Показать старый завет. Библия

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 08.03.2014 16:05:43

Анна, Набережные Челны

Чем отличается Ветхий Завет от Нового Завета?

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Здравствуйте! Объясните пожалуйста, чем отличается Ветхий Завет от Нового Завета? Мой муж говорит, что Ветхий Завет был написан для иудеев, а Новый Завет — для всего человечества. Пожалуйста разъясните, большое спасибо!

Вот что говорит по поводу различия Заветов святитель Иоанн Златоуст: «Различие двух Заветов в названиях показывает сродство того и другого Завета, а самое это различие состоит не в разности по их сущности, а в разности по времени. Только поэтому Новое отличается от Ветхого, и разность по времени не означает ни различия по принадлежности кому-либо, ни меньшинства одного перед другим. Заветы Новый и Ветхий не противоположны, а только различны. Новый Закон есть усиление первого, а не противоречие ему» («Беседы на различные места Священного писания», собр. соч., т.З, с. 22). И нам будет трудно представить себе всю высоту нравственного значения Нового Завета, если мы не откроем страницы Ветхого Завета и не увидим, какой сложнейший путь прошел человек до того момента, когда на земле, в Назарете, прозвучали слова, сказанные Марией в момент Боговоплощения: «Се, раба Господня; да будет Мне по глаголу Твоему» (Лк. 1:38). Священное Писание Ветхого Завета является для христиан непреходящей ценностью, но Ветхий Завет получает свое истолкование в свете Священного Писания Нового Завета и в общем контексте церковного понимания путей спасительного Божественного. Мы не должны мыслить категориями Ветхого Завета.
Ветхий и Новый Заветы составляют единую книгу - Библию. Библия писалась более чем полторы тысячи лет, на протяжении жизни 40 поколений. Более 40 авторов участвовало в ее написании. Это были люди из разных социальных слоев: цари, крестьяне, философы, рыбаки, поэты, государственные деятели, ученые. Например, Моисей — воспитан при дворце фараона, т.е. политик, царедворец, приближенный ко двору фараона и получивший всю полноту знаний, которую можно было получить в то время, имея доступ к тем сокровенным знаниям, которым владели египетские жрецы и люди, близкие к фараону. Апостол Петр — простой рыбак, которого Господь призвал от сетей: «Я сделаю тебя ловцом человеков». Пророк Амос — пастух. Иисус Навин — военачальник, всю жизнь проведший в походах и сражениях, вставший во главе израильского народа и написавший книгу. Пророк Неемия — виночерпий, Даниил — министр царского двора, Соломон — царь, апостол Матфей — мытарь, апостол Павел — сын фарисея, по образованию раввин. Книги Ветхого Завета, как и Нового, писались в разных местах: в пустыне, в темнице, на склоне холма, на диком острове Патмос, во время разных злоключений и обстоятельств. Во время войны писал пророк Давид свои великие псалмы; во время мира — Соломон. Писались они в разных настроениях: в радости, в горе, в отчаянии. Один находился в плену, другой взывал ко Господу из чрева китова.
Писались эти книги на трех континентах — в Азии, Африке и Европе, на трех языках: на иврите (это язык Ветхого Завета; Вторая Книга Царств называет его «языком Иуды», т.е. языком иудеев); на языке ханаанском (арамейском языке, который представлял собою общепринятое вплоть до времен Александра Македонского наречие); на греческом языке — основном языке цивилизации того периода, когда появились новозаветные книги (греческий язык был международным во времена Христа Спасителя). Основная мысль всех книг — мысль об искуплении человека Богом. Она проходит красной нитью через всю Библию от первой книги — Книги Бытия до последней — Откровения Иоанна Богослова. От первых слов Библии («В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Кстати, первые стихи Книги Бытия вам нужно знать наизусть.) до последних ее слов из Откровения Иоанна Богослова: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь». Ветхий Завет заключает в себе период от творения мира до рождества иисуса Христа, а Новый Завет — от наших дней до сегодняшнего дня. И если Ветхий Завет был книгой знакомой только евреям, хотя, уже во втором веке до рождества Христова в Александрии появился перевод Ветхого Завета на международный язык того времени - греческий. То, Новый Завет обращен к всему миру. Но, при этом, мы не отвергаем Ветхий Завет, он также для нас дорог и является частью Священного Писания.

Невозможно осознать высоты нравственного смысла, который содержит Новый Завет, если рассматривать его в отрыве от Только вчитываясь в него, страница за страницей, можно понять, какой долгий и сложный путь прошли люди от заповедей Моисея до заповедей Иисуса, озвученных в Нагорной проповеди.

Нет необходимости рассматривать эти две части Библии с точки зрения их содержания, так как там описаны события, происходившие с разными людьми в разное время. И прав был усматривая их разность не по сущности, а по времени. Тесная связь в другом - в общности религиозно-законодательного и нравственно-вероучительного аспектов. Эту связь признавал Христос, когда говорил, что он пришел исполнить закон и пророчества, а не нарушить их. Христианская Церковь Новый Завет считает более высоким в нравственном отношении, но признает, что он не только не отменяет ветхозаветных нравственных норм, но углубляет, усиливает их.

Проповедуя, Христос обращал внимание на главное начало, определяющее отношение человека к человеку. Суть этого главного начала, которое согласовывает новое учение со старым законом и учением пророков, Иисус выразил так: во всем, как хотим, чтобы люди с нами поступали, так поступать и нам должно.

Мотив наказания за неправедную жизнь тоже объединяет Ветхий и Новый Заветы. Оба они обещают людям неотвратимый, но справедливый суд в соответствии с мерой любви и милосердия, которые мы проявляли или не проявляли друг к другу. Эти критерии тоже являются основополагающими для старого закона и пророков. Любовь к людям, любовь к Богу - на эти заповеди Нового Завета Христос указывал как на самые большие, самые главные. На тождественных заповедях утверждаются также закон и пророки.

Однако еврейская Библия по канону израильскому включает в себя четыре раздела, состоящие из двадцати двух книг, но Нового Завета в себе не имеет. А ведь он содержит много свидетельств святости и «боговдохновенности» ветхозаветных текстов. Об этом говорят все четыре автора Евангелий. Это есть в в посланиях к народам, в апостольских соборных посланиях.

Внимательно вчитываясь в евангельские тексты, легко заметить, что одним из повторяющихся аргументов является утверждение «Так говорит Писание». Под Писанием авторы подразумевали именно Ветхий Завет. Если продолжить параллель и сравнить оба канона, выяснится еще одна схожесть: Новый Завет тоже состоит из канонических книг (их 27), которые составляют четыре раздела.

Учитывая все эти важные моменты, и христианские теологи, и объективные представители светской науки выражают общую позицию: Заветы не противоположны, они - различны. Иудеи же, как известно, не признают Иисуса как Мессию. А Новый Завет - это история его земной жизни. Логично, что иудеи не признают и сам Завет. Почему? Высказываются предположения, что причина состоит в обращенности учения Христа ко всем народам, а не к одним евреям. А это исключает богоизбранность одного отдельного народа. Возможно, утверждение спорное, но доля истины в нем все-таки есть.

В чем различие между Ветхим и Новым Заветами?

"Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях. Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому " (Евр. 8:6,7). В этих стихах упоминаются первый и второй заветы. Мы называем их ветхим заветом и новым заветом. Открывая Библию и начиная изучать её, мы замечаем, что есть четкие различия между учением этих двух заветов. Мы хотели бы выделить некоторые из этих очевидных различий Мы предлагаем вам изучить следующие пункты, по которым сравним Ветхий Завет (В.З.) и Новый Завет (Н.З.). (Другими словами: вначале читайте В.З. "1", затем Н.З. "1", потом В.З. "2", Н.З. "2" и так далее).

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

НОВЫЙ ЗАВЕТ

1. События, записанные в В.З. , происходили до рождения Иисуса. Можно сказать, что его тема: "Иисус грядёт". Ветхозаветные пророки предсказывали, что Мессия будет Пророком как Моисей (Втор. 18:15), Он должен быть рожден от девственницы (Ис. 7:14), Он должен пострадать за грехи наши (Ис. 53:5,6), и должен прийти на землю, чтоб воздвигнуть царство, которое вовеки не разрушится (Дан. 2:44).

1. События, записанные в Н.З., начинаются рождением Иисуса (Мат. 1). Первые четыре книги Н.З. показывают, что Христос пришел на Землю, а весь Н.З. показывает, что Христос однажды снова придет. В первый раз Он пришёл как Спаситель (1 Тим. 1:15). Во второй раз Он придёт, чтобы судить всех людей (2 Тим. 4:1; Мат. 25:31,32).

2. Четыре основные раздела 39 книг В.З.:

1) Закон (Бытие - Второзаконие) (5 книг);

2) История Израиля (от Иисуса Навина до Есфирь) (12 книг);

3) Литература (поэзия) (Иов - Песни Песней Соломона) (5 книг);

4) Книги пророков (Исаии - Малахии) (17 книг).

2. Четыре основные раздела 27 книг Н.З.:

1) Жизнь Иисуса (Матфей - Иоанн) (4 книги);

2) История церкви (Деяния) (1 книга);

3) Послания (Римлянам - Иуда) (21 книга);

4) Пророчество (Откровение) (1 книга).

3. Особое внимание уделено народу Израиля (иудеям). Израильтяне были физическими потомками Авраама, Исаака и Иакова (также называемого Израиль). Бог обетовал каждому из них, что в их семени благословятся все народы (Быт. 22:18; 26:3-5). Иисус Христос был иудеем на земле (Рим. 9:5), и В.З. особо выделяет народ, от которого Он произошёл.

3. Особое внимание уделено Иисусу Христу и Его Царству. Его последователи - духовные потомки Авраама (Гал. 3:28,29). Н.З. показывает, что Иисус из Назарета - это семя, через Которое благословятся все народы (Гал. 3:16). В Н.З. слава воздается Богу в Церкви, Спаситель которой - Иисус (Ефес. 3:21; 5:23), и к которой Бог прилагает всех спасенных людей (Деян. 2:47).

4. Религия: семейная и национальная. Бог избрал Израиль, чтобы он был святым народом (Исх. 19:5,6). До того, как закон Моисея был дан, мы читаем о семьях, поклоняющихся Богу, а не о народах (Иов 1:5; Быт. 12:7; 4:3,4).

4. Религия: христиане - "народ святый" и “народ Божий" (1 Пет. 2:9,10). Все дети Божьи крестились во Христа (Гал. 3:26,27). Божья семья или дом - это Его Церковь (1 Тим. 3:15).

5. Закон: закон Моисея, который, как посчитали иудеи, включал более 600 заповедей. Моисей был посредником между народом Израиля и Иеговой (Гал. 3:19; Втор. 5:5). Закон Моисея был дан только израильтянам у горы Синай (Втор. 5:1-5; Исх. 20-23). Этот закон был временным, так как должен был быть в силе только до пришествия семени и веры Христовой (Гал. 3:19, 23-25).

5. Закон: Он называется "Закон Христов" (Гал. 6:2), "совершенный закон свободы" (Иак. 1:25), учение Христово (2 Иоан. 9). Иисус - Ходатай Нового Завета (Евр. 9:15). Его закон универсален, так как Он повелевает всем людям повсюду повиноваться Ему (Мар. 16:15,16; Деян. 17:30). Его закон вечный, так как он будет в силе до конца мира (Мат. 28:18-20).

6. Особые или святые места: Для народа Израиля "святой землей" был Ханаан. Содержание В.З. связано с деятельностью Израиля в Ханаане. Иерусалим был "святым местом", которое Бог избрал для того, чтобы мужчины иудеи приходили на праздники в храм.

6. Особые или святые места: Для христиан ни место рождения Иисуса (Вифлеем), ни место, где началась церковь (Иерусалим, Деян.2), не являются "святыми местами". Наш "духовный Ханаан" - на небесах. Само место, где мы поклоняемся Богу в духе и истине, не важно (Иоан. 4:21-24).

7. Жертвы: От сотворения до времени Моисея поклоняющиеся Богу приносили в жертву животных (Быт. 4:4; 8:20; 12:7). По закону Моисея евреи продолжали приносить в жертву животных. Но "невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи" (Евр. 10:4,11).

7. Жертвы: Христиане не приносят животных в жертву Богу, потому что Иисус - Агнец Божий, Который пришел в мир взять его грехи (Иоан. 1:29). Иисус принес Самого Себя в жертву за грехи один раз и навсегда (Евр. 7:27; 10:12). Последователи Иисуса должны представить тела свои в живую жертву Богу (Рим. 12:1,2).

8. Священство : Все священники в народе Израилевом должны были происходить из колена Левия (Втор. 18:1; Евр. 7:5). Основными функциями священников были: помощь другим в поклонении Иегове (Евр. 5:1-3) и обучение народа Божьего Его закону (Лев. 10:11). В Израиле всегда был один первосвященник, который служил до самой смерти (Евр. 7:23).

8. Священство: Все христиане - священники, т.к. Библия описывает их как "священство святое" (1 Пет. 2:5,9). Библия говорит, что священство переменилось (Евр. 7:12). Иисус - наш великий Первосвященник, прошедший небеса (Евр. 4:14). Иисус руководит домом Божьим, Церковью, как её первый и последний Первосвященник (Евр. 10:21).

9. Особые дни или праздники: Нет доказательств того, что до времени Моисея Бог заповедал человечеству соблюдать праздники или святые дни. Народ Израиля соблюдал седьмой день недели, т. е. субботу, как святой день отдыха (Втор. 5:12-15). Они также соблюдали праздник Пасхи, праздник Пятидесятницы, праздник труб, день очищения, праздник кущей, и другие (Лев. 23:4-44).

9. Особые дни или праздники : Праздники В.З. не являются частью учения Иисуса. Для христиан первый день недели, т.е. воскресенье, - особый день поклонения. Иисус воскрес из мертвых в первый день недели (Мар. 16:9). Его ученики воздавали и принимали вечерю Господню также в первый день недели (1 Кор. 16:1,2; Деян. 20:7). Все нынешние "религиозные праздники" происходят от людей, а не от Бога!

10. Рождение и обрезание: Физическое обрезание было впервые заповедано Аврааму (Быт. 17:1-14). Оно было также заповедано израильтянам в законе Моисея (Лев. 12:2,3). Во времена В.З. человек становился членом избранного народа Израиля просто по рождению. Закон В.З. был свят, праведен и добр (Рим. 7:12), но мы умерли для этого закона (Рим. 7:4).

10. Рождение и обрезание: По закону Иисуса войти в Царство, т.е. семью Божью, можно возродившись духовно от воды и Духа (Иоан. 3:3,5; 1 Пет. 1:22,23). Христос не заповедует физического обрезания, но духовное обрезание сердца (Рим. 2:28,29; Кол. 2:11,12). Путь Иисуса - "новый и живой", и Его завет лучше, чем старый завет (Евр. 10:19; 8:6).

Когда мы говорим о христианстве, то в сознании каждого возникают разные ассоциации. Каждый из людей уникален, поэтому понимание сути этой религии является субъективной категорией для каждого из нас. Одни считают это понятие совокупностью древности, другие - ненужным верованием в сверхъестественные силы. Но христианство - это, прежде всего, одна из которая формировалась веками.

История возникновения этого феномена началась задолго до рождения великого Христа. Многие и представить не могут, что источники христианства как религиозного мировоззрения появились ещё в XII веке до нашей эры. В процессе изучения христианства нужно обратиться к священным писаниям, которые дают возможность понять моральные устои, политические факторы и даже некоторые особенности мышления древних людей, прямо влиявшие на процесс зарождения, развития и мирового распространения этой религии. Подобную информацию можно получить в процессе детального изучения Старого и Нового Завета - основных частей Библии.

Структурные элементы христианской Библии

Когда мы говорим о Библии, нужно чётко осознавать ее важность, ведь в ней собраны все некогда известные религиозные сказания. Это писание является настолько многогранным явлением, что от его понимания могут зависеть судьбы людей и даже целых народов.

Цитаты из Библии во все времена трактовались по-разному в зависимости от целей, преследуемых людьми. Тем не менее Библия не является истинным, первоначальным вариантом святого письма. Это, скорее, своего рода сборник, состоящий из двух основополагающих частей: Старого и Нового Завета. Смысл этих структурных элементов имплементирован в Библию в полной мере, без каких-либо изменений или дополнений.

В этом священном писании раскрывается божественная суть Бога, история создания мира, а также предоставляются основные каноны жизни обычного человека.

Библия претерпевала всевозможные изменения на протяжении многих веков. Это обусловлено появлением различных христианских течений, которые принимают или отрицают некоторые библейские писания. Тем не менее Библия, вне зависимости от изменений, вобрала в себя еврейские, а позднее - сформировавшиеся христианские традиции, изложенные в заветах: Старом и Новом.

Общая характеристика Старого Завета

Старый Завет, или как его принято называть, является основной частью Библии наряду с Это самое древнее писание, вошедшее в Библию, которую мы привыкли видеть сегодня. Книгу Ветхого завета принято считать «Еврейской Библией».

Поражает хронология создания этого священного писания. Согласно историческим фактам, Старый Завет был написан в период с XII по I век до нашей эры - задолго до появления христианства как отдельной, самостоятельной религии. Отсюда следует, что многие еврейские религиозные традиции и понятия в полной мере вошли в состав христианства. Книга Ветхого завета написана древнееврейским языком, а перевод не греческий был осуществлён только в период с I по III век до нашей эры. Перевод был признан теми первыми христианами, в сознании которых только зарождалась эта религия.

Автор Ветхого Завета

На сегодняшний день неизвестно точное количество авторов, принимающих участие в процессе создания Ветхого Завета. С уверенностью можно утверждать лишь один факт: книга Старого Завета писалась десятками авторов на протяжении нескольких веков. Писание состоит из большого количества книг, названные в честь людей, создававших их. Однако многие учёные современности считают, что большая часть книг Ветхого Завета написана авторами, чьи имена сокрыты в веках.

Источники возникновения Ветхого Завета

Не смыслящие абсолютно ничего в религии люди считают, что основным письма является Библия. Старый Завет входит в состав Библии, но она никогда не была первостепенным источником, так как появилась уже после его написания. Ветхий Завет изложен в различных текстах и манускриптах, важнейшими из которых являются следующие:


Христианство на сегодняшний момент - самая распространенная религия в мире. По международным статистическим данным, число ее приверженцев превышает два миллиарда человек, то есть около трети всего населения земного шара. Неудивительно, что именно эта религия дала миру самую растиражированную и знаменитую книгу - Библию. христиан по числу копий и продаж возглавляет ТОП бестселлеров вот уже полторы тысячи лет.

Состав Библии

Не все знают, что слово «библия» - это просто множественная форма греческого слова «вивлос», что значит «книга». Таким образом, речь идет не о едином произведении, а о сборнике текстов, принадлежащих разным авторам и написанных в разные эпохи. Крайние временные пороги при этом оцениваются так: с XIV в. до н. э. по II в. н. э.

Библия состоит из двух главных частей, которые в христианской терминологии называются Ветхий Завет и Новый Завет. Среди приверженцев церкви превалирует по своему значению последний.

Ветхий Завет

Первая и наибольшая часть христианского Писания сформировалась задолго до Книги Ветхого Завета также называются еврейской Библией, так как они имеют священный характер в иудаизме. Разумеется, для них прилагательное «ветхий» в отношении своего писания категорически неприемлемо. Танах (как он называется в их среде) вечен, неизменен и универсален.

Состоит этот сборник из четырех (согласно христианской классификации) частей, которые носят следующие названия:

  1. Законоположительные книги.
  2. Исторические книги.
  3. Учительные книги.
  4. Пророческие книги.

Каждый из этих разделов содержит в себе определенное число текстов, причем в разных ветвях христианства их может быть разное количество. Некоторые книги Ветхого Завета также могут объединяться или расчленяться между собой и внутри себя. Основным вариантом считается редакция, состоящая из 39-ти наименований различных текстов. Наиважнейшая часть Танаха - так называемая Тора, которая состоит из первых пяти книг. Религиозное предание утверждает, что ее автор - пророк Моисей. Ветхий Завет был окончательно сформирован примерно в середине первого тысячелетия до н. э., а в нашу эпоху принят в качестве сакрального документа во всех ветвях христианства, кроме большинства гностических школ и церкви Маркиона.

Новый Завет

Что касается Нового Завета, то он представляет собой сборник произведений, родившихся в недрах зарождающегося христианства. Состоит он из 27 книг, важнейшие из которых - первые четыре текста, называемые Евангелиями. Последние являются жизнеописаниями Иисуса Христа. Остальные книги - письма апостолов, книга Деяний, рассказывающая о первых годах жизни церкви, и пророческая книга Откровения.

Сформировался христианский канон в таком виде к четвертому веку. До этого среди различных групп христиан были распространены, и даже почитались в качестве священных, и многие другие тексты. Но ряд церковных соборов и епископских определений легитимизировал только данные книги, все остальные признав ложными и оскорбительными для Бога. После этого «неправильные» тексты стали массово уничтожаться.

Процесс унификации канона был инициирован группой богословов, которые противостали учению пресвитера Маркиона. Последний впервые в истории церкви провозгласил канон священных текстов, отбросив почти все книги Ветхого и Нового Завета (в современной его редакции) за небольшим исключением. Чтобы нейтрализовать проповедь своего оппонента, авторитетные лица церкви формально узаконили и сакраментировали более традиционный набор писаний.

Тем не менее в разных Ветхий Завет и Новый Завет имеют различные варианты кодификации текста. Есть также некоторые книги, которые принимаются в одной традиции, но отвергаются в другой.

Учение о богодухновенности Библии

Сама суть сакральных текстов в христианстве раскрывается в доктрине о богодухновенности. Библия - Ветхий и Новый Завет - важна для верующих, потому что те уверены, что рукой писателей священных произведений водил сам Бог, и слова писаний в буквальном смысле - божественное откровение, которое он передает миру, церкви и каждому человеку лично. Эта уверенность в том, что Библия - письмо Господа, обращенное напрямую к каждой личности, побуждает христиан постоянно изучать ее и искать скрытые смыслы.

Апокрифы

В течение развития и формирования канона Библии многие книги, которые первоначально в него входили, позже оказывались "за бортом" церковной ортодоксии. Эта судьба постигла такие произведения, как например, «Пастырь Ерма» и «Дидахи». Множество различных евангелий и апостольских посланий были объявлены ложными и еретическими только за то, что не вписывались в новые богословские тенденции ортодоксальной церкви. Все эти тексты объединены общим термином «апокрифы», что значит, с одной стороны, «ложные», а с другой - «тайные» писания. Но окончательно вытравить следы неугодных текстов не удалось - в канонических произведениях есть аллюзии и скрытие цитаты из них. Например, вполне вероятно, что утраченное, а в XX веке вновь открытое евангелие от Фомы служило одним из первоисточников для изречений Христа в канонических евангелиях. А общепринятое Иуды (не Искариота) прямо содержит цитаты со ссылками на апокрифическую книгу пророка Еноха, утверждая при этом ее пророческое достоинство и подлинность.

Ветхий Завет и Новый Завет - единство и различия двух канонов

Итак, мы выяснили, что Библию составляют два сборника книг разных авторов и времен. И хотя христианское богословие рассматривает Ветхий Завет и Новый Завет как одно целое, интерпретируя их через друг друга и устанавливая скрытые аллюзии, предсказания, прообразы и типологические связи, не все в христианской общине склонны к такой одинаковой оценке двух канонов. Маркион не на пустом месте отверг Ветхий Завет. Среди его утраченных трудов имели хождение так называемые «Антитезы», где он противопоставлял учению Танаха учение Христа. Плодом такого разграничения стало учение о двух богах - иудейском злобном и капризном демиурге и всеблагом Боге-Отце, которого проповедовал Христос.

Действительно, образы Бога в этих двух заветах значительно разнятся. В Ветхом Завете он представлен как мстительный, строгий, жесткий властелин не без расовых предрассудков, как выразились бы сегодня. В Новом Завете, напротив, Бог отличается большей терпимостью, милосердием и в целом предпочитает прощать, нежели чем наказывать. Впрочем, это несколько упрощенная схема, и при желании можно найти обратные доводы в отношении обоих текстов. Исторически, однако, сложилось так, что церкви, не признающие авторитет Ветхого Завета, прекратили свое существование, и сегодня христианский мир представлен в этом отношении только одной традицией, если не считать различные реконструированные группы неогностиков и неомаркионитов.

mob_info