Цель важнее чем жизнь. Сферы постановки жизненных целей

Существует шесть основных сфер постановки жизненных целей.

1. Работа, бизнес, карьера.
2. Образование, обучение, развитие.
3. Общественная деятельность, друзья.
4. Отдых, спорт, увлечения (хобби).
5. Семья – максимальные требования к безопасности.
6. Секс – максимальная энергетика.

Впервые я столкнулся с шестью сферами постановки жизненных целей, сформулированными таким образом, на «Тренинге личностного влияния» Сергея Макшанова. Суть в том, что успешен лишь тот человек, который достиг успеха в нескольких сферах жизни одновременно. Если же человек успешен только в одной из них, то и в ней он скоро окажется неудачником.

Например, человек успешен в трех сферах: работа (1-я сфера), семья (5-я) и друзья (3-я). Однажды у него начинаются проблемы на работе. Проблемы серьезные – такие, что хочется лезть на стену. Но, слава богу, дома семья: жена, дети… Они поддерживают нашего героя, утешают его. И он понимает, что на работе свет клином не сошелся. Были проблемы и в прошлом, но их удавалось решить с достоинством. Значит, и нынешние трудности тоже не навсегда! В крайнем случае несколько месяцев семья продержится, а альтернативные варианты заработка найдутся. Дополнительно человека поддерживают друзья. Наш герой отходит, понимает, что он не один, что ему помогут. Успокаивается – и это дает ему силы пережить самый тяжелый период.

Ничто не длится вечно, в том числе проблемы на работе. Ситуация меняется, и теперь нужно вкалывать, чтобы поправить все окончательно. Наш герой погружается в работу, пашет с утра до ночи, и дело идет на лад. Но, как часто бывает, когда мужик проводит слишком много времени на работе, это вызывает напряженность в семье. Жена начинает говорить мужу, что ей и детям не уделяется должного внимания. Да и домашние дела заброшены. А куда деваться? На работе критическое положение. Не исправишь ситуацию сейчас – семья может лишиться основного источника средств к существованию. Вот и получается, что чем больше идут на поправку дела на работе, тем сильнее портятся отношения с женой.

Но в целом жизнь начинает играть более яркими красками! На работе все хорошо. А если жена смотрит неласково – всегда есть друзья, готовые поддержать морально. Опять же, мужик идет на подъем, по нему это видно – и женщины обращают на него внимание. А женский интерес весьма позитивно влияет на манеру мужчины держаться и на его уверенность в себе. Через некоторое время жена понимает: «Такая корова нужна самому» (или в данном случае: «Такой бык нужен самой»). Или, может быть, она просто соскучилась… и делает решительный шаг к примирению. Итак, у нашего героя снова все в жизни в полном порядке.

А что было бы, если бы он оказался успешен только в одной сфере, например в работе? Плохо было бы. Во-первых, серьезный форс-мажор на работе разрушает всю его жизнь. Нет запаса прочности, нет психологической защиты, нет отдушины – ничего не остается, кроме кризиса и стресса. А во-вторых, что это за жизнь, в которой нет ничего, кроме работы?

Может ли человек быть успешен во всех шести сферах одновременно? Может, но не сразу. Нужно большое искусство и умение управлять своим временем, чтобы совмещать интересы во всех сферах и чтобы одна сфера не развивалась в ущерб другим.

Ключевой же вывод состоит в том, что обязательно нужно формулировать свои цели во всех основных шести жизненных сферах.

Раз уж мы заговорили о жизненных целях, самое время вспомнить еще одну полезную технологию. Обычно люди формулируют свои цели довольно расплывчато и неопределенно. Такие формулировки не очень помогают достижению целей. Гораздо эффективнее формулировать свои цели по принципам SMART. В переводе с английского цели SMART можно трактовать как «умные» цели.

SMART OBJECTIVES: «Умные» цели

Дополнительное условие: цели должны быть согласованы между собой.

А теперь потренируемся в переформулировании обычных целей в SMART-цели.

Например, возьмем цель «Я хочу похудеть». На самом деле это еще не цель, а так, неопределенное намерение. Давайте превратим его в настоящую цель!

Во-первых, каково исходное положение дел? Предположим, Вы мужчина, на дворе – 10 ноября 2009 года, Ваш вес – 100 кг. При Вашем росте такой вес явно чрезмерный. До какого веса Вы хотите дойти? Допустим, Ваша амбициозная цель – 85 кг. За какое время можно сбросить вес со 100 до 85 кг? При среднем темпе 4 кг в месяц Вам потребуется около 4 месяцев плюс резерв (не забывайте и о новогодних праздниках, которые явно не помогут похудеть). Получается, конечную точку мы можем запланировать на 31 марта 2010 года. Такая цель будет и достаточно амбициозной, и достижимой. При этом она становится вполне конкретной, измеримой (если у Вас еще нет весов – приобретите их) и ориентированной во времени. Все требования к целям SMART выполнены! Итак, в результате получилась следующая формулировка SMART-цели.

Мой вес 31 марта 2010 года – 85 кг или меньше.

Обратите внимание: при формулировании целей SMART нужно избегать слова «нет». Формулируя цель SMART и регулярно ее перечитывая, Вы таким образом воздействуете на свое подсознание. Но подсознание человека не понимает слов «нет» и «не». Поэтому «вес не больше 85 кг» подсознание воспримет как «вес больше 85 кг», что явно не поможет Вам достичь цели.

Переформулируем еще одну цель. «Я хочу купить квартиру в Москве» – цель достойная, но довольно неопределенная. Когда купить, какую квартиру? Вот как может выглядеть такая цель, сформулированная по принципу SMART.

В 2012 году я владею квартирой в Москве: трехкомнатной, площадью 80 квадратных метров или больше, расположенной в 15 минутах ходьбы от метро или ближе.

На примере данной цели виден еще один полезный навык: формулируйте цели в настоящем времени (но с указанием даты, к которой Вы планируете достичь этой цели), как будто дата уже наступила и цель достигнута. Это весьма благотворно повлияет на восприятие SMART-целей Вашим подсознанием.

А теперь прошу Вас самостоятельно переделать каждую из приведенных ниже «обычных» целей в SMART-цель. Очень важно выработать в себе навык сразу же на автомате переформулировать любые цели, которые Вы ставите, в цели SMART. И лучший путь для этого – тренировка!

Существует шесть основных сфер постановки жизненных целей.
1. Работа, бизнес, карьера.
2. Образование, обучение, развитие.
3. Общественная деятельность, друзья.
4. Отдых, спорт, увлечения (хобби).
5. Семья - максимальные требования к безопасности.
6. Секс - максимальная энергетика.
Впервые я столкнулся с шестью сферами постановки жизненных це-лей, сформулированными таким образом, на «Тренинге личностного влияния» Сергея Макшанова. Суть в том, что успешен лишь тот человек, который достиг успеха в нескольких сферах жизни одновременно. Если же человек успешен только в одной из них, то и в ней он скоро окажется неудачником.
Например, человек успешен в трех сферах: работа (1-я сфера), семья (5-я) и друзья (3-я). Однажды у него начинаются проблемы на ра-боте. Проблемы серьезные - такие, что хочется лезть на стену. Но, слава богу, дома семья: жена, дети... Они поддерживают нашего героя, утешают его. И он понимает, что на работе свет клином не сошелся. Были проблемы и в прошлом, но их удавалось решить с достоинством. Значит, и нынешние трудности тоже не навсегда! В крайнем случае несколько месяцев семья продержится, а альтернативные варианты заработка найдутся. Дополнительно человека поддерживают друзья. Наш герой отходит, понимает, что он не один, что ему помогут. Успокаивается - и это дает ему силы пережить самый тяжелый период.
Ничто не длится вечно, в том числе проблемы на работе. Ситуация меняется, и теперь нужно вкалывать, чтобы поправить все окончательно. Наш герой погружается в работу, пашет с утра до ночи, и дело идет
на лад. Но, как часто бывает, когда мужик проводит слишком много времени на работе, это вызывает напряженность в семье. Жена начинает говорить мужу, что ей и детям не уделяется должного внимания. Да и домашние дела заброшены. А куда деваться? На работе критическое положение. Не исправишь ситуацию сейчас - семья может лишиться основного источника средств к существованию. Вот и получается, что чем больше идут на поправку дела на работе, тем сильнее портятся отношения с женой.
Но в целом жизнь начинает играть более яркими красками! На работе все хорошо. А если жена смотрит неласково - всегда есть друзья, готовые поддержать морально. Опять же, мужик идет на подъем, по нему это видно - и женщины обращают на него внимание. А женский интерес весьма позитивно влияет на манеру мужчины держаться и на его уверенность в себе. Через некоторое время жена понимает: «Такая корова нужна самому» (или в данном случае: «Такой бык нужен самой»). Или, может быть, она просто соскучилась... и делает решительный шаг к примирению. Итак, у нашего героя снова все в жизни в полном порядке.
А что было бы, если бы он оказался успешен только в одной сфере, например в работе? Плохо было бы. Во-первых, серьезный форсмажор на работе разрушает всю его жизнь. Нет запаса прочности, нет психологической защиты, нет отдушины - ничего не остается, кроме кризиса и стресса. А во-вторых, что это за жизнь, в которой нет ничего, кроме работы?
Может ли человек быть успешен во всех шести сферах одновременно? Может, но не сразу. Нужно большое искусство и умение управлять своим временем, чтобы совмещать интересы во всех сферах и чтобы одна сфера не развивалась в ущерб другим.
Ключевой же вывод состоит в том, что обязательно нужно формули-ровать свои цели во всех основных шести жизненных сферах.
Раз уж мы заговорили о жизненных целях, самое время вспомнить еще одну полезную технологию. Обычно люди формулируют свои цели довольно расплывчато и неопределенно. Такие формулировки не очень помогают достижению целей. Гораздо эффективнее форму-лировать свои цели по принципам SMART. В переводе с английского цели SMART можно трактовать как «умные» цели.
SMART OBJECTIVES: «Умные» цели
S Specific Конкретные
м Measurable Измеримые
А Ambitious Амбициозные
R Relevant Уместные, достижимые
Т Time Ориентированные во времени
Дополнительное условие: цели должны быть согласованы между собой.
А теперь потренируемся в переформулировании обычных целей в SMART-цели.
Например, возьмем цель «Я хочу похудеть». На самом деле это еще не цель, а так, неопределенное намерение. Давайте превратим его в настоящую цель!
Во-первых, каково исходное положение дел? Предположим, Вы мужчина, на дворе - 10 ноября 2009 года, Ваш вес - 100 кг. При Вашем росте такой вес явно чрезмерный. До какого веса Вы хотите дойти? Допустим, Ваша амбициозная цель - 85 кг. За какое время можно сбросить вес со 100 до 85 кг? При среднем темпе 4 кг в месяц Вам потребуется около 4 месяцев плюс резерв (не забывайте и о новогодних праздниках, которые явно не помогут похудеть). Получается, конечную точку мы можем запланировать на 31 марта 2010 года. Такая цель будет и достаточно амбициозной, и достижимой. При этом она становится вполне конкретной, измеримой (если у Вас еще нет весов - приобретите их) и ориентированной во времени. Все требования к целям SMART выполнены! Итак, в результате получилась следующая формулировка SMART-цели.
Мой вес 31 марта 2010 года -
85 кг или меньше.
Обратите внимание: при формулировании целей SMART нужно из-бегать слова «нет». Формулируя цель SMART и регулярно ее пере-читывая, Вы таким образом воздействуете на свое подсознание. Но подсознание человека не понимает слов «нет» и «не». Поэтому «вес не больше 85 кг» подсознание воспримет как «вес больше 85 кг», что явно не поможет Вам достичь цели.
Переформулируем еще одну цель. «Я хочу купить квартиру в Мо-скве» - цель достойная, но довольно неопределенная. Когда купить, какую квартиру? Вот как может выглядеть такая цель, сформулиро-ванная по принципу SMART.
В 2012 годуя владею квартирой в Москве: трехкомнатной, площадью 80 квадратных метров или больше, расположенной в 15 минутах ходьбы от метро или ближе.
На примере данной цели виден еще один полезный навык: формулируйте цели в настоящем времени (но с указанием даты, к которой Вы планируете достичь этой цели), как будто дата уже наступила и цель достигнута. Это весьма благотворно повлияет на восприятие SM ARTцелей Вашим подсознанием.
А теперь прошу Вас самостоятельно переделать каждую из приведен-ных ниже «обычных» целей в SMART-цель. Очень важно выработать в себе навык сразу же на автомате переформулировать любые цели, которые Вы ставите, в цели SMART. И лучший путь для этого - тренировка!
Цель Цель SMART
Я хочу стать долларовым миллионером
Я хочу больше времени проводить с детьми
Я хочу путешествовать но миру.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОИСКА ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ 4

1.1. Значение постановки жизненных целей 4

1.2. Анализ знаний по постановке жизненных целей 7

1.3. Роль персонального стратегического менеджмента в постановке жизненных целей 10

2. ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА ЖИЗЕННЫХ ЦЕЛЕЙ 14

2.1. Основные этапы поиска жизненных целей 14

2.2. Процесс нахождения целей Л.Зайверта 18

2.3. Технология построения и реализации жизненной стратегии 23

3. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ КАК ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ИХ ПОСТАНОВКИ 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

ПРИЛОЖЕНИЕ 36

ВВЕДЕНИЕ

Для всестороннего и гармоничного развития личности, достижения ею жизненного успеха во всех сферах жизни важной составляющей является постановка и достижение достойных целей. В наше время в обществе мало кто ставит цели и мало кто ценит важность постановки целей в жизни. А ведь для каждого человека самоопределение и самоутверждение в жизни всегда очень важно, и поэтому люди, точно знающие, «что и как делать?», являются наиболее преуспевающими. Именно поэтому изучение технологии поиска жизненных целей в настоящее время приобрела особую актуальность.

Цель работы – исследование теоретических и практических аспектов технологии поиска жизненных целей.

Для достижения поставленной цели определен круг задач:

1. Изучение теоретических аспектов поиска жизненных целей.

2. Исследование технологий поиска жизненных целей.

3. Рассмотрение формулирования жизненных целей как заключительного этапа их постановки.

Объектом курсовой работы являются жизненные цели.

Предметом курсовой работы является технология поиска жизненных целей.

Курсовая работа состоит из введения, основного содержания, включающего три главы, заключения и приложения. В курсовой работе содержатся 5 таблиц и 1 иллюстрация. Список использованной литературы включает 15 наименований.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОИСКА ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

1.1. Значение постановки жизненных целей

Для каждого человека самоопределение и самоутверждение в жизни всегда очень важно, и поэтому люди, точно знающие, «что и как делать?», являются наиболее преуспевающими.

Выдающийся менеджер Ли Якокка утверждает: «Чтобы преуспеть в бизнесе, как, впрочем, и почти во всем другом, самое главное – это уметь сосредоточиться и рационально пользоваться своим временем. А чтобы целесообразно использовать свое время, необходимо твердо осознать, что именно главное в вашей работе, а затем отдать себя целиком осуществлению этого главного» .

Человек, ясно видящий свою цель, наверняка достигнет ее, приложив определенные усилия и выработанные способности.

Когда мы хотим достичь чего-либо, мы рано или поздно сделаем это, если не будем медлить, лениться. Нами движет цель, которая не дает расслабиться. Цель – наш ориентир, на который направлена наша жизнедеятельность, который ведет нас через трудности и преграды действительности. Цели являются побудителями наших действий, мотивами, определяющими нашу активность.

Постановка целей означает взгляд в будущее, ориентацию и концентрацию наших сил и активности на том, что должно быть достигнуто. Чтобы угнаться за темпами общественных и экономических перемен, каждому человеку необходимо проводить тщательную и регулярную переоценку своих целей. Все люди отличаются друг от друга, каждый действует в уникальной среде, поэтому работа по формулированию целей должна иметь индивидуальный характер.

Постановка цели требует выразить в виде четких намерений и в точных формулировках явные и скрытые потребности, интересы, желания и задачи, а также сориентировать действия и поступки на эти цели и их выполнение. Без целей отсутствует критерий оценки, по которому вы могли бы измерять свои трудозатраты. Цели к тому же являются и критерием для оценки достигнутого. Даже самый лучший метод работы ничего не стоит, если вы заранее четко и однозначно не определите то, чего вы хотите.

Цели не задаются раз и навсегда. Постановка целей – процесс постоянный. Они могут изменяться с течением времени, например, если в процессе контроля за реализацией выясняется, что прежние представления были неверными или что запросы оказались завышенными или, наоборот, заниженными.

Постановка цели является безусловной предпосылкой планирования, принятия решений и ежедневной работы.

Таким образом, установление личных целей позволяет:

Лучше осознать имеющийся в отношении карьеры выбор;

Убедиться в правильности избранного пути;

Лучше оценить эффективность действий и опыта;

Убедить окружающих в верности вашей точки зрения;

Получить дополнительные силы, мотивацию;

Повысить вероятность достижения желательных результатов;

Сконцентрировать силы на стратегических направлениях. Цели служат концентрации сил на ключевых направлениях.

Знать свои цели и последовательно к ним стремиться означает концентрировать свою энергию на действительно важных делах, вместо того чтобы понапрасну тратить свои силы. Осознание своих целей может определять значительную самомотивацию для работы.

Над людьми, не имеющими четких личных целей, обычно господствуют требования момента, они больше заняты текучкой, чем важными, перспективными проблемами.

Установление целей помогает нам оградить себя от требований, предъявляемых ситуацией или другими людьми, добиваясь целей, важных для нас лично.

В жизни руководителя существуют этапы, когда ему особенно необходимо прояснить свои личные цели. Обычно эти этапы совпадают с возрастными рамками, например:

этап 1: 20–24 года – начало карьеры;

этап 2: около 30 лет – приобретение определенной компетентности;

этап 3: около 40 лет – анализ достижений и рассмотрение возможностей для серьезных перемен;

этап 4: около 50 лет – подведение итогов профессиональной карьеры и подготовка к ее завершению;

этап 5: около 60–65 лет – переход к внеслужебной жизнедеятельности .

Важность формулирования личных целей возрастает, когда вы осуществляете один из этих жизненных этапов. В то же время творческий подход к жизни требует постоянной открытости ко всему неожиданному и готовности осуществлять анализ и поиск лучших решений, достижимых в тот или иной момент.

Постановка конкретных целей повышает производительность потому, что человек в этом смысле обладает четкими ожиданиями относительно результата. Согласно теории вероятностей, если люди четко представляют, каких результатов от них ожидают, и если они ощущают сильную вероятность того, что, прилагая определенные усилия, они смогут достичь данного уровня производительности и получить соответствующее вознаграждение, то их мотивация выполнения задания существенно возрастет. Если действительно вы верите в то, что делаете, следует упорно добиваться своего даже перед лицом возникающих препятствий.

Постановка цели означает взгляд в будущее, ориентацию и концентрацию наших сил и активности на том, что должно быть достигнуто. Существует громадное различие между твердым «я», которое необходимо, и непомерным «я», которое способно действовать разрушительно. Человек, обладающий твердым «я», знает свои сильные стороны. Он уверен в себе. Он имеет четкое представление о том, чего он может добиться, и решительно движется к достижению своей цели.

Таким образом, цель описывает конечный результат, т.е. речь идет не о том, что вы делаете, а о том, для чего и ради чего вы это делаете.

1.2. Анализ теоретических знаний по постановке жизненных целей

Рассмотрим, какие знания существуют в нашем обществе по целям, каким образом они доносятся до людей и насколько они доступны всем.

Возьмем науку. Вопросами целей должна заниматься философия, ее же раздел – этика, как правило, рассматривает не цель как таковую, а в составе категории «целеполагание», причем или в историческом аспекте, или с позиций какого-то философского направления, например, детерминизма. Если посмотреть диссертации по целям и учебники по этике, они написаны сложным профессиональным языком с массой специальных терминов, практически недоступны широкой аудитории и то, что в них написано, не дает людям жизненно необходимых знаний, чем руководствоваться при постановке целей и как их достигать. В учебниках по философии для ВУЗов вопросы постановки и достижения целей также не рассматриваются. Т.е., философские трактаты служат самим философам, а практических знаний в общество не несут. Психологи также не выделяют цель отдельно, а рассматривают ее в разделе мотивации , больше уделяя внимание изучению потребностей и мотивов поведения и деятельности человека, не предлагая человеку научных знаний по достижению целей. Даже в появившихся в последнее время методических пособиях типа «Азбука психологии» , предназначенных для школьников и предлагающих введение курса основ психологии в качестве факультативных занятий в школах, рассматриваются вопросы, касающиеся изучения личности: темперамент, характер, способности, профессиональная ориентация, т. п., а вопросам постановки целей внимание не уделяется, в то время как постановка целей – наиболее сложная задача для мышления, итог познания себя и этого мира и основной вопрос, на который должен ответить каждый человек – смысл своей жизни. Т.о., наука не дает конкретных практических знаний по достижению целей, жизненно необходимых каждому человеку, тогда как именно наука должна нести в образование (на всех его уровнях) истинные знания о мире, человеке, дать ответы на главные вопросы - ради чего стоит жить, во что верить, к чему стремиться, какие цели ведут к достойной жизни и дают уважение людей и признание общества, развитие личности и полное раскрытие своего потенциала.

В научно-популярной литературе вопросы постановки и достижения целей затрагиваются, в основном, в книгах по менеджменту, решают практические задачи «технологии поиска» и достижения целей по управлению карьерой и достижению жизненного успеха в профессиональной деятельности - в сфере самореализации, причем вопрос целей, как правило, занимает примерно 1/100 часть от всего текста.

Существует масса разных школ и центров успеха, школ лидерства, центров позитивной психологии, академий тренингов и т.п., которые, разрабатывают психотренинги, бизнес-технологии, проводят консультации, и, как правило, предлагают за несколько дней занятий сделать из обычного человека лидера, что изначально не вызывает доверия, так как процесс формирования новых качеств не может быть мгновенным и зависит от многих факторов. Работа с целями составляет небольшую часть общей программы и не дает полноты охвата всех вопросов, касающихся целей.

Сколько внимания и времени уделяют вопросам работы с целями СМИ – газеты, журналы, телевидение? Трудно вспомнить хотя бы одну передачу на экране телевизора, где вопросы постановки и достижения жизненных целей хотя бы слегка затрагивались. И в системе образования программ по целям нет. Современные школы и ВУЗы дают глубокие профессиональные знания, а вот искусству жизни на земле не учат, хотя успешность людей определяется не профессией, а их достижениями в ней и отношением к жизни в целом. Система образования практически не учит будущих граждан общества, ради чего стоит жить, нравственным идеалам, духовной культуре, этике взаимоотношений, как ставить и достигать цели, как раскрывать свой потенциал и развивать свои способности. В то же время, программы по постановке и достижению целей - являются жизненно необходимыми, их надо создавать и внедрять на всех ступенях системы образования и воспитания подрастающего поколения, если мы хотим в будущем иметь духовно развитых людей и жить в прекрасной, высокоразвитой стране. Обучение духовности, формирование у человека системы духовных ценностей, норм, идеалов, стремлений должно стать одной из основных задач образования.

Подытожим сказанное и обозначим несколько глобальных проблем, существующих в обществе по целям.

Многие проблемы общества (наркомания, пьянство, др.) напрямую связаны с бесцельностью существования людей, эгоизмом, потребительским отношением к жизни.

Мало кто в обществе в наше время ценит важность постановки жизненных целей для целенаправленного формирования гармонично развитой, высоконравственной, счастливой личности и дальнейшего развития общества.

СМИ, книги мало уделяют внимания вопросу целей, обычно говорят только о целях по самореализации. Полноты целей – охвата всех сфер жизни человека в имеющейся информации нет. Цель – развитие, цель – служение (Богу, обществу), цель - взаимоотношения – об этом мало кто вообще думает, а тем более рассматривает их как цель.

Научных знаний о постановке и достижении целей, полных, структурированных, доступных широкой аудитории, практически нет.

В системе образования программ обучения постановке и достижению Целей, формирования себя как личности, гражданина, пока тоже нет.

Пути решения проблем - ввод в образование (на всех его уровнях) программ по обучению постановке и достижению жизненных целей.

Что это даст человеку – обретение смысла жизни, вместо уныния, депрессии и зависимости от внешних обстоятельств - формирование себя и своей жизни – ощущение ее полноты и насыщенности, воодушевления и удовлетворенности в сердце. Эти знания помогут человеку не бояться жизни, а наслаждаться ею - «быть хозяином своей судьбы».

Что это даст обществу – его прогресс, рост позитивности, выход общества на новый уровень развития. Общество не существует само по себе. Общество – это совокупность человеческих личностей, которые прямо или косвенно влияют на его развитие. Существует критическая масса индивидуальных проявлений людей, которая формирует направленность развития общества, его психическое здоровье и процветание, его духовную и материальную жизнь. Поэтому очень важной заботой общества должна стать забота о духовном здоровье и развитии его членов. Общество должно формировать систему жизненных ценностей, являющихся стартовой площадкой для взлета души человека, максимального раскрытия его потенциала – творческого, интеллектуального, социального, тем самым формируя для себя же нового члена общества, способного влиять на дальнейшее развитие самого общества. Человека надо научить ставить цели, в том числе, социально значимые, пробудить стремление жить не только для себя, но и делать что-то важное для этого мира.

1.3. Роль персонального стратегического менеджмента в постановке жизненных целей

Персональный стратегический менеджмент представляет совокупность средств, форм и методов достижения человеком своих жизненных целей. Используя данный инструментарий, человек может попытаться оптимально сформировать и эффективно реализовать личную жизненную стратегию.

В основе идеологии персонального стратегического менеджмента (ПСМ) лежит мысль о том, что каждый человек хочет чего-то добиться в жизни. Осознавая свои потребности, он ставит и решает определенные задачи, достигая, таким образом, свои цели.

Характер действий по полаганию и достижению целей у разных людей различен, меняется он и у конкретного человека с течением времени. Но несмотря на это, данные процессы имеют общие черты и закономерности, что позволяет на основе анализа эмпирической информации относительно индивидуальных способов разработки и реализации жизненных стратегий сформулировать единообразный инструментарий.

Так, многие западные исследователи говорят о трехфазной модели жизненного цикла человека, а японские специалисты выделяют четыре фазы (от рождения до окончания школьного образования; поступление на работу и обзаведение семьей; трудовая жизнь; старость) . Целенаправленно управляя качественными и количественными параметрами смены фаз, человек может максимизировать полезность отдачи от каждого этапа.

Содержание самоуправления на разных этапах жизненного цикла имеет различное наполнение. В детстве человек всецело зависит от родителей, он, как правило, не способен самостоятельно принимать важнейшие решения. В зрелые годы обретается самостоятельность, и степень ответственности за принятие решений значительно увеличивается. В целом ПСМ необходимо разделить на экзогенный (экзо-ПСМ), когда разработать и воплотить жизненную стратегию человеку помогают сторонние лица (на ранней стадии – обычно родители, позже к ним подключаются друзья, педагоги, руководители и уважаемые люди), и эндогенный (эндо-ПСМ), когда человек относительно самостоятельно занимается этой работой.

Ключевыми в достижении личных жизненных целей являются следующие факторы:

Наличие стратегии жизни;

Владение технологиями ее реализации;

Умение работать с инструментами управления формированием персонального человеческого капитала.

Наличие стратегии жизни важно потому, что для осуществления некоторых жизненных целей обязательно нужно совершить ряд последовательных шагов, а иногда – пожертвовать текущим потреблением отдельных благ, чтобы получить большее количество и разнообразие благ в будущем.

Вложения в человеческий капитал, как правило, высокодоходны. Причем чем он более развит, тем большее количество ресурсов позволяет вовлекать в процесс персонального инвестирования. По мнению американского экономиста В. Боуэна: «Инвестиции в человеческий капитал подобны инвестициям в физический капитал в нескольких важных отношениях. И тот, и другой накапливаются в результате приложения экономических ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других предметов и услуг ради текущего потребления; в течение продолжительного времени и тот, и другой производят прибыли; наконец, и тот, и другой ограничены сроком жизни: машины изнашиваются, люди умирают» .

Социологи определяют понятие «стратегия жизни» в качестве символически опосредованного и выходящего по своему воздействию за пределы сознания идеального образования, реализующего в поведении человека его ориентиры и приоритеты. В повседневной жизни наиболее распространены три типа таких стратегий:

Благополучия. В ее основе лежит рецептивная (приобретательская) активность личности, направленная на обеспечение полной необходимых благ, спокойной, комфортной, размеренной и стабильной жизни;

Успеха. Данная стратегия рассчитана на общественное признание деятельности ее носителя и предполагает активную, насыщенную событиями, преуспевающую жизнь;

Самореализации. Она характеризуется творческой активностью, направленной на создание новых форм жизни безотносительно к их внешнему признанию (непризнанию), и предполагает красивую, гармоничную, близкую по своему содержанию к искусству, свободную жизнь.

Обобщенная модель механизма по разработке и реализации стратегии человеческой жизни представлена на рис. 1. В ней отражена взаимосвязь основных этапов цикла персонального стратегического управления.


Рис. 1. Основные этапы цикла персонального стратегического управления

2. ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА ЖИЗЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

2.1. Основные этапы поиска жизненных целей

Итак, вы хотите добиться большего в своей жизни. Сознаете ли вы, что реализация ваших намерений потребует от вас полной отдачи, отказа от чего-либо привычного для вас и напряжения всех духовных и физических сил, возможно, в течение продолжительного времени? Действительно ли это именно то, чего вы хотите? В противном случае все ваши усилия могут пропасть даром.

Однако одного желания для работы с полной самоотдачей мало, перед вами сразу же встанут десятки вопросов, на которые вам надлежит ответить. Вот хотя бы первые из них:

Каких целей вы хотите достичь?

Согласуются ли они между собой?

Существуют ли так называемая высшая цель и определенные промежуточные цели на пути к главной?

Знаете ли вы, что сами можете сделать для этого (сильные стороны) и над чем вам еще надо работать (слабые стороны)?

Для нахождения личных и профессиональных ориентиров в первую очередь выясните, чего именно вы хотите, т.е. добейтесь ясности цели. Это является предпосылкой успехов в деловом плане и в личной жизни. Найти личные жизненные цели и дать им определение означает придать своей жизни направление. Например, одним из условий успешной карьеры является правильный выбор профессии. В этом случае вы можете воплотить в действительность свои собственные ценности.

Крах или отсутствие жизненной цели – сильнейшая психотравма. Тот, кто не знает, ради чего и кого он живет, не удовлетворен судьбой. Однако часто разочарование постигает и тех, кто ставит перед собой нереальные, недостижимые по субъективным и объективным причинам цели.

Твердый порядок письменного изложения какой-либо идеи – это первый шаг к ее претворению в жизнь. В разговоре можно, часто не отдавая себе в этом отчета, высказывать всякого рода смутные и нелепые идеи. Когда же вы излагаете свои мысли на бумаге, происходит нечто такое, что побуждает вас вникнуть в конкретные детали. При этом гораздо труднее ввести в заблуждение самого себя или кого-либо другого.

Обычно цели устанавливаются на конкретный период, поэтому полезно наблюдать за процессом их определения, утверждения и приведения в действие в следующей последовательности.

Шаг первый – прояснение потребностей.

Нужно устанавливать цели в ситуации, которая не удовлетворяет вас или может стать таковой. Установление личных целей требует анализа текущей ситуации и ответа на вопрос, чего вы хотели бы добиться. Это требует воображения и определенной свободы от тех необоснованных ограничений, которые ранее были приняты без всяких возражений.

Шаг второй – прояснение возможностей.

Большинство руководителей осуществляют выбор из ряда возможностей во всех сферах жизни. Некоторые из этих возможностей могут противоречить вашим ценностям или вызывать трудности для тех, кто вас окружает. Первый шаг в прояснении возможностей состоит в установлении как можно большего их числа. Этого частично можно добиться напряжением собственной мысли, но расширить список можно путем изучения ситуации и привлечения окружающих. Разумный выбор нельзя осуществить, пока не установлены все имеющиеся возможности.

Шаг третий – принятие решения о том, что вам нужно.

Списка возможностей недостаточно; необходимо знать, к чему вы стремитесь и чего хотите добиться. Это может показаться очевидным, но определить, что вам нужно, не всегда просто. Необходимо ответить на 3 ключевых вопроса:

Что является для вас важным?

На какой риск вы готовы пойти?

Как ваши решения повлияют на окружающих?

При этом первый вопрос связан с определением ваших личных ценностей и позиций. Здесь же только необходимо подчеркнуть, что качество решений о выборе образа жизни во многом зависит от глубины самоизучения.

Второй вопрос поможет определить личные границы и пределы, влияющие на ваш выбор. Можно решить, что некоторые возможности слишком рискованны и лучше обратиться к методам действий с более надежными результатами. Однако это заставляет людей избегать рискованных возможностей, даже не оценив реальную степень риска.

Третий вопрос направлен на изучение того, кто и как может быть затронут вашими решениями. Следует определить, стоит ли результат тех затрат, которые вызваны этим влиянием на окружающих. Обсуждение идей и возможных действий с теми, кого они, вероятно, затронут, а также наблюдение за их реакцией помогут сделать трудные решения более точными.

Шаг четвертый – выбор.

Когда уже определен диапазон имеющихся возможностей и ясны потребности и желания, необходимо сделать выбор. Установление цели представляет собой активный шаг, поэтому в момент выбора вы берете на себя обязательство, что избранный образ действий обеспечит удовлетворительный результат. Кроме того, это означает, что можно осуществить и следующие шаги.

Шаг пятый – уточнение цели.

Цели полезны в качестве напоминания о том, для чего предпринимаются действия. Часто для достижения одной цели необходимы разнообразные действия. При этом можно потерять из виду желаемый конечный результат и погрузиться в текучку. Если такое случается, руководитель обычно может часами работать, напрягая все силы, чтобы добиться успеха, и все же у него мало что получается. Сопоставление логических связей между общими задачами и конкретными рабочими процессами может сократить излишние усилия в уточнении целей.

Шаг шестой – установление временных границ.

Время – это ресурс, с которым следует разумно обращаться, но которым можно и серьезно злоупотреблять. Занимаясь слишком многим одновременно, трудно добиться результата во всем, поэтому необходимо рационально распределить время. На этот процесс влияет много факторов, в том числе следующие:

Обычные требования работы;

Чрезвычайные или дополнительные требования, возникающие в работе;

Ожидания окружающих;

Личные надежды и стремления;

Чувство долга и уже взятые на себя обязательства;

Привычная практика.

Так как многие решения о том или ином использовании времени принимаются спонтанно, время зачастую тратится без какой-либо оценки реальной полезности таких затрат.

Люди должны относиться ко времени как к ценному ресурсу, подобному деньгам в банке. Время предоставляет возможности, и управление временем обеспечит расширение этих возможностей.

Шаг седьмой – контроль своих достижений.

Существуют следующие преимущества наблюдения за личными достижениями:

Появляется обратная связь с результатами работы;

Возникает чувство удовлетворения по мере продвижения к цели;

Создается возможность переосмыслить избранную стратегию и спланировать новый метод действий.

Семь шагов, рассмотренных выше, могут служить контрольным средством для прояснения целей.

2.2. Процесс нахождения целей Л.Зайверта

1. Разработка общих представлений о жизненных устремлениях.

4. Инвентаризация целей. Рассмотрим этот процесс подробнее.

1. Разработка представлений о жизненных устремлениях

Попробуйте изобразить для себя настоящую и возможную (будущую) картину вашей жизни, к примеру, в виде так называемой «кривой» жизни, отметив крупнейшие успехи и поражения в личной и профессиональной сферах. Пометьте на «кривой» то место, где вы сейчас находитесь, а также напишите ключевые слова, характеризующие успехи или неудачи, рядом с экстремальными точками вашей «жизненной кривой». Попробуйте представить свое будущее и продолжите «кривую» дальше.

Затем назовите пять важнейших пунктов (целей), которых вы хотите достичь.

2. Дифференциация во времени жизненных целей.

Разделите свои жизненные цели по временным критериям, для чего можно использовать временной ряд (табл. 1). При этом следует принимать во внимание лиц из вашего ближайшего окружения (партнеров, детей, родителей, шефа, друзей и т. д.) и события, с которыми вы должны считаться.

Таблица 1

Временной ряд для нахождения личных целей


3. Разработка ключевых представлений в профессиональной сфере.

Определите свои личные и профессиональные цели (ориентиры) по схеме:

личные желания:

Среднесрочные (5 лет);

Краткосрочные (ближайшие 12 мес.); профессиональные цели:

Долгосрочные (жизненные цели);

Среднесрочные (5 лет);

Краткосрочные (ближайшие 12 мес.).

Таким образом, вы проведете инвентаризацию своих идей, отфильтровывая при этом важнейшие позиции, т. е. жизненные личные и карьерные цели.

Обязательно выделите свои профессиональные ориентиры, так как если и есть в жизни что-то судьбоносное, так это выбор профессии, который является одним из основных условий успешной карьеры.

Попробуйте ответить на следующие вопросы:

Чем бы вы охотнее всего занимались в профессиональном отношении?

Если бы вы могли свободно выбирать служебное положение, звание, отрасль, организацию, предприятие или институт, кем бы вы охотнее всего стали?

Дать объективные ответы очень важно, ибо профессиональный ориентир является ключом к профессиональному и личному успеху, так как он:

Усиливает мотивацию трудовых достижений;

Направляет в определенное русло вашу активность, профессиональные устремления при выборе профессии;

Является руководством для последующего исполнения ваших служебных обязанностей.

Как только вы определили для себя личные и профессиональные цели, займитесь вашими личными ресурсами, т. е. средствами для достижения поставленных вами целей. Л. Зайверт называет этот процесс ситуационным анализом.

Способности человека определяются совокупностью разнообразных факторов: наследственностью, воспитанием, состоянием здоровья, средой обитания. Более того, способности не остаются неизменными, их можно развивать, но можно и утратить.

Вам следует определить, где вы находитесь в настоящее время на своей «кривой жизни», отметив свои крупнейшие успехи и поражения, указав при этом, какие качества для этого потребовались и каких недоставало. Определяя свое настоящее местонахождение, ответьте на вопросы.

В личной сфере:

Мой жизненный путь: какими были мои крупнейшие успехи и неудачи?

Каково влияние семьи (детство, юность, родители, братья и сестры, близкие)?

Каковы дружеские связи? Неприязненные отношения?

При каких обстоятельствах я чувствую себя сильным, побежденным, слабым?

Какие меры я хочу предпринять для предотвращения опасностей, трудностей, проблем?

В чем могут раскрыться мои возможности? В чем не могут? Что я могу сделать?

Что я хочу конкретно сделать, чтобы принести пользу окружающим?

В профессиональной сфере:

Знаю ли я задачи по работе на моей должности?

Знаю ли я, чего от меня ожидают?

Знаю ли я рутинные, однообразные дела, относящиеся к сфере моей деятельности? Планирую ли я их?

Устанавливаю ли я приоритеты?

Выполняю ли я своевременно свои задачи?

Каковы главные преимущества моей работы?

4. Инвентаризация целей.

Следующим шагом будет группировка ваших достоинств и недостатков и выделение двух-трех важнейших сильных и слабых сторон (табл. 2).

Таблица 2

Баланс личных успехов и неудач


Подобный анализ личных качеств является предпосылкой для планирования дальнейших шагов и мер по достижению целей.

Очень важно правильно оценивать себя, в чем могут помочь специальные системы тестирования, дающие возможность разобраться в своих достоинствах и недостатках (табл. 3).

В процессе анализа необходимые для достижения желаемых целей средства (личные, финансовые, временные ресурсы) сравниваются с реальной ситуацией. Например, выберите пять важнейших целей и определите необходимые для них средства (табл. 4).

Таблица 3

Тест «мои способности»


Проверьте, чего еще вы должны достичь или к чему приступить, чтобы ближе подойти к соответствующей цели, укажите необходимую для достижения целей квалификацию. Теперь поставьте конкретные реальные практические цели по приобретению опыта и способностей, которых вам еще не хватает.

Таблица 4

Анализ «цель – средство»


Используя данные табличные формы, можно определить соотношение ваших желаний и ваших личных качеств и способностей и на основании полученных результатов выработать свой индивидуальный алгоритм технологии поиска личных и профессиональных целей.

2.2. Технология построения и реализации жизненной стратегии

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения миссии и целей, а также позволяет выработать стратегию поведения, дающую возможность осуществить свою миссию и достичь поставленных целей .

В ходе такого анализа предполагается изучение двух составляющих:

Макроокружения;

Внутренних возможностей личности.

Изучая аспекты своего внешнего окружения, человеку нужно убедиться в том, какие возможности открывает перед ним жизнь, какие сферы общественного и экономического функционирования его привлекают, какие препятствия он может встретить на жизненном пути и какие последствия могут иметь те или иные шаги, которые он сделает в жизни.

Путем анализа своих внутренних возможностей человеку необходимо выяснить, на какие стратегические конкурентные преимущества он может рассчитывать в перспективе, развивая потенциал, которым обладает в данный момент.

Миссией человека можно назвать основную цель его жизни, которая, по словам А. Томпсона и А. Стрикленда, должна формулироваться «прежде всего с точки зрения повышения социальной роли» данного индивида.

Видение – это идеальный образ будущего состояния жизни, которого человек может достичь при самых благоприятных условиях. По мнению Б. Карлофа, оно «может служить основой для определения уровня притязаний в процессе стратегического планирования» .

В концепции ПСМ ключевым фактором, способным кардинально повлиять на формирование всей стратегии жизни, наравне с анализом среды является наличие у человека сформировавшейся персональной идеологии. Под этим термином обычно понимается «система идей и взглядов: политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности» . В ПСМ от качества персональной идеологии зависит обоснованность принятия и выполнения как стратегических, так и оперативных решений.

На этапе определения стратегических целей осуществляется первичная декомпозиция (секторизация) миссии на две логически обособленные группы в зависимости от сферы жизни – профессиональную и социальную. Дальнейшая декомпозиция и операционализация жизненной миссии идут в рамках названных сфер. Стратегические цели в концепции ПСМ имеют долгосрочный характер и формируются исходя из состояния жизни человека в пределах максимально возможного временного горизонта.

В целом процесс определения стратегических жизненных целей человека согласно концепции ПСМ описывается схемой, разработанной на основе алгоритма поэтапной реконструкции жизненной стратегии личности, в виде «постепенного обновления стратегии жизни путем последовательной «разработки» и «сборки» ее исходных компонентов – образов, смыслов жизни, жизненных ценностей, норм и целей» (Приложение).

На рисунке стадии формирования целей представлены в виде ряда структурно сопряженных процедур, аналогичных последовательности элементов системы стратегического ориентирования:

преображение – соединяет в себе эмоционально-чувствительное восприятие настоящей жизни и поиск новых образов; на этом этапе стратегический выбор личности характеризуется кардинальным изменением способа восприятия жизни и соответствующих ему образных представлений;

переосмысление – сопровождается отказом (частичным или полным) личности от прежних смысложизненных ориентаций и формированием нового представления о смысле жизни;

переоценивание – происходит изменение ценностных ориентаций, принятых на долговременную перспективу, в результате чего осуществляется смена ценностной парадигмы личности, ее высших диспозиций;

нормативная переориентация («перенормирование») – характеризуется пересмотром жизненных норм, а также соответствующих им принципов и правил;

целевая переориентация («перенацеливание») – означает выбор и разработку стратегических жизненных целей, т.е. формирование новых целевых ориентаций .

На этапе разработки идет формирование общих и частных инструментов реализации жизненной стратегии. В первую очередь создается концепция достижения стратегических целей (она представляет собой обобщенное изложение основных подходов, принципов и методов). Затем вырабатывается общая стратегия жизни. После этого осуществляется ее декомпозиция на ряд взаимосвязанных компонентных стратегий, которые преследуют свои цели. Таким образом, происходит последовательная операционализация этапов всех компонентных стратегий с единой временной и качественной взаимоувязкой. На этой базе создается общая программа реализации жизненной стратегии. Причем компонентные подпрограммы оперируют рядом конкретных и общих ПСМ-технологий, которые применяются как в экзогенном, так и в эндогенном персональном стратегическом управлении.

На данном этапе также осуществляется операционализация трех основных стратегических активов человека, имеющихся у него на момент разработки стратегии: человеческого капитала; финансовых ресурсов; времени. В свете этого среди разрабатываемых на этапе подпрограмм отмечу следующие:

Инвестирование в персональный человеческий капитал;

Эффективное распределение личного времени исходя из его альтернативной стоимости;

Оптимизация персональных финансов;

Образовательно-трудовая (помогающая оптимизировать издержки при получении необходимого образования и осуществлении профессиональной карьеры).

Реализация стратегии, выработанной на предыдущем этапе, происходит путем выполнения компонентных подпрограмм в установленные сроки с одновременным достижением параметров, предусмотренных стратегическими целями.

На этапе корректировки жизненной стратегии осуществляется ее адаптация к новым стратегическим ориентирам, современным требованиям и вызовам внешней среды, а также к тем качествам, которые человек обнаружил в себе.

Личность, осознавая свои возможности, используя положительные стороны натуры и сознательно корректируя индивидуальные качества в ту или иную сторону, может кардинально изменить ход своей жизни в желаемом направлении.

3. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ КАК

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ

Последняя фаза процесса постановки целей – конкретное формулирование практических целей для последующей стадии планирования. «Цель» по самой своей глубокой сути есть опережение реальных событий действительности. Каждая цель реализуется в действие. При этом реализация цели в действие представляет собой сложный процесс.

Объясняя свои поступки, человек ссылается обычно на определенные причины, вынудившие его поступить так, а не иначе, и говорит себе и всем заинтересованным в этом людям, что он стремился к достижению какой-то цели.

Анализ человеческого поведения показывает, что между целью и поступком нет однозначного соответствия. Одна и та же цель может быть достигнута многими путями, и один путь ведет к разным целям. У каждого человека должна быть сформирована более или менее устойчивая система целей: одни цели более предпочтительны, другие отодвинуты на второй план. В совокупности целей каждого человека обнаруживаются цели главные и промежуточные, подчиненные главным, но без которых нельзя достичь конечной цели. К одним целям человек проявляет чрезвычайный интерес и готов пожертвовать самым дорогим для их достижения, другие же цели его мало волнуют, не затрагивая эмоциональной сферы. На языке теории управления такая система соподчиненных целей называется деревом целей.

Французский социолог Б. Гурней выделяет четыре типа личных целей человека, вступившего в управленческую организацию:

1. Стремление к безопасности, к исключению угроз риска для себя лично.

2. Стремление к повышению жизненного уровня. Для понимания этой цели следует иметь в виду, что удовлетворенность работников своей зарплатой зависит не только от абсолютной величины вознаграждения, но и от соотношения с зарплатами их коллег.

3. Стремление к власти. Эта цель распадается на ряд взаимосвязанных подцелей: стремление к расширению круга своих полномочий, достижению автономии, продвижению вверх по служебной лестнице.

4. Стремление повысить и укрепить престиж. Эта цель разбивается на две подцели: укрепление личного престижа и престижа самой организации.

Шансы на успех при формулировании целей возрастают, если удается избежать следующих потенциальных слабостей:

1. Недостаток реализма. Цели должны быть достижимы, хотя предпочтительно, чтобы они требовали некоторого напряжения возможностей человека.

2. Неопределенные временные рамки. Хорошо установленные цели содержат временные рамки их достижения. Последние могут периодически пересматриваться.

3. Отсутствие измеримости. Всегда, когда это возможно, цели должны быть выражены в измеряемых понятиях. Это позволяет четко оценивать достигнутое.

4. Неэффективность. Цели имеют смысл только в том случае, если они явно вписываются в более общие задачи работы. Поэтому основным критерием здесь является эффективность, а не эффектность, и такие цели должны иметь свое место в задачах организации.

5. Недостаток совместной заинтересованности. Люди, объединившиеся для совместной работы ради достижения общей цели, могут получать дополнительные силы от работы в группе.

6. Конфликт с другими. Цели индивидуальной или групповой работы определяются таким образом, что они противоречат друг другу. Способов преодоления этих конфликтов немного, и масса усилий тратится впустую.

7. Недостаток информированности. Большие организации особенно уязвимы к сбоям в распространении информации. Совет директоров устанавливает цели, часто выраженные в финансовых показателях, но затем не информирует об этом. Возможно, какие-то фрагментарные известия просачиваются к подчиненным, но им недостает убедительных целей, выраженных в общечеловеческих понятиях.

8. Использование в качестве наказания. Установление целей может использоваться для преследования и наказания людей. Когда подобная философия широко распространяется, процесс установления целей воспринимается отрицательно и искусно саботируется.

9. Недостаток анализа. Большим преимуществом установления целей является создание основы для систематического анализа. Проведение консультаций позволяет обучать людей, в результате чего происходят изменения в ресурсах и системах.

Обычно имеется 5–8 основных позиций достижения цели. Основные позиции в некотором смысле есть более подробно описанная цель. Для наибольшего успеха в достижении цели выпишите для себя свои общие цели и основные позиции их достижения .

Цели задают направление движения. Можно представить себе большое океанское судно. Хотя на нем есть все необходимое, чтобы перевезти тяжелый груз из одного пункта в другой, оно не может двигаться без руля. Цели – это и есть руль в индивидуальном и групповом движении. Без него имеющиеся способности неверно направляются и соответственно тратятся зря.

Каждая цель имеет смысл тогда, когда установлены сроки ее воплощения и сформулированы желаемые результаты. Попробуйте сформулировать их применительно к своим желаемым и практическим целям и проверьте свои планы с точки зрения реалистичности.

Примером может служить следующий жизненный план (табл. 5).

Таблица 5

Жизненный план


При конкретном формулировании практических целей необходимо помнить и о таких аспектах, как физическое состояние, так как хорошее здоровье является предпосылкой активной жизни и успешного самоменеджмента. Для этого необходимо предусматривать в своих периодических планах (годовых, месячных, недельных и дневных) мероприятия для укрепления здоровья: ежедневные пробежки на свежем воздухе, лечение, плавание, лыжные пробеги, профилактические осмотры и т. д.

Не следует забывать о самообразовании, повышении уровня знаний и квалификации, своем культурном просвещении (путешествие, участие в культурных мероприятиях и т. п.).

Многие менеджеры считают, что личные цели помогают добиться больших перемен, если они отвечают следующим критериям:

Человек чувствует себя лично заинтересованным в их достижении.

Возможно успешное продвижение к ним малыми шагами.

Установлены временные пределы.

Четко установлен конкретный конечный результат .

Основные характеристики цели: точность определения, возможность измерить, достижимость, реалистичность, указание временных интервалов на ее исполнение.

Коротко остановимся на каждой из этих составляющих.

Точность определения цели. Приводит к получению конкретного результата.

Возможность измерить. Предполагается использовать цифры и другие общепринятые стандарты, позволяющие четко сопоставить то, что было до реализации цели и после нее.

Достижимость. Возникает вопрос: как добиться данной цели? Если вы имеете небольшой опыт или низкую квалификацию, то следует об этом подумать и записаться на специальные курсы.

Реалистичность. Помнить о том, что для достижения цели понадобится не один вечер.

Указание временных интервалов. Точно определить, на какой срок рассчитана ваша цель.

Постоянство и важность целей в жизни человека бывают различными. Некоторые из них имеют фундаментальный характер и сохраняются на протяжении жизни поколений (например, стремление к прибыли), другие цели более поверхностны и имеют временный характер (например, желание приятно провести Рождество).

Так или иначе, осознанно или нет, но вы думаете о своих жизненных целях всю жизнь. Однако думать о них и записать на бумагу – разные вещи. Незаписанные цели часто остаются туманными и утопическими мечтами, вроде таких мыслей: «хорошо бы попутешествовать», «хорошо бы стать миллионером». Запись же требует от вас большей определенности в выражении, цели сужаются: вы должны выразить ваши стремления в нескольких словах, а не в том их множестве, которое прошло в ваших мыслях.

Документом, который поможет вам установить, чего на самом деле вы хотите добиться, является Декларация Жизненных Целей. Она придаст вашей жизни целеустремленное направление, поможет вам почувствовать себя хозяином своей судьбы.

Всем известно, что легче установить цели, чем достичь их. Многие небрежны и нереалистичны в формулировании целей, потому что слишком легко относятся к своим обязательствам и готовы в любой момент забыть о них. Поведение человека, эффективного в постановке целей, характеризует тщательное изучение возможных обязательств и реальности их выполнения, прежде чем он возьмет их на себя. Такой человек ответственно относится к своим обязательствам и к усилиям, требуемым для достижения целей, какие бы трудности ему ни встретились. Подобное отношение также ценно, если оно распространяется и на цели, принятые совместно с окружающими.

Цель, сформулированная в общем виде, может служить полезным руководством, но она не всегда способна привлечь внимание к тому, что нужно сделать, чтобы добиться успеха.

Вот несколько примеров личных целей, сформулированных в общем виде:

Быть удачливым в работе.

Иметь хорошие отношения со своей рабочей группой.

Уметь расслабляться в домашней обстановке.

Получать удовольствие от занятий спортом.

Об этих заявлениях нельзя сказать, что они достаточно определенны и увязаны во времени, хотя указывают на общую цель и область, в которой можно добиться успеха. Для того чтобы подобные заявления оказались полезными, они должны быть превращены в нечто более конкретное с помощью вопросов о том, как этих общих целей можно достичь, и постановки конкретных задач, четко расписанных во времени.

Следует ставить реальные цели. При этом не берите на себя слишком много, поскольку в этом случае персональные задачи имеют мало шансов быть выполненными. Чем больше целей вы себе поставите, тем больше вам придется менять в вашей прежней жизни, тем больше придется развивать активность.

Необходимо также устанавливать краткосрочные цели, согласованные с достижением ваших долгосрочных глобальных целей. При стремлении к долгосрочным целям вы должны считаться с изменением внешних условий и возникновением новых тенденций. Поэтому наряду с общими целями важно с точки зрения психологической мотивации ставить перед собой и краткосрочные достижимые подцели и добиваться промежуточных успехов.

Установление целей привносит в жизнь людей элементы директивной плановости. Нельзя допускать, чтобы попытки установления ясных целей подавляли непосредственность и ограничивали свободу реакции на новые ситуации. Наилучшим образом определенные цели – это те, которые позволяют быть более открытым по отношению к имеющимся возможностям.

При обнаружении непреодолимых, на ваш взгляд, препятствий в достижении целей необходимо задать себе следующие вопросы:

Действительно ли ваши цели важны для вас? Цели, в которых действительно не заинтересованы, обычно не достигаются.

Реальны ли ваши цели? Бывает, что люди устанавливают цели, которых почти невозможно добиться, а потом удивляются своей неудаче.

Вложили ли вы в достижение целей достаточно сил и внимания?

Вполне достижимые цели могут быть не реализованы из-за того, что для преодоления препятствий не было приложено достаточных усилий.

Сохраняют ли ваши цели актуальность? Возникновение новых обстоятельств может сделать некоторые ваши цели устаревшими.

Достаточно ли вы привлекали к вашему делу окружающих? Без помощи и поддержки многие проекты обречены на неудачу. Установление на ранних этапах работы взаимосвязей с окружающими помогает продвижению вперед.

Не слишком ли рано вы хотите сдаться? Во многих случаях люди «признают себя побежденными» слишком рано, тогда как настойчивость могла бы привести к успеху .

Выбор четких, ясных и, самое главное, правильных целей – процесс очень важный для каждого руководителя. Не каждый человек может четко выделить главные стремления в своей жизни и карьере. Для этого необходимо иметь определенный тип мышления, чтобы поставить частные цели на службу общим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в результате выполнения курсовой работы были исследованы теоретические и практические аспекты технологии поиска жизненных целей.

В заключение стоит отметить следующее.

Постановка цели - не просто полезное занятие, а совершенно необходимый элемент успешной деятельности. Победители в жизни знают, куда держат путь. Проигравшие идут только туда, куда их посылают, или остаются на месте. Они проводят свою жизнь, работая для достижения целей других. Цель организует усилия. Фиксируясь в уме и пронизывая все подсознание, она начинает автоматически влиять на ваше поведение, направляя его на достижение результата. Психологическим эффектом этого будет то, что задача закрепится в вашем подсознании настолько, что будет принята за образец и план действия, который станет в конце концов доминировать во всей вашей жизнедеятельности и последовательно поведет вас к достижению цели.

Существуют различные технологии поиска жизненных целей. Каждый человек выбирает вправе выбрать любую из них. Как говорится: «Ваша жизнь - в ваших руках, и вы можете сделать ее такой, какой пожелаете».

Изложенные выше технологии позволят сконцентрировать все свое внимание, силы, энергию на достижение поставленной цели, и помогут проявить себя с самой лучшей стороны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Проспект, 2003. – 405с.

2. Глухов В.В. Менеджмент. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 608с. Дорофеева Л.И. Менеджмент. – М.: Эксмо, 2007. – 192с.

3. Гурней Б. Введение в науку управления. Пер.: Яковлев Г.С., Ред.: Пискотин М.И. – М.: Прогресс, 1969. – 430с.

4. Зайверт Л. Ваше время в Ваших руках. Советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время: Пер. с нем. – М.: ИНФРА-М, 1995. – 265 с.

5. Ли Якокка. Карьера менеджера (пер. Р.И.Столлер) // электронный ресурс. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/76377/read

6. Маккей Х. Как уцелеть среди акул. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы/ Б.Карлоф. – М.: Юнити. – 2003. – 338с.

7. Михалева Е.П. Менеджмент. Конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 192с.

8. Производительные силы человека: структура и формы проявления. – СПб., 1993. – 120с.

9. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование// Социологические исследования. – 2006. – № 6.–С. 112-119.

10. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности //Социологические исследования. – 2005. – № 12. – С. 101, 103-104.

11. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Гуманит изд.Центр ВЛАДОС, 2001. – 320 с.

12. Современный словарь иностранных слов. – М.: ЮрайтИздат. – 2009. – 714с.

13. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Лидер, 2006. – 592 с.

14. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. – М. – 2008. – С. 562.

Зайверт Л. Ваше время в Ваших руках. Советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время: Пер. с нем. – М.: ИНФРА-М, 1995. – С. 48.

Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Проспект. – 2003. – С. 40.

Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. – М. – 2008. – С. 562.

Маккей Х. Как уцелеть среди акул. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы/ Б.Карлоф. – М.: Юнити. – 2003. – С. 244.

Современный словарь иностранных слов. – М.: ЮрайтИздат. – 2009. – С. 223.

Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование// Социологические исследования. – 2006. – № 6. – С. 119.

Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование// Социологические исследования. – 2006. – № 6. – С. 112.

Гурней Б. Введение в науку управления. Пер.: Яковлев Г.С., Ред.: Пискотин М.И. – М.: Прогресс, 1969. - С. 16.

Глухов В.В. Менеджмент. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – С. 359 – 360.

Дорофеева Л.И. Менеджмент. – М.: Эксмо, 2007. – С. 97.

“Цели – это мечты со сроком исполнения”, - Тони Роббинс (один из ведущих мировых мотивационных лекторов).

Как же Тони Роббинс ставит цели?

Он разработал простую систему, используемую им самим годами, чтобы мечтать по-крупному и ставить задачи, помогающие обрести веру в себя.

Весь процесс целиком занимает немногим более 30 минут, но в результате вы получаете по четыре очень воодушевляющие цели на год вперед в основных сферах вашей жизни.

Постановка целей является одним из наиболее эффективных способов мотивировать и побудить себя к действию. Так что, если у вас депрессия или вы хотите, чтобы в вашей жизни произошли большие перемены, такой подход может вам помочь.

В своей книге «Разбуди в себе исполина: как взять под контроль умственную, эмоциональную, физическую и финансовую сферу жизни» Тони Роббинс поделился своим опытом, используемым им для преобразования собственной жизни. Именно этим способом он делится и с другими на своих тренингах по постановке целей.

Первоочередные правила

Тони Роббинс рассказал о некоторых первоочередных правилах, чтобы извлечь как можно больше пользы из его упражнений в постановке задач:

  • Быстро записывайте. Очень важно воспользоваться моментом и быстро записать все идеи и мысли, которые у вас появляются. Как отмечает Роббинс: «У вас еще будет время подумать над путем достижения цели. А сейчас быстро записывайте свои идеи, и не пытайтесь себя в чем-то ограничивать, просто выкладывайте мысли на бумаге. Постоянно задавайтесь вопросом о том, чего бы вы хотели от своей жизни, имей вы возможность достигнуть абсолютно всего. Что вы начнете делать, если будете абсолютно уверены в достижении желаемого? На этом этапе не стоит думать о том, как конкретно вы будете ее добиваться. Сейчас нужно определиться со своими истинными желаниями. Просто сделайте это, и не сомневайтесь в своих способностях».
  • Не усложняйте. Роббинс пишет: «Не стоит тратить время на слишком конкретные планы, например, дом в престижном районе города с современной мебелью и модным ремонтом и садом в викторианском стиле. Вместо этого просто напишите: «Дом моей мечты с садом». С подробностями определитесь позднее».
  • Оставайтесь ребенком. Роббинс указывает: «Позвольте себе безгранично исследовать жизненные возможности. Пусть в этом процессе присутствуют радость и смелость».

Четыре сферы для проработки

Тони определяет четыре сферы для постановки целей:

  1. Личностное развитие
  2. Карьера, бизнес, финансы
  3. Развлечения, приключения
  4. Общественная жизнь

Основная мысль в том, чтобы потратить по 5 минут для создания списков целей в каждой сфере, по 1 минуте для установки временных рамок по достижению каждой из них, а затем выбрать по одной основной задаче из каждой сферы и за 2 минуты описать, почему так важно ее достигнуть. Таким образом, вы потратите всего по 8 минут на каждую сферу и 32 минуты на все четыре сферы.

1. Личностное развитие

Теперь напишите цели своего личностного развития.

Первый этап. Запишите все, что вы хотели бы улучшить в сфере личностного роста (5 минут).

«Запишите все, что вы хотели бы улучшить в своей жизни касаемо личностного роста. Как бы вы хотели улучшить свое тело? Каковы ваши желания относительно умственного и социального развития? Быть может, к примеру, вы бы хотели изучить иностранный язык? Или научиться скорочтению? Возможно, стоит прочесть все работы Шекспира? Что бы вам хотелось испытать, достигнуть или освоить для получения положительных эмоций? Возможно, вам бы хотелось почувствовать сочувствие к тем, на кого вы злились? Каковы ваши духовные цели?»

Помогут также ответы на вопросы:

  • Чему бы вы хотели научиться?
  • Какими навыками вам бы хотелось овладеть?
  • Какие черты характера вам бы хотелось развить?
  • С кем бы вы хотели дружить?
  • Каким бы вы хотели стать?
  • Что бы вы могли сделать для улучшения своего физического состояния? Например: ходить на массаж каждую неделю? Или каждый день? Создать тело своей мечты? Записаться в спортзал и посещать его? Стать вегетарианцем? Поучаствовать в спортивном соревновании по триатлону?
  • Вы бы хотели побороть свой страх перелетов? Или публичных выступлений? Или страх плавать?
  • Что бы вы хотели изучить? Французский язык? Научиться танцевать и/или петь? Научиться играть на скрипке?

Второй этап. Установите срок исполнения для каждой цели по личностному росту (1 минута)

Цитата из книги «Разбуди в себе исполина»:

“После составления списка увлекающих вас целей личностного развития потратьте одну минуту для определения времени, которое понадобится для достижения каждой из них. На этом этапе уже важно знать, каким образом вы будете достигать желаемое. Установите себе временные рамки. Помните, что цели – это мечты со сроком исполнения. Как только вы определите время для их достижения, включатся ваши сознательные и подсознательные силы, а цель станет реальностью. Итак, если вы собираетесь достигнуть цели на протяжении года или менее, напишите 1 напротив цели. Если это займет до трех лет, напишите 3. Все точно так же для целей в пять, десять или двадцать лет».

Третий этап. Выберите самую важную для вас задачу на ближайший год и напишите, почему она так важна для вас (2 минуты)

Из книги «Разбуди в себе исполина»:

“Выберите единственную важнейшую цель, которую можно достигнуть за один год. Ее реализация вас чрезвычайно обрадует, вы почувствуете, что год был прожит не зря. Потратьте две минуты, чтобы написать абзац о причинах, по которым вы так сильно хотите достигнуть ее в течение года. Почему вы убеждены, что эта цель важна? Что вы получите после ее достижения? Что потеряете, если не достигнете ее? Действительно ли эти причины сильно мотивируют вас для ее достижения? Если нет, поищите другие объекты желания или более мотивирующие причины».

2. Карьера, бизнес, финансы

Теперь вы должны поставить цели в карьере, бизнесе и финансах.

Первый этап. Запишите цели в этих сферах (5 минут)

Из книги «Разбуди в себе исполина»:

“Запишите все, что вы хотели бы достигнуть в своей карьере, бизнесе или финансовой жизни. Какого уровня финансового достатка вам бы хотелось достигнуть? До какой должности вам бы хотелось дорасти?».

  • Сколько бы вы хотели зарабатывать? 50 тысяч долларов в год? 100 тысяч? Полмиллиона? Миллион в год? Десять миллионов в год? Или так много, что и не сосчитаешь?
  • Каковы цели вашего бизнеса? Вы хотите, чтобы ваша компания стала публичной? Вы желаете стать лидером в отрасли?
  • Какой чистой стоимости активов вы хотите достигнуть? Когда бы вы хотели уволиться? Какой инвестиционный доход нужно получить, чтобы больше никогда не пришлось работать? К какому возрасту вам хотелось бы достичь финансовой независимости?
  • Каковы ваши цели по управлению денежными средствами? Необходимо ли вам сбалансировать собственный бюджет или чековую книжку? Быть может, вам нужен финансовый тренер?
  • Какие инвестиции вам бы хотелось сделать? Сможете ли вы вложиться в новый интересный бизнес? Купить коллекцию старых монет? Открыть новую службу? Инвестировать в совместный фонд? Сэкономить деньги на собственную пенсию?
  • Сколько бы хотите сэкономить, чтобы оплатить своим детям высшее образование?
  • Сколько бы хотите тратить на путешествия и приключения?
  • Сколько бы хотите расходовать на развлечения?
  • Каковы ваши карьерные цели? Какую роль вы бы хотели иметь в компании? Какой прорыв в работе вы бы хотели совершить?
  • Какую должность желаете получить? Руководитель низшего звена? Управляющий? Руководитель компании? Чем бы вы хотели прославиться в рамках своей профессии? Какую репутацию вы бы хотели себе создать?

Второй этап. Установите срок исполнения для каждой цели в этой сфере (1 минута)

Напишите 1, если это займет год или меньше, 2, если два года, 3, если три года и т.д.

Третий этап. Выберите свою важнейшую цель в сфере финансов на ближайший год и напишите о ней абзац (2 минуты)

Из книги «Разбуди в себе исполина»:

“Далее выберите одну главную цель в сфере бизнеса и финансов и потратьте две минуты на написание абзаца, объясняющего, почему вы хотите достичь ее в течение года. Найдите как можно больше причин, чтобы сделать это. Выбирайте лишь те причины, которые заставят вас чувствовать энтузиазм и воодушевление по отношению ко всему процессу. И, опять-таки, если эти причины не являются убедительными в достаточной мере, следует отыскать другие или изменить существующие».

3. Развлечения, приключения

Теперь поставьте цели в сфере развлечения и приключений.

Первый этап. Запишите цели в сфере развлечений и приключений (5 минут)

Из книги «Разбуди в себе исполина»:

“Что бы вы хотели получить, имей вы полную финансовую свободу? Чем бы вы хотели заниматься? Явись пред вами джин, исполняющий тотчас любое желание, что бы вы у него попросили? Потратьте пять минут, чтобы записать все, что хотите получить, иметь, делать или испытать в собственной жизни».

Тони Роббинс делится некоторыми простыми примерами:

  • Вы бы хотели построить, создать или купить коттедж? Или собственный дворец? Пляжный домик? Быть может, вы бы хотели купить катамаран? А может яхту? Или даже остров? Спортивный автомобиль Ламборгини? Гардероб от Шанель? Вертолет? Реактивный самолет? Музыкальную студию? Художественную коллекцию? Частный зоопарк с жирафами, крокодилами и бегемотами? Или же машину виртуальной реальности?
  • Вам бы хотелось посетить открытие Бродвейского театра? Премьеру киноленты в Каннах? Концерт Брюса Спрингстина? Или театр Кабуки в Осаке, Япония?
  • Вы бы хотели сыграть в теннис в парном разряде с Моникой Селеш и Штеффи Граф или с Борисом Беккером и Иваном Лендлем? Посетить бейсбольную Мировую серию? Понести Олимпийский огонь? Сыграть в баскетбол против Майкла Джордана? Поплавать с розовыми дельфинами в океане Перу? Совершить восхождение в Гималаях вместе с Шерпами?
  • Вам бы хотелось сыграть в спектакле? Сняться в кино?
  • Какие экзотические места вам бы хотелось посетить? Может, вы бы хотели плавать по миру на Кон-Тики как Тур Хейердал? Посетить Танзанию, чтобы изучить шимпанзе? Поплавать на корабле Калипсо вместе с Жаком-Ивом Кусто? Побывать на пляжах французской Ривьеры? Поплавать на яхте вокруг греческих островов? Поучаствовать в празднике драконьих лодок в Китае? Принять участие в танце теней в Бангкоке? Нырнуть со скубой на Фиджи? Медитировать в буддистском монастыре? Прогуляться по мадридскому музею Прадо? Забронировать место в «Шаттле» для полета в космос?

Напишите 1, если это займет год или меньше, 2, если два года, 3, если три года и т.д.

Третий этап. Выберите свою важнейшую цель в сфере развлечений и приключений на ближайший год и напишите о ней несколько предложений (2 минуты)

Пусть она будет убедительной. Запишите все причины, по которым вы будете полностью отданы тому, чтобы достигнуть этой цели в течение следующего года. Если цель выглядит недостаточно убедительной, выберите другую, которая вдохновляет вас сильнее.

4. Общественная жизнь

Теперь поставьте цели в сфере общественной жизни.

Первый этап. Запишите цели в сфере общественной жизни (5 минут)

Из книги «Разбуди в себе исполина»:

“Эти цели могут быть наиболее воодушевляющими и убедительными, поскольку они дают возможность оставить свой след, создать последствия, сильно влияющие на человеческие жизни. Это может быть что-то незначительное, например, уплата десятины в церкви, участие в экологической программе, или же более существенной, в частности, создание организации для помощи обездоленным».

Тони Роббинс делится некоторыми простыми примерами:

  • Какой вклад в общественную жизнь вы можете сделать? Можете ли вы помочь построить приют для бездомных? Усыновить ребенка? Стать волонтером в бесплатной столовой для бедняков?
  • Вы бы могли сделать что-то полезное для защиты озонового слоя? Или заняться очисткой океанов? Бороться с расовой дискриминацией? Способствовать прекращению вырубки лесов?
  • Что бы вы могли изобрести? Может, вам удастся изобрести вечный двигатель? Или создать авто, работающее на отходах? Разработать систему распространения еды для всех, кто голоден?

Второй этап. Установите срок исполнения для каждой цели (1 минута)

Напишите 1, если это займет год или меньше, 2, если два года, 3, если три года и т.д.

Третий этап. Выберите свою важнейшую цель в этой сфере на ближайший год и напишите о ней абзац (2 минуты)

Вы уже и сами понимаете, что цель должна быть убедительной. Запишите все причины, почему вы будете стремиться достигнуть цели в следующем году. Если цель не выглядит достаточно убедительной, выберите другую, которая вдохновляет вас сильнее.

Пусть четыре главные цели вдохновляют вас на протяжении всего года

В результате этого упражнения у вас появилось четыре цели, которые будут побуждать к действию и позволят уделять силы самому важному на протяжении года.

Из книги «Разбуди в себе исполина»:

“Теперь у вас должно появиться четыре ключевых цели, рассчитанных на год, которые увлекают и воодушевляют вас, а также убедительные причины, подкрепляющие их. Как бы вы себя чувствовали, освоив и добившись всего этого за один год? Какого мнения вы бы о себе были? Как бы вы ощущали собственную жизнь? Мне сложно преувеличить важность тех веских причин, по которым вы будете достигать свои задачи. Если вы будете хорошо понимать, зачем вам что-то, вскоре вы поймете, как этого достигнуть.

Удостоверьтесь, что видите эти четыре цели ежедневно. Закрепите лист с написанными целями там, где он будет у вас на глазах каждый день , это может быть дневник, рабочий стол или пространство над зеркалом в ванной, и вы будете смотреть на список во время бритья или нанесения косметики. Если вы подкрепите цели уверенностью в себе и непрестанной работой по каждой из этих сфер , у вас будет гарантированный ежедневный прогресс. Примите решение следовать своим целям прямо сейчас, сделайте это немедленно».

Как говорится, мечты – это самое ценное, что у вас есть. Цели же являются мечтами со сроком исполнения.

Проживайте каждый день с мечтами, держа их рядом с собой и используя для того, чтобы бросить вызов судьбе и изменить историю своей жизни.

mob_info