Об иконопочитании и почитании святых. Казанская икона божией матери

Православные иконы, их названия и значение - важный аспект изучения христианской науки. Любое жилище христианина очень тяжело представить без разнообразных икон, каждая из которых имеет свое собственное значение. Как гласит история религии, многие из них стали известны верующим много веков назад. Религиозные убеждения людей формируются уже очень долго, но иконы от этого не теряют особой культурной и исторической значимости для прихожан многих церквей и храмов. Иконы православные, фото и названия их играют важную роль в человеческой и приближении ее к Господу.

Считается, что каждый святой может незримо оказать помощь даже в самой, казалось бы, безвыходной ситуации. К каким-то из святых стоит обращаться за помощью при какой-либо серьезной жизненной ситуации. Названия православных икон и их значения будут представлены в данной статье. Кроме описаний и рассказов о чудесных свойствах каждого образа, будут приведены и фото наиболее почитаемых из них.

В данном материале будет повествоваться о том, какое значение имеет каждая представленная икона, а также правила молитвы и те чудеса, которые может сотворить конкретный святой лик. Случается и такое, что названия икон с фото уже несут в себе информацию о том, от каких бед может уберечь данный образ. Каждой описываемой иконе в рубрике будет выделено особое место. Самый большой авторитет у верующих людей как в России, так и во всем мире, имеет икона Божьей Матери, написанная и долгое время хранившаяся в стенах храмов города Казань. Эта величественная и масштабная икона считается главной защитницей жителей нашей страны. Любой значимый праздник в жизни русского человека не может обойтись без ритуала поклонения данному образу, будь то крещение или священный обряд венчания любящих сердец.

Ниже будут описаны чтимые иконы Богородицы. Фото и название, и значение их будет также раскрыто.

Известно то, что икона Казанской Богоматери помогает верующим одиночкам вскоре обрести семейное счастье, а уже давно сложившимся парам преодолеть разлад в отношениях и начать жить счастливее. Так как она охраняет семьи, ее в любом доме принято вешать возле детской кроватки для того, чтобы младенец был под покровом и защитой Господа.

Чтобы быстро сориентироваться, какому образу Богоматери молиться в той или иной ситуации, лучше заранее выучить иконы Богородицы с названиями. Говоря об иконе Владимирской Богоматери, стоит заметить, что она считается не менее почитаемой среди многих верующих граждан. Имеются сведения о том, что данной иконой при коронации награждали самых влиятельных царей в Российской империи. Данной иконе можно молить о том, чтобы стать добрее, о том, чтобы обрести семью и исцелиться от тяжелых недугов, а также о том, чтобы помириться с теми, с кем был серьезный конфликт. Также этот образ невидимо бережет от напастей и горестей матерей и маленьких детей, которые находятся в сложной жизненной ситуации. Вдобавок ко всему, данная икона помогает при бесплодии и других нарушениях работы репродуктивных органов, а также беременным женщинам и кормящим матерям. Это наиболее популярные иконы Богородицы. Фото и названия других образов также будет представлено в данной статье.

Как уже стало понятно даже из описания данных двух икон, мощь Богородицы практически всесильна, впрочем, как и многих других икон православной церкви. Именно поэтому столь важно каждому верующему человеку знать иконы Пресвятой Богородицы с названиями. Каждому христианину необходимо знать хотя бы некоторые факты о значении тех или иных образов, а также немного информации о житие того или иного православного святого.

Как известно, Господь слышит тех людей, которые идут за Ним, соблюдая все церковные и духовные законы. Верьте в Бога и будьте счастливыми. Ниже будут приведены наиболее чтимые иконы Богородицы, названия и значение каждой из них.

Икона Богоматери «Благодатное небо»

Данной чудодейственной иконе преподносят молитвы о том, чтобы встать на путь истинный, а также о том, чтобы умершим людям на том свете было спокойно и хорошо. Восхваляют эту икону по-старому, а 19 марта по новому стилю.

Икона Пресвятой Богородицы «Отчаянных единая надежда»


Некоторые названия икон можно редко услышать в церковном обиходе, но это не лишает их могущества. Невзирая на тот факт, который свидетельствует о малой известности данного образа, в православной церкви для нее даже существует акафист. Молитвы перед этой иконой способны исцелить уныние, душевный упадок и скорбь. Те верующие, кто разочаровался и потерял божественный настрой, молят Всевышнего о том, чтобы воспрянуть духом, простить обидчиков и примириться с врагами. Кроме того, иконе молятся об избавлении от зависти и примирении враждующих людей, в том числе соседей.

Современные зависимости (игромания, наркомания, алкоголизм, курение, компьютерная зависимость) подвластны исцелению при обращении к этому образу Богоматери.

Боголюбская икона Божьей Матери


Данная икона помогает при исцелении чумы, холеры, моровой язвы и других тяжелых заболеваниях. Почитается в этом образе либо 18, либо 1 июня.

Икона Богоматери «Взыскание погибших»


Этой известной иконе молятся для излечения от зубной и головной боли, проблемах со зрением, лихорадке и эпилепсии, о благополучии в браке, о возвращении в сердце веры в Господа, а также при очень тяжелых, практически неизлечимых детских недугах. Кроме того, к этой же иконе обращаются с просьбой об излечении пристрастия к алкоголю. Дата дня восхваления 18 либо 5 февраля.

Икона Владимирской Богоматери


Данная икона известна прежде всего тем, что ею во времена древней Руси короновали самых знатных господ и царей. Также известно то, что при участии сего образа проводили выборы первосвятителей. Этой иконе молятся о том, чтобы стать добрее, о том, чтобы исцелиться от тяжелых заболеваний, об изгнании бесов из тела. Матери и их маленькие дети могут надеяться на покровительство Богородицы в этом образе в полной мере, а тем, кто только ждет появления малыша, данный лик дарует легкие роды и здоровье новорожденному малышу. Бесплодные женщины могут обращаться к иконе с просьбой даровать долгожданных детей.

Владимирская и Казанская Божья Матерь - самые любимые иконы Богородицы. Фото и названия этих святынь можно встретить в домах даже не слишком набожных людей.

Икона Божьей Матери «Всех скорбящих радость»


Иногда названия икон говорят сами за себя. Данная икона популярна среди людей, перенесших сильную обиду, страдания, тяжелые припадки и болезни дыхательных органов, туберкулезных больных. Кроме того, здесь же можно помолиться об исцелении рук больного человека. Празднуют именины иконы 6 либо 24 октября.

Икона «Всецарица»


Есть достаточно редкие, но очень сильные иконы Божией Матери, фото с названиями которых будут представлены ниже.

Икона Богоматери «Всецарица» помогает тем людям, которые страдают от онкологических заболеваний и переносят ряд курсов химиотерапии и облучения.


Данной иконе возносят свои молитвы при эпидемиях чумы, лихорадки, язвы, слепоты, нарушений слуха. Именины святого образа празднуют 6 либо 22 августа.


Этой иконе молятся о нормализации отношений в стране, о справедливости, о обретении радости в сердце, об отсутствии лицемерия в любви. День данной иконы празднуется 15 либо 2 марта.


Данному образу святой Божьей Матери молятся при наличии тяжелых пороков души и тела, а также после того, как закончилось какое-либо важное дело. Именины данной иконы отмечаются 11 либо 23 июня.


Этому образу возносят свои молитвы те, кто переносит на данный момент тяжкие недуги души и тела, а также те, кто одержим немощь. Истинные верующие при обращении к этой чудесной иконе получают полное исцеление на бессрочный период. Именины иконы «Живоносный источник» празднуют в день Светлой Седьмицы.


Данному святому образу обращают молитвы против холеры, нарушений зрения и прочих подобных недугов. Именины этой иконы отмечать принято 8 или 21 сентября.


Именины отмечаются во вторник Светлой Седмицы, а помогает она при сильных пожарах, а также при различных проблемах и при надобности утешения в душевных невзгодах. День памяти 12 или 25 февраля.


Православными гражданами заведено обращать свои молитвы данной иконе при массовой гибели домашнего скота, при чуме, при холере, а также при наличии слепоты и проблем опорно-двигательного аппарата. Обращение в огромном количестве случаев гарантирует полное выздоровление.


Данной иконе, наделенной чудодейственными свойствами, молятся при ярко выраженном параличе, при заражении оспой, при заболеваниях ног, при подозрениях на нападения «нечистой силы», а также ограждаясь от скоропостижной кончины. Празднуются дни памяти иконы 16 либо 29 марта.


в тех случаях, когда существует опасность нашествия иноплеменников, а также о возвращении зрения слепым людям и удачном вступлении в Божий союз любящим друг друга людям. Кроме того, такая молитва помогает пережить катаклизмы. Именины икона отмечает 8,21 июня и в октябре 4 и 22 числа.


Преклоняются и молятся этому образу те, кто страдает значительными нарушениями работы органов слуха, а также другими подобными недугами. Именины данная икона отмечает 2 и 15 сентября.

«Козельщанская» икона Божьей Матери

Молитвенное обращение к этой чудесной, животворящей иконе полезно при любых травмах конечностей, серьезных повреждениях и предстоящих серьезных оперативных вмешательствах. Именины данная икона Богородицы отмечает 6 и 21 февраля.

Икона Богоматери «Млекопитательница»

Данному божественному лику поклоняются по обыкновению роженицы, беременные и кормящие матери. День памяти данная икона празднует 12 и 25 января.


Перед сей величественной иконой молятся во имя благочестия, торжества правды, о возрождении милосердия и сострадания в людских сердцах, об обретении здорового физического тела и разума, о сбережении христианской веры во всей стране. Восхваление этой иконы и ее именин происходит 12 и 25 апреля.


Данная икона Пресвятой Богородицы призвана избавлять искренне молящихся Ей людей от пожаров, потопов и другой порчи имущества. День памяти отмечается 4 и 17 сентября ежегодно.


Икона помогает не сойти с верной жизненной дороги, сберечь праведный образ жизни, а одиноким верующим людям помогает обрести настоящую любовь. Искренне помолившись пред этим образом и попросив помощи и совета, можно решить любые, самые сложные проблемы в семейной жизни и отношениях между супругами. Кроме того, икона помогает как можно быстрее исцелиться тяжело больным верующим людям. День памяти отмечается 3 и 16 апреля.


К этой иконе обычно стоят очереди из глухих и слабо слышащих людей. Именины иконы - 9 и 22 декабря.


Этой иконе молятся все грешные люди, также, с надеждой обращаются и близкие игроманов, наркоманов и алкоголиков. Данная икона взывает к воспитанию милосердия и доброты, а также к чувству радости от каждого дня. Изречение на образе гласит: «Всем просящим по вере дано будет!».


Данной иконе возносят свои молитвы те, кто хочет исцелиться от самых тяжких недугов. Именины празднуются 21 либо 3 января.


С неза-па-мят-ных вре-мен в ми-ну-ты же-сто-чай-ших стра-да-ний при рож-де-нии де-тей, ко-гда смерть так близ-ка, жен-щи-ны при-бе-га-ют с осо-бен-но го-ря-чей мо-лит-вой к Спа-си-те-лю и Пре-чи-стой Его Ма-те-ри. В бла-го-че-сти-вых се-мей-ствах и в на-ше вре-мя мож-но ви-деть ико-ну Бо-го-ма-те-ри, на-зы-ва-е-мую «По-мощь в ро-дах». и необыкновенно благодатной иконе Богоматери молятся все беременные женщины, желающие без проблем родить здоровых деток.

Этой поистине чудодейственной иконе молятся о предотвращении войн и расколов, об оберегании от разных ересей, о защите от нашествия иноплеменников и чужаков, о защите от духовной и телесной слепоты. Дни почтения 23 и 5 июля.


Этот образ Богоматери призван оберегать верующих людей от холеры и полной потери зрения. День именин данного чудесного образа Богородицы отмечается 16 либо 29 сентября.


Данная икона лучше любой другой может защитить от сглаза, порчи и недобрых мыслей проходящих людей. Эту икону принято ставить в левый угол прихожей, чтобы каждый человек, проходящий в дом, был виден как на ладони. Зависть и проклятия эта икона чувствует, как никакая другая, потому там, где имеется этот образ, не приживаются. Лучшее расположение для такой иконы - напротив входной двери.


Перед этим образом молятся моряки, потерпевшие крушение корабля, а также при наличии слепоты, слабости ног, глухоты, проблем с руками, а также те, которые невольно стали заложниками террористов. Празднуют день почитания иконы 9 либо 22 ноября.


Данной иконе молятся при подозрении на патологии плода для того, чтобы роды прошли успешно, и ребенок родился здоровым. Именины иконы отмечают 9 и 22 марта.


Данной иконе молятся те, кто работает по профессиям, которые связаны с погружением в воду. Именины отмечают 20 или 2 декабря.


Данной иконе принято возносить молитвы во имя избавления от засухи, болезней и всеобщего голода. Именины данного Святого образа отмечаются 15 и 28 октября.


Данной поднимающей дух иконе молятся в случае страшного уныния, скорби и бессилия. Также поводом для молитвы этой иконе станет омрачённое состояние духа. Именины данной иконы празднуются 7 и 20 марта.

«Страстная» икона Божьей Матери

Данная икона способна подарить чудо исцеления от холеры, проблем зрения, слабости мышц, уберечь от надвигающегося «большого огня». Именины отмечаются 13 и 26 августа.


Данной иконе преклоняются при исцелении слепых и одержимых бесами, при падучей болезни, при слабости мышц, при исцелении маленьких детей, при параличе нижних и верхних конечностей. Также молиться этой иконе можно при атаке чужеземцев. Празднует именины данная икона 26 и 9 июня.


Данному образу верующие прихожане молятся об устранении засухи и тяги к порокам, в том числе к атеизму. Памятный день отмечается 8 и 21 августа.


Данной иконе молятся для возвращения потерянных либо украденных ценностей, об оправдании заведомо невиновных и освобождении из плена заложников. Празднуют день данной иконы 26 либо 8 декабря.


Эта икона принадлежит Святому Серафиму Саровскому и дает тяжело больным людям скорое облегчение страданий и укрепление их веры в Господа. Именины данного шедевра иконописи отмечаются 28 и 10, а также 19 и 1 июля.


Данной иконе молятся о том, чтобы умерить пыл греховных страстей, о том, чтобы прервать череду вредных пристрастий. Памятный для иконы день православные верующие отмечают 25 и 7 января.

Феодоровская икона Божией Матери


Данная икона уже очень давно находится в почете у верующих потому, что покровительствует счастливым семьям и здоровью маленьких детей. Вдобавок ко всему, данная икона может помочь при долгих и трудных родах. Хранится сей образ Богородицы в Богоявленском соборе города Кострома, а появилась он в 1613 году и попал в распоряжение царя Государства Российского Михаила Федоровича.

Икона Пресвятой Богородицы «Целительница»


Данная икона говорит сама за себя. Обычно к ней за помощью обращаются тяжело больные христиане. День рождения икона отмечает 18 либо 1 сентября.

Черниговская икона Божьей Матери


Этой иконе приходят помолиться одержимые бесами, а также слепые либо слабо видящие люди. Именины празднуются 1 и 14 сентября.

Икона Божией Матери «Троеручица»


Данная икона может очень легко исцелить болезни рук и ног, а также тяжкие душевные и духовные страдания. Дата празднования именин иконы - 28 либо 11 июня.

Выше были представлены самые почитаемые иконы Божией Матери. Фото с названиями помогут быстро найти тот или иной образ и узнать его значение.

Икона «Святая Троица»


Самый знаменитый вариант изображения иконы «Святая Троица» принадлежит кисти знаменитого мастера иконописного искусства Андрею Рублеву. Есть и изображения, написанные руками других не менее знаменитых мастеров-иконописцев. На иконе показаны лики членов Троицы (Отца, Сына, Святого духа), парящие в небесах. Данная икона обязана присутствовать в каждом доме, так как ее действие универсально. В данный момент главный экземпляр находится в стенах Троицкого храма города Калуга.

Также в почитаются и других святых иконы. Их название и значение, несомненно, следует знать.

Икона имени Святого Великомученика Пантилеймона


Образ Великомученика известен своими чудодейственными целительными свойствами. Прихожане, поставившие свечи рядом с данной иконой и попросившие исцеления, получают настоящую Господню Благодать. На данный момент самый главный экземпляр иконы Пантилеймона находится в храме Иоана Предтечи.

Святая Блаженная Матрона Московская


Данная святая является одной из самых почитаемых в мире религии. Главный монастырь, где по сей день находятся ее мощи, находится в столице нашей родины на Таганском шоссе. Монастырь, в котором покоятся мощи Матроны, является сугубо женским. Ежедневно толпы верующих приходят в монастырь за тем, чтобы обратиться к Матронушке с молитвой о помощи либо с благодарностью. В окрестностях Москвы, а именно в Калуге тоже имеется икона Матроны, а находится она в храме жен - Мироносиц.

Петр и Феврония


В этом же храме располагается икона Святой пары Петра и Февронии, к которым обращаются за помощью в любви и семейной жизни.

К сожалению, все иконы православные, фото и названия их нет возможности описать в рамках одной статьи, ведь их существует огромное множество. Но все же главные святыни все же удалось освятить.

Почитание святых икон занимает немалое место в православном благочестии. Перед святыми иконами в храмах и домах молятся, возжигая свечи и лампады, ими благословляют, через них получают исцеления, а иногда и указания от Господа. Церковное Предание свидетельствует, что «еще с апостольских времен святые иконы употреблялись в храмах, и верующие поклонялись им…»

Слово «икона» греческого происхождения и означает «образ». Искусство иконописи – это драгоценная часть Священного Предания Православной Церкви. Вторая ипостась Святой Троицы – Сын Божий вочеловечился. И в лице Господа Иисуса Христа люди смогли созерцать своими земными глазами Самого Бога. Сын Божий, как Божественное Слово есть образ Бога Отца: И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца.

До боговоплощения этот образ был невидим для человека, и являлся только в слове. В Ветхом Завете почиталось Божественное Откровение, запечатленное в книгах Священного Писания, и никакого изображения лица Божия не могло быть.

Учение Православной Церкви об иконопочитании выразили собравшиеся в Никее в восьмом веке Святые Отцы УII Вселенского Собора. Постановление Собора говорит, «… честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и покланяющийся иконе, покланяется существу изображенного на ней».

Апостол Иоанн Богослов свидетельствует в своем послании о том, каким счастьем было для Апостолов видеть Господа, касаться Его, приобщаясь к жизни Самого Бога. Частицу этого счастья и благодати дарит нам Церковь через изображения Господа Иисуса Христа.

Первый образ Иисуса Христа появился во время Его земной жизни. Сам Спаситель дал нам Свое изображение. Умывшись, Он отер пречистый Лик полотенцем, который чудесно изобразился на этом плате. Христос исполнил просьбу царя Едесского Авгаря, и послал ему Свой образ, запечатлевшийся на плате. Приложившись к этой богозданной иконе, Авгарь очистился от проказы. Этот образ известен под названием Нерукотворный Спас.

Особым почитанием и благодатной силой обладают иконы Божией Матери. Пресвятая Дева является той «лестницей», которая соединяет невидимое небо и наш видимый мир. В иконе Богоматери мы имеем Ту, Которая послужила воплощению Богочеловека, Ту, Которая у Креста, где умирал Ее Божественный Сын, усыновила весь человеческий род. Поэтому иконы Богоматери занимают особое место. В храме и на богослужении они рядом с иконами Спасителя.

Пресвятую Троицу изображают в виде трех Ангелов, сидящих за столом. Так Господь явился некогда Аврааму.

Святые почитаются нами, поскольку в них изобразился Христос. Они являются живыми иконами. И в той же мере православными почитаются и их изображения. Золотой фон, на котором часто изображены святые, говорят нам о той нетленной Славе Божией, в которой пребывает Господь и любящие Его.

На иконах изображаются и события Священной истории. В сюжетах из Ветхого и Нового заветов иконопись доносит до нас не историческую действительность, а спасительный для нас смысл этих событий. В этом смысле икону называют «Евангелием в красках».

Особые приемы написания икон позволяют видеть не обычное лицо и тело, но духовно преображенное, способное вместить божественную благодать. Принцип обратной перспективы позволяет изменить пространство. Человек, смотрящий на икону, становится центром ее созерцания. Он приобщается к происходящему на ней и тем самым становится причастником Божией благодати.

После написания имени и освещения, икона становится местом благодатного присутствия Изображаемого на ней. В чине освящения иконы звучат слова, означающие ее истинное предназначение для молящегося перед ней: через созерцание образа почитание и духовное созерцание Первообраза. Созерцая икону, мы стремимся постичь высшее назначение человека – восстановление в себе образа Своего Творца.

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца прежде всех веков. И во всесвятого Духа, Святого и Господа, наравне с Отцем и Сыном покланяемого и славимого, Которым все освящается. Во Святую Троицу нераздельную, неизреченную и неописуемую. Во Святую Троицу вседержавную и вседетельную, равнобожественную и равномощную, тожественную по воле и тожественную по уму, тожественную по сущности и единосущную, совечную и собезначальную. И в единоначалие триипостасное в Сыне Боге, рожденном, в Духе Боге, содержащем и животворящем все. Ибо Дух всегда есть с Отцем и Сыном, и никогда не разделялись один от одного. И Отец всегда был и существовал с сыном. И Сын существовал с обоими - Отцем и Духом. Так покланяюсь и славлю нераздельную Святую Троицу, единое Божество в трех ипостасях.

Подобно и святую Богородицу исповедую святейшею херувимов и серафимов, высшею всех тварей и превысшею небес, как по плоти родившую единого от Троицы Христа Бога нашего, ради нас сошедшего к нам и вочеловечившегося для нашего спасения. Вместе с Ним чту и славлю и святых Его подвижников, и покланяюсь им и почитаю их. Святому Иоанну Предтече и Крестителю, и бывшим до него пророкам, и после него всехвальным апостолам, святым и добропобедным мученикам, и всем святым покланяюсь, почитаю их и прошу молитв их. Ибо чрез них все спасаемся, так как желание боящихся Его исполняет Бог (Пс.144:19). Покланяюсь и честным останкам их и почитаю их; ибо многие тела святых мучеников источали миро и цельбы, и многие болезни чрез них уврачевались.

Почитаю, покланяюсь и лобызаю и честные и священные иконы их, не как богов, но как сокращенное описание, уяснение и напоминание страданий их. Потому что иконы не суть только начертание тела и указание на него, но показывают и страдания тела. Ибо за страдания, которые претерпели ради Христа, Бога нашего, ублажаются, почитаются и чествуются поклонением (святые). А если бы сего не потерпели за Христа, то мы не имели бы нужды изображать их в книгах и церквах.

Как многие в домах своих делают изображения человеков, родители - детей своих, дети - родителей своих, по причине любви и взаимной между собою связи, и для незабвенной памяти, так что и лобызают их - впрочем, не как богов, а ради памяти и любви к ним, так надлежит разуметь и об иконах святых, что для напоминания и для нашей любви, и для исправления жизни нашей, а вместе и язычников, приступающих к вере во Христа Иисуса, для показания доброго их свидетельства, они написаны в церквах и книгах. И если те по причине плотской любви к детям своим начертывают изображения для напоминания о них, то тем более должны мы писать иконы святых с страданиями их, (изображать) проливших кровь свою из любви ко Христу.

Почему называешь меня идолослужителем? Ибо, скажи мне, кланяюсь ли идолу какого Аполлона, а лучше сказать Губителя, или иконе Господа нашего Иисуса Христа, научающей меня домостроительному Его воплощению? Скажи мне, покланяюсь ли идолу какой Артемиды или иконе всесвятой непорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа? Покланяюсь ли идолу какого-нибудь Дия или иконе святого Иоанна Предтечи и Крестителя? Покланяюсь идолу какого Дия и Иракла или иконам святых апостолов, мучеников и всех святых, от века угодивших Богу? И кто смеет назвать идолослужением прекрасное это изъяснение и порицать страдания Христовы и святых Его, или передавших нам святую церковь Божию? Ибо так украшенною мы приняли ее от отцов, как и божественные Писания выставляют домостроительное воплощение Христа. Его к нам ради нас сошествие, пещеру, звезду и волхвов, крещение. Иордан и Иоанна, касающегося главы Его, и Духа Святого, сходящего с неба в виде голубя. Обратимся и к страданиям Его и увидим детей с вайями, умывальницу и полотенце, лобзание Иуды, суд иудеев, приговор Пилата, и прочее; воскресение, радование мира, как Христос попирает ад и восставляет Адама; подобно и - вознесение, встретить и чудеса Его, прозрение слепого, исцеление расслабленного, прикосновение страдавшей кровотечением к краю одежды, которая первая и сделала образ Христа из меди; подобно (встретим) и иконы святых с мучительными орудиями и судилищами, которые они претерпели за Христа, Бога нашего.

Такое прекрасное изъяснение и полезное начертание можем ли назвать идолослужением? Ибо это есть сокращенное и хорошее писание, как и божественный отец наш Златоуст сказал: "я люблю и живопись на воске, как исполненную благочестия". И святой Василий, великий отец наш, восхваляя святых сорок (мучеников), говорит: "потому что и писатели и живописцы, одни - украшая речью, а другие - изображая на досках, те и другие поощряли многих к мужеству". Так писатель написал Евангелие и то, что описал в Евангелии, все домостроительство воплощения, и мучения святых, и предал Церкви. Подобно и живописец начертал все домостроительство Господа нашего Иисуса Христа, и истязания святых, и предал Церкви. Так что оба преподают нам одно наставление. Почему же книгу уважаете, а картину порицаете, скажи мне! Какое различие между ними, когда оба вещают об одном действии, между тем одна считается достойною поклонения, а другая уничижается? О приключение! Кто не осмеет такого суждения? Кто не возгнушается такого учения, что, тогда как оба представляют одно писание, одно уважается, а другое попирается? Видел знание, а лучше сказать - невежество? В действительности, если хорошо размыслишь, о человек, то хорошее и благоприятное изображение само есть истолкование и уяснение Евангелия; ибо, что Евангелие излагает словесно, то икона показывает предметно. Почему же то уважается, а эта отвергается? Чем отличается бумага от камня? Не оба ли, как материал, приспособляются к одному производству? Чем отличаются чернила от сурика и прочих красок? Не приготовляются ли те и другие из многих составов и таким образом служат на пользу пишущим? Скажи же мне: пред чем благоговеешь в книге Евангельской, пред веществом, или изложением домостроительства Христова чрез воплощение? Так и я не доску чту, не стену и не вещество красок, а образ тела Его и очертание домостроительства Христова, как и отец наш Златоуст в беседе "на умовение ног": "когда изображения и отличия царские вносятся в город, то выходят им навстречу сановники и толпы народа с приветствием и благоговением, не камню воздавая честь, не слитому из воска очертанию, а изображению царя; и ради изображения полагается воздавать такую честь и поклонение, когда нет там царя". О несчастие! Изображение земного царя со страхом чествуется и прославляется, а Христово уничижается. О прельщение христиан! О суждение и учение отцов! Кто не осмеет сего нечестивого мнения? Потому что, если найдется человек, безчестящий изображение царя, не подлежит ли уголовному наказанию? Ибо безчестящий изображение царя безчестит самого царя, так как честь от образа, по выражению великого Василия, переходит на первообразное; подобно и - безчестие. Так надлежит понимать и относительно Царя небесного; именно, что безчестящий икону Его наносит оскорбление первообразу Христову. Ты скажешь мне, что Бог неописуем и недомыслим, безстрастен и непостижим? Но описуема плоть, которую Он принял и по которой виден был на земле с состояниями ее. Или отделяешь плоть от Божества? Да не будет! Потому что никогда они не отделялись друг от друга, ни во чреве Матери, ни при крещении, ни на кресте, ни во аде. Но скажешь мне: если никогда не отделялись, то как описываешь только плоть? Скажи же мне и ты: кто сосал молоко из сосец Матери? Не плоть ли? Конечно, этим питалась плоть, а Божества не касалась сия потребность. И кто дерзает говорить или спорить из-за этого о Божестве и погубить душу свою, как многие еретики? Или кто, опять, может описать человека, сотворенного по образу Божию? Никто. Потому что мы постигаем не мысленное в человеке по образу Божию, а являемое. Являемое же сложно и описуемо, а Бог прост, несложен и неописуем. И плоть, которою облекся Христос от непорочной Матери Своей, описывается как видима была на земле. И это не есть идолослужение. Потому что Христос, сойдя, упразднил идолов на земле; как же снова оставил нам идолов? Скажешь ли, что не заповедал нам делать изображений и покланяться им? Но Сам Христос сделал образ, так называемый нерукотворенный, и даже доныне он существует и почитается, и никто не назвал его идолом.

Скажешь ли, что не написано покланяться иконам? Много и других преданий приняли мы от апостолов и отцов, которых Христос не высказал. Ибо где сказал Христос кланяться на восток, или кланяться кресту, Евангелию, или принимать Тело Его натощак, или венчать брачующихся? Есть и много иного, что делаем, хотя Христос того не заповедал нам; но мы как приняли от апостолов и отцов, так и веруем, зная, что от Бога они научены тому. Ибо от святых Своих Бог не скрыл ничего, как вредного, так и спасительного людям. И почему бы Он скрыл это от них?

А если почитание икон есть идолослужение, и столько лет погибал народ, то когда надлежит наполниться высшему миру (Рим.11:25; Мф.24:14)? О несчастие! Если от снисшествия Христова до времен господина Германа патриарха народ погибал, кланяясь идолам, то для чего сходил к нам Христос? Но, о Боже, не может быть, чтобы почитание икон было идолослужением. Если бы оно было идолослужением, то несомненно хотя бы один Собор отринул их. Если не отринул их первый, то почему не отринул второй: третий, опять, как не отринул их? Как не отринул четвертый, пятый, шестой? Напротив, (шестой) и уяснил употребление их. Загляни в определения шестого собора, в главу восемьдесят вторую, и найдешь там доказательство. Ибо так изрекли богоносные отцы. "На некоторых изображениях честных икон пишется агнец, указуемый рукою Предтечи, так что принят во образ благодати тот, что в законе нам предозначает истинного Агнца, Христа Бога нашего. Мы же, почитая древние образы и сени, преданные Церкви как знамения и предначертания истины, предпочитаем благодать и истину (Ин.1:17), приемля оную как исполнение закона. Посему, чтобы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ Агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству, вместо ветхого агнца, чтобы чрез то, созерцая смирение Бога Слова, приводили мы себе на память житие Его во плоти, Его страдания и спасительную смерть, и совершившееся таким образом искупление мира". Когда так определили отцы, мы какую нужду имеем преступать определения их и производить раздор в Церкви Божией? Не знаешь разве, что нарушающий постановления отцов подлежит отлучению? Смотрите, что вы сделали, и все еще пребываете во зле! Если бы ты сказал мне, что они появились с шестого Собора, то сказал бы нечто, хотя и так оно не имело бы смысла; а если они начались с пришествия Христова, то ничего не можешь сказать против них. Скажешь ли мне, что отцы шести Соборов озабочены были ниспровержением иных богохулений и ересей? Но что, скажи мне, хуже идолослужения? И почему они упразднили менее опасное, а тягчайшее всех оставили на погибель народу?

Скажешь мне, что отцы ни покланялись им, ни имели их в виду? Как же Златоуст сказал: "Я и слитое из воска изображение люблю"? - Как святый Григорий Нисский сказал, что никогда не видел иконы этого страдания без того, чтобы не проходить мимо без слез, а святый Василий должен был приложить столько усилий в Кесарии, чтобы написать икону Христа? А ты говоришь - не покланялись им! Какой же человек, видя на иконе Господа распятого, не поклонится?

Скажешь ли с пророком Давидом, что идолы язычников сребро и золото, произведения рук человеческих, имеют уста и не говорят (Пс.113:12-13), и прочее? Они действительно были таковы, как сказал пророк. Но язычники считали те изображения за богов, а Бога вовсе не знали. Мы же не так, да не будет! Но, как сказал уже, чту Святую Троицу нераздельную, святую Богородицу и всех святых, по усердию и великой к ним любви покланяюсь и лобызаю и честные и священные иконы их, не как богов, подобно еллинам, но как начертание краткое и удобовразумительное, как приняла их Церковь; посему они и говорят и не немы, подобно идолам язычников, как и всякое читаемое писание говорит и не немотствует. Посему говорит Златоуст: "Я люблю и слитое из воска изображение".

Скажешь, "не кланяюсь предметам рукотворенным"? Но и церковь сделана руками, и крест, и Евангелие, и жертвенник, и прочие сосуды церковные. Скажешь ли, "никто не видел ангелов, как же живописуют ангелов"? В действительности часто видели их святые. Святая Богородица видела Гавриила, видели миронисицы, когда пришли ко гробу, апостол (Петр) в темнице и под стражею, пророки Исайя, Иезекииль и Даниил, и вообще многие святые видели ангелов, поскольку могли видеть...

Скажешь ли, что это поколение обоготворило их? А ты должен учить народ, как надлежит почитать их. Ибо как прикажешь: если селянин и простец встретит слугу царского и поклонится ему как царю и скажет ему "помилуй меня, владыко благий!", чтобы наказан был смертию и поклонившийся, и принявший поклонение? Несправедливо, потому что по неведению сделал это. Но следует людям сведущим вразумить неопытного, что это не царь. Потому что царь пребывает во дворце и никто его не видит, разве когда явится со славою. Так надлежит учить тех, кои по невежеству боготворят икону Христову, что это не Христос во плоти, а икона Его. Потому что Христос пребывает на небесах, и никто Его не видит, не знаю - разве когда явится во второе пришествие Свое. И, конечно, они вразумились бы и покланялись как следует. На то есть епископы, чтобы учить народ, как нужно веровать и как молиться...

Теперь скажи мне наконец: кому будем следовать? Святому Василию или Пастиле, погубившему многие души? Кого станем слушать? Святого Иоанна Златоуста или Трикаккава, учителя нестроения и пагубы, и преимущих из тех (иконоборцев)? Кого станем слушать? Святых шести Вселенских Соборов или безглавого сего и отверженного Богом и святыми Его?.. Кто не осмеет этого Собора? И посему знайте, что он неподлинный и неприемлем Богом и святыми Его, и непристойно называть его Собором, но сонмищем иудейским, ибо, подобно ему, состоялся против Спасителя. Поелику злоначальный враг наш диавол, изначала воюющий на род человеческий, видя, что народ еврейский был любим Богом, позавидовал ему и погубил его, и вложил в них мысль лукавую, что Христос не есть Сын Божий, а обманщик и хочет погубить род еврейский; но схвативши, убейте Его. И священники иудейские, составив сонмище и от лица диавола приняв умысел против Спасителя, чтобы схватить и умертвить Его; и, смешавши уксус с желчию, наложили губку на трость и поднесли к устам Его; и, взявши копье, пронзили бок Его, и предали себя диаволу. Подобно так же оный враг наш диавол, видя род христианский любезным Богу, весьма позавидовал ему, и, желая погубить его, вложил в тех (иконоборцев) лукавую мысль: то поклонение есть идолослужение; а вы пренебрегите его и отстаньте от него, так как (иначе) погибнете. И составивши сонмище, и сами приняв от диавола умысел против иконы Христовой, присудили, вместо телесного распятия, попрать ее ногами своими. Подобно и они, смешавши воду и известь и наложивши губку на дерево, приложили к лику изображения Его, и, вместо копья взявши меч, выколупали его. Исполнили и они деяние иудеев и сами себя предали диаволу. О несчастие, о прельщение на христиан, потому что и они бросились в пропасть иудейскую! Горе тебе, диаволе, враждебниче Богу, потому что смешал христиан с иудеями.

Нравственное приложение

Умоляю вас, воспряньте от сего мрака и ослепления. Потому что диавол, когда хочет погубить человека, ослепляет ум его, чтобы он не познавал добра (2Кор.4:4). Мы же вникнем в Писания и Предания отцов, и отцам станем подражать; и как застали Церковь, так и пребудем при ней, такою и передадим ее (родам последующим). Не будем отлучать себя от отцов наших, чтобы грядущее другое поколение не анафематствовало нас и не отлучило; и воистину, нисколько (тогда) не принесут пользы пределы земли, да удостоит меня Бог быть в общении с шестью Вселенскими Соборами и иметь участие с ними, а не с безглавым сим и разбойническим собором. Бог же мира и утешения (Рим.15:5; Евр.13:20) по Своей милости да избавит нас от настоящей и всякой ереси и сподобит удержаться в православной вере во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков, аминь.

Примечания:
1. Т.е. изображения жертвоприношения Авраамова.
2. Речь идет об иконоборческом соборе 754 г.

Сказавши о силе и почитании святаго креста, следует сказать и о святых иконах, которыя, как и самый крест, всеми благоговейно почитаются, и которыя поставляются как в церкви и в домах, так и на всяком месте вне оных. Ибо всещедрый и всемилостивый Господь Бог, всегда промышляющий о спасении рода человеческаго, не восхотел верных Своих оставить в неведении о тех спасительных благодеяниях и предивных чудесах Своих, которыя Он соделал на Земле в образе человеческом; но, по премногой Своей благости, предал все это возлюбленной Своей церкви в изображениях на святых иконах, дабы мы видели Его чудеса своими телесными очами. Церковь же, украсившись иконами, как багряницею царскою, достойно чтит их и призывает своих православных сынов к надлежащему их почитанию. Так как почитание святых икон как в древнем законе, так и в новой благодати, введено не волею человеческою, но повелением Божиим: то необходимо здесь из Священнаго Писания показать происхождение святых икон, потом вкратце изложить историю, с каким благоговением издревле были почитаемы святые иконы и как мужественно защищаемы, и наконец, в каком смысле оне почитаются церковию.

§ 2

Доказательство о святых иконах из Ветхаго Завета

В начале, в древнем законе, Сам Бог повелел Моисею, ради чести и славы Своей, сотворить в скинии образы, сказав ему: «И да сотвориши дщицу злату чисту, и изобразиши на ней образ печати, святыня Господня» (Исх.28, 36). Господь, повелевая Моисею сотворить образы, сказал не о идолах греческих и языческих богов, но повелел сотворить образы для славы Своей. Потом Бог повелел Моисею сделать кивот завета и двух херувимов, говоря: «сотвориши два херувима злата изваянна, и возложиши я от обеих стран очистилища; и ниже: на опонах множество херувимов сотвориши» (Исх.25,18-19). Затем Господь Бог повелел Моисею сделать меднаго змея: «сотвори себе змию (медяну) и положи ю на знамя: и будет, аще угрызет змия человека, всяк угрызенный видев ю, жив будет» (Чис.21, 8). Затем Господь Бог повелел Моисею сделать две каменныя скрижали (таблицы). И «рече Господь к Моисею: истеши себе две скрижали каменны якоже и первыя, и взыди ко Мне на гору: и напишу на скрижалях словеса» (Исх. 34, 1). Эти две скрижали, стамну, заключавшую в себе манну, и жезл Ааронов Моисей с великою честию положил в ковчеге. «Еще повелел Бог Моисею: и да помажеши (святым елеем) скинию свидения, и кивот скинии свидения, и все сосуды ея, и алтарь кадильный. И освятиши я и будут святая святых: всяк прикасайся к ним, освятится» (Исх. 30). Соломон же премудрый сотвори на дверях изваянныя херувимы... объятыя златом свещенным на изображение (3 Цар.6,35). Провидев все это, пророк Давид возгласил: «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея» (Пс. 25). И еще: «вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем» (Псал. 5). Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Все эти свидетельства не противоречат заповеди, данной Богом людям израилевым: «слыши, Израилю: Господь Бог наш Господь един есть» (Втор. 6). «Да не будут тебе бози иныи пред лицем Моим, да не сотвориши себе кумира, ни всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земле низу, и елика в водах, и под землею: да не поклонишися им, ниже послужиши им» (Втор.5,7). Здесь Бог ясно запрещает делать образы богов греческих и языческих, потому что греки и другие языческие народы, как например египтяне, почитали своих истуканов за богов и покланялись им. Но чтоб к сему не привык и народ Божий, Господь Бог строго запретил им делать такия подобия. Однако они слили себе тельца в пустыне и вопияли пред ним: се бози твои, Израилю, и сделались идолослужителями. Но Господь не только не запретил делать образы, но и для Своего прославления повелел сделать доску с изображением херувиимов, меднаго змия, и другия украшения, имевшия быть при кивоте. И этих украшений ни Моисей, ни израильтяне не только не уничтожали, но и почитали и покланялись им, и в сем случае почитали не дерево и не краски, но Того, в честь и хвалу Котораго они были сделаны.

§ 3

Из Новаго Завета

Обращаясь к Новому Завету, мы видим, что и здесь образа получили начало от Самаго Иисуса Христа. Ибо когда Авгарь, царь Едесский, послал в Иудею живописца снять с Господа нашего образ, и когда живописец не мог мего сделать, по причине блистающей светлости лица Иисусова: тогда Сам Господь приложив убрус к Своему Божественному и животворящему лицу и отпечатлев на нем Свое изображение, послал его к ожидавшему Авгарю. Об этой иконе подробнее читай Четьи - Минеи августа 16 дня. Кровоточивая жена в Кесарии, где она и родилась, сделала медный образ Господа Иисуса Христа, и у ног этого образа выросло дерево, которое исцеляло всякие болезни. "Этот образ, - пишет Евсевий (кн. 7, гл. 18), - сохранился и до наших дней, и мы, когда ни приходили в город, всегда его видели". Тот же Евсевий в той же главе пишет о себе: "иконы апостолов Петра и Павла, изображенных на досках, мы видели сохранившимися и до наших дней". Что иконы были и во времена святых апостолов, об этом в слове на неделю православия свидетельствует святой Иоанн Дамаскин: "прими (во свидетели) и благовестника Луку. Как апостолы повелели евангелисту Луке написать образ Спасителя, так и авва Иосиф написал честную икону Пречистой Девы Марии, и послал ее к Феофилу". И ниже: "святой апостол Лука прежде написал на иконе образ Господа нашего Иисуса Христа и пречистой Его Матери, а потом изображения святых апостолов и пророков". Древние писатели говорят, что когда "образа, написанные евангелистом Лукою, были принесены к Пречистой Деве Марии, она благословила их, сказав: благодать Сына Моего и Моя да будет с ними. И тотчас вследствие благословления Богоматери от этих образов стали совершаться многия чудеса и доныне совершаются". А что касается до того, что об этом не написано в Евангелии, или в посланиях апостольских (почему иконоборцы и не веруют), то на это нужно сказать, что не все написано в Евангелии, что и само Евангелие свидетельствует: «многа же ина знамения сотвори Иисус пред ученики Своими, яже не суть писана в книгах сих» (Иоан. 20, 30). В деяниях апостольских пишется: «предаяше им хранити уставы сужденныя от апостол и старец, иже во Иерусалиме» (Деян. 16, 4). И в другом месте: «тем же убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15). Отсюда видно, что чего не написали апостолы, то после них, когда христианство распространилось и служение демонам престало, написали и преподали словесно ученики их. Ученик святаго апостола Павла, святой Дионисий Ареопагит, в книге о небесной иерархии, спрашивает: "почему пишут ангела в образе человеческом? и для чего евангелистов пишут в четверовидных изображениях?" Отсюда видно, что образы были в употреблении и во времена апостольския. В конце перваго столетия по Рождестве Христовом Евстафию Плакиде явился образ распятия Христова, о чем смотри в Четьи - Минеи 20 сентябоя. В греческой хронике пишется, что во втором столетии по Рождестве Христовом, когда на христиан было воздвигнуто гонение, они не смели явно показывать образа. Внук Едесскаго царя Авгаря был идолопоклонник, и поэтому нерукотворный образ хотел снять с ворот, где Авгарь поставил его с честию; но епископ Едесский, будучи наставлен откровением Божиим, ночью положил сей образ в стену и, закрыв его, поставил пред ним горящую свечу. И он находился так до прихода Хозроя, царя Персидскаго; тогда он чудесным образом был обретен и перенесен в Константинополь. О сем смотри Четьи Минеи августа 16 дня. Сильвестр, папа Римский, показывал великому царю Константину образ святых первоверховных апостолов, говоря: "вот изображения тех, которые явились тебе в ночном видении". Святой Афанасий Великий, бывший на первом вселенском соборе, пишет: "в городе Вирите, в области Антиохийской, жиды поругались над иконами распятия Христова. Но когда из иконы истекла кровь и вода, то совершились многие чудеса и исцеления больных, и многие из жидов уверовали и крестились". У Святаго Иоанна Златоустаго были образа, потому что святой Прокл, ученик его, увидевши апостола Павла, указал на образ его. О чем смотри в житии его. Созомен, один из древних и славных историков (в книге 1, гл.21), пишет "об образе Христове, который сокрушил Юлиан отступник, но вскоре и сам погиб". В особенности же было много икон в пятом столетии: потому что, по повелению царя Константина Великаго, воздвигнуто было много церквей, которыя украшаемы были святыми иконами. Мария Египетская, помолившись пред образом Пречистыя Богородицы, ушла в пустыню: а образ этот был в притворе церковном; посему, если в притворе были иконы, то тем более были оне в самой церкви.

§ 4

Святыя иконы почитаются издревле

В течении многих лет, с самаго Рождества Христова, святые отцы имели святыя иконы в великом почтении. И если бы оне были устроены без соизволения Божия, то на соборах святые отцы конечно не приняли бы их. И если бы они допустили это на первом соборе, то на втором, на третьем, на четвертом или пятом они упомянули бы об этом. И точно: на шестом вселенском соборе, в 82 правиле, отцы положили: "не пиши агнца во образ Христа, но пиши образ Его Самаго". В толковании сего правила так говорится: "агнец был образом истиннаго Христа Бога нашего, а потому не следует образ почитать выше истины и на честных иконах писать агнца, указуемаго перстом Предвечнаго, но Самаго Христа Бога нашего, и писать Его в человеческом образе". На седьмом вселенском соборе святые богоносные отцы, как видно из деяний сего собора, учение о святых иконах изложили так: "последующе богоглаголивому учению святых отец наших и преданию кафолическия церки, подобно изображению честнаго и животворящаго креста, повелеваем полагати во святых Божиих церквах иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея Богородицы, и всех святых мужей, и чествовати их не богопоклонением, еже подобает единому Божественному естеству, но почитанием по подобию, якоже воздается честь изображению креста Христова, Евангелию и иным святыням. Ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному". Потом отцы того же собора единогласно возгласили: "все тако веруем, все соджержим едино исповедание первых соборов и все подписуемся; сия вера апостольская, сия вера святых отцев и прочая".

§ 5

Святые иконы ревностно были защищаемы

Все следующие века, когда возникло иконоборство, святые отцы, не только писанием, но и самим делом мужественно сопротивлялись этой ереси. В сочинении об иконах, в кн. 3 и 4, а в особенности в слове на неделю Православия, святой Иоанн Дамаскин писал против иконоборцев, за что, по клевете ему отсекли руку; но он получил исцеление от иконы Пречистыя Богородицы. Святой Андрей Критский за иконы был обнажен, без милости бит, и от отсечения ноги скончался. Святой Герман, патриарх Царьграда, за иконы безчестно был изгнан из патриаршаго дома. Святой Никифор, патриарх Цареградский, из-за них же отошел на вечный покой ко Господу в изгнании и крайней нужде. Святой Тарасий, Константинопольский патриарх, при котором был седьмый вселенский собор, потерпел за иконы оскорбления, и много разных бедствий. Святой Мефодий, патриарх Цареградский, за иконы скончался в нищите и в глубоком рве (о чем смотри жития их). Если же самые православные патриархи столько страдали за святые иконы: то какия муки должны были вынести клирики церковные, и сколько велико должно быть число сих мучеников? В житии святаго Андрея Кристкаго пишется: "многие, твердо держась предания святых отец, дерзновенно сопротивлялись иконоборцам и были различно мучены; и повсюду видны были оковы, темницы и глубокие рвы, наполненные не разбойниками, не ворами или другими какими нибудь злодеями, но епископами, священниками, иноками и другими благочестивыми людьми".

§ 6

В каком смысле святые иконы почитаются

Изложивши эти ясные свидетельства Ветхаго и Новаго Завета о святых иконах упомянем наконец и о том, что все, сделанное в Ветхом Завете для почитания и хваления истиннаго Бога, все это народ Божий имел в чести и благоговейно хранил в дому Божием. Взирая на сие, евреи покланялись Творцу Богу, и в Нем полагали свою надежду. Так поступаем и мы, христиане. Образа, которые мы поставляем в честь истиннаго Бога, Господа нашего Иисуса Христа, Пречистыя Богородицы и всех святых, почитаем благоговейно; взирая на них, вспоминаем все смотрение Избавителя, ради нас соделанное, и воздавая Ему хвалу, покланяемся Ему и на Него полагаем всю надежду свою. И святых тоже благоговейно почитаем, потому что об них Иисус Христос сказал: «и Аз славу, юже дал еси Мне, дах им, да будут едино, якоже Мы едино есмы. Аз в них, и Ты во Мне» (Иоан. 17, 22-23). Посему, когда взираем на иконы, изображающия Христа Господа, Пречистую Богородицу или святых: то мы как бы читаем историю Ветхаго и Новаго Завета, припоминаем таким образом их и возгараемся к ним большею любовию. Но мы покланяемя не доскам, но лицам тех, которые на них изображены; взирая телесными очами на иконы, сердечныя очи обращаем к тому, чей образ созерцаем; целуем их устнами, в том смысле, как и блаженный патриарх Иаков целовал окровавленную ризу возлюбленнаго сына своего Иосифа; почитаем и любим священныя изображения, как некогда народ ветхозаветный благочестиво почитал ковчег Моисеев, воздавая честь не дереву и почитая не краски, но Того Самаго, в честь и славу Котораго ковчег был устроен.

(Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая скрижаль или объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. Часть вторая. О службах, положенных в священническом служении, и о постах. Часть 1. Глава XII. О святых иконах)

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна


Дивен Бог во святых Своих.
(Пс. 67: 36)

В догмате об иконопочитании говорится:

«Храним не нововводно все, писанием или без писания установленные для нас Церковные предания, от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию Евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе Богоглаголивому учению Святых Отец наших и преданию Кафолическия Церкве (вемы бо, яко сия есть Духа Святого в ней живущего), со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней . Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (здесь и далее выделено мною. - прот. И.Б. ).

Итак, поклонение разделяется на богопоклонение (λατρεία) и почитательное поклонение (προσκύνησις). В чем же разница? Богопоклонение присуще только одному Богу ; почитательное поклонение - святым, иконам, Кресту, Евангелию, мощам и другим святыням . Однако оба эти поклонения не только не противопоставляются друг другу, но являются тесно взаимосвязанными между собой. Более того, одно из них переходит в другое: почитательное поклонение в богопоклонение. Вообще богопоклонение может осуществляться только через почитательное поклонение: «Честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней» . Почитательное поклонение совершается в виде поклонов, целования, чтении молитв, воскурении ладана, возжжения свечей и лампад. «В отношении к иконе надобно разуметь и называть “относительное” поклонение (почитательное поклонение. - прот. И.Б. ), а в отношении к Самому Христу - богопочитательное (богопоклонение. - прот. И.Б. )» , - пишет преподобный Феодор Студит. Он объясняет, что одно и то же поклонение одновременно в отношении иконы будет являться почитательным поклонением, а в отношении Христа, изображенного на иконе, - богопоклонением. Здесь категорически недопустимо отождествление образа с первообразом. В противном случае почитательное поклонение будет сливаться с богопоклонением, а богопоклонение относиться к самой иконе, что, несомненно, будет являться идолопоклонством. Нельзя также и разделять эти оба поклонения - одно образу (иконе), а другое первообразу, так как в таком случае будет совершаться только почитание деревянной доски с красками, не переходящее в богопоклонение первообразу. Итак, в Православии эти оба поклонения между собою нераздельны и неслиянны .

В отношении икон Богородицы, святых, святых мощей, других священных реликвий почитательное поклонение им переходит в богопоклонение нетварной Божественной благодати , почивающей на них, то есть Самому Богу, по учению святителя Григория Паламы . «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает» . Святые, по слову священномученика Дионисия Ареопагита, представляют собой «нераздельное, премирное и священное… единство с Богом» . Стяжавши подвигом и усвоивши себе при жизни Божественную благодать, они навсегда «соделались причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1: 4), неразлучно соединились (по душе и по телу) по благодати с Богом. Поклоняясь святым (почитательным поклонением), мы, таким образом, совершаем истинное богопоклонение! Неслучайно во время Божественной Литургии, как на проскомидии, так и во время Евхаристического канона, сразу же после Христа воспоминаются Пресвятая Богородица и другие святые угодники Божии как представляющие собой нераздельное и неразлучное единство с Господом, по слову Христа: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14: 23) и «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12: 26). И вместе со Христом святые будут судить мир: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19: 28); «святые будут судить мир» (1 Кор. 6: 2). В этом смысле только и возможно спасение в православном понимании как онтологическое и непосредственное соединение с Божеством .

«Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20: 6). Святые являются нашими предстателями и молитвенниками пред Богом, и, соединившись со Христом по благодати, «яко в зерцале, видят вся наша нужды и прошения» . Почитание святых освящено и древним Преданием Церкви, закрепленным в соборных определениях .

Однако церковное почитание и молитвенное призывание святых не вводит «иного посредничества», кроме Христа. Почитая святых как верных слуг, угодников и друзей Божиих, Церковь призывает их в молитвах не как богов, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших пред Богом, Который является Единым источником и раздаятелем всех благ, даров и милостей (см.: Иак. 1: 17); как ходатаев наших, имеющих силу ходатайства и священство Христа , Который Един есть в собственном смысле и самостоятельный «посредник между Богом и человеками… предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2: 5-6).

Особое место среди православных святых занимает Пресвятая Богородица как «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим». По слову святителя Григория Паламы: «Она единая является границей между тварной и несотворенной природами , и никто не пришел бы к Богу, если только через Нея не был бы истинно озарен истинно-божественным озарением» . «Посредством Ее единой пришел к нам, явился на земле и жил среди людей Тот, Который до Нея был невидим для всех, - так и в будущем непрестанном веке всякое проистечение божественного озарения и всякое откровение божественных тайн, и всякая форма духовных даров, помимо Ее не будет иметь место ни для кого . Но Она первая, прияв полнейшее исполнение Исполняющего вселенную, устанавливает для всех меру полноты, распределяя каждому по силе его, согласно соответствию и мере чистоты каждого, так чтобы Она была хранительницей и распорядительницей богатства Божества ». «Следовательно, чрез Нее станут участниками те, которые будут причастниками Бога». «Она - Верх и Совершенство всего святаго» .

Каждая Бескровная Жертва, приносимая во время Литургии, совершается молитвами Богородицы и святых. «Но прося Бога Отца, чтобы Он молитвами святых принял сию Жертву за нас, мы обнаруживаем не недостаток веры в силу ея, а только смиренное сознание недостаточности наших молитвенных усилий к усвоению спасительных плодов ея. Мы молимся, чтобы Бог Отец помиловал нас ради безценной Жертвы Сына Своего, но в то же время чувствуем, что наши молитвы слабы и нечисты. Это чувство побуждает нас просить других, чтоб они помолились за нас… Посему Святая Церковь и научает нас умилостивлять Бога молитвами святых во всякое время и особенно во время Литургии пред безкровною Жертвою» .

Однако даже при таком непосредственном, премирном и священном приближении к Богу святых творение всегда остается творением, а Творец - Творцом. Святые становятся богами, но богами по благодати. По существу же только «один Бог и Отец всех , Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4: 6).

mob_info