Анаксимандр годы жизни. Что такое идеальное государство Платона? Что, по мнению Плотина, представляет собой человек

Истоки европейской науки и философии нужно искать в Древней Греции. Именно там зародились основные подходы к осмыслению действительности. Одной из самых древних школ является направление натурфилософии Фалеса Милетского и его учеников. Видным представителем этого досократического периода был и Анаксимандр, философия которого относится к так называемому стихийному материализму. Расскажем о том, чем отличаются воззрения этого философа. А также рассмотрим краткую биографию Анаксимандра и основные положения его философских и научных воззрений.

Древнегреческая философия

Небольшая область на малоазийском побережье Древней Греции, Иония, является родиной античной, а значит, и европейской философии. Это место было уникальным потому, что находилось на стыке Востока и Запада. Здесь размещались 12 знаменитых греческих городов, в которых и зародилась культура Древней Греции. В портах Ионии разгружались многочисленные корабли с Востока. Они привозили в города не только товары, но и сведения о жизни в других странах, знания, которые добыли восточные ученые, а также иноземные представления об устройстве и возникновении мира. Любознательные греки и сами много бывали на Востоке и могли ознакомиться с индийскими, персидскими, египетскими религиозными и философскими мировоззрениями.

Под влиянием восточных культур, а также благодаря особым социально-экономическим условиям в Греции складывается новый тип характера. Греки уважительно относились к чужим мнениям и знаниям, интересовались устройством мира и причинами всех вещей, а также им был свойственен здравый смысл, склонность к логическим рассуждениям, внимательность к окружающему миру. В те времена на Востоке уже существовали стройные системы представлений о том, как устроен мир, о божественных началах жизни, о смысле человеческого существования. Там были сформулированы идеи об абсолютном начале, о божественном происхождении людей и мира вокруг, о необходимости самосовершенствования и самопознания, о моральных основах человеческого общества. Все эти знания восприняли представители милетской школы, которые тоже начали задумываться о том, как устроен мир, каковы его законы. Так в 6 веке до н. э. начала складываться древнегреческая философия. Это было не заимствование восточных идей, а оригинальное мышление, в которое включалось и восточное знание.

Основные вопросы античной философии

Экономический расцвет Древней Греции, появление у свободных граждан греческих полисов большого количества свободного времени способствовало развитию древнегреческого искусства и философии. Необремененные необходимостью все время и силы тратить на выживание, греки стали на досуге размышлять обо всем, что их окружает. В Древней Греции появилась самостоятельная социальная прослойка - философы, которые вели дискуссии, раскрывали гражданам смысл всего сущего. Именно в таких условиях и жил Анаксимандр, основные идеи которого выросли из размышлений над основными вопросами бытия, которые ставили перед собой и миром древнегреческие философы. К главным вопросам, которые интересовали людей в античные времена, относятся:

  • Откуда взялся мир?
  • Что лежит в основе мира?
  • Каков главный закон мира, логос?
  • Как можно объяснить явления природы;
  • Что такое истина и как ее можно познать?
  • Что такое человек и какое место он занимает в мире?
  • Каково назначение человека, что есть благо?
  • Каков смысл жизни человека?
  • Как устроена душа и откуда она взялась?

Все эти вопросы волновали греков, и они старательно искали ответы на них. В результате чего сложилось два основных подхода к объяснению мира и его происхождения: идеалистический и материалистический. Философы открыли основные способы познания: эмпирический, логический, чувственный, рациональный. Самый ранний период античной философии называют натурфилософией, так как в эту эпоху мыслителей более всего интересовали Космос и окружающий мир. Значительный вклад в осмысление этих проблем внес и Анаксимандр Милетский. В связи с этим главным объектом изучения в античной философии становятся истоки космологии и космогонии.

Милетская школа

Самая первая научно-философская школа появилась в Греции в начале 6 века до н. э. Ее называют милетской и относят к ионическому направлению в античной философии. Главные представители милетской школы - это Фалес и его ученики Анаксимен, Анаксимандр, Анаксагор и Архелай. Милет в те времена был крупным, развитым городом, сюда приезжали образованные люди не только с побережья Малой Азии, но и из стран Востока. Милетские философы интересовались тем, как устроен мир, из чего все произошло. Милетские мыслители были основоположниками многих европейских наук: физики, астрономии, биологии, географии и, конечно, философии. В основе их воззрений лежал тезис о том, что ничто не возникает из ничего, и представление о том, что только космос вечен и бесконечен. Все, что видит вокруг себя человек, имеет божественное происхождение, но в основе всего лежат первоисточники. Проблеме поиска исходного первовещества и были посвящены главные размышления Фалеса и его учеников, в том числе и философия Анаксимандра.

Фалес и его ученики

Основоположником европейской науки и древнегреческой философии по праву считается Фалес Милетский. Годы его жизни определяются примерно: 640/624 - 548/545 до н. э. Греки почитали Фалеса отцом философии, его включают в число семи знаменитых древнегреческих мудрецов. О его биографии можно судить из разных источников, в достоверности которых нет абсолютной уверенности. Считается, что Фалес имел финикийское происхождение, он был из знатного рода и получил хорошее образование. Он занимался торговлей и науками, много путешествовал, бывал в Египте, Мемфисе, Фивах. Он изучал причины наводнений, математику, опыт жрецов. Нашел способ измерить высоту египетских пирамид. Его считают основоположником греческой геометрии. О роде занятий Фалеса в Греции нет единой версии. Одни источники говорят, что он был близок местному правителю и занимался политикой, по другой версии, он жил обычной жизнью, далекой от государственных дел. Также разнятся и предположения о его семейном положении. По одним источникам, он был женат и имел нескольких детей, по другим - был одиноким и жил уединенно. Знаменитостью Фалес стал после того, как предсказал солнечное затмение 585 года до н. э. Это единственная точная дата, которая известна из жизни Фалеса.

Сочинения ученого не сохранились, в греческой традиции ему приписывают два основных труда: «О солнцеворотах» и «О равноденствиях». Считается, что он первый открыл для греков созвездие Большой Медведицы, а также сделал ряд астрономических открытий. Отвечая на вопрос о первичном мировом веществе, он утверждал, что начало всего - вода. Она, по его мнению, является живым, активным началом. При ее затвердении появляется суша, при испарении - воздух. Причина всех преобразований воды - дух. На счету Фалеса также целый ряд точных физических наблюдений, а также множество фантастических предположений. Например, он считал, что звезды состоят из земли, а она, в свою очередь, плавает в воде. Земля, по его мнению, является центром мира, если она исчезнет, то рухнет весь мир.

Но заслуга Фалеса была в том, что он пытался разобраться в устройстве вселенной, задал множество важнейших вопросов, которые и заложили основы науки. Деятельность ученого привлекла к нему нескольких учеников, которые и составили основу милетской школы натурфилософии. О взаимодействии Фалеса со своими последователями не осталось никаких сведений, так же как не сохранилось никаких его трудов. О его мыслях и деятельности мы сегодня узнаем только из воспоминаний следующих поколений ученых и мыслителей, а уверенности в их точности нет. Ближайшими учениками были Анаксимен и Анаксимандр. Философия для них стала делом жизни. Последователями этого направления являлись Анаксагор, Архелай, которые создали собственные школы философии. Архелай считается учителем Сократа. Таким образом, милетская школа стала фундаментом, на котором выросла вся философия Древней Греции.

Анаксимандр: биография и интересные факты

К сожалению, сведений об учениках Фалеса осталось еще меньше, чем о нем самом. Даже то, был ли в действительности Анаксимандр учеником Фалеса, не доказано. Также известны только приблизительно годы жизни Анаксимандра. Родился он ориентировочно в 610 году до н. э., предположительно, в состоятельной семье торговца. Современники вспоминают, что он занимался самыми разными видами деятельности: торговал, путешествовал, занимался науками и размышлениями.

Некоторое время он жил в Спарте. Анаксимандр Милетский занимался и государственным устройством, известно, что он принимал участие в организации одной из милетских колоний. Как и его учитель Фалес, занимался изучением природных явлений и даже предсказал землетрясение в Спарте и спас многих жителей. Также он считается основателем научной географии. Прожил философ 55 лет и умер в один год со своим учителем Фалесом. О выдающихся людях ранней греческой истории складывалось множество мифов и легенд, и даже анекдотов. Анаксимандр, интересные факты из жизни которого также превратились в байки, навсегда связан с тем, что впервые нарисовал на листе карту Греции: «дерзнул начертить ойкумену», так писали о нем ученые гораздо более поздних лет. Еще он известен как первый создатель глобуса.

Трактат «О природе»

Подлинные тесты Анаксимандра не сохранились, о его работах и мыслях мы узнаем из позднейших пересказов греческих ученых, а также из трактовок ранних христианских ученых, которые очень вольно обращались с первоисточниками. Христианские авторы вообще использовали цитаты из произведений Анаксимандра исключительно для осмеяния языческих представлений древних греков. Единственная работа философа, дошедшая до нас - это трактат «О природе». Он знаком современным читателям по пересказам и единственному сохранившемуся фрагменту оригинального текста. В этом сочинении ученый изложил свои размышления о структуре мира и его происхождении. Его анализ показывает, что Анаксимандр далеко ушел от своего учителя во взглядах на Космос и его устройство и смог сделать немало серьезных открытий.

Космология Анаксимандра

Главная область размышлений философа была связана с космосом. Он считал, что звезды - это окошки в небесной тверди. Внутри звезды горит огонь, закованный в оболочки.

Очень своеобразно, судя по всему, понимал Анаксимандр, труды которого недоступны нам для непосредственного изучения, строение Земли. Он представлял ее в виде цилиндра; по одной стороне мы ходим, но есть и другая плоскость, ей противоположная. Земля является центром мира, она ни на что не опирается, а парит в космосе. Причину парения философ объяснял тем, что она равноудалена от всех остальных объектов в космосе. Земля окружена гигантскими кольцами с отверстиями, внутри которых горит огонь. Маленькие трубочки заканчиваются звездами, в них огня меньше, поэтому свет звезд такой тусклый. Второе кольцо больше, и огонь в нем ярче, в его отверстие видна Луна. Оно порой перекрывается - так объясняются лунные фазы. Самое дальнее кольцо - самое яркое, и через его отверстие мы видим Солнце. Таким образом, вселенная, по Анаксимандру, заканчивается небесным огнем.

Космологическая теория Анаксимандра была невероятно новаторской для своего времени. Он поставил Землю в центр мира, создав, таким образом, первую геоцентрическую концепцию. Она стоит на месте, у нее нет никаких причин для движения. А вокруг Земли по своим орбитам движутся небесные светила - таким образом ученый смог объяснить движение космических объектов, для чего потребовалась мощное, неортодоксальное мышление.

Космогония Анаксимандра

Размышления о происхождении вселенной также были большой частью занятий ученого. Философия Анаксимандра строилась на отрицании участия богов-олимпийцев в создании вселенной. Он считал, что она развивается сам по себе, по собственным законам, а момента возникновения у нее нет, так как Космос вечен. По его мнению, все сущее начинает появляться из некоего нематериального начала. На первом этапе происходит деление всего на физические сущности: сухое, влажное, твердое, мягкое и т. д. Взаимодействие этих субстанций образует космос в виде шара, а уже внутри этой оболочки начинают происходить различные физические процессы. В результате охлаждения появляется земля и воздух вокруг нее, а снаружи сохраняется горячее - огонь. В результате влияния огня субстанция затвердевает настолько, что создает оболочку, в которой и существует вселенная. На завершающем этапе формирования вселенной появляются живые существа. Анаксимандр считал, что жизнь зародилась в остатках высохшего морского дна. Происходит испарение влаги, и из тепла и ила рождается все живое. То есть он считал, что существует естественное зарождение жизни, без божественного вмешательства. Также он полагал, что вселенная, как и все в мире, имеет свой срок жизни, она рождается, умирает, а затем вновь появляется.

Новые идеи Анаксимандра

В области космологии ученый сделал много открытий. Его версия о том, что земля неподвижно стоит в центре мира безо всякой опоры, была революционной для своего времени. Тогда все мыслители еще верили в наличие земной оси, которая и удерживает планету на месте. Источником всего сущего является нечто бесконечное, нематериальное и вечное. Философ назвал эту сущность апейроном. Это некая субстанция, которая неуловима, так как находится в постоянном движении. Апейрон постоянно из чего-то возникает и во что-то преобразуется, он непостижим человеческим умом. Философское учение Анаксимандра построено на представлении апейрона как атрибута чего-либо. В те времена это слово было прилагательным, только позже Аристотель преобразует его в существительное. Из апейрона как из субстрата появляются четыре стихии, которые и организуют все сущее. Понятия апейрона и субстрата являются важнейшими достижениями Анаксимандра. Его представления о происхождении всего живого без участия богов стали еще одним новаторским вкладом в багаж человеческой мысли. Эти взгляды будут развиваться значительно позже, уже в Новое время. Также философ стал прародителем диалектического подхода к осмыслению мира. Он говорил о том, что сущности могут перетекать одна в другую, мокрое может высохнуть, и наоборот. Он доказывал, что у противоположного есть единое начало, это стало предвосхищением будущей диалектики.

Научные воззрения

Следует вспомнить вклад Анаксимандра в географию. По сути, он стал основоположником этой науки в европейской традиции. Размышляя о структуре вселенной, он также размышляет о том, как устроена земля и пытается изобразить это графически. Карта земли Анаксимандра отличается большой наивностью: три континента- Европу, Азию и Ливию - омывает океан. А разделяют их Средиземное и Черное море. Он первый из европейцев нарисовал карту своего мира (она не сохранилась, мы можем судить о ней только по фрагментам). Конечно, пока на ней очень мало географических объектов, но это уже было прорывом, так как следующие поколения ученых и путешественников смогли расширить и дополнить эту карту.

Еще одним важным научным достижением Анаксимандра является установка первого в Греции гномона - солнечных часов и усовершенствование скафиса, вавилонских часов. Среди астрономических достижений Анаксимандра, открытия которого стали прорывом для своего времени, можно назвать попытку сравнить величины известных небесных тел с Землей.

Ученики Анаксимандра: Анаксимен

Анаксимандр стал одной из важных ступеней в эволюции древнегреческой философии. Его главный ученик Анаксимен продолжил и развил взгляды своего учителя, он также относится к милетской школе. Главная заслуга философа в продолжении размышлений о движении вселенной. В качестве первоосновы всего сущего он выдвигал воздух. Он безграничен и не имеет никаких качеств. Его частицы вступают во взаимодействия друг с другом, и отсюда рождается все сущее, появляются характеристики материального мира. Анаксимен стал замыкающим звеном в течении стихийного материализма.

Все вещи возникают из безграничного…

Анаксимандр

Идея нейтральной материи

Фалес со своей идеей о систематическом развитии естественных наук стал для греков великим первопроходцем в области мысли. Но современные ученые скорее выберут своим героем его преемника, более поэтичного и пылкого Анаксимандра. Он поистине может быть назван первым настоящим философом.

Анаксимандр пошел дальше блестящего, но простого утверждения, что все вещи сделаны из одной и той же материи, и показал, как глубоко должно проникать средствами объективного анализа в реальный мир. Он сделал четыре четко определяемых крупных вклада в понимание людьми мира:

1. Он понял, что ни вода и никакое другое обычное, как она, вещество не может быть базовой формой материи. Эту базовую форму он представлял себе – правда, довольно смутно – в виде более сложного безграничного нечто (которое назвал «апейрон»). Его теория прослужила науке двадцать пять веков.

2. Он перенес понятие закона из человеческого общества в физический мир, и это было полным разрывом с прежними представлениями о капризной анархической природе.

3. Он первым догадался применять механические модели, чтобы облегчить понимание сложных природных явлений.

4. Он сделал в зачаточной форме вывод о том, что Земля изменяется с течением времени и что высшие формы жизни могли развиться из низших.

Каждый из этих вкладов Анаксимандра – открытие первой величины. Мы можем получить представление о том, насколько они важны, если мысленно уберем из нашего современного метода мышления все, что связано с понятиями, что такое нейтральная материя, законы природы, вычислительный аппарат масштабов и моделей и что есть эволюция. Мало что осталось бы в этом случае от науки и даже от нашего здравого смысла.

Анаксимандр был родом из Милета и появился на свет примерно через сорок лет после Фалеса (следовательно, его зрелая деятельность должна была начаться около 540 года до н. э.). О нем писали, что он был учеником Фалеса и сменил своего учителя в милетской школе философии. Но и дата, и эти сведения основаны на позднейших сообщениях, которые не точны хронологически и переносят представление об организованных по определенной системе школах на ранний период древнегреческой мысли, когда в действительности еще не было таких формальных объединений философов и ученых. Однако мы можем быть уверены, что Анаксимандр был младшим земляком Фалеса, осознал и высоко оценил новизну его идей и развил их – как именно, уже было сказано. Анаксимандр был философом в том смысле, что занимался в числе интересовавших его вещей и философскими вопросами; но в ту раннюю эпоху философия и наука еще не разделились на отдельные области. Нам лучше считать Анаксимандра любителем, чем следовать за предположениями позднейших историков, переносивших в прошлое свое представление о философе-профессионале.

К уже упомянутым сведениям о его родном городе, времени жизни и знакомстве с Фалесом мы мало что можем прибавить. Анаксимандр был разносторонним и практичным человеком. Милетцы выбрали его главой новой колонии, что говорит о его важной роли в политической жизни. Считается, что он много путешествовал, и это, возможно, подтверждают три факта его биографии: он был первым греческим географом, который составил карту; одна его поездка – из Ионии на Пелопоннес – подтверждается свидетельством о том, что он создал в Спарте новый инструмент в форме солнечных часов, который измерял продолжительность времен года; то, что он видел высоко в горах окаменевших рыб, говорит о том, что он, вероятно, поднимался в горы Малой Азии и внимательно всматривался в то, что видел вокруг. Добавляя к этому традиции Милета, родины инженеров, и то, что Анаксимандр применял технологические приемы, когда конструировал инструменты, карты и модели, мы также можем предположить, что он, как и Фалес, был по меньшей мере знатоком инженерного дела, а возможно, и профессиональным инженером.

Первым крупным вкладом Анаксимандра в науку были его новый метод анализа и понятие «материя». Он соглашался с Фалесом в том, что все в мире состоит из какого-то одного вещества, но считал, что это не могло быть ни одно привычное для человека вещество вроде воды, скорее это было «безграничное нечто» (апейрон), в котором изначально содержались все формы и свойства вещей, но которое само не имело никаких характерных для него конкретных признаков.

В этом месте Анаксимандр сделал в своих рассуждениях интересный ход: если все существующее в действительности – материя с определенными свойствами, эта материя должна иметь возможность быть в одних случаях горячей, в других холодной, иногда мокрой, а иногда сухой. Анаксимандр считал, что все свойства материй группируются в пары противоположностей. Если отождествить материю с одним свойством из такой пары, как сделал Фалес, сказав «все вещи – вода», то из этого последует вывод: «быть – значит быть мокрым. А что же тогда происходит, когда вещи становятся сухими? Если материя, из которой они состоят, всегда мокрая (так Анаксимандр определил Фалесово слово гидор), высыхание уничтожило бы материю в вещах, они стали бы нематериальными и перестали существовать. Точно так же материю нельзя отождествить ни с каким одним качеством и тем самым исключить его противоположность. Отсюда следует, что материя есть нечто безграничное, нейтральное и неопределимое. Из этого «резервуара» вычленяются противоположные качества: все конкретные вещи возникают из безграничного и в него возвращаются, когда перестают существовать.

Это движение философской мысли от примитивного определения материи как гидор (вода) к пониманию материи как бесконечной субстанции – огромный шаг вперед. И действительно, до XX века в науке и философии нового времени материю часто описывали как «нейтральное вещество», что очень похоже на «апейрон» Анаксимандра. Но между современной идеей и ее древней прародительницей есть одно коренное различие: Анаксимандр еще не знал разницы между образом, который создает воображение, и абстрактной умственной конструкцией. По-настоящему абстрактное понятие материи появилось только через двести лет после Анаксимандра, когда была создана атомистическая теория. Бесконечное вполне могло ассоциироваться у Анаксимандра с образом серого тумана или темной дымки на закате или холмов неопределенных очертаний на горизонте. Тем не менее эта попытка дать определение веществу – основе всей физической реальности – вела прямо к тем позднейшим более совершенным схемам, которые мы обнаруживаем, когда возникает материализм как полностью развитая философская система.

Ввод Анаксимандром моделей в астрономические и географические исследования был не менее важным переломным шагом в развитии науки. Очень мало людей понимают, как велико значение моделей, хотя мы все их используем и не можем обойтись без них. Анаксимандр пытался конструировать предметы, воспроизводя присущие им линейные соотношения, но в меньшем масштабе. Одним из результатов этого стала пара карт: карта земли и карта звезд. Карта показывает расстояния до различных мест и направления, в которых надо к ним двигаться. Если бы людям приходилось узнавать, где находятся другие города и страны, по дневникам путешественников и собственным впечатлениям, то путешествия, торговля и географические исследования были бы очень тяжелыми занятиями. Анаксимандр построил также модель, воспроизводившую движения звезд и планет; она состояла из колес, вращавшихся с разными скоростями. Подобно проекциям в наших современных планетариях, эта модель позволяла ускорять видимое движение планет по их траекториям и находить в нем закономерности и определенные соотношения скоростей. Чтобы коротко объяснить, сколь многим мы обязаны применению моделей, достаточно напомнить, что атомная модель Бора сырала ключевую роль в физике и что даже химический эксперимент в пробирке или опыт над крысами в биологии – это применение техники моделирования.

Первая астрономическая модель была довольно простой и безыскусной, но при всей своей примитивности она была прародительницей современного планетария, механических часов и множества других родственных им изобретений. Анаксимандр предположил, что земля имеет форму диска, расположена в центре мира и окружена полыми трубчатыми кольцами (современный дымоход – хорошее подобие того, что он имел в виду) разного размера, которые вращаются с разными скоростями. Каждое трубчатое кольцо полно огня, но само состоит из твердой оболочки вроде скорлупы или коры (эту оболочку Анаксимандр называет флойон), которая позволяет огню вырываться наружу только из нескольких отверстий (дыр для дыхания, из которых огонь вырывается, словно его раздувают кузнечные мехи); эти отверстия – то, что мы видим как солнце, луну и планеты; они движутся по небу, когда вращаются круги. Между круглыми колесами и землей расположены темные облака, которые вызывают затмения: затмение происходит, когда они закрывают отверстия в трубах от наших глаз. Вся эта система в целом вращается, делая оборот за один день, и, кроме того, каждое колесо движется само по себе.

Было ли в этой модели такое толкование и для неподвижных звезд, не вполне ясно. Похоже, что Анаксимандр сконструировал глобус неба, но нам неизвестно, как это расширение области применения техники карт и моделей было связано с движущимся механизмом из колец и огня.

Анаксимандр. Первая карта

Эта карта – реконструкция того, что, как считают, было первой когда-либо начерченной географической картой. Ее центр – Дельфы, где камень, называвшийся «пуп земли» (по-гречески «омфалос»), отмечал точный центр земли. Картографом, создавшим ее, был Анаксимандр, греческий философ, живший с примерно 611-го по 547 год до н. э. Ранние карты все были круглыми. Полвека спустя Геродот комментировал это так: «Мне смешно видеть, что так много людей до сих пор чертили карты Земли, но ни один из них не изобразил ее даже сносно: ведь они рисовали Землю круглой, словно она сделана с помощью компаса, и окружали ее рекой Океаном.

Великим вкладом Анаксимандра в науку была общая концепция моделей, которые он применял таким же образом, как мы применяем ее теперь. В составлении первой карты известного ему мира он проявил то же самое сочетание технической изобретательности и научной интуиции. Точно так же, как движущаяся модель может показать соотношения длительных астрономических периодов в меньшем масштабе, в котором их легко наблюдать и контролировать, карта представляет собой модель расстояний между объектами и их взаимного расположения в меньшем масштабе, так что человек может охватить все это одним взглядом; карта избавляет его от необходимости путешествовать долгие месяцы или пытаться разобраться в разрозненных заметках, где путешественники описывали свои маршруты, чтобы определить расположение мест, расстояния и направление движения.

Идея карты уже сама по себе – показатель любви к четкости и симметрии, которая была характерна для греческой науки и для позднейших классических карт и моделей. Мир у Анаксимандра имел форму круга с центром в Дельфах (где священный камень омфалос, как считали греки, отмечал точный центр Вселенной) и был окружен океаном. Как и колеса – «дымоходы», эта карта стала примитивным предком огромного потомства: она прародительница карт и чертежей, которые сделали возможным существование современной навигации, изыскательских работ в географии и геологии. «Карта звезд», возможно, еще более яркий пример того, как работал этот оригинальный научный по своей природе древний ум: мысль нанести небо на карту вместо того, чтобы смотреть на узоры, в которые складываются звезды, как на предзнаменования или украшения, подразумевает, что земные и небесные явления имеют одинаковую природу, и означает попытку понять мир не путем эстетической фантазии и не безответственным путем религиозного суеверия.

Но это применение моделей для дублирования изучаемых закономерностей природы, какой бы огромной ни оказалась их роль за прошедшие с тех пор века, всего лишь побочное дополнение к более общей идее о том, что природа регулярна и предсказуема. Эту идею Анаксимандр выразил в своем определении природного закона: «Все вещи возникают из безграничного… они возмещают друг другу ущерб, и одна платит другой за свою вину перед ней, когда совершает несправедливость, согласно счету времени».

Хотя кажется, что Анаксимандр повторяет идеи высокой трагедии, в которой «гибрис» (избыток гордости) неизбежно приводит к «немесис» (падению-возмездию), он говорит чисто юридическим языком, позаимствованным из судебной практики, где вред, который один человек причиняет другому, компенсируется уплатой денег. Здесь он использует в качестве модели для периодической смены природных явлений не часы, а маятник. «Все вещи», которые по очереди нарушают закон и расплачиваются за это, – это те противоположные друг другу качества, которые «вычленяются» из безграничного. События в природе и в самом деле часто имеют форму постоянного движения от одного крайнего состояния к другому, противоположному, и обратно; наглядные примеры этого – прилив и отлив, зима и лето. Это движение и стало моделью для Анаксимандровых «законов природы»: одно качество пытается развиться больше, чем следует, вытесняя свою противоположность, и поэтому «справедливость» отбрасывает его назад, наказывая за вторжение на чужую территорию. Но с течением времени та из противоположностей, которая проигрывала вначале, становится сильнее, в свою очередь переступает запретную черту и, «согласно счету времени», должна быть возвращена в свои законные пределы.

Это было огромным прогрессом по сравнению с миром Фалеса, где за изменения и движение отвечали индивидуальные «психе» вещей, хотя склонность к наделению всего человеческими свойствами и мифологическому мышлению не угасла полностью. С исторической точки зрения интересно, что определение закона природы возникло как перенос в другую область уже сложившегося в обществе представления о судебном праве: мы скорее стали бы ожидать противоположного, поскольку природа кажется нам гораздо более упорядоченной, чем человеческое общество. Однако Анаксимандру свод законов показался самой лучшей моделью, какую он мог найти, чтобы пояснить свою новую интуитивную идею точной периодичности и закономерности естественного порядка.

К идее эволюции Анаксимандра привели знакомство с окаменелыми останками ископаемых животных и наблюдения за младенцами. Высоко в горах Малой Азии он видел в толще камня окаменевших морских животных. Отсюда он сделал выводы, что эти горы когда-то находились в море, под водой, и что уровень океана постепенно понижался. Мы видим, что это был частный случай его закона чередования противоположностей: разлив и высыхание разлившейся воды. Он совершенно верно рассудил, что если когда-то вся земля была покрыта водой, то жизнь должна была зародиться в этом древнем океане. Он говорил, что первыми и простейшими животными были «акулы». Мы не имеем объяснения, почему именно они, но, вероятно, потому, что, во-первых, акулы казались ему похожими на ископаемых рыб, которых он видел, и, во-вторых, очень жесткая кожа акул казалась ему признаком примитивности. Глядя на человеческих детей – у него был по меньшей мере один собственный сын, – он пришел к заключению, что ни одно такое беспомощное живое существо не могло выжить в природе без защищающего окружения. Жизнь на суше произошла от морской жизни: по мере того как вода высыхала, животные приспосабливались к этому, отращивая колючие шкуры. Но людям из-за их долгой беспомощности в детстве был нужен еще какой-то дополнительный процесс. Но перед этой задачей Анаксимандр встал в тупик: он смог лишь предположить, что люди, может быть, развивались внутри акул и освобождались из них, когда акулы умирали, а сами к этому времени становились более способны к самостоятельной жизни.

В своих размышлениях на биологические и ботанические темы Анаксимандр высказал еще одну оригинальную мысль: что во всей природе существа, которые растут, делают это одинаковым образом. Они растут концентрическим кольцами, самое внешнее из которых затвердевает и превращается в «кору» – кору деревьев, кожу акул, темные оболочки вокруг огненных колес в небе. Это был способ собрать в одно целое явления развития, обнаруженные по отдельности в астрономии, зоологии и ботанике; но эта «раковинная» теория, в отличие от других идей, которые мы здесь рассматривали, никогда не принималась всерьез. Позднейшие философы и люди науки, от древнегреческих до современных американских, выбирали в качестве модели того, чем должна быть наука, либо физику, либо зоологию (крайние случаи: соответственно самый простой и самый сложный изучаемый предмет). А высказывание Анаксимандра больше похоже на обобщающий вывод из ботаники.

Анаксимандр, сочетавший в себе любознательность ученого, богатое воображение поэта и гениальную дерзкую интуицию, несомненно, может разделить с Фалесом честь стоять у истоков греческой философии. После Анаксимандра греческие мыслители смогли увидеть, что новые вопросы, поставленные Фалесом, подразумевают нечто такое, что выходит далеко за пределы тех ответов, которые предлагали и Фалес, и сам Анаксимандр. Мы словно видим, как наука и философия на миг замерли перед только что открывшимся для них новым миром – миром отвлеченной мысли, который ждал своих исследователей.

Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) - ученик и последователь Фалеса, также был разносторонне образованным человеком. Интересовался математикой, физикой, астрономией, географией, изучал происхождение жизни и др.

Не отрицая по существу учения Фалеса, его основного взгляда на мир,

Анаксимандр в то же время считал, что вода, будучи промежуточным только между твердым и парообразным состояниями, не могла служить основой всего сущего, поскольку каждая вещь происходит "из своих собственных начал". Например, горячее и холодное - из теплого, белое и черное - из серого и т.п. Так что у каждого состояния, у каждой пары противоположностей должно быть свое, особое начало, особое промежуточное. Но в таком случае должно было быть и начало всех начал - первоначало, которое порождает мир в целом. И оно не может быть ни водой, ни какой-либо другой стихией (землей, воздухом, огнем), но это должна быть какая-то другая беспредельная природа, которая в одинаковой степени присуща всем стихиям. Эту бесконечную, активную, содержащую в себе противоположности среду Анаксимандр называет “apeiron“ (апейрон). Именно в ней, по мысли философа, заключается причина всеобщего возникновения и уничтожения.

Можно предположить, что Анаксимандр представлял себе некую от точки к точке изменяющуюся материальную среду, наподобие перехода от белого цвета к черному. Это позволяло философу взглянуть на нее с промежуточной позиции и увидеть противоположности как избыток и недостаток. Посмотрев на каждую из противоположных сторон в отдельности с позиций их промежуточного, Анаксимандр мог увидеть новые противоположности и так без конца. Видимо такой взгляд и позволил Анаксимандру предположить, что апейрон включает в себя все виды противоположностей, которые порождают все тела "посредством различий в плотности и разреженности первоэлемента", что в свою очередь является основанием для рождения и гибели миров-небосводов, которое испокон веку повторяется по кругу.

Анаксимандр написал несколько сочинений: "Карта земли", "Глобус", "О природе". По их названиям можно судить о том, что философ в основном изучал природу. От последнего труда в свидетельствах Симпликия, одного из доксографов, жившего на тысячу лет позже Анаксимандра, сохранился один небольшой фрагмент: "А из каких (начал) вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещение неправды (ущерба) в назначенный срок времени". Этот отрывок свидетельствует о том, что отношения между вещами, возникающими из бесконечной материальной среды, которую Анаксимандр называет апейрон таково, как отношение между "должником" и "кредитором", что свидетельствует о взаимосвязи мировоззрения Анаксимандра с мифологическим мировоззрением и, прежде всего, с идеей компенсации - Дике, как идеей космической справедливости (Правды). Причем, у Анаксимандра несмотря на мифологическую терминологию уже нет этих сверхъестественных стражей меры, поскольку все космические процессы совершаются у него по своим имманентным законам, обусловленным активностью самой материальной среды - апейрона.

Поэтому смысл, вложенный в понятие "возмещение неправды" следует искать в мифологии и, прежде всего, в греческой идее компенсации - Дике, как идее космической справедливости (Правды), в то время как понятие "задолженность" ассоциируется с идеей декомпенсации (Раздора).

Здесь наиболее отчетливо проявляется связь между мифологическим и философским мышлением, которые на первых порах идут рядом, имея своими источниками элементы первоначального эмпирического знания. Опираясь на объективные законы бытия, мифологическое мировоззрение оказалось уже способным представить идеи несправедливости и возмездия, Раздора и Правды, декомпенсации и компенсации в образе физического явления, т.е. в образе весов в руках богини правосудия, чаши которых в одном случае выходят из положения равновесия, в другом - стремятся к нему. В этом образе нашла свое конкретное отражение характерная черта античности - мышление противоположностями. Последние понимаются здесь исключительно как "избыток" и "недостаток" того или иного субстрата относительно положения равновесия - того промежуточного состояния, из которого возникают и к которому, уничтожаясь, стремятся противоположности. Поэтому, основным вопросом милетской натурфилософии было выявление сущности "промежуточного", сгущение и разрежение которого определяло бы все многообразие чувственно воспринимаемого мира. Это свидетельствует о том, что мифологическое мышление, оперирующее не только представлениями, но и сравнительными понятиями, не только не произвольно, но напротив, обладает весьма строгой логикой. Только эта логика отличается от логики нашей сегодняшней науки. Поэтому мифология является не только продуктом воображения, но и результатом строгого логико-теоретического мышления. Однако увидеть это можно только в итоге тщательного исследования тех мифологических представлений, которые отражают отношение противоположностей в процессе их компенсации и декомпенсации. Не случайно в первой части фрагмента Анаксимандр обращает наше внимание на то, из чего все сущее возникает и во что по необходимости оно уничтожается. И если слова "возмещение неправды" понимать как компенсацию, а слово "задолженность" понимать как декомпенсацию, то все становится предельно ясным. Появляется возможность определить "источник всеобщего возникновения и уничтожения". Все это позволяет предположить, что процессы "компенсации" и "декомпенсации" связаны у Анаксимандра временными рамками и в целом представляют собой своего рода циклический процесс.

Очевидно, что такой взгляд на природу предполагает осмысление ее не с позиций соотнесенного, т.е. не с точки зрения одного из полюсов градации. Здесь, как и у Фалеса, точкой отсчета, с которой осмысляется мир, является середина, промежуточное, которое делит непрерывную среду на активные, противоположные части.

Согласно порядку, принятому в истории философской мысли, об Анаксимандре говорят вслед за Фалесом и уж потом повествуют об Анаксимене. Но если иметь в виду логику идей, то скорее приходится «расположить» Анаксимена на одной «ступеньке» с Фалесом (ибо «воздух» в теоретико-логическом смысле -- всего лишь двойник «воды»), тогда как мысль Анаксимандра поднимется на ступеньку выше, к более абстрактному облику первоначала. Принципом всех принципов, началом всех начал этот Философ объявляет «апейрон», что по-гречески значит «беспредельное».

До рассмотрения этой важнейшей и очень перспективной V идеи греческой философии стоит несколько слов сказать о самом Анаксимандре. С его жизнью, как и с жизнью Фалеса, связывают по крайней мере одну более или менее точную дату -- второй год 58-й Олимпиады, то есть 547--546 год до н. э. Считают (свидетельство Диогена Лаэртия), что в то время Анаксимандру было 64 года и что он вскоре скончался . А выделяют эту дату потому, что, согласно исторической легенде, то был год, когда появилось написанное Анаксимандром философское прозаическое сочинение. Как именно излагал свои идеи Фалес, неизвестно. Трудно сказать, записывал ли он вообще свои мысли, выражал ли он их языком поэтическим или прозаическим. Анаксимандру же как раз приписывают эту честь и отвагу: он, как утверждают некоторые доксографы [ 6; c.117], «первым из известных нам эллинов осмелился написать и обнародовать речь о природе». Вероятно, то было выдающееся для Древней Греции интеллектуальное событие. Излагать мысли о природе в письменной, к тому же прозаической, форме было делом необычным.

Как это ни удивительно для современного человека, первые письменные произведения, созданные греками, были поэтическими. И лишь впоследствии, сначала греческие историки, а потом и представители других занятий, начали писать прозаические сочинения. Что касается философии, то и здесь, вероятно, все началось с философских поэм,-- они писались и до и после Анаксимандра. Так, от элейца Парменида сохранилась (в фрагментах) поэма «О природе». Анаксимандр же заложил новую традицию-- философских прозаических сочинений. Но хотя в его сочинении о природе предпочтение впервые было оказано прозаическому языку, оно, как свидетельствуют древние, было написано вычурной, высокопарной и торжественной прозой, близкой скорее к эпической поэзии. Это говорит о том, что жанр научно-философского, более или менее строгого, обстоятельного сочинения, рождался в трудных поисках.

Образ философа Анаксимандра, который вырисовывается из исторических свидетельств, в общем и целом укладывается в описанный ранее тип античного мудреца. Ему, как и Фалееу, приписывают целый ряд важных практических достижений. Например, сохранилось свидетельство, согласно которому Анаксимандр руководил колониальной экспедицией (апойкией) --выселением граждан из Милета в одну из колоний на Черном море; называлась она Аполлонией [ 3; c.116]. Кстати, выселение в колонию было сугубо практическим, правда в ту эпоху уже привычным, делом; нужно было отобрать людей для выселения, снарядить их всем необходимым и сделать это толково, быстро, оперативно. Вероятно, милетянам Анаксимандр казался человеком, подходящим для такого дела.

Анаксимандру, как и Фалееу, приписывают целый ряд инженерно-практических изобретений. Например, считают, что он построил универсальные солнечные часы, называемые «гномон». По ним греки определяли равноденствие, солнцестояние, времена года, время суток.

Анаксимандр, как полагают доксографы, прославился также некоторыми географическими сочинениями. Свидетельство Агафемера: «Анаксимандр Милетский, ученик Фалеса, первым дерзнул начертить ойкумену на карте; после него Гекатей Милетский, человек, много путешествовавший, внес в нее уточнения, так что она сделалась предметом восхищения» . Аналогично свидетельство Страбона (там же). Анаксимандру приписывают и такое очень интересное по тем временам новшество: считается, что он одним из первых, если не первый, на медной доске попытался изобразить Землю. Как именно он нарисовал нашу планету -- неизвестно, но важен факт: возникла мысль на рисунке-схеме «представить» то, что увидеть непосредственно нельзя -- Землю как целое. То были образ и схема, очень близкие общемировоззренческому «охвату» мира философской мыслью.

Анаксимандр, как и Фалес, подвизался в астрономии: высказывал догадки о форме Земли и других светил. Для астрономических взглядов Анаксимандра как античного философа и ученого характерно, что он отваживается назвать целый ряд цифр, относящихся к светилам, сравнительным величинам Земли, звезд, других планет. По свидетельству Симпликия, излагавшего мнения философов, Анаксимандр утверждал, например, что «Солнце равно Земле, а круг, из которого оно имеет отдушину и которым несомо по кругу, в двадцать семь раз больше Земли» . Проверить или обстоятельно доказать утверждение Анаксимандра в те времена было совершенно невозможно. Почему он называл именно цифру «27», неизвестно, хотя, вероятно, какие-то наблюдения за светилами или математические расчеты в подтверждение своего мнения Анаксимандр приводил. Цифры, как мы знаем сегодня, названы им абсолютно неточные-- даже порядок цифр не соответствует действительности. Но тем не менее историки науки и философии связывают именно с этой попыткой Анаксимандра первые шаги количественной астрономии. Ибо ценна сама попытка -- установить количественные соотношения для пока недоступного человеку космоса. Лунное кольцо Анаксимандр тоже отважился количественно соотнести с кольцом Земли: Луна -- «это круг, в девятнадцать раз больший Земли...» . С точки зрения сегодняшней астрономии это опять-таки не более чем фантазия. Относительно самой Земли Анаксимандр строит подобные же догадки. Согласно некоторым свидетельствам (Псевдо-Плутарх), Анаксимандр уподоблял форму Земли барабану каменной колонны.

В математике Анаксимандру приписывается создание общего очерка геометрии, то есть подытоживание геометрических знаний древних. Впрочем, содержание геометрических идей Анаксимандра осталось неизвестным.

Если последующие века скорее развенчали, чем подтвердили славу Анаксимандра как астронома, то сделанный им шаг на пути преобразования идеи первоначала до наших дней сохранил значение величайшего и перспективного интеллектуального изобретения. Вот свидетельство Симпликия: «Из полагающих одно движущееся и бесконечное [начало] Анаксимандр, сын Праксиада, милетец, преемник и ученик Фалеса, началом и элементом сущих [вещей] полагал бесконечное (апейрон), первым введя это имя начала. Этим [началом] он считает не воду и не какой-нибудь другой из так называемых элементов, но некую иную бесконечную природу, из которой рождаются небосводы [миры] и находящиеся в них космосы» .

Утверждение о первоначале как качественно неопределенном, видимо, казалось тогда необычным. Не случайно даже довольно поздний доксограф, которого именуют Псевдо-Аристотелем, замечает об Анаксимандре: «Но он ошибается, не говоря, что есть бесконечное: воздух ли оно, или вода, или земля, или какие другие тела» . Ведь в непосредственном историческом окружении Анаксимандра философы обязательно выбирали какое-то определенное материальное первоначало: Фалес -- воду, Анаксимен -- воздух. А между этими двумя философами, придающими качественно определенный характер первоначалу, вклинивается Анаксимандр, который следует уже иной логике и утверждает, что первоначало бескачественно: им принципиально не может быть ни вода, ни воздух, ни какая-либо другая определенная стихия. Вот как передает мысль Анаксимандра Аристотель: «Есть ведь некоторые, кто именно этим [параэлементным телом] полагают бесконечное (апейрон), а не воздухом или вбдой, чтобы один из элементов, будучи бесконечным ^неограниченным], не уничтожил остальные...» .

Потому-то в литературе о древней философии возникли горячие споры: казалось либо делом невероятным, либо следствием ошибки, что философ, последователь Фалеса и предшественник Анаксимена, лишал апейрон качественных характеристик. Высказывалось и такое соображение: апейрон -- столь отвлеченное понятие, что оно вряд ли могло возникнуть так рано. Скорее, оно появилось позднее, а Платон и Аристотель рассуждали о «беспредельном» уже на основании более поздних споров или свидетельств.

В самом деле, очень трудно представить себе, что древний философ, предшественник или современник Анаксимена, мыслью опередил не только его, а в какой-то мере даже Гераклита, у которого первоначалом тоже становится определенная материальная стихия -- огонь. И все-таки представляется вероятным, что при весьма концентрированных умственных усилиях, направленных на последовательное продумывание идеи первоначала, можно было прийти к понятию «апейрон», что гениальный ум мог родить такое понятие до того, как последователями Фалеса были «проиграны» в чем-то оригинальные, но по сути своей фалесовские варианты. Есть также некоторые соображения, позволяющие понять, почему Анаксимен делает как бы шаг назад после Анаксимандра, выбирая воздух вместо апейрона. Ибо Фалесова логика еще не пришла к завершению, не изжила себя. А логика, полагаемая понятием «апейрон», была логикой талантливо предвосхищенного Анаксимандром будущего философии. Впрочем, будущего уже недалекого.

Но что же такое апейрон, это приписываемое Анаксимандру понятие, введенное им, как считается, в первом прозаическом сочинении о природе? Апейрон в понимании Анаксимандра -- начало материальное, но вместе с тем неопределенное. Идея эта -- результат развертывания внутренней логики мысли о первоначале: раз есть различные стихии и раз кто-то последовательно возводит каждую из основных в ранг первоначала, то, с одной стороны, стихии как бы уравниваются, а с другой -- одна из них неоправданно предпочитается. Почему, например, берется вода, а не воздух? Так рассуждал -- вопреки Фалесу-- Анаксимен. Почему воздух, а не огонь? Так -- уже вопреки им обоим -- думал Гераклит. Почему огонь, а не земля? И не придать ли роль первоначала не одной какой-то стихии, а всем им вместе? Так потом будет рассуждать Эмпедокл. Но ведь не обязательно последовательно проходить через логически возможные стадии. Если сопоставить все варианты (в пользу воды, воздуха, огня), каждый из которых опирается на какие-то достаточно веские аргументы, все же окажется, что ни у одного из них нет абсолютной убедительности перед другим. Не напрашивается ли отсюда вывод, что на роль первоначала нельзя выдвигать ни отдельную стихию, ни все их вместе? Однако и после поистине героического «прорыва» мысли к апейрону на целые века еще будет сохранять власть над умами древних философов исходная логика, апеллирующая к определенному, качественному, хотя «в-себе» уже абстрактному первоначалу.

Анаксимандр сделал дерзкий шаг к понятию неопределенно-бескачественного материального. По своему содержательному философскому смыслу апейрон как раз и является таковым. Вот почему неопределенность как характеристика первоначала была крупным шагом вперед философской мысли по сравнению с выдвижением на первый план какого-то одного, определенного материального начала. Апейрон -- еще не понятие материи, но ближайшая перед ним остановка философствования. Поэтому Аристотель, оценивая мыслительные попытки Анаксимандра и Эмпедокла, как бы приближает их к своему времени и говорит: «...они, пожалуй, толковали о материи» .

Анаксимандр апеллирует к бескачественности, а значит, к большей абстрактности материального первоначала. Точнее говоря, к отсутствию у первоначала какого-либо определенного качества. И конечно же логика развития мысли о первоначале должна была поставить философов перед вопросом, который содержится в рассуждении Аристотеля относительно Анаксимандрова апейрона: у апейрона не может быть начала, ибо начало было бы для него пределом. Безначальный апейрон сам представлен как начало всего другого.

Логика рассуждений о первоначале, как она уже начала прорисовываться после Фалеса, заключала в себе поиск первопричины или первоначала всего существующего. А все, что существует,-- любое тело, любая совокупность тел или даже любая стихия -- имеют какой-то предел, какие-то границы, прежде всего в пространстве. Ограниченное же не может быть первоначалом. Значит, логично заключить: в роли первоначала -- первоосновы, первопричины -- может выступать нечто такое, что само не имеет ни начала, ни конца, прежде всего в пространстве. Апейрон выделяется из всей совокупности понятий по той причине, что как раз означает «беспредельное», «безграничное». Само это слово составляется из двух частей -- «пейрон», или предел, «граница», и частички «а», которая означает отрицание (тут -- отрицание границы).

Итак, греческое слово «апейрон» образуется так же, как и новое понятие о первоначале: посредством отрицания качественных и всяких иных границ. Вряд ли осознавая истоки и следствия своего выдающегося интеллектуального изобретения, Анаксимандр, по существу, показал: первоначало -- не некоторая особая материальная реальность, а специфическая мысль о материальном мире; и потому каждая следующая логически необходимая стадия в раздумьях о первоначале образуется философской мыслью из философской же мысли. Исходный шаг -- абстрагирование материального как общего, но остаточное привязывание его к определенному, качественному уступает место отрицанию. Слово «апейрон» -- было ли оно заимствовано Анаксимандром из бытового словаря древних греков или создано им самим -- как нельзя лучше передает генезис философского понятия беспредельного.

В этом понятии как бы заключена попытка ответа еще на один вопрос, который также должен был возникнуть со времени Фалеса. Ведь первоначало должно было объяснить рождение и гибель всего, что есть, было и будет в мире. Значит, должно быть нечто, из чего все возникает и во что все разрешается. Иными словами, первопричина, первооснова и рождения, и гибели, и жизни, и смерти, и возникновения, и уничтожения сама должна быть постоянна, неуничтожима, то есть бесконечна во времени. Античная философия четко представляет различие между двумя состояниями. Одно отмечено рождением и смертью. То, что есть, когда-то возникло и когда-то погибнет -- оно преходяще. Преходящий каждый человек, каждая вещь. Преходящи состояния, которые мы наблюдаем. Преходящее многообразно. Значит, есть множественное, и оно же -- преходящее. Первоначалом, по логике этого рассуждения, не может стать то, что само является преходящим -- ибо тогда оно не было бы первоначалом для другого преходящего.

В отличие от тел, состояний, людей, отдельных миров, первоначало не погибает, как погибают те или иные вещи и миры. Так рождается и становится одной из самых важных для философии идея бесконечности, как бы составленная и из идеи беспредельности (отсутствия пространственных границ) и из идеи вечного, непреходящего (отсутствия временных границ). То обстоятельство, что эта идея рождается «в лоне» философской логики материального первоначала, имело для философии серьезные последствия; это стало более ясным позже. Но уже и новорожденная философия натолкнулась на одну из существенных трудностей. Что было до богов? Согласно Гесиоду, был первоначальный Хаос. Идея рождения мира «из» материального первоначала и благодаря ему могла без конкуренции сосуществовать с «теогоническим» строем мысли. Однако сдвиг в мышлении, культуре, который возник благодаря идее первоначала, оказался -- по крайней мере в тенденции--довольно опасным для религии. Ведь получалось, что первоначало, которое не возникает, не является преходящим, становится важнее божеств (разумеется, божеств в греческом изображении). Здесь намечается (но только намечается) конфликт между религией и философией. И если бы логика первоначала была каждым философом доведена до конца, они, возможно, сделались бы атеистами. И довольно часто в наших популярных или даже в специальных работах так и говорится: первые древнегреческие материалисты были атеистами. На деле ситуация сложилась не столь простая.

Правда, путь к нерелигиозной философии был открыт. Своеобразная философская логика материального первоначала могла конкурировать с логикой религии. И порой, опираясь на силу и логику теоретического рассуждения, философы развенчивали суеверия, примитивные рассуждения о богах. Наиболее рассудительные соотечественники, в том числе жрецы, видя, какая опасность для религии заключается во внутренней логике философии, ее раздумий о первоначале, иногда обвиняли философов в безбожии. Это понимали не только греки, но и мыслители более поздних эпох. Например, Августин, один, из столпов средневековой христианской философии, так говорит о понимании Анаксимандром миров: «...миры же те, как он считал, то разлагаются, то снова рождаются -- каждый сообразно своему жизненному веку...». И тут уже Августин спешит упрекнуть Анаксимандра в том, что он «в этом творении вещей не уделил никакой роли божественному уму» .

В древней философии, в самом деле, порою возникали богоборческие тенденции. Но принимать их за атеизм вряд ли верно. Ибо есть и противоположные -- скажем, у Аристотеля -- свидетельства: раз апейрон не имеет начала, а сам есть начало всего, то такое первоначало «и есть божество, ибо оно «бессмертно и не подвержено гибели», как говорит Анаксимандр и большинство фисиологов» . И это, по сути дела, не простое свидетельство. Здесь Своего рода парадигма, то есть характерный, широко распространенный и логичный для древности образец рассуждения. Он, в чем Аристотель прав, встречается не только у Анаксимандра, но и у других «фисиологов», то есть рассуждающих о фюзисе, природе. В какой-то мере тот же образец мысли есть у элеата Ксенофана, богоборца Гераклита.

Суть такой парадигмы, подразумеваемой ею логики рассуждения заключается в следующем: боги, как их изображают греки (как их могут изображать какие-то другие народы),-- боги ложные, ибо они просто измышлены людьми. И, например, апейрон с большим правом может быть назван божеством, чем боги мифологии и религии древних греков или других народов. Греки изображают богов рождающимися, возникающими. Апейрон же непреходящ, вечен, значит, поистине имеет право именоваться божественным. Здесь, заметим, пролагается путь для нового типа религиозного сознания. Пройдет несколько веков, и родится христианская религия. Ее образ Бога -- иной, чем у греков. Согласно христианству, Бог не рождается из чего-то, а, напротив, сам дает начало миру. Таким образом, к новой религии ведет богоборческая по отношению к сложившимся греческим религиозным представлениям, но все-таки не порывающая с самой идеей божества античная философия.

Концепции, приписывающие античной философии прямой и полный атеизм, довольно часто основаны на смешении богоборчества и атеизма. Августин справедливо отмечает, что на какой-то стадии размышления о первоначале античные философы не нуждаются в идее божества. Но, ниспровергая богов в каком-то их образе, атеист должен вообще отказаться от идеи всякого божества (вспомним, частичка «а» означает решительное отрицание). Между тем у многих древнегреческих мыслителей идея божества сохраняется и даже обновляется. Вместе с тем противоречие между философским и религиозным способами рассуждения уже складывается. Более того, на это противоречие временами наталкиваются сами древние философы. И все же они еще полагают, что причина -- в примитивных представлениях о божестве, которые надлежит заменить более совершенными. Но даже об этом не говорится сколько-нибудь прямо и четко. Ибо в древнегреческом мире, в сущности, еще не созрело такое явление, как атеизм, безбожие, хотя уже появились критики греческой религии, критики тех конкретных изображений божества, которые тогда существовали. Философы уже включились в такого рода критику. Но изображать их убежденными атеистами -- значит совершать серьезную историческую натяжку.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Фалес

Первым древнегреческим философом принято считать Фалеса (ок. 625 - 547 гг. до н. э.), основателя Милетской школы. Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или первоначалу), в качестве которой он рассматривал “влажную природу”, или воду . Фалес считал, что все возникает из воды и в нее же возвращается. Он наделяет первоначало, а в более широком понимании весь мир одушевленностью и божественностью, что находит свое подтверждение в его изречении: “мир одушевлен и полон богов”. При этом божественное Фалес, по существу, отождествляет с первоначалом - водой, т. е. материальным. Фалес, согласно утверждениям Аристотеля, устойчивость земли объяснял тем, что она находится над водой и обладает, подобно куску дерева, спокойствием и плавучестью. Этому мыслителю принадлежат многочисленные изречения, в которых были высказаны интересные мысли. Среди них и общеизвестное: “познай самого себя”.

Анаксимандр

После смерти Фалеса во главе Милетской школы стал Анаксимандр (ок. 610 - 546 гг. до н. э.). О его жизни практически не сохранилось никаких сведений. Считается, что ему принадлежит работа “О природе”, о содержании которой известно из сочинений последующих древнегреческих мыслителей, среди них - Аристотель, Цицерон, Плутарх. Взгляды Анаксимандра можно квалифицировать как стихийно-материалистические. В качестве первоначала всего сущего Анаксимандр считает апейрон (беспредельное). В его интерпретации апейрон не является ни водой, ни воздухом, ни огнем. “Апейрон есть не что иное, как материя”, которая находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего. Можно, по-видимому, считать, что Анаксимандр в определенной степени отходит от натурфилософского обоснования первоначала и дает более глубокое его толкование, полагая в качестве первоначала не какой-либо конкретный элемент (например, воду), а признавая таковым апейрон - материю, рассматриваемую как обобщенное абстрактное первоначало, приближающееся по своей сущности к понятию и включающее в себя существенные свойства природных элементов. Представляют интерес наивно-материалистические идеи Анаксимандра о происхождении жизни на Земле и происхождении человека. По его мнению, первые живые существа возникли во влажном месте. Они были покрыты чешуей и шипами. Выйдя на землю, они изменили свой образ жизни и приобрели другой вид. Человек произошел от животных, в частности, от рыб. Человек потому сохранился, что с самого начала был не таким, как ныне.

Анаксимен

Последним известным представителем Милетской школы был Анаксимен (ок. 588 - ок. 525 гг. до н. э.). О его жизни и деятельности также стало известно благодаря свидетельствам позднейших мыслителей. Как и его предшественники,Анаксимен придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым, по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все возвращается. Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того, что он обладает такими свойствами, которых нет (а если есть, то недостаточно) у воды . Прежде всего, в отличие от воды, воздух имеет неограниченное распространение. Второй аргумент сводится к тому, что мир как живое существо, которое рождается и умирает, требует для своего существования воздуха. Эти идеи находят подтверждение в следующем высказывании греческого мыслителя: “Наша душа, будучи воздухом, является для каждого из нас принципом объединения. Точно также дыхание и воздух объемлют все мироздание”. Оригинальность Анаксимена не в более убедительном обосновании единства материи, а в том, что возникновение новых вещей и явлений, их разнообразие объясняются им различными степенями сгущения воздуха, благодаря чему образуются вода, земля, камни и т. п., а из-за его разрежения формируется, например, огонь.

Как и его предшественники, Анаксимен признавал бесчисленность миров, считая, что все они произошли из воздуха. Анаксимена можно рассматривать как основателя античной астрономии, или учения о небе и звездах. Он считал, что все небесные светила - Солнце, Луна, звезды, другие тела ведут свое происхождение от Земли. Так, образование звезд он объясняет возрастающим разрежением воздуха и степенью его удаления от Земли. Близкие звезды производят тепло, которое падает на землю. Далекие звезды не производят тепло и находятся в неподвижном состоянии. Анаксимену принадлежит гипотеза, объясняющая затмение Солнца и Луны. Подводя итог, следует сказать, что философы Милетской школы заложили хороший фундамент для дальнейшего развития античной философии . Свидетельством этого служат как их идеи, так и тот факт, что все или почти все последующие древнегреческие мыслители в большей или меньшей степени обращались к их творчеству. Существенным будет и то, что, несмотря на присутствие в их мышлении мифологических элементов, его следует квалифицировать как философское . Они сделали уверенные шаги по преодолению мифологизма и заложили серьезные предпосылки для нового мышления. Развитие философии в итоге шло по восходящей линии, что создавало необходимые условия для расширения философской проблематики и углубления философского мышления.

Предмет философии - бытие.

Бытие есть предельно абстрактно пустое и содержательное понятие, в нём нет никаких спецификаций, различий.

Онтология - учение о бытие. Бытие – это основа того, что существует. Бытие = сущее. Онтологическое - бытийственное. Человек - бытийствующий, эти он отличается от предметов. Почему возникает мышление у человека? Бытие человека не может быть сведено сущему. Бытие - ничто. Ничто позволяет осуществить человечности. предмет науки - позитивен и положителен. духовность - не предмет изыскания ученых.

Метафизика - то что выходит за рамки физики, превосходит естественность. учение о сверхъестественном, мысль о сверх-бытие, если бытие истолковывать в материальном плане. Термин был введен комментатором Аристотеля.

Философия претендует на целостное понимание жизни.

достоинство человека - человечность.

Философия-наука, утверждение в европейской рациональности, зарождение разума, логосности, пробуждение человечества от сна, которое пребывало в рамках мифологического восприятия, в чем она проявляется: проблема истины

Философия - область знания направленное на истину, вопрос об истинности.

Оподиктичность - непреложность, необходимость истинного знания. знания - что не требует особнования. философ не заинтересован в истине, философия не утилитарна. нацеленность на истину сближает философия и науку. мысль отталкивается от некого хаоса, хаос - космос. космос - первичный порядок. хаос - не беспорядок, бесконечность с некоторой скоростью, скорость протекания реакция, изменения свойств. хаос - неорганизованность, в нашу мысль пытаются принести порядок. наука оперирует категорией функция. функция ставит предел. наука затормаживает и приостанавливает хаос. философия нацелена на постижение бесконечных скоростей, философия вместо функции утверждается через копцепт. философия - целостное бытие, наука - кусок бытия. философия интересуется тем что над предметно-организованным. философия - события и случайности.

кризис связан с позитивизмом и натурализмом, метофизика подвергалась гонениям.

Что есть философия для философии, для философов?

философствование - > философия. само философствование является философией, мы сосредотачиваем свое внимание на чем-то между. филосфствование = философия. мы касаемся вешнего и определяет предмет. "нужно относиться философски к жизни" - этическое отношение. Бытиекак предмет философии не предметен. человек богаче любых определенностей. сама она остается за кадром. философия осознает предел понимания. предмет философии - смысл.

Философия:(раздел)

Онтология (главный вопрос о бытие)

Гносеология (знание, учение о познании)

Эстетика

Социальная философия

Философские направления:

основной философский вопрос для ленинцев и сталинцев: что первично - дух или материя? это область онтологии.

Идеализм - это философское течение, которое бытие утверждает в качестве идеи. Бытие - идеально. идеализм - теософичен, Бог.

Идеализм:

Субъективный - идея субъективна, идея зависит от субъекта. Беркли, Фихтер

Объективный - идея объективна. Платон, Гегель.

Солепсизм - все существует по факту восприятия. Я - один существую.

Материализм:

Двойник идеалистической философии, которое стремиться соединить все в единое. материализм говорит о множественности и различие всего, в этом он близок к натурализму. религиозные верования - предрассудки. один порядок - порядок различностей и множественностей всего. течение мысли, которое в качестве бытия утверждает материю.

Эпикур, Лукреций, Фейербах, Маркса.

Гносеология:

Рационализм (способ постижение мира - разум)

Эмпиризм (способ постижения мира - опыт)

каким образом мы можем познавать? Основа познания - разум.

Любая фил. система может быть причислена либо к рационализму или к иррационализму. Если бытие рационально-постижимо - то оно рационально. если ил направление не познаваемо - то иррационально.

Рационализм – Гегель, Б. Б. Спиноза

Иррационализм – Артур Шопенгауэр, Ницше (воля к власти).

Иррационалист – тот, кто утверждает, что бытие непостижимо, ибо обладает нелогосной теорией. Мировая воля. Волю невозможно постичь и вразумить, невозможно понять (в этом прелесть человеческой жизни). Мировая воля волит, а у человека нет своих стремлений, он является предметом.

Моменты предложения Жига Делёза

1. Десигнация – мир (указание на нечто существующее в мире) истинность/ложность. Указанием мы можем уберечь нашу мысль от впадения в ложь.

2. Манифестация – предложение – я.

3. Сигнификация – понятийная система. «Я» как таковое не возможно без сигнификации, т.е. «Я» должно быть един. Принципом единства является философский Бог, собирающий наши сознания в единство. Сигнификация подразумевает обусловное. Для того, чтобы иметь возможность гарантировать истинность через сигнификацию мы должны гарантировать истинность условия. Условие обосновливает. Мы можем обосновать условие. Круг замкнут.

4. Смысл. Смысл в этом контексте оказывается чем-то нейтральным. Указывается на поверхностную метафизику.

mob_info