Кальвинизм определение по истории. Кальвинизм история начала реформации и появления кальвинизма

И ему приходилось вести на своей почве особенно интенсивную борьбу, более осложненную, чем та, которая выпала на долю ранних реформаторов. Кальвинистская реформа была столь же национальная вначале, как и реформа Лютера: чисто французская. Но, благодаря полной утрате надежды на поддержку реформы со стороны королевской власти и вынужденному перенесению центра деятельности из Франции в Женеву, она превращалась во все более космополитическую. Женева сделалась центром пропаганды, местом, куда являлись все, примкнувшие к кальвинизму, где они получали должное воспитание и откуда переносили идеи кальвинизма, его организацию уже не в одну Францию, а и в Нидерланды, Шотландию, Англию, даже, хотя и в наиболее слабой степени, в Германию, а также в Венгрию и в Польшу. Здесь, почти повсюду, кальвинизму приходилось встретиться с той уже чисто политической борьбой, которая возникала тогда, с борьбой феодальных элементов общества, стремившихся отстоять свои позиции и вернуться к старым средневековым политическим порядкам, с народившимся абсолютизмом: испанским в лице Филиппа II , английским и шотландским в лице Якова I и Карла I , с французским в лице дома Валуа и Екатерины Медичи . Лютеранство одержало победу в Германии, идя по пути соглашения со светской властью, различными германскими князьями. Для кальвинизма путь этого рода был совершенно закрыт, и ему пришлось почти сразу же, с середины 1530-х годов, вступить в борьбу со светской властью и, поневоле, искать опоры и почвы для своего торжества в рядах оппозиционных сил феодального характера, в союзе с ними, союзе, грозившем создать трения и внутреннюю борьбу между представителями учения и представителями местных интересов.

Портрет Жана Кальвина

Учение кальвинизма

В пылу начатой первыми реформаторами борьбы с католицизмом, в виду еще не замерших надежд на примирительный способ урегулирования отношений нового учения с католицизмом, если и были выдвигаемы на первый план решения многих вопросов догмы и учения, то ни вся система догм, ни все учение целиком, как прямой противовес католицизму, выработаны не были: этим занялись деятели первых шагов реформы гораздо позже. И то, чего не сделали они, теперь в виду начавшейся католической реакции, в виду страстного искания всеспасительной догмы, предпринял Кальвин , впервые и в самом широком виде осуществил кальвинизм, попытавшиеся удовлетворить вполне назревшему требование и исканию умов тогдашнего общества. Полный разрыв с католицизмом стал очевидным уже с конца 1530-х годов и особенно с 1540-х, и противопоставление выработанного систематического учения, как единственного средства спасения в будущей жизни, системе католицизма, теперь открыто признанного «идолопоклонством» и подлежащим полному упразднению, явилось настоятельно необходимым. Столь же необходимым являлось и создание противоположной католицизму организации церкви, необходимым еще, вдобавок, в виду неизбежной борьбы со светской властью, которая обманула ожидания кальвинизма и не поддержала его.

Естественно, что все указанные условия не могли не отразиться на кальвинизме.

Учение, догматика – главное, к выработке чего стремился кальвинизм – не было ни чем-нибудь новым, ни оригинальным. Вся догматика его коренилась в прошлом, была заимствована и у старого католицизма (учение Августина), несмотря на решительное его отрицание, и у первых деятелей реформы: Лютера, Цвингли и др. То, что внес сюда кальвинизм, заключалось в систематизации всех этих учений и, главное, в беспощадном логическом доведении прежних учений до крайних их последствий и в соответственных попытках создать применительную к догматике и условиям момента организацию единоспасающей церкви. Согласно учению кальвинизма, единственный авторитет – Священное писание, особенно Ветхий Завет , игравший среди кальвинистов важнейшую роль, служивший главным источником их учения, в особенности в сфере политики. Отсюда отрицательное отношение к церковным преданиям, к учениям отцов церкви, и еще больше, сообразно с господствующими привычками мысли, к разуму и принципу сомнения. Сомнение – дело сатаны. «Лучше невежество верующего, чем дерзость мудрствующего», провозглашено было Кальвином и сделалось одним из важнейших пунктов его учения. Признанием Священного писания единственным источником и авторитетом кальвинизм ставил себя в полную противоположность к католицизму и сектам и провозглашал себя единым средством спасения душ. Спастись можно лишь в лоне кальвинистской церкви, ибо она одна дает истинные основы вероучения.

Собственными силами человек спастись не может – вот, где корень всего кальвинистского учения. Не внешние дела, а лишь вера спасает, учили ранние реформаторы. Кальвинизм идет далее. Все зависит от Бога. Свободной воли нет, и если бы она была, то решение больше зависело бы от человеческой воли, а это, по учению кальвинизма, являлось бы отрицанием и противоречием всемогуществу Бога. Бог, гласит учение кальвинизма, – и здесь заимствование у Августина сказывается особенно ясно, – предопределил в своем всемогуществе судьбы мира и людей. Это не акт предвидения, это реальность. Раз существует первородный грех, люди предопределены Богом: одни к вечному блаженству, другие, для прославления справедливости Божией, – к вечной гибели. Это – избранники (electi), с одной стороны, и отверженные и осужденные (damnati) – с другой; и эти последние уже «осуждены», и «осуждены» раньше, чем они совершили те или иные греховные или добрые дела. Спасения для них нет, считают кальвинисты, и раз данный человек записан в книгу живота, надежды быть вычеркнутым из неё у него нет и быть не может, что бы он ни делал. Он – сосуд дьявола и восполняет своими делами предначертания божества и подлежит вечному мучению. Но эти предначертания – дело одного Бога: человеку не дано знать, к чему предопределил его неисповедимый Промысел. Поэтому-то у него не должно быть места для сомнений. Из этого мрачного и ригористического учения, из этой догматики логически вытекала и обязанность истинно верующего твердо веровать в правоту учения кальвинизма, не щадя жизни защищать и распространять его, бороться со всем тем, что противоречит учению или стремится подавить его. Отсюда и обязанность подчиняться всем правилам истинной морали, вытекающей из оснований кальвинистского учения, согласование всех поступков с этими правилами; отсюда и учение о роли церкви, этого единственного орудия спасения.

Церковь, по учению кальвинистов, не есть нечто невидимое, простое собрание «избранных», познающих Бога. Она – и видимое тело, являющееся собранием всех верующих, объединенных посредством суммы учреждений, установленных самим Богом вследствие «грубости и лености нашего духа, нуждающегося во внешней опоре». Только она служит средством сохранения чистоты учения и открывает путь спасения, вечную жизнь верующим. Лишь тот войдет в вечную жизнь, кто зачат во чреве церкви и вскормлен и воспитан ею. Поэтому тот, кто отступает от церкви, от её учения, уже тем самым осуждает себя на вечную погибель, ибо, толковали кальвинисты в полном согласии и единомыслии с ненавистным им католицизмом, «вне церкви нет оставления и прощения грехов, нет спасения». Неуклонное, безусловное исповедание догматов, установленных церковью, – первейшая обязанность. Нет поэтому большего преступления, чем ересь, и ее обязательно искоренять, а тех: кто создает ее, – казнить, ибо «еретики убивают души, – и их наказывают за это телесно». И в кальвинистской Женеве казнили или пытались казнить инакомыслящих.

Но создание прочной организации церкви было еще недостаточно, по учению кальвинистов, для полного объединения её. Необходимо, чтобы существовало и неуклонное исполнение нравственных обязанностей, т. е. правил дисциплины, этой «сущности церкви, её нерва», без чего никакая церковь существовать не может. Церковь, полагают учителя кальвинизма, не только имеет право, она обязана употреблять все меры строгости по отношению к своим сочленам, постоянно надзирать за ними и в их частной домашней, как и в общественной жизни и деятельности, и в случае сопротивления и ослушания отрезать их от общения с остальными членами, подвергать изгнанию, ибо иначе церковь сделается убежищем злых и дурных, и «бесчестие падет на имя Господне». Этим церковь кальвинистов превращалась в церковь воинствующую, и, как единственно истинная, она должна господствовать везде и повсюду, быть единственной в мире, не допускать существования какой либо другой. Принцип нетерпимости возводится тут учением кальвинистов в догмат, доводится до крайних его последствий, обнимая и охватывая всю жизнь, все её малейшие проявления. Должно отвергаться все, что в жизни есть мелкого, не имеющего прямого отношения к делу спасения, что говорить чувству, удовлетворяет эстетическим потребностям, сообщает жизни комфорт и блеск. То было как бы изгнанием из жизни всего мирского, всего украшающего жизнь, придающего ей веселый колорит. Земля – юдоль плача и искуса, на ней не место веселью... Отсюда регламентация кальвинистами всех, самых мелочных проявлений жизни, в виде выработки железной воли, приучения верных смотреть с презрением на страдания в целях подготовки деятелей «дела» (cause) церкви. То было попыткой несколько иным путем, чем тот, которым параллельно занялись деятели католической реакции в лице Лойолы и его учеников, столь же ярых догматиков, как и кальвинисты, создать бесспорные орудия для всемирного господства «истины».

«Наставление в христианской вере» Кальвина. Женевское издание 1559 г.

Пасторы в кальвинизме

В соответственном духе учение кальвинизма разрешает и вопрос, тесно связанный с организацией церкви, вопрос о том, кто должен был поддерживать её единство, в чьих руках должны были сосредоточиваться власть и право карать и миловать. Пытаясь воссоздать церковь в её первобытном виде, в полном соответствии со Священным писанием и вне традиций позднейшего времени, кальвинизм, подобно католицизму, проводил принцип строгого разделения духовной и светской власти, но так же, как и католицизм, в сущности, сводил это разделение лишь к чисто внешним формам, а на деле стремился создать нечто вроде теократии. Недаром основателя кальвинизма называли «женевским папой». На деле вся власть передавалась кальвинистами в руки духовенства, авторитет которого пытались поставить на недосягаемую высоту.

По учению кальвинистов, пасторы – орудия, связывающие церковь в одно целое. Пасторы – представители божества, а в них и через них «говорит сам Бог». Поэтому знак священства должен служить признаком гораздо большого уважения, чем знаки королевской власти. Кто не уважает пастора, кто презирает его, тот – во власти дьявола. Самый способ избрания пасторов, как он был выработан Кальвином и принят повсюду, куда проникло кальвинистское учение, ясно обнаруживает то значение и ту роль, какую пасторы должны были играть и сыграли в кальвинистской церкви. Чисто демократическое на первый взгляд начало было положено в основу избрания, якобы в духе первобытной церкви. Пастора избирает у кальвинистов народ par acclamation (единодушным одобрением), но представление данного лица к выбору – в руках других пасторов, контролирующих выборы. Всякий иной способ выбора был приравнен к своеволию. Основатель кальвинизма учил, что народ – легкомыслен и невоздержан, и «страшная анархия, неурядица возникает там, где каждому предоставлена, полная свобода». Необходима узда, и она олицетворяется в лице пасторов. Духовное сословие держало, таким образом, в своих руках назначение пасторов и всегда могло противодействовать народным стремлениям, направленным в ущерб его власти. То, как Кальвин ставил преграды к назначению Кастеллиона проповедником, несмотря на желание женевцев, дает не единственную характеристику политики пасторов в кальвинистской церкви. Народу давали лишь формальное право, но зато на него налагали целую сумму многоразличных обязанностей по отношению к пасторам. Каждому верующему учением кальвинизма вменялось в священную обязанность оказывать полнейшее почтение и повиновение пастору, беспрекословно подчиняться всем его приказам. Двери дома верующего должны быть всегда и во всякое время открыты для пастора, и вся жизнь, и все поступки – его контролю.

Правда, право налагать наказания не было предоставлено каждому пастору лично, но он был членом узкой организации, созданной так, что за церковью признавалась полнота власти. Создана была целая специфическая организация. Каждая местная кальвинистская церковь имела свою консисторию , состоявшую под председательством пастора, из пастора и старейшин (anciens), избираемых народом. В руках этой консистории и сосредоточивалась вся власть, карающая и милующая. Ответственность за принятые решения существовала, но лишь опять перед духовными же властями, ибо следующей, стоявшей выше консистории, властью духовной является либо провинциальный синод, составляемый из делегатов от консисторий, либо еще более высокая инстанция – национальный синод или (как в Шотландии) конгрегации, или общее собрание. То был верховный церковный совет кальвинистов, состоявший из делегатов от местных церквей, пасторов и старейшин, обсуждавший и решавший дела, касавшиеся всей церкви, утверждавший все решения консистории и издававший дополнительные, вызываемый обстоятельствами, новые меры дисциплины.

Реформаторы Женевы: Гийом Фарель, Жан Кальвин, Теодор Беза, Джон Нокс. "Стена реформаторов" в Женеве

Политические теории кальвинизма

При такой организации кальвинистская церковь получала громадную власть и могла вполне располагать судьбой человека. Она подвергала за нарушение её постановлений и её дисциплины всей лестнице наказаний, начиная от временного отлучения и до проклятия и извержения из своего лона с последствиями, соответствовавшими тому духу нетерпимости, который лежит в основе церкви. Она в своих консисториях и синодах определяла качество проступка. Исполнение приговора, кара принадлежала государству. Это разделение властей нисколько не умаляло влияния и значения пасторов. Те отношения, в какие учение кальвинизма стремилось поставить церковь и государство, должны были предоставить первой всю силу и все могущество, а из второй – сделать простое орудие, которым должна располагать духовная власть и которое она могла откинуть и изменить в случае нужды. И у кальвинистов, как и у иезуитов , принцип ad majorem Dei gloriam («для вящей славы Господней»), в силу идентичности основного исходного пункта и тех и других, стоял па первом плане. Учение кальвинизма не отрицало государства. Более того: оно отрицательно относилось и резко нападало на тех, кто отвергал государство, гражданскую власть. «Государство, – учит Кальвин, – столь же необходимо для человека, как пища и питье, солнце и воздух», ибо «оно установлено самим Богом», и потому «правительственные лица – представители Бога на земле». И то же и во всей кальвинистской литературе. Отсюда обязанность для членов «истинной» церкви повиноваться властям предержащим.

Но этот, по-видимому, громадный авторитет, придаваемый государственной светской власти, ограничивался одним условием: если государство, в свою очередь, повинуется предписаниям церкви. Только тогда, по учению кальвинизма, его должно считать истинным представителем божества и оказывать ему полное повиновение. Государство, таким образом, является не более, как подспорьем церкви, имеет смысл и значение, как охрана и блюститель церкви. То преобладание церкви, какое Кальвин изгонял из мира, как зло, когда дело шло о католицизме и папстве, выдвигалось всецело вновь, в иных формах, но еще с большей силой, с большей определенностью. Кальвинизм стремился к созданию теократии и ставил, как исключение из повиновения предержащим властям, обязанность повиноваться прежде всего Богу. А волю и веления Божества изъясняла одна лишь церковь, в силу того характера, какой придало ей кальвинистское учение. Отсюда, как возможный вывод, и та теория тираноубийства, на которую только намекал Кальвин, говоря об «избрании Богом одного из числа слуг своих, как исполнителя мщения над тираном», и которую последователи кальвинизма во Франции и в Шотландии превратили в настоящее политическое учение, доведенное до конца иезуитами. Здесь кальвинизм вступал уже на чисто политическую почву.

Но то политическое учение, какое создали Кальвин и его последователи, далеко не было ни столь ясным, ни столь же логическим и столь определенным, каким являлось учение о церкви. Как и все современные ему религиозные течения, кальвинизм стремился приладиться к данным условиям. Если Кальвин и признавал превосходство аристократии над монархией и демократией, то не без колебаний: вначале он стоял за монархию. Верные последователи его учения о церкви сначала стояли на стороне монархии, как в первые годы реформы во Франции, где учение о тираноубийстве применялось лишь к влиятельным лицам (Гизы ), а не к представителю монархии. Затем, после Варфоломеевской ночи , кальвинисты превратились в адептов аристократии (почти одновременно во Франции и в Шотландии) и развили уже теорию тираноубийства в полном почти её виде. Еще позже изменения в положении борющихся сил принудили их то искать поддержки в народной массе, являться демократами, как почти исключительно в Шотландии, то, будучи оставленными французскими феодалами в XVII в., вновь рассчитывать на власть и милость короля и даже открыто отвергнуть прежнюю теорию о тираноубийcтве. Более того: на одном из своих национальных синодов кальвинисты должны были признать вредной и пагубной теорию тираноубийства иезуитов и их произведения, проводившие эту теорию.

Как чисто религиозное, догматическое учение, кальвинизм выдвигал на первый план интересы своего учения и той церкви, которая проводила и хранила его в чистоте; этим и определялось его политическое поведение. Оттого только в одной стране, в Шотландии, он явился, – благодаря тому полному преобладание, какое он получил в этой стране, полному и абсолютному господству, – носителем более ярких демократических тенденций, который ему пришлось проводить всякими средствами в борьбе и с местной аристократией, с которой он разошелся уже при Ноксе , и особенно при Мельвилле, и со светской властью в лице Якова I и Карла I, затем и двух английских королей реставрации. Но в других странах, где он временно укрепился было, в особенности во Франции, кальвинизм вынужден был по условиям отношений, с которыми ему пришлось иметь дело, в гораздо большей степени содействовать укреплению старых феодальных отношений, господству знати и аристократы, и оказался неспособным дать сколько-нибудь сильный толчок демократическим идеям и демократии. Правда, и во Франции пасторы пытались вести демократическую по существу борьбу со знатью и крупной буржуазией гугенотских городов из-за вопроса о господстве церкви. Но ни разу церкви не удалось здесь достигнуть того положения, какое она получила в Женеве, превратившейся в космополитический центр кальвинизма, буквально в кальвинистский папский Рим, мало чем, кроме внешности, отличающейся от католического. Не добилось учение кальвинизма во Франции и того безграничного влияния на умы, того авторитета, нарушение которого наполняло ужасом умы верующих, заставляя их покорно и беспрекословно исполнять все приказы пасторов, подчиняться сыску и шпионству, неустанному надзору консисторий и т. п., которого кальвинизм сумел добиться в Шотландии.

Кальвинизм и свобода совести

Наряду с политическими условиями, помешавшими, во Франции, в особенности, но и в других странах, кальвинизму достигнуть полного и неограниченного господства над умами, значительную и все более и более сильную роль сыграло и то новое, зарождавшееся уже в XVI в., но усилившееся к XVII и особенно к XVIII в., скептическое умственное движение, выставившее на своем знамени принцип сомнения, отрицаемый и кальвинизмом и другими деятелями реформы, как и католицизмом, как наваждение врага рода человеческого. Развитие и усиление этого течения не только содействовало ослаблению той страстности, какая вносилась в борьбу между кальвинизмом и враждебными и ненавистными ему учениями, ослаблению религиозной ревности и страстного искания цельного учения, но влияло наиболее сильным образом на изменение в привычках мысли, все сильнее и сильнее подтачивавших основы учения кальвинизма о церкви и его дисциплину. Во Франции оно уже к середине XVII в. свело кальвинистскую паству к исключительно демократическим элементам, мелкому промышленному классу, оторвало от него значительную часть знати и интеллигенции и дало светской власти могучее оружие для подавления и жесточайшего преследования кальвинистов, отнятия у них тех гарантий, какие давал им Нантский эдикт . Даже в Шотландии с XVIII в., куда проникло новое течение мысли, положению кальвинистской церкви, её преобладающей роли в жизни страны был нанесен сильный удар. На всех пунктах, со всех позиций кальвинизму приходилось отступать и терять все более и более то влияние, какое он имел некогда на умы. Попытка на новых основаниях пересоздать, в соответствии с тенденциями и привычками мысли, старый католический строй оказалась неудачной потому, что она всецело воспроизводила его старые, отжившие уже основы. Только отрицательно, путем требования для себя той свободы совести, в какой оно отказывало всем другим, содействовало учение кальвинизма, хотя почти постоянно борясь с этим, развитию принципа свободы совести. Политические же теории его отчасти способствовали укреплению принципов демократизма и политической свободы. К XVIII и XIX вв. кальвинизм перестал уже играть сколько-нибудь видную роль в политической и даже религиозной жизни тех стран, в которых он сохранил своих последователей, и, нужно добавить, до некоторой степени и там стал подчиняться новым течениям мысли, едва не вызвавшим во Франции, например, в 1872 г., раскола среди кальвинистской церкви между все еще верными последователями исповедания веры Кальвина и противниками его учения, проповедовавшими, в лице Кокереля и его последователей, почти полный деизм

В данном параграфе мы кратко рассмотрим историю возникновения и распространения феномена европейской Реформации. Ознакомимся с наиважнейшими ее персоналиями и краткими основами их учений. В частности будет рассмотрена история появления и развития такого протестантского направления как кальвинизм, который вслед за остальными протестантскими деноминациями также отрицал иконы в своей богослужебной практике.

XVI век оказался переломным веком для Европы. В течении буквально нескольких десятилетий европейских континент, доселе объединенный одной церковью, оказался разделен в религиозном отношении на два непримиримых лагеря. Подобные последствия оказались побочным следствием начавшейся т. н. «Реформации».

Что же это такое? Как пишет об этом В. П. Слободин Реформация (от лат. Reformatio - преобразование) – это широкое социально-политическое и идеологическое движение против католической церкви, охватившее в XVI веке большинство стран Западной и Центральной Европы. 45

Как гласит легенда, хмурым днем 30 октября 1517 года Мартин Лютер, бывший в то время священником Виттенбергской церкви, прибивает к воротам своей церкви некий текст, состоящий из 95 тезисов, направленный, якобы, против индульгенций и лично папы Римского. С этого неприметного события и ведет свою история Реформация, в будущем расколовшая европейскую цивилизацию на два враждующих лагеря. Но это всего - лишь легенда.

В действительности же у Реформации, как и у любого другого культурно значимого феномена имелась и своя длинная предыстория, и свои мыслители, предвосхитившие ее, но ныне не известные широкому кругу. Но даже, несмотря на всю предысторию, европейскую Реформацию по сложившейся традиции, продолжают отсчитывать от 1517 года и рассматривать деятельность Мартина Лютера как ее зачинателя.

Мы будем двигаться в стезе сложившегося порядка вещей, поэтому историю Реформации тоже будем начинать в XVI веке, рассмотрев деятельность основных реформаторов этого периода - Мартина Лютера, Ульриха Цвингли и Жана Кальвина.

Мартин Лютер родился в 1483 году и происходил из семьи зажиточных бюргеров, выходцев из крестьян. «Вопреки воле отца, прочившего ему карьеру адвоката, в 1505 году Лютер отказался от путей мирянина, вступив в монашеский орден августинцев. Обратившись к изучению источников христианской веры, Лютер своими изысканиями обратил на себя внимание руководителей Ордена и был направлен в университет Эрфурта и затем Виттенберга с целью более углубленного изучения теологии». 46 В 1507 году его посвящают в священники, а в 1512 году он становится доктором и профессором теологии Виттенбергского университета.

Лютер не был спокойным человеком, он во всем искал твердой опоры, твердой истины, на которую мог бы опереться всей душей, всем своим сердцем. Поступив в монастырь, он прилежно и добросовестно исполнял все возложенные на него обязательства. Однако, несмотря на ревностное исполнение монастырских правил, душа его не знала успокоения, Мартин все время ощущал свою греховность. Эта скрытая внутренняя жизнь, а точнее борьба, августинского монаха, не давали ему внутреннего покоя, к которому он так стремился, что и провоцировало его на постоянный духовный поиск. Масла в огонь подлило паломническое путешествие в Рим, совершенное в 1510 году, где Лютер увидел вовсе не образец благочестивого города и впервые столкнулся с продажностью и развращенностью клира Церкви.

Путем внутреннего озарения Мартин Лютер приходит к своим выводам, отличным от официального католического учения. «Лютер осознал, что на прежнем пути тщательного соблюдения предписаний монастырского устава, совершения «добрых дел» просто невозможно обрести душевный покой и спасение. Непременное условие спасения и оправдания – вера, она является Божьим даром, и тот, кто лишен самодовольства, правдив и требователен к себе, тот уже небезнадежен и может надеяться на спасение». 47

Открыв для себя это спасительную истину, Мартин Лютер постепенно начинает разрабатывать эту идею, которая в дальнейшем получит наименование «оправдание верой».

В тот же период в Саксонии появился монах Иоганн Тецель, который абсолютно беззастенчиво, обманом и хитростями, продавал индульгенции, доход от которых должен был идти на возведение храма Св. Петра в Риме.

В католической традиции индульгенция понимается как частичное или полное освобождение от тех временных страданий, которые душе причитается вынести для удовлетворения (сатисфакции) за те грехи, которые ей уже прощены в таинстве покаяния. Освобождение от наказания дается Церковью во имя преизобилующих заслуг Иисуса Христа, который, согласно католической сотериологии, принес большую, чем нужно было, жертву правосудию Божию.

Этот неисчислимый преизбыток заслуг Спасителя, а также заслуги Пресвятой Девы Марии и сверхдолжные заслуги святых, якобы откладываются в виде особого капитала или запаса и составляют то, что называют «Сокровищем Церкви». Церковь черпает из него и распределяет между немощными членами, восполняя недостаток их заслуг.

Акт предоставления индульгенций не был чем-то из ряда вон выходящим, потому что индульгенция не была действительна без предварительной исповеди в том или ином грехе. Но со временем выдачей индульгенций стали злоупотреблять, продавая их за деньги и утверждая, что только с помощью индульгенций и можно заслужить спасение. Именно с этим и столкнулся Мартин Лютер, наблюдая за деятельностью Тецеля.

Участились случаи игнорирования таинства исповеди прихожанами его церкви, которые мотивировали это тем, что грехи им уже отпущены при помощи индульгенций.

Как достаточно образованный и начитанный человек Мартин Лютер не мог оставаться в стороне. Он подготовил текст «95 тезисов об индульгенции» в котором разбирал с богословской точки зрению практику продажи индульгенций. В данных тезисах, предназначенных к неторопливому обдумыванию в узких кругах, нежели к прокламациям на улицах, Лютер довольно мягко критикует верхушку римской церкви, перекладывая всю ответственность за превышение на продавцов индульгенций. Несмотря на умеренный тон в данном документе уже проглядывается его будущая теология «оправдания верой». Он пишет что: «Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций». 48 В последующем этот тезис (Sola fide (лат.) - «Только верой») получит всестороннее развитие и станет одним из краеугольных камней протестантской доктрины.

Лютер отослал тезисы на теологический факультет Эрфуртского университета, однако никакого отклика не последовало. Имел ли место факт прибивания этих тезисов к воротам своей церкви, или не имел, доподлинно не известно. Но, несмотря на это «95 тезисов» внезапно получили чересчур широкое распространение. Благодаря налаженной системе книгопечатания их несколько раз переиздавали только в 1517 году. Общество услышало то, о чем раньше говорили лишь вполголоса. Лютер не ожидал подобной известности и поначалу был весьма напуган фактом моментального распространения своих измышлений по всей Европе.

«Тезисы Лютера оживи надежды самых разных сословий. Князья увидели в них подспорье в стремлении прибрать к рукам церковные имущества. <…> Бюргерство было радо избавится от начинавших казаться ему бесполезными церковных поборов». 49

Реакция римской церкви на эти тезисы была резко негативной не только из-за вопроса возможности или невозможности индульгенций, но и из-за того что материальная жизнь церкви, в то время очень сильно зависела от материальных вливаний, которые по большей части приносили именно индульгенции.

Инквизиторы обвинили Лютера в ереси, но в дело вмешался известный и уважаемый ученый того времени Эразм Роттердамский. Он написал письмо курфюрсту Фридриху III Мудрому с просьбой поддержать своего подданного. Последний, будучи сторонником реформы Священной Римской Империи в сторону увеличения прерогатив князей, решил воспользоваться «казусом» в собственных целях. В чисто церковный вопрос все больше и больше начало вливаться политических фигур, которые преследовали свои интересы.

Лютер категорически не хотел признавать свою «еретичность». Он продолжает дальнейшую разработку своей системы, которая станет основой для всего протестантизма. Усугубление разрыва Лютера с церковью стало происходить в 1519 году. На одном из диспутов между ним и его оппонентами он высказал идею что Церковь наличествует всюду, где проповедуется и исповедуется Св. Писание. Лютер отстаивал мнение, что церковные соборы могут погрешать против истины и заблуждаться, а Св. Писание стоит выше соборов и папских декретов. 50 В дальнейшем безусловный примат Св. Писания над Св. Преданием и опора именно на Библию в формировании своей системы богословских взглядов станет базисом для будущих протестантов и получит наименование Sola Scriptura (лат.) - «Только Писание». И хотя Мартин Лютер еще остается в лоне римской церкви и надеется на ее изменение изнутри, ситуация меняется. Нарастающее недопонимание с обеих сторон и откровенное нежелание прислушаться к чужой точке зрения приводит к тому, что в январе 1521 года папа римский издает буллу «Decet Pontifex Romanus» (Учит Римский Первосвященник), в которой бесповоротно отлучает Лютера от церкви.

Как справедливо замечает В. П. Слободин: «Чем дальше шла интеллектуальная борьба между курией и Лютером – тем более на поверхность выплывали вопросы уже не отношения бога и человека, а вопросы церковного устройства и власти папы. Лютер доходит до идеи всеобщего священства, все миряне обладают правом на священство, каким прежде обладало только католическое духовенство. Он отвергал неприкосновенность папы и его прелатов, требовал четкого разграничения прерогативы двух властей – светской и духовной, как и сферы действия двух прав – светского и церковного. Причем светскому праву он придавал первостепенное значение. В произведении «О вавилонском пленении церкви» он подверг сокрушительной критике учение церкви о семи таинствах, признав на основе Священного Писания из семи таинство только три (позже – лишь два, крещение и причащение). Отныне компромисс между Лютером и Римом стал невозможен. Новая теология превратилась в знамя общественной оппозиции». 51

Часть дворянства, а также многочисленные плебеи поддержали Лютера. Это вылилось в Крестьянскую войну 1524 - 1525 годов. Причина ее – налоговый гнет крестьян и непомерные налоги. До этих событий крестьяне фактически не принимали участия в реформационном движении. Но последнее пропагандой идеи «всеобщего священства» и мотивацией принципов «естественного права» и особенно – «божьей справедливости» оказало влияние на пробуждение сознания и рост общественной активности крестьян. 52 Лютер призывал народ к миру, не восставать против своих господ. И хотя восставшие потерпели поражение, эта война ярко показала, что религиозные идеи теперь попали на чересчур плодородную почву политики. Противостояние между одиночкой - богословом и римским двором становится уже противостоянием между различными классами и политическими группировками. Начинается религиозный раскол Европы, который ширится не по дням, а по часам.

Несмотря на острую социально-религиозную борьбу, которая шла в немецких землях, в Швейцарии, параллельно и независимо от деятельности М. Лютера, начиналась своя Реформация, связанная с именем Ульриха Цвингли.(1484-1531). Он был священником и происходил из семьи зажиточных крестьян. Цвингли получил хорошее образование и был дружен со многими гуманистами, (в частности с Эразмом Роттердамским), уважал таких мыслителей как Марсилио Фичино и Пико дела Мирандола.

Как и Лютер, Цвингли опирался на авторитет Священного Писания и отвергал Священное Предание, резко критиковал схоластическое богословие, исповедовал принципы «оправдания верой» и «всеобщего священства», идеализировал раннехристианскую церковь. Цвингли высказывался против путешествий к святым местам, поклонения иконам, указывая что Бог всюду, рядом с человеком и к нему можно обращаться в любое время. В 1516 году он в открытую стал заявлять, что не находит в Библии рациональных оснований для существования института папства. 53 С 1519 года Цвингли приступил в Цюрихе к систематической пропаганде собственного евангельского учения, излагая и комментируя Священное Писание. За основу было взято учение об «оправдании верой», то есть отрицание необходимости посредничества католической церкви, индульгенций, икон, мощей, монашества, целибата, пышности ритуала и т.д. Свои основные идеи Цвингли высказал в программных 67 тезисах (1523) и работах «О божественной и человеческой справедливости» (1523), «Об истинной и ложной вере» (1525), а также в «Изложении христианской веры» (1531).

Цвингли стал отрицать мистический характер евхаристии, что разделило его богословие и богословие Лютера, который держался более традиционного взгляда на это таинство. Швейцарский реформатор считал что причащение - это всего лишь воспоминание об историческом событии - основании Церкви, в то время как Лютер считал, что это в таинстве пресуществления хлеб и вино действительно изменяют свою сущность.

В отличии от реформационной деятельности Мартина Лютера преобразования Цвингли не сразу стали объектом критики местных вышестоящих чинов римской церкви. Благодаря этому Ульрих добился значительных успехов в деле реформации Швейцарии.

Общество реформированной Швейцарии привыкало не только по новому верить, но и по новому жить. Обновление мышления влекло за собой изменения быта. «В Цюрихе Цвингли навел порядок. В городе был введен надзор за нравственной стороной жизни граждан. Не поощрялись танцы в парах мужчин и женщин, даже игра в шахматы и кегли. Священники носили теперь повседневную одежду». 54

Цвингли погиб в сражении с католиками в 1531 году, не успев полностью покорить Швейцарию своему учению. Но в той же Швейцарии суждено взойти новой звезде реформационного движения Европы - Жану Кальвину.

Появление кальвинизма придало новый импульс всей Реформации и в целом вывело реформационное движение на новый уровень. Вот как об этом пишет исследователь Ерохин: «В лице кальвинизма Реформация обрела доктрину, способную распространиться в любой национальной среде. В соответствии с кальвинистскими принципами община верующих могла организовываться вне зависимости от политического строя данной страны. Жан Кальвин дал Реформации доктрину, следуя которой протестантам можно было отстоять свои права во взаимоотношениях со светской властью». 55

Также кальвинизм способствовал новой трудовой дисциплине, качественно изменив категорию труда человека, освятив ее божественным постановлением. Кальвинизм исходит из того, что жизненное предназначение, иначе говоря, призвание Божие, во многом реализуется в повседневном труде. 56 В дальнейшем это положение, как справедливо подметил социолог М. Вебер, способствовало развитию европейского капитализма.

Жан Кальвин родился в 1509 году во французском городе Нуайон в обеспеченной семье. Он получил хорошее теологическое и юридическое образование. Был замкнутым и нелюдимым, но все это компенсировалось его умом. Во время учебы способный ученик часто подменял профессоров на лекциях. Нам остаются неизвестны мотивы его перехода в лагерь протестантов, лишь достоверно известно, что в 1532 году он окончательно принимает протестантизм и примыкает к радикальному крылу французских реформаторов. Впоследствии противостояний с католической властью Кальвин бежит из Франции, и в 1536 году он анонимно выпускает «Наставления в христианской вере», написанные первоначально на латинском языке и предназначавшиеся для узкой прослойки образованных людей. В этой книге была систематически представлена протестантская догматика и теория взаимоотношений между протестантскими общинами и светской властью.

Кальвин хотел уехать в Базель, но в Базель тогда ему можно было безопасно добраться только через Женеву. До Реформации это был богатый город с богатым духовенством и развитой экономикой. В городе стабильно росла преступность и падали нравы. Но постепенно в Женеву стали проникать реформаторские идеи, что привело к своему результату. В городе начинает свою деятельность протестантский проповедник Гийом Фарель. Окончательно же Женева становится протестансткой лишь благодаря политической воле ее правителей. Политические пертурбации вынуждают высший правящий орган города - Городской совет, отринуть католицизм ради сохранения независимости города. Это происходит в 1532 году.

Фарелю с этого момента оказывают чрезвычайное уважение; его представления и проекты называются «божественными». В сельских округах решительно проводится реформация <...> от всех без исключения граждан требуется посещение проповеди. 57 Однако энтузиазма Фареля не хватало и он, узнав, что в Женеве остановился по пути автор знаменитых «Наставлений» упрашивает Кальвина остаться именно в Женеве.

Встав во главе реформации, Кальвин сразу же приступает к активным действиям. В частности, ужесточается законодательство. «Прелюбодеяние начало наказываться смертной казнью, ругательства и проклятия были запрещены. Смертная казнь угрожала также за богохульство». 58

Однако через восемнадцать месяцев его вместе с Фарелем по политическим мотивам изгоняют из Женевы. Кальвин уезжает в Страсбург. Но политическая ситуация снова меняться и представители Женевы упрашивают Кальвина вернуться. И хотя по своему возвращению он избегает резких шагов, вскоре Женева сделалась образцом пуританской строгости. Под запретом оказались игры, музыка, танцы, празднества. Преступность была искоренена, возросло благосостояние граждан.

Положение Ж. Кальвина не было прочным, ибо власть в Женеве постоянно переходила от его сторонников к его противникам и поэтому его статус постоянно менялся. И хотя он не был «диктатором», его авторитет оставался велик.

К 50-60 годам XVI века Женева превратилась в самый твердый оплот европейской Реформации. В 1559 году Кальвин открыл академию для подготовки проповедников, которую возглавил Теодор Беза. В типографиях Женевы десятками тысяч экземпляров печатались протестантские книги для всей Европы. Кальвин стал признанным авторитетом и главой протестантского мира, значение Виттенберга перешло к Женеве. 59

Кальвин умер 27 мая 1546 года. Преемником Кальвина в Женеве стал Теодор Беза, который продолжил развивать основные идеи Кальвина.

Кальвинизм начал активно распространяться по Европе, становясь действенным фактором внутриполитической жизни ряда европейских стран. Характерная для кальвинизма склонность к участию в политической борьбе нашла выражение в том, что его берут на вооружение разного рода оппозиционные силы в обществе, в основном дворянство и буржуазия. Практически везде он был принят оппозиционными элементами в обществе как идеология. В некоторых странах, таких как Франция и Польша, он исчез с арены политической борьбы, в некоторых, таких как Швейцария, Шотландия и Нидерланды - одержал победу.

В качестве примера удачного распространения кальвинизма рассмотрим этапы его распространения и победы в Нидерландах. Кальвинизм там начал укреплять свои позиции с пятидесятых годов XVI века. Распространение кальвинизма происходило из города Эмден, что находился на северо-западе Германии. Какое-то время в конце XVI века его даже называли «Женевой севера». Эмден выполнял роль «материнской церкви» для кальвинистских общин стран северной Европы, в особенности Нидерландов. 60

В самих Нидерландах католические власти немедля стали преследовать приверженцев «ереси», в результате чего многие кальвинисты стали приходить на проповеди вооруженными, что только усиливало градус конфронтации. Приобретая последователей в среде городского населения, кальвинизм становился знаменем антииспанской оппозиции. В 1562 году на сторону кальвинистов перешла часть аристократии, во главе с принцем Вильгельмом Оранским, потребовавшая от испанского короля вывода испанских войск и отмены законов против еретиков. В 1563 году возник «Союз дворян», выдвинувший схожие требования. В ответ на это испанские власти учреждают в Нидерландах инквизицию. В обществе стала складываться взрывоопасная ситуация, которая нашла свой закономерный выход в виде массового восстания.

Нидерландская буржуазная революция началась 10 августа 1566 года в Западной Фландрии как иконоборческое восстание. Подстрекаемые кальвинистскими пасторами крестьяне, горожане и присоединившиеся к ним дворяне громили католические церкви и монастыри, уничтожали иконы и статуи святых, предметы церковного культа. В ответ на это, в восставшие провинции была послана карательная армия герцога Альбы.

Историк Виппер пишет об этом периоде: «Множество людей, разоренных или преследуемых за веру, бежало из страны; частью они бросились на родную стихию нидерландцев, море, и обратились в пиратов. Эти «морские гезы» захватили несколько прибрежных мест и оттуда жестоко обрушивались на католиков, как испанцев, так и своих единоплеменников; они вешали священников, издевались над церковными святынями; некоторые носили шляпы с полумесяцем и надписью: «лучше будем турками, чем папистами»». 61

В 1572 году наступил новый этап революции, когда вспыхнуло восстание против испанцев в северных провинциях страны. На собрании штатов Голландии, куда прибыли участники восстания, принц Оранский был назван верховным статхаудером, то есть наместником короля. Из конфискованных церковно-монастырских имуществ и других поступлений был создан фонд для оплаты военных расходов. В частности, в сфере религиозной жизни была провозглашена свобода совести. В 1576 году в г. Гента собрались Генеральные штатаы и обьявили о взятии власти в свои руки.

Однако только с принятием 23 января 1579 году Утрехтской унии борьба кальвинистов против испанской короны и ее наместников приняла необратимый характер. В 1581 году штаты, собравшиеся в Гааге, объявили Филиппа II низложенным. Новое государство стало называться Соединенными Провинциями или просто республикой Голландией – по имени самой многолюдной и богатой из семи провинций, составивших союз.

Итогом многолетней борьбы кальвинстских штатов с испанской короной стало не просто образование нового государства на карте Европы. «С достижением политической независимости республика Соединенных провинций становится, пожалуй, самой свободной для протестантов страной в Европе. В городах здесь действовали кальвинистские консистории. В Нидерландах находили убежище английские пуритане, другие протестанты из разных европейских стран. Здесь, в Лейдене, жили также и английские конгрегационалисты, которые впоследствии, в сентябре 1620 года отправились на судне «Мэйфлауэр» в Северную Америку». 62

Мы рассмотрели довольно краткий, но очень важный исторический период европейской истории, который был ознаменован появлением новой религиозной конфессии внутри христианского мира. Мы увидели что стихийно начавшаяся Реформация, возникнув вначале как внутрицерковный сухой догматический спор сразу же привлекла к себе внимание широких кругов, которые, воспользовавшись удобным поводом, включились в борьбу за свои интересы. Практически везде распространение реформационных идей не было мирным и часто приводило к политической борьбе и радикальным переворотам в обществе. С появлением протестантизма началась новая веха в общественном и политическом развитии Европы, что продолжает оказывать непосредственное влияние, в том числе и на современный мир.

· Пуритане · Пятидесятники · Унитарианство · Харизматическое движение «Великое пробуждение »
Протестантский фундаментализм
Реформация

История

Несмотря на то, что кальвинизм номинально должен начинаться с Жана Кальвина, тем не менее его историю часто возводят к Ульриху Цвингли . Во многом это объясняется не формальной, а содержательной стороной вопроса.

История Реформации начинается 31 октября 1517 года , когда Мартин Лютер прибил 95 тезисов к воротам церкви в Виттенберге . Однако лютеранство не стало единственным направлением в протестантизме .

Швейцарско-немецкий кальвинизм

Французский кальвинизм

Попытка кальвинистов закрепиться во Франции, где они были известны под именем гугенотов , не имела успеха. Впервые они о себе заявили в 1534 году в ходе т. н. Дела о листовках . В 1559 году состоялся первый гугенотский синод, на котором было принято Галликанское исповедание . В 1560 году примерно 10 % населения Франции были гугенотами (чуть менее 2 миллионов человек) . Всю 2 пол. XVI века во Франции полыхали Гугенотские войны . оплотом гугенотов были города Орлеан , Ла-Рошель , Ним , Тулуза . В 1572 году католики уничтожили около 3 тысяч кальвинистов в Париже в ходе т. н. Варфоломеевской ночи. Тем не менее, гугенотам удалось добиться себе некоторых послаблений благодаря Нантскому эдикту (1598 год), который был отменен в 1685 году .

Восточноевропейский кальвинизм

Очень рано проник кальвинизм в два важных государства Восточной Европы: Венгрию и Речь Посполиту. В 1567 году Гельветское исповедание распространилось в Венгрии, где его приняла верхушка княжества Трансильвания и образовалась влиятельная Венгерская реформатская церковь , которая ныне охватывает пятую часть верующих венгров.

В Речи Посполитой кальвинизм не стал массовым движением, однако им активно заинтересовалась шляхта . Первая кальвинистская община образуется в 1550 году в городе Пиньчув . В Литве активным проводником кальвинизма был Николай Радзивил . По его инициативе кальвинистским пастором Клецка становится Симон Будный . Значительно ослабили кальвинизм идеи антитринитариев , которые проповедовали польские братья и социане . В 1570 кальвинисты попытались объединиться с другими протестантами против католиков, заключив Сандомирский договор . В ходе Контрреформации зачатки кальвинизма были вытравлены из Речи Посполитой, а поляки и литовцы остались преимущественно в католическом исповедании.

Голландский кальвинизм

Кальвинисты прочно закрепились в Голландии, где в 1571 году образовалась Нидерландская реформатская церковь . В 1566 году они инициировали Иконоборческое восстание , положившем начало Нидерландской революции. В 1618 году состоялся Дордрехтский синод , подтвердивший Гейдельбергский катехизис . Вместе с голландскими колонистами кальвинизм проник в 1652 году в Южную Африку, где появилась Голландская реформатская церковь Южной Африки . Из Голландии кальвинисты проникли в Великобританию, где они стали известны под именем пуритан . Кальвинизм оказал значительное влияние на формирование голландского национального характера.

Англо-саксонский кальвинизм

Кальвинисты сыграли также важную роль в Английской революции , богословский результат которой неочевиден. С одной стороны, Церковь Англии разделяет кальвинистскую теологию (Вестминстерское исповедание 1648 года), однако радикальные кальвинисты усмотрели в англиканстве слишком много «папистских» черт в лице пышной церковной иерархии. Несогласные кальвинисты разделились на конгрегационалистов и пресвитериан . Первые обосновались в британской колонии Новая Англия и сыграли важную роль в Американской революции XVIII века. А вторые определили религиозную ситуацию в Шотландии.

Современность

В 1817 году на волне празднования 300-летия Реформации начался процесс сближения кальвинистов и лютеран (Прусская уния)

Доктрина, вероучение

  • Отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, ликвидация церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквях отсутствуют настенные изображения).
  • Принятие доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека и всего мира, его спасения или осуждения) (главы 3, 5, 9-11, 17 Вестминстерского исповедания веры):

«Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей… верующих по действию державной силы Его» (Еф. 1:4-5 , 1:11,19 ; 2:4-10)
«уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян. 13:48)
«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15:16)
«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф. 11:25-26)

  • Признавая доктрину о двойном предопределении, кальвинисты тем не менее говорят, что спасение подаётся только по вере во Христа и дела веры для спасения не нужны, но по ним определяется, истинна ли чья-либо вера или нет. Есть дела - значит есть вера. Понять это можно одним простым уравнением: вера = спасение + дела, а не вера + дела = спасение.

Современные богословы кальвинизма

  • Джон МакАртур

Напишите отзыв о статье "Кальвинизм"

Примечания

Литература

  • Браницкий А. Г. , Корнилов А. А. . - Н. Новгород : ННГУ имени Н. И. Лобачевского , 2013. - 305 с.
  • Виппер Р. Ю. Кальвинизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • - материалы о кальвинизме (англ.)
  • - статья на сайте католического информационно-просветительского центра
  • - его труды: «Наставление в христианской вере», комментарии на Новый Завет.

Изображение основных христианских учений . Не все христианские течения показаны.

Отрывок, характеризующий Кальвинизм

– Да, но разве это было серьёзно?!.. К каким «богам» он мог его посылать? На Земле ведь давно уже нет живущих Богов!..
– Ты не совсем права, мой друг... Может это и не совсем то, что люди подразумевают под Богами, но на Земле всегда находится кто-то из тех, кто временно занимает их место. Кто наблюдает, чтобы Земля не подошла к обрыву, и не пришёл бы жизни на ней страшный и преждевременный конец. Мир ещё не родился, Изидора, ты знаешь это. Земле ещё нужна постоянная помощь. Но люди не должны об этом ведать... Они должны выбираться сами. Иначе помощь принесёт только лишь вред. Поэтому, Радан не был так уж неправ, посылая Светодара к тем, кто наблюдает. Он знал, что к нам Светодар никогда не пойдёт. Вот и пытался спасти его, оградить от несчастья. Светодар ведь был прямым потомком Радомира, его первенцем-сыном. Он был самым опасным из всех, потому что был самым близким. И если б его убили, никогда уже не продолжился бы этот чудесный и светлый Род.
Простившись со своей милой, ласковой Маргаритой, и покачав в последний раз маленькую Марию, Светодар отправился в очень далёкий и непростой путь... В незнакомую северную страну, туда, где жил тот, к кому посылал его Радан. И звали которого – Странником...
Пройдёт ещё очень много лет перед тем, как Светодар вернётся домой. Вернётся, чтобы погибнуть... Но он проживёт полную и яркую Жизнь... Обретёт Знание и Понимание мира. Найдёт то, за чем так долго и упорно шёл...
Я покажу тебе их, Изидора... Покажу то, что ещё никогда и никому не показывал.
Вокруг повеяло холодом и простором, будто я неожиданно окунулась в вечность... Ощущение было непривычным и странным – от него в то же время веяло радостью и тревогой... Я казалась себе маленькой и ничтожной, будто кто-то мудрый и огромный в тот момент наблюдал за мною, стараясь понять, кто же это посмел потревожить его покой. Но скоро это ощущение исчезло, и осталась лишь большая и глубокая, «тёплая» тишина...
На изумрудной, бескрайней поляне, скрестив ноги, друг против друга сидели два человека... Они сидели, закрыв глаза, не произнося ни слова. И всё же, было понятно – они говорили...
Я поняла – говорили их мысли... Сердце бешено колотилось, будто желая выскочить!.. Постаравшись как-то собраться и успокоится, чтобы никоим образом не помешать этим собранным, ушедшим в свой загадочный мир людям, я наблюдала за ними затаив дыхание, стараясь запомнить в душе их образы, ибо знала – такое не повторится. Кроме Севера, никто уже не покажет мне более то, что было так тесно связанно с нашим прошлым, с нашей страдающей, но не сдающейся Землёй...
Один из сидящих выглядел очень знакомо, и, конечно же, хорошенько к нему присмотревшись, я тут же узнала Светодара... Он почти что не изменился, только волосы стали короче. Но лицо оставалось почти таким же молодым и свежим, как в тот день, когда он покидал Монтсегур... Второй же был тоже относительно молодым и очень высоким (что было видно даже сидя). Его длинные, белые, запорошенные «инеем» волосы, ниспадали на широкие плечи, светясь под лучами солнца чистым серебром. Цвет этот был очень для нас необычным – будто ненастоящим... Но больше всего поражали его глаза – глубокие, мудрые и очень большие, они сияли таким же чистым серебристым светом... Будто кто-то щедрой рукой в них рассыпал мириады серебряных звёзд... Лицо незнакомца было жёстким и в то же время добрым, собранным и отрешённым, будто одновременно он проживал не только нашу, Земную, но и какую-то ещё другую, чужую жизнь...
Если я правильно понимала, это и был именно тот, которого Север называл Странником. Тот, кто наблюдал...
Одеты оба были в бело-красные длинные одежды, подпоясанные толстым, витым, красным шнуром. Мир вокруг этой необычной пары плавно колыхался, меняя свои очертания, будто сидели они в каком-то закрытом колеблющемся пространстве, доступном только лишь им двоим. Воздух кругом стоял благоухающий и прохладный, пахло лесными травами, елями и малиной... Лёгкий, изредка пробегавший ветерок, нежно ласкал сочную высокую траву, оставляя в ней запахи далёкой сирени, свежего молока и кедровых шишек... Земля здесь была такой удивительно безопасной, чистой и доброй, словно её не касались мирские тревоги, не проникала в неё людская злоба, словно и не ступал туда лживый, изменчивый человек...
Двое беседующих поднялись и, улыбаясь друг другу, начали прощаться. Первым заговорил Светодар.
– Благодарю тебя, Странник... Низкий тебе поклон. Я уже не смогу вернуться, ты знаешь. Я ухожу домой. Но я запомнил твои уроки и передам другим. Ты всегда будешь жить в моей памяти, как и в моём сердце. Прощай.
– Иди, с миром, сын светлых людей – Светодар. Я рад, что встретил тебя. И печален, что прощаюсь с тобой... Я даровал тебе всё, что ты в силах был постичь... И что ты в силах отдать другим. Но это не значит, что люди захотят принять то, что ты захочешь им поведать. Запомни, знающий, человек сам отвечает за свой выбор. Не боги, не судьба – только сам человек! И пока он этого не поймёт – Земля не станет меняться, не станет лучше... Лёгкого тебе пути домой, посвящённый. Да хранит тебя твоя Вера. И да поможет тебе наш Род...
Видение исчезло. А вокруг стало пусто и одиноко. Будто старое тёплое солнце тихо скрылось за чёрную тучу...
– Сколько же времени прошло с того дня, как Светодар ушёл из дома, Север? Я уж было подумала, что он уходил надолго, может даже на всю свою оставшуюся жизнь?..
– А он и пробыл там всю свою жизнь, Изидора. Целых шесть долгих десятков лет.
– Но он выглядит совсем молодым?! Значит, он также сумел жить долго, не старея? Он знал старый секрет? Или это научил его Странник?
– Этого я не могу сказать тебе, мой друг, ибо не ведаю. Но я знаю другое – Светодар не успел научить тому, чему годами учил его Странник – ему не позволили... Но он успел увидеть продолжение своего чудесного Рода – маленького праправнука. Успел наречь его настоящим именем. Это дало Светодару редкую возможность – умереть счастливым... Иногда даже такого хватает, чтобы жизнь не казалась напрасной, не правда ли, Изидора?
– И опять – судьба выбирает лучших!.. Зачем же надо было ему всю жизнь учиться? За что оставлял он свою жену и дитя, если всё оказалось напрасным? Или в этом имелся какой-то великий смысл, которого я до сих пор не могу постичь, Север?
– Не убивайся напрасно, Изидора. Ты всё прекрасно понимаешь – всмотрись в себя, ибо ответом есть вся твоя жизнь... Ты ведь борешься, прекрасно зная, что не удастся выиграть – не сможешь победить. Но разве ты можешь поступить иначе?.. Человек не может, не имеет права сдаваться, допуская возможность проигрыша. Даже, если это будешь не ты, а кто-то другой, который после твоей смерти зажжётся твоим мужеством и отвагой – это уже не напрасно. Просто земной человек ещё не дорос, чтобы суметь такое осмыслить. Для большинства людей борьба интересна только лишь до тех пор, пока они остаются живыми, но никого из них не интересует, что будет после. Они пока ещё не умеют «жить для потомков», Изидора.
– Это печально, если ты прав, друг мой... Но оно не изменится сегодня. Потому, возвращаясь к старому, можешь ли ты сказать, чем закончилась жизнь Светодара?
Север ласково улыбнулся.
– А ты ведь тоже сильно меняешься, Изидора. Ещё в прошлую нашу встречу, ты бы кинулась уверять меня, что я не прав!.. Ты начала многое понимать, мой друг. Жаль только, что уходишь напрасно... ты ведь можешь несравнимо больше!
Север на мгновение умолк, но почти тут же продолжил.
– После долгих и тяжких лет одиноких скитаний, Светодар наконец-то вернулся домой, в свою любимую Окситанию... где его ожидали горестные, невосполнимые потери.
Давным-давно ушла из жизни его милая нежная жена – Маргарита, так и не дождавшаяся его, чтобы разделить с ним их непростую жизнь... Также не застал он и чудесную внучку Тару, которую подарила им дочь Мария... и правнучку Марию, умершую при рождении его праправнука, всего три года назад явившегося на свет. Слишком много родного было потерянно... Слишком тяжкая ноша давила его, не позволяя радоваться оставшейся жизнью... Посмотри на них, Изидора... Они стоят того, чтобы ты их узнала.
И снова я появилась там, где жили давно умершие, ставшие дорогими моему сердцу люди... Горечь кутала мою душу в саван молчания, не позволяя с ними общаться. Я не могла обратиться к ним, не могла даже сказать, какими мужественными и чудесными они были...

Окситания...

На самой верхушке высокой каменной горы стояло трое человек... Одним из них был Светодар, он выглядел очень печальным. Рядом, опёршись на его руку, стояла очень красивая молодая женщина, а за неё цеплялся маленький белокурый мальчик, прижимавший к груди огромную охапку ярких полевых цветов.
– Кому же ты нарвал так много, Белоярушка? – ласково спросил Светодар.
– Ну, как же?!.. – удивился мальчонка, тут же разделяя букет на три ровных части. – Это вот – мамочке... А это вот милой бабушке Таре, а это – бабушке Марии. Разве не правильно, дедушка?
Светодар не ответил, лишь крепко прижал мальчика к груди. Он был всем, что у него оставалось... этот чудесный ласковый малыш. После умершей при родах правнучки Марии, которой Светодар так никогда и не увидел, у малыша оставалась только тётя Марсилла (стоявшая рядом с ними) и отец, которого Белояр почти не помнил, так как тот всё время где-то воевал.
– А, правда, что ты теперь никогда больше не уйдёшь, дедушка? Правда, что ты останешься со мной и будешь меня учить? Тётя Марсилла говорит, что ты теперь будешь всегда жить только с нами. Это правда, дедушка?
Глазёнки малыша сияли, как яркие звёздочки. Видимо появление откуда-то такого молодого и сильного деда приводило малыша в восторг! Ну, а «дед», печально его обнимая, думал в то время о тех, кого никогда уже не увидит, проживи он на Земле даже сто одиноких лет...
– Никуда не уйду, Белоярушка. Куда же мне идти, если ты находишься здесь?.. Мы ведь теперь с тобой всегда будем вместе, правда? Ты и я – это такая большая сила!.. Так ведь?

Название: Кальвинизм (от имени основателя, по латыни - Кальвина)
Время возникновения : XVI век
Основатель: Жан Ковен

Это протестантское направление возникло в первой половине XVI век во Франции.

Жан Ковен, получив хорошее образование в сфере теологии, литературы и права, попав под влияние протестантских идей, главным образом Мартина Лютера, принял активное участие в реформировании церкви. В своих работах, написанных после вынужденного переезда в Швейцарию, он чётко изложил основные догмы кальвинизма.

Кальвин исключил из своей церкви всё, что можно было исключить, не нарушив предписаний Библии. В результате такого подхода получилось одно из самых рациональных и немистических направлений .

Главное, что отличает кальвинизм от церкви, это отношение к Библии как к единственному и непогрешимому стандарту веры и жизни. Согласно взглядам большинства протестантов, например, лютеран, после грехопадения Адама человек может быть спасён только через веру в Бога, при этом неважно какие действия в жизни он предпринимает - все они по определению считаются греховными. Кальвинисты пошли в своей доктрине ещё дальше - по их представлениям спасение или вечные муки в аду каждого конкретного человека предопределены Богом ещё до сотворения мира и изменить данную ситуацию невозможно. Согласно логике кальвинизма, если человек творит добрые дела, это не способ попасть в рай после смерти, а признак того, что данный человек изначально был предопределён Богом к спасению. Соответственно в кальвинизме существуют два таинства - крещение и причащение, которые являются знаками спасения, но не несут непосредственной спасительной силы, так как всё изначально уже предопределено.

Культовая практика кальвинизма чрезвычайно проста, например, нет почитания святых и реликвий. В церквях отсутствуют не только иконы и статуи, но и даже настенная живопись, характерная для других направлений протестантизма. Даже алтарь и крест не являются в храмах обязательными предметами. Соответственно службы в кальвинизме проводятся очень скромно - свечи не зажигаются, не звучит музыка, духовенство не использует специальных одежд, которые бы выделяли его из массы мирян.

Управление кальвинистскими церквями осуществляется специальными органами - пресвитериями, в которые входят священники и представители общин мирян.

Интересно, что кальвинизм рассматривает природу как одно из божественных откровений, наряду с безмерно почитаемой Библией. Таким образом, непостижимый для человека в чистом абстрактном виде Замысел Божий, воплощён в природе, закономерности и проявления которой человек должен изучать, чтобы приблизиться к пониманию божественной гармонии.

Большую роль кальвинизм играл в противостоянии протестантов (гугенотов) и , существовавшем во Франции, и получившем яркое отражение во множестве художественных произведений. Самой драматической страницей этого конфликта была Варфоломеевская ночь 1572 года, когда погибло более 6 тысяч кальвинистов, а 200 тысяч гугенотов были вынуждены покинуть Францию, спасаясь от гонений.

В наше время существуют три основных формы кальвинизма: реформаторство,
пресвитерианство, конгрегационализм.
По различным оценкам на сегодня численность кальвинистов составляет около 60 млн. человек.

На сегодняшний день кальвинизм является одной из авторитетных протестантских церквей, он имеет серьёзное политическое и религиозное влияние в ряде стран.

Другие направления:

Мадхьямика Буддизм | Сутра сердца | Нагарджуна Название: Мадхьямака, или мадхьямика («срединность») Основатель: Нагарджуна Время возникновения: II ...

Кальвинизм возникает в XVI в., основатель – Жан Кальвин. Его идеи отчасти перекликались с идеями голландца У. Цвингли, последователи которого вскоре слились с кальвинистами, хотя и не были столь радикальными. Крупнейшим центром нового учения стала Женева. Веро- учительными книгами считаются Вестминстерское исповедание, Каноны Дортского синода и еще несколько текстов. Теологические основы изложены Ж. Кальвином в Наставлениях в христианской вере.

Кальвинизм предпринял более радикальную реформу, чем лютеранство. Фактически он во многом является переходной формой к радикальному протестантизму.

Из богослужения было удалено все, что напрямую не упоминается в Библии, оно свелось к проповеди, пению гимнов или ветхозаветных псалмов и молитве. Богослужебных книг зачастую нет. Облачения упразднены или упрощены до крайности. Из церквей обычно удаляется все, кроме скамей и кафедры проповедника, часто нет органа и креста. Иконы и статуи целенаправленно уничтожались.

Календарь сильно упрощен, в некоторых общинах отменялось даже празднование Рождества.

Кальвинизм сохраняет крещение детей, причастие же понимает как духовное единение с Христом без какого-либо его присутствия в хлебе и вине (лютеранская концепция кажется им компромиссной, "полукатолической"). Попытки достичь соглашения с лютеранами по вопросу о причастии остались безрезультатными ввиду принципиальной позиции М. Лютера.

Причастие совершается с редкой периодичностью, без особого торжественного ритуала, причащаются обычно стоя, а иногда и сидя, чтобы подчеркнуть, что имеют дело лишь с предметами, в которых Христос не пребывает. Очень часто хлеб и чашу с вином каждый берет сам, а не принимает причастие из рук священника, подобно практике, утвержденной в православии, католицизме и распространенной у многих лютеран.

В кальвинизме возобладала тенденция к отказу от епископата как третьей ступени иерархии. Кальвинистские общины автономны, в их управлении соучаствуют пастор, пресвитер и диакон, функции которых разделены. Последний выполняет роль не помощника на литургии, а скорее лица, ответственного за благотворительность и хозяйственные вопросы.

Важнейшей догматической особенностью классического кальвинизма является учение об абсолютном двойном предопределении, согласно которому Бог изначально предназначил одних людей, независимо от их веры и дел, к спасению (рай), а других – к гибели в аду. Христос же умер не за всех, а лишь за избранных к спасению. Изменить предопределение невозможно, даже Крещение ничего не меняет, следует лишь признать волю Бога. Судьба каждого человека ему самому неизвестна, но о ней можно догадываться по важному признаку – успеху в делах и склонности к благочестивой жизни. Отсюда вырастает концепция праведности в миру, фактически приравнивающая труд к храмовому ритуалу и ликвидирующая принципиальную границу этих сфер жизни (этот момент был подробно исследован М. Вебером).

Ранний кальвинизм тяготел к идеям теократии, т.е. безусловного главенства духовной власти, осуществляемой от лица Бога, над светской. Эта модель была частично реализована Ж. Кальвином в Женеве. В XVII в. возобладали теории, предполагающие свободное установление отношений церкви и государства. Ряд кальвинистов (например, в Англии, где они подвергались гонениям со стороны более умеренных англикан) стали вынашивать идеи независимости от государства и умеренной веротерпимости.

Для раннего кальвинизма был характерен идеал строгой жизни и целый ряд бытовых запретов и ограничений.

В кальвинизме выделяются три ветви:

  • – реформатство (формировалось на континенте, нередко сохраняет институт епископов, хотя и с ограниченными правами):
  • – пресвитерианство (островной, английский вариант, восходящий к деятелю шотландской реформации Джону Ноксу; пресвитер, т.е. священник, пастор является главой общины, епископат отсутствует);
  • – конгрегационализм (основная особенность в том, что отдельная община, "конгрегация" может самостоятельно решать ритуальные и вероучительные вопросы, не подчиняясь ни епископам, ни коллегиальным органам управления); некоторые общины этого типа решаются на очень значительные вероучительные новшества.

В кальвинизме второй половины XIX–XX вв. стали отмечаться тенденции к либерализации, как, например, допущение женщин к участию в управлении церковными делами, возвращение некоторых отвергнутых ритуальных элементов (многие кальвинисты используют не только орган, но и современные музыкальные инструменты), попытки смягчить учение об абсолютном предопределении. Децентрализованная структура кальвинизма облегчает подобные попытки.

Кальвинизм распространен в Голландии, Швейцарии, ряде областей Германии, Венгрии, США, а также в Шотландии. Благодаря миссионерской деятельности пресвитерианские общины возникли в Корее. В XIX в. в Германии была сделана попытка объединения лютеран с кальвинистами, вызвавшая протесты многих лютеран и даже их эмиграцию из страны. Массовая эмиграция кальвинистов и близких к ним общин в Америку (особенно из Англии) положила во многом начало формированию американской культуры с рядом ее специфических особенностей. Численность, по разным данным, от 62 до 65 млн, причем реформаты и пресвитериане составляют около 50 млн.

mob_info