Примеры свобода есть осознанная необходимость. «Свобода — есть осознанная необходимость» - Геннадий Смагин

Соответственно получается, что свобода заключается в добровольном сознательном следовании необходимости. В таком понимании свободы присутствует и позитивный, и негативный момент. Свобода противопоставлена произволу, но недооцениваются творческие возможности человеческой деятельности. Творчество – создание нового, в т.ч. и принципиально нового, изначально не заданного необходимостью. Человеческая деятельность постоянно приходит к тому, что необходимость должна творчески преодолеваться. Такое преодоление не означает, что необходимость отвергается и игнорируется. Напротив, успешное творческое преодоление всегда предполагает ее учет и переработку. Человек постоянно расширяет границы необходимости.

Современное понимание свободы может быть выражено следующим образом: это возможность выбора в рамках необходимости, либо возможность ее творческого преодоления.

Именно с возможностью свободного выбора вариантов человеческой деятельности связана проблема ответственности человека за то, что он выбирает. Под ответственностью понимают готовность принять как должное все последствия своего свободного выбора, в т.ч. и неблагоприятные для того, кто этот выбор осуществляет. В зависимости от источника ответственности, она разделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя ответственность – это ответственность перед внешними субъектами (природа, общество), а внутренняя – перед самим собой (совесть).

Журналистская деятельность относится к числу таких видов человеческой деятельности, для которых высокая степень свободы является обязательным условием их эффективности. Что касается необходимости, наиболее важную роль играет социальная необходимость (историческая необходимость). Журналистика – социально ориентированный вид деятельности. Предполагается, что журналист должен постоянно осмысливать социальную деятельность и искать для себя ответ на вопрос о том, что же в данный момент является необходимым для общества. Потребность в высокой степени свободы предполагает высокую степень ответственности за свое поведение.

Общефилософские основы журналистской деятельности требуют конкретизации при практической реализации в конкретном обществе в конкретный исторический период.

Саморегулирование журналистской деятельности.

1) Профессиональная этика журналиста

2) Принцип правдивости и объективности – главные профессиональные принцип журналиста

ŒОт греческого etos – обычай.

Этика – правила поведения человека в обществе.

Смежными с этикой понятиями являются понятия «мораль» и «нравственность».

Mores – нравы (лат.)

Эти слова часто используются как синонимы, но в строгом смысле их значения различаются.

Мораль – это общественные требования к поведению человека, то, чего ждет от нас общество.

Нравственность – то, как общественные требования усваиваются конкретным человеком, личностью и переходят в собственные установки и убеждения человека.

Понятие «этика» объединяет содержание понятий морали и нравственности. Любая этика содержит в себе рекомендуемые варианты поведения человека (поощрительная этика) и нежелательные (запретительная этика). Этические нормы и правила закрепляются в виде традиций и обычаев, соблюдение которых поддерживается обществом и не могут не фиксироваться не в каких письменных источниках. Если же письменная фиксация происходит, то как правило, это религиозные источники. Существует писанная и неписанная этика. Этические нормы не закрепляются в законодательстве и не подкрепляются возможностью принуждения и узаконенного насилия.

Действие общей этики распространяются на всех людей, независимо от сферы их профессиональной занятости. В некоторых профессиональных сферах возникает необходимость дополнения требований общей этики специальными требованиями (профессии с повышенной общественной значимостью, в т.ч. журналистика). Журналистику относят сюда потому, что СМИ имеют большую возможность для того, чтобы оказывать влияние на массовое сознание и на сознание конкретных людей.

Профессиональная этика журналиста – это общие принципы, а так же конкретные нормы и правила поведения журналиста при выполнении им профессиональных обязанностей, соответствующие требованиям общей морали. Начинает разрабатываться с начала 20 века. В 1901 году в Швеции был создан союз журналистов, и условием для вступления в этот союз было принятие разработанного этой организацией этического кодекса. Во многих странах активная работа по внедрению этических норм в профессиональную деятельность журналистов начинается с 20-х годов 20 века (Франция, США). В России первые попытки сформулировать правила журналистской этики относятся дореволюционному периоду, в советские времена этические проблемы периодически обсуждались, однако этический кодекс разработан не был. Это связано с тем, что журналистская этика имеет реальное значение только в демократическом обществе, где журналистам предоставляется достаточно высокая степень свободы. В авторитарном обществе журналистика подчинена государственной власти и руководствуется этическими нормами журналисты могут лишь в ограниченном масштабе. Не случайно журналистскую этику относят к саморегулированию журналистской деятельности.

Действующий кодекс был принят в 1994 году союзом журналистов России. Помимо национальных этических кодексов с середины 20 века разрабатываются международные этические принципы журналистской деятельности. В середине 1950-х они были приняты международной федерацией журналистов «декларация правил поведения журналиста». В этой декларации определяются основные принципы журналистской деятельности, и предлагается принимать их за основу при разработке национальных этических кодексов.

Международные принципы журналистской деятельности:

1 принцип: уважение к истине, и к праву общества знать истину – главный долг журналиста.

2 принцип: основываясь на 1 принципе, журналист должен отстаивать право на свободной сбор и распространение информации, а так же на непредвзятое комментирование и критику.

3 принцип: сообщая о событиях, журналист должен использовать информацию, достоверность которой точно им установлена; журналист не должен скрывать важные факты или фальсифицировать источники информации.

4 принцип: журналист должен использовать добросовестные методы сбора информации.

5 принцип: журналист сохраняет тайну источника информации, предоставленную ему конфиденциально.

6 принцип: журналист должен сделать все от него зависящее, для того, чтобы исправить любые неблагоприятные последствия от распространения недостоверной информации.

7 принцип: журналист должен предвидеть возможные дискриминационные последствия деятельности СМИ для каких-либо общественных групп и предотвращать такие последствия.

8 принцип: журналист считает недопустимыми нарушениями профессиональной этики: плагиат, искажение информации, клевета, диффамация и ложные обвинения, получение взятки в любой форме, как за распространение, так и за отказ от распространения информации.

9 принцип: только журналист, соблюдающий все перечисленные требования, может считаться настоящим профессионалом.

Этический кодекс российского журналиста (кодекс профессиональной этики российского журналиста) предусматривает регулирование следующих отношений в сфере журналистской деятельности:

1) Журналист – аудитория

2) Журналист – источник информации

3) Журналист – персонаж его произведения

4) Журналист – коллеги

5) Отдельно оговариваются нормы, касающиеся соотношения журналистской деятельности с некоторыми другими видами деятельности, а именно:

· Журналисту запрещается совмещать свою профессиональную деятельность с работой в органах власти, с руководящей деятельностью в политических организациях, партиях, так же запрещается совмещение журналистской и рекламной деятельности.

· За нарушение профессиональной этики журналисты должны нести ответственность перед профессиональным сообществом, общественным мнением, а так же внутреннюю ответственность перед самим собой.

· Необходимость следовать этическим нормам обозначается понятием «профессиональный долг», а соблюдение их на практике – «профессиональная честь».

Журналистика как профессия.

1) Специфика журналистской профессии

2) Виды деятельности и специализации в сфере журналистики

3) Профессиограмма

4) Профессиональная организация журналистов

1)Профессия - вид трудовой деятельности людей,обладающих необходимыми для этого теоретическими знаниями и практическими навыками,которые приобретаются в ходе специальной подготовки и из опыта работы.Профессии складываются исторически в процессе разделения труда. Постепенно обособляются отдельные направления,возникает необходимость в наличии группы людей,которые обеспечивают данное направление деятельности. Социальная точка зрения. Профессия позволяе человеку включаться в общественную деятельносить,выполнять общественно полезные функции и получать вознаграждения. С точки зрения самого человека профессия позволяет обеспечивать себя средствами существования,а также является одной из главных форм самореализации человека в обществе.

Классификации профессий.

1. Человек живая природа. Сельскохозяственные профессии.

2. Человек неживая природа (техника).

4. Человек знаковые системы.

5. Человек произведение творческой деятельности.

Журналистика имеет коммуникативный характер. Соответственно,журналистика в первую очередь должна быть отнесена к третьему типу профессий. Однако журналистская информация распространяется в обществе в виде журналистских произведений. Поэтому ее следует отнести ее и к пятому типу. Как и любая другая профессия,журналистика предоставляет людям,занимающимся журналистской деятельностью определенные преимущества,но и несет в себе определенные угрозы.

2) Как и многие профессии,журналистская деятельность имеет комплексный характер. Журналистика объединяет несколько видов деятельности. Основные:авторская деятельность,редакторская деятельность,организаторская деятельность. Создание журналистских произведений,текстов,предназначенных для распространение через СМИ. Включают два этапа:познавательный и коммуникативный. Познавательная стадия подразумевает постоянное наблюдение за действительностью,поиск интересных тем,сбор и обработка информации по выбранным темам.

Редакторская деятельность подразумевает корректирование созданных журналистами произведений,их окончательную подготовку к СМИ. Редактирование включает в себя профессиональную корректировку текста ж. произведения и литературное редактирование. Уже получается правка произведений с точки зрения русского языка. Организационная деятельность предполагает участие журналиста в производстве информационного продукта в составе редакционного коллектива. В зависимости от занимаемой должности организаторская деятельность может иметь руководящий характер. Организаторская деятельность включает в себя организационную массовую работу редакции.

3) Помимо видов деятельности выделяются специализации. Относительно самостоятельные виды деятельности частного характера в составе более общего вида деятельности. Специализация выделяется по различным основаниям. Медийная класификация - по видам СМИ,в которых работает журналистика. Итак,выделяются следущие специализации:работник прессы. Журналисты делятся на литературных сотрудников и фотожурналистов. Тенденция конвергенции. Конвергенция это способность одного журналиста создавать сообщения для различных СМИ. Примерном конвергентной редакции служит РИА Новости. Часто бывает так,что журналисты специализируются на определенных направлениях. Ну и здесь можем выделить следущие специализации: политическая журналистика,экономическая журналистика,социальная журналистика,спортивная журналистика,светская журналистика.Жанровая специализация журналистики. Жанр - тип журналистского произведения. Информационные жанры,аналитические,художественно-публицистические жанры. Репертеры,аналитики,публицисты.

Публицистика - активное присутствие авторского начала,возможно,некоторые изх аналитических жанров,например,комментарии. Журналсит может быть интервьюером,или очеркистом,фельетонистом. Очеркист может писать только очерки,интервьюер - писать интервью и тд. Журналист может быть ведущим телевизионного ток-шоу политической тематики. Специализация разделяет познавательную и коммуникативную стадию на стрингеров и рерайтеров. Стрингеры - люди,которые специализируются на сборе информации. В журналистике используются не только журналистские профессии,но также смежные виды деятельности и обслуживающие профессии.

Профессиограмма - характеристика какой либо профессии.Профессиограмма может рассматривать профессию в теоретическом и практическом отношении. Профессия расматривается такой,какой она должна быть. Профессия описывается,как она есть,какова она на данном историческом этапе,в том числе учитываются отклонения от теоретической моделе профессии. Профессиограмма журналиста подразумевает рассмотрение профессиональной структуры личности человека,а также необходимых журналисту собственно профессиональных и личностных качеств.

1) Способности - склонности - убеждения

2) Личностные особенности

5) Ответственность

Способности - объективные предпосылки для осуществления проф. деятельности. Склонности могут порой противоречить способностям. Знания необходимые о своей профессии,широкие знания о действительности. Ответственность делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя - перед обществом,в том числе правовая и юридическая. Внутренняя - перед самим собой.

Описание журналистской профессии может включать в себя три группы профессиональных характеристик:

Демографические

Психологические

Моральные

Профессия журналиста связана с повышенной ответственностью,поэтому моральные качества имеют здесь важное значение. Способность к сопереживанию,сочевствию другим людям.

Всех людей,занятых в какой либо сфере проф. деятельности,называют профессиональным сообществом. Проф. сообщество журналистов,как и любое другое развитое проф. сообщество на сегодняшний день объединено в различные проф. организации. Проф. организации обычно называются профсоюзами,однако в нашей стране творческие организации называют творческими ассоциациями. Функции таких организаций шире,чем функции обычного профсоюза. Союз журналистов принимается как отдельные журналисты,так и частные ж. организации. Союз журналистов действиует на основе устава и программы,в которых должны определяться их функции. Эти функции можно обобщить следущим образом:

Объединение профессионального сообщества. Если журналист попадает в тяжелую ситуацию,ему помогает все сообщество.

Представительство интересов в отношениях с властью и общественностью

Взаимодействие с исполнительной и судебной властью

Профсоюзная функция. Защита прав и законных интересов журналистов как наемных работников.

Саморегулирование журналистской деятельности

Повышение профессионального уровня работы журналистов

Журналистские организации. В России главной организацией является Союз Журналистов России. Организация ведет свою историю с ноября 1918 года,тогда был первый съезд журналистов советской России. Руководит организацией с 1992 Всеволод Богданов. В структуре России отдельно выделяется профсоюз журналистов. Задача - разбирать конфликты,связанные с журналистской деятельностью.

Международная Федерация Журналистов существует с 1926 года. Эта организация объединяет журналситские организации из более чем ста стран мира,численностью около полумиллиона журналистов. Зовут начальника Эйден Уайт. Организация широко представлена в ООН,в ЮНЕСКО,в Международной Организации Труда,в Комитете по Правам Человека.

Международная Конфедерация Журналистских Союзов. Эта организация объединяет страны СНГ и Балтии.

Деятельность организаций в России часто подвергается критике. Основные положения.

Слабое влияние в профессиональном сообщесте

Слабое влияние в регионах,деятельность в основном сосредоточена в столице

Неспособность контроллировать ситуацию с соблюдением профессиональной этики российскими журналистами

Недостаточно независима от власти

Слабая возможность по защите прав журналистов как наемных работников

Проблема свободы журналистской деятельности. Общефилософский аспект проблемы. Политико-правовой аспект. Экономический аспект.

Общефилософский аспект журналистики предполагает рассмотрение основополагающих философских понятиях,связанных со свободой человеческой деятельности в целом. Свобода журналистики рассматривается в идеальном плане,то есть какой она вообще должна быть. Начинать нужно с понятия "свободы". Общефилософский аспект предполагает рассмотрение понятия свободы и соотнесение его со смежными понятиями - необходимость и ответственность. В бытовом понимании под свободой подразумевается отсутствие ограничений,возможность огграничений,возможность поступать по собственной воле. Такое понимание с философской точки зрения является неполным и не вполне правильным. В философии отстутствие каких либо ограничений объясняется понятием "произвол". Философы исходят из того,что человеческая деятельность всегда связана с ограничениями,многие из которых не зависят от сознательной воли человека. Все возможные ограничения можно разделить на три группы:

Естесственные (накладываются на чел. деятельность законами природы и имеют объективный характер)

Социальные (накладываются законами общества и имеют объективно-субъективный характер)

Личностные (их накладывает человек сам на себя,его потребности,стремления,интересы,характер субъективный)

Все ограничения,с которыми может сталкиваться человеческая деятельность,объединяются в философии понятием "необходимость". Правильное понимание свободы возможно только при сопоставлении ее с необходимостью. По началу отношения свободы и необходимости понимались следующей философской формулой - свобода это осознанная необходимость

Свобода - осознанная необходимость. Свобода заключается в добровольном,сознательном следовании необходимости.В таком понимании свободы присутствуют и позитивные,и негативные моменты. Позитивный момент:свобода противопоставляется произволу. Негативный момент заключается в том,что недооцениваются творческие моменты в деятельности человека. (Творчество - создание нового,принципиально нового;того,что изначально не задано необходимостью.) Человеческая деятельность постоянно приходит к тому,что необходимость должна творчески преодолеваться. Напротив,успешное творческое преодоление всегда предполагает ее учет и переработку. Нельзя человеку получить возможность летать. Преодолевая необходимость,человек постоянно расширяет ее границы. Современное понимание свободы может быть выражено следующим образом:это возможность выбора в рамках необходимости,либо возможность ее творческого преодоления. Именно с возможностью свободного выбора,вариантов человеческой деятельности связана проблема ответственности человека за то,что он выбирает. Под ответственностю понимают готовность понимать как должное все возможные последствия своего свободного выбора,в том числе и неблагоприятные. В зависимости от источника ответственности,она разделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя ответственность - ответственность перед внешнимми субъектами,внутренняя - перед самим собой. Журналистская деятельность относится к числу таких видов человеческих деятельностей,для которых высокая степень свободы является обязательным условием эффективности. Что касается необходимости - главную роль играет социальная она же историческая необходимость. Предполагается,что журналист должен постоянно осмысливать социальную действительность и искать для себя ответ на вопрос о том,что же в данный момент является необходимым для общества. Здесь предполагается и ответственность перед обществом,и ответственность перед самим собой,как профессионалом и человеком.

Общефилософские основы журналистской деятельности требуют конкретизации,практической реализации,в конкретном обществе,в конкретный исторический период времени.

Абстрактные философские понятия должны переводится в конкретные юридические нормы,которые можно применить для регулирования деятельности СМИ в обществе. Важно учитывать не только правове нормы регулирующие журналистскую деятельность но и особенности их использования в условиях конкретного общества,потому что иногда правовые нормы применяются неадекватно или остаются декларативными. Бывает,что правоприменительная практика сильно отклоняется от юридической нормы.

Три основных концепции исторически сложились в политике,свободе журналистской деятельности.

Авторитарная концепция. Основывается на следующем положении. Свободой журналистской деятельности могут пользоваться только те социальные силы,которые осуществляют в обществе власть. Остальные общественные силы либо вообще не допускаются к журналистской деятельности,либо их журналистская деятельность подвергается контролю со стороны государственной власти. Могут использоваться те средства,которые ограничивают оппозиционных СМИ. Например,административное давление,учреждение государственных СМИ,экономическое давление на СМИ,через владельца,но владелец лоялен государству,и тд,вплоть до силового воздействия. Традиционно госконтроль над ж.д обозначается термином "цензура". Цензура может осуществляться открыто,для чего создаются соответствующие гос. органы,либо неофициально. Степень государственного вмешательства в деятельность СМИ во многом определяется жесткостью реализации авторитарной концепции. Мягкий авторитаризм допускает существование оппозиционных СМИ и в меньшей степени регулирует журналистскую деятельность. Жесткий авторитаризм национализирует СМИ. Реализация авторитарной концепции рано или поздно порождает противодействия со стороны тех социальных сил,чья деятельность ограничена. В результате формируется концепция свободы журналистики.

Концпепция свободы журналистики. Впервые эта концепция была сформирована в обществе в 17 веке. Исходное положение этой концепции:все существующие в обществе социальные силы должны иметь равный доступ к свободе журналистской деятельности. Реализация данной концепции предполагает соблюдение трех основных условий. Все социальные силы должны иметь возможность высказывать свои идеи публично. Право высказаться должно быть предоставлено всем,кто есть в обществе. Все граждане должны иметь возможность ознакомиться с представляемыми публично идеями. Полный доступ к информации. При соблюдении первого и второго условий автоматически обеспечивается общественный прогресс,потому что из представляемых публично идей,общество всегда будет выбирать наилучшие. Концепция свободы журналистики основывается на идеи философии и просвящения,на идее приоритета разума в общественной жизни и оппозитивной природе человеческого разума.

Что общего может быть у таких на первый взгляд противоположных понятий, как свобода и необходимость? Можно сказать, что свобода, скованная необходимостью ограничений, уже не является сама собой, но так ли это на самом деле, попробуем выяснить.

Сохранение жизни в необходимости ограничения свободы

Вести себя с полной свободой действий человек не может, поскольку окружающая его природная или социальная среда, ставит определенные рамки и законы не просто так, их игнорирование несет гибель прежде всего самому человеку. Посудите сами, чем может грозить свободный выбор прыгнуть с высокого обрыва или намерение совершить преступление против другого человека с целью получить выгоду. Первый случай грозит смертельными увечьями, второй тюремным заключением. Более того, совершение преступлений против общества и личности ограничивается в сознании не только страхом наказания, но общим уровнем внутренней культуры и наличием нравственных принципов.

Осознанная необходимость, как истинная свобода выбора

Сказанное дает основания для следующего вывода - только обладающий высоким сознанием человек не будет воспринимать вынужденную необходимость ограничения своей свободы, как нечто негативное, требующее преодоления. Свобода не есть вседозволенность, как раз последняя может в попытке преодоления необходимых ограничений стать настоящей неволей для человека. Осознавая необходимость совершения тех или иных действий, человек выполняет их без чувства угнетения, при этом чувствуя себя по - настоящему свободным, поскольку единственным источником принуждения являются выводы его собственного разума.

Итак, выделим основные факторы, необходимые для понимания определения свободы, как осознанной необходимости:

  • образование;
  • наличие критического склада ума;
  • воспитание и уровень культуры.

Все великие свершения и подвиги, ставшие наследием истории человечества, сделавшие наш мир лучше и ведущие его по пути прогресса, были совершены с чувством осознанности необходимости и потому являются наивысшими проявлениями свободы.

Да, я соглашусь, что свобода является осознанной необходимость. Свобода - это возможность делать то, что ты хочешь, не завися от других людей.

Представим следующую ситуацию. Маленький ребенок не осознает нужды в свободе. Ему и так хорошо живется. Все его потребности удовлетворяют родители. Подросток начинает осознавать, что ему необходима свобода, чтобы проявлять себя, заниматься тем, чем ему хочется. Наверное. в этот момент свобода и становится осознанной необходимостью, когда ребенок перестает удовлетворять свои первичные потребности и у него появляется потребность, например, в самореализации.

"Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии" (Иак 1:25).

Определения свободы давались неоднократно, приведем их, прежде чем дать объяснение свободы как осознанного выбора необходимой возможности.

«Свободен лишь тот, кто владеет собой» (Фридрих Шиллер ).

«Способность трансцендировать из сиюминутной ситуации является основой человеческой свободы. Уникальное качество человеческого существа — широкий спектр возможностей в любой ситуации, которые, в свою очередь, зависят от самоосознания, от его способности в воображении перебирать различные способы реагирования в данной ситуации» (Р. Мэю ).

«Свобода - это господство над обстоятельствами со знанием дела» (Попов М.В ).

И наверно одно из самых известных определений, авторство которого, по разным данным, принадлежит Спинозе, Аристотелю, Гегелю, Марксу, Энгельсу: «Свобода есть осознанная необходимость».

В каждое мгновение времени и в каждой точке пространства существует выбор допустимых и имеющихся возможностей, каждая из которых имеет свои довлеющие причины. Свобода состоит в том, чтобы принять решение в выборе определенной возможности и получить последствия этого выбора в качестве ответа.

В некоторых вероисповеданиях это называется свободой в выборе между добром и злом. Если цель человека - духовное развитие, если цель коммунистической партии - общее благо народа, то выбор делается с точки зрения данной цели. Понимание целесообразности - необходимое условие свободного выбора.

Если человек отождествляет себя с чувствами или определенными мыслями, то и решение он принимает, будучи под их влиянием, так сказать, будучи одержимым ими. Так как такие решения часто идут вразрез с целесообразностью для человека, т.е. с тем, что является для него правильным, полезным и благим, то и о свободе говорить не приходится. Поэтому осознание себя без отождествления с чувствами, мыслями и ощущениями есть основание свободы.

С другой стороны, изучение и понимание человеком законов существования, различных учений и предметов, которые расширяют уровень его знаний и способность видеть различные возможности, их вероятность, а также последствия выбора, ¬ все это является таким же необходимым условием освобождения.

Как мы уже говорили в начале статьи, возможности бывают двух основных разновидностей: имеющиеся возможности и допустимые возможности.

Имеющиеся возможности - это те возможности, обстоятельства для которых уже созданы или, говоря иначе, довлеющие причины, для проявления которых существуют обстоятельства в данных времени и месте; остается только сделать осознанный выбор.

Допустимые возможности - это возможности, обстоятельства для которых еще не сложились или сложились не полностью. Такие возможности можно распределить по шкале вероятности. Например, тюремное заточение для человека резко уменьшает вероятность огромной совокупности возможностей и переводит ряд имеющихся возможностей в допустимые, маловероятные в течение срока заключения.

Невозможность удовлетворения своих материальных и культурных потребностей делает человека или народ зависимым и не свободным; он остается свободным по сути, но пленником по временным и пространственным обстоятельствам.

Цель коммунистической партии - создать возможность для удовлетворения каждым человеком своих естественных и творческих потребностей, освободить его от плена обстоятельств, созданных буржуазными угнетателями для удовлетворения потребностей своих страстей - тщеславия, жадности, похоти и т.д.

Но даже понимание возможностей и целесообразности выбора еще не освобождает человека, так как довлеющие причины других возможностей могут быть сильней. Причем эти довлеющие причины могут быть как внешнего, так и только внутреннего характера. Как правило, многие страхи и желания не имеют под собой никакого укорененного основания и разотождествленное осознание их завершается тем, что они просто исчезают. Если имеют место основательные внешние довлеющие обстоятельства или укорененные внутренние привычки, без силы воли просто не обойтись.

Воля - это орудие свободы. Сила воли прямо связана с осознанностью человека. Чем больше человек отождествляет себя со своей личностью, своими привычками, чувствами, мыслями и ощущениями - тем слабее и раздробленней его воля. Чем больше он осознает свою сущность, чем более он духовно собран - тем она сильней.

Человек, который себя не осознает, отождествляясь со своей личностью или явлениями внешнего мира, просто напросто делает выбор в пользу той возможности, чье довлеющее влияние в данное мгновение значительнее остальных. Осознающий человек, напротив, может посредством своей воли, руководствуясь целесообразностью, принять необходимое ему решение усилить напряженность нужных причин или сопротивление враждебным причинам, выбирая ту возможность, которую изволит.

Каждое принятое решение, каждый выбор возможности несет после себя следствия и последствия, а так как каждое действие имеет свое противодействие, то и человек прямо связан с последствиями своих решений. Причем чем осознанней и сильней воля решения, тем более сильный ответ последствий или ответственность выбора.

Плоды наших решений могут быть как наградой, так и наказанием, в этом и заключается свобода - принять решение и получить результат. Любой, кто отделяет понятие свободы от ответственности, является невежественным, трусливым или злоумышленным человеком, который просто обесценивает свободу, смысл которой в том, чтобы жать то, что посеял.

С одной стороны, злоумышленники говорят, что свободы не существует, а значит, нет и ответственности, ибо тогда человек жертва бытия, которое полностью определяет его сознание. С другой стороны, они проповедуют вседозволенность, будто бы можно следовать любым прихотям и не нести за это никакой ответственности. А когда им нужно сказать об ответственности, то они ссылаются на ими написанные морали и конституции, подменяя естественное понятие свободы юридическим определением, которое отвечает их интересам и защищает их буржуазные порядки.

Но свобода - это дар сущности, духовное качество человека, это то, что возвышает его над материальностью, над растительным, животным и человеческим царствами природы, т.е над обществом, над всем что связано с временем и пространством - мыслями, чувствами, вещественными явлениями. Свобода это то, что позволяет человеку преодолевать сопротивление среды, и чем более человек осознает свой дар свободы, свою сущность, тем меньше бытие определяет его выбор и тем больше он имеет возможность творить мир, как он считает правильным, полезным и благим, приняв на себя полную ответственность за свои решения. Свобода - это то, что символически делает человека богоподобным или творцом.

В конце статьи давайте рассмотрим, как говорят христиане, почему свобода возможна только в Боге: "Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода" (2Кор 3:17). "К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу" (Гал 5:13). "Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных" (1Кор 8:9). "Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства" (Гал 5:1). Этот вопрос объясняется очень просто: с одной стороны, свобода возможна только в Боге, только в Духе, мы уже рассмотрели, что если человек отождествляет себя с самостью: личностью, мыслями, желаниями, вещественным телом, то он не может быть свободен, с другой стороны, понимая под Богом Любовь, Добро, Жизнь и Развитие, можно понять, что свободная воля, руководствующаяся ненавистью и злодейством, неминуемо ведет к вырождению и смерти, по закону причин и следствий. Только Бог, который есть Любовь, делает человека свободным, именно любовь помогает человеку преодолевать свою самость, свои самодовольства и саможаления, именно Любовь помогает человеку восходить и делает его бессмертным.

В самом общем смысле свобода воли - это отсутствие давления, ограничения, принуждения. Исходя из этого, свободу можно определить следующим образом: свобода – это возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими желаниями и представлениями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Это общее определение, построенное на противопоставлении и сущности понятия оно пока не раскрывает.

На вопрос: «В чем состоит сущность свободы»? история философии дает, по крайней мере, два прин­ципиально различных ответа, по-разному трактующих свободу.

Одно из первых классических определений свободы гласит: свобода - осознанная необходимость. Оно восходит к стоикам, известно благодаря Спинозе, использовалось в трудах Г.Гегеля, О.Конта, К.Маркса, В.Плеханова. Рассмотрим его на примере рассуждений Б.Спинозы (1632-1677). Мир, природа, человек одна из « вещей» природы строго детерминированы (обусловлены). Люди мнят, будто они свободны. Свобода рождается в сознании человека, но от этого она ни в коей мере не становится действительной, так как человек часть природы, он следует общему порядку, повинуется ему и приспосабливается к нему. Осознай внешнюю для тебя необ­ходимость как единственно возможную, прими ее как свой внут­ренний зов, и ты обретешь свое место в едином процессе. Подчи­нись необходимости, как камень, который, падая, подчиняется силе тяготения. Камень, если бы он мыслил, мог бы сказать себе: «Я согласен с силой тяготения, я нахожусь в свободном полете, я па­даю не из-за того лишь, что земля притягивает меня, но и по свое­му сознательному решению. Свобода – это осознанная необходимость!» « Я называю свободной, - писал Спиноза, такую вещь, которая существует из одной только необходимости своей природы… Я полагаю свободу в свободной необходимости». В степени и глубине познания необходимости он видел степень свободы воли людей. Человек свободен в той степени, в какой он сам из своих осознанных внутренних потребностей определяет своё поведение. Бессилие в укрощении аффектов (страстей, порывов, раздражения) Спиноза называл рабством, ибо человек, им подверженный, не владеет сам собой, он находится в руках фортуны и притом в такой степени, что он, хотя и видит перед собой лучшее, однако принужден следовать худшему.

Определение свободы через необходимость имеет как положительное значение, так и существенный недостаток. Сводить свободу к одной необходимости неправомерно. В современной философской антропологии, как мы с вами уже выяснили, господствует представление о незавершённости человеческой сущности, а значит в том числе и к несводимости человека, что заставляет его выходить за пределы необходимости.

Познание необходимости является одним из условий свободы, но далеко не достаточным. Даже если человек познает необходимость чего-либо, то это познание еще не меняет положение дел. Преступник, находящийся в тюрьме и осознавший эту необходимость, не становится от этого свободным. Человека, сделавшего выбор «скрепя сердце» так же вряд ли можно назвать свободным.


«Утверждение, возмущающее всякого здравомыслящего человека. Свобода и необходимость противоположные, взаимоисключающие, уничтожающие друг друга понятия. Как необходимость может быть свободой? Необходимость есть внешняя давящая, принуждающая, враждебная моей воле сила. Необходимость есть рабство, а не свобода. Это очевидно. И это именно так, но только до тех пор, пока необходимость остается внешней, непонятой и не принятой мною.

Волшебство заключается в осознанности. Именно она обращает необходимость в свободу.

Необходимость становится свободой в момент ее постижения. Постижение переживается как огромное облегчение, подъем, освобождение. Ведь постижение необходимости есть ни что иное, как раскрытие истины. Раскрытие истины есть неизбежно и принятие ее. Постигающий принимает необходимость (истину) в себя. Он как бы сам становится этой необходимостью, начинает ощущать ее как свою собственную природу, как свое я.

В этот момент необходимость перестает быть внешней принуждающей, ограничивающей силой. Она обращается в свободу, т.е. в собственную волю постигающего. Осознанная необходимость становится природой и соответственно свободой того, кто ее постиг.

Это так просто »


Поскольку подобные суждения встречаются часто — выскажусь. У данного афоризма [актуально] два понимания.


Во-первых, когда речь о вполне конкретной довлеющей силе — осознание освобождает от необходимости подчинения [необходимости]. Болезнь, например, познанная (изготовили лекарство и методику лечения) - есть побежденная необходимость. Как и в более общем случае, познание свойств вещества, сущности явлений, освобождает от подчинения силам природы (отапливаемые дома, электричество, двигатель внутреннего сгорания и т.д.). Точно так же и познание истории, экономики, социума — в конечном счете освободит человека от слепого следования хаосу общественных отношений, подчинив их человеку в обществе сознательной организации (это краеугольное в понимании коммунизма).


Во-вторых, когда речь о свободе выбора. Если человек не осознает последствий, сути существующих перед ним вариантов, то действует хаотично, по наитию, случайно, опираясь на предубеждение, предрассудок, эмоции, а значит подчинен обстоятельствам, его выбор не является свободным, тогда как обстоятельства, независимо от выбора — необходимость, несвобода. Другое дело, если человек познает стоящую перед ним необходимость и действует со знанием дела - во всякой возникающей необходимости человек осуществляет свободный, осознанный, разумный выбор. Как простой пример, известный сказочный камень: «Налево пойдешь..., направо пойдешь..., прямо пойдешь... » — не зная точно, что ждет впереди, любой выбор, как необходимость выбора, является несвободой. Или как более сложный пример, религиозный догматизм: человек с воспитанием лишен свободы осмысленного выбора, он подчинен этому мировоззрению, оно является необходимостью, а значит — несвободой. Да и в целом, таким примером является практически вся жизнь человека сегодня, когда он не обладает целостным научным мировоззрением, обширным и современным кругозором — несвобода во взглядах, убеждениях, в ежедневной деятельности и в целевом жизненном выборе, в той или иной степени.

mob_info