История и этнология. Факты

Рабби Шимон бар Йохай жил в Израиле в первом столетии после разрушения второго Бэйт аМикдаш, в четвёртом поколении Танаим.

Сразу после женитьбы на дочери Таны Рабби Пинхаса бен Яира, по завершении семи дней празднеств, Рабби Шимон бар Йохай ушёл в Бней Брак в ешиву Рабби Акивы. Он учился там тринадцать лет подряд. Всё это время не отходил от своего святого учителя и ненасытно пил сладость его речей. Время от времени Рабби Шимон посылал людей, чтобы узнать о жизни своих близких. Но сам он всё это время не возвращался домой, так как не хотел прекращать учёбу у Рабби Акивы даже на минуту.

Народ Израиля остался верен Вс-вышнему и Его Торе, и изучение Торы распространилось в те тяжёлые дни более, чем в спокойные периоды истории, несмотря на все тяжкие гонения римлян, стремившихся вырвать с корнем и предать забвению Тору Израиля.

Поколение Рабби Шимона бар Йохая пришло к высокой ступени постижения в изучении Торы. Всего ещё два поколения подобны этому поколению: поколение Моше Рабейну и поколение Машиаха. Как написано, что от Рабби Шимона и до нашего праведного Машиаха не будет такого поколения, как поколение, в котором жил Рабби Шимон бар Йохай.

Однажды Рабби Шимон сидел в обществе Танаим Рабби Йоси и Рабби Йуды. Они обсуждали деяния римских властей. Рядом с ними сидел сын прозелитов - Йуда бен герим.
Рабби Йуда похвалил римлян: красивы поступки этого народа - они построили рынки, мосты, бани и многое другое.
Рабби Йоси был не согласен со словами Рабби Йуды. По его мнению, римляне строили не ради евреев, а для себя. Всё же Рабби Йоси промолчал и не высказал этого мнения, потому что боялся доноса.
Но Рабби Шимон сказал то, что думал: всё, что сделали римляне, они делали ради себя, ради своей пользы и удобства, а не ради других. Построили рынки для своих развлечений, бани - чтобы насладить своё тело, и мосты - чтобы взимать налоги с путников.

Иуда бен герим, слышавший всё это, по неосторожности рассказал об этой беседе своим друзьям, а вскоре все подробности этого разговора дошли до ушей императора. Римские министры ненавидели евреев и вынесли свой приговор. Рабби Йуду, который хвалил империю, - поднять в должности и объявить уважаемым человеком. Рабби Йоси, который ничего не сказал, будет наказан изгнанием в Ципори (город в Галилее). А Рабби Шимон, который осудил римлян, будет наказан смертью.

Вскоре слух о приговоре дошёл до Рабби Шимона бар Йохая, и он решил вырваться из когтей негодяев.

Он и его сын Рабби Элазар скрывались в одной синагоге, а жена Рабби Шимона каждый день приносила им еду. Она делала это тайно, чтобы никто не видел, потому что если бы римляне заметили её и нашли их убежище, то горькой была бы судьба Рабби Шимона и Рабби Элазара. Но римляне не теряли надежды схватить Рабби Шимона и усилили свои поиски. Однажды Рабби Шимон сказал своему сыну: женщина не способна выносить мучения много времени. Боюсь, что римляне будут пытать твою мать, чтобы раскрыть наше убежище. Возможно, что она не сумеет выдержать пытки. Мы должны искать для себя другое место.

Рабби Шимон и Рабби Элазар нашли пещеру, скрытую в селении Пекиин. В ней не было ничего, кроме песка. Где им было взять еду, питьё, чтобы утолить голод и жажду? Но Вс-вышний никогда не оставляет праведников. И Он дал им чудесным образом пропитание в далёкой пещере. У входа в пещеру выросло рожковое дерево, сладкими плодами которого они питались в будни. А перед каждой субботой на этом дереве появлялись плоды инжира, чтобы была у праведников особая еда в субботу. В скале возле дерева образовалась расщелина, и из неё забил источник прозрачной воды. Всё же праведники были озабочены мыслью об одежде. Ведь одежда истлеет со временем. Что делать? И вот они решили учиться, зарывшись в песок по шею. А одежду надевали только во время молитвы. Дни бежали быстро, оба праведника - Рабби Шимон бар Похай и его сын Рабби Элазар, несмотря ни на что, сидели и занимались Торой …. Ничто не отвлекало их на этом пути, они работали в Торе днём и ночью без устали и перерыва. Два раза в день приходил Элияу аНави и учился с ними.

Так прошло двенадцать лет. Два больших праведника поднимались всё выше, достигая всё больших высот в Торе и святости. Пришло время, и умер римский император, который вынес смертный приговор. Но Рабби Шимон и его сын не знали об этом. Пришёл Элияу аНави, встал у входа в пещеру и провозгласил: кто сообщит бар Йохаю, что умер император и приговор отменён? С радостью выслушали Рабби Шимон и его сын добрую весть. Вышли из пещеры и направили свои стопы домой.

Они вышли в путь, и перед ними раскрылся простой материальный мир, от которого они были оторваны двенадцать лет. Увидели людей, занятых полевыми работами, поиском заработка, а не Торой. Были поражены: как люди оставляют вечную жизнь и заботятся о преходящем?

Рассказывают мудрецы, что от большой святости разгневались праведники, и всё сгорало перед их взором. Раздался Голос с Небес:
— Вы вышли, чтобы разрушить Мой мир? Вернитесь в пещеру.

В пути увидели охотника, держащего лук со стрелами. Он охотился на птиц. Каждый раз, когда они слышали Голос с Небес: «Свободна! Свободна!», - охотник не мог поймать птицу. А когда слышали: «На смерть!», - то попадала птица в руки охотника …

Сказал Рабби Шимон:
— Видишь, сын мой, без провозглашения с Небес, даже птица не попадает в руки охотника. Тем более, человек. Если установили для человека годы доброй жизни, то никто не сумеет ему навредить.

Они продолжали свой путь. Но вот, снова, куда бы ни посмотрел Рабби Элазар, происходили разрушения. А Рабби Шимон смотрел и восстанавливал всё то, что Рабби Элазар предал уничтожению. Сказал Рабби Шимон:
— Смотри, сын мой. Невозможно, чтобы сегодня все занимались только Торой. Необходимо, чтобы люди работали в поле для пропитания. Мир же может существовать, даже если только двое - я и ты – будем изучать Тору.

Спросили его святые Танаим:
— Зачем они тебе?
Ответил им старик:
— В честь субботы, чтобы вдыхать их аромат.
Сказали Танаим:
— Ведь для этого тебе было бы достаточно одной ветки.
— Но необходимо две, чтобы соответствовало сказанному: захор и шамор (помни и сохрани), - ответил им этот еврей.
То есть, он знал секрет двух мицвот Торы: помни день субботний, чтобы его освятить, и сохрани субботу, чтобы освятить её.

Обрадовался Рабби Шимон и сказал сыну:
— Смотри, как евреи любят мицвот.
И сказали:
— Как хорошо, что мы встретили в пути этого замечательного еврея.

Когда стало известно Рабби Пинхасу бен Яиру, тестю Рабби Шимона, что его великий зять с Рабби Элазаром приближаются к городу, сразу вышел к ним навстречу. После того, как утихла первая радость встречи, Рабби Пинхас повёл Рабби Шимона в баню, чтобы смыть песок, в котором тот сидел долгие годы. Так раскрылось глазам Рабби Пинхаса, что всё тело святого Рабби Шимона в трещинах, покрыто ранами, высохло от песка, в котором он находился тринадцать лет. Рабби Пинхас пришёл в ужас от увиденного. Защемило его сердце и из глаз потекли горячие слёзы. Эти солёные слёзы пролились на открытые раны Рабби Шимона и усилили его боль. Когда Рабби Пинхас обнаружил это, то воскликнул:
— Горе мне, мой святой зять, что я вижу тебя в таком
состоянии! Ответил ему Рабби Шимон:
— Счастлива моя доля, что ты видишь меня таким. Иначе бы я не пришёл к своей ступени, которую я заслужил изучением Торы в пещере, так как Тора приобретается только готовностью отдать жизнь за неё, перенести любые мучения.

Рассказывают мудрецы, что Рабби Шимон был большим человеком в Торе и до того, как вошёл в пещеру. На каждый вопрос, который задавал тогда Рабби Шимон, он получал от Рабби Пинхаса двенадцать объяснений. Но через тринадцать лет, когда Рабби Шимон вышел из пещеры, на каждый вопрос, который задавал Рабби Пинхас, Рабби Шимон давал ему двадцать четыре объяснения.

Однажды Рабби Шимон бар Йохай повстречал Йуду бен герим - человека, который не сберёг язык, в результате чего Рабби Шимон и его сын были вынуждены прятаться в пещере. Рабби Шимон удивился и сказал:
— Этот человек ещё живет?
Посмотрел на него, и тот превратился в груду костей.

О том, как Рабби Шимон бар Йохай ушёл из мира

Рассказывают мудрецы, что когда заболел Рабби Шимон бар Йохай, вошли к нему Рабби Пинхас, Рабби Хия и Рабби Аба. Спросили его:
— Фундамент мира может умереть?
Ответил им:
— Не высший суд разбирает моё дело. И я вижу, что не буду отдан ангелу и высшему суду. Я не такой, как остальные люди, - Вс-вышний сам судит меня, как сказал Давид в своей молитве Вс-вышнему: суди меня Ты, Элоким, рассуди мои тяжбы. Только Он будет меня судить, но никто другой.

Так мы учили, когда человек умирает, высший суд разбирает его дело. Есть ангелы, которые стараются оправдать человека, а есть, те, что пытаются обвинить его. И подсудимого ждёт суд, но не такой, как ему бы хотелось. Но тот, кого судит сам Властелин, высший Король, находится в лучшем положении: суд над ним всегда оканчивается добром. Почему? Так мы учили: Сердце высшего Короля всегда склоняется к заслугам человека. И Он милосерден, и в Его силах простить грешников, как написано: Ты прощаешь ради страха перед Тобой. Прощает Он, но никто другой. Поэтому я попросил Его, чтобы только Он меня судил. И я войду в Будущий мир через все тринадцать входов. То есть, тринадцать мидот рахамим - тринадцать Рек Афарсемона, через которые вошли только праотцы. И никто меня не сможет задержать, так как я ни в чьём разрешении не нуждаюсь.

Сказал Рабби Шимон ещё что-то, и увидели ученики, что он исчез. Они были очень удивлены, и охватил их такой большой страх, что не могли произнести ни слова. Сидели и почувствовали чудесное благоухание. Пришли в себя и увидели Рабби Шимона. Услышали, что Рабби Шимон говорит с кем-то, но не видели никого, кроме него. Через некоторое время Рабби Шимон спросил их, видели ли они кого-нибудь. Сказал ему Рабби Пинхас:

— Мы все были удивлены, когда ты исчез со своей кровати на продолжительное время. А затем, когда увидели тебя, то почувствовали райское благоухание и услышали твой голос. Мы не знали, кто говорит с тобой.

Спросил Рабби Шимон:
— Разве вы не слышали моего собеседника?
Они ответили:
— Нет.
Сказал им Рабби Шимон:
— Как видно, вы ещё не достойны видеть его лица.
И продолжил Рабби Шимон:
— Послали за мной с небес и показали мне там место праведников в Будущем мире. И мне понравилось только место Ахии аШилони. Я избрал себе там место и вернулся. И пришли со мной триста душ праведников во главе с Адамом. И он сидел и говорил со мной.

Приблизился к нему сын Рабби Элазар и спросил:
— Отец мой, а где моё место там?
Ответил ему Рабби Шимон:
— Счастлива твоя доля, сын мой. Много времени пройдёт, пока будешь похоронен рядом со мной. Но в Будущем мире я избрал место для себя и для тебя. Счастлива наша доля и доля праведников, которые будут прославлять Господина мира, как ангелы-служители. И об этом сказано: праведники возблагодарят, прославят Твоё Имя.

Так мы учили. В день ухода из мира Рабби Шимон подводил итоги. Собрались друзья в его доме: Рабби Элазар - его сын, Рабби Аба и остальные друзья. Весь дом был наполнен людьми. Они сидели, а Рабби Шимон открыл глаза и увидел то, что увидел. И огонь окружил дом, и вышли все, кроме Рабби Элазара - его сына, и Рабби Абы. Сказал Рабби Шимон своему сыну:
— Выйди и посмотри, присутствует ли здесь Рабби Ицхак. Ведь я поручился за него, когда Ангел смерти хотел его убить. Скажи ему, чтобы подготовился и сел возле меня — счастлива его доля.

Встал Рабби Шимон со своего места и сел. Улыбнулся и был рад. Спросил:
— Где друзья?

Встал Рабби Элазар и ввёл их. И они сели перед ним. Поднял Рабби Шимон руки, помолился с большой радостью и сказал:
— Пусть останутся только те друзья, которые были в пещере идры - собрания.

Все вышли, кроме Рабби Элазара, Рабби Абы, Рабби Йуды, Рабби Йоси и Рабби Хии. К ним присоединился также Рабби Ицхак.

Сказал ему Рабби Шимон:
— Как хороша твоя доля, много радости добавится тебе сегодня.
И ещё сказал Рабби Шимон:
— Сейчас время особого благоволения. Я хочу войти в Будущий мир без стыда. Вот, есть вещи святые, которые я не раскрывал до сих пор. И я хочу раскрыть их перед Шхиной, чтобы войти с ними в Будущий мир.

Рабби Шимон произнёс речь, в которой раскрывал секреты Торы, и завершил её предложением - потому что там установил Вс-еышний благословение жизни навечно… и замолк, не успев произнести последнего слова. Душа Рабби Шимона бар Йохая поднялась в Ган Эден, когда сказал слово хаим - жизнь.

Рассказывает Рабби Аба. В момент выхода его души произнёс Голос с небес: продлённые дни, годы жизни и мира добавят тебе, жизнь просил у Тебя, и Ты дал ему дни, продлённые навечно. Весь тот день не стихал огонь, и никто не мог подойти, приблизиться к нему. А я лежал на земле, рыдая. Когда утих огонь, увидел я, что вот он, светоч, Святая Святых, который ушёл из мира, лежит укрытый, на правом боку, с радостным лицом. Встал сын Рабби Шимона и поцеловал его руку. А я лизал прах, что под его ногами.

Хотели друзья произнести погребальные речи, но не могли говорить. Заплакали. А Рабби Элазар, его сын, трижды падал без чувств и не мог раскрыть рта. А затем сказал:
— Отец, отец, нас было трое, и остался я один (ибо ушли уже из мира его отец Рабби Шимон, и Рабби Пинхас - его тесть).
И продолжил:
— Вот, «бродят всюду хайот», а «птицы летят и пропадают в бездне большого моря», и «все друзья будто напоены кровью». Открылось ему, что даже животный мир ощущает горечь траура по Рабби Шимону.

Встал Рабби Хия и сказал:
— До сих пор он, великий светоч (Рабби Шимон) заботился о нас. А теперь пришло время отдать ему почести.

Встали Рабби Элазар и Рабби Аба и подняли его в погребальном паланкине. Видел ли кто-нибудь друзей в такой растерянности?

Весь дом наполнился приятным благоуханием. И занимались подготовкой к захоронению, а Рабби Элазар и Рабби Аба несли его кровать.

Вдруг явились вооружённые и рассерженные люди из деревни Ципори, потому что желали, чтобы Рабби Шимон был похоронен в их деревне. Но жители Мирона прогнали их с криками, так как считали, что Рабби Шимон должен быть похоронен в Мироне. Но когда вынесли кровать из дома, она поднялась в воздух, и огонь пылал перед ней. И был слышен Голос с небес: собирайтесь на праздничное восхваление Рабби Шимона, как сказано: придут с миром и пребудут в отдохновении на своём ложе. И так, паря в воздухе, кровать оказалась в пещере на горе Мирон. Когда люди вошли в пещеру, услышали Голос: вот человек, перед которым содрогается Земля и все королевства

Множество обвинений замолкает в этот день в твою заслугу, Рабби Шимон бар Йохай. Все дни, твой Хозяин будет прославлен твоими делами. Счастлива твоя доля вверху и внизу. Высшие сокровища приберегаются для тебя. И о тебе сказано: и ты иди к концу в отдохновении и встанешь к своему жребию, к завершению правому

Религиозные идеалы рабби Шимона бар Йохая

Евгений Левин

По Талмуду, 18 ияра, или тридцать третий день отсчета омера (Лаг ба-омер), считается праздничной датой, поскольку в этот день прекратилась эпидемия, унесшая жизни 24 тыс. учеников рабби Акивы. Однако эта дата также связана с именем другого выдающегося мудреца, рабби Шимона бар Йохая, который, как принято считать, скончался именно в Лаг ба-омер. Умирая, мудрец наказал ученикам отмечать годовщину своей смерти не трауром и слезами, а песнями и весельем. Поэтому ежегодно тысячи людей собираются в этот день на могиле рабби Шимона, на горе Мерон в Галилее, чтобы предаться там радости и пляскам.

О рабби Шимоне бар Йохае обычно вспоминают в контексте еврейской мистики – по традиции (которую, впрочем, яростно оспаривали не только светские ученые Шолем и Идель, но и многие почтенные раввины: Леон де Модена, Яков Эмден и др.), именно этот мудрец – автор основного произведения каббалистической литературы – мистического комментария к Торе, известного как Зоар («Книга Сияния»). Однако, на наш взгляд, не меньший интерес представляет религиозное мировоззрение рабби Шимона, о котором можно судить по его многочисленным высказываниям, приведенным в Талмуде и мидрашах.

Широко известно предание о том, как рабби Шимон и его сын рабби Эльазар много лет прятались в пещере, питаясь плодами рожкового дерева. Однако, возможно, не все помнят, почему рабби Шимону бар Йохаю пришлось скрываться. А произошло это потому, что в одном разговоре мудрец не слишком почтительно высказался о тогдашних властителях Святой земли:

Сидели однажды за дружеской беседой рабби Йеуда, рабби Йосе и рабби Шимон. Тут же находился некий Йеуда бен Герим [то есть «потомок прозелитов»]. Разговор зашел о римлянах.

– Сколько хороших вещей устроено этим народом, – говорил рабби Йеуда, – обширные рынки, превосходные мосты, прекрасные бани.

Рабби Йосе промолчал. Рабби же Шимон возразил рабби Йеуде:

– Да, – сказал он, – устроить устроили, да только все это было сделано ими для собственной выгоды: устроили рынки – и насадили там непотребных женщин; бани – чтобы нежить свое тело; мосты – чтобы брать непомерный проездной налог.

(Шабат, 33б.)

Письмо Бар-Кохбе от Йешуа бен Галгулы, начальника лагеря. 131–135 годы н. э.

Подобные разговоры не остались для рабби Шимона без последствий – на него поступил донос от этого самого Йеуды бен Герим. Рабби Шимон скрылся, спасаясь от преследований римлян.

Весьма интересен исторический фон этой беседы. После того как восстание Бар-Кохбы было потоплено в крови, еврейское руководство отказалось от идеи вооруженной борьбы с Римом и взяло курс на «мирное сосуществование» с империей. Наиболее последовательно эту политику проводил впоследствии рабби Йеуда а-Наси, которому даже удалось установить личные доверительные отношения с императором. Однако Шимону бар Йохаю, в отличие от других мудрецов, подобное примирение с захватчиками казалось совершенно недопустимым.

Чем же была вызвана нетерпимость рабби Шимона? На наш взгляд, здесь возможны два объяснения.

Прежде всего обратимся к биографии рабби Шимона. Подобно другим мудрецам своего поколения, свое «высшее религиозное образование» он начал в Явне, где учился сначала у раббана Гамлиэля, а затем у рабби Йеошуа бен Хананьи. Однако главным его учителем стал впоследствии рабби Акива, у которого Шимон бар Йохай учился целых 13 лет.

Рабби Акива высоко ценил таланты рабби Шимона и считал его одним из лучших и ближайших учеников. Рабби Шимон бар Йохай тоже был весьма привязан к учителю и оставался с ним до конца. Когда рабби Акива был арестован, Шимон неоднократно навещал его в тюрьме, где учитель и ученик продолжали заниматься Торой. Поэтому логично предположить, что он присутствовал и при трагическом конце великого мудреца:

На казнь повели его как раз в тот час, когда читается молитва Шма. Железными гребнями терзали палачи тело рабби Акивы, а он, углубленный в чтение Шма, стоял, с покорностью и любовью принимая кару Б-жью.

– Учитель! Учитель! – восклицали его ученики. – Где же мера твоему терпению?

– Дети мои, – отвечал рабби Акива, – всю жизнь не давало мне покоя заповеданное нам: «И люби Г-спода всей душою твоею». Это значит: люби Г-спода даже в ту минуту, когда Он отнимает у тебя душу. «О, когда же, наконец, придется мне исполнить это?» – думал я. И вот сподобил меня Г-сподь осуществить мечту мою! Так мне ли теперь роптать против Г-спода?

И до тех пор звучало в устах его слово «Единый», пока не отлетела душа его.

(Брахот, 61а.)

Впрочем, даже если рабби Шимон и не присутствовал на казни любимого учителя, он несомненно стал свидетелем разорения Иудеи войсками императора Адриана. Скорее всего, именно под влиянием этого зрелища у него вырвались слова, столь полюбившиеся всем врагам еврейского народа, начиная с выкреста Николы Донина, процитировавшего их в ходе Парижского диспута: «Тов ше-бе-гоим – лехарига» (Софрим, 15:10 [букв.: «Лучший из неевреев – к убийству»]).

Антисемиты обычно переводят эти слова как призыв к действию: «Лучшего из гоев – убей». Этот перевод, безусловно, неверен: убийство неевреев, тем более «лучших» (то есть праведных), категорически запрещено еврейским законом. Поэтому Шимон бар Йохай, вероятно, имел в виду другое: став очевидцем кровавых гонений и массовых казней знатоков Торы, он пришел к неутешительному выводу, что даже от лучшего из неевреев (такого, как император Антоний, с которым впоследствии подружится рабби Йеуда а-Наси) еврею не следует ждать ничего хорошего.

Однако, на наш взгляд, возможно и другое объяснение: непримиримая ненависть Шимона бар Йохая к римским захватчикам связана не столько с их жестокостью, сколько с представлениями рабби Шимона о предназначении еврейского народа.

Согласно Талмуду, одна из обязанностей отца по отношению к сыну состоит в том, чтобы обучить его ремеслу, дабы он мог кормить себя трудом своих рук (Кидушин, 29а). Однако Шимон бар Йохай был решительно не согласен с этим. По его мнению, в идеале всему еврейскому народу без исключения не следовало заниматься ничем, кроме Торы. При этом, как утверждал рабби Шимон, другие народы взяли бы на себя удовлетворение материальных нужд Израиля.

Рабби Шимон бар Йохай говорил: если человек будет сеять в сезон сева, пахать в сезон пахоты, убирать урожай, когда приходит время его сбора, и веять, когда дует ветер, – где он возьмет время на Тору?! Нет, не так надо поступать. Ибо, когда евреи следуют воле Всевышнего, все работы за них выполняют неевреи, как сказано: «И придут иноземцы, и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями. А вы будете называться священниками Г-спода – служителями Б-га нашего будут именовать вас» (Йешаяу, 61:5-6). Когда же евреи не повинуются воле Б-га, тогда им самим приходится делать все работы, как сказано: «И ты соберешь хлеб твой, и вино твое, и елей твой» (Дварим, 11:14).

(Брахот, 35б.)

Синагога на месте могилы рабби Шимона бар Йохая в Мероне. Фотография 1920–1930-х годов

Разумеется, картина, нарисованная рабби Шимоном, совершенно не вписывалась в привычную картину мира. Однако, по мнению рабби Шимона бар Йохая, Израиль подчинен обычным законам природы, только когда «не следует воле Всевышнего». Если же евреи, проявив достаточно веры, посвятят всю свою жизнь изучению Торы («последуют воле Всевышнего»), то эти законы потеряют над ними власть: евреям не надо будет заботиться о хлебе насущном, но другие народы возьмут эту заботу на себя. Иными словами, естественный порядок вещей был в глазах рабби Шимона бар Йохая своего рода наказанием, которое немедленно прекратится, если евреи проявят необходимые веру и упорство.

В связи с этим вполне понятна неприязнь рабби Шимона к римским завоевателям. В том, что Израиль находится под властью язычников, он видел, прежде всего, не национальное угнетение, но вопиющее нарушение идеального порядка, соответствующего, по его представлениям, воле Творца.

Как уже говорилось, жизнь рабби Шимона складывалась весьма непросто. В течение долгих лет ему приходилось скрываться от римских властей, что, разумеется, не слишком хорошо отразилось на его здоровье. Но еще более жестоко судьба обошлась с его политическими и духовными идеалами.

Как мы уже сказали, рабби Шимон скрывался от римских властей не один, а вместе с сыном Эльазаром. Шимон бар Йохай очень высоко ценил своего сына и даже говорил, что они вдвоем могут спасти весь мир (Шабат, 33б). Однако после смерти отца Эльазар предал его политические идеалы и пошел на службу в римскую полицию (Бава мециа, 83б). Еще печальнее оказалась судьба религиозного идеала рабби Шимона. Во-первых, большинство коллег решительно не согласились с его мнением, что еврей не должен заниматься в жизни ничем, кроме изучения Торы. Даже ученики ешив считали, что обязаны совмещать учебу с работой, дабы иметь возможность содержать себя и свои семьи.

Сказал Абайе: многие следовали совету рабби Шимона бар Йохая, и не преуспели. Раба говорил студентам своей ешивы: не появляйтесь в ешиве в месяц нисан и в месяц тишрей [– время сева и сбора урожая], дабы вы могли содержать себя весь год.

(Брахот, 35б.)

А самое главное – согласно Талмуду, религиозный идеал рабби Шимона бар Йохая во все времена перед приходом Машиаха не был принят Самим Всевышним!

По истечении двенадцати лет пророк Элияу подошел ко входу в пещеру, в которой прятались рабби Шимон и его сын, и произнес: кто сказал бы сыну Йохая, что он амнистирован в связи со смертью императора? Шимон бар Йохай услышал это и вышел из пещеры. И если он видел, как еврей пахал или сеял, то восклицал: «И эти люди осмеливаются пренебрегать вечной жизнью ради жизни земной?!» – и испепелял этого человека взглядом. И тогда раздался бат коль [Небесный голос]: «Ты пришел, дабы разрушить Мой мир?! Убирайся обратно в пещеру!»

(Шабат, 33б-34а.)

Впрочем, согласно тому же рассказу, после вторичного пребывания в пещере рабби Шимон и сам осознал, что воплощение его идеалов в современном мире невозможно. Поэтому, выйдя второй раз на волю, он уже вел себя совершенно иначе: «Все, что рабби Эльазар разрушал, рабби Шимон исцелял» (Шабат, 33б-34а).

Как-то раз в канун субботы рабби Шимон и его сын Эльазар встретили старика, спешившего куда-то с двумя букетами из миртовых веток. Спрашивают они:

– Для чего, дедушка, собрал ты эти ветки?

– В честь субботы, – отвечает старичок.

– А не довольно ли одного букета?

– Нет: один – в ознаменование завета «Помни», другой – завета «Храни».

– Видишь, – сказал рабби Шимон сыну, – насколько дороги заповеди народу Израиля!

(Шабат, 34б.)

Согласно Талмуду, после этого эпизода рабби Шимон окончательно примирился с тем, что жизнь евреев посвящена не только изучению Торы. И лишь от своих учеников он по-прежнему неукоснительно требовал, чтобы они учились, не отвлекаясь ни на какие мирские занятия.

Разумеется, это требовало от них колоссального самоотречения: занимаясь только Торой, трудно даже сводить концы с концами, а уж о богатстве и достатке и мечтать не приходится. Однако рабби Шимон не желал считаться с этим. В одном мидраше рассказано, что как-то один из учеников рабби Шимона отправился в чужие края и вернулся оттуда с большим богатством. Товарищи стали ему завидовать и тоже захотели отправиться на поиски счастья. Узнав об этом, рабби Шимон отвел учеников в долину близ деревни Мерон, где прочитал молитву и воскликнул:

– Долина! Долина! Повелеваю тебе наполниться золотыми монетами!

И вся долина начала покрываться золотыми динариями. Обратился рабби Шимон к ученикам и говорит:

– Если золота хотите, то вот, перед вами оно, берите. Но знайте: берущий теперь получает это вместо доли своей в Грядущем мире, ибо награды Торы – только там, в Жизни Вечной.

(Шмот раба, гл. 52.)

Более того: даже осознав, что весь еврейский народ не может жить одним лишь изучением Торы, рабби Шимон делал все возможное, чтобы хоть немного приблизить мир к своему идеалу. Так, после смерти императора Адриана, запретившего изучение Торы, он вместе с несколькими другими мудрецами отправился в Рим и стал одним из тех, кто настоял на том, чтобы преемник Адриана отменил этот указ, грозивший самому существованию еврейской религии (Мегила, 17а). После этого Шимон бар Йохай, вместе с другими учениками рабби Акивы, принял самое деятельное участие в восстановлении нормальной еврейской жизни, нарушенной римскими гонениями. Помимо всего прочего, он основал в Галилее ешиву, которая стала одним из центров возрожденного изучения Торы. Такие выдающиеся мудрецы, как патриарх Йеуда а-Наси и рабби Пинхас бен Яир были учениками этой ешивы.

В ешиве рабби Шимона не только обучали Торе; она была центром, где собирали, обрабатывали и систематизировали Устную традицию. Если бы там не собрали множество материалов, они были бы утеряны.

Поэтому мудрецы, даже не разделяя главный религиозный идеал рабби Шимона, очень высоко оценили его заслуги в деле возрождения еврейской жизни. По образному выражению одного из них, после гибели учеников рабби Акивы «мир стоял опустошенным», пока рабби Шимон и его коллеги не «возродили Закон».

(Йевамот, 62б.)

Благодаря тому что рабби Шимон бар Йохай имел много учеников, в Талмуде сохранилось значительное количество его высказываний. Поэтому эту небольшую статью, посвященную религиозным идеалам рабби Шимона, нам хотелось бы закончить одним из них.

Есть три короны: корона [знатока] Торы, корона священнослужителя и корона царя – но корона [обладателя] доброго имени возвышается над ними.

Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

В Лаг ба-Омер мы отмечаем годовщину смерти рабби Шимона Бар Йохая, более известного как Рашби, одного из великих знатоков и основного автора священной книги Зоар. Нам трудно оценить значимость такой возвышенной и величайшей личности. Даже во времена его жизни мало кому это удавалось. Тем не менее несколько историй о нем, зафиксированных в и , и многие из его собственных изречений позволяют представить себе величие и масштаб его личности. Давайте попытаемся бросить беглый взгляд на историю его жизни.

Ранняя жизнь раввина

Рабби Шимон бар Йохай

О происхождении и ранней жизни рабби Шимона нам мало известно, кроме того факта, что он был одним из главных учеников . После смерти 24 000 учеников рабби Акивы, во времена, которые Талмуд описывает как “пустынные и заброшенные”, Рабби Акива избрал пять учеников для посвящения и с целью замены прежних. Среди них был и Рашби. Вместе они предприняли попытку преодолеть колоссальные пробелы в изучении Торы, которые были на тот момент в результате смерти учеников (Талмуд Йевамот 62b). Из истории нам также известно, что р. Шимон и другие ученики были посвящены в раввины мудрецом рабби Йеудой бен Бавой вопреки римскому указу и под угрозой собственной смерти. Рабби Йеуда бен Бава был казнен за свое преступление, но ученикам удалось сбежать в безопасное место (Талмуд Санхедрин 13b-14a).

Становление великим мудрецом

Р. Шимон и другие мудрецы обсуждали влияние римского владычества на Святую Землю. Р. Иеуда похвалил римлян за отличную инфраструктуру, которую они создали - рынки, мосты и бани. Рашби ответил: «Все, что они создали, они создали для себя. Рынки они построили для безнравственных целей, бани - чтобы украсить себя, и мосты для сбора пошлин. Хоть и следствия поступков римлян могут быть полезными, не стоит их рассматривать вне связи с их скрытыми мотивами».

Известия об этих обсуждениях дошли до римлян и р. Шимону был вынесен смертный приговор (р. Иегуда, напротив, получил высокую должность). Рабби Шимон вместе со своим сыном Элазаром, который, несомненно, тоже находился в опасности, скрылся. Они сбежали в пещеру (которая, как принято считать, находится в Пекиине, сегодня это друзская деревня в Северной Галилее). Благодаря чудесной Б-жественной помощи у пещеры выросло рожковое дерево и пробился источник, что обеспечило их основными двумя источниками средств для существования. И они стали изучать Тору без остановки. Чтобы их одежда не изнашивалась в течение дня, они снимали с себя одежду и закапывали себя в песок по горло, и в таком положении изучали целый день, за исключением коротких пауз, когда они выходили, чтобы помолиться. В таких сложнейших сюрреалистических условиях Рашби и его сын осваивали самые глубокие тайны Торы - мистическое учение .

Выход из пещеры

Затем история принимает любопытный оборот. Через 12 лет пророк Илиягу подошел и встал у входа в пещеру, говоря: “Кто скажет-бар Йохаю, что Цезарь умер и его указы были отменены?” Рабби Шимон и его сын поняли, что для них наступило время отправиться в путь. Они вышли из пещеры и начали свое путешествие обратно в цивилизацию.

Однако такой переход не был для них легким. Когда они шли, отец с сыном наблюдали безобидную сцену еврейских фермеров, которые вспахивали и сажали семена в поле. Раввины были в недоумении: «Они оставляют вечную жизнь во имя бренной жизни! Как люди могли относиться к этому миру так серьезно? Это всего лишь мираж, фасад перед Б-жественным Присутствием! Как они могли тратить свою энергию на такие пустые, мирские занятия?» Мудрецы просто не могли смириться с приземленностью таких действий. И все, на что они смотрели, сразу возгоралось.

Раввины были в недоумении: «Они оставляют вечную жизнь во имя бренной жизни!»

Переломный момент

В конце года Голос раздался с Небес, который сказал, что наступило время им двинуться в путь. Раввины предприняли очередную попытку выхода из своего мира. На этот раз р. Шимон находился в состоянии покоя, а его сын, который был более вспыльчивым, нет. Все, на что бы сын раввина не смотрел, возгоралось. Затем отец бросал взгляд на тот же самый предмет и тушил пламя. Тогда отец обратился к сыну со словами: «Сын мой, нас с тобой хватит для этого мира. Пусть остальная часть человечества существует. Наша миссия для избранных».

В первую пятницу после выхода из пещеры они встретили старика, который нес с собой два пучка мирты. Они его спросили, для чего нужны эти специи. Он ответил, в честь приближающегося . Они спросили: «Разве не достаточно одного?» Он ответил: «Первый пучок соответствует «Захору», а второй – «Шамору» (Первый термин впервые появляется в первой версии десяти заповедей, а второй - в повторении во Второзаконии). Тогда Р. Шимон повернулся к сыну и сказал: «Смотри, как любимы заповеди Израилю!» И это их успокоило.

Великий и любимый

После долгих лет затворничества р. Шимон был признан одним из величайших и святых ученых Талмуда. Некоторые из основных работ того периода Талмуд приписывает именно ему.



Место захоронения рабби Шимон бар Йохая в Мероне

Его имя повсеместно встречается в Мишне в связи с установленным в Талмуде принципом, что мнение р. Шимона превалирует над мнением другого мудреца, но не над другими мудрецами (если мнение большинства не совпадет с его мнением; Эрувин 466). В Талмуде также говорится о случае, когда его отправили ходатайствовать к римским чиновникам, поскольку «он привык к чудесам» (Меилах 17). Наконец, в Мидраше написано, что в его поколении радуга ни разу не появилась (Берешит Рабба 35:2). , означающий что мир должен быть затоплен и сохраняется только благодаря Его обету. Пока жил Рашби, не было необходимости полагаться на такое Б-жественное обещание.

И все же, несмотря на его величие, или, возможно, именно по этой причине одной из самых заметных черт рабби Шимона было его восхищение и огромная любовь к каждому еврею, от мала до велика. Фраза его учителя - «Люби своего ближнего, как самого себя», несомненно, вошла в его собственное мировоззрение и приняла еще большие размеры.

Гармония Творения

Как могло так случиться, что столь возвышенная душа, которая едва ли могла смотреть, как евреи пашут свои поля, стала испытывать благоговение перед ними?

Возможно, разгадка заключается в том случае, который произошел, когда р. Шимон вышел из пещеры и увидел мужчину, несущего два пучка специй. На их вопрос - «Почему два пучка?», мужчина ответил, что один пучок относится к заповеди «Помни день Субботний», а второй – «Соблюдай день Субботний». (Первая фраза учит нас соблюдать Шабат в позитивном смысле – как, например, сделать киддуш в пятницу вечером, тогда как вторая фраза учит нас соблюдать негативное требование - воздержаться от творческого труда в Субботу). И, как мы видим, это для них было поворотным моментом, когда они увидели насколько дороги и любимы заповеди Израилю.

Что было важным в данном эпизоде? Рабби Шимон и его сын поняли, что у всех евреев есть своя уникальная связь с Б-гом, у каждого свой особенный метод служения Ему.

Талмуд учит нас, что, когда Всевышний дал Израилю , Он произнес: «Шамор (соблюдай) и Захор (помни)» одновременно - такого люди не могут ни сделать, ни услышать (в повседневной жизни). Для чего Б-гу надо было совершать такой трюк? Потому что на очень глубоком, мистическом уровне оба составляющих Шабата – негативная и позитивная, являются единым. Если мы полностью понимаем глубинный смысл Шабата, тогда мы поймем и метафизическую связь между обоими его аспектами.

Вне всякого сомнения, что р. Шимон и р. Элазар – люди, основательно разбирающиеся в каббалистической мудрости, полностью понимали, что оба требования «помни» и «соблюдай» являются единой концепцией. Если бы они приготовили специи для Шабата, они бы взяли, конечно, один пучок. Однако, что произошло? Они встретили простого еврея, который, как и все мы, обратил внимание на два различных аспекта соблюдения Шабата. И что он сделал вследствие этого? Он еще больше стал почитать Шабат!

Возможно в этом и заключается значимость истории из Талмуда. И, в результате, р. Шимон и его сын познали красоту Израиля – что все евреи имеют свою уникальную связь с Б-гом и свой особенный метод служения Ему. Так, с каббалистической точки зрения, у каждого человека, каждой молекулы есть свое место в Б-жественной схеме. Все совершенно и смоделировано Б-гом, и у всего, и каждого есть своя миссия для выполнения. Любовь и преданность Б-гу не являются только уделом ученых и мистиков. У каждого есть свое место в Б-жественной схеме мироздания.

Возможно, именно поэтому является заветным днем для всех. Сотни тысяч евреев приезжают к могиле р. Шимона в Мероне в день его кончины, и костры поминают его память по всему Израилю, и всему миру. Рабби Шимон учил нас величию скрытой мудрости Торы. В то же время он учил нас величию каждого еврея и каждой части Б-жьего творения - как каждый из нас может стремиться к соединению с Б-гом более особенным и глубоким образом, чем мы можем себе это представить. Пусть память о нем будет благословенна!

Это было во втором столетии новой эры, в то великое и трагическое для Иудеи время, когда она почти полностью находилась под властью Рима.

Чуждые законы, чуждая культура, чуждые ценности проникли в страну и пытались подорвать ее основы. Но, несмотря ни на что, страна держалась: мудрость все еще ценилась выше меркантильности, и честью считалось быть учеником мудреца, а не торговца.

Именно в то время, когда над народом нависла угроза изгнания, на небосводе мировой истории засияла звезда человека, предсказавшего будущее не только народа, но и всего мира. Этим человеком был рабби Шимон Бар Йохай – РАШБИ. Родившись через 40 лет после разрушения Второго Храма, он был учеником выдающегося каббалиста рабби Акивы и автором знаменитой книги «Зоар».

Да не скажет не понимающий: «Как я могу понять сказанное в книгах каббалы?» Хотя он и не понимает этого, но язык книги «Зоар» исправляет душу и доступен всем, как малым, так и большим, каждому в соответствии с его разумением и душой.

Рав Цви Гирш, «Анагот Яширот»

Имя его упоминается в Талмуде 2300 раз, оно окружено множеством легенд, его жизнь соткана из тайн, но неоспоримо одно – его имя не исчезло в тумане истории, а, наоборот, упоминается сегодня все чаще и чаще. И на это есть веская причина.

Уже в детстве РАШБИ волновали вопросы, которые никогда не задавали его сверстники. «Кто я? Для чего живу? Как устроен мир?», – постоянно теребил он взрослых этими вопросами, и было ясно, что мальчик растет особый – он не успокоится, пока не найдет ответы. В дальнейшем это и произошло.

РАШБИ углубился в изучение каббалы. Дни и ночи просиживал он над каббалистическими книгами, проникая в их глубины, пока за библейскими историями ему не открылась сила, управляющая миром. Так, слой за слоем снимая внешние покровы с тайных знаний, он постигал смысл жизни . Его дух замирал от раскрывающейся перед ним Бесконечности , и пришло понимание, что без учителя дальше не продвинуться. Так в его жизни появился рабби Акива, и начался новый этап постижения Творца .

Ученик рабби Акивы

РАШБИ был наиболее требовательным, а потому и самым любимым, и лучшим учеником рабби Акивы. Отдыхать он себе почти не позволял – спал по три часа в сутки. Над столом, сбитым из двух необструганных досок, за которым РАШБИ изучал каббалу, ночи напролет горела свеча .

Через два года учебы РАШБИ женился, и на свет появился сын Эльазар, ставший впоследствии гордостью отца. Учеба у рабби Акивы продолжалась более тринадцати лет. Он был настолько связан со своим учителем, что когда римляне посадили того в тюрьму, рабби Шимон тайно с опасностью пробрался туда, чтобы продолжать заниматься. Всё время пока рабби Шимон учился у своего учителя, он находился в тени и никто не замечал его величия и мудрости из-за большой скромности присущей ему. Однажды рабби Акива сказал ему: «Достаточно тебе, что Всевышний и я знаем о твоих силах!».

В те времена жизнь евреев была невыносимо тяжелой. В еврейском народе император Адриан видел реальную угрозу своей власти и держал в Иудее два легиона. И все равно, народ ему не покорялся. Тогда Адриан понял: для того чтобы его победить, нужно искоренить веру . Поэтому все ограничения, вводимые им в Иудее, были направлены на то, чтобы народ забыл Единого Творца и навсегда прекратил изучение каббалы – внутренней части Торы.

Согласиться с этим означало подписать себе смертный приговор. В стране вспыхнуло восстание Бар Кохбы. Оно охватило всю Иудею, став судьбоносным для государства и, особенно, для учеников рабби Акивы. Двадцать четыре тысячи его учеников погибли в кровопролитных битвах и вспыхнувших эпидемиях. Выжило только пятеро, и одним из них был РАШБИ.

Император Адриан мстил непокорным с особой жестокостью. По его приказу выжигались поля, тысячи людей были казнены, сотни тысяч уведены в рабство. Решив сломить дух народа, римляне публично казнили рабби Акиву.

Дошла очередь и до РАШБИ. Адриану постоянно доносили, что он дерзок, не признает власть римлян, но самое страшное – его слушают, уважают и любят.

Адриан приказал схватить РАШБИ и казнить его так же, как и рабби Акиву – на площади, перед всеми, чтобы боялись и знали: есть только одна власть, и это власть Рима. Искали РАШБИ по всем дорогам Иудеи, но поймать не смогли. Обойдя все римские посты, он вместе со своим сыном Эльазаром ушел от преследователей на север страны.

Пещера в деревне Пкиин

РАШБИ и его сын нашли убежище в Галилее, в маленькой, пропахшей сыростью пещере возле деревни Пкиин. Они прожили там 13 лет, посвятив все свое время углубленному изучению тайной науки. Не возвращаясь на землю даже на мгновение, их мысли рвались вверх, к истине, скрытой за пятью духовными мирами .

Для пищи отцу и сыну хватало плодов рожкового дерева и родниковой воды из близлежащего источника. Ощущения голода не было – было ощущение счастья от близости цели, от постоянного постижения все новых и новых духовных ступеней.

В пещере прошли 13 трудных и счастливых лет. Умер император Адриан, и РАШБИ с сыном получили известие об отмене вынесенного им смертного приговора. Они вышли из пещеры другими – готовыми указать миру путь к Свету . Книга уже ощущалась ими, осталось ее только написать. Вместе с девятью учениками РАШБИ уединился в пещере на горе Мерон и с их помощью написал книгу «Зоар» – главную книгу каббалы.

Кабалистическая группа РАШБИ

Сегодня у входа в пешеру «Идра Раба» установлена мраморная доска с именами РАШБИ и его 9 ти великих учеников. На доске написано:

Идра (название места), Рабби Шимон Бар Йохай и рабби Йоси, и рабби Хизкия сын Рава, и рабби Йоси сын Якова, и рабби Йегуда, и рабби Аба, и рабби Элазар, и рабби Ицхак, и рабби Хия, и рабби Иса.

Книга «Зоар »

Инструкцию постижения духовного мира рабби Шимон должен был изложить в таком виде, чтобы она могла раскрыться лишь тому, кто страстно этого желает , в ком уже не осталось корыстных помыслов использования этих знаний во вред другим. Из десяти учеников только рабби Аба мог записывать духовные знания в скрытом виде, облекая их в форму простых рассказов. Поэтому РАШБИ и избрал его для написания книги: «И таким образом организую я нашу работу: рабби Аба будет писать, рабби Эльазар, мой сын, будет проговаривать слова, а остальные товарищи будут говорить в сердцах своих» (книга «Зоар», гл. «Аазину»).

Работа над книгой не прерывалась ни на минуту. Однако вскоре после ее написания она исчезла, словно ее никогда и не было. Мир еще не был готов принять этот дар, поскольку не достиг ступени развития, позволяющей правильно понять книгу.

Появилась она только через долгие 800 лет. Нашел ее арабский мальчик в окрестностях Мерона. Нашел и тут же продал случайным прохожим, как оберточный материал. Часть разрозненных листов попала в руки одного мудреца, который смог оценить написанное. Бросившись на поиски, много страниц он обнаружил в мусорных ящиках, а часть перекупил у торговцев, продававших пряности. Из найденных страниц и была собрана та книга, которая известна нам сегодня.

Мудрость книги

Около двух тысяч лет назад РАШБИ предсказывал: «В будущем народ Израиля вкусит от «Древа жизни», которым является книга «Зоар», и силой этой книги выйдет из духовного изгнания милостью Творца» (книга «Зоар», гл. «Насо»). И это не единственное пророчество.

В книге «Зоар» предсказано, что в конце двухтысячелетнего периода, отведенного для исправления человечества, все постигнут тайны этой книги, потому что без нее мир развиваться не сможет: «По мере приближения к окончательному исправлению даже новорожденные познают тайны мудрости и средство освобождения. В те времена это раскроется каждому» (книга «Зоар», гл. «Ваера»).

Изучение книги «Зоар» исправляет тело и душу и в состоянии быстро приблизить освобождение в дни «последнего поколения»

- «Матэ Эфраим», гл. «Катан»

Вне всякого сомнения, книга «Зоар» – одна из самых выдающихся каббалистических книг. В истории человечества нет другой такой книги, которая так притягивала бы к себе, вызывая бесконечные споры. О ней сложено тысячи легенд, она таинственна, непонятна, поэтична, по ней предсказывают настоящее и будущее, миллионы читают ее, несмотря на полное непонимание, учителя-самозванцы трактуют ее, как хотят, а между тем она – врата в Вечность, и понимают это только каббалисты.

Уход РАШБИ

РАШБИ умер в день праздника Лаг ба Омер в 190 году н.э. и похоронен на горе Мерон. Великий каббалист выполнил свое предназначение, и его душа вернулась к Творцу. Место его захоронения на горе Мерон из года в год посещают сотни тысяч людей. Они безуспешно пытаются ощутить в этом мире свет, раскрывшийся рабби Шимону, а заключен он в книге «Зоар». Недаром все каббалисты не устают повторять, что благодаря этой книге сыны Израиля выйдут из изгнания.

Мы называемся последним поколением. Последним, потому что именно нашему поколению предстоит завершить долгий путь в темноте и выйти к Свету – раскрыть духовный мир, раскрыть книгу «Зоар», написанную великим каббалистом рабби Шимоном Бар Йохаем.

Ссылки

  • Главы из Книги Зоар в переводе и с комментариями
mob_info