Православие и образование: кто кого? Православие и образование. О духовном воспитании ребенка

Образование

протоиерей Евгений Горячев

Как Вы считаете, образованность и информированность – это разные вещи?
Думаю, что да. И принципиально. Образованность своими этимологическими корнями уходит в библейское представление о знании как о части божественного замысла о человеке. Все мы, наверное, если не знаем, то хорошо осведомлены, хотя бы через чьи-то высказывания, о том, что такое образ и подобие. «По образу и подобию» – звучит в комедийных сериалах или на улице где-то это можем услышать. Образование – это часть божественного замысла, а информированность – это то, что может с Богом и с Его замыслом никак не соотноситься. Отсюда и качество знания будет разное.
Если посмотреть на историю развития человечества, то объем накопленных знаний настолько огромен, что сегодня в одного человека это уже невозможно вместить. С другой стороны доступность знаний очень велика. Таким образом, знаний много, они доступны, а где результат? Где великие умы, как в древности? Почему мы их не видим?
Сразу же отсечем, чтобы не оскорблять слушателей, тех, кого знания не спасают, а только портят. Как об этом сказал юмористически Саша Черный:
Ослу образование дали.
Он стал умней? Едва ли.
Но раньше, как осел,
Он просто чушь порол,
А нынче - ах злодей -
Он, с важностью педанта,
При каждой глупости своей
Ссылается на Канта.

Так вот, такие люди, хотя они, конечно, встречаются, нас не интересуют. Но мы спрашиваем сами себя: «Почему же масштаб личности упал?» Потому что сегодня выпускник философского факультета, который формально осведомлен в вопросах мировой философии гораздо лучше, нежели Платон или Аристотель, конечно, уступит им в человеческом отношении. Опять-таки не могу не вспомнить другие стихи:
То был век богатырей!
Но смешались шашки,
И полезли из щелей
Мошки да букашки.

Если не брать изначальную неготовность человека к тому, чтобы усвоить какие-то великие вещи, то масштаб личности падает, на мой взгляд, из-за того что люди потребляют знания примерно так же, как они потребляют продукты в системе фастфуда. Эти знания просто потребляются, они их не выстрадали, не пропустили через себя, не сделали частью своей сущности. Вы помните, наверное, сцену из «Нескольких дней из жизни Ильи Ильича Обломова» в редакции Михалкова, где Штольц и Обломов обсуждают именно этот вопрос и Обломов признается в том, что он видит свою голову набитой самыми различными знаниями без сопряженности друг с другом. «Убей, – говорит, – не могу понять для чего Селевк Первый в таком-то году одолел Чиндрагупту». То есть обрывочные сведения есть, а в целом концепцию человек выстроить не может. Причина, на мой взгляд, связана именно с тем, что человек знания потребляет, а не делает их частью самого себя. Для Платона и для Аристотеля это было очень важно, и тогда эти знания становились силой.
Как прийти к тому, чтобы не просто потреблять знания, а пропускать их через себя?
Если вернуться к началу нашего разговора, то, кратко выражаясь, я бы сказал так: человек сам оказывается в ловушке у запросов, которыми он себя потчует. Потому что тот, кто пытался получить образование, исходя из заповеди Божьей, исходя из того, что он этим знанием послужит Богу, то тот, конечно, свою личность формировал иначе, нежели тот, кто просто хотел быть информированным, хотел сдать зачет, а на его личную и профессиональную жизнь это знание никак не влияло.
Образование, несомненно, влияет на человека. Можно ли получать образование для того, чтобы стать успешным человеком?
Синоним ли образования успешность? В каком-то смысле да. У человека знающего и образованного возможностей все-таки больше, даже если он от природы не очень далекий. С другой стороны мы должны задать вопрос иначе: а для чего человеку знания и все ли ему дает эта самая успешность? Потому что знать только для того, чтобы иметь сведения – попадешь в ситуацию Обломова; знать, для того, чтобы надмеваться, покорять других с помощью того багажа, который приобрел – для христианина это неприемлемо. Поэтому, мне кажется, мы стремимся к успешности, но другого рода. Я, конечно, стараюсь, чтобы мои дети получили образование, но не с тем, чтобы они стали влиятельными, властными или богатыми, а с тем, чтобы с помощью приобретенного знания, они тем лучше, тем глубже, тем пространнее служили бы Господу Богу. Знания – это ценность несамодостаточная, это инструмент, который я могу использовать либо во славу Божию, либо против Него. Как говорил : «Ум без веры – каверзник». Смотрите, если нет веры, но при этом есть знания, можно использовать это знание на саморазрушение, на разрушение этого мира. Я думаю, что диктаторы, монархи, деспоты древнего мира могли быть очень образованными людьми, по-своему талантливыми, умными. Заметьте, Евангелие не говорит нам о категории ума и образованности как о части замысла, связанного с раем. Не сказано: «Блаженны умные, ибо их есть Царство Небесное». Попав в какую-то сложную ситуацию, мы тянемся не к всезнайке, а идем к доброму и отзывчивому человеку. Мы хотим, чтобы нас пожалели. Что из того, что мне распишут – что и как, кто виноват и так далее, когда я нуждаюсь в одном: чтобы мне сострадали, чтобы меня пожалели, поняли. Поняли не правотой и знанием механистическим, расписывающим – как, что и откуда, а чтобы ко мне отнеслись по-человечески. Здесь, мне кажется, образование и осведомленность опять-таки вступают во внутренний конфликт и для христианина он разрешается в сторону исполнения заповедей Божьих. Умный человек и мудрый все-таки различаются. Мудрый человек — это тот, кто проникает в самую суть вещей, а умный человек – это тот, кто хранит в своей памяти множество сведений, при этом сопрягая их друг с другом. Как бы мы сейчас сказали: человек большой эрудиции. Мудрым ведь может быть и необразованный человек, какой-нибудь крестьянин. При этом я бы предпочел быть с мудрецом, нежели с умником.
Аристотель писал в «Метафизике», что «все люди от природы стремятся к знанию». Так ли это сегодня, при нашем широком информационном поле, что люди по-прежнему стремятся к знаниям? И если кто-то находит в себе такое стремление, что с этим делать?
Все мы прошли через среднюю школу и не секрет, что мы используем только те знания, которые нам действительно нужны. Вот это отделение, отбрасывание ненужного каждый человек выбирает самостоятельно, но христианин мог бы сказать так, как говорил, кажется, . «Братья, вы ревностны и спорливы в том, что нимало не соотносится со спасением». Поэтому, если моя цель – единство с Богом здесь, на земле, то бесконечный объем знаний я должен, конечно, пропускать через эту схему. Соломон говорил по этому поводу примерно следующее: «Слова мудрых – как вбитые гвозди и составители их – от единого пастыря». Это только первая часть фразы и она тоже уникальна, потому что он, во-первых, говорит не «умные», а «мудрые», а, во-вторых, говорит, что эта мудрость, как вбитый гвоздь. Как игла, которая вошла и от которой не освободиться. Настоящую мудрость может изречь только человек, который эту мудрость почерпнул откуда-то свыше. «И составители их от единого пастыря». Это тоже очень ценное замечание, потому что независимо от региона, у какого-нибудь китайского мыслителя или у индийского, или христианского мыслителя, мы можем отыскать для мудрости общую платформу. И сказать, что в данном случае, один через богооткровенную религию, другой через религию, которая тоже не обошлась без божественного влияния на душу этого мудреца, и все это объединяет людей в истинной мудрости. Но дальше Соломон говорит вещи более важные: «Книги составлять – полок не хватит, и многочтение утомительно для тела. Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, ибо в этом все для человека». Заметьте, он не говорит, что нужно отказываться от знания, но он говорит, что если стремиться к знанию ради знания – не хватит полок, чтобы составить все книги, вобрать всю информацию. А сущность – она одна и для Соломона, и для христиан.
Мы пришли к тому, что знание – не самоцель. Получение образования должно чему-то служить.
Знание, безусловно, сила – Бэкон прав, но она может быть разрушительной как все, оторвавшееся от Бога. Мы за то знание, которое преображает и отдельного человека, и тот круг людей, на который он влияет, и жизнь мира в целом, но именно в позитивном, в божественном смысле. Я думаю, что если религиозной составляющей нет – знания бессмысленны.

Предлагаемые ниже мысли принадлежат Святейшему Патриарху Алексию и взяты из его выступлений. Святейший Патриарх Алексий щедро делится с нами богатым опытом из личной жизни и из сокровищницы всего церковного богатства, им охраняемого.

Его слова из цикла "Духовное образование" представляют собой программу и указывают пути ее выполнения. Надеемся, что познакомившись с этими краткими извлечениями, многие ощутят нужду изучить труды Святейшего Патриарха Алексия по недавно вышедшей в свет его книге - "Церковь и духовное возрождение России".

Хотелось бы напомнить о двух законах в области духовного обучения. Первый из них: никто не может обучить ученика тому, чего не исполняет сам. И второй: ученик не может понять нового, пока не исполнит в своей жизни то, что он уже знает. Главная тайна христианства - это Христос, живущий в нас. Мы благовествуем Царствие Божие, пришедшее в силе и вошедшее внутрь наших душ и нашей жизни. Бог, действующий в людях, и люди, служащие Богу в духе, есть Церковь. И священник, педагог, который изнутри не соприкоснулся с тайной Церкви, несостоятелен.

Главная же составляющая духовного образования есть сама духовность, то есть умение не говорить о Христе, о Церкви, а жить во Христе и в Церкви. Без духовного благословения и водительства Церкви оказались расшатанными и подорванными во всех структурах народной жизни вековые нравственные устои, без которых ни государство, ни народ существовать и процветать не способны.

Перед нами стоит великая, ответственная и святая задача - вернуть нашему народу его православные традиции, веру отцов и противостоять той миссии, которую сегодня осуществляют различные миссионеры, секты, пытаясь заполнить тот духовный вакуум, который образовался в результате семидесятилетнего воспитания народа в духе безверия, отрицания духовных ценностей. В лице своих пастырей и мирян Церковь должна сама идти навстречу современному человеку, находящемуся в состоянии мировоззренческой религиозной растерянности, чтобы помочь ему избавиться от расставленных всюду сетей лжерелигиозных и антицерковных учений.

В каждом приходе, помимо детской воскресной школы, должны проводится занятия с прихожанами и всеми интересующимися учением Православной Церкви, преподаваться уроки церковной истории, церковнославянского литургического языка Православной Церкви, патристики и церковного искусства.

Теперь не только православные христиане, но и все наши соотечественники, осознавшие необходимость возвращения к духовным истокам и историческим корням своего народа, ожидают от православных пастырей деятельного участия и вдохновенного руководства в деле духовно-исторического возрождения России.

Перед всеми нами стоят общие цели - формирование нравственно и физически здорового поколения, способного к решению все более усложняющихся задач, которые ставит жизнь. Необходимо сохранение и возрождение народа, а это невозможно без усвоения, упрочения и живого развития отеческих традиций.

Необходима углубленная разработка нового содержания образования. Чтобы на всемирном состязании народов наш народ смог явить все богатство своих дарований, людям нужно возвратиться к самим себе, к сокровищам, погребенным в собственном сердце. Предприимчивость и разумный почин только там принесут пользу, где в основе жизни лежат незыблемые нравственные принципы, где не призираются честность во взаимных отношениях и добросовестность в труде.

В трудных исторических обстоятельствах, когда продолжает вестись пропаганда ненависти и насилия, когда пытаются нравственно разложить и даже растлить молодежь, мы должны свидетельствовать о высших идеалах, о непреходящих духовных ценностях. Судьба России, ее будущее в руках педагогов, воспитателей, учителей.

Если упустим еще несколько поколений, не создадим у них нравственного иммунитета, не возродим в их душах стремления к высоким идеалам, не укореним в них чувств веры и любви, искания правды Божией - и не будет России на свете.

От того, насколько нам удастся справиться с задачей образования, возобновить почти прерванные культурные традиции, зависит само существование нашего народа.

Нравственная жизнь невозможна без пробуждения совести и присущего душе человеческой чувства греха, без научения различать добро и зло, без борьбы со злым началом в себе самом.

Сегодня перед православными людьми стоят огромные по своей важности задачи осмысления русской национальной культуры, русской истории, русской литературы.

Россия нужна не только самой себе, но и всему миру, как Россия Феофана Грека, Андрея Рублева, Пушкина, Достоевского, Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

На всех нас лежит колоссальная ответственность за воспитание будущего поколения. Только всей своей жизнью, где каждое слово неразрывно с делом, можно свидетельствовать о непреходящих духовных ценностях.

Тоталитарные секты - человеконенавистнические по сути своей. Одно из средств их работы заключается в том, чтобы оторвать детей от своих родителей, заставить их забыть о детстве, об отчем доме, уничтожить все, что их с этим связывает. Даже детские фотографии разрываются такими сектантами.

Деятельность таких сект несет опасность не только отдельным людям и Церкви, но в первую очередь самому государству, обществу в целом. Не просвещать пришли все эти миссионеры и их последователи, а разделить нас окончательно - по вероисповедному признаку.

Мы надеемся, что наши российские педагоги и руководители отечественного образования, с их высоким нравственным чувством и ответственностью за духовное и нравственное развитие детей, их здоровье, душевное и телесное, сумеют общими усилиями поставить преграду развратителям невинных детских сердец.

Трудно святое дело образования, приходится исполнять его за ничтожное вознаграждение, а то и совсем безмездно. Однако учитель, работающий во имя высочайшего на земле дела, не может не понимать достоинства своей миссии, не может не верить в успех своих трудов.

Да возродится русский народ и все народы великой нашей России в верности своему историческому призванию, в верности Церкви Божией.

Без духовного развития и углубления личности, без высоких идеалов служения истине, добру и красоте, без пробуждения в душе своей образа Божия, человек все больше закабаляется и становится рабом вещей, им созданных.

Для человека, утратившего нравственные ориентиры, все представляется допустимым и приемлемым - и получившее невиданный, поистине индустриальный размах уничтожение детей в утробе матери, и бездумные эксперименты с наследственностью живых особей, и развращение малолетних, и осквернение всего светлого и чистого.

Страшный грех совершают те, кто небрегут о Божием богатстве - детях, забывают о нем или даже портят его своей черствостью и бессердечием, безучастностью и неумением, и даже намеренным стремлением заразить своими грехами и развращенностью.

Как лучше помочь детям? Без Церкви спасти детей невозможно. Забота о детях всегда почиталась священным делом, потому что детство само по себе беззащитно. Вот почему велико и свято дело учительства.

В основе православного образования всегда лежала открытость подлинной реальности, жизни во Христе. Для нас, православных, самое важное находится в самом центре - это Божественная литургия. - В литургии происходит живая встреча с Господом нашим Иисусом Христом, и все мы соединяемся во Христе.

Божественная литургия освящает не только человека, но и всю природу, просветляет весь строй творения.

Сокровища Православия, столько лет пролежавшие втуне, способны оплодотворить нашу жизнь, нашу культуру, нашу науку. Православные люди - такие же налогоплательщики, как и все прочие, и имеют такие же права на то, что принадлежит всем (в частности, государственная система образования не государству же как таковому принадлежит, а обществу). Разумеется, здесь не может быть ничего насильственного, но и православных родителей следует понять: до каких пор можно продолжать навязывать людям помимо их желания и согласия атеистический нигилизм, или, что еще хуже, неоязычество в тех или иных формах.

В государственных школах самое слабое место - воспитание детей, но продолжают появляться инструкции с предписаниями "запретить в школах как религиозное, так и атеистическое воспитание". Если в школе нет ни религиозного, ни атеистического воспитания, тогда там просто никакого воспитания нет.

Православное воспитание и образование испытано многовековым опытом русского народа, засвидетельствованным нашими святыми, лучшими людьми Русской земли. Оно сформировало великий народ, создавший могучее государство, великую культуру и литературу, особый неповторимый строй душевной жизни.

Было бы хорошо всем нам вместе, совместными усилиями глубже уяснить традиционные основы образования и воспитания в России и возможность их приложения в современных обстоятельствах жизни, попытаться создать концепцию и программу духовного просвещения России. Задача образования всегда была одной из важнейших общественных задач.


Православный педагог, воспитатель, родитель, священник и все, кому Бог вверил дело духовного просвещения и образования. Начинается новый учебный год. Нам очень помогут слова Святейшего Патриарха Алексия. Объединимся в своем подвиге вокруг Первосвятителя и нам будет легче.

Эфир программы «Церковь и мир» от 23. 02.2013 года

Беседа митрополита Волоколамского Илариона Алфеева с ректором МГУ В.А. Садовничим в эфире программы «Церковь и мир». Образование и Церковь: как наука соотносится с религией?

Владыка : Здравствуйте дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы поговорим о церкви и образовании. И у меня в гостях ректор Московского Государственного университета Виктор Садовничий . Здравствуйте Виктор Антонович!

Садовничий : Здравствуйте владыка! Я хотел давно поговорить с Вами об очень многих вопросах, которые волнуют и университетскую общественность, и научную общественность и это вопросы старые, но, тем не менее, они не уходят из общества, волнуют. Я имею такую традицию, придерживаюсь ее — каждый год первокурсникам читаю лекцию. Это 7 тысяч первокурсников и я им рассказываю о каком-то выдающемся человеке Московского университета, ученом, и вот о трех я хотел вспомнить и сегодня. Это отец Павел Флоренский . Выдающийся математик, изобретатель, ученый. Но он стал священником и его работы, просто выдающиеся работы, связывающие науку, теорию множеств, понятие мнимости, с верой в Бога, с религией. Второй — это Дмитрий Федорович Егоров . Это математик тоже, который в последние годы жизни очень много сил отдавал вере, был репрессирован, умер в тюрьме. И это конечно такой образец профессора Московского университета, ученого, выдающегося ученого. И, конечно, Иван Александрович Ильин , наш профессор. Собственно, его диссертация об учении Гегеля, конкретности Бога и человека тоже находятся в этом поле интересов.

Я написал однажды работу «Наука как метафора» и попытался в этой работе вот обсуждать эти вопросы – наука и религия.

И я привел там цитату Хокинга — это выдающийся физик. Он сказал, что вера в теорию большого взрыва и расширяющейся Вселенной не противоречит вере в Бога.

Владыка : Вы упомянули сразу нескольких лиц. Если говорить о Хокинге, то это интересный пример человека, который является одновременно ученым и популяризатором науки, и который в своих книгах как раз и показывает, что существуют различные теории происхождения Вселенной, развития Вселенной. Ни одна из них не противоречит вере в Бога. Хокинг не является верующим человеком, но его самая популярная книга «Краткая история времени» как раз каждая глава там фактически заканчивается вопросом о том, есть ли Бог или нет.

Это интересный пример человека, который несмотря на очень тяжелую болезнь продолжает научные исследования, продолжает популяризировать науку и продолжает искать ответы на вечные вопросы бытия. А те люди, которых вы упомянули — Флоренский, Егоров, Ильин – это, конечно, те выдающиеся личности, которые в своем собственном опыте и научном, и жизненном сочетали эти две составляющие — научную и религиозную. И у Флоренского например, все это очень естественно сочеталось. Он был личностью гениальной, личностью экстраординарной, и для него научный поиск естественно заканчивался религиозным поиском. И то, что он создал в своих трудах — это очень необычный синтез научного и религиозного мировоззрений.

И те примеры, которые вы привели, как раз и показывают, что между наукой и религией противоречий нет.

То, что внушали нам в советское время — что наука, изгоняет религию, что наука доказывает, что Бога нет… Пример этих и очень многих людей как раз показывает, что все обстоит наоборот. Вера – это личный выбор человека. Но если человек такой выбор сделал, то никакие научные знания не смогут его отвратить от этого выбора. Малое знание уводит от Бога, а большое знание, наоборот, приводит к Богу.

Садовничий : Наука, в принципе — тоже это вера. Надо верить в свой результат, надо что-то предполагать, что может быть казаться невероятным, но в итоге становится реальностью. Ну и Вы более глубоко обобщили, что у человека есть внутренний мир. Он верит во что-то, это его личное убеждение, личная духовная жизнь, и здесь абсолютно нет противоречий.

Мы можем привести огромное число ученых, которые были и верующими и сделали замечательные, выдающиеся научные открытия.

И если это противопоставление во многом искусственно.

Владыка : Не случайно те три человека, которых Вы упомянули— двое из них закончили жизнь в лагерях, а один из них закончил жизнь в эмиграции. То есть, все трое, каждый по-своему, пострадали за веру. И это было связано с тем, что вера была искусственно вычеркнута из жизни людей. Быть верующим означало бросать вызов атеистическому государству, атеистической власти. И власть не хотела мириться с существованием религии. Но исходили-то из того, что религия должна отмереть, и были уверены в том, что религия – это пережиток прошлого. Что по мере развития науки, по мере все новых и новых успехов социалистического строя, религия отпадет сама собой. А мы с Вами пережили и ту эпоху, и живем сейчас в эпоху, когда значение религии не только не умаляется, оно возрастает. Мы видим это на примере арабского мира, где происходит значительное усиление ислама, причем ислама не только в его традиционной форме, но и в весьма радикальных выражениях. Мы видим, что религия продолжает оставаться, и даже, может быть, все больше и больше становится фактором политической жизни. И мы видим, что религия занимает очень важное место в умах и сердцах людей.

И если говорить о системе образования, то мы все больше и больше понимаем, что образование, оторванное от воспитания, оторванное от нравственности, не принесет тех плодов, которые должно приносить образование, воспитывающее не просто человека, как обладателя некой суммы знаний, но человека, как личность, человека как гражданина, человека, способного жертвовать собой ради каких-то высших идеалов.

И здесь религия является очень мощной союзницей системы образования, потому что она как раз помогает наполнить весь этот образовательный процесс неким высшим смыслом.

Садовничий : Вот тот период безверия, о котором Вы сказали, безусловно, был трудным, но все-таки общество не соглашалось с этим, и тому существует масса примеров. Я помню мое крещение, ну вернее я его не помню, по рассказам помню. Родители простые люди, утром ребенка отнесли в церковь, крестили. Думаю, что тот период не был простым, и о нем, конечно, надо говорить с сожалением. Но сейчас новое время, и новые реалии и мы, на мой взгляд, сделали уже одну ошибку. Вначале 90-х годов увлеклись тем, что его величество рынок, его величество карьера человека все решает, все делает, определяет, и главное — открыть эти траектории и забыть обо всем, что сопутствует этому. А молодой человек — это ведь очень богатая душа. Он ищет, он формируется, он определяется в своей будущей жизни. И вычеркнув элемент воспитания, элемент отношения к своему отечеству, к своей родине, к своей истории, мы безусловно очень много сделали неправильно. И сейчас, слава Богу, время немножко другое, и поворачивается и общественное мнение, и побеждают другие убеждения и другие теории в обществе, но очень трудно поворачивать в молодежной среде этот вектор. И, наверное, сейчас одна из главных задач — я с этим полностью согласен — всеми силами нашего образовательного учреждения, в школе, в университетах, да и всему обществу обратить на это внимание. Обратить внимание на то, что человек, прежде всего, должен быть богат внутренне.

Владыка : Эта ошибка, о которой Вы сказали, и которая заключается в навязывании молодому человеку идеалов потребительского общества, имеет, конечно, очень тяжелые и губительные последствия для душ молодых людей.

Надо прямо сказать, что и те идеалы, которые внедряются часто через средства массовой информации, и те идеалы, которые существуют в молодежной среде, никуда не ведут молодого человека. Просто потребительским отношением к жизни человек не может приобрести ни счастья, ни внутреннего мира, ни какого-то целеполагания в своей деятельности .

Мол, карьера – это то, что может сопутствовать человеку. Материальный успех – это то, что может сопутствовать человеку. Но когда это превращается в самоцель, тогда человек перестает понимать, зачем он живет. И у человека исчезает вот этот внутренний стержень, эта внутренняя мотивация, особенно если речь идет о, например, каких-то актах самопожертвования, которые неизбежно требуются от человека. И тогда человек спрашивает себя: а почему я должен жертвовать собой, почему я вообще должен жертвовать чем-то, если я могу все это приобрести для себя, если я могу жить в соответствии вот с этим потребительским идеалом, зачем я должен чем-то жертвовать? И вся система ценностей тогда рушится. Само понятие ценностей исчезает. Ведь потребительское общество приучает человека к тому, что никаких абсолютных нравственных ценностей нет, что все нравственные нормы относительны. Что каждый человек может для себя установить шкалу нравственных ценностей и ей следовать, коль скоро она не нарушает права других людей. И та солидарность, которая на протяжении веков скрепляла людей, и которая была основана на том, что у людей были общие ценности, общие представления об абсолютных нормах, сейчас исчезает. И вот в этом конечно тоже роль университета.

Университет — это не только учебное заведение, где люди приобретают те или иные знания в области математики, физики, литературы, в других областях. Но университет – это и то место, где люди должны получить воспитание, где они должны получить закваску для всей своей последующей жизни. И конечно не случайно, что у университета и Церкви оказывается очень много общих задач. И вполне естественным становится присутствие храма в университете, как в Московском университете, где с Вашей помощью, с вашим непосредственным участием был восстановлен исторический храм святой Татьяны, который стал сегодня центром притяжения для очень многих студентов.

И это вполне естественно, причем я глубоко убежден в том, что это ни коем образом не нарушает ни светский характер государства, ни светский характер университета, потому что светское – это не синоним атеистического. Светское – это синоним, ну скажем так, права выбора для человека. Но в нашей страны мы хорошо знаем, сколько людей сделало выбор в пользу христианства, в пользу Православной Церкви. И у этих людей должно быть право исповедовать свой религиозный выбор не просто как какое-то частное и личное дело, а в том числе, исповедовать его и в гражданском обществе, и в своих профессиональных обязанностях.

Садовничий : Молодые люди тоже сейчас ищут. Вот я встречаюсь с ними на олимпиадах, на различных форумах, видно, что они тоже хотели бы быть внутренне богаче. Просто им надо дать эту возможность. Вы правильно сказали, что задача университета — дать эту возможность развиваться внутренне. Университет – светское учебное заведение, это понятно, но мы сейчас говорим о главном, о том, что такое человек, как он формируется. Человек — удивительное создание, созданное Богом, природой, природой или Богом — это идет спор тот самый, или не спор, а обсуждение. Но, тем не менее, это удивительное и единственное существо, которое относится к такому совершенному созданию, и конечно, ему надо сделать все, чтобы он имел возможность прожить так, чтобы он становится совершенством. Это задача и университета в том числе. И поэтому Вы вспомнили храм святой мученицы Татьяны.

Это было непростое время и непростой выбор. Это как раз было время, еще было время, когда отношение к решению о передаче храма, помещения храму, восстановления традиций университетских воспринималось и властью в то время, и слоями общества определенными, воспитанными в атеистическом таком ключе, очень агрессивно. И просто вплоть до угроз. Мне кажется, это очень правильное решение было Московского университета, и я принял решение воссоздать храм Татьяны в Московском университете и тем самым восстановить традицию и историю.

Этот храм был стержнем духовной и моральной жизни университета на протяжении столетий. И когда все это оборвалось, университет почувствовал, что заменить нечем. И хорошо, что сейчас храм великолепно существует. В него ходят студенты, профессора. Наш день рождения – Татьянин день – мы обязательно утром встречаем в храме. И это великая традиция. Это ведь вот то, что объединяет всех людей. Мы как бы чувствуем все лучше, богаче, увереннее, спокойнее, когда мы вот так живем в университете дружной семьей, корпорацией и каждый верит в свои идеалы, но то, что это удалось каким-то образом обогатить каждого человека — это успех. И я думаю, что храм послужил примером воссоздания храмов и в других университетах России. Мы этому рады.

Владыка : Наша общая задача – это воспитать личность цельную и целостную.

Садовничий : Да.

Владыка : И для того, чтобы это происходило, необходимо не только усвоение знаний в профессиональных областях, но необходимо и воспитание личности человека. И здесь, конечно, присутствие храма в светском университете — очень важная составляющая. Вот я учился в Оксфорде. Это университет светский. Но в каждом колледже есть храмы, там совершаются богослужения. В некоторых случаях студенты, вне зависимости от своих убеждений, в них участвуют. Сохранились даже какие-то традиции. Ну, например, во многих колледжах ужин начинается с молитвы на латинском языке. Веришь ты или не веришь, но ты должен встать и прослушать эту молитву. И никто не считает, что тем самым кому-то что-то навязывается. Это естественная составляющая академической жизни. Но более важно, что такие очаги религиозности и духовности, которые существуют сейчас во многих светских учебных заведениях, останавливают молодых людей от дурных поступков, они помогают им становиться лучше, и они играют огромную моральную и воспитательную роль. И я хотел бы сказать еще о том, что наличие храма в университете не противоречит не только светскому характеру государства, но и его многоконфессиональному характеру, поскольку сейчас у нас в стране есть и исламские университеты. Я посещал в Казани исламский университет, встречался с нашими студентами-мусульманами. Есть центры поклонения Богу, принадлежащие другим конфессиям. И мы все существуем в мире, и это вполне естественно.

Изгнание религии из общественной жизни — это противоестественно.

А мирное сосуществование религий, в том числе в рамках одного учебного заведения, в рамках одного университета — это вполне естественно.

Я хотел бы поблагодарить Вас, Виктор Антонович, за то, что Вы были гостем нашей передачи, пожелать успехов Вам, Московскому университету и да хранит Господь наше студенчество и наших профессоров!

Садовничий : Спасибо, спасибо, владыка!

Владыка : Гостем нашей передачи был ректор Московского государственного университета Виктор Антонович Садовничий. Оставайтесь с нами.

Доклад епископа Ставропольского и Владикавказский Феофана

Православие - это живое прошлое, настоящее и будущее русского народа. Оно представлено в каждой клеточке жизни, в образах лучших сынов нашего народа: духовных и государственных деятелей, мыслителей и творцов, воинов и простых тружеников.

Православие - это живая история и живая истина русского народа, это культура и современный быт, философия и мировоззрение, этика и эстетика, воспитание и образование. Поэтому отторгнуть русского человека от Православия - значит, отторгнуть его от собственной истории, его корней и почвы, т.е. попросту убить его. Таким образом, возвращение к Православию есть главное условие спасения русского народа. Для этого мы должны предоставить все возможности каждому человеку в обращении к вере, и прежде всего, детям. Необходимо, чтобы связь между убеждением и жизнью формировалась с младенчества, дабы ребенок научился мотивировать свое поведение христианской верой, дающей духовную силу. Следовательно, долг Церкви - делать вероучительные истины живыми в глазах людей.

Эту задачу можно осуществить через государственную политику, укрепление традиционной семьи и образование.

Необходимо вернуть Православие если не как государственную, то, по крайней мере, как общественную идеологию. Понимая его, как основополагающую идею, которая окажется понятой и будет принята большинством общества. С ее помощью получится вытеснить из сознания россиян распространенные идеологемы-мифы: безбожный материализм, бездуховное потребительство с безразличным плюрализмом и духовно опасные космизм с пантеизмом.

Сегодня все настойчивее звучат призывы к поиску общей идеи, глубинного ориентира, общезначимого идеала. Все теперь понимают, что организовать заново народную жизнь, а тем более образование и воспитание молодежи без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Некоторые думают, что такую национальную идею можно придумать и внушить народу. Но история XX века убедительно показала нам, что придуманные национальные идеи чаще всего оказываются ошибочными, ложными, и даже овладевая народом на короткое время, всегда приводят его к катастрофе.

Такая идея должна вызреть в толще народного сознания, отразить глубинные чаяния миллионов. Если ее предпосылки не сформируются в недрах общества, то никакие усилия государственных структур, теоретиков и идеологов не дадут надежного результата.

Корни современного цивилизационного коллапса кроются в измененной картине мира, сложившейся в эпоху Нового времени. При таком понимании, Бог остается и в философии, и в педагогике, но в ином качестве. Он, по сути, выносится за скобки этого мира, в котором хозяином становится человек, наделяемый теперь креативной силой.

Мы должны бороться с идеей антропоцентризма во имя утверждения в нашей жизни принципа теоцентризма, ибо средоточие нашего бытия есть не перстный человек, но превечный Бог.

Совершенно очевидно, что важнейшей задачей на этом пути является образование и воспитание детей и молодежи, тех, кто от нас должен получить вековые ценности народной жизни.

Если мы не справимся с этой проблемой, то никакие экономические и политические программы ничего не изменят к лучшему. Они так же, как и до сих пор, будут извращены и задушены безнравственностью, своекорыстным стремлением к наживе любыми средствами.

Православие понимает истинную свободу как свободу от греха. Это подразумевает добровольное самоограничение человека, принесение им некоей жертвы, наложение на себя во имя спасения определенных духовно-нравственных уз. Либеральный же стандарт утверждает совершенно противоположное: совлечение со своего существа всего того, что ограничивает, стесняет, не попускает, ибо идея свободы есть для него кумир превыше всякой веры в Бога. Направление, которое ныне пытаются придать системе светского образования от детского сада до высшей школы, фокусируется на формировании и утверждении именно этого либерального стандарта человеческой свободы.

Вот почему нам необходимо четко определить цель образования, выявляя фундаментальную причину, порождающую все пагубные для нашей жизни и нашего спасения последствия, свидетельствуя о безумии существования личности вне веры как нормы человеческого бытия, воспитывать человека в наших собственных, православных стандартах. На формирование этих стандартов включающих в себя мировоззренческие установки личности, и должно быть ориентировано религиозное образование, укорененное в Православном Предании.

Детей можно учить по-разному. К сожалению, нередко, наиболее распространенным методом становятся всевозможные запреты - на ту или иную одежду, те или иные увлечения, интересы. Разумеется, ограничительные, охранительные методы должны присутствовать наряду с другими в процессе формирования личности. Но опыт показывает, что этот путь наименее продуктивен и наиболее чреват ответной реакцией детского и подросткового негативизма. Бездумные запреты естественным образом провоцируют упорное стремление поступать наперекор. Столь же ошибочно и утверждение в сознании человека положительного идеала методом вдалбливания прописных истин подобно тому, как это делалось в советское время. Но жизнь всегда восстает против схемы и всегда побеждает.

Проблема заключается в том, что программировать поведение людей посредством готовых и навязываемых извне мировоззренческих клише невозможно в принципе. Человек одновременно существует в многообразных житейских ситуациях, не укладывающихся ни в какие схемы, которые в силу этого оказываются бесполезными для него. Выход из этой ситуации - в том, что мы вкладываем в понятие стандарта. Ибо если человек будет воспитан в определенной системе ценностей, то в момент любого, а тем более судьбоносного выбора, в силу полученного воспитания, сумеет принять верное решение.

Таким образом, задача включения элементов религиозного образования в светское видится в формировании жизненного стандарта, определенной системы ценностей, которые предопределяют поведение человека в различных обстоятельствах и делают насущной для него христианскую мотивацию поступков и решений. Через религиозное образование к православному образу жизни – такова должна быть стратегия современной православной педагогики.

Без веры в Бога нет народной жизни. Вера - душа народа.

Но есть ли для нее место в действующем законодательстве?

Закон об образовании гласит, что образование в нашей стране должно иметь «светский характер», что «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы: (ст.5, п.4). Вся наша образовательная система, подчиненная инерции предшествовавших лет, воспринимает этот закон, как утверждение атеистического образования в государственных школах.

«Светский» - не значит атеистический, а значит не клерикальный. Все конфессиональные общеобразовательные школы до революции в России, и теперь за рубежом, как и современные православные гимназии, давали и дают вполне светское образование.

Толкование «светского характера» образования в качестве атеистического основано не на букве и не на сути закона, а на полном непонимании того, что возможен другой вполне законный подход к этой проблеме. Надо использовать представляемый на усмотрение местного начальства региональный 20% компонент для преподавания религиозно-ориентированных предметов, преподавать основные гуманитарные предметы таким образом, чтобы они давали объективно-научное, а не тенденциозно-атеистическое описание места и значения религии в истории и культуре.

Атеизм, даже не воинствующе - агрессивный, не есть какое-то объективно - надрелигиозное прогрессивное знание. Он всего лишь - одно из мировоззрений, выражающее взгляды не большинства населения Земли, и не имеющее какого - либо научного обоснования.

В стране, где больше половины населения заявляет себя верующими, нет разумных оснований для того, чтобы атеизм занимал господствующее положение в образовании и воспитании.

Атеизм, отрицая онтологическое существование добра и зла, не способен логически непротиворечиво обосновать необходимость и обязательность морали.

Сегодня Православие - главная духовная и нравственная опора очень большой части русского населения нашей страны. Поэтому, религиозно ориентированные дисциплины справедливо было бы включить в сетку обязательных предметов по принципу равноправной альтернативы. Родители желающие воспитать своих детей атеистами могут избрать, например, "Основы нравственности" вместо «Основ Православной культуры».

Система православного воспитания и образования в России, формируется сегодня в соответствии со следующими принципами и направлениями.

Прежде всего, началась разработка духовно-нравственного потенциал гуманитарного знания, с включением в его содержание религиозных компонентов. Создается система духовно-нравственного воспитания, основанного как на гуманистической, так и на религиозной традиции.

Сегодня мы уже можем говорить о том, что обеспечивается возможность получения религиозного образования в соответствии с убеждениями и по желанию детей и родителей, как дополнительного, факультативного. Создается программное и научно-методическое обеспечение преподавания духовно-нравственных дисциплин. В связи с этим осуществляется координация деятельности образовательных учреждений и религиозных организаций по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Большим шагом вперед является включение Теологии в число образовательных направлений, допускаемых Министерством образования и науки РФ в государственных вузах.

Поднимая авторитет христианской науки, а, следовательно, христианского образования и воспитания, мы можем трудиться над возвращением нашего народа к нравственной жизни, нормам христианской морали. Кроме того, эти меры помогут исключить вопиющие факты антигосударственной образовательной деятельности сектантства, которое становится подлинным государственным бедствием.

Для этого требуется объединить все силы, включать в сотрудничество наиболее авторитетные образовательные и научные структуры - РАН, РАО, МГУ, Министерство образования и науки, учебные заведения Московской Патриархии, для проведения плодотворной работы, в том числе содействовать:

Обмену информацией и передаче опыта образовательной деятельности;

Взаимопониманию в объективно полном толковании законодательных актов;

Проведению анализа существующего опыта и рассмотрению вопроса об открытии образовательного направления и специальности Православная теология.

Подготовке и согласованию стандартов по Теологии и другим гуманитарным дисциплинам, по своему составу соответствующих традиционному высшему богословскому образованию, согласованных с существующими нормами (наличие обязательных дисциплин, общее количество часов и расчасовка по предметам) организации и
функционированию Учебно-методического объединения по
поликонфессиональному направлению и специальности Теология;

Изучению и внедрению традиционного и современного опыта образовательной деятельности, подразумевающей религиозное
мировоззрение и направленной на получение светского образования;

Взаимодействию на двусторонней основе в вопросах издания учебно-просветительской литературы, разработки и внедрения учебных программ и других материалов, проведения различных мероприятий в области
образования и экспертизы в отношении издаваемых книг;

Привлечению к написанию программ и учебных пособий по основным гуманитарным предметам специалистов-профессионалов от культурообразующих конфессий, способных дать объективно-научное описание места и значения религии в истории и культуре.

Уже есть значительные сдвиги в сознании народа, представителей власти, сотрудников министерств и ведомств.

В Ставропольской и Владикавказской Епархии ведется активная работа в области православного образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Эта работа включает в себя и совершенствование среднего и высшего образования (введение предмета «Основы православной культуры»), и систему мер, адресованных семье, детям дошкольного возраста; внедрение духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, работу общественных объединений с подростками и молодежью, деятельность силовых структур.


В Епархии проводятся мероприятия по повышению квалификации педагогов, включающие не только проведение научно-практических образовательных конференций, семинаров, круглых столов, но и организацию курсов подготовки преподавателей «Основ православной культуры».

После заключения Соглашения о сотрудничестве между Ставропольской и Владикавказской Епархией и Министерством образования Ставропольского края от 16 мая 2002 г. стало возможным в 150 образовательных учреждениях Епархии ввести предмет «Основы
Православной культуры» (в основном - факультативно). На основании этого Соглашения заключено уже более 30 Соглашений о сотрудничестве и разработаны программы совместных действий органов исполнительной власти, органов Управления образования и комиссиями по религиозному образованию и катехизации во всех благочиниях Епархии.

Но остались духовные проблемы, с которыми пока невозможно справиться.

Злое влияние окружающей среды проникает в наши школы и часто воспринимается как вожделенный запретный плод;

У нас огромный дефицит преподавателей. Наши внешние успехи намного опережают внутренние - духовные. Приходят преподавать хорошие, часто верующие люди, но они сами неофиты: не имеют должного воспитания, вкуса, не понимают своих обязанностей, не умеют воспитывать
детей в духовной, церковной жизни, т.к. сами не знают, что такое духовная жизнь. Они путают духовную свободу с демократией, духовное руководство - с зомбированием и так далее.

Как же зажечь душу ребенка верой, чтобы она стала не каким-то бытовым состоянием, а чтобы сердце ребенка загорелось? Как это сделать? Сердце загорается от сердца как свечка от свечки. Обычно это бывает благодаря встрече с каким-то замечательным верующим человеком, подвижником веры. Красота подвига может пленить душу ребенка, она увлекает его. Если наши учителя будут такими подвижниками, тогда дети будут верующими. Если наши учителя будут простыми православными обывателями, то дети наши из Церкви уйдут, как это случилось, до революции. Тогда везде преподавался Закон Божий, но это не помешало огромной части нашего народа отречься от веры, как только совершилась революция.

В школе нельзя преподавать религиозные дисциплины так же, как другие предметы, необходимо помнить, что главная цель - это воспитать в душе ребенка желание быть подвижником веры, нужно воспитать в нем любовь к Богу, любовь к Церкви.

При этом надо хорошо помнить, что воспитание - это не просто назидание. Воспитание - это многолетнее совместное проживание с детьми.

Времена меняются и светское образование, испытывая глубочайший кризис, поворачивается лицом к духовным, традиционным основами.

Необходимое для возрождения и процветания России использование веры общеизвестно. Оно состоит из корпуса тех исконных ценностей морали и гражданской жизни, которые едины как для Евангелия, так и для конституции современного государства.

И первейшая задача современного периода заключается в том, чтобы в незамутненном виде утвердить эти моральные и гражданские ценности в наших школах. Более того, поставить их в центр образования, так как будущее Отечества в первую очередь зависит от духовно-нравственного потенциала молодежи, от ее доброты, честности, справедливости и стремления к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к своей Родине.

В последний период, моральные императивы все более ощутимо торжествуют над сиюминутными нуждами, они в растущей мере становятся

руководством к действию правительства и Министерства образования и науки.

Реформы и нововведения будут осуществляться на основе разрабатываемых, в настоящее время Национальной доктрины образования и Федеральной программы его развития.

В итоге будет восстановлена руководящая роль духовно-нравственных ценностей в развитии образования, возвращено в школы воспитание, а значит, и в самых истоках укреплено гуманистическое предназначение учебных заведений.

По предложению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была создана светско-религиозная комиссия по образованию, которая призвана освободить государственные образовательные стандарты, учебные программы, учебники и учебные пособия от проявлений воинствующего атеизма.

Большая часть задач, определяющих развитие школ, вузов и других учебных заведений, могут быть решены только при условиях активного участия широкой общественности, представителей религиозно-конфессиональных, государственно-политических и деловых кругов.

Без общественной организации жизни детей, подростков и молодежи вне школы и других учебных заведений нельзя обеспечить полноценное воспитание подрастающего поколения. Очень важно, что бы Православная Церковь нашла возможность более активно в присущих ей формах участвовать в деятельности общественных организаций для детей и молодежи.

Подводя итог всему вышесказанному необходимо заметить, что определенная часть нашего общества уже идет по пути возрождения русских национальных традиций и культуры. На фоне этого процесса и происходит кристаллизация основных принципов православного образования. Это, прежде всего христоцентризм, личностный характер обучения через единство семьи, прихода и школы, научение делам любви, воцерковление, аскетизм, опережение морально и рационально нравственным образованием рационально-информативного, привитие навыков нравственного восприятия культурных ценностей, воспитание чувства общечеловечности и патриотизма, глубоко нравственное отношение к окружающему миру. На этой основе формировалась национальная русская культура, самосознание нашего народа, есть надежда, что, и духовное возрождение России начнется с утверждения и распространения православного образования.

В стандарты нового поколения введено понятие духовно-нравственное воспитание», которое, очевидно, должно чем-то отличаться от прежнего. Хотелось бы разобраться чем же?

Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа. Школа же, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание чаще всего представлено уроками, беседами, классными часами, мероприятиями. Это, скорее всего, обучение и воспитание на основе духовности.

Как пишет игумен отец Георгий (Шестун) в своей книге «Православная педагогика» «Хаос и неразбериха современной жизни, развал семьи, общественных институтов, дискредитированные высокие идеи- все это следствие утраты ответственности.

Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безграмотной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности, в современном обществе безжалостно ликвидированы»[ 3].

Что же такое духовность и духовное воспитание?

В словаре С.И. Ожегова « духовность- это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».

Духовность в православной традиции - это Богоподобие, степень близости человека к Богу, состояние близости души к миру Вышнему, не материальному.

На XVII Международных Рождественских образовательных чтениях Кирилл Святейший Патриарх Московский и всея Руси говорил: « Многие острые проблемы, в частности, нравственное оскудение общества беспокоят не только православную совесть. Голос совести как верный и надежный критерий, как самый отзывчивый камертон должен объединять людей перед лицом всех нынешних угроз и опасностей. Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большей части людей в России и мире».

«Сегодня в России уже широко распространилась практика преподавания в школах основ религиозной культуры - православной, исламской и некоторых других. Эта практика очевидна учащимся и их родителям, не вызывает никаких конфликтов, кроме дискуссий в пределах заинтересованных кругов столичных элит».

Считаю, что обращение к опыту православной педагогики в этих условиях очень актуально. Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все ее сферы глубоко связаны с православием, поэтому православная культура - одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. В современной России во всех областях общества растет интерес к духовно - нравственному, культурно - историческому наследию и православной культуре как его существенной части. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на образование, сложившийся в обществе, фиксируется в форме образовательного стандарта.

  • Духовно-нравственное развитие личности россиянина в границах общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного принятия школьником ценностей:
  • семейной жизни;
  • культурно-регионального сообщества;
  • культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий;
  • российской гражданской нации;
  • мирового сообщества.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем желание делать добро.

Образовавшийся духовный вакуум заставляет школу искать пути совершенствования образовательного процесса.

В данный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и, прежде всего, через культуру своего народа. На основании приказа Министерства образования и науки №74 от 01. 02. 2012г. В школах России введен курс «Основы православной культуры». Целью данного курса является развитие системы духовно- нравственного воспитания, направленного на формирование и развитие духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма.

  • Программа предусматривает решение следующих задач:
  • Формирование духовно- нравственных качеств личности, делающих ее способной противостоять духовной деградации современного общества и выстраивать свою жизнь на основе традиционных российских ценностей
  • Возрождение и развитие традиционной системы духовно- нравственного воспитания
  • Формирование гражданского и патриотического сознания нашего подрастающего поколения
  • Восстановление системы традиционной отечественной культуры

На уроках учителя знакомят младших школьников с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим миром православия в развитии всех сфер жизни российского общества, в личной жизни каждого человека.

Истоки духовно-нравственного воспитания в современной школе - в конструктивном диалоге православной педагогики и православной этики с отечественной научной, природосообразной педагогикой, обогащенной идеями К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, А.С. Макаренко, а также современных учителей.

На своих уроках курса «Основы православной культуры» пользуюсь фрагментами замечательной книгой «Уроки нравственности», учителя из Подмосковья, Т.Мельниковой. Ее уроки предназначены для младших школьников, не имеющих опыта церковной жизни. Поэтому они отличаются простотой и краткостью изложения, напрямую связаны с привычной жизнью ребенка, сказками, стихами и рассказами, которые он читал, тем опытом, который ему знаком и понятен. В привычном педагог указывает на необычное, в знакомом - на прежде невидимое, незнакомое.

Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Считаю, что введение курса «Основы православной культуры» на этом этапе развития современного общества является существенным дополнением в формировании духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Только совместно, объединив усилия государства и общества, обратив особое внимание на семью, можно решить проблему появления нового здорового поколения XXI века, а значит, и процветания России.

Образование - та сфера общественной жизни, где воспроизводится нация, где передается от поколения к поколению социально-культурный опыт, накопленный народом за века и тысячелетия его исторического развития.

Литература

  1. Кирилл Святейший Патриарх Московский и всея Руси. «Воспитать полноценную личность, живущую и осмысленно и одухотворенно…»Журнал «Духовно -нравственное воспитание» №2,2009г.
  2. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка».4-е издание.Москва.2009г.
  3. В.П.Созонов.Истоки современного духовно-нравственного воспитания.с.196 «Народное образование» №4 .2012г. Издательский дом «Народное образование».
mob_info