Патриарх Феофил III: биография. Низложенный иерусалимский патриарх за заключенными дверями

В отличие от католической церкви, где все епископства подчиняются Папе Римскому, православные патриархаты являются поместными, то есть независимыми друг от друга. Но нельзя отрицать роль Иерусалима - святого для всех христиан города. Ведь там была основана первая историческая церковь. Поэтому авторитет предстоятеля этого патриархата неоспорим. Кто же стоит во главе Иеруалимской Православной Церкви? Сегодня мы расскажем о нем. Поскольку его престол находится в Иерусалиме, а юрисдикция распространяется на Сирию, Палестину, Израиль и Аравию (саму церковь нередко называют Сионской), он не может находиться вне политики. За избранием нового главы пристально следят клирики и служители других ортодоксальных поместных патриархатов. Высказывания иерусалимского предстоятеля нередко вызывают резонанс в политических кругах.

Значение патриархата в христианстве

Иерусалим не зря считается святым для трех мировых религий городом. Особенно рьяно его чтут христиане всех конфессий, ведь здесь жил и проповедовал Сын Божий. В Иерусалиме Иисус был распят. Здесь Он и воскрес. В этом городе в день Пятидесятницы, посредством сошествия Святого Духа, образовалась первая Церковь Божья. Впоследствии отсюда апостолы разошлись по разным уголкам земли, проповедуя Евангелие всем народам. Поэтому Иерусалимская Православная Церковь считается матерью остальных ортодоксальных патриархатов. Первым епископом в ней был Иаков Праведный, который принял мученический венец от рук царя Ирода. Поскольку Иерусалим постоянно подвергался нападениям и был захваченным, главенство его патриархата было утрачено и перешло к предстоятелю Константинополя. На данный момент в диптихе церквей она числится четвертой по значению (после Царьграда, Александрии и Антиохии). Полный титул предстоятеля - Всесвятейший и Блаженнейший Патриарх святого града Иерусалима, всей Палестины, Аравии, Сирии, обонпол (двух берегов) Иордана, Святого Сиона и Каны Галилейской.

Современное устройство поместной церкви

Иерусалим часто становился жертвой нашествий. Уберечь святые места от разрушения и осквернения - в этом видели свое призвание все главы поместной церкви. Для этого они вынуждены были пускать в ход все свои дипломатические способности. Переломный момент случился в 16 столетии, когда Иерусалимский патриарх Герман Второй добился от османских властей указа, что все христианские святыни Палестины будут с этого момента находиться в руках православных. В том же веке было создано монашеское Братство Святого Гроба Господня. Населяли обитель только иноки, прибывшие из Греции. По положению, принятому в середине 19 столетия, Святой Гроб Господень остался в ведении православных, тогда как Вифлеемская базилика Рождества Христова перешла к католикам. До сороковых годов 19 века патриархов иерусалимских назначал предстоятель Константинопольской церкви. Теперь его избирает Собор Синод. Но утверждают в сане патриарха Иерусалимского три светские власти: Палестины, Иордании и Израиля. За долгую историю поместной церкви в ней сменилось сто сорок предстоятелей. В данный момент ее возглавляет 141-й по счету иерусалимский патриарх Феофил Третий.

Биография

Нынешний предстоятель церкви в миру носил имя Илия Яннопулос. Родился он 4 апреля 1952 года. По национальности грек. Одно это уже служило хорошей стартовой площадкой для карьеры в патриархате Иерусалима. Большинство приходских священников и верующих в этих землях - арабы. Но исторически сложилось так, что весь епископат избирается исключительно из членов монашеского братства Святого Гроба Господня. А эту обитель населяют выходцы из Эллады. Родился же И. Яннопулос в селении Гаргалиани, которое находится в номе Мессиния (Греция). Еще будучи подростком, в двенадцатилетнем возрасте, он прибыл в Иерусалим и поселился как послушник в братстве Святого Гроба. С 1964 по 1970 г. Илия учился в патриаршей школе. юноша принял в июне 1970 года от патриарха Иерусалимского Венедикта I. Как и положено иноку, он принял новое имя - Феофил, означающее «Любящий Бога».

Карьера в церкви

Еще в патриаршей школе юный послушник выказывал большие способности и небывалую тягу к знаниям. А потому после принятия пострига церковные власти решили, что молодому монаху следует продолжить теологическое образование. В 1975 году он был послан на родину, в Грецию, чтобы поступить на богословский факультет Афинского университета. После окончания учебы в 1978 году будущий иерусалимский патриарх Феофил был возведен в монашеский сан архимандрита. Но и тут молодой клирик решил, что его теологическое образование не завершено. В 1981 году он поступает в университет в Дареме (Великобритания), учебу в котором завершает в 1986-м. После возвращения в Иерусалим Феофил два года исполнял обязанности председателя по внешним связям при патриархате. В дальнейшем он служил представителем своей церкви в ряде организаций. В 2001-2003 гг. он даже был послом при Московском патриархате, хотя в Россию приезжал нечасто. В начале 2000-х его назначили на почетную должность старшего хранителя Гроба Господня.

Предыдущий патриарх Иерусалимский Ириней

Летом 2001 года на был избран ее предстоятелем экзарх в Афинах (ответственный за распространение Благодатного Огня), архиепископ Иерапольский и член Священного Синода, носивший в миру имя Эммануил Скопелитис. Будучи патриархом, Ириней Первый очень способствовал продвижению по карьерной лестнице своего преемника Теофила. Но в 2005 году разгорелся церковный скандал. Священный Синод обвинил патриарха Иерусалимского Иринея в том, что тот отдал израильской компании в долгосрочную аренду недвижимость в Старом городе. Сам предстоятель отказался участвовать в суде. По постановлению Синода, а затем Всепровославного Собора, который собрался в Фанаре, патриарх был низложен, лишен священнического сана, разжалован в монахи и приговорен к заточению в собственной келье. Там он находился семь лет, пока не вынужден был выйти по состоянию здоровья, чтобы сделать хирургическую операцию.

Иерусалимский патриарх Феофил и его предшественник

Низложение Иринея неожиданно вознесло теперешнего предстоятеля церкви в высокий сан. Это позволило досужим языкам болтать о причастности последнего к обвинениям, оказавшимся недостаточными. Но Феофил III остался в дружеских отношениях с низложенным предшественником. Так, в 2015 году Ириней неожиданно появился на церемонии нисхождения Благодатного Огня, где был приветствован и благословлен теперешним патриархом. К слову, его посетил и предстоятель Константинопольской церкви Варфоломей.

Политические высказывания Иерусалимского патриарха

На Пасху 2008 года клир и верующих РФ потрясла резкая критика со стороны Феофила III в адрес Порфирия Успенского, основателя русской духовной миссии в Святом городе. Он заявил, что последний отравляет жизнь верующих «ядом национализма». и главред журнала «Церковный Вестник» усмотрели в этом заявлении признаки русофобии. В последние два года иерусалимский патриарх Феофил неоднократно встречался с президентом Украины Петром Порошенко, молился за мир в этой стране и обсуждал проблему объединения верующих в единую поместную церковь.

Дата рождения: 1952 г. Страна: Израиль Биография:

Родился в 1952 году в селении Гаргалиани (область Мессиния в Греции).

В июле 1964 г. вступил в Святогробское братство. В том же году поступил в Иерусалимскую Патриаршую школу, которую закончил в июне 1970 года.

28 июня 1970 г. Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Венедиктом пострижен в монашество с именем Феофил.

1 июля 1970 года архиепископом Иорданским Василием рукоположен во иеродиакона. В 1975 году хиротонисан в сан иеромонаха архиепископом Иерапольским Диодором (впоследствии — Патриарх Иерусалимский). В том же году решением Священного Синода Иерусалимского Патриархата направлен для обучения на богословский факультет Афинского университета. По возвращении в Иерусалим нес послушания в Генеральном секретариате Священного Синода, Патриаршей школе и эпистасии монастыря святого Харлампия.

В 1978 году удостоен сана архимандрита. В 1981 году назначен членом редакционной коллегии журнала «Неа Сион». В декабре 1981 года направлен в Англию для обучения в аспирантуре Даремского университета. По окончании обучения, в 1986 г., назначен секретарем по внешним связям Священного Синода Иерусалимского Патриархата. В 1988 году утвержден представителем Иерусалимского Патриархата в Центральном комитете Всемирного Совета Церквей.

В 1991-1996 годах был игуменом монастыря святого Георгия Победоносца в Кане Галилейской. С 2001 по 2003 гг. являлся представителем Патриарха Иерусалимского при Патриархе Московском и всея Руси, возглавлял Иерусалимское подворье в Москве. В 2003 году назначен Патриаршим епитропом в Дохе (Катар).

В 2004 году назначен старшим скевофилаксом (хранителем Гроба Господня), избран членом Священного Синода Иерусалимского Патриархата. 14 февраля 2005 г. рукоположен в архиерейский сан и избран архиепископом Фаворским.

22 августа 2005 года избран 141-м Патриархом Иерусалимским, интронизация состоялась 22 ноября того же года.

Титул Предстоятеля: Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины .

Патриаршая резиденция находится в Иерусалиме, Патриаршим храмом является собор в честь Воскресения Христова (Иерусалим).

Место работы: Иерусалимская Православная Церковь (Предстоятель) Web-сайт:

Πατριάρχης Θεόφιλος, в миру Илия Яннопулос (1952) — известный экуменист, участник подготовки Восьмого Вселенского (Всеправославного) Собора.

Патриарх Феофил. Священная иерархия

В 1964 г. поступил в Святогробское братство в Иерусалиме.

В 1970 г. пострижен в монашество, рукоположен в диаконы. Служил в Иерусалимском храме Воскресения Христова, затем был патриаршим диаконом.

В 1975 г. рукоположен в сан пресвитера. В 1978 г. — архимандрит.

В 1991-1996 гг. был игуменом монастыря святого Георгия Победоносца в Кане Галилейской.

14 февраля 2005 г. рукоположен в сан епископа — архиепископ Фаворский. Через три месяца, в мае того же года, Иерусалимский Патриарх Ириней I был отстранен от должности по сфабрикованному обвинению.

24 мая чрезвычайный Всеправославный Собор глав и представителей Православных Церквей в Стамбуле утвердил это решение. Собор прошел под председательством . Русскую Церковь представлял митр. Смоленский Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси), еп. Егорьевский Марк, о. Кирилл (Говорун). Из одиннадцати представителей Поместных Церквей против смещения Иринея проголосовали лишь делегаты от Грузинской Церкви.

Патриарх Иерусалимский Ириней

Иерусалимский Патриарх Ириней с тех пор находится под строгим домашним арестом

Патриарх Феофил. Образование

В 1970 г. окончил патриаршую школу в Иерусалиме. В 1975-1978 гг. учился на богословском факультете Афинского университета, а с 1981 по 1986 г. в аспирантуре Даремского университета (Англия).

Патриарх Феофил. Церковные должности

С октября 1979 г. нес послушания генерального секретаря Священного Синода, учителя в Патриаршей школе и надсмотрщика эпистасии монастыря святого Харалампия.

В 1981 г. назначен членом редакционной коллегии журнала «Новый Сион» (Νέα Σιών).

В 1986 г. был назначен пресс-секретарем Священного Синода и членом Образовательного отдела. Председатель по внешним связям Иерусалимского Патриархата (1986-1988 гг.). Был старшим хранителем Гроба Господня. В 1997 г. был членом Правового комитета и представителем Патриархии в Катаре.

Представитель Патриархата при ряде организаций: с 2001 по 2003 гг. возглавлял Иерусалимское подворье в Москве, где стал известен своими антирусскими настроениями.

В июле 2003 г. вновь назначен патриаршим представителем в Дохе, Катар. 8 июня 2004 г. избран членом Церковного Суда, а в сентябре того же года — старшим скевофилаксом Воскресенского храма (т.е. хранителем Гроба Господня).

Патриарх Феофил. Экуменическая деятельность

31 октября 1986 г. направлен представителем Иерусалимского Патриархата в Центральном комитете Всемирного совета церквей.

Патриарх Феофил и генсек ВСЦ Сэмюэль Кобиа. Мая 2006 года

22 мая 1989 г. Иерусалимский Патриархат вышел из экуменического движения по настоянию Патриарха Диодора. Несмотря на это буд. Патриарх Феофил в 1991 г. принимал участие в VII Генеральной Ассамблее ВСЦ в Канберре, Австралия.

В 2006 г. Патриарх Феофил вернул Иерусалимский Патриархат к экуменической деятельности, подтвердил участие в ВСЦ и лично присутствовал на заседаниях ВСЦ и Ближневосточного совета церквей.

Ведет активную экуменическую деятельность. В частности, в 2008 г. принимал участие в англиканской Ламбетской конференции.

Патриарх Феофил. Восьмой Вселенский Собор

В октябре 2008 г. принял участие в Собрании православных предстоятелей в Стамбуле. В 2011 г. — в совещании «нео-пентархии» в Стамбуле.

В марте 2014 г. принимает участие в , на котором принимается решение о Вселенского (Всеправославного) Собора в 2016 г.

Из-за действий Патриарха Феофила решение о созыве Собора не было принято единогласно, поскольку представители Антиохийского Патриархата покинули совещание, отозвав подпись под итоговым соглашением в знак протеста против вмешательства Иерусалимского Патриархата в Катаре.

Источники

Антиохия и Иерусалим: война в Заливе // Восьмой Вселенский Собор. 01.05.2014

В Стамбуле открылось собрание Предстоятелей Православных Церквей // Патриархия.ru. http://www.patriarchia.ru/db/text/3597070.html 07.03.2014

Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2005 года // Патриархия.ru. http://www.patriarchia.ru/db/text/28832.html 16.07.2005

Патриарх Диодор: Память праведного с похвалами! // Антимодернизм.ру. http://antimodern.wordpress.com/2011/12/19/diodoros-3/ 19.12.2011

Петров, Александр. В списках не значится // Независимая газета. http://www.ng.ru/ng_religii/2005-06-01/1_spiski.html 01.06.2005

Феофил III (Патриарх Иерусалимский) // Wikipedia. http://ru.wikipedia.org/w/index.php?oldid=62753398 26.05.2014

Biography Of His Beatitude Theophilos III, Patriarch of Jerusalem and All Palestine // Jerusalem Patriarchate.

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

Жгучий коктейль из земельных, финансовых интересов и национализма стал причиной серьезного кризиса в Иерусалимском Патриархате, хранителе наиболее значимых православных святынь на Святой Земле.

В эксклюзивном интервью газете «Афинские новости» Патриарх Иерусалимский Феофил III заявил, что за решением аннулировать его признание, принятым правительством Иордании 12 мая этого года (правда, еще не утвержденным королем Абдаллой), стоят частные финансовые интересы. Этот шаг был сделан незадолго до того, как 21 мая этого года Верховный суд Израиля готовился рассмотреть петицию Патриарха о признании его государством Израиль.

Патриарх Феофил III утверждает, что назвавшие себя «представителями 70-и арабских православных общин», требующие отменить его признание Иорданией, в действительности представляют собой небольшую группу деятелей, большей частью из Назарета, преследующих свои собственные интересы. От одного из епископов газете «Афинские новости» известно, что эти же люди в течение многих лет требуют от Иерусалимского Патриархата предоставления им прав на часть церковных землевладений.

По заявлению ежедневной газеты «То Вима» от 15 мая этого года, племянник короля Абдаллы принц Гази ибн Мухаммад оказывал давление на Патриарха Феофила III в надежде получить права на значительный участок земли на берегу реки Иордан, где паломники совершают омовение, для его коммерческой эксплуатации. Подтверждая это, церковные источники сообщили «Афинским новостям», что принц также стремился добиться возведения в епископский сан архимандрита Христофора, араба по национальности.

Патриарх Феофил III отказался обсуждать поведение принца, но твердо заявил, что будет противиться любым попыткам со стороны министерств иностранных дел как Иордании, так и Греции давлением добиться поставления во епископы тех или иных лиц в надежде тем самым разрешить кризисную ситуацию.

Правительство Иордании и отступники обвиняют Патриарха в том, что он не сдержал обещаний, которые были им даны перед патриаршими выборами 2005 года, последовавшими после лишения сана патриарха Иринея, его предшественника, обвиненного в незаконной продаже части земель Восточного Иерусалима, являющихся греческой собственностью, Израильскому государству. Тогда шла речь о поставлении еще одного епископа из арабов, введении второго арабского клирика в Священный Синод и восстановлении особого Совета из клириков и мирян, дающего арабской пастве значительные права в управлении церковной собственностью (инициатива, которой особенно противится Израиль).

Патриарх напомнил, что им был рукоположен во епископы Феодосий (Аттала Анна), известный националист, теперь поддерживающий отмену признания Иорданией Патриарха Феофила III; второй же арабский епископ, ныне преставившийся, пока не замещен. Патриарх также заявил, что в его планы входит назначение второго арабского представителя в Священный Синод, но не под внешним давлением.

Патриарх заявил, что притязания на коммерческую эксплуатацию земель Иерусалимского Патриархата на берегу Иордана «имеет самую прямую и тесную связь» с попыткой правительства аннулировать его признание. «Вопрос не в том, что эти земли представляют некую материальную ценность. Собственность Патриархата неразрывно связана со святынями, и поэтому мы никогда не использовали и не будем использовать ее в коммерческих целях».

Говоря о попытках добиться заключения земельной сделки под угрозой аннулирования его признания, Патриарх отметил, что в свое время такое же давление на него пытался оказывать Израиль; теперь же эту израильскую модель отношений пытается применить Иордания.

«Патриархат подвергался давлению со стороны Израиля в связи с признанием меня патриархом. Мы всегда ясно давали понять израильским властям, что не поступимся интересами Патриархата, – сказал предстоятель Иерусалимской Церкви. – Патриархат должен почитаться как священный институт – духовный и религиозный. Нельзя обращаться с ним как с агентством недвижимости. Я подчеркиваю еще раз: я не бизнесмен, и если кого-то это не устраивает – это их проблема».

«К несчастью, теперь, когда власти Израиля стали уважительно относиться к Патриархату, возникли осложнения в отношениях с арабской стороной, на поддержку которой мы всегда опирались», – сказал Патриарх.

Патриарх Феофил III «не сомневается» в том, что Верховный суд Израиля примет наконец решение о его признании, при этом он не стал подробно объяснять причины своей убежденности в этом, будучи уверенным, что необходимое взаимопонимание между Православной Церковью и государством Израиль будет достигнуто.

Патриарх считает, что он пользуется полной поддержкой арабской паствы, которой Церковь оказывает весьма ощутимую социальную поддержку. «Паства чувствует нашу любовь. У меня нет проблем в отношениях с ней, потому что верующие знают меня лучше, чем я сам. Патриархат проявляет заботу об этих людях. С тех пор как я был избран патриархом, я много своих сил отдал и Иордании. Мы посетили множество общин, некоторые из которых не видели патриарха по 30 или даже 50 лет. В иорданском городе Зарка мы построили школу. Были восстановлены игуменские здания, а до этого здешний игумен был вынужден проживать в гостинице. Восстановлены и другие строения. На все это были потрачены значительные средства, хотя Патриархат и испытывал серьезные финансовые трудности из-за того, что Израиль тянул с утверждением меня как патриарха . В Фесе (Иордания) мы построили игуменский корпус и реорганизовали общину», – рассказал он.

По утверждению Феофила III, критикующие его православные из арабов – это защищающее свои интересы меньшинство, движимое поиском своей финансовой выгоды. «Это люди из Назарета, которые в свое время выступали против Иринея, а сейчас вдруг встали на его защиту. Они хотят отмены решения суда по вопросу церковной собственности, вынесенного в пользу Патриархата: речь идет о 100 акрах земли в Каср эль-Мутране в Назарете, на которые местная община хочет получить права».

Патриарх Феофил напомнил, что в тот день, когда иорданское правительство приняло решение аннулировать его признание патриархом, более 200 православных арабов собрались в Фесе и выступили с требованием отмены данного решения. «Слухи о том, что арабские общины могут продемонстрировать согласие с этим решением и отказать мне в приеме, просто ложь и злословие», – заявил он. Он напомнил о своих недавних визитах в арабские православные общины – Кану, Акру, Сачнин, Наблус и Рафидию, где ему был оказан «радушный прием».

Патриарх обратился ко всем правительствам с призывом уважать независимость Иерусалимского Патриархата. «Мы заявили генеральному секретарю греческого МИДа, встреча с которым состоялась за день до принятия Иорданией своего решения, что вне зависимости от обстоятельств мы не поддадимся никакому давлению, с какой бы стороны оно ни исходило. В любом случае никто не может диктовать нам, кого поставлять в тот или иной сан, определять на то или иное место. К сожалению, по этому вопросу мы имеем разные мнения», – добавил Патриарх, имея в виду послание Министерства иностранных дел Греции, в котором говорится о необходимости принятия Патриархом некоторых мер.

«Мы категорически отвергаем внешний инструктаж администрации Патриархата. Никто не может нам навязывать определенных лиц для рукоположения в епископы. Это должно быть понятно всем и каждому», – заявил он, подразумевая священника, которого принц Иордании хотел бы видеть епископом.

«До сих пор не прекращаются попытки вторгнутся во внутренние дела Патриархата, что совершенно неприемлемо. Это проявление неуважения к священному институту Патриархата и его независимости. Это вопиющее нарушение свободы Церкви. Частные лица, защищающие личные и иные интересы, не могут диктовать Патриархату, что делать», – подчеркнул он.

Отвечая на вопрос о рукоположении второго арабского епископа, патриарх Феофил сказал: «Мы исходим не из национальных или этнических критериев. Что значит арабский или неарабский? Мы уже рукоположили епископа из арабов. В то время среди епископов был и еще один, араб по национальности, но он позже преставился. Конечно же, мы изберем и еще одного архимандрита из арабов в Священный Синод. Но протежирование кого-либо для нас неприемлемо. Мы не можем подчинять церковные структуры служению чьим-то целям».

«В свое время подобные заслуживающие порицания действия предпринимало израильское правительство, и вот теперь точно так же действуют другие… Разве они не признают наше служение? Разве они не видят, что мы подвергались давлению со стороны Израиля и до сих пор не поддались? Выдвигаются бесстыдные и безосновательные претензии… Это спланированная кампания, не лично против меня, но против Патриархата», – заявил Патриарх.

Патриарх Феофил III отметил, что у него прекрасные отношения с королем Абдаллой, «который уважает Патриархат», и сказал, что приглашен посетить Международный экономический форум в Иордании. Патриарх указал и на то, что к вопросу независимости Иерусалимской Церкви проявили интерес и американские дипломаты.

«Мы абсолютно и полностью доверяем королю, имеющему первое и последнее слово в решении любых дел, и всегда заявляли, что Иордания была примером уважения независимости Церкви для всех общин. Эти действия исходят от других кругов», – такими словами завершил свое интервью Патриарх Иерусалимский Феофил III.

По израильским законам, патриарх не имеет доступа к банковским счетам Иерусалимской Церкви, пока не будет признан государством.

Джордж Гилсон

«Athens new», May 18, 2007
Перевел с англ. Василий Томачинский

Во вторник главы и представители поместных православных церквей приняли решение о смещении патриарха Иерусалимского Иринея I. Причиной отставки главы одной из самых древних православных церквей стало обвинение Иринея I в продаже зданий, принадлежащих Иерусалимскому патриархату. Внутрицерковный конфликт обрел отчетливые политические черты.

Скандал, связанный с именем патриарха Иерусалимского Иринея I, разразился в середине марта, когда израильским СМИ стали известны подробности сделки, касающейся собственности Иерусалимского патриархата на Святой земле. Два отеля в старой части Иерусалима и земельные участки, на которых они расположены, были сданы в долгосрочную аренду (до 199 лет) еврейской компании. Большинство православных арабов Святой земли, которые являются паствой Иерусалимской церкви (при том что большинство иерархов - греки по происхождению), восприняли факт продажи земли в Восточном Иерусалиме, населенном преимущественно арабами, как "предательство". Суть дела в том, что Иерусалим является яблоком раздора между палестинцами и израильтянами: палестинцы считают, что он должен стать столицей независимого палестинского государства, израильтяне же считают своей столицей весь Иерусалим, включая его арабскую часть.

В конце марта генеральный секретарь Иерусалимской патриархии архиепископ Аристарх призвал патриарха Иринея уйти в отставку. "После долгих раздумий и с чувством глубокой скорби я заявляю, что патриарх Иерусалимский должен оставить кафедру, чтобы патриархат мог вернуть себе авторитет и продолжать нести миссию в Святой земле", - заявил архиепископ Аристарх. Сам патриарх Ириней отрицает обвинения в свой адрес, перекладывая всю вину за случившееся на бывшего финансового менеджера патриархии Никоса Пападимаса.

6 мая синод Иерусалимской церкви большинством голосов низложил патриарха Иринея. "Достигнув предельно критической ситуации в нашей Иерусалимской патриархии, мы пришли к окончательному решению низложить патриарха Иринея и постановили считать его лишенным Иерусалимского патриаршего престола", - говорится в письме, адресованном главам всех поместных православных церквей. После низложения Иринея оперативное управление церковью взял на себя временный комитет в составе трех митрополитов: Кесарийского - Василия, Петрского - Корнилия и Капитолиадского - Исихия.

По правилам отставку Иерусалимского патриарха должны одобрить правительства Израиля, Иордании и Палестины. 11 мая палестинское руководство это сделало официально. На прошлой неделе соответствующий декрет издал и король Иордании Абдалла II. Израильское правительство, по сути дела, не стало бороться за низложенного главу Иерусалимской патриархии, заявив, что не станет вмешиваться во внутрицерковные дела.

После решения синода иерархи Иерусалимской церкви обратились за помощью к Вселенскому Константинопольскому патриарху Варфоломею, который на прошлой неделе призвал низложенного патриарха Иринея оставить свой пост "ради мира в церкви и его собственного достоинства". Но Ириней не согласился добровольно оставить патриаршую кафедру, поэтому для урегулирования ситуации 17 мая было принято решение созвать 24 мая Всеправославный собор в Стамбуле, который и должен был
решить судьбу патриарха. Русскую православную церковь на соборе представляли митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, епископ Егорьевский Марк и протоиерей Николай Балашов.

Собравшись в кафедральном соборе Святого Георгия Победоносца в Фанаре, представители поместных православных церквей утвердили низложение патриарха Иринея. "Собор представителей православных церквей, собравшийся в Константинополе, обсудив положение в Иерусалимской церкви, призвал блаженнейшего патриарха Иринея ради церковного мира пожертвовать собой и уйти в добровольную отставку, - рассказал Ъ епископ Егорьевский Марк. - Но патриарх Ириней отказался, тогда Собор признал решение синода о низложении своего предстоятеля".

Почти все православные иерархи высказались за низложение патриарха Иринея. Поддержал его только представитель Грузинской церкви, а представители Антиохийского патриархата и Польской православной церкви воздержались. Теперь, по словам владыки Марка, начнется процесс избрания местоблюстителя патриаршего престола, а затем и патриарха. По мнению главного редактора православного журнала "К Единству!" Дениса Алексеева, наибольшие шансы стать новым первоиерархом Иерусалимской церкви имеет архиепископ Тиранский и всея Албании Анастасий, который станет компромиссной фигурой для греков, арабов и израильтян.

Правда, сам низложенный патриарх сдаваться не собирается и не признает решение Собора. Как сообщил его адвокат Францискос Рагуссис, патриарх Ириней намерен обратиться в международные судебные инстанции - Европейский суд по правам человека и даже ООН.

mob_info