= «какой он, христианин?» =. Смотреть что такое "Христианин" в других словарях

Иисус говорит, что истинного верующего можно определить по результатам его жизнедеятельности («по плодам их узнаете их» (Мф. 7: 16).») Бывают люди, которые кажутся на первый взгляд очень благочестивыми, много и правильно говорят о вере, но на самом деле, как христиане, стоят немногого. А почему? Потому что не выполняют на деле заповедей . Вот и задаются часто вопросом люди: каким должен быть в миру истинный православный христианин, чтобы это не было лишь внешней оболочкой, только формальностью?

Один из самых ярких библейских примеров тому – фарисеи. Иисус Сам говорил о таких людях, что они лицемерно долго молятся, любят славу, сребролюбивы, обижают слабых и незащищенных.

Прежде, чем брать пример с человека, который выставляет себя истинным христианином, необходимо внимательно проследить за его поступками. Истинные христиане обычно стараются не выделяться из толпы, но их удивительные дела окрашены благородством и готовностью к самопожертвованию. Причем, в них не должно быть ни мелочности, ни лицемерия, ни, что не менее важно, мазохизма.

Истинные христиане чаще всего кажутся простыми радостными людьми без особых дарований и особых проблем. Дело в том, что дарования и проблемы они чаще всего по скромности скрывают от других, и соглашаются выставлять их напоказ только при крайней необходимости.

Плоды истинного христианина меняют его жизнь и жизнь его близких, наполняют их теплом и светом. Истинный христианин старается помогать ближнему, не поступать корыстно, и служить Богу и близким всем сердцем. Как сказал кто-то из святых отцов — ты можешь хоть лоб разбить, кладя поклоны, хоть тысячу молитв читать и объездить все святые места – но если нет никаких плодов твоей деятельности, твой путь к Богу пуст, как та смоковница, которая не давала урожая и была уничтожена. Если нет любви к своим ближним, сострадания сердечного, нет видения своих грехов и покаяния сердечного, нет и христианской жизни. Так, фарисейство одно.

= «КАКОЙ ОН, ХРИСТИАНИН?» = (Рим. 12:14–16) Маленький мальчик много раз слышал слово «христианин» на занятиях и в проповедях, но не знал, что оно означает. Однажды он спросил отца: «Пап, а что значит “христианин”?» Отец рассказал ему, что христианин - это человек, который принадлежит Христу, и объяснил, как можно стать христианином. Мальчик по-прежнему выглядел озадаченным, и потому отец сказал: «Христианин должен вести определённый образ жизни. Я изучаю Римлянам 12, и эта глава коротко и ясно говорит, как христианин должен поступать в разных ситуациях». Он нашёл свои записи по Рим. 12:9–16 и прочёл: «Христианин - человек любящий, неэгоистичный, энергичный, постоянный, внимательный к другим, милостивый, сострадательный и смиренный». Мальчик подумал над тем, что сказал отец, и затем спросил: «А я когда-нибудь видел его?» В Рим. 12:2 Павел призывал всех христиан жить преображённой жизнью. В стихах 9–16 он приводит примеры преображённой жизни - того, как выглядит христианин. Стихи 9–13 мы изучили под заголовком «Будем любить». В данном уроке мы разберём оставшиеся три стиха. В перечне Павла нет ничего нового. Его читатели, наверное, часто слышали подобные наставления, но Павел хочет донести до них, что такая жизнь должна быть естественным результатом оправдания верой. Сегодня поучения Павла так же уместны, как и в I веке. Белл пишет: «Наша трудность лежит не в понимании, а в исполнении требований этого отрывка». Главный упор взятый нами текст делает на наших взаимоотношениях с другими - братьями и сёстрами во Христе, соседями, друзьями и даже врагами. Изучая этот текст, мы увидим, «какой он, христианин», в конкретных ситуациях. Каждый из нас должен спросить: «А мои знакомые когда-нибудь “видели христианина”?» ХРИСТИАНИН МИЛОСТИВ (12:14) В годы Своего личного служения Иисус сделал несколько поразительных заявлений о том, как мир будет обращаться с Его последователями. Он сказал Своим ученикам, что люди «будут поносить вас, и гнать, и всячески несправедливо злословить» (Мф. 5:11). И ещё Он сказал: «возненавидят вас люди и… отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше как бесчестное» (Лк. 6:22). Как христианин «выглядит», когда оказывается в таких ситуациях? Павел говорит, что, когда с чадом Божьим обращаются подобным образом, он должен быть милостивым: «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте». (В некоторых древних манускриптах отсутствует слово «ваших», поэтому некоторые комментаторы полагают, что наставление Павла относится к гонителям в общем смысле). Это слова вводят тему, которая получит развитие в последних пяти стихах главы (Рим. 12:17–21). Слово «благословляйте» - это перевод греческого глагола эулогео, буквально означающего «доброе слово» (от эу [«добрый», «хороший»] плюс логос [«слово»]). «Благословить» кого-либо - значит «сказать доброе слово» о нём. В данном случае эулогео - это «сказать доброе слово» Богу о тех, кто несправедлив по отношению к нам. «Проклинать» (глагольная форма от ара [«проклятие»], усиленная приставкой ката), не означает произносить так называемые бранные слова; «проклинать» противоположно по смыслу слову «благословлять» и означает «призывать Божьи проклятья на наших гонителей». Этот стих перекликается с учением Иисуса: «Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6:28; см. Мф. 5:44). Предвижу возражение: «Но это же невозможно!» Это трудно, но не невозможно. Это сделал Иисус на кресте, когда сказал: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Это сделал Стефан. Почти до смерти забитый камнями, он просил: «Господи! Не вмени им греха этого» (Деян. 7:60). Это же сделал Павел, когда сказал коринфянам: «Злословят нас - мы благословляем» (1 Кор. 4:12). В Рим. 12:14, в первую очередь, говорится о гонении чада Божьего, но этот стих можно применить и к другим ситуациям дурного обращения. Иногда с христианами плохо обращаются просто потому, что они живут в мире, где люди не всегда добры к другим. В подобных ситуациях неверующие часто разражаются проклятиями - а христианин благословляет. «Какой он, христианин», когда сталкивается с дурным обращением (каков бы ни был его источник)? Христианин милостив. ХРИСТИАНИН СОСТРАДАТЕЛЕН (12:15) Другое качество последователя Христа состоит в том, что он должен быть сострадательным. Павел пишет: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (ст. 15). Это наставление особенно касается наших отношений с христианами. В первой части Рим. 12 Павел подчёркивал, что мы «составляем одно [духовное] тело во Христе [церковь], а порознь один для другого члены» (ст. 4, 5). В письме к коринфянам он писал, что «страдает ли один член [тела], страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12:26). Рим. 12:15 предполагает близость членов церкви между собой. Этой близости не достичь только лишь еженедельным вкушением Господней вечери вместе с другими христианами. Её не достичь, собираясь на поклонение несколько раз в неделю. Она не придёт, даже если мы будем болтать друг с другом до и после библейских занятий и богослужений. Всё это важно, однако стих 15 призывает к большему. Один преподаватель из Оклахомского христианского университета признаёт, что он интроверт, и всё же говорит своим студентам: «Независимо от того, насколько мы по природе общительны или необщительны, Библия призывает нас активно участвовать в жизни других людей». Мы становимся ближе друг к другу, когда участвуем в таких событиях в жизни товарищей, какие вызывают смех и слёзы, - в рождении детей, свадьбах и похоронах. Как сделать такую близость реальностью в теле Христовом? Ключевые слова здесь - «участливый» и «делиться». Нам следует быть участливыми к тому, что происходит в жизни наших братьев и сестёр во Христе. И затем нам следует делиться с христианами всем хорошим и плохим, что приходит в нашу жизнь. Хотя контекст указывает на то, что стих 15, в первую очередь, говорит о наших отношениях с детьми Божьими, этот отрывок может иметь более широкое применение. Христианин должен проявлять интерес к жизни тех, с кем он соприкасается, всех тех, на кого он надеется оказать доброе влияние. Он делает это, потому что так правильно, но иногда из этого можно извлечь дополнительную пользу: люди зачастую наиболее восприимчивы к евангелию в драматические моменты своей жизни - во время событий, вызывающих улыбки или слёзы. Позвольте мне ещё более заострить поучения Павла в стихе 15. А что если у кого-то происходит какое-то хорошее событие, а у вас, кажется, всё только плохо? Можете ли вы порадоваться вместе с ним? Что если кто-то с вами плохо обращался, и в его жизни вдруг случилась трагедия? Сможете ли вы поплакать вместе с ним или подумаете: «Он получил по заслугам»? Кто-то может возразить: «Неестественно радоваться или плакать с другим человеком в описанных вами ситуациях». Да, это так. Это неестественно, но христиане призваны с Божьей помощью подниматься над естественными наклонностями плоти. Христианин может петь и страдать с любым человеком. Христианин сострадателен. ХРИСТИАНИН СМИРЕН (12:16) В стихе 16 Павел обращается к тем, кто считает себя лучше других, потому что у них больше богатства или власти, потому что они более талантливы, или получили лучшее образование, или по каким-то иным причинам. Этот текст мы можем отнести даже к тем, кто чувствует превосходство над другими членами церкви только лишь потому, что у них больший христианский стаж, более основательное знание Библии, потому что они более активно участвуют в работе церкви, более благочестивы в жизни и т.д. Отношение Павел начинает: «Будьте единомысленны между собой» (ст. 16). В другом послании Павла, где он призывает быть «в одних мыслях», это означает быть едиными в том, во что мы верим и чему учим (1 Кор. 1:10). Здесь, похоже, смысл таков: «Относитесь ко всем одинаково; не выказывайте никому особой благосклонности». В Российском Библейском Обществе дан такой перевод: «Живите в полном согласии друг с другом». Общение Текст продолжает: «Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным» (Рим. 12:16). Фразой «не высокомудрствуйте» переведена фраза, которую буквально можно перевести «не думайте высоко (гипселос)». «Думать высоко» можно о вещах - или о людях, в частности о себе. Российское Библейское Общество и Слово Жизни дают перевод «не будьте заносчивы». Вторая половина предложения в разных версиях Библии передаётся по-разному. Так, в Международном Библейском Обществе говорится: «общайтесь с людьми скромного положения»; в Российском Библейском Обществе сказано: «будьте в дружбе со всеми - и с простыми и малыми»; в Современном Переводе: «общайтесь с униженными». Нетерпимость существовала в дни Павла точно так же, как существует она и сегодня. Иаков описывал, как по-разному могли относиться к богатому и бедному человеку в церковном собрании (см. Иак. 2:1–9). Рассказывают историю о бедняке в грязных лохмотьях, который пришёл на богослужение в богатую церковь. Он сел рядом с женщиной, чья одежда и драгоценности говорили о её благосостоянии. Женщина отодвинулась от посетителя как можно дальше. Когда мимо проходил брат, обычно рассаживающий гостей, она спросила его громким шёпотом: «Вы чувствуете запах?» Брат потянул носом воздух и сказал: «Да, думаю, это запах самомнения». Христианство - великий «уравнитель» (Гал. 3:28). Христос не признаёт классовых и кастовых различий. Когда я учился в Абилинском христианском колледже (теперь это университет), его президент был старейшиной церкви Христовой колледжа. Старейшиной был также и один из вахтёров колледжа. Когда они сидели вместе на собраниях старейшин, то мнение одного было таким же важным, как и мнение другого. Возвращаясь к ситуации в дни Павла, надо сказать, что во многих общинах того времени, скорее всего, был большой процент бедных членов (1 Кор. 1:26–28). Кроме того, христианами становились как рабы, так и хозяева этих рабов (см. Еф. 6:5–9). Можете себе представить, какое эмоциональное потрясение испытывали господин и его раб, когда впервые усаживались рядом друг с другом в церковном собрании и вместе вкушали Господню вечерю? Да поможет нам Бог поступать по-христиански по отношению ко всем людям. Почти в каждой общине есть, как минимум, один человек, который чувствует себя «не в своей тарелке» или просто болезненно застенчив. Христианин берёт таких людей на заметку, подходит к ним пообщаться и помогает им освоиться, излучая доброжелательность и любовь. И последнее, что хотелось бы сказать об этой части стиха 16, которая в Синодальной Библии переведена «последуйте смиренным». Некоторые считают, что здесь речь идёт не о людях, а о вещах. В Международном Библейском Обществе сноской даётся такой вариант: «не гнушайтесь скромных обязанностей». Независимо от того, вкладывал Павел в свои слова такой смысл или нет, выраженная таким образом истина достойна внимания. Никогда нельзя думать, что мы «слишком хороши» для скромной работы. Когда Иисус омыл ноги Своим ученикам, Он исполнил работу раба (Ин. 13:5–17). Павел часто зарабатывал на жизнь собственными руками (1 Кор. 4:12; Деян. 18:3). Во всём мире есть христиане, которые всю неделю трудятся на так называемой «светской работе», чтобы по воскресеньям иметь возможность проповедовать евангелие Христа. Наставление Павел завершает Рим. 12:16 таким наставлением: «Не мечтайте о себе [«Не будьте разумными в собственных глазах»; Славянское Евангельское Общество]» (ст. 16; см. Прит. 3:7). Вы когда-нибудь встречали человека, который действует так, будто «знает всё на свете»? Какая бы тема ни затрагивалась, он пытается убедить всякого, что его мнение самое авторитетное. Мы обычно стараемся избегать таких людей. Леон Моррис пишет: «Человек, который мудр в собственных глазах, редко бывает таковым в глазах других людей». Однако Павел хотел, чтобы мы не указывали пальцем на других, а исследовали себя. Говорим ли мы о мудрости в библейском смысле или о «старом добром здравом смысле», истинно мудрые осознают, что они многого не знают и многого не понимают. «Какой он, христианин?» Он смиренный. И не только по отношению к другим христианам, но и к людям из мира. Он уважает и принимает всякого и никогда не старается казаться лучше всех. Стотт говорит: «Снобизм - одна из наихудших разновидностей гордыни». Здесь, наверное, мне следует оговориться: «Доброжелательность не значит одобрение» (Бейти). Мы можем проявлять уважение к другим, не одобряя их убеждений или образа жизни. Иисус был «друг… грешникам» (Мф. 11:19), но в то же время Он учил: «Впредь не греши» (Ин. 8:11). Рассмотрим ещё один практический аспект. Павел конкретно обращается к тем, кого мы могли бы назвать «аристократией», но мой опыт подсказывает, что в наставлении Рим. 12:16 нуждаются все люди независимо от их жизненных ситуаций. Я слышал, как те, у кого мало денег, пренебрежительно говорили об обеспеченных людях. Я слышал, как малообразованные высмеивали людей с учёными степенями. Нам присуще желание думать, что мы чем-то лучше других, и среди причин может быть место нашего проживания, цвет нашей кожи, политические пристрастия - список можно продолжить. Христианин не придаёт значения подобным вещам. Он любит всех людей, он смиренный. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мы посвятили два урока Рим. 12:9–16. Эти стихи дают нам ясно понять, что Христос хочет, чтобы мы жили не так, как живёт мир. Он призывает всех христиан быть любящими, неэгоистичными, энергичными, постоянными, внимательными к другим, милостивыми, сострадательными и смиренными. Надеюсь, вы всё сказанное соотнесли с собой: «А окружающие меня люди видят, “какой он, христианин”?» В Рим. 12:9–16 Господь призывает нас жить, поднявшись над примерами и стандартами мира. Он говорит, что с Его помощью мы это можем. Ответим мы на этот призыв и будем стараться жить, как подобает христианам, или же, выслушав слова Павла, не позволим им изменить нашу жизнь?

Мне предложена тема о христианстве: что значит “быть христианином” и как быть христианином в современном мире.

В каком-то отношении быть христианином очень просто. Христианин - это ученик и друг Христов; оба эти понятия смежны, хотя есть и различия. С одной стороны, мы ученики Христовы, Его последователи, и поэтому должны учиться от Него через Евангелие тому, во что Он верит, тому, как Он учит нас жить. Я не случайно употребил выражение “во что Он верит”. Как-то в России молодой офицер на ступенях московской гостиницы “Украина” поставил мне вопрос: “Хорошо, вы верите в Бога. А Бог-то - во что Он верит?” И я ему ответил: “Бог верит в человека”.

Это первый момент в христианской жизни: вместе с Богом верить в человека, начиная с себя самого. Христос не случайно нам говорит, что мы должны любить ближнего, как самих себя. Любить - значит быть готовым делать всё возможное для того, чтобы любимый человек ликовал в жизни, рос в полную меру своих возможностей и был достоин своего человеческого звания. Поэтому первое, чему нас учит Христос, когда мы делаемся Его учениками это - верить в человека, надеяться на всё от него и любить его, даже ценой собственной жизни.

Опять-таки, когда я говорю “ценой собственной жизни”, это не обязательно означает смерть, потому что можно целую жизнь отдать для одного человека или для какой-нибудь группы людей, без того чтобы умереть от этого в прямом смысле слова, телесно. Мученики умирали телесно, свидетельствуя о своей вере во Христа. Но мы часто должны вымирать и умирать для того, чтобы другой человек мог дышать свободно, ожить, найти простор в своей жизни. Иначе сказать: должны жертвовать собой, забывать о себе для того, чтобы помнить о другом человеке. Никто большей любви не имеет, как тот, кто жизнь свою готов отдать ради своего ближнего. А жизнь может быть долгая, трудная, когда человек ни о чем не думает, что относится к нему, а только о возможности служить другому человеку, другим людям. Вот первый шаг: быть учеником Христа значит верить в человека, начиная с себя и продолжая всеми другими.

Но верить означает, что мы убеждены, что в каждом человеке есть свет, есть добро. Свет во тьме светит ; тьма не всегда этот свет принимает, но тьма не в состоянии заглушить или потушить свет. Свет имеет самобытность, силу, жизнь; тогда как тьма - отсутствие всего этого; это очень важно себе представить.

Конечно, кроме этого мы находим в Евангелии много указаний о том, каким образом осуществлять свою веру в человека вместе с Богом, как мы можем вместе с Богом надеяться до последнего мгновения на то, что даже преступник может стать достойным своего человеческого звания. И это случается. Бывает, что человек проживет недостойно в течение всей своей жизни, а оказавшись лицом к лицу с возможностью, больше того: с уверенностью, что ему грозит смерть, вдруг опомнится и станет совершенно иным человеком. Человек может прожить преступником и умереть праведником. Это подразумевает святой Серафим Саровский, когда говорит о том, что начало жизни, ранние годы детства и конец жизни большей частью покойны, светлы и хороши, но в середине жизни бывает сплошная буря. С этим мы должны считаться, когда думаем о себе и о других.

Часто говорят: для того, чтобы быть христианином, надо выполнять заповеди Христовы. Конечно; однако заповеди Христовы - не приказы, которые Он нам дает: мол, надо прожить так, надо прожить этак, а если не проживешь таким образом, то будешь за это наказан… Нет, заповеди Христовы - это Его попытка нам образно показать, какими мы могли бы быть, если стать и быть настоящим, достойным человеком. Поэтому заповедь Христова - это не приказ, а откровение перед нашими глазами о том, какими мы призваны быть и можем быть; какими мы, следственно, и должны быть.

Я упоминал также, что мы должны быть не только учениками Христа, но Его друзьями. Бывает, ко мне на исповедь приходит ребенок лет семи-восьми и приносит целый список прегрешений. Я слушаю и потом обыкновенно спрашиваю: “Скажи, ты сам чувствуешь себя виноватым или повторяешь мне то, в чем тебя упрекают твои родители?” - “Нет, мама мне сказала, что я должен исповедать то или другое, потому что это ее сердит, этим я нарушаю покой домашней жизни”. Я на это отвечаю: “Теперь забудь это; не о том речь идет. Ты не пришел ко мне рассказывать, на что сердятся твои мать или отец. Скажи-ка вот что: ты о Христе что-нибудь знаешь? Ты читал Евангелие?” - “Ну, мне мама и бабушка рассказывали, и я кое-что читал, да и в церкви слышал”. - “А скажи: тебе Христос нравится как человек? Ты хотел бы с Ним подружиться?” - “Да!” - А ты знаешь, что значит “быть другом”? Друг - человек, который верен другому при всех обстоятельствах жизни, который готов все делать для того, чтобы его не разочаровать, его не обмануть, остаться при нем, если даже все другие от него отвернутся. Друг - человек, который лоялен до конца. Вот представь: если бы Христос был мальчиком в твоей школе и весь класс на Него ополчился, что бы ты сделал? У тебя хватило бы дружбы , то есть верности и храбрости стать рядом с Ним и сказать: если хотите Его бить, бейте и меня, потому что я с Ним… Если ты можешь сказать о Христе, что готов быть таким другом, то можешь дальше ставить перед собой вопросы. Читай Евангелие, ставь перед собой вопросы о том, как можно так прожить, чтобы Его в тебе самом не разочаровать. Как можешь ты так прожить, чтобы Он радовался на тебя, радовался, видя, какой ты человек, каким ты стал ради этой дружбы. Ты понимаешь это?” - “Да”. - “И ты готов на это идти?” - “Да”… Так вот, в этом вся христианская жизнь. Вся христианская жизнь заключается в том, чтобы быть верным другом Христа и постоянно учиться тому, что Он любит, а что для Него отвратительно, что привело к Его смерти, - и соответственно себя вести.

Если перенести эти вопросы и эти зачаточные ответы на современную жизнь, то можно видеть, что это значит. В ранние века христианства быть другом Христовым, быть верным Ему, лояльным Ему значило быть готовым перед лицом ненавидящих Его людей, гонителей веры, которую Он проповедовал, сказать: “Я один из них!” - и, если нужно, пострадать. И не только самому пострадать, - потому что в древности пострадать за Христа считалось честью, считалось самым замечательным, что может случиться в жизни. Есть очень трогательный рассказ в житиях святых. В Риме к Колизею мчится женщина и встречает своего знакомого, который ее останавливает: “Куда ты бежишь? Там христиан мучают!” - “Да, - отвечает она, - я хочу умереть с ними”. - “Но что же ты туда влечешь своего маленького мальчика?” - “А как же! Неужели я лишу его радости умереть за Христа!” Вот так относились в древности. В наше время нам не грозит смерть столь непосредственно, но перед нами постоянно ставится вопрос: ты со Христом или против Него? Даже в самых мелких вещах: ты готов лгать? ты готов обманывать из трусости, ради выгоды?.. Если ты готов это делать, ты не ученик Христа. Ты готов забыть нужду другого человека, потому что она тебе невыгодна или требует от тебя усилий, которые ты не готов отдать? Ты не ученик Христа… Быть учеником Христа не значит все время совершать какие-то героические поступки; это значит изо дня в день героически совершать мелкие поступки; иметь мысли чистые, достойные той любви, которую Бог к тебе имеет; иметь правоту жизни, сколько это возможно, даже с опасностью, даже с риском; это значит не стыдиться своего звания христианина, быть готовым перед людьми сказать: “Да, я Христов; если вы хотите меня отвергнуть, отвергайте, но я не отойду от Христа для того только, чтобы остаться с вами”. И это очень важно. Героические поступки нам даются редко, а ежедневный героизм не нужен. Много лет тому назад отец Сергий Булгаков написал статью “Героизм и подвижничество”. Он говорил о том, что героизм - это момент, когда человек совершает один поступок, которым может кончиться его жизнь или который принесет ему победу; а подвижничество - это та форма жизни, при которой человек постоянно учится у Христа, как жить, постоянно проливает в свою душу свет Христов, постоянно стремится жить достойно своего человеческого звания и достойно Христа.

А если поставить вопрос о том, что такое человеческое звание, опять-таки повторю: посмотри на Христа. Он - единственный во всей истории человечества в полном смысле Человек . Человек без каких бы то ни было дополнительных слов, просто Человек в полном смысле слова. Человек, Который так велик, так прозрачен, так открыт Богу, что Бог и Он сливаются в одно, соединяются в одно, без того чтобы Человек перестал быть самим собой. Это очень важный момент. В рассказе о Воплощении Христа это играет колоссальную, центральную роль. Мы верим в то, что Бог стал человеком, воплотился, но что Иисус, рожденный от Девы, не перестал быть в полном смысле человеком подобным нам. И когда мы ставим вопрос о том, как это возможно, как может Божество и человечество соединиться таким образом, есть ответ у святого Максима Исповедника. Он говорит, что Божество и человечество соединились во Христе, как огонь пронизывает железо, которое положено в жаровню. Ты кладешь в жаровню меч серым, тусклым; вынимаешь - он весь горит светом и огнем: железо и огонь так пронизали друг друга, что теперь можно резать огнем и жечь железом… И вот мы призваны так соединиться со Христом, чтобы Его жизнь стала нашей жизнью. В таинствах, о которых мы будем говорить чуть позже, присутствует именно этот момент. Мы соединяемся со Христом, наше тело делается телом Христовым и в каждом отдельном человеке, и в совокупности всех людей, - настолько, что отец Сергий Булгаков мог сказать, что христианская Церковь является присутствием воплощенного Христа на земле, потому что мы все делаемся членами, частицами Его Богочеловеческого тела. Вот что значит быть христианином.

Как это применять практически в течение всей своей жизни на земле? Это и сложно, и просто. Если говорить общими словами, конечно, это требует громадного развития понятий; но если говорить о себе, о своей жизни, то это бывает так просто, хотя порой эта простота бывает очень страшная. У меня был товарищ старше меня лет на десять. Когда он был студентом в Париже, он всегда жаловался на то, что он такого высокого роста, широкоплечий, что не может незаметным быть. Помню, как-то раз в метро мальчонка его дернул за рукав и говорит: “Дядя, тебе разве не скучно одному там, наверху стоять?” - потому что мальчик был малюсенький, а Володя был очень рослый. А пришла война, и я от него получил письмо, в котором он между прочим писал: “Я всегда жаловался, что я такой широкоплечий и рослый, а теперь так радуюсь на это: когда бывает стрельба, то два человека могут спрятаться за моей спиной”. Это были не слова, потому что он был на фронте, в него реально стреляли, и он отдавал жизнь. Он не был убит, а жизнь-то он все равно отдавал; то, что эту жизнь у него не отняли, не значит, что он не был готов ее положить за други своя , то есть за другого человека, - не за личного друга, а за того солдатика, который за ним может спрятаться. В таком отношении мы можем в течение всей нашей жизни и в большом, и в малом быть - не героями , потому что это бывает редко, а подвижниками : постоянно двигаться по руслу, постоянно двигаться к тому, чтобы быть все более и более похожими на Христа, все больше радовать Его тем, что мы делаемся похожими на Него, все светлеем, принимая в себя черты Его личности и учась тому, чтo для Него отвратительно и чтo для Него - радость.

Я помню священника, молодого тогда (мне он казался очень ветхим, потому что сам я был мальчиком десяти лет), который меня очень поразил. Я его назову, потому что надо помнить таких людей: отец Георгий Шумкин. Он был священником нашего детского лагеря, и нас, мальчиков, поражало, что он умел всех нас любить без разбора. Когда мы были “хорошими”, его любовь была ликующей радостью; когда мы отпадали от благодати, делались плохими, дурными, его любовь не менялась, только делалась острой болью в нем, болью, которая нас оздоровляла и меняла. Я тогда о Боге ничего не знал, но это меня поразило и осталось в моем памяти и в моем сердце; и раскрылось только тогда, когда я о Боге узнал. Да, Бог нас так любит: Он ликует - и Он умирает на кресте… И эта смерть Христова на кресте (так же, как острая боль в душе и в сердце отца Георгия Шумкина) может быть возрождением нашим и возрождением других людей, потому что многие из нас переменились от того, что не могли вытерпеть вид Его страданий.

Вот, как мне кажется, в простых словах и в масштабе обыкновенной простой жизни, чтo значит быть христианином в современном мире.

Христиани́н - это человек, исповедующий христианство , монотеистическую религию , основанную на жизни и учении Иисуса Христа , описанных в Новом Завете . Христианин верит, что Иисус из Назарета это Мессия , Сын Божий и Спаситель человечества . Христианин не сомневается в историчности Иисуса Христа .

Этимология

Слово происходит от греческого Χριστιανός (христианин ), образованного на основе латинского языка:

1) Основная часть слова - Χριστός (Христос ) греческого происхождения, что означает «Помазанник». По греческой септуагинте Библии слово Христос было использовано для перевода с иврита слова מָשִׁיחַ (Маши́ах , Мессия), имеющее то же значение «Помазанник».

2) Окончание -ιανός латинского происхождения, используемое при обозначении чьего-либо приверженца (употреблялось применительно к рабам, принадлежавшим знатным семействам в Римской Империи или же означало принадлежность к какой-то партии (к примеру к «партии Кесаря»)). Например, того, кто поклонялся императору, то есть кесарю, или «кайсару», называли кайсариано́с , что означает приверженец «кайсара», человек, принадлежащий «кайсару» .

Первое известное использование этого термина в контексте священных писаний можно найти в Новом Завете (Деяния 11:26; 26:28 ; 1-е послание Петра 4:16). Последователи Иисуса Христа впервые были названы христианами в Антиохии , потому что своим поведением, действиями и словами они были подобны Иисусу Христу (известно, что Антиохийцы славились своей способностью давать людям насмешливые клички. Когда впоследствии Антиохию посетил бородатый император Юлиан, они окрестили его кличкой «Козел».). Сначала это слово использовалось язычниками Антиохии как насмешливое прозвище, но христиане приняли и прославили его на весь мир. Это прозвище буквально значило «принадлежащие группе Христа» или «последователи Христа», что довольно близко к определению современного толкового словаря. Иудейский царь сказал, что апостол Павел почти убедил его «стать христианином» (Деяния 26:28). Апостол Пётр призвал верующих, которые злоупотребляли, «впредь не делать этого, потому что вы христиане. Гордитесь безупречным статусом, отражённым в этом имени!» (1Петра 4:16).

Самое первое употребление термина вне Библии принадлежит Тациту , который отметил, что Нерон обвинил «христиан» в Большом пожаре Рима в 64 г. н.э

Кто является христианином

С точки зрения большинства неопротестантских общин, чтобы быть христианином, нужно придерживаться нижеперечисленных семи принципов. . Практическое значение этих положений состоит в том, что неопротестанты не признают полноценными христианами членов традиционных деноминаций («Христианин - это не просто религиозный человек»), в том числе протестантских - лютеранства или епископального англиканства. Главными отличиями считается активное и постоянное изучение Библии и «харизматическая» молитва (составленная собственными словами - использование написанных другими людьми, широко распространённых молитв, в том числе почерпнутых из Ветхого и Нового Завета - считается проявлением «догматизма»). Исполнение остальных принципов (посвящение жизни Богу, принятие Иисуса верой и т. п.) - сложно проверить формально. Как правило, на практике следование им означает активное участие в жизни неопротестантской общины. Данные утверждения обычно формулируются следующим образом:

  • 1. Христианин - это ученик или последователь Иисуса Христа.
  • 2. Христианин - это человек, который верой принял Иисуса Христа своим Богом и Спасителем, умершим за его грехи на Голгофском кресте.
  • 3. Христианин - это человек, в котором живёт Дух Христа - Святой Дух Божий.
  • 4. Христианин - это человек, изучающий Слово Божье и применяющий его к себе и к своей жизни: 1 Тимофею 4:16 «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя».
  • 5. Христианин - это человек, который лично общается со своим Творцом.
  • 6. Христианин - это человек, посвятивший свою жизнь служению Богу (независимо от рода деятельности, которой он занимается).
  • 7. Христианин - это человек, который служит своими дарами Телу Христа - братьям и сестрам по вере.

Первыми христианами считались ученики и последователи апостолов в Евангельских учениях, и прозелиты (верующие в отличие от язычников в Единого Бога), считавшие Иисуса из Назарета Мессией или «Христом» (по-гречески Христос). После того, как первое естественное отчуждение от «природных» язычников (не стремившихся влиться в иудейскую общину и не выполнявших еврейских обрядов) было преодолено (Деяния 10), признание Иисуса Христом и Сыном Божьим стало доминирующим признаком. Впрочем, на протяжении первого века общины первых христиан не теряли некоторого организационного единства (все они были основаны апостолами или их учениками) и не выделялись окончательно из иудейской среды. После иудейской войны, ряда конфликтов между иудейской средой и новым течением и возникновением общин, модифицировавших учение апостолов в ту или иную сторону, вопрос о том, кто является христианином, а кто - нет, стал более проблематичным. Как правило, подтвердить христианский статус человек мог принадлежностью к конкретной христианской общине, а община утверждала свою христианскую суть возведением своего происхождения к апостолам или мужам апостольским и связями с другими христианскими общинами.

С широким распространением как т. н. «ересей» (искажающих с точки зрения самих христиан суть христианства лжеучений) и общин их разделявших, но также именовавших себя христианскими, так и споров внутри собственно христианской среды появился ряд кратких формулировок христианской веры - исповеданий и символов веры, по которым можно было определить придерживается ли тот или иной человек минимальных положений, важных для христианской веры, а также некоторые дополнительные наименования (так «православные» христиане отличали себя от тех, кто по их мнению был «неправославен», то есть допускал ошибки в представлениях о том, во что надо верить, термин «католик» означал приверженца веры, распространённой по всей «вселенной», а не частного местного заблуждения). Так к критерию принадлежности к общине, называющей себя христианской, добавился критерий исповедания определённых принципов (основ) веры.

После разделения целого ряда церквей (халкидонских и нехалкидонских, т. н. «православных»[дохалкидониты тоже называют себя православными] и католиков, католиков и протестантов), не согласных друг с другом в важных вопросах вероучения, но не отрицающих христианский характер оппонентов, основным критерием стала принадлежность к той или иной деноминации. Зачастую эта принадлежность могла превращаться в формальность - семейную традицию или факт идентичности. Протест против такого формального «христианства» и выражен в доктрине неопротестантизма (также в ней присутствует и полемика вокруг «форм христианской жизни» - для неопротестантов ритуализм и спиритуализм традиционных христиан представлется малоценным, не стоящим в сравнении с интеллектуальным исследованием текста Бибилии практически ничего). Современные традиционные деноминации также различают между формальными христианами и реальными. Главными критериями являются активное участие в Богослужебной и приходской жизни - то есть членство в определённой христианской общине.

В других языках

Во всех европейских языках это слово звучит аналогично, например, Chrétien во французском языке. В китайском языке слово 基督徒 означает буквально «последователь Христа».

Поскольку определение «Христос», связанное с Иисусом, не принято в иудаизме, в талмудическом иврите христиане называются «Ноцри» («назаретяне»), ибо Иисус вырос в Назарете .

Среди арабов (будь то христиане, мусульмане или принадлежащих к другим религиям), а также в других языках, испытывающих влияние арабского (в основном мусульманская культура оказывает влияние через арабский язык, как литургический язык ислама), обычно используются два слова для обозначения христиан: назаритяне (نصراني) и масиха (مسيحي), имеющих смысл последователей Мессии. Там, где есть различия, «назаритяне» относится к людям с христианской культурой, а масиха - с религиозной верой в Иисуса. В некоторых странах «назаритяне» зачастую используется в общем смысле для обозначения не мусульманских белых людей. Ещё одно арабское слово, иногда используемое для христиан, особенно в политическом контексте, является салиба . Оно относится к крестоносцам и имеет негативный оттенок.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Христиани, Николай Васильевич
  • Христианская демонология

Смотреть что такое "Христианин" в других словарях:

    ХРИСТИАНИН - (лат. christianus, от christus Христос). Человек крещенный и исповедующий религию Христа; принадлежащей к христианской религии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. христианин христианина, мн. христиане … Словарь иностранных слов русского языка

    христианин - крещеный, крестопоклонник; протестант, назарей, навафей, мосараб, маронит, пелагианин, новациан, католик, православный, несторианин Словарь русских синонимов. христианин крещёный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.:… … Словарь синонимов

    христианин - христьянинъ (1) 1. Последователь христианского вероучения. Яко кровъ тя хрьстьяни спасьныи, чистая, и прибѣжище сътяжавъше, мати дѣво. Мин. окт., 32 (1096 г.). И ставше крѣпко иже о христианех, възвратиша ревнителя, цьркъве отъемше стѣны, а онѣмь … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    христианин - ХРИСТИАНИН, разг. сниж. крещеный ХРИСТИАНКА, разг. сниж. крещеная … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    христианин - (устарелое християнин, христианин), род. христианина; мн. христиане, род. христиан … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Христианин - Христианин ♦ Chretien Не только последователь учения Христа (в этом случае Спинозу пришлось бы причислить к христианам). Христианин – это прежде всего тот, кто верит в божественную сущность Христа. Это маловероятное, почти немыслимое… … Философский словарь Спонвиля


Святитель Василий Великий (330-379) – один из трех Вселенских учителей. Получив блестящее образование в лучших школах Афин (вместе со святителем Григорием Богословом), он удалился в пустыню, где основал общежительный монастырь и составил для него «Правила монашеские», которые стали основой всего последующего монашества, даже в России. С 364 года - пресвитер, а с 370 года - архиепископ Кесари Каппадокийской, объединившей против ариан 50 епархий. Святитель Василий составил чин Божественной литургии и «Правила монашеские». Он умер 1 января 379 года.

Христианин должен иметь образ мыслей, достойный небесного звания, и жить достойно Евангелия Христова.

Христианину не должно рассеиваться и чем-либо отвлекаться от памятования о Боге, о воле и судах Его. Христианин, став во всем выше оправданий по закону, не должен ни клясться, ни лгать.

Он не должен хулить; не должен обижать; не должен ссориться; не должен мстить сам за себя; не должен воздавать злом за зло; не должен гневаться.

Он должен быть долготерпеливым, переносить все, что бы то ни было, а кто делает неправду, того обличать благовременно, не со страстным движением, чтобы отомстить за себя, но с желанием исправить брата, по заповеди Господней.

Об отсутствующем брате не должен он ничего говорить с намерением очернить; это есть клевета, хотя бы сказанное было и справедливо. Надобно отвращаться от человека, который наговаривает на брата. Не должно говорить шуточного.

Не должно смеяться и терпеть смехотворцев. Не должно празднословить и говорить что-нибудь такое, что не служит ни к пользе слушающих, ни к необходимому и дозволенному нам Богом употреблению; почему занимающиеся работою должны, сколько можно, стараться, чтоб работа производилась в безмолвии, и чтобы даже самые добрые речи вели у них те, кому по испытании поручено устроять слово к созиданию веры, да не будет оскорбляем Дух Святой Божий.

Не должно порабощаться вину… и вообще быть сластолюбивым в рассуждении яств и пития; потому что подвизающийся воздерживается во всем.

Не должно дозволять себе ни крика, ни другого какого вида или движения, которыми показываются раздражительность или уклонение от несомненной уверенности в Божием присутствии. Голос должно соразмерять с потребностью.

Не должно отвечать кому-либо или делать что-нибудь дерзко или презрительно, но надобно показывать во всем скромность и ко всем почтительность.

Не должно с умыслом мигать глазом или употреблять другой какой знак или движение члена, которые оскорбляют брата или выказывают презрение.

Не должно стараться о нарядности в одежде или в обуви, это – суетность. К удовлетворению телесных потребностей должно пользоваться недорогим. Ничего не должно издерживать сверх потребности и для пышности: это – злоупотребление.

Не должно искать чести и домогаться первенства. Каждый должен предпочитать себе всех. Не должно быть непокорным.

Не должно в праздности есть хлеб тому, кто способен работать, а занявшийся исполнением чего-либо во славу Христову должен принуждать себя к ревности в деле по мере сил.

Не должно завидовать доброй славе другого и радоваться чьему-либо недостатку. В любви Христовой надобно скорбеть и сокрушаться о недостатках брата, радоваться же его преспеянию…

Кто говорит, что покаялся в грехе, тот должен не только сокрушаться о том, в чем согрешил, но и принести достойные плоды покаяния…

Не должно допускать, чтобы солнце заходило в гневе брата; иначе ночь может разлучить обоих и оставить им неизбежное осуждение в день суда. Не должно отлагать времени своего исправления, потому что утренний день не верен для нас: многие, замыслив многое, не дожили до утреннего дня.

Не должно даваться в обман пресыщенному чреву, от которого бывают ночные мечтания…

Не должно развлекаться непомерною работою и преступать пределы умеренности, по сказанному апостолом: имеющие же пищу и одеяние, сим довольни будем (1 Тим. 6: 8); потому что обилие сверх потребности выказывает любостяжательность; а любостяжательность осуждается как идолопоклонство (см.: Кол. 3:5).

Не должно быть сребролюбивым и на ненужное собирать сокровища, каких не надобно. Приходящий к Богу должен возлюбить нищету во всем и быть пригвожден страхом Божиим, подобно сказавшему: пригвозди страху Твоему плоти моя; от судеб бо Твоих убояхся (Пс. 118: 120).

Да дарует же нам Господь, со всем убеждением приняв сказанное, во славу Божию явить плоды, достойные Духа, по благоволению Бога и содействием Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

mob_info