Буддийские пещерные храмы в индии. Пещерные храмы эллоры

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Индия – уникальная страна, которая довольно далека от нас и в географическом, и в культурном плане. Мы уже писали про нее, но еще лучше понять ее историю, религию и искусство в виде архитектуры и скульптуры помогут пещерные храмы Индии, о которых мы и хотим сегодня поговорить.

Статья поведает, где искать их посреди священных индийских мест, в чем заключаются присущие им особенности и кратко расскажет о самых удивительных из них. Будет интересно и увлекательно.

Особенности храмовых пещер

Невероятной должна быть вера тех людей, которые приняли решение высечь святыню прямо в скалистой пещере, работа над которой занимает не один десяток лет. На индийских просторах встречается множество таких примеров безграничной веры. Они щедро украшены статуями, фресками, росписями.

Шедевры начали появляться еще со 2 столетия до нашей эры. Тогда материалы для строительства специально доставлять было сложно, поэтому людям пришла идея выдалбливать монастыри в пещерах на горных склонах. В зависимости от сезона такие сооружения спасали от жары и прятали от дождя.

Позже, в 4-6 столетиях нашей эры на этих местах стали образовываться целые города. Количество жителей могло исчисляться сотнями, а постройки «вырастали» ввысь.

Особенно славится своими пещерами штат Махараштра. Близ города Аурангабад расположилось несколько пещерных комплексов. Некогда это была столица Империи моголов и важнейшая торговая артерия.

В первую очередь речь идет об Эллоре и Аджанте. Здесь поочередно исповедовалось несколько верований: буддистское, индуистское, а затем джайнистское. Впрочем, они вполне могли мирно сосуществовать в одно и то же время.

Шедевр настенных узоров

Под этими словами подразумеваются пещеры Аджанты. Они находятся в сотне километров от бывшей могольской столицы, на берегу речки Вагхур. Строительство началось в Древней Индии, во 2 столетии до нашей эры, и продолжилось до 5 века нашей эры.

Технология постройки заключалась в том, что из базальта извлекали куски грунтовых пород, создавая тем самым рельефный фасад. Получившиеся 29 пещер располагались на подкововидном утесе.


Почти все подземные постройки и монастыри делились на 2 вида:

  • чайтья – помещения для молитв, вытянутые, с колоннами;
  • вихары – монашеские жилища, представлявшие собой общий квадратный зал с изваяниями Будды и имевших по три жилых комнаты.

Росписи на стене, изображающие мифические мотивы буддизма – главная ценность Аджанты.

Во второй половине 5 столетия у власти стоял царь Харишеша. Строительство и обустройство велось усиленными темпами по большей части на его средства. С кончиной правителя стройка почти прекратилась.

В 13 столетии на индийской территории пришло в упадок. Монахи массово покинули обжитый уголок, а со временем о нем позабыли и обитатели окрестных поселений.

Постепенно храмы обросли лесами, естественной порослью, которые закрыли входные отверстия. Так внутри образовался благоприятный микроклимат, позволивший сохранить святыню практически в первозданном виде – конечно, по меркам прошедшего времени.


В 1819 году англичанин Джон Смит, служивший в армии, отдыхал, охотясь за дикими зверями. Случайно он заметил на другом берегу реки нечто, похожее на вход.Это была пещера номер 10. Так человечество вспомнило о существовании Аджанты. Название пещерных зданий – их порядковый номер.

Постепенно дороги комплекса расчистили, и почти все бывшие монастыри были открыты. Каково было удивление археологов, когда они обнаружили невиданной красоту скульптуру и фресковую живопись.

Открыли почти все пещеры. Примечательно то, что все в них было продумано до мелочей — к примеру, у каждой был спуск к реке, чтобы добыть питьевую воду, а также система водонабора и водостока на время сезона ливней.

С 1983 года Аджанта находится под охраной ЮНЕСКО, а ее главной драгоценностью считается картина божества Падмапани.

Чудеса скульптуры

Аджанта, безусловно, прекрасна, но еще лучше понять архитектуру того времени поможет ее посещение в тандеме с Эллорой. Она находится неподалеку – в тридцати километрах на запад от города, на холмах Чаранандари, поэтому экскурсии в эти два комплекса можно объединить в один день.


Вместе их занесли в список ЮНЕСКО. Но прогулки по храмовым пещерам дадут понять, насколько они различны.

Эллора славится непревзойденными скульптурными шедеврами.

Строительство велось с 6 по 9 век – именно тогда, когда популярность Аджанты претерпевала затухание. Есть мнение, что, возможно, некоторые аджантские монахи перебрались сюда.

Эллора состоит из 34 пещер, которые также называются согласно порядковому номеру:

  • первые двенадцать (с 1 по 12) относятся к буддизму;
  • следующие семнадцать (с 13 по 29) – к индуизму;
  • последние пять (с 30 по 34) – к джайнизму.

Здесь можно встретить уникальные монашеские вихары высотой в три этажа, где жило больше сотни отшельников. До сих пор загадкой остаются нетривиальные расписные потолочные узоры.

Удивительнейшим из храмов все в унисон называют «Кайласанатха» или попросту «Кайлаш», он же пещера под номером шестнадцать. Это сооружение возвышается на тридцать метров и символизирует одноименную тибетскую гору, где, по преданию, обитает Шива. Поначалу фасад был отштукатурен белым цветом для большего сходства с оригиналом.


Храм восходит к Шиве. Несмотря на это, здесь можно увидеть дворовую площадку, где величественно стоят искусно высеченные каменные изваяния не только Шивы, но и Вишну, Лакшми, сопровождающих ее слонов, львов, мифических птиц, бутоны лотоса и божеств индусского пантеона.

Строительство велось почти целый век. Для этого мастера извлекли больше трехсот тонн базальта из цельной скалы. Даже статуи вырезались из цельного камня изнутри, что похоже на технологию 3D-печати.

Сейчас, спустя много веков, это кажется невероятным и указывает на то, что строители и архитекторы еще не начинали работать, но уже имели четкий план того, как будет выглядеть постройка в конечном счете.

Питхалкора

Будучи еще одним комплексом Махараштры, он находится в 80 километрах от Аурангабада, примерно в одинаковом отдалении от Эллоры и Аджанты.


Так же, как и последняя, Питхалакора начала создаваться во 2 веке до нашей эры,а ансамбль добавлялся украшениями в виде скульптур и фресок, датируемых 5-6 столетием.

До города Аурангабад можно добраться воздушным, железнодорожным, автомобильным транспортом и автобусом из многих мест, например, из мегаполиса Мумбая и туристического штата Гоа.

Комплекс составлен из тринадцати пещер и полностью относится к тхеравадинскому направлению. Таким образом, это самые крупные из пещерных монастырей , которые сохранились до нашего времени.


Архитектура Питхалкоры более проста в исполнении, но не менее изящна и тем более не менее ценна.

Пещеры Аурангабада

По сравнению с предыдущими комплексами они сравнительно небольшого размера – это 9 пещер, разделенных по признаку востока и запада.

Постройки были возведены во времена властвования семейств Вакатака и Чалукья, то есть в промежутке между 6 и 8 столетиями. Четвертое строение восходит к направлению тхеравады, а шестое относится к индуистскому божеству с головой слона Ганеше. Все остальные храмы – традиционно махаянские.


Западные сооружения можно назвать более живописными, точнее, вид оттуда. С горного склона можно разглядеть мавзолей Биби Ка Макбара, представляющий собой уменьшенную копию Тадж-Махала.

Канхери

Храмовый комплекс Канхери располагается в городке Боривали в сорока километрах от Мумбаи. Со всех сторон он окружен национальным парком Боривали. К слову, этот густой лес в свое время дал сохраниться пещерам в таком хорошем состоянии.


Постройки начали создаваться во 2 веке до нашей эры, а закончилась стройка лишь спустя 11 столетий. Через сооружения протекает сеть каналов и ручьев.

К главным пещерам относятся:

  • 3-я – прекрасное помещение для молитв в лучших традициях тхеравады;
  • 34-я – монашеское жилище, потолок которого изображает Будду;
  • 41-я – хранилище множества статуй, главная среди которых – изваяние Авалокитешвары с двенадцатью головами.

Элефанта

В народе строение называют «Пещеры слонов». Они находятся водах Аравийского моря, в центре острова Гхарапури. Уникальность заключается во внешнем виде – высеченные гигантские фигуры слонов будто охраняют 7 карстовых пещерных образований.


С 1987 года Элефанта находится под бдительным контролем ЮНЕСКО.

Одна часть их посвящена Шиве, вторая – учению Будды. Их начали облагораживать в 5 веке, и вплоть до 17 они сохранили статус религиозного центра, куда стекались как приверженцы индуизма, так и буддисты.

Заключение

Храмовые пещеры – достояние всей Индии и в особенности штата Махараштра, где их насчитывается большое количество. Они являют собой высшее проявление мастерства древних архитекторов, скульпторов, строителей, а также гармоничные взаимоотношения религий, соседствовавших на индийских землях на протяжении всей истории нашей эры.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам удалось окунуться в древность и лучше прочувствовать дух Индии благодаря сегодняшней статье. Если вы хотите продолжить наше совместное путешествие по странам Азии, присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на почтовую рассылку и рекомендуйте статьи своим друзьям в социальных сетях.

До скорых встреч!

индиец/иностранец 10/250 рупий;
видеосъемка 25 рупий;
09.00-17.30 вт-вс;
Лицензированные гиды проведут для вас экскурсию за 600 рупий

Ревностно охраняя целую сокровищницу бесценных художественных артефактов из прошлого тысячелетия, буддийские пещеры Аджанта находятся в 105 км от Аурангабада. Их запросто можно назвать Лувром древней Индии. Это место гораздо старше, чем Эллора, и тоже занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пещерные храмы Аджанты были созданы во II в. до н. э., во времена династий местных правителей. Пещеры оставались нетронутыми в течение тысячи лет, пока в 1819 г. их случайно не обнаружили британские солдаты, охотившиеся на тигров. Пещеры в Аджанте сохранились лучше, чем в Эллоре, где они постоянно использовались в качестве жилищ.

Первые пещеры имели форму продолговатых помещений, в конце которых находились монолитные ступы. Помещения назывались чайтъи и служили кельями для буддийских монахов школы хинаяна («малая колесница») . Однако к IV в. н. э. на их место пришли монахи школы махаяна («большая колесница») . Эти монахи были более склонны к роскоши, и, поселившись в пещерах, вырубили в скалах храмы (вихары) , щедро их украсив. Монахи и жили, и молились в этих огромных залах, расписывая их стены образами Будды и сценами из связанных с ним мифов, в то время как их предшественники были склонны к абстрактным символам.

Это одни из самых первых религиозных сооружений в стране. По иронии судьбы, расцвет Эллоры принес упадок Аджанте, а историки считают, что место было покинуто потому, что внимание переключилось на новые пещеры Эллоры. После того, как их покинули люди, пещерами завладела дикая природа. О них забыли до 1819 г., когда британские охотники под руководством Джона Смита случайно наткнулись на них.

Из этих 29 буддийских пещер Аджанты, пять - храмы, а остальные - монашеские кельи. Они выдолблены в утесе подковообразной формы, расположенном на 75 м выше ущелья, по которому бежит небольшая речка.

Первоначально у каждого храма была своя лестница, спускающаяся к воде. Пещеры пронумерованы от 1 до 29, с запада на восток. Осмотрев всего девять из них, вы получите представление о храмовом комплексе в целом. Начните с середины, с самой старой пещеры, затем идите на восток, а потом возвращайтесь к пещерам более позднего периода, куда можно попасть с западного входа.

Пещерные храмы Аджанты стоит посетить, в первую очередь, чтобы увидеть отреставрированные «фрески» - живопись темперой, украшающую многие интерьеры пещер. Хотя несколько других примеров древнего мастерства не уступают этим картинам в художественной ценности и красоте исполнения, эти картины, безусловно, ценятся как культурное наследие. Считается, что натуральные пигменты краски смешивали с клейкими веществами животного и растительного происхождения, чтобы приклеить их к сухой поверхности. Во многих пещерах есть небольшие дыры в полу, похожие на кратеры, которые во время рисования служили палитрой.

Несмотря на свой возраст, рисунки в большинстве пещер неплохо сохранились. Многие считают, что они сохранились благодаря тому, что пещеры находились в относительной изоляции человеческого влияния в течение нескольких веков. Но, как бы там ни было, нельзя сказать, что рисунки ни капельки не сгнили. Указатели на входе в комплекс содержат целый набор запретов и разрешений, созданных для того, чтобы уменьшить влияние человека на уязвимые места. Пожалуйста, придерживайтесь их.

Пещеры Аджанты

Тридцать пещер Аджанты устроились на отвесной скале подковообразного ущелья, внизу которого протекает река Вагхора. Все пещеры последовательно пронумерованы, за исключением пещер 29 и 30. Нумерация не имеет ничего общего с хронологией пещер; самые древние пещеры находятся в середине, они окружены более новыми с обеих сторон.

Пещеры 3, 5, 8, 22 и с 28 по 30 либо закрыты, либо в них нельзя попасть. Другие пещеры могут быть иногда закрыты на реставрацию. Например, во время нашего посещения пещера 10 снаружи была полностью облеплена строительными лесами. В высокий сезон посетителям можно находиться в пещерах по 15 минут. Во многих пещерах приходится разуваться (можно ходить в носках) . Пять пещер - это чайтьи, остальные 25 -вихары. Пещеры 8, 9, 10, 12, 13 и часть пещеры 15 - это древние буддийские пещеры, все другие датируются примернс V в. (периодом Махаяны) . В ранней, более строгой и более простой школе буддизме Будду никогда не изображали прямо - его присутствие обозначали символом, например, отпечатком ноги или «колес) закона».

Пещера 1 махаянская вихара, была найдена одной из последних во время раскопок и украшена красивее прочих. Здесь вы найдете версию Боттхисатвы Падмапани (Bodhisattva Padmapani) - самое известное и иконическое произведение искусства в Аджанте. Веранда в передней части пещеры ведет в большой зал для собраний, где находятся многие скульптуры и настенная роспись, знаменитые благодаря роскошной перспективе и впечатляющей детализации одежды, предметов обихода и выражений лиц. Все цвета на картине, за исключением ярко-синего (который получили из лазурита, добытого в Центральной Азии) , появились благодаря местным минералам. Обратите внимание на потолок, где изображены четыре оленя с одной на всех головой.

Пещера 2 - тоже махаянская вихара с украшенными колоннами и капителями и с несколькими рисунками. На потолке - геометрический и растительный орнамент. На фресках изображены сцены из сказок Джатаки (Jataka) , в том числе сон матери Будды: слон с шестью бивнями, который ознаменовал просветление ее сына.

Пещера 4 - самая большая вихара в Аджанте, ее потолок поддерживают 28 колонн. Хотя пещера так и не была завершена, здесь находится много впечатляющих скульптур, в том числе люди, убегающие от «восьми великих зол» под защиту Авалокитешвары.

Пещера 6 - единственная двухэтажная вихара в Аджанте, но нижний этаж частично обвалился. Внутри есть статуя сидящего Будды, а дверь в храм украшена сложным узором. Наверху зал окружен кельями с рисунками на дверных проходах.

Пещера 7 отличается необычным дизайном с крыльцом перед верандой, которая ведет к четырем кельям и красиво украшенному храму со скульптурами.

Пещера 9 - одна из самых древних чайтья в Аджанте. Хотя она датируется периодом раннего буддизма, две фигуры возле входа, вероятно, установили позднее, уже в эпоху Махаяны. По обеим сторонам пещеры и вокруг трехметровой дагобы стоят колонны. Сводчатая крыша хранит следы деревянных балок.

Пещера 10 считается самой старой (200 г. до н.э.) . Именно ее первой обнаружили британские охотники. По оформлению она похожа на пещеру 9; это самая большая чайтья. Фасад сильно ослабел, и многие рисунки пострадали, в некоторых местах - от надписей, оставленных после открытия пещер. На одной из колонн вырезано имя Смита, которое он оставил для потомков.

Пещера 16 - это вихара с лучшими рисунками в Аджанте. Пещера служила входом для всего комплекса. Самый известный рисунок - «умирающая принцесса» - изображает Сундари, жену сводного брата Будды, Нанды. По легенде, Сундари умерла, когда узнала, что ее муж отрекся от земной жизни (а значит, и от нее) , чтобы стать монахом. Резные фигуры поддерживают потолок, чьи архитектурные детали имитируют дерево. Здесь есть скульптура учителя Будды на троне со львом, который учит благородному восьмеричному пути.

Пещера 17 с гномами, окружающими колонны, содержит лучше всего сохранившиеся и самые разнообразные рисунки в Аджанте. Среди других знаменитых изображений есть принцесса, которая наносит макияж, принц, который пытается соблазнить свою возлюбленную, спаивая ее вином; Будда, который приходит домой после просветления, чтобы извиниться перед женой и изумленным сыном. Детальная картина повествует об экспедиции принца Симхалы (Simhala) в Шри-Ланку: он с 500 товарищами потерпел кораблекрушение возле острова, где живут людоедки, которые превращаются в прекрасных девушек, чтобы поймать и съесть своих жертв. Симхала спасается на летающем коне, а после этого возвращается, чтобы завоевать остров.

Пещера 19 - потрясающая чайтья с очень детальной резьбой на фасаде; главная особенность пещеры - окно в форме подковы. Две прекрасные статуи Будды находятся по обе стороны входа. Внутри расположена тройная дагоба, впереди нее находится изображение Будды. Снаружи пещеры - потрясающее изображение царя Нага (Naga king) , обращенное на запад. Его шею обвивают семь змей. Его жена, у которой на шее красуется только одна кобра, сидит рядом.

Пещера 24, если бы она была закончена, стала бы самой большой вихарой в Аджанте. Зато можно увидеть, как строили эти пещеры: в скале вырезали огромные галереи, а затем обрушивали скалу между ними.

Пещера 26, огромная, разрушенная чайтья, теперь отлично освещается. В ней несколько скульптур, которые нельзя пропустить. На левой стене находится огромная скульптура «отклоненного назад Будды», который готовится отправиться в нирвану. Среди других изображений есть искушение Будды злым божеством Майя.

Пещера 27 - фактически вихара, которая соединена с пещерой 26 - чайтьей.

Информация

Камера хранения рядом с туалетами возле главной кассы - надежное место, где можно оставить технику на хранение за один предмет на четыре часа) в том случае, если вы приехали в Аджанту по пути из Аурангабада в Джалгаон или наоборот. Пещеры находятся в конце крутого короткого подъема,который начинается возле кассы; люди старшего поколения могут заказать четырех носильщиков, которые поднимут их наверх на кресле (400 рупий) .

По трудно объяснимым причинам на момент написания книги власти затеяли строительство нового комплекса возле Т-образного перекрестка. По слухам, они собираются воспроизвести основные пещеры под современными куполами с климат-контролем!

Дорога в пещеры Аджанты и обратно

Автобусы из Аурангабада или Джалгаона останавливаются на Т-образном перекрестке (где трасса пересекается с дорогой к пещерам) , в 4 км от пещер. Отсюда, заплатив символические 7 рупий, поспешите к месту отправления экологически чистых автобусов, которые можно узнать по зеленому цвету (с конд./ без конд. 12/7 рупий) . Они довезут вас до самых пещер. Автобусы регулярно возвращаются к Т-образному перекрестку (каждые полчаса, последний автобус в 18.15) .

Все автобусы MSRTC, которые идут через Фардапур, останавливаются на Т-образном перекрестке. После закрытия пещер вы можете сесть в автобус до Аурангабад или Джалгаон рядом с MTDC Holiday Resort в Фардапуре, в одном км от главной дороги на Джалгаон. В Фардапуре есть такси; за 900 рупий вас довезут до Джалгаона.

Золотой пещерный храм Дамбулла - одна из главных достопримечательностей и буддистских святынь Шри-Ланки. Внутри пяти пещер вас ждёт 153 статуи Будды (многим из них более 2000 лет), 3 статуи королей Шри-Ланки, 4 статуи богов и богинь, настенная живопись общей площадью более 2 тыс м 2 . Эта статья поможет вам получить удовольствие от посещения храма в Дамбулле, найти самые интересные статуи и элементы храма, понять, кто или что перед вами изображёно.

Из этой статьи вы узнаете:

1 | Ради чего стоит посетить Золотой Пещерный Храм Дамбулла

  • разобраться в значениях различных поз и жестов Будды,
  • познакомиться с древней шри-ланкийской наскальной живописью,
  • узнать как выглядели древние короли Шри-Ланки,
  • изучить историю Будды и Шри-Ланки по наскальным рисункам,
  • насладиться красивыми видами на окружающую храм долину (в ясную погоду можно увидеть Сигирию , которая находится в 17 км от Дамбуллы).

Если вы только планируете поездку на Шри-Ланку, рекомендую ознакомиться с инструкциями по оформлению визы онлайн и заполнению карточки прибытия на Шри-Ланку .

2 | История Пещерного храма Дамбулла

В далёком I веке до нашей эры древний король Шри-Ланки Валагамба был свергнут с трона и изгнан из Анурадхапуры захватчиками из Южной Индии. Он нашёл прибежище в Дамбулле и, позже, через 14 лет отвоевав свой трон, король отблагодарил монахов, которые дали ему приют. Король инвестировал деньги в строительство пещерного храма, превратив скроомный монастырь во впечатляющую буддистскую святыню и место паломничества для многих тысяч буддистов.


Богато украшенные статуи Будды в позе медитации в пещере №2

В последующие годы другие короли Шри-Ланки помогали в развитии пещерного храма, обновляли и украшали его. В XII веке 73 статуи Будды были покрыты золотом - с тех пор храм начал называться Золотым Пещерным Храмом. Память о самых щедрых королях увековечили в виде статуй, настенных картин и даже в виде каменной книги.

3 | Что важно помнить о храме Дамбулла

Часы работы храма: с 7:00 до 18:00.

GPS координаты храма (чтобы найти храм на карте, скопируйте координаты с строку поиска в Google maps): 7.856712, 80.648132.

Другие интресные места и лучшие отели в Дамбулле - .

Стоимость входных билетов: 1500 рупий (~ 10$). Билеты нужно покупать внизу , в кассе возле гигантской золотой статуи Будды (GPS координаты 7.855653, 80.651555).


Билетные кассы в пещерный храм находятся справа от золотой статуи Будды

Золотой пещерный храм Дамбулла - это не музей или место для развлечения туристов, это действующий храм и место паломничества для многих буддистов . Поэтому не ожидайте увидеть таблички и подписи под статуями и изображениями, чистоты и тишины музея, буфетов или киосков с напитками и бутербродами.

4 | Как одеваться и что взять с собой в храм

Одеваться нужно в соответствии с правилами действующего буддистского храма:

  • одежда должна прикрывать плечи и колени, и не быть прозрачной;
  • головные уборы следует снять (это касается и мужчин, и женщин, и даже детей);
  • по храму можно ходить только босяком (очень рекомендую взять с собой носки, чтобы не пришлось передвигаться по раскалённому камню мелкими перебежками).

Обувь можно оставить в специальном киоске перед входом на территорию храма (услуга платная - 25 рупий за одну пару обуви).


Дамбулла - это священное место паломничества для буддистов Шри-Ланки

Пещерный храм находится на горе и по пути в храм придётся преодолеть много ступенек. Поэтому стоит взять с собой бутылку питьевой воды. На нижнем участке лестницы обычно сидят торговцы, которые продают воду, но не рассчитывайте увидеть их там рано утром. Остерегайтесь обезьян, которые любят отбирать у туристов еду, и навязчивых торговцев, пытающихся продать различные побрякушки.

Милая (и коварная) обезьянка возле храма Дамбулла Скучающая (значит, сытая) красавица

5 | Что из себя представляет пещерный храм Дамбулла:

Пещерном храме Дамбулла это комплекс из 5 пещер, вырубленных в скале. Три пещеры древние и были высечены в скале в I веке до н. э. (им более 2000 лет), ещё две - не старше XVIII века.

Перед пещерами расположен двор со священным деревом ботхи (под таким же деревом Будда достиг просветления). В правом углу, практически сразу возле входа на территорию храма, находится большая каменная книга, где на древнем сингальском языке записаны деяния короля Ниссака Малла, одного из благодетелей храма во XII веке н.э. (именно благодаря ему храм начал называться "Золотым").


Пещерный храм Дамбулла - это 5 пещер, вырубленных в скале

Для того, чтобы получить удовольствие от посещения Золотого Пещерного Храма Дамбулла, стоит осознать, что перед вами историческая и культурная достопримечательность , а не просто пещеры с большим количеством статуй Будды. По картинам на стенах пещер можно ознакомиться с историей Шри-Ланки и жизнью Будды (конечно, если знать, куда смотреть). Для тех, кто хочет получить при посещении достопримечательности положительные эмоции и интересную информацию, могу предложить 4 варианта:

  1. закажите экскурсию с русскоговорящим гидом, который всё вам расскажет и покажет, всё разъяснит и ответит на вопросы (например, включает проезд на комфортабельном микроавтобусе, услуги русскоговорящего гида для группы до 8 человек),
  2. возьмите англоговорящего гида, которого можно найти при входе в пещерный храм (конечно, если ваш уровень английского позволит понять гида),
  3. дочитайте эту статью до конца и сохраните (или запишите), на что именно стоит обратить внимание при посещении пещер,
  4. замените посещение храма в Дамбулле на поездку в Сигирию .

Далее я опишу каждую пещеру, двигаясь справа налево (от входа, в глубь храма). Я сознательно не покажу все статуи и рисунки на фото, но дам чёткие инструкции, чтобы вы смогли их найти - добавим немного исследовательской нотки в ваше посещение пещерного храма Дамбулла.

Пещера 1: Дева Раджа Вихарайя - Храм Короля Богов

Крошечная пещера с 14 метровой статей лежачего Будды, которая высечена из скалы, изображает вход в Нирвану (смерть) Будды. У ног Будды стоит один из самых верных учеников по имени Ананда. Стены пещеры покрыты рисунками, и слоем сажи от благовоний и масляных ламп.


14-метровая статуя лежачего Будды в пещере №1

Рядом со входом в первую пещеру находится небольшая часовня, посвящённая индуистскому богу Вишну. Если вам повезёт, то вы увидите паломников с подношениями, священников, совершающих традиционные обряды, и ритуал разбивания кокоса (если кокос разбился, задуманное осуществится).

Пещера 2: Маха Раджа Вихарайя - Храм Великого Короля

Это самая большая пещера в Золотом Храме Дамбулла. Размеры пещеры: 52 метра в ширину, 23 метра в глубину и 7 метров высоту (в самом высоком месте). В правой части пещеры находится чаша, в которую с потолка постоянно капает священна вода. Даже в сильную засуху источник воды не пересыхает. Собранную воду используют для буддистских ритуалов.


Самая большая пещера в Золотом пещерном храме Дамбулла

В пещере находится 16 стоящих статуй Будды и 40 Будд в позе медитации (сидя, сложив обе руки перед собой). Вам предстоит найти следующие статуи:

Бог Майтрея - покровитель Канди, культурной столицы Шри-Ланки
  • Деревянная статуя короля Валагамба , того самого, с которого началась многовековая история пещерного храма Дамбулла. Правая рука у него поднята в жесте учения и стоит он возле выхода из пещеры. Обратите внимание, как одевались короли Шри-Ланки в I веке до н.э..
  • Самая впечатляющая статуя в этой пещере - это вырезанная из камня статуя стоячего Будды под аркой с древними мифическими животными Макара (индийская аналогия дракона). Будда левой рукой держит робу, а правая его рука изображена в жесте защиты. Если присмотреться, то под слоем краски можно увидеть остатки позолоты. Статуя находится в левой части пещеры, напротив выхода.
  • По левую руку от статуи стоячего Будды из предыдущего пункта стоит бог Майтрея с лотосом в левой руке - это покровитель Канди, культурной столицы Шри-Ланки.
  • Справа от Будды стоит статуя ботхисатвы Ната - одного из покровителей Шри-Ланки,
  • За спиной ботхисатвы Ната есть ещё две примечательные статуи:
    • синяя - бога Вишну (на Шри-Ланке его чаще всего называют Упульван),
    • золотая - бога Саман (хранителя отпечатка Будды на вершине пика Адама).
  • В левой части пещеры находится ступа с 11 статуями сидячего Будды в позе медитации. Найдите статую со змеёй - это змеиный король Мучалинда , который закрывал Будду от дождя, когда тот достиг нирваны во время медитации возле дерева Ботхи.

Потолок пещеры №1 расписан историями из жизни Будды

Пещера 3: Маха Алут Вихарайя - Великий Новый Храм

Этот храм один из молодых - создан в XVIII веке н.э. одним из последних королей Канди (Кирти Шри Раджа Сингхе). Здесь находится 56 статуй Будды. На потолке пещеры изображено более тысячи Будд в позе медитации (фрески нарисованы в стиле Канди). Обратите внимание на 3 статуи:

  • короля Кирти Шри Раджа Сингхе (которого вы узнаете по короне на голове) и его королевский наряд XVIII века,
  • 9-метровую статую лежачего Будды - скульптору удалось чудесным образом передать в граните выражение блаженства и умиротворения,
  • сидячий Будда в позе медитации по центру пещеры окружён аркой с мифическими животными - морскими драконами.

9-метровая статуя Будды в пещере №3 вырезана из гранита

Пещера 4: Пассима (или пасчима) Вихарайя - Восточный Храм

Храм в этой пещере создан в первом веке до н.э.. Небольшая ступа в центре пещеры была частично разрушена искателями сокровищ, которые надеялись найти внутри неё драгоценности королевы и супруги короля Валагамба, основателя храма Дамбулла.

Обратите внимание на статую сидячего Будды в окружении морских драконов - она считается одной из самых красивых статуй в комплексе (если учитывать, что ей более 2000 лет).

Пещеры всегда привлекали людей. Они не только предоставляли убежище нашим предкам, но и были местами проведения первых религиозных обрядов. Не удивительно, что эти структуры и поныне считаются источниками духовности, а загадочные пещерные храмы существуют во всем мире.

1. Пещерная церковь «мусорных людей»

Коптская церковь в пещере.

Заббалин - коптское христианское меньшинство в Египте. Их название означает «мусорные люди». Когда-то они занимались фермерской деятельностью в Верхнем Египте, но затем после того, как мигрировали в Каир, поняли, что вывоз мусора гораздо выгоднее. В 1969 году мэр египетской столицы решили выселить всех заббалин в «Мусорный город», который был создан на базе пригорода Мукаттам Клифф. Заббалин построили себе церковь, но она сгорела в 1976 г. После этого они вырезали пещерную церковь в горе возле города.

Названный в честь коптского святого десятого века, монастырь Святого Симеона является самой большой церковью на Ближнем Востоке. Церковь построена в уже существующей пещере и может вместить 20 000 человек, причем население самого «Мусорного города» около 30 000 жителей. Сотни тысяч христиан совершают паломничество в пещерную церковь Святого Симеона каждый год.

2. Пещерные храмы Барабар

Пещерные храмы Барабар в Индии.

В пещерах Барабар находятся самые древние скальные храмы в Индии. Они датируются 3 веком до н.э. и настолько древние, что специалисты считают их легендарным «Gorathgiri», который упоминается в священных индуистских текстах. Эти пещерные храмы стали известны в западном мире только в 1868 году, когда о них написал Александр Каннингем. Согласно легенде, король Ашока даровал пещеры Барабар секте адживика, которые были современниками Будды. Состоит Бабарар из четырех пещер общей протяженностью 200 метров, а знаменит он уникальным эхом, которое гуляет в пещерах несколько секунд.

3. Пещера бога-питона

Пещера бога-питона в Ботсване.

В пещере Ботсваны археологи обнаружили свидетельства того, что ранние Homo Sapiens проводили религиозные ритуалы. Эксперты считают, что представители народности сан использовали пещеру, чтобы поклониться богу-питону еще 70 тысяч лет назад. Обнаруженная в 1990-е годы пещера содержит природное каменное образование, которое напоминает голову питона. Камень 6 метров в длину и 2 метров высоту покрыт царапинами, которые, как считают эксперты, должны были изображать чешуйки.

4. Пещерные храмы Дуньхуана

Пещерные храмы Дуньхуана на Шёлковом пути.

Пещерные храмы Дуньхуана были обязательной остановкой караванов на Шелковом пути с IV по XIV века. Буддийский храмовый комплекс состоит из 450 пещер и расположен на краю китайской пустыни Гоби. Археологи обнаружили записи, содержащие свидетельства еврейских и христианских молитв в этих пещерных храмах, что доказывает, насколько распространились различные религиозные идеи вдоль Шелкового пути. Самым значительным открытием в пещерах была «Алмазная сутра». Она была напечатана в 868 году нашей эры, еще до изобретения печатного станка Гутенберга и считается старейшей печатной книгой в мире.

5. Пещера в холме Геллерт

Пещера в холме Геллерт в Будапеште.

В холме Геллерт над Будой в Будапеште была выкопана пещерная церковь, которая когда-то была домом монаха-отшельника Иштвана. Пещерная церковь в этом бывшем ските отшельника была построена Орденом Святого Павла в 1926 году. Однако, у монахов-паулинов не всегда были хорошие отношения с правительством. В 1951 году коммунистические лидеры обвинили их в измене. Настоятеля казнили, а остальных монахов отправили в трудовые лагеря. Пещерную церковь же запечатали 2,4-метровой бетонной плитой. Заново открыта пещера была в 1989 году, а в 1992 году церковь восстановили.

6. Гробница гроба Господня

Гробница гроба Господня.

В октябре 2016 года археологи впервые за многие века показали могилу Иисуса в Храме гроба Господня. Согласно писанию, Иисус был похоронен на « погребальном ложе», вырезанном в стене известняковой пещеры. Три дня спустя его останки исчезли. Место захоронения Иисуса в настоящее время находится в Кувуклии - часовне в центре Храма, скрывающей непосредственно пещеру Гроба. Раскопки показали, что известняковое погребальное ложе, на котором якобы был погребен Иисус, сохранилось до сих пор и было гравировано крестом.

7. Золотой храм Дамбулла

Золотой храм Дамбулла на Шри-Ланке.

Золотой храм Дамбулла - пещерный комплекс на Шри-Ланке, который привлекает паломников в течение уже целых 22 столетий. Хотя в этом районе существует более 80 известных пещер, большинство статуй и картин находятся в пяти соединенных друг с другом пещерах. В храме можно найти 153 статуи Будды, три статуи ланкийской королевской семьи, а также четыре статуи богов и богинь. Комплекс, который датируется третьим веком до н.э., является одним из самых древних мест в Шри-Ланке и до сих пор функционирует как монастырь.

8. Гроты Лунмэнь

Гроты Лунмэнь в горе Сяньшань.

В марте 2016 года в первый раз за последние шесть десятилетий были открыты для посещения пещерный храм Лунмэнь. Храм, высеченный в горе Сяньшань, был создан в 624-705 годах н.э., во время правления У Цзэтян - императрицы Китая, которая была ревностным буддистом. Пещерный комплекс состоит из более чем 2300 отдельных гротов, 43 храмов и содержит 110 000 буддийских статуэток.

9. Соляной собор Сипакиры

Соляной собор Сипакиры в Колумбии.

В колумбийском городе Сипакира есть подземная католическая церковь, построенная в туннелях соляной шахты (которая является крупнейшим месторождением каменной соли в мире) на глубине 200 метров под землей. На самом деле, этот собор вовсе не старый - он был открыт в 1995 году, а для его постройки понадобилось изъять из недр земли 250 000 тонн каменной соли. В шахте также можно полюбоваться соляным водопадом, рельефными резными статуями и гигантским распятием. Сотни разноцветных огней освещают стены и приводят к тому, что соль мерцает волшебными огоньками.

10. Пещерный монастырь Вардзия

Пещерный монастырь Вардзия.

В XII веке монголы напали на средневековое королевство Грузия. Королева Тамар приказала построить подземное святилище, чтобы скрыться от монголов. В 1185 году грузины вырезали в горе Эрушели целую подземную крепость. В этом комплексе было 13 уровней с 6000 жилыми помещениями, тронный зал и огромный храм Успения с внешней колокольней. Пещерный комплекс Вардзия был полностью самодостаточным. На орошаемых террасах на внешней стороне горы выращивались зерновые культуры, а вода обеспечивалась подземными источниками. В 1283 году землетрясение разрушило почти три четверти подземного города, но монастырь в этом месте существовал до 1551 года, в итоге пав во время персидского нашествия.

Мало кого удивишь современными многоэтажными зданиями, творениями из стекла и стали, которые возвышаются до небес. Да, их строительство требует немало капиталовложений, да, нужно большое мастерство архитекторов, а затем и строителей. Мы гордимся достижениями промышленности, выпускающей все более совершенное оборудование. Ежегодно появляются сведения о новых разработках в области технологий. А теперь представьте, что вам нужно построить здание без помощи чудо-инструментов.

И все-таки, это возможно. Если вы приедете в Индию, не откажите себе в удовольствии осмотреть храмы Индии . Удивительно, но они вырезаны прямо в горных породах, руками буддистских монахов. Сердца этих людей были наполнены любовью к Будде и принципам, которые он исповедовал. Религиозные чувства людей нашли свое отражение в великолепных монастырях. Храмы Индии производят впечатление не только внешним обликом, но и внутренним убранством помещений: скульптурами, узорами на стенах, фресками.

Предлагаем вашему вниманию десятку самых известных творений индийских монахов. Некоторые из них труднодоступны, но насколько интересны! Давайте же познакомимся с ними поближе.

Пещерные храмы Индии:

Храмы Индии. Пещеры Эллоры

Таково название храма, созданного примерно полторы тысячи лет назад из пещер склонов Чаранандри. Верующие выдолбили в холмах тридцать пещер, чтобы у монахов было пристанище, когда они захотят уединения и духовной гармонии. Вызывают восхищение своды пещер, украшенные затейливыми письменами. Храм принимал последователей трех самых известных религиозных течений – , буддизм и его ответвления, джайнизм.

Храмы Индии. Пещеры Аджанта

Этот храм также состоит из пещер, целых 34 штуки, с любовью украшенные древними индийцами. Ему более двух тысяч лет, построен он был примерно в первом веке до нашей эры. Как и большинство буддистских храмов, Аджанта испещрена понятными лишь искусствоведам знаками, которые могут рассказать немало о культуре и обычаях того времени. Но есть, на что обратить внимание и любознательным туристам: невозможно остаться безучастным при виде великолепных фресок, которыми расписан каждый квадратный сантиметр пещер.

Храмы Индии. Пещеры Вараха

В седьмом веке н.э. южная Индия оказалась под властью династии Паллава. Правители почитали традиции индуизма, а чтобы прославить верховного бога Вишну, создали в горных пустотах четыре пещерных храма. Также они посвящены богине Бхуми, которая является земной покровительницей. Так что потрясающие своей архитектурой храмы посвящены, в какой-то мере, единению различных божеств.

Храмы Индии. Ундавалли

Семь пещер были вырезаны поклонниками индуизма в песчаной породе. Их создание датируется примерно 400 г нашей эры. Храмы Ундавалли восхваляют каждого из главных богов индуизма – Вишну, Шиву и Брахму. Обычно верующие выбирали для поклонения одно из божеств, однако данное творение в равной степени касается каждого из священной тройки, подчеркивая их единство.

Пещеры Элефанта

Другое их название – Слоновьи пещеры. Следует помнить, что слон всегда занимал особое место в индийской мифологии, да и в обычной жизни эти животные немало помогали людям. Семерка Слоновьих пещер находится на одном из островов Аравийского моря. Их создание относится к 5 веку нашей эры, и до того, как в 16 веке ко власти пришли португальцы, пещеры были священным местом. Часть пещер посвящена богу Шиве, а часть восхваляет полностью все буддистское учение. Что касается слонов, то пещеры получили свое название благодаря статуям, которыми окружен комплекс.

Амарнатх

Этот храм относится к третьему веку до нашей эры. Интересно его строение: Амарнатх полностью аутентичен, поскольку происходит из натуральных пород. Внутри пещера заполнена белым сталагмитом. Он продолжает расти, подпитываясь известняком, и напоминает по форме лунные очертания в различных фазах. Поклонялись в храме индуистскому божеству Шива.

Храмы Индии. Удаягири

Так называется святилище из четырнадцати храмов, построенное в пятом веке н.э. Его можно найти над одним из индийских каньонов. Вы сразу заметите храмы благодаря необычной форме входов и установленным там статуям, изображающим морду борова. Храм предназначен для последователей буддизма.

Храмы Индии. Канхери

Они были созданы в первом веке до нашей эры. Этот комплекс характерен несколькими необычными для индуистских храмов особенностями. Во-первых, он расположен не среди скал, а в глубокой чаще джунглей, куда непросто добраться. Во-вторых, он представляет собой аж 109 пещер, вырезанных в мрачной черной скале, и окруженных большими колоннами. Через комплекс проходят водные русла.

Пещеры Бхимбетка

Пожалуй, не так уж много осталось столь древних строений, как храмы Бхимбетка, которым более ста тысяч лет. Этот комплекс включает в себя семь сотен пещер, стены которых украшены наскальной живописью. Индийцы изобразили сцены из повседневной жизни: охоту, уход за животными, примитивную торговлю.

Храмы Индии. Бадами

Архитектура храмов прекрасна и удивительна, поскольку соединяет в себе культуру различных частей Индии. Создание пятерки храмов датируется шестым веком. Только представьте, сколько сил было потрачено, чтобы руками вырезать в песчаных породах пещеры. Они находятся в красивейшем уголке природы, среди зелени в горах. В храм приходили как почитатели Шивы и Вишну, так и приверженцы джайнизма.

Глядя на величественную и в то же время изящную архитектуру храмов, невольно задумываешься о том времени и о тех людях, чьими усилиями были созданы столь долговечные творения. Множество знаний о культуре, философских и религиозных воззрениях древних индийцев можно подчерпнуть, изучая наскальные фрески. Изображения, покрывающие стены храмов, расскажут о жизни индийцев и о жизни их богов, какой ее представляли древние люди. И, конечно же, не могло не отразиться в них единение национальных особенностей народов, которые ассимилировались в Индии.

mob_info