Кто такие епископы. Библейский Словарь к русской канонической Библии

Что означает слово "епископ" и какую роль этот чин выполняет в церкви? В переводе с греческого это слово означает «надзиратель», «блюститель». В православии епископ – это высшая степень священства.

К православной церквиобщем смысле) принадлежит народ божий, который можно по возрастанию чинов разделить на 3 категории:

  • миряне (обычный народ, из которого выбирают служителей);
  • церковнослужители (чтецы и сторожа, трудники, старосты и прочие);
  • священнослужители (диаконы, священники и епископы, которые главенствуют в этой категории).

Рангом ниже епископа находятся священники, еще ниже – диаконы. Священнослужителей называют также клиром или духовенством. Диаконы и священники подразделяются на белых и черных. Белым разрешено жениться, черным же предписано строгое воздержание от брака, монашество, полное погружение в служение и отречение от мирского. У таких людей нет собственности, нет воли, нет жены. Только черное духовенство допущено до управления церковью.

Вот какое определение слова «епископ» дается нам в словаре: в античной Греции так называли эмиссаров, которые направлялись правящими лидерами государства в союзные Афинам страны, для обеспечения контроля соблюдения взаимных договоренностей. Иными словами – это были надзиратели.

Хранитель земли и носитель апостольской благодати

Епископ является правопреемником по апостольской благодати. Он рукополагается несколькими епископами на Литургии, перед чтением Апостола, на голову назначаемого возлагается Евангелие письменами вниз (как бы передавая информацию Священного Писания в мозг возводимого в чин епископа).

Епископ – это сан, существующий в церквях, в которых сохраняется апостольское преемство, в том числе католических и протестантских, где признается епископское служение.

Многие привыкли думать, что епископ является высшим духовным лицом, к которому все относятся с великим почтением, и это правильно. Но рассматривать его стоит все же не как человека, а как носителя благодати Святого Духа. Бог возлагает на епископа большую ответственность за «благоустройство» церковной жизни на вверенной ему земле, за соблюдение на этой территории всех правил и канонов Божьих. Он отвечает за все хорошее и плохое, что происходит в зоне его ответственности, за все блага и разрушения. Епископ – это своего рода «ангел-хранитель». Если его нет, ни о какой Церкви (в духовном смысле), речи идти не может.


Заслуженные епископы носят звания архиепископов. В столицах мы слышим про митрополитов - именно так называют этих священнослужителей в главных городах мира. Случаются ситуации, когда один епископ не может справиться, и ему назначается в помощь другой, наместник, которого называют викарием. Обычно он не имеет своего прихода.

Иерархия

Епископ - это лицо, которому подчиняются священники (иереи), потому такого священника называют архиереем (начальником иереев). Подчиненные епископа могут совершать большинство святых таинств, в их функции входят исповеди людей, проведение Божественной литургии, обряды венчания и т. д. Они руководят религиозной жизнью местных приходов, где могут занимать посты настоятелей.

Функции епископа


Значение слова «епископ» в переводе с греческого – «надзиратель». По сути это руководитель церкви, «топ-менеджер», управленец высшего уровня. Он занимается администрированием, распределением должностей и финансовых потоков. Это его «мирские» функции.

В духовном смысле православный епископ символизирует собой высшую благодать священства и вбирает в себя всю полноту власти апостола, являясь главным учителем местной церкви и мирян, церковнослужителей и священнослужителей.

Христос дал людям закон – «Евангелие», подарил семь церковных Таинств:

  • Евхаристию.
  • Крещение.
  • Таинство Брака.
  • Елеоосвящение.
  • Миропомазание.
  • Покаяние.
  • Священства.

Этот священнослужитель исполняет все эти таинства.

Только православный епископ может освящать миро. Вступление в Церковь, происходящее через Крещение и Миропомазание, невозможно без епископа, при этом Миропомазание может совершать либо епископ, либо священник, назначенный им.


Наконец, епископ является не только надзорным, но и судебным органом над местным духовенством, кроме того, он управляет имуществом церкви. Без его участия или благословения ничто не может совершаться в местной церкви.

Только тот может стать епископом, кто принял монашеский постриг.

Евхаристия

Епископ - это прежде всего то лицо, кто совершает Евхаристию, проведение которой также может быть поручено епископом священнику.

Евхаристия – главное Таинство Церкви, в его процессе реализуется призвание христианина – единение с Господом, благодарение Всевышнего через молитвы и вкушение хлеба и вина как символов истинных Тела и Крови Иисуса. Молясь и вкушая, христианин становится единым целым с Христом.

Все церковные праздники знаменуются совершением Евхаристии, которая лежит в основе главного церковного богослужения – Божественной Литургии.

Древняя православная церковь

В первые века, в страшное время гонений христиан, епископы становились мучениками за их веру и служение, их пытали и уничтожали самым жестоким образом.

Древняя церковь характеризовалась присутствием в ней сана хор-епископа, то есть сельского главы церкви. В каждом населенном пункте назначался свой епископ, которому помогали священники. С течением времени и развитием жизни наблюдался рост числа прихожан, епископ, не справляясь с объемом работы, начинал постепенно передавать часть работы священникам через антиминс – это специальный плат для священнодействия. Таким образом, он разгружал себя, делегируя свои полномочия.

Епископ - это ответственное лицо за благоустроение жизни церковной, а священник - его помощник в несении этого служения.

Только безбрачные

В самом начале становления епископства на христианской земле епископ мог быть как безбрачным, так и женатым. С течением времени стало понятно, что эта деятельность требует от людей полной самоотдачи и отречения от всего земного, то есть епископ должен стать полноценным монахом.

По сути монах - это «воин Христов», приносящий великую духовную присягу. Он дает Всевышнему обет безбрачия, послушания, то есть полного отречения от своей воли, и обет нестяжания – то есть монах не должен иметь своего имущества. В таком формате и служит монах Господу на этой земле либо в отшельничестве, либо в монастырях.

Церковные общины именно таких людей призывали на епископское служение, это духовно опытные, крепкие, сильные духом и ничем мирским не обремененные, не имеющие забот о своей семье и близких. Только такой человек может искренне, целиком и полностью отдаваясь, служить Господу. Так сформировался институт монаха-епископа.

20-й век: попытки разрушить традиции


В двадцатом веке в 20-30-е годы началось движение, приверженцы которого пытались повлиять на власть и разрушить сложившиеся устои церковной жизни. Возникла так называемая параллельная иерархия "обновленцев" - появились митрополиты и епископы в кожаных одеждах поверх ряс и в красных штанах с лампасами, они женились и создавали семьи, разводились и опять вступали в брак. При этом они действовали, как они считали, от имени Церкви, а по сути с церковной точки зрения это было беззаконием. Вскоре это движение было ликвидировано, и устои вернулись на круги своя.

Ответственность

Епископ - это ответственное лицо за всю паству вверенного ему региона, значит, он несет большую ответственность, чем священник. И само собой, имеет больше полномочий.

А судьи кто?


Весь церковный народ обязан жить по закону Божьему и не нарушать его. А епископ тем более. Одно то, что обозначает слово «епископ» - «блюститель», предписывает для этого чина соблюдение людьми всех законов, предписанных Всевышним, и сам он также обязан их соблюдать.

Если епископ в церкви ведет себя ненадлежащим образом, его по церковной традиции могут лишить сана. Если дела епископа приводят к разрушению, в епархии епископа творятся мерзости и царит беззаконие, собор епископов с благословения Святейшего Патриарха выносит решение, что своими делами епископ разрушает апостольское служение, и полагает низвергнуть его из сана. После этого экс-епископ становится монахом или мирянином.

Кто такой митрополит? Какое место он занимает в церковной иерархии? Какую роль митрополиты сыграли в истории Русской Православной Церкви?

Разобраться в Церковной иерархии непросто. Тем более, что многое в Церкви постоянно менялось. Изначально в христианстве, маленькой иудейской секте, не было никаких церковных званий. Когда-то существовал только Христос и Его ученики. Мы попробуем разобраться в том, чем занимаются в современной Церкви митрополиты.

Кто такой митрополит

Митрополит – это епископский титул в Русской Православной Церкви. Такой духовный сан относится к высшему рангу. Слово “митрополит” происходит от слова “метрополия”, митрополит в переводе с греческого – столичный человек. Первое официальное упоминание этого звания относится к документа I Вселенского Собора (325 год). В конце 4-го правила написано: «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту».

Митрополит не только имел право созывать поместные Соборы, но и оказался наделен другими важными церковными полномочиями.

  • право надзора за церковными делами всей области. Это значило, что без разрешения митрополита епископы не принимали значимые решения.
  • право давать общительные грамоты лицам из клира, отлучающимся из своих епархий (litters formatas);
  • право принимать апелляции на епископов от пресвитеров и клириков;
  • право утверждать и посвящать, при участии других двух или трех епископов, вновь избранных на епископство.

Митрополитами считали городских епископов, но возглавлять он мог и большую провинцию или целую область. Это – почетное звание. Главой митрополита в Русской Церкви считается только Патриарх. На митрополите лежит большая ответственность. Конечно, этот титул существовал не всегда.

Церковная иерархия

Вся Церковная иерархия появилась не сразу. Церковь – это живой организм, и все развивалось по своим законам. В “младенчестве” Церкви не было никаких званий. Это не удивительно. Все ждали скорого Пришествия Христа. О Нем говорили так, словно Он скоро явится снова, и это точно известно.

В те далекие времена в христианской Церкви существовали только миряне и апостолы. Вопрос о Церковной иерархии не стоял остро, потому что христиан преследовали, их было мало, и все они подвергались гонениям. Апостолы были учениками Христа, но апостол – это не епископ и звание апостола не имеет отношения к иерархии в Церкви. Позже появились ученики учеников Христа, и.т.д. Это заняло некоторое время. Назрела необходимость изменений в устройстве Церкви. Число последователей Христа росло и множилось. Церковь тоже менялась.

Книга Деяний говорит о том, что раздав свое имущество (а так делали многие в те времена), несколько вдовиц стали презираемы. Так впервые внутри Церкви, а не от внешних гонителей, возник беспорядок. Именно тогда Церкви понадобились диаконы – посвященные богобоязненные люди, которые должны были навести порядок, объяснить пастве, как должна сосуществовать община. Именно так зародилась Церковная иерархия. В дальнейшем она претерпевала многие изменения и в современном мире кажется очень сложной.

Иерархия в Церкви сейчас выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

Сразу стать митрополитом или епископом нельзя. Необходимо пройти весь путь, начиная с диакона. Звание митрополита получают за особые заслуги. Это – не только большая честь, но и серьезные обязательства.

Первый митрополит на Руси

Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю.

Точных данных о том, кто был первым Киевским митрополитом не сохранилось. С XVI века принято считать, что им стал Михаил I Сириянин (возможно, он был родом из Сирии или из Болгарии). Его прислали для крещения князя Владимира. В Киеве он крестил местных жителей. Мощи митрополита Михаила хранились в Десятинной Церкви, но потом были перенесены в Великую Церковь Лавры.

Среди наших соотечественников первым митрополитом в 1051 году стал митрополит Илларион (Русин). Церковь прославила его как святителя. Он стал автором знаменитой книги «Слова о Законе и Благодати».

Митрополиты сегодня

Сегодня митрополиты продолжают решать важные вопросы Церкви. Выше митрополита в церковной иерархии стоит только Патриарх. Митрополит носит голубую мантию и белый клобук с крестом, духовенство менее высокого ранга носит черные клобуки.

Митрополиты возглавляют митрополии, это звание также носят архиереи самоуправляемых Церквей.

Среди современных митрополитов одним из самых известных иерархов стал митрополит Иларион (Алфеев) – богослов, церковный историк, композитор и педагог, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, постоянный член Священного синода, автор труда «Иисус Христос. Жизнь и Учение».

Словарь Ушакова

Епископ

епи скоп , епископа, муж. (греч. episkopos) (церк. ). В православной церкви - Лицо, имеющее третью т.н. степень священства, высшую после диакона и иерея. Епископы и архиепископы неофициально называются архиереями. Архиерей, митрополит, патриарх - различные саны, должности лиц, имеющих степень епископа.

| Лицо, имеющее высший священнический сан в некоторых др. христианских церквах.

Политическая наука: Словарь-справочник

Епископ

(греч. episkopos )

в православной, католической, англиканской церкви высшее духовное лицо, глава церковно-административной территориальной единицы (епархии, диоцеза). Иерархическое деление епископов (с 4 в.): патриархи, митрополиты (часть из которых имеет титул архиепископа) и собственно епископы.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Епископ

(греч. episkopos - надзиратель) - христиан, священнослужитель высшего церк. сана, глава епархии (диоцеза), имеющий духовную власть над священнослужителями и мирянами своей епархии. Старшие епископы имеют титул архиепископов. Институт епископов известен еще из посланий апостола Павла, тогда они выполняли функции хоз. руководителей в христиан, общинах. Во II - нач. III в. епископы стали главными руководителями общин, церкви. Им стала принадлежать монополия в вопросах вероучения, морали, главная роль в выполнении культовых действий. Еще в античности установилась практика избрания е. местным духовенством и соседними епископами. Вмешательство светских властей в эту канонич. практику, назначение е. королями привело в XI-XII вв. к борьбе за инвеституру между рим. папами и герм, королями.

Лит.: Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. М., 1994; Федосик В.Л. Киприан и античное христианство. Мн., 1991.

Этимологический Словарь Русского Языка

Епископ

Древнерусское – епископъ.

Старославянское – епископъ.

Греческое – episkopos (глава христианской общины).

Слово греческого происхождения, обозначает лицо высшего священнического сана в христианской церкви. В русский язык пришло в XI в.

Производное: епископский.

Культурология. Словарь-справочник

Епископ

(греч. episkopos) – в православной, католической, англиканской церквах высшее духовное лицо, глава церковно- административной территориальной единицы.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Епископ

(блюститель, надзиратель) - одна из необходимых степеней священства, первая и высшая, так как епископ не только совершает таинства, но имеет власть и другим чрез рукоположение преподавать благодатный дар совершать оные. О епископской власти пишет ап. Павел Титу: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров…» (Тит 1:5), и Тимофею: «Рук ни на кого не возлагай поспешно…» (1 Тим 5:22). Из истории церкви видно, что первым епископом в Иерусалимской церкви был Иаков, в римской - Лин, в Антиохийской - Еводий, в Смирнской - Поликарп, в Ефесской - Тимофей и пр. В Апокалипсисе каждой из семи Малоазийских церквей усвояется епископ под именем Ангела (21 и др.) - Рукоположение во епископа в христианской Православной церкви, совершается несколькими епископами на Литургии, перед чтением Апостола, с возложением разогнутого Евангелия письменами на главу рукополагаемого.

Православие. Словарь-справочник

Епископ

(греч. «надзирающий», «надсматривающий»)

священнослужитель высшей степени священства, иначе – архиерей . Епископы могут совершать все Таинства и все церковные службы, т.е. им принадлежит право не только совершать обычное богослужение, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а также освящать миро и антиминсы, что не могут совершать священники. Первоначально слово «епископ» обозначало высшую степень священства как таковую, вне зависимости от церковно-административного положения (в таком смысле оно употребляется в посланиях апостола Павла), впоследствии, когда возникло церковно-административное деление на епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, слово «епископ» стало означать первую из вышеперечисленных категорий и в первоначальном смысле было заменено словом «архиерей». По степени священства все епископы (архиереи) равны между собой.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Епископ

еп’ископ (греч. старейшина, блюститель, наставник) (Фил.1:1 ; 1Тим.3:1 ,2; Тит.1:7 ) - духовный наставник и старший в общине верующих, облеченный властью свыше наставлять и увещать, то есть пасти и учить свое стадо. Из сравнения Тит.1:5 и Тит.1:7 мы видим, что пресвитер и епископ имеют одно назначение, хотя в оригинале слова стоят разные - «старец» и «блюститель». В 1Пет.2:25 слово «епископ» (в оригинале) переведено «блюститель». Таким образом, очевидно, что епископ (пресвитер) есть не организатор и начальник, а наставник и духовный руководитель, авторитетный и умудренный опытом старец, чистый и непорочный в своем поведении и жизни. Из истории христианства известно, что первыми епископами (пресвитерами) и были такие старцы: в Антиохийской церкви - Еводий, в Смирнской - Поликарп, в Римской - Лин и т.д. , не отступавшие от истины, и готовые отдать жизнь за свою веру и свое «стадо». Позже, однако, особенно после преобразования христианства в государственную религию, епископами (пресвитерами) стали поставляться относительно молодые, начальственного характера люди. При этом часто ссылаются на пример Тимофея. Но Тимофей не был пресвитером, он был ом (см. ). (см. , )

Православный энциклопедический словарь

Епископ

(греч. - надзирающий) - архиерей, главный пастырь епархии. Может совершать все таинства, включая таинство рукоположения во диакона и во иерея.

Словарь церковных терминов

Епископ

(греч. надзирающий, надсматривающий) - священнослужитель третьей, высшей степени священства, иначе архиерей. Первоначально слово "епископ" обозначало архиерейство как таковое, вне зависимости от церковно-административного положения (в таком смысле оно употребляется в посланиях св. ап. Павла), впоследствии, когда архиереи стали различаться на епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, слово "епископ" стало как бы означать первую категорию из вышеперечисленных и в первоначальном смысле было заменено словом "архиерей".

Православная энциклопедия

Епископ

священнослужитель высшей, третьей, степени священства, архиерей. Первоначально слова «архиерей» и «епископ» обозначали одно и то же. Однако впоследствии, когда архиереев стали подразделять на архиепископов, епископов, патриархов и митрополитов, словом «епископ» стали обозначать первую, низшую, категорию из всех перечисленных.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Епископ

♦ (ENG bishop)

(греч. episkopos - надзиратель)

в Новом Завете употребляется в качестве синонима слова "пресвитер" (Флп. 1:1). Термин используется для наименования главного священника области, отвечающего за руководство церковными делами. Позже епископ стал осуществлять надсмотр за проведением богослужений в отдельной географической области.

Словарь Богословских Терминов (Майерс)

Епископ

Bishop

Слово из Нового Завета, перевод греческого episcopos. Используется одинаково со словами, переведёнными как "пресвитер" и "пастор" и обозначает труд пастора, надзирающего за Божьим делом.

Энциклопедический словарь

Епископ

(греч. episkopos), в православной, католической, англиканской церкви высшее духовное лицо, глава церковно-административной территориальной единицы (епархии, диоцеза). Иерархическое деление епископов (с 4 в.): патриархи, митрополиты (часть из которых имеет титул архиепископа) и собственно епископы.

Словарь Ожегова

ЕПИ СКОП, а, м. Высшее духовное лицо в православной, англиканской, католической церквах, глава церковного округа.

| прил. епископский, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Епископ

  1. м.
    1. Лицо, имеющее в православной церкви третью степень священства, высшую после диакона и иерея.
    2. Лицо, имеющее высший священнический сан в некоторых других христианских церквах.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Епископ

(Έπίσκοπος - буквально надзиратель, блюститель) - в древней Греции это имя носили политические агенты, которых Афины посылали в союзные государства для наблюдения за выполнением ими союзных договоров. В христианском мире это название усвояется третьей, высшей степени церковной иерархии, совмещающей в себе всю полноту апостольской власти. Не только в Святом Писании, но и в творениях отцов церкви II и III века, по причине не установившейся еще терминологии, название епископа часто усвояется пресвитеру, а иногда (например, Деян., I, 20) апостолам и даже (например, I Петр., II, 25) самому Иисусу Христу; наоборот, пресвитерами нередко именуются епископы и апостолы. Несомненно, однако, что епископство, как особая, высшая степень церковной иерархии, учреждено еще в век апостольский. По блаженному Иерониму, название епископа, в специальном смысле слова, получило начало после беспорядков в коринфской церкви (около 60 г.), вызвавших Послания апостола Павла к коринфянам. В послании Климента Римского (6 9 г.) имя Е. употребляется еще в применении и к пресвитерам. Игнатий Антиохийский († в 107 г.) и Тертуллиан (около 200 г.) употребляют название епископа в нынешнем значении этого слова. Уже в так называемых пастырских Посланиях апостола Павла к Тимофею и Титу, писанных в 65 и 66 годах, епископство является ясно очерченным во всех существенных своих чертах, с вполне обозначенными отличиями его от пресвитерства, как и от апостольства. Оно представлено здесь как завершительный акт устроения церкви, выразившийся в образовании поместных церквей (коринфская, галатийская, фессалоникийская, ефесская, критская), для которых и были поставлены епископы, с их отличительным правом поставлять, через рукоположение, пресвитеров и диаконов. В отличие от пресвитеров, управлявших общинами под непосредственным наблюдением апостолов, Е. являются самостоятельными и полномочными правителями церквей. От апостолов, с другой стороны, они отличаются тем, что призванием первых было устроение церкви вселенской , для чего им даны были чрезвычайным благодатные дарования от самого Иисуса Христа (Лук., VI, 13), а епископам, призванным к управлению церквами поместными , дана, через апостолов, лишь полнота благодатных даров таинства священства. В первый момент истории церкви апостолы (например, апостол Иаков в Иерусалиме), сначала всецело, а потом большей частью, сами отправляли в церкви функции епископского надзора и пресвитерского служения, имея при себе лишь диаконов; затем они учредили степень пресвитеров (о ней в первый раз упоминается через десять лет после учреждения диаконов; Деян., XIV, 23), а после всего уже епископов, как своих заместителей и преемников в основанных ими поместных церквах. Эти первые епископы были вполне независимы в своих действиях, образуя, под верховной властью апостолов, один чин равных друг другу высших представителей церквей. Строгого разграничения епископий в первое время не было. Средоточием церковного управления сначала был Иерусалим (Деян., XI, 22; XV, 2, 22; XXI, 17-19; Гал., II, 12 и др.). Позже, вне Иудеи особенным уважением пользовались церкви, основанные непосредственно апостолами. Свои названия эти церкви заимствуют или от гражданских округов (например, церкви азийские), или от части округа или провинции (например, церкви македонские), или от главного города округа (например, церкви фессалоникийская, ефесская). Среди нескольких епископов целой области еще при апостолах епископ главного ее города представляется главным. Так, оставляя церкви Азийского округа, апостол призывает к себе пастырей главного их города - Ефеса, чтобы через них преподать наставления для всех пастырей округа; желая дать распоряжение для церквей Ахаии, он обращается с речью к церкви ее главного города, Коринфа. Существенной принадлежностью епископского управления в век апостольский является существование при нем совета пресвитеров (πρεσβυτέριον), который, впрочем, не имел сам по себе ни законодательной, ни судебной, ни церковно-административной власти, а был совещательным и исполнительным органом епископского управления. В следующий за веком апостольским период церковной истории каждая этнографическая разновидность, из вошедших в состав Греко-Римской империи, составляет отдельную поместную церковь, которая имеет в своем составе несколько епископских округов, состоящих из так называемых парикий (παροικια) - епископий наименьших размеров, так что епископии имелись не только в главных городах провинций, но и в малых городах и даже иногда в незначительных селениях (см. Епархия). Число их, чем дальше, тем больше умножалось, по мере увеличения числа христиан среди той или иной народности. В конце IV века соборами Лаодикийским (правило 57) и Сардикийским (правило 6) было запрещено без особенной нужды умножать число епископий и ставить епископов в малые города и селения. Хотя и равные между собой, епископы каждого народа отдают преимущество чести первому между нами, каким считался сначала старший по времени рукоположения, позже - старший по важности города, в котором он епископствовал (в церковном или в гражданском отношении). Преимущество чести перешло в преимущество власти : апостольское правило (39-е) усваивает старейшему епископу право наблюдения за тем, чтобы правящая деятельность каждого епископа не выходила за пределы его епископского округа, хотя в то же время и первенствующему епископу правила эти запрещают делать какие-либо распоряжения, касающиеся целой церкви поместной, без согласия всех ее епископов. Так возникли в церкви учреждения: с одной стороны - первенствующего епископа (примаса), с другой стороны - соборов, как высшей инстанции в управлении поместной церкви, прототип которой был дан еще в апостольском иерусалимском соборе (в 51 г.). В первобытной церкви существовало выборное начало при поставлении епископов. Народ и клир епископии после предварительного совещания намечали кандидата на сиротствующую кафедру и представляли его собору епископов области, который, по удостоверении в его добрых качествах, требуемых церковными правилами, посвящал его в епископы. Это участие клира и мирян в избрании Е., чем дальше, тем больше ослабевало. В конце VI века оно было ограничено участием в выборах лишь клира и лучших граждан, которые избирали трех кандидатов и представляли их митрополиту, для выбора и постановления одного из них. В XII в. избрание епископов происходило уже вовсе без участия мирян и клира, собором одних епископов, который выбирал трех кандидатов и представлял, для окончательного избрания одного из них, митрополиту; при замещении кафедры митрополита - патриарху; при замещении кафедры патриаршей - императору.

В русской церкви до середины XV в. митрополиты избирались в Константинополе. После падения Константинополя русские митрополиты, а потом патриархи, избирались собором русских пастырей в том порядке, какой соблюдался в Константинополе. Избрание епископа в удельно-вечевой период зависело от митрополита с собором и стольного князя. В Новгороде избрание "владыки" было делом веча и высшего духовенства города: окончательный выбор из трех кандидатов, избранных вечем, производился посредством жребия. Со времени утверждения в России единодержавия, все епископы избираются высшей церковною властью (прежде - соборами, под председательством митрополита или патриарха, ныне - св. синодом) и утверждаются Высочайшею властью. Память о существовавшем в первобытной древности участии клира и мирян в избрании Е. доселе живет в существующем чине епископского посвящения, а именно в троекратном пении клиросом (изображающим при богослужении народ) слова: аксиос, т. е. достоин (избранный - епископства).

Епископская власть, как она предначертана в св. Писании и первоначальных, основных, канонах церкви, в древности всегда была предметом особенно заботливой охраны со стороны церкви. "Без епископа ни пресвитер, ни диакон ничего да не совершают". "Без Е. нет церкви". "Кто не с Е., тот не со Христом". Позже Е. усвояется название начальников церкви - principes ecclesiae, άρχοντες έκκλησιών. После того как христианство получило покровительство светской власти, разные права Е. и взаимные их отношения начинают занимать много места в соборных постановлениях. Подробная регламентация иерархических отношений была совершенно необходима, ввиду значительного числа епископов и дробления епархий. Из первоначальной, церковно-общинной, формы, когда Е. управляет епископией отечески, широко пользуясь содействием не только совета пресвитеров, но и самой паствы, возникает мало-помалу сложная организация, в которой власть Е. является обставленной целой системой бюрократических должностей и учреждений ("эконом" и "великий эконом", "скевофилакс" и "великий скевофилакс", "хартофилакс", "великий хартофилакс" и т. д.). Эта поместная (византийская) форма церковного управления в позднейшее время (в России) изменилась в епископально-консисториальную, в которой первоначальный образ Е., как он предначертан в посланиях апостольских и разъяснен в последующих канонических постановлениях соборов вселенских и поместных, сохранен ненарушимо.

Развитие внешнего иерархического строя всей церкви совершалось, с древнейших времен, в следующих формах. Вышеупомянутые первенствующие Е., если они получали свои преимущества чести и власти, потому что были епископами главных областных городов, называвшихся, на гражданско-административном языке, митрополиями, получали титул митрополита, который, по мнению одних, был им усвоен лишь со времени Никейского собора (профессор Н. Заозерский), по мнению же других (профессор Н. Суворов, вслед за анонимным автором статьи "Православного Собеседника", 1858 г.: "Обозрение форм поместного управления") - значительно раньше. Несомненно, что те права и преимущества, какие соединены были с этим титулом, были присущи некоторым областным Е. еще в III в. Киприан, кроме Карфагена, считал под своего властью Нумидию и обе Мавритании; Ириней Лионский был областным иерархом всей Галлии; епископы Александрии управляли церквами Египта, Ливии и Пентаполя. Е. ефесский имел местное значение в церквах малоазийских, кесарийский - в палестинских, римский - в западных. 1-ый вселенский собор название митрополитов усвоил Е. Рима, Антиохии, Александрии и Кесарии, недостаточно точно разграничив при этом пределы их областей, которые не раньше как 2-м вселенским собором были приурочены к гражданско-административному делению Греко-Римской империи. Митрополичьи преимущества чести (но не власти) были усвоены также Е. новой столицы - Константинополя. Чтобы согласовать права митрополитов разных категорий (митрополитов епархий и митрополитов диоцезов), второй вселенский собор определил важные церковные дела в каждой области решать собором всех Е. области. Права митрополитов были следующие: 1) он наблюдал за церковным порядком всей провинции и за своевременным замещением в ней вакантных епископских кафедр и управлял делами последних до избрания Е.; при избрании совершали рукоположение вместе с Е. области; 2) созывал поместные соборы и председательствовал в них; 3) принимал жалобы и доносы на Е. области и устанавливал порядок суда над ними; принимал апелляции на суд епископский, даже на решение нескольких Е.; 4) Е. области ничего важного не могли предпринимать без его согласия и должны были возносить его имя в своих молитвах; 5) он имел право посещения и обозрения всех епископий своей области; 6) никто из духовных лиц без дозволительной грамоты за его подписью не имел права являться ко двору; 7) он объявлял в своей области царские постановления по делам церковным. В то же время власть митрополита имела ограничения: он не должен был простирать своих притязаний далее пределов своей области; в делах, касающихся целой области, он ничего не мог сделать без согласия собора Е. области, на котором, в случае разногласия, дела решались не его голосом, а большинством голосов; он не мог судить Е. без собора, сам же был и поставляем, и судим собором своих Е.; его приговоры, хотя бы постановлены были совместно с собором, подлежали апелляции к большему областному собору (позже - к патриарху). Кроме Е. главных городов, волей императора в звание митрополита были возводимы Е. и малых городов, хотя это звание было в таком случае лишь титулом. Когда при новом административном делении Греко-Римской империи (при Константине Великом) главные города области сделалась столицами диоцезов, Е. этих столиц, имевшие власть над другими Е. целого диоцеза, получили, кроме звания митрополита, титул архиепископа. Если в диоцезе было несколько подведомственных архиепископу митрополитов, перед которыми он имел преимущества места и чести, то он носил название экзарха (у западных канонистов - primas dioceseos). Наконец, когда влияние экзархов (см.) на ход церковных дел в диоцезе, имевшее сначала характер обычая, развилось до степени права, вселенские соборы утвердили за старейшими митрополитами диоцеза полную церковную власть над всеми Е. диоцеза и создали новую высшую степень иерархии - патриаршество. Во время второго вселенского собора титул патриарха был еще лишь почетным названием. Окончательно экзархи обратились в патриархов, т. е. получили власть безапелляционно и в последней инстанции решать все церковные дела целого округа, не раньше как на Халкидонском соборе, в 451 г. Собор этот не установил каким-либо особым правилом ни титула, ни сана патриарха - но он употребил этот титул, и с тех пор вошло в обычай в церкви титуловать именем патриарха пять иерархов, совмещающих в себе права высшей церковно-правительственной юрисдикции. Каким бы титулом, впрочем, ни именовался Е. - архиепископом, митрополитом, экзархом, патриархом и т. д. - и как бы ни видоизменялось его гражданское положение, первоначальное догматическое учение о нем, как о представителе высшей, третьей степени церковной иерархии, остается неизменным. При избрании и посвящении его неизменно соблюдаются правила, постановленные на этот предмет в древних церковных канонах. Согласно 12 правилу VI вселенского собора, он должен быть безбрачен, хотя это и не значит, что он должен быть непременно посвящен в монашество (что, впрочем, вошло в обычай с давних времен). Особенным правом и должностью епископского сана служит право рукополагать в диаконы, пресвитеры и Е., поставлять в низшие должности клира, освящать св. миро для совершения таинства миропомазания, освящать храмы, с возложением в них мощей, и антиминсы. Власти Е. подчинены все члены церкви, находящиеся постоянно или временно в пределах его епископии, все учреждения православной церкви, духовно-учебные заведения и церковно-приходские школы, отчасти и школы других ведомств, монастыри епархии (за исключением так называемых ставропигиальных), братства и церковно-приходские попечительства. Епархиальный архиерей выдает священникам и диаконам ставленные грамоты; постригает или разрешает постригать в монашество; разрешает построение церквей в селах и городах (кроме столиц) и перестройку обветшавших храмов, за исключением древних (которые могут быть возобновляемы лишь с разрешения и при участии Императорской археологической комиссии), устройство домовых храмов (кроме столиц), молитвенных домов и часовен. Перемещение Е. из одной епархии в другую совершается не иначе как по инициативе святейшего синода; по силе 14 и 15 правил апостольских, просить о том самому Е. запрещается.

(Bishop). Тот, кто надзирает (пастырь) за паствой Господней (Церковью). Вероятно, в н. з. период епископ осуществлял функции пресвитера (старейшины); в Деян 20:1728 и Тит 1:57 эти два служения можно считать взаимозаменяемыми. Необходимые требования к епископской деятельности, равно как и его обязанности, перечисляются в 1 Тим 3:2 и Тит 1:7. Епископ должен обладать здравомыслием и быть хорошим учителем.

Четкое различение епископского и пресвитерского служения проводится в посланиях Игнатия, епископа Антиохии. Написанные приблизительно в 117 г., они свидетельствовали о том, что (по крайней мере в одном географическом регионе) зародился институт, крый нередко называют монархическим епископатом. У каждой церкви был свой епископ, под началом крого служили несколько пресвитеров и диаконов. Т.о., сформировались три уровня рукоположенного духовенства. Епископа считали главным лицом, совершающим богослужение, главным пастырем и главным управляющим народом Божьим и его имуществом. Вслед за появлением епископата как служения, отличного от пресвитериата, возникла идея апостольской преемственности. К 150 г. н.э. распространилось мнение, что епископы прямые наследники апостолов и главные защитники учения Церкви. Именно эта тенденция получила дальнейшее развитие.

Появление епископского служения, отличного от служения пресвитерского (священнического), можно объяснить внешними и внутренними трудностями, крые испытывала Церковь в 1в. Они требовали единоначалия (в противоположность власти, осуществляемой группой пресвитеров). Не отрицая человеческих факторов, можно рассматривать появление епископского служения как исполнение воли Божьей и считать, что оно установлено апостолами в конце их служения.

Что бы ни говорилось о происхождении епископов как верховных пастырей, исторический факт таков: с древнейших времен и до XVI в. епископская власть* имела в Церкви всеобъемлющий характер. По мере того как Церковь расширялась и утверждалась в географических регионах Римской империи, епископы становились верховными пастырями областей, в крых действовали несколько или много церквей. Епископы центральных городов и больших епархий стали именоваться папами, патриархами, митрополитами и архиепископами. Помощники епархиальных епископов получили название викарного епископа, епископапомощника, ассистирующего епископа, епископакоадъютора.

Когда началась протестантская Реформация, некрые новые церкви отвергли епископское служение, исходя из тех соображений, что в НЗ нет различий между епископом и пресвитером.С этого времени в протестантизме стал преобладать новый подход. Тем не менее Англиканская церковь и некрые скандинавские лютеранские церкви сохранили традиционное епископское служение. Теперь епископат существует у католиков, православных, англикан, старокатоликов и в некрых лютеранских церквях.

Именование "епископ" употребляется в ряде протестантских деноминаций, где епископат не притязает на апостольскую преемственность. Здесь это слово означает просто "пастор" ("пастырь") или "главныйпастор".

Традиционное епископское служение имеет следующие черты. (1)Епископа рукополагают другие епископы, крые сами пребывают в апостольской преемственности. Т.о., епископ символизирует собой единство Церкви во времени и пространстве. (2) Только епископ наделяется правом рукополагать дьяконов и пресвитеров (священников) и участвовать в рукоположении других епископов. (3) Епископ есть верховный пастырь, отправитель таинств и администратор епархии. Как таковой, он может делегировать свои обязанности другим лицам.

В Католической и Православной церквях епископы не должны жениться (т.н. целибат). Знаки епископского служения епископский нагрудный крест и перстень, а также пастырский посох. Методы избрания епископа варьируются от демократического голосования представителей епархии (как в некрых ветвях англиканства) до папского указа (в католицизме).

В апостольское время епископом назывался наставник в церкви, который надзирал за христианами. В отличие от странствующих апостолов, проповедовавших повсеместно, они оставались на территории конкретного города, провинции. Архиерей – это епископское звание, образовавшееся благодаря появлению других церковных чинов: митрополита, патриарха, папы.

В переводе с греческого архиерей означает «старший священник». До сих пор сохраняется как почетное звание и употребляется наряду с другими высшими ступенями православной церковной иерархии – архипастырь, иерарх.

Архиерей – это епископ в православной церкви, который наделен благодатью совершать все церковные Таинства. Википедия об этом тоже упоминает.

В прошлых веках архиереев разделяли по объему полномочий на митрополитов и архиепископов, именно из их числа Поместный Собор избирал патриарха.

Православный архиерей принадлежит к черному духовенству. В отличие от представителей белого духовенства эти церковные служители не вступают в брачный союз, то есть являются безбрачными.

Интересно! : кто это такой и чем занимается в церкви

Существует традиция – возводить в архиереи лиц из монашествующих высших духовных санов. Согласно христианскому учению благодатная сила, исходящая от Иисуса Христа, передается через апостолов архипастырям при рукоположении.

Другими словами, архиерей – это церковный служитель, который выполняет все священнодействия. Он может рукоположить диаконов или благословить божественную службу с антиминсом – платком с вшитыми частицами мощей Святого.

Помимо этого он управляет монастырями и храмами, принадлежащими его епархии. В целом архиереями можно назвать все высшие чины православной духовной власти: епископов, архиепископов, митрополитов, патриархов.

Интересно знать! В оставленных нам Писаниях апостол Павел называет Иисуса Христа архиереем, то есть первосвященником по чину Мелхиседекову.

Саны священнослужителей

Каждый православный христианин, встречая представителей духовенства, понимает, что существуют определенные отличия в их чине. Критериями служат головные уборы, одежда, наличие украшений, драгоценных камней и другие. Чтобы лучше разобраться, кто же такой архиерей, рассмотрим, что собой представляют чины Православной церкви.

Как уже было сказано, это православные церковные служители, которые имеют семью – жену и детей. Это
обычные люди, которые хотят быть ближе к Богу, они занимают свою должность по благословению священнослужителя.

Начиная с самого низкого сана, это:

  1. Алтарник. Он занимается зажжением лампад, свечей, кадила, следит за безопасностью и порядком внутри церковного помещения, подготавливает одежду и другие предметы для богослужения. Отвечает за исполнение церковного обряда, а именно подношение просфор, вина и т. д. При необходимости он звонит в колокола, читает молитвы, но ему категорически запрещается перемещаться между Царскими вратами и алтарем, а также касаться престола. Носит он самое обычное одеяние, поверх которого надевает стихарь.
  2. Псаломщик. Кто такой псаломщик или чтец, как его еще называют? Это тоже мирской человек, который читает молитвы и, по мере необходимости, истолковывает их обычным прихожанам. Носит он специальную бархатную шапочку и подрясник. За особые заслуги может быть посвящен, по благословению священнослужителя, в иподиакона.
  3. Иподиакон. Надевает орарь и стихарь, помогает батюшке в совершении богослужений, омывает ему руки, подает необходимые символы церковного обряда.
  4. Диакон. Помогает при совершении богослужения, но самостоятельно его совершить не может. Главной задачей диакона является чтение Священного Писания.
  5. Протодиакон. Носит орарь с надписью: «Свят, Свят, Свят!», отличается красивым голосом, поет на богослужении, обычно знает множество песнопений и молитв. Как обращаться к протодиакону? Так же, как и к диакону, к нему можно обратиться по имени, перед которым произносится «Отец». Можно просто сказать: «Отец прото-, архидиакон».
  6. Иерей. Является наименьшим священным саном. Обладает многими полномочиями: самостоятельно совершает богослужения и все церковные таинства, наставляет людей, проводит причащение. Головной убор иерея – это камилавка. Обращаются к нему «Ваше Преподобие» или по имени, предшествует ему слово «Отец».
  7. Протоиерей. Главный иерей, получивший звание за большие заслуги. Может быть настоятелем храма, носит епитрахиль, ризу.
  8. Протопресвитер. Это наивысший сан православного белого духовенства, за ним следуют звания, при которых запрещено создавать семью.

Интересно! Многие священнослужители, желая получить повышение, бросают мирскую жизнь. Обычно супруга поддерживает своего мужа, она уходит в святую обитель, находящуюся вдали от него, и тоже принимает монашеский постриг.

Черное духовенство

По мере возрастания состоит из:

  1. Иеродиакона. Выносит необходимые сосуды для ритуалов, помогает в служении, совершении таинств.
  2. Иеромонаха. Это священник, который может проводить церковные таинства, то есть он прошел хиротонию. Белое духовенство, перешедшее в монахи, обычно возводятся в этот сан.
  3. Игумена, игуменьи. Настоятель храма или монастыря, который наделяется правом ношения специального посоха – жезла. Как обращаться к нему? Мы не ошибемся, если при разговоре произнесем: «Ваше Высокопреподобие», «Досточтимая Матушка (имя)».
  4. Архимандрита. Носит черное монашеское одеяние с красными скрижалями, отличающими его от остальных. Обращаются к нему так же, как к игумену.
  5. Епископа. Это один из самых высших православных церковных санов. Общепринятым обращением считается «Владыка» или «Ваше Преосвященство».
  6. Митрополита. Подчиняется исключительно патриарху, отличается ношением голубой мантии, белого клобука, отделанного драгоценными камнями. Как правильно обращаться к архиерею – Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко.
  7. Патриарха. Главный священнослужитель, который несет ответственность за весь православный народ. Обращение к архиерею может звучать как: «Святейший Владыка», «Ваше Святейшество». Сан является пожизненным, очень редко Владыку могут отлучить от церкви, временно назначив местоблюстителя. Избирают его на Архиерейском соборе.

Познавательно! Транспорт московских лиц высшего духовенства – объект, приковывающий пристальное внимание путешественников. Так, немецкий географ семнадцатого века Адам Олеарий, путешествуя по России два раза, был очень удивлен. Он писал в своих воспоминаниях, что транспортом московских архиереев были сани, использовались они независимо от времени года.

Церковный этикет – это то, что должен знать каждый православный христи

Попадая на торжество,
фуршет или званый обед, нужно помнить о том, как себя вести и соблюдать следующие правила:

  1. Придя на прием, нужно подойти для личного благословения духовными лицами. Человек, не вхожий в церковь, может приветствовать священнослужителя обычным пожатием руки.
  2. Трапеза начинается с общей молитвы. Лица другого вероисповедания должны во время молитвы сохранять тишину.
  3. Разрешается произносить тосты в честь кого-либо из присутствующих, завершать свое послание нужно словами: «Многая лета!».
  4. Опоздание без причин на мероприятие считается оскорблением, поэтому лучше распланировать все свое время заранее. Первыми на прием приходят люди, принадлежащие низшей иерархической степени, они же уходят последними.
  5. Задерживаться и употреблять чрезмерное количество спиртного на трапезе неприлично. Вставать из-за стола раньше положенного тоже не рекомендуется.
  6. На протяжении всего мероприятия следует уделять внимание рядом сидящему человеку, особенно если это женщина, однако знакомиться за столом не принято.
  7. Не рекомендуется разговаривать с набитым ртом, накладывать в тарелку большое количество еды.
  8. Не допускается на трапезе вольное поведение, громкие разговоры, смех и неприличные беседы.
  9. Не одобряется появление женщины в короткой юбке, декольтированной блузке или в штанах, при этом платок повязывать не обязательно.
  10. Посещая мероприятие с участием священных лиц, лучше соблюдать умеренность во всем.

Полезное видео

Вывод

У нас принято обращаться к священнослужителям со словами «Батюшка». Однако не нужно забывать, что в Православной церкви существует определенная иерархия, поэтому знания о различии основных санов и должностей нужны каждому православному христианину.

mob_info