Как вести поминальный обед. Когда и как устраивать поминки - все традиции

Сегодня многих людей интересует вопрос, как поминать усопшего, как лучше организовать застолье, раздавать ли калачи и платки и зачем закрывать зеркала в доме? Кто придумывает эти правила?
Мы предлагаем тебе ознакомиться с советами по проведению похоронного обряда. Ведь поминовение умерших означает желание помочь душе человека и облегчить ее страдания.

Вокруг поминок много народных примет, которые стали традициями. Мы привыкли беспрекословно следовать им, пребывая в незнании и шоковом состоянии. Многих людей можно понять, ведь они надеются, что таким образом отгонят беды от своей семьи. Вот некоторые из популярных суеверий.
ПОХОРОННЫЕ СУЕВЕРИЯ
На похоронах нельзя есть вилками.
Родные не несут гроб, чтобы покойный не подумал, что его смерти рады.
Все зеркала в доме, где находится покойник, нужно закрывать черной тканью.
На поминальном обеде умершему отводится отдельное место за столом, с рюмкой спиртного, прикрытой кусочком хлеба, и тарелкой с ложкой.
Детям до 6 лет и беременным нельзя ходить на похороны.
Если покойник лежит в доме, там нельзя убирать, пока тело не вынесут за пределы помещения.
Всем, кто был на похоронах, нужно дать хлеб и платок.

Лавку, на которой стоял гроб, необходимо перевернуть на сутки и положить возле нее топор. Это делается для того, чтобы в доме не появился еще один покойник.
Нельзя оставлять в доме вещи, которые входили в контакт с уже мертвым человеком.
Дверь и ворота дома, где умер человек, следует держать открытыми три дня.
Верующие люди советуют не обращать внимание на суеверия, а советоваться с церковными служителями. Поминовение усопших - это, прежде всего, церковный молебен. «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Oтца Mоего Hебесного», - пишется в Eвангелии от Mатфея.


Согласно церковным учениям, поминать умерших надо в третий, девятый, сороковой дни после смерти и на годовщину. День смерти всегда считается первым. Самое главное не поминальная трапеза, а совместная молитва. Если твоя семья решила организовать обед в память усопшего, запомни несколько правил.
КАК ПРОВОДИТЬ ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБЕД
В особые дни поминовения (3-й, 9-й, 40-й и на годовщину) закажи в церкви панихиду и присутствуй на литургии, если она положена в этот день.
Посоветуйся со священником, на какой день можно перенести обед, если он приходится на большой праздник. Лучше всего проводить трапезу в субботу. Поминки в пост проводить тоже можно.

Не устраивай пышного застолья. «Если можешь помолиться за человека – помолись, не можешь помолиться – скажи о нём хорошо, не можешь сказать – подумай о нём хорошо».
В особый день поминовения следует зажечь свечу, купленную в церкви, и прочитать молитву: «Молитвами рождшия Тя Христе и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой».

Перед принятием пищи, каждый, кто сидит за обеденным столом, должен прочитать «Отче наш». После трапезы проси у Бога за всех умерших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память. Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».
На поминальном столе не должно быть много еды. Первым блюдом, которое гости едят на поминках, является кутья (коливо, или сочиво) - отваренные зерна пшеницы или риса с мёдом и изюмом. Зерно является символом воскресения, а мёд - сладостью праведников в Царстве Божьем. Кутью желательно освятить во время панихиды, но если не получается, надо окропить святой водой.

Пищу с поминок можно раздать нуждающимся, выбрасывать ее нельзя.
Приносить еду на могилу покойника неправильно, это языческая традиция.
Поминки на годовщину после смерти делают скромными. В этот день соберитесь в тесном кругу близких и помяните усопшего общей молитвой, можно без трапезы.
Церковь не одобряет употребления спиртного на поминках. Вино считается символом земной радости, а поминки - время для усиленной молитвы о человеке, который может тяжело страдать в загробной жизни. Оставлять на столе рюмку с водкой и кусок хлеба нельзя ни в коем случае, это пережиток язычества, и в верующих семьях так не делают.

Но что делать, если умерший был неверующим, некрещеным, самоубийцей или следовал другим религиозным учениям?
Вот как отвечает святой отец на этот вопрос:
«В храмах за таких людей не молятся и их не отпевают, но в случае с самоубийцами по благословению священников следует читать домашнюю молитву, не возбраняются и поминальные трапезы с родственниками. Следует посетить храм в Tроицкую родительскую субботу - в этот день церковь молится обо всех “от века почивших”, в том числе и об “иже во аде держимих”.
Подавать записки о самоубийце нельзя, а вот поучаствовать в службе и помолиться именно “обо всех” можно и даже нужно. B память об иноверцах, нужно молиться о них и раздавать милостыню. Так как они никогда не были в лоне православной церкви, записки о них не подают и свечи не ставят».


Никто не живет на этой земле вечно, мы приговорены к летальному исходу. Но смерть - это рождение в новую жизнь, ведь умирает только физическое тело, а душа бессмертна. Людям суждено встретиться после кончины, но где, зависит от нас сейчас, от того, как мы проведем эту жизнь.
Молись и кайся, живи по заповедям и не проливай бесполезных слез об умерших. Вспоминай их в домашней молитве или в храме.

К сожалению, довольно часто родственники ограничиваются лишь проведением поминок в памятные даты и церковными записками об упокоении. Но одного этого мало... А вот молитва, по словам святых отцов, способна творить чудеса. В чем же заключается долг близких перед усопшим человеком, чем можно ему помочь?



ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

В известные дни совершает моления об умершем и приносит Бескровную Жертву о его упокоении. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой после смерти (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением о состоянии души за гробом.

Третий день . Поминовение усопшего совершается в честь тридневного Воскресения Христа и во образ Пресвятой Троицы.
Согласно Церковному преданию, первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему. Поэтому весьма своевременно церковное поминовение души, представшей пред лицом Правосудного Владыки.

Девятый день. Поминовение умершего совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.
После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного.
Вспомним пророка Моисея, который после сорокадневного поста получил от Господа Скрижали. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по Воскресении Своем.
После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основанием является то, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Для православного верующего - это воспоминания дня рождения для новой, вечной жизни.



ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Церковь также установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения.Совершаемые при этом панихиды, указанные Уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами.

Суббота мясопустная. Это суббота на масленичной неделе, перед Прощеным воскресением. Посвящая Неделю мясопустную воспоминаниям о Страшном суде, Церковь установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех умерших. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим и служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и живые, и усопшие. Святой Василий Великий, составивший молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. В будничные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается, так как ежедневно не бывает полной Литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни Великого поста, и выделены указанные субботы.

Радоница - поминовение умерших совершается во вторник после Фоминой Недели (воскресения) и служит воспоминанием о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью. Также это связано еще и с тем, что церковным Уставом первый раз после Пасхи уже разрешается совершать обычное поминовение усопших. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей.

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбище не на Радоницу, а в первый день Пасхи, но это неверно! Ведь Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих, в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные молитвы.



ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них Бескровную Жертву Богу.


  • Для этого следует перед началом Литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с именами (вписывать можно только крещеных православных христиан). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце Литургии будут опущены в Святую Чашу и омыты Кровью Сына Божия.

  • Облегчение души верующие получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников, поэтому нужно стараться просить батюшек помолиться о своих усопших близких.

  • Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже. Первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, О УПОКОЕНИИ митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

  • Количество имен в записке не имеет значения, но все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

  • Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в рекомендуемых суммах взноса (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в размере пожертвования.

  • Не стоит смущаться, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников во время богослужения. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор.

  • Во время заупокойной ектении можно достать свой помянник (небольшую книжечку, где записаны имена живых и усопших сродников) и помолиться о близких. Существует благочестивый обычай причащаться в дни памяти родных и близких усопших. Молитва человека, очистившего свою душу покаянием и приступившего ко Святым Христовым Таинам, особенно доходчива до Господа.

  • Можно заказать панихиду. Панихида служится после Литургии перед кануном - особым столиком с изображением распятия и подсвечником.

  • Весьма важно заказать в храме сорокоуст о упокоении - это непрестанное поминовение за Литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири. Конечно же, лучше, когда большее число людей молится о вашем родном человеке, поэтому записки можно подавать неограниченное число раз.

  • Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении. Но весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун (специальный столик в храме) можно приносить продукты, только не мясную пищу, табак и спиртное (это не касается церковного вина). Здесь же можно оставить милостыню на нужды храма в память об усопших родных.



ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ


  • Домашняя (килейная) молитва за близких, в том числе и умерших, - долг любого христианина. Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно.

  • Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

  • Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. В этот период очень полезно читать Псалтирь о усопшем, хотя бы по одной кафизме в день. Можно также читать акафист о упокоении усопших.

  • Имена удобнее прочитывать по помяннику. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.


ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА


  • Благочестивый обычай поминать умерших не должен превращаться в простой повод родственникам собраться вместе, обсудить новости и вкусно поесть. Поминальная трапеза - это вид милостыни, которую семья умершего оказывает его родственникам, соседям и знакомым с просьбой о молитве за его душу. Поэтому православные христиане и за поминальным столом должны в первую очередь молиться об усопших.

  • Перед трапезой следует совершить литию. Для этого можно пригласить священника. Если нет такой возможности, этот чин может быть совершен церковнослужителем или мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш».

  • Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться священником во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

  • При поминовении православным христианам нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в многодневные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, строго по Уставу, поминки переносятся на ближайшую субботу. Если по каким-либо причинам это затруднительно, то дату поминок можно определить, посоветовавшись со священником.

  • От спиртного на поминальной трапезе необходимо воздержаться. Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни.

  • Вместо расхожей атеистической фразы: «Пусть земля ему будет пухом» помолитесь кратко: «Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного(ую) (имя), и прости ему (ей) вся согрешения его вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное».

  • За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водой или водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными.

  • Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Ведь изначально надо стремиться сотворить дело милостыни в память об усопшем.



По большому счету, умерший человек не нуждается ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Эти традиции - внешний символ нашей молитвы, и без нее смысла не имеют. Душа усопшего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел и помолиться за себя. Самое большее, что мы можем сделать для усопших - молитва и благие дела милосердия. Это и будет являться нашей главной и неоценимой помощью нашим близким и родным, перешедшим в мир иной.

При подготовке материала
использовались архивы газеты «Православный Симбирск»

После физической смерти человек остаётся в памяти родственников и близких людей. Поэтому в день его кончины они собираются, чтобы вместе вспоминать его. При этом существуют определённые правила, которые стали традициями. Это произнесение проникновенных слов, чтение стихов и молитв. Об этом и будет рассказано в статье.

О некоторых традициях поминовения

  • Поминовение (или поминки) представляет собой ряд ритуальных действий, позволяющих поддерживать память об умерших. В основном организацией поминальных дней занимаются родственники. Если таких не осталось - то друзья или другие близкие люди.
  • Обычно поминальные традиции опираются на те или иные верования - язычество, мусульманство, индуизм. Поэтому у разных народов они различны. У русских правила поминовения тесно связаны с христианской верой. Иногда смешиваются ритуалы, взятые из разных религиозных направлений и местных обычаев. Часто на этой основе создаются определённые обряды.
  • В русской христианской традиции существует ряд основных правил, отступление от которых происходит редко. Например, заупокойные и другие молитвы читаются в церкви только в том случае, если умерший был крещён по православному обряду. А также в храмах не молятся за тех, кто самостоятельно свёл счёты с жизнью, проповедовал еретические верования.

Поминальные даты

  • Православные христиане устраивают поминки непосредственно после похорон.
  • В ближайшее время после кончины поминают усопших трижды: первый раз - на третий день после кончины; второй раз - на девятый; третий раз - на сороковой.
  • Впоследствии поминки устраиваются каждый год в день смерти.

Поминки после похорон и на год смерти

Значение поминальных дней

Поминание в каждый из указанных дней имеет свой особый смысл, связанный с событиями христианской истории.

Третий день

Поминальная трапеза на третий день совершается в связи с вознесением на небо Иисуса Христа на третий день после его распятия. Воскресение из мёртвых и переход к вечной жизнь является основной доктриной христианского учения. Согласно церковному преданию, после смерти человеческая душа «скитается» до того, как высшими силами будет определено, куда она направится до Страшного суда - в рай или в ад. Первые три дня душа усопшего ещё находится на земле, посещая места своей жизни в телесной оболочке и людей, с которыми человек был связан.

Девятый день

На девятый день поминки совершаются как чествование ангелов , которые просят Бога о помиловании души усопшего. В это время душа умершего человека облетает райские обители, знакомясь с формами иной жизни. На девятый день на поминки приглашаются ближайшие родственники. Вблизи стола, за которым они обедают, ставится фотография покойного. Рядом с ней ставится наполненный водкой стакан, на него кладётся кусочек хлеба. Нужно отметить, что обычай ставить стакан берёт корни в языческих верованиях. Для истинных христиан он неприемлем.

Сороковой день

После девяти дней , душе представляются картины мучений грешников, отбывающих посмертное наказание в аду. Это продолжается по сороковой день. В этот день Всевышним окончательно определяется, куда будет отправлена душа покойного. На поминки на сороковой день приглашаются все желающие, а также те, кто отсутствовал на похоронах.

Как проводить помины в годовщину смерти

Вот некоторые правила, соблюдаемые на поминках в годовщину смерти .

Что заказывают в церкви на годовщину смерти

Согласно христианскому учению, чтение молитв о душах усопших является долгом живых . Благодаря этому, участь грешников облегчается. Именно на вознесение прошений Всевышнему о прощении грехов умерших направлено чтение заупокойных молитв в церкви. Заказать панихиду можно не только в годовщину смерти, но и в другие дни.

В храмах для таких молитв существуют специальные виды служб:

  1. Поминовение покойных во время Божественной - главного христианского богослужения.
  2. Панихиды.
  3. Литии.
  4. Чтение Псалтири.

Как поминают во время Литургии

Этот вид поминовения является наиболее значимым. Упоминание имён умерших совершается:

Один из выдающихся знатоков церковного устава святитель Афанасий (в миру - Сахаров) отмечает, что чтение поминальных молитв во время проскомидии и после освящения святых даров является самым важным. Он говорит, что такие молитвы, хотя и негласные, по своей силе и действенности не могут сравниться ни с какими другими молитвами и даже подвигами в память усопших.

Панихида

В переводе с греческого языка панихида буквально означает ночную службу . Это название применяется для моления по усопшим в связи с тем, что по своей структуре она похожа на одну из частей всенощного бдения. А ещё и потому что древние христиане совершали службы в ночное время. Это было вынужденным явлением, так как они подвергались непрестанным гонениям. Панихида является одним из самых распространённых служений, заказываемых для того, чтобы поминать умерших родственников в день годовщины смерти. Панихиды, кроме храма, совершаются и на дому, и на могиле. На ней можно молиться как об одном, так и о нескольких покойниках.

Лития

Неусыпаемая псалтирь

  • Это молитва читается беспрерывно на протяжении нескольких суток. Обычно её заказывают в монастырях, где монахи читают её сидя, сменяя друг друга. Псалтирь - это сборник древних псалмов, написанных в основном библейским царём Давидом. Они имеют великую силу и считаются великой милостью для усопших душ. По прочтении Неусыпаемой псалтири грешные души очищаются, побеждают демонов и поднимаются из адского пламени.
  • С древних времён Неусыпаемую псалтирь, как и другие молитвы, на поминках родственников читают и дома. Для этого существует ряд правил, которых необходимо придерживаться. Чтобы молитвы могли возыметь действие, правила должны выполняться с большой точностью. Родственника заранее договариваются о том, в каком порядке они будут читать Неусыпаемую псалтирь.

Как правильно заказывать поминовение в церкви

Правила домашнего чтения молитв на годовщину смерти

Правила чтения псалтири на годовщину смерти выглядят так .

  1. Объединившись в группу, родственники прочитывают Неусыпаемую псалтирь целиком в продолжение одних суток.
  2. Придя к себе домой, каждый из них читает одну из двадцати частей псалтири, называемую кафизмой (что значит сидя), упоминая всех, кто также участвует в обряде. Это создаёт ощущение единства всех молящихся в это время за душу усопшего.
  3. На следующий день вариант чтения каждым родственником у себя дома повторяется, но уже с чтением другой части псалтыри.
  4. Всего молитвы нужно повторить не менее сорока раз.

В заключение нужно сказать о том, что перед тем, как начать поминки за столом, нужно подобрать соответствующие слова на годовщину смерти , чтобы не обидеть родственников и память покойного. Иногда собравшиеся читают поминальные стихи на годовщину смерти. Лучше, если они будут содержать тёплые чувства в отношении усопшего, а не только выражать горечь утраты.

Погребальные традиции разных народов, складывающиеся веками, различаются, но их объединяет одно – вера в то, что вместе с кончиной для человеческой души начинается иная жизнь. Потому большое внимание уделялось всегда не только похоронам, но и последующим поминкам.

В христианстве принято несколько раз: в , на девятый и сороковой дни. Это связано с мытарствами души в загробном мире.

В день похорон на трапезу приглашаются все присутствующие на . Поминки можно организовать дома, однако сегодня многие предпочитают арендовать кафе или ресторан. Важную роль в поминальной трапезе играют блюда, подающиеся к столу. Для христиан издревле главным поминальным блюдом была кутья (или сочиво) – блюдо, состоящее из вареного риса, меда, орехов и изюма.

Зерна, входящие в кутью, служат прообразом новой жизни, ожидающей усопшего. Важным моментом является освящение этого кушанья в храме до начала . Необязательно обилие блюд на поминальном столе. Однако традиционно подаются и холодные закуски, и различные напитки.

Печальное застолье

Перед входом в помещение, где состоится поминальный обед, всем бывшим принято предложить помыть руки. Затем гости приглашаются за стол со словами: «Просим разделить наше горе». За столом принято одно блюдо оставлять пустым. Место справа от него занимает хозяйка или хозяин поминального обеда.

Начинается трапеза с чтения «Отче наш» кем-то из близких родственников усопшего, затем всем присутствующие в левую руку берут по горсти , а правой крестятся и потом съедают кашу. Кроме кутьи, традиционным является кисель. Обычно он завершает трапезу. Его разливают по стаканам всем присутствующим. В некоторых местностях традиционным поминальным блюдом являются еще и блины с медом. Их принято вкушать сразу после кутьи. Остальные блюда подаются по усмотрению хозяев.

Во время поминальной трапезы необходимо соблюдать этикет: громко не разговаривать и не смеяться. Все разговоры за столом должны быть посвящены покойному, воспоминаниям о его земной жизни. Благодарить за поминальную трапезу не принято. Оставшуюся еду раздают гостям, чтобы они и дома могли помянуть покойного. Кутью

Главное правило состоит в том, что на поминки необходимо приходить только по приглашению, самовольное посещение считается признаком дурного тона. Придя в , стоит спокойно зайти, вымыть руки и ждать начала трапезы. Следует вести себя чинно и прилично, а значит не допускается громко разговаривать,ссориться, шуметь и негативно говорить о личности покойного.

ТАРЕЛКА С ЧЕРНОЙ ЛЕНТОЙ

Каждый садится за стол в зависимости от того места, которое он хочет занять если иное не предусмотрено специальными табличками. Исключение — свободным оставляется место, где обычно сидел умерший. Справа от этого места садятся супруг (супруга) усопшего.

В начале стола ставится прибор с вилкой и ножом. Рядом — тарелка с траурной лентой, фотография в черной рамке и зажженная свеча перед портретом. Иногда на «месте» усопшего родственники ставят накрытую хлебом рюмку со спиртным.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЫЧАИ НА ПОМИНКАХ

На поминках в кафе обязательны ритуальные блюда. К ним относятся кутья, блины и кисель. Кутья обычно готовится из сваренного белого риса с медом и изюмом и освящается на службе в храме. Блины разрешаются самые обычные, поджаренные на сковороде. Кисель бывает разный — из смородины, клюквы и других ягод.

ЕСЛИ ВЫ ПРОВОДИТЕ ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБЕД ПО ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ, ТО ВАМ НЕОБХОДИМО ЗАПОМНИТЬ:

  1. Перед началом трапезы читается 17 кафизма из Псалтиря. Чтение происходит перед горящей свечой.
  2. Перед самым обедом читается молитва «Отче наш…».
  3. В начале трапезы пробуется кутья. Каждому гостю необходимо съесть по три небольших ложечки кутьи. Затем каждый съедает по блину и выпивает стакан киселя. После ритуальной трапезы собравшиеся приступают к традиционным блюдам.
  4. Поднимать рюмку за упокой усопшего на поминальном обеде или нет, решаете вы сами. Православная церковь не одобряет спиртного.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПОМИНАЛЬНОГО ОБЕДА

mob_info