Казанский собор когда построен. Казанский Кафедральный собор – описание внешнего вида

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Олег Павлухин

Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир.

Своё название храм Петербурга получил по своей чтимой святыне - чудотворной иконе Божией Матери, покровительнице города и династии Романовых:

Для святыни, вступивший на престол император Павел I, повелел воздвигнуть величественный храм взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви:

Вид Невского проспекта с церковью Рождества Богородицы от Зелёного (Полицейского) моста. Рисунок А. Н. Бенуа по рисунку неизвестного художника середины XVIII века:

Среди архитекторов был объявлен конкурс, в котором участвовали такие прославленные зодчие как Чарльз Камерон, Жан Тома де Томон и др.

Однако, не удовлетворившись результатами разработку проекта поручили малоизвестному тогда архитектору А. Н. Воронихину. Успех молодого зодчего был не случаен. Во-первых, проект Воронихина соответствовал желанию императора Павла I построить в столице храм, подобный собору Святого Петра в Риме. Во-вторых архитектор был питомцем графа А. С. Строганова, президента Академии художеств:

А. С. Строганов А. Н. Воронихин

Портрет Андрея Воронихина в Казанском соборе:

Неосуществлённый проект Казанского собора Дж. Кваренги:

Торжественная церемония закладки здания Казанского собора, состоялась 27 августа 1801 года. К тому времени Павел I был уже убит и в закладке участвовал его сын, новый император - Александр I.

Памятная доска с надписью «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801»:

Памятная доска с надписью «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811»:

Сооружение храма длилось десять лет и ставилось в ряд важнейших государственных строек. При строительстве от фундамента до золотого креста употреблялись материалы только российского происхождения, так пожелал А. С. Строганов, предлагавший построить собор как произведение до конца национальное.

Основным материалом был пористый известняк, так называемый пудостский камень, из которого изготовлены все наружные колонны собора, капители, антаблементы, резные барельефы, облицованы фасады и частично интерьеры храма. Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн.

Колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и православные храмы — на западе — вход, на востоке — алтарь. Потому многие культовые сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную, боковую часть собора, парадной.

С противоположной стороны собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца:

Вход со стороны Невского проспекта:

Икона и скульптуры ангелов над западным входом:

Скульптура для Казанского собора выполнена в 1804-1807 годах крупнейшими мастерами того времени: Ф. Г. Гордеевым, И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Ф. Щедриным и др.:

В храме проводятся интересные экскурсии для всех желающих, на которых экскурсовод подробно рассказывают историю собора:

К чудотворной иконе тянется большая очередь, так как желающих поклониться святыне довольно много:

Вид на барабан главного купола. Высота 62 метра:

Главный иконостас собора с чудотворной иконой Казанской Божией Матери, выполненный по проекту К. А. Тона в 1836 году:

На изготовление иконостаса пошло около 1600 кг серебра, большая часть которого была пожертвована донскими казаками атамана Платова. В 1922 году иконостас был разрушен, а всё серебро изъято. В наше время иконостас восстановлен по сохранившимся эскизам, чертежам и фотографиям:

Недалеко, около юго-западного столба находится Царское место. Здесь во время службы молился император. Резьба по камню выполнена знаменитым Самсоном Сухановым. Сейчас на этом месте находится киот с иконой Николая II с цесаревичем Алексеем:

Центральный неф собора. Гранитные монолитные колонны, в сочетании с золочёной бронзой деталей, создают торжественное впечатление:

С историей Казанского собора самым непосредственным образом связаны события Отечественной войны 1812 г. и имя фельдмаршала М. И. Кутузова.

В самом начале царствования императора Александра I, когда собор только начинал строиться, Кутузов был петербургским губернатором. Он прекрасно понимал значение грандиозного плана, предпринятого графом Строгановым и Андреем Воронихиным, и делал все возможное для нормальной работы "Комиссии по строительству Казанского собора". Глубокий интерес проявлял Кутузов к строительству собора и в последующие годы. Его имя пользовалось в Петербурге высочайшим авторитетом и не случайно 17 июля 1812 г, сразу же после начала Отечественной войны, петербургское дворянство избрало его начальником Санкт-Петербургского дворянского ополчения. Готовясь к отъезду на фронт, Кутузов молился в Казанском соборе перед чудотворной иконой за спасение России. Впоследствии М. И. Кутузов передал в дар Казанскому собору сорок пудов серебра, отбитого донскими казаками М. И. Платова у французов, награбивших ценности в русских церквах.

Вскоре Казанскому собору суждено было стать своеобразным памятником в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года и усыпальницей одного из величайших российских полководцев светлейшего князя М. И. Кутузова.

В 1814 году могила Кутузова была ограждена низкой решёткой из тёмной бронзы с золочёными венками:

Мемориальная доска из красного мрамора. Оформление могилы Кутузова - это последнее, что сделано Воронихиным в Казанском соборе:

Над могилой расположены связки ключей от французских крепостей, взятых русскими войсками:

В 1999 году рядом с могилой М. И. Кутузова был укреплён Андреевский флаг, привезённый из города Бизерты в Тунисе. Он принадлежал одному из кораблей русского военного флота, пришедшего в Тунис в 1920 году:

В день двадцатипятилетия изгнания наполеоновских войск из России, 25 декабря (7 января по новому стилю) 1837 года, под орудийные салюты были открыты бронзовые памятники полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли работы скульптора Б. И. Орловского. Так было завершено создание архитектурного ансамбля Казанского собора на Невском проспекте:

Сегодня кафедральный собор живёт полноценной приходской жизнью. Проводятся богослужения.

Ограда, сооружённая в 1811-1812 годах, стала главной достопримечательностью полукруглой площади, а впоследствии и сквера. Плавной дугой (длиной 153 метра) она отделяла площадь от сада Воспитательного дома. 14 мощных гранитных столбов дорического ордера обработаны широкими каннелюрами и увенчаны шарами. Решётка из тонких стержней с крупными ромбами и сочным фризом отлита на чугунолитейном заводе Ч. Берда. Каждый ромб составлен из растительных завитков, обрамляющих средний круг с расходящимися лучами. Высокому цоколю отвечает вверху фриз: гроздья винограда и цветы вплетены в волнообразный спиралевидный узор ветвей и листьев. Оканчивается ограда массивными гранитными пьедесталами, на которых предполагалось установить скульптуры апостолов Петра и Павла.

По совершенству рисунка, точности пропорций, выверенным контрастам тяжёлых каменных столбов и ажурного кружева решёток воронихинская ограда принадлежит к шедеврам архитектуры и декоративного искусства высокого классицизма. Она великолепно смотрится на просвет и среди зелени, и на фоне торжественных колоннад Казанского собора.

Фонтан у Воронихинской решетки - это второй фонтан у Казанского собора, его можно увидеть в сквере с западной стороны Казанской улицы у главного входа в собор. Это Воронихинский сквер, задуманный автором собора Воронихиным Андреем Никифоровичем.

История фонтана богата - это фонтан-поилка, один из трех фонтанов, построенных в 1809 знаменитым французским архитектором Тома де Томоном для Царскосельской дороги. Раньше этот фонтан стоял на Пулковском шоссе, по-старому, на 13-й версте по дороге из Петербурга в Царское Село. Фонтан имел не только роль архитектурного объекта, он также использовался по прямому назначению - поил водой лошадей. Там он находился до 1935 года, потом его отреставрировали и перенесли в благоустраиваемый сквер перед западным фасадом Казанского собора.

Фонтан представляет собой гранитный массивный четырехгранник с наполняемыми водой чашами и верхней частью в виде цельной арки. Фонтан украшен маской бога воды и морей Нептуна (она и побывала в руках реставраторов) и датой "1809 года" на арке.

В 1801 году начали строить Казанский собор. Его проект разработал Андрей Никифорович Воронихин - бывший крепостной барона Строганова, сумевший со временем стать искуснейшим зодчим и «старшим профессором» Академии художеств.
По требованию Петра I Казанский собор, крупнейшее культовое здание русской столицы, надлежало сделать похожим на собор святого Петра в Риме - главный храм католической Европы. Этим требованием объясняется введение в композицию Казанского собора наружной колоннады, отдаленно напоминающей колоннаду римского прототипа; два ее крыла, изогнутые в плане, состоят из семидесяти двух каннелированных коринфских колонн, несущих антаблемент с балюстрадой.
Однако, проектируя собор, Воронихин руководствовался в первую очередь не требованием царя, а градостроительными соображениями. Поэтому он разместил свою колоннаду со стороны северного фасада храма, который по канонам церкви считается второстепенным, но обращен к Невскому проспекту - важнейшей магистрали города.
Сам собор, имеющий в плане форму вытянутого с запада на восток «латинского креста», стоит в некотором отдалении от проспекта. Но упруго развернутые крылья колоннады надежно связывают здание с улицей и в то же время формируют перед входом в собор небольшую, но просторную площадь. Сплошная застройка магистрали здесь разрывается, возникает дополнительная перспектива, эффектно замыкающаяся центральным портиком колоннады и поднимающимся над ним куполом на стройном барабане Массивные боковые портики, словно останавливающие стремительный разбег колоннады в стороны, размещены по осям отходящих от проспекта набережной канала Грибоедова и улицы Плеханова. Купол выделяет в силуэте города место пересечения важных магистралей. Зодчий сумел органично ввести здание в «ткань» уже сложившихся кварталов и сделал его доминантой района.
В композиции Казанского собора отразились новаторство Воронихина-градостроителя и его способность разобраться в ситуации, сложившейся ранее, развить приемы, наметившиеся в работах его предшественников. В самом деле, в основном планировочном замысле собора нельзя не увидеть развитие той системы, которая еще в XVIII веке стала использоваться при размещении культовых зданий на противоположной стороне Невского проспекта - с отступом от красной линии в разрывах между жилыми домами. Но Воронихин значительно усилил градостроительное значение такого приема, придал ему совсем иные масштабы и размах.
В начале XIX века усилилась тенденция к углублению идейно-художественного содержания произведений зодчества, к увеличению их образной силы. Достичь этой цели архитектура могла в тесном союзе с изобразительным искусством, роль которого в раскрытии общей темы должна была стать особенно ответственной. Казанский собор явился, по существу, первым в истории русского классицизма сооружением, в котором воплотилось новое отношение к проблеме синтеза искусств.
В композиции фасадов Казанского собора очень важную роль играют произведения скульптуры. Наиболее значительные из них размещены на северном фасаде, обращенном к Невскому проспекту. Аттики, венчающие боковые портики наружной колоннады собора, заполняют длинные барельефные фризы. Сюжеты барельефов заимствованы из Библии. Над восточным портиком расположен рельеф «Истечение Моисеем воды из камня», созданный И. П. Мартосом. «Медный змий» - тема другого рельефа, исполненного И. П. Прокофьевым. Однако библейские сюжеты послужили художникам лишь поводом для раскрытия несравненно более значительной и очень характерной для классицизма темы героя, приходящего в трудный час на помощь своему народу. Патетическая героика фризов и приподнятый, мажорный строй архитектуры здания прекрасно дополняют друг друга. По сторонам огромной двери северного входа в собор, украшенной горельефами, стоят в нишах бронзовые скульптуры князей Владимира и Александра Невского, Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного. Они отливались по моделям, созданным крупнейшими ваятелями классицизма - С. С. Пименовым, И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, В. И. Демут-Малиновским и А. А. Анисимовым. Мощные, суровые изваяния, воспринимаемые зрителем с близкого расстояния, гармонично сочетаются с монументальной колоннадой. Включение в число скульптур наряду с изображениями легендарных персонажей статуй реальных героев русской истории должно было, по мысли строителей Казанского собора, способствовать усилению национальной, патриотической темы.
Сооружение Казанского собора, продолжавшееся десять лет, завершилось незадолго до начала Отечественной войны 1812 года. Мажорная, торжественная архитектура здания оказалась созвучной героике борьбы с иноземными захватчиками и пафосу победы над врагом. Сама жизнь связала собор с важнейшими для судеб России историческими событиями, сделала здание памятником русской воинской славы. Из Казанского собора после торжественного молебна отправился в действующую армию фельдмаршал М. И. Кутузов. И сюда же в июне 1813 года, когда неприятель уже был изгнан за пределы отчизны, доставили из маленького немецкого города Бунцлау прах великого полководца. Тело Кутузова было погребено в склепе, сооруженном в северном приделе храма; рядом на специальных кронштейнах, вделанных в стену, разместили трофейные знамена и ключи от сдавшихся русским армиям городов.
Мемориальное значение Казанского собора в 1837 году было закреплено установкой перед боковыми портиками наружной колоннады памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли. Они органично вошли в архитектурно-скульптурный ансамбль собора. Бронзовые фигуры полководцев, великолепно воспринимающиеся на фоне колоссальных порталов, отливались по моделям скульптора Б. И. Орловского. Гранитные пьедесталы проектировал архитектор В. П. Стасов.
По композиционному решению оба памятника почти идентичны: герои Отечественной войны 1812 года изображены во весь рост, на их плечи наброшены плащи, ниспадающие живописными складками. Но трактовка каждой фигуры имеет свои особенности. В позе Барклая воплощено настороженное ожидание. Фигура Кутузова, наоборот, кажется олицетворением наступательного порыва: решительным жестом руки с маршальским жезлом полководец как бы дает сигнал своим войскам преследовать бегущего неприятеля.
Светский, гражданский характер, присущий архитектуре Казанского собора, свойствен и его интерьеру, напоминающему огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн не расчленяют, а объединяют пространство этого зала, позволяя ему наполниться светом, льющимся из окон. Треугольные в сечении подкупольные столбы размещены настолько удачно, что почти незаметны зрителю. Благодаря этому кажется, что поддерживаемый ими купол свободно парит на огромной высоте.
В 1810-1811 годах, уже завершая постройку Казанского собора, Воронихин решил видоизменить свой первоначальный замысел, спроектировав вторую наружную колоннаду перед южным фасадом здания. Боковые портики обеих колоннад должны были соединиться оградой, окружающей сквер, созданный перед западным главным входом в собор. Осуществлению этого проекта помешала начавшаяся война, и о нем теперь напоминает лишь чугунная решетка, установленная в 1812 году.
В «чугунном кружеве» Ленинграда эта ограда - одно из лучших украшений. Часто поставленные вертикальные прутья создают в каждом ее звене своего рода нейтральный фон, на котором контрастно выделяются плотные орнаментальные «пятна» в форме ромба. На верху решетки помещена широкая полоса растительного орнамента, своей массой уравновешивающая гранитный цоколь. Опорами чугунных звеньев служат массивные картелированные колонны, увенчанные шарами. Их строгий ритм укрупняет масштаб ограды. Этому ритму вторит широкий шаг ромбовидных узоров. И, несмотря на большую длину ограды - 153 метра, рисунок решетки не кажется ни монотонным, ни мелким. Ограда прекрасно выдерживает соседство с громадным зданием.

© Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.

Казанский собор Петербурга - одно из крупнейших культовых сооружений в Санкт-Петербурге.

Как всегда, начнем с истории Казанского собора. 6 сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта был архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось 13 июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, обретённый в конце XVI века. В 1747-1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ “Рождества Богородицы”.


В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы российской армии.


В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.


В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзага, Ч. Камерон, Д. Тромбара, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.


Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал преседателем попечительского совета при строительстве собора.


Закладка нового храма произошла 27 августа 1801 года в присутствии императора Александра I. Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награжден орденом Святого Владимира 4-ой степени.

15 сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение Казанского собора. В том же году была разобрана старая церковь.


Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены почетные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.

До конца 1829 года в соборе продолжались работы по отделке, которыми руководил О. Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844-1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, - в 1862-65 годах.


В 1834-1836 годах иконостас главного придела был облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. После изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.


В 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор В. П. Стасов, а сами фигуры полководцев были отлиты по моделям выдающегося скульптора Б.И. Орловского. Монументы подчёркивали мемориальное значение Казанского собора как своеобразного памятника немеркнущим подвигам, совершенным русскими воинами во имя Отечества.

В конце XIX века рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Святейшего Синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне - манифест 1815 года о Священном союзе.

18 января 1921 года митрополит Вениамин освятил «пещерный» зимний придел священномученика Ермогена, Патриарха Московского.


Гонения на церковь, начавшиеся после революции 1917 года, коснулись и Казанского собора - 25 января 1932 года собор был закрыт, а 15 ноября 1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950-1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963-1968 годах - фасадов.

Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест.


Указом патриарха Алексия II от 31 декабря 2000 года собору был возвращён статус кафедрального и он стал главным храмом Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.


Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и храмы - на западе - вход, на востоке - алтарь. Потому культовые сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную часть собора парадной. С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца. Закрепив концы коллонады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращен западный фасад собора.

Фасады собора облицованы серым пудожским камнем. Ранее они были украшены рельефами и статуями, выполненными И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым, С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским. Удалось осуществить не всё из задуманного. Так, до настоящего времени сохранились два пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми.


Северные врата Казанского собора были отлиты из бронзы по образцу знаменитых “райских дверей” XV века во флорентийском баптистерии.


Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.


Из барельефов в интерьере уцелели всего два: “Несение креста” Ф. Ф. Щедрина и “Взятие под стражу” Ж. Д. Рашетта, остальные удалили уже в 1814 году.

История строительства Казанского кафедрального собора - важнейшая веха в истории петербургского градостроительного искусства. Возведенный за очень короткий срок, величественный памятник русского зодчества поражает своим великолепием и красотой многие поколения людей.





Казанский собор возводился по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина с 1801 по 1811 гг. Он строился на том месте Невского проспекта, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы. В этой церкви хранилась одна из главных петербургских святынь - чудотворная икона Казанской Божией Матери.

Казанский собор Санкт-Петербурга: история создания

Строился собор по повелению императора Павла I именно для этой иконы, как кафедральный собор Санкт-Петербурга. По желанию Павла I внешними очертаниями собор напоминает храм Святого Петра в Риме. Наглядным свидетельсвом этому явлется нехарактерная для православных храмов московского периода однокупольность и наличие наружной колоннады.

На строительстве собора были задействованы тысячи рабочих. В основном это были оброчные крепостные крестьяне. Среди них было немало талантливых каменщиков, гранильщиков, кузнецов. Собор строился из материалов исключительно отечественного, преимущественно карельского, происхождения.

Условия труда были крайне тяжелые, техника практически отсутствовала. Несмотря на это, в течение десяти лет был возведен самый большой в то время храм Санкт-Петербурга - высотой 71.5 м с уникальными внутренними и внешними колоннами, высеченными из огромных гранитных монолитов, весом до 30 тонн каждая, выдающийся памятник русской архитектуры.
Вместе с тем, Казанский собор является памятником труда русских мастеров, простых людей, которые сделали все возможное во имя Родины и православной веры. Строительство Казанского собора стало важнейшей вехой в истории петербургского градостроительства.

Именно с него начинается золотой период российского зодчества, а Петербург окончательно принимает вид столицы великой империи. Невский проспект становится не просто «першпективой», соединяющей Александро-Невскую лавру с центром города, а парадной городской магистралью.
Строительство собора стало школой мастерства новых поколений архитекторов, инженеров и градостроителей. Без опоры на этот опыт невозможно было бы создание таких величественных архитектурных сооружений, как творения К. Росси, О. Монферана, В. Стасова и других архитекторов первой половины XIX в.

Конкурс проектов нового собора.
В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго.

Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч. Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект.
В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел».

Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А. Н. Воронихиным. Бывший крепостной графа А. С. Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, - звание архитектора.
Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины I. I. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение.

Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта.
Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св. Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект - парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу.

Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании.
По проекту предполагалось возведение двух колоннад - с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей - с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами - проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория.
Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина.

Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину».

К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

В Петербурге в эти дни с размахом отмечается 200-летие со дня освящения главного храма Санкт-Петербургской епархии - Казанского собора. Российские музеи принимают в этом самое живое участие: 23 сентября в парадных залах Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств открылась выставка «Тебе в дар богатство любви к Отечеству» , которая продлится до 11 декабря.
Она раскрывает историю созданию храма, его значение в жизни Петербурга и в русском искусстве. Здесь впервые собран богатый изобразительный материал, ранее известный в основном специалистам, порой лишь по публикациям: проектные чертежи архитектора А.Н. Воронихина, редкие виды этого выдающегося памятника архитектуры, иконы из его иконостаса.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева - один из главных экспонентов этой уникальной выставки. Музей предоставил 15 проектных чертежей А.Н. Воронихина и архитекторов его мастерской, многие из них показываются впервые. В процессе подготовки выставки и ее научного каталога удалось сделать несколько атрибуций графических произведений, уточнить время их создания, сопоставить с близкими музейными предметами из других собраний.
Так, в коллекции Музея архитектуры хранятся три миниатюрных чертежа (11 х 20 см), которые прежде приписывались мастерской А.Н. Воронихина, - генеральный план и два разреза Казанского собора. Во время работы над каталогом выставки удалось установить, что их выполнил сам архитектор А.Н. Воронихин, более того, они являются подносными экземплярами, выполненными самим А.Н. Воронихиным для представления императору. Эти чертежи датируются 1800 г. и соответствуют раннему этапу проектирования собора.


А.Н. Воронихин. Проект Казанского собора. Поперечный разрез. 1800 г.
Бумага, тушь, акварель. 11,3х20,1 см. Фрагмент.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер РI-8337/3.



А.Н. Воронихин. Проект Казанского собора. Генеральный план. 1800 г.
Бумага, тушь, цветная тушь. 20,2х11,3 см.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер PI-8337/1.


Неизвестный архитектор. Проект Казанского собора. Восточный фасад. Копия с чертежа А.Н. Воронихина. 1800 г. (?)
Бумага верже (Филигрань: лев с мечом, под ним J Kool; J Kool), тушь, акварель. 47,3х69,0 см.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер РI-87.

Для истории возведения Казанского собора необычайно ценны конструктивные чертежи из собрания Музея архитектуры, выполненные архитектором в 1801 г. после утверждения Павлом I проекта и строительной сметы.


А.Н. Воронихин. Проект Казанского собора. Конструктивный разрез по боковому нефу. 1801 г.
Бумага верже (Филигрань: I V), тушь, акварель. 53,1х36,0 см.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер РI-133.

Один чертеж относится к 1804 г. Тогда у члена комиссии по строительству Казанского собора архитектора И.Е. Старова возникли сомнения в прочности конструкций перекрытий проездов в колоннадах, и А.Н. Воронихину пришлось давать пояснения. В результате зодчий, и сам испытывающий некоторые сомнения, частично переработал конструктивную часть проекта. Один из чертежей представляет собой эскиз А.Н. Воронихина для модели, которую сделали в августе 1804 г., по рекомендации А.С. Строганова, для доказательства прочности предложенной А.Н. Воронихиным конструкции перекрытий проездов в колоннадах. Модель была выполнена в одну треть натуральной величины из тех материалов, в каких предполагалось строить проезды. В течение четырнадцати месяцев она подверглась испытанию тройной нагрузкой, и прочность конструкции была доказана.


А.Н. Воронихин. Проект Казанского собора. Генеральный план. 1805 г.
Бумага верже (Филигрань: J Honig), тушь, акварель, карандаш. 46,2х31,5 см.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер РI-2295.

Несколько чертежей относятся к позднему этапу проектирования, когда в 1810-1811 гг. А.Н. Воронихин предполагал соорудить с южной стороны собора вторую колоннаду, подобную северной, которая выходит на Невский проспект.


А.Н. Воронихин. Проект Казанского собора. Предварительный вариант 1810 г. Южный фасад.
Бумага верже (Филигрань: А), тушь, акварель. 35,4х54,7 см.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер РI-75.

Чертежи из собрания Музея архитектуры являются предварительным вариантом проекта, на выставке они соседствуют с великолепными большими чертежами из собрания Государственного Эрмитажа, на которых представлен уже окончательный, представленный на официальное утверждение вариант. Как известно, этот проект не получил осуществления.
Хочется обратить внимание еще на один чертеж, который в коллекции нашего музея долгое время считался проектом неизвестной церкви. Во время подготовки выставки удалось установить, что это - проект уникальной дарохранительницы для главного престола Казанского собора, которая сооружалась в течение пяти лет лучшими мастерами декоративно-прикладного искусства из различных редких материалов и драгоценных камней.


А.Н. Воронихин. Проект дарохранительницы для Казанского собора. Фасад. 1805 г.
Бумага, тушь, акварель. 52,4х57,3 см.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер РI-137.

В 1809-1810 гг. активно шли работы по внутренней отделке здания. Музей архитектуры демонстрирует проекты императорского места и клироса Казанского собора, подписанные архитектором А.Н. Воронихиным.


А.Н. Воронихин. Проект царского места в Казанском соборе. Варианты обработки фасадов. 1809-1810 гг.
Бумага верже, тушь, карандаш. 30,9х31,4 см.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер РI-79.

Чертежи по Казанскому собору в Санкт-Петербурге из собрания Музея архитектуры перед экспонированием на выставке были бережно отреставрированы сотрудниками отдела реставрации графических фондов музея, а сами работы представлены и атрибутированы хранителем архитектурной графики XVIII-XIX веков Татьяной Александровной Дудиной. Она же подготовила текст для этого поста в музейном блоге.

И последнее - увы, музей не смог представить на выставку авторскую модель собора - реставрационные работы над ней продолжаются:


Казанский Собор. 1801-1811 гг. Архитектор А.Н. Воронихин. Модель. 1803-1804 гг.
Автор: А.Н. Воронихин А.Н. (арх.). Иоганн Гербер (столярные работы), Ф.И. Яненко (живописец), Семен Яглев и Генрих Берра (скульптуры).
Дерево, бумага, гипс, роспись, позолота, тонировка. Размеры: 121,0х260,0х266,2 см (в собранном состоянии).
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер: РII-13.

mob_info