Древняя и современная Греция: религия и ее особенности. Изучение нового материала

Тема урока: « Религия древних греков».

Цель урока : обучение исследовательской работе путем частично- поискового и проблемного метода

Образовательные задачи:

    Способствовать усвоению знаний о богах Древней Греции на эмпирическом уровне, особенностях религиозных представлений (на основе внутрипредметных связей по истории Древнего Египта, Древнего Междуречья, других государств). Изучить мифы о древнегреческих богах, актуализировать и дополнить признаки понятия “религия”, “многобожие”, “боги”, Сформировать образное представление о божественном пантеоне Древней Греции.

    Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, выделять главные факты (анализировать миф как исторический источник). На основе актуализации знаний по истории и религии Древнего Египта способствовать развитию у учащихся умений анализа, сравнения, сопоставления. Способствовать утверждению понимания закономерности о взаимосвязи религиозных верований с занятиями

Формы: индивидуальная, в парах, фронтальная.

Оборудование: карта «Древняя Греция»; презентация,

иллюстрации Олимпийских богов, тест по теме « Одиссея».

Организационный момент: Здравствуйте, присаживайтесь. Сегодня у нас не совсем обычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Но я уверена, у нас всё получится. Я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам одноклассников и только отличных и хороших оценок.

Актуализация знаний:

На прошлых уроках мы с вами говорили о жизни и деятельности людей одной из древнейшей цивилизации мира. Сегодня мы вновь отправляемся в страну мифических героев – Древнюю Грецию. Но прежде, чем мы познакомимся с новой темой, давайте вспомним природно – географические условия Греции.

Индивидуальная работа учащегося у доски (карточка с вопросами)

В какой части света расположена Греция?

На каком полуострове?

Какими морями омывается?

Какой самый крупный остров у берегов Греции?

Много ли полноводных рек? Плодородной почвы на территории Греции? Какой климат?

Задача классу: внимательно слушать ответ ученика, дополнить и исправить выступление.

Исходя из природно – климатических условий, а так же ранее изученного материала назовите основные занятия греков.

Ответы учащихся.

    Выращивали виноград и оливки;

    мореплавание и морская торговля;

    разведение овец и коз, (для крупных не хватало пастбищ);

  • войны (борьба за господство в Эгейском море).

Ребята, давайте вспомним, о чем шла речь на предыдущем уроке? (Поэма «Одиссея»).

Когда была написана данная поэма по предположению ученых? (в 8 в. до н. э.)

Давайте вспомним некоторых действующих лиц поэмы «Одиссея».

Игра « Вставь пропущенную букву».

Слайд № 1

О – — — — — й — имя главного героя поэмы.

П — — — — — — а – царица на острове Итака, ждавшая мужа 20 лет.

Д — — — — — к – слепой сказитель, в образе которого Гомер, возможно, изобразил самого себя.

П — — — — — — н – бог моря, мстивший Одиссею за своего сына, одноглазого циклопа Полифема.

Ребята, скажите, кто кроме людей является героями поэм?

А посмотрите на экран и послушайте внимательно стихотворение, для того, чтобы узнать о ком оно.

Слайд № 2

С древнейших пор взгляд неподкупно строгий
Бросали на людей с Олимпа Боги.
Их забавлял, сей человечий быт —
Понять решили – из чего он состоит
Взял Зевс Богов Гермеса с Аполлоном
И в колеснице едут к нам со склонов.

Вопросы классу:

Слайд № 3

1. Итак, о ком же это стихотворение?

— Имена, каких богов упоминаются?

— В какое количество богов верили греки?

— В какой стране ранее вами изученной тоже верили в нескольких богов?

— А какой народ, в отличие от древних греков, египтян верил только в одного бога, создавшего весь мир?

2. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

— Дайте определение понятию “религия”. (Это вера человека в сверхъестественные силы)

— Почему появляются религиозные верования? (Человек не мог объяснить явления природы)

— Таким образом, тема исследования нашего урока: религия древних греков

Слайд № 4

Тема урока: “Религия, ее место в жизни древних греков”

Слайд № 5.

греческого поэта Филиппа Фессалийсккого

Слайд № 5

Слайд

План урока:

    Где жили боги.

    Как греки представляли себе богов.

    Каким стихиям и занятиям боги покровительствовали.

    Отражение в религии общественных отношений.

Для достижения цели мы будем работать с учебником, картой, анализировать отрывки из мифов, раздаточного материала, заполнять таблицу в рабочей тетради.

Попытаемся извлечь нужные сведения из картин. Работать с картой и текстом учебника. Дополнительным раздаточным материалом.

Слайд № 5.

Эпитетом нашего урока послужат слова греческого поэта Филиппа Фессалийского.

Боги ль на землю сошли и явили свой образ

или на небо мы сами богов узреть восходили?»

Ребята, посмотрите на экран. Нам пришло послание. Давайте узнаем от кого оно?

Слайд № 6

Послание.

Здравствуй, Наша благословенная Земля .

Благодарим тебя за трепетное отношение к записям, которые восстанавливают страницы истории из жизни нашей планеты. Мы жили на Земле более 300 веков назад, но по космическим меркам – это миг. Олимп – место Священное и сегодня мы предлагаем наслаждаться величием Олимпа.

Вопросы классу:

1. От кого пришло это послание?

Работа с картой с. 111 учебника. Настенной картой.

1. Найдите гору Олимп. В какой части Греции она расположена?

2. Посмотрите на южную часть Греции (Пелопоннес), найдите подобное название

Т.о. в Греции есть 2 места с похожим названием: одно – это гора Олимп на Северной Греции, где согласно верованиям, на вершине Олимпа находились дворцы богов.

Другое место – Олимпия, в Южной Греции, где греки раз в 4 года устраивали знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса.

Ребята, а сейчас в наше время проводятся Олимпийские игры? Кто-то скажет, где проходили зимние Олимпийские игры в 2014 г?

Т.о. боги жили на горе Олимп, а как же появились в Греции боги?

По греческим мифам в начале жизни существовал лишь вечный, безграничный, Хаос. Именно из него возник весь мир и бессмертные боги.

. Слайд № 6

Три поколения богов .

Из Хаоса произошла богиня Земля – Гея и бог неба – Уран. 6 сыновей и 6 дочерей могучих, грозных титанов было у Урана и Геи. Младший из них, коварный Крон низверг своего отца и отнял у него власть.

Но Крону было предсказано, что у него отнимут власть его дети. Зевс вырос и восстал против своего отца. В жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.11111111111111111 Семь чудес света.

Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

Ребята. А сейчас, на основании дополнительного материала, мы более подробно познакомимся с Богами Древней Греции.

    Слайд № 7 РИС. №2 /ЗЕВС/

— Зевс – сильнейший из богов или царь богов и людей . Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром – всё это происходит по воле Зевса, он тучегонитель и громовержец. Горе тому, кто нарушит порядок установленный Зевсом на Земле! Поэтому те, кто клянутся, всегда призывают Зевса в свидетели. “Клянусь Зевсом!” — говорят у эллинов. Зевс оберегает домашний порядок, поэтому во дворе каждого дома находится жертвенник. Он покровитель чужестранцев, каждый из них может найти защиту у алтаря Зевса. Свою волю Зевс может передать людям, послав священную птицу – орла, увидеть её считалось к удаче.

— Покровителем какой стихии был Зевс?

    РИС. №3 /ПОСЕЙДОН/

— Судьба мореплавателей в руках Посейдона, повелителя морей . Ударами трезубца он колеблет землю, сдвигает горы, создаёт бездонные пропасти, обращает вспять течение рек. Горе тому, кто оскорбит владыку морей.

— Покровителем, какой стихии был Посейдон?

— Кто из греков испытал на себе гнев Посейдона и почему?

Одиссей. Так как Обидел сына Посейдона Полифема.

    РИС №4 /АИД/

— Самый мрачный из богов – Аид – царит глубоко под землёй, в царстве мертвых. Вход в его царство находится там, где заходит солнце, глубокая пропасть ведёт в царство Аида с поверхности земли. Трёхглавый пёс Цербер сторожит вход в царство Аида.

— Покровителем, какой стихии был Аид?

РИС.№5 /ДЕМЕТРА/

Откройте в учебнике стр.129 , п.2, миф о богине Деметре и её дочери Персефоне. Самостоятельно прочитайте , но при этом подготовьте ответ на вопрос:

покровительницей, какой стихии была Деметра?

— Кого отправил Зевс к Аиду, чтобы помочь людям? /Гермеса/

    РИС, №6 /ГЕРМЕС/

— Гермес – быстрый вестник богов , в золотых крылатых сандалиях и с волшебным жезлом в руке, покровитель дорог и путешественников, он также покровительствует торговым делам, посылая богатство. Он научил людей азбуке и искусству счета, изобрел для них меры веса. Он провожает души умерших в подземное царство Аида, заботится о стадах и заблудившихся овцах.

— Покровителем, какой стихии был Гермес?

    РИС.№7 /АПОЛЛОН/

— Много детей было у Зевса, самый прекрасный из них – бог солнечного света, покровитель искусств, златокудрый Аполлон, любимец Зевса.

— Покровителем, какой стихии был Аполлон?

    РИС. №8 /АРТЕМИДА/

— Сестра Аполлона, вечно юная прекрасная Артемида – богиня природы и покровительница охоты . С колчаном за спиной и луком в руках, лёгкая и быстрая, она преследует дичь по горам и лесам.

— Покровителем, какой стихии была Артемида?

    РИС. №9 /АФРОДИТА/

— Нет на Олимпе богини прекраснее Афродиты. Из белоснежной пены морских вод родилась прекрасная богиня. Куда ни ступит богиня – повсюду благоухают цветы. Дикие звери следуют за ней, как ручные. Афродита – богиня любви и красоты .

— Чему покровительствовала Афродита?

    РИС. №10 АРЕС /

— Страшен и людям, и богам кровожадный Арес – бог войны . Атрибуты Ареса – копьё, горящий факел, собака, коршун. В честь Ареса воины, идущие в бой, издают дикий воинственный клич.

— Покровителем, какой стихии был Ареса?

    РИС. №11 /АФИНА/

— В полном вооружении, в шлеме и с острым копьём вышла Афина из головы Зевса. Вздрогнул Олимп, когда богиня спустилась на землю. Грозная богиня помогала героям Эллады. Она вернула на родину Одиссея. Афину почитают как покровительницу городской жизни. Она богиня прядка и разума, т.е. мудрости, покровительница ремесла . Любимому городу — Афинам богиня подарила священное оливковое дерево. Она научила эллинов ремёслам и сама была искусна в различных мужских и женских работах. Аргонавтам она помогала строить корабль, эллинам, сражавшимся под Троей – деревянного коня.

— Чему покровительствовала Афина?

    РИС. №12 /ГЕФЕСТ/

— Не только Афина искусна и в ремёслах. Славится своим ремеслом и бог Гефест— бог огня и кузнечного дела.

Рассказ учащегося « Миф о Прометее»

Беседа с классом:

— Что привлекает вас в герое мифа о Прометее?

— Покровителем, какой стихии был Гефест?

    РИС. №13 /ГЕРА/

— Жена Зевса. В её честь один раз в пять лет, устраивались специальные празднества – гереи. Гера — богиня семейного очага и покровительница женщин.

— Покровителем, какой стихии была Гера?

    РИС. №14 /ДИОНИС/

— Бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия.

В честь него 2 раза в год устраивались празднества. Первый раз – весной, когда сажали новую виноградную лозу, второй – осенью, когда созревало молодое вино. Вместе с Дионисом на торжествах присутствовали и его спутники – сатиры, одетые в козлиные шкуры.

— Покровителем, какой стихии был Дионис?

Посмотрите на рис с 130 .и скажите

Какие ещё низшие божества существовали у древних греков?

Работа с документом С.131.

Слайды № 18 -21

Вопрос классу. – 1. На кого были боги похожи своей внешностью?

Чем боги отличались от людей? (бессмертны)

— Почему всех своих богов греки изображали в облике людей. (Верили в силу человека. Греки верили, что боги, как люди, могут любить и ненавидеть, гневаться и переживать.)

Слайд № 22

Какую же роль играла религия в жизни греков?

Религия в жизни греков.

Повторение и закрепление изученного.

Проверка таблицы

— Вот и состоялось знакомство с олимпийскими богами. А теперь я хочу узнать, как вы усвоили новый материал? Правильно ли заполнили таблицу? У кого есть ошибки, то при выполнении домашнего задания ещё раз поработайте с таблицей и исправьте их.

Слайд № 24

Имена богов

Чему покровительствовали

Бог неба, царь богов и людей

Посейдон

Бог морей

Бог царства мёртвых

Богиня плодородия

Вестник богов, покровитель дорог и путников

Бог солнечного света, покровитель искусств

Артемида

Богиня природы и покровительница охоты

Афродита

Богиня красоты и любви

Бог войны

Богиня мудрости, покровительница ремесла и городской жизни

Бог огня и кузнечного дела

Царица богов и защитница семейного очага

Бог виноделия

А теперь давайте ответим на главный вопрос нашего урока

Игра “Что кому принадлежит?”

— Посмотрите внимательно на олимпийских богов, у каждого из них есть особо примечательные предметы, которые принадлежат индивидуально каждому / иллюстрация в учебнике стр. 130.

— Из имеющихся карточек, на которых изображены вещи богов, необходимо установить — какому богу принадлежит данная вещь.

№ 1, 11 – Гермес

№ 2 – Посейдон

№ 3 – Дионис

№ 4 – Гефест

№ 6 — Аполлон

№ 8 — Зевс

№ 9 – Афина

№ 10 – Аид

№ 7, 5– Артемида

Игра: «Да» или «Нет»

1. Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы «Олимп».
«Да»
2.Царствует над всеми богами громовержец Зевс.
«Да»
3.Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых.
«Нет»
4.По мнению греков, некогда миром правили Гея (Земля) и Уран (Небо).
«Да»
5.Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и
быстрыми, как спортсмены.
«Нет»
6.До воцарения богов миром правили титаны.
«Да»
7.Главным среди титанов был Крон.
«Да»
8.Боги – дети титанов.
«Да»
9.Дети людей и богов назывались «герои»
«Да»
10.Одиссей был героем?
«Да»

— Таковы греческие боги. Они прекрасны и могущественны. Прошли столетия. От веры в олимпийских богов остались только мифы. Изучая мифы древних греков, ученые доказали, что в образах богов люди поклонялись могучим и грозным явлениям природы, которые не могли правильно объяснить.

Слайд 28

Рефлексия.

Узнал что-то новое Научился

Расстроился Я Получил радость

Удивился Ничего не понял

Наш урок почти

Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.

Слайд № 29 Домашнее задание 28 пар, вопр. с. 133

Выставление и комментирование оценок.

Наш урок окончен, и я хотела бы узнать: с каким настроением вы уйдете. Перед каждым из вас лежат 2 карточки- рисунка. Поднимите тот, который соответствует вашему настроению.

В пантеоне было множество богов, среди которых выделялись 12 главных. Каждый из них выполнял свои функции. К примеру, Зевс (на фото ниже) являлся главным богом, он был громовержцем, властителем неба, олицетворял власть и силу в таком государстве, как Древняя Греция.

Религия эллинов предписывала поклонение и Гере, его супруге. Это покровительница семьи, богиня брака. Посейдон приходился братом Зевсу. Это древнее морское божество, покровитель моря и коней. Афина олицетворяет справедливую войну и мудрость. Религия Др. Греции, кроме того, представляет ее покровительницей городских укреплений и в целом городов. Другое имя этой богини - Паллада, что в переводе значит "потрясательница копья". Афина, согласно классической мифологии, является богиней-воительницей. Ее изображали обычно в полном вооружении.

Культ героев

Древнегреческие боги обитали на Олимпе, заснеженной горе. Кроме поклонения им, существовал также культ героев. Они представлялись как полубожества, которые родились от союзов смертных и богов. Героями многих мифов и поэм Древней Греции являются Орфей (на фото выше), Ясон, Тезей, Гермес и др.

Антропоморфизм

Раскрывая особенности религии Древней Греции, необходимо отметить, что антропоморфизм является одной из главных среди них. Под божеством понимался Абсолют. Древние греки считали, что Космос является абсолютным божеством. Антропоморфизм выражался в наделении высших существ человеческими качествами. Боги, как считали древние греки, - это идеи, воплощенные в Космосе. Это не что иное, как законы природы, управляющие им. В их богах отражаются все недостатки и достоинства человеческой жизни и природы. Высшие существа имеют человеческий облик. Не только внешне они похожи на людей, но и своим поведением. У богов есть мужья и жены, они вступают в отношения друг с другом, подобные человеческим. Они могут мстить, ревновать, влюбляться, иметь детей. Таким образом, боги обладают всеми теми достоинствами и недостатками, которые характерны для смертных. Эта черта определила то, какой характер цивилизации имела Древняя Греция. Религия способствовала тому, что главной чертой ее стал гуманизм.

Жертвоприношения

Всем богам приносились жертвоприношения. Греки считали, что, подобно людям, высшие существа нуждаются в пище. Кроме того, они верили, что еда необходима и теням умерших. Поэтому древние греки старались их кормить. К примеру, героиня трагедии Эсхила Электра поливает землю вином, чтобы его получил ее отец. Жертвы богам являлись дарами, которые подносились с целью исполнения просьб молящегося. Популярными дарами были фрукты, овощи, различные хлебцы и лепешки, посвященные отдельным богам. Существовали и кровавые жертвоприношения. Они сводились главным образом к убийству животных. Однако очень редко люди также приносились в жертву. Вот какая религия в Греции была на раннем этапе ее развития.

Храмы

Храмы в Древней Греции возводились обычно на возвышенностях. Они отделялись оградой от других зданий. Внутри находилось изображение бога, в честь которого был построен храм. Здесь же был и алтарь для совершения бескровных жертв. Отдельные помещения существовали для священных реликвий и пожертвований. Кровавые жертвоприношения совершались на особой площадке, находящейся перед зданием храма, но внутри ограды.

Жрецы

При каждом греческом храме имелся свой жрец. Они даже в древнейшие времена у некоторых племен не играли в обществе значительной роли. Каждый свободный человек мог исполнять обязанности жрецов. Это положение осталось неизменным и после появления отдельных государств. Оракул был в главных храмах. В его функции входило предсказание будущего, а также сообщение того, что было сказано олимпийскими богами.

У греков религия была государственным делом. Жрецы фактически являлись государственными служащими, которые должны были подчиняться законам, как и другие граждане. При необходимости жреческие обязанности могли исполнять главы родов или цари. При этом религии не обучали, богословских трудов не создавали, то есть религиозная мысль никак не развивалась. Круг обязанностей жрецов ограничивался исполнением определенных обрядов в храме, к которому они относились.

Возникновение христианства

Возникновение христианства хронологически относится к середине 2 в. н. э. В наши дни существует мнение, что оно появилось как религия всех "оскорбленных" и "униженных". Однако это не так. На самом деле на пепелище пантеона греко-римских богов появилась более зрелая идея веры в одного высшего существа, а также идея богочеловека, который принял смерть ради спасения людей. Культурная и в греко-римском обществе была сильно накалена. Необходимо было получить защиту и опору от соблазнов и внешней нестабильности. Другие Древней Греции не смогли предоставить их. И эллины обратились к христианству. Об истории его становления в этой стране мы сейчас и поговорим.

Раннехристианская церковь

Раннехристианская церковь, кроме внутренних противоречий, порой подвергалась и внешним гонениям. Христианство в ранний период его существования не было признано официально. Поэтому приверженцы его должны были собираться тайно. Первые христиане Греции старались не раздражать власти, поэтому не очень-то активно распространяли свою веру в "массы" и не стремились утвердить новое учение. Эта религия в течение 1000 лет прошла путь от подпольных разрозненных обществ до имеющего мировое значение учения, которое повлияло на развитие множества цивилизаций.

Краткая история христианства Древней Греции

В наши дни главная религия в Греции - православное христианство. Практически 98 % верующих придерживаются его. Очень рано жители Греции приняли христианство. После того как Константин, римский император, принял эту религию, в 330 году н. э. он перенес в Константинополь свою столицу. Новый центр стал своего рода религиозной столицей Византийской или Восточной Римской империи. Через некоторое время возникли напряженные отношения между патриархами Рима и Константинополя. В результате этого в 1054 году произошел раскол религии. Она была разделена на католицизм и православие. Православная церковь поддерживала и представляла христианскую Восточную Европу после завоевания ее османами. После революции, произошедшей в 1833 году, стала одной из первых православных в регионе, признавших и поддержавших духовное лидерство константинопольского патриарха. До сих пор жители Греции верны выбранной религии.

Современная православная церковь

Интересно, что церковь в Греции и сегодня не отделена от государства, как во многих других странах. Она является автокефальной. Архиепископ - глава ее. Его резиденция находится в Афинах. Католичество исповедуют немногочисленные жители отдельных островов Эгейского моря, которые принадлежали когда-то Венецианской республике. На острове Родос и во Фракии живут, помимо греков, и турки-мусульмане.

Религия является составной частью множества аспектов греческого общества. Православная церковь оказывает влияние, к примеру, на систему образования. В Греции дети посещают религиозные курсы, которые являются обязательными. Кроме того, каждое утро они молятся вместе перед занятиями. Церковь влияет также на принятие решений по отдельным политическим вопросам.

Языческие организации

Суд в Греции не так давно разрешил деятельность ассоциации, объединяющей поклонников древних богов. Языческие организации, таким образом, стали легальными в этой стране. Сегодня возрождается религия античной Греции. Язычества придерживаются около 100 тыс. греков. Они поклоняются Гере, Зевсу, Афродите, Посейдону, Гермесу, Афине и другим богам.

МБОУ школа № 12

УРОК + ПРЕЗЕНТАЦИЯ

« РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ »

5 класс

Учитель истории

Андреева Галина Валентиновна

г. Феодосия

ТЕМА: « РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ»

ЦЕЛИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: изучить культы основных древнегреческих богов и героев;

Познакомить учащихся с мифами о них;

Показать что религиозные верования возникли в следствие зависимости людей от природы.

РАЗВИВАЮЩАЯ развивать умения, работать с учебником, находить нужные сведения, четко излагать их.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

Воспитывать интерес к предмету, на образах героев мифов и богов, воспитывать лучшие человеческие качества.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта Древняя Греция, презентация, иллюстрация Олимпийских богов, рабочие тетради.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ: религия, гора Олимп, Титаны, олимпийские боги.

ХОД УРОКА: организационный момент.

Добрый день ребята! Поднимите руки кто готов к уроку, у кого хорошее настроение. Спасибо.

Актуализация опорных знаний учащихся по теме поэмы Гомера, Илиада и Одиссея.

Фронтальная беседа:

1) Кто такой Гомер, чем он прославился?

2) Каким события посвящена Илиада и Одиссея. Кто вам понравился в поэмах.

3) Какие человеческие качества героев вам запомнились. Какие черты присущи Гектору, Одиссею, Приаму, Пенелопе.

4) Из каких литературных произведений эти отрывки:

А) «Друга не мог защитить я! Далеко от родины милой пал он, и в этой беде я на помощь ему не явился! Им как своей головой дорожил. И его погубил я!» (Илиада).

Б) «Муж великанского роста в пещере той жил одиноко. Пас он баранов и коз и не с кем из других не водился». (Одиссея)

В) «Черная мрачная ночь покрыла глаза Андромахи на стену быстро взошла и взглянула: по полю рочь Виктора волокли от стены быстролетные кони».(Илиада).

Г) «Я называюсь Никто мне такое название дали мать и отец и товарищи так меня величают». (Одиссея).

Д) «К нам Одиссей подойди; сладкопеньем серен наслодися, здесь ни один не проходит с своим кораблём мореходец, сердцеуслодного пенья на нашем лугу не послушав». (Одиссея).

Е) «А! Вы собаки! Вам чудилось всем что домой уж из Трои я не приду никогда, что вольны беспощадно Вы грабить мой дом». (Одиссея).

МОЛОДЦЫ!

ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

1. Мотивация цели урока.

Среди гор Эллады возвышается гора Олимп. Склоны её покрыты лесами и кустарником. Трудно подняться на горы, скалистые и обрывистые её склоны. Там на вершине – золотые дворцы бессмертных богов. Только боги могут подняться на вершин а смертному туда добраться невозможно.

Вы догадались чему посвящена тема урока?

Что такое религия? Почему она возникла?

Сегодня мы познакомимся с греческими богами, мифами о них и какое место в жизни их они занимали.

ПЛАН УРОКА:

1. Начало начал.

2. Боги Древней Греции.

3. Мифы о Диметре, Дионисе, Прометеи.

2. Рассказ учителя. Начало начал.

Изначально существовал лищь вечный, безграничны, темный ХАОС. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного ХАОСА – весь мир и бессмертные боги. Он был как бы сырьем, из которого появилось все, что когда либо существовало. Повинуясь неведомой силе, заставившего его вращаться и создавать. ХАОС породил самые древние, что было в нашей зачинающейся Вселенной – Время. Эллены звали его Хронос. Хронос породил три стихии – Огонь, Воздух и Воду. Позже появилась Земля, потом появились Мрак и Ночь. От их родились Вечный Свет и Сияющий День. Слайд 10.

Земля – Гея, Небо-Уран, от их союза родились Титаны и Циклопы. Слайд 11.

Титаны взяв в жены своих сестер, заполнили просторы Матери-Земли и Отца-Неба своим потомством: они дали начало великому племени богов самого древнего поколения.

У Крона – младшего сына Урана были самые знаменитые дети, которые в последствии властвовали над миром – боги.

Среди них царь всех богов – младший сын Крона – Зевс. Дети людей богов назывались герои. Слайд 12.

3. Боги Древней Греции.

Греки верили, что боги живут большой семьей на Олимпе в роскошных дворцах. Они капризны, жестоки, своенравны, вмешиваются в дела людей, а сегодня и мы вмешаемся в дела богов. На одном из пиров боги поссорились и поспорили из-за того, кто из них важнее, и тем самым нарушили установленный порядок. Олимп пуст. Нам надо вернуть богов на место, восстановить мир и согласие между ними. Пока не познакомимся с ними по ближе.

Три брата – ЗЕВС, ПОСЕЙДОН, АИД поделили власть между собой над миром. ЗЕВС стал господствовать на небе, ПОСЕЙДОН на море, АИД в царстве «Мертвых». Слайды 13, 14,15.

Главный бог – ЗЕВС. Это бог дождя, грома, молнии. Он господствует на небе. Взмахнет ЗЕВС рукой – удары грома раскатываются по небу, сверкнет молнией – хлынут потоки дождя. Один раз в четыре года в честь ЗЕВСА устраивались Олимпийские Игры в Олимпии. Именно здесь он одержал победу над своим отцом Кроном.

Крону сказали, что дети отнимут у него власть, тогда он приказал приносить к нему рожденных детей и съедал их. Когда родился ЗЕВС, Рея подсунула ему завернутый в пеленку камень, который Крон проглотил. ЗЕВС остался жить. Когда вырос победил своего отца, заставил выплюнуть всех своих братьев, а отца приказал сбросить в Тартар. Боги жестоко наказывают тех, кто осмеливается нарушить их волю.

Вспомните основные занятия греков. Эти занятия имели своих покровителей – богов.

Работа с иллюстрацией учебника стр.135.

БОГО И БОГИНИ РЕЦИИ.

1) Чем изображение богов Греции отличались от изображения богов в других странах.

2) Что хотели показать изображая богов в виде людей (вера в силу человека).

Работа с текстом учебника .

Выполните задания в рабочей тетради №1(стр.14, 15).

Рассказ о других богах.

РЕФЛЕКСИЯ.

Мы подошли к окончанию урока. Боги занимают свои места на Олимпе, и в благодарность покажут и нам дорогу. Поднимемся к ним, а помогут в этом ступени, каждая ступенька – это ваш правильный ответ на вопрос:

1) Кто такой Прометей?

2) Назовите главных богов?

3) Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона?

4) Почему богов называли олимпийскими?

5) Какой народ в отличие от греков верил в одного бога создавшего мир?

6) Я богиня охоты? Когда я стала на сторону троянцев, то Гера в гневе так ударила меня по лицу, что все стрелы разлетелись во все стороны (Артемида).

7) Я любимая дочь Зевса. Богиня мудрости и порядка, грозная и воинственная, я вышла из головы Зевса в полном вооружении.(Афина).

8) Из белоснежной морской пены родилась я. Куда не ступаю всюду благоухают цветы, все животные следуют за мною как ручные. Я добра и нежна ко всем. (Афродита).

9) Я бог, который научил людей выращивать виноград, делать виноградное вино, в честь меня был создан театр. (Дионис).

10) Я бог ремесла. Родился больным и хилым. Но вступился за мать за что отец сбросил меня с Олимпа. Так я остался на вечно хромым.(Гефест).

Домашнее задание:

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Вот видите греки считали, что смертным недоступен Олимп, а мы добрались. Для этого вам понадобились знания. Знание дают возможность добиться любой цели. От веры в олимпийских богов остались только мифы и легенды. Но мы и сегодня изучаем их, так как они являются историческим источником и позволяют представить мир, в котором жили древние греки.

Я сегодня узнал… Я справился потому, что…

Ребята поставьте себе оценку, как вы оцениваете усвоение нового материала.

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО.

ОТВЕТИТЬ « ДА» ИЛИ «НЕТ» (Физминутка)

1. Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы «Олимп» - «ДА».

2. Царствует над всеми богами громовержец Зевс - «ДА».

3. Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых - «НЕТ».

4. По мнению греков, некогда миром правили Гея (Земля) и Уран (Небо) - «ДА».

5. Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и быстрыми, как спортсмены - «НЕТ».

6. До воцарения богов миром правили титаны - «ДА».

7. Главным среди титанов был Крон - «ДА».

8. Боги – дети титанов - «ДА».

9. Дети людей и богов назывались «герои» - «ДА».

10. Одиссей был героем? - «ДА».

Текст по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и Одиссея».

А) Эсхила.

Б) Гомера.

В) Гесиода.

Г) Аристофана.

2. Укажите, что не поделили между собой Гера, Афина, Афродита:

А) зеркало – подарок Зевса.

Б) золотую оливку.

В) золотой апельсин.

Г) золотое яблоко.

3. Спор богинь из-за золотого яблока с надписью «Прекраснейшей» разрешил:

А) царь Приам.

Б) царевич Парис.

В) герой Ахилл.

Г) герой Тесей.

4. Кто из богинь помогал троянцам в войне с греками?:

А) Афина.

Б) Гера.

В) Артемида.

Г) Афродита.

5. Греки одолели троянцев:

А) в честном бою.

Б) при помощи подкопа под стену.

В) при помощи деревянного коня.

Г) с помощью богов.

6. Греки считали, что в «Одиссее» Гомер изобразил самого себя в виде:

А) путешественника «Одиссея».

Б) слепого сказателя Демодока.

В) царя Алкиноя.

Г) царя погибшей Трои Приама.

Урок истории

5 класс

Тема: Религия древних греков.

Цель урока :

    Способствовать формированию представлений о древнегреческой мифологии, причинах возникновения религии у греков и ее роли в жизни людей в древности;

    Создать условия для реализации умений готовить сообщения на основе различных источников, и умение представлять свою работу.

    продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, умение выделять главное.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Мотивационный этап : приветствие учителя, проверка подготовленности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид), организация внимания.

Актуализация знаний :

На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей цивилизации Древней Греции. Давайте вспомним, где находится Древняя Греция и её природные условия?

Ребята, давайте вспомним, о чем шла речь на предыдущем уроке? (Поэма «Одиссея»).

Когда была написана данная поэма по предположению ученых? (в 8в. до н. э.)

Давайте вспомним некоторых действующих лиц поэмы «Одиссея»

    Имя, под которым Одиссей представил себя циклопу Полифему? (Никто).

    Сын Одиссея и Пенелопы? (Телемак).

    Царь отважных мореходов, которому Одиссей рассказал о своих скитаниях? (Алкиной).

    Вещество, благодаря которому спутники Одиссея не услышали пение сирен? (воск).

    С кем расправился Одиссей, когда прибыл домой? (с женихами).

Постановка учебной задачи (целеполагание)

Ребята, посмотрите на экран и послушайте стихотворение, но вы слушайте внимательно, для того, чтобы узнать о ком оно.

С древнейших пор взгляд неподкупно строгий
Бросали на людей с Олимпа Боги.
Их забавлял, сей человечий быт -
Понять решили – из чего он состоит
Взял Зевс Богов Гермеса с Аполлоном
И в колеснице едут к нам со склонов.

Вопросы классу:

1. Итак, о ком же это стихотворение?

Имена, каких богов упоминаются?

В какое количество богов верили греки?

В какой стране ранее вами изученной тоже верили в нескольких богов?

А какой народ, в отличие от древних греков, египтян верил только в одного бога, создавшего весь мир?

2. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Дайте определение понятию “религия”. (Это вера человека в сверхъестественные силы)

Почему появляются религиозные верования? (Человек не мог объяснить явления природы)

Определите тему и цель нашего урока. (ответы учащихся)

Тема урока: “Религия древних греков”

Попытаемся извлечь нужные сведения из картин. Работать с картой и текстом учебника..

Ребята, посмотрите на экран. Нам пришло послание. Давайте узнаем от кого оно?

1. Послание (на слайде)

Здравствуй, Наша благословенная Земля

Благодарю тебя за трепетное отношение к записям, которые восстанавливают страницы истории из жизни планеты. Мы жили на Земле более 300 веков назад, но по космическим меркам – это миг. Олимп – место Священное и сегодня я предлагаю наслаждаться величием Олимпа.

Вопросы классу: 1. От кого пришло это послание?

Сколько лет назад боги Олимпа жили на Земле? (300 веков назад)

Сколько в 1 веке лет? –(100, следовательно 100? 300 =30000 лет назад )

Где жили в древности боги? (на горе Олимп)

2. Работа с иллюстрацией учебника стр 135, иллюстрация «Боги и богини Греции»

Вопрос классу.

    На кого были боги похожи своей внешностью?

    Чем боги отличались от людей? (бессмертны)

    Почему всех своих богов греки изображали в облике людей. (Верили в силу человека. Греки верили, что боги как люди могут любить и ненавидеть, гневаться и переживать.)

    Посмотрите на схему и ответьте на вопрос: покровителем какой стихии является Зевс?

    Почему именно этот бог играл самую важную роль в религии греков? (дождь смывал почву в горах, молнии вызывали пожар).

    А почему в Египте не было бога грома и молнии? (почти не бывает дождей.) (разные природно-климатические условия, в которых жили греки и египтяне)

    Почему в Египте не было бога моря как в Греции (Средиземное море не играла в Египте большого роли в хозяйственной жизни страны)

    А справа от Зевса находится бог Аид, который охранял царство мертвых.

3. Самостоятельная работа с текстом учебника

Класс разделить на 2 группы. Каждая группа получает задание.

1 группа. Прочитайте миф о Деметре и ее дочери Персефоне. Стр 136-137

Какие явления природы она олицетворяла (смену времен года).

Что держит в руках богиня Деметра? (колосья).

Следовательно, она является покровительницей (земледелия)

Аполлон? (покровитель искусства)

Артемида? (покровительница охоты, животных)

Можно ли по изображению богов сделать вывод о занятиях людей?

Какие занятия у греков были основными.

2 группа . С. 137 – 138 учебник. Прочитать миф о Прометей

Что можно узнать из этого документа? (какие порядки царили в мире богов)?

Как и на земле у богов были законы, за нарушение которых нарушители несли наказание.

4. Закрепление материала.

Задания в рабочей тетради №11,12 , 13 стр 10

5. Рефлексия.

Ладошка
Учащиеся обводят свою ладошку и на каждом пальце фиксируют:
1.Большой – о чем шла речь на уроке (лучше – ЦЕЛЬ)
2.Указательный – что узнал
3.Средний – над чем еще нужно поработать
4.Безымянный – психологическая атмосфера
5.Мизинец – мне здесь не хватало…

заполнить таблицу «Боги Древней Греции»

Методическая разработка представлена в виде конспекта к уроку и презентации.Цель: изучение основных древнегреческих богов и героев, знакомство учащихся с мифами о богах и героях; формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное.

Просмотр содержимого документа
«конспект религия древних греков»

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме:

« Религия древних греков»

Часовских Людмила Леонидовна, учитель истории и обществознания

МАОУ «Гуринская СОШ»

Цель урока: изучение основных древнегреческих богов и героев, знакомство учащихся с мифами о богах и героях; формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное.

Тема

урока

Дом. задание

Дидактический материал

Характеристика УУД

личностные

регулятивные

коммуникативные

познавательные

Религия древних греков.

§29 пересказ выучить понятия

Презентация

Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира Средневековья нового и новейшего времени.

Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов

Выполнять задания по технике диалога

Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами

1. Организация детей на урок.

2. Проверка домашнего задания.

- Распределите имена героев двух произведений Гомера « Илиада» и «Одиссея»

1. Ахиллес 2. Приам. 3. Полифем 4. Харибда 5. Пенелопа. 6. Алкиной. 7. Патрокл 8. Андромаха 9. Одиссей 10. Фетида 11. Телемах 12. Сцилла. 13. Гектор

3.Определение темы и цели урока. (сл.2)

1. Что вы знаете о Древней Греции?

2. Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

3. Составим план нашей работы.

План урока: (сл.3)

    Боги Греции.

    Миф о Деметре и её дочери Персефоне.

    Миф о Прометее.

4. Изучение нового материала.

1. Боги Греции.

(сл. 4 - 5) Греки верили, что главные боги живут большой семьёй в роскошных дворцах на вершине горы Олимп. Главным богом у греков был Зевс – бог молнии, грома и дождя. Его изображали могучим мужчиной средних лет. Он господствовал на небе. Взмахнёт Зевс рукой - удары грома раскатываются по небу, сверкнёт молния – и хлынут потоки дождя. Один раз в четыре года в Олимпии устраивались Олимпийские игры в честь бога Зевса. По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом Кроном. В греческих мифах рассказывается, что много веков назад миром правили могущественные существатитаны . Одним из самых могущественных был Кронос, пожирающийсвоих детей.

(сл. 6) Крону сказали, что его дети отнимут у него власть. Тогда он решил съесть своих детей, рождённых от Реи. Когда родился Зевс, Рея подсунула ему камень, завёрнутый в пелёнку. Так Зевс остался жить, а когда вырос, победил своего отца. Атрибутами Зевса были: щит и двусторонний топор (лабрис), иногда орёл. Жил Зевс на горе Олимп (Зевс-Олимпиец). Зевс освободил своих двух братьев: Посейдона и Аида.

Бога моря Посейдона изображали могучим мужчиной с горделивой и величавой осанкой. Взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем – вздымаются, словно горы, морские волны, бушует на море свирепая буря. Посейдон со своей женой Амфитритой и сыном Тритоном обитает в роскошном дворце на дне моря. Ездит по морю на колеснице, запряженной длинногривыми белыми конями, вызывает бури, разбивает скалы, выбивает источники.

Бог Аид – брат Зевса и Посейдона – властитель мрачного подземного «царства мертвых». Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь. Точно гонимые ветром, носятся там души умерших, жалуясь на свою судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали. Супруга Аида, Персефона , также считалась покровительницей плодородия и богиней царства мёртвых.

2. Теперь обратимся к учебнику, прочитайте про других богов, заполните таблицу:

Имена богов

Чему покровительствовали

Бог неба, царь богов и людей

Посейдон

Бог морей

Бог царства мёртвых

Царица богов и защитница семейного очага

Артемида

Богиня природы и покровительница охоты

Бог солнечного света, покровитель искусств

Богиня мудрости, покровительница ремесла и городской жизни

Афродита

Богиня красоты и любви

Богиня плодородия

Бог виноделия

Бог огня и кузнечного дела

Вестник богов, покровитель дорог и путников

Бог войны

Нимфы, сатиры

Это низшие божества, населяли леса, реки, горы.

    Работа в группах.

А) Миф о Деметре и Персефоне. (сл.8) Прочитайте задание со слайда, выполните её. (1 группа).

Б) Миф о Прометее. (сл.9) Прочитайте задание со слайда, выполните её.

(2 группа).

    Подведём итог урока.

Что вам понравилось на уроке? Что вы узнали? Что бы еще хотели узнать по этой теме?

    Домашнее задание: (сл.10)

Параграф 28, ответить на вопросы. Записи в тетради. Прочитать мифы о богах Древней Греции.

Источники, использованные к уроку:

1) http://spring.xxbb.ru/viewtopic.php?id=2628 2)https://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%F0%E5%E2%ED%E5%E3%F0%E5%F7%E5%F1%EA%E0%FF_%EC%E8%F4%EE%EB%EE%E3%E8%FF

Просмотр содержимого презентации
«Религия древних греков»

Религия древних греков

Часовских Людмила Леонидовна

Учитель истории и обществознания МАОУ «Гуринская СОШ»

Кудымкарского муниципального района

Пермского края


Религия древних греков

История Древнего мира, 5 класс

1. Что вы знаете о Древней Греции?

2. Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

3. Составим план нашей работы.


Работаем по плану

  • Боги Греции.
  • Миф о Деметре и её дочери Персефоне.
  • Миф о Прометее.

Боги Греции

Греки верили, что главные боги живут одной большой семьёй в роскошных дворцах на горе Олимп.


Боги Греции

В греческих мифах рассказывается, что много веков назад миром правили могущественные существа – титаны . Одним из самых могущественных был Кронос, пожирающий своих детей.


Зевс

Но одному из них Зевсу удалось спастись. Он победил отца и освободил своих братьев – Аида и Посейдона.


Заполни таблицу

ИМЕНА БОГОВ

ЧЕМУ ПОКРОВИТЕЛЬСТВОВАЛИ


Миф о Деметре и Персефоне

Юная красавица Персефона была похищена Аидом. Погрузилась в печаль мать её Деметра. Тогда было принято решение…

Задание

  • Прочитайте миф.
  • Что случилось с Персефоной?
  • Как поступила Деметра?
  • Какое решение было принято?
  • Перескажите миф.

Миф о Прометее

Задание:

  • Прочитайте миф.
  • Составьте рассказ по картине на слайде
  • За что Прометей был наказан Зевсом?
  • Сделайте вывод
  • Перескажите миф.

  • Параграф 28, ответить на вопросы.
  • Записи в тетради
  • Прочитать мифы о богах Древней Греции

Источники

Слайд 1 - http://s47.radikal.ru/i117/1109/1e/116e9a2d8187.jpg

Слайд 3 - http://www.ice-nut.ru/greece/greece01602.jpg

Слайд 4 – http://murzim.ru/uploads/posts/2010-10/1287759048_titany-copy.gif

Слайд 5 - http://img.wallpaperstock.net:81/age-of-mythology-wallpapers_18190_640x960.jpg

Слайд 8 - http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2012-12/thumbs/1355939304_hera_by_cheungygirl.jpg

- http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/83/701/83701742_large_f16.jpg

- http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2012-11/thumbs/1353051021_ares_by_genzoman.jpg

mob_info