Имена рек брянской области.




Имена рек Брянской области

ПРЕЛЕСТЬ Десны начинается с ее имени. Какой изначальный смысл заключало это слово, теперь уже «мают немногие, как немногие знают, почему Волга -г- Волга, Днепр - Днепр...

Десна. Притягательная сила этого слова -в его звучании, мягком, каком-то поистине солнечном. Воображению же нашему надобен лишь толчо, а потом оно дорисует всю картину: и тихие омуты на заводях этой вообще-то Ае очень тихой реки; гибкий, пр-женски волнующий ее стан; и песчаные отмели", на которые выкатывается хоть немножечко погреться волна за волною; и полоскающие свои длинные зеленые косы красавицы ивы, которые на Десне вовсе не плакучие, а скорее кокетливо-игривые, как те девчата*, что спустились по крутизне противоположного, правого берега и, подоткнув подолы, по колено зашли в воду и пригорошнями пьют ее; вот те дубы - их не назовешь вековыми, ибо стоят они тут, батюшки мои, не одну сотню лет...». Так ласково, лирично пишет о реке Десне писатель Михаил Алексеев. Эти слова взяты из повести «О моих друзьях непоседах». Десна - наибольший по длине и второй, после Припяти, по водосборной площади приток Днепра. Длина реки более тысячи километров. В ее бассейне формируется около двадцати двух процентов поверхностного стока Днепра. Река берет начало в Смоленской, протекает по Брянской, Черниговской и Киевской областям.

Имя этой реки уходит в глубину веков. Впервые оно упоминается в летописи «Повесть временных лет», составил которую в начале XI века монах-черноризец Печерского монастыря Нестор.

С древних времен Десна была важной транспортной артерией, по ней шел торговый путь между славянами и другими народами. Когда с юга вверх по течению Днепра плыли ладьи с людьми, то они видели справа от себя большую незнакомую реку. По правую руку, пр-старославянски «на десна» - «вправо». Отсюда и получил правый приток название Десна.

С этим названием есть еще несколько мелких рек в бассейне Днепра, самой Десны, левого притока реки Южного Буга, река в Подмосковье, других местах.

Существует несколько гипотез о происхождении этого географического названия. Их выдвигали и повторяли многие ученые нашей и других стран - А, И. Соболев­ский, К. Мошинский, Я. Разводовский, М. Фасмер и другие. Большинство выдвину­тых гипотез о названии этих рек основано на старославянском слове «деси»- правый. Но были и другие доводы, а их надо было опровергнуть.

«В старославянском языке десна - «правый» и это давало- основания предполагать, что реки с названием Десна окажутся правыми притоками. Но

в действительности все реки с этим названием являются левыми притоками Это и главный левый приток Днепра, и левый приток Южного Буга, и многие левые притоки сравнительно небольших рек:.. - пишет Е. М. Поспелов в книге «Туристу-о географических названях». - Это противоречие долго смущало ученых порождало дискуссии и многочисленные попытки объяснить его, пока член-корреспондент АН СССР Н.И.Толстой не выполнил специальное исследование, в результате чего было установлено древнее общеславянское правило определения левых и правых притоков, стоя лицом к потоку воды».

Основными реками помимо Десны на Брянщине являются Ипуть, Судость, Снов, Болва, Навля, Вороница, Надва. На территории области протекает ныне более ста пятидесяти малых рек к их притоков. А сколько еще безымянных ручьев и родников Сколько их пересохло.

Для правильной оценки, определения названия рек важно установить, когда и от каких слов они преимущественно образовались.

Историки нередко обращали внимание на то, что древняя топонимика Восточной Европы, особенно в южной части, насыщена названиями от корня рос и рус. Таковы например, наименования рек. Река Оскол некогда называлась Рось. В «Книге Большому чертежу», а это относится к 1627 году, указана река Pvca, впадающая в Сейм. На правобережье Днепра имеется река Рось с притоками Россавой и Роськой. В Белоруссии в Гродненской области существует поселок городского типа Россь, а в Калужской Российской Федерации - Росва.

В глубокую старину река Нерусса служила границей, за котррой кочевали исконные враги оседлых славян - тюркские племена печенегов и половцев. За этой рекой начинались земли «не руссов». А река была естественной защитой от кочевников.

Руса Старая - город в древней Новгородской земле, сейчас это Старая Руса. Название Руса, как утверждают ученые, этимологически связано с названием Русь.

О происхождении реки Нерусса существует и друюе предположение. Её имя связано с балтийским происхождением: латышским словом Наруссас, прусским - нарусса.

Ипуть... И путь-река! Пусть проходят века. По как мудрость народа Ты сильна, глубока. Синь, бездонность небес Отражает вода, Ипуть, Ипуть-река, Ты прекрасна всегда!.. Вот такие строки из стихотворения А. Беликовой «Ипуть» прочитал в суражской районной газете «Восход».

В прошлом веке фольклорист-этнограф П. И. Якушкин пешком совершил путешествие по Орловской и Черниговской губерниям. В «Путевых письмах из 1ерниговской губернии» меня заинтересовало то место, где он ведет беседу о реке Судости.

« - Какая у вас река? - спросил я переправившихся на пароме со мною казаков с возами дров под самым городом Погаром.

  • Наша река называется Судогость, - отвечал мне один из них, - вода уж очень сладкая, оттого и река называется Судогостью.
  • Я как-то в толк не возьму: вода сладкая в реке - оттого и река называется Сладостию.
  • Вода сладкая, реку назвали Сладостию: река наша сперва так и называлась.
  • Как же она теперь называется - не Сладогостию, как ты говорил, а Судого-стию?
  • Татары так ее назвали: по-нашему сладость, а по-татарски судогость, все одно и то же слово». Такова легенда.

Некоторые краеведы утверждают, что по преданию название реки состоит из двух славянских корней судка, то есть «лодки» и гостя -«купца». Ведь называлась же она раньше и Судогостью. Есть и другое предположение. В пойме реки в давние времена было немало больших озер, напоминающих судки-чаши, которые впоследствии превратились в болота.

В книге «Лингвистический анализ гидронимов» Верхнего Поднепровья В. Н. То­поров, О. П. Трубачев о происхождении названия реки Судость сообщают, что «исконно славянская этимология от суд, судно с суффиксом ость- крайне сомнительна. Скорее всего название этой крупной реки было усвоено славянами при распространении в Верхнем Поднепровье. Источник заимствования естественнее всего искать в балтийском саудатис (садастис). Расшифровку этого балтийского слова авторы не приводят. Слово «Судость» остается пока загадочным.

В Древней Руси расселение шло по рекам, и жилые места особенно сгущались по берегам бойких судоходных рек, оставляя в междуречьях пустые лесные или болотистые пространства. Историк В. О. Ключевский подчеркивает, что река воспитывала дух предприимчивости, привычку к совместному, артельному действию, заставляла размышлять и изловчаться. Она сближала разбросанные части населения, приучала чувствовать себя членом общества, общаться с чужими людьми, наблюдать их нравы и интересы. Река помогала меняться товаром и опытом, знать обхождение.

Обращение к карте подсказывает, что одноименных названий поселений и рек на земле много. Замечено давно и такое: крупные реки обычно носят название наиболее древнего присхождения, а небольшие - чаще всего имеют поздние названия. Но оно не везде абсолютно.

Имя реки нередко становится названием сперва небольшого поселения, а затем крупного города: Москва, Кострома, Вологда, Уфа, Чита, Нарын, Орел и т. д. Имя белорусской столицы Минск состоит из основы Мень (Мена) и суффикса «ск», Минск, в прошлом Менск, по реке Меня. Или другие примеры. Витебск по реке Витьба, Курск по ручью Кур, Иркутск по Иркут, Томск по реке Томь. Можно приводить и другие примеры.

Пятьсот километров течет Десна по брянской земле, и как ни странно, ни одного старинного поселения не носит названия, получившего от этой древней реки. Есть поселки Десна, Деснянский. Имя это получили они в наши дни. А вот ее много­численные притоки и притоки от них дали название не одному населенному пункту.

История древнего города Севска уходит в глубь столетий. Первое упоминание о нем встречаем в Ипатьевской летописи: «И поеха коима оу Изяслава Шеарна и братья дроужиноу иде ис Путивля на Севско и на Болдыжь». Город-воин на рубежах Русской земли веками мужественно нес свою нелегкую ратную службу. Имя свое он получил от реки Сев, раскинувшись на высоких холмах ее левого берега.

Название реки Сев некоторые связывают с двояким объяснением, например, Машинский - «струиться, быть влажным или сиять, блестеть».

Когда-то в «Списке Орловской губернии № 8530» в Севском уезде была и река

Сава. Фасмер, имея в виду Саву, объясняет происхождение ее названия из иранского - сравнивая со словом «черный».

По мнению Топорова и Трубачева, иранская этимология бесспорна и для названия Сев. Для дальнейшего этимологического изучения, предполагают оба этих ученых, было бы полезным привлечение старого областного и племенного названия Север, северяне, вероятно, вторично сблизившегося с названием страны света.

В книге «География в названиях» Э. Мурзаев сообщает такой факт: «Общеизве­стно, что Северский Донец, правый приток Дона, превратился в Северный Донец, так как уже никто не помнил о древнем племени северян, давших имя реке. Этому, может быть, способствовало сокращение «сев»; обычно на географических картах это можно было прочитать как северный. И только в последние годы опять возвратились к правильной форме - Северский Донец». Возможно, и имя реки Сев как-то связано со словом «северский». ,-. =

Имя реки Навля носит поселок Навля. Он возник в конце XIX века и рос вместе с развитием лесной промышленности и строительством железной дороги.

По некоторым источникам, славянские племена называли реку Навла, что означает русалка. Наименование реки объясняют и по-иному: якобы она течением пробивала путь в густых лесах, подмывая корни могучих дубов и сваливала их в свои воды. Такой дубовой «навали» было полно в реке, за что народ окрестил ее Навлей.

На западе России, в Белоруссии имеется несколько рек с названием Навля. Их имя связывали с предполагаемой индоевропейской основой, означающей «река», «течение». В «Кратком топонимическом словаре» В. А. Никонов предполагает, что название реки может быть из славянского Нава - «русалка»; Навля - форма прилагательного с суффиксом принадлежности - «русалочья».

В книге «Описание старой Малороссии», изданной в 1888 г. в Киеве, сказано, что Росуха извест на по летописи 1160 г.: «Ко Изяславу приидоша половцы мнози и иде с ними к Воробейне и к Росухе; и тут повоевать, иде ко Вщижю». Разумеет ли летопись при этом настоящее село Росуху или же хутор того же названия, находящийся при впадении р. Росухи в Ваблю (около с. Синина), - решить трудно. Можно думать, что, судя по местоположению, Росуха поселением древнее с. Росухи и что летопись разумеет именно теперешний хутор, находящийся около с. Синина, известность которого относится к ХП в.

До сих пор носят название Рассуха деревня в Погарском районе, село и поселок - в Унечском. Слово «россошь», «россоха» - это развилка, место слияния двух безымянных речек, составляющих более крупную.

Ревны - древнее село и деревня в Навлинском и Карачевском районах, там, где протекает река Ревна. Река в основном лесная, с перекатами, омутами и завалами. Видимо, поэтому весной она имела бурный характер, ревела на перекатах, отсюда и получила название Ревна.

У древних славян сентябрь назывался рюен, или ревун, как толкуют - от рева зверей. Возможно, на лесных берегах реки водилось множество зверей. Не с этим ли связано и название?

Вот как, например, в книге Ал. Лазаревского «Описание старой Малороссии» сообщается о селах Городище и Кистер. Первое в конце ХУШ в. описано так: «Положение имеет на гористом месте, где особо небольшая гора, именуемая городище, на котором видны остатки земляного вала, некогда бывшего, при речке Варенце, которая тут же, близ села, впала в реку Вару». О Кистере там же говорится: «...распол ожено частью на низкодолах, в ярах, между горами и на самих горах, с коих на одной более других возвышенной, приметны остатки бывшей некогда земляной небольшой крепости, положением при речках Варе и Кистерке». Далее в книге сообщается, что древность этих поселений подтверждается еще указанием и на существовавшие здесь «городища», которые служили для таких поселений «замками».

Имена поселений Варна, Кистер, получивших по именам рек, дошли до наших дней. Что означает слово «вара», «кистер»?

Варь - хвойная смола, очищенная и сгущенная варкою. Она производилась, по-видимому, по берегам реки, где росли в то время густые хвойные леса. Не исключено и от слова «вир»- водоворот в речке.

Слово «кистер» осталось в наследство от литовско-польских захватчиков. Они вырубали лес и жгли огромные костры, «кистеры» по-польски. Выженное место использовали под пашню.

Речка Немолодва дала свое название населенному пункту Немолодва и железнодорожному разъезду. В основе ее названия древнерусское слово «немолодь» - пена, «немолчный»-шумящий, издающий звук, шум. Название реки действительно раньше соответствовало. На ней были небольшие водопады, где вода бурлила и пенилась, издавая шум, звук.

Слобода Еленка при речке Еленке, как сказано в Румянцевской описи, «осажена Михаилом и Ильею Рубцами на грунтах п. Горяна Чернооковского, в 1682 г.». Еленка, Елионка, Еловец, Еловики, Еловка, Ельня, Ельчиха - таковы названия поселений. Они произошли от речки Еленка и от слов: «ель», «ельник» - хвойное вечнозеленое дерево, еловый лес.

Село Старый Ронск расположено в низине, со всех сторон его обступили овраги, взгорки, по которым тянутся улицы, переулки. Почему старый, это понятно: ведь есть и Новый Ропск.

Село Старый Ропск расположено на берегу реки Ирпа. Ее древнее название Ропа. По реке и село названо Ропском.

История возникновения Старого Ропска восходит к глубокой старине. Первое упоминание о Ропске встречается в летописи в 1159 году. Значит, он существовал уже до похода Новгород-Северского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 году.

Что касается села Новый Ропск, то оно основано в 1620 году стародубским помещиком Иваном Рубцом.

Название большого старинного села Великая Топаль иногда ошибочно связывают с тополями. Деревья растут в селе, но не они определили имя селу, а речка Топалка. До сих пор весною здесь протекают ручьи, образуя топь, а летом они обычно пересыхают. Тополь - топкое болотистое место. Вот откуда название реки, а от нее и сел Великая Топаль и Малая Топаль.

По именам многих рек, речушек получили свои названия села и деревни. Так, река Стечня дала имя селу Стечня (Стечка), Шнячка - деревне Шняки, Колоденка - Колодне, Соколья - Соколье, а ныне Сокольей Слободе, Гнилица - Гнилице, Паниковка - Паниковке, Трусовка - Трусовке. При впадении реки Рог в Судость по описи 1654 года было показано «село старое городище Рогове», а ныне это село Поченского района. С рекой Рог связаны имена и сел этого района - Красный Рог и Пьяный Рог, по-видимому, в Погарском - хутор Роговичи.

На мглинских землях в 1699 году было поселено село Дивовка, а получило оно свое лирическое имя от речки Дивовка. Деревня Попелевка была поселена около 1712 года на речке Попелевке почепским комендантом Павловым. Деревня. Черноводка - от речушки Черноводка, село Белогощь - от реки Белогощь, Лукавица - от Лукавицы, Беловодка - от Беловодки, Лопазня - от Лопазенки, Калинка - от Калинки.

В середине ХУШ века у речки Кошовки была поселена деревня, получившая имя Кошевка, ныне в Суражском районе уже не просто Кошовка, а две - Старая Кошовка и Новая Кошовка. Писалось это имя по-разному: и Кашевка, и Кашовка. Деревня Беляны получила название от реки Белянки, Струженка - от Струженки, Осинка - от Осинки, Долотня - от Долотни.

Деревня Цынка возникла в начале ХУШ века из поселка около водяной мельницы на речке Цынке. Название деревни писалось еще и Цинка. Почему?

Неясно. Ведь это совершенно два различных понятия слова. Слово «цинк» в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова объясняется как химический элемент, ковкий металл синевато-белого цвета. У В. Даля есть слово «цыновать». Это значит очищать лыки от коры, скоблить и подбирать пучками для плетения лаптей. Вероятнее всего, имя реки и села связано с этим значением слова, а не с цинком.

Или еще пример. Существует, легенда, что на речке Бойня произошла схватка русских со шведами. Битва была такой, что река стала красной от крови. С тех нор она стала называться Бойней - такое объяснение дал один из старожилов села Юдинова, а ему об этом поведала мать. О легенде названия реки рассказано в погарсксй районной газете «Вперед» 29 января 1977 года.

В унечской районной газете «Ленинское знамя» в заметке о наших речках в ноябре восемьдесят седьмого прочитал:«В Старых Ивайтенках течет речка Война, что значит бойкая, быстрая, шустрая».

Где же река названа верно? Вопрос не простой. От ее "названия зависит и объяснение слова «бойня» или «бойна». Пришлось порыться. В книге Ал. Лаза­ревского «Описание старой Малороссии» читаю: «С. Ивайтекки при р. Бойне», «С. Юдннов при р. Бойне», «С. Савостьяны при р. Бойне». «Вабля с весьма значительным количеством притоков, из которых наибольшие Бабенки, с левой стороны, и Росуха, с.правой Бойня...»

Итак, выяснено имя реки Бойня, а не Бойна. Отсюда и объяснение слова. Что касается легенды о реке, документального подтверждения не нашел. Слово «бойня» означает место, заведение, где бьют скот на мясо.

В Суражском районе есть деревня Княж, а в Жирятинском - Княжичи, в Рогнединском - село Княгинино. Слово «княгиня» образовано от слова «князь»-властелин, владетель области, княжества. «Княгиня» - жена князя. А слово «княги» и «княжек» - дикий хмель, вьюнец. Деревня Княж получила свое название от речушки, тоже носящей имя Княж..

В Климовском районе деревня носит название Пруска, иногда писали, называли Пруская. Откуда пошло имя, жители уже и не помнят. Оказывается, тоже от реки. Деревня расположена при ложбине бывшей здесь когда-то речки Пруски, упоминаемой в акте 1620 года. В XVUJ веке здесь ее уже не было. Воду пили из колодцев.

От этой же речки Пруски получила имя и деревня Плавня. Как это произошло? В ХУП веке речка обратилась уже в плавни, т. е. трясину, где под дерном вода или болотистое место, заросшее камышом. Малая речушка Пруски стала плавнями большой реки Снови.

Есть на Брянщине речушка Псуря - левый приток Лампади, впадающей в Болву.

Село Стратива Стародубского района возникло в начале ХУШ века. Л имя свое получило по одноименному названию речки. Село Краиивна поселено при речке Крап и венке во второй половине ХУП века. В это же время возникла слобода Воронец, а ныне Воронок при речке Вороновке.

Не раз мне приходилось слышать легенду о возникновении названия поселка Ивот, что в Дятьковском районе. Якобы промышленник Мальцев поехал выбирать место для своего нового предприятия. Ему понравилось место. «И вот быть тут заводу», - произнес он. И поселение якобы от слов «и вот» получило имя Ивот, а стекольный завод стал именоваться И вотским.

В юго-западной части. Севского района есть село Подывотье. Более триста лет назад поселение располагалось на лугу «Нивень». Место отличалось живописно­стью, но было низкое, заболоченное. Поэтому жители вскоре переселись поближе к лесу. Небольшой населенный пункт с мельницей и церковью находился сравнительно недалеко от речки Ивот. Отсюда и название села Подывотье.

Читаю в дореволюционном словаре: «Ивот -река Орловской и Черниговской

губ., левый приток р. Десны; длина до 100 в. Берет начало у с. Лемешевки, в Севском уезде. ».

Ивот. С таким именем существует населенный пункт в Шосткинском, а в Ямполь-ском районе Сумской области - Ивотка.

Откуда же название реки Ивот? Точного научного объяснения нет. Но по-видимому, все же ее имя связано со словом «ива», «ивка», «ивочка», «ивушка», «ивченка», «ивища» - общее или родовое название деревьев рода - талина, лоза, ракитник, бредина, верба, ветла. Есть ивка - растение. .

В Дятьковском районе поселок городского типа Ивот тоже получил имя от реки Ивоток, которая там протекает.

В «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина в седьмой главе, где говорится о новом перемирии России с Ливонским Орденом в декабре 1522 года, сообщается, чго Смоленск остался нашим, а границею служили Днепр, Ивака и Меря. Здесь историк делает сноску под номером двести тридцать восемь. В ней он сообщает, что договорная грамота хранится в архиве под № 07, и уточняет: «Россия владеет от Днепра ниже Смоленска рекою Мерею вверх, между Пречистые, Взруба и Зверович в Иваку реку». А в ключе П. Строева к труду Н. М. Карамзина называется река Ивака, а в скобках Ивата.

Наши предки тонко и точно подмечали географическую местность, ее специфику.

Так, особенности местности отражены в названиях рек Болотная, Болотенка, Тростянка, Тросновка, Песочня, Сенна. Болотца со стоячей водой назывались з далеком прошлом «ржавицами», а речушки, вытекающие из них, «ржаницами». По реке Ржанице назван и поселок Ржаница. Палуж - река с луговыми берегами - дала имя селу Палужье. Один из излюбленных способов названия рек в древности был связан с видом леса, растительности, росшей когда-то по берегам рек: Березина, Березка, Березинка, Сосница, Сосковца, Кленок, Липинка, Ольшанка, Осинка, Смородная, Дубеней. Дубна, Берестянка, Хоромлянка, Калинка, Дебря, Тростянка и другие.

Или возьмем, например, особенности самой реки: Вихолка- делает много изгибов, как бы вихляет между косогорами и кустарниками, Шумок вытекает из озера Шумовец, производя шум. Веретенка-веретенится, кружится.

Выделяется группа названий рек и озер, представляющих собой наименование птиц, зверей: Лебяже, Бобрик, Бобровец, Белка, Вепринка, Песец, Соколья, Зубр, Утянка.

Немало на Брянщине названий рек, озер, носящих названия от формы берегов, глубины, особенностей воды, ее цвета, характера истока: Беловодка, Белянка, Вершина, Вить, Гнилица, Голубовка, Дера, Желтый, Зыбкая, Красновка, Красная, Крутая, Крутобережка, Плоская, Рясна, Семигорка, Вихолка, Криуша и т.д.

Встречаются и такие названия озер и речушек, как Яблонка, Улица, Гастенка, Домаха, Дулепа, Жоведь, Знобь, Король; Ломка, Млынка, Молодькова, Дивчинка, Немолодва, Нетхорь, Непорень, Печня, Проня, Сновь, Струженка, Трубишь, Усь, Цата, Боровень, Довгая, Тоня, Красная Тонь, Большой Шерон, Средний Шерок, Солька, Гасомка, Рудка, Сеща, Будочка, Полонка, Спороть, Сквира, Снежеть, Тезна, Улья, Немеда, Хапуша, Ужа, Усожа, Злодлевка, Немерь. Эти названия уходят в далекое-далекое прошлое.

Название небольших речек в народе, таких, как Гнилуш"а: Черная, озера - Поганое болото, Узники, - предупреждало попадавших в эти места о том, что вести себя надо осторожно.

Если проследить внимательно, то существует взаимосвязь. Какая? Река дала имя многим поселениям. Бывало и так, что небольшая безымянная речушка получает имя деревни, села, образовавшихся на ее берегах.

У некоторых речек существует двойное название. Так, например, село Старый Кривец, оно же называлось и Большой Кривец. Была деревня - Пустой Кривец, она же - Сухой, Малый Кривец. Все они получили свои названия от речки Кривец,

а иначе еще она называлась Сновка - приток Снови. Речка Черная, она же называется Резочка и еще Турейка. Река Печня, она же и Бобрик. Климовское село Любечане было поселено при речке Клюсе. Эта же речка имела и другое название - Гнилая Вода. Ныне ее уже никто, по-видимому, не помнит. Пересохла она в конце ХУШ века.

В Трубчевском районе две речушки носят одинаковые названия - Десенки, а Малая Десенка стала называться Играевкой.

Итересно, что Клинцы поселены были при речке Туросне. Она течет и сейчас. Но название такое носит за пределами города, а в его черте речушку почему-1о нее прозывают Московкою.

Расскажи-ка речушка, река, о имени своем - так и хочется спросить у нона-комки. А она не отвечает. Мо.инп. Усердия, знаний взамен требует. И приходится платить ей этим. Иначе никан река, ни озеро ничего не расскажут.

Рёвны (устаревшее Рёвное, Ровня, Средние Рёвны, Пустые Рёвны) – село Навлинского района Брянской области, в 25 км к северо-западу от поселка городского типа Навля, в 12 км к западу от железнодорожной станции Синезёрки, на левом берегу реки Рёвны. Центр Ревенского сельского поселения (включает села Гололобово и Журавка, деревни Гаврилково, Зубовка, Мостки и Рябчовка).
Свое название Ревны получили от реки, в народе они назывались Пустыми Ревнами, из-за непригодности здешней почвы к возделыванию, или Фабрикой от бывшей когда-то в этом селе бумажной фабрики. Село образовалось от разных "пришлых" людей. Основателем села, первым фабрикантом и, может быть, строителем первого храма был помещик Степан Осипович Макаров, получивший за усовершенствования в этой местности заводского дела дворянство и крупную денежную награду. Помимо парусиново-полотняной фабрики болховского купца Макарова в селе имелись: винокуренной завод, медная литейня, стеклянная гута, пильная мельница, бумажная фабрика, которые продолжали существовать до XX века. Винокуренным заводом владел "тайный советник, сенатор и кавалер" Н.Б. Самойлов. Крупными землевладельцами в окрестностях населенных пунктов: Ревны и Мостки были дворяне: А.А. Пофиснев, А.А. Вепринская, А.А. Ртищева, П.И. Брусилов, И.Е. Сафонов, Н.И. Толбузина, братья П.С. и А.С. Безобразовы, а также однодворец Л.А. Глебов. Еще одним достопамятным лицом для села был комерц-советник В.И. Трубачев, посылавший крестьян в Москву учиться ремеслам: столярному, строительному, малярному и др.
В селе имелись две церкви: деревянная при кладбище, за рекой Ревной, и каменная внутри села. Кладбищенская церковь во имя Казанской Божией Матери с двумя боковыми пределами: один во имя Святых мучеников Флора и Лавра, другой – во имя Святого Чудотворца Николая. В этой церкви находилась особо почитаемая местным населением икона Святых мучеников Флора и Лавра очень древнего письма. По народному преданию, на месте бывшей бумажной фабрики в начале 17 века стоял Фроловский мужской монастырь, разоренный и сожженный поляками. После разорения монастыря, икона явилась на большом вязе не далеко от берега Ревны. В память явления иконы и была устроена здесь деревянная церковь. Каменный храм построен в 1857 году трубчевским купцом, жителем села Ревень П.А. Кушневым, и в том же году освещен архиепископом Смарагдом во имя Преображения Господня. В храме есть предел во имя Скорбящей Божией Матери, устроенный в 1878 году. Церкви утрачены. Дом культуры и почта-построены на фундаменте бывшей сельской церкви. В XIX веке в окрестностях села Ревны существовал кафельный завод, принадлежащий Е.Е. Репиной, кирпичный и стеклянный заводы князя В.Д. Голицына, кожевенный завод трубчевских мещан Губкиных, бумажная фабрика тавастгутских купцов Беляковых, дегтярный завод Е.Е. Муравьевой и девять мельниц. Через село Ревны, на Брянск и Карачев проходили "Большая Трубчевская дорога" и "Малороссийский шлях", благодаря которым с давних времен 18 (30) августа проводилась трехдневная Флоровская ярмарка, а с 24 октября (6 ноября) – четырехдневная Скорбященская ярмарка. В начале XX столетия, в селе Ревны были дополнительно открыты однодневные: Сретенская 2 (15) февраля и Никольская 9 (22) мая ярмарки. Ярмарки проходили рядом с церковью Преображения Господня и Фрола и Лавра (разрушена в 20-30 годах).
В 1872 была открыта земская школа. С XVIII века по 1924 в Трубчевском уезде (с 1861 - в составе Пролысовской волости); в 1924-1929 в Навлинской волости Бежицкого уезда; с 1929 в Навлинском районе. В середине ХХ века – колхоз "Красный лётчик". В годы Великой Отечественной войны за пособничество партизанам сожжено фашистскими оккупантами. Отделение связи - одно из старейших на Брянщине, упоминается с конца XIX века. Максимальное число жителей 1060 человек (1897, 1926).


Достопримечательности:

Село Рёвны было древнерусским городищем IX - XII веков. Раскопки, проведенные вдоль реки и открытые здесь археологические памятники (городище Гололобово, поселение Рябчёвка) говорят о том, что заселение прибрежной местности началось за несколько тысячелетий до нашей эры и носило интенсивный характер. Возможно, и поселение Рёвны возникло на месте одного из бывших славянских городищ, ведь река Ревна была одним из наиболее удобных путей «из Вятиче в Трубекс» (т.е. из вятичей в Трубчевск). По-разному называют село документы пятивековой давности: Роное, Средние Ревны и наконец, просто Рёвны...

Существует много предложений о возникновении названий села. Возможно, название произошло от реки, которая была в древности полноводной, широкой и бурной и «ревела», «ворчала» на перекатах. А может быть, оно произошло от названий колоколов, которые в старину называли ревунами. А еще ревенькой в древние времена называли траву, которую зашивали в ладанку. Считалось, что она не давала утонуть человеку. Словом «ревник» в древности еще называли ров, яму. Существует и еще одно объяснение происхождения названия. Местные жители могли участвовать в походе трубчевского князя Всеволода на половцев в 1185 году воинами-трубачами, а их тогда называли ревучами.

Какое из этих объяснений верно? Сказать, конечно, трудно. А может быть, в разные времена возникали и всевозможные легенды. Действительно история нашего края хранит немало интересного и удивительного. Но, к сожалению, XX век не принес особого развития Рёвнам.

Начало двадцатого века Ревны переживали вместе со всей Россией в ожидании грядущих перемен. Ревенчане, работавшие в городах все чаще привозили в село идеи содержания царского самодержавия.

Революцию в селе встретили радостно. Рабочие ходили с красными флагами, с бантами на груди, пели «Марсельезу». Потом началась гражданская война, под Навлей, угрожая новой власти, стоял Деникин, многие ревенчане ушли на фронт.

После революции жизнь в селе изменилась не сразу. По-прежнему все крупные предприятия принадлежали купцам. При НЭПе в селе открылась винополия, в лавках торговали евреи. В 1919 году был организован Ревенской Совет.

Возможно, что поселение Рёвны, впервые упоминаемое в документах Литовской метрики в 1457 году, возникло на месте одного из бывших славянских городищ. В 1498 году завершился владельческий спор между князем Тимофеем Ивановичем Капустой и брянским наместником князем Федором Ивановичем Жеславским. Т. Капусте брянским князем И.А.Можайским было жаловано «сельцо Лопуш» (Лопушь). Жеславский обвинил его, что «он (т.е. Капуста) многие земли наши Брянские к тому Лопушу забрал», в том числе и село Средние Ревны, в котором в то время проживало «шесть чиновников», занимающихся охотой и рыболовством.

Суд оставил с.Ревны за Т.Капустой, и ему была выдана грамота Великого Князя Литовского Александра о том, что Ревны в Брянском повете со всеми землями, сеножатями, с бобровыми гонами, с реками и озерами жаловались во владение Тимофею Капусте.

В 1505 году земли нашего края были присоединены к Московскому государству. Литовцы упорно сопротивлялись, лишаясь лесных богатств и дармовой рабочей силы. Легенда рассказывает о том, что недалеко от Ревен на лугу произошло ожесточенное сражение между русскими и литовцами. Недаром этот луг так и зовется Сечей, а место, где хоронили павших дружинников - Мертвицей. Победу в битве одержали русские, и в память о ней был воздвигнут храм, который, по преданию, со временем ушел под землю, а на его месте возник Бобров колодец. Колодец это почитался святым, и к нему за исцелением души и тела тянулись вереницы больных и убогих.

Смутное время в начале XVII века оставило на здешних местах следы разорения и запустения. После присоединения к Московскому государству земли у верного литовского слуги Тимофея Капусты были отобраны и отданы во владение Свенскому или, вернее, Свинскому монастырю. В Ревнах была охотничья монастырская база, поставлявшая монахам пушнину, дичь, мед и другие лесные дары. Местные крестьяне не раз выступали против непомерных монастырских поборов и податей.

В писцовых книгах 1625-1629 годов говорится, что в селе Средние Ревны церковь за неимением в ней церковнослужителей стоит без пения. Церковь эта, построенная без единого гвоздя в честь святых великомучеников Фрола и Лавра, находилась на кладбище и простояла до 1943 года.

Постепенно жизнь на берегах Ревны оживала. Бытует до сих пор в селе придание, что бывал в здешних местах царь Петр - I, и огромный, теперь уже трехсотлетний дуб на взгорье у Ревенского лесничества, был посажен им.

Действительно, в октябре 1708 года царь приезжал в Брянск, осматривал судоверфь, а затем по Десне отправился к Новгороду-Северскому в расположение русской армии, противостоящей шведам. Возможно, зашли его челны и в русло Ревны, и посадил государь здесь дуб, заложив тем самым строительство полотняной мануфактуры. Известно только, что в 1710 году ревенские крестьяне были выведены из подчинения Свенского монастыря и переведены в разряд дворцовых, государственных. Свою крепостную повинность отбывал они теперь, работая на открытой по указу царя полотняной фабрике, изготовлявшей парусину для молодого российского флота. Высокое качество сырья из местного льна и конопли, грамотность прибывших из Москвы мастеров да умелость крестьян позволили ревенскому полотну выйти на международный рынок. Вывозимое купцами за границу оно пользовалось спросом Англии, Германии и Голландии.

Спустя некоторое время открылась в селе и стеклянная фабрика по производству бутылочного и оконного стекла. В 1768 году откупщик Ревенской Гуты (так тогда назывались эти стеклянные заводы) как говорят документы, Василий Баран имел двух мастеров Бориса Дибчонка и Якова Рудого, которым платил в зависимости от мастерства 6 и 3 рубля в год соответственно. Все мастеровые и рабочие размещались в 20-ти бездворных хатах. Так в Ревнах, кроме умелых ткачей, появились гутники, будники, гончары, осмольники и другие специалисты стекольного дела. Говорят, что Василий Баран откупил эту Гуту у братьев Ивана и Степана Макаровых, которые в молодости занимались разбоем и разбогатели, а потом, чтобы замолить грехи юности, в 1755 году обратились в Святейший Синод за разрешением на строительство в Ревнах второй Спасско-Преображенской церкви. Разрешение было дано. И по селам, как это было принято, отправились сборщики денег. Пешком они ходили от селения к селению, и крестьяне, и рабочий люд, и помещики кидали в висячие на груди кубышки деньги. Церковь была построена. В середине XVIII века стараниями Степана Макарова открылась в Ревнах и бумажная фабрика, на которой производилась разносортная бумага, поставлявшаяся не только в уездные города Орловской губернии, но и в столицу. Строения фабрики были деревянными и, судя по документам, на ней работало 50 рабочих.

Наибольшего рассвета достигло село в XIX веке. Земли в Ревенской даче имели тогда многие крупные сановники и землевладельцы: Светлейший Князь В.Б. Голицын, выгоничский помещик Н.С. Салов, коллежский асессор и кавалер А.П. Брусилов, герой Отечественной войны 1812 года И.С. Страхов и другие. Иван Страхов, гренадер, подпоручик Екатерининского полка принимал участие в Бородинском сражении. За мужество и героизм был удостоен Виненской шашки, принимал участие в заграничных походах русской армии, дослужился до чина генерал-майора. Именно им и был, скорее всего, построен в Ревнах поместный дом из двух этажей с мезонином и разбит прекрасный парк, созданный в то время по последнему слову садово-паркового искусства. Обустройством парка занимался и крепостной садовник Егор Иванович Коптев, который обучался садовому мастерству в Москве в имении графа Шереметьева.

Дом был просторным и светлым, украшенным по фасаду колоннами, арматурным поясом и гипсовыми фигурами сцен античной истории, большими окнами. Здание было деревянным, но обито войлоком и по войлоку оштукатурено. От парадного крыльца в глубь парка уходила Большая аллея, украшенная статуями. Перед домом был небольшой цветочный сад, с круглой клумбой в центре, с кустами сирени и акации. С боков сад ограничивался полукруглыми крыльями-переходами, связывающими дом с флигелями, выдвинутыми вперед. В сад выходила окнами и двухэтажная, увитая диким виноградом, веранда. Здесь же росли и вечнозеленые туи.

Большая аллея служила и главной осью всему парку. Двенадцатиметровая шириной она тянулась ещё на полкилометра вне границы парка и заканчивалась в небольшой сосновой рощице. В центре парка ее пересекала Поперечная аллея. А от места их пересечения уходила в северо-восточном направлении аллея Любви, получившая свое название от скульптурной группы, изображавшей любовную сцену. «Сосенки» и около «Столика» и купальни встречалась с Большой аллеей.

На взгорье у Соловьиного оврага ответвлялась от Большой аллея Вздохов, сливавшаяся выше с аллеей Любви. Между ними находились еще две аллеи: Храм Дианы и Безымянная.

На пригорке за старым руслом реки располагалась и видовая беседка-ротонда, вся в зарослях сирени и жасмина. Вторая беседка называлась «22 липки» по числу деревьев, окружавших ее. Выше русла старицы располагалось маленькое озеро, в котором били ключи. В него были запущены лебеди, плававшие среди куполов отражавшихся в воде, деревьев и придававшее парку еще более романтическое очарование. Хозяйственная дорога тянулась от двора усадьбы через парк, пересекала реку Ревну, огибала меловую горку, раздваивалась и устремлялась левым ответвлением на север к Ореховой горке, а правым к часовне Тихона Задонского, сооруженной на месте легендарной победы безоружного купца с напавшим на него медведем.

В 1839 году усадьба перешла в руки трубчевского купца П.А. Кушнева, затем его владельцем были сначала немцы Фромельды, затем Роммеры. А в 1907 году ее купил помещик Любарский. Ревны, находившиеся на большом оживленном тракте между Трубчевском и Карачевым, стали селом торговым и почтовым. В 1832 году Макаров продал полотняную и бумажную фабрики московскому промышленнику Василию Ивановичу Торубаеву. Тот расширил производство, улучшил качество производимых товаров, разнообразил их ассортимент. Под Белой Церковью на Украине купил он и перевел в Ревны мастеров столярного, бондарного, кузнечного дела, от которых появились на свет фамилии Кузнецовых, Столяровых, Трофименко, Кущеевых, Ковалёвых, Чернышевых, Рябовых.

П.А. Кушнев построил в Ревнах две маслобойни, вырабатывавших из конопляного семени масло, и скотобойню. Маслобойки держали в селе также московский мещанин А.С. Репин, трубчевская мещанка Н.П.Кузнецова, караческий мещанин М.Никитин, трубчевские купцы братья Кожевниковы. Московская мещанка Е.Е. Репина открыла в Ревнах завод по выделке кож. По данным Брянского государственного архива, в 1875 году в селе в списке промышленных предприятий значится «бумажная фабрика, действующая водой..., принадлежавшая первостатейному купцу Козьме Александровичу Беликову». Ему же принадлежала и мукомольная мельница о двух поставах, которая находилась в бездействии. Зерно селяне мололи на водяной мельнице, принадлежавшей священнослужителям Ревен. Работала в селе с того же года и кафельная фабрика московских мещан братьев Репиных.

Жители села, несмотря на хорошо развитое местное производство, часто уходили на отхожий промысел. Многие работали на заводах Брянска, Москвы, Украины. Возвращаясь домой они привозили с собой городские традиции, нравы, манеру одеваться. Поэтому здесь носили в основном городскую одежду. На улицах села стояли рубленые, крытые жестью или щепой дома с нарядными резными крылечками и наличниками. Разводили по-городскому в палисадниках цветы, чаевничали, а по субботам хорошие хозяйки носили обычно к реке чистить песком самовары. Улицы Ревен носили названия Поповка, Бумажная, Мещанка, Панкрушовка, Проулок. По главной, уложенной булыжником и обсаженной каштанами, улице мчались почтовые тройки к единственной на две волости почте.

Редкий путешественник не останавливался в Ревнах, чтобы сменить лошадей или передохнуть на постоялом дворе. Их в селебыло четыре. Бойко торговали красными товарами трубчевский купец Н.Горшков, продуктами - купец Е.Поликарпов. Кроме фабричной, работали еще четыре лавки. На местные ярмарки, которые славились на всю округу, съезжались со всей России. Никольская ярмарка, проводившаяся: 9 мая, давала оборот 2000 рублей Фроловская (31 августа) - 5000 рублей и Скорбящинская (22 октября) - 1000 рублей. На Фроловскую на горке рядом с церковью устанавливались торговые ряды, карусели и балаганы. Заезжали нередко цирк или зверинец. Нарядных покупателей снимал на память фотограф-китаец. Возами продавались сладости: пряники и кренделя, изюм и грецкие орехи, фисташки, конфеты, семечки. Хозяин постоялого двора Петр Николаевич Ростовцев выставлял двухведерный самовар и угощал всех калачами, жамками, ватрушками, бубликами. Бочками продавали конопляное масло, мёд. Нарасхват шла пенька, ткани. Продукция бумажной фабрики: бумага чайная, оберточная, розовая, сахарная - раскупалась купцами и развозилась по всей России.

В 1885 году в селе было 124 дома, в которых проживало 887 жителей. Работала церковно-приходская школа, одна на все окрестные деревни больница. Широко и шумно отмечались престольные праздники. На Фролов день звонили колокола, после службы гулянье и хороводы не прекращались до поздней ночи. И частенько жители села любовно говорили: «Наши Рёвны Москве ровни».

К сожалению, конец XIX века для села стал началом его постепенного упадка. Из рук в руки стала переходить, начавшаяся приносить убыток, бумажная фабрика. К.А. Беликов продал ее А.К. Дроздову, тот - Т.М. Храмцову, который вынужден был ее закрыть из-за ветхости, изношенности оборудования и невозможности конкурировать с Дерюгинской бумажной фабрикой Великого Князя Михаила Романова.

Старожилы села рассказывают о том, что тряпье, служившее сырьем для бумажного производства, собиралось у населения и однажды оказалось зараженным проказой. Среди рабочих началась эпидемия, унесшая многие жизни, и фабрику пришлось сжечь.

В начале 30-х годов началось строительство Московско - Киево-Воронежской железной дороги, прошедшей в стороне от Ревен, что уменьшило значение села как почтового и торгового центра. В 1903 году, по документам архива, в селе значится три питейных заведения, принадлежавших государственной крестьянке П.С. Ковалевой, брянскому купцу Н.И. Кудрявцеву и мещанину А.П. Игнатьеву. Работала мукомольная мельница Финогеева.

Жители Ревен, желая поднять престиж села, обратились в Трубчевское земское собрание с просьбой учредить в Ревнах еще четыре ярмарки в предлагаемые ими даты. Разрешение было получено, но реализовать его не смогли.

В упадок пришло постепенно и барское имение. Предприимчивая немка Шарлотта Фромельд стала использовать поместный дом, получая прибыль от сдачи его внаем.

В тенистом липовом парке было построено еще несколько дач, одну из которых снимал инженер Брянского завода «Арсенал» дядя будущего известного писателя Н.П. Высочанский. Константин Паустовский талантливо описал Ревны, их чарующую природу, красоту старинного парка и кротость местных крестьян в своей автобиографической книге «Повесть о жизни». Шарлотта Фромельд на острове, образованным разветвлением реки Ревны, построила стружечный завод. Но после смерти ее сыновья обанкротились. И имение, и завод перешли к помещику Любарскому. Хозяин не жил в Ревнах, пришел в запустение прекрасный парк, ветшал дом, и в его просторных комнатах с высокими потолками вили гнезда ласточки. Хотя по-прежнему роскошно цвела весной сирень, а чуть позже весь парк одевался в липовый цвет, веяло от былого благополучия и усадьбы, и села грустью прошлого. Впереди их ждала другая эпоха, другие ценности и другие приоритеты.

Т.К. Слуцкая , директор музея Партизанской славы п.Навля

В.В. Анищенко , зав. сельской библиотекой

mob_info