нуждается в своем обосновании в других идеях. Эта идея о том, что мир написан на языке математики, глубоко связана с учением Платона об идеях или сущностях вещей окружающего мира. В этом учении содержится глубокая мысль о существовании связей и отношений, имеющих всеобщий характер в мире. У Платона получалось, что астрономия ближе к математике, чем физика, поскольку астрономия наблюдает и выражает в количественных математических формулах гармонию мира, созданного демиургом, или богом, наилучшего и самого совершенного, целостного, напоминающего огромный организм. Учение о сущности вещей и концепция математики философии Платона оказали огромное влияние на многих мыслителей последующих поколений, например на творчество И. Кеплера (1570-1630): «Создавая нас по своему подобию, - писал он, - Бог хотел, чтобы мы были способны воспринимать и разделить с ним его собственные мысли... Наше знание (чисел и величин) того же рода, что и божие, но, по крайней мере, постольку, поскольку мы можем понять хотя бы что-нибудь в течение этой бренной жизни». И. Кеплер пытался объединить земную механику с небесной, предполагая наличие в мире динамических и математических законов, управляющих этим созданным Богом совершенным миром. В этом смысле И. Кеплер был последователем Платона. Он пытался объединить математику (геометрию) с астрономией (наблюдениями Т. Браге и наблюдениями его современника Г. Галилея). Из математических вычислений и данных наблюдений астрономов у Кеплера сложилась идея о том, что мир - это не организм, как у Платона, а хорошо отлаженный механизм, небесная машина. Он открыл три загадочных закона, согласно которым планеты движутся не по окружностям, а по эллипсам вокруг Солнца. Законы Кеплера:

1. Все планеты обращаются по эллиптическим орбитам, в фокусе которых находится Солнце.

2. Прямая, соединяющая Солнце и какую-либо планету, за равные промежутки времени описывает одинаковую площадь.

3. Кубы средних расстояний планет от Солнца относятся как квадраты их периодов обращения: R 13/R 23 - T 12/T 22,

где R 1, R 2 - расстояние планет до Солнца, Т 1, Т 2 - период обращения планет вокруг Солнца. Законы И. Кеплера были установлены на основе наблюдений и противоречили аристотелевской астрономии, которая была общепризнанной в период Средневековья и имела своих сторонников в XVII в. Свои законы И. Кеплер считал иллюзорными, поскольку он был убежден в том, что Бог определил движение планет по круговым орбитам в виде математической окружности.

Аристотель (IV в. до н. э.) - философ, основатель логики и ряда наук, таких как биология и теория управления. Устройство мира, или космология, Аристотеля выглядит следующим образом: мир, Вселенная, имеет форму шара с конечным радиусом. Поверхностью шара является сфера, поэтому Вселенная состоит из вложенных друг в друга сфер. Центром мира является Земля. Мир делится на подлунный и надлунный. Подлунный мир - это Земля и сфера, на которой прикреплена Луна. Весь мир состоит из пяти элементов: вода, земля, воздух, огонь и эфир (лучезарный). Из эфира состоит все, что находится в надлунном мире: звезды, светила, пространство между сферами и сами надлунные сферы. Эфир не может быть воспринят органами чувств. В познании всего, что находится в подлунном мире, не состоящем из эфира, наши чувства, наблюдения, корректированные умом, нас не обманывают и дают адекватную о подлунном мире информацию.

Аристотель считал, что мир создан с определенной целью. Поэтому у него во Вселенной все имеет свое целевое назначение или место: огонь, воздух стремятся вверх, земля, вода - к центру мира, к Земле. В мире нет пустоты, т. е. все занято эфиром. Кроме пяти элементов, о которых идет речь у Аристотеля, есть еще нечто «неопределенное», которое он называет «первой материей», но в его космологии «первая материя» существенной роли не играет. В его космологии мир надлунный является вечным и неизменяемым. Законы надлунного мира отличаются от законов мира подлунного. Сферы надлунного мира равномерно двигаются по окружностям вокруг Земли, делая полный оборот за одни сутки. На последней сфере находится «перводвигатель». Являясь неподвижным, он придает движение всему миру. В мире подлунном действуют собственные законы. Здесь господствуют изменения, возникновения, распад и т. п. Солнце и звезды состоят из эфира. Он не оказывает никаких воздействий на небесные тела в надлунном мире. Наблюдения, говорящие о том, что в небесном своде что-то мерцает, движется и т. п., по космологии Аристотеля, являются следствием влияния атмосферы Земли на наши органы чувств.

В понимании природы движения Аристотель различал четыре вида движения: а) увеличение (и уменьшение); б) превращение или качественное изменение; в) возникновение и уничтожение; г) движение как перемещение в пространстве. Предметы относительно движения, по Аристотелю, могут быть: а) неподвижны; б) самодвижущиеся; в) движущиеся не спонтанно, а посредством действия других тел. Анализируя виды движения, Аристотель доказывает, что в основе их лежит вид движения, который он назвал движением в пространстве. Движение в пространстве может быть круговым, прямолинейным и смешанным (круговое + прямолинейное). Поскольку в мире Аристотеля нет пустоты, то движение должно иметь непрерывный характер, т. е. от одной точки пространства к другой. Отсюда следует, что прямолинейное движение является прерывным, так, дойдя до границы мира, луч света, распространяясь по прямой, должен прервать свое движение, т. е. изменить свое направление. Аристотель считал круговое движение самым совершенным и вечным, равномерным, именно оно свойственно движению небесных сфер.

Мир, по философии Аристотеля, является космосом, где человеку отведено главное место. В вопросах отношения живого и неживого Аристотель был сторонником, можно сказать, органической эволюции. Теория или гипотеза происхождения жизни Аристотеля предполагает «спонтанное зарождение из частиц вещества», имеющих в себе некое «активное начало», энтелехию (греч. entelecheia - завершение), которое при определенных условиях может создавать организм. Учение об органической эволюции развивалось также философом Эмпедоклом (V в. до н. э.).

Значительными были достижения древних греков в области математики. Например, математик Эвклид (III в. до н. э.) создал геометрию в качестве первой математической теории пространства. Лишь в начале XIX в. появилась новая неевклидова геометрия, методы которой использовались при создании теории относительности, основы неклассической науки.

Учения древнегреческих мыслителей о материи, веществе, атомах содержали глубокую естественно-научную мысль об универсальном характере законов природы: атомы одни и те же в различных частях мира, следовательно, в мире атомы подчиняются одним и тем же законам.

Вопросы к семинару

Различные классификации естественных наук (Ампер, Кекуле)

Античная астрономия

Античная медицина

Строение мира.

Математика

Связь науки и философии уже давно является предметом обсуждения философов и ученых. Некоторые считают, что философия - лженаука, но большинство с уверенностью говорит, о том, что философия - исходная точка возникновения всех наук.

Для того, чтобы начать развивать мысли, необходимо свободное время. Видимо, по этой причине философия зародилась задолго после перехода человека от жизни в племени к цивилизации. Только люди, свободные от проблем, связанных с добыванием могли серьезно отдаться обобщению опыта, достигнутого в какой-то конкретной области. Если взглянуть на это с точки зрения современного человека, то философия и наука неразрывны в том смысле, что именно научные изобретения облегчают жизнь человека настолько, что появляется время для свободного полета мысли. Таким образом философии без науки нет.

Вполне правомерно и противоположное утверждение. Наука невозможна без философии, поскольку последняя является залогом способности анализировать, выделять особенности и делать выводы. Ведь невозможно делать великие открытия из чисто механической работы. Именно по этой причине только очень эрудированные в своей области и умеющие широко мыслить ученые могут добиться успехов, постигая все новые неизведанные области.

Все же философия и наука - различные понятия, хотя бы потому что для первой необходима более глубокая умственная работа. Наука же - процесс, начинающийся с набора некоторого количества данных, их обработки и систематизации. Без мыслительного процесса, способного соединять все факты воедино, экспериментальная и науки была бы пустой и бесполезной.

С другой стороны научная составляющая в философии также находится по большим вопросом. Философия - способность мыслить и определять сущность человеческого бытия, то есть это разумное мышление. В то же время существует верное утверждение о том, что «наука не мыслит». Таким образом, философия и наука связаны только посредством носителя мысли и то есть через ученого, занимающегося исследованием конкретного вопроса. Ученый может сделать очередное открытие только при нестандартном, «неразумном» подходе к теме. Именно эта неразумность науки и является двигателем и толчком к новым открытиям.

Наука не мыслит разумно, за ее основы борется рассудок. В связи с этим философия и наука выделяют свои истины. Научная истина - достоверное, подтвержденное на конкретном примере знание, а философская истина - результат взаимодействия разума и нравственности. Ее основа - это понимание добра и зла, что никак не согласуется с трезвым рассудком науки.

Философия дала толчок к пониманию научной обоснованности тех или иных явлений. В результате человечеству пришлось сопоставлять уже такие понятия как философия и частные науки. Некоторое время наука развивалась только вширь, появлялись все новые и новые области исследования, каждая из которых требовала своих умственных и финансовых вложений. На сегодняшний день европейская наука идет по тупиковому пути. Появление многочисленных «поднаук» может привести к тому, что однажды расширять будет нечего и некуда. Философия и частные науки вынуждены будут начать новые взаимоотношения, поскольку первая уже сегодня осмысливает одни и те же факты, а вторая стремится расширить свои границы донельзя.

Стоит уделить особое внимание тонкой связи между окружающей нас природой и философией. Изначально их объединяла мифология, обожествляющая различные которые невозможно было объяснить. Философия природы имела прочные основы в натурфилософии, которая уже видела за каждым природным явлением не божественное провидение, а естественнонаучные факты. Однако, натурфилософия опиралась на умозрительные заключения, что привело в результате к тупику в отношениях между социумом и природным познанием. Для каждого из этих натурфилософских течений существовала своя первооснова -прародительница всего живого.

Постепенно философия природы столкнулась с доказательствами Коперника о том, что уже перестала быть Это стали подтверждать и последующие научные открытия, наглядно показывая необычайно огромные просторы Вселенной, в которой наша планета была лишь бесчисленной песчинкой среди множества других космических объектов.

На сегодняшний день, пожалуй, природа как никогда нуждается в нравственном философском подходе. Ведь зачастую безрассудное отношение к природным богатствам губительно отражается на состоянии всей планеты.

Если у вас яблоко и у меня яблоко, и мы обмениваемся, то остаемся при своих - у каждого по яблоку. Но если у каждого у нас но одно идее, и мы передаем их друг другу, то ситуаци меняется. Каждый из нас становится богаче а именно - обладателем двух идей.

Б. Шоу

Обсуждение многих мировоззренческо-философских вопросов сопровождало становление и развитие современной науки и было необходимой формой осознания особенностей как самой науки, так и той цивилизации в рамках которой научное отношение к миру стало возможным. Сегодн эти вопросы стоят в новой и весьма острой форме. Это связано прежд всего с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация С одной стороны, выявились невиданные перспективы науки и основанной на ней техники. Современное общество вступает в информационну стадию развития, рационализация всей социальной жизни становитс не только возможной, но жизненно необходимой. С другой - обнаружились пределы развития цивилизации односторонне технологического типа:В и в связи с глобальным экологическим кризисом, и как следствие выявившейся невозможности тотального управления социальными процессами Эти вопросы требуют философского обоснования.

Наука в своих глубинных основах всегда была связана с философией. В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки - само слово «философия» означает «наука». Эта наука была направлена на все, что вообще было способно или казалось способны стать объектом познания. Будучи сначала единой и нераздельной наукой философия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становилась в некоторой степени органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных наук в одно общее познание, отчасти проводнико нравственной и религиозной жизни.

Первую попытку обозначить круг задач философии при существующих и только начинающих формироваться конкретных науках в свое врем предпринял Аристотель. В отличие от частных наук, каждая из которы занята исследованием в своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих начала бытия. Ее теоретическое величие представилось Аристотелю несоизмеримым с возможностями частных наук и вызывало его восхищение. Он назвал эту область знания «госпожой наук», считая, что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей против ни единого слова. В размышлениях Аристотел отражено характерное для его эпохи резкое расхождение философско мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости Такая ситуация сохранялась в течение многих веков. Подход Аристотел надежно утвердился в сознании философов титулами «королева наук»В и «наука наук».

В XIX-XX вв., на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные суждения о значении науки и неполноценности философии. В это время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма поставившего под сомнение познавательные возможности философии, е научность, одним словом развенчивающее «королеву наук» в «служанки» В позитивизме был сформирован вывод о том, что философия это суррогат науки, имеющий право на существование в те периоды, когда ещ не сложилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой наук познавательные притязания философии объявляются несостоятельными Провозглашается, что зрелая наука - сама по себе философия, что именн ей посильно «брать на себя» и успешно решать запутанные философски вопросы, будоражившие умы в течение столетий.

Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в то или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологи познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философи объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

Таким образом, специфика науки не только в том, что она не берется за изучение мира в целом, подобно философии, а представляет собой частное познание, но и в том, что результаты науки требуют эмпирической проверки. В отличие от философских утверждений они не только подтверждаемы с помощью специальных практических процедур или подвержен строгой логической выводимости, как в математике, но и допускают принципиальную возможность их эмпирического опровержения. Все это позволяет провести разделительную линию между философией и наукой.

Отсутствием окончательных ответов на вечные вопросы о смысле жизни и человеческого существования отличается философия от науки, с одно стороны, и от религии - с другой. Философские системы нельзя полностью подтвердить или опровергнуть: они говорят о мире в целом, претендуя на вселенский масштаб. Критерий истинности - практика - к ни не применим. Научные положения имеют конкретные следствия, которы могут быть проверены непосредственно или с помощью соответствующи приборов. Философские положения не имеют проверяемых следствий.

Но в отличие от религии философские построения основываются на научных данных, тогда как для религии основным остается Откровение, а его не легко модифицировать под влиянием новых научных открытий. Наука занимается трансцендентальным (посюсторонним), религия - трансцендентным (потусторонним). Для философии характерно рассмотрение обеих областей в единстве. Все связано со всем в реальном и духовном мире. Связующим звеном между наукой и религией служи философия, которой присуща неудовлетворенность хождением по равнин опытной науки и постоянное стремление вверх с опасностью упасть в пропасть.

В отличие от науки с приматом чувственного опыта и религии с культом авторитета, в философии большое значение приобретает интуиция. Философское знание - знание об универсуме, и оно может считаться полноценным в том случае, если имеется метод постижения целого.

Наука предоставляет аргументы в пользу какой-либо философской системы, дает эмпирический материал, на основе которого выдвигаются философские гипотезы. В этом ее философское значение, и отсюд понятна борьба за философские выводы из научных открытий. Наук предоставляет информацию для философии, оставляя широкое поле дл философских размышлений по поводу ее развития. Различные проблемы возникающие в науке и теории познания, способствуют развитию философской мысли.

Ученых порой представляли в качестве так называемых стихийных материалистов, уверяя, что им присуща изначальная вера в материальность мира. Вообще говоря, это не обязательно. Можно верить, что Нект или Нечто передает людям чувственную информацию, а ученые считывают, группируют, классифицируют и перерабатывают ее. Эту информацию наука рационализирует и выдает в виде законов и формул вн отношения к тому, что лежит в ее основе. Поэтому ученый может вполн быть как стихийным материалистом или идеалистом, так и сознательны последователем какой-либо философской концепции. Такие ученые, ка Декарт и Лейбниц, сами были выдающимися философами своего времени.

Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений не вырабатывают - в конкретных науках используется универсальны мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные метод познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основы науки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии.

Философский анализ научных понятий формирует категории, из которых строится здание философской системы. Правда, для того чтобы войти в ткань философии, научные понятия должны быть модифицирован с целью их согласования в единой системе. Так, впрочем, поступает и наука Философский анализ научных понятий полезен и тем, что связанная с ни унификация понятий способствует синтезу различных областей знания.

Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философи нельзя однозначно причислять к науке и, наоборот, нельзя отрицать е научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научны основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.

Взаимодействие философии и науки хорошо прослеживается в творчестве многих естествоиспытателей. Особенно оно характерно для переломных эпох, когда создавалось принципиально новое научное знание. Можно вспомнить, скажем, «Правила умозаключений в физике», разработанные великим Ньютоном, которые заложили методологический фундамент классической науки и на столетие вперед стали эталоном научног метода в физико-математическом естествознании. Значительное внимани философским проблемам уделяли и создатели неклассической науки -Эйнштейн и Бор, Борн и Гейзенберг, а у нас в России - В. И. Вернадский предвосхитивший в своих философских размышлениях ряд особенносте научного метода и научной картины мира наших дней.

Высоко оценивая роль философской мысли в науке, В. И. Вернадский, однако, проводил между ними границу, хорошо понимая, что кажда из этих сфер человеческой культуры имеет свою специфику. Игнорирование этой автономии научной деятельности, грубое вмешательство в научные исследования факторов ненаучных, да еще в догматическом виде сказалось на судьбе многих выдающихся ученых: всем памятны имен Н.И. Вавилова, Н.К. Кольцова и др. Осуждению и репрессиям подвергались целые науки и направления научного поиска (генетика, кибернетика, релятивистская космология и др.). Некомпетентное вмешательств в науку не раз создавало препятствия для свободного научного исследования. Нельзя забыть и попытки ряда естествоиспытателей, которые отстаивали свои несостоятельные концепции с помощью псевдофилософско риторики. Примерами этого изобилует развитие практически всех нау определенной эпохи. Но все они не бросают тень на саму идею связ науки и естествознания, сотрудничества специалистов разных областе науки с философами.

Нуждается в философском осмыслении и современная наука, которая имеет ряд особенностей, качественно отличающих ее от науки даже недавнего прошлого. Говоря об этих особенностях, следует иметь в вид не только научно-исследовательскую деятельность саму но себе, но и е роль в качестве интеллектуального фундамента технологического прогресса, стремительно меняющего современный мир, а также социальны последствия современной науки.

В истории представлений о природе концептуальные и методологические вопросы рассматривались исторически первоначально в натурфилософии, а затем - с начала их возникновения - в рамках естественных наук. Нередко исследования шли параллельно. Границы между натур­философией и естествознанием, как и место самой натур­философии в системе философских дисциплин менялось в истории философии.

Натурфилософия (философия природы) - преимуще­ственно философско-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности и опирающееся на неко­торые естественнонаучные понятия. Возникновение и дли­тельное существование натурфилософии объяснялось следу­ющими основными обстоятельствами: 1. Отсутствие необ­ходимого и достаточного массива фактов о природе, о ее явлениях и процессах, которые к тому же носили отрывоч­ный, фрагментарный, разрозненный характер. 2. Отсутствие (вплоть до XIX в.) ряда отраслей естествознания. В XVIII в. в основном сформировалась механика, математика, астроно­мия и физика. Химия, биология, геология только начинали складываться, находились в процессе становления.

Иначе говоря, натурфилософия пыталась (по объектив­ным обстоятельствам) заменить отсутствующие факты и неразвитые еще естественные науки, вводя, в частности, для объяснения явлений природы разные «силы» («жиз­ненную», например) или разные физические вещества (флогистон, теплород, электрическая жидкость и др.).

Родоначальниками собственно натурфилософии были ионийские (милетские) философы. В древнегреческой философии натурфилософия фактически сливалась с ес­тествознанием и именовалась физикой - в отличие от ме­тафизики - «первой философии» - учения о началах и причинах. Натурфилософия этого периода носила в це­лом стихийно-материалистический и наивно-диалектичес­кий характер. Фактического материала было здесь крайне мало и сведения о природе черпались чисто умозритель­ным способом. Ее выводы не носили строго научно-тео­ретического характера, а были результатом живого, не­посредственного созерцания.

Тем не менее были сформулированы многие фундамен­тальные идеи: природа (мир, Космос) рассматривалась как нечто целое, нерасчлененное на отдельные стороны, час­ти; это целое и каждая вещь представлялась как нечто жи­вое, изменяющееся, развивающееся; природу стремились познать из нее самой, из ее естественных причин; стави­лась задача - найти единое первоначало, внутреннее един­ство многообразного природных вещей: вода (Фалес), воз­дух (Анаксимен), неопределенное вещество (Анаксимандр - апейрон беспредельное, неопределенное), атомы (Де­мокрит), огонь (Гераклит); идея единства противополож­ностей, противоречия: «все возникает через борьбу» (Ге­раклит; атомистика - особенно у Левкиппа и Демокрита: «начало» Вселенной - материальные атомы и пустота (т. е. пространство).

У Аристотеля постановка многих проблем натурфило­софии получает уже естественнонаучный характер. «Фи­зическая философия» в его наследии занимает довольно большой объем (работы «Физика», «О небе», «Метеороло­гия» и др.). Основные методологические идеи:

а. Признание объективности природы: «пытаться до­казывать, что природа существует, смешно». Причины природных явлений надо искать в самой природе, а не в идеях (как Платон).

б. Стремление найти единое основание всех природ­ных явлений - учение о четырех элементах (стихиях, на­чалах) - огонь, вода, воздух, Земля. Идея взаимосвязи и взаимопревращения материи.

в. Признание изменяемости мира: «Окружающая нас область чувственного мира одна только постоянно охваче­на уничтожением и возникновением».

г. Идея иерархичности («лестницы») природы: каждая высшая ступень является более сложной, развитой и цен­ной по сравнению с низшими.

В натурфилософии Аристотеля хотя и было немало наи­вных и даже ложных представлений о явлениях природы (геоцентризм, идея конечности Вселенной, «перводвига-тель» последней и др.), но и был высказан ряд глубоких и верных идей: систематизация имеющихся знаний и первая их классификация; создание космологического учения (т. е. учение о Вселенной): Земля, имеющая форму шара, неподвижно пребывает в центре Вселенной (геоцентризм) - это понимание стимулировало поиски верной модели Вселенной; определение жизни как способности к само­обеспечению, а также к независимому росту и распаду; достаточно полное (несколько сот), точное и тщательное описание представителей животного мира.

После Аристотеля и до начала средних веков натурфило­софия продолжала развиваться. Так, Эвклид (III в. до н. э.) в труде «Начала» (из 15 книг) привел в систему все мате­матические достижения того времени. Созданный Эвкли-дом метод аксиом позволил ему построить здание геомет­рии, по сей день носящую его имя.

Эпикур развил учение Демокрита об атомах, но внес свои дополнения. Главное из них - попытка найти внут­ренние источники жизни атомов. Он высказал мысль, что изменения направлений их движения могут быть обуслов­лены причинами, содержащимися внутри самих атомов.

Птолемей (90-168 гг. н. э.) нанимался математикой, географией, астрономией. Главный труд его - «Матема­тическая система» определил развитие астрономии более чем на 1000 лет. Основное его содержание - геоцентри­ческая система мира, просуществовавшая вплоть до Ко­перника (т. е. приблизительно 1400 лет).

В эпоху Средневековья, несмотря на давление рели­гии, интерес к познанию явлений окружающего мира все же не угасал, а продолжался поиск истины. Вместе с раз­витием предпосылок научного знания, развивалась также и натурфилософия. Большую роль и там и тут начинают играть наблюдения и эксперименты. Это особенно плодо­творно сказалось на работах в области химии, где были достигнуты большие успехи. Алхимия постепенно превра­щалась в химию.

В Новое время (начиная с XVII в.) начинается парал­лельное и тесно связанное существование натурфилосо­фии и возникающих частных наук. Разрабатываются ма­тематика и математические методы (Декарт), идея разви­тия и принцип историзма (Декарт), индуктивный и раци­оналистический методы (Бэкон, Декарт).

Ф. Бэкон всесторонне разрабатывал категорию мате­рии, понимая ее как активное начало. Он считал, что материя - это совокупность частиц, а природа - сово­купность материальных тел, наделенных многообразными качествами. Неотъемлемым свойством материи, по Бэко­ну, является движение. Причем он не сводил последнее к механическому движению, а выделял 19 видов движения. Целый ряд интересных идей философ высказал в цикле работ, касающихся «естественной истории отдельных яв­лений и процессов природы». Важным принципом по­знания природных вещей Бэкон считал исторический под­ход к ним, т. е. чтобы «охватить и происхождение вещей, и их существование, и их гибель». Поэтому, разъяснял он, чтобы познать «претерпевания и процессы материи», необходимо понимание в целом всего сущего - и того, что было, и того, что есть, и того, что будет.

Р. Декарт, разрабатывая категорию телесной субстан­ции, считал, что телесные частицы делимы до бесконеч­ности, выявил связь телесной субстанции (материи) с про­тяжением (пространством) и с движением (хотя понимал его как механическое движение). Высказал идею естествен­ного возникновения и развития Солнечной системы (кос­могоническая гипотеза). В математике один из создате­лей аналитической геометрии (декартовы координаты), ввел в математику переменную величину и буквенные обо­значения. Предложил важную для биологии схему реф­лекса. Именно в XVII в. (в том числе усилиями Декарта) начинает формироваться та механически-метафизическая картина мира, которая составила основу науки и филосо­фии вплоть до середины XIX в.

Много плодотворных идей в своей натурфилософской концепции высказал Б. Спиноза. Среди них идеи об объективности субстанции; о двух ее атрибутах - протя­жении и мышлении; о совокупности вещей - модусов как единичных проявлениях единой субстанции; о взаимодей­ствиях и развитии природы; о раздвоении последней на природу порождающую и природу порожденную - в рам­ках единой природы, вечной и бесконечной, идея проти­воречия (единства противоположностей) и ряд других.

Лейбниц стремился синтезировать все рациональное в предшествующей философии с новейшими научными зна­ниями на основе предложенного им универсального мето­да, подчеркивая при этом необходимость тесной связи те­ории с практикой, философии с частными науками. Лей­бниц открыл (одновременно с Ньютоном) дифференци­альное и интегральное исчисление, стал родоначальни­ком математической логики и создателем счетно-решаю­щих устройств. Он пытался решить вопрос о возникнове­нии и развитии Земли (в работе «Протагея»), а в учении о монадах («Монадология») предвосхитил некоторые идеи генетики.

Большой и интересный натурфилософский материал со­держится в немецкой классической философии, где на­турфилософия была одной из основных философских дис­циплин. Кант свои основные натурфилософские и есте­ственнонаучные идеи высказал в «докритический» период своего творческого развития - особенно в работе «Всеоб­щая естественная история и теория неба» (1755). Но и «критический» Кант не прекращал заниматься проблема­ми естествознания - например, в работе «Метафизичес­кие начальные основания естественной философии» (1786).

Важнейшая заслуга Канта - разработка космогоничес­кой гипотезы. Более 40 лет спустя французский матема­тик и астроном П. Лаплас дополнил, развил и пытался математически обосновать данную гипотезу. Поэтому она вошла в науку как гипотеза Канта-Лапласа. Тем самым Кант сформулировал диалектическую идею естественного генезиса и развития Солнечной системы, стремился объяс­нить природу из нее самой. Устранив «первотолчок» и «пробив брешь» в окаменелом (т. е. метафизическом) воззрении на природу, Кант, однако, считал, что причи­на мира - Бог, а не материя.

Тем не менее он развивал идею универсальной взаимо­связи мира, т. е. системного характера Вселенной, стре­мился соединить принципы системности и историзма. Глубокая кантовская идея - об уровнях организации ма­терии и вывод о том, что органический мир допускает лишь телеологическое (целесообразное), но никак не физико-механическое объяснение. Эта идея подрывала господство­вавший в то время механицизм (о котором речь впереди).

Кант разработал учение о замедленном - в результате приливного трения - суточном вращении Земли, в био­логии предложил классификацию животного мира, в ант­ропологии выдвинул идею естественной истории челове­ческих рас. Ему принадлежит мысль о том, что во всяком знании содержится столько науки, сколько в нем матема­тики. Кант считал, что движение неразрывно связано с материей, которая есть единственный предмет «чистого» естествознания. При этом он подчеркивал важную роль категорий рассудка в возникновении априорных (доопыт-ных) синтетических суждений в естествознании, указы­вал на необходимость соединения чувственного опыта и логических категорий.

Натурфилософия (диалектическая в своей сущности) занимает одно из центральных мест в философском насле­дии Шеллинга. Несмотря на объективно-идеалистический характер своей философии, немецкий мыслитель высказал целый ряд продуктивных идей о природе. Главная из них - обоснование необходимости диалектического подхода к анализу явлений природы и реализация этого подхода.

Из других важных особенностей натурфилософии Шел­линга отметим следующие:

1. «Пронизанность» идеей развития, стремление пост­роить диалектическую картину природы, представление ее как восхождения от низшего к высшему, от неорганичес­кой к органической, вплоть до появления человека, как «иерархию организаций», уровней природы.

2. Понимание полярности (противоречия) как глубин­ного источника активности и развития всего сущего. Все­общий закон конечных явлений материи - это, по Шел­лингу, закон полярности. Развитие через поляризацию - основной принцип развития и природы, и духа (полюса магнита, объект и субъект и т. п.). Опираясь на принцип полярности, философ (задолго до Эрстеда и Фарадея) ука­зал на связь между электричеством и магнетизмом, преду­гадал (более чем за 100 лет до Луи де Бройля) корпуску-лярно-волновую природу света, ратовал за то, чтобы «со­единить преимущества обоих в одной гипотезе».

3. Подчеркивание единства и целостности природы, всеобщей связи ее явлений. Вся материя, согласно Шел­лингу, внутренне едина и по существу представляет собой тождество. В природе нет ничего отдельно от другого, вне другого, все абсолютно едино и одно в другом. Приро­да - это «всевеликий организм», живое целое, а «суще­ственное в вещах есть жизнь». Так называемая неживая при­рода - это только «оцепеневшая жизнь», «недоразвитый организм». Тем самым, взгляду на мир как на агрегат, как на механическое соединение объектов, противопоставляет­ся представление о гармонически связанном мироздании, единой целостной природе как «всевеликом организме». Синтез органического и неорганического следует искать в природе, лишь представляя ее единым целым. Таким обра­зом, натурфилософия Шеллинга носила антимеханистичес­кий характер. Принцип целесообразности, лежащий в ос­нове живого организма, стал у него общим принципом объяснения природы в целом как органического целого.

4. Стремление понять природу из нее самой, а не из «интеллектуальных схем» (как у Фихте). Он утверждал, что природа является «законодательницей для себя самой», она «обладает безусловной реальностью», которая проис­текает из самой природы и есть ее собственный продукт. Итак, природа имеет четыре основных атрибута: матери­альность, органическая целостность, развитие, поляр­ность. Как видим, налицо четко выраженное стремление немецкого философа к материалистическому и вместе с тем диалектическому воззрению на природу.

5. Подрыв оснований субъективного идеализма. На­рисованная Шеллингом картина развития природы, в ко­торой мыслящий человек появлялся лишь на высшей сту­пени ее эволюции, вела к отрицанию того, чтобы в «Я» фихтевского наукоучения видеть подлинное начало бытия и познания. По отношению к этому «Я» шеллинговская природа предстала как первичная реальность.

6. Подчеркивание необходимости объединения усилий философии (особенно диалектической) и естественных наук в изучении природы. Показывая эвристический ха­рактер своей натурфилософии, Шеллинг называл ее «матерью всех важных открытий в естествознании» (много лет спустя подобную фразу произнес А. Эйнштейн), «душою истинного опыта». Натурфилософия, по его мнению, не может повредить успехам эмпирических наук. Напротив, она дает принципы, которые подготавливают новые от­крытия. Шеллинг был убежден, что его метод (т. е. диа­лектика) не только позволяет проникнуть в сущность при­родных процессов, но вполне тождествен способу действий самой природы.

Гегель в своей «Философии природы» поставил две ос­новные цели. Во-первых, осмыслить природу в ее целос­тности и развитии, опираясь на естественнонаучные зна­ния своей эпохи. Во-вторых, ввести в естествознание ди­алектику, ибо господствующим в то время был метафизи­ческий способ мышления.

В сжатом виде основные рациональные идеи «Фило­софии природы» Гегеля состоят в следующем:

1. Показал необходимость объединения философского и естественнонаучного знания (о чем ранее уже шла речь).

2. Дал систематический синтез наук о природе, обоб­щил идеи естествознания своего времени с его достиже­ниями и с его ограниченностью, недостатками, обуслов­ленными его неразвитостью. Так, идея развития была фак­тически (а не умозрительно) обоснована уже после смер­ти Гегеля - прежде всего в трудах Ч. Лайеля и Ч. Дарви­на (об этом подробнее будет сказано далее).

3. Провел «нить развития» во всех рассматриваемых им сферах действительности - в том числе в природе, которая у него есть целостная развивающаяся «форма бытия идеи».

4. Выявил уровни (ступени) развития природы и соот­ветствующие им области естественнонаучного знания. «Философия природы» Гегеля имеет три раздела:

а. Механика, где (хотя умозрительно и на идеалисти­ческой основе) высказана идея (почти за 100 лет до тео­рии относительности А. Эйнштейна) о единстве материи, движения, пространства и времени.

б. Физика, где рассматриваются свет, звук, теплота и другие «стихии», а в конце - «химический процесс».

в. Органическая физика, которая изучает такие стадии развития как «геологическая природа», «растительная при­рода», «животный организм».

5. Показал, что природа пронизана многообразными противоречиями и подчеркнул, что, поскольку противо^ речие есть «корень всякого движения и жизненности», то «смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить».

6. Дал критику метафизического способа мышления в его различных формах и обосновал необходимость перехо­да естествознания к диалектическому способу мышления. Поскольку без мышления, подчеркивал Гегель, нельзя дви­нуться ни на один шаг, а для мышления необходимы ло­гические категории и принципы, то естествоиспытатели «находятся в плену» у Логики (которая есть диалектика и теория познания). Над ними в этом смысле «властвует философия» и «всякая наука есть прикладная логика». При этом Гегель подчеркивал, что нужно овладевать «хорошей» (прежде всего - диалектической) философией и умело применять ее принципы в научном исследовании.

Несмотря на целый ряд отдельных содержательных идей (в том числе и методологических), «старая» натурфилосо­фия была исторически ограниченной. Характеризуя ее, Энгельс писал, что «она заменяла неизвестные еще ей дей­ствительные связи явлений идеальными, фантастически­ми и замещала недостающие факты вымыслами, попол­няя действительные проблемы лишь в воображении. При этом ею были высказаны многие гениальные мысли и пре­дугаданы многие позднейшие открытия, но немало было также наговорено и вздора. Иначе тогда и быть не могло. Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, то есть с точки зрения их собственной связи... натурфилософии пришел конец» ". Основными причинами «гибели» натурфилосрфии бьши:

а) формирование естественных наук, которые уже во вре­мена Гегеля достигли определенной степени зрелости;

б) критика со стороны крупных естествоиспытателей. Так, Гаусс писал: «Почитайте Шеллинга и Гегеля и их сообщни­ков И у Вас волосы встанут дыбом», а Гельмгольц считал, что «гегелевская натурфилософия является бессмыслицей»;

в) критика со стороны возникшего в 30-х гг. XIX в. пози­тивизма (О. Конт, Дж. G. Милль, Г. Спенсер и др.), ко­торый провозгласил решительный разрыв с философской («метафизической») традицией, считая, что наука не нуж­дается ни в какой-либо стоящей над ней философией.

Отдельные общие умозрительные (и в этом смысле на­турфилософские) представления о природе формулируют­ся и в наше время, когда недостаточно или вовсе нет фак­тов, подтверждающих их. Такие представления высказыва­ются в рамках онтологии (философского учения о бытии как таковом), философии естествознания (или философс­ких вопросов естествознании), теоретического естествозна­ния, или внутри самих естественных наук. Причем пред­ставления возникают, как правило, не из анализа природы самой по себе, а из освоения концептуального аппарата ес­тественных наук, их фундаментальных понятий, принци­пов и законов.

Естествознание^ - система наук о природе, наряду с науками об обществе и о самом познании (мышлении). В современном словоупотреблении понятие «природа» упот­ребляется в трех основных значениях:

1. В самом широком смысле - все сущее, весь мир как целостная развивающаяся система в многообразии его форм. В этом смысле понятие природы стоит в одном ряду с понятиями: материя, Универсум, Вселенная, объек­тивная реальность.

2. Естественная среда обитания человека, совокупность естественных условий его существования: географическая среда, народонаселение, вещество, энергия и т. п.

3. Искусственная среда обитания человека, т. е. создан­ные им материальные условия его существования. Это так называемая «вторая природа» - совокупность вещей, не находимых в природе в готовом виде и создаваемых в про­цессе общественного производства (техника, строения, сооружения, водохранилища, каналы и т. п.).

Второй и третий аспекты «природы» нередко объеди­няются в понятие «окружающая среда», обозначающее среду обитания и производственной деятельности человека. Объектом (предметом) естествознания является «приро­да» в первом значении этого понятия.

В своем развитии неорганическая природа закономер­но порождает органическую (биосфера), а последняя под­готавливает все необходимые предпосылки для возникно­вения человека и общества в процессе труда. Возникнове­ние общества существенным образом меняет саму приро­ду - появляется ноосфера (сфера разума). Ноосфера - сфера взаимодействия природы и общества, в ходе кото­рого разумная человеческая деятельность становится глав­ным фактором развития (синонимы - техносфера, антро-посфера, социосфера).

Согласно Вернадскому, ноосфера - новая, высшая ста­дия биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определенное влияние на ход процессов в охваченной его воздействием сфере Земли (а впоследствии и в околоземном простран­стве), глубоко изменяя ее своей деятельностью.

Итак, предмет естествознания - материя в ее различ­ных видах, уровнях организации и формах движения. Каж­дая основная отрасль естествознания подразделяется на ряд научных дисциплин. Так, по характеру объектов химия разделяется на неорганическую и органическую, биология - на ботанику и зоологию и т. п. При этом связь наук о природе отражает развитие последней, идущее от объек­тов более простых, низших к более сложным и высшим.

В современном естествознании существует множество переходных («стыковых») наук, которые свидетельствуют об отсутствии каких-либо резких граней между различны­ми его отраслями и о взаимопроникновении ранее обо­собленных наук и научных дисциплин.

Естествознание имеет четыре основных цели: 1. Раскры­тие сущности явлений природы, познание их законов на основе многообразных эмпирических фактов, которые есть «воздух ученого». 2. Предвидение на этой основе новых явлений и процессов. 3. Использование на практике по­знанных законов природы - прежде всего в технике и тех­нологии. 4. Разработка форм, методов и принципов есте­ственнонаучного познания (методологическая рефлексия).

Естествознание в целом и отдельные естественные на­уки всегда развиваются в определенном социокультурном контексте, в тесной взаимосвязи с социально-гуманитар­ными науками. Сегодня все более глубоко осознается, что современный образ природы - это образ наших взаимоот­ношений с природой, а само естествознание вплетено в сеть этих отношений. Поскольку природа объективно втя­нута в горнило человеческой деятельности, то она не мо­жет быть осмыслена вне и помимо этой деятельности, вне и помимо исторического мира культуры.

В соответствии с принятой нами периодизацией исто­рии науки (см. главу I, § 4) рассмотрим основные осо­бенности основных ступеней развития естествознания.

mob_info