Католические монашеские ордена. Монашеские и духовно-рыцарские ордена западной европы периода средневековья

1. литургия - важнейшая служба. Местом совершения литургии является храм, построенный обычно в форме базилики или латинского креста. Боновые нефы часто превращаются в капеллы с отдельными алтарями. В отличии от православных храмов, католические не обязательно ориентированы на восток.

Престол сооружается на фундаменте, в основание которого кладутся мощи какого-нибудт святого. Над алтарём помещается главный храмовый образ. На алтаре - табернакль (хранилище для гостий - пресных лепёшек для причастия), распятие, чаша лоя причастия, патена - блюдце для гостий, корпорал - салфетка, на которую ставят чашу и патену.

Месса состояит из литургии слова (аналог древней литургии оглашенных (в православии - тоже есть), то есть на которую пускали и членов общины, не принявших крещения), во время которой читается писание, произновится проповедь, по воскресным и праздничным дням поётся символ веры; и евхаристиаческой литургии (аналог литургии верных, то есть только для крещёных), на которой читают евхаристические молитвы и причащаются. Чтение молитв и песнопения обычно сопровождаются органом.

До второго ватиканского собора богослужение велось только на латыни. Но собор разрешил богослужение на национальных языках и использование национальных музыкальных инструментов.

Верующие во время мессы сидят, поднимаясь при чтении Евангелия и при принесении Святых даров.

Исповедь совершается в специальных кабинках, окошки в которых для анонимности закрываются решётками и занавесками

2. Облачение священников.

Повседневная - сутана - длинное одеяние со стоячим воротничком. У священников - черная, у епископов - фиолетовая. у кардиналов - красная, у папы - белая.

На мессу поверх сутаны надевается альба - белая, длинная, иногда кружевная рубашка. Пояс в виде шнурка (в пасять о верёвках, которыми был связан Иисус). Стола - лента на шею (в православии - епитрахиль) - символизирует власть священника. поверх - орнат - безрукавная бархатная или парчовая накидка (символизирует груз евангельского учения). Для совершения процессий модет надеваться комжа - рубашка до колен, и плувиал - плащ от дождя. Биретта - 4угольная шапочка. Епископы (и Папы после Павла 6ого (1963-1978) носят особый головной убор - митру)

3. Культ святых.

Святые - люди, которые за свою веру были наделены способностью творить чудеса. Вначале - было поклонение останкаммучеников, пострадавших во время гонений на христиан. В 4-5 веке возникла идея, что жизнь, полная самоотречения, равна мученичеству. (таких святых называют исповедниками)

Есть двухступенчатая процедура приобщения к лику святых. 1 - беатификация, то есть признание блаженным (утверждается папской конгрегацией). 2 - канонизация, то есть признание святым (утверждается папой)

С почетанием святых связаны паломничества, почитание мощей.

В ранней церкви святые соединялись с местными языческими культами. Отсюда появилось почтиание святых как помошников в каких-то делах или покровителей определённых ремёсел. Св. иосиф - покровитель плотников, св. Екатерина - колесных мастеров. Почитались целители (Св. Себастьян - от чумы, св. Антоний - от гангрены). Были покровители стран и городов. (св. Георгий - Англии, св. Вацлав - чехии). Всего больше 3000 святых, но общецерковных - только 58.

4. Литургический год - годовой круг праздников в честь Иисуса, Богородицы и святых. У него есть условное начало - первое воскресенье после адвента (30 ноября - день ап. Адрея). Каждый праздник предполагает особое богослужение.

Монашество, зародившееся в Египте в III веке, находило многочисленных последователей и на Западе, наиболее известен св. Мартин Турский. В 5 веке появляются отдельные монастыри во Франции и в Италии, но монашества как системы ещё не было (на Востоке была).

В VI веке был создан старейший монашеский орден Запада - бенедиктинцы, деятельность которого связана с именем св. Бенедикта Нурсийского. Устав бенедиктинского ордена послужил основой для уставов более поздних монашеских орденов и конгрегаций, например, камальдулов или цистерцианцев. Девиз - ora et labora - молись и трудись. Но потом они поняли, что ученая деятельность - тоже работа. Бенедиктинские аббатства внесли важнейший вклад в культуру и экономику Средневековья, при них создавались библиотеки, скриптории, художественные мастерские.

Потом появился августинский орден, в котором священники принимали монашество.

То есть самого начало существовало 2 ордена с разными уставами, поэтому появилась возможность создавать новые ордена (в православии устав - один).

Известен бенедиктинский монастырь в Клюни, в котором пытались восстановить «изначальный устав» в его строгости + реформировать церковь (против симонии, женатых священников, чтобы Папу избирали церковные лица...)

Во время первых крестовых походов стали возникать духовно-рыцарские ордена, призванные помогать паломникам и защищать святые места. Наиболее значительные ордена: иоаннитов (госпитальеров, сер. XI в. 1259 г. папа Александр IV официально утвердил форму одежды иоанитов – черная ряса и черный плат с капюшоном с изображенным на них широколапчатым («мальтийским») белым крестом.). Тамплиеров(1118), тевтонский(12 в защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи.).

Рыцари, как и монахи, давали обеты целомудрия и послушания.

Все они после взятия Акры в 1221 году были вынуждены вернуться в европу. Тамплиеры были уничтожены (обвинены в ересях и пр. и признались под пыткой). Гоапитальеры отступили на Родос, а потом на Мальту. Тевтонцы обосновались в Германии и Прибалтике.

В XIII веке в Католической церкви было основано большое количество новых монашеских орденов, получивших название нищенствующих. Они выделяются из старых орднов методом устрожения устава. Бенидиктинцы жили за счёт своего труда. Августинцы - за счёт церкви. А нищенствующие отказались от любой собственности и посвятили себя политве и проповеди. Францисканцы и доминиканцы проповедовали в миру, не стремясь к затворнической жизни, характерной для более ранних орденов. Впервые при этих орденах были созданы общины мирян-терциариев.

Францисканцы - от св. Фарнациска, который отказался от свей собственности и стал проповедовать. Был канонизирован в 1228 году. Орден начался с общины в 12 человек (как апостолов).

доминиканцы сыграли большую роль в борьбе Католической церкви с новыми еретическими движениями - катарами, которую начал ещё основатель Св.Доминик. Были инквизиторами и преподавателями.

Иезуиты монашеский орден был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утверждён Павлом III в 1540. Членов ордена, известных как «иезуиты», начиная со времён протестантской Реформации, называли «пехотинцами Римского папы» отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счёте, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность.

Ордена чернеців это организации католических монахов, которые имеют особые уставы. Создан для усиления влияния католической церкви, преследования инакомыслящих, борьбы с ересями, Орден имеет строго централизованную структуру. Орден возглавляют "генералы", "генеральные магистры", которым подлежат "провинциалы" (провінціальні приоры), "магистра", а последним-аббаты и конвенционные приоры. Этими лицами руководит генеральный капитул, то есть собрание руководителей разных рангов, что собирается раз в несколько лет. Ордена имеют строгий устав, подчиняются напрямую Римскому Папе, в какой бы стране они не находились.

Одним из первых католических орденов является Орден бенедиктинцев (12 тыс), основанный в Италии в VI в. Бенедиктом Нурсийским. Особым влиянием Орден пользовался в XXI веке. Сейчас бенедиктинцев можно встретить в целом ряде стран Европы и Америки, они имеют свои школы и университеты, периодические издания.

В XI-ХШ вв. возникает много орденов монашеских. Как ответвление бенедиктинского ордена в 1098 году во Франции возник Орден цистерцианцев, на развитие которого особенно повлиял Бернар Клервосский, по имени которого этот Орден стал называться бернардинский (XII в.).

Среди монашеских орденов важное место принадлежит так называемым нищенским орденам: Францисканском - насчитывает 27 тыс. мужчина и Доминиканском - 10 тыс. муж. Основан в начале XII века. Франциском Ассизьким; Орден францисканцев получил ряд привилегий от Папы-право проповеди и совершения таинств, свободного преподавания в университетах. В их руках оказалась инквизиция. Орден доминиканцев, или "братьев-проповедников", был основан в 1215 году Домиником. Он был призван развернуть борьбу против средневековой ереси, прежде всего против альбигойцев (участников еретического движения XII-XIII века. во Франции, направленного против господствующего положения католической церкви в экономической и духовной жизни средневекового города).

В 1534 году возник Орден иезуитов (Общество Иисуса), основанный Ігнатом Лойолой (1491-1556) для борьбы с Реформацией. Орден выступал как одна из найвойовничіших организаций католической церкви. Он осуществлял непримиримую борьбу против ересей, преследовал ученых, боролся с вольнодумством, составлял индекс запрещенных книг, активно способствовал закреплению неограниченной папской власти.

Иезуиты кроме трех монашеских обетов (безбрачие, послушание, бедность) дают также обет абсолютного повиновения Римскому Папе. В уставе Ордена записано: чтобы не ошибиться в жизни, необходимо белое называть черным, если того требует церковь. На основе этого положения Орден иезуитов разработал нормы морали. В их основе лежат следующие принципы:

1) пробабілізм - каждый поступок человека можно считать нравственным, если он может быть оправдан ссылкой на Священное Писание;

2) право оговорки, мысленно дает возможность оправдать такие деяния, которые осуждаются (клятвовідступництво, ложная присяга). Тут уже ссылкой на Священное писание оправдаться нельзя. Если иезуит мысленно вспомнит слово "нон" ("нет") перед ложной присягой, то он перед Богом будет чистым;

3) принцип руководящего намерения - любой аморальный поступок может быть оправдан, если он предназначен для высокой цели, для интересов церкви.

Иезуитский орден отличается тем, что не требует от своих членов жить в монастырях и носить чернецкий одежду. Члены Ордена могут быть тайными членами. Поэтому данные о численности Ордена является приблизительным - 86 тыс. муж. Больше всего членов этого Ордена насчитывается в США - 8387 человек, Испании - 5234, ФРГ - 1119 человек. В Польше и Югославии члены иезуитского Ордена полностью подчинены его голове - Черном Папе (в Польше - 712 человек, Югославии - 828 человек). В Чехо-Словакии действует 400, Венгрии - 300, Литве, Латвии, Западной Украине и Белоруссии - 120, в Китае - 120, Румынии - 200 членов Ордена.

Воспитанники иезуитского Ордена монополизировали всю государственную деятельность. Стоит подчеркнуть, что только в США Орден иезуитов удерживает 28 университетов и колледжей, 43 средних школы, 13 юридических и 5 медицинских институтов, 10 школ медицинских сестер, 8 технических учебных заведений. В различных странах мира издается 1320 журналов общим годовым тиражом в 144 млн. экземпляров.

В католичестве мужские и женские монашеские корпорации, имеющие утверждённый Папой Римским устав и централизованную структуру административного и духовного управления во главе с генералом (аббатом-примасом).
Ок. 530 г. в итальянском городе Монтекассино Бенедикт Нурсийский основал старейший монашеский орден. В 6-8 вв. благодаря покровительству Папы Григория I и ряда светских правителей (Каролингов и др.) бенедиктинцы стали одним из крупнейших землевладельцев. После упадка в 9 в. орден вновь возвысился и в 10-11 вв. выступил инициатором Клюнийской реформы, в 11-13 вв. направлял миссионеров в земли западных славян. В 1621 г. в его составе учреждена конгрегация св. Мавра, занимающаяся историческими исследованиями и публикацией средневековых документов.

Монашеские ордены. Монастырь в Монтекассино.

В 1098 г. из бенедиктинского ордена выделилась цисте-рианская община, объединившая стремившихся к точному соблюдению устава монахов из аббатства Сито. В 1115 г. новый орден возглавил Бернар Клервоский, чьё влияние в католическом мире способствовало быстром)" развитию организации и приобретению ею земельных угодий. В 1636 г. от цистерианцев отделился орден траппистов.
В 1176 г. папа Александр III даровал устав группе монахов из основанного в 1084 г. Бруно Кёльнским аббатства в местности Шартрез, от её латинского названия произошло название ордена - картезианский. К 15 в. он стал крупнейшим в Западной Европе духовным феодалом. Основной доход картезианцы получали от производства и продажи ликёра «Шартрез».

Монашеские ордены. Монастырь францисканцев Гуадалупе в области Эстремадура (Испания).

Особый вид монашеских сообществ - нищенствующие ордены. Ок. 1209 г. на горе Кармель в Палестине несколько рыцарей-крестоносцев основали орден кармелитов. В 1226 г. Папа Гонорий III утвердил их устав, в 1247 г. Папа Иннокентий IV придал ордену статус нищенствующего. В 16 в. после Тридентского собора он был разделён на два: кармелиты и босые кармелиты.
В 1207-09 гг. Франциск Ассизский создал общину братьев-миноритов. Их популярность в народе вынудила в 1223 г. папство к официальному признанию ордена. В разное время францисканцами были св. Бонавентура, Р. Бэкон, У. Оккам.

Монашеские ордены. Монастырь бенедиктинцев Монтсеррат в Каталонии (Испания).

К нач. 14 в. орден, владевший огромными земельными угодьями, превратился в один из богатейших церковно-феодальных институтов. Это привело к разделению францисканцев на обсервантов (выступали за строгое следование уставу) и конвентуалов. В 1525 г. Маттео да Башио добился от Папы Римского признания сторонников абсолютной бедности особым крылом францисканцев. В 1619 г. новый орден получил от Папы Павла V независимость и название капуцинского. В 16-17 вв. монахи-капуцины активно проповедовали среди крестьян и горожан. Женский францисканский орден кларисок существует с 1215 г.
В 1215 г. в Тулузе испанец Доминик де Гусман основал орден братьев-проповедников для борьбы с альбигойской ересью (см. ст. Альбигойские войны). В 1216 г. доминиканцы получили устав и были направлены в университеты, где развернули педагогическую и научную деятельность. Доминиканские монахи наряду с францисканцами входили в состав трибуналов инквизиции.

В 1256 г. Папа Александр IV дал наименование «орден отшельников св. Августина» объединению монашеских конгрегаций, в уставе которых были заложены отказ от собственности и строгая аскеза. Главной целью августинцы считают распространение христианства и научно-просветительскую работу. Среди «членов ордена были М. Лютер, Г. Мендель и др. учёные и теологи.
В кон. 15-16 вв. на волне противодействия Реформации возникли ордена барнабитов, базилиан, театинцев и важнейший среди них - орден иезуитов (создан в 1534 г. И. Лойолой).
В 18-19 вв. многие монашеские объединения пережили период внутреннего кризиса и были реформированы. В 20 в. для руководства сообществами в Ватикане образована Конгрегация монашеских орденов и светских институтов, в 1988 г. преобразованная в Конгрегацию по делам институтов освящённой жизни и обществ апостольской жизни.
В исламе к монашеским орденам типологически примыкают дервиши.

Монашеские ордены

Вне иерархической структуры Церкви стоят так называемые институты посвященной Богу жизни. Клирики и миряне, принявшие на себя обеты целомудрия, бедности и послушания (или другие священные узы), посвятившие себя Богу и служению народу Божьему, образуют эти институты – монашеские ордены, конгрегации, а также общества апостольской жизни. Зачастую они подчиняются не епархиальным епископам, на территории которых действуют, а непосредственно папе.

Своеобразие католицизма составляют его монашеские ордены, которых сегодня насчитывается около 140. Основоположником западного монашества по праву считается св. Бенедикт, и в основу жизни большинства орденов положен Устав св. Бенедикта, однако современные ордены имеют собственные правила, общим для которых является принцип безусловного подчинения централизованной орденской власти. В середине V в. св. Августин, епископ Гиппона, положил начало практике жизни в монашеских объединениях, основав в своем доме нечто вроде монашеской общины. Так появилось августинское и бенедиктинское монашество и сложилось разделение монашества на ордены. Эта практика отличает католицизм от православия, которое не знает такого разделения. В дальнейшем происходит дробление монашества бенедиктинского Устава, и в XI–XII вв. появляются новые ордены – цистерцианцы, картезианцы, кармелиты, премонстранты, тринитарии. Крестовые походы породили духовно-рыцарские ордены. В XIII в. возникает новый тип нищенствующих монашеских орденов – доминиканский и францисканский. Нищенствующие ордены, кроме трех общих для всех обетов, принимают обет бедности (францисканцы, доминиканцы, бернардинцы, капуцины и др.), который не позволяет владеть имуществом, приносящим доход. Орден Меньших братьев (Fratres minores ), к которому принадлежат францисканцы и капуцины, насчитывает сегодня около 25 тысяч членов. По традиции они сочетают проповедь любви и милосердия с благотворительной работой по организации больниц и приютов. Женский орден клариссинок насчитывает около 11 тысяч монахинь. Нищенствующий орден доминиканцев, или Братьев-проповедников, который изначально был «орденом ученых», насчитывает около 7 тысяч монахов и 6 тысяч монахинь. В свое время им был передан контроль над деятельностью инквизиции, и они соединяли научные занятия с инквизиторскими обязанностями. Ныне они продолжают заниматься научными исследованиями в области богословия и религиозным образованием. Орден августинцев и его ветвь, орден реколлектов, насчитывает около 4 тысяч монахов и 6 тысяч сестер-августинок.

Ордены делятся также на созерцательные (бенедиктинцы) и деятельно работающие в миру (лазаристы и др.). Уставы созерцательных орденов более строгие. Главное для этих монахов молитва, а труд считается необходимым только для поддержания жизни. Наиболее суровую аскезу соблюдают монахи-картезианцы и трапписты. Число монахов в этих орденах сокращается: цистерцианцев осталось около 1400 монахов, траппистов около 3 тысяч, а картезианцев всего около 400 человек.

Ныне самым влиятельным является Орден иезуитов, насчитывающий около 25 тысяч членов. Весь мир поделен иезуитами на 77 провинций, где они деятельно проводят политику высшего церковного руководства, оказывая, в свою очередь, огромное влияние на все стороны деятельности Церкви. В центре забот ордена иезуитов сегодня, как и в прежние времена, – католическое (и не только) образование. В начале XXI в. иезуиты руководили 177 католическими университетами во многих странах и 500 школами с 1,5 млн учащихся. Влияние ордена иезуитов осуществляется главным образом через католическую печать, а также радио и телевидение, которые практически полностью им контролируются. Более тысячи названий журналов и газет (в том числе теоретический орган Ватикана, журнал «Чивильта каттолика») на пятидесяти языках мира издают иезуиты. В Российской Федерации орден зарегистрирован Министерством юстиции и действует с октября 1992 г. как Независимый Российский регион Общества Иисуса.

В середине XX в. появился новый монашеский орден – основанная матерью Терезой в Калькутте в 1948 г. конгрегация Сестер милосердия, или Орден милосердной христианской любви, Орден самоотверженного служения самым бедным и обездоленным. Мать Тереза Калькуттская (1910–1997) создала школы, больницы и приюты в 77 странах мира. В 1979 г. матери Терезе была присуждена Нобелевская премия «За деятельность в помощь страждущему человечеству».

Католическое монашество организовано в ордены и конгрегации. В них входит «черное» («регулярное» духовенство) в отличие от «белого», или «мирского». Они занимаются проповедью, преподаванием, миссионерской работой, благотворительностью. В основном ордены и конгрегации возглавляются генералами, подчиненными папе. Генерал ордена иезуитов избирается пожизненно и утверждается папой. Руководит всеми монашескими объединениями ватиканская Конгрегация по делам институтов освященной жизни и обществ апостольской жизни. В начале XXI в. насчитывалось около 214 тысяч монахов (из них около 149 тысяч священников) и около 908 тысяч монахинь.

Среди институтов посвященной Богу жизни особое место занимает «личная прелатура» папы римского «Опус Деи» (лат. Opus Dei – Божье дело). Основал «Опус Деи» испанский священник Хосемария Эскрива де Балагер (1902–1975) в 1928 г. и объявил его целью «пробуждение во всех общественных группах сознания призвания к святости и апостольству». На деле он создавал движение, способное организовать общество в соответствии с принципами папских энциклик по социальным вопросам. Для этого члены «Опус Деи» должны были проникать в высшие органы власти и добиваться влияния в мировой политике и экономике. Создание этой структуры было реакцией правых католических кругов Испании на рост республиканских влияний и радикализацию общества. После установления Испанской республики в 1931 г. вокруг «Опус Деи» объединились крайне правые католические элементы. Победа контрреволюции помогла «Опус Деи» распространиться по всей Испании. Позднее фашистский режим Франко опирался на политиков и технократов из «Опус Деи» и благодаря их связям и влиянию в промышленных и финансовых кругах добился определенных успехов в экономике и управлении государством. Ватикан вначале относился к этой организации с подозрением как к новой ереси и даже католической разновидности масонства. Однако в 1942 г. Пий XII утвердил «Опус Деи». После Второй мировой войны Эскрива де Балагер перенес руководящий центр организации в Рим. Начинается ее экспансия вначале в Европе (в том числе в Восточной Европе), а затем и на других континентах. В 1947 г. де Балагер стал личным прелатом папы Пия XII с титулом монсеньора. В 1950 г. «Опус Деи» получил статус светской церковной организации, подчиняющейся Конгрегации по делам орденов. Однако руководство Конгрегации относилось к ней с недоверием (как и епархиальные епископы) из-за секретности ее структуры и методов деятельности. Папы Иоанн XXIII и Павел VI также не жаловали «Опус Деи».

«Опус Деи» состоит из трех групп. «Нумерарии», или действительные члены, живут в целибате и принимают другие монашеские обеты. Среди них группа из 72 человек входит в узкий круг руководителей во главе с отцом-председателем. «Супранумерарии», или «сверхштатные», не связаны тайными обетами и являются просто доверенными сотрудниками. Светские католики включаются в «Опус Деи» на основе двустороннего соглашения. Более 70 % светских членов имеют семьи. Отец-председатель «Опус Деи» обладает неограниченной властью. Здесь царят железная дисциплина и строжайшее подчинение начальству. Членство в «Опус Деи» содержится в тайне даже от близких.

«Католические масоны», как часто называют членов «Опус Деи», оказались в большой чести у папы Иоанна Павла II. В 1982 г. этой организации был присвоен ранг «личной прелатуры», подчиненной непосредственно папе римскому: это означало, что она выводится из-под юрисдикции епархиального руководства. В 2002 г. по инициативе Иоанна Павла II, который признал «героичность» добродетелей де Балагера, он был причислен к лику святых.

Ныне «Опус Деи» является одной из самых многочисленных и влиятельных организаций священников и мирян. В нее входят 85 тысяч членов на всех континентах. Поставленные задачи «Опус Деи» выполняет с помощью собственного духовенства – почти двух тысяч «включенных» священников, а также особых групп светских католиков. Профессора и преподаватели из «Опус Деи» работают более чем в 400 университетах. Члены «Опус Деи» входят в правительства многих стран, занимая там высокие посты, и в руководство средствами массовой информации. Однако их имена известны только руководителям «личной прелатуры» при Ватикане.

Католическое монашество ныне переживает трудные времена, ибо строгие средневековые монашеские уставы противоречат современному образу жизни. Однако именно благодаря своей «непохожести» они вносят динамизм в жизнь Церкви, поскольку пытаются соединить аскезу с социальным служением и практикуют новые виды современной католической религиозности.

Из книги Возможно ли спасение в XXI веке? автора Иеромонах Сергий

Монашеские делания в наше время Если человек уходит в монастырь, можно ли его уже считать спасенным или это зависит от образа жизни в монастыре?– Спасает не образ монашеский, не ряса, не клобук и не мантия – спасает жизнь человека. Некоторые люди провели всю жизнь в

автора Автор неизвестен

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Инквизиция и нищенствующие ордены Опорой Церкви и папства в борьбе с еретическими движениями были возникшие в это время нищенствующие ордены. Их новизна заключалась в том, что монахи жили в миру, проповедовали и питались милостыней. Наряду с обетами целомудрия и

Из книги Справочник православного человека. Часть 1. Православный храм автора Пономарев Вячеслав

Из книги Старец Силуан Афонский автора Сахаров Софроний

II МОНАШЕСКИЕ ПОДВИГИ ЯВЛЕНИЕ Христа брату Симеону, несомненно, наиважнейшее событие его жизни. Оно не могло не отразиться самым существенным образом на всем ее дальнейшем развитии, не могло не произвести самых глубоких изменений в его душе и сознании. Внешне, однако,

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

§39. Фанатические и еретические монашеские общины Востока Acta Concil. Gangrenensis, в Mansi, ii, 1095 sqq. Епифаний: Haer. 70, 75, 80. Сократ: H. ?., ii, 43. Созомен: iv, 24. Феодорит: H. ?., iv, 9, 10; Fab. haer., iv, 10, 11. Также Neander: iii, p. 468 sqq. (ed. Torrey, ii, 238 sqq.).В целом монашество придерживалось ортодоксальной веры церкви.

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Из книги Повседневная жизнь отцов-пустынников IV века автора Ренье Люсьен

Монашеские труды в келье Как кажется, ремесло корзинщика было освоено монахами довольно рано, поскольку идеально подходило для отшельника, сидящего в своей келье. Именно этим ремеслом овладел Пахомий, когда подвизался подле своего учителя аввы Паламона. В скитской

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Монашеские установления преп. Феодора 33. Все дивятся Моисею, что, даже сподобившись Богоявления, он, когда нужно было благоустроить порученный ему народ, поставил над ними стоначальники, пятьдесятоначальники и десятоначальники (Исх. 18:25), чтобы они направляли к лучшему

Из книги Пасхальная тайна: статьи по богословию автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Божественные награды за монашеские подвиги Чада и братия. Благодатию и благоволением Господа нашего Иисуса Христа, дарующего человеку ведение и приводящего всех питающихся Его Божественными учениями и стремящихся к высоте истины в мужа совершенна духовного возраста

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Монашеские добродетели Как же обстоит у вас дело? Я толкаю вас: обратите внимание, послушайте, сообразите, разберите. И блажен тот из вас, кто хранит заповеди, кто не отдал себя в добычу греху (см. Пс. 123:6), кто строго соблюдает послушание, кто просвещается откровенной

Из книги автора

Монашеские послушания и профессии Так держите же себя бодро вы, занимающие второе место, благочинные, надзиратели, а особенно надзиратели в ночное время (ибо их душевная выгода и награда велики). Держите также себя бодро будильщики, потому что ваш труд – не заурядный

Из книги автора

1. Запад: университеты и монашеские ордена Указ папы Иннокентия III, обнародованный около 1211 г., узаконил и дал новый, канонический статус корпорации Studium parisiense, состоящей из учителей и студентов, преподававших и обучавшихся либо при соборе, либо при монастыре святой

Из книги автора

81. При посылке книги "Древние монашеские уставы" Милость Божия буди с вами! N.N. и N.N. С постом поздравляю. Провести его вам благочестно и здраво желаю. Храни вас Господи в здравии телесном и спокойствии душевном на многие лета. Посылаю вам книгу "Древние монашеские уставы".

ОРДЕНА МОНАШЕСКИЕ - ин-сти-ту-ты мо-на-ше-ст-вую-щих в Рим-ско-ка-то-лической церк-ви.

Ордена монашеские объ-е-ди-ня-ют мо-на-хов, при-нёс-ших веч-ные, или «тор-же-ст-вен-ные», мо-на-ше-ские обе-ты (це-ло-муд-рия, по-слу-ша-ния и бед-но-сти), в от-ли-чие от других форм ка-то-лического мо-на-ше-ст-ва (кон-гре-га-ции ре-ли-ги-оз-ные, се-ку-ляр-ные ин-сти-ту-ты, об-ще-ст-ва апо-столь-ской жиз-ни), пре-ду-смат-ри-ваю-щих при-не-се-ние вре-мен-ных, или «про-стых», обе-тов. Для Орденов монашеских ха-рак-тер-на осо-бая струк-ту-ра, пред-став-ляю-щая со-бой объ-е-ди-не-ния об-щин (мо-на-сты-рей , при-ора-тов, бо-га-де-лен и т. п.), чле-ны ко-то-рых свя-за-ны об-щим ус-та-вом, ут-вер-ждён-ным па-пой Рим-ским , под-чи-ня-ют-ся че-рез сво-их глав (су-пер-ио-ров), ми-нуя дио-цезаль-ных епи-ско-пов, не-по-сред-ст-вен-но Свя-то-му Пре-сто-лу. Ордена монашеские от-ли-ча-ют-ся осо-бен-но-стя-ми в бо-го-слу-же-нии и ду-хов-ной тра-ди-ции. Чле-ны Орденов монашеских име-ют осо-бый от-ли-чи-тель-ный ха-бит (одея-ние).

В современной ка-то-лической Церк-ви, по-ми-мо Орденов монашеских в уз-ком смыс-ле, дей-ст-вую-щих на ос-но-ве древ-них мо-на-ше-ских ус-та-вов [бе-не-дик-тин-цы и вы-де-лив-шие-ся из них ор-де-на, а так-же уни-ат-ские (смотри Уни-ат-ст-во) ор-де-на ан-то-ни-ан, ва-си-ли-ан и мхи-та-ри-стов], в по-ня-тие Орденов монашеских в ши-ро-ком смыс-ле (хо-тя и не-точ-ном с точ-ки зре-ния като-лического ка-но-ни-че-ско-го пра-ва) мо-гут вклю-чать-ся так-же ор-де-на ре-гу-ляр-ных ка-но-ни-ков (ав-гу-стин-цы, пре-мон-ст-ран-ты и другие; смотри так-же Ка-но-ник), ни-щен-ст-вую-щие ор-де-на (до-ми-ни-кан-цы, фран-ци-скан-цы, ав-гу-стин-цы-эре-ми-ты, кар-ме-ли-ты и др.) и ор-де-на ре-гу-ляр-ных кли-ри-ков (ие-зуи-ты и др.). В сред-ние ве-ка су-ще-ст-во-ва-ли и другие раз-но-вид-но-сти Орденов монашеских, например ду-хов-но-ры-цар-ские ор-де-на (ио-ан-ни-ты, там-плие-ры, Тев-тон-ский ор-ден и др.), чле-ны ко-то-рых, по-ми-мо при-не-се-ния обыч-ных мо-на-ше-ских обе-тов, обя-зы-ва-лись так-же с ору-жи-ем в ру-ках за-щи-щать хри-сти-ан-ст-во. Ти-по-ло-ги-че-ски эти Ордена монашеские от-но-сят-ся к ре-гу-ляр-ным ка-но-ни-кам (Тев-тон-ский ор-ден) ли-бо к ни-щен-ст-вую-щим ор-де-нам (напр., ио-ан-ни-ты).

Пер-вая по-пыт-ка соз-да-ния осо-бой мо-на-ше-ской ор-га-ни-за-ции, объ-е-ди-няю-щей отдельные мо-на-сты-ри, от-но-сит-ся к началу IX века - ре-фор-ма Бе-не-дик-та Ани-ан-ско-го, стре-мив-ше-го-ся соз-дать сеть мо-на-сты-рей, объ-еди-нён-ных иде-ей чис-то-ты ис-пол-не-ния ус-та-ва преподобного Бе-не-дик-та Нур-сий-ско-го. Цен-тром этой мо-на-ше-ской ор-га-ни-за-ции ста-ло аб-бат-ст-во Ин-ден (близ Ахе-на, ос-но-ва-но в 814 или 817 году), соз-дан-ное императором Лю-до-ви-ком Бла-го-чес-ти-вым для Бе-не-дик-та Ани-ан-ско-го, а гла-вой - сам Бе-не-дикт. В 817 году он со-звал в Ахе-не со-бор аб-ба-тов, на ко-то-ром ре-ша-лись су-гу-бо мо-на-стыр-ские во-про-сы, без пря-мо-го уча-стия епи-ско-па-та. Ре-фор-ма Бе-не-дик-та Ани-ан-ско-го ещё не под-ра-зу-ме-ва-ла изъ-я-тия мо-на-сты-рей из юрис-дик-ции ме-ст-ных епи-ско-пов, а гла-вен-ст-во Бе-не-дик-та ба-зи-ро-ва-лось на его лич-ном ав-то-ри-те-те и под-держ-ке им-пе-ра-то-ра и не име-ло юри-ди-че-ски за-кре-п-лён-ных ос-нов. По-доб-ные ре-фор-мы про-во-ди-лись в X веке в Ло-та-рин-гии Гер-хар-дом Бронь-ским и Ио-ан-ном из Гор-це, так-же соз-дав-ши-ми объ-е-ди-не-ния ре-фор-ми-ро-ван-ных ими мо-на-сты-рей. Эти дви-же-ния не име-ли даль-ней-ше-го раз-ви-тия и при-хо-ди-ли в упа-док со смер-тью их вдох-но-ви-те-лей. Ос-но-вой бе-не-дик-тин-ско-го ор-де-на ста-ла ре-фор-ма бур-гунд-ско-го аб-бат-ст-ва Клю-ни, по-лу-чив-ше-го (в 909 или 910 году) пап-скую эк-земп-цию (пря-мое под-чи-не-ние Ри-му). Все при-сое-ди-няв-шие-ся к Клю-ний-ской ре-фор-ме мо-на-сты-ри так-же вы-во-ди-лись из юрис-дик-ции ме-ст-ных епи-ско-пов, а их на-стоя-те-ли под-чи-ня-лись аб-ба-ту Клю-ни и че-рез не-го - па-пе. Аб-бат Клю-ни был гла-вой все-го сло-жив-ше-го-ся во-круг Клю-ни объ-е-ди-не-ния мо-на-сты-рей. Од-на-ко при-сое-ди-няв-шие-ся к Клю-ни мо-на-сты-ри, ко-ли-че-ст-во ко-то-рых не-ук-лон-но рос-ло с рас-про-стра-не-ни-ем ре-фор-мы за пре-де-лы Фран-ции и Бур-гун-дии, име-ли свои обы-чаи (consuetu-di-nes), от-лич-ные от тра-ди-ций Клю-ни. По-пыт-ки рим-ских пап в XIII-XIV веках соз-дать цен-тра-ли-зо-ван-ный ор-ден бе-не-дик-тин-цев фак-ти-че-ски не при-нес-ли ус-пе-ха и при-ве-ли к рас-па-ду бе-не-дик-тин-цев (XV-XVII веках) на ряд внутренних под-раз-де-ле-ний - кон-гре-га-ций, от-ли-чаю-щих-ся уст-рой-ст-вом (по-жиз-нен-ная или вре-мен-ная долж-ность аб-ба-та) и ду-хов-ной на-прав-лен-но-стью (ак-цент на мо-лит-ву или учё-ные за-ня-тия).

Од-но-вре-мен-но на-чи-ная с XI века от бе-не-дик-тин-цев на-чал от-де-лять-ся ряд Орденов монашеских, чле-ны ко-то-рых стре-ми-лись к боль-ше-му ас-ке-тиз-му и стро-го-му при-ме-не-нию бе-не-дик-тин-ско-го ус-та-ва. Так, в 1-й половине XI века в Ита-лии в рам-ках бе-не-дик-тин-ской тра-ди-ции сло-жил-ся ор-ден ка-маль-ду-лов (ка-маль-ду-лен-ских эре-ми-тов), тя-го-тев-ших к от-шель-ническому и за-твор-ническому об-ра-зу жиз-ни, - в про-ти-во-вес клю-ний-ским об-ще-жи-тель-ным бе-не-дик-тин-цам с их идеа-лом об-ще-ст-вен-ной мо-лит-вы. Ор-ден ка-маль-ду-лов был ос-но-ван святым Ро-му-аль-дом (умер в 1027 году) и по-лу-чил раз-ви-тие бла-го-да-ря Пет-ру Да-миа-ни. Его цен-тром ста-ло аб-бат-ст-во Фон-те-Авел-ла-на близ Ра-вен-ны. Сход-ные идеа-лы ис-по-ве-до-ва-ли и чле-ны ор-де-на кар-ту-зи-ан-цев, сло-жив-ше-го-ся в конца XI - первой 1-й половины XII веков.

Во 2-й половине XI века от бе-не-дик-тин-цев от-де-лил-ся ор-ден цис-тер-ци-ан-цев, по-лу-чив-ший на-зва-ние от аб-бат-ст-ва Си-то [лат. Цис-тер-ци-ум (Cistercium)] в Шам-па-ни, став-ше-го их пер-вой оби-те-лью. Осо-бое рас-про-стра-не-ние ор-ден по-лу-чил в середине XII века бла-го-да-ря дея-тель-но-сти Бер-нар-да Клер-во-ско-го. Цис-тер-ци-ан-цы вы-сту-па-ли за воз-ро-ж-де-ние су-ти бе-не-дик-тин-ско-го ус-та-ва, ко-то-рую они ви-де-ли в фи-зическом тру-де мо-на-хов и их со-ци-аль-ном слу-же-нии и мис-сио-нер-ст-ве. Ор-ден по-лу-чил стро-гую струк-ту-ру внутреннего управ-ле-ния. В Но-вое вре-мя от цис-тер-ци-ан-цев от-де-ли-лись ор-де-на фель-ян-тин-цев (1577, уп-разд-нён в конце XVIII века) и трап-пи-стов (1664), от-личав-шие-ся тре-бо-ва-ни-ем бо-лее стро-го-го ас-ке-тиз-ма.

К XVIII веку в основном сло-жи-лись так-же ор-га-ни-за-ции восточно-ка-то-лических (уни-ат-ских) мо-на-хов: мхи-та-ри-стов (ар-мя-не-униа-ты), ва-си-ли-ан (униа-ты греческого об-ря-да) и ан-то-ни-ан (ма-ро-ни-ты).

Боль-шин-ст-во Орденов монашеских име-ют и жен-скую ли-нию, ав-то-ном-ную, но на-хо-дя-щую-ся в оп-ре-де-лён-ной юри-дической за-ви-си-мо-сти от муж-ской.

К Орденам монашеским в уз-ком смыс-ле близ-ко при-мы-ка-ют ре-гу-ляр-ные ка-но-ни-ки, ос-но-вой жиз-ни для ко-то-рых слу-жит ус-тав блаженного Ав-гу-сти-на. Тра-ди-ция кли-ри-ков, ве-ду-щих мо-на-ше-ский об-раз жиз-ни, вос-хо-дит к IV веку. В 816 году бы-ла сде-ла-на по-пыт-ка объ-е-ди-нить в по-до-бия мо-на-стыр-ских об-щин ка-пи-ту-лы со-бор-ных церк-вей. Эта ини-циа-ти-ва при-нес-ла пер-вые пло-ды в конце XI века. К это-му вре-ме-ни от-но-сит-ся воз-ник-но-ве-ние ор-де-на ре-гу-ляр-ных ка-но-ни-ков- ав-гу-стин-цев. Уже в XII веке сре-ди ав-гу-стин-цев поя-ви-лись различные кон-гре-га-ции (ка-но-ни-ки аб-бат-ст-ва Сен-Вик-тор в Па-ри-же; смотри Сен-вик-тор-ская шко-ла) и ме-ст-ные ка-пи-ту-лы. Ав-гу-стин-цы не име-ли един-ст-ва управ-ле-ния, и толь-ко на ме-ст-ном уров-не оно осу-ще-ст-в-ля-лось со-б-ра-ни-ем ка-питу-лов. В про-ти-во-по-лож-ность им пре-мон-ст-ран-ты (ор-ден ос-но-ван святым Нор-бер-том Ксан-тен-ским в 1-й половине XII века в Северной Фран-ции) за-им-ст-во-ва-ли у цис-тер-ци-ан-цев стро-гую сис-те-му цен-тра-ли-зов. кол-ле-ги-аль-но-го управ-ле-ния.

К XIII веку от-но-сит-ся рас-цвет ни-щен-ст-вую-щих ор-де-нов (они от-ка-зы-ва-лись от вся-кой соб-ст-вен-но-сти и су-ще-ст-во-ва-ли толь-ко за счёт ми-ло-сты-ни): до-ми-ни-кан-цев (ос-но-ван в 1-й четверти XIII века), фран-ци-скан-цев (ут-верж-дён в 1209 году), сер-ви-тов (1233), ав-гу-стин-цев-эре-ми-тов (воз-ник в 1244 году, ут-верж-дён в 1256 году), три-ни-та-ри-ев (1198) и др. Ни-щен-ст-вую-щие ор-де-на име-ют 3 вет-ви: мо-на-ше-ские (муж-ская и жен-ская) и ми-рян, ве-ду-щих ас-ке-тическую жизнь, так называемых тер-циа-ри-ев («тре-тий ор-ден»). Наи-бо-лее чёт-ко эта струк-ту-ра про-сле-жи-ва-ет-ся у до-ми-ни-кан-цев. У фран-ци-скан-цев бы-ст-ро про-изош-ло раз-де-ле-ние (окон-ча-тель-но за-кре-п-ле-но в 1517 году) на кон-вен-туа-лов, до-пус-кав-ших смяг-че-ние тре-бо-ва-ний ор-ден-ско-го ус-та-ва, и об-сер-ван-тов, на-стаи-вав-ших на их стро-гом со-блю-де-нии. Ор-ден кар-ме-ли-тов воз-ник в XII веке в Па-ле-сти-не как ор-га-ни-за-ция эре-ми-тов (от-шель-ни-ков), од-на-ко позд-нее был ре-фор-ми-ро-ван как ни-щен-ст-вую-щий ор-ден (1247), хо-тя и с ак-цен-том на стро-гом уда-ле-нии от ми-ра и со-зер-цательной жиз-ни, в про-ти-во-вес другим ни-щен-ст-вую-щим ор-де-нам, ко-то-рые ак-тив-но за-ни-ма-лись про-по-ве-дью хри-сти-ан-ст-ва и пас-тыр-ской дея-тель-но-стью. Чле-ны ор-де-на три-ни-та-ри-ев по-свя-ти-ли се-бя в пер-вую оче-редь по-пе-че-нию над хри-стиа-на-ми, на-хо-дя-щи-ми-ся в пле-ну у ино-вер-цев. Сход-ную цель пре-сле-до-ва-ли и чле-ны брат-ст-ва мер-се-да-ри-ев.

Ор-де-на ре-гу-ляр-ных кли-ри-ков на-ча-ли воз-ни-кать в эпо-ху Контр-ре-фор-ма-ции (пер-вый из них - ор-ден теа-тин-цев, 1524; наи-бо-лее из-вест-ный - ие-зуи-ты). Их чле-ны, не свя-зан-ные, в от-ли-чие от мо-на-хов, обя-зан-но-стью пре-бы-вать в за-тво-ре и со-вер-шать об-щин-ную ли-тур-гию ча-сов, по-свя-ти-ли се-бя пас-тыр-ской дея-тель-но-сти, об-ра-зо-ва-нию и де-лам ми-ло-сер-дия.

Ду-хов-но-ры-цар-ские ор-де-на, воз-ник-шие в XI-XIII веках в Па-ле-сти-не, При-бал-ти-ке и на Пи-ре-ней-ском полуострове, сыг-ра-ли важ-ную роль в со-бы-ти-ях кре-сто-вых по-хо-дов и Ре-кон-ки-сты. Од-на-ко к Но-во-му вре-ме-ни все они бы-ли ли-бо уп-разд-не-ны (там-плие-ры), ли-бо пре-вра-ти-лись в кор-по-ра-ции свет-ской ари-сто-кра-тии (испанские и пор-тугальские ор-де-на), ли-бо пе-ре-клю-чи-лись на бла-го-тво-рительную дея-тель-ность (ио-ан-ни-ты, Тев-тон-ский ор-ден).

С раз-ви-ти-ем Ре-фор-ма-ции со-кра-ти-лась дея-тель-ность Орденов монашеских в Северной Ев-ро-пе, од-на-ко бла-го-да-ря Ве-ли-ким гео-гра-фи-че-ским от-кры-ти-ям Ордена монашеские рас-про-стра-ни-лись в других рай-онах ми-ра, пре-ж-де все-го в Аме-ри-ке, где они ста-ли основной си-лой хри-сти-ан-ской мис-сии. За-мет-ную роль как в мис-сио-нер-ской дея-тель-но-сти, так и в про-ти-во-стоя-нии Ре-фор-ма-ции иг-ра-ли ие-зуи-ты, а так-же ни-щен-ст-вую-щие ор-де-на до-ми-ни-кан-цев и фран-ци-скан-цев. По-доб-ная ак-тив-ность в XVIII веке при-ве-ла Ордена монашеские к кон-флик-там с пра-ви-тель-ст-ва-ми многих го-су-дарств, в ре-зуль-та-те че-го ряд ор-де-нов был уп-разд-нён (не-ко-то-рые воз-ро-ди-лись в XIX веке). В эпо-ху Про-све-ще-ния и в XIX веке чле-ны Орденов монашеских ста-ли уде-лять всё боль-шее вни-ма-ние учё-ным за-ня-ти-ям и пуб-ли-ка-ции древ-них хри-сти-ан-ских па-мят-ни-ков (например, мав-ри-сты), со-ци-аль-ной ра-бо-те, соз-да-нию различных бла-го-тво-рительных уч-ре-ж-де-ний. Ре-фор-ма ка-но-нического пра-ва (1983), ли-к-ви-ди-ро-вав ряд фор-маль-ных осо-бен-но-стей, ха-рак-тер-ных для Орденов монашеских, сбли-зи-ла их с другими ви-да-ми ре-лигиозных ин-сти-ту-тов Рим-ско-ка-то-лической церк-ви.

Дополнительная литература:

Кар-са-вин Л.П. Мо-на-ше-ст-во в сред-ние ве-ка. СПб., 1912. М., 1992;

Dizionario degli istituti di perfezione / Ed. G. Pellicia, G. Rocca. Roma, 1974-2003. Vol. 1-10;

Leyser H. Her-mits and the new monasticism: a study of reli-gious communities in Western Europe 1000-1150. L., 1984;

Dall’ere-mo al cenobio... Mil., 1987;

Lesegretain C. Les grands ordres re-li-gieux: hier et aujord’hui. P., 1990;

Джор-дан Омэнн О.Р. Хри-сти-ан-ская ду-хов-ность в ка-то-ли-че-ской тра-ди-ции. Рим; Люб-лин, 1994;

Lawrence C.H. The friars: the impact of the early mendicant movement on Western society. L., 1994.

mob_info