Особенности обществознания. Объект исследования естественных наук

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Название: Обществознание. Учебное пособие.

Учебное пособие является вторым, переработанным и дополненным, изданием, которое подготовлено в строгом соответствии с государственным общеобразовательным стандартом по курсу «Обществознание». В нем в доступной форме изложены исходные понятия общей теории возникновения, взаимодействия и развития общества, государства и права, основные вопросы, рассматриваемые на семинарах и входящие в билеты на зачетах и экзаменах по данной дисциплине.
Материал пособия, изложенный в форме небольших лекций по каждому вопросу, способствует легкому усвоению предмета, позволяет быстро и эффективно подготовиться к занятию, сдаче экзамена.
Для абитуриентов, студентов и преподавателей ВУЗов.

Наука есть систематизированное и теоретически оформленное знание об окружающей человека природной и социальной действительности. Но чтобы получить систематизированное знание, необходимо использовать определенные методы и категории как инструменты познания. Каждая наука разрабатывает свои категории. В социальной философии, например, используются такие категории, как «общество», «прогресс», «общественное сознание», «общественное бытие», «социальный детерминизм», «цивилизация», «общественно-экономическая формация», «гуманизм» и др.
Все науки, как естественные, так и общественные, исследуют объективный мир, т. е. окружающую природную и социальную действительность. Они открывают законы его развития и функционирования, выявляют внутренние механизмы взаимодействия и взаимосвязей природных и социальных процессов и явлений.

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. СПЕЦИФИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ 3

1. Науки о природе и науки об обществе. В чем заключается их сходство и различие? 3
2. Этапы становления обществознания. Обществоведческая проблематика в истории античной и средневековой мысли 7
3. Каковы основные направления современной общественной мысли? 17
Раздел II. ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. ИСТОРИЯ 23
1. Индивид, человек, личность: основные черты и особенности 23
2. Общество как целостное социальное образование: понятие и основные особенности 25
3. Общество и его законы 29
4. Каковы движущие силы общественного развития? 29
5. Что собой представляют сферы общественной жизни и каковы их виды? 39
6. Социальные классы: понятие и пути их образования 44
7. Социальная стратификация 46
8. Политика - сфера общественной жизни: основные элементы 48
9. Власть: общая характеристика 48
10. Власть и авторитет 52
11. Типология политической власти 52
12. Политические отношения 53
13. Политическая организация или система 54
14. Политические интересы и идеи 54
15. Происхождение государства 56
16. Что собой представляет гражданское общество? 58
17. Соотношение политики и морали 61
18. Сфера политики и сфера морали 66
19. Политика и общечеловеческие ценности 71
20. Что такое свобода? Ее общая характеристика 72
21. Экономический, духовный и политический аспекты свободы 78
22. Свобода и ответственность 79
23. Общественный прогресс 80
24. Критерии общественного прогресса 89
25. Эволюционный и революционный пути общественного развития. Эволюция и революция 95
26. Что такое цивилизация? Возникновение, развитие и распад цивилизаций. Цивилизационный подход к истории человечества 97
27. Общие черты и особенности различных цивилизаций 101
28. Типология общества. Его исторические типы 102
29. Общественно-экономическая формация. Формационный подход к истории человечества 106
30. Культура: понятие, виды 108
31. Социально-этнические общности людей. Этнос, народы 109
32. Глобальные проблемы современного человечества: мир и войны, сохранение среды обитания 111
33. Понятие и виды субъектов истории 121
Раздел III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 136
1. Что такое экономика? Ее понятие и различные смысловые значения 136
2. Откуда происходит термин «экономика»? 140
3. Меркантилизм (идеология торговли), экономическая наука и экономическая политика 141
4. Что такое политическая экономия и можно ли ее отождествлять с экономической политикой? 145
5. Чем отличается классическая политическая экономия от вульгарной? Что называют «факторами производства» и в каком смысле можно говорить об их производительности? 148
6. Что такое производство? Чем отличается производство в широком смысле от производства в узком смысле? 150
7. Экономические отношения - основа типологии современных государств 152
8. Деньги: их сущность, виды, функции 154
9. Что означает превращение денег в капитал? Что называется «грязными» деньгами? 158
10. Что собой представляет государственный бюджет? 158
11. Рынок рабочей силы («рынок труда») и его особенности 159
12. Безработица и занятость 160
13. «Рыночные реформы» в Российской Федерации. Ход и итоги реформ 161
14. Что представляет собой мировая экономика и какова хозяйственная специализация ведущих стран? В чем особенность хозяйственной специализации России? 163
15. Какова современная международная финансовая система? 165
16. Правовые аспекты экономики 166
17. Юридическое лицо и его основные признаки 167
18. Трудовые отношения: понятие, основания возникновения и стороны (участники) трудовых отношений 168
19. Что такое социальное партнерство в сфере труда? 170
20. Стороны социального партнерства и их представители 172
21. Что понимается под коллективным договором и каково его содержание? 173
22. Трудовые споры: понятие, виды 176
23. Каковы особенности рассмотрения коллективных трудовых споров? 178
24. Гарантии права на труд и компенсации, предусмотренные трудовым правом 178
25. Особенности правового регулирования труда молодежи в РФ и других странах 182
Раздел IV. ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА 184
1. Что такое власть и какие виды общественной власти существуют? 184
2. Каковы особенности политической и государственной власти? 185
3. В чем суть таких политических понятий и категорий, как «политические отношения», «политическая борьба», «политический режим» и «политический плюрализм»? 186
4. Политические права и свободы граждан 189
5. Что подразумевается под конституционными правами и свободами граждан? 191
6. Какие основные виды конституционных прав и свобод существуют? 194
7. Что такое политическая система общества и какова ее структура? 197
8. Чем определяются особое место и роль государства в политической системе общества? 199
9. Политические партии, политические движения и другие объединения граждан как элементы политической системы общества 203
10. В чем заключается суть принципа разделения властей и каковы его роль и назначение? 208
11. Что такое политическая культура и каково ее содержание? 215
12. Политика и религиозные объединения 216
13. Каковы особенности политической системы современного российского общества? 218
14. Что такое демократия и каковы ее виды? 220
15. Что понимается под гарантиями и формами прямой и представительной демократии? 225
16. Выборы. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации 232
17. Гражданство Российской Федерации 238
18. Основания приобретения гражданства Российской Федерации 239
19. Основания прекращения гражданства Российской Федерации 241
20. Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации 242
21. Органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации и их полномочия 242
22. Что понимается под местным самоуправлением? 242
23. Каковы основные принципы и полномочия органов местного самоуправления? 244
Раздел V. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 246
1. Какой смысл вкладывается в понятие государства? 246
2. Каковы основные признаки государства? 248
3. Что означает публичная власть как один из основных признаков государства? 250
4. Территориальная организация населения как признак государства 251
5. Суверенитет и другие признаки государства 252
6. Формы государства: понятие и многообразие форм государства 253
7. В чем заключаются особенности форм правления и каковы их виды?- 255
8. Каковы формы правления современных государств? 260
9. Какова форма правления в современной России? 262
10. Кто может быть Президентом России и каков порядок его избрания? 264
11. Каковы полномочия Президента Российской Федерации и каков характер издаваемых им актов? 265
12. Что понимается под формой государственного устройства и каковы ее виды? 268
13. Отличительные особенности конфедерации 271
14. Форма государственного устройства России 274
15. Каковы принципы построения и функционирования Российской Федерации? 275
16. Конституционно-правовой статус Российской Федерации 277
17. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации 279
18. Что собой представляет государственный режим и каковы его виды? 281
19. Правовое государство: основные черты и особенности 282
20. Что понимается под государственным аппаратом? 291
21. В чем состоят отличительные особенности государственных органов - составных частей государственного аппарата? 292
22. Что представляет собой структура государственного аппарата? 294
23. Органы законодательной и исполнительной власти 294
24. Судебные органы и органы прокуратуры 296
25. Что понимается под функциями государства? 297
26. Каковы общие черты и особенности функций государства? 299
27. Критерии классификации функций государства и их виды 300
28. Понятие и виды внутренних и внешних функций государства 301
29. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации 303
30. Каков правовой статус членов российского парламента? 305
31. Государственная Дума и ее полномочия 307
32. Совет Федерации - верхняя палата российского парламента 309
33. Правительство РФ - высший орган исполнительной власти: правовая основа, состав, структура 310
34. Полномочия Правительства Российской Федерации 311
35. Акты Правительства и его ответственность перед Федеральным Собранием 312
36. Что собой представляет система судебных органов России? 313
37. Суды конституционной юстиции России 315
38. Суды общей юрисдикции России 317
39. Арбитражные суды России 319
40. Прокуратура Российской Федерации 320
41. Что понимается под правом? 321
42. Каковы место и роль права в жизни общества? 324
43. Нормы права. Понятие и основные признаки, отличающие нормы права от других социальных норм 326
44. Структура, порядок изложения и виды норм права 329
45. Что понимается под правоотношениями и каковы их особенности? 333
46. Юридическое содержание правоотношений 334
47. Какие виды правоотношений существуют? 33.6
48. Кто может быть субъектом (участником) правоотношений? 337
49. Что означает правоспособность и дееспособность физических лиц и других участников правоотношений? 339
50. Основания (юридические факты) возникновения, изменения и прекращения правоотношений и их виды 341
51. Правосознание: понятие, структура, роль в жизни общества 343
52. Понятие и формы правотворчества 345
53. Каковы принципы правотворчества? 346
54. Что означает законодательная процедура и какова ее роль? 347
55. Основные стадии законодательного процесса 348
56. Что понимается под реализацией права и каковы ее формы? 349
57. Правоприменение и его особенности 351
58. Принципы, стадии и акты правоприменения 353
59. Что такое правопорядок и законность? 356
60. Что такое форма (источник) права и какие виды форм права существуют? 357
61. Понятие нормативно-правовых актов и их соотношение с индивидуальными актами 358
62. Закон и его основные признаки 359
63. Виды законов 361
64. Конституция - Основной Закон государства 361
65. Действующая Конституция Российской Федерации и ее связь с прежними российскими конституциями 363
66. Характерные черты и особенности Конституции РФ 1993 г. 367
67. Структура Конституции РФ и порядок ее изменения- 369
68. Что понимается под системой права и какова ее структура? 372
69. Понятие и виды отраслей права 373
70. Институты права 374
71. Какие существуют основания деления права на отрасли и институты? 375
72. В чем заключаются особенности публичного и частного права? 377
73. Правомерное поведение: понятие, формы реализации, основные виды 379
74. Что такое правонарушение и каковы его основные признаки? 382
75. Что означает юридический состав правонарушений и каковы их виды? 384
76. Юридическая ответственность и ее виды 386
Раздел VI. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 390
1. Семья - основная ячейка общества. Осуществление и защита семейных прав 390
2. Личные права и обязанности супругов 391
3. Каковы имущественные права и обязанности супругов? 392
4. Каковы особенности договорного режима имущества супругов? 393
5. Какие права имеют несовершеннолетние дети? 394
6. Какие обязанности несут совершеннолетние дети по содержанию родителей? 396
7. Что такое опека и попечительство? 397
8. Алиментные обязательства членов семьи: их общая характеристика 398
9. Общественное сознание: понятие, структура 401
10. Каковы формы общественного сознания? 401
11. Политическое сознание 402
12. Моральное сознание 403
13. Эстетическое сознание 404
14. Религиозное сознание 404
15. Мировоззрение. Типы и формы 405
16. Духовное производство 407
17. Религия: ее сущность и функции 408
18. Взаимоотношение религии с другими областями духовной культуры. Религия и наука. Религия и мораль. Религия и искусство 410
19. Типы религий. Мировые религии 412
20. Буддизм 412
21. Христианство 414
22. Русская Православная Церковь 418
23. Ислам 420
24. Свободомыслие в отношении религии 422

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Тема 1. Обществознание: специфика и основные этапы развития

Науки об обществе и науки о природе: их сходство и различие. Необхо-димость изучения обществознания (научный, гуманитарный и гражданский ас-пекты). Место обществознания в структуре научного и гуманитарного знания. Духовная культура и обществознание. Обществознание как философская наука. Несовместимость обществознания и суеверий.

Становление научного обществознания. Взгляды на общество, политику, государство и право в истории античной и средневековой мысли. Воззрения на общество в эпоху Нового времени. Крупнейшие мыслители в обществознании XIX - XX вв. Основные направления современной общественной мысли.

Тема 2. Человек и общество

Мир человека и мир природы. Понятие социальной реальности.

Причины и основные этапы возникновения человека. Биосоциальная природа человека. Общество и личность. Человеческое общество (человек) и животный мир: отличительные характеристики. Деятельность людей и поведе-ние животных. Основные социальные феномены жизни человека: общение и коммуникация, деятельность и труд. Потребности и интересы людей. Цели и средства человеческой деятельности. Сознательное и бессознательное в пове-дении людей. Мотивы поведения и типы человеческой личности. Свобода и не-обходимость, планомерное и стихийное в человеческой деятельности. Соци-альная саморегуляция.

Индивидуальное и коллективное в жизни людей. Общественные отноше-ния. Понятие и функции культуры. Типы социальных групп. Социальные ин-ституты. Роли и статусы людей в системе общественных отношений. Социаль-ная дифференциация, стратификация и мобильность.

Общество. Законы строения, функционирования и развития общества. Общество как целостная система. Различные стороны человеческой жизнедея-тельности и формы жизни общества (экономическая, политическая, социальная, духовная). Труд и трудовая деятельность. Общество и природа. Эволюция в природе и история в обществе. Необходимые сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Материальное и духовное производство, их функции и роль в жизни общества. Цели и задачи социального управления. Исторические типы общества. Формационный и цивилизационный подходы к истории человечест-ва. Понятия первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной и капита-листической формаций. Современные споры о сущности социализма. Граждан-ское общество. Понятие и виды цивилизаций. Проблемы взаимодействий и конфликтов между цивилизациями.

Понятия: «общество», «страна», «народ», «человечество». Этнические общности людей: род, племя, народность, нация. Национальные отношения в истории человечества. Проблема национальной консолидации и национального обособления в современном мире.

Глобальные проблемы современного человечества: мир и войны, сохра-нение среды обитания и др. Современная Россия: выбор пути развития. Совре-менное общество и экология.

Тема 3. Социальная сфера жизни общества

Человек как общественное существо. Социализация и воспитание. Аген-ты, виды и способы социализации. Социальный статус и социальные роли. Ин-дивидуальная и коллективная идентичность. Общественное и индивидуальное в социальной сфере. Быт.

Социальные права и свободы граждан. Социальные интересы. Стратифи-кация российского общества. Понятие уровня жизни, неравенство, эксплуата-ция и бедность. Социальная мобильность и миграция. Социальная политика. Социальное государство. Социальная защита населения. Социальное обеспече-ние.

Семья и ее роль в жизни общества. Происхождение, функции и виды се-мьи. Государственная и общественная поддержка и защита семьи.

Демографические процессы в жизни общества. Межэтнические конфлик-ты и пути их преодоления, роль права в этом процессе. Этнические процессы в современной России. Народы России. Миграция. Национальная политика в Российской Федерации.

Тема 4. Политическая сфера жизни общества. Государство

Политические отношения. Политическая система общества. Политика как вид социального управления. Власть, ее происхождение и виды. Власть как ин-струмент управления. Власть и господство. Типы господства Политическая власть. Понятие политики, ее место и роль в общественной жизни.

Государство, политические партии, политические движения и другие объединения граждан как элементы политической системы общества. Полити-ческий плюрализм. Многопартийность. Типы партийных систем. Многопар-тийная система и демократия. Политическая борьба. Политическая культура.

Основные черты гражданского общества. Политическая система совре-менного российского общества. Механизмы демократического управления об-ществом. Стратификация и мобильность в политической организации общест-ва. Проблема «открытого» и «закрытых» обществ. Общественная палата Рос-сийской Федерации

Политические права и свободы граждан. Гражданство. Основания приоб-ретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Понятие демократии. Прямая и представительная демократия. Референ-дум и выборы. Избирательное право и избирательная система Российской Фе-дерации. Местное самоуправление.

Государственная власть. Происхождение государства. Государственно организованные общества. Государство как особая организация. Признаки го-сударства. Государственный аппарат. Виды органов государства. Функции го-сударства. Форма государства. Формы правления (монархия, республика). По-литические режимы (тоталитарный, авторитарный, демократический). Формы государственного устройства (унитарное, федеративное). Конфедерация. Госу-дарственный режим. Демократический, авторитарный и тоталитарный режимы. Социальное назначение государства. Правовое государство.

Традиции отечественной государственности. Демократия и ее альтерна-тивы в истории России.

Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации.

Президентская и парламентская системы. Система государственных ор-ганов в Российской Федерации. Принцип разделения властей. Ветви власти (за-конодательная, исполнительная, судебная). Президент Российской Федерации. Федеральное собрание Российской Федерации. Правительство Российской Фе-дерации. Судебные органы Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации.

Тема 5. Право: основные понятия и система

Право в системе социальных норм. Понятие права и его источники. Мо-раль и право. Правосознание. Правовые нормы. Правоотношения.

Права человека. Международные правовые акты о правах человека. Гра-ждане как субъекты правовых отношений. Правоспособность и дееспособность граждан. Социально-экономические, политические и личные права и свободы. Права и свободы человека и гражданина по Конституции Российской Федера-ции. Основные обязанности гражданина Российской Федерации.

Правотворчество Правовые акты. Закон и подзаконные акты. Конститу-ция как основной закон государства. Конституция Российской Федерации: ос-новные положения. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Система права. Публичное и частное право. Основные отрасли россий-ского права.

Гражданское право: понятие, законодательство и система. Гражданское правоотношение. Сделки, представительство и исковая давность. Собствен-ность, ее понятие и виды. Интеллектуальная собственность. Право собственно-сти юридических и физических лиц. Обязательственное и наследственное пра-во. Основания возникновения обязательств и ответственность за их нарушения.

Трудовое право, его понятие и источники. Коллективный договор и со-глашения. Обеспечение занятости и трудоустройство. Трудовой договор: поня-тие, стороны и содержание. Порядок заключения трудового договора. Трудовая книжка. Перевод на другую работу. Основания прекращения трудового догово-ра. Трудовые споры и порядок их разрешения. Трудовая дисциплина, матери-альная ответственность и заработная плата. Понятие и виды рабочего времени и времени отдыха. Охрана труда.

Семейное право в РФ. Семья как первичная ячейка общества. Субъекты и объекты семейных правоотношений. Основания возникновения семейных пра-воотношений. Брак в семейном праве, порядок его регистрации, заключения и прекращения. Личные и имущественные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Опека, попечительство и усыновление. Госу-дарственная и общественная поддержка и защита семьи.

Административное право, его предмет и метод. Нормы административно-го права и его субъекты. Административное принуждение, правонарушение и ответственность.

Понятие и задачи уголовного права. Преступление и наказание в нем. Система, виды и цели уголовного наказания. Ответственность за преступления против личности и другие виды преступлений. Ответственность несовершенно-летних.

Реализация права. Законность и правопорядок.

Правомерное поведение и правонарушение. Виды правонарушений. Юридическая ответственность и ее виды.

Тема 6. Экономическая сфера жизни общества

Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. По-требности и ресурсы. Экономические системы. Традиционная экономика. Цен-трализованная (плановая) экономика. Рыночная система экономики.

Рынок: преимущества и недостатки. Проблема государственного регули-рования рыночной экономики. Роль и функции государства в рыночной систе-ме. Понятие смешанной экономики.

Функционирование рынка. Спрос и величина спроса. Факторы, форми-рующие спрос. Индивидуальный и рыночный спрос.

Предложение. Факторы, формирующие предложение. Индивидуальное и рыночное предложение.

Рыночное равновесие. Равновесная цена. Равновесный объем. Изменение рыночного равновесия.

Производство и его факторы. Бухгалтерские и экономические издержки производства. Виды издержек производства: постоянные, переменные, средние и предельные.

Конкуренция и монополия. Виды рыночных структур: совершенная кон-куренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Основные признаки рыночных структур.

Измерители экономической деятельности на макроуровне. Показатели совокупного объема производства и дохода. Конечная продукция и промежу-точная продукция. Макроэкономические показатели. Показатели общего уров-ня цен в экономике.

Деньги. Основные функции и виды денег. Банки и их функции. Цен-тральный и коммерческие банки. Кредитно-денежная политика, виды и спосо-бы её осуществления.

Инфляция. Виды инфляции. Последствия инфляции.

Бюджет семьи. Номинальные и реальные доходы. Уровень жизни. Про-житочный минимум.

Экономический цикл. Понятие экономического роста. Факторы экономи-ческого роста.

Государственный бюджет. Основные источники доходов и структура расходов государства. Основные виды налогов. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг. Бюджетно-налоговая политика и способы ее осуществления.

Рынок труда. Понятие безработицы. Занятые и безработные. Виды безра-ботицы. Уровень безработицы.

Рыночные реформы в Российской Федерации. Ход и итоги реформ. Наиболее развитые государства мира. Их переход на стадию постиндустриального (информационного) общества, прочие страны с развитой рыночной экономи-кой; новые индустриальные страны; страны, переходящие от плановой системы экономики к рыночной; развивающиеся страны, беднейшие страны мира.

Внешняя торговля. Свободная торговля и протекционизм. Валютные рынки.

Мировая экономика и хозяйственная специализация ведущих стран. Осо-бенности хозяйственной специализации России. Международная финансовая система.

Тема 7. Духовная сфера жизни общества

Понятие духовного и духовности. Человек как духовное существо и лич-ность. Общественное сознание и его формы. Формы духовной деятельности че-ловека (философия, религия и искусство). Истины, ценности и нормы в струк-туре общественного сознания. Духовное производство и культура. Понятие культуры в широком и собственном смысле слова. Культура и субкультура. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Проблема массовой культуры.

Наука как система знаний, специфический вид деятельности и социаль-ный институт. Природа научного познания, его возможности и границы. Роль науки в общественной жизни.

Мораль. Структура морали. Вечное и преходящее в морали. Мораль и право. Этика. Проблема общечеловеческих ценностей. Высшие духовные цен-ности: истина, добро и красота. Нормы нравственности и правила жизни. Поня-тия доброты, сострадания, милосердия, совести, справедливости и др. Мораль-ный идеал. Мораль и политика.

Искусство: сущность, виды и функции. Искусство и массовая культура.

Религия как феномен духовной культуры, ее сущность и функции в об-ществе. Религия и наука, религия и искусство. Религия и нравственные ценно-сти. Религия и церковь. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Ос-новные формы религии на территории России и в Ближнем зарубежье. Роль русской православной церкви в современных условиях. Свободомыслие как явление духовной культуры. Формирование и развитие представлений о свободе совести. Свобода совести в истории России.

Мировоззрение и его типы: мифологическое, религиозное, философское. Идеология и идеологический плюрализм. Общественное мнение.

Тенденции духовной жизни современной России. Образование в системе духовного познания. Цели и функции образования. Значение образования (обществознания) для самореализации и самопознания. Образование и самообра-зование. Образование и прогрессивное развитие общества.

    Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М.: Нор-
    ма - Инфра, 2009.

    Арбузкин A.M. Основы государства и права. Учебное пособие для по-
    ступающих в вузы. / А.М.Арбузкин. - М., 2007

    Арбузкин А.М.Обществознание Пособие для поступающих 2-е изда-
    ние / А.М.Арбузкин. - М., Зерцало, 2008.

    Волков Ю.Г. Обществознание. Учебное пособие для поступающих в
    высшие учебные заведения. 2-е изд. / Ю.Г.Волков.- М.: Гардарики, 2008.

    Гречко П.К. Обществознание для поступающих в вузы. / П.К. Гречко.-М.,2008.

    Губин В.Д. Основы философии. / В.Д. Губин. - М., 2007.

    Клименко А.В. Обществознание: Пособие для школьников старших
    классов и поступающих в вузы: Учебное пособие./ А.В.Клименко, В.В.Румынина. -М.: Дрофа, 2007.

    Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 10-11 классов общеоб-разовательных учреждений. / А.И.Кравченко. - М.: Русское слово - PC, 2005.

    Нижников С.А. Обществознание: человек и общество: Учебное посо-
    бие для подготовки к вступительным испытаниям при поступлении в вузы./ С.А. Нижников. - М., 2006.

10.Обществознание. Пособие для поступающих в вузы - 4-е изд., испр. и доп.- Ч. 1.- Воронеж: ВИ МВД России, 2007.

11.Обществознание. Пособие для поступающих в вузы - 4-е изд., испр. и доп.- Ч. 2.- Воронеж: ВИ МВД России, 2007.

12.Обществознание. Учебное пособие для абитуриентов вузов / Под ред. Ю.Ю.Петрунина. - М., 2006.

13.Обществознание. Учебное пособие для поступающих в вузы Россий-ской Федерации. Под редакцией М.Н.Марченко. - М: Зерцало. 2007.

14.Обществознание: пособие для поступающих в вузы / Под ред. С. В. Передерина. - 3-е изд., доп. и перераб. - Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2004.

15.Обществознание: учебное пособие для учащихся общеобразователь-ных школ / Под ред. Ю.И. Хаустова, В.Г. Ключищевой, П.А. Канапухина. - 3-е изд., доп. - Воронеж: ЗАО "ТЭФА", 2004.

16.Обществознание: Человек и общество; Духовная жизнь общества; Экономическая жизнь общества; Правовые основы общества и государства: Пособие для школьников и абитуриентов / Под ред. М.И.Абдулаева. - СПб: Питер, 2007.

17.Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в юридические вузы. /Под ред. О.Е.Кутафина. - М., 2007.

18.Павлов СБ. Пособие по обществознанию для поступающих в вузы / С.Б.Павлов. - М: Айрис пресс, 2007.

19.Словарь по обществознанию. Пособие для абитуриентов вузов. /Под ред. Ю.Ю.Петрунина. - М., 2005.

20.Человек и общество: Дополнительные материалы к учебнику: Пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. - М.: Дрофа, 2002.

21.Человек и общество: Обществознание Учебник для 10-11 классов об-щеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2008.

22.Шакальский К. Обществознание в вопросах и ответах. Учебное посо-бие. / К.Шакальский. - М., 2006.

Программа

Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ», «Теория функций комплексного переменного» и «Функциональный анализ»

  • Программы вступительных испытаний (по общеобразовательным предметам) проводимых омгпу самостоятельно при поступлении на обучение по программам подготовки бакалавра и специалиста программа вступительного экзамена по биологии

    Программа

    Программы вступительных испытаний (по общеобразовательным предметам), проводимых ОмГПУ самостоятельно при поступлении на обучение по программам подготовки бакалавра и специалиста

  • Программа вступительных испытаний по обществознанию (5)

    Пояснительная записка

    Программа экзамена составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования и примерной программой по обществознанию, рекомендованными и утвержденными Министерством образования и науки РФ.

  • другие презентации на тему «Специфика обществознания и основные этапы его развития»

    «Учебник Обществознание 10-11» - Изложение учебного материала строится на понятии- «человек». Седьмая годовщина Октября в Москве. 1925 г. На какой из картин изображена толпа? Особенности учебников: Постоянство памяти. Включают все необходимые материалы на знание отдельных понятий, терминов. Компактное изложение учебного материала позволяет обеспечить санитарные нормы учебника.

    «Эссе по обществознанию» - Оформление эссе. Для работы необходим черновик. Определение своей позиции к высказыванию. Обоснование собственного мнения по данной проблеме. Необходимо подобрать аргументы(доказательства), т.е вспомнить основные термины, теоретические положения. Прочитайте все имеющиеся в задании С9 цитаты. Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены.

    «Обществознание ЕГЭ» - Обществознание 2011 год. Готовиться к экзамену необходимо по школьным учебникам и пособиям, которые рекомендованы ФИПИ. ЕГЭ обществознание в 2011г. СРОКИ ЭКЗАМЕНОВ ПО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫМ дисциплинам в 2011 году. НЕЛЬЗЯ пользоваться штрихом-корректором и замарывать ответы. Экзамены не сдаются сами собой.

    «Учебник по обществознанию» - Кишенкова О.В. Основой содержания учебника 7 класса является понятие права. Королькова Е.С., Суворова Н.Г. Обществознание. Методический аппарат предусматривает разнообразные формы работы учащихся. Учебник дополнен электронным приложением, содержащим нормативно-правовые документы. Основы правовых знаний. 8 – 9 классы.

    «ЕГЭ по обществознанию» - Рекомендации ученикам. Методические рекомендации для учителя. Используйте ассоциации. Начинайте работу с вопроса, на который вы знаете ответ. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана). ПОПС- метод. Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к ЕГЭ.

    «Обществознание 11 класс» - Анализ статей. Самостоятельная работа с «Конституцией РФ». «Путь нашей страны в XX веке к демократической Конституции». Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? План урока. Могут ли республики, входящие в состав России, иметь свои Конституции? Коллективная работа. Конституция СССР 1936 г.

    Обществознание. 4-е издание

    Возрастное ограничение: 12+
    Жанр: Наука
    Издательство: Проспект
    Дата размещения: 10.03.2015
    ISBN: 9785392168804
    Язык:
    Объем текста: 513 стр.
    Формат:
    epub

    Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу

    Раздел I. Специфика обществознания и основные этапы его развития

    1. Науки о природе и науки об обществе: их сходство и различие

    Наука есть систематизированное и теоретически оформленное знание об окружающей человека природной и социальной действительности. Но чтобы получить систематизированное знание, необходимо использовать определенные методы и категории как инструменты познания. Каждая наука имеет свои категории. В социальной философии, например, используются такие категории, как «общество», «прогресс», «общественное сознание», «общественное бытие», «социальный детерминизм», «цивилизация», «общественно-экономическая формация», «гуманизм» и др.


    Все науки, как естественные, так и общественные, исследуют объективный мир, т. е. окружающую природную и социальную действительность. Они открывают законы его развития и функционирования, выявляют внутренние механизмы взаимодействия и взаимосвязей природных социальных процессов и явлений.


    Но объекты исследования естественных и общественных наук совершенно разные. Так, объектом исследования естественных наук является природа, где действуют слепые стихийные силы. Объектом же исследования общественных наук выступает общество, представляющее собой продукт взаимодействия людей, сознательно преследующих свои цели. Поэтому социальное познание обладает рядом специфических черт. Во-первых, общество является не только объектом изучения, но и субъектом познания. Физик имеет дело с природой, т. е. с таким объектом, который противопоставлен ему и всегда, так сказать, «безропотно подчиняется». Обществовед имеет дело с деятельностью людей, поступающих сознательно и творящих материальные и духовные ценности. Люди меняют свои взгляды, свое отношение к тем или иным историческим фактам и событиям. Кроме того, каждый человек индивидуален и уже в силу этого имеет свою точку зрения на все вопросы жизни. Поэтому очень трудно установить подлинное мнение людей о том или ином явлении социальной действительности.


    Физик-экспериментатор может повторять свои эксперименты до тех пор, пока окончательно не убедится в правильности полученных им результатов. Обществовед лишен такой возможности, так как в отличие от природы общество меняется быстрее, меняются люди, условия жизни, психологическая атмосфера и т. д. Физик может надеяться на «искренность» природы, раскрытие ее тайн зависит в основном от него самого. Обществовед не может быть полностью уверен в том, что люди на его вопросы отвечают искренне. А если он исследует историю, то вопрос еще больше осложняется, так как нет в наличии многих исторических источников, отражающих те или иные исторические реалии.


    Во-вторых, общественные отношения, т. е. отношения людей, которые складываются в процессе их совместной деятельности, сложнее природных процессов и явлений. На микроуровне они состоят из материальных (экономических), политических, социальных и духовных отношений, которые настолько переплетены между собой, что невозможно оторвать их друг от друга. Возьмем, например, политическую сферу жизни общества. Она включает в себя самые различные элементы – власть, государство, политические партии, политические институты и учреждения и т. д. Но ведь нет государства без экономики, без социальной жизни, без социальных групп и слоев, без духовного производства. Изучение всего этого комплекса вопросов – дело тонкое и сложное. Но кроме макроуровня есть еще микроуровень общественной жизни (например, студенческие коллективы, спортивные команды и др.), где связи и отношения различных элементов социума носят еще более запутанный и противоречивый характер и их раскрытие тоже представляет собой немало сложностей и трудностей.


    В-третьих, социальное отражение общества имеет не только непосредственный, но и опосредованный характер. Одни явления отражаются непосредственно, а другие – опосредованно. Так, политическое сознание отражает политическую жизнь непосредственно, т. е. оно фиксирует свое внимание только на политической сфере общества. Что касается такой формы общественного сознания, как философия, то она опосредованно отражает политическую жизнь в том смысле, что политика не является для нее объектом исследования, хотя так или иначе она затрагивает те или иные ее аспекты. Искусство и художественная литература полностью связаны с опосредованным отражением общественной жизни. В творчестве А. П. Чехова, например, отражены самые различные стороны жизни людей.


    В-четвертых, социальное познание может осуществляться через ряд опосредствующих звеньев. Так, духовные ценности в виде определенных форм знаний об обществе передаются из поколения в поколение, и каждое поколение их использует при изучении и выяснении тех или иных сторон общества. Современному физику мало что дают физические знания, скажем, ХVII в., но ни один историк античности не может проигнорировать исторические труды Геродота и Фукидида. И не только исторические произведения, но и философские работы Платона, Аристотеля и других корифеев древнегреческой философии. Мы верим тому, что писали античные мыслители о своей эпохе, о своем государственном устройстве и экономической жизни, о своих моральных принципах и т. д. И на базе изучения их сочинений у нас создается свое собственное представление о далеких от нас временах.


    В-пятых, люди не живут изолированно друг от друга. Они творят вместе и создают материальные и духовные блага. Они принадлежат к определенным группам, сословиям и классам. Они воспитываются в разных семьях. Поэтому у них формируется не только индивидуальное, но и сословное, классовое, кастовое сознание и др., что тоже создает определенные трудности для исследователя. Например, биологу, изучающему животный мир, не приходится обращать внимание на такого рода факторы, поскольку у животных нет никакого сознания и ни к каким кастам или сословиям они не относятся. При исследовании общества надо учитывать интересы людей, их социальное положение их социальную роль.


    В-шестых, общество изменяется и развивается быстрее, чем природа, и наши знания о нем быстрее устаревают. Поэтому необходимо их постоянно обновлять и обогащать новым содержанием. Иначе можно отстать от жизни и науки и впоследствии скатиться к догматизму, т. е. к отказу от учета реально изменившейся ситуации, которой уже не соответствуют устаревшие знания об обществе.


    В-седьмых, социальное познание непосредственно связано с прак­тической деятельностью людей. Они заинтересованы в том, чтобы использовать результаты научных исследований в своей жизни. Математик может заниматься абстрактными формулами и теориями, не имеющими прямого отношения к жизни. Возможно, его научные изыскания получат практическую реализацию через какое-то время, но это будет потом, пока же он имеет дело с математическими абстракциями. В сфере социального познания вопрос стоит несколько иначе. Такие науки, как, например, социология, юриспруденция, политология, имеют непосредственно практическое значение. Они обслуживают общество, предлагают различные модели и схемы совершенствования социальных и политических институтов, законодательных актов, повышения производительности труда и т. д. Даже такая абстрактная дисциплина, как философия, связана с практикой, но не в том смысле, что она помогает, скажем, выращивать огурцы или строить заводы, а в том, что она формирует мировоззрение человека, ориентирует его в сложной сети общественной жизни, помогает ему преодолевать трудности и найти свое место в обществе.


    Социальное познание осуществляется на двух уровнях – на уровне эмпирического и на уровне теоретического познания. Эмпирический уровень связан с непосредственной действительностью, с повседневной жизнью человека. В процессе практического освоения мира он вместе с тем познает и изучает его. Человек на уровне эмпирии представляет хорошо, что необходимо считаться с законами объективного мира и строить свою жизнь с учетом их действий. Эмпирический уровень знаний – это повседневные знания, без которых человек не может ориентироваться в сложном лабиринте жизни. Эти знания накапливаются постепенно и годами, благодаря им человек становится мудрее, осторожнее и более ответственно подходит к жизненным проблемам.


    Теоретический уровень есть обобщение эмпирических наблюдений, хотя теория может выходить и за пределы эмпирии. Именно благодаря теоретическим знаниям совершаются открытия. Теория – мощный фактор общественного прогресса. Она проникает в сущность изучаемых явлений, вскрывает их движущие пружины и механизмы функционирования.


    Оба уровня между собой тесно связаны. Теория без эмпирических фактов трансформируется в оторванные от реальной жизни спекуляции. Но и эмпирия без теоретических обобщений не может обойтись, так как именно на базе таких обобщений удается сделать громадный шаг на пути освоения предметного мира.


    Социальное познание гетерогенно, т. е. многообразно. Существуют философские, социологические, правовые, политологические, исторические и другие виды социального познания. Философское знание – наиболее абстрактная форма социального познания. Оно имеет дело с всеобщими, объективными, повторяющимися, существенными, необходимыми связями действительности. Оно в теоретической форме осуществляется с помощью категорий (материя и сознание, возможность и действительность, сущность и явление, причина и следствие и др.) и определенного логического аппарата.


    Социологическое знание имеет уже конкретный характер и касается непосредственно тех или иных сторон общественной жизни. Оно помогает человеку глубже изучить социальные, политические, духовные и другие процессы. Например, в период выборов очень нужны социологические данные, чтобы правильно построить предвыборную кампанию. Социологическое знание вооружает человека соответствующими рецептами выздоровления общества, ставит диагнозы, как медицина, и предлагает средства лечения социальных недугов.


    Что касается правового знания, то оно связано с освоением правовых норм и принципов, с их использованием в практической жизни. Обладающий знанием в области прав гражданин защищен от произвола властей и бюрократов.


    Политологическое знание отражает политическую жизнь общества, теоретически формулирует закономерности политического развития общества, исследует функционирование политических институтов и учреждений.


    Историческое знание позволяет нам глубже понять историческое прошлое, провести связующую линию между прошлыми и современными поколениями, извлечь определенные уроки из жизни прошлого и двигаться вперед. Кроме того, знание прошлого способствует формированию мировоззрения людей и воспитанию новых поколений в духе патриотизма и любви к родине.

    2. Этапы становления обществознания. Обществоведческая проблематика в истории античной и средневековой мысли

    Обществознание является частью философии. Поэтому свой анализ начнем с философии. Философия возникла в античную эпоху (VI в. до н. э.). Она была наукой наук, в ее рамках анализировались и изучались социальные и природные явления и процессы. В те далекие времена не было еще самостоятельных естественных и общественных наук. Многие античные философы были одновременно и физиками, и математиками. Надо сказать, что еще в Новое время (ХVII в.) эта традиция продолжалась. Декарт, Лейбниц и другие выдающиеся ученые были также выдающимися философами.

    Обществознание. 4-е издание



    Учебное пособие подготовлено в строгом соответствии с государственным общеобразовательным стандартом по курсу «Обществознание». В нем в доступной форме изложены исходные понятия общей теории возникновения, взаимодействия и развития общества, государства и права, основные вопросы, рассматриваемые на семинарах и входящие в билеты на зачетах и экзаменах по данной дисциплине.
    Материал пособия, изложенный в форме небольших лекций по каждому вопросу, способствует легкому усвоению предмета, позволяет быстро и эффективно подготовиться к занятию, сдаче экзамена.
    Для абитуриентов, студентов и преподавателей вузов.

    Этапы:

    1 этап. Познание общества в рамках мифологии (предания, мифы и легенды народов мира.)

    Соединение материального и духовного, реального и сверхъестественного;

    Олицетворение сил природы, тотемизм, тесная связь с языческими божествами;

    Время является цикличным и вечно повторяющимся;

    Миф о сотворении человека.

    2 этап. Философские учения древности об обществе и общественном развитии (древнеиндийские веды, даосизм, конфуцианство, учения Платона, Аристотеля, Цицерона).

    Они повлияли на становлении христианского мировоззрения и западно­европейской мысли, а также прослеживаются в русской философской традиции.

    1). Платон (5-4 вв. до н.э.) Др. Греция.

    Главный вопрос античности - кто должен и как управлять государством?

    Теория совершенного, идеального государства.

    3 сословия:

    Философы - управляют,

    Стражи (воины) - защищают,

    Земледельцы, ремесленники, купцы - работают.

    Гармония умеренности, мудрости и мужества.

    Гражданское воспитание - общественное, отрицание частной собствен­ности и семьи (это во многом "казарменный социализм", или тоталитаризм).

    Дал классификацию типов государств.

    2). Аристотель (4-3 вв. до н.э.) Др. Греция.

    - "за" частную собственность;

    Дополнил типологию государств и систематизировал;

    Симпатизирует аристократическому правлению или синтезу аристо­кратии и демократии;

    - "Человек - это существо политическое".

    3). Цицерон (2-1 вв. до н.э.) Рим.

    Объединил и обобщил учения Платона и Аристотеля + идея цикличности общественного развития;

    Совершенное государство должно соединить все лучшее в монархии, аристократии и демократии, т.е. отеческую любовь, коллективный разум и свободу;

    Общество должно жить по законам природы (идея естественного права), отсюда идея мирового общественного порядка.

    3 этап. Социальные теории средневековья. (Аврелий Августин, Фома Аквинский, Макиавелли).

    Гл. вопрос: Откуда у людей власть? Каков источник власти? Что является духовной основой государства?

    1) Аврелий Августин (4-5 вв).

    Превосходство веры над разумом! т.е. все основывается на вере и из нее исходит;

    История общества - это история борьбы зла (града земного) и добра (града небесного) или государства и церкви!

    Дает периодизацию истории из 6 периодов в соответствии с 6 днями творения;

    Земной град - это испытание на пути к небесному;

    Все это полностью реализовалось в системе власти римского папства.

    2). Фома Аквинский (13 век).

    Разработал первую социальную теорию, доктрину - ТОМИЗМ. Теолог.

    Сочетание философии Аристотеля с христианской мыслью, вера и разум дополняют друг друга;

    Общественная жизнь - это естественная потребность людей;

    Государство - руководящая сила, которая должна заботиться об общем благе;

    Формы государственного устройства: неправильные - тирания, олигархия, демократия. Правильные - полития, аристократия, монархия. Самая лучшая - монархия. Но монархия должна быть ограничена - вечным правом (т.е. Божественными принципами).

    Система права: Вечное право (Бог, церковь), Естественное право, позитивное право.

    Это учение стало официальной доктриной католической церкви.

    3). Николо Макиавелли (15 - 16 вв.)

    Разработал первое системное политическое учение. Первым выделил вопросы политики из обществоведения в отдельное исследование;

    Принцип верховенства Государства, основанного на силе и использовании любых необходимых средств для удержания власти;

    Церковь - духовный утешитель;

    Судьбе не подчиняются (хотя она и во власти Бога), ей сопротив­ляются и ею овладевают;

    Политический идеал - соединение монархии, аристократии и демократии;

    Во многом способствовал развитию обществознания в Новом времени.

    4 этап. Обществознание Нового Времени.

    Основные черты:

    1. Критика средневековой религиозной идеологии, церковного авторитета, схоластического теоретизирования.

    2. Построение новой теории разумного обоснования общественной жизни и государства – теории общественного договора.

    3. Выявление в обществознании новых направлений, формирующихся в отдельные науки: экономическое учение А.Смита, теория социалистов-утопистов, социология О.Конта, марксизм.

    mob_info