Почему икона спас нерукотворный так называется. "Спас Нерукотворный"

Великой для верующих является икона «Спас Нерукотворный» – один из самых первых православных изображений, где представлен лик Христа. Значимость этого образа приравнивается к распятию. Есть несколько списков, представленных известными авторами.

«Спас Нерукотворный» – история происхождения

Многие люди задавались вопросом, откуда взялось изображение лика Христа, если о нем ничего не сказано в Библии, а церковное придание сохранило минимум описаний внешности? История иконы «Спас Нерукотворный» указывает, что подробности о лике донес до людей римский историк Евсевий. Правитель города Эдесса Авгарь был серьезно болен, и он послал к Христу художника, чтобы тот написал его портрет. У него не получалось справиться с поставленной задачей, поскольку его ослепляло божественное сияние.

Тогда Иисус взял полотно (убрус) и отер им свое лицо. Здесь случилось чудо – на материю передался отпечаток лика. Изображение носит название «нерукотворной», поскольку оно было создано не руками человека. Вот так появилась икона именуемая «Спас Нерукотворный». Художник отвез ткань с ликом царю, который, взяв ее в руки, исцелился. С того времени изображение сотворило много чудес и продолжает это дело до сих пор.

Кто написал «Спас Нерукотворный»?

Первые списки иконы стали появляться сразу после установления христианства на Руси. Считается, что это были византийские и греческие копии. Икона «Спас Нерукотворный», автор которой был сам Спаситель, хранилась у царя Авгаря, и ее описание дошло к нам благодаря документам. Есть несколько важных деталей, на которые стоит обратить внимание, рассматривая портрет:

  1. Материя с отпечатком была натянута на деревянную основу и этот образ является единственным изображением Иисуса, как человеческой личности. На других иконах Христос представлен или с какой-то атрибутикой, или совершающим определенные действия.
  2. Образ «Спаса Нерукотворного» в обязательном порядке изучается в школе иконописцев. Кроме этого, они должны сделать список в качестве первой самостоятельной работы.
  3. Только на этой иконе Иисус представлен с нимбом замкнутого типа, что является символом гармонии и указывает на завершенность мира.
  4. Еще один важный нюанс иконы «Спас Нерукотворный» – лицо Спасителя изображено симметрично, вот только глаза немного скошены на бок, что делает образ более живым. Изображение симметрично не просто так, поскольку оно указывает на симметричность всего, что создано Богом.
  5. Лицо Спасителя не выражает ни боли, ни страданий. Смотря на образ можно увидеть , равновесие и свободу от каких-либо эмоций. Многие верующие считают его олицетворением «чистой красоты».
  6. На иконе представлен потрет, но на картинах изображают не только голову, но и плечи, а здесь они отсутствуют. Эту деталь трактуют по-разному, так считается, что голова указывает на главенство души над телом, а еще это служит напоминанием о том, что главным для церкви является Христос.
  7. В большинстве случаев лик изображается на фоне ткани с разными видами складок. Есть варианты, когда портрет представлен на фоне кирпичной стены. В некоторых традициях полотно держится на крыльях ангелов.

«Спас Нерукотворный» Андрей Рублев

Известный художник представил миру большое количество икон и важное значение для него имел образ Иисуса Христа. У автора есть свои легко узнаваемые черты, например, мягкие переходы света в тень, которые полностью противоположны контрастам. Икона «Спас Нерукотворный», автор которой Андрей Рублев, подчеркивает необыкновенную мягкость души Христа, для чего использовалась нежная теплая гамма. Из-за этого икону называют «светоносной». Образ, представленный художником, был противоположным византийским традициям.

«Спас Нерукотворный» Симон Ушаков

В 1658 году художник создал свое самое известное произведение – лик Иисуса «Спас Нерукотворный». Икона была написана для монастыря, расположенного в Сергиевом Посаде. Она имеет небольшие размеры – 53х42 см. Икона Симона Ушакова «Спас Нерукотворный» была нарисована на дереве с использованием темперы и автор применял для написания художественные приемы характерные для того времени. Образ выделяется полной прорисовкой черт лица и светотеневой передачей объема.

В чем помогает икона «Спас Нерукотворный»?

Великий образ Иисуса Христа может стать верным защитником людей, но для этого нужно установить с ним молитвенный диалог. Если интересует, от чего защищает икона «Спас Нерукотворный», тогда стоит знать, что она оберегает от многочисленных заболеваний и разного негатива, направленного на человека со стороны. Кроме этого, молиться перед образом стоит о спасении души, за близких людей и детей. Искренние обращения помогут улучшить благосостояние, и справиться с разными мирскими делами.

Молитва «Спасу Нерукотворному»

Обращаться к образу можно своими словами, главное, делать это от чистого сердца. Самая простая молитва, которая известна каждому верующему человеку – «Отче наш». Она была дана людям самим Иисусом во время его земной жизни. Есть и другая простая молитва «Спасу Нерукотворному», текст которой представлен ниже. Читайте ее каждый день в любое время, когда требует того сердце.


Акафист «Спасу Нерукотворному»

Хвалебный гимн или акафист, как и используется для того, чтобы обратиться к Высшим силам за помощью. Его можно читать самостоятельно в домашних условиях. Акафист «Спасу Нерукотворному», текст которого можно просто слушать, помогает избавиться от дурных мыслей, получить невидимую поддержку и поверить в себя. Учтите, что петь его необходимо стоя, за исключением особых случаев (когда есть проблемы со здоровьем).

Этому образу принято молиться в самых сложных жизненных ситуациях, когда отчаяние, уныние или гнев не дают жить по-христиански.

Нерукотворный образ Спасителя считается самой ценной и единственной в своем роде иконой. Этой иконе поклоняются христиане всего мира, ведь нерукотворный образ способен полностью изменить жизнь каждого, кто искренне попросит об этом.

«Спас Нерукотворный» – икона, имеющая уникальное значение среди других икон мирового значения. К лику Спасителя мы оказываемся в буквальном смысле лицом к лицу. Он – водитель нашей жизни, наше солнце, наш путь. Это икона для молитвы просьбы и благодарения, а и то и другое защищает нас самих от недоброжелательных явлений и событий. Известно, что если мы добровольно следуем за Господом, по Его пути, то попадаем под Его защиту самым естественным образом – Он наш Водитель, Учитель, Спаситель.

История иконы

По преданию, икона появилась с помощью настоящего явленного чуда. Царь Эдесса Авгарь заболел проказой и написал письмо Иисусу, прося исцелить его от страшной болезни. Иисус ответил на послание, но письмо не исцелило царя.

Умирающий монарх отправил к Иисусу своего слугу. Прибывший мужчина передал Спасителю свою просьбу. Иисус выслушал слугу, подошел к сосуду с водой, умылся и вытер лицо полотенцем, на котором чудесным образом отпечатался Его лик. Слуга забрал святыню, отвез Авгарю, и тот полностью исцелился, лишь прикоснувшись к полотенцу.

Иконописцы Авгаря переписали лик, оставшийся на полотне, а саму реликвию закрыли в свиток. Следы святыни теряются в Константинополе, куда свиток был переправлен для безопасности на время набегов.

Описание иконы

На иконе «Спас Нерукотворный» не изображаются события, Спаситель не выступает в роли недосягаемого Бога. Только Его лик, только взгляд, направленный на каждого, кто подходит к иконе.

Это изображение несет в себе главную мысль и идею христианской веры, напоминая всем, что именно через личность Иисуса человек может прийти к истине и войти в Царствие Небесное. Молитва перед этим образом подобна разговору наедине со Спасителем.

О чем молятся иконе

Каждый православный, молящийся перед иконой «Спас Нерукотворный», ведет самый честный разговор со Спасителем о своей жизни и жизни вечной. Этому образу принято молиться в самых сложных жизненных ситуациях, когда отчаяние, уныние или гнев не дают жить по-христиански.

Молитва Спасителю перед этим образом способна помочь:

  • в исцелении тяжелой болезни;
  • в избавлении от печалей и горестей;
  • в полном изменении жизненного пути.Больше полезных статей интересных видеороликов и тестов вы всегда сможете найти на нашем сайте.
  • Молитвы нерукотворному образу Спасителя

    «Господи, Боже мой, Твоей милостью дана мне жизнь моя. Господи, Ты ли оставишь меня в моей беде? Укрой меня, Иисусе, и спроводи за черты моей беды, убереги от новых потрясений и укажи мне путь к покою и миру. Прости мне мои прегрешения, Господи, и позволь смиренно войти в Царствие Твое. Аминь».

    «Спаситель Небесный, Создатель и Заступник, Приют и Покров, не оставь меня. Исцели, Господи, душевные и телесные раны мои, убереги от боли и бед и прости мне мои прегрешения, вольные и невольные. Аминь».

    Спас Нерукотворный - икона, появившаяся при земной жизни Иисуса Христа. Образ Спаса Нерукотворного изображает только лик Христа, значение и символизм иконы акцентирует внимание на главной цели христианина - установлении личных отношений с Богом. Это образ, говорящий именно о личности, а не о деятельности Христа. В отличие от повествовательных икон, здесь Христос находится в прямом контакте, «лицом к лицу».

    Почему Нерукотворный или История возникновения образа

    Образ возник на полотенце (плате), которым утирал лик Иисус Христос, увидев, что присланный из Едессы Анания (Ханаан) собирается писать Его портрет. Ананию прислал больной проказой правитель Авгарь V Ухама с просьбой к Иисусу об исцелении. Анании было также поручено написать портрет Христа и принести его Авгарю, если Иисус прийти не сможет.

    Важно! Икона Спаса Нерукотворного не имеет автора: ее явление - одно из важнейших чудес, совершившихся во время земной жизни Иисуса Христа.

    Найдя Иисуса в толпе слушающих Его проповедь, Анания встал на камень и приготовился писать. Увидевший это Христос умылся водой и утер лик платом, на котором запечатлелся Его лик.

    Нерукотворный Образ (Убрус) Господа Иисуса Христа

    Этот платок Анания отвез своему правителю, который образом Христовым был исцелен от проказы. Но не до конца - на лице его следы болезни оставались до тех пор, пока он не принял христианство и не поместил дарованный ему Спасителем образ над воротами города, свергнув висевшего там прежде идола.

    Потомок Авгаря, вновь впавший в идолопоклонство, пытался уничтожить чудотворный образ. Икону сохранил местный епископ: он замуровал плат в городской стене. Место, где она была сохранена, было забыто жителями Едессы.

    Важные события или Празднование в честь иконы

    Церковь чтит образ Спаса Нерукотворного ежегодно 16 августа по новому стилю. В этот день на службе читается акафист этой иконе, поются молитвы, обращенные к ней. Дата выбрана неслучайно: 16 августа 944 года образ был перевезен в Константинополь. Его выкупили у Едессы Константин Багрянородный и Роман I.

    За 400 лет до этого при осаде Едессы персами образ Спаса Нерукотворного был вновь обретен. Место, где была скрыта икона местному епископу указала Богородица. При вскрытии ниши в городской стене, оказалось, что образ неповрежденным сохранился на плате и запечатлелся на глиняной доске.

    Деревянная резная икона «Спас Нерукотворный»

    Жители города пронесли образ по крепостной стене с молитвой. Неприятель отступил. Едесса же стала ежегодно чтить святой образ.

    В Константинополе реликвия находилась в Фаросском храме Божией Матери. Точная история первой иконы Спаса Нерукотворного неизвестна: есть только предания. Согласно одному из них он был похищен крестоносцами в XIII веке, но увозивший его корабль затонул. Другое предание гласит, что плат перевезли в XIV веке в Геную.

    Сейчас никто не знает, где находится реликвия.

    Как изображают образ Спаса Нерукотворного

    После событий 544 года сформировались два канонических способа изображения Нерукотворного Образа: убрус и чрепие. Спас на убрусе - икона, где лик Христов помещается на фоне светлой материи(убруса). Иногда изображают также ангелов, придерживающих края плата. Спас на чрепии (черепице, кирпиче) изображается на темном фоне или на кирпичной кладке.

    Важно! В Православной традиции этот образ рассматривается как одно из свидетельств истинности человеческого воплощения Бога и как основное доказательство необходимости иконопочитания.

    Самые известные иконы Спаса Нерукотворного

    В собрании Третьяковской галереи находится двусторонний образ работы новгородских мастеров XII века, с одной стороны которого Спас на чрепии, а с другой - Прославление Креста. Спас Нерукотворный в версии новгородской иконы XII века - один из наиболее известных списков с Едесской реликвии.

    Спас Нерукотворный - первая работа каждого окончившего обучение иконописца.

    Еще один особо чтимый Русской Православной Церковью список Нерукотворного Образа происходит с вятской земли. Он был перевезен в Москву из города Хлынова царем Алексеем Михайловичем. Произошло это тогда, когда на Руси свирепствовала моровая язва, от чего город Хлынов защитила икона Спаса Нерукотворного. Список с вятского образа был воссоздан над воротами тогда еще Фроловской, а в последствии - Спасской башни Московского Кремля.

    Надвратная икона Спасителя на Спасской башне Московского Кремля

    По легенде, во время крушения под Харьковом поезда император Александр III удерживал на своих плечах рушащийся вагон, в чем ему помогла икона Спаса Нерукотворного, которую он имел при себе.

    Помолиться перед иконой Господа нашего Иисуса Христа «Спас Нерукотворный» можно обо всем, что важно для верующего. Полноценная духовная жизнь невозможна без молитвы и душе необходимы все четыре ее вида: хвалебная, просительная, покаянная и благодарственная.

    Совет! Самой простой молитвой, запомнить которую под силу любому человеку, считается Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

    Икона Спас Нерукотворный

    И Евфрат, со 137 года до нашей эры по 242 год нашей эры существовало небольшое государство Осроена, которое первым объявило христианство официальной государственной религией. Здесь же первый раз упоминается икона Спаса Нерукотворного.

    Легенда об иконе

    По многочисленным легендам, осроенский царь Авгарь V, резиденция которого находилась в столице государства Эдессе, заболел неизлечимой болезнью - черной проказой. Во сне ему явилось откровение, что поможет ему только лик Спасителя. Придворный художник, отправленный ко Христу, не смог запечатлеть его образ из-за божественного сияния, исходящего от Иисуса, который, пойдя навстречу царским мольбам, сам омыл свое лицо водой и отер полотенцем (платом). На нем и остался запечатленным светлый образ, получивший название «убрус», или Мандилион, или икона Спаса Нерукотворного. То есть в классическом варианте она представляет собой лик Христа, выполненный на полотне, по краям которого пущена канва, а верхние концы завязаны в узлы.

    После чудесного исцеления Авгаря упоминания об этой иконе отсутствуют вплоть до 545 года, когда Эдессу взяли в блокаду персидские войска. Как часто это бывает, в трудную минуту на помощь приходит провидение. В нефе над воротами города были обнаружены не только сама прекрасно сохранившаяся икона Спаса Нерукотворного, но и ее отпечаток на керамической стене хранилища, или Керамидионе. Блокада города была снята самым чудесным образом.

    Особенности иконы

    Этот чудотворный образ в обоих своих проявлениях (выполненный как на холсте, так и на керамике) имеет ряд особенностей и обычаев, с ним связанных. Так, он рекомендован начинающим иконописцам как первая их самостоятельная работа.

    Икона Спаса Нерукотворного - единственный образ, на котором нимб вокруг головы Иисуса имеет форму правильного замкнутого круга с находящимся внутри крестом. Все эти детали, как и цвет волос Спасителя, общий фон иконы (на самых древних иконах фон всегда оставался чистым), несут свою смысловую нагрузку.

    Бытуют мнения, что созданный без кисти и красок портрет, которым является, по своей сути, икона «Спас Нерукотворный», - фото Христа, запечатлевшее его лицо.

    В православии эта икона всегда, с момента привоза ее списка из Константинополя в 1355 году, играла особую роль. Хотя самые древние иконы этого вида появились на Руси еще в XI веке, только со второй половины XIV века все, связанное со «Спасом Нерукотворным», позиционируется на уровне государственного культа и внедряется повсеместно. Под него строятся храмы, изображен на знаменах русских войск в самых решающих для страны битвах - от Куликовской до сражений Первой мировой войны. Слово «стяг» заменяется постепенно словом «знамя» (от «знамения»). Хоругви с изображением «Спаса Нерукотворного» стали неотъемлемой частью побед русского оружия.

    Икона «Спас Нерукотворный» сегодня

    Прибытие этой чудотворной иконы, слава о которой разнеслась по всей Руси, из Новоспасского города Вятки в Успенский собор Кремля, приобрело государственный масштаб и значение. Тысячи москвичей и приезжих вышли навстречу иконе и при виде ее упали на колени. Фроловские ворота, через которые пронесли икону, стали называться Спасскими. Пройти через них можно было лишь с непокрытой головой, в знак божественности лика.

    «Спас Нерукотворный» - икона, значение которой невозможно переоценить. Она воспринимается как один из основных символов православия, по смысловому значению она приравнивается к кресту и распятию.

    В последние годы, которые иногда справедливо называют Вторым крещением Руси, строится небывалое количество церквей, монастырей и храмов. В Сочи к открытию Олимпиады в рекордные сроки был возведен и освящен 5 января 2014 года Храм Спаса Нерукотворного.

    Значение образа Спасителя

    Более 1000 лет назад, в 988 году, Русь, приняв Крещение, впервые увидела лик Христа. К этому времени в Византии – ее духовной наставнице – уже в течение нескольких веков существовала обширная иконография православного искусства, уходящая корнями в первые века христианства. Эту иконографию унаследовала Русь, приняв ее как неиссякаемый источник идей и образов. Образы Спаса Нерукотворного появляются в Древней Руси с XII века, вначале в росписях церквей (Спасо-Мирожского собора (1156 г.) и Спаса на Нередице (1199 г.)), позднее как самостоятельные изображения.

    С течением времени русские мастера вносили свой вклад в развитие иконописи. В их работах XIII – XV веков образ Христа утрачивает суровую одухотворенность византийских прототипов, в нем проступают черты добросердечия, милостивого участия и благоволения к человеку. Примером этому является древнейшая русская икона ярославских мастеров Спас Нерукотворный XIII века из Успенского собора Московского Кремля, которая в настоящий момент хранится в Государственной Третьяковской галерее. Лик Иисуса Христа на иконах русских мастеров лишен суровости и напряжения. В нем – доброжелательный призыв к человеку, духовная требовательность и поддержка одновременно.

    Икона Иисуса Христа Спас Нерукотворный иконописца Юрия Кузнецова поддерживает традиции древнерусских мастеров. От иконы исходит ободряющее доверие, родственная человеку духовная сила, позволяющая ему почувствовать свою причастность к божественному совершенству. К ней хочется отнести слова Н.С. Лескова: «Типическое русское изображение Господа: взгляд прям и прост… в лике есть выражение, но нет страстей» (Лесков Н.С. На краю света. Соч. в 3 т. М., 1973. С. 221).

    Образ Христа сразу занял центральное место в искусстве Древней Руси. На Руси образ Христа изначально был синонимом Спасения, Благодати и Истины, высшим источником помощи и утешения человеку в его земных страданиях. Система ценностей древнерусской культуры, объединяющий ее религиозный смысл, образ мира, человеческий идеал, представления о добре и красоте неразрывно связаны с образом Спасителя Иисуса Христа. Образ Христа освещал весь жизненный путь человека Древней Руси от рождения и до последнего вздоха. В образе Христа он видел главный смысл и оправдание своей жизни, воплощая свой Символ веры в образах высоких и ясных, как слова молитвы.

    С образом Спаса Нерукотворного связывали надежды на помощь и защиту от врагов. Его помещали над воротами городов и крепостей, на воинских знамениях. Нерукотворный образ Христа служил защитой русским войскам. Так, войска Дмитрия Донского бились на поле Куликовом под княжеским стягом с изображением Святого лика. Такой же стяг был и у Ивана Грозного, когда он брал в 1552 году город Казань.

    К Спасителю Иисусу Христу перед его Нерукотворным образом обращаются с молитвами об исцелении от смертельных болезней и о придании большей жизненной силы.

    Значение Нерукотворного образа

    В раннехристианский (доиконоборческий) период было широко распространено символическое изображение Иисуса Христа. Как известно, Евангелия не содержат каких-либо сведений об облике Христа. В живописи катакомб и усыпальниц, рельефах саркофагов, мозаиках храмов Христос предстает в ветхозаветных формах и образах: Доброго Пастыря, Орфея или Отрока Эммануила (Ис. 7, 14). Большое значение для формирования «исторического» образа Христа имеет Его Нерукотворный образ. Возможно, Нерукотворный образ, известный уже с IV века, с перенесением его в 994 году в Константинополь, стал «непреложным образцом для иконописи», как полагал Н.П. Кондаков (Кондаков Н.П. Иконография Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, СПб., 1905. С. 14).

    Молчание евангелистов о внешности Иисуса Христа можно объяснить их заботой о духовном перерождении человечества, направлением взгляда от жизни земной к жизни небесной, от материальной к духовной. Таким образом, умалчивая об исторических чертах лика Спасителя, они обращают наше внимание на познание личности Спасителя. «Изображая Спасителя, мы не изображаем ни Его божественную, ни Его человеческую природу, а Его личность, в которой обе эти природы непостижимо сочетаются», – говорит Леонид Успенский, выдающийся русский иконописец, богослов (Успенский Л.А. Смысл и язык икон // Журнал Московской Патриархии. 1955. № 6. С. 63).

    В евангельский рассказ также не вошло повествование о Нерукотворном образе Христа, это можно объяснить словами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25).

    В период иконоборчества Нерукотворный образ Христа приводился как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания (Седьмой Вселенский собор (787 г.)).

    Нерукотворный образ Спасителя Иисуса Христа по христианской традиции является одним из доказательств истинности воплощения в человеческом образе второго лица Троицы. Возможность запечатлеть изображение Бога, по учению Православной Церкви, связана с Боговоплощением, то есть рождением Иисуса Христа, Бога Сына, или, как обычно называют Его верующие, Спасителя, Спаса. До Его рождения появление икон было нереальным - Бог Отец невидим и непостижим, следовательно, и неизобразим.

    Таким образом, первым иконописцем стал сам Бог, Его Сын – «образ ипостаси Его» (Евр. 1.3). Бог обрел человеческое лицо, Слово стало плотью ради спасения человека.

    Как был явлен Нерукотворный образ

    Икона Спас Нерукотворный известна в двух вариантах – «Спас на убрусе» (плате), где лик Христа помещен на изображении плата светлого тона и «Спас на Чрепии» (глиняной доске или черепице), как правило, на более темном фоне (по сравнению с «Убрусом»).

    Распространены два варианта предания о происхождении иконы Спас Нерукотворный. Мы приведем восточную версию предания о Нерукотворном образе Иисуса Христа по книге духовного писателя, церковного историка Леонида Денисова «История подлинного Нерукотворного образа Спасителя на основании свидетельства византийских писателей» (М., 1894. С. 3–37).

    В годы земной жизни Иисуса Христа в Осроене (столицей этого миниатюрного царства был город Эдесса) царствовал Авгарь V Черный. Семь лет невыносимо страдал он от «черной проказы», самой тяжелой и неизлечимой формы этой болезни. Слух о появлении в Иерусалиме необыкновенного человека, совершающего чудеса, распространился далеко за пределы Палестины, и скоро дошел до Авгаря. Вельможи Эдесского царя, побывавшие в Иерусалиме, передали Авгарю свое восторженное впечатление о поразительных чудесах Спасителя. Авгарь уверовал в Иисуса Христа как в Сына Божия и послал к нему живописца Ананию с письмом, в котором умолял Христа прийти исцелить его от болезни.

    Долго и безуспешно ходил Анания в Иерусалиме за Спасителем. Массы народа, окружавшие Господа, мешали Анании исполнить поручение Авгаря. Однажды, утомившись ожиданием, и, быть может, отчаявшись в том, что ему удастся выполнить поручение своего государя, Анания встал на уступ скалы и, наблюдая за Спасителем издали, пытался срисовать его. Но, несмотря на все свои старания, никак не мог изобразить лика Христова, потому что выражение его беспрерывно менялось божественной и непостижимой силою.

    Наконец, Милосердный Господь повелел апостолу Фоме привести к нему Ананию. Тот еще не успел ничего сказать, как Спаситель назвал его по имени, спросив написанное Ему письмо Авгаря. Желая вознаградить Авгаря за веру и любовь к Себе и исполняя пламенное желание его, Спаситель велел принести воды и, омывши пресвятое лице Свое, отерся поданным ему убрусом, то есть четвероконечным платком. Вода чудесно превратилась в краски, и на убрусе нерукотворно отпечатлелось изображение божественного лика Спасителя.

    Получив убрус и послание, Анания возвратился в Эдессу. Авгарь повергся ниц перед образом и, с верою и любовию приложившись к нему, получил, по слову Спасителя, мгновенное облегчение в болезни, а после своего крещения, как и предсказывал Спаситель, полное исцеление.

    Авгарь, почитая убрус с нерукотворным изображением лица Спасителя, свергнул с городских ворот статую языческого божества, намереваясь поместить там Нерукотворный образ на благословение и охранение города. В каменной стене над воротами была устроена глубокая ниша, и святой образ был установлен в нее. Вокруг образа шла золотая надпись: «Христе Боже! Никто из надеющихся на Тебя не погибнет».

    Около ста лет Нерукотворный образ защищал жителей Эдессы, пока один из потомков Авгаря, отрекшись от Христа, не захотел снять его с ворот. Но таинственно извещенный Богом в видении епископ Эдесский пришел ночью к городским воротам, по лестнице достиг ниши, поставил перед образом зажженную лампаду, заложил его керамидой (глиняной доской) и сравнял края ниши со стеной, как было ему поведано в видении.

    Прошло четыре с лишним столетия…

    Место, где находился Нерукотворный образ, никому уже не было известно. В 545 году Юстиан Великий, под властью которого находилась тогда Эдесса, воевал с царем персидским, Хозроем I. Эдесса постоянно переходила из рук в руки: от греков к персам и обратно. Хозрой начал возводить деревянную стену около городской стены Эдессы, чтобы потом засыпать пространство между ними и таким образом создать насыпь выше городских стен, чтобы можно было сверху бросать стрелы на защитников города. Хозрой привел свой план в исполнение, жители Эдессы решились провести к насыпи подземный ход, чтобы там развести огонь и сжечь бревна, удерживающие насыпь. Огонь был разведен, но не имел выхода, где бы, выбравшись на воздух, мог охватить бревна.

    Растерявшись и отчаявшись, жители прибегли к молитве Богу, в эту же ночь епископу Эдесскому, Евлалию, было видение, в котором ему дали указание на место, где, невидимо для всех, пребывал Нерукотворный образ Христа. Разобрав кирпичи и отняв керамиду, Евлалий обрел пресвятой образ Христа целым и невредимым. Лампада, зажженная 400 лет назад, продолжала гореть. Епископ взглянул на керамиду, и новое чудо поразило его: на ней нерукотворно изобразилось такое же подобие лица Спасителя, как на убрусе.

    Жители Эдессы, прославляя Господа, принесли нерукотворную икону в подкоп, окропили ее водой, несколько капель этой воды попали на огонь, пламень тут же охватил дрова и перешел на бревна возведенной Хозроем стены. Епископ вынес образ на городскую стену и совершил литию (моление вне храма), держа образ по направлению персидского лагеря. Внезапно войска персов, охваченные паническим страхом, бежали.

    Несмотря на то что Эдесса была в 610 году взята персами, а позднее мусульманами, Нерукотворный образ все время пребывал у эдесских христиан. С восстановлением иконопочитания в 787 году Нерукотворный образ стал предметом особого благоговейного почитания. Византийские императоры мечтали приобрести этот образ, но им не удавалось привести свою мечту в исполнение до второй половины X века.

    Роман I Лекапен (919–944), полный пламенной любви к Спасителю, пожелал во что бы то ни стало принести в столицу монархии нерукотворное изображение Его лика. Император отправил послов с изложением своего требования к эмиру, так как Персия в это время была покорена мусульманами. Мусульмане того времени всячески притесняли порабощенные страны, но зачастую дозволяли коренному населению мирно исповедовать свою религию. Эмир, из внимания к петиции эдесских христиан, грозивших возмущением, ответил отказом на требования византийского императора. Разгневанный отказом, Роман объявил войну халифату, войска вступили на арабскую территорию и опустошили окрестности Эдессы. Страшась разорения, эдесские христиане от своего имени отправили императору послание с просьбой прекратить войну. Император согласился остановить военные действия при условии, что ему будет отдан образ Христов.

    С дозволения Багдатского халифа эмир согласился на условия, предложенные императором. Толпы народа окружали и замыкали шествие при перенесении Нерукотворного образа из города до берега Ефрата, где процессию ожидали галеры для переправы через реку. Христиане начали роптать, отказываясь отдать святой образ, если на то не будет знамения от Бога. И знамение было им дано. Внезапно галера, на которую уже внесли Нерукотворный образ, без всякого действия поплыла и пристала к противоположному берегу.

    Притихшие эдессяне вернулись в город, а шествие с образом двинулось далее сухим путем. На всем протяжении пути в Константинополь беспрерывно совершались чудеса исцеления. В Константинополе ликующий народ стекался отовсюду, чтобы поклониться великой святыне. Монахи и святители, сопровождающие Нерукотворный образ, с пышной церемонией объехали по морю всю столицу и установили святой образ в Фаросском храме.

    Ровно 260 лет сохранялся Нерукотворный образ в Царьграде (Константинополе). В 1204 году крестоносцы обратили свое оружие против греков и завладели Константинополем. Вместе со множеством золота, драгоценностей и священных предметов ими был захвачен и переправлен на корабль и Нерукотворный образ. Но, по неисповедимым судьбам Господним, Нерукотворный образ не остался в их руках. Когда они плыли по Мраморному морю, вдруг поднялась страшная буря, и корабль быстро пошел ко дну. Величайшая христианская святыня исчезла. Этим, по словам предания, заканчивается история подлинного Нерукотворного образа Спасителя.

    На Западе предание о Спасе Нерукотворном получило распространение как сказания о Плате святой Вероники. По одному из них, Вероника была ученицей Спасителя, однако она не могла все время сопровождать его, тогда решила заказать живописцу портрет Спасителя. Но по дороге к художнику она встретила Спасителя, который и запечатлел чудесным образом свой лик на ее плате. Плат Вероники был наделен силой исцеления. С его помощью был излечен римский император Тиберий. Позже появляется другой вариант. Когда Христа вели на Голгофу, Вероника вытерла платом залитое потом и кровью лицо Иисуса, и оно отобразилось на материи. Этот момент включается в католический цикл Страстей Господних. Лик Христа в подобном варианте пишется в терновом венце.

    Какие иконы наиболее известны

    Древнейшая (из сохранившихся) икона Спаса Нерукотворного относится ко второй половине XII века и в настоящий момент находится в Государственной Третьяковской галерее. Эта икона, написанная новгородским мастером, была установлена в Успенском соборе Московского Кремля. Новгородская икона Спас Нерукотворный настолько соответствует византийским канонам, что вполне могла быть написана человеком, видевшим заветный убрус, или же под его руководством.

    Церковным историком Л. Денисовым упоминается одна из древнейших икон Спаса Нерукотворного (XIV века). Икона была привезена в Москву святым митрополитом Алексием из Константинополя и с 1360 года стояла в иконостасе соборной церкви Спасо-Андроникова монастыря. В 1354 году Киевский митрополит Алексий по пути в Константинополь попал в шторм. Святитель дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет берега. День пришелся на празднование Спасу Нерукотворному, в честь него митрополит и возвел монастырь. Посещая повторно Константинополь в 1356 году, Алексий привез с собой икону Спаса Нерукотворного.

    Летописи и монастырские описи на протяжении веков отмечали присутствие в обители константинопольской иконы. В 1812 году ее эвакуировали из Москвы и затем благополучно вернули. По сообщению «Независимой газеты» от 15.06.2000 года «… в 1918 году эта икона пропала из Андроникова монастыря и была обнаружена в одном из московских хранилищ только в 1999 году. Живопись этой иконы неоднократно переписывалась, но всегда по старому рисунку. Небольшой размер и редкая иконография ставят ее в ряд немногих точных повторений константинопольской реликвии». Дальнейшую судьбу этой иконы нам не удалось отследить.

    Широко известен Нерукотворный образ Христа Спасителя, поставленный неизвестно кем и неизвестно когда в городе Вятке на паперти Вознесенского собора. Образ прославился многочисленными исцелениями, свершавшимися перед ним. Первое чудо случилось в 1645 году (об этом свидетельствует рукопись, хранящаяся в московском Новоспасском монастыре) – произошло исцеление одного из жителей города. Петр Палкин, будучи уже три года слепым, после усердной молитвы перед Нерукотворным образом, прозрел. Весть об этом широко распространилась, и многие стали приходить к образу с молитвами и прошениями об исцелении. Эту икону перевез в Москву царствующий тогда государь Алексей Михайлович. 14 января 1647 года чудотворный образ был перенесен в Кремль и поставлен в Успенском соборе. Ворота в Кремль, через которые был внесен образ, называвшиеся до этого времени Фроловскими, стали именовать Спасскими.

    В Успенском соборе Кремля образ находился до тех пор, пока не было завершено переустройство Спасо-Преображенского собора в Новоспасском монастыре, 19 сентября 1647 года икона была торжественно перенесена в монастырь крестным ходом. Нерукотворный образ снискал большую любовь и почитание у жителей столицы, к помощи иконы прибегали в случаях пожаров и эпидемий. В 1670 году образ Спасителя был дан в помощь князю Юрию, отправлявшемуся на Дон для усмирения бунта Степана Разина. Вплоть до 1917 года икона находилась в монастыре. В настоящее время местонахождение святого образа неизвестно.

    В Новоспасском монастыре находится сохранившийся список с чудотворного образа. Он установлен в местном ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора – там, где прежде помещалась сама чудотворная икона.

    Еще один чудотворный образ Спаса Нерукотворного находится в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга. Икона была написана для царя Алексея Михайловича знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым. Она была передана царицей своему сыну – Петру I. Он всегда брал с собой икону в военные походы, с ней он был и при закладке Петербурга. Эта икона не раз сохраняла жизнь царю.

    Список этой чудотворной иконы возил с собой император Александр III. Во время крушения царского поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге 17 октября 1888 года он вышел из разрушенного вагона вместе со всей семьей невредимым. Целой сохранилась и икона Спаса Нерукотворного, даже стекло в киоте осталось целым.

    Значение иконы и чудеса от нее

    Почитание образа началось на Руси еще в XI – XII веках и получило распространение с XIV века, когда московский митрополит Алексий привез из Константинополя список Нерукотворного образа. В государстве стали строиться церкви и храмы в честь него. Икона «Спас Ярое око», также восходящая по типу к изначальному Нерукотворному образу, была на хоругвях Дмитрия Донского, ученика митрополита Алексия, в битве на Куликовом поле с Мамаем. Она располагалась над входом новых храмов и церквей, независимо от того, были они возведены в честь Господа или других святых имен и событий, как главная их оберегающая защита.

    Дальнейшая история всероссийского прославления и перенесения чудотворной иконы в Москву начинается в XVII веке. Двенадцатого июля 1645 года в городе Хлынове, ныне это город Вятка, случилось чудо прозрения жителя города Петра Палкина, который обрел способность видеть после молитвы перед иконой Спасителя в церкви Всемилостивого Спаса. До этого он был три года слеп. После этого события, зафиксированного в церковных документах, чудеса исцеления начали совершаться чаще и чаще, известность иконы расширилась до пределов столицы, куда она и была перенесена в XVII веке: см. раздел «В каких храмах находится икона».

    В Хлынов (Вятку) за чудотворным образом направилось посольство, главой которого назначен был игумен Московского Богоявленского монастыря Пафнутий.

    В день 14 января 1647 года к Яузским воротам столицы навстречу Нерукотворному образу Спасителя вышли чуть ли не все горожане. Как только собравшиеся увидели икону, все опустились на колени на стылую зимнюю мостовую, а со всех московских колоколен раздался праздничный перезвон к началу благодарственного молебна. Когда молебен был окончен, чудотворная икона была внесена в Московский Кремль и помещена в Успенском соборе. Вносили икону через Фроловские ворота, которые теперь называются Спасскими, как и Спасская башня, что высится над ними, – теперь многие, приходя на Красную площадь Кремля, знают происхождение названия этого священного для каждого русского человека места. В то время за перенесением образа последовал царский указ о том, чтобы каждый из людей мужского пола, кто проходит или проезжает через Спасские ворота, снимал шапку.

    Спасо-Преображенский собор Новоспасского монастыря тогда находился в стадии переустройства, после его завершения, 19 сентября того же года крестным ходом образ был торжественно перенесен на то место, где теперь находится список с него.

    История образа изобилует многими свидетельствами об активном участии Господа в судьбах России. В 1670 году икона была дана князю Юрию для помощи в подавлении бунта Степана Разина на Дону. После прекращения Смуты спасительный образ был помещен в позолоченный оклад, богато украшенный алмазами, изумрудами и жемчугами.

    В середине августа 1834 года в Москве случился сильнейший пожар, который распространялся с невероятной скоростью. По просьбе москвичей икону вынесли из обители и стали с ней против полыхающего места, и все видели, как огонь не мог перейти черту, по которой несли чудотворный образ, будто спотыкаясь о незримую стену. Ветер скоро утих, и пожар свернулся. Тогда образ Спаса Нерукотворного стали выносить для совершения молебнов на дому, а когда в 1848 году в Москве вспыхнула эпидемия холеры, многие получили от иконы исцеление.

    В 1812 году, когда в Москву вошли войска Наполеона, французы, которые мародерствовали в опустевшей столице, сорвали с чудесного образа ризу XVII века. В 1830 году он снова был заключен в серебряный оклад с позолотой, украшен драгоценными камнями. Летом икона находилась в Спасо-Преображенском соборе, а зимой ее переносили в Покровский храм. Также точные копии с чудотворного образа были и в Никольском, и Екатерининском храмах обители.

    Спас Нерукотворный, по мнению некоторых историков Русской Православной Церкви, стал главной частью христианской традиции наряду с Распятием. Он включен в верхний ряд домашнего иконостаса, его вместе с образом Богородицы как венчальную пару выносили для благословения молодых на счастливую и устроенную совместную жизнь. На праздник 6/19 августа Преображения Господня, благословляя снятый урожай, праздновали Спас яблочный, в первый день Успенского поста 14/29 августа праздновали Спас медовый – считалось, что в этот день пчелы уже не берут взяток с цветов.

    После революции 1917 года некоторое время икона находилась в монастыре, но теперь Нерукотворный образ Спаса утрачен, а в Новоспасском монастыре сохранился список с той, ранней иконы. Но образ этот любим и почитаем по сей день, и, как было сказано на VI Вселенском соборе: «Спаситель оставил нам по Себе святый Свой образ, чтобы мы, взирая на него, беспрестанно вспоминали о его воплощении, страданиях, живоносной смерти и искуплении рода человеческого».

mob_info