Все храмы в честь похвалы пресвятой богородицы. Проект храма Похвалы Пресвятой Богородицы в Зябликове претерпел серьезные изменения

Не сохранившаяся до наших дней, единственная московская церковь, освященная во имя праздника Похвалы Богородицы, стояла на Волхонке, на Алексеевском холме близ храма Христа Спасителя. Она разделила его участь и была разрушена большевиками вместе с ним.
Эта церковь оставила свой след в истории Москвы и тем, что подарила первопрестольной замечательное, но давно забытое старомосковское название местности "Башмачки" - по фамилии перестроившего храм в конце XVII века столетия думного дворянина Башмакова.
Первая деревянная церковь Похвалы на этом месте упоминается в исторических документах еще в 1475 году - задолго до основания здесь Алексеевского монастыря. В ней находилась чудотворная икона св. Николая - так, что по чтимому образу иногда даже всю церковь именовали Никольской.
От этой иконы произошло одно из древних названий московской церкви Похвалы - "старая проща". Дело в том, что в старину человека, исцелившегося от чудотворной иконы, называли прощенником - "Бог его простил". И потому, когда прощей называли храм, то это значило, что в нем находится чудотворная икона, дарующая исцеление. Таким и был образ св. Николая Чудотворца в церкви Похвалы Богородицы. Кроме нее, в старой Москве было еще два храма-прощи - Николы Явленного на Арбате, названного по явленному от его иконы чуда, и Параскевы Пятницы в Замоскворечье.
В отголосках московской истории сохранилось и еще одно древнее именование церкви Похвалы - "в Старых Рощах". Возможно, конечно, что это было искаженное от "старой прощи". А может быть, здесь действительно когда-то шумели деревья.
Деревянная церковь сгорела в 1629 году и затем была выстроена каменной. В самом конце XVII столетия думный дворянин и печатник Дементий Башмаков на свои средства и на пожертвование, завещанное подьячим Шандиным, перестроил ее в том основном образе, в котором она и дожила до революции. Высокая, пятиглавая, "старинной готической архитектуры", - описывал ее один старинный краевед, - "и с готической архитектуры колокольней". В ней был не традиционный для большинства русских и московских церквей пятиярусный иконостас, а иконостас в шесть ярусов.

Храмоздатель Дементий Башмаков, скончавшийся в 1705 году, был похоронен в приходе церкви Похвалы вместе с матерью и дочерью. И не он один. С местными захоронениями связана одна из самых интересных и таинственных загадок не только этого храма, но и всей русской истории. Речь идет о могиле Малюты Скуратова.
Как известно, старинные московские предания связывали с именем главного опричника соседнюю Берсеневку на противоположном берегу Москвы-реки. Красные палаты думного дьяка Аверкия Кириллова долгое время считали его домом. Писали о подземных ходах, ведущих в Кремль, о многочисленных подвалах с пыточными тисками, о зарытых сокровищах и таинственных погребениях - серебряные монеты времен Ивана Грозного и человеческие скелеты были действительно обнаружены на Берсеневке еще в 1906 году при строительстве там электростанции.
А древняя Никольская церковь на Берсеневке была прежде соборным храмом замосквореченского Никольского монастыря. И молва слагала легенды о том, как здесь, поблизости от дома мучителя, будто бы томился митрополит Филипп, убиенный потом Скуратовым, а у стен толпился народ, прославляя мученика. И хотя на самом деле опального митрополита заточили в Богоявленском монастыре в Китай-городе, в этой легенде есть отголоски легенды о московском доме Малюты Скуратова именно на Берсеневке.
Как обычно в таких случаях, у этой версии были сторонники и противники. К числу последних принадлежал известнейший историк Москвы П. Сытин. А уже после революции при строительстве Дворца Советов на том месте, где стояла церковь Похвалы, во время археологических работ была обнаружена надгробная плита с могилы Малюты Скуратова. Надпись на ней гласила, что здесь лежит убитый в Ливонской войне Малюта Скуратов.
Историки сочли это несомненным доказательством, что двор Малюты Скуратова был точно на этом месте, то есть на левом берегу Москвы-реки, прямо напротив Берсеневки, так как в старину всех умерших хоронили при приходской церкви. Для Малюты Скуратова приходской и была церковь Похвалы Богородицы.
А строительство метро в 1930-х годах еще доказало невозможность прокладки подземного хода под Москвой-рекой при средневековых технических средствах.
Однако и это утверждение было в свою очередь подвергнуто сомнению - подземный ход, ведущий от Берсеневки в сторону Москвы-реки, был найден в тех же тридцатых годах, но тогда не обследован. Он был настолько узким, что обнаружившие его мальчишки, жильцы нового Дома на Набережной, не смогли пройти вглубь.
К тому же сообщение у Н.М. Карамзина, что Малюта Скуратов был похоронен в Иосифо-Волоцком монастыре, также опровергла находка надгробия. Ведь Карамзин не знал об этой плите, и его версия, не подкрепленная позднейшими археологическими данными, опиралась на другие доказательства.
Эта могильная плита не была обнаружена ранее, при строительстве храма Христа Спасителя и сносе соседней с ним Всехсвятской церкви в 1838 году, видимо, потому, что она находилась в приделе рядом стоявшей церкви Похвалы, которую не тронули. Находка состоялась после революции и стала исторической сенсацией. Однако она все же не опровергла полностью старинную молву о Берсеневке. И если Малюта действительно жил в приходе церкви Похвалы на левом берегу реки, то, например, он мог иметь свою опричную или тайную "резиденцию" напротив, тем более, что подземный ход, видимо, действительно существовал.
Из местных же церквей, связанных с этим проклятым местом, упоминаемых в старинных легендах, уцелела лишь Никольская церковь на Берсеневке. А церковь Похвалы была сломана в 1932 году для строительства Дворца Советов.



Храм в честь Похвалы Пресвятой Богородицы

Ответственный за строительство: иерей Михаил АВРАМЕНКО

Архитектор: Римша Дмитрий Анатальевич

Официальный сайт храма: hram-pohvala.cerkov.ru (старый pohvala2012.prihod.ru)

Предлагаем Вашему вниманию Буклет с проектом храмового комплекса

СТРОИТЕЛЬСТВО:

14 февраля 2019 года Председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви, Председатель Правления Фонда «Поддержки строительства храмов г. Москвы» согласовал Архитектурно-градостроительное решение храмового комплекса с храмом Похвалы Пресвятой Богородицы в Зябликове.

Проект храма Похвалы Пресвятой Богородицы в Зябликове претерпел серьезные изменения

Новости прихода:

Чествование защитников Отечества и веры Православной на приходе Похвалы Пресвятой Богородицы

Приход Похвалы Пресвятой Богородицы в Зябликове объявляет набор добровольцев по уходу за больными





Первое упоминание о Москве связано с Праздником Похвалы Пресвятой Богородицы

Первый молебен в Зябликово

Жители Зябликово голосуют за храм

8 июля 2012 года, в День памяти святых Петра и Февронии, на площадке в Ореховом проезде настоятель будущего храма в честь Похвалы Пресвятой Богородицы иерей Михаил Авраменко совершил Первый водосвятный молебен. Эта дата стала почитаться днем основания святыни.

Похвала Пресвятой Богородицы

Празднуется в субботу на пятой неделе Великого поста. В этот день святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице.

История

Этот праздник установлен в IX веке в благодарность Божией Матери за неоднократное избавление Константинополя от нашествия врагов. Существует множество свидетельств скорого заступничества Богородицы в случаях крайней опасности для города и его жителей.

Так, при императоре Ираклии персидские и скифские войска осадили столицу христианской империи. Патриарх Сергий с образом Пресвятой Богородицы обходил по городским стенам Константинополь и молил Господа о защите. Жители также искали спасения в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу смилостивиться над своим народом. И Божия Матерь не замедлила ответить на неотступные стенания своих детей.

Император Константин Великий, основав Константинополь, посвятил свой город Божией Матери и почитал Пресвятую Деву Покровительницею новой столицы. Правитель воздвиг множество храмов в честь Божией Матери. А во Влахернском соборе хранил Ее икону, написанную святым евангелистом Лукой.

В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Оставшиеся в живых враги в страхе бежали.

Тогда всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни - риза и пояс. Но позднее он был внесен в уставы монастырей святого Саввы Студийского, а потом в церковные богослужебные книги, и с того времени стал общим для всей Восточной Церкви.

Русская Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.

Акафист

Акафист написан в VII веке диаконом великой Константинопольской Церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, затем были добавлены благодарственные молитвы. Акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером). Причем не весь сразу, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода.

Греки были преемниками первых христиан из иудеев, Апостолов, которые распространили христианство по всей земле и основали Поместные Православные Церкви, прославляющие на всех континентах Пресвятую Богородицу.

Но нельзя забывать, что слава святой Девы воссияла гораздо раньше: уже в глубине ветхозаветных веков, за много сот лет до Рождества Христова, пророки духовным зрением видели Ту, Которая некогда станет Матерью воплотившегося Бога (см. иконографию) (Исх.,3,2), (Числ., 17,8; 24,17), (Ис., 7,14) .

Самое же первое обнадеживающее пророческое слово было сказано Самим Господом Богом в раю - в момент грехопадения первых людей Адама и Евы. Господь предрек, что некогда в будущем «семя Жены» уничтожит главу змия-искусителя (Быт.,3,15). То есть через Нее, Жену, в соответствии с Божиим замыслом, придет в мир Мессия, Божий Сын и Сын Девы, Который станет Спасителем всего человечества. Через жену (Еву) пришла в мир смерть. Через Жену же (Святую Деву Марию) в мир придет жизнь - Жизнодавец Христос, Новый Адам, Победитель смерти, Который каждому даст прощение грехов и потерянную вечную жизнь (1 Кор.; 15, 45-55).

В свою очередь Россия стала преемницей древней веры, обновленной и освященной Иисусом Христом. Наши предки, принявшие христианство в 988 году, благоговели перед Царицей Небесной, даровавшей миру Спасителя, и передали последующим поколениям глубокую веру в то, что наша Родина является уделом и домом Пресвятой Богородицы.

Удивительно, но первое известие о Москве в 1147 году также тесно связано с образом Божией Матери. Если верить Ипатьевской летописи, то встреча Юрия Долгорукова со Святославом в будущей столице нашего государства произошла в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы: В лето 6655 (1147) Иде Гюрги воевать Новгорочкой волости, и пришед взя Новый Торг и Мьсту всю взя; а ко Святославу присла Юрьи, повеле ему Смоленьскую волость воевати; и шед Святослав и взя люди Голядь, верх Поротве, и так ополонишася дружина Святославля. И прислав Гюрги и рече: "Приди ко мне, брате, в Москову". Святослав же еха к нему с детятем своим Олгом, в мале дружине, пойма с собою Володимера Святославовича; Олег же еха наперед к Гюргеви, и да ему пардус (барса). И приеха по нем отець его Святослав, и тако любезно целовастася, в день пяток, на Похвалу святей Богородици, и тако быша весели. На утрий же день повеле Гюрги устроите обед силен, и створи честь велику им, и да Святославу дары многы, с любовью, и сынови его Олгови и Володимиру Святославичю, и муже Святославле учредив, и тако отпусти и.

Существует духовная связь великих православных государств и их традиций в прославлении Защитницы и великой Молитвенницы за людей во все времена. Как некогда древний Константинополь, так и наш славный город Москва достойно воздает похвалу Святой Деве, ставшей Небом на земле, родившей Вечного Бога.

Русская Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова помочь в борьбе с врагами невидимыми.

Иконография

Сложно себе представить число чудес, совершенных Пресвятой Богородицей во спасение человека. О некоторых из них свидетельствуют иконы. Празднование каждой из них Русская Православная Церковь совершает в течение года практически ежедневно.

Если же говорить о святом образе Похвалы, то его главной темой является прославление Девы Марии, ставшей, согласно ветхозаветным пророчествам, Матерью воплотившегося Бога. В основу иконографии положены слова песни канона пророкам, составленного в VIII веке константинопольским патриархом Германом: «Свыше пророцы тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев». На основе этой песни на иконах изображают следующих ветхозаветных пророков, держащих в руках определенные предметы: Иакова с лестницей (Быт., 28,12); Моисея с Неопалимой Купиной (Исх., 3,2); Валаама со звездой (Числ., 24,17); Гедеона с руном (Суд., 6,38); Иезекииля с вратами (Иезек., 44,1-3); Иеремию со скрижалью; Исаию с клещами и углем (Ис., 7,14); Иессея и Аарона с процветшими жезлами (Числ., 17,81), (Ис., 11,1); Давида и Соломона с макетами Иерусалимского Храма (Пс., 66, 16-17); Даниила и Аввакума с горами (Дан.,2,34-35).

Тропарь

Дево Безневестная / и Мати Всечистая, / приемши от Архангела благовещение, / со тщанием востекла еси в Горняя, / и целовавши южику Твою, всечестную Елисаветь, / Материю Господа от сия наречена была еси, / и возвеличила возвеличившаго Тя Господа:/ Благословенна Ты в женах, / и благословен Плод чрева Твоего.

Величание

Величаем Тя Пресвятая Дево Богоизбранная Отроковице и чтим образ Твой Святый им же точиши исцеление всем с верою притекающим.

Не сохранившаяся до наших дней единственная московская церковь, освященная во имя праздника Похвалы Богородицы, стояла на Волхонке, на Алексеевском холме близ храма Христа Спасителя. Она разделила его участь и была разрушена большевиками вместе с ним. Эта церковь оставила свой след в истории Москвы и тем, что подарила первопрестольной замечательное, но давно забытое старомосковское название местности "Башмачки" - по фамилии перестроившего храм в конце XVII века столетия думного дворянина Башмакова.

Первая деревянная церковь Похвалы на этом месте упоминается в исторических документах еще в 1475 году - задолго до основания здесь Алексеевского монастыря. В ней находилась чудотворная икона св. Николая - так, что по чтимому образу иногда даже всю церковь именовали Никольской. От этой иконы произошло одно из древних названий московской церкви Похвалы - "старая проща". Дело в том, что в старину человека, исцелившегося от чудотворной иконы, называли прощенником - "Бог его простил". И потому, когда прощей называли храм, то это значило, что в нем находится чудотворная икона, дарующая исцеление. Таким и был образ св. Николая Чудотворца в церкви Похвалы Богородицы. Кроме нее, в старой Москве было еще два храма-прощи - Николы Явленного на Арбате, названного по явленному от его иконы чуда, и Параскевы Пятницы в Замоскворечье. В отголосках московской истории сохранилось и еще одно древнее именование церкви - "в Старых Рощах". Возможно, конечно, что это было искаженное от "старой прощи". А может быть, здесь действительно когда-то шумели деревья.

Деревянная церковь сгорела в 1629 году и затем была выстроена каменной. В самом конце XVII столетия думный дворянин и печатник Дементий Башмаков на свои средства и на пожертвование, завещанное подьячим Шандиным, перестроил ее в том основном образе, в котором она и дожила до революции. Высокая, пятиглавая, "старинной готической архитектуры", - описывал ее один старинный краевед, - "и с готической архитектуры колокольней". В ней был не традиционный для большинства русских и московских церквей пятиярусный иконостас, а иконостас в шесть ярусов.

Храмоздатель Дементий Башмаков, скончавшийся в 1705 году, был похоронен в приходе церкви Похвалы вместе с матерью и дочерью. И не он один. С местными захоронениями связана одна из самых интересных и таинственных загадок не только этого храма, но и всей русской истории. Речь идет о могиле Малюты Скуратова. Как известно, старинные московские предания связывали с именем главного опричника соседнюю Берсеневку на противоположном берегу Москвы-реки. Красные палаты думного дьяка Аверкия Кириллова долгое время считали его домом. Писали о подземных ходах, ведущих в Кремль, многочисленных подвалах с пыточными тисками, зарытых сокровищах и таинственных погребениях - серебряные монеты времен Ивана Грозного и человеческие скелеты были действительно обнаружены на Берсеневке еще в 1906 году при строительстве там электростанции.

Древняя Никольская церковь на Берсеневке была прежде соборным храмом замосквореченского Никольского монастыря. И молва слагала легенды о том, как здесь, поблизости от дома мучителя, будто бы томился митрополит Филипп, убиенный потом Скуратовым, а у стен толпился народ, прославляя мученика. И хотя на самом деле опального митрополита заточили в Богоявленском монастыре в Китай-городе, в этой легенде есть отголоски легенды о московском доме Малюты Скуратова именно на Берсеневке. У этой версии были сторонники и противники. К числу последних принадлежал известнейший историк Москвы П. Сытин. А уже после революции при строительстве Дворца Советов на том месте, где стояла церковь Похвалы, во время археологических работ была обнаружена надгробная плита с могилы Малюты Скуратова. Надпись на ней гласила, что здесь лежит убитый в Ливонской войне Малюта Скуратов. Историки сочли это несомненным доказательством, что двор Малюты Скуратова был точно на этом месте, то есть на левом берегу Москвы-реки, прямо напротив Берсеневки, так как в старину всех умерших хоронили при приходской церкви. Для Малюты Скуратова приходской и была церковь Похвалы Богородицы. А строительство метро в 1930-х годах еще доказало невозможность прокладки подземного хода под Москвой-рекой при средневековых технических средствах. Однако и это утверждение было в свою очередь подвергнуто сомнению - подземный ход, ведущий от Берсеневки в сторону Москвы-реки, был найден в тех же тридцатых годах, но тогда не обследован. Он был настолько узким, что обнаружившие его мальчишки, жильцы нового Дома на Набережной, не смогли пройти вглубь. К тому же сообщение у Н.М. Карамзина, что Малюта Скуратов был похоронен в Иосифо-Волоцком монастыре, также опровергла находка надгробия. Ведь Карамзин не знал об этой плите, и его версия, не подкрепленная позднейшими археологическими данными, опиралась на другие доказательства. Эта могильная плита не была обнаружена ранее, при строительстве храма Христа Спасителя и сносе соседней с ним Всехсвятской церкви в 1838 году, видимо, потому, что она находилась в приделе рядом стоявшей церкви Похвалы, которую не тронули. Находка состоялась после революции и стала исторической сенсацией. Однако она все же не опровергла полностью старинную молву о Берсеневке. И если Малюта действительно жил в приходе церкви Похвалы на левом берегу реки, то, например, он мог иметь свою опричную или тайную "резиденцию" напротив, тем более, что подземный ход, видимо, действительно существовал. Из местных же церквей, связанных с этим проклятым местом, упоминаемых в старинных легендах, уцелела лишь Никольская церковь на Берсеневке. А церковь Похвалы была сломана в 1932 году для строительства Дворца Советов.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/svmos-pohvala.htm



Похвалы Богородицы в Башмакове церковь (уничтожена).

Недалеко от Кремля, на берегу Москвы-реки, в Занеглименье стоял один из красивейших храмов Москвы - Похвалы Пресвятой Богородицы. В древности эта местность называлась Чертольем. Здесь находился храм, о котором упоминается в 1475 г. в Никоновской летописи. Он имел широко известную среди москвичей чудотворную икону святителя Николая Мирликийского и назывался в народе «Старая проща». Человека, исцелившегося от чудотворной иконы, называли «прощеник», так как его Бог простил, а храм, где происходили неоднократно исцеления, - «проща». По сведениям П.В. Сытина, основанным на изучении «Петрова чертежа» (плана Москвы 1597 г.), храмов в этом районе было два: Никольский и Похвалы Богородицы. Либо в Смутное время, либо несколько позднее, они, будучи деревянными, сгорели. Возобновили только один из них - в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, и в него перенесли чудотворную икону святителя Николая. Поэтому храм Похвалы Богородицы стал называться «Старая проща». Во времена царя Ивана IV Грозного район Чертолья был занят дворами опричников, здесь же, согласно преданию, находился и двор знаменитого Малюты Скуратова.

Точная дата постройки храма Похвалы Богородицы неизвестна. Возможно, что он, как и Никольский, был построен в конце XV века. Именно в это время в Москве появился первый престол в честь этого праздника - южный придел Успенского собора Кремля. В древней Москве чтили и любили Богоматерь, о чем говорят множество храмов, Ей посвященных, и один из них - Похвалы в Башмакове. Новый каменный храм на этом месте решили построить в 1689 г., когда умер подьячий А. Шандин и завещал большие деньги на строительство церкви. Интересно, что в памяти людей осталось не его имя, а Башмакова. Думный дьяк Дементий Минич Башмаков был одним из приближенных ко двору чиновников при царе Алексее Михайловиче и его сыновьях. Известно, что он вместе с А.С. Матвеевым выполнял царские поручения особой важности.

Когда встал вопрос о строительстве нового храма, Башмаков отдал для этого часть принадлежавшей ему территории. Вероятно, старый храм был гораздо меньше и не имел должного размера двора. Дом Башмакова находился рядом, по набережной несколько ближе к Кремлю. Этот дом, перестроенный в XVIII веке и известный как дом Пашкова, был снесен одновременно с церковью. Думного дьяка похоронили при храме, о чем сохранялась каменная резная надпись, также в храме имелся потир, вложенный Башмаковым в 1705 г. Вероятнее, что церковь была готова вскоре после 1694 г., но по клировым ведомостям значилось, что постройка закончена в 1705 г. Архитектура здания, на первый взгляд, кажется традиционной: оно построено, как и многие приходские церкви, кораблем, то есть по одной линии расположены колокольня, трапезная, главный четверик и алтарные апсиды. Но пропорции храма несколько вытянутые, очень утонченно-изящны. Восьмигранные ярусы колокольни напоминают звонницу Новодевичьего монастыря, а основной объем храма похож на Преображенскую надвратную церковь той же обители. Обе эти постройки созданы в 1680-е гг. по заказу царевны Софьи. Некоторые нововведения, как широкие лестницы, ведущие к южному входу в основной храм, восьмигранное окно на том же фасаде и вытянутые маковки куполов, были внесены позднее, уже в 1690-е гг.

Храм стоял на довольно высоком месте, и около него проходили остатки вала XV в., а от Москвы-реки его отгораживала стена Белого города. Он был прекрасно виден из-за стены, а после ее сноса в 1780-е гг. стал главной доминантой на набережной. После строительства рядом огромного храма Христа Спасителя Похвальский храм не потерялся, а своим изящным силуэтом подчеркивал монументальность нового церковного здания. В церкви сохранялись чтимая храмовая икона Похвалы Божией Матери, перенесенный из раннего храма образ святой Параскевы начала XVII века и древний чудотворный образ святителя Николая в приделе его имени. Главный иконостас эпохи московского барокко был ровесником храму. В нем насчитывалось шесть ярусов, верхний - Страсти Христовы. Этот чин стал распространенным в конце XVII века. Иконы для иконостаса написал царский иконописец Кирилл Уланов - глава иконописной мастерской Оружейной палаты, что еще раз подчеркивает близость заказчиков храма к царскому двору.

Церковь Похвалы Богородицы снесли несколько позднее храма Христа Спасителя - в начале 1932 г. Сейчас на ее месте автомобильная стоянка и нет даже памятного знака.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".

http://rutlib.com/book/21735/p/17

История праздника Похвалы Пресвятой Богородицы

В конце июля 626 года при императоре Ираклии I (610–641) персидские и скифские войска начали усиленный штурм городских стен Царь-града, применяя при этом тяжелую технику. Тогда по благословению Византийского патриарха Сергия I (610–638) народ собрался на ночную молитву во Влахернскую церковь Пресвятой Богородицы, где хранилась святая икона Ее, написанная, по преданию, св. евангелистом Лукой. Потом, выйдя из церкви с чудотворной Влахернской иконой, все люди обошли крестным ходом по стенам города, прося помощи и заступничества Пречистой Девы. И тогда на море поднялась великая буря, которая разбила и потопила корабли противников. Это событие имеет подробное описание в Синаксаре на 5-ю субботу Великого поста:

«Патриарх же со всем множеством народа, Божественныя иконы Богоматере носяще, обхождаше по стенам града выше, и оттуду крепость себе собирая. Яко убо Сарвар от востока, Каган же от запада идяху, и огнем паляще ближняя Царя града… Каган же скифянин от земных стран, к стенам Константина града подходит, со множеством бесчисленным воинством, крепко зело оружии утвержени. Толико бо множество бяше, елико единому гречину, с десятьми скифяны братися. Обаче же непобедимая Предстательница, с малыми зело воины, обретшимися в храме Ея, нарицаемем Пигии, многия от них погуби. Отсудуже грецы дерзновение приемше, от Воеводы не победимыя Божия Матере, онех крепко зело побеждаху. Возревше же на смирение граждане, не прияти быша.

Отвеща бо им Каган, не прельщайтеся Богом, в Онь же веруете. Утре бо веде ваш град прияти имам.

Граждане же слышавше, руце к Богу простираху. Совещашабося купно, Каган и Сарвар, от суши и от моря приити, и хитротворными браньми град прияти хотяше… Лодии же исполнь оружник, обходом моря, еже рог пазухи нарицается, противу храма Божия Матере Влахерне нарицаема. И абие бури силне морю припадше, и разделивши сие на разделение. С корабли бо всеми купно врази вси погибоша».

В Русской истории также известны многочисленные случаи, когда Богоматерь подавала Свою благодатную помощь на поле брани православным воинам, защищавшим родную землю от нашествия супостатов. Примечательно, что, согласно русским летописям, святой князь Александр Невский одержал победу над немецкими рыцарями на льду Чудского озера именно в день Похвалы Непобедимой Воеводе: в 1242 году 5 апреля совпало с 5-ой субботой Великого поста, т.е. с церковным чтением Акафиста. В помощи от монголо-татарских захватчиков и в годы польско-литовской интервенции особенно прославились и иконы Пресвятой Богородицы.

Похвала Пресвятой Богородицы. Богослужение

Служба благодарственной Похвалы в честь Пресвятой Госпожи Богородицы имеет свой отличительный уставной порядок. В этот день, единственный раз в году, в старообрядческих церквях за богослужением поэтапно вычитывается Акафист Богородице (неседальное моление), составленный из 24-х гимнов, или песней: 12-ти кондаков и 12-ти икосов, которые расположены соответственно 24-м буквам греческой азбуки. Каждая новая песнь начинается со следующей ей по счету буквы, кондаки оканчиваются псаломским «Аллилуйя», икосы - приветствием архангела «Радуйся Невесто Неневестная».

Первое время праздник Акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни - риза и пояс Ее; но затем он был внесен в уставы монастырей святого Савы Студийского и в церковные богослужебные книги и сделался общим для всей Восточной Церкви. Тогда же свт. Иосиф Солунский (брат прп. Феодора Студита) составил праздничный канон Похвалы Пресвятой Богородицы.

Пощади Боже наследия Твоего, грехи наша вся презрев ныне. На се имея Молящую Тебе, иже на земли без семени Рождьшую Тя, - поем мы в девятой песне канона Похвалы Богородицы.

Ведь Пресвятая Богородица - главная наша Помощница не только в борьбе с явными супостатами, но также еще и в никогда не прекращающейся невидимой, духовной брани, победа в которой является самой важной в жизни для спасения души человека. Ей молимся в час напасти и уныния, в трудных жизненных обстоятельствах: известно, что благодаря предстательству Богоматери могут получить прощение грехов и самые отчаянные грешники. «Радуйтесь, Я всегда буду вашей Молитвенницею перед Богом! » - так, явившись в неизреченной Своей славе, обещала Пресвятая Дева Христовым апостолам, когда они пребывали в печали по поводу недавнего Ее Успения. «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас! » - взываем мы на каждой церковной службе, с любовью и великой верой обращаясь к Небесной своей Покровительнице.

Акафист Пресвятой Богородице

Авторство Акафиста церковное Предание относит в основном к Византийскому патриарху Сергию I.«Ангел предстатель с небесе…» Первый икос Акафиста начинается Архангельским приветствием Пречистой Деве, далее, до средней его части, следует последовательное повествование Евангельских событий: встреча Пресвятой Богородицы с Елисаветой, разрешение сомнений не ведущего Тайны Боговоплощения св. Иосифа, Рожество Христово, поклонение пастухов и волхвов, упоминание о св. Симеоне Богоприимце, бегство в Египет. К сожалению, мы не так много знаем о земной жизни Пресвятой Богородицы: церковное Предание сохранило здесь относительно краткие сведения. Одним из самых замечательных исторических документов, особенно подробно рассказывающим об отроческих годах и Успении Богоматери, является « » (Лицевой Свод, Всемирная История, книга 3). Редакция «Жития» была составлена на основе ранневизантийского «Слова о родстве Пресвятой Богородицы» греческим иноком Епифанием, подвизавшимся в середине IХ века в монастыре св. Каллистрата. Чтобы лучше понять богослужебный текст Акафиста, хорошо бы со вниманием прочитать и вспомнить о том, как проводила годы Своей земной жизни Пресвятая Дева - «Лествица небесная, по Нейже сниде Бог».

--------
Библиотека Русской веры

В начале «Жития» указана родословная Богоматери, происходившей из колена Иудова и царского рода царя Давыда. Далее сообщается о видении, бывшем в храме св. Иоакиму - отцу Богородицы, когда во время молитвы он услышал чудесный голос: «Будет тебе Дитя, и тем прославишься». До глубокой старости ждал св. Иаков разрешения пророчества, по исполнении которого Благословенную свою Дочь родители назвали Марией, в честь сестры св. праведной Анны. Говоря в своем повествовании о Введении во храм Пречистой Отроковицы, монах Епифаний раскрывает подробности этого события. Так, он пишет, что родители приводили в храм Пресвятую Деву не один, как принято считать, а два раза: первый - когда трехлетняя Мария была с торжеством допущена во Святая Святых. Родители привели Ее со многими дарами, которые принял от них иерей Варахия - отец св. Захарии и праотец св. Иоанна Предотечи. Однако Младенца Марию не оставили тогда на постоянное жительство в храме, но вместе с родителями Она возвратилась обратно домой. По достижении же семилетнего возраста Св. Отроковица была уже полностью вверена попечению иереев для жизни и служения при храме, обучению грамоте и рукоделию.

Восьмидесятилетний старец Иоаким вскоре после этого преставился, св. Анна покинула Назарет и перешла на жительство в Иеросалим, но через два года преставилась и она. Осиротев, Пресвятая Мария выходила только к родственнице Своей св. Елисавете, проживавшей в городе Вифлееме, быстро выучилась грамоте и глубоко вникала в Святое Писание. Среди всех прочих девиц, удивительны были премудрость Ее и высокая добродетель. Как пишет монах Епифаний:

«Было место в церкви слева у алтаря, там пребывала Мария, трудясь у жертвенника в церкви, служа иереям только. Обычай Ее таков: чиста во всем, малоглаголива, скоропослушлива, благоименита, не дерзновенна ко всякому человеку, так что все дивились Ее разуму и глаголам Ее. Делом ее было: прядение шерсти и льна и виссона. Роста была среднего, другие говорят, что невысокого, русая, с золотистыми волосами, очи черные благозрачные, длинные руки, округлое лицо, длинные персты, благодати Божией исполнена и красоты, нелегкомысленна, стыдлива, постоянна, смирение непреложное имела: потому и призрел на Нее Бог, как Та сказала, величая Господа. Одежду же темную любила и носила, как о том свидетельствует Святой Покров Ее. Верили Ей иереи церкви Господней, и питалась в церкви, пребывая в молитве и чтении, в бдении и рукоделии и во всякой добродетели ().

Первое откровение об имевшем совершиться над Ней великом Таинстве Пресвятая Дева получила, будучи еще двенадцати лет от роду: однажды ночью, «когда Она молилась пред дверьми жертвенника, в полуночи свет воссиял более сияния солнечного. И глас от святилища пришел к Ней, глаголя: «Родишь Сына Моего». Она же умолчала, никому же поведав тайны сей, пока Христос не вознесся» ().


Когда Пресвятой Марии исполнилось 14 лет, св. Захария, отец Иоанна Крестителя, помолившись о Ней, взял 12 жезлов от иереев и от родственников других девиц и положил их в алтаре, чтобы узнать от Господа, чья будет Девица. В ответ на его молитвенное прошение пророс жезл св. старца Иосифа, которому было тогда около 70 лет и который приходился двоюродным братом Пресвятой Богородице. Первосвященник с честью поручил ему Пресвятую Деву, но не на брак, а на сохранение и соблюдение непорочного девства. Св. Мария стала жить в дому Иосифа, воспитывая двух его младших дочерей и пребывая, по обычаю, в посте и молитве. По прошествии шести месяцев, в лето 5499 и в 36 лето царствования Августа, месяца дустра (марта) в 25 день недельный, при девятом часе дня, послан был Гавриил к Богородице. Сей месяц, как повествует инок Епифаний, есть «первый среди месяцев в году, в который Бог прогнал тьму и сказал Бог: «да будет свет» - и стал свет» ().

В Божественном Промысле о нашем спасении не бывает случайностей, но все события имеют свой сокровенный смысл. В то же время, когда по Библейской Истории начиналось творение мира и был сотворен свет, сошел и Небесный, Нетварный Свет на землю и воплотился во утробе Пресвятой Богородицы, Которую, по церковной традиции, называем мы «Матерью Света». «Радуйся Светило незаходимаго Света», - так поем на 11-ом икосе Акафиста, вторая половина которого посвящена похвальному славословию Пресвятой Богородице: «радуйся, двери спасения», «радуйся Селение Бога Слова», «радуйся Еяже ради воздвижутся победы»…

Оканчивается Акафист трехкратным пением с земными поклонами 13-го кондака, не имеющего своего икоса, и повторением начального икоса и кондака «Взбранной Воеводе »:

В збрaнной воев0дэ побэди1тельнаz, ћко и3збaвльшесz t ѕлhхъ, бlгодaрьственаz восписu1емъ ти раби2 твои2 бцdе. но ћкw и3мu1щи держaву не побэди1мую, t всsкихъ нaсъ бёдъ свободи2, да зовeмъ ти, рaдуисz невёсто неневёстнаz.

Похвала Пресвятой Богородицы. Иконы

В основу иконографии «Похвалы Богородицы» положены слова ветхозаветных пророчеств, по которым Богородица является «Стамной», «Жезлом», «Свещником», «Горою несекомую», «Златою кадильницей», «Лествицей», «Престолом Царевым» и пр. Здесь иконописный образ очень богат по содержанию и показывает множество древних пророков, которые с почтением окружают Богоматерь и видимыми предметами поясняют свои о Ней изречения. Так, св. праотец Иаков изображается с лестницей, св. пророк Моисей - с Неопалимой Купиной, Валаам - со звездой, Гедеон - с руном, Иессей и Аарон - с процветшими жезлами, Давыд и Соломон - с макетами Иеросалимского Храма, Исаия - с клещами и углём, Иеремия – со скрижалью, Иезекииль - с вратами, Даниил и Аввакум - с горами. Древнейшей иконой Похвалы Богоматери на Руси является икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из московского Успенского собора, созданная греческим мастером во второй половине XIV века.

Храмы в честь Похвалы Пресвятой Богородицы

В XV веке в честь Похвалы Пресвятой Богородицы была освящена церковь в Москве, на углу Всехсвятского проезда и Пречистенской набережной. Впервые упоминается в 1475 году. Храм был единственным в Москве, освященным в честь праздника Похвалы Богородицы. В нем находилась чудотворная икона святителя Николы. В старину этот храм имел еще одно имя - «старая проща», потому что человека, получившего исцеление от иконы, называли «прощенником». В 1629 году деревянная церковь сгорела и была заново выстроена в камне. Старое название этой местности «Башмаки» связано с фамилией думного дворянина, который еще раз перестроил каменную церковь в конце XVII века - Дементия Башмакова. В 1932 году здание храма было снесено с целью освобождения территории для строительства Дворца Советов.

В честь Похвалы Пресвятой Богородицы освящена церковь Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском . Каменный храм был построен в 1695 году.

В конце XVI века в честь Похвалы Пресвятой Богородицы была освящена церковь на Димитровском погосте , что под Медным (Тверская область, Новоторжский район, погост Димитровский). Каменная церковь в стиле барокко построена вместо прежней деревянной (1652 г.) на средства И.П. Рожнова. В трапезной размещались теплые приделы: Димитровский и Никольский. Закрыта в 1930-х, разорена. В основном объеме частично сохранились внутренние росписи в стиле академизма. В 1991 возвращена РПЦ, медленно восстанавливается, освящен только главный престол.

О старообрядческих храмах в честь Похвалы Пресвятой Богородицы информации нет.

1. «Слово Епифания монаха о житии Богородицы». Лицевой летописный свод, Всемирная История, книга 3
2. Там же
3. Там же

mob_info