Средневековая философия. Потому что в центре философских рассуждений был Бог

Популярная философия. Учебное пособие Гусев Дмитрий Алексеевич

5. Ангельский доктор (Фома Аквинский)

Самым выдающимся философом периода расцвета схоластики и всего вообще средневековья был итальянский религиозный мыслитель Фома Аквинский. В латинском языке его имя звучит как Томас, поэтому его учение получило название томизма. В настоящее время оно, в обновленном виде, является философской основой католицизма и одним из направлений современной философии, и называется неотомизмом (то есть возобновленным в новых условиях учением Фомы Аквинского). Итальянский схоласт создал грандиозную религиозно-философскую систему, в которой нашли место и были осмыслены все существующие тогда реалии, и которая на долгое время стала глобальным объяснением мироздания для средневекового человека.

Схоластика как попытка синтеза веры и разума, религии и философии достигла в учении Фомы своего апогея. Религиозная вера и философское знание не противоречат друг другу, говорит Аквинат, но, напротив, поддерживают друг друга, дополняют и образуют единство. Окружающий нас мир является божественным творением, а значит несет в себе тайну великого замысла, скрывает воплощенную в телесные вещи волю Творца. Поэтому через восприятие мира или творения мы пусть косвенно, но постигаем отчасти божественное, пусть незначительно, но приближаемся к нему. Однако, познание мира, в котором мы живем, происходит с помощью разума и философии, в силу чего философское знание через постижение окружающей действительности приближает нас к первопричине ее – Богу. Этот путь опосредованный или косвенный и, конечно же, не способен открыть всей истины, однако он ведет через познание творения к частичному постижению Творца и поэтому отвергать данную возможность приближения к Богу или игнорировать ее нет смысла.

Представьте себе, что вы смотрите на прекрасное живописное полотно, слушаете чудную музыку, со слезами на глазах читаете стихотворные строки. Вы удивляетесь таланту живописца, композитора или поэта. Но вот вы видите перед собой великолепную картину природы. Кто из нас хотя бы один раз в своей жизни не смотрел с замиранием сердца на величественно закатывающееся за край далекого горизонта яркое Солнце, не восхищался сияющей и прозрачной лазурью бесконечного неба, кого не завораживали переливающиеся всеми цветами радуги капельки утренней росы или пляшущие огоньки ночного костра, кто не бродил в задумчивости по осеннему лесу, вглядываясь в его золотую глубину? Так если за великолепием живописного полотна, музыкального произведения или стихотворных строк стоит какой-то человеческий гений, значит за гармонией и величием окружающего нас мира мы должны предположить наличие Творца, во много раз более гениального и совершенного. Что как не его фантастический замысел и таинственная кисть произвели вокруг нас непостижимую красоту природы? (Вспомним телеологический аргумент).

По произведению художника, композитора или поэта мы узнаем отчасти о самом создателе этого произведения. Конечно же это будет знание неполное, ведь автор всегда больше, шире, сложнее, глубже, чем любое его творение. Разве не хотелось нам, придя в восторг от какого-либо произведения, увидеть его создателя, поговорить с ним? Точно так же по творению Бога – мирозданию – мы узнаем отчасти Творца. Разумеется, это знание крайне фрагментарно, и нам хочется выйти за его пределы, подняться до самого Создателя, но стоит ли пренебрегать творением, которое приоткрывает завесу над божественным гением?

Наоборот, стоит использовать эту возможность, пристально всматриваться в творение, а значит – совершенствовать разум, приумножать знание, так как оно оказывает великую услугу религии, укрепляя и обосновывая веру в начальную причину всего сущего – творящего Бога. Мысль о том, что философия должна быть служанкой религии принадлежит как раз Фоме Аквинскому. Однако, философское знание – всего лишь подспорье, потому что есть еще и прямой, непосредственный путь постижения Бога – через религиозную веру в него. Путем молитвы, поста, благоговения и трепета верующий может получить божественное откровение, то есть неким непостижимым чудесным образом узреть истины величайшие и вечные, которые никогда не могут быть добыты разумом и философией. Понятно, что этот мистический путь выше и совершеннее, чем рациональное познание, что вера выше разума, а религия выше философии. Если, например, между положениями веры и разума возникают противоречия, значит ошибается разум, потому что вера ошибаться не может. Важно, что между тем и другим возможна гармония, что и религия и философия ведут к одному и тому же и поэтому надо всесторонне обосновывать и разрабатывать их союз. Необходимо уметь преодолевать возникающие противоречия между верой и разумом, ибо они возникают не от принципиальной внеразумности веры и не от абсолютной неприменимости разумного к религиозным предметам, но только от нашего неумения, а, возможно, и нежелания увидеть и понять их возможное и даже долженствующее согласие.

В своей философской системе Фома Аквинский при объяснении мироздания во многом использовал учение Аристотеля о форме и материи. Все нас окружающее, говорит Фома вслед за Аристотелем – это единство материи и формы. При этом несовершенная материя – всего лишь возможность чего-то, сущность вещей, в то время как форма – начало идеальное и неизменное – из этой возможности созидает действительность, а сущность приводит к подлинному существования. Вклад Фомы Аквинского в разработку всевозможных проблем средневековой философии был наиболее значительным по сравнению с философской деятельностью других мыслителей средневековья, и поэтому современники назвали его «ангельским доктором» (doctor angelicus). Вообще, латинский термин «доктор» означал в Средние века – ученый, или, точнее, – наиболее ученый (хотя и сегодня один из смыслов слова «доктор» – ученый человек) и являлся званием, которое присваивали наиболее отличившимся своими философскими заслугами (сегодня «доктор» – это также высшая ученая степень).

Как видим, в начале Средних веков были сильны сомнения в возможности применения философии к религии; зрелое средневековье ознаменовалось торжеством схоластики, в которой философствование стало средством укрепления веры; не удивительно поэтому, что на закате рассматриваемой эпохи сначала стали появляться сомнения в совместимости философского знания и религиозной веры, которые постепенно привели к полному освобождению философии от роли служанки религии.

Из книги История западной философии автора Рассел Бертран

Глава XIII. СВ. ФОМА АКВИНСКИЙ Фома Аквинский (род. в 1225 или 1226 году, ум. в 1274 году) считается величайшим представителем схоластической философии. Во всех католических учебных заведениях, в которых введено преподавание философии, систему св. Фомы предписано преподавать как

Из книги Фома Аквинский за 90 минут автора Стретерн Пол

Фома Аквинский за 90 минут перевод с англ. С. Зубкова

Из книги Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. автора Гуревич Павел Семенович

Фома Аквинский Сумма теологииЧасть I. Вопрос 76. Статья 4: Есть ли в человеке другая форма помимо мыслительной души?Таким образом, мы переходим к четвертой статье.Кажется, что в человеке есть другая форма помимо мыслительной души.1. Ибо Философ говорит во II кн. "О

Из книги Краткая история философии [Нескучная книга] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

7.2. Гармония веры и знания (Фома Аквинский) Схоластика как попытка синтеза веры и разума, религии и философии достигла своего расцвета в учении итальянского религиозного философа Фомы Аквинского. Религиозная вера и философское знание не противоречат друг другу, говорит

Из книги Любители мудрости [Что должен знать современный человек об истории философской мысли] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Фома Аквинский. Гармония веры и знания Схоластика как попытка синтеза веры и разума, религии и философии достигла своего расцвета в учении итальянского религиозного философа Фомы Аквинского. Религиозная вера и философское знание не противоречат друг другу, говорит он,

Из книги История философии в кратком изложении автора Коллектив авторов

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ И ФОМА АКВИНСКИЙ Постепенно выяснилось, что августинизм не способен противостоять мощному влиянию аристотелизма. Необходимо было оседлать аристотелевскую философию, чтобы исключить постоянную опасность отклонения от католической ортодоксии.

Из книги История философии автора Скирбекк Гуннар

Фома Аквинский - гармония и синтез Средневековую философию, часто называемую схоластикой (философией, которая «изучается в школе», по греч. schole), разделяют на три периода:1) Ранняя схоластика, которую обычно датируют временем от 400-х гг. до 1200-х гг. Во многих отношениях этот

Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь Анатольевич

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 или 1226–1274) Философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма; доминиканец. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Первый проводит четкую границу между верой и знанием. Основные сочинения: «Сумма теологии», «Сумма

Из книги История средневековой философии автора Коплстон Фредерик

Из книги Популярная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

§ 23. Ангельский доктор и «машина истины» (Фома Аквинский и Раймунд Луллий) Самым выдающимся философом периода расцвета схоластики и средневековья являлся итальянский религиозный мыслитель Фома Аквинский. На латинском языке его имя звучит как Томас, поэтому его учение

Из книги Лекции по истории философии. Книга третья автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

b) Фома Аквинский Другим, столь же знаменитым, как Петр Ломбард, был Фома Аквинский, происходивший из неаполитанского графского рода и родившийся в 1224 г. в Рокассике, в родовом замке. Он вступил в Доминиканский орден и умер в 1274 г. во время поездки на лионское церковное

Из книги Я познаю мир. Философия автора Цуканов Андрей Львович

АНГЕЛЬСКИЙ ДОКТОР Один из величайших учителей католической Церкви, св. Фома (Томас) Аквинский (1225-1274 гг.), основатель богословской системы томизма, родился в королевстве Неаполитанском в замке Рокка-секка, принадлежавшем его отцу, графу Ландольфу Аквинскому, близкому

Из книги Философия. Шпаргалки автора Малышкина Мария Викторовна

43. Средневековая европейская философия: Фома Аквинский Фома Аквинский (1225/26–1274) – центральная фигура средневековой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики. Он комментировал тексты Библии и труды Аристотеля,

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

4. Фома Аквинский Фома Аквинский (1225 или 1226–1274) - центральная фигура средневековой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух господствующих ее направлений - томизма . Наследие

Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Гармония веры и знания. Фома Аквинский Схоластика как попытка синтеза веры и разума, религии и философии достигла своего расцвета в учении итальянского религиозного философа Фомы Аквинского. Религиозная вера и философское знание не противоречат друг другу, говорит он,

Из книги Философия права. Учебник для вузов автора Нерсесянц Владик Сумбатович

1. Фома Аквинский С позиций христианской теологии оригинальная философско-правовая концепция была разработана Фомой Аквинским (1226- 1274 гг.), наиболее крупным авторитетом средневекового католического богословия и схоластики, с чьим именем связано влиятельное до

АНГЕЛЬСКИЙ ДОКТОР

Один из величайших учителей католической Церкви, св. Фома (Томас) Аквинский (1225-1274 гг.), основатель богословской системы томизма, родился в королевстве Неаполитанском в замке Рокка-секка, принадлежавшем его отцу, графу Ландольфу Аквинскому, близкому другу и родственнику императора Фридриха II.

В пять лет Фома был определен на учебу в монастырь Монтекассино, который одновременно славился как элитарное учебное заведение для сыновей богатых и высокопоставленных вельмож. Ирония судьбы, правда, заключалась в том, что за несколько лет до этого отец Фомы принял активное участие в разрушении этого монастыря, выказавшего непокорность Фридриху П. Когда Фоме исполнилось 14 лет, в 1239 году император вновь напал на Монтекассино и приказал монахам-бенедиктинцам оставить монастырь. Фоме пришлось отправиться в Неаполь и продолжить образование в тамошнем университете. События в Монтекассино так повлияли на него, что когда его родители стали настаивать на том, чтобы он вступил в монашеский орден бенедиктинцев и стал аббатом все того же многострадального монастыря, Фома вступил в орден доминиканцев и отправился продолжать учебу в Парижском университете.

Но не тут-то было. По дороге в Париж на Фому и его спутников вдруг напал отряд воинов, предводительствуемый его собственными братьями, которые увезли его в родительский замок. Там, в высокой башне замка Рокка-секка, Фома провел год под домашним арестом. От него добивались согласия стать аббатом одного из самых престижных монастырей в Европе. Но Фома стоял на своем. Есть легенда, по которой братья, желая скомпрометировать Фому, провели однажды в его комнату девицу легкого поведения. Они надеялись, что их младший брат не выдержит соблазна и его можно будет этим шантажировать. Но Фома, как только заметил куртизанку, вытащил из камина тлеющую головню и стал размахивать ею, угрожая поджечь весь замок. Девица в ужасе убежала, а через некоторое время мать Фомы, поняв, что решимости сына ей не переломить, благословила его на поездку в Париж.

В Париже Фома Аквинский пробыл три года, слушая лекции прославленного богослова-схоласта и алхимика Альберта Великого (1193-1280), а затем вместе с ним переехал в Кельн, где продолжал свои занятия. Внешне он отличался высоким ростом, чрезмерной полнотой и неповоротливостью. Усердно занимаясь богословием и философией, он так мало общался с другими студентами, что они прозвали его Немым Быком. В 1252 году Фома возвратился в Париж, получил степень магистра теологии и занялся преподаванием в университете.

Одновременно он начал самостоятельные богословские исследования. Фома взялся за поистине титаническую задачу - создать стройную систему теологии, соединив христианскую философию, которая до этого основывалась в основном на учении Платона и неоплатоников, с рационалистической философией Аристотеля, чьи трактаты к тому времени проникли в Европу и произвели ошеломляющее впечатление на умы многих богословов-схоластов. На теологические труды Фомы вскоре обратили внимание и в Ватикане. Папа Урбан IV увидел в нем человека способного наконец разрешить уже всем поднадоевший Спор об универсалиях. По его поручению Фома приступил к разработке общей теологической системы католицизма, которая смогла бы удовлетворить большую часть богословов. Он пишет трактат «Сумма теологии».

В этом трактате Фома разделил человеческое мышление на научное и теологическое. Научное познание объясняет закономерности мира, направлено вовне, на внешние объекты и не занимается внутренним миром человека. Последним занимается теология, которая познает такие истины как Божественное Откровение, Благая Весть - все, что относится к области веры. Философия может и должна, по мысли Фомы, разумно толковать истину веры, чтобы опровергать направленные против веры аргументы. Фома Аквинский считал философию своеобразной рационалистической подпоркой для иррациональной теологии. Его принцип: философия является служанкой теологии. Но и роль Разума в жизни человека Аквинат считал очень важной. Разум есть основное свойство человеческой души, с его помощью человек может управлять своей волей: кто против разума, тот и против человека.

В 1269 году папа направил Фому Аквинского в Парижский университет, где ему было поручено разрешить наконец Спор об универсалиях. Фома с честью справился с этой ролью. Он создал срединную теорию, объединившую в себе все позиции: универсалии существуют и до вещей (в Божественном разуме), и в вещах (как суть вещи), и после вещей (как название вещи, появляющееся в человеческом разуме при абстрагировании от нее).

Фома Аквинский был вторым, после Ансельма Кентерберийского, теологом, который попытался доказать существование Бога. Он привел пять доказательств, главным из которых является телеологическое (по принципу целесообразности) доказательство: всё, даже кажущееся случайным, имеет в самом деле цель, смысл, ббладает полезностью. Значит, существует Нечто, что направляет все вещи к некой цели, а это и есть Бог.

Способность Фомы углубляться в богословские размышления вошла в поговорку. Однажды, на приеме у короля Людовика IX, пока все веселились, Фома тихонько сидел в углу, как всегда, о чем-то глубоко задумавшись. Через некоторое время все просто забыли о его присутствии, как вдруг раздался грохот - это Фома, ударив по столу мощным кулаком, громко воскликнул: «Ха, мы приведем этих еретиков в порядок!» Но, несмотря на внешне грозный вид, Фома Аквинский был вполне добросердечным человеком, стремившимся примирять, а не побеждать своих противников. Потому-то, после того, как по пути в Рим он тяжело заболел и скончался, его стали называть «ангельским доктором».

Система Фомы Аквинского, томизм, вплоть до нашего времени является официальной философской доктриной католической Церкви. А ее основатель в 1323 году был причислен к лику святых.

Из книги Популярная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

§ 23. Ангельский доктор и «машина истины» (Фома Аквинский и Раймунд Луллий) Самым выдающимся философом периода расцвета схоластики и средневековья являлся итальянский религиозный мыслитель Фома Аквинский. На латинском языке его имя звучит как Томас, поэтому его учение

Из книги Карлос Кастанеда. Расколотое знание автора Джелдашов Василий

Образ 7. Ангельский язык «Дон Хуан попросил меня сесть на кровати и принять позу, которая способствует внутреннему безмолвию.После секундной тишины я обнаружил, что иду. Дон Хуан во время ходьбы направлял меня за руку.Мы уже не были в его доме; мы шли по городу индейцев яки,

Из книги Командующее Я автора Шах Идрис

ДОКТОР И ПАЦИЕНТ Человек пришел к врачу:«У меня ночные кошмары и все руки в болячках!» Врач осмотрел его:«Возможно, у вас и есть подобные симптомы, но посмотрите, какие у вас прекрасные уши, какая форма». «А как же мои жалобы?»«Вы только вспомните, что вам пятьдесят четыре

Из книги Война и антивойна автора Тоффлер Элвин

Доктор наук с вещмешком Некоторые эксперты по специальным операциям задумываются о достаточно далеком будущем. Завтрашняя «война за ниши» была предметом совещания, недавно проведенного в небольшом конференц-зале, скрытом за вьющейся тропой, ведущей к «Олд-колони инн» в

Из книги МЖ: Мужчины и женщины автора Парамонов Борис Михайлович

Из книги Философия здоровья [Сборник статей] автора Медицина Коллектив авторов --

«Святой доктор» В Малом Казенном переулке Москвы стоит памятник человеку удивительной доброты и благородства – «святому доктору». «Спешите делать добро» написано на граните.Сорокалетний врач, богатый, преуспевающий, Федор Петрович Гааз однажды увидел, в каких условиях

Из книги Обсуждение книги Т.И. Ойзермана «Марксизм и утопизм» автора Зиновьев Александр Александрович

Ю.К. Плетников (доктор философских наук, Институт философии РАН) <Род. – 05.06.1926 (Брянск), Моск. юр. ин-т – 1951, к.и.н. – 1954 (Ленинская теория перерастания буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую и борьба Коммунистической партии Советского Союза за

Из книги Обсуждение книги Т.И. Ойзермана «Оправдание ревизионизма» автора Стёпин Вячеслав Семенович

<Род. – 1930 (Вологодская обл.), МГУ, к.ф.н. – 1963 (Борьба материализма с позитивизмом в русской философии: вторая половина XIX в.), д.ф.н. – 1976 (Социалистическая мысль в России: переход от народничества к

Из книги Популярная философия. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

А.Г. Мысливченко (доктор философских наук, Институт философии РАН) <Род. – 1924 (Украина), МГИМО – 1951, к.ф.н. – 1958 (Реакционная сущность немецкого экзистенциализма), д.ф.н. – 1970 (Основные этапы и тенденции развития философской мысли в Швеции).> После распада СССР Россия,

Из книги автора

Р.Г. Вартанов (доктор философских наук) <К.ф.н. – 1955 (Развитие ленинского учения о коммунизме в решениях Пленумов ЦК КПСС 1953–1955 годов), д.ф.н. – 1971 (Ступени развития социализма и его перерастания в коммунизм: Обобщение опыта СССР).> Т.И. Ойзерман в своей книге всесторонне

Из книги автора

B.М. Межуев (доктор философских наук, Институт философии РАН) <Род. – 17.12.1933, МГУ – 1956, к.ф.н – 1971 (Марксистский историзм и понятие культуры), д.ф.н. – 1984 (Теория культуры в историческом материализме).> Хотя в чем-то, возможно, я и буду полемизировать с Теодором Ильичем,

Из книги автора

И.К. Пантин (доктор философских наук, Институт философии РАН) <Род. – 1930 (Вологодская обл.), МГУ, к.ф.н. – 1963 (Борьба материализма с позитивизмом в русской философии: вторая половина XIX в.), д.ф.н. – 1976 (Социалистическая мысль в России: переход от народничества к

Из книги автора

В.Г. Федотова (доктор философских наук, Институт философии РАН) <К.ф.н. – 1968 (Информационный подход к анализу искусства), д.ф.н. – 1986 (Социальная обусловленность обществознания как методологическая проблема).> Я согласна с мнением И.К. Пантина о том, что причины

Из книги автора

Н.С. Юлина (доктор философских наук, Институт философии РАН) <Род. – 08.06.1927 (Пензенская обл.), МГУ – 1950, к.ф.н. – 1962 (Критика философии Джорджа Сантаяны), д.ф.н. – 1979 (Проблема метафизики в буржуазной философии США XX века), ум. – 21.11.2012.> Я с интересом выслушала комментарии

Из книги автора

В.Г. Буров (доктор философских наук, Институт философии РАН) <Род. – 1931, к.ф.н. – 1963 (Мировоззрение китайского материалиста XVII века Ван Чуань-шаня), д.ф.н. – 1986 (Современная китайская философия: Основные этапы и тенденции развития в 50 – 70-е г.).> Интерес к проблеме

Из книги автора

5. Ангельский доктор (Фома Аквинский) Самым выдающимся философом периода расцвета схоластики и всего вообще средневековья был итальянский религиозный мыслитель Фома Аквинский. В латинском языке его имя звучит как Томас, поэтому его учение получило название томизма. В

Августин

Аквинский

«Исповедь»

«Сумма теологии

Выберите 1 правильный ответ.
«Ангельским доктором» назвали впоследствии

+Аквинского

Выберите 1 правильный ответ.
В “тривиум” свободных наук средневекового образования входили

+Риторика, грамматика, диалектика

Выберите 1 правильный ответ.
Отличие христианского понимания мира от античного

+Мир сотворен Богом из ничего, имеет начало и конец во времени


«Отец схоластики», автор труда «Утешение философией»…

Выберите 1правильный ответ.
В творчестве этого философа произошел синтез античной философии и христианской традиции

+Августин

Выберите 1правильный ответ.
Триада – Вера, Надежда, Любовь – впервые высказана в

+Христианской философии

Расположите в порядке очередности протекания этапы средневековой философии.

Патристика

Ранняя схоластика

Зрелая схоластика

Поздняя схоластика

Дополните выражение. Одно многоточие – одно слово.
Учение о конце мира называется…

эсхатология

Выберите 1 правильный ответ.
Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к

+Богословию

Выберите 1 правильный ответ.
Неотомизм развивался в

+XIX и XX вв. в Западной Европе

Дополните выражение. Одно многоточие – одно слово.
Пять рациональных доказательств существования Бога сформулировал основатель томизма…

(Аквинский)|(Аквинат)

Выберите 1 правильный ответ.
Номинализм в своей атаке на строгую рационализацию религиозных догматов, тем самым

+Подготовил почву для отделения теологии от философии

Выберите 1 правильный ответ.
Спор средневековых философов-номиналистов и реалистов касался проблемы

+Какова природа общих понятий

Дополните выражение. Одно многоточие – одно слово.
Направление средневековой философии, сторонники которого считали, что реально существуютединичные понятия – это…

номинализм

Выберите 1 правильный ответ.
Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях», разделил их на два основных лагеря

+Реалистов и номиналистов

Установите правильное соответствие между суждениями, характерными для средневековой философии.

Номинализм

Реально существует только единичное, а общее - лишь имя

Общее существует реально, независимо от единичного

Выберите 1 правильный ответ.
Назовите основной труд Ф. Аквинского

+«Сумма теологии»

Установите соответствие понятий средневековой философии и их определений. Одному понятию соответствует одно определение.

Экзегетика

Сакраментальный

Искусство толкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья

Священный, заветный, традиционный

Выберите 1правильный ответ.
Для эпохи Возрождения характерен

+Антропоцентризм

Выберите 1 правильный ответ.
Человек, его тело и разум, способный к творчеству, провозглашаются образцами красоты в культуре

+Ренессанса

Дополните выражение. Одно многоточие – одно слово.
Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоящая схоластике и духовному господству церкви…

гуманизм

Выберите 1 правильный ответ.

Доминирующая тема философии Ренессанса

+Творчество человека

Дополните выражение. Одно многоточие – одно слово.
Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в…

Выберите 1 правильный ответ.
Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу

+Индивидуализм

Дополните выражение. Одно многоточие – одно слово.
Разумный, уверенный в своих силах и разуме – это идеал человека эпохи…

Возрождения

Выберите 1 правильный ответ.
В философии позднего Возрождения наблюдается разочарование в принципах

+Антропоцентризма

§ 23. Ангельский доктор и «машина истины» (Фома Аквинский и Раймунд Луллий)

Самым выдающимся философом периода расцвета схоластики и средневековья являлся итальянский религиозный мыслитель Фома Аквинский. На латинском языке его имя звучит как Томас, поэтому его учение получило название томизма. В настоящее время оно, в обновленном виде, является философской основой католицизма и одним из направлений современной философии, называющимся неотомизмом (то есть возобновленным в новых условиях учением Фомы Аквинского). Итальянский схоласт создал грандиозную религиозно–философскую систему, в которой нашли место и были осмыслены существующие тогда реалии, и которая на долгое время стала глобальным объяснением мироздания для средневекового человека.

Схоластика как попытка синтеза веры и разума, религии и философии достигла в учении Фомы своего апогея. Религиозная вера и философское знание не противоречат друг другу, говорит Аквинат, но, напротив, поддерживают друг друга, дополняют и образуют единство. Окружающий нас мир является божественным творением, следовательно, несет тайну великого замысла, скрывает воплощенную в телесные вещи волю Творца. Поэтому через восприятие мира или творения мы пусть косвенно, но постигаем отчасти божественное, пусть незначительно, но приближаемся к нему.

Однако познание мира, в котором мы живем, происходит с помощью разума и философии, в силу чего философское знание через постижение окружающей действительности приближает нас к первопричине ее – Богу. Подобный путь опосредованный или косвенный и, конечно, не способен открыть всей истины, однако он ведет через познание творения к частичному постижению Творца, и поэтому отвергать данную возможность приближения к Богу или игнорировать ее нет смысла. Наоборот, стоит любыми средствами разрабатывать данный путь, совершенствовать разум, приумножать знание, так как оно оказывает великую услугу религии, укрепляя и обосновывая веру в начальную причину всего сущего – творящего Бога. Мысль о том, что философия должна быть служанкой богословия принадлежит как раз Фоме Аквинскому.

Однако философское знание – только подспорье, потому что существует еще и прямой, непосредственный путь постижения Бога – через религиозную веру. Путем молитвы, поста, благоговения и трепета верующий может получить божественное откровение, то есть неким непостижимым чудесным образом узреть истины величайшие и вечные, которые никогда не могут быть добыты разумом и философией. Понятно, что предлагаемый мистический путь выше и совершеннее, чем рациональное познание, что вера выше разума, а религия выше философии.

Если между положениями веры и разума возникают противоречия, следовательно, ошибается разум, потому что вера ошибаться не может. Важно, что между тем и другим возможна гармония, что и религия и философия ведут к одному и тому же, и поэтому требуется всесторонне обосновывать и разрабатывать их союз. Необходимо уметь преодолевать возникающие противоречия между верой и разумом, ибо они возникают не от принципиальной внеразумности веры и не от абсолютной неприменимости разумного к религиозным предметам, но только от нашего неумения, а, возможно, и нежелания увидеть и понять их возможное и даже долженствующее согласие. В собственной философской системе Фома Аквинский при объяснении мироздания во многом использовал учение Аристотеля о форме и материи. Все нас окружающее, говорит Фома вслед за Аристотелем – единство материи и формы. При этом несовершенная материя – только возможность чего–то, сущность вещей, в то время как форма – начало идеальное и неизменное – из этой возможности созидает действительность, а сущность приводит к подлинному существованию.

Вклад Фомы Аквинского в разработку всевозможных проблем средневековой философии оказался наиболее значительным по сравнению с философской деятельностью других мыслителей средневековья, и поэтому современники назвали его «ангельским доктором» («doctor angelicus »). Любопытно, что латинский термин «доктор» означал в Средние века – «ученый», или, точнее, - «наиболее ученый» (хотя и сегодня один из смыслов слова «доктор» – ученый человек) и являлся званием, которое присваивали наиболее отличившимся своими философскими заслугами (и сегодня «доктор» - высшая ученая степень).

Другим представителем зрелой схоластики являлся испанский философ Раймунд Луллий, который, подобно Фоме Аквинскому, полагал, что между верой и разумом, религией и философией возможно полное согласие и гармония, что все предметы как физического, материального мира, так и высшей, божественной, идеальной сферы можно описать или выразить в рациональных понятиях и, таким образом, объять разумом необъятное мироздание, полностью исчерпать все существующее, получив о нем окончательное знание.

С этой целью он построил так называемую «машину истины», выглядевшей следующим образом. Семь окружностей с одним общим центром располагаются одна внутри другой. Каждая из них разделена на девять частей или отрезков, точнее, дуг. Над каждой частью написано какое–либо понятие. Например, на первой окружности расположены термины: Бог, ангел, небо, человек, воображаемое, чувственное, растительное, стихийное, инструментальное. Как видим, данные понятия обозначают некие предметы или вещи, или стихии, сферы, области сущего. На второй окружности помещены термины, означающие какие–либо признаки или свойства, качества вещей: благость, величина, длительность, могущество, знание, стремление, добродетель, истина, слава. На следующей окружности – понятия, соответствующие возможным отношениям между вещами: различие, согласие, противоречие, начало, середина, конец, превышение, равенство, умаление.

Оставим в стороне остальные понятия, расположенные на оставшихся окружностях, и отметим, что главное заключается во вращении их друг относительно друга в разные стороны (вокруг общего центра). При этом получаются разнообразные комбинации понятий, например: «благой , могущественный Бог », «добродетельный, знающий человек» и другие. Понятно, что количество получившихся комбинаций окажется неимоверно большим. Если даже в кейсовом замке, состоящем из трех колесиков, на каждом из которых расположено девять цифр (от 0 до 9), возможна 1000 комбинаций, в «машине истины» Раймунда Луллия, состоящей из семи окружностей, каждая из которых разделена на девять разных понятий, полученных комбинаций возможно огромное количество. Комбинации, по мнению философа, как раз и охватывают многообразие мира, исчерпывают его, обеспечивая полную и окончательную истину.

Следовательно, в начале Средних веков существовали сильные сомнения в возможности применения философии к религии; зрелое средневековье ознаменовалось торжеством схоластики, в которой философствование превратилось в средство укрепления веры. Не удивительно, что на закате рассматриваемой эпохи первоначально стали звучать сомнения в совместимости философского знания и религиозной веры, которые постепенно перерастали в полное освобождение философии от роли служанки религии.

Продолжим.

Итак, самым знаменитым схоластом был Фома Аквинский (Thomas Aquinatus, 1225-1274, Италия) Выдающийся теолог и философ. Конечно, в очередной раз он обосновал необходимость смертной казни для еретиков, считая что ересь большее преступление, чем оскорбление государя. Заявляя о нежелании проливать кровь осужденных, он рекомендовал их заживо сжигать, изгоняя грехи и тем самым спасая «бессмертную душу». Со второй половины XIII в. костры Святой инквизиции запылали во многих европейских странах. Зажигали их и в России, только ослушники - еретики у нас были немного другими.

Фома обосновывает догмат Воскресения в духе аристотелевского разделения мира на творящую форму и косную материю следующим образом: Бог дает человеку бессмертную душу, смерть тела – это отделение формы от материи, но в день Страшного суда душа воссоединяется со своим воскресшим телом.

Основные произведения Аквинского - «Философская сумма об истинности католической веры…» и «Сумма теологии». Он перевёл на лытынь тексты Аристотеля и скрупулёзно их исследовал. Был назван «ангельским доктором», канонизирован. Фома отстаивал гармонию веры и разума. Считал, что теология нисходит от Бога к человеку, к теологии он относил всё, что нельзя доказать или проверить с помощью опыта. А наука восходит от фактов к тому, что стоит за ними и таким образом «восходит к Богу», стремится постичь Бога. Он признаёт, что философия не обязана принимать Откровение и мудрость святых отцов за исходные предпосылки, для философии главное – интеллект. Но ровно до тех пор, пока он не противоречит вере. Фома изначально считал истину веры выше истины разума, и поэтому последнее слово оставляет за верой. Его задача - объединить веру и разум при сохранении и главенстве веры. Это и по сей день остаётся главенствующей идеей католицизма, в отличие от православия, котороё опиралось на веру «сердцем».

Фома признает необходимость научно-философского знания, опирающегося на чувственное познание и разум, и в то же время он верит, что религия опирается на Откровение, её истины сверхразумны и выходят за пределы естественного понимания. Так он приходит к концепции двойственности истины, что предоставляло некоторые возможности для развития научного, не зависимого от религии знания, если и поскольку оно не мешало вере, т.е. церкви. И это было значительным шагом вперёд.

Теорию познания Аристотеля Фома тоже приспосабливает к христианству: каждая вещь постольку истинна, поскольку приближается к сходству с Богом. Но критерий истины он видит не в мистических откровениях, а в силлогистике и исполнении четырех законов логики Аристотеля: Закон тождества, Закон запрета противоречия в одном и том же рассуждении, Закон исключенного третьего и Закон достаточного основания, гласящим, что каждая мысль должна быть обоснована и выводима из других мыслей, истинность которых была доказана ранее и независимо от суждения, которое требуется доказать. (См. статью «Основные законы логики»)

Для Фомы Аристотель был высшим и неоспоримым авторитетом и говоря о нём он поднимал палец вверх и говорил «Магистр диксит» - Учитель сказал. И споры прекращались.

Беда в том, что эти законы логики Фома называет «первыми принципами», нимало не заботясь о доказательности истинности самих посылок в силлогизмах. Что безусловно открывает возможности для довольно свободных спекуляций, соединённых связками «поэтому», «отсюда следует», и т.п.

Естественной формой государства Фома считает монархию, «поскольку» (!) монарху власть дана от Бога. Очень, надо заметить, вредоносный тезис, поскольку делает монарха самоуверенным и безответственным по отношению к интересам подданных. Мысль о «просвещённой монархии» толком пришла к людям значительно позже, только в Эпоху Просвещения.

Фома отвергает онтологическое доказательство существования Бога, выдвинутое уже знакомым нам Ансельмом, резонно утверждая, что из того, что мы имеем о Боге понятие, еще не следует, что Он существует. И предлагает свои пять доказательств бытия Бога, правда, не более убедительных. Первое исходит из необходимости первопричины, второе из необходимости производящей причины, третье из необходимой сущности как основы, четвертое из необходимости самой совершенной сущности, обладающей наивысшей степенью бытия, пятое из признания божественного руководства миром, поскольку всюду наблюдается целесообразность. Все эти доказательства, по сути, носят космологический характер, так как они исходят из специальной интерпретации явлений материального мира: Бог есть само бытие, действующая и конечная причина мироздания. И все они приводят, как показал Кант, к непреодолимым противоречиям – «антиномиям»,

Рассмотрим подробнее эти доказательства:

1. Всё в мире движется. Всё, что движется, имеет источник движения. Следовательно, должен быть перводвигатель. Мы называем его Богом. Фома не говорит, что перводвигатель и есть Бог, он хочет показать, что разумно утверждать существование Бога, а не говорить о том, что такое Бог. Это замечание относится и к нижеследующим аргументациям.

2. Каждое явление имеет причину. Но у причины тоже должна быть своя причина. Следовательно, должна быть первопричина. Мы называем её Богом. (О том что является причиной первопричины вопрос не ставится).

3. Все вещи возникают и гибнут. Мир не исчезает. Следовательно, он «подпитывается» какой-то необходимой вечной сущностью. Мы называем её Богом. (сводится к док. 2)

(Аргументы 1 -3 считаются «космологическими».)

4. Всё имеет различную степень совершенства. Следовательно, должно быть понятие и о высшем, предельном совершенстве, которое, в силу своего совершенства обладает и существованием. Мы называем его Богом. (Этот «онтологический» аргумент восходит к Ансельму Кентерберийскому (1033- 1109). Критики говорили, что понятие совершенства не обязано быть совершенным, как и понятие коричневого коричневым. А сторонники говорили, что Бог не материален, и к нему бессмысленно применять аргументы, имеющие смысл для материальных предметов.

5. Всё в природе устроено целесообразно. Лишенные разума существа не могут этого сделать. Следовательно, есть разумное существо, придавшее всему целесообразность. Мы называем его Богом. (Этот «телеологический» аргумент основан на признании конечной цели или причины, он, конечно, изначально противоречит теории эволюции).

Несостоятельность всех пяти доказательств существования Бога говорит и о том, что, что невозможно и доказательство онтологического НЕ существования Бога, по той простой причине, что неизвестно что же, собственно, нужно опровергать. Кант говорит о нравственной, моральной необходимости допущения существования Бога, но это уже совсем другое понимание Бога как основы для существования морального абсолюта и «категорического императива», это само по себе спорное положение, но это уже совсем другая история.

Если рассматривать эти аргументации как доказательства, то правомерно сказать, что в них нарушены законы логики. Нарушено основное требования к тезису, - он должен быть чётко определён. Этого нет. К аргументам, - все они должны быть истинными. Этого тоже нет. К демонстрации - заключение должно следовать из аргументов. И этого нет, здесь допущена логическая ошибка, называемая «предвосхищение основания»: Фома исходит из истинности тезиса, который ещё только нужно доказать. Понятие Бога может представляться как идеал, измышлённый разумом, но это ещё не означает его реального существования. Попытки рационального доказательства в сферах веры и теологии бессмысленны и приводят к неразрешимым логическим противоречиям – «антиномиям», которые позже исследовал Кант. (За что и обрел ненависть со стороны церковников).

Аквинский дипломатично пишет, что если Святое писание противоречит неопровержимым доказательствам науки и философии, то не следует слишком буквально понимать текст писания, а нужно искать другой смысл или другую его интерпретацию, которая не противоречила бы науке. Но это лишь потому, что теология должна использовать науки и философию для лучшего понимания божественного сверхъестественного Откровения естественным разумом человека. Хитро. Фома в теологических построениях часто заранее определяет необходимый вывод, а уже потом к нему подгоняет факты и организует доказательства. Это называется предвзятой аргументацией: автор подгоняет рассуждения к заранее заданному результату, а не идет бесстрашно к тому выводу, к которому ведет свободное и логически корректное исследование.

В то же время Аквинский справедливо полагал, что «знание – столь дорогая вещь, что его не зазорно добывать из любого источника». Его основная заслуга в том, что он отделил теологию от науки, объединил аристотелизм и католическое христианство и таким образом хотя бы теоретически дал учёным возможность заниматься научными исследованиями. Это, конечно же, не означало, что преследования прекратились, Джордано Бруно инквизиторы сожгли в 1600 году, престарелого Галилея запугали и заставили отрекаться от гелиоцентрической системы ещё позже, а Католическая Церковь слёзно каялась за дела инквизиции уже в 20 веке.

Идеология Ватикана, государства-резиденции Папы Римского в огороженном стеной районе Рима, теоретически опирается на учение Фомы Аквинского. Создана философская теология католицизма - «неотомизм» (от лат.Thomas). Ватикан имеет свою Академию Наук и заботится о ней, финансируя научные исследования.

Фома Аквинский верно сказал:

«Вера и знание не относятся к одним и тем же вещам».

Теперь это положение стало, пожалуй, общепризнанным.

mob_info