Какому богу был посвящен храм в карнаке. Мифы и факты

Раньше только верблюды могли пересечь египетскую пустыню и добраться от берега Красного моря в Фивы. Теперь же от в Луксор можно доехать часов за пять, а верблюды - всего лишь животные помогающие заработать пару фунтов местным бедуинам.

Дети и ослик - тоже средство заработка. Нет-нет, их не продают, просто за фотографирование их или с ними просят отдать звонкую монету.

Этих верблюдов и детей мы встретили на стоянке и какого-то придорожного кафе, по дороге в Люксор.

И продолжили путь по пустыни, наблюдая унылый египетский пейзаж, изредка встречающиеся машины дальнобойщиков...

Да ленту железной дороги, тянущейся вдоль шоссе.

Лишь по подъезду к городу Кена, находящемуся уже недалеко от Реки Нил. Дальше дорога ведёт вдоль ирригационного канала (а может это рукав Нила?) и местность становится гораздо зеленее.

В Египте лишь 4% земли пригодно для земледелия - это земля вокруг реки Нил.

И потому практически вся земля, пригодная для ведения хозяйственной деятельности либо застроена либо распахана.

Лишь на самом берегу канала растут деревья

Встречаются строения - довольно жутковатого вида.

Но есть и весьма симпатичные мечети

А вообще - там где вода там кипит жизнь.

Вот так мы смотрели смотрели в окно...

И вдруг оказались у территории Карнакского храма.

Огромная площадь, на которой растут пальмы

И возвышающееся вдали строение возрастом в несколько тысяч лет.

Строиться этот храмовый комплекс начал примерно в XX веке до нашей эры. И каждый фараон после этого так или иначе достраивал часть храма.

Так Карнакский храмовый комплекс стал самым большим по площади храмовым комплексом древности.

И как видно по этим фотографиям сейчас Карнакский храм является одной из наиболее посещаемых достопримечательностей Египта.

У входа в храм - аллея сфинксов-баранов. Баран - одно из воплощений бога Амона, которому и посвящён Карнакский храмовый комплекс.

Пройдя по аллее сфинксов и минуя мощый пилон - попадаем на территорию храма.

Ширина этого входного недостроенного пилона - 130 метров.

У Пилона видна также вспомогательная конструкция из илового кирпича, по которой большие известняковые блоки поднимались наверх.

По правую руку от входа - ещё один ряд сфинксов - баранов

И под каждым - маленькая статуя фараона, мол фараон - под охраной бога Амона.

Ряд баранов продолжается до храма Рамсеса III.

У входа в храм статуя самого Рамсеса

А на стене остатки барельефа - как с благословения бога фараон наказывает врагов Египта.

По левую сторону от входа - часовня Сети II. В ней три входа в три святилища - богам Амону, его жене Мут и сыну Хонсу.

Вот так выглядит то что осталось от одного из святилищ.

В центре - остатки от некогда существовавшей колоннады.

За колоннадой, у второго пилона - огромная статуя фараона.

У фараона сбита часть лица, но ему ещё повезло.

От некоторых статуй остались только ноги...

А некоторым повезло чуть больше - они сохранились почти целиком.

Следом идёт мощный колонный зал.

Ранее над колоннами была крыша, но после упадка храма и землятрясения 27 года до нашей эры - крыша обвалилась и теперь колонны подпирают лишь небо.

Центральные 12 колонн имеют высоту 23 метра. Остальные чуть пониже.

Колонны покрыты барельефами с историческими и мифическими историями о жизни и подвигах фараонов.

Не является ли эта традиция предтечей росписей православных храмов сюжетами из Писания?

Выйдя из колонного зала и выйдя в один из проходов - минуем следующие залы и попадаем к пилону у которого находится целая группа статуй фараонов.

А на заднем плане - главный Египетский секрет строительства храмов;0)

Вообще полуразвалившиеся стены представляют собой своеобразный лабиринт.

То вдруг в проходе откроется вид на обелиск

То вновь возникнут уже знакомые головы фараонов.

Вертикалями Карнакского храма являются два обелиска. Один из них установила царица Хатшепсут - женщина-фараон.

Глядишь на обелиски - и сооружение выглядит вполне сохранившимся

А переводишь взгляд чуть левее - и создаётся ощущение будто перед тобой сплошные развалины.

От ещё одного обелиска, установленного Хатшепсут осталось лишь навершие, лежащее на земле.

А рядом - большой жук-скарабей на постаменте.

Жук был воплощением возрождения. Считалось что именно он катит Солнце на восход. Да и сам постоянно перерождается, появляясь из шара, который сам же катит.

Жук стоит почти на самом берегу священного озера

А на берегу озера "Храм кока-колы" и его часовня - туалет...

А вокруг - живописные Карнакские развалины

Экскурсовод даёт минут сорок на самостоятельный осмотр Карнакского храма и возвращение в автобус. Этого времени хватает лишь на то чтобы побродить по лабиринту храмовых построек и постараться повнимательнее их рассмотреть.

У многих статуй сбиты лица. Частично это сделано ещё во времена фараонов. Частично уже после прихода мусульман в Египет.

А это - уцелевшая часть верхнего перекрытия, расписанная звёздами.

На выходе из Карнакского храма видны более поздние святилища - исламские.

За сорок минут, оставленные экскурсоводом осмотреть всё не получилось, и уже чуть ли не бегом пришлось добираться в автобус. Тут невольно позавидуешь мирно отдыхающим под деревом местным жителям.

Фото: Мочалов Артём И Наталья Нагорская. 2010 г.

Ипет-Исут, Карнакский храм - крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта, главное государственное святилище Нового царства. Расположен в современном Карнаке, небольшом селении, лежащем на восточном берегу Нила в 2,5 км от Луксора. С 1979 года этот храм, вместе с Луксорским храмом и фиванскими некрополями, включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ипет-Реc, Луксорский храм - развалины центрального храма Амона-Ра, на правом берегу Нила, в южной части Фив, в пределах современного города Луксор.

Карнакский храм

Карнакский храм - это храмовый комплекс размером 1,5 км. на 700 метров, состоящего из 33 храмов и залов, который дополнялся и изменялся в течении двух тысячелетий. Каждый фараон старался внести в храм свою лепту и увековечить свое имя, и свои заслуги.

Храм в Карнаке - храмовый комплекс, состоит из трех частей:

Центральная часть посвящена богу Амону, ее занимает храм Амона Ра. Это самый большой и интересный храм, который начали строить в период правления Аменхотепа III. 134 шестнадцатиметровые колонны (фото реконструкции справа) с многочисленными барельефами, подпиравшими некогда свод, расположились в 16 рядов и образовали священный коридор. На вершине каждой колонны могли разместиться около 50-ти человек, а каждый барельеф содержит цветные, позолоченные изображения, описывающие восхождение фараона к Богам.

  • Южнее расположился храм Мут, царице Мут и жене Амону-Ра.
  • Севернее находятся руины храма Монту.

Значимые изменения в строительстве, Карнакский храм получил во времена царствования Аменхотепа III, Рамсеса I, Рамсеса II, Рамсеса III, царицы Хатшепсут, Тутмоса I, Тутмоса III, ливийских царей ХХII династии и Птолемея.

При правлении царицы Хатшепсут были установлены два гигантских, тридцатиметровых обелиска в ее честь и восемь пилонов в храме Амона.

храмовый комплекс в Карнаке При Тутмосе III, Карнакский храм был застроен стенами, а на барельефах были сделаны изображения с победами египетского народа.

Южнее Карнакского храма находится Священное озеро - пруд омовения, возле которого установлена колонна, ее венчает масштабный жук-скоробей . Для древних египтян, жук-скоробей был священным символом благоденствия.

Луксорский храм - Храм Амон-Ра

Луксорский храм, как и храм в Карнаке, это храмовый комплекс построенный в честь бога Амон-Ра. Его начали строить еще при фараоне Аменофисе в XIV веке до н.э., и в годы расцвета древнего Египта, он состоял из нескольких дворов окруженных гигантскими колоннами и статуями фараонам. Это храмовый комплекс размером 208 метров в длинну и 54 метра в ширину, на внутренних стенах которого имеются многочисленные барельефы изображающие культовые обряды в храме, а внешние стены украшены барельефами победоносной битве Рамсеса II при Кадеше.

На протяжении тысячелетий храм достраивался и видоизменялся, он становился красивее и величественнее, ведь каждый фараон считал своим долгом увековечить бога Амон-Ра - божественного отца всех фараонов, и оставить о себе память.

Мало, что сохранилось от первоначального величия, и сегодня храм в Луксоре, это в большей степени развалины. Возле входа главного пилона остались всего три из шести огромных, 20-ти метровых статуи Рамзесу II и его супруге Нефертари. А из двух украшавших вход обелисков, остался лишь один. Второй обелиск, в 1830 году был подарен Франции за разгадку и расшифровку египетских иероглифов.

Началом упадка и забвения египетской культуры стало поражение войску Александра Македонского. Армии завоевателей сменялись, но Египет уже не мог им противостоять.

Со временем, Луксорский храм пришел в упадок и был занесен слоем песка, мусора и грунта , из под земли торчать лишь верхушки колонн. Многие ученые утверждают, что благодаря именно этому храм в Луксоре не был полностью разрушен.

На территории храма размещался военный лагерь римского войска, были построены христианская церковь и мечеть Абу-эль-Хаггаг, которая так и осталась стоять на своем месте после раскопок.

Сюрпризы раскопок не прекращаются и в наше время, тайны Луксора и его сокровища открываются людям. Так, в 1989 году, во время реконструкции храма, был найден тайник, в котором находились уникальные статуи ранее украшавшие храм. Жрецы укрыли древнейшие ценности от разграбления и уничтожения, и сейчас благодаря их заботе, мы можем увидеть эти статуи во многих музеях Египта и в музее Луксора.

Карнакский храм и Луксорский храм - это два величественных храмовых комплекса, которые напоминают нам о расцвете древнего Египта и временах царствования фараонов.

Музейный комплекс и туристический центр Луксора, это достопримечательности "Города живых" и "Города мертвых" . Город мертвых разместился на противоположном, левом берегу реки Нила, это знаменитый некрополь - Долины Фараонов и Долины Цариц, о котором будет рассказано в статье "Луксор Город мертвых - Долина Царей и храм царицы Хатшепсут".

Факты о Луксорском храме Амон-Ра

  1. Декоративное убранство . Колонные и стены гипостиля были украшены многоцветными рельефами со сценами подвигов царей, битв и религиозных обрядов. Портреты фараонов дошли до нас искаженными или стесанными, а иероглифы, обозначавшие их имена, были переписаны фараонами последующих династий. Таким способом каждый новый правитель стремился увековечить память о своем роде и возвеличить себя самого.
  2. Пилоны . Для возведения массивных башен (пилонов) каменные блоки втаскивали наверх по насыпи из земли и кирпича, покрытой илом. Такая насыпь сохранилась у центральной части наружного пилона, оставшегося незаконченным.
  3. Аллея сфинксов . Вдоль дороги, ведущей от причала к пилонам входа, сохранилась часть аллеи из сорока каменных сфинксов с телом льва и головой барана (священного животного Амона). В дни праздников по аллее проносили статую Амона, царя всех богов. Торжественная процессия сопровождала божество до пристани – там начиналось ритуальное плавание по Нилу до храма в Луксоре и обратно.
  4. Центральная ось . Главные залы и дворцы располагались симметрично вдоль дороги, ведущей к святилищу. После завершения работ вокруг храма возводили ограду. К ней пристраивали ворота, устанавливали памятные знаки.
  5. Строительство . Каждую новую часть сооружения засыпали землей, создавая площадку, куда поднимали каменные плиты и балки. После завершения работ постройку откапывали, и ее архитектурные формы представали взору зрителей.
  6. Волшебный зал . Огромный колонный зал перекрывала каменная крыша. Синие потолки были расписаны желтыми звездами и парящими коршунами. Свет проникал через решетки центрального нефа. Диаметр каждой из 12 колонн, поддерживавших свод – 3,6 метров. За ними располагались еще 7 рядов по 9 колонн. Уходя в полумрак, этот каменный лес создавал впечатление бесконечного пространства.
  7. Наружный пилон . К наружному пилону (высота 42,6 м) прикреплялись мачты из корабельного леса. На них развевались огромные флаги, и вход в храм был виден издалека.
  8. Наружный двор . Возле павильона фараона Тахарки (не сохранился) останавливалась основная часть торжественной процессии: пройти внутрь могли только посвященные.
  9. Внутренний двор . Входом во внутренние дворы служили пилоны, перед ними устанавливали обелиски.
  10. Священное озеро . Искусственное озеро на территории храмового комплекса играло важную роль в ежедневных обрядах купаний и омовений. В нем также разводили водоплавающих птиц для церемонии жертвоприношения.
  11. Святилище . В глубине храма находилось маленькое темное святилище со статуей бога. Амона, стоявшей на ладье.
  12. Садовый павильон . В старейшей части комплекса находился Садовый павильон фараона Тутмоса III. Его стены были расписаны изображениями животных, птиц и растений.
  13. Обелиск царицы Хатшепсут . Обелиск из асуанского гранита с верхушкой, облицованной электром (сплав золота с серебром), доставили в Карнак на барже. С помощью насыпей и рычагов его опустили в вырытую в песке яму. Высота мемориального сооружения – около 30 метров.

Храмовый комплекс в Карнаке или Карнакский храм превосходит все остальные древнеегипетские памятники за исключением . Это жилище богов, построенное на гигантской скале, включает в себя три отдельных храмовых комплекса, самым величественным из которых является святилище Амона, принадлежавшее верховному богу Нового царства. На территории этого комплекса могут уместиться десять кафедральных соборов.

Грандиозные размеры и сложность планировки ансамбля – результат строительных работ, продолжавшихся в течение тринадцати столетий. Основное ядро храма Амона сложилось при XII династии, и с того времени он расширялся в двух направлениях – в сторону реки и к храму Мут, в то время как храмовая ограда доходит до святилища Монту. Хотя Эхнатон отрёкся от веры в Амона, уничтожал его изображения и возвёл в Карнаке храм Атона, стараниями жречества статус-кво был восстановлен вскоре после смерти этого правителя.

В период расцвета Карнака его богатство было фантастическим. Перечень храмового имущества, относящийся ко времени правления Рамсеса III, включает 65 деревень, 433 сада, 421 662 головы скота, поля общей площадью 2395 квадратных километров, 46 строящихся объектов, 83 корабля и 81 322 работника, к которым отнесены также и рабы.

Египтолог Т. Джеймс сравнил храм с индустриальным гигантом, «порождавшим массу деловой активности, второстепенной по отношению к культу, и плодившим огромную армию чиновников и работников». Однако простому люду было запрещено находиться внутри храмовой ограды, и никто, кроме фараона или его представителя, не мог войти в святилище Амона. Древние египтяне называли Карнакский храм Ипет-Исут – «совершеннейшее место».

Посещение храмового комплекса в Карнаке

Храмовый комплекс Карнака находится в 2,5 километрах севернее Луксора, его территория составляет около 100 акров. Легче всего попасть на территорию храма Амона (ежедневно, зимой – 6:00-17:30; летом – 6:00-18:30; 40 фунтов, для студентов – 20 фунтов; фотосъёмка со штативом – 20 фунтов), где по ночам устраивается светозвуковое шоу. Эта часть комплекса занимает площадь в 62 акра: для поверхностного знакомства с храмом потребуется как минимум два часа, а для более внимательного осмотра – три-четыре.

Затенённых мест здесь очень мало, так что обязательно наденьте шляпу и возьмите с собой запас воды. Туристические группы обычно наводняют храм в первой половине дня. К вечеру народу становится значительно меньше, так что, если вы хорошо переносите жару, это лучшее время для посещения памятника. В кафе у Священного озера подают чай и прохладительные напитки, туалеты находятся у зрительских трибун и возле музея. Для посещения музея на открытом воздухе требуется отдельный билет (20 фунтов), который следует купить в билетной кассе за пределами храмовой территории.

Из города в Карнак можно попасть двумя путями: по набережной или по Шария эль-Карнак, трасса которой приблизительно совпадает с Аллеей сфинксов, некогда соединявшей Луксорский и Карнакский храмы, мимо ворот Эвергета II и храмовой ограды. В принципе до Карнака можно дойти пешком или доехать на велосипеде, но лучше поберечь силы для осмотра самого памятника. Самый дешёвый способ добраться в Карнак (и уехать обратно) – поехать на местном микроавтобусе (25 пиастров с человека).

Машины, идущие обратно в , проезжают по ближайшей к реке дороге. Торгуясь с водителем, ориентируйтесь на официальную стоимость поездок в один конец на такси (10 фунтов) или в коляске (10 фунтов). Если речь идёт о поездке туда и обратно (30 фунтов включая два часа ожидания), сначала договоритесь о цене, а затем запомните номер машины. Поездки на светомузыкальное шоу (55 фунтов, для студентов – 27 фунтов; билеты продаются в кассе Карнака) обойдутся вам немного дороже. Первая часть поездки – это экскурсия с четырьмя остановками по храму, который с ночной подсветкой выглядит гораздо величественнее.

Хотя вторая часть мероприятия, во время которой вы можете полюбоваться руинами со специальных трибун на берегу озера, тянется слишком долго, в целом поездка оставляет незабываемое впечатление. За ночь обычно проводится три-четыре представления, как минимум одно из них – на английском языке. Расписание можно посмотреть в туристическом бюро. Старайтесь попасть на более поздние шоу, поскольку голоса муэдзинов на закате нарушают атмосферу мероприятия.


Храм Амона в Карнаке

Кажется, что величественная череда пилонов, колонных залов, обелисков и колоссов храма Амона торжественно уходит в вечность. Т. Джеймс сравнил Карнакский храм с «археологическим универмагом, где найдётся что-нибудь для любого посетителя». Комплекс несёт на себе отпечаток правлений десятков царей, охватывающих в общей сложности тринадцать столетий древней истории. Руины, занесённые песком ещё в древности, были впоследствии заселены феллахами, жившими здесь до середины XIX века – до начала археологических раскопок.

В те времена слово «развалины» подходило к Карнаку гораздо больше, чем сейчас: среди куч камней валялись колонны и статуи, а в заболоченных местах квакали лягушки. После крупномасштабных восстановительных работ XIX столетия в храме идёт медленная, но систематическая реставрация, эпиграфические и – в некоторых местах – археологические исследования. Разобраться в плане храмового комплекса непросто: чем дальше вы продвигаетесь, тем многочисленнее и беспорядочнее становятся руины построек.

Чтобы упростить ориентирование на местности, будем считать, что Нил течёт строго на север, тогда главная ось комплекса будет направлена с востока на запад, а второстепенная – с севера на юг. Обязательно пройдите вдоль главной оси храма до Праздничного зала, а в другом крыле стоит осмотреть по меньшей мере двор, где был найден тайник со статуями. Если ваш маршрут включает в себя посещение музея под открытым небом или храма Хонсу, стоит сделать небольшую остановку у озера и передохнуть.

  • Вход в храм Амона

По дороге от билетной кассы к священному участку Амона, пересекающей высохший ров, вы пройдёте мимо остатков древнего причала, откуда статуя Амона отправлялась в плавание до Луксора во время празднества Опет. В недолгий период правления XXIX династии справа от пристани построили небольшую часовню, где перед перенесением на настоящий корабль стояла священная ладья Амона. На стенах часовни остались рисунки наёмников. Далее проходит короткая дорога Процессий, по бокам которой стоят сфинксы с головами баранов (священных животных Амона), держащие в передних лапах статуи Рамсеса II. В древности дорога соединялась с главной аллеей, связывавшей два храма.

За дорогой Процессий возвышается гигантский первый пилон, в проёме которого видна уходящая вдаль череда других ворот, настолько огромных, что любой проходящий сквозь них кажется карликом. Постройка 43-метровых башен, сложенных из правильных рядов песчаниковых блоков, часто приписывалась эфиопским царям из XXV династии, но они могли быть возведены и намного позднее, при XXX династии (когда Нектанеб I построил внешнюю ограду храма).

Северная башня не закончена, декор отсутствует на обеих, но из-за их 130-метровой ширины этот пилон является самым большим в . Проходя через пилон, вы можете увидеть нанесённые высоко справа надписи: это топографы Наполеона зафиксировали численность населения Карнака и расстояние отсюда до других храмов Верхнего Египта.

Передний двор – ещё одно позднее дополнение, включившее в себя три более древние постройки. В центре стоит единственная колонна с капителью в форме папируса, принадлежавшая колоннаде Тахарки (эфиопского царя XXV династии), называемой также «киоском Тахарки». Считается, что это был открытый павильон, где во время празднования Нового года ставили статую Амона для возрождающего воссоединения с солнцем. Слева находится так называемая «усыпальница Сети», сложенная из серого песчаника и розового гранита: на самом деле сюда ставили священные ладьи Амона, Мут и Хонсу.

  • Амон и фиванская триада

Первоначально Амон был одним из божеств гермопольской Великой восьмёрки. Возвышение его культа началось незадолго до наступления эпохи Среднего царства и было связано, по видимому, с поддержкой со стороны местных правителей, обладавших сильной властью в Первый переходный период. После изгнания гиксосов (около 1567 года до нашей эры) правители XVIII династии возвысили Амона до государственного божества и сделали Карнак его главным культовым центром в Египте.

Будучи «Незримым» (рядом с иероглифом, обозначавшим имя бога, египтяне не ставили обычный знак-детерминатив, а оставляли пустое пространство), Амон ассимилировал образы других богов. В результате сложились такие его ипостаси, как Амон-Ра (верховный бог-творец), Амон Мин («бык, удовлетворяющий коров») или Ауф-Ра с головой барана, оживляющий умерших во время плавания по подземному миру и сам возрождающийся как Хепри. Однако чаще всего Амон изображается в виде человека с рогами барана или короне шуги с двумя высокими перьями.

Мут, супруга Амона, в додинастический период была местной богиней, а впоследствии стала ассоциироваться с Нехбет, покровительницей Верхнего Египта. В начале правления XVIII династии она «сочеталась браком» с Амоном, полностью ассимилировала образ его прежней спутницы Амунет и стала Небесной госпожой.

Обычно её изображали в сложном головном уборе, объединяющем крылья хищной птицы, урей и корону Двух Земель. Сын Амона и Мут Хоксу – «Странствующий» – путешествовал по ночному небу в облике Луны, изрекал пророчества и помогал Тоту, богу-писцу. Его изображали или с головой сокола, или в виде человека с «локоном юности». Карнак был самым крупным из храмов, посвящённых фиванской триаде богов.


  • От храма Рамсеса III до второго пилона

Первая действительно грандиозная постройка на вашем пути – это храм Рамсеса III, в котором тоже останавливалась процессия со священными ладьями фиванской триады. За его пилоном, украшенным с обеих сторон колоссами, расположен праздничный зал с осирическими пилястрами. За ними видны рельефы со сценами ежегодного празднества в честь Амона-Мина. За гипостилем в полумраке скрыты молельни. В посвятительной надписи можно прочесть следующие слова: «Я построил и одел его песчаником, привезя огромные двери из чистейшего золота; я наполнил его сокровищницы дарами, принесёнными моими руками».

Хотя колосс Рамсеса II из розового гранита, стоящий перед вторым пилоном, сразу притягивает к себе внимание, стоит пройти вдоль боковой стены храма и посмотреть на портик, который был сооружён царями XXII династии, происходившими из города Бубастис в Дельте. По дороге вы увидите несколько углублений в стене второго пилона: именно здесь Анри Кревье в 1820 году нашёл множество кусков рельефов и статуи из разрушенного храма Атона (в том числе и колоссы Эхнатона, теперь находящиеся в музеях и Луксора), которые при Хоремхебе использовались как заполняющий материал для строительства пилона.

Пройдя через портик, поверните налево, к рельефу Шешонка, увековечивающему триумфальные победы этого фараона XXII династии. Учёные традиционно отождествляют его с библейским Сусакимом (III Царств), в 925 год до нашей эры разграбившим Иерусалим, и устанавливают таким образом связь между древнеегипетской и ветхозаветной хронологией. Эта точка зрения была оспорена в книге Дэвида Рола A Test of Time. На рельефе фигура Шешонка практически неразличима, зато хорошо сохранилось изображение Амона, наблюдающего за сценой избиения палестинских пленников. Другие рельефы на стене лучше осмотреть после посещения Большого гипостиля.

Чтобы попасть в него, вернитесь во внутренний двор и пройдите через второй пилон – одно из нескольких весьма халтурных сооружений, начатых при Хоремхебе, последнем правителе XVIII династии. На внутренних стенах, сразу за входом, можно увидеть картуши Сети I, закончившего строительство, и двух Рамсесов – I и II, – которые приходились Сети соответственно отцом и сыном.

  • Большой Гипостиль в Карнаке

Большой гипостиль – гордость Карнака – выглядит как лес огромных колонн площадью в 6 квадратных километров. На этом пространстве уместились бы римский собор Святого Петра и вместе взятые. Величие постройки особенно ощутимо ранним утром или поздним вечером, когда диагональные тени усиливают эффект, производимый колоннами. В древние времена зал был перекрыт плитами из песчаника, полумрак помещения прорезали лучи солнца, проходившие сквозь окна над центральным нефом.

Возможно, гипостиль начинался как дорога для процессий, вдоль которой стояли 12 или 14 колонн высотой 23 метра и 15 метров в обхвате (полностью обхватить ствол колонны могут шесть человек, взявшихся за руки). К этим колоннам Сети I и Рамсес II добавили 122 меньших по размерам колонны, расположенных в несколько рядов, а также стены и крышу. Все колонны состоят из полубарабанов, скрепленных строительным раствором.

Колонны центрального прохода имеют капители в форме раскрывшихся цветов папируса, некогда они поддерживали приподнятую секцию перекрытия с верхним рядом окон (каменные решётки некоторых из них сохранились до сих пор). Колонны боковых крыльев имеют капители в форме бутонов папируса. На некоторых притолоках сохранилась краска, которой они были расписаны в древности. Рельефы изображают царя, приносящего жертвы богам фиванской триады, главным образом Амону. Последний часто изображается в состоянии возбуждения. Некоторые египтологи считают, что храмовые жрицы ублажали статую Амона эротическими ласками, а фараон обеспечивал плодородие египетской земли, изливая семя в воды Нила во время праздника Опет.

Культовые сцены похожего содержания украшают заднюю и боковые стены зала, рельефы демонстрируют два разных стиля в камнерезном искусстве. Сети украсил северное крыло гипостиля барельефами, Рамсес II выбрал для южного крыла менее дорогостоящую технику врезанного рельефа. Сравнить памятники двух типов можно на передней стене зала, где изображены практически симметричные сцены процессии с ладьёй Амона. В северном крыле, построенном при Сети, «рассказ» о процессии начинается на северной стене с изображения ладьи Амона, вначале скрытой под покровом, затем – явленной на обозрение. У дверного проёма изображён Тот, записывающий годы правления Сети на листьях священного дерева – персей.

Пройдя через проём, вы увидите сцены битв Сети I: стёртые временем детали лучше всего разглядывать ранним утром или поздним вечером. Одни рельефы повествуют о взятии сирийского Кадеша (нижние ярусы) и победе Сети над ливийцами (выше). В другом месте изображены походы против шасу в северной Палестине и штурм Па-Ханаана, который египтяне «разграбили, совершив бесчисленные злодеяния».

Вернувшись в гипостиль, в южном крыле вы найдёте похожие рельефы, выполненные по приказу Рамсеса II. На них сохранились следы первоначальной раскраски. За сценами процессии изображён сам Рамсес, сидящий на троне между богинями Уаджит и Нехбет, в то время как Тот и Хор надевают на него царские короны. На внешней стене размещены батальные сцены с участием фараона, которые начинаются с изображения битвы при Кадеше (около 1300 год до нашей эры). Учёные считают, что сражение закончилось вничью, но сам Рамсес заявлял о полной победе над хеттами. Текст заключённого после битвы мирного договора (самый ранний из известных нам документов такого рода) высечен на внешней стене двора, где был найден тайник со статуями.

Этот памятник известен как «стена Аскалона» по одному из рельефов, обрамляющих текст. Второй, возможно, изображает битву с израильтянами. Д. Рол утверждает, что изображения вражеских колесниц в этой сцене противоречат принятой хронологии, поскольку израильтяне не знали их до времён Соломона, а правление Рамсеса, как принято считать, имело место несколькими столетиями раньше, во времена Моисея.

Другие свидетельства «стены Аскалона», рельефы Шешонка и «стела Израиля» легли в основу предположений Д. Рола о том, что библейским Сусакимом был вовсе не Шешонк, а Рамсес II и, следовательно, в соотнесении библейской и древнеегипетской хронологии допущена ошибка на 300 лет из-за переоценки продолжительности Третьего переходного периода (династии ХХI-ХХV).


  • Пилоны и обелиски в Карнаке

За Большим гипостилем XIX династии расположен участок храмовой территории, застраивавшийся в правление XVIII династии. Третий пилон, образующий заднюю стену гипостиля, задумывался Аменхотепом III как монументальные ворота храма. Аменхотеп (как и впоследствии, через сорок лет, Хоремхеб) приказал разрушить более ранние постройки, чтобы использовать камень для забутовки пилона. Фрагменты блоков были извлечены из стен археологами, теперь они выставлены в музее под открытым небом. На дальней стене пилона можно увидеть два огромных рельефа с изображением священной ладьи Амона.

На узком пространстве между третьим и четвёртым пилонами некогда стояли четыре обелиска XVIII династии. Каменные основания, сохранившиеся возле третьего пилона, некогда принадлежали двум обелискам Тутмоса III, обломки которых разбросаны вокруг. Один из двух обелисков розового гранита, сооружённых при Тутмосе II, до сих пор стоит на своём месте. Его высота составляет 23 метра, вес предположительно оценивается в 143 тонны. В древности обелиск был украшен навершием из сверкающего электра, его грани покрыты великолепными рельефами, среди которых видны картуши Рамсеса IV и Рамсеса VI, присвоивших себе памятник.

Здесь вам лучше пройти через четвёртый пилон, не сворачивая пока во двор, где был найден тайник со статуями. За пилоном вы увидите множество колонн, которые, возможно, некогда образовывали второй гипостиль. Над ними возвышается высеченный из розового гранита обелиск Хатшепсут, знаменитой женщины-фараона. В ознаменование шестнадцатого года своего правления Хатшепсут приказала вырубить в каменоломнях Асуана два обелиска и установить их в Карнаке.

Работы были завершены за семь месяцев. Высота стоящего до сих пор обелиска – 27 метров, вес – 320 тонн. По всей его высоте высечена посвятительная надпись. Фрагменты второго обелиска, упавшего и разбившегося на части, разбросаны по территории храма. После смерти Хатшепсут к власти пришёл долго остававшийся в тени Тутмос III. Он приказал обить картуши царицы везде, где только можно, и закрыть стенами нижнюю часть обелисков, что и спасло их от дальнейшего разрушения в Амарнскую эпоху.

Верхнюю часть упавшего обелиска Хатшепсут можно увидеть возле святилища Осириса и Священного озера. По пути сюда вы увидите гранитный барельеф пятого пилона с изображением Аменхотепа II, который натягивает тетиву лука, стоя на колеснице. Постройку этого пилона, сложенного из известняка, приписывают Тутмосу I, отцу Хатшепсут. За ним расположен внутренний двор, украшенный колоннадой и осирическими статуями. Он был сооружён при одном из потомков Тутмоса I и, возможно, являлся частью большого внутреннего двора, окружавшего первоначальный храм эпохи Среднего царства.

Шестой пилон сильно разрушен, но стены по обе стороны от входа сохранились. Именно здесь находятся знаменитые «Анналы» Тутмоса III – списки народов, покорённых им: справа – названия нубийских племён, слева – азиатских. За перечнем азиатских народов следует текст, описывающий победу царя при Мегиддо в 1479 году до нашей эры. Тутмос не уничтожал своих врагов, а облагал их данью. Такой подход даёт нам право назвать его первым в мире империалистом.

  • Вокруг святилища

Территория за шестым пилоном чем дальше, тем больше сбивает посетителя с толку, но кое о чём можно говорить с полной определённостью. В самом начале стоят два квадратных в сечении геральдических столба, на передних гранях которых изображены лотос и папирус, священные растения Двух Земель, а на боковых – Амон, заключающий в объятия Тутмоса III. Слева стоят две колоссальные статуи Амона и Амунет, посвящённые в храм Тутанхамоном (который тоже изображён вместе с богами) после восстановления культа Амона. Здесь же находится статуя Аменхотепа II, сидящего на троне.

Далее расположено гранитное святилище, сооружённое Филиппом Арридеем, сводным братом Александра Македонского, на месте молельни эпохи XVIII династии, предназначенной для священной ладьи Амона (её пьедестал до сих пор находится in situ). Рельефы на внутренних стенах святилища изображают Филиппа, приносящего жертвы Амону в его разнообразных ипостасях, потолок помещения украшен звёздами. Внешние стены оформлены врезанными рельефами со сценами коронации, фигурами Тота, приветствующего правителя, и Амунет, вскармливающего младенца-царя грудью. Некоторые рельефы сохранили яркую раскраску.

Слева от святилища находится стена, на которой вырезан список побед Тутмоса III: этот фараон возвёл её, чтобы скрыть рельефы с изображением Хатшепсут, которые теперь перенесены в другое помещение. После продолжительной реставрации стена Хатшепсут теперь снова открыта. Тутмос заменил фигуры царицы на изображения жертвенных столов или букетов, а вместо её картушей приказал вырезать имена своего отца и деда. За этими памятниками находится центральный двор, расположенный, как принято считать, на месте первоначального храма Амона, построенного при XII династии. Алебастровые плиты его основания до сих пор видны между галькой, покрывающей двор.


Юбилейный храм Тутмоса III в Карнаке

В задней части этого двора высится юбилейный (хебседный) храм Тутмоса III, персональное культовое помещение на задворках святилища Амона. Подобно правителям Древнего царства, фиванские цари периодически обновляли свою мирскую и духовную власть с помощью ритуалов празднества хеб-сед. По обе стороны от входа в храм сохранились рельефы и повреждённые статуи Тутмоса в ритуальном одеянии.

Повернув налево, вы попадёте в Праздничный зал с его своеобразными колоннами, похожими на шесты для навесов. Капители колонн окрашены в синий и белый цвета, балки с резными изображениями соколов и сов, знаками анх и другими символами тоже имеют яркую раскраску. В христианскую эпоху зал использовался под церковь, поэтому на некоторых столбах сохранились лики святых.

В небольшом помещении, примыкающем к залу с юго-запада, находится копия «Царского списка (оригинал хранится в Лувре), где изображён Тутмос, приносящий жертвы своим предшественникам-царям. Хатшепсут, как и следовало ожидать, из этого списка исключена. От помещений, находящихся за залом, остались в основном одни развалины. Так называемый ботанический сад представляет собой стены с раскрашенными рельефами, изображающими различные растения и животных, которых Тутмос встречал во время военных походов в Сирию.

По другую сторону прохода сохранилось крытое помещение, украшенное изображениями Александра Македонского перед Амоном и другими богами. Святилище Сокара представляет собой миниатюрный храм в честь мемфисского бога мрака, соседствующий со святилищем Солнца (в настоящее время закрытым). Дальше идёт анфилада помещений, посвящённых Тутмосу.

  • Молельни (Внемлющего уха)

Простые жители Фив, которые не могли войти на священную территорию храма Амона и обратиться к богам фиванской триады, возносили молитвы божествам-посредникам. У этих богов более низкого ранга были свои святилища, известные как молельни «Внемлющего уха» (иногда они действительно украшались изображениями ушей). Эти святилища размещались в стене храмового комплекса и одной стороной выходили во внешний мир. Однако в Карнаке они постепенно становились всё менее доступными, а в конце концов оказались внутри существующей по сей день ограды комплекса.

Сразу за хебседным храмом Тутмоса III находится несколько молелен, построенных этим же фараоном. Они сосредоточены вокруг большой алебастровой парной статуи, изображающей царя и Амона. С обеих сторон от неё находятся постаменты ещё одной пары обелисков Хатшепсут, от которых больше ничего не осталось. Дальше к востоку расположены полуразрушенные залы и колоннады храма «Внемлющего уха», построенного Рамсесом II.

За ним находится постамент самого высокого (31 метр) из известных нам обелисков, который при императоре Константине был перевезён в Рим и установлен в Большом цирке. Впоследствии обелиск перевезли на Латеранскую площадь, отсюда его название – Латеранский обелиск. Поскольку египтяне редко воздвигали одиночные обелиски, парой к этому памятнику, по-видимому, должен был служить незаконченный обелиск, который так и остался лежать в каменоломнях , после того как в камне обнаружилась трещина.

  • Вокруг Священного озера

От обелиска Хатшепсут или двора, где был найден тайник со статуями, можно прогуляться к Священному озеру Карнакского храма, которое выглядит не более святым, чем пруд в городском парке. На его дальнем берегу находятся зрительские трибуны, устроенные специально для светомузыкального шоу. Самая главная местная достопримечательность – затенённое (и дорогое) кафе, где можно передохнуть и попытаться представить, как это место выглядело в древние времена.

На восходе солнца жрецы Амона выпускали священных гусей из птичника, на месте которого теперь находится насыпь с южной стороны озера. Здесь, как и в Гермополе, гусь, или Великий Гоготун почитался как птица, снёсшая космическое яйцо на заре творения. Однако в Карнаке гусь был священной птицей Амона, а не Тота. В Поздний период фараон Тахарка соорудил здесь подземное святилище Осириса, символически объединив возрождение Осириса с восходом солнца. Стоящий поблизости гигантский скарабей – воплощение бога Хепри, возрождающегося солнца.

  • С севера на юг храмового комплекса в Карнаке

Постройки, расположенные на проходящей с севера на юг оси комплекса, не столь разнообразны, поэтому, если у вас мало времени, нет смысла идти дальше восьмого пилона. Попасть в эту часть храма, начинающуюся со двора, где был найден тайник, можно через ворота Рамсеса IX в южной части двора между третьим и четвёртым пилонами. Тайник со статуями был обнаружен в этом внутреннем дворе храма в начале XX столетия. Почти 17 тысяч бронзовых статуй и вотивных рельефов и 800 каменных скульптур, по-видимому, были спрятаны в ходе одной из «чисток» храмовых кладовых в эллинистические времена.

Великолепные скульптуры разных эпох (от Древнего царства до Позднего периода) хранятся теперь в музеях Каира и Луксора. В северо-западном углу двора находится рельеф со сценами военных подвигов Рамсеса и иероглифическим текстом, известным как поэма Пентаура. В противоположном углу двора находится надпись Мернептаха, состоящая из восьмидесяти строк, и копия стелы Израиля, оригинал которой находится в . В перечне покорённых народов встречается единственное древнеегипетское упоминание об Израиле – «Израиль пуст, нет семени его». Дэвид Рол утверждает, что текст стелы был неверно прочитан. По его мнению, надпись перечисляет достижения отца и деда Мернептаха – Рамсеса II и Сети I.

Седьмой пилон представляет собой ещё более наглядное доказательство сложности такой науки, как египтология. Он был сооружён Тутмосом III, однако примерно сто лет спустя правители XIX династии приписали строительство себе и приказали перебить царские картуши на косяках дверных проёмов. Перед пилоном стоят семь статуй фараонов Среднего царства, извлечённых из внутренних частей пилона. Дальше видны нижние части двух колоссов Тутмоса III. Восьмой пилон сейчас закрыт на реставрацию. Вы можете либо обойти его вокруг и издали взглянуть на четыре колосса, либо попробовать подойти поближе, заплатив бакшиш. Лучше всего сохранился колосс Аменхотепа I.

Далее, на противоположном конце безликого внутреннего двора, стоит девятый пилон – один из трёх, построенных Хоремхебом. Его внутренняя кладка состоит из фрагментов храма Атона, который сейчас восстанавливается. К восточной стене последнего внутреннего двора примыкает хебседный храм Аменхотепа II, выполнявший те же функции, что и храм Тутмоса III в главной части храма. Кирпичные дома деревни Карнак видны через проём десятого пилона, от которого некогда начиналась Аллея сфинксов, соединявшая храмы Амона и Мут.


Храмы Хонсу и Опет в Карнаке

В юго-западной части комплекса Амона находятся два храма меньшего размера, связанные с культом этого бога. Храм Хонсу был посвящён сыну Амона и Мут. В основной своей части он был сооружён при Рамсесе III и Рамсесе IV, некоторые дополнения были внесены при последующих царях. Храм хорошо сохранился, однако он довольно грубо отделан и плохо освещён внутри. На многих рельефах изображён Херихор, первый из фиванских верховных жрецов, правивших Верхним Египтом, после того как Рамессиды перенесли столицу в Дельту.

Смена власти отразилась также и на рельефах пилонов, где изображён Пинуджем, другой верховный жрец Амона, подносящий богам дары в облике царя. Рядом находится небольшой храм богини Опет, изображавшейся в облике гиппопотама и предположительно считавшейся матерью Осириса. Храм периодически закрывают, но если вам повезло, обязательно осмотрите рельефы, которые более изящны, чем в храме Хонсу. Они относятся к эллинистическому и римскому времени. Высокие ворота Эвергета I с карнизом, украшенным изображениями солнечного диска, были сооружены в эллинистическую эпоху. В настоящее время они закрыты.

  • Музей под открытым небом

В северной части священного участка Амона находится музей под открытым небом. Чтобы попасть в него, нужно купить отдельный билет (20 фунтов) перед входом в Карнакский комплекс. Главные достопримечательности музея – две ранние часовни для священных ладей, их восстановили из блоков, найденных внутри третьего пилона. К эпохе XII династии относится прекрасная Белая молельня, сплошь покрытая рельефами. Среди многочисленных изображений столба джед, знаков анх и прочих символов есть изображения Сенусерта I и Амона-Мина, которого легко узнать по фаллосу.

Более простая с виду Алебастровая молельня Аменхотепа I украшена вполне невинными сценами: фараон приносит дары Амону и его священной ладье. Во время осмотра вы пройдёте мимо блоков из Красной молельни Хатшепсут, которую археологи не смогли восстановить, поскольку каждая плита представляет собой законченный рельеф, а не часть большой композиции.

В восстановлении молельни Тутмоса III египтологи преуспели больше. Обратите внимание также на гранитные статуи Сехмет из небольшого храма Птаха, расположенного у стены Карнакского храма. Сами развалины храма не стоят 300-метрового перехода по пересечённой местности, а лучшие статуи Сехмет перевезены в Луксорский музей.

Вконтакте

Храмы Карнака и Луксора
Кармак - современное название одного из крупнейших храмовых комплексов и религиозных центров Древнего Египта. На протяжении примерно двухтысячелетий (вплоть до рубежа новой эры, когда начался римский период в древнеегипетской истории) Карнак являлся по сути средоточием государственного религиозного культа, определявшего идеологию и направленность духовных исканий богословов страны на Ниле.

В восприятии египтян Карнак был особым местом в ряду других святынь Египта. Об этом говорит уже само его название: по-древнеегипетски храмовый комплекс именовался Ипет- Сут, что, по мнению известного российского египтолога О. И. Павловой, можно перевести как «избранный местами (пребывания)». Причина его избранности понятна: хотя в Кармаке почитались многие египетские боги, начиная с эпохи Среднего царства (точнее, с XII династии) он - главное святилище бога Амона,которого позднее, в греко-римской античности, не случайно отождествляли с верховным богом Зевсом (Юпитером). Имя Амон переводится как «сокрытый», «невидимый». Такое определение в принципе приложимо к любому божеству Древнего Египта, однако Амон в египетском пантеоне обладал редкими функциями: это был бог воздуха, или ветра (греческое слово «пневма», обозначающее эту стихию, стало в христианстве обозначением Святого Духа, и в то же время бог-творец. Предположительно Амона особенно почитали в Гермополе, в среднем течении Нила. Когда же при фараонах XI династии развернулась борьба за объединение Египта под властью Фив - будущего стольного города в Верхнем Египте, начал складываться культ Амона Фиванского, освящавший царскую власть п единство государства.

Влияние религии Амона заметно усилилось в период XII династии (XX-XVIII вв. до н. э.). Тогда-то фараон Сенусерт I и возвёл в Карнаке небольшой изящный храм «из камня белого прекрасного», куда в празднества помещали священную барку Амона, изготовленную из знаменитого ливанского кедра (использовавшегося, кстати, и при постройке иерусалимского Храма). В Белом храме, как его называют египтологи, проводился праздник хеб-сед, во время которого совершалось таинство возрождения физических сил стареющего фараона, после чего он как бы вновь венчался на царство, символизируя тем самым и неиссякающее благоденствие для всего Египта. Белый храм ещё в глубокой древности разобрали в ходе одной из реконструкций Карнака, но значительная часть блоков, из которых он был построен, сохранилась в составе других сооружений, благодаря чему в XX в. храм удалось воссоздать.

Разбирать старые постройки и использовать их камень для возведения новых было обычным делом в Древнем Египте. Поэтому история Карнака не известна в деталях. Однако ясно, что расцвет его относится к эпохе Нового царства, когда главной святыней Карнака стал колоссальный (размером 600 х 550 м) храмовый комплекс, посвящённый Амону.
В древности храмовый ансамбль был обнесён стеной и включал в себя множество обширных помещений, дворов, залов, аллей-переходов, обелисков, пилонов, статуй. Сейчас от грандиозного архитектурного шедевра уцелело далеко не всё, но даже то, что сохранилось, потрясает своим величием. Остальные храмовые постройки, по словам некоторых путешественников, меркнут перед впечатляющими останками Карнакского храма. Это действительно ярчайший образец храмового зодчества Древнего Египта последних двух тысячелетий его существования.

До наших дней сооружение дошло примерно в том виде, какой оно имело в XIV-XI вв. до и. э. С запада к нему ведёт частично уцелевшая доныне аллея сфинксов. Египетские сфинксы, как правило, имеют тело льва и голову фараона, но утех, что находятся перед храмом Амона, голова овна (барана) - священного животного этого бога. Сфинксы символизируют царственную силу, покровительствующую добру и безжалостную к злу, поэтому мифические существа, расположенные в два ряда перед входом в храм, были призваны многократно увеличить его защиту от злых сил.

Аллея завершается перед гигантскими пилонами, их композиционное решение восходит к архитектуре более ранних погребальных сооружений эпохи Древнего царства. За пилонами - обширный двор, а за ним - знаменитый гипостиль (закрытое помещение с несколькими рядами колонн) Карнакского храма. Все его 134 колонны (до 20 м в высоту и около 3,5 м в диаметре), расположенные в 16 рядов, некогда были увенчаны капителями в форме цветков лотоса и связок папируса, характерными для Египта эпохи Нового царства. Да и сами колонны воспроизводили форму связок из стеблей этих священных для египтян растений: лотос издревле ассоциировался с колыбелью Солнца на заре творения - с тем «великим лотосом», что «поднялся из первичных вод». Папирус, символика которого столь же многозначна, как и лотоса, в конструкции храмов, видимо, развивал его тему и означал произрастание, процветание. Ведь сам египетский храм (во всяком случае, со времён Нового царства) воспринимался как место ежедневного мистического обновления Вселенной.
За гипостилем располагаются пилоны всё новых и новых врат, некогда покрытых золотом, серебром, медью и бронзой. Они выстроены анфиладой по оси комплекса и ведут в другие помещения храма, более затемнённые. Святая святых Карнака - сравнительно небольшая комната, погружённая во мрак, символизирующий покров тайны, окружающий божество, или изначальный сумрачный хаос, в котором восходит лучезарная заря творения.

Таким образом, композиция храма Амона разворачивалась по горизонтали, а не по вертикали; в соответствии с данным архитектурным решением по горизонтальной оси возрастала и «степень сакральности» храмовых помещений. Почти готическая устремлённость к небу в египетском храме была свойственна лишь обелискам у входа.

Они соотносились только с «вратами таинства», а не с самим местом его совершения - в этом отличие египетского (и вообще древнейшего восточносредиземноморского) храма от тех форм, что развились позднее в христианстве и исламе, индуизме и буддизме. Разумеется, глубоко сакральная горизонтальная ось есть и в церквах, и в мечетях (она указывает соответственно на алтарь и на михраб), однако вертикальная устремлённость здесь постоянно подчёркивается богословским осмыслением элементов конструкции здания. Можно сказать, что египетский храм выражал в своих зримых формах прежде всего не идею «горения к небу», а идею мистериальности - последовательного прохождения через врата различных ступеней посвящения в мистерии.

Храмовый комплекс в Карнаке не раз перестраивался при XXII и XXV династиях, при Птолемеях. Почти каждый фараон считал | ^ своим долгом что-то привнести в главное культовое сооружение страны. Постепенно были возведены меньшие по размерам храмы других божеств, создано священное озеро Амона размером 110 х 70 м (священные озёра во времена Нового царства стали обязательной частью храмовых комплексов), вырыты несколько каналов. Здания окружили священные сады с чёткой, регулярной планировкой. При храме Амона появился «Дом жизни» - библиотека, где хранили и переписывали священные папирусные свитки, изучали математику и медицину. Перестройки, к счастью, не затронули основы планировки и архитектурного решения Карнака, как и его великолепные интерьеры. В храме Амона на внешней стороне стен гипостиля до сих пор видны некоторые рельефы, иллюстрирующие военные подвиги Рамсеса II, на внутренней - рельефы на религиозные сюжеты. Ранее все они были раскрашены, чаще голубой и жёлтой красками, и инкрустированы золотом, а потолок храма был небесносиним, усеянным золотыми звёздами.

Примерно в 3 км от Карнака в эпоху Нового царства воздвигли ещё один великолепный храмовый комплекс, посвящённый Амону, - Луксор. Аллея сфинксов соединяла оба религиозных центра, и каждый год по ней из Карнака в Луксор отправлялась праздничная процессия. Так что в сущности они представляли собой единственный комплекс, входящий и состав грандиозного культового центра, каковым являлись тогда Фивы.

Архитектурное решение Лекторейкого комплекса во многом сходно с Карнакским. Его главная часть, созданная преимущественно в XV-XIII вв. до н. э., также включает в себя могучие пилоны врат, внутренние дворы и гипостиль. Стены Луксорского храма покрыты многочисленными рельефами, в том числе повествующими о жизни фараонов и об исторических событиях далекого прошлого.

Долгое время Карнак и Луксор оставались оплотом древнеегипетских традиций. Но в период религиозной реформы Эхнатона (1368-1351 гг. до н. э.) фиванские храмы Амона сильно пострадали: утверждая единый культ бога Атона, по приказу фараона уничтожали в первую очередь изображения повсеместно чтимого Амона, сбивали его имя в надписях. Однако после смерти Эхнатона почитание Амона в Карнаке, Луксоре, да и во всём Египте очень быстро восстановилось: древняя фиванская религия Амона была, по-видимому, не менее возвышенной, чем почитание Атона (солнечного диска, дарующего жизнь), и глубже проникла в миросозерцание египтян.

В I тысячелетии до н. э. культ Амона распространился и за пределами Египта, прежде всего в царстве Куш (Древняя Нубия). Оракул Амона в ливийском оазисе Сива (к западу от Египта), по преданию, посещали
даже такие царственные особы, как.Александр Македонский и Клеопатра. На рубеже новой эры Карнак, средоточие культа Амона, был предан забвению почти на два тысячелетия. И систематически его начали изучать только с середины XIX столетия.

Образы Карнакского храма
Запечетленные в Карнааском храме образы становятся вполне понятными лишь через знакомство с богословскими осмыслениями древних египтян. В эпоху Нового царства Амон, древний бог почитается не только как бог-творец общеегипетского уровня, но также отождествляется с богом Солнца Ра. Остальные боги воспринимаются отныне как различные проявления приобретшего черты вселенского божества, — в этом нетрудно увидеть сходство с библейским пониманием Бога. О том же свидетельствуют и фиванские богословские тексты (помимо широко известной реформы Эхнатона, монотеизм которой неоднократно сопоставлялся с библейским богословием).
Отдельные фрагменты из гимнов Амону, вероятно звучавшие и в Карнакском храме, говорят о его «безначальности» и невозможности полного постижения. Подобные образы встречаются и в Библии, и в святоотеческой христианской литературе.

Нет ли здесь противоречия? Даже боги не знают «настоящего вида» Амона, однако изображения его в Древнем Египте (и, разумеется, в Карнакском храме) существовали — преимущественно в виде человека с головой овна (барана). Вот как объясняется это несоответствие в одном древнеегипетском тексте об Амоне, приведённом в книге И.Г. Франк-Каменецкого «Памятники египетской религии в фиванский период»: «Лик его подобен овну, таинственными образами он скрывает себя, дабы никто не познал его тайны».

Карнак - современное название древнего храма Амона в Фивах, Египет. Египтяне назвали сайт Нешут-Towi, «Трон двух земель», «Ипет-Исет», «Лучшее из мест», а также «Ipt-Swt», «Selected Spot» (также названный «Ipetsut», «The Most Select of Places» «). Первоначальное имя связано с древней египетской верой в то, что Фивы были первым городом, основанным на первозданном холме, который поднялся из вод хаоса в начале мира. В то время бог-создатель Атум (иногда Птах) стоял на насыпи, чтобы начать творение. Считалось, что место храма является этой оригинальной почвой, и по этой причине храм был поднят на этом месте. Карнак, как полагают, был древней обсерваторией, а также местом поклонения, где бог Амун будет взаимодействовать непосредственно с людьми земли.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Храм Амуна является самым большим религиозным зданием в мире (хотя некоторые из них требуют Ангкор-Ват в Камбодже) и почитает не только Амона, но и других богов, таких как Осирис, Монту, Исида, Птах и ​​египетские правители, которые хотели, чтобы их помнили их вклад в сайт. Он был построен постепенно на протяжении веков, с каждым новым правителем, добавляющим к нему, начиная с начала Среднего Царства (2040-1782 гг. До н. Э.) Через Новое Королевство (1570 - 1069 гг. До н. Э.) И во всей династии Птолемеев (323-30 гг. До н.э.) , Было даже высказано предположение, что правители Старого Королевства (c. 2613 - c. 2181 г. до н. Э.) Сначала были построены там из-за стиля некоторых руин и королевского списка монархов Старого Королевства, вписанных Тутмосом III (1458-1425 гг. BCE) Нового Королевства в его Фестивальном зале. Его выбор королей предполагает, что он, возможно, удалил свои памятники, чтобы построить свой зал, но все же хотел, чтобы их помнили. Структуры регулярно удалялись, ремонтировались или расширялись во время долгой истории храма. Комплекс продолжал расти с каждым последующим правителем, и руины сегодня покрывают более 200 акров земли. Было подсчитано, что можно разместить три структуры размером собора Нотр-Дам в главном храме.

Храм Амона постоянно использовался с постоянным ростом более 2000 лет и считался одним из самых священных мест в Египте. Священники Амона, которые контролировали управление храмом, становились все более богатыми и могущественными до такой степени, что они могли взять под контроль правительство Фив в конце Нового Царства, когда господство страны разделилось между ними на Фивах в Верхний Египет и фараон в городе Пер-Рамсес в Нижнем Египте. Возвышение власти священников и, как следствие, слабость положения фараона, считается основным фактором, способствующим упадку Нового Королевства и началу третьего промежуточного периода (1069-552 гг. До н. Э.). Храмовый комплекс был поврежден в ассирийском вторжении в 666 г. до н. Э. И снова в результате вторжения персов в 525 г. до н. Э., Но оба раза был отремонтирован и отремонтирован.

К IV в. Н.э. Египет был частью Римской империи, и христианство пропагандировалось как одна истинная вера. Император Констанций II (337 - 361 г. н.э.) приказал, чтобы языческие храмы закрывались в 336 году н.э., а Храм Амона был опустян. Коптские христиане использовали здание для церковных служб, о чем свидетельствует христианское искусство и надписи на стенах, но затем участок был оставлен. Он был вновь открыт в течение 7-го века н.э. арабского вторжения в Египет, и в это время его называли «Ка-ранак», что означает «укрепленная деревня» из-за огромного количества архитектуры, накопленной в одном районе. Когда европейские исследователи впервые начали путешествовать в Египте в 17 веке н.э., им сказали, что грандиозные руины в Фивах были таковыми в Карнаке, и с тех пор имя было использовано для этого сайта.

AMUN & THE EARLY TEMPLE
Амон (также известный как Амун-Ра) был несовершеннолетним финским божеством, которое после того, как Ментухотеп II объединил Египет в c. 2040 г. до н.э., поднялся в известность. Силы двух старших богов: Атума и Ра (бог-создатель и бог солнца соответственно) были объединены в Амуне, сделав его верховным царем богов, как создателем, так и хранителем жизни. Район Карнак, возможно, уже был священным для Амона до того, как там были построены какие-либо сооружения или могли быть священными для Атума или Осириса, оба из которых также поклонялись Фивам. Место было уже выделено в качестве святого места в том, что там не было обнаружено никаких признаков внутренних домов или рынков, только построены религиозно-тематические здания или королевские апартаменты, построенные еще после того, как был построен первый храм. Поскольку не было отделения религиозных убеждений от повседневной жизни в Древнем Египте, можно было бы подумать, что было бы трудно сказать чисто светское здание с религиозного сайта, но это не так, или не всегда так. В Карнаке надписи, оставленные на колоннах и стенах, а также художественные работы, четко идентифицируют место как религиозное в природе с самых ранних времен.

Первым памятником, который, как считается, был поднят на этом участке, является Ваханкский интел II (около 2112-2063 гг. До н. Э.), Который воздвиг колонну в честь Амун-Ра. Это утверждение было опротестовано теми учеными, которые указывают на список короля Thutmose III в его Фестивальном зале, который утверждает, что сайт был впервые разработан для религиозных целей в Старом Королевстве. Они также иногда указывают на стили старого королевства в некоторых архитектурах руин. Однако архитектурное звено не имеет никакого отношения к утверждению, потому что стиль Старого Королевства (возраст великих строителей пирамид) часто подражался более поздними эпохами, чтобы вызвать величие прошлого. Если бы там были построены правители Старого Королевства, их памятники были удалены более поздними царями, и это то, что некоторые ученые утверждают в списке королей Тутмоса III.

Wahankh Intef II был одним из финских правителей, которые вели войну против неэффективного центрального правительства в Гераклеополисе и проложили путь для Mentuhotep II (ок. 2061-2010 гг. До н. Э.), Чтобы свергнуть королей северного и воссоединиться с Египтом под финским правлением. Когда Mentuhotep II пришел к власти, он построил свой моргерский комплекс прямо через реку от Карнака в Дейр-эль-Бахри, и это показало некоторым ученым, что в это время там существовал значительный храм Амуна; а не только памятник Wahankh Intef II. Mentuhotep II, возможно, построил храм на месте, чтобы поклониться Амуну за то, что он помог ему добиться победы, а затем построил свой комплекс напротив него, но это утверждение является умозрительным, и никакие данные не свидетельствуют об этом. Скорее всего, он выбрал место своего монгольского комплекса из-за его близости к святому месту через реку; в то время на месте не было бы храма, чтобы мотивировать его.

Первым известным строителем в Карнаке является царь Сенушрет I (1971-1926 гг. До н. Э.) Средневековья, который построил храм Амуну с двором, который, возможно, был предназначен для того, чтобы чтить и зеркально отобразить морговный комплекс Ментухотепа II через реку, Тогда Сенушрет I был бы оригинальным архитектором Карнака в ответ на могилу великого героя Ментухотепа II. Однако любые претензии по этим линиям остаются спекулятивными, и все, что ясно известно, состоит в том, что этот район считался священным до того, как там был построен какой-либо храм.

Правители ближнего царства, которые следовали за Сенусреттом, все добавили свои прикосновения к храму и расширились на месте, но правители Нового Королевства превратили скромные храмовые территории и здания в колоссальный комплекс огромных возможностей и деталей. Ничего похожего на Карнака не предпринимали, так как 4-й царь династии Хуфу (около 2589-2566 гг. До н. Э.) Построил свою Великую пирамиду в Гизе.

НОВОЕ РАЗВИТИЕ КОРОЛЕВСТВА
Фараоны Нового Королевства обращали внимание на Храм Амона. Seti I (1290-1279 гг. До н. Э.) И, особенно, его преемник Рамсес II (Великий, 1279-1213 гг. До н. Э.), Добавил украшения и колонны в Гипостильный зал, который ранее был построен в Новом Королевстве. Это было сделано, чтобы почтить бога и обеспечить место фараона в вечном воспоминании людей. Ученый Коринна Росси, ссылаясь на работу египтолога Элизабет Блит, пишет:

Важность Карнака заключалась в том, что он был контактным пунктом между Амуном, верховным правителем вселенной, и фараоном, верховным правителем на Земле, который представлял всех египетских людей. Таким образом, особенно из Нового Королевства и далее, каждый король, который желал, чтобы его помнили навсегда, фактически вынуждал внести вклад в великолепие этого самого важного храма (41).

Все фараоны Нового Королевства, до и после Сети I и Рамсеса II, способствовали Карнаку. Фактический труд на этом участке осуществлялся принудительным трудом заключенных из Великой тюрьмы в Фивах, лиц, выполняющих общественные работы, или платных рабочих, каменщиков и художников. Новое Королевство началось с царствования Ахмоса I (ок. 1570 - 1544 гг. До н. Э.), Объединившего Египет после изгнания иностранных правителей, известных как гиксосы. Ахмос I, финский принц, поблагодарил бога Амона за его победу, внося вклад в храм в Карнаке. Аменхотеп III (1386 - 1353 гг. До н. Э.), Который был одним из самых пышных царствований в египетской истории и чьи многие строительные проекты гарантировали, что его запомнят, по-прежнему должны были внести вклад в Храм Амона в Фивах. Его преемник, Эхнатон (1353-1336 гг. До н. Э.), Запретил поклонение Амуну и другим богам Египта, закрыл все храмы и возвысил свой личный бог Атен до уровня одного высшего божества вселенной. Несмотря на это, он по-прежнему вносил свой вклад в Карнак, хотя его вклад был храмом для Атона, а не Амона, который был разрушен более поздним фараоном Хоремхебом (1320-1295 гг. До н. Э.), Когда он восстановил богов Египта и попытался стереть память о царстве Эхнатона из истории. Результатом этих дополнений, ремонтных работ и разработок по всему Новому Королевству стал постоянно растущий комплекс огромных размеров и масштабов. Историк Маргарет Бунсон пишет:

Карнак остается самым замечательным религиозным комплексом, когда-либо построенным на земле. Его 250 акров храмов и часовни, обелисков, колонн и статуй, построенных более 2000 лет, включают в себя лучшие аспекты египетского искусства и архитектуры в великий исторический памятник камня. Он был спроектирован в трех секциях. Первая из них простирается с северо-запада на юго-запад, вторая - под прямым углом к ​​первоначальной святыне. Третий раздел был добавлен более поздними королями. План Храма Амона, очевидный даже в его разрушенном состоянии, содержал ряд хорошо скоординированных структур и архитектурных инноваций, предназначенных для максимального увеличения прочности камня и монументальных аспектов комплекса. Карнак, как и все другие крупные храмы Египта, был украшен рампой и каналом, ведущим к Нилу, и этот храм также похвастался рядами сфинксов с оврагом у входа. В свое время сфинксы присоединились к Карнаку и другому храму бога в Луксоре, на юге (133).

Этот огромный комплекс, посвященный Амуну и ряду почетных богов и богинь, имел в своем центре внутреннее святилище дома бога, которое прекрасно сочеталось с закатом в летнее солнцестояние. Весь Карнак, по сути, согласуется с небесными событиями, которые были бы истолкованы священниками там, чтобы понять волю бога и его желания для человечества.

СТРУКТУРА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ САЙТА
Карнак состоит из серии пилонов (монументальные ворота, которые сужаются к вершине к карнизам), ведущие во внутренние дворы, залы и храмы. Первый пилон открывается на широкий двор, который приглашает посетителя дальше. Второй пилон открывается в Гипостильный двор, который измеряет 337 футов (103 метра) на 170 футов (52 метра). Зал поддержан 134 колоннами 72 фута (22 метра) высотой и 11 футами (3,5 метра) вокруг в диаметре.

Богом, которому первоначально была посвящена земля, мог быть Монту, бог войны на Фивах, и там был участок, посвященный ему даже после возвышения культа Амона. Однако, когда храм вырос, он разделился на три раздела, которые упоминает Бунсон выше и посвященный Амуну, его супруге Муту, который символизирует живительные лучи солнца, и их сын Хонсу, бог луны. Эти три бога стали известны как Фиванская Триада и были бы самыми популярными богами, пока культ Осириса с его триадой Осириса, Изиды и Гора не обогнал его (в конечном итоге превратившись в культ Исиды, самый популярный в египетской истории).

Храмовый комплекс вырос от первоначального храма до Амуна Среднего Царства до почетного места для многих богов, в том числе Осириса, Птаха, Хоруса, Хатора, Исиды и любого другого божества записки, которому фараоны Нового Королевства считали, что они обязаны задолженностью благодарность. Священники богов управляли сайтом, собирали десятины и подарки, раздавали еду и совет и интерпретировали волю богов для людей. В Карнаке к концу Нового Царства было более 80 000 священников, а первосвященники были более богаты, чем фараоны.

Культ Амона вызвал проблемы для монархов Нового Королевства начиная с царствования Аменхотепа III, вероятно, раньше. Однако, несмотря на половинчатые попытки Аменхотепа III и драматическое реформирование Эхнатона, ни один правитель никогда не пытался сделать что-либо, чтобы значительно обуздать власть священника, и, как отмечалось, каждый царь внес вклад в храм Амона и богатство фиванских священников без паузы.

Даже во время разобщенности Третьего промежуточного периода (около 1069-552 гг. До н. Э.) Карнак все еще командовал уважением, а правители Египта продолжали добавлять к нему то, что могли. К концу третьего промежуточного периода Египет был захвачен сначала ассирийцами в 671 г. до н. Э. Под Эсархаддоном, а затем в 666 г. до н.э. Ашурбанипалом и Фивами был разрушен, но не Храм Амона в Карнаке. Эта же парадигма повторилась в 525 году до н.э., когда персы вторглись в страну. Ассирийцы, на самом деле, были настолько впечатлены Фивами и его великим храмом, они приказали египтянам восстановить город после того, как они его уничтожили.

Персы были изгнаны из Египта фараоном Амиртаем (404 - 398 гг. До н. Э.), И египетское господство возобновилось; как и строительство в Карнаке. Фараон Нектанебо I (380 - 362 г. до н. Э.) Добавил в храм обелиск и пилон (незавершенный) и построил стену вокруг участка, возможно, чтобы защитить ее от любых будущих вторжений. Nectanebo Я был одним из великих памятников древнего Египта, который также отвечал за Храм Исиды в Филе. Он был одним из последних коренных египетских королей страны. Когда персы вернулись в 343 г. до н.э., Египет потерял свою автономию.

ПЛОТЕЛЕЙ И ВХОД РИМА
В 331 году до н.э. Александр Великий взял Египет из Персов, и после его смерти его генерал Птолемей объявил страну своей долей в империи Александра. Птолемей I (323 - 283 гг. До н. Э.) Пытался объединить египетскую и греческую культуру, чтобы создать гармоничное многонациональное государство, но сосредоточил большую часть своего внимания на Александрии. Его более поздний преемник Птолемей IV (221-204 гг. До н. Э.), Однако, обратил внимание на Карнак и построил там гипогеум, подземную погребальную камеру, посвященную богу Осирису. Династия Птолемеев начала распускаться под его правлением, и никакие другие правители этого периода не делали дополнений к Карнакскому месту. Династия закончилась смертью Клеопатры VII (69 - 30 г. до н. Э.), После которой Египет был взят Римом.

Римляне также сосредоточили свое внимание на Александрии и проигнорировали Фивы и его храм. Они уволили Фивы в 1 веке н.э. во время или после битвы с нубийцами на юге и оставили город в руинах. После этой даты все меньше и меньше людей посещали город или храм.

В IV веке н.э. христианство было принято Римской империей при Константине Великом (306 - 337 гг. Н.э.), и новая вера, уже не гонимая, стала приобретать больше власти и более широкое признание. Император Констанций II (337 - 361 г. н.э.) закрыл все языческие храмы в империи, которые, конечно же, включали Карнак, но к этому времени Фивы были городом-призраком, в котором проживало несколько человек, живущих в руинах. Коптские христиане области использовали храм Амона как церковь в 4 веке н.э., но затем отказались от него. Город и храмовый комплекс затем были разрушены.

В VII веке н.э. арабы вторглись в Египет и первыми назвали великую структуру «Карнак», потому что считали, что это укрепленная деревня («эль-Ка-ранак»). Это было имя, которое местные жители дали ранним европейским исследователям 17 века н.э., и название, которое было известно с тех пор. Сегодня Карнак - большой музей под открытым небом, в котором тысячи посетителей со всего мира. Это одна из самых популярных туристических достопримечательностей в Египте и среди самых впечатляющих руин в мире. Как и в древних местах, таких как Баальбек, Стоунхендж, Великая пирамида, Немрут-Даг, Ангкор-Ват и другие, Карнак продолжает очаровывать посетителей по своим размерам, масштабам и возможностям того, как храм был построен за время без кранов, без грузовиков, без какой-либо современной технологии, которую так считают в современном мире. История Египта из Среднего Царства до 4-го века н.э. рассказывается на стенах и колоннах Карнака, и, когда люди сегодня посещают этот участок и видят надписи, они выполняют надежду монархов древнего Египта, что они будут жить вечно через их великие дела, записанные через их вклад в Храм Амона в Фивах.

mob_info